Характеристика социально-экономической системы. Социальный институт в экономической сфере

Экономическая социология - это самостоятельная область исследований, которая использует богатый арсенал социологических подходов и внимательно относится к тому, что происходит в экономической теории.

Это дисциплина, изучающая всю совокупность социально-экономических процессов, касаются ли они рынков или государства, домохозяйств или отдельных людей.

Это направление, использующее самые разные методы сбора и анализа данных, включая методы социологических опросов. И самое главное, это особый подход, опирающийся на специфические представления о действии человека, развитии хозяйства и общества.

Экономическая социология сторонится модели человека, предложенного традиционной экономической теорией. "Экономический человек" слишком эгоистичен и изолирован от других людей, непомерно рационален и информирован. Он действует как автомат, подчиненный логике экономического интереса. В то время как экономическая социология не превращает человека в социологический автомат, столь же бездумно подчиняющийся предписанным нормам. Человек в экономической социологии способен становиться актором и поступать вопреки обстоятельствам, переключаться с одной логики действия на другую, проявляя одновременно волю и гибкость. Это человек, способный на стратегию - последовательные и рефлексивные действия, простраивание собственного будущего. При этом "наш" человек не висит в безвоздушном пространстве. Он включен в сплетение формальных и неформальных сетей, входит в качестве начальника или подчиненного в разные организации, действует в составе социальных групп, принадлежит к локальным и национальным общностям.

Экономика как социальный институт представляет собой совокупность институциализированных способов деятельности, образцов социальных действий, образующих различные типы экономического поведения людей и организаций для удовлетворения своих потребностей.

Ядром экономики является работа. Работа – это решение задач, связанное с затратой умственных и физических усилий, имеющее своей целью производство благ и услуг, удовлетворяющих человеческие потребности. Э. Гидденс выделяет шесть основных характеристик работы.

1. Деньги. Заработная плата или должностной оклад для большинства людей – главный источник удовлетворения их потребностей.

2. Деятельностный уровень. Профессиональная деятельность часто является основой приобретения и реализации знаний и возможностей. Даже если работа рутинная, она предлагает некоторое структурированное окружение, в котором может реализоваться энергия данного человека.

Без работы возможность реализации знаний и способностей может снизиться.

3. Разнообразие. Занятость дает доступ к ситуациям помимо бытового окружения. В рабочей обстановке, даже тогда, когда задачи относительно однообразные, индивид может получать удовлетворение от исполнения обязанностей, не похожих на домашние.

4. Структурирование времени. У людей, занятых на регулярной работе, день обычно организован вокруг ритма работы. Хотя иногда это может действовать угнетающе, однако дает ощущение направленности в повседневных делах.

Для тех, кто лишен работы, большую проблему представляет скука, у таких людей развивается апатия по отношению к времени.

5. Социальные контакты. Рабочее окружение часто порождает дружбу и возможность участвовать в совместной деятельности с другими.

При отсутствии контактов на работе круг друзей и знакомых человека уменьшается.

6. Личностная идентичность. Занятость обычно ценится за то чувство личной социальной стабильности, которое она дает.

В исторической ретроспективе выделяются следующие основные виды экономической

деятельности:

1) в первобытном обществе – охота, рыболовство, собирательство;

2) в рабовладельческом и феодальном обществах – занятие сельским хозяйством;

3) в индустриальном обществе – товарно-промышленное производство;

4) в постиндустриальном обществе – информационные технологии.

В современной экономике можно выделить три сектора: первичный, вторичный и третичный.

Первичный сектор экономики включает сельское хозяйство, добывающую и лесную промышленность, рыболовство и пр. Вторичный сектор объединяет предприятия, которые преобразуют сырье в промышленные товары.

Наконец, третичный сектор связан с индустрией услуг, с теми видами деятельности, которые, не производя материальные блага прямо, предлагают остальным какие-либо услуги.

Можно выделить пять первичных типов экономических систем или видов экономической деятельности.

Государственная экономика – это совокупность общенародных предприятий и организаций, работающих на благо всего населения.

В каждом современном обществе имеется государственный сектор экономики, хотя его удельный вес различен.

Мировая практика показывает, что тотальное огосударствление экономики неэффективно, так как это не дает должного экономического эффекта, как и всеобщая приватизация предприятий.

Частная экономика доминирует в современных развитых странах.

Она возникла в результате промышленной революции на этапе индустриального общества.Изначально частная экономика развивалась независимо от государства, но экономические катаклизмы поставили вопрос об усилении государственного регулирования частного сектора в экономике.

Казарменная экономика – это экономическое поведение военнослужащих, заключенных и всех других людей, живущих в замкнутом пространстве, «казарменной» формы (больницы, интернаты, тюрьмы и т. д.).

Для всех этих форм характерна «лагерная коллективность» их жизни, обязательность и принудительность исполнения функций, зависимость от финансирования, как правило, государства.

Теневая (криминальная) экономика существует во всех странах мира, хотя и относится к преступной деятельности. Этот тип экономического поведения является девиантным, однако он тесно связан с частной экономикой.

