Функции финансов кратко. Сущность финансов и их функция

Реферат по предмету: Финансы, денежное обращение и кредит выполнил: Студент IV курса гр. 7212 Кирсанов Э.А.

Московский Государственный Индустриальный Университет

Факультет: Экономики, менеджмента и информационных технологий

Москва, 2001

1. Введение

Прежде, чем начать раскрывать суть данной темы, я хотел бы рассмотреть основные понятия, которые относятся к финансам в целом и непосредственно к теме «Сущность и функции финансов».

ФИНАНСЫ (от французского finances - денежные средства), совокупность экономических отношений в процессе создания и использования фондов денежных средств. Возникли они, т.е. финансы, при регулярном товарно-денежном обращении с развитием государства и его потребностей в денежных ресурсах. Государство через систему финансов (государственный бюджет, местные финансы, финансы предприятий) перераспределяет часть национального дохода в соответствии с целями экономической и социальной политики.

ФИНАНСЫ - Совокупность денежных средств государства, предприятия, а также система их формирования, распределения и использования.

ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА - 1) совокупность различных сфер финансовых отношений в рамках данной страны. При социализме исходное звено финансовой системы - финансы социалистических предприятий (объединений) и отраслей хозяйства. 2)Совокупность финансовых учреждений страны. В широком смысле охватывает и кредитные учреждения.

ФИНАНСОВЫЕ ГРУППЫ - крупнейшие финансово-промышленные объединения, в основе которых лежит союз нескольких семей или групп. Возникли в конце 19 - начале 20 вв. В кон. 80-х гг. в США около 30 финансовых групп, в Великобритании и Франции примерно по 10, в Японии около 7 финансовых групп.

ФИНАНСОВЫЕ РЕФОРМЫ - 1860-х гг. в России, преобразования финансовой системы: сосредоточение государственных доходов в Государственном казначействе, централизация финансового контроля, публикация росписи государственных доходов и расходов, замена винного откупа акцизом, учреждение Государственного банка.

Так как в данном реферате будут рассматриваться сущность и функции финансов, то я хотел бы кратко сказать и о них.

СУЩНОСТЬ - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений.

ФУНКЦИЯ(от латинского functio - исполнение, осуществление) - деятельность, обязанность, работа; внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений (например: функция денег, функция финансов).

2. Необходимость финансов

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.

Одним из главных признаков финансов является их денежная форма выражения и отражение финансовых отношений реальным движением денежных средств.

Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьей стадиях воспроизводственного процесса - в распределении и обмене.

На второй стадии движение стоимости в денежной форме происходит обособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рук одних владельцев в руки других) или целевым обособлением (в рамках одного владельца) каждой части стоимости. На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме) обменивается на товарную форму. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит.

Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение денежной формы стоимости, а на третьей - двустороннее движение стоимостей, одна из которых находится в денежной форме, а другая - в товарной.

Так как на третьей стадии воспроизводственного процесса происходят постоянно совершаемые обменные операции, не требующие какого-либо общественного инструмента, то финансам здесь нет места.

Областью возникновения и функционирования финансов является вторая стадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Финансы существенно отличаются от других экономических категорий, функционирующих на стадии стоимостного распределения: кредита, заработной платы и цены.

Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являются процессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимость распадается на составляющие ее элементы, и происходит образование различных форм денежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектами хозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основе финансов.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупности категорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимости от общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуются и используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальной природы общества.

Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. К преимуществам фондовой формы относятся: возможность теснее увязать удовлетворение любой потребности с экономическими возможностями, обеспечение концентрации ресурсов на основных направлениях развития общественного производства, возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы.

На основании всего вышеизложенного можно дать следующее определение: финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства, а также использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Условием функционирования финансов является наличие денег, а причиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощью формирования денежных фондов целевого назначения. Развитие общественных потребностей приводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйствования.

С помощью государственных финансов происходит регулирование масштабов общественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защита окружающей среды и удовлетворение других общественных потребностей.

Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т. д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений.

Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

3. Сущность финансов

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Под централизованными финансами понимаются экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах, под децентрализованными финансами понимаются денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения.

Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Понятие "финансы" очень часто отождествляют с деньгами. Но это отнюдь не синонимы. Финансы отражают любые денежные отношения, возникающие между двумя конкретными субъектами, имеется в виду, что деньги - материальная основа функционирования и существования финансов. Кроме того, эти субъекты обладают неодинаковыми правами в рамках данных отношений, так как один из них, а именно государство, обладает совершенно особыми полномочиями.

