Что производят в европе. Промышленность зарубежной европы - презентация

Один из наиболее густонаселенных и экономически освоенных регионов мира. На ее сравнительно небольшой территории (5,1 млн кв. км ) живет более 500 млн человек , или около 9% населения мира. Зарубежная Европа занимает первое место в мировом хозяйстве по размерам промышленного и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по развитию международного туризма.

Ее хозяйственному развитию способствует:

Выгодное экономико - географическое положение (большинство стран региона имеют приморское положение, расположены вблизи важнейших морских путей);

Хорошая обеспеченность ресурсами рабочей силы и кадрами высококвалифицированного труда (плотность населения Зарубежной Европы 100 человек на 1 кв. км., велик приток иммигрантов из других регионов мира);

Благоприятные природные условия (компактность территории, расчлененность береговой линии морями и заливами, преобладающий равнинный рельеф, морской, умеренно континентальный и субтропический климат);

Высокий уровень транспортного обеспечения (по уровню технической оснащенности, разносторонности развития и густоте транспортной сети Зарубежная Европа опережает все крупные регионы мира);

Развитие интеграционных процессов между странами региона (интеграционные процессы привели к формированию в рамках 27 государств - членов ЕС и ЕАСТ Европейского экономического пространства, в пределах которого установлены свобода движения товаров, услуг, капитала, людей, единая денежная система и ряд других благоприятных условий для функционирования экономики).

Зарубежную Европу образуют 40 суверенных государств.

В социально - экономическом отношении государства Зарубежной Европы делятся на экономически развитые страны и страны с переходной экономикой . Государства Западной Европы (всего 24 страны с населением около 370 млн человек) по величине ВВП на душу населения относятся к числу ведущих в мире (занимают среди стран мира места со 2-го по 44-е). Особенно высоким уровнем экономического развития отличаются ФРГ , Франция , Италия и Великобритания , по мировой классификации - крупные промышленно развитые страны (входят в "большую семерку" стран мира). Прочие государства Западной Европы относятся к малым промышленно развитым странам мира. Страны Восточной Европы (всего 16 стран с населением более 130 млн человек) осуществляют переход от цетрализованно планируемой экономики к рыночной системе хозяйства. Среднедушевой ВВП в странах Восточной Европы в два-три раза меньше, чем в странах Западной Европы.

Существенны различия между странами региона в структуре и специализации хозяйства. Например, в экономике ФРГ и Великобритании резко преобладает промышленность, в Италии, Греции и Португалии достаточно высокий удельный вес сельского хозяйства, а в Монако, Сан-Марино, Андорре и Лихтенштейне доминирует сфера услуг.

Население Зарубежной Европы характеризуется относительной национальной однородностью, так как подавляющее большинство народов региона относится к индоевропейской языковой семье. Господствующая религия - христианство. Естественный прирост населения очень низок (около 1,5%) и в отдельных странах (ФРГ, Венгрия, Болгария, Эстония, Латвия и др.) даже наблюдается естественная убыль населения. В составе населения значительна прослойка лиц старших возрастов. Большая доля (примерно 1/3) экономически активного населения занята в сфере услуг. Очень высок уровень безработицы (в странах ЕС составляет около 11,5% рабочей силы). Размещение населения определяется в основном географией городов (уровень урбанизации в странах региона 70-90%).

Природно - ресурсные предпосылки развития, ведущие отрасли промышленности.

Природные ресурсы Зарубежной Европы довольно разнообразны, но запасы многих из них невелики.

Большое хозяйственное значение имеют нефть и природный газ (Великобритания, Норвегия, Нидерланды, Румыния), каменный и бурый уголь (Рурский и Саарский бассейны в ФРГ, Верхне-Силезский в Польше, Северо-Чешский и Остравско-Кавринский в Чехии), железные руды (Лотарингский бассейн во Франции и бассейн Кируна в Швеции), бокситы (Греция, Франция, Венгрия), свинцово -цинковые (Ирландия, ФРГ, Италия), медные (ФРГ), и урановые (Франция, ФРГ, Швеция) руды , калийные соли (Франция, ФРГ, Польша).

Велики запасы ценных строительных материалов : гранитов и кварцитов (Финляндия, Швеция), мрамора (Италия, Греция), древесины ценных хвойных пород (страны Скандинавского полуострова - Швеция, Норвегия и Финляндия).

В целом, Зарубежная Европа обеспечена минеральным сырьем намного хуже, чем другие крупные регионы мира. Это обстоятельство обусловливает зависимость промышленности от импорта минерального сырья.

Зарубежная Европа импортирует около половины энергоносителей и большое количество других видов сырья, потребляемого в ее хозяйстве.

Основа хозяйства Зарубежной Европы - промышленность . Ведущая отрасль промышленности - машиностроение. Зарубежная Европа - родина машиностроения, крупнейший в мире производитель и экспортер машин и промышленного оборудования.

Машиностроение ориентируется здесь на наличие высококвалифицированной рабочей силы, развитую научную базу и инфраструктуру.

Широкое развитие получили все основные отрасли машиностроения: производство станков и кузнечно-прессовых машин (ФРГ, Великобритания, Франция, Италия, Швейцария, Чехия и др.), энергетического оборудования, электронной техники, теле- и радиоаппаратуры (ФРГ, Великобритания, Франция, Нидерланды и др.), автомобилестроение (Франция, ФРГ, Италия, Швеция, Испания, Чехия, Венгрия и др.), судостроение (ФРГ, Швеция, Великобритания, Испания, Франция, Нидерланды, Польша, Финляндия). Крупных размеров достигло военное машиностроение, в частности самолетостроение (выделяются ФРГ, Франция, Великобритания).

Зарубежная Европа занимает ведущие позиции в мире также в производстве и экспорте продукции химической промышленности (пластических масс, синтетических и искусственных волокон, фармацевтики, азотных и калийных удобрений, лаков и красок).

Сырьевую базу отрасли составляют нефть и природный газ (как собственные, так и импортируемые), попутные нефтяные газы и продукты переработки нефти, ресурсы местных месторождений каменного и бурого угля, калийной и поваренной соли.

В производстве и экспорте продукции химической промышленности особенно велика доля ФРГ, Франции, Великобритании, Бельгии, Нидерландов.