Английский социолог Дюк Гоббс в своей книге «Плохой бизнес» развивает мысль о том, что нельзя провести четкую границу между профессиональным экономическим поведением и повседневной деловой активностью.

В частности, банки иногда оцениваются как «элегантные грабители». Среди традиционных форм мафиозной экономической деятельности: торговля оружием, наркотиками, живым товаром и т. д.

Смешанная (дополнительная) экономика – работа человека вне сферы его профессиональной занятости.

Социолог Э. Гидденс называет ее «неформальной», отмечая «раздвоение» труда на профессиональный и «дополнительный», например, работа врача на приусадебном участке, которая ведется на непрофессиональном уровне.

Дополнительная работа требует подчас от человека огромных затрат времени и энергии, а результат получается невысоким.

Экономика как социальный институт призвана удовлетворять прежде всего материальные потребности человека.

Неформальный (внутригруппо-вой) - основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знако­мых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации

Формальный (институциональный) - основан на поддержке действующих социальных институтов (армия, суд, образование и т. д).В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины, муки совести. Совесть - проявление внутреннего контроля.Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.В традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, в современном его основой выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку. Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суд, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правительство - благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению, государство - благодаря полиции, секретной службе, государственным каналам радио, телевидения, печати.

Детальный (мелочный) контроль, при котором руководитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одергивает и т. п., называют надзором. Надзор осуществляется не только на микро-, но и на макроуровне общества. Его субъектом становится государство, и он превращается в специализированный общественный институт.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля, в частности армия, суд, государство. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят развитие самосознания и волеизъявления, приглушают внутренние волевые усилия.

Методы социального контроля

Изоляция

Установление непроходимых перегородок между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его

Обособление

Ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепринятые нормы

Реабилитация

Процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих соци­альных ролей в обществе.

111. Основные понятия экономической социологии. Социальная экономика - понятие несколько необычное.В наиболее общем виде социальная экономика - это наука о современном цивилизованном гражданском обществе. Это наука о социально-экономическом укладе (по немецкой терминологии ""порядок "), который оказался не только удачной теоретической конструкцией, но и был подтвержден практикой, жизнью многих цивилизованных стран мира.

Эта наука отличается и от философии, социологии, политологии и других гуманитарных дисциплин, с которыми студенты высших учебных заведений знакомятся на первых курсах своих институтов.

Изучение социально-экономической истории человечества, а в широком контексте человеческой цивилизации убеждает, что эта наука имеет не столетнюю, а тысячелетнюю историю развития. Ведь человечество всегда пыталось осознать свое социально-экономическое положение.

Следует заметить также, что в цивилизованных странах мира уже не одно десятилетие преподается такая общеобразовательная дисциплина как "социальная экономика". Причем излагается она не только в специализированных учебных заведениях, но и в общеобразовательных школах, лицеях, колледжах.

В определенном смысле "социальная экономика" как наука занимает собой всю сложность сугубо экономической, социально-политической и морально-идеологической организации общества. Современное общество в странах т.н. "социальных экономик" представляет собой сложную комбинацию взаимообусловленных элементов - экономических, социальных, политических, идеологических, моральных, исторических и других.

"Социальная экономика как наука, хотя и не вникает во все это изобилие и разнообразие, по крайней мере, должно принимать во внимание всю эту сложность и противоречивость. Поэтому трудно согласиться с некоторыми утверждениями некоторых авторов, будь то сознательно или бессознательно упрощают предмет "социальной экономики", а иногда подменяют его. Выяснилось, что "предмет курса - экономические отношения, которые исследуются с точки зрения их неразрывной связи с социальными, политическими, этническими, религиозными и антропологический факторами экономического развития, т.е. теми составляющими, которые обеспечивают целостность общества" ...

По Г.Э.Слезингеру "предметом этой дисциплины является изучение экономики роста благосостояния людей в системное взаимосвязи с использованием их потенциала для

устойчивого развития экономики и социальной сферы... Под таким углом зрения рассматриваются проблемы теории и методология".

По определению организация представляет собой прежде всего совокупность людей, объединенных стремлением к достижению общей цели. Наличие человека в организации делает ее социальной, а стремление людей к достижению экономических целей - еще и экономической.

Для того чтобы социальная система могла обеспечивать достижение поставленных целей, необходима управляющая подсистема, находящаяся внутри организации или за ее пределами. Таким образом, организационную систему можно разделить на две подсистемы: управляющую и управляемую.

В управляющей подсистеме можно выделить два блока: блок постановки целей и блок регулирования. Функции управляющей системы выполняет, как правило, система органов управления (определение вйдения, миссии, целей, содержания стратегического плана, координация в реализации плана, учет и контроль).

Управляемая подсистема, как правило, состоит из трех блоков: основная деятельность, вспомогательная деятельность и блок по обслуживанию деятельности.

Общая схема взаимодействия организационной системы с внешней средой и взаимодействия управляющей и управляемой подсистем представлена на рис. 7.3.