Финансы принято выделять из совокупности денежных отношений в общем. Так, те денежные отношения, которые происходят между гражданами невозможно отнести к финансам. Ведь они регулируются государством гражданско-правовыми методами, характерной чертой которых является полное равноправие субъектов в рамках данных отношений.

Финансы являются важной частью денежных отношений. Сущность и функции финансов заметно отличаются от денег. Деньги - не что иное, как всеобщий инструмент измеряющий затраты труда. А вот финансы являются экономически необходимым инструментом перераспределения и распределения национального дохода и ВВП. Они - орудие для контроля за использованием и образованием вообще денежных средств.

Сущность и предприятия понятия друг от друга зависящие. Ведь в функциях и проявляется сущность финансов. Выделяют три функции финансов: первая - распределительная, вторая - контрольная, третья - регулирующая.

Экономическая сущность и функции финансов - понятия, которые играют важную роль в распределении национального дохода. Здесь речь пойдет именно о распределительной функции финансов. Сумма первичных или основных доходов равна национальному доходу. Когда национальный доход распределяется среди всех участников конкретно материального производства и формируются основные средства. Этих участников можно разделить на две большие группы: первая - заработная плата служащих, рабочих, доходы фермеров или других лиц, которые заняты именно в сфере материального производства; вторая - доходы учреждений, этой сферы. Но первичные доходы не могут обеспечить выполнение задач и в полном объеме, поэтому и нужно перераспределять и распределять национальный доход. В результате чего образуются производственные или вторичные доходы. Сущность и функции финансов связаны между собой и подчиняются одной цели. Распределительная функция нужна для того, чтобы развить создать рыночные структуры экономики, обеспечить высокий уровень жизни разным слоям населения и так далее.

Сущность и функции финансов необходимо понимать, чтобы контролировать распределение ВВП. Такую задачу выполняет контрольная функция финансов. Она охватывает непроизводственную и производственную сферы. Такой контроль нацелен на значительное повышение стимулирования в экономике, бережное и рациональное расходование трудовых, материальных, а также финансовых ресурсов. необходим, чтобы проверять, точно ли соблюдается законодательство по различным финансовым вопросам, насколько полно выполняются обязательства перед налоговой службой, бюджетной системой и банками.

Сущность и функции финансов невозможно представить без регулирующей функции. Она связаны с каким-либо вмешательством государства именно через финансы (например, налоги, государственные расходы или кредит) в процесс производства.

Сущность и функции финансов реализуются исключительно через который есть часть механизма хозяйственного. А финансовый механизм включает много составляющих: начиная от порядка использования фондов денежных средств, заканчивая финансовым законодательством.

Финансы выполняют следующие основные функции:

1) распределительная функция заключается в создании основных или первичных доходов путем распределения национального дохода среди участников материального производства, а также в создании вторичных или производных доходов путем распределения национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями материального производства, регионами, формами собственности и социальными группами. Стадия распределения начинается с распределения новой стоимости и заканчивается формированием первичных доходов (заработной платы, прибыли).

Стадия перераспределения – многоступенчатый этап, на котором формируются общегосударственные фонды: госбюджет, внебюджетные фонды, страховые, банковские фонды и фонды предприятий. Распределительная функция – объективное свойство категории финансов осуществлять распределение стоимости созданного продукта в денежном выражении.

Перераспределительная стадия отличается от распределительной тем, что на этой стадии перераспределяются ранее созданные доходы;

2) перераспределительная функция – перераспределение созданного продукта, т. е. вторичное распределение между членами общества. Весь процесс перераспределения ВВП обслуживается государственными финансами на основе формирования и использования централизованных фондов денежных средств. К централизованным фондам относят бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. С помощью системы централизованных финансов в РФ перераспределяется около 60 % стоимости ВВП. Этот перераспределительный процесс обслуживает государственные финансы;

3) контрольная функция – осуществление соблюдения пропорций в распределительном процессе. Пропорции для разных отраслей различны, складываются при разных условиях, а также объективны. Объектом контроля выступает распределительный процесс.

Главной контролируемой пропорцией является пропорция между фондами накопления и потребления.

