Функции государственных финансов.

Особую роль в формировании финансовой структуры государства играют публичные, или как их еще принято называть, муниципальные и государственные финансы. Посредством публичных финансов органы государственной власти и местного самоуправления могут бесперебойно регулировать различные аспекты социального характера, что оказывает непосредственное влияние на многочисленные сектора экономики.
Таким образом, государственные и муниципальные финансы представляют собой определенные финансовые средства, которые необходимы для грамотного контроля, использования, распределения и формирования бесперебойной работы экономических секторов государственных и местных образований.


Государственные финансы занимают ведущее место в общей централизованной финансовой системе любой страны. Поэтому с экономической точки зрения государственные финансы являются необходимым средством для достижения государством своих социальных, экономических и политических функций. То есть, это своеобразный резерв денежного капитала, который необходим каждой стране для решения финансовых вопросов глобального масштаба.
Основными функциями государственных финансов являются :

– реализация общих услуг государственного назначения с учетом всех прав населения страны;

– подготовка и доведение до совершенства правовых актов, которые регулируют рыночные отношения , а также их дальнейшая реализация;

– планирование и дальнейшее осуществление внешней экономической политики страны;

– стабилизация в сфере макроэкономических и социальных процессов;

– производится финансирование различных социальных услуг, а также оказывается помощь незащищенным слоям населения государства;

– реализуются мероприятия, связанные с интеграционным процессом в международную сферу экономики, при этом в первую очередь учитываются внутренние интересы самой страны.

Важно отметить тот факт, что использование государственных финансов, или проще говоря, бюджета, производится в четком соответствии с их конечным назначением на основании закона. Поэтому резервные финансы страны невозможно использовать без юридического на то обоснования, а управление ими осуществляется лишь уполномоченными на то законодательными структурами власти.

Таким образом, общее управление государственными финансами может осуществлять глава государства, а также федеральное собрание страны. Что касается оперативного управления, то его может осуществлять специально для этого созданный госаппарат – Минфин РФ.

Государственные финансы включают в себя следующие объекты :

1. Главное звено бюджетной структуры государства – федеральный бюджет, который включает в себя такие первоочередные категории, как государственные кредиты, налоги и государственные расходы.

2. Бюджеты различных субъектов РФ начиная от обычных граждан, и, заканчивая предприятиями, ИП и прочим.

3. Внебюджетные государственные фонды, которые образуются, независимо от общего федерального бюджета, например, социальное страхование и здравоохранение.

4. А также фонды внебюджетные, которые формируются самими субъектами РФ.

Муниципальные финансы как самостоятельное звено в финансовой структуре страны

Муниципальные финансы (бюджет) необходимо рассматривать обособлено от государственного, поскольку органы самоуправления занимают отдельную нишу в общей системе государственных органов власти. Таким образом, муниципальные финансы являются неотъемлемой частью социально-экономических отношений, возникающих в результате планирования и реализации денежного бюджета при решении основных задач местного назначения.
Формирование муниципальных финансов осуществляется за счет :

– собственных финансов муниципалитета, например, за счет оплаты услуг, использование объектов собственности, принадлежавших местным органам власти;

– внутренних внебюджетных фондов;

– иных ресурсов, которые находятся в собственности конкретного муниципалитета;

– а также за счет кредитных и заемных средств.


Муниципальные финансы базируются на трех основных принципах :

1. На прозрачности деятельности и гласности.

2. На самостоятельности.

3. На финансово-материальной поддержке со стороны государства.

Таким образом, муниципальный бюджет за счет своей собственности и имущества, переданного во владение государством, является мощным инструментом, который помогает осуществлять внутреннее самоуправление с учетом нужд местного населения. При этом органы, которые являются главными представителями местной власти, могут по собственному усмотрению распоряжаться поступающими доходами..

Все воруют и воруют... пару месяцев срок отбудут и выходят. Когда это кончится не понятно. Вот мне, как налогоплательщику совершенно не хочется пополнять государственную казну, когда я вижу что ворам моих денег все сходит с рук.

  • #2

    Никогда так не будет, не будьте наивны. Если государственные финансы вам в руки отдать, то не знаю... куда они уйду. Со стороны всегда легче всех осуждать.

  • #1

    Все наши государственные и муниципальные финансы находятся в не тех руках. Потом в новостях смотришь и диву даешься. То это ушло ни туда, то это попросту украли, то еще что-то. Когда же будет порядок и уверенность в завтрашнем дне?

  • Экономическое содержание государственных финансов и их структура определяются функциями государства и иерархией органов государственного управления.

    В составе государственных финансов выделяются отдельные обособленные звенья, каждое из которых выполняет свои специфические функции.

    В составе государственных финансов представлены следующие звенья (рис. 3).

    Рисунок 3. Звенья государственных финансов

    Каждый из указанных звеньев проявляются в своей сущности, выполняют функции и имеют целевые ориентиры. В государстве нельзя игнорировать какое-либо звено государственных финансов, так как это приведет к снижению возможности государства в финансовом обеспечении различных затрат в социально-экономическом развитии общества.

    Благодаря разному функциональному назначению перечисленных звеньев каждое из них имеет свою институциональную структуру. Единый комплекс финансовых операций по аккумуляции денежных средств и осуществлению государственных расходов выполняют органы государственного управления.

    По уровню государственного руководства экономической и социальной сферой государственные финансы подразделяются на :

    • 1)общегосударственные (республиканские, федеральные, правительственные)
    • 2)местные (муниципальные).

    Благодаря такому разнообразию финансовых связей, по функциональному назначению, государство может оказывать влияние на многие экономические и социальные процессы как в территориальном, так и отраслевом аспектах.

    Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные отношения. С помощью бюджетных взаимосвязей перераспределяются значительные объемы денежных средств как от хозорганов в пользу государства, так и в обратном направлении - от государства предприятиям, организациям, населению.

    Роль республиканского бюджета состоит в том, что его ресурсы предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий: государственных целевых комплексных программ, обороны, обеспечения правопорядка, охраны границ, государственного управления, развития социальной сферы, выполнения международных обязательств. С помощью республиканского бюджета решаются задачи структурных преобразований экономики, ее стабилизации, отраслевой сбалансированности, поддержка единого уровня социальной защищенности населения.