Рис.

Социально-экономические системы относятся к открытым системам. Они активно взаимодействуют с внешней средой, обмениваясь с ней ресурсами и продуктами своей жизнедеятельности.

Рассматриваемые системы имеют границы, которые определяются пределом распространения внутреннего управляющего воздействия самой системы. А в качестве внешней среды системы выступает область, не находящаяся под контролем лица, принимающего решение.

Модель состава свойств организации представлена на рис. 7.4. Из него следует, что свойства хозяйственной организации как системы - это сочетание качеств не только социально-экономических, проявляющихся в их сложности, связности и организованности, но и требующих управления в условиях неопределенности внешней и внутренней среды организации.


Рис. 7.4.

Связность как свойство взаимной зависимости процессов преобразования ресурсов в полезные результаты определяет границы социально-экономической системы и позволяет выделить ее из среды. Факторы изменения параметров связности позволяют определить условия, необходимые для выделения социально-экономических систем различного масштаба. Эти условия следующие :

  • наличие специфической функции (цели), обеспечивающей реализацию общей функции хозяйства России;
  • определенное единство хозяйственных интересов взаимодействующих субъектов по отношению к их полезным результатам;
  • обособление решений, подлежащих согласованию во взаимодействии различных субъектов.

В этом смысле можно выделить три типа социально-экономических систем: система на уровне хозяйства России; система на уровне региона; система на уровне предприятия.

В теории социально-экономических систем свобода выбора лица, принимающего решения по преобразованию элементов входа в элементы выхода, рассматривается как неопределенность деятельности, представляемая в трех параметрах - последовательность, состав операции и время на их выполнение. Способы оценки неопределенности деятельности зависят от исследования.

Представление о сложности системы обычно связывается с количеством элементов и связей между элементами. В то же время сложность социально-экономической системы оценивается не путем анализа числа и характера связей, а с помощью анализа разнообразия свойств и их распределения в частях социально-экономической системы. То есть сложность организации выражается отношением двух динамических процессов, охватывающих систему в целом: процесс непрерывного изменения состава свойств, которые можно встретить у элементов системы, и процесса непрерывного перераспределения этих свойств между элементами системы .

Поэтому сложность можно рассматривать как динамическое свойство, которое характеризует изменение разнообразия свойств элементов системы и распределения этих свойств по элементам. Если все элементы системы различны, то степень сложности системы высока.

Чем больше потенциально возможных связей известно лицу, принимающему решения, тем больше возможностей в деятельности организации отыскать и реализовать такие действия, которые обеспечат наибольший прирост уровня реализации ее функции. Доля известных связей является основным, но не единственным фактором, определяющим управляемость социально-экономической системы, поскольку существует множество наборов потенциально возможных связей.

В этом отношении управляемость социально-экономической системы тем выше, чем больше шансов у лица, принимающего решения, выявить этот эффективный набор связей.

С ростом числа связей естественным образом усложняется система. Но если нарастание сложности самой системы идет быстрее, чем нарастание числа фактически реализуемых связей, с помощью которых она снимается, то в этом случае социально-экономическая система справится с нарастанием сложности более эффективно.

Можно выделить основные уровни социальных систем: все конкретно-историческое общество (например, российское); сообщества, представляющие собой объединения людей меньшего порядка (нации, сословия, социальные и этнические группы, элиты, поселения); организации в их правовых формах, предусмотренных Гражданским кодексом РФ; уровень подразделений организаций.

Если в основу классификации положить административно-территориальные показатели, то следует выделить три уровня: Федерация, субъекты РФ (республика, край, область, национальный округ, автономная область, города федерального значения), муниципальные образования (город, поселок, село, деревня, хутор).

Другая классификация основана на определении сфер общественной жизни: экономической, политической, социальной и духовной. Причем духовная сфера, избыточная с точки зрения целесообразности (мораль, религия, нравственность, идеология, мировоззрение), определяет развитие общества не менее жестко, чем сугубо материальные факторы, определяющие развитие социально-экономических систем.

Если говорить о развитии, то необходимо отметить, что его началом являются случайные изменения, которые, с одной стороны, открывают новые возможности, а с другой - снижают устойчивость системы, что приводит к изменениям системообразующих факторов социально-экономических систем. К таким факторам можно отнести следующие :

  • общая цель всей совокупности компонентов;
  • подчинение целей каждого компонента общей цели системы и осознание каждым элементом своих задач и понимание общей цели;
  • выполнение каждым элементом своих функций, обусловленных поставленной задачей;
  • отношения субординации и координации между компонентами системы;
  • наличие принципа обратной связи между управляющей и управляемой подсистемами.

Несмотря на то что деятельность человека является цементирующим фактором всех подсистем организации, каждый элемент организации качественно определен и специфичен. Это означает, что экономическая подсистема в силу своих специфических черт обладает особенностями, отличающими ее от социальной подсистемы и любой другой, входящей в совокупность подсистем организации.

Специфика социальных отношений заключается в том, что они возникают из взаимодействий, направленных на достижение разного рода ценностей.

