Федеральный закон 212 фз с комментариями. Скачать закон «О страховых взносах» в новой редакции

До 1.01.2017 г. порядок оплаты, вопросы по суммам платежей, исчислению, перечислению их в ПФР, ФСС, ФФОМС регулировал ФЗ 212 « О страховых взносах» от 24.07.2009 года.

Законопроект неоднократно менялся. Последняя редакция его датируется 23.06.2016.

Объект рассмотрения Обзор основных изменений ФЗ № 212

(последняя редакция 23.06.2016)

Сроки подачи 4 ФСС и РСВ-1 Перенос дат на 20 и 25 числа в конкретных случаях
Лимиты по страховым платежам В ФФОМС отменили, а ПФР и ФСС установили отдельные лимиты по взносам для каждого фонда
Рассрочка и отсрочка по общеобязательным страховым платежам Право не рассрочку (отсрочку) по всем страховым платежам реализуется только при наступлении крайних обстоятельств
Круг обязанных лиц Сдавать отчетность обязали плательщиков со среднесписочной численностью больше 25 работников
Фиксированная величина для ИП Размер ее вырос
Пособия, необлагаемые взносами Отменили исчисление страховых платежей с пособий, размер которых равняется трехкратной средней зарплате либо шестикратному заработку работников Крайнего Севера
Продление выездной проверки До 4-6 месяцев
Уплата взносов ОПС, ОМС с заработка иностранцев Отчисления производятся не зависимо от срока действия заключенного трудового соглашения с ними

После того, как федеральный закон № 212 утратил силу, точнее, начиная с текущего года, большая часть его полномочий перешла к Налоговому кодексу. Теперь плательщики общеобязательных взносов по страхованию руководствуются регламентом гл. 34 НК РФ «Страховые взносы». Она была введена 3.07.2016 сообразно ФЗ № 243, а вступила в силу с 1.01.2017.

Новый законопроект об общеобязательных страховых взносах в 2018 г.

Правовое регулирование по части страховых взносов на данный момент продолжает совершенствоваться. Причем в процессе доработки учитываются действующие нормы налогового законодательства вкупе с утратившими силу положениями ФЗ № 212.

Итак, то, о чем так долго говорили, начинает претворяться в жизнь — полномочия по администрированию страховых взносов все-таки передадут налоговикам. Сначала в январе этого года Президент РФ подписал Указ о концентрации в «одном окне» функций по администрированию страховых взносов, уплачиваемых в ПФР, ФСС, ФФОМС.

А чтобы все это стало реальностью, поручил Правительству РФ разработать необходимые проекты нормативных актов (Указ Президента от 15.01.2016 № 13). Что, собственно, оно и сделало. В начале апреля в Госдуму поступили аж три законопроекта о внесении изменений в части первую и вторую НК РФ, в Закон о налоговых органах и в ряд других законов.

Как обещают разработчики, принятие этих законопроектов снизит административную нагрузку на бизнес за счет сокращения числа контролирующих госорганов, оптимизации отчетности, уменьшения количества проверок и улучшения их качества. Предполагается, что все изменения вступят в силу с 1 января 2017 г.

Посмотрим, в чем суть предложенных поправок. Но имейте в виду, что это только проект, внесенный в Госдуму, и на стадии трех чтений он может измениться. Поэтому гарантировать, что все будет буква в букву так, как сейчас, нельзя. Но общая концепция вряд ли изменится.

ЕССС не будет, остаются страховые взносы?

На-пом-ним, ранее ФНС раз-ра-бо-та-ла про-ект До-рож-ной карты «Со-зда-ние еди-но-го ме-ха-низ-ма ад-ми-ни-стри-ро-ва-ния стра-хо-вых взно-сов на обя-за-тель-ное пен-си-он-ное и со-ци-аль-ное стра-хо-ва-ние», со-глас-но ко-то-рой вме-сто стра-хо-вых взно-сов пла-ни-ро-ва-лось вве-сти ЕССС — еди-ный со-ци-аль-ный стра-хо-вой сбор. В ре-зуль-та-те чего мно-гие за-го-во-ри-ли о воз-вра-те к ЕСН — еди-но-му со-ци-аль-но-му на-ло-гу.

Од-на-ко этого, судя по всему, не слу-чит-ся. Пред-по-ла-га-ет-ся, что в 2017 г. ор-га-ни-за-ции и пред-при-ни-ма-те-ли по-преж-не-му будут упла-чи-вать стра-хо-вые взно-сы по от-дель-но-сти.