Одна из старейших отраслей промышленности Зарубежной Европы - металлургическая . Черная металлургия получила развитие в странах, располагающих металлургическим топливом и сырьем: ФРГ, Великобритания, Франция, Люксембург, Швеция, Польша и др. Крупные металлургические комбинаты созданы в морских портах (Генуя, Неаполь, Таранто в Италии и др.) с ориентацией на импортное сырье и топливо.

Важнейшие отрасли цветной металлургии - алюминиевая, свинцово-цинковая и медная - также получили преимущественное развитие в странах, имеющих источники минерального сырья и дешевой электроэнергии (Франция, Венгрия, Греция, Италия, Норвегия, Швейцария, Великобритания специализируются на выплавке алюминия; ФРГ, Франция, Польша выделяются по выплавке меди; ФРГ, Бельгия - свинца и цинка).

Отраслями международной специализации являются лесная промышленность , ориентирующаяся на источники сырья (Швеция и Финляндия), швейная (Португалия) и обувная (Италия, ФРГ, Чехия, Словакия и др.), ориентирующиеся на резервы дешевой рабочей силы.

В топливно-энергетическом балансе Зарубежной Европы ведущее место занимают нефть и природный газ, добываемые как в своем регионе, так и импортируемые из стран Ближнего и Среднего Востока, Африки, СНГ (Россия) и др.

Большая часть добычи нефти и природного газа приходится на Северное море (сектора Великобритании и Норвегии) и Нидерланды (месторождение Гронинген на северо-востоке страны). Добыча угля (каменного и бурого) ведется в ФРГ, Великобритании, Польше, Чехии и Словакии.

В электроэнергетике большинства стран Зарубежной Европы (Франция, Бельгия, ФРГ, Великобритания, Польша, Швеция и др.) велика роль ТЭС и АЭС. Исключение - Норвегия и Исландия, где ГЭС - основной вид электростанций.

Природные предпосылки развития, ведущие отрасли сельского хозяйства.

Положение большей части Зарубежной Европы (кроме арктического архипелага Шпицберген) в умеренном и субтропическом поясах, положительный температурный режим и высокая влагообеспеченность в течение всего года (исключение - район Средиземноморья, где устойчивое земледелие нуждается в искусственном орошении), наличие естественных лугов и пастбищных угодий благоприятны для выращивания многих видов сельскохозяйственных культур (зерновых, технических, субтропических и др.), развития животноводства.

Основной недостаток в комплексе благоприятных условий - относительная ограниченность ресурсов сельскохозяйственных земель.

Регион полностью покрывает свои портебности в продуктах сельского хозяйства за счет собственного производства, а по отдельным его видам (зерно, мясо, молоко и молочные продукты, сахар, яйцо) превосходит внутренние потребности и занимает видное место в мире по их экспорту.

Для Зарубежной Европы в целом характерен животноводческий профиль сельского хозяйства . Растениеводство, как правило, обслуживает нужды животноводства. По этой причине во многих странах кормовые культуры занимают большие площади, часть сбора зерновых культур (пшеница, ячмень, кукуруза) скармливается скоту.

Животноводство имеет молочно-мясной уклон. Главная его отрасль - скотоводство, преимущественно молочного и молочно-мясного направления. В отдельных странах велико значение свиноводства (ФРГ, Дания, Нидерланды, Польша, Латвия, Литва) и овцеводства (Великобритания, Испания).

Основные зерновые культуры - пшеница, ячмень, кукуруза, рожь. Примерно 1/3 сбора зерна приходится на долю Франции - единственного в регионе крупного его экспортера.

Из других видов сельскохозяйственной продукции существенна роль производства картофеля (выделяются Франция, ФРГ, Великобритания, Польша), сахарной свеклы (Франция, ФРГ, Италия, Польша), винограда (Италия, Франция), оливок (Италия, Испания), хмеля (ФРГ, Чехия и Словакия), табака , орехоплодных и эфиромасличных культур (Греция, Италия, Испания).

Доля региона в мировом производстве волокнистых культур (хлопчатник, лен) незначительна.

Зарубежная Европа - район развитого рыболовства . Отдельные его страны (Исландия, Норвегия, Португалия) относят к числу лидеров морского рыболовства.

В соответствии с природными особенностями на территории Зарубежной Европы сложились три района сельскохозяйственной специализации .

Для сельского хозяйства стран Северной Европы (Исландия, Ирландия, Великобритания, Норвегия, Швеция и Финляндия) характерно преобладание молочного животноводства, а в обслуживающем его растениеводстве - кормовых культур и серых хлебов (рожь, ячмень).

Страны Западной , Центральной и Восточной Европы (среднеевропейский район) наряду с выращиванием крупного рогатого скота молочного и молочно-мясного направления специализируются на свиноводстве и птицеводстве. В растениеводстве высокий удельный вес зерновых, технических и продовольственных культур (картофель, овощи и др.), большие площади пахотных земель отводятся под кормовые культуры.

Для сельского хозяйства стран Южной Европы (районы Средиземноморья) характерно значительное преобладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепенную роль. Специализация сельского хозяйства определяется прежде всего производством фруктов, цитрусовых, винограда, оливок, миндаля, орехов, табака, эфиромасличных культур.

Транспорт . Главную роль в перевозке грузов и пассажиров играет автомобильный транспорт (автострады международного значения: Лиссабон - Париж - Стокгольм, Лондон - Франкфурт-на-Майне - Вена - Белград - Стамбул и др.), велико значение внутренних водных путей (особенно выделяются реки Рейн и Дунай). Густая сеть железных дорог пересекает Зарубежную Европу в широтном и меридиональном направлении. Главные широтные магистрали: Лиссабон - Мадрид - Париж - Берлин - Варшава (далее на Минск и Москву), Лондон - Париж - Вена - Будапешт - Белград - София -Стамбул (далее на Ближний Восток), Париж - Прага (далее на Киев). Важнейшие меридиональные пути: Амстердам - Брюссель - Париж - Мадрид - Лиссабон, Лондон - Париж - Марсель, Копенгаген - Гамбург - Франкфурт-на-Майне - Цюрих - Рим, Гданьск - Варшава - Вена - Будапешт - Белград - Афины. Развит трубопроводный и воздушный транспорт.