Под социальными отношениями понимаются отношения между людьми и их объединениями в целях обеспечения личных и общественных потребностей. Они складываются между индивидуумами, между ними и общественными структурами разных масштабов, вплоть до общества в целом. Выделяют следующие разновидности социальных отношений .

Трудовые отношения, которые складываются в сфере труда. Они связаны с обеспечением общественных и личных потребностей, касающихся использования труда, и возникают как между индивидуумами (работниками), так и между ними и различными общественными структурами - фирмами и другими организациями - носителями функций работодателя, их службами и должностными лицами, учреждениями профессиональной подготовки, службами занятости и трудоустройства, государственными и муниципальными органами, выполняющими функции, связанные с занятостью и трудоустройством.

Управленческие отношения, предусматривающие распорядительство, координацию и исполнение. Ошибочно считать их волевыми или специфически экономическими, политическими или идеологическими отношениями. Начальник и подчиненный, руководитель и руководимый - социальные субъекты, а значит, и отношения между ними носят социальный характер, и, как любые социальные отношения, они складываются с учетом социального статуса, который различен у руководителей и подчиненных ему сотрудников.

Стремление получить благо и ценности по применяемым методам, приемам у этих субъектов тоже будет разным в зависимости от того, в какой области и в отношении чего осуществляется управление - в производстве (товары и услуги), в организации профессиональных и общеобразовательных учреждений (повышение знаний обучающихся), в науке (знания и технологии), в здравоохранении (сохранение и восстановление здоровья) и т. п.

Социальные отношения проявляются в социальной жизни и деятельности. Главная особенность социальной жизни - взаимодействие индивидуумов, образующих посредством своих связей и отношений социальные общности.

Социальная жизнь тесно связана с другими формами проявления общественной жизни - экономической, политической и духовной.

Социальная подсистема организации представляет собой одну из ведущих подсистем организации, включающую совокупность индивидуумов, малых и больших групп, профессиональных, статусных, национальных слоев, неформальных сообществ, объединенных социальными отношениями и специфическими интересами, а также ценности, мотивы и ожидания.

Каждый человек как элемент социальной подсистемы имеет определенный круг общения и входит в какую-либо группу, привнося в нее свои интересы и ценности, обретая в группе определенный статус.

Социальный статус характеризует место индивидуума в организации. Здесь следует отметить предписанный статус, который навязан человеку социумом и не зависит от усилий и заслуг личности. Подобный статус может быть обусловлен местом рождения, происхождением и другими обстоятельствами. Приобретенный, или достигнутый, статус определяется усилиями самого индивидуума. Выделяют также естественный и профессионально-должностной статусы, которые фиксируют социальное, экономическое положение человека (учредитель предприятия, работодатель или лица, работающие по найму, менеджеры и рядовые исполнители, администраторы и специалисты).

Человек, имеющий определенный статус, вольно или невольно играет соответствующую роль в организации. Совокупность ролей, обусловленных статусом, называют ролевой подсистемой.

Интерес как избирательная направленность индивидуума или социальной группы на приобретение тех или иных знаний (опыта) или выполнение той или иной деятельности является активным источником изменений в организации.

С одной стороны, интересы - причина действий или поступков людей, с другой - человек (социальная группа) может действовать вопреки собственным интересам. Интересы человека, хотя и порождены общественными условиями, базируются на ценностных ориентациях, составляющих внутренний мир личности. Их реализация побуждается мотивами, которые должны учитываться менеджером в процессе управления.

Ценность выражает собой особое социальное отношение, благодаря которому потребности и интересы человека переносятся из мира идей в мир вещей, предметов, услуг и духовных ценностей, придавая им определенные социальные свойства. Различают ценности материальные и духовные.

Индивидуальные ценности обладают ценностным значением в первую очередь для конкретной личности. Они обусловлены воспитанием, образованием и жизненным опытом конкретного человека.

Групповые, или коллективные, ценности формируются и утверждаются в процессе совместной деятельности людей и имеют значимость для сплочения группы вокруг них, позволяя членам группы идентифицировать себя с ней и идентифицировать саму группу во внешней среде.

Ценностные ориентации индивидуумов и социальных групп, с одной стороны, имеют национальную окраску, а с другой - оказывают влияние на формирование национальных, классовых и общечеловеческих ценностей в обществе.

Развитие организаций, сопровождаемое изменениями, испытывает мощное сопротивление со стороны социальной подсистемы именно в силу проявления ориентаций работников, отстаивающих свои интересы, статусы и ценности.

  • Управляемость - это такое свойство социально-экономической системы, которое определяется долей известных связей и определяет информационные условия согласования интересов.

Экономическая система - это особым способом организованная система взаимосвязей между экономическими агентами по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ.