В связи с развитием рыночных отношений, кроме бюджетных отношений, появились внебюджетные. Часть средств на проведение социально-культурных мероприятий идет через внебюджетные фонды. Мы сокращаем бюджет, но при этом увеличивается нагрузка на предприятия, которые производят отчисления;

4) регулирующая функция (финансы могут как стимулировать производство, так и угнетать его). Формирование денежных фондов государства означает аккумуляцию доходов в бюджеты и внебюджетные фонды различных уровней. В результате действия этой функции происходит формирование бюджетных фондов, обеспечивающих цели функционирования государства. Использование денежных фондов (доходов) в государстве – обеспечение финансирования бюджетных расходов. В результате действия этой функции происходит обеспечение финансирования расходов, принятых к бюджетному финансированию.

Многие финансисты считают, что к основным функциям финансов относятся распределительная и контрольная, а остальные – производные от распределительной функции.

Для возникновения финансов как сферы экономических отношений необходимо возникновение и совпадение во времени на определенном историческом этапе целого комплекса условий (или предпосылок), таких, как:

  • образование и признание физических лиц на товары, услуги, землю, и т. д.;
  • сложившаяся система правовых норм в части имущественных отношений;
  • укрепление государства как выразителя интересов всего общества, приобретение государством статуса собственника;
  • появление социально различных групп населения.

Все эти условия возникают при одной общей предпосылке: достаточно высокий уровень производства, повышение его эффективности, рост и превышение ими пределов, необходимых для биологического выживания.

Формирование, распределение и использование денежных доходов — основное условие для возникновения финансов.

Финансовые интересы — это интересы собственников денежных доходов.

Для появления финансов необходим также высокий уровень развития денежного хозяйства, постоянный оборот денег в больших размерах, формирование и использование основных функций денег. Финансы - это движение денежных доходов . Финансовые отношения всегда затрагивают имущественные отношения. Это не только денежные отношения, но и отношения собственности. Субъект экономических отношений всегда должен быть собственником. Именно распределяя и используя денежный доход, собственником которого он является, каждый участник экономических отношений может реализовать свои интересы.

Финансовые ресурсы

Ни одно сколь-нибудь серьезное экономическое или политическое решение не может быть осуществлено без предварительной оценки суммы денежных доходов, необходимых для этого. Распределение и накопление денежных доходов приобретают целевой характер. Возникает понятие «финансовые ресурсы». Будучи денежными доходами, накопляемыми и распределяемыми в определенных целях, финансовые ресурсы используются в различных социальных, экономических, научных, культурных, политических и др. целях (рис. 18).

Финансовые ресурсы - это накопленные доходы, предназначенные на конкретные нужды.

Рис. 18. Основные направления использования финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы обслуживают все этапы движения денежных доходов от их образования до использования.

Так как финансы обусловлены движением денежных доходов, то закономерности их движения сказываются на финансах. Доходы обычно проходят в своем циркулировании три стадии (этапа) (рис.19):

Рис. 19. Этапы движения денежных доходов (финансов)

Финансы, как видим, имеют отношение ко всем этапам образования, распределения и использования денежных доходов. Первичные доходы образуются в результате реализации и распределения выручки от продажи товаров и услуг. Поскольку процесс производства, как правило, непрерывен, то необходимо на стадии реализации товаров выделить часть выручки для обеспечения как непрерывности производственного процесса.

Первичный доход образуется вследствие расширенного товарного производства и обслуживается финансами.

Рис. 20. Процесс расширенного воспроизводства

Первичное распределение — это формирование на основе валовой выручки первичных доходов.

Вторичное распределение денежных доходов (перераспределение) может происходить в несколько этапов, т. е. носит многократный характер.

Как видно из схематической записи абстрактного производственного процесса (рис. 20), любое производство заканчивается первичным распределением денежного дохода, без которого невозможно дальнейшее экономическое развитие. А распределение денежного дохода (Д" ) обслуживается финансами. Выделение финансовых ресурсов для расширения производства принимает следующие формы: оплата текущих материальных затрат, амортизация оборудования, арендная плата, проценты за кредит, оплата труда занятых в этом производстве работников. После первичного распределения денежного дохода начинаются процессы перераспределения, т. е. образования вторичных доходов. Это прежде всего налоги, взносы в страховые фонды, взносы в социальные, культурные и прочие организации.

