Государственное антициклическое регулирование. Антициклическое регулирования экономики

1.4 Антициклическое регулирование

Если прежде стихийный рыночный механизм восстанавливал равновесие с помощью изменения уровня заработной платы, цен, занятости, то в настоящее время их колебания не оказывают необходимого воздействия. Развитие конкуренции, монополии и развитие олигополистических рынков способствовали государственному вмешательству. Основной и главной задачей антициклического регулирования является предотвращение возникновения кризисов. Для этого используется кредитно-денежный и бюджетно-налоговый механизмы.

На стадии подъема темпы развития экономики достигают «перегрева». В этот период и наступает угроза возникновения кризиса. Как раз в этот момент государство и начинает препятствовать темпам роста. Повышение ставки рефинансирования и резервных отчислений делает деньги дороже и уменьшает поток инвестиций. Снижению совокупного спроса и деловой активности способствует сокращение государственных расходов. Иногда для преодоления наступающего кризиса правительство провоцирует его наступление раньше времени. Такой метод применяется для устранения глубокого и продолжительного кризиса. Как правило, искусственно созданный кризис оказывает менее губительное воздействие на экономическую систему.

В период кризиса или депрессии правительство всячески стимулирует производство, увеличивая расходы из государственного бюджета. Таким образом, правительство снижает налоги, предоставляет фирмам налоговые льготы на инвестиции, применяет меры направленные на понижение процентной ставки по кредиту и на сокращение резервных отчислений. Иногда государство повышает таможенные пошлины на ввозимые иностранные товары, чтобы защитить внутренний рынок от импортных товаров. Также здесь стимулируется экспорт и изменение курсов валют.

Государственное регулирование должно сочетать две противоположные цели: во-первых, предотвращение спада производства и повышение занятости, во-вторых, предотвращение развития инфляции.


2. Экономический кризис в России

2.1 Экономические и политические причины

В настоящее время финансовые кризисы являются особо актуальной и угрожающей проблемой страны. Причины ее многие ищут, начиная с финансовых капиталистов в других странах и заканчивая спекулянтами внутри страны. Но, как правило, это не отображает истинных причин финансовых кризисов.

Естественно, что переход к рынку не мог не отразиться на российской экономике. Рынок – это система, в которой любая произведенная продукция оплачивается со стороны потребителя. В плановом хозяйстве производилось много лишней продукции: основная цель производства была не обеспечение страны необходимым количеством продукции, а повышение показателей, чтобы на фоне других государств наша страна была несомненным лидером. Так, например, до перехода к рыночным отношениям, Россия производила в 7 раз больше тракторов, чем США. Продавались они ниже себестоимости за счет нахождения предприятий на дотациях, для этого колхозам и совхозам выдавались беспроцентные государственные кредиты, которые через 3 – 5 лет списывались. В результате перехода к рынку производство тракторов сократилось в 20 раз, так как хозяйства должны были расплачиваться своими деньгами, а не госкредитами. Такие примеры можно приводить не только по тракторам, но и по грузовикам, и по бульдозерам, и по железнодорожным вагонам и по многому другому. Если столько продукции не нужно, то и выплавлять 146 млн. т. стали (когда Америка выплавляла всего 70) бессмысленно, так как с падением платежеспособного спроса объем выплавляемой стали упал в 3 раза. То же самое и с зерном. Несмотря на то, что урожай зерна составлял 120 млн. т., наша страна еще докупала зерно. Была цель: 1 т. зерна на душу населения. Нерационально расходовалось зерно на корм скота: у нас уходило огромное количество зерна в погоне за увеличением количества мяса. В то время как в Европе количество зерна на душу населения составляло около 0.42 т., и мяса она получала в 3 раза больше. Поэтому переход к рынку – крайне болезненная вещь, требующая огромного сокращения производства.

Реформирование и применение жестких и строгих мер относительно производственных сил страны проводилось в основном на примерах других государств, на основе западных идей, что совсем не соответствовало принципам российской экономики. В нашей стране своя особая экономическая система, исключительно неадекватная и непредсказуемая, так как правительство само не знает чего ожидать не то, чтобы через несколько лет, оно даже не может составить прогноз на самое ближайшее будущее. В чем же истинные причины наших многолетних кризисов? Почему кризисы, которые существуют в нашей стране фактически с 1992 г., носят такой глобальный характер? Самое интересное то, что этот год ознаменован распадом Советского Союза. Быть может, в этом и заключается причина возникновения наиболее ярко выраженного и все более четко проявляющегося циклического развития российской экономики?

Однозначно, что причины наших нынешних бед заключаются отнюдь не в экономике. Настоящей причиной является то, как относится человек, гражданин своей страны, к правительству и государству в целом. Он не знает чего ожидать завтра: проведения очередных реформ, которые могут привести либо к отторжению, либо к успеху; компенсации сбережений; резкого падения или даже не выплаты заработной платы; лишения устоявшихся социальных льгот и выплат; очередной вспышки инфляции и много другого. Неудивительно, почему граждане России так относятся к правительству: традиционное уклонение и нежелание объяснить народу, почему именно так, а не иначе – способствовало возникновению недоверия, а затем и с каждым днем его усилению. И это далеко не единственный недостаток российского правительства.