Международное значение имеют морской транспорт и обслуживающие его морские порты: Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр, Марсель, Генуя. Самый крупный из них - Роттердам, грузооборот которого составляет 250 - 300 млн тонн в год.

Отраслями европейской экономики, обеспечивающие ей глобальную конкурентоспособность являются:

Авиастроение (Франция, Германия, Великобритания);

Банковская деятельность (Великобритания, Нидерланды, Германия, Испания);

Биотехнологии (Германия);

Автомобилестроение (Германия, Франция);

Цифровое телевидение (Франция);

Финансовые услуги (Великобритания, Люксембург);

Страхование (Нидерланды);

Мобильная связь (Финляндия, Швеция, Великобритания);

Издательское дело (Германия);

Программное обеспечение (Германия, Бельгия, Ирландия);

Текстиль (Италия);

Водоснабжение (Франция).

Кроме того, Западная Европа имеет сильные экспортные позиции в производстве офисной оргтехники, телекоммуникациях и средствах связи, энергосиловом оборудовании, измерительных и научных приборах, точной механике и оптике, химической промышленности (синтетические красители, пластмассы и пр.).

Несмотря на глобальную конкурентоспособность вышеназванных отраслей, сильная социальная защита граждан в странах ЕС делает немобильным рынок труда и по сути дела дестимулирует развитие предпринимательства.

Европейцы выступают за государственные гарантии в страховании жизни, пенсионном обеспечении, пособиях по безработице, за жесткое регулирование трудовых соглашений. Благодаря поддержке избирателей, рассчитывающих на усиление социальных гарантий, в странах ЕС в настоящее время находятся у власти левоориентированные правительства, реализующие лейборизм. Довольно высокая степень социальной защиты, недостаточно высокая предпринимательская активность и макроэкономическая политика левых правительств в странах ЕС как раз и стоят за причинами рецессии начала 1990-х гг., а в настоящее время значительно сдерживают прогрессивное развитие обновленной Европы. Невысокие темпы экономического роста становятся, таким образом, платой за существующее социально-ориентированное хозяйство. Для успешной экономической конкуренции с США Европа нуждается в своем дальнейшем обновлении.



Ведущие страны Западной Европы

Страны Западной Европы принято делить на ведущие страны, входящие в Большую семерку (G7), и на относительно небольшие государства Западной Европы.

К ведущим странам Западной Европы относятся:

Германия;

Франция;

Великобритания;

Данные государства формируют костяк европейской экономики, они располагают наиболее мощным в регионе экономическим потенциалом, самой большой в Западной Европе численностью населения, они в достаточной степени интегрированы и в процесс мирохозяйственных связей. Велико и политическое влияние данных стран в мире.

Экономика Германии

Концепция социальной рыночной экономики была разработана для восстановления экономики Германии после второй мировой войны. Её политическая реализация связана с личностями Л. Эрхарда и А. Мюллер-Армака. Людвиг Эрхард (https://ru.wikipedia.org/wiki/Эрхард,_Людвиг) был первым министром экономики, а затем стал Федеральным канцлером ФРГ. Под его руководством в ФРГ была разработана, а затем реализована концепция социального рыночного хозяйства. Социальной задачей государства становилось не перераспределение социальных благ, а обеспечение рамочных условий деятельности индивидов, поощрение их сознательности, самостоятельности и ответственности за собственное благосостояние. Результатом реализации этих принципов стало «экономическое чудо».

Модель социального рыночного хозяйства представляет собой компромисс между экономическим ростом и равномерным распределением богатства. Если этические принципы данной модели базируются на протестантстве, то социальные принципы заимствованы, несомненно, у католицизма. В центр системы поставлена предпринимательская деятельность государства, обеспечивающая более-менее равное распределение социальных благ всем членам общества.

Другой особенностью макроэкономического пути развития Германии является так называемый «рейнский капитализм» , характеризующийся значительной ролью банков в экономике страны. Банки являются в Германии достаточно крупными акционерами промышленных компаний и компаний сферы услуг, поэтому неслучайно активное вмешательство банков в процесс принятия бизнес-решений. Таким образом, позиции банков в экономике Германии с учетом их реального влияния на бизнес оказываются гораздо более сильными, чем в экономике других ведущих стран мира.

Еще одной особенностью экономики Германии является «сверхиндустриализация» , т.е. достаточно большая доля промышленности в производстве ВВП по сравнению с многими развитыми странами мира. Разве что Япония, Ирландия и Португалия являются в еще большей степени индустриальными, чем ФРГ. Это не случайно, т.к. специализацией Германии в мировой экономике является производство промышленной (в первую очередь машиностроительной) продукции.

На сегодняшний день Германия испытывает из-за своей модели социально-рыночной экономики серьезные сложности.

Высокий уровень налогов и отсутствие программ по стимулированию иностранных инвестиций приводит к тому, что Германия не слишком привлекательна для зарубежного капитала. Высокая стоимость немецкой рабочей силы значительно снижает конкурентоспособность Германии как страны базирования производственных мощностей ТНК. Иностранные компании, по существу, лишены возможности производить в Германии и предпочитают заниматься здесь исключительно сбытом. Поэтому крайне невелика доля иностранных инвестиций и доля рабочих мест, создаваемых ими в экономике ФРГ. К примеру, в Нидерландах в общей величине вложений в экономику иностранные инвесторы составляют 35%, в Великобритании - 25%, и даже во Франции - 12%, в Германии – 7,5%.

Наряду с незначительным притоком иностранного капитала в ФРГ наблюдается массовый отток за рубеж немецкого капитала. Немецкие ТНК выносят свою производственную базу в страны с более низким уровнем оплаты труда, а финансовые инвесторы предпочитают платить налоги на свои операции в странах с более либеральным налоговым климатом.

Незаинтересованность иностранных инвесторов в создании высокотехнологичных производств в Германии приводит к постепенной технологической слабости страны. Германия не является мировым технологическим лидером, особенно слабы ее позиции в микроэлектронике и генной инженерии. Все это чревато потерей конкурентоспособности немецкого экспорта.

Государство, чтобы не вызывать массовых социальных протестов населения, продолжает субсидировать откровенно убыточные сектора немецкой экономики.

В результате Германия не только сохраняет угольную, сталелитейную, судостроительную промышленность, которые неконкурентоспособны на мировом рынке, но и тратит на такие убыточные отрасли экономики в виде прямых субсидий до трети расходов государственного бюджета.

