Функции государственных финансов. Государственные финансы

Бюджетное устройство

Государственные финансы – это совокупность финансовых отношений, обеспечивающая достижение целей внешней и внутренней государственной политики. Эти отношения связаны с формированием финансовых ресурсов государства, используемых затем на расширение производства, удовлетворение социально-культурных потребностей членов общества, на управление, поддержание отечественных экспортеров.

Субъектами государственных финансов являются органы государственной власти различного уровня.

В состав государственных финансов включают: бюджеты всех уровней, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий.

Основным звеном государственных финансов является бюджетная система.

Государственный бюджет – это имеющий законодательную силу главный финансовый план государства, централизованный фонд денежных средств государства для выполнения общегосударственных задач.

Бюджетное устройство – это организация и принципы построения бюджетной системы.

Бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

1) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

2) бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов) и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местных бюджетов.

Бюджеты разных уровней являются материальной базой финансовой деятельности соответствующих органов управления. Консолидированный бюджет РФ – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

Принципы функционирования бюджетной системы РФ:

1) единство бюджетной системы;

2) самостоятельность бюджетов разных уровней (нижестоящие бюджеты не входят в бюджеты вышестоящих уровней);

3) полнота отражения доходов и расходов;

4) сбалансированность бюджета. Структурно бюджет строится по балансовому принципу и имеет две части: доходную (поступления и их источники) и расходную (расходы и потребители бюджетных средств);

5) гласность;

6) реальность;

7) эффективность, экономность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств.

Установление состава бюджетных доходов и расходов каждого уровня зависит от разграничения функций между федеральными, территориальными и местными органами государственной власти и управления – бюджетного федерализма.

Доходная часть бюджетов различных уровней иерархии формируется в рамках налоговой политики государства и территории, а также взаимоотношений с бюджетами других уровней – межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения федерального бюджета с бюджетами регионов складываются из следующих элементов: дотации, субвенции, взаимные расчеты, краткосрочные бюджетные ссуды и трансферты. Дотации и трансферты из федерального фонда финансовой поддержки регионов можно отнести к категории универсальных грантов, предназначенных для регулирования уровня доходов территориальных бюджетов, а взаимные расчеты и субвенции – к целевым грантам, следствием которых могут быть как выравнивание, так и усиление различий в положении регионов.

Расходы бюджетов всех уровней делятся на бюджет текущих расходов и бюджет развития. В бюджет текущих расходов включаются трансфертные платежи, расходы на содержание бюджетных учреждений, дотации отраслям и регионам, затраты на содержание органов государственной власти и управления и др.

В бюджет развития входят ассигнования на финансирование государственных инвестиций, научно-инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством.

При наличии дефицита бюджета первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

Все доходы и расходы располагаются в бюджетах по кодам бюджетной классификации, что обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.

3.2. Бюджетный процесс. Структура федерального бюджета

Бюджетный процесс в РФ – это регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

Возможны два подхода к разработке государственного бюджета:

1. «от доходов», когда сначала определяют разумный (обеспечивающий условия расширенного воспроизводства) реальный объем доходной части. Исходя из доходов планируют расходы.

2. «от расходов» – определяется уровень расходов. После этого решается задача обеспечения доходов посредством введения новых налогов, увеличения налогового бремени. Последствия такого подхода могут состоять в сокращении налогооблагаемой базы вследствие остановки производств, уменьшения занятости, мотивации к труду.

Исполнение бюджета – это выполнение доходной и расходной частей бюджетов. Оно осуществляется Министерством финансов РФ и его органами, Федеральной налоговой службой и её подразделениями на местах.

Система кассового исполнения бюджета – совокупность элементов, осуществляющих прием, хранение, перемещение и выдачу бюджетных средств и ведение необходимой отчетности. В основу кассового исполнения бюджета положены 2 принципа:

1. единство кассы, когда средства государства поступают на единый консолидированный счет Министерства финансов в ЦБ РФ, с которого производятся все расходы.

2. целевое использование средств.

Существуют три системы кассового исполнения бюджета: казначейская (Франция); банковская (Великобритания) и смешанная (США).

Для надежного банковского и смешанного кассового исполнения бюджета необходимы соответствующие оснащенность, квалификация и мораль банковского сообщества. В противном случае возможны сбои и задержки в прохождении платежей, чреватые негативными социальными и экономическими последствиями.

Преимущества казначейской системы: возможность оперативного получения информации, управления и контроля. Главное управление Федерального казначейства в составе Министерства финансов и его территориальные органы осуществляют организацию и контроль за исполнением федерального бюджета РФ, управление доходами и расходами этого бюджета исходя из принципа единства кассы, учет всех операций с государственными финансовыми ресурсами в безналичной форме. При этом имеется единый главный счет Федерального казначейства, с которого производятся любые платежи из федерального бюджета. Все остальные счета, по которым идет движение бюджетных средств, являются транзитными, и у них отсутствует переходящий остаток средств. Таким образом, казначейская система обеспечивает учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета.