Для психологии российских реформаторов характерно ни чем не объяснимое пренебрежение, с которым они относятся к инвестиционным возможностям индивидуального клиента банка. Ни денежно – финансовые власти страны, ни Сбербанк совсем не стремились привлечь личные сбережения в банки, а иногда наоборот: длительно удерживающийся минусовой процент по частным вкладам. При получении вкладов в банки, правительство стремится вложить их в сомнительные мероприятия или в покупку российских ценных бумаг. На Западе и в Европе банки, получая прибыль от вкладов, инвестируют промышленность и потом, получив процент, решает, в какую отрасль лучше вложить деньги.

До начала проведения кардинальных реформ наша страна обладала большим наукоемким, технологическим и техническим потенциалом. Все это рухнуло и осталось в памяти как миф, а все потому, что наше правительство состоит из тех людей, которые больше политики и мастера политической интриги, чем профессионалы и специалисты в области государственного управления*.

Подбираемые исполнительной властью кадры, в своем большинстве, опираются на опыт предыдущих лет. Плохо понимая происходящие в реальном времени процессы, наши министры и политики стремятся не к изменению положения в стране, а они, возможно, подсознательно хотят заморозить ситуацию в стране, и только в этом случае их «ценный опыт» будет неотъемлемым подтверждением их пребывания на своих постах. В итоге это привело страну в фазу застоя, когда уже начинает казаться, что лучшая государственная политики – это ее полное отсутствие.

На самом деле это не единственная причина возникновения экономических кризисов в стране, но она является фундаментом в постройке российской экономической системы. Еще одним немало важным фактором, который способствовал сначала возникновению, а затем и углублению кризисов, является чрезмерно долгое пребывание первого и, надо надеяться, последнего в своем роде президента, чье историческое время закончилось не то, чтобы в конце второго срока, а еще в середине первого. Ельцин, подучивший мандат доверия во время проведения болезненных реформ еще в начале первого срока, своими полномочиями привел к полной парализации всей системы для решения каких-либо важных проблем.

По этому поводу очень яркое и отображающее реальную деятельность правительства сравнение привел Явлинский:

Российская политическая жизнь напоминает полет в самолете, где все расселись по местам, кто где, и все время голосуют. В результате голосования люди передвигаются из первого класса в «бизнес», потом в «экономический», но в кабину пилота никто войти не может!

А в кабине пилота как раз и находится Борис Николаевич Ельцин с совершенно непрофессиональной командой. Они рассматривают стрелочки на приборах и поражаются тому, что эти стрелочки показывают. И никто из самолета не может проникнуть в кабину, чтобы сказать, что самолет уже давно летит не туда, куда все купили билеты. Кстати, капитана вообще не интересует, куда взяли билеты все эти пассажиры, куда собрались лететь. А у тех стойкое ощущение, что самолет просто падает. Но благодаря тому, что высота набрана большая, он пока еще не упал.

Когда в самолете начинается шум, к ним высылают стюардессу, но в кабину пилота, по-прежнему, никого не пускают. Так не плохо вооружены на тот случай, если кто-нибудь все-таки потребует захватить пилотское кресло. А время от времени по радио передают сообщение: «Внимание, говорит капитан корабля и посылает вас всех подальше!».

Граждане все равно пытаются провести демонстрацию, например, 7 октября, но делается это из чувства самосохранения, осторожно, потому что разгерметизация самолета при смещении центра тяжести может привести к очень тяжелым последствиям.

Самая важная проблема здесь заключается в том, что выбрать на пост президента совсем некого, нет достойных кандидатов на эту должность: вот и приходится довольствоваться тем, что имеем.

Но этого оказалось мало. Все началось с непонятной и неоправданной конфискации сбережений 1992 г., что подорвало доверие граждан к государству. Все последующие действия реформаторов только усугубляли отношения между народом и новой властью. В России начинают возникать огромные состояния и безнаказанно продолжает разворовываться государственное имущество, что являлось непонятным для простых людей, поэтому у российского человека возникает впечатление о наступлении эры криминального государства.

- «ваучерная афера» и фактически бесплатная раздача государственной собственности во время приватизации политическим деятелям, предпринимателям и другим;

Режим «экспортных квот», позволявший нашим олигархам увеличивать свое многомиллионное состояние и оставлять часть его за пределами страны;

Таможенные льготы для якобы ветеранских, спортивных и другого вида организаций на различные виды продовольствия, автомобили и т.д.;

Черный, безнаказанный криминал в виде торговли наркотиками, коррупции, финансовых «пирамид», подпольного производства, контрабанды и т.п.;

Вместе с этим проводилась политика снижения выпуска денег, дабы искусственно создать денежный недостаток, что лишило множество предприятий всяческих средств к существованию.

Следствием действия этих факторов являются всеобщие неплатежи: из бюджета не выплачиваются задолженности предприятиям, выполняемым государственные заказы, невыплата пенсий, заработной платы работникам бюджетной сферы. Предприятия не выплачивают проценты по кредиту, налоги в бюджет, друг другу, работникам, не делают отчислений в Пенсионный фонд и, таким образом, возникает замкнутый круг, виновником которого является бюджет.

Самое интересное и делающее нашу страну особенно «уникальной» - это то, что государственные неплатежи во всем мире считается либо банкротством, либо преступлением, в нашей же стране это называется «антиинфляционной политикой».