    Местные бюджеты в значительной степени используются для регулирования экономических процессов, размещения производительных сил, развития территориальной инфраструктуры, воспроизводства трудовых ресурсов. Огромную роль местные бюджеты играют в финансировании социальных расходов.

    Назначение внебюджетных фондов - финансирование отдельных целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений и других источников. В бюджетах средства обезличиваются, а правовой статус внебюджетных фондов позволяет использовать средства строго по целевому назначению. Автономность фондов предполагает самостоятельное управление без участия представительных и исполнительных органов, что позволяет более оперативно использовать средства внебюджетных фондов.

    В государственном кредите отношения связаны с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения и их передачей государственным органам для финансирования государственных потребностей. В международном кредите в отношения вступают иностранные государства, их компании, фирмы, а также международные и межгосударственные финансовые учреждения.

    Функционирование государственного сектора основывается на наличии государственной собственности. С точки зрения классификации собственности выделяется имущество государственных юридических лиц и государственная казна (согласно Гражданскому кодексу Республики Казахстан) .

    Имущество государственных юридических лиц является законодательно обособленным и составляет основу для функционирования финансов государственных предприятий и организаций. Особенности их деятельности изложены в разделе «Финансы хозяйствующих субъектов», так как специфика предприятий государственного сектора идентична для всех субъектов данного звена финансовой системы и подчиняется единым принципа организации.

    Государственная казна разделяется на республиканскую и местную. Республиканская казна включает:

    • 1) средства республиканского бюджета;
    • 2) золотовалютные запасы государства;
    • 3) имущество исключительного права собственности государства (земля, ее недра, растительный и животный мир, другие природные ресурсы);
    • 4) необособленное имущество, относящееся к республиканской собственности. Имущество бесхозное (бесхозяйное), не востребованное собственником, конфискованное, выморочное, переданное государству по праву наследования, клады, находки, подлежащие сдаче или передаче государству - в казну - становящееся казенным.

    Местная казна включает:

    • - средства местного бюджета;
    • - необособленное имущество, относящееся к коммунальной собственности.

    Подобное разнообразие форм использования собственности позволяет государству производить гибкую и адресную экономическую и финансовую политику, активно применять финансовый механизм воздействия на экономические и социальные процессы, направляя их в нужное русло. При этом проявляются роль и значение категории «государственные финансы» как основы выполнения экономических функций правительства, осуществления целей и задач развития общества на каждом определенном этапе его существования.

    В финансовой системе важное место принадлежит государственным предприятиям. На современном этапе развития, несмотря на проведенную в 80-х гг. приватизацию, государственная собственность сохраняет сильные позиции в экономике. Государственные предприятия получают многочисленные заказы, обеспечивая частному предпринимательству обширный и гарантированный рынок сбыта по ряду изделий, стимулируют процесс накопления капитала путем перераспределения национального дохода в пользу других звеньев финансовой системы (через низкие цены и тарифы на продукцию государственных и высокие цены на продукцию частных предприятий, потребляемую государственными) и инвестирование собственных средств в малорентабельные отрасли экономики .

    Можно выделить несколько причин образования государственных предприятий, которые часто переплетаются и действуют одновременно.

    1) Экономические причины вызваны необходимостью вмешательства государства в хозяйственные процессы. Функционирование государственных предприятий влияет на соотношение между отдельными отраслями материального производства, способствует изменению его структуры, стимулирует рост прогрессивных отраслей. Широкое внедрение новой техники и научных достижений, автоматизация производственных процессов требуют крупных финансовых средств, высокоразвитой энергетической базы.

    В этой связи особое значение приобретает развитие в рамках государства таких отраслей промышленности, как газовая, электроэнергетическая, нефтяная, угольная. Помимо этого, создаются государственные научно-исследовательские центры и опытные предприятия; производится санирование монополистических предприятий, оказавшихся на грани банкротства; строятся новые предприятия в капиталоемких отраслях.

    Государственные предприятия широко используются в качестве инструмента анти циклического и антиинфляционного регулирования.

    2) Развитие вышеназванных отраслей, проведение исследовательских работ требуют крупных первоначальных капиталовложений. Частные предприятия неохотно идут на риск, связанный с освоением новых производств. Поэтому данные расходы финансирует государство. В этом и заключаются финансовые причины. 3. Политические причины обусловлены развитием интернационализации, что привело к широкому участию государственных предприятий в процессах интеграции производства и капитала.

    В современных условиях государственные и смешанные предприятия создают зарубежные филиалы с участием иностранного капитала, заключают лицензионные и другие соглашения по научно-техническому сотрудничеству и таким образом становятся непосредственными участниками международных экономических отношений. Многие государственные предприятия реализуют за границей значительную часть производимой продукции (это особенно характерно для Франции, которая за рубежом продает 50-60% всей продукции ряда государственных компаний) .

    Финансы государственных предприятий представляют собой совокупность экономических денежных отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств и накоплений предприятий, а также с контролем за формированием, распределением и использованием этих фондов и накоплений.

    Государственные финансы являются важнейшим звеном финансовой системы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.

    Сущность государственных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.
    В РФ, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ (их 89). Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень. Все три уровня государственных финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему.

    В структуре государственных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней – федерального, регионального (субъекта РФ) и местного. Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью средств региональных и местных бюджетов.

    Государственные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роль и выполняют несколько функций:

    Перераспределения функция – происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляется через систему централизованных фондов. Ее результатом является:

    1) перераспределение доходов рентабельных отраслей в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство);

    3) перераспределение доходов между различными социальными группами населения;

    4) перераспределение доходов между различными территориальными образованиями.

    Регулирующая функция связана с образованием и использованием бюджетного фонда. Он образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их.
    Использование бюджетного фонда осуществляется через целевые расходы. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса путем распределения бюджетных средств по разным направлениям деятельности государства и сферам общественного хозяйства. Таким образом достигается сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности. Осуществляя бюджетные расходы, государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, проводить социальные преобразования.

