Налоги и цены. Энциклопедия маркетинга

К налогам на производителей товаров я отнесу все налоги, которые способствуют удорожанию стоимости производимых товаров. Таким образом, НДС, о котором говорят, что его платят потребители, рассматривается мною именно как налог на производителей.

Налоги на производителей

Светуньков С.Г.

К налогам на производителей товаров я отнесу все налоги, которые способствуют удорожанию стоимости производимых товаров. Таким образом, например, налог на добавленную стоимость, о котором говорят, что его платят потребители, рассматривается мною именно как налог на производителей. Логика здесь очевидна - НДС приводит к увеличению цены на товар, а значит, к снижению равновесных объемов. То есть приводит к уменьшению производственной программы, снижению общего размера прибыли и ухудшению состояния на предприятии. Почему же этот налог следует считать налогом на покупателя, а не на производителя?

Очевидно, что любой налог на производителя приводит к изменению положения поверхности предложения в пространстве цена-объем-доход.

Для целей анализа данного параграфа цену товара Р следует рассмотреть как сумму двух слагаемых: условно-постоянной части цены Рo (той части себестоимости, которая не зависит напрямую от объемов продукции - амортизация, ремонтный фонд и т.п.) и условно-переменной части цены (сырье, материалы, оплата труда, прибыль) P1:

Р = Рo + P1. (1)

Такая постановка позволяет рассмотреть наиболее полно существующие налоги на производителей в трехмерном пространстве.

Налоги на имущество, на землю, на пользование природными ресурсами и многие другие способствуют увеличению размера первого слагаемого суммы.

Значительно большее количество налогов способствует увеличению второй составляющей цены - отчисления в многочисленные фонды социальной направленности (соцстрах, обязательное медицинское страхование и т.п.), налог на прибыль и акциз, НДС. В эту же группу налогов следует отнести и множество мелких налогов, исчисляемых от различных элементов себестоимости. В России это налог на содержание милиции, жилкомхоза и т.п.)

Для того, чтобы осуществить правильный анализ налогов на потребителей, необходимо вернуться к кривой предложения.

Хочу повторить, что поверхность предложения в пространстве объем-цена-доход проецируется на плоскость цена-объем именно на эту кривую, так как предложение в данном случае рассматривается как независящее от доходов потребителя. Случай активного маркетинга не рассматривается.

На рисунке 1 изображена эта кривая и тот ее вариант, когда налог берется от условно-постоянных затрат себестоимости.

При этом кривая сдвигается параллельно самой себе вправо на величину начисленных налогов Н1. Каковы будут последствия действия этого налога?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вновь найти равновесную кривую в трехмерном пространстве цена - объем - доход и изучить ее проекции на ортогональные плоскости. С учетом того, что разбираемый случай является простейшим, такие построения будут сейчас излишними - по сравнению с построениями первых параграфов данной работы изменится лишь то, что поверхность предложения сдвинется вдоль оси цен параллельно самой себе.

Рисунок 1. Кривая предложения и ее вариант при налогообложении условно постоянных затрат

При этом для товара повседневного спроса произойдет параллельный перенос равновесной кривой. Ее проекции будут смещены на плоскости объем-доход вправо вдоль оси доходов, на плоскости объем-цена - вдоль оси цены, а на плоскости цена-доход - по направляющей, проходящей под углом к этим двум осям.

Таким образом, налогообложение условно-постоянных затрат товаров повседневного спроса приводит к повышению их цен и изменению структуры потребления данного товара. При этом следует отметить, что части лиц с низкими доходами товар становится недоступным - их доходы не позволяют приобрести хотя бы единицу товара. Значит, реальный уровень благосостояния у этой группы лиц уменьшается и очень заметно. Часть лиц с высоким уровнем дохода увеличивает объемы потребления данного товара и платит за него несколько большую цену, чем ранее. Уровень благосостояния у этой группы также уменьшается, но практически незаметно для нее.

Сложнее обстоит дело с товарами, не являющимися предметами повседневного спроса. Линия максимальных объемов поверхности спроса с увеличением цены имеет тенденцию к снижению величины объемов и стремится при этом к нулевым объемам. Поэтому параллельный сдвиг поверхности предложения вдоль оси цен приводит не только к смещению равновесной кривой вдоль оси доходов, но и к изменению ее конфигурации - уменьшаются и величины равновесных объемов.

Рисунок 2. Влияние налога на условно-постоянную часть цены продукции для товара, не являющегося необходимым

На рисунке 2 показана проекция равновесной кривой без налогообложения (сплошной линией) и при введении такого налога (пунктирной линией). Из графика данного рисунка со всей очевидностью следует, что данный вид налогообложения товаров, не являющихся предметами первой необходимости, приводит как к уменьшению объемов производства и приобретения, так и к увеличению цен. Размеры этого увеличения или уменьшения вовсе не являются пропорциональными величинам налоговых ставок - поверхность спроса и поверхность предложения не линейны. Поэтому их сдвиг приводит к непропорциональному изменению месторасположения равновесной кривой.

Для отдельных производств этот тип налогообложения может оказаться губительным, особенно в том случае, когда объем спроса резко падает с увеличением роста цен, а производство не имеет мощных основных фондов.

Как повлияет на рыночное равновесие другой тип налогообложения - установление налогов, пропорциональных объему выпускаемой продукции? Вначале вновь надо построить кривую предложения на плоскости цена-объем и рассмотреть, как изменится вид и месторасположения кривой, а значит, и поверхности предложения в этом случае.

Рисунок 3. Кривая предложения и ее вариант при налогообложении условно-постоянных затрат

На рисунке 3 изображена эта кривая, а также ее вариант в случае, когда налог берется в зависимости от части цены -условно-переменных затрат. При этом кривая, очевидно, начинается из той же точки Рo, что и ранее, но с увеличением объемов становится все более и более пологой, так как с увеличением объемов предложения увеличивается и сумма налога в цене.

Как скажется на рыночном равновесии такое действие налога?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вновь найти равновесную кривую в трехмерном пространстве цена-объем-доход и изучить ее проекции на ортогональные плоскости пространства.

С учетом того, что разбираемый случай является более сложным, чем предыдущий, и не каждый читатель в состоянии представить себе ситуацию в уме, следует сделать эти построения графически. Читатель, который может это сделать самостоятельно, пропустит следующие ниже построения.

Для того чтобы получить искомое изображение на графике, воспользуюсь уже имеющимся опытом построения ряда параграфов первой части книги и теми результатами, которые в этой части были уже получены.

Алгоритм построений изображен на графике рисунка 4. Для облегчения восприятия моих действий, поверхность спроса выделена более жирными линиями, чем две поверхности предложения (одна из которых изображена пунктирной линией).

