Финансовая система – это совокупность финансовых отношений. Совокупность финансовых учреждений


Понятие «финансовая система» охватывает совокупность отношений, на основе которых образуются и используются соответствующие фонды денежных средств, а также органов, организующих эти отношения. Иногда понятие употребляется в узком смысле только как совокупность финансовых учреждений государства, что неточно.
Термин «система» означает действие взаимосвязанных элементов - подсистем, которые классифицируются по разным критериям.
В вышеприведенном определении термина заложена принципиальная модель классификации финансовой системы исходя из сущностной характеристики финансов, их места в общественно-экономических процессах. В соответствии с этим критерием финансовая система состоит из трех частей:
  1. совокупность финансовых отношений;
  2. совокупность фондов денежных средств;
  3. финансовый аппарат управления.
Финансовая система является системой интеграционного типа, характеризуется тесной связью входящих в нее элементов (подсистем) И тем, что ни одна из ее подсистем не может существовать самостоятельно: финансы, с одной стороны, выражают часть производственных отношений и поэтому выступают элементом системы этих отношений, с другой - представляют систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, имеющих свои функциональные свойства. В финансах можно назвать в качестве функциональных подсистем такие, как налоговая, бюджетная, финансовых планов (прогнозов), сметного финансирования, финансовых показателей и др.
Помимо функционального критерия классификации финансовой системы применяется классификация по признаку субъектов финансов (участвующих в финансовых отношениях), что позволяет разграничить финансовую систему rio звеньям (см. схему на стр. 35).

Звенья как соподчиненный ряд классификации содержат элементы высшего разряда: финансовые отношения, финансовые фонды, управляющий аппарат. Такое свойство систематизации придает финансовой системе интеграционный характер.
Место и роль отдельных составляющих финансовой системы неодинаковы. Первичный (главный) элемент занимает ведущее место среди других элементов системы, поскольку его роль во взаимосвязях элементов и звеньев системы является определяющей. Таким элементом в финансовой системе выступают общегосударственные финансы, представленные в первую очередь государственным бюджетом.
Финансы предприятий сферы материального производства составляют основу финансов, они являются исходным звеном финансовой системы, поскольку в материальном производстве создается национальный доход - основной источник финансовых ресурсов общества.
Финансы населения (домашних хозяйств) представляют собой своеобразную часть финансовой системы. Население (граждане) вступает в отношения своими денежными средствами с общегосударственной финансовой системой и предприятиями производственной и непроизводственной сфер - государственными и других форм собственности. Эти многообразные отношения связаны с оплатой труда населению, выплатами из общественных фондов потребления денежных средств, получения материальных и нематериальных благ; с другой стороны, население своими денежными средствами выплачивает налоги, оплачивает услуги государственных и других учреждений, организаций и предприятий производственной и непроизводственной сферы. Такие отношения являются финансовыми, за исключением денежных отношений, связанных с приобретением потребительских товаров и услуг в торговой сети, на рынках, предприятиях и организациях по обслуживанию населения (транспорта, связи, бытового сектора и т. д.), относящихся к обмену.
Вместе с тем специфика финансов населения состоит в своеобразии двух характерных частей финансовой системы: фондовой формы и внешнего управления, хотя денежные средства населения могут иметь, в каждом индивидуальном случае, целевую направленность или сбсре- гаться, и их владелец распоряжается (управляет) ими в соответствии с собственными намерениями. Здесь также проявляется, в многообразии денежных отношений, как чисто финансовый их характер - при уплате налогов и других обязательных платежей государству, выплатах из общественных фондов потребления, так и переходный (одновременный) момент взаимодействия с финансами других экономических категорий - оплаты труда, цен в системе расчетов, постепенными исчезновением финансовых отношений и вступлением в действие других экономических отношений.
Обширные финансовые отношения возникают в этом звене в связи с занятиями граждан индивидуальным и малым предпринимательством. Такие отношения аналогичны возникающим в звене финансов предприятий.
Общегосударственные финансы включают финансовые отношения, выраженные в государственном бюджете республики как экономической форме образования централизованного фонда финансовых ресурсов и основном финансовом плане государства, во внебюджетных специальных фондах как дополнительных формах целевого финансирования общественных нужд, в государственном кредите.
Государственный кредит включается в финансовую систему, хотя кредитные отношения отличаются от финансовых. Но в силу того, что этот вид кредита направлен на цели покрытия дефицита государственного бюджета, обеспечения устойчивости государственных финансов, расчеты по нему осуществляются за счет бюджетных средств - это звено можно считать принадлежащим как финансовой, так и кредитной системам.
Второе звено - финансы предприятий и организаций народного хозяйства - имеет два относительно самостоятельных подзвена:

  • финансы предприятий и организаций материального производства;
  • финансы предприятий, организаций и учреждений отраслей непроизводственной сферы.
В первом подзвене - финансах производственной сферы - решаются задачи формирования и эффективного использования децентрализованных фондов денежных средств в производственных объединениях, предприятиях, в отраслях народного хозяйства, а также центра лиза- ции средств в целевых и резервных фондах названных хозяйствующих субъектов.
Финансы этого подзвена обслуживают производственную деятельность, обеспечивают активное воздействие финансовых рычагов на рост производительности труда, на повышение эффективности, другие качественные показатели производства. Сюда относятся следующие составляющие:
  1. финансы производственных объединений и предприятий промышленности и их вышестоящих органов;
  2. финансы сельскохозяйственных предприятий и организаций;
  3. финансы предприятий и организаций грузового транспорта (железнодорожного, речного, морского, автомобильного, воздушною, магистрального трубопроводного);
  4. финансы предприятий и организаций строительства;
  5. финансы связи (в части обслуживания производства);
  6. финансы потребительской кооперации;
  7. финансы водного хозяйства;
  8. финансы геологоразведочных организаций;
  9. финансы других подотраслей сферы материального производства (государственных закупок, заготовок, торговли, связанных с продолжением процесса производства в сфере обращения).
Место и роль второго подзвена - финансов непроизводственной сферы, в финансовой системе определяется ее связью с распределением и использованием национального дохода. Финансовые отношения в этом подзвене возникают в его первичных структурах и между ними, с другими звеньями финансовой системы, со звеньями иных экономических систем: цен, кредита и др.
Финансы предприятий, организаций и учреждений отраслей непроизводственной сферы имеют такие составляющие:
  1. финансы жилищно-коммунального хозяйства;
  2. финансы бытового обслуживания населения;
  3. финансы пассажирского транспорта;
  4. финансы ряда отраслей (связи и др. в части непроизводственной деятельности);
  5. финансы здравоохранения и физической культуры;
  6. финансы образования;
  7. финансы культуры и искусства;
  8. финансы науки и научного обслуживания;
  9. финансы общественных организаций;
  10. финансы банковско-кредитных и страховых организаций;
  11. финансы коммерческих и посреднических организаций (товарных и фондовых бирж, брокерских контор, фондов и т. д.);
  12. финансы органов управления;
  13. финансы обороны;
  14. финансы органов защиты правопорядка.
В данном звене финансовые отношения обслуживают движение уже созданной стоимости по каналам ее перераспределения в целях дальнейшего потребления через формирование многочисленных фондов денежных средств различного целевого характера.
Совокупность централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, присущих звеньям финансовых отношений, составляет вторую часть финансовой системы. Материальное содержание финансов находит выражение в формировании и использовании финансовых ресурсов, включающих многие денежные фонды: бюджетные, фонды государственного социального страхования и обеспечения, амортизационный фонд, фонд оборотных средств, фонды потребления. Одни фонды централизованы в большей степени, другие - в меньшей, одни фонды постоянно расходуются (фонд потребления), другие временно сохраняются (резервные фонды), третьи - накапливаются (амортизационный фонд).
Формы финансовых отношений и фонды денежных средств образуют управляемый материальный объект. Управляющим субъектом выступает финансовый аппарат, который представляет собой систему государственного и общественного аппарата управления финансами и является третьей частью финансовой системы.
Финансовый аппарат, занимающийся экономической и контрольной работой в процессе организации и планирования финансовой деятельности, совершенствованием связей звеньев финансовых отношений, совместим с другими частями финансовой системы и органически входит в нее. Это означает переплетение в финансовой системе как базисных, так и надстроечных отношений и управляемость ее.
Наряду с понятием финансово» системы есть еще обобщенное понятие финансово-кредитной системы, в которую включаются не только звенья финансовой системы, но и кредитная система. Финансово-кредитная система объели- ненно функционирует как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере.
В основу построения финансовой системы положены следующие принципы:
  1. Сочетание централизма и демократизма в организации финансовой системы; это проявляется в том, что при централизованном руководстве со стороны государственных финансовых органов одновременно большие права и самостоятельность предоставляются местным финансовым органам, предприятиям и организациям.
Данный принцип предопределил систему двойного подчинения местных финансовых органов: соответствующей местной администрации и вышестоящему финансовому органу.
Демократическое начало в управлении отраслевыми финансами проявляется в закреплении предприятиям основных и оборотных фондов, предоставлении им права создавать денежные фонды различного целевого назначения и пользования ими. Вышестоящие органы в пределах своих полномочий принимают решения о перераспределении части средств, помещаемых в отраслевые фонды и резервы, определяют порядок их целевого использования.
В предпринимательском секторе финансовая самостоятельность выражена более полно: его участники свободно распоряжаются финансовыми ресурсами после выполнения обязательств перед государственной финансовой системой.
  1. Соблюдение национальных и региональных интересов. Требования этого принципа призваны обеспечить национальное равноправие в финансовых отношениях, равно как и социально приемлемый уровень развития регионов. Выражением его в построении финансовой системы является соответствие структуры государственных финансовых органов национально-государственному и административно-территориальному устройству. Каждая область, район и город имеют соответствующий аппарат финансовых органов. В низовых структурах могут отсутствовать специальные финансовые органы, тогда их функции выполняет аппарат местной администрации. Особое значение этот принцип приобретает в многонациональных государствах с федеративным устройством.
  2. Принцип единства финансовой системы предопределяется единой финансовой политикой, проводимой государством через центральные финансовые органы, едиными целями, стоящими перед всеми финансовыми органами. Управление всеми звеньями финансов базируется на единых основных законодательных и нормативных актах. Единство финансовой системы заключается в общности главных источников финансовых ресурсов, во взаимосвязи их движения, в перераспределении средств между регионами, отраслями для оказания необходимой финансовой поддержки. Принцип единства финансовой системы находит свое конкретное воплощение в системе взаимоу- вязки финансовых планов и балансов, разрабатываемых на всех уровнях управления экономикой.
  3. Принцип функционального назначения отдельных составных элементов финансовой системы выражается в том, что каждое звено финансов решает свои задачи. Ему соответствует особый финансовый аппарат. Организацию работы по формированию и использованию ресурсов государственного бюджета осуществляет Министерство финансов республики.
Целевые задачи внебюджетных фондов определяются и решаются соответствующим аппаратом или передаются в ведение определенного министерства и даже правительства.
Вертикальный принцип управления народным хозяйством обусловливает соответствующую структуру финансового аппарата как на уровне высших органов (министерств, ведомств, ассоциаций, концернов, объединений), так и на производственных предприятиях. Кроме того, в организации финансового аппарата отражаются особенности управления кооперативными, акционерными, совместными, смешанными, а также общественными предприятиями и организациями.
Финансовая система должна постоянно совершенствоваться. Главной задачей этого процесса является усиление ее воздействия на стабилизацию и последующее социально-экономическое развитие республики, обеспечение неуклонного роста национального дохода, финансовых ресурсов, укрепление коммерческого и хозяйственного расчета во всех звеньях общественного производства. Предстоит повысить действенность государственного управления финансами на основе усиления централизованных начал в сочетании с широким внедрением экономических методов руководства, расширением самостоятельности предприятий, местных органов власти в производственном и социальном развитии.
Состоянием финансов определяется положение дел в экономике, и поэтому программы стабилизации должны предусматривать реализацию в первую очередь общеэкономических мер по повышению ее эффективности. В ряду этих мер - перестройка производственных отношений, социальная переориентация экономики, структурные преобразования народного хозяйства, ускорение научно-технического прогресса, активизация внешнеэкономической деятельности, решение проблемы насыщения потребительского рынка, в основном за счет внутреннего производства. В числе финансовых мероприятий необходимы рационализация инвестиций, снижение затрат на содержание аппарата управления, ужесточение режима экономии на всех уровнях хозяйствования; в низовых звеньях экономики - ликвидация убыточности и переход на самофинансирование, нормативное регулирование финансовых взаимоотношений во всех звеньях финансовой системы.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
  1. В чем состоят особенности внешнего проявления финансов и сущностного, внутреннего их содержания?
  2. Что понимается под воспроизводством общественного продукта. его составом?
  3. В чем состоит процесс первичного распределения общественного продукта и его перераспределения?
  4. Перечислите специфические черты финансов.
  5. Сформулируйте определение финансов как экономической категории.
  6. В чем состоит объективная необходимость финансов?
  7. Какова природа финансов?
  8. Какова роль государства в генезисе финансовых отношений?
  9. Установите связь финансов с товарно-денежными отношениями и действием закона стоимости.
  10. Что означает термин «функция» применительно к финансам?
  11. Почему возникло несколько разных трактовок функций финансов?
  12. Раскройте содержание распределительной концепции финансов.
  13. В чем состоят принципиальные положения воспроизводственной концепции финансов?
  14. Какие критерии разграничения роли и функций экономической категории «финансы»?
  15. Как взаимосвязаны и взаимодействуют основные экономические категории?
  16. Что понимается под финансовыми ресурсами и финансовыми фондами?
  17. Назовите основные виды и источники финансовых ресурсов.
  18. Перечислите основные факторы роста финансовых ресурсов.
  19. Как и почему сочетаются в схеме финансовой системы элементы по разным критериям классификации?
  20. Почему необходимо применение определенных принципов при организации финансовой системы?

