Бюджетная система - это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.
Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующей в ней законодательной системы, ролью бюджета в стране.
От формы государственного и административного устройства страны зависит и построение бюджетной системы.
Основы бюджетного устройства РФ определяются конституцией страны и ее государственного устройства как к федеративной республике, субъектами которой являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа.
В соответствии с конституцией и БК РФ бюджетная система РФ состоит из трех уровней:
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов;
Местные бюджеты.
Государственный бюджет - это финансовая программа деятельности государства, которая выражает все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).
Местный бюджет - главный канал доведения до населения конечных результатов производства. Финансирует развитие отраслей производственной сферы, обеспечивающей жизнедеятельность населения.
Территориальный бюджет - свод региональных и местных бюджетов.
Доходы и расходы бюджета
Доходы
Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжении органов государственной власти (федеральный, региональный, местный).
Состав доходов бюджета:
Налоговые доходы , предусмотренные налоговым законодательством (федеральным, законодательным, местным). Налоги и сборы. Сумма предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других платежей. Также учитываются в документах в пределах лимитов.
Неналоговые доходы : доходы от использования государственного и муниципального имущества; финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней; штрафы, компенсации, конфискация и т.п.; платные услуги (нотариат).
Расходы
Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и органов местного самоуправления. В зависимости от характера определений, формируются системы бюджетных расходов.
Государственное и муниципальное управление;
Национальная оборона;
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
Поддержка отраслей материального производства;
Научно-технический прогресс (НТП);
Социальная защита населения;
Охрана окружающей среды и природных ресурсов;
Обслуживание и погашение государственных долгов.
В зависимости от экономического содержания, расходы делятся на:
Текущие - обеспечивают текущее финансирование органов власти, МСУ, оказание государственной поддержки бюджетным учреждениям и отдельным отраслям экономики в виде дотаций, субвенций, субсидий на текущее функционирование, являющееся преобладающей частью;
Капитальные - обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность для действующих или вновь создаваемых предприятий в соответствии с утвержденной инвестиции программой (в виде бюджетных кредитов).
Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. Их структура меняется ежегодно в зависимости от экономической ситуации в стране.
Доходы территориальных бюджетов
Делятся на два вида:
Собственные - виды доходов, закрепленных на постоянной основе полного или частичного за соответствующими бюджетами законодательства РФ. Составляют меньшую часть доходов;
Регулирующие - федеральные и региональные налоги, пошлины по которым установлены нормативы отчислений (в %-ах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год.
К регулирующим доходам относятся:
Трансферты - средства, поступающие из федеральных и региональных бюджетов, финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по специальной методике и формуле;
Дотации - средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездных и безвозвратных основах для покрытия текущих расходов;
Субвенция - средства, бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездных и безвозвратных основах для осуществления целевых расходов;
Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому или физическому лицу на условиях дальнейшего финансирования целевых расходов.
Итак, к неналоговым доходам - по законодательству Российской Федерации относятся: - доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; - доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; - доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; - средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, и иные суммы принудительного изъятия; - доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; а также иные неналоговые доходы. Это следует из ст. 51 Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
По форме федеральный бюджет выступает как роспись доходов и расходов государства на определенный срок, утверждаемая в законодательном порядке.
Утверждение бюджета парламентом придает бюджету силу закона.
Принятие бюджета вызвано объективной необходимостью. Федеральный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
В отличие от федерального центра регионы Российской Федерации не имеют возможности решать свои бюджетные проблемы за счет рублевой эмиссии или масштабного привлечения спекулятивного финансового капитала. В результате региональные бюджеты оказываются неспособными исполнять взятые на себя финансовые обязательства, а их дефицит покрывается путем необеспеченных заимствований и возрастающей эмиссии денежных суррогатов, представляющих собой различные формы территориальных взаимозачетов и налоговых освобождений.
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большей степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.
1. ГОСУДAРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: ПОНЯТИE И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ
Бюджет. Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации.
Бюджет в экономике - это роспись доходов и расходов субъектов хозяйствования на определенный период времени, как правило на год.
В зависимости от субъекта хозяйствования, для которого он составлен, различают государственный и местный (в т.ч. региональный и муниципальный), а также потребительский (семейный) бюджеты.
Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение в бюджете определенной доли национального дохода необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает федеральный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий (финансовый) год.
