Научная электронная библиотека. Профессиональная память

Память играет важную роль в жизни человека и его професси­ональной деятельности. Она лежит в основе любого психическо­го явления и обеспечивает единство и целостность личности. Память называют цементом личности. При нарушении памяти нарушается психическое здоровье человека и личность как цело­стная система распадается, разрушается.

Память - это одна из форм психического отражения, состоя­щая в закреплении, сохранении и последующем воспроизведе­нии в психике, сознании человека прошлого опыта, его отдель­ных элементов.

Память характеризуется тремя основными процессами: запоми­нание (ввод информации в память), сохранение (удержание) и воспроизведение. Организация запоминания влияет на сохране­ние. Качество сохранения определяет воспроизведение.

Запоминание - первичный процесс. От него во многом зависят сохранение сведений в памяти и их использование. В процессе за­поминания участвуют многие нервные центры и связи. Чем боль­ше их затронуто, участвует в этом процессе, тем запоминание надежнее. Различают преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) запоминание. Первое характеризуется сознатель­но поставленной целью запомнить что-либо полно, точно, быст­ро. Второе совершается как бы само собой. Произвольное запоминание наиболее продуктивно. На него в основном и опираются при обучении и воспитании.

По особенностям образующихся в процессе запоминания свя­зей принято различать механическое и смысловое запоминание. При механическом запоминании образуются преимущественно ассо­циации по смежности, т.е. то или иное событие запоминается потому, что идет тут же за другим или находится рядом с ним. Внутренние, существенные связи явлений, событий при этом не вскрываются. Поэтому для прочного запоминания требуются мно­гократные повторения.

Сохранение - непассивный процесс удержания информации. Особую роль в сохранении информа­ции, алгоритмов действий играет практическое их применение, практика. Исследования показали, что все, что, влияя на органы чувств человека, поступает в его мозг, запечатлевается там.

Воспроизведение - процесс извлечения из памяти сохраненно­го материала. Говорят о непроизвольном воспроизведении, когда мысль или образ всплывает в памяти без намерения личности. Произвольное воспроизведение может протекать на уровне узнавания, когда ус­танавливается идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти.

Забывание - про­цесс, обратный запоминанию. Подобно запоминанию забыва­ние - избирательный процесс. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже включается определенный материал в дея­тельность, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей.

Качества памяти определяются через скорость запоминания (количество повторений, необходимых для удержания материала в памяти) и скорость забывания (время, в течение которого за­помнившееся хранится в памяти). Оба параметра (время и количе­ство повторений) изменяются по шкале «быстро-медленно» и получают четыре сочетания, описывающих особенности памяти по быстроте запоминания и длительности сохранения.

Различают следующие типы памяти: словесно-логический и образный. Образную память подразделяют на зрительную, слухо­вую, двигательную. Уровень их развития у индивидов неодинаков, что позволяет говорить о словесно-логическом или образном типе памяти и о зрительном, слуховом, двигательном видах памяти, преобладающих у того или иного человека. Знание сильных и сла­бых сторон своей памяти помогает человеку правильно организо­вать процесс усвоения знаний.

Большинство людей имеют комбинированный тип памяти - зрительно-слуховой.

По материалу, сохраняемому памятью, ее можно разделить на когнитивную и эмоциональную. Когнитивная память - это про­цесс сохранения знаний. Эмоциональная память - это сохранение в сознании переживаний и чувств. Эмоциональная память на пе­режитое - непременное условие развития способности к сочув­ствию и состраданию. В зависимости от установки на длительность сохранения (по­мнить в течение нескольких минут или удерживать в сознании длительное время) выделяют краткосрочную и долговременную па­мять. Различие этих видов памяти подтверждается различными следами, хранящими информацию. Краткосрочную память связы­вают с биоэлектрическими контурами колебаний в нервной си­стеме, долгосрочную - с изменением структуры белка рибонуклеиновых кислот. От краткосрочной памяти отличают оперативную. Оперативная память непосредственно включена в регулирование деятельности для удержания ее промежуточных результатов. Она предполагает восприятие объектов в момент свершения действий, краткосрочное удержание в памяти образа и всей ситуации, а также их изме­нений.

Классификация видов памяти

ПАМЯТЬ

Память это психический познавательный процесс запечатления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Это связано с тем, что память является «сквозным» процессом, обеспечивающим преемственность психических процессов и объединяющим все познавательные процессы в единое целое.