Страховые взносы переедут в НК

Стра-хо-вые взно-сы на обя-за-тель-ное пен-си-он-ное, со-ци-аль-ное и ме-ди-цин-ское стра-хо-ва-ние (кроме взно-сов «на трав-ма-тизм») про-пи-шут в НК в ка-че-стве фе-де-раль-ных взно-сов.

Закон № 212-ФЗ с 01.01.2017 утра-тит силу, а в части вто-рой НК по-явит-ся новая гл. 34 «Упла-та стра-хо-вых взно-сов». Туда и пе-ре-ко-чу-ют все нормы, ка-са-ю-щи-е-ся взи-ма-ния взно-сов.

Пла-тель-щи-ки взно-сов, объ-ект об-ло-же-ния, суммы, не под-ле-жа-щие об-ло-же-нию взно-са-ми, рас-чет-ный и от-чет-ные пе-ри-о-ды будут такие же, как и сей-час. Также не из-ме-нят-ся: база для на-чис-ле-ния взно-сов, ос-нов-ной тариф (по со-во-куп-ной став-ке 30%), до-пол-ни-тель-ные та-ри-фы для ра-бо-то-да-те-лей, за-ня-тых в опре-де-лен-ных от-рас-лях, и по-ни-жен-ные та-ри-фы для льгот-ных ка-те-го-рий пла-тель-щи-ков (в том числе для упро-щен-цев). По-вы-сить ос-нов-ной со-во-куп-ный тариф до 34% со-би-ра-ют-ся толь-ко с 2019 г.

Пре-дель-ные базы для на-чис-ле-ния стра-хо-вых взно-сов в ПФР и ФСС будут опре-де-лять точно так же, как это сей-час преду-смот-ре-но в За-коне № 212-ФЗ. На-пом-ним, на 2016 г. они со-став-ляют:

Для взно-сов в ПФР — 796 000 руб. В пре-де-лах этой го-до-вой суммы на од-но-го ра-бот-ни-ка взно-сы на-чис-ля-ют по та-ри-фу 22%, а сверх нее — по та-ри-фу 10%;

Для взно-сов в ФСС — 718 000 руб. В пре-де-лах этой го-до-вой суммы на од-но-го ра-бот-ни-ка взно-сы на-чис-ля-ют по та-ри-фу 2,9%, а сверх нее — не упла-чи-ва-ют.

Эти пре-дель-ные базы тоже будут еже-год-но ин-дек-си-ро-вать с уче-том роста сред-ней за-ра-бот-ной платы в РФ. Со взно-са-ми в ФФОМС все оста-нет-ся по-ста-ро-му — надо будет пла-тить по та-ри-фу 5,1% неза-ви-си-мо от го-до-вой ве-ли-чи-ны вы-плат на од-но-го ра-бот-ни-ка.

Для пред-при-ни-ма-те-лей также со-хра-нит-ся ны-неш-ний тариф и по-ря-док упла-ты взно-сов за себя. В част-но-сти, нужно будет по-преж-не-му пе-ре-чис-лять до-пол-ни-тель-ный 1% от до-хо-да, если он пре-вы-сит 300 тыс. руб. в год.

Срок уплаты взносов останется таким же — не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который они начислены. А вот как они будут перечисляться — одной платежкой или несколькими, ясности нет. В проекте сказано буквально следующее: «уплата страховых взносов осуществляется расчетным документом, направляемым на соответствующие счета Федерального казначейства». Но как одной платежкой можно перечислить взносы на разные счета казначейства, не совсем понятно. Скорее всего, этот момент законодатели будут еще корректировать.

Вместо РСВ-1 и 4-ФСС в налоговую инспекцию работодатели будут сдавать единый расчет по всем взносам. Форму и порядок его заполнения утвердит ФНС. Срок его представления будет такой же, как для нынешнего расчета4-ФСС:

Не позднее 20-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, если расчет бумажный;

Не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, если расчет электронный.

Как и сейчас, в будущем организации со среднесписочной численностью за предшествующий расчетный (отчетный) период 25 человек и менее смогут представлять расчет на бумаге, а с численностью более 25 человек — только электронно.

Отчетность в ПФР тоже останется, это будет:

Во-первых, ежемесячная форма, где указывают сведения о застрахованных лицах, сейчас она знакома нам как форма СЗВ-М;

Во-вторых, новая ежегодная форма, сдаваемая не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, где надо будет указывать только сведения о стаже, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

То есть законодатели разделят полномочия между ФНС и ПФР так: контролировать достоверность сведений о заработке будут налоговики, а достоверность сведений о стаже — сотрудники ПФР. Камеральные и выездные проверки по взносам в ПФР, ФСС и ФФОМС (кроме взносов «на травматизм») будут проводить налоговики. А на выездные проверки правильности расходов на выплату соцстраховских пособий инспекторы будут выходить вместе с сотрудниками ФСС.