Рисунок 4. Влияние налога на условно-переменную часть цены товара первой необходимости и равновесная кривая

На рисунке 4 изображена поверхность спроса для товара первой необходимости, а также две поверхности предложения - без налога и с налогом на условно-переменную составляющую цены. Легко убедиться в том, что кривая рыночного равновесия изменила свое положение в пространстве цена-объем-доход - она стала более пологой относительно оси объемов и вытянутой вдоль плоскости цена-доход. Проекции этих двух кривых на ортогональные плоскости пространства объем-доход и цена-доход изображены соответственно на рисунках 5 и 6.

Рисунок 5. Влияние налога на условно-переменную часть цены продукции товара первой необходимости

Из графика рисунка 5 видно, что равновесная кривая при налогообложении условно-переменной части цены в значительной степени изменила свой характер. Равновесные объемы потребления товара при этом в зависимости от дохода несколько уменьшились для группы лиц с невысокими доходами. Они же значительно увеличились для лиц с высокими доходами (пунктирная линия рисунка 5).

По сути, максимум проекции равновесной кривой на плоскость объем-цена стал значительно более пологим, чем до подобного вида налогообложения. Это означает, что максимальные объемы потребления этого товара значительно увеличиваются, что, естественно, влечет за собой и рост общего объема производства товаров первой необходимости, со всеми вытекающими из этого последствиями, рассмотренными мною в предыдущем параграфе.

Немаловажную информацию несет в себе и другая проекция равновесной кривой, а именно, проекция на плоскость цена-доход (рисунок 6). На рисунке вновь пунктирной линией изображена проекция равновесной кривой после обложения налогом, пропорциональным объему производимой продукции.

Рисунок 6. Влияние налога на условно-переменную часть цены продукции товара первой необходимости

Из рисунка следует, что общий уровень цен данного товара значительно повысился. Если перемножить объемы товара (рисунок 5) на цены товара (рисунок 6), то полученное произведение будет характеризовать общий уровень расходов потребителей на этот товар. Легко убедиться в том, что он значительно возрос. Кроме того, уровень доходов, при котором интересы покупателя "переключаются" на другой товар C"tr также сместился C"tr > Ctr. Это значит, что изменяется и структура потребления - товары наукоемкие приобретаются в меньших размерах, чем товары материалоемкие.

Более сложной будет ситуация в случае, когда налоги на условно-переменную часть цены начисляются и берутся для товара, который не является предметом первой необходимости. В отличие от только что рассмотренного случая объемы на поверхности линии максимальных объемов для такого товара уменьшаются с увеличением цены и стремятся к нулю. Это означает, что с увеличением цены товара при таком налогообложении общие равновесные объемы приобретения уменьшаются (пунктирная кривая рисунка 7). Так как при малых объемах производства налог еще мал, то минимальная и максимальная величины доходов, при которых начинаются и заканчиваются приобретения, практически совпадают на равновесных кривых как в случае такого налогообложения, так и при его отсутствии.

В то же время максимум объема приобретения несколько сместился вправо вдоль оси доходов, а сама величина этого максимума уменьшилась.

Рисунок 7. Влияние налога на условно-переменную часть цены продукции для товара, не являющегося предметом первой необходимости

Это означает, что общие объемы приобретения данного товара уменьшаются. Как же обстоит дело с равновесными ценами? Ответ на этот вопрос можно найти на рисунке 8, на котором изображена проекция двух равновесных кривых на плоскость цена-доход.

Из рисунка легко увидеть, что равновесные цены увеличились. Причем, вновь, как и в предыдущем случае, минимальные и максимальные значения доходов не изменились. Увеличилась величина ценового максимума, который также сместился вправо вдоль оси доходов.

Анализируя два рисунка - 7 и 8 - можно выдвинуть любопытную гипотезу. Уменьшение объемов приобретения как бы компенсируется увеличением цен на товар. Или: если перемножить объемы приобретения на цены приобретения товара, не являющегося предметом первой необходимости, до введения данного налога и после их введения, а затем суммировать, полученные суммы будут незначительно отличаться друг от друга.

Это может означать следующее. Потребители на данный товар тратят одну и ту же сумму денежных средств при различных ставках налога на условно-переменную часть цены. Эта гипотеза, конечно же, нуждается в тщательной проверке, но теоретические модели, построенные только что, позволяют эту гипотезу выдвигать.

Рисунок 8. Проекции равновесных кривых на плоскость цена-доход для товара, не являющегося необходимым

На этом рассмотрение влияния того или иного способа налогообложения на производителей можно закончить. Конечно, в развитие предложений и посылок данного параграфа можно было бы рассмотреть указанные выше способы более подробно.

Я думаю, что можно было бы получить интересные результаты, если рассматривать не только принцип налогообложения, но и различные типы ставок этих налогов - пропорциональные, прогрессивные, регрессивные и т.п. Это, однако, задача, которую можно будет решить в ближайшем будущем.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.marketing.spb.ru/

Cтраница 1


Увеличение налогов допустимо в большей части республик, потому что гражданин, думающий, что он платит их самому себе, желает платить их и обычно благодаря природе этого правления имеет возможность это делать.  

Увеличение налога может побудить производителя добиться уменьшения затрат (например, используя новые приемы и технические усовершенствования в производстве) и за счет этого покрыть налог.  

Увеличение налогов с предприятий, таких, как налог с оборота, акцизные сборы, налог на социальное обеспечение, так же как и увеличение заработной платы, может увеличить издержки на единицу продукции и сократить совокупное предложение.  

Увеличение налогов выражает, как правило, все большее отвлечение национального дохода на неэкономические цели и главным образом на милитаризм и содержание аппарата управления. С этой точки зрения налоги относятся к непроизводительным издержкам производства. Вокруг налоговой политики государства происходит острая борьба между социальными слоями общества, между группами собственников. Работники ведут борьбу за снижение налогового бремени.  

Увеличение налогов происходит преимущественно за счет косвенного обложения, гл. Поступления от таможенных пошлин сокращаются в связи с падением мировых цен на индийские экспортные товары и сокращением импорта потребительских товаров.  

Сокращает ли увеличение налогов бюджетный дефицит. Профессора Джеймс Ахиакпор и Саллех Амирхалкали, внимательно изучив канадскую статистику, пришли к отрицательному заключению.  

С каждым увеличением налога некоторое количество товаров исчезает из потребления.  

С другой стороны, увеличение налогов увеличивает доходную часть государственного бюджета, способствуя тем самым сокращению бюджетного дефицита.  

Огромные расходы вызвали необходимость увеличения налогов - главного финансового метода мобилизации ресурсов в государственный и местные бюджеты.  