Финансовая система

Финансовая система

Финансовая система - сеть финансовых институтов и рынков, оперирующих различными финансовыми инструментами, с помощью которых осуществляются все действия с финансовыми ресурсами: оборот денежной массы, кредитование и заимствование финансовых средств, внешнеэкономическая деятельность.

По-английски: Financial system

Финансовый словарь Финам .

Финансовая система

термин, употребляемый для обозначения разных по своей сути понятий: а) совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, взаимосвязанных между собой. В этом значении финансовая система страны включает три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений, организаций; страхование; государственные финансы. Каждая из них состоит из звеньев; б) совокупность финансовых учреждений страны, к которым относятся финансовые органы и все структурные подразделения Государственной налоговой службы.

Терминологический словарь банковских и финансовых терминов . 2011 .


Смотреть что такое "Финансовая система" в других словарях:

    Форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. Содержание 1 Сущность финансовой системы 2 Структура финансовой системы … Википедия

    Совокупность законов, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства (денежная система, система финансовых учреждений). Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2… … Экономический словарь

    ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА - совокупность законов, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства (денежная система, система финансовых учреждений) … Юридическая энциклопедия

    Совокупность всех входящих в финансы РФ звеньев в их взаимосвязи. Ф.с. РФ составляют следующие звенья (институты): а) бюджетная система с входящими в нее государственными (федеральным, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами; … Юридический словарь

    1) совокупность различных сфер финансовых отношений в рамках данной страны. При социализме исходное звено финансовой системы финансы социалистических предприятий (объединений) и отраслей хозяйства2)] Совокупность финансовых учреждений страны. В … Большой Энциклопедический словарь

    1) совокупность различных сфер финансовых отношений в рамках данной страны; 2) совокупность финансовых учреждений страны. В широком смысле охватывает и кредитные учреждения (Кредитная система). Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф… … Политология. Словарь.

    ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ - совокупность всех входящих в финансы РФ звеньев в их взаимосвязи. Ф.с. РФ составляют следующие институты: 1) бюджетная система с входящими в нее государственными (федеральным, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами; 2)… … Юридическая энциклопедия

    Financial system сеть финансовых институтов и рынков, оперирующих различными финансовыми инструментами, с помощью которых осуществляются все действия с финансовыми ресурсами: оборот денежной массы, кредитование и заимствование финансовых средств … Словарь бизнес-терминов

    1) совокупность различных сфер финансовых отношений в рамках данной страны. 2) Совокупность финансовых учреждений страны. В широком смысле охватывает и кредитные учреждения (см. Кредитная система). * * * ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА,… … Энциклопедический словарь

    Финансовая система РФ - это объективно обусловленная внутренним строением финансов совокупность взаимосвязанных звеньев, отражающих отдельные группы финансовых отношений. Финансовая система РФ представлена следующими звеньями: бюджетная система с входящими в нее… … Большой юридический словарь

Книги

  • Финансовая система и экономика , . Главное преимущество книги - ее комплексный характер. В ней рассмотрены вопросы теории, истории и практики финансов, бюджета, внебюджетных и целевых бюджетных фондов, налогов, казначейства,…
  • Финансовая система субъекта Российской Федерации , М. Н. Бродский. В работе освещается финансовая система субъекта Российской Федерации (по материалам Санкт-Петербурга), приведены ее теоретические основы, дается понятие этой системы и ее строение. При…

Финансовая система – это совокупность финансовых отношений.

По природе своей финансовые отношения являются распределительными, при чем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование.

Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В современных условиях роль и значение государства во всех странах возрастают, вследствие чего возрастают и затраты общества на его содержание.

Наиболее известная и эффективная форма реализации системы, обеспечивающей разделение труда, есть система товарообмена при помощи денег – финансовая система. Финансовая система не есть только лишь сами по себе деньги. Она включает в себя весь комплекс отношений связанных с товарообменом – это и банки, и схема эмиссии, и механизм размножения денег (кредитная система), в нее можно включить и торговые сети и многое другое: все, что способствует товарному обращению между субъектами производства .

Различные формы реализации финансовой системы по-разному стимулируют развитие технологий, качество продукции, удовлетворение нужд потребителей. Допустим, что одна система создает конкурентную среду, ведущую к технологическому прогрессу, но не позволяет сделать количественный скачок в объемах производства в течение короткого времени, а другая система действует наоборот – позволяет совершить быстрый скачок в короткое время, но не создает конкурентную среду. Если у нас отсталое либо разрушенное войной государство, то мы можем применить второй вариант финансовой системы на достаточно небольшой срок.

В современных условиях финансовая система состоит их четырех звеньев – государственного бюджета, муниципальных финансов, финансов государственных предприятий и специальных правительственных фондов. В совокупности они и составляют своеобразную финансовую основу социально-экономической деятельности государства. Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное – финансами предприятий, внутриотраслевое – финансами предприятий, комплексов, ассоциаций, межотраслевое и межтерриториальное – государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы. В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов. На уровне штатов, земель областей, городов, районов действуют местные органы власти. Их деятельность финансируется за счет местных денежных фондов – местных финансов.

Специальные правительственные фонды – важнейшее звено финансовой системы современных государств. По своей сущности они представляют собой денежные фонды специального назначения. Эти фонды создаются с целью финансирования выполнения возникающих задач. Поскольку каждая страна имеет свои специфические задачи, по стольку нет единой классификации правительственных фондов. К тому же их количество и назначение в каждой стране при переходе от одного этапа развития к другому меняются. Правительственные фонды отличаются друг от друга в зависимости от срока действия, цели использования, правового положения . Как правило, действие многих фондов ограничено во времени. После разрешения конкретной задачи необходимость в конкретном фонде отпадает. Такие фонды называются временными. Другие создаются на длительное время. Их называют постоянными. В зависимости от цели использования государственные специальные фонды подразделяют на следующие :

- научно-исследовательские;

- экономические;

- социальные фонды;

- фонды личного и имущественного страхования;

- военные фонды;

- инвестиционные фонды.

Основная часть специальных фондов образуется либо за счет государственного бюджета, либо за счет местных бюджетов (местные специальные фонды). Их источником являются прямые государственные субсидии или отчисления от налоговых поступлений. Некоторые фонды (личного и имущественного страхования) образуются за счет добровольных взносов юридических и физических лиц.

35. Модель IS-LM

Модель Гикса (или модель "I-S, L-M").

Задача:

Отразить двойное равновесие на одной модели - между товарным рынком (где реализуются товары, составляющие валовой продукт страны) и денежным рынком (где продаются и покупаются деньги, капиталы). Эти 2 рынка определяют всё функционирование МКС.