    Контрольная функция государственных и муниципальных финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.
    Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств государства происходит отражение экономических процессов, протекающих в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (Университет)

    Кафедра международных валютных и кредитных отношений

    По дисциплине: «Финансы»

    На тему: «Государственные финансы: понятие, структура, функции»

    Выполнила:

    Студентка 3 МЭО

    6 академ. гр.

    Пантух Э.Б.

    Проверила:

    Доцент, к.э.н.

    Москва 2010 г.

    1. Введение…………………………………………………………………………..стр. 3

    2. Понятие государственных финансов…………………………………………стр. 4

    3. Функции государственных финансов……..…………………………………стр. 10

    4. Структура государственных финансов………………………………………стр.13

    5. Заключение……………………………………………………………………….стр.17

    6. Литература………………………………………………………………………..стр.19

    Введение

    Рыночная экономика при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально-ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием.

    Огромную роль как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они - неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики.

    Термин государственные финансы раскрывает понятие сущности государственного управления, рассматривает основные типы и формы государства и органов его власти, помогает определить структуру и компетенции органов законодательной и исполнительной власти, определяет роль судебной власти, систему органов местного самоуправления и многое другое.

    Актуальность выбранной для исследования темы заключается в том, что одним из значимых факторов успешного развития экономики любой страны должно стать эффективное и грамотное управление финансовыми ресурсами страны, выражающееся в проведении государственной финансовой политики. Для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, финансовых ресурсов, а также элементов, ее составляющих.

    I. Понятие государственных финансов

    На заре человеческого общества государства не существовало. Люди совместно владели и распоряжались материальными ресурсами, а добываемые средства существования распределялись по полу и возрасту. С появлением индивидуального производства, частной собственности и социального расслоения возникает государство.

    Государство - это не только и не столько наименование территории, где проживают люди, объединенные языком, культурой, традициями. Государство - это особая публичная власть, в состав которой входят особые институты: армия, полиция, различные принудительные учреждения, организации, разрабатывающие и принимающие законы, и т. д. Они становятся «государством» благодаря деятельности людей, наделенных определенными знаниями и опытом. Важнейшая их особенность заключается в том, что они, выполняя властные функции в обществе, не производят привычных благ (одежды, обуви, продуктов питания). Вместе с тем для осуществления своих функций эти люди должны есть, пить, обуваться, одеваться, платить за средства передвижения. Поэтому с возникновением государства появилась необходимость отыскания ресурсов для его содержания. Первоначально это были вещественные подати населения, в дальнейшем, с появлением товарно-денежных отношений, - денежные платежи. Совокупность этих денежных ресурсов и получила название «государственные финансы».

    Сам термин «финансы» на латыни означает «платеж», «доход». Впервые в этом значении его начали использовать торговцы в средневековой Италии; в дальнейшем оно стало применяться дня обозначения денежных ресурсов, используемых для содержания государства.

    Таким образом, государственные финансы (Public finance) - совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций. Это могут быть правительственные расходы на любом уровне, включая инвестиции, социальные выплаты, занятость в государственном секторе и правительственные закупки; а также доходы, например, налоги или оплата государственных услуг.

    Государственные финансы являются составной частью финансовой системы страны. Впервые термин « Государственные финансы» стал применяться во Франции в 16 в. Сущность государственных финансов определяется господствующим способом производства и классовой природой государства.

    В рабовладельческих, феодальных и капиталистических обществах государственные финансы служат орудием дополнительной эксплуатации трудящихся, т. к. основная тяжесть налогов и сборов падает на них, а добытые т. о. денежные средства идут на содержание аппарата классового угнетения, на поддержку и обогащение господствующих классов.

    В докапиталистических формациях государственные доходы и расходы имели главным образом натуральную форму. Труд рабов и производимые ими продукты служили средством покрытия большей части потребностей рабовладельческого государства. Важным источником пополнения армии рабов и казны являлись военные грабежи и дань с покорённых народов. При феодализме решающим источником государственных ресурсов стали труд крепостных крестьян и производимые ими продукты. С созданием централизованных государств и ростом их расходов появилась система регулярных общегосударственных налогов и пошлин, казна государства стала отделяться от личных средств главы государства, а сами средства всё более принимать денежную форму. Принудительные сборы и займы уступили место государственным займам и централизованным выпускам денег в обращение. В итоге сложилась (в современном её понимании) сложная система государственные финансы.

    При капитализме в его домонополистический период назначение государственные финансы сводилось главным образом к обеспечению материальных условий существования и функционирования государства. Расходы государства шли на содержание его органов, армии и флота, ведение войн, колониальные экспедиции и выплаты по государственному долгу, на общественные работы, финансирование ж.-д. строительства. Покрывались они путём изъятия части доходов у населения через налоги, государственные займы и бумажно-денежную эмиссию. В период империализма и особенно общего кризиса капитализма роль государственные финансы в перераспределении денежных средств резко возросла.

    Обострение противоречий империализма, развитие государственного монополистического капитализма вызвали колоссальное увеличение государственных расходов, налогового обложения и государственного долга. Государство активно вмешивается в процесс капиталистического воспроизводства. Государственные финансышироко используются для стимулирования и регулирования капиталистической экономики. В связи с этим роль их в распределении и перераспределении национального дохода повышается. В США и Великобритании доля национального дохода, перераспределяемая через государственный бюджет, возросла в 60-х гг. до 40%. Главной причиной роста в империалистических странах государственных расходов, налогов и государственного долга является милитаризация экономики, гонка вооружений. Через систему государственных финансов происходит перераспределение доходов и накоплений в пользу монополий и, прежде всего, магнатов военно-промышленных концернов, обогащающихся на военных поставках, прямых бюджетных субсидиях, открытых и скрытых налоговых) льготах. Финансовая система капиталистических государств находится в состоянии глубокого кризиса. Имеет место громадный рост военных расходов, хроническая дефицитность государственных бюджетов, рост государственного долга, налогов, хроническая инфляция, непроизводительное расточение финансовых ресурсов.

    В странах, завоевавших после 2-й мировой войны 1939-45 политическую независимость и вставших на путь борьбы за экономическую самостоятельность, государственные финансы используются для проведения индустриализации и аграрных преобразований, ликвидации последствий колониализма в области образования, здравоохранения, культуры и т. д.

