Что входит в коммунальные услуги за нежилое помещение в многоквартирном доме, и какие есть особенности их оплаты? Как платить за офис в многоквартирных домах.

В данной статье Иван Елисеев, руководитель практики «Энергетика и право» Группы правовых компаний ИНТЕЛЛЕКТ-С , постарался коротко и доступно обозначить ряд основных правовых вопросов, возникающих при определении статуса собственника нежилого помещения в многоквартирном доме (СНЖП): кому и сколько он должен, а также кто и сколько должен ему?

Принципиально законодатель никогда не ставил вопрос об особом правовом статусе данных субъектов. Жилищный кодекс РФ (ЖК РФ), например, вопросы отношений СНЖП с другими собственниками и операторами коммунальных услуг не представляет в особом свете. Но когда речь идет о регулировании конкретных ситуаций, становится понятно, что полное отождествление статуса СНЖП с собственником жилого помещения невозможно.

Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, детализирующим положения ЖК РФ, СНЖП в правах и обязанностях эквивалентен СЖП. Например, если домом управляет управляющая компания, размер платы за содержание для всех собственников помещений должен быть одинаков (п.31 указанных Правил).

Однако при установлении норм и правил взаимоотношений между собственниками нежилых помещений и операторами коммунальных услуг возникает ряд сложностей, поскольку фактически расчет размера потребленных услуг не может быть одинаковым для СНЖП и СЖП. В частности, система расчета оплаты в ЖК РФ предполагает в своей основе либо приборное, либо бесприборное определение количества коммунальных услуг на основании нормативов их потребления, но Правила предоставления коммунальных услуг ситуацию с СНЖП оговаривают отдельно.

Так, если в доме нет ни общедомовых, ни индивидуальных приборов учета, размер платы СНЖП за водоснабжение определяется исходя из нормативов водопотребления, а при отсутствии таких нормативов - в соответствии с требованиями строительных норм и правил. При этом не совсем ясно, что следует понимать под отсутствием нормативов - либо их утверждение только для СЖП, либо их неутверждение в принципе. Судебная практика заставляет задуматься над тем, что рассчитывать потребление услуги водоснабжения СНЖП по нормативу, установленному только для жилого помещения, нельзя (см. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 октября 2010 года № Ф09-7810/10-С5 по делу № А60-3586/2010-С2).

Водоотведение для СНЖП также определяется совсем по-другому, нежели для СЖП, - не по нормативу, а по объемам потребления холодной и горячей воды. По нашему мнению, данная норма гораздо справедливее, чем норма о расчете объема водоотведения для СЖП: если у последнего есть приборы учета горячей и холодной воды, но нет прибора учета услуги водоотведения (причем данная ситуация повсеместна), то формально объем водоотведения должен считаться по нормативу. Исходя из судебной практики, наличие или отсутствие прибора учета холодной и горячей воды может быть проигнорировано судом при расчете объема водоотведения оператором коммунальной услуги (см. Постановление 17 ААС № 17АП-13386/2011-ГК).

Если же вести речь о газе и электрической энергии, объем данных ресурсов при отсутствии в многоквартирном доме общедомового прибора учета определяется расчетным путем - в соответствии с мощностью и режимом работы потребляющих устройств, установленных в нежилых помещениях. Метод расчета СНЖП согласовывает непосредственно с поставщиком газа или электроэнергии, с которым заключен договор.

Согласно Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (эти Правила еще ждут своего часа, а точнее - введения новой системы нормативов), объем безучетного потребления коммунальных услуг СНЖП определяется несколько иначе. Плата рассчитывается из двух составляющих раздельно: доли общедомового потребления коммунальных услуг СНЖП и доли индивидуального потребления.

Индивидуальное потребление холодного и горячего водоснабжения, газо- и электроснабжения определяется ненормативным способом с применением расчетного способа, аналогичного тому, который определен между оператором коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией в целях расчета объема потребления коммунального ресурса в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета. В иных случаях применяется расчетный способ, установленный в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о водо-, электро- и газоснабжении.

Доля же общедомового потребления определяется одним из двух способов:

· с помощью применения специального норматива общедомового потребления, помноженного на площадь общего имущества и на частное от деления общей площади всех помещений на площадь соответствующего помещения,

· или, если дом оборудован прибором общедомового учета, путем пропорционального распределения объема, образовавшегося из разницы величин между показаниями общедомого прибора учета и индивидуального потребления всех собственников помещений на долю площади соответствующего помещения в общей площади всех помещений многоквартирного дома.