Штрафы за несвоевременную уплату страховых взносов, опоздание со сдачей отчетности, нарушение способа представления расчета будут прописаны в части первой НК. То есть они станут такими же, как сейчас в части налогов и сборов. Сейчас прописанные в Законе № 212-ФЗ санкции за указанные нарушения максимально приближены к налоговым, но все-таки не идентичны.

Соответственно, в будущем налоговики, например, смогут штрафовать плательщиков взносов за грубое нарушение правил учета объектов обложения взносами на 10 000 руб. А для обеспечения исполнения решения о взыскании взносов, пеней и (или) штрафа — заблокировать счета в банке. За несвоевременное представление в органы ПФР нового ежегодного расчета по стажу вводится штраф 500 руб. за каждое застрахованное лицо, которое должно быть указано в расчете.

Взносы «на травматизм» останутся за ФСС

Кон-тро-ли-ро-вать на-чис-ле-ние и упла-ту взно-сов «на трав-ма-тизм» будет толь-ко ФСС. В связи с этим в Закон № 125-ФЗ пе-ре-не-сут все от-сы-лоч-ные нормы из За-ко-на № 212-ФЗ. А имен-но все, что ка-са-ет-ся упла-ты взно-сов, штра-фов, пеней, про-ве-де-ния ка-ме-раль-ных и вы-езд-ных про-ве-рок, предо-став-ле-ния от-сро-чек (рас-сро-чек), взыс-ка-ния недо-и-мок, про-ве-де-ния за-че-тов и воз-вра-тов взно-сов и т. д.

По-сколь-ку еже-квар-таль-ная от-чет-ность для взно-сов «на трав-ма-тизм» оста-нет-ся, на-вер-ня-ка ее из-ме-нят, убрав из формы 4-ФСС ны-неш-ний раз-дел I, по-свя-щен-ный взно-сам на стра-хо-ва-ние на слу-чай бо-лез-ни и в связи с ма-те-рин-ством, а также рас-хо-дам на вы-пла-ту ряда соц-стра-хов-ских по-со-бий.

Переходные положения

При пе-ре-да-че кон-троль-ных пол-но-мо-чий от вне-бюд-жет-ных фон-дов к на-ло-го-ви-кам преду-смот-ре-ли такие пе-ре-ход-ные мо-менты:

Кон-тро-ли-ро-вать пол-но-ту ис-чис-ле-ния взно-сов за от-чет-ные (рас-чет-ные) пе-ри-о-ды, ис-тек-шие до 01.01.2017, будут ПФР и ФСС в том по-ряд-ке, ко-то-рый дей-ству-ет сей-час. А это озна-ча-ет, что:

  1. рас-че-ты (уточ-нен-ные рас-че-ты) по стра-хо-вым взно-сам за от-чет-ные (рас-чет-ные) пе-ри-о-ды, ис-тек-шие до 01.01.2017, надо будет пред-став-лять в тер-ри-то-ри-аль-ные ор-га-ны ПФР и ФСС. То есть рас-че-ты РСВ-1 и 4-ФСС за 2016 г. и уточ-нен-ный рас-чет, на-при-мер, за 2015 г. надо будет сда-вать в от-де-ле-ния ПФР и ФСС, где вы со-сто-и-те на учете, а не на-ло-го-ви-кам;
  2. воз-вра-щать из-лишне упла-чен-ные (взыс-кан-ные) суммы взно-сов, пеней, штра-фов по со-сто-я-нию на 01.01.2017 тоже будут ор-га-ны ПФР и ФСС;

Суммы недо-им-ки, пеней и штра-фов по взно-сам в ПФР, ФСС, ФФОМС, об-ра-зо-вав-ши-е-ся на 01.01.2017, будут взыс-ки-вать уже на-ло-го-ви-ки в по-ряд-ке, уста-нов-лен-ном НК. Эти дан-ные им долж-ны будут пе-ре-дать ПФР и ФСС;

Недо-им-ку (за-дол-жен-ность), пени и штра-фы по взно-сам, об-ра-зо-вав-ши-е-ся на 01.01.2017 (вклю-чи-тель-но), взыс-ка-ние ко-то-рых ока-за-лось невоз-мож-ным, на-ло-го-ви-ки будут при-зна-вать без-на-деж-ны-ми и спи-сы-вать по НК.