Государственное регулирование, фактически, продолжает регулировать рынок так, как то предписывала кейнсианская экономика спроса. Социальное рыночное хозяйство приводит к укреплению позиций государства благоденствия, которое перераспределяет все ресурсы в экономике. Доля государственных расходов в ВВП Германии крайне высока (около 50%), а рост государственных расходов порождает проблему с дефицитом бюджета и государственным долгом.

С уровнем ВВП 3,815 трлн. долларов США (ВВП по ППС) Германия в 2015 году находилась на пятом месте в мире (после США, Китая, Индии и Японии) (https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_ВВП_(ППС)). Кроме того, ФРГ занимает одно из лидирующих мест в мире по объёмам экспорта. По уровню жизни страна занимает 6 место в мире, согласно индексу развития человеческого потенциала (на 2015 год) (https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_индексу_человеческого_развития).

Доля Германии в мировом ВВП - 3,45 % (2015). Доля Германии в ВВП стран Евросоюза - почти 30 %.ВВП на душу населения - примерно 40 тыс.долларов США. В общем ВВП на промышленность приходится - 38 %, на сельское хозяйство - 2 %, на сферу услуг - 60 %. Государственный долг – 79,9% ВВП (2013).

Согласно официальным данным, в 2015 году среднее число безработных составляло 2,8 млн. чел. (6,4 % трудоспособного населения Германии).

Доля сельского хозяйства в экономике страны в послевоенный период значительно снизилась. Тем не менее немецкое сельское хозяйство продолжает оставаться на высоком качественнном уровне. Около 90% потребностей в продуктах питание удовлетворяется собственным сельскохозяйственным производством.

Сельское хозяйство, как и многие базовые отрасли промышленности, получает их государственного бюджета немалые субсидии, что делает его не слишком эффективным. ФРГ экспортирует такую сельскохозяйственную продукцию как мясо, молоко, зерно.

Промышленность Германии обеспечивает стране лидерство на многих мировых рынках готовой продукции. Наиболее конкурентоспособными отраслями немецкой промышленности являются:

Автомобилестроение;

Транспортное машиностроение (вагоностроение, самолетостроение);

Общее машиностроение (производство станков, различных приборов);

Электротехническая промышленность;

Точная механика и оптика;

Химическая, фармацевтическая и парфюмерно-косметическая промышленность;

Черная металлургия.

Все заметное влияние оказывают на развитие промышленности новые и прогрессивные отрасли, уменьшая значимость добывающей, текстильной, швейной, кожевенно-обувной и пищевкусовой промышленности. Промышленность Восточных земель Германии претерпела существенную структурную перестройку из-за того, что прежние её отрасли, изначально ориентированные на СССР и страны Центральной и Восточной Европы (химическая, текстильная промышленность, металлургия, вагоностроение и судостроение), пришлось ликвидировать, поставив в центр развития строительную индустрию, пищевую промышленность, точную механику и оптику.

Развитие сферы услуг Германии несколько отстает от уровня других развитых стран. В Германии в сфере услуг создано и меньшее количество рабочих мест. Тем не менее Германия в мировом хозяйстве специализируется на банковских и финансовых услугах, туризме. Германия располагает весьма высокоразвитой инфраструктурой: отличная сеть автомобильных и железных дорог, одни из крупнейших в Европе и мире воздушные гавани (Франкфурт, Дюссельдорф, Мюнхен), морские порты (Гамбург, Бремен) и крупнейший в мире речной порт (Дуйсбург). В сфере транспорта применяются самые передовые технологии (к примеру, скоростные поезда собственного производства Inter City Express).

Электроэнергетика Германии, в основном, пользуется таким топливом как нефть, уголь и природный газ. Атомные электростанции вырабатывают только порядка 10% всей электроэнергии. Собственный энергетический потенциал страны не слишком силен: крайне велика зависимость Германии от внешних поставок нефти и газа.

Внешнеэкономические связи Германии примечательны тем, что это один из важнейших экспортеров и импортеров мира. В 2014 Германия находилась на третьем месте (после КНР и США) по объему экспорта товаров (1511 млрд. долл.) и импорту товаров (1233 млрд. долл.).

Немецкая экономика довольно сильно интегрирована в систему мирохозяйственных связей. Экспорт страны составляет около 25% ВВП. Основными внешнеторговыми партнерами страны являются: Франция (12% экспорта и 11% импорта), Великобритания (соответственно, 8 и 6,3%), Нидерланды (7,7 и 8,2%), Италия (7,6 и 8,4%), США (7,9 и 5,3%) и Бельгия/Люксембург (6,8 и 6,0%).

Экономика Франции

Окончание войны поставило Францию перед сложнейшими задачами, главной из которых была ликвидация экономической разрухи. Однако ни у правительства Шарля де Голля, ни среди предпринимателей не было единства мнений относительно политики в финансово-экономической области.

На протяжении 1945-1947 гг. были национализированы такие отрасли экономики, как электроэнергетика, добыча угля, газовая промышленность, авиапромышленность, морское и воздушное судоходство, автомобильные заводы, крупнейшие банки и страховые компании.

В апреле 1948 г. Франция присоединилась в «плану Маршала» и в течении ряда лет получила от США массированную финансовую и сырьевую помощь (за 10 лет на 12 млрд. долл.)

В 50-60-е годы основное внимание стало уделяться переоснащению промышленности новой техникой. Стало широко применяться планирование. В отличии от СССР Французская система планирования носила не обязательный, а рекомендательный характер.

Сдерживающим фактором в развитии Франции в 50-е годы явились небывало высокие темпы инфляции и быстрый рост цен. Возникла так называемая инфляционная спираль: рост цен, за которым следует рост номинальной заработной платы, перекрываемой новым ростом цен.

В конце 50-х к власти вновь пришел Ш. де Голль. Главным содержанием экономической политики стало всемерное поощрение развития промышленности посредством дальнейшей концентрации производства, образования крупнейших монополий и усиление их связей с государством. Предусматривалось развитие практически всех отраслей промышленности. Позднее эта линия получила название «индустриального императива» (пропорциональное развитие практически всех отраслей экономики)

В начале 80-х в экономике обострились кризисные явления. Как ответ французское правительство во главе с Ф.Миттераном провело масштабную национализацию. В результате этих действий Франция стала располагать самым крупным среди капиталистических стран государственным сектором экономики, который охватил примерно 25% промышленности.