С нашей точки зрения, такое решение в части определения общедомовой доли потребления СНЖП следует признать правильным. Во всяком случае, это корреспондирует общему принципу ЖК РФ: больше площади - больше прав, а соответственно, и обязанностей собственника, согласно ст. 210 ГК РФ(При этом СНЖП должен понимать, что принципиально его обязанность нести расходы на общее имущество никак не обусловлено тем фактом, пользуется ли им СНЖП, - например, на содержание внутренней придомовой территории, лифтов крыш и т.д.). В то же время, двухступенчатая система определения расходов на коммунальные услуги разрешает ряд проблем СНЖП.

В частности, многие из нежилых помещений не оборудованы индивидуальными приборами отопления. Иногда через них могут проходить трубы отопления, которые являются общим имуществом и за счет потерь тепловой энергии, в которых СНЖП получает тепло. Но иногда труб или иных систем общедомового отопления может и не быть. Естественно, оборудовать узлы учета на общедомовые системы отопления в первом случае бессмысленно или невозможно. Однако следует признать, что в обеих ситуациях, как невольный совладелец общих коммуникаций, СНЖП обязан нести расходы на их содержание.

Сейчас, если СНЖП хочет определиться с размером своего вклада в содержание систем отопления, он может освободиться от платежей полностью (на основании соответствующих положений законодательства и сложившейся судебной практики - см. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2009 г. № 14801/08 и Рекомендации НКС при ФАС УО от 15-16 июля 2011 г.) либо принять плату за отопление, определенную по нормативу, что тоже не совсем правильно.

Естественно, с введением новой системы нормативов будет возникать меньше вопросов, почему при определении расчетного потребления услуг водо-, электро- и газоснабжения СНЖП включается или не включается общедомовое потребление и почему в том или ином размере.

Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт

Наш офис находится на первом этаже многоквартирного дома. Управляющая компания выставила нам за начало 2017 г. счета на оплату содержания и ремонта общедомового имущества, а также общедомовых нужд по электроэнергии, водоснабжению и водоотведению.
Нежилое помещение под офис нам в безвозмездное пользование передал Комитет по управлению собственностью Минземимущества на десять лет. Офис имеет отдельные вход, центральное отопление, водопровод, канализацию, освещение (установлены индивидуальные приборы учета). Для содержания данного помещения ежегодно заключаются договоры на отопление, электроэнергию, водоснабжение и водоотведение, очистку сточных вод непосредственно с ресурсоснабжающими организациями. С управляющей компанией договор мы не заключали.
Из общедомового имущества, которое мы сами не содержим, к нам относится только подвальное помещение под нашим офисом и крыша четырехэтажного дома, частью которого мы являемся.
Управляющая компания пригрозила в случае неисполнения нами обязательств по оплате услуг обратиться в суд. Правомерны ли их требования?

У управляющей компании (УК) нет права предъявлять требования к пользователю нежилого помещения в многоквартирном доме - такие требования следует предъявлять собственнику.

Согласно ст. 39 ЖК РФ бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме несут собственники жилых и нежилых помещений. В соответствии с п. 1 ст. 37 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника и пропорциональна размеру общей площади принадлежащего ему имущества.

Согласно ч. 2 ст. 153 и ч. 1 ст. 158 ЖК РФ обязанность по оплате коммунальных услуг для обес­печения содержания помещения (в том числе нежилого) в многоквартирном доме возлагается на собственника этого помещения. Ни гражданское, ни жилищное законодательство не содержат положений о возложении обязанности по внесению платы за коммунальные услуги на пользователей нежилых помещений, в том числе находящихся в многоквартирных жилых домах. Порядок возмещения пользователем расходов на оплату коммунальных услуг или иных услуг, связанных с содержанием имущества в многоквартирном доме, может быть урегулирован соглашением между пользователем и собственником. Управляющая компания или ресурсоснабжающая организация, не будучи стороной до­гово­ра безвозмездного пользования, не вправе предъявлять требование об оплате коммунальных услуг пользователю помещения. Обязанным перед такими субъектами лицом является собственник.

Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354). Согласно п. 16 Правил № 354 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения до­гово­ра управления многоквартирным домом с управляющей организацией.

Применительно к арендаторам нежилых помещений в многоквартирном доме высшими судебными инстанциями была сформулирована четкая правовая позиция, согласно которой такие субъекты не отвечают перед управляющей компанией за содержание и ремонт общедомового имущества, выплату коммунальный платежей.

Еще в 2011 г. Президиум ­ВАС РФ в постановлении от 12.04.2011 № 16646/10 по делу № А55-11329/2009 разъяснил, что арендатор не может неосновательно обогатиться за счет управляющей компании в результате отказа от оплаты понесенных ею расходов на содержание общего имущества, поскольку оплачивать такие затраты обязан собственник недвижимости.

В другом деле о взыскании задолженности на ремонт и содержание общего имущества в доме Президиум ­ВАС РФ постановил взыскать спорную сумму только с собственника, пояснив, что возлагать обязанность по внесению таких платежей на арендатора собственник не вправе (постановление Президиума ­ВАС РФ от 17.04.2012 № 15222/11 по делу № А40-99124/10‑37‑796).