В целях сбалансированности бюджетов представительные органы власти устанавливают предельные размеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится механизм секвестра расходов.

Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего года. Секвестру не подлежат защищенные статьи (зарплата, стипендии, государственные пособия).

Дефицит бюджета может покрываться двумя способами:

1) инфляционным – печатанием необеспеченных денег, что порождает инфляцию. Если страна специализируется на выпуске продукции с длительным циклом разработки и производства (авиастроение, машиностроение), то создание такой продукции в условиях инфляции становится невыгодным;

2) безынфляционным – за счет выпуска и размещения на внутреннем и внешнем рынках долговых и конвертируемых ценных бумаг. При внешнем заимствовании доход получают внешние кредиторы, а бремя по обслуживанию долга несут предприятия и население. Это отрицательно влияет на уровень потребления и возможности экономического роста.

Доходы федерального бюджета делятся на налоговые (федеральные налоги и сборы; таможенные платежи и государственная пошлина) и неналоговые (от использования и продажи госимущества, часть прибыли государственных унитарных предприятий и Центрального банка РФ, от внешнеэкономической деятельности, от реализации государственных запасов и резервов). Обособленно в доходах федерального бюджета учитываются доходы федеральных целевых бюджетных фондов (Федеральный дорожный фонд, Федеральный экологический фонд и др.).

Таким образом, мобилизация средств в доходную часть бюджета осуществляется через:

– взыскание налогов и пошлин;

– получение доходов от госсобственности;

– внутренние и внешние займы;

– продажу и залог госсобственности в процессе приватизации.

Средства расходной части направляют на:

– финансирование экономики и её структурную перестройку;

– социально-культурные мероприятия;

– укрепление обороноспособности государства;

– создание государственных материальных и финансовых резервов;

– финансовую поддержку бюджетов субъектов РФ;

– погашение и обслуживание государственного долга.

За счет средств федерального бюджета полностью финансируются расходы на оборону, значительная часть затрат на финансирование госпрограмм, предоставляются дотации отдельным отраслям экономики, субсидии и субвенции бюджетам территорий.

3.3. Территориальные финансы

Территориальные финансы – это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий (совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий).

Территориальные финансы включают региональные бюджеты (республиканские в составе РФ, краевые, областные и окружные), территориальные внебюджетные фонды; местные бюджеты (районов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей.

Территориальные финансы обеспечивают финансирование мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения. Это – финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, социальной политики, строительства и содержания дорог и др.

С помощью территориальных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем социально-экономическом развитии от других регионов страны.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из собственных и регулирующих доходов (рис. 3).

Рис. 3. Структура доходов территориальных бюджетов

Собственные доходы закреплены на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами. Регулирующие доходы – это средства, передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия его расходов. Они зачисляются в соответствующие бюджеты исходя из размеров процентных отчислений, устанавливаемых при утверждении вышестоящего бюджета.

Дотации предоставляются из вышестоящего бюджета в твердой сумме для сбалансирования нижестоящего бюджета при его дефиците. Субвенции предназначены для финансирования строго целевого мероприятия (реализации инвестиционного проекта). Фактически дотации и субвенции используются преимущественно в целях субсидирования хронически дефицитных региональных бюджетов.

Кредитные ресурсы – это средства, предоставляемые на основе платности и возвратности (на возвратной и возмездной основе).

Доходы бюджетов субъектов РФ делятся на налоговые (региональные налоги и сборы; отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов) и неналоговые (доходы от имущества субъектов РФ, от платных услуг бюджетных учреждений, часть прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ).

Исключительно за счет средств бюджетов субъектов РФ финансируются: функционирование органов власти субъектов РФ, предприятий и организаций в собственности субъектов РФ; обслуживание и погашение госдолга субъектов РФ; реализация региональных целевых программ; формирование госсобственности субъектов РФ; внешнеэкономические связи субъектов РФ; финансовая помощь местным бюджетам и пр.

Доходы местных бюджетов включают:

1) налоговые доходы (местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов; госпошлина);

2) доходы от использования и продажи муниципального имущества, от услуг муниципальных бюджетных учреждений, ассигнования на осуществление отдельных государственных полномочий).

Исключительно за счет средств местных бюджетов финансируются:

· дорожное строительство и содержание дорог местного значения, транспортное обслуживание, реализация целевых муниципальных программ;

· обслуживание и погашение муниципального долга и пр.

Формирование местных бюджетов основывается на государственных минимальных социальных стандартах и социальных нормах.

Социальный стандарт – это установленный законодательством РФ минимальный уровень гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение важнейших потребностей человека.

Социальные нормы – это показатели обеспеченности населения важнейшими жилищно-коммунальными, социально-культурными и другими услугами в натуральном и денежном выражении.