На современном этапе отличительной чертой государственных бюджетов является их возрастающая роль в перераспределении валового внутреннего продукта, которое охватывает до 30-40% его величины.
Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Таким образом, бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.
Бюджетная система государства - это совокупность всех видов бюджетов.
Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетную систему РФ как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Взаимосвязь между отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Следовательно, бюджетное устройство - это организация взаимосвязи между звеньями бюджетной системы, основанная на правовых нормах. Бюджетное устройство включает структуру бюджетной системы, бюджетную классификацию, принципы построения бюджетной системы и бюджетов.
В иерархической упорядоченной бюджетной системе России можно выделить следующие уровни:
А) федеральный бюджет
Б) бюджеты субъектов РФ :
Республиканские бюджеты
Бюджеты автономных областей
Областные, краевые бюджеты
Бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга
В) местные бюджеты
Бюджеты городов областного подчинения
Бюджеты районов
Городские районные бюджеты
Сельские и поселковые бюджеты.
Под федеральным бюджетом принято понимать основной финансовый план страны в целом, ежегодно принимаемый высшим законодательным органом государственной власти - Федеральным собранием.
Через федеральный бюджет осуществляется перераспределение валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода в рамках всего государства.
Доходы федерального бюджета собираются по всей территории РФ по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всего народа, населяющего страну. По существу федеральный бюджет является главным законом экономической жизни государства, в котором фиксируются не только цифры доходов и расходов казны, но и все остальные параметры экономического развития. Поэтому федеральный бюджет рассматривается как главный объединительный инструмент всей финансовой системы РФ. Но это справедливое утверждение можно толковать двояко.
Во-первых , именно государственный (федеральный) бюджет несет основную часть расходов, куда входят и средства, выделяемые субъектам Федерации, необходимые для их жизнедеятельности. Соответственно в федеральный бюджет стекается основная масса налоговых поступлений и других доходов. В такой трактовке совершенно естественно, что федеральный бюджет играет не просто центральную, а аккумулирующую роль в бюджетной системе Федерации, а региональные бюджеты, хотя и являются формально независимыми, но на деле формируются в недрах Министерства финансов РФ, поскольку именно там происходит фактически формирование их доходной части, а также обсуждается их расходная часть.
Во-вторых , с позиций федерализма федеральный бюджет является объединяющим фактором, поскольку его средства расходуются в интересах всего населения государства, а средства, выделяемые для поддержки субъектов Федерации, используются в целях выравнивания финансового положения и бюджетной обеспеченности данных бюджетов. В таком понимании акцент в оценке роли федерального бюджета смещается от его фискальной функции к распределительной.
В соответствии с этими двумя точками зрения на роль федерального бюджета в бюджетной системе РФ и должно идти ее формирование. Однако в России бюджетный процесс всегда был недостаточно четко регламентирован, а в настоящее время и вовсе дезорганизован.
Следующим после федерального бюджета звеном бюджетной
системы РФ являются бюджеты субъектов Федерации (региональные бюджеты), которые представляют собой обособленную часть бюджетной системы РФ, связанную с последней генетически. Они (вне зависимости от меры своей автономии) составляют именно часть целого, пока существует целостность государства. Региональные бюджеты являются символом и гарантом региональной обособленности, независимости, самостоятельности и ответственности. Одной из наиболее острых проблем формирования бюджетного устройства России в настоящее время места, роли и функций местных бюджетов в бюджетной системе РФ.
Суть проблемы состоит в том, что местные бюджеты являются финансовой базой местного самоуправления, которое в соответствии со ст.12 Конституции РФ не входит в систему государственных органов власти.
Иными словами, государственные финансы безвозмездно используются государственными организациями, и местные бюджеты практически «выпадают» из бюджетной системы. Решить эту проблему можно, определив роль местного самоуправления в РФ.
Обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета, который представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории(ст.6БК РФ).
Бюджетный процесс.
Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов государства, его административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанных на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.
Бюджетная система государства структурно определяется степенью распределения полномочий между органами власти различных уровней по отношению к концентрации финансовых средств и их распределению. С этой точки зрения государства можно подразделить на три типа: унитарные, федеративные и конфедеративные.
Унитарное (единое) государство по административно-территориальному делению едино и не имеет в своем составе автономных образований. В государстве действует конституция и единые органы власти, осуществляющие централизованное управление политическими, экономическими и социальными процессами. Бюджетная система такого государства имеет два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты.