В Определении от 10.11.2014 № 305-ЭС14-1452 по делу № А40-59220/2013 Коллегия по эко­но­ми­чес­ким спорам ВС РФ указала, что ни ст. 210 ГК РФ, ни ч. 3 ст. 154 ЖК РФ не содержат норм о возложении обязанности по внесению платы за коммунальные услуги на арендаторов нежилых помещений, в том числе расположенных в многоквартирных жилых домах. Положение до­гово­ра аренды, которым была закреплена обязанность арендатора заключать до­гово­ры на предоставление коммунальных и эксплуатационных услуг, не является само по себе основанием для взыскания платы за коммунальные услуги с арендатора.

ВС РФ отметил, что до­гово­р аренды, регулируя отношения собственника и арендатора недвижимости, не содержит условий об исполнении арендатором в пользу третьего лица обязательств собственника по несению коммунальных расходов. Нет такого требования и в п. 2 ст. 616 ГК РФ, предусматривающем обязанность арендатора поддерживать имущество в исправном состоянии и нести расходы на его содержание. В соответствии со ст. 36 и 39 ЖК РФ именно собственники несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Аналогичные выводы суды неоднократно делали и применительно к до­гово­рам безвозмездного пользования имуществом (см., например, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015 № 06АП-702/2015 по делу № А73-10268/2014). Так, АС Вологодской области в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с управлением и содержанием многоквартирных домов, за 1-е полугодие 2012 г. констатировал, что обязанность нести расходы по содержанию общего имущества многоквартирного дома не может быть возложена на ссудополучателя недвижимого имущества, владеющего помещениями на праве безвозмездного пользования, - отвечать перед управляющей компанией должен собственник имущества.

А вот собственникам помещений необходимо иметь в виду, что с 1 января 2017 г. поставка холодной и горячей воды, тепловой энергии, электрической энергии и газа в нежилое помещение в многоквартирном доме, а также отведение сточных вод осуществ­ляется на основании до­гово­ров ресурсоснабжения, заключенных непосредственно с ресурсоснабжающей организацией. При этом собственники нежилых помещений обязаны оплатить энергоресурсы, потребляемые при содержании общего имущества многоквартирного дома. С начала 2017 г. данные расходы включаются в расходы за содержание помещения (п. 29, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491).

Как было отмечено еще Президиумом ­ВАС РФ в постановлении от 09.11.2010 № 4910/10 по делу № А71-9485/2009-ГЗ, управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений. Несение обществом самостоятельных расходов по содержанию своего имущества не освобождает его как сособственника от обязанности нести расходы по содержанию общего имущества согласно требованиям ст. 249 ГК РФ (см. также решения АС Орловской области от 27.07.2016 по делу № А48-2747/2016, Волгоградской области от 20.02.2016 по делу № А12-59613/2015).

С изменением порядка оплаты за жилищно-коммунальные услуги в нежилых помещениях управляющие компании стали получать от их владельцев меньше средств. Чтобы не приходилось делать перерасчеты за неправильно начисленные ЖКУ, УК необходимо хорошо разбираться в структуре платы и правилах ее внесения. В материале мы разберемся с тем, какие помещения считаются нежилыми и как осуществляется перевод недвижимости в эту категорию, а также определим, как их собственники оплачивают все необходимые расходные статьи.

В значительной части многоквартирных домов есть нежилые помещения. С начала 2017 года оплата ЖКУ для их собственников производится в обновленном порядке, получившем существенные изменения. Раньше плату принимали управляющие компании, теперь за коммунальные ресурсы платить нужно напрямую ресурсоснабжающим организациям.

Требования к нежилому помещению в МКД

В многоквартирных домах помимо жилых площадей есть несколько типов помещений, в том числе, нежилые. Они отличаются от общедомовой собственности тем, что имеют конкретного владельца. В большинстве случаев такие объекты являются коммерческой недвижимостью. Появляются они в результате перевода обычной квартиры в МКД в нежилую категорию.

У владельцев таких объектов права и обязанности аналогичны хозяевам квартир. Прежде всего, это касается расходов на бытовое обслуживание.

В законодательстве закреплен ряд правил, которые должны выполнять собственники нежилых помещений в МКД. Эти требования направлены на защиту интересов остальных владельцев помещений в том же доме. Ключевых условий тут несколько.

1. В помещении нельзя вести деятельность, которая загрязняет окружающую среду и нарушает санитарные нормы. К примеру, в жилом доме не получится открыть общественный туалет или клинику для приема пациентов с инфекционными заболеваниями.