Совместно бюджетами всех уровней финансируется правоохранительная деятельность, противопожарная безопасность, мероприятия ГО и ЧС; охрана окружающей среды, социальная защита населения, государственная поддержка отраслей материального производства (промышленности, строительства, транспорта, связи, сельского хозяйства); финансирование НИОКР, развитие рыночной инфраструктуры и пр.

Финансовые средства субъектов хозяйствования в составе местных финансов включают:

1) финансовые ресурсы предприятий, находящихся в муниципальной собственности;

2) финансовые ресурсы предприятий и организаций, используемые ими на финансирование социальной инфраструктуры (дома, квартиры, детские дошкольные учреждения, базы отдыха, медучреждения предприятий).

На сегодняшнее время экономика имеет большое количество различных моделей, и определяется тем, что являет собой социально-ориентировочное хозяйство с государственным регулированием.

Рыночные отношения безусловно включают в себя государственные , которые влияют как на структуру этих отношений, так и на сам механизм со стороны государства.

Государственные финансы позволяют понять сущность государственного управления, основные типы и формы государственной власти, дают возможность увидеть структуру и компетенцию органов законодательной и исполнительной власти, судебной власти и органов местного самоуправления.

Основные понятия государственных финансов

Как только возникло человеческое общество, государство еще не существовало. Люди владели и распоряжались ресурсами вместе, а все добытые ресурсы делились по возрасту и половому признаку. Но как только стали появляться индивидуальные производства, частная собственность, и социальное расслоение появилось такое понятие как государство .

В целом государство представляет собой ряд определенных признаков показанных на схеме.

Государством называют не только саму территорию, на которой проживают люди, которых объединяет общий язык, культура, традиции, но и основную публичную власть, которая состоит из важнейших институтов (армия, полиция, организации принимающие и разрабатывающие законы). Именно эти институты становятся основой государства, поскольку в них участвуют люди, имеющие опыт и знания.

Основной особенностью институтов власти становится выполнение функций в обществе, которые не приводят к производству благ (продукты, жилье и т.д.). Но при всем этом для осуществления своих функций люди должны получать одежду, есть, пить, платить за транспорт. Поэтому с момента возникновения государства стало важным искать ресурсы для содержания этих институтов. В начале развития государства это были подать населения в виде вещей, продуктов, но как только стали появляться товарно-денежные отношения – население стало платить деньгами. Денежные ресурсы, накопленные от населения и представляли такое понятие как государственные финансы .

Следовательно государственными финансами называют совокупность экономических отношений, методы образования и пути распределения денежных фондов, которые необходимы государству для поддержания жизнеспособности его органов и выполнение присущих им функций. Они могут быть представлены как доходы (налоги, платежи в ) или как расходы государства (инвестиции, социальные выплаты, занятость, государственные закупки).

Этапы развития понятия « государственные финансы »

Поскольку государственные финансы составляют финансовую систему страны, их сущность будет определяться важнейшим способом производства и классовыми особенностями государства.

В феодальном обществе государственные финансы служили своеобразным орудием, для дополнительной эксплуатации трудящихся, поскольку основная часть налогов и сборов была на них, а полученные средства шли на содержание классового аппарата и поддержку высших классов.

До капитализма государственные финансы представляли собой натуральную форму. Рабы трудились и произведенные ими продукты покрывали потребности рабовладельческого государства. Армия рабов а заодно и казна пополнялись за счет военных грабежей и дани собираемой с народа.

После создания централизованных государств стали расти их расходы, и как следствие появилась система налогов и пошлин, казна стала самостоятельной и отделилась от средств главы государства, а средства все чаще стали принимать форму денег. Перестали собирать с народа, вместо этого появились и централизованная эмиссия денег. В итоге так сложилась система государственных финансов.

В период капитализма государственные финансы в основном обеспечивали материальные условия функционирования и существования государства. Расходы направлялись на содержание органов государственной власти, армию, флот, войны, строительство железных дорог, оплата государственного долга и т.д. Эти расходы покрывались главным образом изъятием части доходов в форме налогов и сборов у населения, выдачи государственных займов и эмиссии ценных бумаг и денег.

При империализме роль государственных финансов существенно увеличилась, поскольку развивался капиталистический и тем самым увеличивались и государства. В то время государственные финансы использовались как способ стимулирования и регулирования капиталистической экономики. Поэтому их роль в распределении национального дохода становится значимой.

В период социализма государственные финансы становятся главным орудием осуществления финансовой и социальной политики государства. В СССР финансы в государстве использовались на социальную индустриализацию в стране, коллективизацию сельского хозяйства и проведение культурной революции с развитием входящих в СССР народных республик.

Государственные финансы были тесно связанны с материальным производством , и включали в себя :

  • Общегосударственные финансы (государственный бюджет, государственное страхование);
  • Финансы отраслей хозяйствования;
  • Финансы государственных предприятий.

Финансы государственных предприятий и отраслей хозяйства составляют основу государственных финансов и являются основным источником ресурсов, пополняющих финансовую систему, а государственный бюджет является в свою очередь ведущим звеном финансовой системы.