Mодель IS-LM (инвестиции (I), сбережения (S), (предпочтение ликвидности = спрос на деньги) (L), деньги (M )) - макроэкономическая модель, которая описывает общее макроэкономическое равновесие, образующееся путем комбинации моделей равновесия на товарном (кривая IS) и денежном (кривая LM) рынках. Модель была разработана английским экономистами Джоном Хиксом и Элвином Хансеном и впервые использована в 1937 году.

Модель

Кривая IS сдвигается вправо. Новая точка равновесия отличается более высоким национальным доходом и высокой процентной ставкой.

Каждая точка на кривой IS соответствует равновесию на товарном рынке, которое определяется соотношением ВВП (Y) и процентной ставки (i). Кривая IS моделирует две зависимости:

· Зависимость объёма инвестиций от процентной ставки. Чем выше процентная ставка, тем ниже инвестиции. (Издержки перевода. Имеется в виду, что при высокой ставке низкодоходный бизнес перестает функционировать - из него забирают инвестиции). Следовательно, падает национальное производство, и вместе с ним национальный доход. (Однако, если это реакция на подорожавшие ресурсы, это адекватное ситуации снижение производственной деятельности. Нарастить производство в данной ситуации можно внедрением новых технологий.)

· Кейнсианский крест

В свою очередь, каждая точка на кривой LM соответствует равновесию на денежном рынке. Кривая LM моделирует зависимость процентной ставки от национального дохода. Чем выше доход, тем выше процентная ставка (высокий доход → более высокие расходы, связанные с потреблением → более высокий спрос на наличные деньги → более высокая процентная ставка).

Только в точке пересечения кривых достигается равновесие между обоими рынками.

Интерпретация

Модель IS-LM позволяет визуализировать взаимосвязь таких макроэкономических величин как процентная ставка, денежная масса, уровень цен, спрос на наличные деньги, спрос на товары, производственный уровень экономики. Изменения одной или нескольких этих величин приводят к смещению точки пересечения кривых LM и IS, которая в свою очередь определяет уровень производства (и дохода) экономики, а также соответствующий уровень процентной ставки.

Общий вывод:

Государство имеет в своих руках серьёзные рычаги воздействия на МКР (на каждый из рассмотренных элементов может воздействовать гос-во).

36. Типы циклов

В рыночной экономике состояние равновесия периодически нарушается. Наблюдается определенная цикличность, повторяемость в функционировании национального хозяйства, когда периоды подъема сменяются периодами спада. Цикличность можно определить как движение национальной экономики от одного макроэкономического равновесия к другому.

Экономический цикл включает в себя ряд последовательных, сменяющих друг друга фаз, выражающих неравномерность экономического развития. В конечном итоге цикл повторяется.

Экономическая теория выделяет ряд циклов экономического роста:

· Длинноволновые циклы, выражающие долговременные колебания экономической активности с периодом около 50 лет и получившие названия «циклов Кондратьева»;

· Нормальные (большие промышленные циклы) с периодом в 8-12 лет и

· Малые циклы, или «циклы Китчина» продолжительностью 3-4 года. Это тот срок, который необходим для массового обновления основных фондов.

1. Малые (короткие) циклы - это регулярные колебания уровня деловой активности, которые происходят каждые 3-4 года. Они связаны с необходимостью восстановления равновесия на потребительском рынке. Дефицит товара или услуги на рынке вызывает перепрофилирование производства и появление новой структуры отрасли или народного хозяйства с внутренней перегруппировкой имеющихся производственных сил и мощностей.

2. Нормальные циклы или промышленные – кризисы, связанные в основном с изменением спроса на оборудование и сооружения.

3. Большие циклы называют также "длинными волнами" Кондратьева. Кондратьев открыл в 1922г. периодичность научно-технического и социального развития общества. Эти процессы находят свое отражение и в экономике: изменяются темпы роста общественного производства, занятость, структура хозяйства. Большой цикл продолжается 40-60 лет. Согласно этой теории цикл состоит из двух волн - повышательной и понижательной, каждая из которых продолжается около 30 лет. Повышательной волне предшествует всплеск технических изобретений, в процессе нарастания этой волны расширяются мировые экономические связи. Длинные волны вмещают в себя несколько деловых циклов и оказывают существенное влияние на характер протекания последних. Движущей силой больших циклов являются революционные научно-технические открытия, оказывающие существенное влияние на способ производства и полностью обновляющие производственную базу. Большой кризис сопровождается обновлением всей системы рыночных отношений, условий производства и обмена, преобразованием структуры экономики (возникновением новых отраслей) и ценовых пропорций. Часто кризис сопровождается изменениями в социально-политической и культурной сферах: прогрессивными реформами, войнами, изменениями границ и т.п.

Э.Хансен, основываясь на данных экономической истории США, излагает концепцию множественности циклов. По его мнению, данные по развитию народного хозяйства Соединенных Штатов позволяют выделить, по крайней мере, 3 модели циклических колебаний:

1) "малые циклы" - длятся от 2 до 9 лет и порождаются неравномерностью воспроизводства оборотного капитала (на базе колебаний капиталовложений в товароматериальные запасы);

2) "большие циклы" - продолжительностью 6-13 лет, причиной которых служит неравномерность вложений в основной капитал;

3) "строительные циклы" - продолжаются в среднем от 17 до 18 лет с амплитудой колебаний от 16 до 20 лет.

Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства . С точки зрения социально - экономических отношений она складывается из централизованных, децентрализованных финансов и финансов домохозяйств.

Финансовая система - это совокупность финансовых отношений, охватывающих формирование и использование первичных, производных и конечных денежных потоков.

Финансовая система – это совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений и соответствующих им финансовых учреждений, организующих образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Структура финансовой системы государства представлена на рис. 12.7.

Рисунок 12.7. – Структура финансовой системы государства

С точки зрения структуры финансовую систему можно рассматривать как совокупность сфер, звеньев, опосредствующих формирование и использование доходов, а так же как систему финансовых учреждений.

Задачей общегосударственных финансов является концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства и направлении их на финансирование общегосударственных нужд. Они формируются за счёт налогов, сборов, платежей, государственных пошлин, сумм, полученных от продажи казённых предприятий и т.п.

Госбюджет – основной государственный финансовый фонд. Основные источники его пополнения – налоги и сборы, поступающие от субъектов хозяйствования и физических лиц. Основные направления использования – расходы на государственное управление, безопасность государства, экономические и социальные программы рис. 12.8.

Целевые бюджетные фонды (ЦБФ) – фонды, образованные при госбюджете за счёт отчислений предприятий и других субъектов хозяйствования и предназначенные на строго определённые цели.

Внебюджетные фонды – образуются за счёт отчислений предприятий и физических лиц и используются чаще всего в экономике и социальной сфере. Образуются и функционируют вне бюджета (фондодержателем обычно является министерство, государственная или частная организация).

Рисунок 12.8. – Структура формирования бюджета государства

Государственный кредит – это финансовые ресурсы, которые государство привлекает у субъектов хозяйствования и населения на условиях займа. Обычно необходимость в госкредите возникает при дефиците бюджета.

Государственное имущественное и личное страхование – это фонды, которые формируются из страховых взносов субъектов хозяйствования и физических лиц. Фондодержатели страховых фондов – государственные или частные страховые организации. Особенностью этих фондов является то, что страховое возмещение производится только тем организациям и физическим лицам, у которых наступили «страховые случаи».


Местные финансы сосредоточены в местных бюджетах и местных ЦБФ территориально-административных единиц. Задачи местных финансов - такие же, как и общегосударственных, но применительно к своему региону. Источниками образования местных бюджетов и ЦБФ являются, в основном, местные налоги, а также дотации из госбюджета. Используются средства местных бюджетов на социальные и экономические нужды региона.

Финансы предприятий, в свою очередь включают финансы предприятий:

Материального производства;

Непроизводственной сферы.

Их задачей является формирование предприятием своих денежных фондов, эффективного их использования, получение максимальной прибыли, обеспечение финансовой устойчивости. Примеры фондов: амортизационный фонд, фонды потребления и накопления, образуемые из прибыли и т.д. Используются на расширение и развитие предприятия и социальное развитие коллектива.

Финансы предприятий материальной сферы – ведущее звено всей финансовой системы, поскольку именно в процессе хозяйственной деятельности предприятий формируются источники финансовых ресурсов как самого предприятия, так и государства в целом.

Тема 12. Мировое хозяйство и международные экономические отношения – 2 часа

Лекция 13. Мировое хозяйство и международные экономические отношения – 2 часа

План лекции

12.1. Сущность и этапы становления мирового хозяйства.

12.2. Интернационализация хозяйственной жизни и международная экономическая интеграция.

12.3. Международная торговля и ее экономические основы.

12.4. Вывоз капитала: причины и формы.

12.5. Международные валютные отношения и миграция рабочей силы.

Финансы – это система денежных распределительных отношений, по поводу образования и использования фондов денежных средств, доходов и накоплений у участников общественного воспроизводства.

К основным группам финансовых отношений относятся:

Взаимоотношения между хозяйствующими субъектами по поводу распределения доходов (совместные фонды, долевое участие, штрафные санкции и др.);

Взаимоотношения между хозяйствующими субъектами и населением, с одной стороны, и государством, с другой стороны, по поводу образования бюджета и внебюджетных фондов и выделения средств из этих фондов;

Взаимоотношения между страховыми организациями, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами и населением, с другой стороны, по поводу образования и использования страховых фондов;

Взаимоотношения между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями по поводу образования и распределения фондов денежных средств, создаваемых вышестоящей организацией;

Взаимоотношения внутри предприятий, учреждений, организаций по распределению выручки, формированию денежных доходов, накоплений, фондов денежных средств и их использованию.

При рассмотрении вопроса о сущности финансов необходимо более подробно остановиться на их функциях. Сначала нужно выяснить, что такое функция экономической категории, так как термин «функция» (от латинского functio – исполнение, совершение) имеет несколько значений. В обиходе функцией считается какое-либо действие, в математике функция – это зависимость, свойство, в философии – отношения двух или группы объектов, в которых изменение одного сопутствует изменению другого.

В финансовой науке функция рассматривается чаще всего как проявление сущности экономической категории в действии. Именно с этой позиции и следует рассматривать функции финансов.