Переработка в памяти какой-либо информации включает несколько процессов:

1.Запоминание определяет полноту и точность воспроизведения материала, прочность и длительность его сохранения. Запоминание может носить непроизвольный характер, т.е. совершаться помимо нашей воли. Однако гораздо большее значение для человека имеет произвольное форма запоминание, при которой усвоение информации стимулируется волевыми усилиями.

Существует два способа запоминания информации. При механическом запоминании образуются соответствующие материалу механические ассоциации. К такому способу человек обращается, когда материал непонятен, или если отсутствует желание его усвоить. Второе, смысловое запоминание , опирается на системы временных связей, уже образованных в прошлом опыте человека. При запоминании большого объема материала необходимо проводить смысловую группировку, разделив его на части, а также установить логические связи между частями.

2. Сохранение – процесс удержания информации в памяти. Материал лучше сохраняется в памяти в том случае, когда запоминанию сопутствовали эмоциональная окраска, заинтересованность и стремление как можно лучше и прочнее удержать материал в памяти. Выделяют два вида сохранения: динамическое и статическое. При динамическом сохранении хранящийся в памяти материал изменяется мало, при статическом сохранении материал подвергается определенной переработке, которая происходит под влиянием новой информации, непрерывно поступающей от органов чувств. Менее существенная информация может исчезать, заменяться другими деталями, может изменяться последовательность материала, степень его обобщения.

3. Процесс сохранения информации в памяти связан с процессом забывания – невозможностью восстановить ранее воспринятый материал. Забывание может проявляться в потере второстепенных деталей, схематизации материала, отбрасывании отдельных частей информации и пр. Забывание протекает неравномерно во времени. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его воспроизведения, а в дальнейшем забывание идет медленнее.

4. Узнавание – процесс сличения воспринимаемого объекта и того представления, которое сформировалось у человека ранее. Узнавание бывает разным по степени точности и полноты. Наименьшая степень узнавания проявляется в «чувстве знакомости», когда человек не может точно узнать признаки объекта, но уверен, что он ему знаком. Наибольшая степень узнавания - это полное узнавание, при котором человек безошибочно относит объект к определенной категории. Полное узнавание не вызывает у человека никаких сомнений в знании объекта восприятия.



5. Воспроизведение – процесс памяти, в результате которого происходит воссоздание полученной ранее информации. Выделяют два вида воспроизведения - непроизвольное и произвольное. Непроизвольное воспроизведение является непреднамеренным и может происходить неожиданно для человека. Произвольное воспроизведение - это активный волевой процесс припоминания: человек имеет цель вспомнить материал и для этого применяет волевые усилия.

Несмотря на многолетние исследования, полной картины о физиологических механизмах памяти пока нет. В настоящее время большинство исследователей считают, что постоянное хранение информации связано с химическими или структурными изменениями в мозге. Запоминание осуществляется посредством электрической активности, т.е. химические или структурные изменения в мозге должны влиять на электрическую активность и наоборот. Так, согласно одной из теорий многократная электрическая активность в нейронных цепях вызывает химические или структурные изменения в самих нейронах, что приводит к запоминанию информации.

Существует несколько классификаций видов памяти, основанием для которых являются различные критерии.

1. По продолжительности закрепления и сохранения материала выделяют:

Сенсорную память;

Кратковременную память;

Оперативную память;

Долговременную память.

Сенсорная память - это непосредственный отпечаток сенсорной информации. Эта система удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. Длительность сохранения информации при этом очень невелика – 0,1-0,5 с. За это короткое время в соответствии с ценностью поступающей информации решается вопрос о том, будут ли привлечены высшие отделы мозга к обработке поступивших сигналов. Если этой последующей обработки материала не происходит, то менее чем за одну секунду следы стираются и сенсорная память заполняется новыми сигналами.

Между сенсорной и кратковременной памятью можно выделить промежуточную составляющую - оперативную память. Оперативная память обслуживает непосредственно осуществляемые человеком операции. Например, когда мы выполняем какое-либо сложное арифметическое действие, то осуществляем его по частям. При этом мы удерживаем «в уме» некоторые промежуточные результаты до тех пор, пока имеем с ними дело.