Во времена начала построения социалистического и коммунистического общества государственные финансы начинают использоваться для создания материально-технической базы коммунизма, совершенствования социалистических отношений в производстве, а также для удовлетворения растущих потребностей трудящихся.

В последние годы финансовая система Российской федерации изменилась прежде всего из-за развития рыночных отношений и децентрализации бюджетной системы.

Понятие государственных финансов было расширено за счет:

  • Нового Бюджетного Кодекса;
  • Определение трехуровневой бюджетной системы;
  • Определение понятия государственного долга;
  • Определение финансов государственных внебюджетных социальных фондов;
  • Отдельное существование муниципальных финансов как основы местных органов самоуправления.

Функции государственных финансов

Функции государственных финансов происходят от функций самого государства , которые состоят из :

1) Охраны права, защиты спокойствия граждан и предотвращения конфликтов;

2) Защиты прав собственности, специфика и особенности ее регистрации;

3) Наличия возможностей и путей обмена товарами и услугами;

4) Создания и защиты способов обмена информацией;

5) Создания и сохранности стандартов измерений, а также денег (осуществление поддержки национальной денежной единицы как инструмента и способа измерения обменных операций);

6) Производство общественных благ.

Государственные финансы с точки зрения экономики выполняют основные 5 экономических функций : планирование, организация, мотивация, контроль, распределение.

  1. Планирование . Эта функция способствует определение целей и путей их достижения на основании распределения полномочий и обязанностей между государством, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Реализация этой функции на практике осуществляется при составлении бюджетов на текущий период и на перспективу, а также балансов и порядков налогообложения.
  1. Организация . Эта функция включает в себя устройство бюджетирования, классификацию бюджетов, определяет порядок составления, выполнения бюджетов, распределение полномочий между органами власти в бюджетном процессе и определение обязанностей структурных подразделений финансовых органов. С организацией связывают процесс построения системы регулирования и контроля бюджетного распределения и финансовых ресурсов внутри государства.
  1. Стимулирование или мотивация . Эта функция связана с путями реализации целей. С ее помощью берутся во внимание факторы, которые влияют на финансовую деятельность государства и учитывают потребность в деньгах.
  1. Контроль . Эта функция способствует реализации установленных целей. Целями выступают разработка нормативов и норм, которые являются эталоном и фактором оценивания результатов. Сравниваются достигнутые результаты с поставленными целями, внесение при необходимости изменений в условия финансовой деятельности.
  1. Распределение . Функция государственных финансов, которая состоит в том, что через пути распределения национального продукта обеспечиваются потребности государства, формируются источники для финансирования общественного сектора в экономике, проводится сбалансированность бюджетов в границах единой бюджетной системы Российской федерации.

Но государственные финансы так же имеют ряд функций , имеющих решающее значение :

  1. Экономическая - состоит в том, чтобы производить финансирование регулирующей деятельности государства осуществляемая в национальном хозяйстве.
  2. Оборонная - функция означает направление государственных финансов на финансирование органов полиции, безопасности, армии и т.д.
  3. Социальной - является функция, которая означает оказание поддержки малоимущему населению, финансирование безработных, инвалидов, больных с помощью выплачиваемых пособий.
  4. Экологическая - функция самая современная функция, которая заключается в обеспечении предприятий возможным субсидированием для внедрения в производство инноваций, которые снижают вредные факторы воздействия на окружающую среду.

Структура государственных финансов

Функционирование государственных финансов происходит на государственном, региональном и местном уровнях.

Государственные финансы включают :

  • Государственный бюджет;
  • Государственные внебюджетные фонды;
  • Государственные кредиты;
  • Финансовые ресурсы государственных предприятий;
  • Бюджеты региональных и местных органов власти.

Именно благодаря разным составляющим государственных финансов и их функциям, государство по разному может влиять на экономические и социальные процессы, которые происходят в обществе.

  1. Государственный бюджет является наиболее важным элементом государственных финансов, он представлен крупным денежным фондом, который используется для финансирования деятельности верхушки правительства. Благодаря ему накапливаются финансовые ресурсы. За счет этих ресурсов проводится финансирование государственных целевых программ, мер по стабилизации экономики, выполнение обязательств, обеспечение обороноспособности государства, и государственное управление.

Кроме государственных бюджетных средств, государственные финансы включают также финансы, находящиеся в государственной собственности предприятий.

  1. Денежные ресурсы поступающие из внебюджетных фондов направляются исключительно на определенные цели (финансирование целевых программ). Государственные внебюджетные фонды функционируют самостоятельно и отделены от государственного бюджета.

К этим внебюджетным фондам относятся :

  • Фонды социального предназначения (для охраны здоровья, социальную помощь по инвалидности, потери кормильца и т.д.)
  • Другие целевые государственные и (экологические фонды, фонды развития и т.д.)