В «антиинфляционной программе» правительство и Центробанк решили вместо регулирования эмиссии использовать метод финансовой «пирамиды», обеспечив выпуск краткосрочных ценных бумаг с нереально завышенным уровнем прибыли ЦБ, Сбербанку и другим участникам спекуляционной системы – от 50 до 200 и более процентов в год. Перетечка денежных средств на фондовые рынки для участия в финансовых спекуляциях привела к хронической нехватке денежной массы, что привело к углублению кризиса неплатежей и увеличению бартерных сделок. Вследствие этого денежные и товарные потоки были изолированы друг от друга, что привело к лишению предприятий кредитов, инвестиций и просто возможности получать денежные средства за произведенную продукцию.

В нашей стране есть и еще одна немаловажная проблема – огромная утечка отечественного капитала. По разным оценкам из России за 90-е годы эмигрировало порядка 300-400 млрд. долл., что более чем в 1.5 – 2 раза превышает внешнюю задолженность страны, а с учетом не выплаченных внешних долгов нам – в 3 раза. И получается, что не мир финансирует Россию с ее огромным потенциалом, а ослабшая от кризисов Россия финансирует мир.

Еще одним из макроэкономических просчетов, которые привели страну на грань финансового краха, является валютная политика, суть которой заключался в искусственном завышенном курсе рубля, не обеспечивающий соответствующий экономический потенциал. Поддержание этого искусственного курса способствовало постоянной валютной интервенции из Центробанка, что в последствии привело к истощению золотовалютных запасов страны. Такая политика может проводиться только в краткосрочном периоде и, если она не дополняется рядом мер по стимулированию отечественного производства, то такая политика чревата снижением эффективности производства и снижением конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке. Это привело, в свою очередь, к снижению экспортных поставок и повышению конкурентоспособности иностранной продукции, что заметно отражалось на снижении сальдо платежного баланса и сокращало возможность увеличения валютных резервов. Поддержание высокого курса рубля способствовало всплеску инфляционных ожиданий и стремительному росту цен.

Теперь можно с уверенностью сказать, что так называемая денежно-кредитная политика не оправдала ожиданий, сумев только на короткое время снизить инфляцию, но при этом, не способствуя ни какому экономическому росту и увеличению производства в реальном секторе.

На самом деле, причин, приводящих нашу страну на край пропасти весьма и весьма много и перечисление их всех не возможно ни теоретически, ни практически, так как определяющим фактором здесь является информационная недостаточность.

По сути, демократическое государство подразумевает полноценную работу прессы и всех остальных информационных источников, и Россия, которая считается демократическим государством, никогда не обеспечивала требуемых условий демократии. Поэтому все основные российские СМИ в той или иной мере зависимы от людей, работающих не на государство, а заставляющих работать государство на себя. Наша пресса могла бы давать объективную и полноценную информацию о наступающих негативных последствиях преобразований, но, так как все СМИ находится в руках все тех же олигархов, такая работа информационных источников им не на руку. Даже, несмотря на это, наши работники СМИ не проявляют энтузиазма. Приходят новые, зачастую недалекие и неглубокие, люди, которым не интересна сама проблема, они не пытаются проникнуть в суть вещей. Хотя многие политики выступают за свободу прессы, естественно, в своих корыстных целях, работать с журналистами им очень не легко.

Различают 2 принципиальных подхода к антициклического регулированию

кейнсианский и классический. Принципиальное различие: кеёнсианцы

воздействуют на совокупный спрос, а классики предпочитают воздействовать на

совокупное предложение.

Цели: Кейнс- регулирование экономики в целом (макроэкономическое

регулирование) комплекс мер. Классики – создание стимулов для отдельных

фирм (микроэкономическое регулирование).

Приоритет регулирования: Кейнс – 1фискальная политика,2-кредитноденежная

политика. Классики – 1Кредитноденежная политика,2-фискальная политика.

Роль государства: Кейнс – активная. Классики – ограниченная.

1). Гос. Вмешательство позволит сгладить стадии экономического цикла.2).На

стадии спада все мероприятия должны быть направлены на стимулирование

деловой активности. (снижение налогов, сокращение ставки процента,

стимулирование инвестиций).3).На стадии экономического подъёма все меры

гос. Регулирования должны быть направлены на сдерживание деловой

активности(высокая ставка процента, политика повышенных налогов, политика

сдерживания инвестиций). Политика дорогих денег может резко сократить

инвестиции, что приведёт к спаду. Меры антициклического регулирования во

Методы сжатия денежной массы: 1).приватизация.2).стимулирование мелкого и

среднего бизнеса.3).Сокращение социальных расходов, ликвидация соц.

Программ.4). Повышение ставки процента. Во второй половине 20 в. появились

новые факторы экономического развития, которые осложнили процесс

экономического регулирования (воздействие международных организаций,

возможность экспорта кредитных явлений).

Монетористы предложили др. метод регулирования: Фридман (неоклассическое

регулирование)-70гг.-США и Великобритания (Рейнгономика и Тетчеризм).

Метод влияния на совокупное предложение: 1).Резкое сокращение денежной

массы(денежная реформа, сокращение бюджетных выплат).2).Ускоренная



приватизация, потдержка мелкого и среднего бизнеса (могло привести к соц.

Взрыву. Российский экономический кризис показал новые явления – мы

использовали Гайдаризм – он последовательный монеторист похоже на

неоклассиков.

Происхождение, сущность и факторы инфляции.