Была принята «программа Делора» (министр экономики, финансов и бюджета). Главной целью программы было объявлено сокращение внешнеторгового дефицита. Предусматривалось увеличение налогов, был объявлен принудительный заем, заморожены ассигнования на соц. нужды, увеличены коммунальные платежи. Однако необходимого роста добиться не удалось. Произошла смена правящей партии. Победил Ж. Ширак, который разработал программу наибольшего благоприятствования частному капиталу. Взял курс на приватизацию. Вместе с тем в отличии от тэтчеровского варианта реприватизации правительство Ширака оставило в неприкосновенности отрасли электроэнергетике, газоснабжения и телекоммуникаций.

Вторым направлением трансформации явилось сокращение масштабов налогообложения. Последняя часть реформ – дерегламентирование различных сфер экономической деятельности. С начала 1987 г. все предприятия получили право сами устанавливать цену на свою продукцию, ориентируясь на рыночные условия. Все это в короткий срок позволило оживить экономику. Но к началу 90-х факторы роста исчерпали себя. В последующие годы экономическая политика Франции развивалась в рамках ЕС и интеграции экономики в европейскую и мировую хозяйственную систему.

Таким образом, в послевоенные годы во французской экономике произошли качественные сдвиги. На смену прежнему финансово-ростовщическому капитализму пришел капитализм с высокой степенью концентрации и значительной ролью государства в определении программ развития страны. Выравнивание экономической структуры сделало Францию равноправным партнером в ЕС.

Экономическая система Франции очень сильно напоминает немецкую. Здесь так же действует социально-ориентированная модель экономики, в центре которой находится «государство благоденствия» (letat providence). Именно из-за высокой роли государства в экономике такую систему довольно часто называют и этатистской моделью.

О значительной роли государства в экономике Франции говорят следующие факты. Государство перераспределяет во Франции 54% ВВП. Количество занятых в государственном секторе составляет 24% всего числа занятых. Крупнейшие французские ТНК - это прежде всего предприятия с государственной долей участия, такие как Elf Aquitaine (позднее приватизирован) (добыча и переработка нефти), Renault (автомобилестроение), Thomson (электроника), Aerospaciale (самолеты «Аэробус» и ракеты «Ариан»).

Социальное рыночное хозяйство с элементами этатизма сглаживало отрицательные черты капитализма во Франции, государство стояло на защите интересов трудящихся. Сильные традиции социально-рыночной экономики, особенно в послевоенный период, способствовали обретению французами значительных завоеваний в социальной сфере. Заработная плата в государственном секторе, в частности, превышает уровень оплаты труда в частном бизнесе. Государственные служащие получили кроме высокой заработной платы высокие пенсии, различные пособия. Уровень пособий по безработице также весьма высок. Сильные профсоюзы угрожают общенациональными забастовками при малейшем наступлении правительства на достигнутые социальные завоевания.

Однако современная экономика Франции развивается в новых условиях: глобализация мировой экономики и объединение Европы оказывают значительное влияние на национальную экономику. Для успешного глобального развития теперь необходима либерализация экономики, отмена внутреннего регулирования, а также новые технологии, которые могут служить научно-технической базой экономического роста. В основе мирового НТП в настоящее время также стоят серьезные структурные изменения в экономике, предполагающие изменение регулирующей роли государства.

Франция, по сути дела, страдает от тех же самых болезней, что и Германия: экономическому развитию страны серьезно мешает система социальных гарантий, значительное различие между государственным и частным секторами, утечка умов и проблема государственных финансов.

Система социальных гарантий имеет своим следствием высокую нагрузку на государственные финансы. После отставки правительства генерала де Голля в 1968 г. французы добились значительных завоеваний в социальной сфере, с которыми не спешат расставаться. В частности, государственные служащие не подлежат сокращению, в 50-55 лет выходят на пенсию, уровень их пенсии превышает уровень заработной платы. Пособия по безработице также превышают средний уровень заработной платы в стране. Такими социальными гарантиями Франция гордится, но гордость омрачают процесс старения населения и растущая безработица (уровень безработицы в стране составляет порядка 12-13% экономически активного населения).

Социальные гарантии финансируются в первую очередь за счет налогоплательщиков.

Причем высоки не только косвенные и индивидуальные подоходные налоги, но и социальные взносы предпринимателей. Так, если в США социальные взносы равняются 10,4% ВВП, в Швеции - 14,5, а в Великобритании и вовсе 6,3%, то Франция идет здесь впереди планеты всей: на социальные взносы приходится 19,3% ВВП страны. Грузом на трудящихся ложатся пенсии и пособия по безработице. Оказывается, что работающие французы содержат целую армию пенсионеров и безработных, а на некоторых предприятиях один работающий уже содержит не только себя и свою семью, но и как минимум двух пенсионеров (Так, численность персонала на французских железных дорогах (Societe National de Chemine de Fer - SNCF) составляет около 190 тыс. человек. В то же время пенсионеры, ранее работавшие в SNCF, - это 350 тыс. человек. Каждый служащий-налогоплательщик, таким образом, содержит еще и двух пенсионеров). Однако высокие социальные гарантии предполагаются только в государственном секторе экономики. Заработная плата в частном секторе во Франции ниже, а социальных гарантий, свойственных государственному сектору, там практически нет.

Различие между государственным и частным сектором экономики существует не только в уровне заработной платы и гарантий. Изначально экономической идеологией страны было поощрение занятости в государственном секторе и едва ли не отрицательное отношение к частному предпринимательству.

Наиболее престижной до сих пор считается государственная служба, на которую стремятся поступить все французы, а желающих заняться частным предпринимательством или работать в частной фирме насчитывается не так уж и много. Высшие учебные заведения страны в первую очередь ориентировались на профессиональную подготовку государственных служащих. Частное предпринимательство было загнано в угол высоким уровнем налогов и предвзятым отношением государства к частному бизнесу. Даже в сфере НИОКР государство оказывает всемерную поддержку и субсидирует общественный сектор, а венчурный бизнес - реальный двигатель научно-технического прогресса и прикладных технологий - не поощряется.