Дефляция осуществляется в основном посредством увеличения налогов, предотвращения роста заработной платы или ее замораживания, снижения расходов государственного бюджета, путем кредитной рестрикции (сокращения объемов кредитов), за счет увеличения продажи государственных ценных бумаг. Обычно влечет негативные социальные последствия.  

Равновесие инвестиций и сбережений.  

В случае неблагоприятных ожиданий, увеличения налогов, действий Центрального банка, направленных на снижение денежной массы, и других факторов, кривая инвестиций сместится влево (PI2), при этом процентная ставка должна снизится до нового уровня при котором реализуется новое равновесное состояние (В), при этом объем реального национального продукта не изменяется, а сокращение сбережений тождественно увеличению объемов потребления. Смещение кривой сбережений не происходит в связи с отсутствием изменения национального продукта или дохода, в процессе корректировки.  

Дефляция осуществляется в основном посредством увеличения налогов, предотвращения роста заработной платы или ее замораживания, снижения расходов государственного бюджета, продажи государственных ценных бумаг.  

Мало кто понимает, что основным результатом увеличения налогов на предпринимательство является отнюдь не снижение доходов миллионеров. Налоги представляют из себя просто издержки, которые почти всегда перекладываются на потребителя в виде более высоких цен. Эта же самая продукция стоит больше, следовательно, производительность при этом будет ниже. Вместе с тем, поскольку организация даже не получает возросший доход в свои руки и не может вложить эти суммы в свою стоимость, рост цен обычно ведет к уменьшению объема денег, предназначенных для капиталовложений. И до тех пор, пока правительство не разработает налоговое законодательство так, чтобы стимулировать капиталовложения в более эффективное оборудование, организации вполне могут и подождать с такими капиталовложениями.  

Часто высказывается точка зрения о том, что увеличение налога с оборота автоматически снижает полученную предприятием прибыль и как следствие платежи из нее в бюджет. Поэтому активизация использования налога с оборота среди практических финансовых работников нередко трактуется как мероприятие, меняющее лишь места слагаемых. Рассмотрим этот вопрос на примере. При заданном объеме производства и реализации продукции оно уплачивает 3000 тыс. руб. налога с оборота и получает 2000 тыс. руб. расчетной прибыли.  

Изучаемые вопросы.

Виды налогов: аккордный и количественный. Последствия применения потоварного налога на потребителя и производителя. Последствия применения НДС на потребителя и производителя.Последствия применения адвалорного акциза на потребителя и производителя.

В результате введения налогов и субсидий появляются стимулы для увеличения (уменьшения) производства и /или потребления.

Рассмотрим влияние различных видов налогов на рыночное равновесие.

Аккордный (паушальный ) - налог, взимаемый в виде фиксированной суммы (Тх=соnst). Пример - плата за лицензию.

Количественный - налог , сумма которого зависит от размера налогооблагаемой базы (стоимостной, физической или иной характеристики объекта налогообложения). Внутри данной группы налогов нас будут интересовать два вида: потоварный и стоимостной.

Потоварный - налог, сумма которого зависит от размера выпуска. Налоговая ставка (t) указывает, какая сумма должна быть уплачена государству с каждой единицы объема продаж. Общая сумма налоговых сборов равна: Тх = tQ . Пример - специфические акцизы (акцизы с твердыми налоговыми ставками в виде абсолютной суммы на единицу измерения , например, акцизы на спиртосодержащую продукцию, бензин и автомобили в России).

Стоимостной - налог, сумма которого зависит от стоимости реализации. Налоговая ставка (t) указывает, какая доля стоимости реализации должна быть уплачена государству в виде налога.

Общая сумма налоговых сборов равна: Тх = t ∙[РQ]. Однако данное выражение может быть записано в другом виде: Тх=[ t Р]∙ Q . В этом_случае налоговую ставку (t) можно интерпретировать как долю цены реализации, которая должна быть уплачена государству виде налога с каждой проданной единицы товара.

Внутри данной группы налога также выделяют два вида в зависимости от того, цена потребителя (Рd) или производителя (Р s ) используется при расчете стоимости реализации. Примером первого варианта могут служить адвалорные акцизы, второго - НДС и налог с продаж.

Рассмотрим более подробно последствия применения потоварного налога, НДС и адвалорного акциза. Прежде всего, остановимся на общих положениях, касающихся всех видов рассматриваемых налогов.

Во-первых, все они приводят к тому, что после налогообложения цена, уплачиваемая за товар потребителем, оказывается выше цены, которую получает производитель . Действительно, если налог платит производитель, то после расчета с покупателем он должен часть цены товара перечислить в виде налога государству, то есть продавец получит меньше, чем заплатил потребитель.

Если же налог оплачивает покупатель, то после расчета с продавцом, он обязан еще некоторую сумму перечислить в виде налога, в итоге заплатив больше, чем получил производитель. Различия же трех видов налогов касаются только того, на сколько отличаются указанные величины.

Последствия применения потоварного налога

Пусть первоначально рынок товара находится в равновесии. Если первоначальная кривая спроса имела вид: , а кривая предложения: , то в таком случае равновесие до применения налога соответствовало решению следующей системы уравнений:

На графике равновесие установится в точке пересечения кривых спроса и предложения -. Равновесный объем составит ед. товара, а равновесная цена -.

Пусть правительство установило налог (per unit tax) в виде фиксированной суммы t (ден. ед.), отчисляемой с каждой единицы товара. Введение потоварного налога приводит к одинаковому результату независимо от того, кто непосредственно платит налог в государственный бюджет - потребители или производители товара.

Если потоварный налог уплачивают производители , то издержки производства каждой единицы продукции возрастут на величину потоварного налога. Предложение товара уменьшится, кривая предложения сдвинется из положения в положение (рис.1). Расстояние по вертикали между кривыми предложения и равно потоварному налогу t при любом объеме выпуска. Потребители покупают товар по цене =(цена потребителя), из которой производители уплачивают налог t за каждую единицу проданного товара. Фактическая цена, которую получают производители (фирмы) за каждую единицу товара, равна Рs = Рd – t. По цене Рs производители поставят на рынок товар в объеме единиц .


После применения налога (независимо от того, на продавца или потребителя он был наложен) возникает другая система уравнений:

(2)

Подставим в уравнение 1 системы (2) , и приравняем , получим:

(3)

Приравняв уравнения системы, получим: a-b или ;

Подставив «цену потребителя» в уравнение 1 системы (2), определим равновесный объем продаж после введения налога , а вычитая из налог t, получим «цену производителя»- Ps.

Упражнение 1.