Инфляция - это переполнение каналов денежного обращения избыточной денежной массой, проявляемое в росте товарныхцен.

Реально, как экономический феномен, инфляция возникла в XX в., хотя периоды заметного роста цен бывали и ранее, например, в периоды войн. Сам термин «инфляция» возник в связи с массовым переходом национальных денежных систем к обращению неразменных бумажных денег. Первоначально в экономический смысл инфляции был вложен феноменизбыточности бумажных денег и в связи с этим их обесценение . Обесценение денег ведет к росту товарных цен. В этом и проявляется инфляция (это слово переводится с латыни как «разбухание»).

В современной экономике инфляция возникает как следствие целого комплекса причин (факторов), что подтверждает, что инфляция - не чисто денежное явление, а также экономический и социально-политический феномен. Инфляция зависит также от социальной психологии и общественных настроений. В этой связи справедлив термин «инфляционные ожидания» : если общество ожидает инфляцию, она неизбежно возникнет. В CC в. инфляция стала постоянным элементом рыночной экономики. Этому способствовал целый ряд факторов глобального порядка: быстрый рост товарного производства, усложнение его структуры; системы цен и социальных трансфертов стали универсальными; изменилась практика ценообразования под влиянием монополистических предприятий, резко снизилась сфера ценовой конкуренции. Повышение эффективности производства проявляется, как правило, не в снижении цен, а в росте массы прибыли и доходов участников производства.

Динамика цен в сторону их увеличения - предпосылка, а зачастую уже и сама инфляция.

Рост госрасходов и, как следствие, дефицит госбюджета - также причина инфляции.

Решающая характеристика инфляции - ее величина. Историческая практика показывает, что чем выше инфляция, тем хуже для общества. Ползучая («нормальная») инфляция характеризуется ростом цен на 3-5% в год; галопирующая - на 30-100% в год; гиперинфляция - на тысячи и десятки тысяч процентов в год.

Основные виды инфляции.

В зависимости от темпов (скорости протекания) выделяют следующие виды инфляции:

 Ползучая (умеренная) - рост цен не более 10% в год. Сохраняется стоимость денег, контракты подписываются в номинальных ценах.

Экономическая теория такую инфляцию рассматривает как наилучшую, поскольку она идет за счет обновляемости ассортимента, она дает возможность корректировать цены, сменяющиеся условями спроса и предложения. Эта инфляция управляемая, поскольку ее можно регулировать.

 Галопирующая (скачкообразная) - рост цен от 10-20 до 50-200% в год. В контрактах начинают учитывать рост цен, население вкладывает деньги в материальные ценности. Инфляция трудно управляемая, часто проводятсяденежные реформы. Данные изменения свидетельствуют о больной экономике, ведущей к стагнации, то есть к экономическому кризису.

 Гиперинфляция - рост цен более 50% в месяц. Годовая норма более 100%. Благосостояние даже обеспеченных слоев общества и нормальные экономические отношения разрушаются. Неуправляемая и требует чрезвычайных мер. В результате гиперинфляции производство и обмен останавливаются, снижается реальный объем национального производства, растет безработица, закрываются предприятия и происходит банкротство.

Гиперинфляция означает крах денежной системы, паралич всего денежного механизма. Наиболее высокий из всех известных уровень гиперинфляции наблюдался в Венгрии (август 1945 - июль 1946 г.), когда уровень цен за год вырос в 3,8*1027 раз при среднемесячном росте в 198 раз.

В зависимости от характера проявления различают следующие виды инфляции:

 Открытая - положительный рост уровня цен в условиях свободных, нерегулируемых государством цен.

 Подавленная (закрытая) - усиление товарного дефицита, в условиях жесткого государственного контроля за ценами.

В зависимости от причин вызывающих инфляцию выделяют:

 Инфляцию спроса

 Инфляцию издержек

 Структурную и институциональную инфляцию

Прочие виды инфляции:

 Сбалансированная - цены разных товаров меняются в одинаковой степени и одновременно.

 Несбалансированная - цены на товары растут неодинаково, что может привести к нарушению ценовых пропорций.

 Ожидаемая - позволяет предпринять меры защиты. Обыноч рассчитывается государсвенными органами статистики.

 Неожидаемая

 Импортируемая - развивается под воздействием внешних факторов.

Существуют немало экономических школ и направлений, каждая из которых предлагает свой вариант антикризисного управления. Вот некоторые из основных взглядов на макроэкономическую политику:

  • · кейнсианский;
  • · классический;
  • · теория рациональных ожиданий;
  • · неоклассический синтез;
  • · новая кейнсианская теория;
  • · теория реального экономического цикла.

Однако, несмотря на значительный разброс взглядов и различную расстановку акцентов при выработке антициклической политики, в целом можно выделить два направления регулирования: неокейнсианство и неоконсерватизм, развившихся на базе классической школы.

Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе – на регулирование совокупного предложения. Для наглядности можно представить их различие в виде таблицы (см. приложение 5) .

В зависимости от исходных установок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решают проблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами, находящимися в распоряжении государства, которое можно использовать для этих целей.

Например, сторонники кейнсианских рецептов большее внимание уделяют бюджетной политике (главным образом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства) и налоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния экономики).

Сторонники неконсервативных рецептов уделяют большое внимание проблеме денег и кредита. Главным образом это вопрос объема денежной массы и его регулирования.