Дальнейший этап переработки информации осуществляется в кратковременной памяти. Кратковременная память – этовид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации, как правило, не больше 20 сек. После этого она или стирается, или переводится в долговременную память. Объем кратковременной памяти индивидуален, он характеризует природную память человека, связанную со способностью механически запоминать воспринимаемую информацию. В среднем в кратковременной памяти сохраняется 7 единиц информации. Благодаря кратковременной памяти быстро перерабатывается значительный объем информации, отсеивается ненужная и остается потенциально полезная.

Долговременная память – это память, способная хранить информацию в течение длительного срока. Емкость долговременной памяти практически безгранична. Такая особенность долговременной памяти связана с неограниченной емкостью человеческого мозга: он состоит из 10 млрд. нейронов, каждый из которых способен удерживать существенное количество информации.

2. По характеру психической активности выделяют:

Двигательную память;

Эмоциональную память;

Образную память;

Словесно-логическую память.

Двигательная или моторная память – запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. Этот вид памяти является основой для формирования различных практических и трудовых навыков, а также навыков ходьбы, письма и т.д.

Эмоциональная память – это память на чувства, заключающаяся в способности запоминать и воспроизводить чувства. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают в виде сигналов, либо побуждающих к действию, либо удерживающих от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

Образная память - это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений, однако эти представления могут расходиться со своим оригиналом, а с течением времени эти различия могут существенно углубляться. Это связано с особенностями самих представлений и образной памяти как таковой. К таким особенностям относят бледность, фрагментарность и неустойчивость представлений.

Словесно-логическая память тесным образом связана со словом, мыслью и логикой. Этот вид памяти позволяет быстро и точно запомнить смысл событий, логику рассуждений или какого-либо доказательства, смысл читаемого текста. Словесно-логическая память - специфически человеческая память, в отличии от двигательной, эмоциональной и образной, которые в простейших формах свойственны и животным. Словесно-логическая память, опираясь на развитие других видов памяти, становится ведущей у человека, и от уровня ее развития зависит развитие всех других видов памяти.

3. По характеру целей деятельности выделяют:

Непроизвольную память;

Произвольную память.

Непроизвольная память – это память, когда запоминание и воспроизведение осуществляются автоматически, без волевых усилий человека, без контроля со стороны сознания. При этом отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить. При произвольной памяти присутствует специальная мнемическая задача, а сам процесстребует волевого усилия.

К основным характеристикам памяти относятся: объем, быстрота воспроизведения, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации.

Объем – это характеристика памяти, которая раскрывает возможности запоминания и сохранения информации. В качестве показателя объема памяти используют количество запомненных единиц информации. Объем кратковременной памяти составляет от 5 до 9 единиц информации.

Быстрота воспроизведения – это способность человека использовать в практической деятельности имеющуюся у него информацию. При этом одни люди достаточно легко используют свои «информационные запасы», а другие могут испытывать серьезные затруднения при попытке воспроизвести информацию, необходимую для решения даже знакомой задачи.

Точность воспроизведения – это способность точно сохранять и точно воспроизводить запечатленную в памяти информацию. В процессе сохранения в памяти часть информации утрачивается, а часть – искажается, и при воспроизведении этой информации человек может допускать ошибки.

Длительность – отражает способность человека удерживать определенное время необходимую информацию.

Готовность воспроизвести сохраненную информацию – это способность человека воспроизвести нужную информацию в необходимой ситуации.

Для развития профессиональной памяти ее необходимо постоянно тренировать. Тренировки могут носить как индивидуальный, так и групповой характер. Основной целью тренировки профессиональной памяти является совершенствование их индивидуальных способностей: запоминать быстро и точно; запоминать наибольший объем информации; запоминать фамилии, адреса, слова, фразы, разговор, лица; запоминать номера телефонов, номера автомашин; запоминать запахи, звуки.

Существует правило умственной работы - отдыхать, меняя занятия. Это верный путь избежать переутомления, что также важно в процессе тренировки профессиональной памяти.

Одна из основных заповедей улучшения памяти - повторение.

Допустим, стоя на посту, Вы хотите запомнить проезжающую автомашину. Для этого надо взглянуть внимательно на нее несколько раз подряд. Закрывая и открывая глаза и сравнивая при этом то, что вы видите, и то, что появляется на экране вашего внутреннего зрения. От раза к разу зрительное внимание будет становится ярче, богаче, отчетливее - сработает тренированность памяти.