Главным источником государственных финансов выступает национальный доход. Но в случае непредвиденных обстоятельств источником формирования является ранее накопленное страны, некоторые из элементов (золотовалютный запас, страховые резервы) которого находятся в хозяйственном обороте.

Государственные финансы так же формируются из налогов, постоянно параллельно с ними увеличиваются дивиденды от эксплуатации государственной собственности, от ее продажи. Поскольку возрастает расширяются и государственные займы.

  1. Государственные кредиты или займы позволяют мобилизовать временно свободные денежные средства, которые направляются от физических и юридических лиц в распоряжение органов государственной власти с условиями оплаты и возврата. Направленные финансы необходимы для финансирования расходов, которые не обеспечиваются доходами из бюджета. Государственные займы проходят в виде продажи государственных ценных бумаг на финансовых рынках. Государственный кредит дает возможность покрыть дефицит бюджета.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

  • 6. Сбережения населения: целевые характеристики и формы образования. Проблемы организации сбережений в России
  • 7. Персональные финансы: экономическое содержание и их роль в финансовой системе страны.
  • 9. Корпоративные финансы и их значение в экономике страны. Основные финансовые потоки компаний
  • 11. Классификация затрат на производство и реализацию продукции
  • 12. Алгоритм формирования и использования финансовых результатов компании.
  • 13. Рентабельность: понятие, основные показатели, их взаимосвязь и использование в процессе управления компанией
  • 14. Государственные финансы: понятие, сущность, состав, роль в экономике
  • 15. Федеральный бюджет: понятие, структура, роль в экономике
  • 16. Классификация доходов бюджета. Особенности структуры доходов федерального бюджета рф
  • 17. Налоговая система и ее структура. Тенденции развития налоговой системы России.
  • 18. Прямые налоги: преимущества и недостатки.
  • 19. Косвенные налоги: преимущества и недостатки.
  • 20. Структура расходов федерального бюджета рф и влияние на неё отдельных факторов.
  • 21. Региональные финансы: понятие, состав, функции и значение в экономике. Доходы и расходы региональных бюджетов.
  • 24. Функциональные направления бюджетной политики государства и проблемы её реализации в России.
  • 1. Бюджетная политика должна стать более эффективным инструментом реализации гос. Социально-экономической политики.
  • 5. Обеспечение макроэкономической стабильности и бюджетной устойчивости.
  • 8. Требуется реализация нового этапа развития межбюджетных отношений.
  • 10. Необходимо обеспечить прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества.
  • 25. Бюджетный федерализм: сущность и принципы реализации. Межбюджетные отношения в рф и проблемы реализации.
  • 26. Пенсионный фонд рф: создание, выполняемые функции, формирование и использование средств фонда. Проблемы реформирования пенсионной системы в рф.
  • 27.Базовые принципы и концепции финансового менеджмента
  • 28. Основные методы рефинансирования дебиторской задолженности
  • 29, Система бюджетирования в российских компаниях. Виды бюджетов, составляемых в компании.
  • 30. Управление ликвидностью и платежеспособностью компаний.
  • 31. Сущность, цели и методы финансового планирования.
  • 32. Особенности организации финансов в структурах малого бизнеса.
  • 33. Формы и методы государственного регулирования цен.
  • 34. Структура цены и характеристика отдельных составляющих.
  • 35. Методы ценообразования: понятие, классификация, преимущества и недостатки отдельных методов.
  • 36. Стратегии ценообразования в условиях рыночной экономики.
  • 38. Коммерческий и потребительский виды кредита: общие черты и особенности. Развитие потребительского кредитования в рф.
  • Характеристика ик и лк(I)/лк(II)
  • 40.Государственный кредит: сущность и классификация разновидностей. Влияние государственного кредита на развитие экономики страны.
  • Влияние государственного кредита на экономику страны (см регулирующую функцию).
  • 41. Международный кредит: сущность и классификация разновидностей. Влияние международного кредита на развитие экономики страны.
  • 43. Кредитный рынок, его сегменты и формирование спроса на них. Оценка состояния современного кр в России. Определения
  • 44. Банковская система России, ее современная структура. Особенности небанковских кредитных организаций, входящих в банковскую систему рф.
  • 45. Организация процесса регулирования банковской системы России и перспективы её развития.
  • 47. Типы денежно-кредитной политики. Особенности денежно-кредитной политики Банка России на современном этапе.
  • 48. Банк России как орган государственного надзора за деятельностью коммерческих банков.
  • 49. Активные операции банков: понятие, виды и их значение в деятельности банка.
  • 50. Страховой рынок России: формирование и тенденции развития.
  • 51. Страхование: понятие, участники и отрасли.
  • 53. Имущественное страхование.
  • 54. Особенности медицинского страхования.
  • 55. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
  • 56. Структура и место рынка ценных бумаг на финансовом рынке. Показатели состояния рынка ценных бумаг
  • III. Фондовые посредники
  • IV. Органы регулирования и контроля.
  • 3.Биржи
  • 4.Общество
  • V. Организации, обслуживающие рынок.
  • VI. Информационные, рейтинговые, консультационные агентства
  • 59.Фондовая биржа: задачи, функции и тенденции развития. Фондовые биржи в России.
  • 60 Валютный рынок: функции, участники и классификация видов валютного рынка.
  • 14. Государственные финансы: понятие, сущность, состав, роль в экономике

    Государственные финансы - совокупность экономических отношений, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций. Главное назначение государственных финансов - обеспечить формирование и использование финансовых ресурсов у государства, необходимых для реализации его функций.