Конфедеративное (союзное) государство представляет собой союз суверенных государств, объединенных для совместного решения политических, военных и экономических задач. Бюджет союзного государства формируется из взносов каждого государственного образования, образующего конфедерацию. У государств, входящих в конфедерацию, имеются собственные бюджетные системы.
Федеративное государство представляет собой такое административно-территориальное устройство, которое состоит из государственных образований, имеющих собственную государственность и обладающих определенной политической самостоятельностью в соответствии со своими конституциями и законами. К такому типу государственного образования относятся Российская Федерация.
Конституцией РФ закреплено федеративное устройство РФ, разграничены предметы ведения и полномочия органов власти различных уровней. Федеративное устройство РФ, разграничение прав и полномочий между Федерацией и ее субъектами, с одной стороны, между субъектами РФ и муниципальными образованиями, с другой стороны, являются основой бюджетного федерализма РФ.
В соответствии с Конституцией РФ субъектами РФ являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа, автономная область и отдельные города (Москва, Санкт-Петербург). Субъекты РФ по своему административно-территориальному образованию состоят из районов, городов, поселений, составляющих муниципальные образования.
В соответствии с федеративным принципом построения государства, каждый субъект РФ имеет бюджет, средства которого используются для решения задач и выполнения функций, отнесенных к органам власти субъекта Федерации. Согласно Бюджетному кодексу РФ бюджеты субъектов РФ именуются региональными бюджетами.
Административно-территориальные или муниципальные образования, составляющие территорию субъекта РФ имеют собственные бюджеты, которые именуются в Бюджетном кодексе РФ местными бюджетами: районными, городскими, поселковыми, сельскими.
В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система РФ имеет три уровня: федеральный, региональный и местный (см. рис.1).
Рис. 1. Структура бюджетной системы Российской Федерации
Федеральная компонента представлена двумя составляющими: федеральным бюджетом и федеральными внебюджетными фондами, представляющих централизованный фонд финансовых ресурсов или финансовый план государства, имеющий статус закона на финансовый год. Через федеральный бюджет происходит перераспределение денежных средств между всеми уровнями бюджетной системы.
Государственные внебюджетные фонды являются централизованными фондами денежных средств, которые образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Они предназначаются для реализации прав граждан на социальную защиту (пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь). Целевые бюджетные фонды являются специальными централизованными фондами денежных средств, создаваемых из средств бюджетов или из средств в порядке отчислений от других видов доходов. Средства фондов не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов. Аналогично бюджеты субъектов РФ, бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов и местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме законов, издаваемых субъектами РФ, и постановлений, принимаемых органами власти местного самоуправления. Это означает, что бюджеты, составляющие бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются в бюджетную систему вышестоящего уровня.
Основываясь на федеральном принципе построения Российской Федерации и ее административно-территориальном делении, можно констатировать факт, что бюджетная система РФ организационно и функционально объединяет:
Один федеральный бюджет;
21 республиканский бюджет республик, входящих в состав РФ;
Пять краевых и областных бюджетов;
Два бюджета городов Москвы и Санкт-Петербурга;
Один бюджет автономной области;
10 окружных бюджетов и бюджетов автономных округов;
Около 29 тысяч местных бюджетов (районных, городских, поселковых, сельских).
Бюджетным кодексом РФ определено, что региональный бюджет (бюджет субъекта РФ) и свод местных бюджетов данного региона составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. Общий свод региональных бюджетов (бюджетов субъектов РФ) и местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований) принято именовать территориальным бюджетом (без включения внебюджетных государственных фондов). Свод федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ составляет консолидированный бюджет РФ.
Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.
Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Его составной частью является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетом разных уровней. Свод бюджетов в целом по РФ или соответствующей территории носит название консолидированних бюджетов. Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждается и используется для аналитических и статистических целей.
Бюджетное устройство Российской Федерации
Одним из основных условий эффективного осуществления бюджетной деятельности является включение какого-либо определенного бюджета в бюджетную систему с целью распределения доходных и расходных источников. Бюджетное устройство в федеративном государстве приобретает особую значимость, поскольку является отражением принципа федерализма в государственном устройстве, показывает состав бюджетной системы, основополагающие начала ее построения, правовое положение бюджета каждого уровня бюджетной системы.