Последняя стадия распределения и перераспределения доходов — их реализация. Реализуемые доходы называют конечными . Часть конечных доходов может быть не реализована, а направлена на накопления и сбережения. Тем не менее существует следующее финансовое равенство, которое не нарушается ни при каких условиях:

ΣA = ΣB + ΣС ,

  • А — первичные доходы;
  • В — конечные доходы;
  • С — сбережения и накопления.

На процесс распределения влияют не только финансы, но и цены.

Поскольку сам процесс реализации в денежный доход любых благ (товаров, услуг и т. п.) осуществляется по определенным ценам, то динамика цен оказывает самостоятельное воздействие на процесс распределения. Чем сильнее меняются цены (и в сторону повышения, и в сторону понижения), тем сильнее колеблется денежный доход. Особенно резко эти сдвиги происходят в условиях инфляции.

Финансовые ресурсы как часть денежных доходов выступают в различных формах. Для реального сектора экономики (производства) — это часть прибыли, для госбюджета — вся сумма его доходной части, для семьи — все доходы ее членов и т. д.

Финансовые ресурсы — это та часть денежных средств, которая может быть использована их владельцем на любые цели по его усмотрению.

Процесс распределения и перераспределения финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы предлагаются на рынке большим числом хозяйствующих субъектов и населением. Понятно, что потенциальные пользователи (потребители) этих средств не в состоянии самостоятельно устанавливать деловые отношения с каждым хозяйствующим субъектом, с каждым гражданином. В этой связи возникает проблема объединения разрозненных сбережений в значительные объемы финансовых ресурсов, которые могут быть предложены для использования крупным потенциальным инвестором.

Эту задачу решают финансовые посредники (банки, инвестиционные и паевые фонды, инвестиционные компании, сберегательные ассоциации и
т. д.), которые аккумулируют свободные ресурсы, прежде всего, населения и выплачивают по этим ресурсам процент. Привлеченные ресурсы финансовые посредники предоставляют в качестве кредитов или размещают в ценные бумаги. Их доход состоит в разнице между процентом, выплачиваемым по привлеченным ресурсам, и процентом, получаемым по предоставленным ресурсам.

Владельцы денежных накоплений могут передать свои средства в и инвестиционные компании, а могут непосредственно приобрести и промышленных корпораций. Но и во втором случае они столкнутся с посредниками — дилерами и брокерами , которые представляют собой профессиональных участников финансовых рынков. Дилеры осуществляют операции самостоятельно, от своего имени; брокеры действуют только по поручению клиентов и от их имени.

Своевременный финансовый рынок предлагает потенциальным инвесторам широкие возможности вложений средств путем приобретения денежных обязательств широкого круга хозяйствующих субъектов. Эти денежные обязательства называются финансовыми инструментами . К ним относятся: , долговые расписки, фьючерские контракты и т. д. Разнообразие финансовых инструментов позволяет владельцам денежных средств диверсифицировать свой инвестиционный портфель, т. е. вложить свои накопления в обязательства разных компаний и банков. Эти обязательства будут иметь различную доходность, но и разную степень рискованности. Если разорится какая-либо компания, то сохранятся инвестиции в другие компании. Диверсификация инвестиционного портфеля осуществляется по принципу: "нельзя класть все яйца в одну корзину".

Финансовые отношения как сфера экономической деятельности

Финансовые отношения — это отношения, связанные с распределением, перераспределением и использованием денежных доходов.

Феномен финансовых отношений как сферы экономических отношений в обществе возникает на стадии распределения первичного дохода (рис. 21).

Рис. 21. Финансовые отношения на стадии распределения первичного дохода

Финансовые отношения, возникая в связи с денежными и обслуживая кругооборот денежных доходов, касаются почти всех физических и юридических лиц. Основными участниками финансовых отношений являются производители любой продукции (реальный сектор экономики); бюджетные и некоммерческие организации; население, государство, банки и специальные кредитно-финансовые институты. В ходе своего развития финансовые отношения порождают кредитные и существуют с ними в тесной взаимосвязи (рис.22).

Кредитные отношения — это часть финансовых отношений. И те и другие — результат денежных отношений.

Рис. 22. Место кредитных и финансовых отношений в структуре экономических отношений

Кредитные отношения возникают в связи с предоставлением одним субъектом другому (физическими и/или юридическими лицами) денег на условиях срочности, возвратности, платности.

Основное отличие финансовых и кредитных отношений — в возвратности денежных средств, предоставляемых на условиях срочности, возвратности и платности.