    Функции государственных финансов: Распределительная; контрольная;регулирующая

    Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к гос. финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся: Федеральный бюджет; Бюджеты субъектов Российской Федерации; Внебюджетные фонды Российской Федерации (централизованные федеральные бюджетные и внебюджетные фонды); Внебюджетные фонды субъектов Российской Федерации.

    К "гос. финансам" следует также отнести такие понятия как: государственный кредит: налоговая система, формирующая основные источники поступления средств в бюджет и внебюджетные фонды; неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды; бюджетная система; другие понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств, управление которыми осуществляет государство и его органы.

    Государственный бюджет - подсистема государственных финан­сов. Это имеющий законодательную силу главный финансовый план государства. Бюджет выражает экономические отношения в процессе образования и использования централизованного фонда денежных средств государства и является основным финансовым планом стра­ны. Через него мобилизуют средства предприятий различных форм собственности и физических лиц для выполнения общегосударствен­ных задач.

    Управление государственными финансами осуществляюторганы государственной власти, в первую очередь законодательные (Федеральное собрание, принимающее соответствующиезаконыв области государственных финансов) и исполнительные (Президент,Правительство,Центральный банк,Министерство финансови др.)

    Роль финансов в экономике:

    1. Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства.

    2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов.

    15. Федеральный бюджет: понятие, структура, роль в экономике

    В соответствии со ст. 16 БК РФ, федеральный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ. Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ образуют консолидированный бюджет РФ.

    Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде федерального закона. Федеральный бюджет – это основное средство перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта. Через Федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые нужны для регулирования экономического и социального развития нашей страны и реализации ее политики. Его функцией является финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, которые связаны с развитием научной деятельности в стране, обеспечением обороноспособности государства, подготовки высококвалифицированных специалистов для РФ.

    Федеральный бюджет наделен неналоговыми и налоговыми доходами, поступлениями от целевых бюджетных фондов. Статьей доходов федерального бюджета являются налоговые доходы, к которым относятся: 1) федеральные налоги и сборы, перечень и ставки указаны в налоговом законодательстве РФ, а пропорции их перераспределения в различных уровнях бюджетной системы РФ утверждаются Федеральным законом о федеральном бюджете на определенный финансовый год; 2) государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ; 3) таможенные пошлины, таможенные сборы и т. д.

    К налоговым доходам также относятся: 1) доходы от пользования имуществом, которое находится в собственности у государства; 2) доходы от платных услуг, которые оказывают бюджетные учреждения; 3) доходы от реализации имущества, которое находится в собственности у государства; 4) доходы от внешнеэкономической деятельности; 5) доходы от реализации государственных запасов и резервов; 6) прибыль Банка России – по нормативам, установленным федеральными законами; 7) часть прибыли унитарных предприятий, которая остается после уплаты налогов и других обязательных платежей. Основным источником доходов федерального бюджета (около 76 %) являются налоговые доходы. В федеральный бюджет поступают такие виды налогов, как: налог на добавленную стоимость и акцизы, составляющие около 40 % от общего дохода бюджета, налог на прибыль (около 10 %), налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции (около 8 %) (основное место в их числе занимают импортные пошлины). Остальную часть образуют подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами.

    Неналоговые доходы составляют около 12 %. Это доходы от государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности, от продажи имущества, которое принадлежит государству, от продажи запасов государства. Поступления от целевых бюджетных фондов – это около 11 % (Федеральный экологический фонд, Федеральный дорожный фонд и т. д.).

    В соответствии с законодательством РФ, из федерального бюджета финансируются следующие расходы:1) обеспечение деятельности Президента РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов; 2) национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности; 3) функционирование федеральной судебной системы; 4) осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах; 5) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; 6) государственная поддержка транспорта: железнодорожного, воздушного и морского; 7) государственная поддержка атомной энергетики; 8) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; 9) исследование и использование космического пространства; 10) содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ; 11) финансовая поддержка субъектов РФ; 12) статистический учет; 13) формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга РФ; 14) компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и других социальных выплат, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета; 15) пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва; 16) проведение выборов и референдумов в РФ; 17) федеральная инвестиционная программа; обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней.

    Федеральный бюджет – это инструмент межрегионального перераспределения общегосударственных средств.