2. Помещение должно соответствовать правилам пожарной безопасности, градостроительным нормам и СНиПам. Вход в него обустраивается отдельно. Расположение объекта так же четко оговаривается – это должен быть первый этаж. Возможен вариант, когда нежилое помещение находится в МКД на втором этаже, но только в ситуации, если под ним тоже располагаются объекты нежилого типа.

3. Магазины и заведения общественного питания в жилых домах открывать не запрещается. Однако они должны заканчивать работу не позднее 23:00.

Как перевести жилой объект в нежилое помещение

Если владелец квартиры в МКД хочет превратить ее в нежилое помещение, то для этого нужно выполнить несколько условий:

  • обустраивается отдельный вход. Для помещений площадью более 100 м 2 делается еще и запасной вход;
  • зарегистрированных граждан в меняющей статус квартире быть не должно. Перед запуском процедуры перевода они выписываются;
  • объект не должен иметь каких-либо обременений. Недвижимость не должна быть заложена, приобретена в ипотеку (еще не погашенную) или передана в долгосрочную аренду;
  • помещение располагается на первом этаже или над иными нежилыми объектами (об этом упоминалось выше);
  • не осуществляется перевод в аварийных и запланированных к сносу зданиях;
  • смена статуса производится только в целом для всей квартиры. Отдельную комнату превратить в нежилое помещение нельзя;
  • причиной запрета в получении нежилого статуса может стать нахождение квартиры в здании, признанном культурно-историческим памятником.

Для перевода квартиры в МКД в нежилое помещение нужно собрать пакет документов .

Все документы за исключением заявления могут подаваться как нотариально заверенные копии. На принятие решения соответствующему органу дается 48 рабочих дней. Получение отказа еще не является окончательным решением. Его можно оспорить в судебном порядке.

Какие виды коммунальных услуг оплачивают собственники нежилых помещений

Каждый месяц владелец нежилого помещения должен платить:

  • за содержание находящегося в его собственности помещения и общедомового имущества;
  • за капремонт МКД (стандартные взносы в зависимости от площади помещения);
  • за коммунальные ресурсы, потребляемые нежилым помещением. Их поставка осуществляется на основании прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией;
  • за вывоз мусора, осуществляемый выбранным региональным оператором по обращению с ТКО.

Особый случай.

Если в МКД создано ТСЖ или кооперативное объединение и владелец нежилого помещения входит в его состав, то в его обязательства также включается оплата членских взносов. Это регламентируется частью 8 статьи 156 ЖК РФ.

Владельцы помещений в доме являются долевыми собственниками общедомового имущества. В соответствии со статьей 158 ЖК РФ каждый из них должен нести расходы на содержание не только своей, но и общедомовой собственности. В связи с этим производится оплата коммунальных услуг всех видов и содержания помещения, а также вносятся средства в фонд капремонта.

Правила о необходимости платить за жилищные услуги касаются и владельцев нежилых помещений. Об этом говорит ст. 39 (ч. 1 и 2) ЖК РФ, а также ст. 210 и 249 ГК РФ.

При сдаче нежилого помещения в аренду обязательства по оплате ЖКУ сохраняются за собственником помещения. Законодательство перехода этих обязанностей не предусматривает. В то же время стороны могут договориться об оплате ЖКУ арендатором. Однако если появится задолженность, то управляющая организация все равно будет взыскивать плату за коммунальные услуги именно с владельца нежилого помещения.

Оплата содержания общего имущества собственником нежилого помещения

Владелец нежилого помещения в многоквартирном доме обязан каждый месяц производить оплату коммунальных услуг. В эту плату включаются следующие расходы:

  • на управление домом;
  • на содержание и текущий ремонт общедомовой собственности;
  • на электроэнергию, оба вида воды, отвод канализационных стоков и другие ресурсы в рамках содержания общедомовой собственности.

Величина оплаты за содержание общего имущества собственником нежилого помещения определяется размером его доли в этом имуществе. Деньги за данные услуги вносятся предоставляющим их организациям – УК или ТСЖ.

Ситуация. Должны ли собственники нежилых помещений платить за общедомовые нужды, если они не используют общедомовую собственность?

Да, должны.

Даже если помещение имеет отдельный вход и его владельцам в принципе не нужен лифт, они обязаны платить за его содержание. Независимо от того, пользуется ли собственник имуществом, он является одним из его владельцев. Этим и объясняется обязательство содержать и ремонтировать имущественные объекты.

Ситуация . Можно ли установить разную плату за содержание и ремонт нежилых помещений и квартир в многоквартирном доме?

Нет, этого сделать нельзя.

Упомянутая плата устанавливается по согласованию с управляющей компанией и является одинаковой для всех владельцев помещений. Это предусмотрено в п. 31 правил, утвержденных ПП РФ № 491 от 13 августа 2006 года.