Отсутствие внимания государством по отношению к развитию технологической базы объясняется еще и тем, что государственные служащие не слишком заинтересованы в повышении качества своей работы, в высвобождении путем применения новой техники и новых методов управления высокооплачиваемых рабочих мест в общественном секторе. Таким образом, французская модель менеджмента страдает своей неэффективностью, поощряя произвол и коррупцию в среде государственных чиновников, и серьезно сдерживает научно-технический прогресс.

Утечка умов. В высших учебных заведениях Франции не прививают культуру бизнеса, а готовят, в основном, государственных чиновников. Оторванность системы высшего и профессионального образования во Франции от проблем развития частного бизнеса приводит к тому, что выпускники учебных заведений очень часто, не найдя работу в государственном секторе, остаются не у дел. Государственные ВУЗы Франции не способны гибко реагировать на спрос на рынке труда, в связи с чем выпускникам очень трудно адаптироваться в частном секторе экономики, а также вообще найти работу во Франции. В результате наиболее перспективная и хорошо образованная молодежь страны не находит спроса на рынке труда Франции и предпочитает работу за границей.

В 1997 г. пятая часть французских выпускников высших учебных заведений предпочла лучшую, чем во Франции и более высокооплачиваемую работу при низком уровне налогов в США и Великобритании.

Проблема государственных финансов во Франции пока еще не столь остра. Финансовые показатели страны соответствуют Маастрихтским критериям валютной конвергенции в 3% дефицита бюджета и 60% государственного долга по отношению к ВВП. Однако при сложившемся ходе дел социальная рыночная система Франции способна через какое-то время данные показатели ухудшить.

Занятость сокращается, темпы экономического роста замедляются, количество пенсионеров и уровень социальных доходов населения растет. Все это чревато нарушением сложившегося баланса финансовой системы страны, если в экономический курс правительства вовремя не будут внесены необходимые изменения.

Все вышеизложенное снижает конкурентоспособность Франции и в мировой, и в европейской экономике. Высокая стоимость французской рабочей силы точно так же, как и в Германии, делает производство во Франции невыгодным и для национальных, и для зарубежных компаний. Капитал стремится покинуть Францию и найти страну с более благоприятным уровнем налогообложения и более гибким рынком труда. В стране нет стимулов для развития частного сектора, который в настоящее время служит двигателем экономики практически во всех развитых странах. Высокие налоги и отсутствие стимулирующей научно-технической политики государства имеет своим следствием нехватку инноваций во французской экономике. Назревает очевидный вывод, что социально-рыночная модель экономики Франции тоже нуждается в структурной перестройке. В противном случае экономическое и научно-техническое развитие страны может серьезно замедлиться.

Промышленность является основой хозяйства региона. Долгое время она развивалась на базе собственного сырья, но в последнее время вполне переориентирована на импортную. Сконцентрирована преимущественно в трех крупнейших

странах - ФРГ, Франции и Великобритании (более 80% стоимости продукции). По территориальной концентрацией рабочей силы и производства много промышленных районов этих стран совпадают с городскими агломерациями, принадлежат к крупнейшим в мире: Рурский район и долина Рейна в ФРГ, районы Центральной Англии и ее юго-востока, Парижский и северофранцузскую районы. Но и другие страны региона играют заметную роль в производстве Европы. Их промышленные районы, которые охватывают прежде всю территорию Бельгии, Нидерландов и Люксембурга также имеют сложную структуру и высокий уровень развития.

В структуре промышленности всех стран Западной Европы преобладают обрабатывающие отрасли.

Топливно-энергетический комплекс. Топливно-энергетический баланс Западной Европы являются преимущественно нефтегазовым. Вместе с традиционным добычей угля здесь ежегодно добывают до 200 млрд. кубометров природного газа и 90 млн. тонн нефти. Во Франции добывают уран (U3O8) - 1734 тонны ежегодно.

Суммарное производство электроэнергии в западноевропейских странах составляет 1792,3 млрд. кВт электроэнергии. Большая роль ТЭС в ФРГ и Бельгии, где они расположены преимущественно в городских агломерациях. Значение АЭС важное во Франции, где 59 реакторов (мощность 60 млн. кВт) производят 78% электроэнергии в стране и на них приходится 1/3 всех западноевропейских АЭС, в Бельгии (7 атомных реакторов производят 56% электроэнергии), ФРГ (17 атомных блоков, на которые приходится 31% электроэнергии) и Великобритании (23 реакторы - 20% электроэнергии).

Значительная доля ГЭС в производстве электроэнергии в Швейцарии (почти 60%), Франции, Австрии. Во Франции в 1966 году построена первая в мире приливную электростанцию мощностью 240 МВт в устье реки Ранс. Крупнейшие энергетические компании региона - "Бритиш Петролеум" и "Рургаз".

Металлургический комплекс региона сегодня работает целиком на импортной руде из Африки, Австралии и Америки. Крупнейшими производителями черных металлов является ФРГ (Рур, Саар), Бельгия ("Черная Бельгия" - район Льежа, Шарлеруа), Франция (Лотарингия), Люксембург (юго-запад - "стальной карлик" или "стальное герцогство" занимает первое место в мире по количеством выплавленной стали на душу населения - более 10 тонн). Объединение единой компании Люксембурга "Арбед" с французской группой "Юзинор-Сасилор" привело к созданию в 2001 году крупнейшего сталелитейного предприятия мира с производственными мощностями более 50 млн. тонн стали в год.

Значительные производители цветных металлов: алюминия - Великобритания, Франция; меди, олова, цинка - ФРГ, Великобритания, Франция, Бельгия; свинца - Великобритания.

Машиностроение. Оно остается ведущей отраслью промышленности Западной Европы. Вместе взятые страны региона имеют самый широкий ассортимент машиностроительной продукции в мире. Высокий уровень развития этой отрасли, широкий профиль и наибольший экспорт ее продукции характерны для Германии, Франции, Великобритании.

Предприятия машиностроения в Западной Европе расположены повсеместно. Больше они тяготеют к высокоразвитых районов, крупных городов и городских агломераций. Это обусловлено сконцентрованистю там квалифицированных кадров, научных центров, наличием развитой инфраструктуры. В машиностроении занято более 30% трудовых ресурсов региона.