    Современная рыночная экономика представляет собой смешанную систему, в которой тесно взаимодействуют механизмы общественного и частного регулирования. Экономической основой, на которой держится вся система государственного участия в хозяйственной жизни страны, являются государственные финансы. Это важнейший инструмент реализации экономической политики правительства.
    Государственные финансы - важнейший рычаг, с помощью которого правительство оказывает влияние на весь процесс производства и распределения. Государственные финансы можно определить как совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов, управляемых государственными органами с целью обеспечения общегосударственных и социальных потребностей. Государственные фонды образуются, главным образом, за счет изъятия через налогообложение части дохода из других подсистем финансовой системы. В состав государственных финансов входят различные обособленные звенья. Структура государственных финансов представлена на рис. 15.
    Ведущую роль в системе государственных финансов играют межбюджетные отношения. Они складываются на федеральном, региональном и местных уровнях. Посредством межбюджетных отношений государство мобилизует значительную часть национального дохода.
    Государство не только мобилизует финансовые ресурсы, но и осуществляет расходы. Эти два процесса тесно связаны между собой и выражаются в таких экономических формах, как государственные доходы и государственные расходы.


    Государственные доходы представляют собой финансовые отношения государства с физическими и юридическими лицами по поводу формирования централизованных фондов денежных средств.
    Финансовые ресурсы, поступающие в распоряжение государственных предприятий, представляют собой децентрализованные фонды.
    В составе централизованных государственных доходов ведущее место занимают доходы бюджета, за счет которых обеспечивается решение основных государственных социально-экономических задач.
    К централизованным государственным доходам, кроме бюджетных, относятся финансовые ресурсы государственных внебюджетных фондов. Фонды формируются за счет взносов работодателей и работающих граждан, а также дотаций из федерального бюджета. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение.
    Внебюджетные фонды в Российской Федерации являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. В настоящее время в РФ функционируют четыре социальных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд занятости населения РФ и Фонд социального страхования РФ.
    Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны - вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства.
    Объем национального дохода определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей - фонда потребления и фонда накопления - определяются пропорции развития экономики и ее структура.
    Без участия финансов национальный доход не может быть распределен, так как именно финансы выступают неотъемлемым связующим звеном между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, выражают определенную сферу производственных отношений, относятся к базисной категории и носят объективный характер.
    В условиях рыночной экономики основными формами финансовых ресурсов служат налоги, займы, эмиссии. Совокупность всех видов государственных доходов составляет систему государственных доходов. Основными задачами системы государственных доходов являются как фискальные, так и в целом экономические задачи.
    Государственные расходы представляют собой финансовые отношения государства, обусловленные использованием централизованных и децентрализованных доходов государства. Под государственными расходами понимаются прямые расходы государства, которые оно осуществляет через систему бюджетных и внебюджетных фондов, а также государственных предприятий, учреждений и организаций. Содержание и характер государственных расходов определяются функциями государства.
    Современная экономика не может существовать без государственных финансов, так как на определенных этапах исторического развития ряд потребностей общества финансируется только государством, например, атомная промышленность, космические исследования, ряд новых приоритетных отраслей экономики, почта, телеграф и некоторые другие.
    Финансы отражают уровень развития производительных сил и возможности их воздействия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Поэтому первостепенная роль в экономических и социальных отношениях принадлежит состоянию реальной сферы производства.
    Государственные финансы принимают развитую форму, обеспечивая перераспределение денежных ресурсов, которые необходимы всему обществу для достижения стратегических целей, - обеспечения благосостояния общества и экономического роста. Государственные финансы представляют собой систему перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов (доходов), необходимых государству для выполнения своих функций. Им присущи три основных признака:
    • это всегда денежные отношения;
    • эти денежные отношения вызваны фактом существования государства и носят регламентированный характер;
    • эти денежные отношения связаны с перераспределением уже распределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) валового внутреннего продукта.
    Если имеются в наличии все три признака, то эти отношения относятся именно к государственным финансам.
    К сфере государственных финансов относятся отношения между:
    • государством и его гражданами при внесении налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней;
    • гражданами и государством при внесении платежей в разные социальные фонды и получение из них соответствующих социальных выплат;
    • организациями и государством при уплате последними налогов и сборов и получении финансирования из бюджета;
    • отдельными звеньями бюджетной системы;
    • государством (правительством) и центральным банком по регулированию денежно-кредитной системы и фондового рынка.
    С развитием различных форм предпринимательства, созданием акционерных обществ, сращиванием промышленного и банковского капитала, появлением разнообразных финансовых институтов, занимающихся аккумуляцией и перераспределением свободных денежных средств (финансовых посредников), термин «финансы» выходит за рамки его узкого понимания только как государственных финансов. Он стал использоваться в более широком смысле, включая и финансы хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий, корпораций), т.е. финансы предприятий.