Человечество знает несколько типов экономических систем. Прежде всего, это традиционная экономика - исторически первая форма организации хозяйственной жизни. Ее основой выступало натуральное сельское хозяйство. Набор производимых благ, распределение занятий, вопросы ценообразования решались в соответствии с традициями и обычаями. Рабство, кастовое общество, феодализм с его сословным устройством закрепляли место индивида в социальной иерархии. Для традиционной экономики было характерно достаточно высокое качество отдельных производимых продуктов, однако в целом набор изготавливаемых и потребляемых благ был весьма ограничен, и изменялся незначительно на протяжении веков.

Традиционная система была невосприимчивой к техническим изобретениям и передовым технологиям, что объясняется, во-первых, крайне незначительными традиционными потребностями индивидов, во-вторых, запретами на применение новых технологических способов изготовления ремесленных изделий, имевшими место, например, в средневековой Европе, и, в-третьих, отсутствием у большинства индивидов стремления к материальному обогащения как по причинам отсутствия личной свободы и свободы экономического выбора, так и господствовавших в те времена норм религии и морали.

Углубление общественного разделение труда, совершенствование средств производства, развитие товарно-денежных отношений, упразднение всех видов личной зависимости индивида (от общины, ремесленного цеха, рабовладельца или феодала) привели к преобразованию экономических отношений. Возникла новая экономическая система, основанная на частной собственности и предпринимательской инициативе людей, самостоятельно принимавших экономические решения и полностью отвечавших за их последствия. Она получила название рыночной экономики.

Рыночная система является наиболее эффективным способом использования ограниченных ресурсов общества, ибо только механизм рыночного регулирования цен, названный А. Смитом «невидимой рукой рынка», способен влиять на поведение экономических агентов. В условиях рынка на смену личной зависимости индивида пришла всеобщая взаимозависимость субъектов экономической жизни, которая реализуется в процессе обмена экономическими благами.

Рыночная экономика стимулирует индивида к высокопроизводительному труду. Она восприимчива к достижениям научно-технической революции, заставляет предпринимателей активно реагировать на потребности рынка, повышать конкурентоспособность производства путем внедрения новой техники и технологий с целью снижения затрат и улучшения качественных параметров производимых благ. Главной движущей силой экономики становится личный интерес, а основой рыночной конкуренции - свобода экономического выбора как потребителя, самостоятельно решающего, каким образом ему потратить полученные доходы, так и производителя, который определяет набор производимых благ и цены на них.

Рыночная экономика предполагает минимальное участие государства в экономической жизни. Классики экономической теории считали, что правительство должно выполнять в экономике три основные функции:

  • а) формировать «правила игры» и контролировать их выполнение;
  • б) обеспечивать безопасность и правопорядок в стране, прежде всего защищая право на частную собственность;
  • в) заниматься производством благ, которые невыгодны частным лицам (дороги, мосты, госпитали для бедных, сиротские приюты и др.).

Между тем рыночная экономическая система порождает ряд серьезных проблем: глубокое экономическое неравенство индивидов, следствием чего являются углубление классовых противоречий и социальные революции; кризисы перепроизводства, связанные с экономическими спадами и безработицей.

На рубеже XIX-XX вв. стало очевидным, что нормальное функционирование рыночной системы, основанной на свободе конкуренции, более не представляется возможным. Концентрация и монополизация производства и капитала, формирование крупных финансово-промышленных объединений, преследовавших собственные интересы, нарушили базисный принцип рыночной экономики - механизм свободной конкуренции. Экономические кризисы стали более частыми, а их последствия - более тяжелыми. Поэтому классическая рыночная система эволюционировала в направлении активного использования иерархических способов решения фундаментальных экономических проблем на основе плановых механизмов. Государство стало активно регулировать экономические процессы. Система приобрела форму смешанной экономики.

Другой способ регулирования экономики связан с упразднением рыночных механизмов и решением экономических проблем на основе преимущественного использования административных методов. Система, в которой доминирует государственная собственность на средства производства, централизованное принятие экономических решений, а руководство национальной экономикой осуществляется на основе единого государственного плана, называется административно-командной.

Командная (плановая) экономика функционировала в СССР и других странах «реального социализма» до конца 1980 - начала 1990-х гг. Ее характерными чертами являются:

  • почти полное огосударствление экономики. Все основные капитальные блага, земля, природные ресурсы принадлежали государству. Это привело к свертыванию товарно-денежных отношений, в сфере действия которых оставался лишь незначительный сектор потребительского рынка;
  • государственное регулирование важнейших вопросов экономической жизни: ценообразования на потребительские блага и товары производственного назначения, производства экономических благ и их распределения, занятости и оплаты труда;
  • усиление роли государственного аппарата, бюрократизация экономики и ее монополизация, результатом чего стало возникновение диспропорций и товарного дефицита, потеря стимулов к высокопроизводительному труду, невосприимчивость системы к техническому прогрессу;
  • деформация принципов распределения потребительских товаров и услуг, когда качество потребления индивида зависело не столько от результатов трудовой деятельности, сколько от принадлежности к определенной социальной группе (номенклатуре) либо особых отношений с руководством.