По-разному решается проблема участия государства в происходящих процессах – в политике регулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.

Несмотря на такие, казалось бы, существенные различия, есть общее понимание этими концепциями того факта, что, во-первых, государство в состоянии сглаживать циклические колебания, и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достижения и поддержания экономической стабильности.

В фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются как стимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а, в конечном счете – и производства.

Что же происходит в обратном случае, то есть в период подъема экономической конъюнктуры? Государство в целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики.

Рассмотрим основные положения кейнсианского взгляда на макроэкономическую политику. Основным положением данного подхода является то, что основные экономические параметры (ставка заработной платы, ставка процента) считаются негибкими. Негибкость заработной платы кейнсианцы объясняют, во-первых, деятельностью профсоюзов, во-вторых, долгосрочным характером трудовых контрактов. Непосредственно из негибкости заработной платы следует то, что уровень занятости не может устанавливаться на равновесном уровне без вмешательства государства. В качестве эмпирического доказательства того, что высокий уровень безработицы может существовать в течение довольно продолжительного промежутка времени кейнсианцы приводят Великую депрессию 30-х годов. Основная идея управления совокупным спросом является увеличение совокупного спроса при его недостаточности, с тем, чтобы обеспечить рабочими местами безработных, во время же избыточного совокупного спроса, когда экономика испытывает инфляционное давление, рекомендуется проводить политику по уменьшению совокупного спроса.

Основными направлениями макроэкономической политики и неокейнсианцы и неоконсерваторы считают фискальную и денежно-кредитную политику.


Цикличность в развитии экономики и антициклическое регулирование

Цикличность – естественный способ развития экономики, всеобщая форма движения, которая отражает неравномерность экономической динамики.

Экономический цикл – повторяющиеся на протяжении ряда лет подъемы и спады уровней экономической активности, отличающиеся друг от друга продолжительностью и интенсивностью при наличии долговременной тенденции к экономическому росту.

Виды экономических циклов.

Долгосрочные экономические циклы. Циклы Н.Д. Кондратьева

Характерный период в среднем 40 – 60 лет. Цикл состоит из двух фаз, называемых также волнами: повышательной и понижательной , каждая из которых длится примерно одинаковое время. Начинается цикл с повышательной волны.

Повышательная волна характеризуется следующим:

    Темпы экономического роста, а также важнейшие экономические показатели (темпы роста производительности труда, уровень цен, процентных ставок, заработная плата, обороты внешней торговли...) характеризуются повышательной динамикой,

    Наблюдается быстрое применение изобретений и открытий (сделанных в период понижательной волны) в производство,

    Массовое появление новых товаров,

    Расширение экономического сотрудничества государств,

    На повышательную волну приходится максимальное количество социальных потрясений (войн, революций, бунтов).

Понижательная волна характеризуется следующим:

    Замедление темпов экономического роста, а также темпов роста важнейших экономических показателей,

    Длительная депрессия в сельском хозяйстве,

    Оживление технических изобретений и открытий во второй половины волны (но не применение их в производстве),

    Кризисы среднесрочного экономического цикла в понижательной волне являются более глубокими и продолжительными.

Можно выделить следующие циклы Кондратьева:

Циклы

Волны

Годы

Технологич. уклад

I цикл

1. Повышательная

1779 – 1810 (17)

Текстильные фабрики, промышленное использование камен. угля

2. Понижательная

1810(17) – 1844(51)

II цикл

1. Повышательная

1844(51) – 1870(75)

Угледобыча и черная металлургия, Ж\д строительство, паровой двигатель

2. Понижательная

1870(75) – 1890(96)

III цикл

1. Повышательная

1890(96) – 1914(20)

Тяж. машиностроение, электроэнергетика, неорган.химия, произв. стали и электрических двигателей

2. Понижательная

1914(20) – 1939(45)

IV цикл

1. Повышательная

1939(45) – 1967(73)

Произв.автомобилей, хим.промышленности, нефтепереработки и двигателей внутрен. сгорания,

2. Понижательная

1967(73) – 1982(85)

V цикл

1. Повышательная

1982(85) – 1990 (?)

Развитие электроники, робототехники, вычислит., лазерной и телекоммуникационной техники

2. Понижательная

1990 – 2015 (??)

Большие циклы Кондратьева и экономические реформы России.

Большие циклы

Волна реформ в России

Основные направления экономических преобразований

I цикл: 1779 – 1844(51)

I волна: 1780(90)-1810(17)

План реформ Сперанского:

Придать госбюджету законодательный характер,

Подушные подати -> подоходный налог,

Винные откупы -> акцизная система,

Создать ЦБ, выпустить кредитные деньги.

II цикл: 1844(51)-1890(96)

кон. 1850-х – середина 1870-х

Отмена крепостного права,

Правила утверждения и исполнения финансовых смет,

Порядок формирования гос. доходов,

Создание палат по контролю финансовых смет.

III цикл: 1890(96)-1939(45)

III волна:

а) с 1890-1920 гг.

б) со второй половины 1920 – начало 1940-х гг.

Реформы Витте и Столыпина:

Денежная реформа Витте,

Индустриализация и хозяйственное развитие страны,

Аграрные реформы,

После Октябрьской революции :

Введение НЭПа,

Денежная реформа,

Первые пятилетки,

План ГОЭЛРО как форма обеспечения сбалансированного развития экономики страны.