Обычно выделяют три стадии движения доходов , отражающие формирование первичных, вторичных и конечных доходов.

Первичные доходы формируются в результате распределения (работ, услуг). Сумма выручки распадается на фонд возмещения понесенных в процессе производства материальных затрат (стоимость сырья и материалов, оборудования, арендная плата), работника и собственника средств производства. Таким образом, при первичном распределении формируются доходы собственников . Кроме того, следует учитывать следующее обстоятельство: устанавливаемые государством косвенные налоги входят в первичные доходы. Поэтому на этом этапе частично формируются государственные доходы.

На втором этапе из первичных доходов выплачиваются прямые налоги, страховые платежи на , оказывается помощь нетрудоспособным. Из вновь создаваемых фондов денежных средств, в частности, из различных уровней власти и выплачиваются средства, представляющие собой расходы работников нематериальной сферы, врачей, учителей, нотариусов, служащих, военных и т.д.

В результате этого процесса формируется новая структура доходов. Ее составляют вторичные доходы, образованные в ходе перераспределения первичных доходов.

Но врачи, учителя, служащие в свою очередь платят налоги и вносят страховые взносы. Эти налоги и взносы формируют средства, предназначаемые для определенных выплат. В результате таких выплат могут образовываться третичные доходы. Цепочку их формирования проследить почти невозможно. Движение этих доходов представляет собой очень сложный процесс.

Результатом этого процесса, его третьей заключительной стадией является образование конечных доходов. Они используются на приобретение товаров и услуг. Определенная часть доходов сберегается.

Сумма первичных доходов за определенный период обязательно равняется сумме конечных доходов плюс сбережения . Распределение и перераспределение доходов означает формирование их новой структуры. Причем, эта структура отражает экономические отношения (связи) между хозяйствующими структурами и государством.

На каждой стадии формирования доходов образуются фонды денежных средств, т. е. финансы. Следовательно, именно финансы опосредуют процессы распределения и перераспределения доходов.

Результат функционирования финансовой системы — измененная структура доходов.

Процесс распределения добавленной (вновь созданной) стоимости через представлен на рис. 1. Как видно из рис. 1, в результате распределения первичных доходов собственников (предпринимателей и рабочих), формируются доходы работников нематериальной сферы. Однако следует учитывать, что в реальности распределительные процессы значительно сложнее, чем это отражено на рис. 1. Часть доходов работников материальной сферы распределяется в пользу работников нематериальной сферы непосредственно через потребление первыми услуг, предоставляемых вторыми. Так формируются доходы адвокатов, нотариусов, охранников и т. д. В свою очередь ими уплачиваются налоги в бюджеты, участвующие в последующих перераспределениях доходов.

Финансы как денежные отношения возникают на стадии распределения. Но они являются важнейшим звеном всего и оказывают на него сильнейшее влияние.

Рис. 1. Распределение добавленной стоимости через финансовую систему

Контрольная функция

Контрольная функция состоит в постоянном контроле за полнотой, правильностью и своевременностью получения доходов и осуществлением расходов из всех уровней и . Эта функция проявляется при любой финансовой операции. Все эти операции должны быть не только экономически целесообразными, но и не противоречить действующим правовым нормам. Контрольная функция финансов выражается в формировании фондов денежных средств (бюджетов и внебюджетных фондов) в соответствии с провозглашенными целями и по установленным законодательной властью нормативам. Эта функция предполагает не только мониторинг процессов, протекающих в финансовой сфере, но их своевременную корректировку в соответствии с нормами действующего законодательства.

Практическим выражением контрольной функции финансов является система . Этот контроль обеспечивает обоснованность формирования доходов бюджетной системы и расходование средств бюджетов и внебюджетных фондов. Финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий . Предварительный контроль осуществляется на стадии разработки прогнозов бюджетных доходов и расходов и подготовки проектов бюджетов. Его цель — обеспечение правильности бюджетных показателей. Текущий контроль отвечает за своевременность и полноту сбора запланированных доходов и целевое расходование средств. Последующий контроль направлен на проверку отчетных данных об .

Стимулирующая функция

Стимулирующая функция финансов связана с воздействием на процессы, протекающие в реальной экономике. Так в ходе формирования доходов бюджетов могут быть предусмотрены налоговые льготы для определенных отраслей. Цель этих льгот — ускорение темпов роста технически передовых изделий. Кроме того, в бюджетах предусматриваются расходы, способные обеспечить структурную перестройку экономики за счет финансовой поддержки наукоемких технологий и наиболее конкурентоспособных производств .