Коммунальные платежи собственника нежилого помещения на капремонт

Нередко возникает вопрос о том, должен ли собственник нежилого помещения платить за капитальный ремонт. Да, это обязательство распространяется на него точно так же, как и на хозяев квартир. Данное правило предусматривает несколько исключений. Владельцу помещения стоит проверить, не попадает ли он под один из подобных случаев. Ситуации, в которых собственникам нежилых помещений не нужно вносить плату за капремонт, описываются в части 2 статьи 169 ЖК РФ.

Денежные средства на капремонт могут аккумулироваться у регоператора или на спецсчете, оформленном для отдельного дома.

Минимальная величина взноса на капитальный ремонт определяется региональными властями. У владельцев помещений в рамках общедомового собрания есть возможность увеличить этот взнос. Если средства на капремонт собираются на спецсчете, то это значительно облегчает возможность их расходования на проведение ремонтных работ. При уплате повышенных взносов можно быстрее набрать необходимый лимит фонда, и поступившие сверх него деньги потратить на внеочередные мероприятия по усмотрению собственников.

Ситуация . Кому доставляются платежки в случае с нежилым помещением?

Адрес доставки определяется тем, кто является владельцем этого помещения – человек или организация.

Если владеет недвижимостью фирма, то квитанции передаются по адресу, по которому находится ее постоянно действующий исполнительный орган. Именно по этому адресу поддерживается связь с организацией. При отсутствии упомянутого органа доставка производится по адресу другого органа или лица, обладающего правом действовать от имени компании без доверенности. Это прописано в ч. 3 ст. 171 ЖК РФ.

Если помещением владеет физическое лицо, то платежки отправляются на его почтовый адрес. Так указано в п. 69 правил из ПП РФ № 354 от 6 мая 2011 года.

Вопрос юристу (онлайн):

Вопрос юристу (онлайн): Здравствуйте. Я являюсь собственником нежилого помещения под магазин в жилом доме. У меня проблема с заключением договора на управление с ТСЖ.

Подскажите пожалуйста, если установлены 2 прибора учёта тепла (один мой другой жильцов) и система отопления отдельная, есть отдельный договор с поставщиком тепла, я всё равно должна платить за трубы жильцов?

По электричеству тоже самое, отдельный ввод, матрица, и отдельный договор. Почему меня заставляют платить полный тариф за содержание дома?

А ещё больная тема про лифты.У меня подвальное помещение, Я тоже должна платить за лифты? Они на первом этаже но не как не в цоколе?

Юридическая консультация:

По общему правилу, установленному статьей 210 Гражданского кодекса России (далее - ГК РФ), собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно статье 244 ГК РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество.

Статьей 249 ГК РФ установлена обязанность каждого участника долевой собственности соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ и пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома (в т.ч. в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты , лифтовые и иные шахты , коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование), несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.

Статьей 39 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за принадлежащее им помещение и коммунальные услуги. Эта обязанность возникает у собственника с момента возникновения права собственности на такое помещение.

Согласно статье 154 ЖК РФ плата за помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

Согласно пункту 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Следовательно собственник нежилого помещения, расположенного в здании, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. В этой связи содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождает собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.

Таким образом, коммунальные услуги, на которые у Вас заключены отдельные договоры - Вы должны оплачивать самостоятельно - по личным приборам учёта.

При этом законом на Вас возложена обязанность по оплате расходов на содержание общего имущества многоквартирного жилого дома, включая лифты и инженерные коммуникации (трубы).

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу пункта 4 статьи 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Исходя из разъяснений, содержащихся в абзаце 2 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.

Таким образом, по смыслу статей 210, 296 ГК РФ право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

В соответствии со ст.ст. 210, 249 ГК РФ, п. 1 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) на собственника помещения в многоквартирном доме, наряду с положением пункта 1 статьи 39 ЖК РФ, возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Таким образом, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию и ремонту общего имущества в размере, определяемом соотношением площадей жилого дома и нежилого помещения.

Указанная правовая позиция подтверждается судебной практикой (см.: Постановление Президиума ВАС РФ от 09.11.2010г. № 4910/10 по делу № А71-9485/2009-ГЗ «…собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги. Содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождают собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома…»).

Согласно ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее по тексту - Постановление Правительства РФ № 354).

Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ № 354 потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Нежилым помещением является помещение в многоквартирном доме, которое не является жилым помещением и общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 18 Постановления Правительства РФ № 354 собственник нежилого помещения в многоквартирном доме вправе в целях обеспечения коммунальными ресурсами принадлежащего ему нежилого помещения в многоквартирном доме заключать договоры холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления (теплоснабжения) непосредственно с ресурсоснабжающими организациями.