IV цикл:

1939(45)-1982(85)

1950 – конец 1970-х гг.

Экономические реформы Хрущева, Косыгина:

Расширение рыночных методов хозяйствования,

Установление примых экономических методов взаимодействия между производителями и потребителями,

Усиление материального стимулирования,

Усиление юридической ответственности по своим обязательствам,

Установление платы за фонды.

V цикл:

1982(85)

Современные экономические преобразования, связанные с переходом на рыночные условия хозяйствования.

При переходе от одного цикла Н.Д. Кондратьева к другому происходят весьма значительные изменения в жизни общества – наблюдается значительное изменение структуры экономики, а также механизма ее функционирования, поэтому каждый цикл Н.Д. Кондратьева можно рассматривать как особую стадию развития экономики.

Среднесрочные экономические циклы. Циклы Жугляра.

Среднесрочные циклы получили название циклов Жугляра. К. Жугляр видел основную причину кризиса в сфере кредитных отношений. Кризис он оценивал как оздоровляющий фактор, ведущий к общему снижению цен и ликвидации предприятий, созданных для удовлетворения искусственно разросшегося спроса. Жугляр считал, что повторение всех экономических процессов, вызываемых кредитной деятельностью банков, происходит каждые десять лет. Продолжительность цикла Жугляра совпадает с продолжительностью циклов, причину которых некоторые экономисты (в частности, К. Маркс) видели в сроках физического износа активной части основных производственных фондов.

К. Маркс был одним из первых экономистов, который начал уделять проблеме циклов пристальное внимание. Он выделял 4 фазы, последовательно сменяющие друг друга: кризис, депрессия, оживление и подъем (рис 11.1).

Кризис проявлялся прежде всего в перепроизводстве товаров, сокращении кредитов и повышении ссудного %. Это ведет к понижению нормы прибыли и падению производства, росту банковской задолженности, банкротству банков и предприятий.

После кризиса наступает депрессия . Производство не сокращается, но и не растет. Товарные излишки постепенно исчезают, торговля идет вяло. Ставка ссудного % падает до минимума.

Постепенно в экономике появляются «точки роста», и происходит переход к оживлению . Предприятия увеличивают выпуск, осуществляют промышленное строительство, повышается норма прибыли, ставка % и зарплаты.

Начинается фаза подъема . Уровень ВНП превосходит высшую докризисную точку, производство продолжает увеличиваться, растет занятость, спрос, уровень цен и норма %. Постепенно размеры производства вновь выходят за рамки платежеспособного спроса, рынок переполняется нереализованными товарами и начинается новый промышленный цикл.

Антициклическое регулирование

Среди экономистов, которые признают цикличность, нет никакого единства относительно природы этого явления. В самом общем смысле можно выделить три подхода к объяснению цикличности: экзогенный, эндогенный и эклектичный. Сторонники экзогенного подхода связывают природу цикла с исключительно внешними причинами, приверженцы эндогенного подхода ищут внутренние закономерности явления. Эклектики пытаются найти и объединить рациональные начала двух первых течений.

Антициклическая (конъюнктурная) политика

В качестве средства экономической стабилизации правительство использует антициклическую (конъюнктурная) политику: проводит мероприятия, направленные на сдерживание или стимулирование деловой активности в зависимости от сложившейся ситуации (фазы цикла).

Антициклическое регулирование экономики предполагает проведение экономической политики с целью смягчения колебаний экономических циклов.

Существуют два основных подхода к решению вопроса о том, какую именно политику нужно проводить для смягчения колебаний делового цикла:

1. Неокейнсианское направление . Его представители выступают за активное вмешательство государства в регулирование совокупного спроса, в первую очередь за счет мероприятий в области бюджетной политики. В частности, в условиях экономического спада правительству рекомендуется проводить стимулирующую фискальную политику в сочетании с экспансионистской монетарной политикой: расширять спрос с помощью: увеличения государственных расходов, снижения налоговых ставок, предоставления налоговых льгот на новые инвестиции, введения ускоренной амортизации, а также снижения учетной ставки процента.

2. Монетаристы и сторонники «новой классической школы», ссылаясь на ошибки прогнозирования и существование временных лагов (запаздываний в процессе принятия властных решений) считают, что свобода действий правительства в области антициклического регулирования должна быть ограничена. Они больше доверяют способности рыночной экономики к саморегулированию и рассматривают ошибки конъюнктурной политики как главный источник экономической нестабильности. Поэтому правительству предлагается при проведении кредитно-денежной и фискальной политики руководствоваться правилами, устанавливаемыми на длительный срок. При этом монетаристы считают, что для характера изменения реального и номинального ВВП решающее значение имеет характер изменения объема денежной массы. Они предлагают поддерживать рост денежного предложения на постоянном уровне, поскольку именно объем денежной массы определяет уровень производства в краткосрочной перспективе и темп инфляции в длительном периоде. Бюджетная политика, с точки зрения монетаристов, не оказывает большого воздействия на экономику, за исключением тех случаев, когда увеличение налогов влияет на количество денег и темп их роста. Поэтому следует отказаться от активного использования фискальной политики в качестве средства экономической стабилизации, установив лишь строгую зависимость между налогами и государственными расходами (правило ежегодно балансируемого федерального бюджета). Проводниками антициклического регулирования являются Центральный банк, осуществляющий кредитно-денежную политику и федеральное правительство, отвечающее за проведение фискальной политики. Главная задача этих органов состоит, во-первых, в совместном определении потребности в корректировке совокупного спроса, во-вторых – в поиске оптимальной комбинации кредитно-денежных и налогово-бюджетных мероприятий.