Оформляйте подписку на журнал «Главная книга» - события и факты, практические рекомендации, комментарии, прогнозы и перспективы - вы будете в курсе событий и готовы к любым проверкам!

Основным документом, служащим руководством по исчислению и оплате обязательных взносов во внебюджетные фонды, являлся Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ. Периодически в него вносились изменения, касающиеся порядка проведения необходимых расчетов. Данное положение содержало в себе информацию о лицах, которые обязаны начислять и уплачивать взносы в ПФ РФ, ФСС и ФФОМС. В начале 2017 года было принято решение об отмене данного документа, что повлекло за собой ряд определенных изменений.

ФЗ-212: причины отмены и частичное действие

Основной причиной для отмены данного документа послужило решение о передаче контроля за поступающими взносами налоговому органу. Это в свою очередь упразднило порядок расчетов, который был прописан в 212-ФЗ в связи с уплатой взносов по ОПС, ОМС и в другие фонды:

Решение об отмене действия данного федерального закона исключило вероятность возникновения ошибок и путаницы, связанных с текущей процедурой предоставления различных форм отчетности и перечисления средств в ФНС.

Сейчас контроль за начислением обязательных страховых взносов и за перечислением средств осуществляет налоговый орган, а сотрудники Пенсионного фонда и фонда социального страхования будут проверять правильность начислений, выполненных в периоды до 01.01.2017 г. В своей работе они будут руководствоваться отдельными положениями 212-ФЗ, в той редакции, которая действует на текущий момент.

Получите 267 видеоуроков по 1С бесплатно:

До того момента пока не будут выполнены все проверки, отдельные положения ФЗ-212 «О страховых взносах» продолжат действовать.

Как изменится отчетность в связи с отменой закона № 212-ФЗ

Согласно новым условиям предоставления отчетности, с 1 квартала 2017 года, расчет по страховым взносам будет предоставляться не в Пенсионный фонда, а в ИФНС. Следует отметить, что данная форма будет абсолютно новой и, соответственно, все старые положения, касающиеся начисления и проверки предоставленных данных, уже не будут действительными:

С другой стороны, если для налогоплательщика потребуется уточнить сведения, представленные в предыдущие периоды, то с его стороны нужно передать расчет по старой форме в отделение ПФР, где предприятия было зарегистрировано.

Уточненный расчет должен быть представлен не просто в старой форме, но именно в том виде, который действовал в конкретный период. Иными словами, действия ФЗ-212 будут продолжать распространяться на все уточняющие и корректирующие отчеты, подаваемые в отделения ПФР.

Что касается коэффициентов и предельных баз для начисления взносов в ПФР и ФСС, то они останутся неизменными:

  • для Пенсионного фонда — 796 000 руб. с тарифом в 22% и 10% с суммы, превышающей базовую;
  • для взносов в ФСС – 718 000 руб. с тарифом в 2,9%, с суммы превышающей базовую, средства не выплачиваются.

Установленные базы будут ежегодно индексироваться с учетом уровня заработной платы. Взносы в ФФОМС также будет исчисляться по ставке в 5,1%, а для ИП сохраниться прежний порядок оплаты налогов с лимитом доходов в 300 000 руб.:

Как изменится порядок и сроки уплаты страховых взносов

В связи с тем, что введены новые формы отчетности, налогоплательщики и застрахованные лица должны будут при заполнении данных бланков руководствоваться не положениями 212-ФЗ, а новыми рекомендациями и инструкциями. Эти документы находятся в свободном доступе и их можно скачать на официальном портале ФНС РФ, а также на сайте ПФР. В новых инструкциях приведены примеры расчета того или иного показателя, указаны различные нюансы и особенности заполнения новых форм документации.

Важным показателем является срок предоставления отчетности. Для новых форм документации установлены другие сроки подачи. Начисления должны быть уплачены, как и раньше до 15-го числа следующего периода, а вместо форм РСВ-1 и 4-ФСС, страхователи обязаны будут подавать в ФНС единый расчет по всем взносам. Срок его предоставления:

  • в бумажном варианте — до 20-го числа месяца, следующего за отчетным;
  • в электронном виде — до 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

Проверять достоверность сведений теперь будут налоговые инспекторы, а информацию о стаже — работники Пенсионного фонда РФ. Чтобы исключить вероятность получения штрафов и пени, а также проблем, связанных с несвоевременным или неправильным заполнением конкретной формы, следует внимательно изучить подробные инструкции и иметь в виду, что старый 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации» будет действовать только в ограниченных случаях.