Практика показала несостоятельность административно-командной экономики. Система общегосударственного планирования, действовавшая по принципу «сверху вниз», когда плановые органы формировали производственные планы для государственных предприятий, оказалась громоздкой и неповоротливой. Информация на всех уровнях управления искажалась. Экономика постоянно запаздывала с реакцией на экономические вызовы и потребности общества.

Отсутствие взаимосвязи между спросом и предложением приводило к тому, что жизненные потребности индивидов удовлетворялись в минимальной степени. Предприятия стремились к выполнению плана, а не к удовлетворению потребностей населения, в результате чего товары нередко фактически производились «на склад», а не для потребителя. Директора таких предприятий поощрялись руководством, занятые на них работники получали заработную плату и премии. Между тем производство ненужных обществу товаров означало не что иное, как непроизводительное использование ограниченных экономических ресурсов.

Кроме того, производители не стремились экономить материальные ресурсы, ибо планы устанавливались в стоимостном выражении. Проще было произвести меньше дорогостоящей продукции, чем дешевую, но в большем количестве. Командная экономика оказалась «затратной».

В соревновании с рыночной экономикой плановая система проиграла почти по всем статьям, поэтому подавляющее большинство государств, за исключением КНДР и Кубы, отказались от этой модели. Представление о рыночной экономике как идеальной саморегулирующейся системе также было разрушено еще в 1930-е гг. Современная экономика является смешанной. Это экономическая система, в рамках которой рыночные механизмы активно регулируются государством.

Системная экономика - это реализация и развитие системной парадигмы Я. Корнай, согласно которой социально-экономическое пространство страны интерпретируется как совокупность (точнее, популяция) взаимодействующих и трансформирующихся систем. Данный контекст позволяет выявить как системные факторы экономических процессов и поведения экономических субъектов, так и системные результаты этих процессов и актов. Системная экономика выступает в данном контексте как результат естественного движения экономических парадигм в цепочке -неоклассическая экономика — институциональная экономика — эволюционная экономика — системная экономика». В рамках данного направления разработана базовая типология социально-экономических систем, согласованная с ней классификация экономических процессов, благ, видов управления и форм трансформации систем.

Ниже кратко приводятся определения и результаты системной экономики, необходимые для анализа взаимоотношений государства и экономики в составе общестрановой макроструктуры.

1. Понятие социально-экономической системы

Социально-экономическая система - это относительно обособленная и устойчивая часть или определенный аспект социально-экономического пространства страны, для которых свойственны внешняя целостность и внутреннее многообразие. Это определение представляет собой модификацию общего определения системы, применяемого в новой теории социально-экономических систем. В соответствии с пространственно-временным подходом, используемым в этой теории, каждая система рассматривается одновременно в пространстве и во времени, имеет ту или иную продолжительность жизненного цикла и протяженность ареала в пространстве. При этом один и тот же ареал и один и тот же жизненный цикл могут иметь разные системы. Поэтому пространственно-временная локализация не определяет систему однозначно. Макет системы (даже в натуральную величину) не тождествен самой системе.

К числу социально-экономических систем естественным образом относятся каждый компонент макроструктуры (государство, социум, экономика и бизнес) и такие локальные образования, как предприятие, регион, отрасль и т.п. В качестве социально-экономических систем целесообразно рассматривать социально-экономические процессы, программы, планы, проекты и т.п. (с включением в эти системы индивидов, участвующих в их деятельности). Экономическая активность индивидов может осуществляться как путем участия в деятельности (или в создании) какого-либо предприятия, так и посредством участия в реализации экономических проектов, функционировании сред или включения в экономические процессы.

2. Типология социально-экономических систем

Социально-экономические системы можно условно классифицировать на четыре типа: объекты, среды, процессы и проекты/события. Основанием для такого деления служит наличие/отсутствие точных сведений (или принципиальной возможности/невозможности их получения) о собственных (имманентных) пространственно-временных границах системы. Если известны временные границы, неизвестны или отсутствуют пространственные, система относится к процессному типу. Если существуют и могут быть выявлены и пространственные, и временные границы, система относится к проектным; если же ни те, ни другие не существуют либо не могут быть определены, система относится к средовому типу. Наличие и идентифицируемость границ не означают, что они являются неизменными, однако в каждый момент аналитик в рамках данной концепции считает, что соответствующие пространственные или временные границы для объектных, процессных и средовых систем в обозримом будущем идентифицируемы.

3. Структурные свойства систем разных типов

Система каждого типа имеет внутреннюю структуру, в состав которой входят системы меньшего масштаба, принадлежащие к тому же типу. Объектная система содержит совокупность объектных систем, а средовая система может быть представлена как соединение сред, процессная — как соединение подпроцессов, а проектная — как совокупность подпроектов. Наоборот, соединение конечного числа систем одного типа дает объединяющую систему того же типа.

Символическое изображение четырех базовых типов систем в условных координатах «пространство-время» представлено на рис. 1. Утолщенные горизонтальные или вертикальные части границ прямоугольников, соответствующих процессным, проектным и объектным системам, символизируют ограниченность соответствующих систем по периоду функционирования или размещению в пространстве.