Антициклическое регулирование — одно из направлений экономической политики государства, направленное на смягчение . Основано на применении стабилизаторов (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль корпораций, пособия по безработице, субсидии по поддержанию цен на сельскохозяйственную продукцию и др.).

В условиях реализации целенаправленной правительственной политики при недостаточном проводится экспансия (денежная и финансовая), при чрезмерном спросе или инфляционном «перегреве» осуществляется ограничительная и дефляционная политика.

Еще в 1-й половине XIX в. экономисты обратили внимание на периодичность таких явлений, как повышение или понижение спроса, увеличение объемов производства или его застой. Исследованию экономических циклов посвящены труды таких виднейших ученых, как А.Шпитгоф, М.И.Туган-Барановский, К.Маркс, Т.Веблен, У.Митчел, Дж.М.Кларк, Дж.Хикс, Дж.М.Кейнс, Й.Шумпетер и многих других.

В историческом аспекте первой теорией цикличности процесса воспроизводства является теория К.Маркса о неизбежности экономических циклов продолжительностью около 10–12 лет. До анализа кризисных явлений К.Марксом в экономической теории преобладали точки зрения о том, что экономические кризисы или вообще невозможны (Дж.С.Милль, Ж.-Б.Сэй, Д.Рикардо), или носят лишь случайный характер и экономического равновесия можно достичь на основе свободного действия рыночных законов стоимости, спроса и предложения (Ж.Сисмонди, Р.Робертус, К.Каутский).

К.Маркс обосновал причины возникновения цикла, определил его фазы. В учении К.Маркса о цикличности сделан акцент на разрушительном характере экономического кризиса, а также его связи с частной собственностью на средства производства.

Развитие мировой экономики в ХХ в. привело к тому, что западная экономическая мысль признала цикличность и углубила исследование форм, структуры и причин циклов. В экономической науке ХХ в. обозначились две основные точки зрения на проблему государственного вмешательства в экономику в целях преодоления влияния циклических колебаний: и .

Классическая теория основывалась на том, что рыночная экономика способна к автоматическому саморегулированию, а конкуренция обеспечивает равенство спроса и предложения. При этом цена, заработная плата, процентная ставка приспосабливаются к любой ситуации рынка и его конъюнктуре.

Кейнсианская теория сводилась к необходимости государственного регулирования для ограничения стихийности экономических процессов и обеспечения полной занятости населения.

На основе анализа причин возникновения и протекания и его воздействия на экономику английский экономист Дж.М.Кейнс опубликовал работу «Общая теория занятости, процента и денег» (1936). По утверждению Кейнса, экономические кризисы неизбежны и вытекают из природы рынка. Кроме того, рынок включает в себя различные проявления монополизма и сочетается с государственным регулированием, от чего цены и заработная плата являются негибкими. Заслугой Кейнса в исследовании фактора цикличности является разработка им теории . Кейнс отказался от анализа традиционных категорий стоимости, цены и доходов и обратил внимание на соотношение между такими экономическими категориями, как совокупный общественный спрос, государственные расходы. Основному положению классической школы – «сбережения определяют инвестиции» – Кейнс придает свое толкование – «инвестиции определяют уровень сбережений». Общество, считал он, сберегает не больше и не меньше того, что предприниматели пожелают инвестировать в экономику. По его мнению, спросом управляют бюджетная политика государства в целом и государственные расходы. Это главные инструменты стимулирования инвестиций и потребления. должна играть вспомогательную роль, приспосабливаясь к бюджетной политике.

Идеи Дж.М.Кейнса сыграли важную роль в определении места государства в обществе и положили начало многочисленным разработкам по государственному регулированию экономики. Современное, развитое в экономическом отношении государство осуществляет многие производственные программы и контролирует перераспределение в обществе доходов, получаемых в частном секторе экономики, регулирует финансовую, налоговую и , осуществляет программы социального обеспечения и страхования. В условиях современной научно-технической и технологической революции на первый план выходят интеллектуальные, профессиональные, организаторские, творческие дарования и задатки человека. Эта закономерность предполагает дорогие экономические условия для воспроизводства рабочей силы. Реально их может создать только государство. Современное государство практически включено во все сферы экономической деятельности общества (разработка законодательной системы; защита конкурентной среды доходов; перераспределение в обществе, коррекция общественных благ и услуг; стабилизация экономики и стимулирование экономического роста).

Кейнсианское антициклическое регулирование не устранило внутренних причин циклического развития капиталистической экономики. Способствуя смягчению глубины кризисных спадов производства, оно повлекло серьезные инфляционные последствия, стимулируя чрезмерный рост денежного предложения. Под влиянием резкого усиления кейнсианская теория была подвергнута критике. Возродилось множество школ, получивших общее наименование , развивающих теорию в соответствии с постулатами классической теории общего экономического равновесия и автоматического приспособления экономики к любым нарушениям закона спроса и предложения.