    При социализме государственные финансы превращаются в одно из важнейших орудий экономической и финансовой политики государства, осуществления социалистических преобразований. В СССР в переходный период от капитализма к социализму государственные финансы использовались главным образом для проведения социалистической индустриализации страны и коллективизации сельского хозяйства, осуществления культурной революции и ускоренного развития национальных республик.

    В СССР и др. социалистических странах за счёт государственных финансов обеспечиваются финансовые потребности расширенного социалистического воспроизводства, подъём материального и культурного уровня жизни народа, содержание органов государственной власти, укрепление обороноспособности страны. Государственные финансы тесно связаны с материальным производством. Они включают в себя общегосударственные финансы (государственный бюджет, государственное имущественное, личное и социальное страхование) и финансы государственных предприятий и отраслей хозяйства. Финансы государственных социалистических предприятий и отраслей народного хозяйства служат исходной базой государственные финансы и главным источником ресурсов финансовой системы, а государственный бюджет - её ведущим и направляющим звеном. В связи с экономической реформой, проводимой в СССР с 1966, и расширением хозяйственной самостоятельности предприятий, повышается удельный вес в государственных финансов предприятий и отраслей народного хозяйства. В 1966 из общей массы прибыли в 47 млрд. руб. оставалось в распоряжении предприятий 11,9 млрд. руб. (или 25%), а по плану 1971 из 88,6 млрд. руб. прибыли у них должно остаться 35,8 млрд. руб. (или 40%). Собственные ресурсы предприятий, направляемые на финансирование плановых затрат, возросли с 33,5 млрд. в 1965 до 75,7 млрд. руб. по плану 1971. По-прежнему ведущую роль в системе государственных финансов играет государственный бюджет, который аккумулирует свыше 50% национального дохода и связывает в единое целое движение всех финансовых ресурсов социалистического общества. С построением социализма и вступлением СССР в период строительства коммунизма Государственные финансы используются для создания материально-технической базы коммунизма, совершенствования социалистических производственных отношений, для всё более полного удовлетворения постоянно растущих материальных и духовных потребностей трудящихся, развития и упрочения сотрудничества и взаимопомощи социалистических государств.

    За последние годы внутренняя структура каждой из составляющих финансовой системы РФ претерпела существенные изменения, связанные с развитием рыночных отношений, бюджетного федерализма и децентрализации бюджетной системы, демократизации всех процессов, идущих в обществе. Так, существенно расширено содержание государственных финансов. Еще 5 - К) лет назад государственные финансы практически отождествлялись с государственным бюджетом, бюджетное устройство России больше соответствовало унитарному государству, для которого свойственны максимальная централизация финансовых и бюджетных ресурсов на уровне центрального правительства (70 - 80 %) и значительно менее существенная доля - на субнациональном уровне.

    В настоящее время в России действуют три уровня органов власти и управления, два из которых - государственные (федеральный и субфедеральный), финансовой основой их деятельности являются федеральный и 89 субфедеральных бюджетов, и один уровень - муниципального управления, финансовой основой деятельности которого являются местные бюджеты.

    Понятие государственных финансов, во-первых, существенно расширено вступившим в силу Бюджетным кодексом РФ за счет законодательного определения трехуровневой бюджетной системы, отдельного вынесения категории государственного долга, а также финансов государственных внебюджетных социально-страховых фондов. Во-вторых, конституциональное определение государственных уровней власти и управления предполагает отдельное существование муниципальных финансов как финансовой основы местного самоуправления. Поэтому понимание государственных финансов дополнено категорией муниципальных финансов, развитие которых наряду с Бюджетным кодексом РФ подчиняется законодательству о местном самоуправлении и его финансовых основах.

    Величина государственных финансов определяется функциями и ролью государства в обществе. Поэтому каждая страна имеет «свои» государственные финансы, отражающие особенности «своего» государства. Так, в феодальной Франции государственная власть не отделялась от королевской, и финансы государства являлись финансами короля. На свое содержание французский король Генрих IV (1554-1610 гг.) расходовал около половины доходов. А расходы короля Людовика XIV (1643- 1715 гг.) достигли такого уровня, что он запретил о них говорить, сделал их государственной тайной. С развитием общества изменяются функции государства, а отсюда - и его роль в жизни общества. На отдельных этапах развития государство может аккумулировать в своих руках до 50-60 % всех доходов общества, на других - ограничиться 10-15 %. В одних странах государство выполняет не только политические функции, но и является непосредственным организатором экономического развития, в других вмешивается в экономику эпизодически, в исключительных случаях. Поэтому совершенно очевидно, что в первом случае государство должно обладать значительно большими финансами, чем во втором.

    В современных условиях роль и значение государства во всех странах возрастают, вследствие чего возрастают и затраты общества на его содержание. Как показывает практика современной рыночной экономики, основной причиной этой тенденции является изменение содержания функций государства в обществе.

    II. Функции государственных финансов.

    Обычно функции государственных финансов возникают на основе экономических функций государства, к которым традиционно относят следующие:

    1) охрана института права, защита общественного спокойствия и предотвращение конфликтов; 2) защита прав частной собственности, ее спецификация и регистрация;
3) обеспечение возможности и путей свободного обмена товарами и услугами;
4) создание и защита механизмов обмена информацией в широком смысле слова;
5) сохранение и разработка измерительных стандартов, включая меры, весы, эталоны, а также деньги (поддержание стабильности используемой денежной единицы как наиболее универсального инструмента и мерила обменных операций);
6) производство общественных благ (где общественные издержки окажутся ниже частных на единицу блага).

    1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

    2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.

    3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

    4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

    5. Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

    Решающее значение имеют следующие функции:

    Суть первой из них - экономической - заключается в финансировании регулирующей деятельности государства в национальном хозяйстве (управление госсектором, программирование и т.п.).

    Вторая функция - оборонная - состоит в финансировании армии, полиции и т.п.

    Третья - социальная - заключается в оказании поддержки малоимущим слоям населения, финансировании пособий по безработице, инвалидам и больным.

    И наконец, последняя, четвертая функция, которую выполняют государственные финансы, является наиболее современной - это экологическая функция. Она заключается в предоставлении субсидий для разработки и внедрения в производство новых технологий, снижающих его вредное воздействие на окружающую среду.