Предложение авторучек в селе Замараево задается функцией, а спрос на них (количество, штук, P - цена, рублей). Государство вводит налог, уплачиваемый продавцами, в размере 10 рублей на каждую проданную авторучку .

Определите:

· чему будут равны налоговые поступления в бюджет, и как налоговое бремя распределится между покупателями и продавцами;

·

·

Решение:

1. Определим первоначальные параметры равновесия. Приравняем функцию спроса к функции предложения и определим равновесную цену, учитывая, что в точке равновесия Pd=Ps=P. . =70; Q1=150.

2. .

3.

4.

=3(Р-10)-60=3Р-90.

5. Равновесные цена и объем продаж после введения налога составят:

360-3Р = 3 P -= 6 P . = 75 (д. е.). Q 2 = 135(шт.). = Pd - это «цена потребителя», производитель, после уплаты налога получит цену

6. Доходы государственного бюджета от введения налога составят: Т= Q 2 t = 1350 д. е.

Tc = =(75-70)∙135=5∙135=675.

T Р ==675.

.

P S2=.

11. Чистые потери общества от введения налога DWL=

Рассмотрим вариант, соответствующий введению потоварного налога на потребителей. В этом случае потребители снизят свой спрос на товар, и кривая спроса сдвинется вниз вдоль оси Р на величину налога t. Иными словами, потребители будут готовы приобрести такое же, как и прежде, количество товара только по цене на t ден. ед. ниже первоначальной.

Подставим в уравнение 1 системы (2) , и приравняем получим

a-b()=.Определим цену, которую получит производитель после уплаты налога на производителя: .

«Цена потребителя» .

Подставив «цену потребителя» в уравнение 1 системы (2) или «цену производителя» в уравнение 2 системы (2), определим равновесный объем продаж после введения налога.

Упражнение 2.

Функции спроса и предложения на рынке товара Х описываются уравнениями , . Государство вводит фиксированный сбор, взимаемый с покупателя в 5 ден. ед.

Определите:

· объем продаж и цену товара Х до и после введения налога;

·

· как изменятся излишки покупателей и продавцов после введения налога;

· чему равна величина безвозвратных потерь?

Решение:

1.

. =7; Q1=23.

2. Излишки потребителей до введения налога составляли: CS1=.

3. Излишки производителя до введения налога составляли: PS1=

4.

=30-(Рs+5 )= 25 -Ps .

5. Равновесные цена и объем продаж после введения налога составят:

, = Ps = 6 (ден. ед.). Q 2 = 19 ед. Новая равновесная цена = P s - это «цена производителя», потребитель, после уплаты налога получит цену

6. Доходы государственного бюджета от введения налога составят: Т= Q 2 t = 19∙5=95 ден. ед.

7. Налоговое бремя на потребителей (площадь прямоугольника ) составит Tc = =(11-7)∙19=4∙19=76 ден. ед.

8. Налоговое бремя на производителей (площадь прямоугольника ) составит

T Р =95-76=19 ден. ед.

9. Излишки потребителей после введения налога: CS2=.

10. Излишки производителей после введения налога: P S2=.

11. Чистые потери общества от введения налога DWL=

В результате введения потоварного налога:

· сократится равновесный объем товара, реализуемого на рынке,

· повысится рыночная цена товара, Рd > Р1;

· потребители получат меньше товара и по более высокой цене;

· производители смогут реализовать меньший объем товара и по более низкой цене.

Общая сумма налога Т, поступающего в бюджет, равна Т=t∙. Хотя налог непосредственно платят продавцы, фактически он распределяется между покупателями и продавцами: потребители платят налог =, производители – налог . Распределение общей суммы налога Т между покупателями и продавцами зависит от эластичности спроса и предложения.

Чем более эластичен спрос, тем меньшую часть налога при прочих равных условиях выплачивают потребители и большую часть – производители. Чем более эластично предложение, тем меньшую часть налога при прочих равных условиях выплачивают производители и большую часть потребители.

От введения потоварного налога проиграют и потребители, и производители. На рынке данного товара проиграет общество в целом, так как излишки потребителей и производителей уменьшатся не только на величину налоговых поступлений в бюджет, но и на величину безвозвратных потерь DWL. Из производства данного товара ресурсы перераспределяются в другие отрасли, что вызовет в них искажения цен и объемов.

Последствия применения НДС

Пусть ставка налога устанавливается в виде определенной надбавки (t %) к первоначальной цене товара. В этом случае, если ранее производители согласны были предложить данное количество товара по цене Ps, то теперь они согласятся предложить это же количество товара, только если новая цена - будет на t % больше старой цены: = Ps(1+t), следовательно, Рs=, где =Pd.

Примером такого налога служит НДС, который можно рассматривать как процентную надбавку к цене производителя. В таком случае равновесие после применения налога, независимо от того, на продавца или потребителя он был введен, будет соответствовать следующей системе уравнений:

(4)

Рассмотрим вариант, когда введен налог на производителя .

Новая функция предложения примет вид: . По отношению к первоначальной она выглядит повернутой против часовой стрелки вокруг точки пересечения с осью Q. Определим новые параметры равновесия. Для этого решим уравнение . Пересечение «нового предложения» и спроса определит в данном случае значение Pd, а для нахождения значения Ps необходимо вычесть из Pd величину (t∙Ps)

Упражнение 3.

Предложение товара В задается функцией, а спрос на него – функцией (Q - количество, штук, P - цена, ден. ед.). Государство вводит налог, взимаемый с продавцов, в виде 10% надбавки к цене товара.

Определите:

·

· чему будут равны налоговые поступления в бюджет, и как налоговое бремя распределится между покупателями и продавцами;

· как изменятся излишки покупателей и продавцов после введения налога;

· чему равна величина безвозвратных потерь?

Решение:

1. Определим первоначальные параметры равновесия. Приравняем функцию спроса к функции предложения и определим равновесную цену, учитывая, что в точке равновесия Pd=Ps=P. . = 5 ; Q1= 3 .

2. Излишки потребителей до введения налога: CS1=.

3. Излишки производителя до введения налога: PS1=

4. Новая (после введения налога) функция предложения будет иметь вид: .

5. 8- Pd =. Pd = = Pd - это «цена потребителя». Производитель, после уплаты налога получит цену Равновесный объем Q2=8-5,23=2,77.

6. Доходы государственного бюджета от введения налога составят: Т= .

7. Налоговое бремя на потребителей Tc = =(5,23-5)∙2,77=0.232,77=0,637.

8. Налоговое бремя на производителей T Р =1,32-0,637=0.683.

9. Излишки потребителя после введения налога: CS2=.

10. Излишки производителя после введения налога: P S2=.

Рассмотрим вариант решения, соответствующий введению подобного налога на потребителя.