Поскольку сущность финансов проявляется в распределительных отношениях, то одной из функций этой экономической категории является распределительная . На основе распределительных отношений с помощью финансов формируются различные виды денежных доходов и накоплений, создаются и используются фонды денежных средств. Распределительная функция финансов отражает экономические отношения, связанные с движением стоимости общественного продукта и его составных частей в денежной форме. При распределении общественного продукта и национального дохода образуются так называемые первичные доходы и накопления, а сам процесс распределения носит название «первичного распределения». К первичным доходам и накоплениям относятся заработная плата работников, а также доходы и накопления предприятий, занятых в сфере материального производства.



При дальнейшем распределении национального дохода образуются вторичные доходы и накопления, к которым относятся доходы государства и доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы.

С помощью распределительной функции финансы активно влияют на все стадии воспроизводственного процесса. Прежде всего с помощью этой функции из стоимости общественного продукта вычленяется часть, идущая на возмещение произведённых материальных затрат, затем выделяется заработная плата и доходы хозяйствующих субъектов. На базе распределительной функции создаются общегосударственные фонды, необходимые для удовлетворения экономических и социальных потребностей общества.

Главным практическим назначением распределительной функции является обеспечение пропорциональности распределения и достижение соблюдения экономических интересов всех хозяйствующих субъектов, населения и государства.

Второй важнейшей функцией финансов является контрольная . Контрольная функция тесно связана с распределительной функцией, одна без другой они существовать не могут. Распределительные процессы создают основу для контроля за пропорциями распределения с целью соблюдения экономических интересов всех участников воспроизводства. С помощью контрольной функции проверяется правильность и своевременность формирования фондов денежных средств, обоснованность направлений их расходования, эффективность использования. С помощью контрольной функции финансов сравниваются однородные экономические процессы, определяется их результативность и эффективность всего воспроизводственного процесса в целом. Сфера действия контрольной функции не ограничивается лишь распределительной стадией воспроизводственного процесса, она распространяется также на стадии производства, обмена и потребления. Столь широкий диапазон действия контрольной функции финансов обусловлен тем, что отношения распределения, будучи относительно обособленными, одновременно тесно связаны и активно влияют на весь воспроизводственный процесс. Воздействие контрольной функции на воспроизводственные процессы происходит по следующим основным направлениям:

Влияние на пропорции производства и распределения

Активное воздействие на экономность и эффективность использования ресурсов

Контроль за соблюдением финансового законодательства.

Формой проявления и использования контрольной функции финансов является финансовый контроль, охватывающий практически все стороны экономической деятельности хозяйствующих субъектов. На практике контрольная функция финансов реализуется посредством исполнения своих должностных обязанностей работниками контрольных органов.

Всё многообразие дискуссий об экономической природе финансов можно свести в три группы. Первая – вопросы сущности финансов и границ финансовых отношений. Вторая – дискуссии по поводу функций финансов. Третья группа – вопросы субъективности финансов, отнесения данной категории к категории базиса или надстройки.

В первой группе дискуссий выделяются две концепции сущности финансов – распределительная и воспроизводственная. Сторонники распределительной теории утверждают, что финансы возникают на второй стадии воспроизводственного процесса – при распределении стоимости совокупного общественного продукта. Сторонники воспроизводственной теории рассматривают финансы как категорию воспроизводства, включая в состав финансов всю совокупность денежных распределительных отношений, возникающих на всех стадиях воспроизводственного процесса.

Спорными являются вопросы о границах финансовых отношений, определяющих внутреннее содержание данной категории. Некоторые авторы ограничивают финансы только перераспределительными отношениями, приравнивая финансовые отношения в основном к бюджетным. Такая точка зрения могла бы иметь право на существование лишь на первых этапах зарождения финансов, когда не было финансов предприятий, внебюджетных фондов, государственного кредита и других звеньев финансовой системы. В настоящее время именно благодаря финансам осуществляется первичное распределение общественного продукта и образуются денежные фонды, без которых невозможен процесс воспроизводства.

Существует также мнение, что кредитные отношения являются частью финансовых отношений. Однако, несмотря на сходство этих двух категорий и их родственную экономическую природу, кредит всё - таки является самостоятельной экономической категорией и имеет иную сущность, выполняет другие функции. Кредит, так же как и финансы, действует на стадии распределения, а условием его существования является наличие в обществе товарно-денежных отношений. Но главными принципами кредитования являются возвратность, срочность и платность, тогда как финансы в основном действуют на противоположных принципах (исключая бюджетное кредитование). С помощью финансов распределяется совокупный общественный продукт и национальный доход, а с помощью кредита перераспределяются временно свободные денежные средства на принципах кредитования.

Дискутируется также вопрос об отнесении к финансовым отношений, связанных с формированием, выдачей и использованием заработной платы. Так, например, Родионова В.М. считает, что главным отличием отношений, связанных с формированием, выдачей и использованием заработной платы от финансовых отношений является двухсторонний характер движения стоимости. Сначала работник отдаёт свой труд, а затем в равном размере получает заработную плату.

Следующей группой дискуссий являются дискуссии о функциях финансов. В литературе можно насчитать более десяти функций финансов. Наиболее часто встречаются такие функции, как распределительная, контрольная, воспроизводственная, стимулирующая, образования фондов денежных средств, перераспределительная, обслуживания кругооборота фондов, образования денежных доходов и накоплений, использования фондов денежных средств, регулирующая, стабилизационная и другие.