    Рис 1. Основные функции государственных финансов.

    Выполнение этих четырех функций возлагается на современную финансовую систему, структура которой в зависимости от поставленных конкретных задач отражена на рис.2. Самые главные задачи решаются путем использования федеральных финансов, а в них - бюджетов центрального правительства. Менее значимые задачи выполняют бюджеты региональных и местных органов власти.

    III. Структура государственных финансов.

    Государственные финансы функционируют на федеральном, региональном и местном уровнях и включают государственный бюджет (в федеративных государствах - федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации), государственные внебюджетные фонды (в западной терминологии - специальные правительственные фонды), государственный кредит, финансы государственных и муниципальных (унитарных) предприятий, бюджеты региональных и местных органов власти.Благодаря разному функциональному назначению названных звеньев финансового регулирования государство может оказывать разностороннее влияние на экономические и социальные процессы, происходящие в обществе, добиваться приемлемого решения отраслевых и территориальных проблем.

    Рис 2. Структура государственных финансов.

    Наиболее важную роль играет государственный бюджет. Государственный бюджет, или бюджет центрального (федерального) правительства, представляет собой самый крупный денежный фонд, используемый для финансирования деятельности центрального правительства. С его помощью в распоряжение государства мобилизуются финансовые ресурсы. За их счет финансируются государственные целевые программы, проводятся мероприятия по стабилизации экономики, финансированию социальной сферы, выполнению международной и внутригосударственных обязательств, обеспечению обороноспособности страны и содержанию вооруженных сил, государственному управлению.

    Помимо бюджетных средств в государственные финансы включены также финансы предприятий, находящихся в госсобственности. Они формируются либо за счет бюджета центрального правительства, например бюджет военных предприятий, либо за счет самих предприятий, если они являются рентабельными - например почта, телеграф, телефон и ряд других, и могут формировать поступления в госбюджет. Финансы государственных унитарных предприятий отличаются особенностями, вытекающими из экономических условий хозяйствования в конкретной стране. Так, в России финансы государственных унитарных предприятий состоят из финансов предприятий (организаций, учреждений), основанных на праве хозяйств, ведения или оперативного управления, и финансов казенных предприятий, основанных только на праве оперативного управления.

    Внебюджетные денежные ресурсы используются строго по назначению - для финансирования целевых программ как центральным правительством, так и региональными и местными органами власти. Государственные внебюджетные фонды управляются органами государственной власти, но организационно отделены от бюджетов и функционируют самостоятельно. К ним относятся: государственные внебюджетные фонды социального назначения, формируемые для реализации конституционных прав граждан (на бесплатную медицинскую помощь и охрану здоровья, на социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случаях безработицы, потери кормильца, рождения и воспитания детей и т.п.); другие целевые федеральные и региональные фонды (инновационные, экологические, региональные, развития и т.д.), находящиеся в ведении министерств и ведомств, а также субъектов РФ.

    Бюджеты региональных и местных органов власти, наряду с внебюджетными фондами, входят в финансы местных администраций. Как правило, возможности последних ограничены и для финансирования своей деятельности они получают дотации в виде субсидий от центрального правительства.

    Главным источником государственных доходов служит национальный доход. Но в периоды наступления чрезвычайных обстоятельств и событий (война, крупное стихийное бедствие и т.п.) в качестве источника формирования государственных доходов выступает ранее накопленное национальное богатство, некоторые элементы которого (золотой запас, валютные резервы, страховые резервы и т.п.) вовлекаются в хозяйственный оборот. Центральное место в государственных доходах занимают налоги; наряду с ними постепенно увеличиваются поступления от эксплуатации государственной собственности (дивиденды), от продажи (сдачи в аренду) государственные имущества; в связи с ростом бюджета дефицита расширяются масштабы государственных заимствований.

    Важное понятие - государственный кредит, который позволяет мобилизовывать (заимствовать) временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, которые на платной и возвратной основе поступают в распоряжение федеральных и региональных органов государственной власти для финансирования расходов, не обеспеченный бюджетнымидоходами. Государственные заимствования осуществляются путем продажи на внешних и внутренних финансовых рынках облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Государственный кредит позволяет цивилизованным способом покрывать бюджетный дефицит, способствуя оттоку денег из обращения, он смягчает остроту проблем в сфере денежного обращения.

    Государственные расходы выражены финансовыми отношениями, возникающими в связи с использованием финансовых ресурсов на покрытие государственных потребностей. Содержание и характер государственных расходов непосредственно связаны с функциями государства: экономической, социальной, управленческой, военной (оборонной). Расходы призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества при развитии экономики и социальной сферы, осуществлении государственного управления, охраны государственных границ, поддержании внутреннего порядка в стране и т.п. Здесь гocударство выполняет свои функции как непосредственно через систему органов управления, так и через принадлежащие ему предприятия, организации, учреждения. Государственные расходы состоят из прямых расходов государства (через систему бюджетных и внебюджетных фондов) и расходов государственных унитарных предприятий, осуществляемых в целях регулирования экономики путем инвестирования реального бизнеса, формирования государственных внебюджетных фондов социального назначения, удовлетворения других потребностей государства. Поскольку в различных системах хозяйствования (рыночной и административно-командной) и даже на разных этапах развития экономики роль государства, его функции и сфера деятельности меняются, соответственно преобразовываются структура и объем производимых государством расходов.

    Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. Основные составляющие государственных финансов России приведены в таблице на рис. 3.

    Консолидированный бюджет РФ Гос внебюджетные фонды Финансовые ресурсы ЦБ РФ Финансы гос предприятий Поступления из-за рубежа
    Федеральный бюджет Пенсионный фонд Золотовалютные резервы Финансы государственных унитарных предприятий Иностранные займы
    Бюджеты субъектов РФ Фонд обязательного медицинского страхования Прибыль от банковской деятельности Акции акционерных обществ, которые находятся в государственной собственности Финансовые ресурсы организаций, находящихся за рубежом
    Местные бюджеты Фонд социального страхования Доходы от выпуска ценных бумаг Финансы государственных корпораций
    Денежная эмиссия

    Рис. 3. Основные составляющие государственных финансов России

    Заключение

    Государственные финансы – это, с одной стороны, экономическая категория, а с другой – реальный субъективный финансовый инструмент воздействия органов государственной власти на те или сферы жизнедеятельности общества. Итак, принято подразделение государственных финансов на центральные, региональные и местные, которые, в свою очередь, подразделяются на бюджеты, внебюджетные фонды и государственный кредит.