В результате введения налога спрос уменьшится. Как видно из графика, пересечение «новой» функции спроса и функции предложения определит значение Ps - «цены производителя», а для нахождения цены потребителя необходимо к Ps прибавить (t∙Ps).

(5)


Упражнение 4.

Функции спроса и предложения на рынке товара В описываются уравнениями и

. Государство ввело потоварный налог, взимаемый с покупателей в виде 10% надбавки к цене товара. На сколько единиц увеличилась равновесная цена в результате введения налога?

Решение:

1. Определим первоначальные параметры равновесия. Приравняем функцию спроса к функции предложения и определим равновесную цену, учитывая, что в точке равновесия Pd=Ps=P. . =10; Q1=30.

2. Излишки потребителей до введения налога: CS1=.

3. Излишки производителя до введения налога: PS1=

4. Новая (после введения налога) функция спроса будет иметь вид: .

5. Определим равновесные цену и объем продаж после введения налога, приравняв функции спроса и предложения: .

6. P S = = Ps - это «цена производителя». Потребитель, после уплаты налога получит цену ден. ед. Равновесный объем .

7. Доходы государственного бюджета от введения налога составят: Т=0,5∙(Ps∙ Q 2 )=0,5∙9,1∙26,35≈119,9 ден. ед.

7. Налоговое бремя на потребителей Tc = =(13,65-10)∙26,35≈96,2.ден. ед.

8. Налоговое бремя на производителей T Р =119,9-96,2≈23,7.

9. Излишки потребителя после введения налога: CS2=.

10. Излишки производителя после введения налога: P S2=.

11. Чистые потери общества от введения налога:

Последствия применения адвалорного акциза

Допустим, государство установило налоговую ставку в размере t % от цены товара. Фразу «налог составляет t % от цены товара» следует понимать в действительности как «налог составляет t % от новой (после введения налога) цены товара. Так, если ранее производители были готовы предложить определенное количество товара Q1 по цене Р1, то теперь они согласятся предложить это же количество товара только если старая цена будет на t % ниже новой цены (с учетом налога). Примером такого налога могут служить адвалорные акцизы. Адвалорный налог можно рассматривать как процентное изъятие из цены потребителя.

В таком случае равновесие после применения налога независимо от того, на продавца или потребителя он был введен, будет соответствовать следующей системе уравнений:

(6)

Рассмотрим сначала вариант решения, соответствующий введению налога, например, на производителя (РисТак как налог на производителя повышает издержки фирм, то предложение снижается. Пересечение новой функции предложения S2 и функции спроса определит цену, по которой будут приобретать товар потребители (цену потребителя - Pd), а система уравнений (6) примет вид:

(7)

Второе уравнение системы (7) определяет новую функцию предложения, которая по отношению к первоначальной выглядит повернутой против часовой стрелки вокруг точки пересечения с осью Q. Чтобы определить цену, которую получит производитель за товар («цену производителя» - Ps) – необходимо вычесть из Pd величину t∙Pd. Предположим государство ввело адвалорный акциз на потребителя . В результате введения налога спрос уменьшится. Как видно из графика, пересечение «новой» функции спроса и функции предложения определит значение Ps - «цены производителя», а для нахождения цены потребителя необходимо к Ps прибавить (t∙Pd).

В точке равновесия объем спроса равен объему предложения. Введем обозначение: Qd=Qs=Q. Тогда система (4) можно записать в виде:

(8)

Первое уравнение системы соответствует новой кривой спроса. По отношению к первоначальной она выглядит повернутой против часовой стрелки вокруг точки пересечения с осью Q.


Сравнивая последствия применения НДС и адвалорного акциза, можно заметить, что они достаточно похожи. Однако необходимо отметить некоторые различия:

· налоговая ставка для НДС может превышать (хотя бы теоретически) 100%, а для акциза это невозможно;

Упражнение 5.

Функции спроса и предложения на рынке товара Альфа имеют вид Qd =25- P и Qs = 5 P -5 (P - цена, тыс. рублей; Q - количество, тыс. штук). Стремясь ограничить производство товара Альфа, правительство планирует ввести:

б) акцизный сбор в размере 20% от цены, которую уплачивают за единицу товара потребители;

Определите:

· объем продаж и цену товара до и после введения налога;

· чему будут равны налоговые поступления в бюджет, и как налоговое бремя распределится между покупателями и продавцами;

· как изменятся излишки покупателей и продавцов после введения налога;

· чему равна величина безвозвратных потерь?

Решение:

а) Предположим, введен акцизный сбор, взимаемый с продавцов в виде 20% от цены товара.

1. Определим первоначальные параметры равновесия. Приравняем функцию спроса к функции предложения и определим равновесную цену, учитывая, что в точке равновесия Pd=Ps=P.

25-P=5P-5. . .

2. Излишки потребителей до введения налога: CS1=.

3. Излишки производителя до введения налога: PS1=

4. После введения налога система уравнений примет вид:

11. Чистые потери общества от введения налога:

б) Пусть введен акцизный сбор в размере 20% от цены, которую уплачивают за единицу товара потребители.


12. После введения налога система уравнений примет вид:

13. Определим равновесные цену и объем продаж после введения налога, приравняв функции спроса и предложения: . P s=4,8.

Новая равновесная цена = P S - это «цена производителя».

Потребитель, после уплаты налога получит цену

Равновесный объем Q2=25-5,8=19,2..

14. Доходы государственного бюджета от введения акцизного сбора составят: Т= .

15. Налоговое бремя на потребителей Tc = =(5,8-5)∙19,2=15,36.

16. Налоговое бремя на производителей T Р =22,27-15,36=6,91.

17. Излишки потребителя после введения налога: CS2=.

18. Чистые потери общества от введения налога:

ВЫВОД: Результат не зависит от способа вычислений, и налоговая ставка распределяется между потребителем и производителем независимо от того, на кого из них первоначально вводился налог.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Налоги могут стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, способствовать развитию тех или иных отраслей предпринимательской деятельности; создавать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке. С помощью налогов проводится протекционистская экономическая политика или предоставляется свобода товарному рынку.

Осуществляя воздействие на экономику, государство, как правило, имеет в виду следующие основные цели:

Достижение устойчивого постоянного экономического роста;

Обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;

Обеспечение полной занятости трудоспособного населения;

Обеспечение определенного минимального уровня доходов населения;

Создание системы социальной защиты населения, в первую очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных.

В настоящее время встала задача переориентации промышленности на развитие новых передовых производств, сопровождаемое модернизацией инфраструктуры и переквалификацией рабочей силы. Это делается при активном участии государства, применившего широкие налоговые льготы и другие методы финансового воздействия.