Рисунок 1.

Системы заштрихованы на рис. 1 по-разному. "Открытый» сверху и снизу прямоугольник, обозначающий не локализованную во времени объектную систему, имеет вертикальную штриховку, делящую его на аналогичные «закрытые» сверху и снизу прямоугольники, т.е. не имеющие временных ограничений. Это означает, что объектная система может рассматриваться как объединение других систем того же типа. Аналогичным образом процессная система представляет собой сочленение процессов (горизонтальная штриховка прямоугольника, соответствующего процессной системе). «Замкнутый» со всех сторон прямоугольник, символизирующий проектную систему, разделен на подобного же рода «замкнутые» прямоугольники — символы проектов, входящих в проектную систему. Прямоугольник, символизирующий неограниченную средовую систему, имеет пуантилистическое наполнение, соответствующее содержанию среды как системы, стремящейся к однородности внутреннего пространства.

Четыре типа систем обозначены первыми четырьмя буквами греческого алфавита, что соответствует «системообразующей» роли этих систем среди всех экономических образований и явлений. Заметим также, что для систем объектного и проектного типов пространственные границы являются важными и остро ощущаемыми факторами функционирования. Для систем процессного и проектного типа такими ощущаемыми факторами являются временные границы. Системы средового типа не имеют четко определенных временных и пространственных границ, и потому факторы их функционирования распределены по всему пространственно-временному ареалу системы.

4. Ресурсы, возможности и функционал систем разных типов

Системы разных типов в силу своих имманентных свойств имеют различный доступ к ресурсам пространства и времени, а также разные возможности (способности) по их использованию. Кроме того, они осуществляют различные общесистемные функции, направленные на поддержку общего равновесия.между разнообразием и однородностью социально-экономического пространства, играющего роль ареала систем. В табл. 1 представлены характеристики систем разных типов, определяющие особенности систем с точки зрения используемых ими ресурсов, внутренних возможностей и результатов их функционирования. По сути, табл. 1 дает «качественное» описание производственной функции системы: факторы, ее свойства и результаты.


Таблица 1.



Социально-экономические системы каждого типа распределены по всем уровням и секторам социально-экономического пространства страны — от уровня предприятия и домохозяйства до макроуровня.

Важно понимать, что все классы систем имеет свою системную миссию в обществе, обусловленную их природой:

Объектные системы обеспечивают устойчивость и стабильность в пределах своего ареала;

Проектные системы привносят локальные изменения и инновации;

Процессные системы реализуют задачи распределения потоков благ;

Средовые системы способствуют консолидации, гомогенности социально-экономического пространства.

В действительности конкретная социально-экономическая система сочетает в тех или иных пропорциях черты всех четырех типов, хотя, как правило, один доминирует. Аналогично страна в целом как социально-экономическая система проявляет себя в четырех ипостасях: как объектная, средовая, процессная и проектная.

5. Группировка систем и образование системных кластеров

Данные таблицы 1 говорят о наличии предпосылок для формирования относительно устойчивых взаимоотношений систем разных типов. Системы с ограниченным доступом к ресурсам пространства вступают в постоянные взаимосвязи с системами, в которых доступ к этому виду ресурса не ограничен. Соответственно системы, обладающие способностями к эффективному использованию ресурсов, передают эти способности тем системам, которые такими способностями не обладают. Это приводит к формированию устойчивых комплексов из четырех видов систем разных типов, именуемых тетрадами.

Согласно концепции новой теории социально-экономических систем первичной силой, определяющей фундаментальную структуру взаимодействий, являются процессы межсистемного обмена пространственно-временными ресурсами. Пространство и время здесь нужно рассматривать как первичные (базовые) ресурсы экономики. Отдача этих ресурсов зависит от возможностей производительных сил (активность и интенсивность), позволяющих использовать эти ресурсы. Эти возможности также могут быть предметами межсистемного обмена. Таким образом, при анализе взаимодействия экономических систем следует учитывать баланс межсистемного обмена этими ресурсами. Гомеостаз в экономике возможен, если экономическая система, обладающая одним из видов ресурсов в избытке, передает его системам, для которых он дефицитен.

Очевидно, что для нормального функционирования всякой социально-экономической системе необходим доступ и к ресурсам пространства, и к ресурсам времени. Данные табл. 2 дают предпосылки для формирования относительно устойчивых взаимоотношений систем разных типов. Системы с ограниченным доступом к ресурсам пространства вступают в постоянные взаимосвязи с системами, в которых доступ к этому виду ресурса не ограничен.

Для нормального функционирования социально-экономической системы необходимо обладание возможностями (в современной экономической литературе они называются «способностями») эффективно использовать эти ресурсы. Способности к использованию ресурсов пространства называются интенсивностью, способности к использованию ресурсов времени — активностью системы. Таким образом, способности эффективного использования пространственно-временных ресурсов можно рассматривать как дуальные по отношению к обеспеченности систем базовыми экономическими ресурсами. Распределение этих способностей по видам систем представлено в табл. 1. Структура обращения благ, представленных базовыми ресурсами и способностями систем разных типов, отражена на рис. 2.