Финансы, понимаемые в широком смысле слова, включают все денежные фонды, в том числе ссудные. Поэтому кредитные отношения представляют собой часть финансов. — это движение ссудного фонда.

Можно также определить кредит как систему экономических отношений по поводу передачи от одного собственника к другому во временное пользование ценностей (в том числе денег). Кредитные отношения имеют свою специфику. Кредит связан с передачей фонда денежных средств во временное пользование на условиях возвратности, срочности, платности, обеспеченности. Эти условия отличают кредитные отношения от прочих финансовых отношений.

См.также:

1 Происхождение финансов

2 Сущность и необходимость финансов

3 Функции финансов

4 Роль финансов в расширенном воспроизводстве

1 Термин «финансы» возник приблизительно в 13-15 веках в торговых городах Италии и первоначально обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем термин получил распространение как понятие, связанное с системой денежных отношений между государством и населением по поводу формирования денежных средств. Финансы возникли и долгое время развивались как система мобилизации средств, материальных и финансовых ресурсов для нужд правящей элиты, разных форм государственных образований и защиты определенной территории. С этой целью государство вводило разные формы налогов, сборов и платежей. Использование собранных таким способом денег исключало контроль со стороны обычных граждан.

На этом этапе развития термин «финансы» отражал следующее:

    денежные отношения между двумя субъектами – государством и населением

    в этих отношениях субъекты обладали различными правами, государство обладало особыми полномочиями

    в процессе этих отношений сформировался общегосударственный фонд – бюджет

    регулярное поступление средств в бюджет обеспечивалось государственно-принудительным характером взимания налогов и сборов

Как историческая категория, финансы появились одновременно с появлением государств и расслоением общества на классы. На ранних стадиях развития государств не существовало разницы между ресурсами государства и ресурсами монарха. И только с отделением имущества монарха от государственной казны, появились такие понятия, как: государственные финансы, государственный кредит и государственный бюджет.

Выделяют следующие предпосылки возникновения финансов :

    отделение имущества монарха от казны и возникновение государства; Власть монархов была значительно урезана. Возник общегосударственный фонд денежных средств, которым глава государства не мог единолично пользоваться.

    налоги в денежной форме приобретают преимущественный характер; И только на данном этапе развития государственности и денежных отношений стало возможным распределение созданного продукта в стоимостном отношении. Распределительные отношения - это часть экономических отношений в обществе. И финансы, являясь выражением этой сферы экономических отношений, являются экономической категорией

    формирование и использование бюджета стало носить системный характер. (возникли системы государственных расходов и доходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением)

Финансы в своём развитии прошли 2 этапа :

1 этап – неразвитые финансы . Характерные черты: примерно две трети денежных средств расходуется на военные цели; не оказывается никакого влияния на экономику со стороны государства; финансовая система имеет только 1 звено – бюджет, а все финансовые отношения связаны только лишь с формированием и использованием бюджетных средств. Этот этап длился до конца 19 века.

2 этап – развитые финансы . Характерные черты: увеличивается удельный вес расходов государства на экономику и социальные нужды; финансовая система приобретает многозвенный характер, а потому и финансовые отношения приобретают разнообразный характер; получают развитие местные финансы, внебюджетные фонды, финансы предприятий разных форм собственности. Этот этап длится с конца второй мировой войны по сей день.

Современные подходы к определению сущности финансов значительно расширили содержание этого понятия.

2 Различают следующие подходы к определению экономической сущности определения «финансы»:

    Финансы - это система экономических (денежных) отношений, при помощи которых создаются, распределяются и перераспределяются фонды денежных средств;

    Финансы – это совокупность объективно обусловленных экономических отношений, которые имеют распределительный характер, денежную форму выражения, материализуются в денежных доходах и накоплениях, которые сосредотачиваются в государственных структурах и у субъектов хозяйствования с целью расширенного воспроизводства, материального стимулирования работников, удовлетворения социальных нужд общества.

    Финансы – это система экономических отношений между государством, юридическими и физическими лицами по поводу формирования, распределения, перераспределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов, которые должны регулироваться правовыми нормами.