Следует приучить себя всегда и везде тренировать подобным образом зрительную память. Например, на улице прошел мимо вас прохожий. Попробуйте мысленно описать его портрет (в чем он одет, рост, особые приметы походки и т.д.), затем оглянитесь и проверьте, так ли это.

Полено знать и правило процесса повторения при запоминании прочитанного. Это упорное чередование чтения (восприятия) с припоминанием про себя, а затем рассказом прочитанного. Причем надо повторять (если заучиваете) текст - будь то оперативная информация или стихи - не по частям, а в целом. Если забыли что-то, не торопитесь заглянуть в источник, лучше «загляните» в память.

При повторениях не следует переутомляться. Через 40-50 минут полезно делать перерыв на 10-15 минут. Полезно повторять перед сном, а также утром, на «свежую голову».

Очень эффективен метод логического, ассоциативного запоминания. Запоминая что либо из прочитанного, надо не просто зазубривать факты и описания, а стараться подобрать к ним какие-либо известные аналоги. Тогда в будущем вы сможете быстро «вытащить» из кладовой памяти эти сведения.

Полезно разбивать материал на смысловые куски, выделяя при этом главное и второстепенное, аргументированное и бездоказательное, сложное и простое. И очень важно, чтобы все было осмысленно, ни одного механического запоминания! Установлено, что продуктивность смысловой памяти в 25 раз выше продуктивности механической памяти.

Значительное повышение общей продуктивности профессиональной памяти может быть достигнуто при условии систематичности и непрерывности тренировок, при выполнении профессионально значимых упражнений. Для проведения специальных тренировок профессиональной памяти, как показывает опыт, целесообразно отводить 10-25 минут. Значительный эффект может быть получен при проведении специальных тренировок в кабинете психологической подготовки ежедневно (10-15 минут) до начала службы или во второй половине дня.

Занятия по развитию профессиональной памяти могут включать в себя:

Тренировки в запоминании и узнавании номеров автомашин, находящихся в розыске.

Тренировки в запоминании примет автомашин.

Тренировки в запоминании количества и взаимного расположения предметов.

Сложность занятий целесообразно увеличивать с учетом достигаемых результатов.

Процессы памяти. Характеристика основных процессов памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, узнавание.

Классификация видов памяти. Классификация видов памяти в зависимости от запоминаемого содержания и формы воспроизведения (эмоциональная, двигательная, образная, словесно-логическая). Эйдетизм. Образы представления. Реконструкция образа. Влияние модальности заучивания и воспроизведения.

Вопросы для изучения:

1. Понятие памяти.

2. Процессы памяти.

3. Классификация видов памяти.

Понятие памяти

Память – это психический процесс, состоящий в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении индивидом своего опыта.

Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов. Многими исследователями память характеризуется как «сквозной» процесс, обеспечивающий преемственность психических процессов и объединяющий все познавательные процессы в единое целое.

Например, когда мы видим предмет, который раньше уже воспринимали, мы узнаем его. Предмет нам кажется знакомым, известным. Сознание того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом, называется узнаванием.

Мы можем вызвать в нашем сознании образ предмета, который в данный момент мы не воспринимаем, но воспринимали его раньше. Этот процесс - процесс воссоздания образа предмета, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого в данный момент, называется воспроизведением. Воспроизводятся не только воспринимаемые в прошлом предметы, но и наши мысли, переживания, желания, фантазии и т. д.

Необходимой предпосылкой узнавания и воспроизведения является запечатление, иди запоминание, того, что было воспринято, а также его последующее сохранение.

Таким образом, память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом.

2. Основные свойства памяти

К наиболее важным свойствам памяти относятся: длительность, быстрота (запоминания и воспроизведения), точность, готовность, объем (рисунок). От этих характеристик зависит то, насколько продуктивна память человека.

Объем – способность одновременно сохранять определенное количество информации. Средний объем кратковременной памяти – 7 различных элементов (единиц) информации.


Быстрота запоминания – отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специальных тренировок памяти.

Точность – проявляется в адекватном воспроизведении фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в адекватном воспроизведении содержания информации.

Длительность – определяется временем сохранения информации. Также очень индивидуальное качество: некоторые люди могут вспомнить лица и имена школьных друзей много лет спустя, некоторые забывают их спустя всего несколько месяцев. Длительность памяти имеет избирательный характер.