    Государственные финансы представляют собой совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов. Экономическая роль государства заключается в реформировании отношений собственности, вертикали федеративного устройства в социально-экономической сфере, институциональных преобразованиях и достижении сбалансированности между экономической эффективностью и социальной справедливостью в обществе.

    Государственные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной рыночной экономики. Финансы как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Они способствуют решению общеэкономических задач, и поэтому финансовая система государства функционирует как совокупность взаимодействующих звеньев на каждом конкретном историческом этапе.

    Государственные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях - распределительной и контрольной. Их роль в реформировании российской экономики сводится к основным факторам: экономической стабилизации; адаптации к рыночным преобразованиям; стимулированию инвестиционной активности.

    Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанный на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической сбалансированности, благоприятной экологической среде и достаточно высоком жизненном уровне.

    Государственная финансовая политика является элементом макроэкономической политики и нацелена на обеспечение устойчивого социально-экономического развития. Сторонники рестриктивной финансовой политики уделяют основное внимание регулированию темпов роста денежной массы, сокращению государственных расходов, невмешательству государства в решение основных экономических проблем и относятся к школе монетаризма. Сторонники экспансионистской финансовой политики уделяют первоочередное внимание регулированию цен, налогов, процентных ставок, повышению эффективности и расширению масштабов государственного инвестиционного финансирования и относятся к кейнсианской школе.

    Для стабилизации экономики и финансовой системы в современных условиях необходимо: обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей; реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы; стабилизировать валютный курс рубля; ориентировать денежно-кредитную политику на регулирование процентных ставок; повысить инвестиционную активность государственного и частного секторов экономики в развитии производства; принять комплекс мер по стабилизации и повышению жизненного уровня населения.

    Литература

    1. Афанасьев М.Пю Модернизация государственных финансов: учебное пособие. Москва ГУ ВШЭ, 2007;

    2. Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие для вузов. М. Финансы и статистика, 2007.-476с.


    3. Бабич А.М. . Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие для вузов. М. Финансы ЮНИТИ, 2005.-687с.


    4. Батяева Т.А. Рынок ценных бумаг. Учебное пособие для вузов. М. Инфра-М НФПК, 2006.-302с.


    5. Галанов В.А. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие для вузов. М. Форум, 2006.-413с.


    6. Гринкевич Л.С. Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие для вузов. М.: КНОРУС, 2008.-560с.


    7. Cумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования, 1996

    8. Галицкая С.В. Государственные финансы, 1998

    9. Колпаков Г.М. Финансы, денежное обращение. Кредит. Учебное пособие для вузов. М. Финансы и статистика, 2006.-494с.


    10.Липсиц И.В. Экономика. Учебное пособие для вузов. М.Омега-Л,2007-656с.


    11.Фетисов В.Д. Финансы и кредит. Учебное пособие для вузов. М.ЮНИТИ-ДАНА,2006-399с.


    12.Финансы: учебник/ под ред. Грязновой А.Г., Маркиной Е.В. М. Финансы и статистика, 2006.-504с.


    13.Финансы: учебник/ под ред. Лушина С.И., Слепова В.А. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006.-682с.


    14.Финансы. Учебное пособие для вузов. М.ЮНИТИ-ДАНА,2007-703с.


    15.Янин О.Е. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебное пособие для

    Сущность государственных финансов проявляется в их функциях . Под функциями понимается процесс реализации государственных финансов и результаты их функционирования. Вопрос о количестве и содержании функций государственных финансов, как правило, не рассматривается. Исследователи сосредоточили свое внимание в основном на функциях финансов вообще, которые, кстати, несмотря на многообразие различных взглядов, носят спорный характер. Некоторые известные финансисты, как, например, A.M. Бирман, выделяли три основные функции: обеспечение процесса хозяйствования денежными средствами, контроль рублем и распределительную. А.М. Александров и Э.А. Вознесенский утверждали, что финансы представляют собой формирование денежных фондов, использование денежных фондов и контроль за тем и другим. Б.Е. Пеньков придерживается мнения, что финансы выполняют распределительную (перераспределительную), воспроизводственную, стимулирующую и контролирующую функции. И.Т. Балабанов считает, что с переходом к рыночным отношениям финансы потеряли свое распределительное назначение. Такое обилие точек зрения свидетельствует, прежде всего, о сложности проблемы.

    Вместе с тем никто не отрицает, что финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях, ответ бывает, как правило, один: валовой внутренний продукт. Осуществить процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм, ставок, тарифов, отчислений и т.д., установленных государством. Отсюда следует, что мнение ряда авторов о функциях и финансах в целом (и применительно к государственным финансам в особенности) не лишено научных оснований.

    Представляется, что современный уровень понимания проблемы позволяет на основе обобщения соответствующих экономических взглядов говорить о восьми функциях государственных финансов : распределительной, перераспределительной, воспроизводственной, регулирующей, стимулирующей, плановой (или прогнозной), контролирующей и социальной.

    В процессе реализации распределительной функции государственных финансов происходит первичное распределение полученных унитарными предприятиями денежных доходов. Осуществляется распределение национального дохода среди участников материального производства. Он подразделяется на зарплату ра бочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства, с одной стороны, и доходов предприятий сферы материального производства - с другой. Однако первичные доходы не образуют общественных денежных средств, достаточных для удовлетворения и развития потребностей государства, на которые расходуются государственные финансы. Для этого требуется дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.

    Перераспределительная функция государственных финансов связана, в первую очередь, с межотраслевым и территориальным распределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий. Перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами экономики, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и хозяйствования, а также социальными группами населения. Речь при этом идет о вторичном распределении той части доходов предприятий, которая поступает в виде налогов и других обязательных платежей в централизованные государственные фонды финансовых ресурсов.