В бюджет страны Российской федерации ежегодно перечисляются средства, из которых формируется госказна. Эти положения могут регулировать ряд законопроектов, основной из которых Налоговый Кодекс (НК РФ). Далее эти средства распределяются с учетом нужд регионов.

Но среди обязательных платежей на сегодня существует такая позиция, как страховые взносы в федеральные фонды. Почему эту обязанность вменяют, и что это вообще такое? Каковы тарифы на текущий 2018 год? Ответы на представленные вопросы с углублением в Федеральный Закон РФ об обязательных страховых взносах предлагаем обстоятельно рассмотреть в рамках представленного материала.

Федеральный закон 212-ФЗ о страховых взносах в пенсионный фонд

Поскольку страховые платежи выведены в ранг «обязательные», законодателем создан специальный закон, который регламентирует порядок распределения и устанавливает правила по внесению таковых в федеральные фонды. Для самих плательщиков это гарантия защиты государства, т.е. социальные фонды формируются за счет регулярного внесения платежей, которые в последствии распределяются с учетом потребностей граждан (например, для накопительной части пенсии). К потребностям относят:

Пенсионные выплаты;
медицинское обслуживание в рамках страховых программ;
компенсационные (социальные) суммы по инвалидности;
выплаты материнского капитала;
социальные выплаты на ребенка;
социальные выплаты по безработице и пр. и пр.

Из всего вышесказанного следует единственный вывод: рассчитывать на государственное гарантийное обеспечение в Российской Федерации могут только граждане/компании/предприятия, которые являются либо являлись определенное время плательщиками страховых взносов во внебюджетные фонды.

Что такое страховые взносы и каков порядок их уплаты?

Федеральный Закон о страховых взносах в Пенсионный Фонд дает определение понятия – это ежемесячные (реже квартальные или ежегодные) обязательные платежи, выплачиваемые гражданами Российской федерации официально трудоустроенными на договорной основе, либо компаниями в которых числятся такие сотрудники.


Главным критерием понятия «договорная основа» является заключение между работником и компанией трудового договора, в котором обязательно должны присутствовать пункты, регламентирующие порядок уплаты страховых платежей. Здесь возможны два варианта: вычет из зарплаты сотрудника с дальнейшим перечислением, либо самостоятельная уплата страховых платежей в федеральные фонды.

О чем гласит федеральный закон 212 ФЗ о страховых взносах 2018?

В положении к закону о страховых платежах разработан специальный порядок и регламент по внесению взносов в различные федеральные органы: ПФ, ФФОМС, ФСС и пр. Также в законе установлен: ряд лиц, порядок внесения, сроки, тарифы, а также виды контроля. В частности там есть указания о том, что страховые платежи вносят не только российские граждане, ИП и различные компании, но и нерезиденты страны, осуществляющие трудовую деятельность (созданные компании, например) в РФ. При этом обязательным условием согласно закону является регистрация во всех указанных федеральных фондах.

Важно добавить — к объектам налогообложения закон относит не только чистый заработок работников/прибыль компаний, но и суммы вознаграждений. Налоговой базой признается указанная сумма таких поощрений/вознаграждений.

Кстати, ФЗ о трудовых пенсиях в РФ (2018 г) можно найти в следующем материале .

Тарифы в 2018 году

Закон о страховых взносах с 2018 года тарифы установил в лояльном режиме — основные положения вступили в силу с января, поправки и комментарии, приняты с июля прошлого года -, немаловажной частью которых является предельная величина обязательных федеральных взносов:

  • для ФСС – 670 тыс. рублей;
  • для ПФ – 711 тыс. руб.

Тарифы рассчитываются с учетом процентной ставки для обязательных федеральных платежей: относительно лояльный процент установлен для ФСС – 2,9%, для ПФ — 26% от дохода. Формула для вычислений выглядит следующим образом (рассмотрим на примере исчисления для ПФР): МРОТ/26/12. Если же сумма дохода превышает 300 тыс. – добавляется еще 1% от суммы (в данном варианте учитывается только сумма превышения).

Важно – законодатель установил меры воздействия на неплательщиков, которые выражены в виде штрафных санкций. Штрафы начисляются в случае превышения сроков по внесению платежей либо занижению их суммы. Поэтому рекомендовано определить порядок администрирования подобных процессов внутри компании, либо назначить ответственное лицо по контролю за его действиями.