Большая часть экономистов среди других функций называет две функции финансов: распределительную и контрольную. Так, например, Родионова В.М. выделяет только эти функции. Дробозина Л.А. кроме них называет ещё регулирующую и стабилизационную. Архипов А.И. и Сенчагов В.К. добавляют стимулирующую функцию финансов. Однако есть и другие подходы. Так, например, А.И. Балабанов и И.Т. Балабанов считают, что в условиях рыночной экономики финансы потеряли своё распределительное назначение.

Третья группа дискуссий охватывает вопросы субъективности (объективности) финансов и влияния государства на финансовые отношения. Так, например, Вознесенский Э.А. пишет об императивности финансов, понимая под императивностью одностороннее волеизъявление государства. Сабанти Б.М. рассматривает финансы как систему денежных отношений, имеющих императивный характер и выражающих процесс перераспределения доходов и фондов участников воспроизводства в соответствии с социальной политикой государства. Аналогичную позицию занимают Врублевская О.В., Романовский М.В. Лаврушин О.И. считает, что позиция императивности финансов уязвима и, что финансы носят облигаторный (обязательный), индиспенсабельный характер. Однако, облигаторность (обязательность) финансов, по мнению О.И. Лаврушина, это нечто большее, чем форма; данные черты относятся к их глубинным качествам, к сущности финансовых отношений. Все вышеперечисленные термины (императивность, облигаторность, индиспенсабельность) означают определённую степень влияния и роли государства в организации финансовых отношений.

Роль и значение финансов менялись на разных этапах развития общества. Значение финансов многократно усиливается при переходе от командно-административных к рыночным условиям хозяйствования. Исчезает излишняя регламентация финансово-хозяйственной деятельности предприятий, появляется свобода выбора направлений использования денежных средств, пропорций их распределения, форм оплаты за поставляемые товарно-материальные ценности и реализованную продукцию. Хозяйствующие субъекты, население и государство могут стать участниками финансового рынка с правом выбора контрагента. Значительно расширяется сфера действия финансовых отношений, появляются новые финансовые инструменты.

В современных условиях роль финансов в социально-экономическом развитии общества проявляется по следующим основным направлениям:

Активизация политики накопления отечественного капитала;

Использование бюджетной и налоговой политики в целях укрепления экономики и её развития;

Государственная поддержка производственных инвестиций и финансирование инвестиционных программ, обеспечивающих сохранение и развитие научно-технического потенциала страны;

Использование для целей производственного инвестирования возможностей финансового рынка;

Усиление социальной направленности государственного бюджета;

Достижение социальной справедливости по отношению к различным категориям, слоям и социальным группам граждан.

Совокупность финансовых отношений подразделяется на различные группы в зависимости от специфики этих отношений. Реализация этих финансовых отношений осуществляется через звенья финансовой системы.

Различают несколько типов систем. Финансовая система является открытой системой, так как она взаимодействует с внешней средой (закрытые системы имеют фиксированные границы и относительно независимы от окружающей среды). Кроме того, финансовая система – это система интеграционного типа , то есть система, взаимосвязи между элементами которой являются довольно тесными (различают ещё суммативные системы со слабыми связями между элементами).

Финансовая система представляет собой совокупность звеньев и элементов финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение общественного продукта, формирование распределение и использование фондов денежных средств, денежных доходов и накоплений государства, хозяйствующих субъектов и населения. (Федулова С.Ф.)

Позиция авторов представляющих финансовую систему как совокупность финансовых (финансово-кредитных) звеньев представляется неправомерной. Под финансово-кредитными звеньями в этом случае, как правило, понимаются центральные и региональные финансовые и кредитные органы: Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное Казначейство, Центральный Банк России и др. Эти учреждения являются органами управления звеньями финансовой и кредитной систем и их следует рассматривать в качестве субъектов управления системами, а не выделять как отдельное звено.

В экономической литературе дискутируются не только вопросы определения понятия «финансовая система», но и её состав. Практически все авторы включают в состав финансовой системы такие звенья, как общегосударственные финансы и финансы хозяйствующих субъектов . Спорным является вопрос об отнесении к составным частям финансовой системы таких звеньев, как страхование, местные финансы, финансы населения (домашних хозяйств), фондового рынка. Кроме того, нет единства во мнениях о том, какие группы финансовых отношений можно выделить в качестве звеньев финансовой системы, а какие считать их элементами (подсистемами).

На наш взгляд, к звеньям финансовой системы следует отнести три звена, отражающих следующие группы финансовых отношений: государственные финансы, финансы хозяйствующих субъектов и местные финансы, с выделением внутри них определённых элементов. К государственным финансам следует отнести, в первую очередь, государственный бюджет, а также государственные внебюджетные фонды и государственный кредит. В звено «Финансы хозяйствующих субъектов» входят финансы предприятий, осуществляющих коммерческую деятельность, а также финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность. К местным финансам относятся местные бюджеты, отношения, связанные с выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, выпускаемых местными органами власти и другие отношения займа.

На рисунке 1 схематично изображен состав финансовой системы РФ

Государственный бюджет Государственные внебюджетные фонды Государственный кредит
Финансовая система России

Рис.1. Финансовая система России

Тема 3. Финансовые ресурсы.