Рисунок 2.

Экономика реализует процессы производства и потребления, обеспечивает экономическое единство территории страны и социальной среды. Экономика относится к средовым системам и поддерживает процессные качества страны как социально-экономической системы, представляет процессную ипостась макросистемы

Системную тетраду можно рассматривать как кластер, поскольку территориально все входящие в нее системы расположены вблизи друг друга, а если такой комплекс рассматривается на макроуровне, то и просто на одной территории, очерченной границами государства. Поскольку проекты и процессы имеют ограниченную длительность, проекты по мере истечения срока их завершения должны заменяться другими, а процессы — возобновляться. Это обеспечивает, с одной стороны, инновационное, а с другой — устойчивое развитие экономики. Тетрада является основной устойчивой конфигурацией в рамках системной экономики.


В табл. 2 и 3 приведены результаты анализа обеспеченности базовыми экономическими ресурсами различных типов систем.

«Системой является совокупность объектов и процессов, называемых компонентами, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, которые образуют единое целое, обладающее свойствами, не присущими составляющим его компонентам, взятым в отдельности» (Ерохина Е. А. «Теория экономического развития: системно-синергетический подход»).

Понятие «система» можно определить как единство многообразных элементов, объединенных общим качеством.

Социально-экономическая система - это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Социально-экономическая система имеет определенные исторические, географические, этнические, духовные, политические и экономические границы. Это в свою очередь означает, что она может воплощаться в конкретных государственно-политических образованиях или в форме иных, меньших по масштабу, общественно-хозяйственных организаций.

К социально-экономическим системам относятся предприятия, отрасли, муниципальные образования, регионы и т.д. Система всегда реагирует на внешние возмущения и стремится вернуться в состояние равновесия. Однако если под воздействием внешних сил система далеко уходит от равновесного состояния, то она может стать неустойчивой и не вернуться в равновесное состояние. В определенной точке (точка бифуркации) поведение системы становится неопределенной. Иногда и незначительное воздействие на систему может привести к значительным последствиям, и тогда система переходит в новое качество. Причем этот переход осуществляется скачкообразно.

Принципы системности предполагают рассмотрение территории (современной организации), в первую очередь, как социально-экономической системы, обладающей рядом специфических, присущих только ей особенностей: ·

1. Целостность , когда все элементы и части системы служат достижению общих целей, стоящих перед регионом (организацией) в целом. Это не исключает возможности возникновения неантагонистических противоречий между ее отдельными элементами (подразделениями);

2. Иерархичность . Это означает, что каждая система может быть рассмотрена как элемент более высокого порядка.Каждый ее элемент, подсистема, в свою очередь, может рассматриваться как большая система, а сама исследуемая система представляет собой лишь один из элементов более широкой, глобальной системы. К примеру, экономика России, как переходная, может быть рассмотрена в качестве одного из элементов мировой системы.

3. Интегративность , которая предполагает, что система в целом обладает свойствами, отсутствующими у ее элементов (к примеру, разделение труда, которое возможно только при наличии некоторого количества производителей). Верно и обратное, то есть, элементы могут обладать свойствами, которые не присущи системе в целом.


4.Сложность , которая проявляется в большом количестве обратных связей, в том числе и в процессе стратегического планирования и управления;

5. Большая инерционность , что предопределяет возможность с высокой степенью достоверности предсказывать развитие региона (организации) в будущем;

6. Высокая степень надежности функционирования , которая предопределяется взаимозаменяемостью компонентов и способов жизнедеятельности организации, возможностью использования альтернативных технологий, энергоносителей, материалов, способов организации производства и управления;

7. Параллельное рассмотрение натуральных и стоимостных аспектов функционирования системы . Это позволяет постоянно соизмерять и оценивать эффективность деятельности региона (организации), системы управления и реализации ее стратегии.

Среди множества факторов, влияющих на деятельность региона, можно выделить три группы факторов :

1. Факторы, характеризующие экономическую среду как рынок сбыта и поставки.

2. Факторы, характеризующие используемую рабочую силу.

3. Факторы, характеризующие состояние финансов организаций и финансового рынка в целом.

Реальная практика постоянно подтверждает системный характер экономики. Объективно существующие экономические системы находят свое научное отражение в теоретических (научных) экономических системах.

Первый развернутый анализ экономики как системы был дан основоположником классической школы политэкономии Адамом Смитом в его главном научном труде "Исследование о природе и причинах богатства народов", опубликованном в 1776 году.

Адам Смит предложил свой взгляд на роль государства в экономике, который в дальнейшем назвали классической теорией. В соответствии с ним государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, гарантировать соблюдение правил. Иными словами, государство должно делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом. Но главным условием, когда это действительно выполняется, является требование, чтобы для всех субъектов хозяйственной деятельности реализовать и гарантировать основные экономические свободы: свободу выбора сферы деятельности, свободу конкуренции и свободу торговли.