В случае приобретения собственником нежилого помещения в многоквартирном доме коммунальных ресурсов по указанным договорам такой собственник обязан вносить плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, а также предоставлять информацию о показаниях индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, данные об объемах коммунальных ресурсов, потребленных в расчетный период по указанным договорам.

По смыслу пункта 40 Постановления Правительства РФ № 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.

Следовательно, собственник нежилого помещения вправе заключить договор энергоснабжения либо с исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей компании, товарищества собственников жилья и т.д. либо напрямую с ресурсоснабжающей организацией.

При этом, по смыслу п.п. 18, 40 Постановления Правительства РФ № 354 и в том и в другом случае собственник нежилого помещения обязан вносить плату за ОДН.

На основании вышеизложенного следует, что в силу закона обязанность по возмещению общедомовых расходов возложена на собственника нежилого помещения либо на обладателя вещного права, в данном случае на лицо, у которого нежилое помещение находится на праве оперативного управления.

Таким образом, медицинская организация обязана производить возмещение издержек за электроэнергию на общедомовые нужды, поскольку является субъектом права оперативного управления и бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном жилом доме, в котором расположено спорное нежилое помещение, лежит на организации.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 04.03.2014г. № 17462/13, Постановлении ФАС Поволжского округа от 28.10.2014г. по делу № А65-2719/2014, Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015г. по делу № А49-8575/2013, Решении Арбитражного суда Пензенской области от 20.03.2015г.

по делу № А49-267/2015.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с действующим законодательством наличие отдельного входа не освобождает от уплаты расходов на ОДН. Существенным обстоятельством, имеющим правовое значение для несения расходов по содержанию общего имущества и по оплате коммунальных услуг, потребленных в местах общего пользования, является факт расположения нежилого помещения в многоквартирном жилом доме.

В случае если индивидуальный прибор учета подключен после коллективного (общедомового) прибора учета и последний, в свою очередь, учитывает показания, в том числе, индивидуального прибора учета собственника нежилого помещения, плата за ОДН в таком случае начисляется.

Данные обстоятельства подтверждаются также судебной практикой (см.: Постановление ФАС СЗО от 14.05.2010г. по делу № А56-56016 «…наличие отдельного входа в помещение не является основанием для освобождения собственника нежилого помещения от несения бремени расходов на содержание общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирном доме…»; Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2013г по делу № А48-4560/2012 «…собственник нежилого помещения независимо от наличия у него отдельного входа, а также независимо от того, пользуется ли он подъездом, крышей, лифтом или иным общим имуществом многоквартирного жилого дома, обязан оплачивать коммунальные услуги, приобретенные на общедомовые нужды многоквартирного дома…»; Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2012г. № 06АП-2128/2012 по делу № А37-1985/2011 «…обязанность нести бремя расходов на содержание общего имущества не зависит от того, пользуется ли собственник отдельно взятыми объектами общего имущества. …Самостоятельное обслуживание ответчиком электрооборудования и сети, относящихся к его ведению, не освобождают собственника от обязанностей по содержанию общего имущества, возложенных на него законом…»).

НОРМАТИВ МОСКВЫ

по эксплуатации жилищного фонда

ЖНМ-98-01/10 СОДЕРЖАНИЕ ПОДВАЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ И ТЕХНИЧЕСКИХ ПОДПОЛИЙ ЖИЛЫХ ДОМОВ Утвержден и введен в действие распоряжением Премьера Правительства Москвы от 18.06.98 N 640-РП

1. Общая часть

1.1. Настоящий норматив разработан во исполнение директивных документов Правительства Москвы и в свете реализации программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Москвы.

1.2. Норматив является обязательным для соблюдения физическими и юридическими лицами, имеющими жилые дома на праве хозяйственного ведения, оперативного или иного управления независимо от форм собственности.

1.3. Подвал – помещение здания, отметки пола которого ниже планировочной отметки земли больше, чем на половину высоты помещения.

1.4. Техническое подполье – помещение, расположенное в нижней части здания, где размещено инженерное оборудование и проложены коммуникации.

1.5. Подвал может быть отапливаемый (установлены нагревательные приборы) и неотапливаемый.

2. Требования к содержанию подвальных помещений

2.1. В подвальных помещениях и технических подпольях допускается хранение инвентаря дворников, инструментов, оборудования и материалов организации, эксплуатирующей здание.

2.2. Запрещается размещать в подвальных помещениях и технических подпольях хозяйственные склады.

2.3. Не разрешается сдавать в аренду подвальные помещения, где расположены газопроводы и отключающие устройства инженерных коммуникаций.

2.4. Часть подвального помещения, где отсутствуют инженерные коммуникации, допускается сдавать в аренду в установленном законом порядке при обеспечении доступа в помещение представителей владельца здания в любое время суток.