В Западной Европе развиты практически все отрасли машиностроения (их примерно 120). Автомобилестроение: в ФРГ (концерны "Фольксваген", "Даймлер-Крайслер", "БМВ" и другие), где выпускают ежегодно 5,75 млн. автомобилей, в том числе 5,2 млн. легковых; Франции ("Рено", " Пежо "," Ситроен ") - 3,6 млн. автомобилей, из которых 3,2 млн - легковые; в Великобритании компания" Бритиш Лейланд "и другие выпускают 1,8 млн. автомобилей.

Судостроение высокого уровня достигло в ФРГ (экспортная ориентация), Великобритании и Нидерландах. Европейские судостроительные компании отказались от производства массовых серийных судов и производят преимущественно специализированные суда.

Электротехника развита в ФРГ (фирмы "Бош" и "Сименс"), на которую приходится 13% производства электроприборов мира, а также в Нидерландах ("Филипс" - телевизоры, радио), Франции ("Кефаль", "Мулинекс" - бытовая техника). Швейцария - один из главных мировых производителей высококачественных часов. Аэрокосмическая промышленность (межгосударственная компания "Аэробус") производит военные и гражданские самолеты и вертолеты.

Химическая промышленность. Западная Европа сохранила свои позиции в производстве классических видов продукции, которое базируется на местном сырье и отходах других отраслей. На страны региона приходится до 1/3 мирового химического производства, а ФРГ и Франция входят в тройку мировых химических лидеров.

Четко очерченная специализация стран по выпуску определенной химической продукции:

ФРГ - красители, пластмассы, продукция нефтехимии, медикаменты (занимает второе место в мире). Крупнейшие концерны: БПСФ, "Байер", "Хьохст", Феба. Город Людвигсхафен является "химической столицей" ФРГ и всей Европы;

Франция - красители, химические волокна, синтетический каучук, пластмассы, парфюмерия. Крупнейший концерн страны - "Рон-Пуленк" (Лион);

Швейцария - фармацевтика - концерны "Сиба-Гейг" и "Сандов" (Базель)

Медицинская промышленность. Все страны выпускают участниками диагностические и лечебные приборы для медицины, медицинские инструменты, а Лихтенштейн дает половину мирового производства фарфоровых зубов и зубных протезов.

Деревообрабатывающая промышленность. Эта отрасль функционирует во всех странах региона, но все больше ориентируется на импортное сырье. Наибольшие объемы производства продукции этой отрасли - в ФРГ, Франции и Австрии.

Легкая промышленность. Развиты почти все ее отрасли, но некоторые из них (особенно текстильная и швейная) испытывают острую конкуренцию со стороны развивающихся стран, где за такого же качества изделий цена ниже. Много значительных швейных концернов имеют свои филиалы в странах Восточной и Юго-Восточной Азии.

Однако во многих "специфических" отраслях легкой промышленности Западная Европа является мировым лидером:

Изделия "высокой моды" и галантереи - Франция;

Обувная промышленность - ФРГ;

Меховая промышленность - ФРГ;

Ковровая промышленность - Бельгия;

Игрушечная промышленность - ФРГ (Бавария, Баден-Вюртемберг).

Пищевая промышленность в регионе хорошо развита. Страны региона являются одними из крупнейших производителей пищевых продуктов. Здесь получили развитие:

Мясопереработка - ФРГ, Франция, Великобритания;

Молочная промышленность - ФРГ, Швейцария (концерн "неустойчивые"), Австрия, Нидерланды, Франция (второе место в мире по производству сливочного масла);

Сыроварения - Франция (более 300 сортов сыров), Швейцария, Нидерланды (голландский сыр);

Масляная промышленность - Франция (подсолнечное масло);

Виноделие - Франция (известная марочными винами: шампанское, бордоское, Анжуйский, бургундское, кагор, коньяк, которых всего изготавливают 5,5 млн. тонн ежегодно; делит с Италией первое место в мире по объему их производства), ФРГ (мозельские вина) ;

Пивоварение - ФРГ (114 млн галлонов (431 млн. литров) ежегодно), Австрия, Нидерланды, Ирландия, Великобритания;

Табачная промышленность - ФРГ (205 млн. штук табачных изделий - первое место в Европе).

Промышленная продукция стран Западной Европы отличается высокой конкурентоспособностью, что обусловлено применением при ее изготовлении как новейших, так и традиционных технологий.

Ведущие отрасли промышленности

Основа хозяйства Зарубежной Европы - промышленность. Ведущая отрасль промышленности - машиностроение . Зарубежная Европа - родина машиностроения, крупнейший в мире производитель и экспортер машин и промышленного оборудования.

Машиностроение ориентируется здесь на наличие высококвалифицированной рабочей силы, развитую научную базу и инфраструктуру.

Широкое развитие получили все основные отрасли машиностроения: производство станков и кузнечно-прессовых машин (ФРГ, Великобритания, Франция, Ита­лия, Швейцария, Чехия и др.), энергетического обору­дования, электронной техники, теле- и радиоаппарату­ры (ФРГ, Великобритания, Франция, Нидерланды и др.), автомобилестроение (Франция, ФРГ, Италия, Швеция, Испания, Чехия, Венгрия и др.), судостроение (ФРГ, Швеция, Великобритания, Испания, Франция, Нидерланды, Польша, Финляндия). Крупных размеров достигло военное машиностроение, в частности самолетостроение (выделяются ФРГ, Франция, Великобритания).

Зарубежная Европа занимает ведущие позиции в мире также в производстве и экспорте продукции химической промышленности (пластических масс, синтетических и искусственных волокон, фармацевтики, азотных и калийных удобрений, лаков и красок).

Сырьевую базу отрасли составляют нефть и природный газ (как собственные, так и импортируемые), попутные нефтяные газы и продукты нефтепереработки, ресурсы местных месторождений каменного и бурого угля, калийной и поваренной соли.

В производстве и экспорте продукции химической промышленности особенно велика доля ФРГ, Франции, Великобритании, Бельгии, Нидерландов.

Одна из старейших отраслей промышленности Зарубежной Европы - металлургическая. Черная металлургия получила развитие в странах, располагающих метал­лургическим топливом и сырьем: ФРГ, Великобритания, Франция, Люксембург, Швеция, Польша и др. Крупные металлургические комбинаты созданы в морских портах (Генуя, Неаполь, Таранто в Италии и др.) с ориентацией на импортное сырье и топливо.