Некоторые страны Западной Европы (Великобритания, Франция, Италия, Норвегия) использовали государственные инвестиции в подлежащих развитию районах, субсидии и займы целевого назначения на размещение там предприятий национализированных отраслей, строительство производственных зданий широкого назначения, которые сдаются в аренду или продаются предпринимателями на выгодных финансовых условиях с временным освобождением от налога на собственность. В Германии крупные налоговые льготы получают фирмы, инвестирующие капитал в восточные земли. Налоги в развитых странах / Под ред. И. Русаковой. - М., 1991, с.19

Финансовое воздействие на развитие экономики может быть не только стимулирующим, но и сдерживающим. Эта необходимость возникает, прежде всего, для регулирования развития районов с высокой концентрацией производства и населения. Чрезмерная концентрация населения и высокая хозяйственная активность ведут к обострению проблем окружающей природной среды, народонаселения, ресурсообеспечения. Задача ограничения возникла раньше всего в Великобритании, Франции, Японии.

Сдерживающей мерой со стороны государства и местных органов управления является дополнительное налогообложение или лицензирование предпринимательской деятельности. Дополнительное налогообложение, например, применяется в Нидерландах и Японии. Стабилизационные налоги введены в Германии. Лицензирование предусмотрено в Великобритании, Франции и Италии. Лицензирование также рассматривается как форма дополнительного местного налога - лицензионного сбора. В Японии проблема решается главным образом манипулированием ставками земельного налога.

Сформировавшееся на рынках равновесие цен по различным причинам может регулироваться вмешательством в действие законов спроса и предложения. При этом в одних случаях такие регулирующие вмешательства нарушают механизм конкурентного ценообразования, а в других - такого нарушения не происходит.

Предположим, что государство устанавливает цену товара ниже равновесной, возникает стабильный дефицит товара. Предположим, что введен новый налог на производителей, это вызовет сдвиг кривой производителя. При этом равновесная цена увеличится. Рост цены произойдет частично за счет сокращения производства, частично за переложение налогового бремени на потребителя.

Сейчас уже никто не отрицает тот факт, что чрезмерно высокие налоги - это негативное явление, порождающее спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление предпринимателя и населения к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности инфляционных процессов в обществе. Такая ситуация отражает современную действительность России, когда огромный дефицит государственного бюджета требует постоянного роста доходных источников путем увеличения налоговых поступлений. В этом, в частности, заключается одна из основных трудностей установления более или менее оптимальных границ колебания налоговых ставок в нашей стране. Необходимо отметить основные недостатки системы налогообложения населения в России:

1. Чрезмерная тяжесть налогового бремени.

2. Нестабильность, сложность, запутанность и неоднозначность нормативной базы и процедур налогообложения, приводящие к большим затратам на содержание налоговой системы.

3. Значительные возможности уклонения от уплаты налогов, стимулирующие развитие теневой экономики, коррупции и организованной преступности и, разумеется, приводящие к недобору поступлений.

Налогообложение продаж. При уже сформировавшемся спросе всякое повышение цены (вследствие налога) вызывает эффект сокращения покупок подорожавших товаров. Производители отреагируют на такую ситуацию сокращением производства товаров, поскольку спрос на них снизился. Как видно, нарушения законов спроса и предложения не произошло, но налог создал необходимость перемещения точки ценового равновесия на более высокий уровень. При сформировавшемся спросе налогообложение сместит кривую предложения влево, вследствие чего равновесная цена установиться в новой точке пересечения с кривой спроса на более высоком уровне(рис.1).

Рис. 1

Направления движения цены и объемы производства товаров показаны стрелками вдоль соответствующих осей графика. Налог платит непосредственно производитель или продавец товаров, однако большая его часть перекладывается на потребителей, покупающих облагаемые налогом товары. Размер уплачиваемого государству налога равняется заштрихованному на графике участку. Это вычет из торговой выручки продавца и одновременно вычет из личных доходов потребителей, покупающих облагаемые налогом товары. Но главный отрицательный эффект налогообложения - общее снижение производства товаров и недопотребление их покупателями, для которых этот товар оказался недоступным. Экономическая теория Учебник для студентов высших заведений/под ред. Камаевой О.В., ИЗД-ВО "ВЛАДОС", 2002, с. 135

Государство на законодательной основе может влиять на производителей с помощью установления цен. Но он имеет вид вмешательства, нарушающего механизм рыночного ценообразования по законам спроса и предложения. Подобное вмешательство способны осуществлять и любые другие монопольные структуры. В любом случае вмешательства такого рода способны блокировать рыночный механизм конкурентного ценообразования. Государственное вмешательство в рыночное ценообразование чаще всего сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия спроса и предложения. Последствия контроля над ценами могут быть многообразными, но все они, в особенности при длительном их применении, как правило, имеют отрицательный эффект в социальной и экономической сфере. Такие последствия обнаружатся в товарном дефиците, нехватке и недопроизводстве товаров, что отрицательно скажется на всем обществе(рис. 2).

Контроль над ценами приводит также к таким экономическим последствиям, как сокращение производства, возникновение теневой экономики в различных сферах.

Рис. 2.

Внешними, наиболее очевидными последствиями разрушенного равновесия цен станут очереди потребителей за товарами, социальная напряженность и всеобщее недовольство политикой правительства. Потребуются такие меры, как нормирование, рационирование потребления недостающих дефицитных товаров, их распределение по карточкам, талонам.

Влияние налогообложения на спрос потребителя

Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода страны (НД). В ходе распределения и перераспределения ВВП и НД реализуются фискальная и регулирующая функции налогов. Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику. Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. Если при выполнении своей фискальной функции они оказывают влияние лишь при смене капитала из его товарной в денежную форму и наоборот, то система налогового регулирования, ко всему прочему воздействует и на стадии производства, и на стадии потребления. Пример тому - косвенные налоги и разветвленная система налоговых льгот, скидок и кредитов при подоходном обложении физических лиц. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса населения и конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Как инструменты перераспределения ВВП и НД, они оказывают влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций, пропорций и темпов экономического роста.