    Воспроизводственная функция государственных финансов благодаря фондам финансовых ресурсов регулирует постоянно повторяющийся процесс производства. Для этого необходимо оптимальное формирование фондов денежных средств на различных стадиях и этапах производства, распределения, обмена и потребления. При этом роль государственных финансов в современных условиях заключается в том, что они выступают важным инструментом воздействия на процесс общественного воспроизводства, поддержание экономического роста, реформирования структуры экономики, развития ключевых отраслей хозяйства, ускорения НТП. Так, расширяя объем государственных инвестиций, государство стимулирует повышение спроса на рабочую силу. Это, в свою очередь, дает импульс росту промышленного производства, занятости, оживлению хозяйственной конъюнктуры. За счет федерального бюджета и бюджетов других уровней поддерживается спрос, происходит финансирование социальных мероприятий, программ и т.п.

    Противоречивое воздействие на процесс воспроизводства оказывают военные расходы. Они дают заметный импульс развитию промышленности, новой техники и технологий. В то же время длительная гонка вооружений истощает экономику, приводит к внутрихозяйственным диспропорциям, изменяет структуру производства, порождает другие негативные явления.

    Регулирующая функция государственных финансов тесно связана с другими их функциями. Так, через государственные расходы, государственный кредит и другие механизмы государство влияет на процесс воспроизводства. В целях регулирования экономики и социальных процессов применяются также финансовое и бюджетное планирование, государственное регулирование фондового рынка.

    В системе экономического регулирования через государственные финансы важное место могли бы занять государственные заказы за счет средств федерального и региональных бюджетов. Государственные заказы, повышая спрос на внутреннем рынке, способны стимулировать развитие не только оборонных, но и гражданских отраслей народного хозяйства, стимулировать проведение научных исследований, создание и внедрение новой техники и технологии. Очевидно, что нужно решительно преодолевать сложившуюся порочную практику задержки с оплатой выполненных государственных заказов.

    Стимулирующая функция государственных финансов призвана заинтересовывать субъектов рынка в той или иной инновационно – инвестиционной деятельности, сокращении затрат, повышении эффективности их деятельности и экономическом росте на основе лучшего использования всех факторов производства. Примером применения государственных финансов в качестве стимула может служить реализация ряда федеральных целевых программ, особенно президентских.

    Другой важной задачей в свете рассматриваемого аспекта могла бы стать поддержка предпринимательства, взаимодействие государства с корпорациями и их альянсами – финансово-промышленными группами (ФПГ).

    Государственная поддержка предпринимательства призвана включать в себя прямое финансовое субсидирование, льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов, a также участие государства в соучредительстве при организации новых предприятий. Существенна роль государства в формировании и регулировании рынка труда, при предоставлении выгодных госзаказов.

    Плановая (прогнозная) функция государственных финансов реализуется в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Федерации и муниципальных образований, а также с помощью бюджетных и внебюджетных фондов. Правда, в реформенные годы отношение части общества, включая видных государственных деятелей и представителей государственных органов различных уровней, к планированию было, мягко говоря, не самым прогрессивным. Полагаем, что с течением времени, по мере развития рыночной экономики и активизации роли государства в этом процессе, будет происходить осознание этими слоями общества полезности и объективной необходимости повышения значения плановой (прогнозной) функции государственных финансов Особенно это важно в связи с переходом страны к среднесрочному, а в будущем и долгосрочному финансовому планированию (прогнозированию).

    В настоящее время большую роль могла бы играть и регулирующая функция государственных финансов, в ходе реализации которой используется широкий набор инструментов.

    Ядром системы могло бы стать индикативное планирование.

    Но для этого следует законодательно определить статус индикативных планов, их место в системе экономических регуляторов, а также порядок разработки и ее реализации. Этим целям способствовало бы принятие Федерального закона «О планировании и долгосрочных национальных программах социально-экономического развития».

    Переход страны к новым экономическим отношениям породил большие трудности. Структурные преобразования вызвали в свое время значительный спад производства, безработицу, социальную и политическую нестабильность, инфляцию и т.п. В этих условиях финансовая политика неустойчива, часто меняется. Вместе с тем четко вырисовываются как минимум две тенденции.

    Первая тенденция. Бюджет хотя и сохраняет свою главенствующую роль, но уже не является таким всеобъемлющим, как прежде. Если при административно-командной системе более 70% финансовых ресурсов концентрировалось в государственном бюджете, то сейчас - не более 40%. Крупные средства перераспределяются ныне через такие государственные фонды, как Пенсионный, Фонд обязательного медицинского страхования и другие, обладающие автономностью.

    Вторая тенденция. Невмешательство государства в экономику сохраняется. Это подтверждается следующими цифрами. В 80-е гг. более 57% бюджета страны расходовалось на народное хозяйство, а в последние годы - не более 12%. Если раньше 78% всех капитальных вложений финансировалось из бюджета, то в последние годы бюджет развития вынесен в отдельный раздел и в основном не обеспечен финансированием. Только в бюджете 2006 г. впервые создан инвестиционный фонд в сумме около 70 млрд. руб. с целью финансирования крупных инфраструктурных проектов на долевой основе совместно с частным бизнесом, об эффективности и значении которого пока говорить преждевременно.

    Контрольная функция государственных финансов тесно связана со всеми остальными, особенно с распределительной. Среди огромного многообразия финансовых отношений нет ни одного которое не было бы связано с контролем над формированием и использованием денежных фондов. В то же время нет и таких финансовых отношений, которым была бы присуща только одна функция контроля.

    С помощью финансов государство распределяет валовой внутренний продукт не только в натурально-вещественной форме, но и по стоимости. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль над обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.

    Контрольная функция государственных финансов - прежде всего контроль рублем в процессе объективно существующих денежных отношений. Он пронизывает всю систему отношений, связанных как с движением стоимости, так и со сменой форм стоимости, и представляет собой стоимостный контроль, контроль через форму стоимости. Поскольку государственные финансы выражают отношения, возникающие на основе реального денежного оборота, то контроль рублем как указанная функция – лишь контроль реального денежного оборота.