Важнейшие отрасли цветной металлургии (алюминиевая, свинцово-цинковая и медная) получили преимущественное развитие в странах, имеющих источники минерального сырья и дешевой электроэнергии. Франция, Венгрия, Греция, Италия, Норвегия, Швейцария, Великобритания специализируются на выплавке алюминия; ФРГ, Франция, Польша, Югосла­вия выделяются по выплавке меди; ФРГ, Бельгия - свинца и цинка).

Отраслями международной специализации являются лесная промышленность, ориентирующаяся на источники сырья (Швеция и Финляндия), швейная (Португалия) и обувная (Италия, ФРГ, Чехия, Словакия и др.), ориентирующиеся на резервы дешевой рабочей силы.

В топливно-энергетическом балансе Зарубежной Ев­ропы ведущее место занимают нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе, так и импортируемые из стран Ближнего и Среднего Востока, Африки, СНГ (Россия) и др.

Большая часть добычи нефти и природного газа при­ходится на Северное море (сектора Великобритании и Норвегии) и Нидерланды (месторождение Гронинген на северо-востоке страны). Добыча угля (каменного и буро­го) ведется в ФРГ, Великобритании, Польше, Чехии и Словакии.

В электроэнергетике большинства стран Зарубежной Европы (Франция, Бельгия, ФРГ, Великобритания, Польша, Швеция и др.) велика роль ТЭС и АЭС. Исключение - Норвегия и Исландия, где ГЭС - основной вид электростанций.

Природные предпосылки развития, ведущие отрасли сельского хозяйства

Положение большей части Зарубежной Европы (кро­ме арктического архипелага Шпицберген) в умеренном и субтропическом поясах, положительный температурный режим и высокая влагообеспеченность в течение всего года (исключение - район Средиземноморья, где устойчивое земледелие нуждается в искусственном орошении), наличие естественных лугов и пастбищных угодий благоприятны для выращивания многих видов сельскохозяйственных культур (зерновых, технических, субтропических и др.), развития животноводства.

Основной недостаток в комплексе благоприятных ус­ловий - относительная ограниченность ресурсов сель­скохозяйственных земель.

Регион полностью покрывает свои потребности в про­дуктах сельского хозяйства за счет собственного произ­водства, а по отдельным его видам (зерно, мясо, молоко и молочные продукты, сахар, яйцо) превосходит внут­ренние потребности и занимает видное место в мире по их экспорту.

Для Зарубежной Европы в целом характерен животноводческий профиль сельского хозяйства. Растениевод­ство, как правило, обслуживает нужды животноводства. По этой причине во многих странах кормовые культуры занимают большие площади, часть сбора зерновых культур (пшеница, ячмень, кукуруза) скармливается скоту.

Животноводство имеет молочно-мясной уклон. Главная его отрасль - скотоводство, преимущественно молочного и молочно-мясного направления. В отдельных странах велико значение свиноводства (ФРГ, Дания, Нидерланды, Польша, Латвия, Литва) и овцеводства (Ве­ликобритания, Испания).

Основные зерновые культуры - пшеница, ячмень, кукуруза, рожь. Единственным в регионе крупным его экспортёром зерна является Франция. На долю Франции приходится примерно 1/3 сбора зерна.

Из других видов сельскохозяйственной продукции существенна роль производства картофеля (выделяются Франция, ФРГ, Великобритания, Польша), сахарной свеклы (Франция, ФРГ, Италия, Польша), винограда (Италия, Франция), оливок (Италия, Испания), хмеля (ФРГ, Чехия и Словакия), табака, орехоплодных и эфиромасличных культур (Греция, Италия, Испания).

Доля региона в мировом производстве волокнистых культур (хлопчатник, лен) незначительна.

Зарубежная Европа - район развитого рыболовства. Отдельные его страны (Исландия, Норвегия, Португалия) относят к числу лидеров морского рыболовства.

В соответствии с природными особенностями на территории Зарубежной Европы сложились три района сель­скохозяйственной специализации. Для сельского хозяйства стран Северной Европы (Исландия, Ирландия, Великобритания, Норвегия, Швеция и Финляндия) характерно преобладание молочного животноводства, а в обслуживающем его растениеводстве - кормовых куль­тур и серых хлебов (рожь, ячмень).

Страны Западной, Центральной и Восточной Европы (среднеевропейский район) наряду с выращиванием крупного рогатого скота молочного и молочно-мясного направления специализируются на свиноводстве и птицеводстве.

В растениеводстве высокий удельный вес зерновых, технических и продовольственных культур (картофель, овощи и др.), большие площади пахотных земель отводятся под кормовые культуры. Для сельского хозяйства стран Южной Европы (районы Средиземноморья) характерно значительное преобладание растениеводства, тогда как животноводство играет второстепенную роль. Специализация сельского хозяйства определяется производством фруктов, цитрусовых, винограда, оливок, миндаля, орехов, табака, эфиромасличных культур.



Транспорт. Главную роль в перевозке грузов и пассажиров играет автомобильный транспорт. Автострады международного значения: Лиссабон - Париж - Сток­гольм, Лондон - Франкфурт-на-Майне - Вена - Белград - Стамбул и др. Велико значение внутренних водных путей, особенно выделяются реки Рейн и Дунай.

Густая сеть железных дорог пересекает Зарубежную Европу в широтном и меридиональном направлении. Главные широтные магистрали:

1) Лиссабон - Мадрид - Париж - Берлин - Варшава (далее на Минск и Москву),

2) Лондон - Париж - Вена - Будапешт - Белград - София - Стамбул (далее на Ближний Восток),

Важнейшие меридиональные пути:

1) Амстердам - Брюссель - Париж - Мадрид - Лиссабон,

2) Лондон - Париж - Марсель,

3) Копенгаген - Гамбург - Франкфурт-на-Майне - Цюрих - Рим,

4) Гданьск - Варшава - Вена - Будапешт - Белград - Афины.

Развит трубопроводный и воздушный транспорт.

Международное значение имеют морской транспорт и обслуживающие его морские порты: Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр, Марсель, Генуя. Самый крупный из них - Роттердам, грузооборот которого со­ставляет 250-300 млн т в год.

Зарубежная Европа - основной центр международного туризма. Наиболее посещаемые туристами зоны - Альпы и Средиземноморье.