    Еще по теме Государственные финансы. Понятие и сущность государственных финансов:

    1. №4. Государственные финансы: понятие, структура (федеральные финансы, финансы субъектов федерации)
    2. Понятие и значение государственных финансов. Государственный бюджет
    3. 2.3.1. Социально-экономическая сущность государственных и муниципальных финансов
    4. 31. Сущность государственных финансов, их роль и значение.
    5. Неизвестный. Деньги, кредит, банки. Финансы. Инвестиции. Финансы организаций. Ответы на государственный экзамен, 2015
    6. Тема 1. История финансов. Понятие финансов Возникновение финансов
    7. Финансы как особая форма экономических отношений Сущность финансов

    - Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений -

    Особую роль в формировании финансовой структуры государства играют публичные, или как их еще принято называть, муниципальные и государственные финансы. Посредством публичных финансов органы государственной власти и местного самоуправления могут бесперебойно регулировать различные аспекты социального характера, что оказывает непосредственное влияние на многочисленные сектора экономики.
    Таким образом, государственные и муниципальные финансы представляют собой определенные финансовые средства, которые необходимы для грамотного контроля, использования, распределения и формирования бесперебойной работы экономических секторов государственных и местных образований.


    Государственные финансы занимают ведущее место в общей централизованной финансовой системе любой страны. Поэтому с экономической точки зрения государственные финансы являются необходимым средством для достижения государством своих социальных, экономических и политических функций. То есть, это своеобразный резерв денежного капитала, который необходим каждой стране для решения финансовых вопросов глобального масштаба.
    Основными функциями государственных финансов являются :

    – реализация общих услуг государственного назначения с учетом всех прав населения страны;

    – подготовка и доведение до совершенства правовых актов, которые регулируют рыночные отношения , а также их дальнейшая реализация;

    – планирование и дальнейшее осуществление внешней экономической политики страны;

    – стабилизация в сфере макроэкономических и социальных процессов;

    – производится финансирование различных социальных услуг, а также оказывается помощь незащищенным слоям населения государства;

    – реализуются мероприятия, связанные с интеграционным процессом в международную сферу экономики, при этом в первую очередь учитываются внутренние интересы самой страны.

    Важно отметить тот факт, что использование государственных финансов, или проще говоря, бюджета, производится в четком соответствии с их конечным назначением на основании закона. Поэтому резервные финансы страны невозможно использовать без юридического на то обоснования, а управление ими осуществляется лишь уполномоченными на то законодательными структурами власти.

    Таким образом, общее управление государственными финансами может осуществлять глава государства, а также федеральное собрание страны. Что касается оперативного управления, то его может осуществлять специально для этого созданный госаппарат – Минфин РФ.

    Государственные финансы включают в себя следующие объекты :

    1. Главное звено бюджетной структуры государства – федеральный бюджет, который включает в себя такие первоочередные категории, как государственные кредиты, налоги и государственные расходы.

    2. Бюджеты различных субъектов РФ начиная от обычных граждан, и, заканчивая предприятиями, ИП и прочим.

    3. Внебюджетные государственные фонды, которые образуются, независимо от общего федерального бюджета, например, социальное страхование и здравоохранение.

    4. А также фонды внебюджетные, которые формируются самими субъектами РФ.

    Муниципальные финансы как самостоятельное звено в финансовой структуре страны

    Муниципальные финансы (бюджет) необходимо рассматривать обособлено от государственного, поскольку органы самоуправления занимают отдельную нишу в общей системе государственных органов власти. Таким образом, муниципальные финансы являются неотъемлемой частью социально-экономических отношений, возникающих в результате планирования и реализации денежного бюджета при решении основных задач местного назначения.
    Формирование муниципальных финансов осуществляется за счет :

    – собственных финансов муниципалитета, например, за счет оплаты услуг, использование объектов собственности, принадлежавших местным органам власти;

    – внутренних внебюджетных фондов;

    – иных ресурсов, которые находятся в собственности конкретного муниципалитета;

    – а также за счет кредитных и заемных средств.


    Муниципальные финансы базируются на трех основных принципах :

    1. На прозрачности деятельности и гласности.

    2. На самостоятельности.

    3. На финансово-материальной поддержке со стороны государства.

    Таким образом, муниципальный бюджет за счет своей собственности и имущества, переданного во владение государством, является мощным инструментом, который помогает осуществлять внутреннее самоуправление с учетом нужд местного населения. При этом органы, которые являются главными представителями местной власти, могут по собственному усмотрению распоряжаться поступающими доходами..

    Все воруют и воруют... пару месяцев срок отбудут и выходят. Когда это кончится не понятно. Вот мне, как налогоплательщику совершенно не хочется пополнять государственную казну, когда я вижу что ворам моих денег все сходит с рук.

  • #2

    Никогда так не будет, не будьте наивны. Если государственные финансы вам в руки отдать, то не знаю... куда они уйду. Со стороны всегда легче всех осуждать.

  • #1

    Все наши государственные и муниципальные финансы находятся в не тех руках. Потом в новостях смотришь и диву даешься. То это ушло ни туда, то это попросту украли, то еще что-то. Когда же будет порядок и уверенность в завтрашнем дне?