Основной налог, уплачиваемый любым физическим лицом это налог на доходы физических лиц. Подоходный налог с физических лиц - налог, которым облагается сумма совокупного дохода граждан в денежном исчислении за истекший год. Частично взимается с ежемесячных и текущих доходов в виде разовых выплат. В современных условиях наряду с фискальной особое внимание стало уделяться перераспределительной и регулирующей функциям налога на доходы физических лиц, так как они оказывают серьезное влияние на уровень и структуру доходов, сдерживая или усиливая темпы роста, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Налог на доходы физических лиц позволяет изменять размер конечных доходов населения без изменения соответствия между результатами труда и его оплатой. Выступая одним из инструментов формирования конечных доходов, налог на доходы соответственно влияет на их структуру, а следовательно, и на структуру потребностей населения. Посредством налога происходит перераспределение части доходов, прежде всего высоких, в пользу нуждающихся в дополнительных средствах категорий населения и в интересах общества в целом, для того, чтобы сгладить степень неравенства в доходах. Налоги и налогообложение: Учебн. пособие для вузов / И. Г. Русакова, В. А. Кашин, А. В. Толкушкин и др.; под ред. И. Г. Русаковой, В. А. Кашина. - М., 2002, с. 39

А 1 . Рыночная система хозяйствования функционирует при обязательном условии

1) низкого уровня безработицы

2) высокого потребительского спроса

3) внедрения достижений науки в производство

4) частной собственности на средства производства

А2 Установленный государством налог в виде надбавки к цене на определенные товары – это

1) прямой налог

2) косвенный налог

3) государственная пошлина (сбор)

4) натуральный налог

А 3 Открывающийся салон сотовой связи объявляет условия конкурса на вакантное место главного инженера. Это пример функционирования рынка

1) информации

2) труда

3) товаров и услуг

4) капитала

А 4 Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Налоги в Российской Федерации взимаются в денежной форме.

Б. Налоги в российской Федерации являются основным источником государственного бюджета.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 5. Доход получаемый собственником акций, называется

1) прибылью

2) капиталом

3) рентой

4) дивидендом

А 6. К функциям рынка относятся

1) обеспечение централизованного ценообразования

2) увеличение инвестиций в производство

3) регулирование обмена

4) поддержка высоких прибылей производителей

А 7. Рыночные цены на товары в экономике

1) определяют налоги на производителя

2) увеличивают издержки производства

3) рационально соизмеряют производство с потреблением

4) всегда зависят от производителя

А 8 Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

А. Материальные потребности общества всегда превосходят имеющиеся возможности их удовлетворения.

Б. Проблема распределения ограниченных ресурсов – одна из основных проблем экономики.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 9. Экономика изучает проблему использования ограниченных ресурсов в целях

1) создания условий для роста спроса на них

2) удовлетворения общественных потребностей

3) достижения стабильного развития экономики

4) снижения загрязнения окружающей среды

А 10. Индивидуальное частное предприятие отличается от акционерного тем, что

1) является формой частной собственности

2) обладает хозяйственной самостоятельностью

3) владелец предприятия единолично решает вопросы управления

4) доходы каждого собственника непосредственно зависят от прибыли предприятия

А 11. В обществе с рыночной экономикой государство воздействует на экономическую жизнь через

1) систему налогообложения

2) централизованное установление цен

3) директивное планирование производства

4) снабжение населения товарами

А 12. Что является обязательным расходом потребителя

1) транспортные расходы

2) приобретение ценных бумаг

3) оплата услуг дизайнера интерьера квартиры

4) страхование имущества

А 13. В развитых странах действуют системы социального обеспечения населения, содействующих росту жизненного уровня, развитию образования и здравоохранения. Это вид экономической деятельности в сфере

1) производства

2) обмена

3) распределения

4) потребления

А 14 Верны ли следующие суждения о монополиях?

А. Возникновение в условиях рыночной экономики монополистических объединений устраняет конкуренцию.

Б. Цель антимонопольного законодательства – ограничить на рынке диктат монополий.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 15 Составление расходной части государственного бюджета иллюстрирует экономическую деятельность в сфере

1) потребления

2) обмена

3) производства

4) распределения

А 16. Перепроизводство бытовой техники привело к снижению цен на нее. Этот пример иллюстрирует функционирование рынка

1) средств производства

2) труда

3) товаров

4) сырья и материалов

А 17. Исполнение бюджета в нашей стране обеспечивается

1) парламентом

2) судебными органами

3) правительством

4) правоохранительными органами

А 18. Спрос потребителя непосредственно определяется

1) уровнем его индивидуальных доходов

2) ограниченностью природных ресурсов

3) затратами на производство товаров

4) качеством трудовых ресурсов

А 19. Увеличение налогов на производителя

1) снижает расходы потребителя

2) увеличивает прибыль производителя

3) снижает рост производства

4) увеличивает производительность труда

А 20. Что отличает товарное хозяйство от натурального?

1) используются орудия труда

3) продукция производится на продажу

А 21. Русский промышленник и меценат А.П. Бахрушин подарил собранную им коллекцию предметов русской старины и книг Историческому музею. Какое право собственника иллюстрируется этим примером?

1) владеть

2) распоряжаться

3) пользоваться

4) наследовать

А 22. Государство воздействует на рыночную экономику

1) контролируя цены

2) централизованно распределяя ресурсы

3) директивно планируя производство

4) применяя антимонопольное законодательство

А 23. Действие рыночного механизма проявляется в том, что

2) доходы производителей постоянно растут

3) государство поддерживает убыточные предприятия

4) цены зависят от спроса и предложения

А 24. Как дефицит государственного бюджета влияет на развитие экономики?

1) сдерживает экономический рост

2) увеличивает размеры кредитования фирм

3) усиливает социальное расслоение

4) ведет к снижению налогов

А 25. К причинам неравенства доходов потребителей в рыночной экономике относится

1) тип избирательной системы

2) уровень образования и квалификации

3) установление минимального размера оплаты труда

4) ограничение ресурсов в экономике

А 26. Условия конкуренции побуждают производителя

1) повышать производительность труда

2) использовать ресурсы в соответствии с традициями и обычаями

3) устранять специализацию труда

4) постоянно наращивать объемы производства

А 27. Государство в условиях командно-административной экономики

1) законодательство закрепляет господство одной формы собственности

2) разрабатывает законы, ограничивающие деятельность монополий

3) вводит льготное налогообложение малого бизнеса

4) предоставляет экономическую самостоятельность производителям

А 28. Основу традиционной экономической системы составляет

1) свободное распределение ресурсов

2) директивное ценообразование

3) распределение ресурсов государством

4) использование ресурсов в соответствии с обычаями

А 29. Рост спроса на компьютеры, сотовые телефоны, аудио- и видеоаппаратуру отражает ситуацию, сложившуюся на рынке

1) фондовом

2) капиталов

3) труда

4) товаров и услуг

А 30.Изменение котировок акций нефтяных компаний в связи со снижением цен на энергоносители характеризует ситуацию на рынке

1) фондовом

2) капиталов

3) труда

4) товаров и услуг

А 31. На рынке недвижимости формируются в частности спрос и предложение на

1) квартиры

2) труд работников

3) акции предприятий

4) технические средства

А 32. Закрытие ряда ателье по пошиву верхней одежды в связи со снижением спроса населения характеризует ситуацию на рынке

1) труда

2) услуг

3) капитала

4) информации

А 33. Владелец фирмы решил подарить уходящему на пенсию сотруднику автомобиль. Этот пример прежде всего иллюстрирует право собственника

1) распоряжаться имуществом

2) пользоваться имуществом

3) владеть имуществом

4) наследовать имущество

А 34. Какая из перечисленных ценных бумаг олицетворяет корпоративную форму собственности?