2.5. Не допускается хранение в подвальном помещении и техническом подполье горючих, взрывоопасных материалов и песчано-соляной смеси.

2.6. Использование помещений в подвальных и цокольных этажах под жилые цели не допускается.

3. Требования по эксплуатации подвальных помещений

3.1. В неотапливаемых подвалах температура воздуха должна быть не ниже 5 град.

Оплата жилищно-коммунальных услуг в нежилых помещениях многоквартирного дома: вопросы

С, а относительная влажность – не более 65 %.

3.2. В отапливаемых подвалах температура и относительная влажность обеспечиваются в зависимости от использования помещения.

3.3. Подвалы и технические подполья должны проветриваться регулярно в течение всего года с помощью вытяжных каналов, вентиляционных отверстий в окнах и цоколе или других устройств при обеспечении не менее чем однократного воздухообмена.

3.4. Вентиляционные отверстия должны быть оборудованы жалюзийными решетками или защищены сетками с размерами ячеек 10х10 мм.

3.5. Подвалы и технические подполья должны иметь нормальное освещение с расположением выключателя у входа.

3.6. Запрещается захламлять, загрязнять, загромождать подвалы и технические подполья, подходы к инженерным коммуникациям и отключающим устройствам, устанавливать дополнительный фундамент под оборудование, увеличивать высоту подвальных помещений за счет понижения отметки пола без утвержденного проекта.

3.7. Сырость в подвальных помещениях необходимо ликвидировать путем выполнения работ по гидроизоляции фундаментов и устройства системы дренирования, не допуская постоянной откачки воды из подвала, так как это приводит к разрушению фундамента.

3.8. Входные двери в подвал и техническое подполье должны быть закрыты на замок, ключи храниться у диспетчера ОДС на стенде и выдаваться обслуживающему персоналу в установленном порядке под расписку в специальном журнале.

3.9. Контроль за состоянием запорных устройств и дверей подвалов и технических подполий (при наличии линий связи) производится диспетчером с пульта ОДС или ежедневным осмотром работниками жилищно-эксплуатационных организаций.

3.10. Пол в подвале должен быть выполнен с уклоном к трапу или специальному приямку для сбора воды.

4. Требования к инженерным коммуникациям, проложенным

в подвалах и технических подпольях

4.1. Неисправности инженерных коммуникаций и оборудования в подвалах и технических подпольях должны устраняться в сроки, установленные Нормативами Москвы по эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Правительства Москвы от 04.06.96 N 465.

4.2. У прочисток канализационных стояков в подвалах и технических подпольях следует устраивать бетонные лотки для отвода воды в канализацию.

4.3. Места перехода через инженерные коммуникации должны быть оборудованы мостиками, установленными над трубопроводами, приямки должны быть закрыты решеткой.

4.4. Трубопроводы инженерных коммуникаций в подвалах и технических подпольях должны быть тепло- и гидроизолированы в соответствии с проектно – сметной документацией.

4.5. В целях исключения проникновения в подвал или техническое подполье газа или воды места пересечения всех подземных коммуникаций с фундаментами зданий должны быть уплотнены – герметизированы согласно типовому решению (приложение 4 к настоящему распоряжению).

4.6. В целях исключения проникновения шума в жилые помещения от инженерного оборудования, расположенного в подвале, должны быть выполнены мероприятия, снижающие уровень шума (звукоизоляция помещения, установка фундамента насосов на виброоснование, установка вибровставок на напорном трубопроводе, изоляция мест пересечения трубопроводов с конструкциями зданий, устройство неподвижной опоры за пределами здания на расстоянии 1 м от наружной стены).

5. Организация контроля за содержанием подвалов

и технических подполий

5.1. Осмотр подвалов и технических подполий должен производиться 1 раз в год в период подготовки зданий к весенне-летней эксплуатации (ЖСМ-96-01/1, утвержден постановлением Правительства Москвы от 04.06.96 N 465).

5.2. Внеочередные осмотры должны проводиться в случае аварийных повреждений инженерных коммуникаций, пожаров, явлений стихийного характера (ЖСМ-96-01/1, утвержден постановлением Правительства Москвы от 04.06.96 N 465).

5.3. Проверки на загазованность подвалов и технических подполий, где проложены газопроводы, должны проводиться ежедневно.

Собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме по вопросу оплаты жилищно-коммунальных услуг

ЭТО НАДО ЗНАТЬ!!!

Уважаемый собственник!!!

Жилищный Кодекс РФ не делает различий в правовом статусе жилого и нежилого помещения, возлагая равные обязанности и наделяя равными правами собственников как одного, так и другого.

Платить или не платить… владельцу нежилого помещения за содержание дома?