Обобщая вышеприведенные формулировки, можно сделать вывод, что финансы – это совокупность экономических отношений, в процессе которых происходит формирование, распределение и использование финансовых ресурсов государства и которые связаны с обменом, распределением и перераспределением ВВП и национального дохода.

Выделяют два уровня финансов:

- централизованные финансы – это экономические отношения, связанные с формированием и использованием денежных средств государства, которые аккумулируются в государственном бюджете и внебюджетных фондах. Основной централизованный фонд государства – это бюджет.

- децентрализованные финансы – это денежные отношения, обслуживающие кругооборот фондов предприятия.

Финансы имеют как внешнюю форму проявления, так и внутреннее содержание. Видимая (внешняя) сторона финансов проявляется в денежных потоках, которые движение которых происходит между субъектами экономических отношений. Содержательная сторона финансов связана с тем, что они отображают те или иные денежные потоки, т.е. – движение стоимости произведенного в обществе продукта или обменные и распределительные отношения. От налаженности этих отношений зависит эффективность экономической системы и развитие общества. Обменно-распределительные отношения характеризуют внутреннюю сущность финансов и являются предметом науки «Государственные финансы».

Главное назначение финансов – обеспечение физических лиц, субъектов предпринимательской деятельности и государственных структур достаточным для осуществления их деятельности денежными средствами

Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны - вновь созданная стоимость валового внутреннего продукта (ВВП) за вычетом потребляемых в процессе производства орудий и средств производства.

ВВП (валовой внутренний продукт) – стоимость конечных товаров и услуг, произведенных резидентами данной страны на ее территории за определенный период времени.

Ключевыми элементами определения сущности финансов являются понятия финансовые отношения и финансовая деятельность.

Финансовые отношения – отражают движение стоимости от одного субъекта к другому, характеризуют обменные, распределительные и перераспределительные процессы и проявляются в денежных потоках. Инструментом финансовых отношений являются деньги. Обычно финансы отождествляют с деньгами, однако «финансы» и «деньги» - это две разные экономически категории с разным общественным назначением. Деньги – более древняя категория, возникшая на заре развития человечества как стихийно выделившийся товар, играющий роль всеобщего эквивалента и измеряющий затраты труда производителей. Финансы же возникли с появлением государства, для существования которого требовались определенные ресурсы – сначала в виде натуральных податей и трудовых повинностей, а затем и в денежной форме. Финансы – это всегда денежные отношения, но не все денежные отношения являются финансовыми. Например, работник платит налоги из своей заработной платы – это финансы, а если он приобретает на рынке какой-либо товар, то это не финансы, а отношения купли-продажи.

Финансовая деятельность субъектов проявляется в формировании ими доходов и осуществлении расходов.

В экономической науке выделяются следующие характерные признаки финансов:

    обменно-распределительный характер отношений;

    движение стоимости от одного субъекта к другому;

    денежная форма отношений;

    формирование доходов и осуществление расходов;

    эквивалентный (по назначению) характер обмена и распределения и неэквивалентный характер перераспределения.

3 Сущность финансов проявляется в их функциях. В финансовой науке существует ряд дискуссионных вопросов в отношении функций финансов. Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции – распределительную и контрольную (Вознесенский Э., Сабанти Б., Родионова В., Дробозина Л., Гридчина М., Захожай В., Осипчук Л., Опарин В. и др.). Хотя в литературе можно найти и утверждения, что финансам, помимо этих двух функций, присущи и другие – функция использования денежных доходов, стимулирующая, регулирующая и т.д.

Обобщая существующие в экономической литературе мнения, можно выделить следующие функции финансов:

1 Фискальная функция (функция формирования денежных доходов): выполняется той частью финансов, которые функционируют в сфере материального производства и участвуют в процессе создания денежных доходов и накоплений (в основном финансы предприятий). Источниками формирования финансовых ресурсов являются:

    государственные доходы (налоги и неналоговые доходы бюджетов; средства внебюджетных фондов);

    ресурсы предприятий (прибыль, амортизация, устойчивые пассивы и т.д.);

    ресурсы населения (заработная плата, доходы фермеров и пр.)

2 Контрольная функция: проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. В практической деятельности контрольная функция проявляется в финансовом контроле. Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений. Необходимость контроля вытекает из того, что финансовые отношения имеют ярко выраженный противоречивый характер, поскольку каждый субъект стремится получить как можно больше. Именно для того, чтобы в процессе распределения и перераспределения ВВП отдельные субъекты финансовых отношений не присваивали не принадлежащую им часть, необходим постоянный, всеохватывающий финансовый контроль.