1) облигация

2) страховой полис

3) акция

4) ассигнация

А 35. Тушь для ресниц, приобретенная дамой, вызвала у нее по заключению врача, аллергическую реакцию. Упаковка туши не содержала соответствующих предупреждений. Какое право потребителя было нарушено?

1) право на достоверную информацию о товаре

2) право на качественный товар

3) право на безопасность товара для жизни и здоровья

4) право на замену или возврат некачественного товара

А 36. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Экономика – это наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между ними в процессе производства и обмена товаров.

Б. Экономика – это хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых благ, условий и средств существования.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 37. Верны ли следующие суждения о государственном бюджете?

А. Государственный бюджет носит характер рекомендаций для всех хозяйственных субъектов страны.

Б. Главным источником наполнения российского государственного бюджета, как правило является деятельность финансово-промышленных групп.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 38. Верны ли следующие суждении о налогах?

А. Налоги – единственный источник финансирования государственных программ.

Б. Налоги – обязательные платежи граждан и хозяйственных организаций, взимаемых в пользу государства.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 39. Верны ли следующие суждения о потребителе в рыночной экономике?

А.Потребитель в рыночной экономике участвует в формировании рыночного спроса.

Б Цену товаров и услуг на рынке устанавливает производитель без участия потребителей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 40. Если экономические проблемы решаются в равной степени и рынком и государством, то экономика является

1) командной

2) рыночной

3) традиционной

4) смешанной

А 41. Верны ли следующие суждения об экономике?

А. Рыночные отношения создают возможность расширения границ, демократических свобод в обществе.

Б. Рыночная экономика заинтересована в поддержании многообразия форм собственности

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 42. Одним из условий повышения производительности труда работников является

1) платежеспособность населения

2) цикличность производства

3) разделение труда

4) снижение затрат производства

А 43. Какое условие обеспечивает эффективное действие рыночного механизма?

1) рост налогообложения

2) бездефицитный государственный бюджет

3) свободный и взаимовыгодный обмен

4) использование новых технологий

А 44. Рост объемов потребления населением товаров и услуг приводит в частности к росту

1) размера прожиточного минимума

2) видов налогов на производителя

3) размера внутреннего государственного долга

4) числа частных предприятий

А 45. Выделение денег из государственного бюджета на предупреждение и ликвидацию последствий стихийных бедствий характеризует экономическую деятельность государства в сфере

1) производства

2) распределения

3) обмена

4) потребления

А 46 Равновесная цена в рыночной экономике – это цена совпадения

1) денежной и товарной массы

2) спроса и предложения

3) производства и быта

4) производства и потребления

А 47 Превышение доходов государства над его расходами называют бюджетным (ой)

1) сальдо

2) балансом

3) профицитом

4) прибылью

А 48. Дивиденд – это

1) доход владельца акций

2) процент по вкладу в банке

3) доход от сдачи в аренду недвижимости

4) ставка ипотечного кредита

А 49. К фазам экономического цикла относится

1) дефляция

2) девальвация

3) дефолт

4) спад

А 50. К ценным бумагам относится

1) дивиденд

2) вексель

3) кредитная карта

4) купон

А 51. Чем отличается товарное хозяйство от натурального?

1) используются орудия труда

2) увеличиваются расходы материалов на единицу продукции

3) продукция производится для продажи

4) существует разделение труда

А 52 Сравните данные двух диаграмм, свидетельствующие о том, каковы были доли продукции предприятий различных форм собственности в 1990 и 1995 гг. Какие изменения отражают эти данные?

Государственный сектор

Частный сектор

1) усилилось негативное воздействие производства на окружающую среду

2) выросло влияние частного предпринимательства на социальную политику государства

3) расширились масштабы приватизации государственных предприятий

4) снизились доходы государства от передачи предприятий в частные руки

А 53 Понятие «экономика» первоначально обозначало

1) управление сельским поместьем

2) искусство ведения домашнего хозяйства

3) натуральный обмен

4) денежное обращение

А 54. Заседание правительства было посвящено обсуждению дополнительных источников доходов государства и оставлению государственного бюджета на следующий год. Это вид экономической деятельности в сфере:

1) потребления

2) обмена

3) производства

4) распределения

А 55. Экономические отношения производителей и потребителей, основанные на взаимовыгодном обмене, - это

1) разделение труда

2) конкуренция

3) рынок

4) специализация

А 56. Суммарная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны за год, отражает следующий экономический показатель

1) национальный доход

2) валовой национальный продукт

3) соблюдение трудовой этики

4) стремление повышать квалификацию

А 57. Экономическое развитие страны определяется

1) ее бюджетом

2) ВВП

3) расходами на образования

4) количеством предприятий

А 58. Верны ли следующие суждения?

Налог – это:

А Плата за пользование государственным имуществом.

Б Установленный государством для предприятий и граждан обязательный платеж.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А 59. Если спрос выше предложения, то цена на товар

1) не изменится

2) вырастет

3) упадет

4) будет колебаться

А 60. На увеличение потребительских расходов влияет

1) увеличение подоходного налога

2) снижение социальных выплат

3) увеличение потребительских доходов

4) снижение производительности труда

Ответы

№ задания ответы
А 1 4
А 2 2
А 3 2
А 4 3
А 5 4
А 6 3
А 7 3
А 8 3
А 9 2
А 10 3
А 11 1
А 12 1
А 13 3
А 14 2
А 15 4
А 16 3
А 17 3
А 18 1
А 19 3
А 20 3
А 21 2
А 22 4
А 23 4
А 24 1
А 25 2
А 26 1
А 27 1
А 28 4
А 29 4
А 30 1
А 31 1
А 32 2
А 33 1
А 34 3
А 35 3
А 36 3
А 37 4
А 38 2
А 39 1
А 40 4
А 41 3
А 42 3
А 43 3
А 44 1
А 45 2
А 46 2
А 47 3
А 48 1
А 49 4
А 50 2
А 51 3
А 52 3
А 53 2
А 54 4
А 55 3
А 56 2
А 57 2
А 58 2
А 59 2
А 60 3

Д. М. Гулянова, МБОУ СОШ с. Кубанка Переволоцкого района, Оренбургская область