Неважно, является нежилое помещение в многоквартирном доме пристроенным или встроенным, главное — оно признается составной частью жилого здания в соответствии с техническим паспортом дома, а значит, в силу п. 1 ст. 39 ЖК РФ, собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме обязаны наравне нести бремя расходов на содержание общего имущества. Это бремя соразмерно долям в праве общей собственности на общее имущество. Таким образом, неважно, пользуется ли собственник нежилого помещения подъездом, крышей, лифтом многоквартирного дома или иным общим имуществом, возможности освобождения от платы за содержание общего имущества не существует. В решении Верховного Суда от 26.05.2005 N ГКПИ05-588 указывается, что обязанность по содержанию общего имущества жилого дома, в том числе и лифта, возлагается на всех без исключения собственников помещений в этом доме независимо от того, на каком этаже находится занимаемое помещение.

Более того, в соответствии с СанПин 2.1.2.2645-10 нежилые помещения, встроенные в жилые здания, должны иметь входы, изолированные от жилой части здания, при этом участки для стоянки автотранспорта персонала должны располагаться за пределами придомовой территории. Загрузка материалов, продукции со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры не допускается. Загрузка может производиться только с торцов жилых зданий!!!

Помимо прочего, использование общедомового имущества (фасада здания, ограждающих и несущих конструкций) для устройства входной группы, размещения вывесок, рекламы, декоративных элементов и т.д. невозможно без согласия 2/3 собственников помещений в жилом многоквартирном доме. За использование общедомового имущества с собственника нежилого помещения взымается плата, размер которой установлен советом многоквартирного дома, правлением ТСЖ или общим собранием собственников.

С 01.09.2012г. собственники нежилых помещений несут обязательство по оплате коммунальных услуг на общедомовые нужды. Независимо от назначения помещения каждый собственник обязан оплачивать коммунальные услуги на общедомовые нужды, в соответствии с долей занимаемой площади.

На основании вышеизложенного в соответствии с нормами действующего законодательства собственники нежилых помещений обязаны ежемесячно вносить плату за содержание и техническое обслуживание общедомового имущества, плату за право пользования общедомовым имуществом, в случае его использования для личных целей, плату за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

Идея присоединить часть подвального помещения или чердак, наверняка, возникала у многих жителей первых и последних этажей. Но давайте по порядку. Начнем с того, что у каждого подвального помещения есть статус. Чтобы узнать, кому принадлежит право на подвал или чердак нужно отправить запрос в Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии), правда, стоит учесть тот нюанс, что любому человеку с улицы информацию не дадут, поэтому вам нужно будет обраться к посредникам, которые помогут получить необходимые документы.

Подвальное помещение может принадлежать физическому или юридическому лицу и тогда вопрос с приобретением чердачного или подвального помещения решается гораздо проще. Собственники, как правило, те, кто в 90-е годы приватизировал или заключил договор аренды с последующим выкупом.

Нежилое помещение в МКД: как оплачивать коммунальные услуги?

Кроме того, действовала схема, по которой можно было сделать реконструкцию подвала или чердака с дальнейшим оформлением в собственность этих помещений.
Многие подвалы в столице принадлежат МЧС и имеют статус бомбоубежища. Получить собственность на такой подвал шансы невелики. Специалист из МЧС должен обследовать подвал и вынести вердикт. Если помещение сохранило требования, предъявляемые для бомбоубежищ, то подвал статус сохраняет, если нет, то есть шанс подвал выкупить.
Но, пожалуй, самое главное препятствие на пути приобретения подвального или чердачного помещения – это люди, проживающие в доме. В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса подвал или чердак является общей долевой собственностью всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме. Согласие на вашу покупку подвала или чердака должны предоставить все собственники жилых помещений, если какая-то квартира не приватизирована, то нужно брать согласие города (в лице представителей муниципалитета). Получить согласие 400-500 человек непростая задача! Корысть, зависть и просто человеческая вредность могут сделать свое черное дело.
«Ну а как же компании, которые предлагают помощь в оформлении подвалов и чердаков в собственность?» — спрашивает соседка.
Да, есть такие. Находим объявление одной из таких фирм и звоним проконсультироваться. Говорят выкупить подвал можно, услуги по оформлению подвального помещения площадью 20-25 кв.м. будут стоить от 1,5 млн рублей и больше. Все будет оформляться через организацию, с которой у них есть связи. Уточняю, что делать если подвал долевая собственность? Отвечают, что и такие варианты тоже оформляют, правда как выяснилось, не собирая при этом подписи всех собственников дома. А это значит, что тот собственник, который по факту не дал своего согласия, может опротестовать сделку в суде.

Таким образом, если вы хотите заняться оформлением в собственность подвала или чердака, стоит найти компанию, которая это делает легально и наберитесь терпения, т.к. решение этого вопроса может занять около года.