Неоклассическое направление рассматривало кризисы как случайное, быстро проходящее явление. Значительное место в общем направлении неоконсерватизма (неоклассицизма) занимает , основателем и лидером которого является американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике 1976 г. М.Фридмен. По мнению монетаристов, деньги являются главным инструментом, определяющим все развитие экономики. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежной сферой. Главный параметр стабилизационной политики, согласно монетарной теории, – объем денежного предложения. Экономическую политику монетаристы предлагают переориентировать с кейнсианских рецептов антициклического регулирования, сопровождающегося резкими колебаниями , на строгое регулирование последней в обращении, предусматривающее рост ее на 3–4% в год.

Антициклическое регулирование широко применялось после 2-й мировой войны вплоть до середины 60-х гг. в США, Великобритании, Франции. Изменения в 60–70-е гг. глобальных условий функционирования экономики в результате 2-й мировой войны и научно-технической и технологической революции привели к модификации антициклического регулирования.

Исследование роли государства и выявление причин кризисов и циклов на современном этапе связано прежде всего с разработкой двух направлений: равновесного делового цикла и политического делового цикла . Истоки этих концепций относят к идеям английского экономиста, лауреата Нобелевской премии по экономике 1974 г. Ф.Хайека и польского экономиста и статистика М.Калецкого, высказанным соответственно в 30-х и 40-х гг. Формирование данных концепций в современном виде приходится на середину 70-х гг.

Теория равновесного делового цикла отражает развитие идей монетаризма. Согласно этой теории государство во многих западных странах выполняет наряду с многими присущими ему функциями роль своеобразного генератора денежных «шоков», которые выводят хозяйственную систему из состояния равновесия, и таким образом поддерживает циклические колебания в общественном воспроизводстве. Первые шаги в развитии данной теории связаны с именами М.Фридмена и Анны Шварц, которые в своей работе «История денежного обращения в США, 1857–1960» (1963) доказывали, что движение делового цикла управляется изменениями темпов роста денежной массы, находящейся в обращении. В 70–80-х гг. эта точка зрения стала активно разрабатываться также представителями теории рациональных ожиданий.

Если монетаристы считают, что государство может спровоцировать цикл, пользуясь недостаточной осведомленностью людей об истинном содержании и целях различных направлений государственной экономической политики, сторонники теории рациональных ожиданий (rational expectations theory) исходят из противоположных соображений. По их мнению, предприниматели и население в целом настолько рациональны в своем поведении и научились благодаря происходящей информационной революции оценивать и распознавать истинные мотивы тех или иных экономических решений государственных органов, что могут своевременно реагировать на государственные решения согласно своей выгоде. В результате цели государственной политики остаются нереализованными, а явления экономического спада или подъема принимают еще более ярко выраженный характер. Даже небольшие перепады в уровне экономической активности превращаются в явно циклические.

В первые десятилетия после 2-й мировой войны характер экономических циклов изменился. Стал менее четким и менее определенным сам циклический характер общественного воспроизводства, т.е. стала утрачивать свою четкость общая классическая схема промышленного цикла; изменились структура и характер главной фазы цикла – самого кризиса. Так, изменилось соотношение между острой и пологой стадиями кризиса в пользу пологой, а нередко стало возможным и преодоление острой стадии кризиса. Кризисы зачастую стали протекать не в форме резкого падения объемов производства, а в форме периодов замедленного роста. Это ведет к размыванию четкости понятия классического промышленного цикла, переплетению промышленного цикла с инфляционными процессами.

Циклический характер современного воспроизводства не ограничивается фактором существования промышленных (экономических, деловых) циклов. Наряду с этими классическими циклами в настоящее время признается наличие целого ряда других циклов:

  • циклы Кондратьева (длинные циклы, продолжительностью 40–60 лет; движущая сила цикла – радикальные изменения в технологической базе общественного производства, его структурная перестройка);
  • циклы Кузнеца (продолжительностью примерно 20 лет; движущая сила цикла – сдвиги в воспроизводственной структуре производства);
  • циклы Жюгляра (периодичностью 7–11 лет; являются следствием взаимодействия многообразных кредитно-денежных факторов);
  • циклы Китчина (продолжительностью 3–5 лет; являются следствием изменения относительной величины запасов товарно-материальных ценностей на предприятиях);
  • частные хозяйственные циклы (периодичностью 1–12 лет; возникают в результате колебаний инвестиционной активности).

Разработанная еще в 20-е гг. ХХ в., стала использоваться в 70-х гг., когда мировая экономика столкнулась с серьезными проблемами воспроизводства в результате сырьевых проблем. Теорию длинных волн разрабатывал также австрийский и американский экономист Й.Шумпетер. В работе «Деловые циклы» (1939) он определил, что основной движущей силой долговременных колебаний экономики является волнообразная динамика технических и технологических нововведений. В 80–90-е гг. теория Н.Д.Кондратьева вновь была взята на вооружение. Был сделан вывод, что в мире существует закон цикличности как единой формы развития природных и общественных процессов, т.е. закономерности социального и экономического характера должны рассматриваться с учетом влияния природно-экономических циклов. Таким образом, на основе идей Н.Д.Кондратьева в настоящее время формируется новая парадигма цикличности.

Несмотря на разнообразие циклов и подходов к выработке концепции антициклического регулирования, все они тяготеют к одному из двух направлений регулирования: неокейнсианскому или неоконсервативному. Первое ориентируется на регулирование совокупного спроса, второе – на регулирование совокупного предложения.