    Государственный финансовый контроль осуществляется на всех стадиях создания, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода. Контрольная функция проявляется во всем многообразии хозяйственной деятельности предприятий. Контроль рублем ведется за производственными и внепроизводственными затратами, соответствием этих затрат доходам, расходованием и использованием основных фондов и оборотных средств. Он действует на всех стадиях кругооборота, при финансировании и кредитовании, проведении безналичных расчетов, во взаимоотношениях с бюджетом и другими звеньями финансовой системы.

    Объектом контрольной функции государственных финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий . Такой контроль называют государственным (вневедомственным). Его осуществляют органы государственной власти и управления. Контролю подлежат объекты независимо от их ведомственной подчиненности. Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.

    Государственный финансовый контроль в Российской Федерации осуществляют высшие органы государственной власти и управления - Федеральное Собрание, его две палаты - Государственная Дума и Совет Федерации. Кроме Федерального Собрания Российской Федерации органом государственного финансового контроля в стране является Счетная палата Российском Федерации. Имеются также контрольные и финансовые органы исполнительной власти. Отдельные функции государственного финансового контроля возложены на Агентство по налогам и сборам России, Государственный таможенный комитет Российской Федерации.

    Большими полномочиями, в том числе и по контролю в сфере финансов, располагает Главное контрольное управление Президента России. Оно привлекает к проверкам представителей правоохранительных и специальных органов контроля, обобщает практику изменения законодательства России в сфере контрольной деятельности, вносит предложения по его совершенствованию.

    Важным органом финансового контроля в современных условиях становится Главное управление Федерального казначейства Минфина России, созданное в декабре 1992 г. как единая централизованная система, включая территориальные органы на местах. Главной задачей казначейства является организация, осуществление и контроль над исполнением республиканского бюджета государственных внебюджетных фондов. Ему вменяется в обязанность прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими. Казначейство занимается сбором, обработкой и анализом информации о состоянии государственных финансов, представляет высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти отчетность о финансовых операциях правительства и состоянии бюджетной системы. Для выполнения указанных задач органы казначейства наделяются большими правами. Они могут производить проверки денежных документов на предприятиях любой формы собственности и хозяйствования, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по назначению, приостанавливать операции по счетам, применять к нарушителям штрафные санкции.

    Наряду с новыми контрольными органами в России продолжает действовать контрольно-ревизионная служба Минфина России и ведомственный финансовый контроль. К органам государственного финансового контроля относятся также Центральный банк Российской Федерации (Банк России) и контрольно-ревизионные структуры федеральных органов исполнительной власти, которые контролируют находящиеся в их ведении или непосредственном подчинении организации по основным направлениям деятельности этих институтов.

    В изменяющихся условиях становления правового государства, формирование системы финансового контроля не является кратковременным процессом с заранее данными параметрами. Организация и функционирование эффективной системы финансов и контроля - обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики, при котором совершенствование системы финансового контроля не может осуществляться автономно, но лишь как звено в общей системе мер перестройки финансового механизма.

    Государственный финансовый контроль – не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования экономики. Посредством государственного финансового контроля выявляются отклонения от утвержденных показателей бюджета и нарушения законности, факты нецелевого и неэффективного использования финансовых ресурсов и государственной собственности. Это позволяет своевременно принять корректирующие меры, привлечь к ответственности виновных лиц, получить компенсацию за причиненный государству ущерб и провести мероприятия по предотвращению нарушений в будущем.

    Важный инструмент этой политики - двухуровневая система государственного финансового контроля. Первый уровень – внешний контроль, который возложен на несколько государственных органов и учреждений, в том числе конституционный орган - Счетную палату Российской Федерации. Второй уровень - внутренний контроль, который проводят органы исполнительной власти и другие организации в соответствии с действующим законодательством.

    Счетная палата РФ нуждается в придании ей статуса высшего постоянно действующего органа государственного финансового контроля. Ей явно необходимы права разрабатывать и проводить соответствующую политику, координировать деятельность федеральных органов по ее осуществлению. У нее должно быть больше, чем сейчас, реальных прав в борьбе с хищениями, финансовыми злоупотреблениями, коррупцией. В случае выявления нарушений в исполнении бюджетного законодательства у Счетной палаты должно быть право обращаться с исками в суд по защите интересов государства. Ей необходимо предоставить право безакцептного (бесспорного) списания средств со счетов злостных нарушителей бюджетного процесса в пользу федерального бюджета или получателей средств федерального бюджета в объеме допущенных нарушений. Это относится к тем случаям, когда представления и предписания Счетной палаты не выполняются, а предусмотренные ныне законом меры по приостановлению всех видов финансовых, платежных и расчетных операций нарушителей могут оказаться преждевременными.

    Социальная функция государственных финансов способствует решению многочисленных социальных проблем. Здесь и регулирование трудовых отношений, и проведение государственной политики в области заработной платы, и регулирование цен на социально значимые товары и услуги, и содействие трудоустройству незанятого населения, и вопросы переподготовки кадров в соответствии с требованиями рынка труда и т.п.

    Роль государства в регулировании экономики в полной мере должна проявиться в том, что государство является социальным партнером, стоящим выше интересов отдельных кланов и групп.

    В качестве социального партнера государство призвано обеспечить согласование общенациональных интересов, коллективных и частных интересов предпринимательских структур, социальных групп. Оно должно разрешать социальные конфликты, сотрудничать с предпринимателями по вопросам выработки экономической стратегии и политики экономических реформ.

    Государственные финансы имеют ряд особенностей. Они проявляются, прежде всего, в формировании финансов. Как известно, источниками здесь на 80-90% выступают налоговые поступления и на 10-20% - неналоговые доходы, получаемые от использования государственной собственности и соответствующей торговли. Особую специфику составляет создание централизованных фондов, включая такие значимые, как пенсионные фонды, фонд социального страхования, медицинского страхования и др. Свои особенности существуют и в практике использования государственных финансов. Они идут на содержание государственного аппарата, обслуживание потребностей государства, включая социальные расходы, на целевые программы, на погашение государственного долга и др. Важную особенность составляет то, что они применяются при разработке и реализации международных проектов, особенно связанных с решением глобальных мировых проблем. Понятно, что данный перечень специфических свойств государственных финансов далеко не полный. Однако и он дает определенное представление не только об их самой общей характеристике, но и значении для развития общества и его экономики.