3 Распределительная функция: состоит в распределении перераспределении НД между производственной и непроизводственной сферами н.х., отраслями материального производства, отдельными регионами страны, формами собственности и социальными группами населения. Конечная цель распределения и перераспределения НД и ВВП, совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспечении высокого качества жизни широких слоев населения. Эта функция выполняется в два этапа:

а) распределение первичных доходов среди участников материального производства (у физических лиц – это зарплата, у юридических лиц – прибыль, у государства – прибыль госсектора);

б) перераспределение , в результате которого образуются вторичные (производные) доходы (доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, а также выплаты и бесплатные услуги из централизованных фондов физическим лицам и ассигнования юридическим лицам, налоги. Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.)

Сумма первичных доходов равна сумме национального дохода. Эти доходы формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на группы:

Зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального производства;

Доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных средств, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребностей населения. Необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.

Перераспределение национального дохода связано с межотраслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования доходов и накоплений предприятий и организаций; с наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой национальный доход не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление); с перераспределением доходов между различными социальными слоями населения.

Перераспределение состоит в распределении и использовании централизованных фондов:

Общегосударственных (бюджет и фонды целевого назначения);

Ведомственных (фонды, которые создаются министерствами и ведомствами);

Корпоративных (фонды, которые формируются корпоративными объединениями).

Перераспределение включает 2 этапа :

    изъятие доходов у одних субъектов и формирование централизованных фондов;

    использование централизованных фондов и формирование вторичных доходов – доходов, полученных в непроизводственной сфере, а также выплат и бесплатных услуг из централизованных фондов физическим лицам и ассигнований юридическим лицам. Этот этап перераспределения и называется вторичное распределение.

4 Регулирующая функция : связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, госкредит) в процесс воспроизводства. Элементами регулирования являются финансовое и бюджетное планирование рынка ценных бумаг и денежной массы, однако на сегодняшний день регулирующая функция финансов в Украине развита слабо.

4Расширенное воспроизводство требует поддержки и развития отраслей народного хозяйства и территорий, инвестиций и воспроизводства рабочей силы.

Важная роль в расширенном воспроизводстве принадлежит государственным финансам и финансам предприятий.

Государство (макро уровень) оказывает влияние на процесс воспроизводства.

    через бюджет

    через налоговую политику

    через кредитование

    Государственные финансы и прежде всего бюджетная система путём соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение НТП, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа. Через госбюджет осуществляется межотраслевые и территориальные перераспределения ресурсов для выравнивания экономического и специального развития отдельных регионов.

    Большое влияние на предприятия государство оказывает через налоговую политику: виды взимаемых налогов, их ставки, льготы. Следует отметить, что налоговая система в современных условиях, нацеленная на сокращение дефицита госбюджета, не стимулирует расширенное воспроизводство.

    При переходе от командно-административной системы к рыночной резко сократились объёмы централизованных капитальных вложений. Поэтому наблюдается замедление темпов инвестиционной активности по этой причине и по причине кризиса неплатежей в народном хозяйстве, в связи с чем предприятия свёртывают капиталовложения. Но без увеличения инвестиций в украинскую экономику нельзя обеспечивать постоянный рост производства. Одним из путей решения этого вопроса является переход от возвратного бюджетного финансирования на кредитование (на возвратной и платной основе). Сохранение безвозвратного бюджетного финансирования имеет место преимущественно для социально значимых объектов, имеющих некоммерческий характер.

Привлечение иностранных инвестиций требует упорядочения и стабилизации законодательной базы в Украине.

Финансы играют большую роль в становлении и развитии любого предприятия, фирмы, корпорации, а также в повышении эффективности их работы. Главная задача хозяйствующих субъектов – рост активов предприятия и рачительное их использование.

С помощью финансов предприятия организует свою работу на основе коммерческого расчёта, осуществляет контроль своей деятельности. В этой связи в условиях рыночной экономики особое значение приобретают вопросы финансового менеджмента, т.е. наиболее эффективного управления финансовыми ресурсами.

Финансы выступают важным элементом воспроизводства рабочей силы, в стоимость которой помимо оплаты труда входят также расходы на образование, здравоохранение, социальное обеспечение.