Бюджетное устройство представляет собой внутреннюю совокупность бюджетов, виды и принципы взаимной связи которых определяются национально-государственным и административно-территориальным устройством страны. Бюджетное устройство обусловлено типом и формой государства.
Раздел I части второй БК РФ именуется «Бюджетное устройство Российской Федерации», однако содержание этого понятия в нем не раскрывается. Анализ указанного раздела БК РФ позволяет определить бюджетное устройство как совокупность бюджетной системы, бюджетной классификации, компетенции органов власти и органов местного самоуправления, принципов бюджетной системы, что не отвечает общенаучным нормам и необходимым требованиям теории деятельности. Содержание бюджетного устройства выходит за рамки этого понятия, так
как включение бюджетной классификации неоправданно смещает процессуальные и материальные части бюджетного права, а понятийные и концептуальные недостатки могут привести к практическим негативным последствиям.
Структура БК РФ дает ошибочные основания считать понятие «бюджетная система» более емким, чем понятие «бюджетное устройство», поскольку часть вторая Кодекса называется «Бюджетная система Российской Федерации», а входящий в нее раздел I, как уже отмечалось, - «Бюджетное устройство Российской Федерации». При этом он находится в одном ряду с другими разделами, выделенными из состава бюджетной системы РФ. В финансовом праве общепринято считать бюджетную систему составным элементом бюджетного устройства. Таким образом, бюджетное устройство - это организация бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетная система РФ имеет законодательное определение, которое, к сожалению, только затрудняет решение вопроса о критерии отнесения составных частей к этой системе. Статья 6 БК РФ устанавливает, что «бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Внебюджетные фонды органично входят в финансовую систему, являясь самостоятельным звеном, а их включение в бюджетную систему методологически неверно.
По своей структуре бюджетная система является трехуровневой: первый уровень - федеральный бюджет; второй уровень - бюджеты субъектов РФ; третий уровень - местные бюджеты.
Каждое звено бюджетной системы характеризуется не только тем, что оно обслуживает распределение и перераспределение дохода определенной территории, но также и тем, что при этом используются специфические формы и методы аккумулирования и использования фондов денежных средств. Это и лежит в основе тех различий, которые имеются между отдельными звеньями бюджетной системы, т. е. различий внутри единства, каковым является бюджетная система РФ. Каждому звену бюджетной системы присущи определенные свойства и функции, которые не повторяются другими субинститутами данной системы. Но каждое звено взаимодействует с другими институтами
Глава 7. Теоретические основы бюджетного права РФ
и может интегрировать с ними - это и является признаком целостности бюджетной системы.
Бюджетная система РФ существует не автономно, все ее звенья являются составной частью финансовой системы РФ, а каждое звено входит в состав соответственно финансовой системы РФ, субъекта РФ или муниципального образования.
В основе построения бюджетной системы лежит совокупность определенных принципов. Главной целью принципов построения бюджетной системы является отражение федеративного устройства Российского государства в сочетании с самостоятельностью органов местного самоуправления. Принцип построения бюджетной системы может быть определен как исходное положение (идея), лежащее в основе бюджетной системы государства, предопределяющее возможность норм права, устанавливающее связи между ними и формирующее различные подходы к толкованию норм бюджетного права, разрешению коллизий, восполнению пробелов
Основными принципами построения бюджетной системы РФ являются:
а) единство бюджетной системы - этот принцип обеспечивается единством правовой базы, использованием единых бюджетных классификаций, единством форм бюджетной документации, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Единство бюджетной системы основано на взаимодействии всех звеньев бюджетной системы, что достигается путем использования регулирующих источников дохода и гарантируется единой социально-экономической политикой, проводимой Российской Федерацией;
б) самостоятельность бюджетов - этот принцип означает наличие собственных источников доходов и право самостоятельно определять их расходование;
в) принцип полноты и реальности бюджетов - этот принцип означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные обязательные платежи подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулируемых в бюджетной системе РФ;
г) принцип гласности - этот принцип означает, что деятельность государственных органов и органов местного самоуправ-
Финансовое право России. Особенная часть
ления в бюджетном процессе открыта и должна освещаться в средствах массовой информации. Отчет об исполнении бюджета обязательно публикуется;
д) принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ - этот принцип означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления;
е) принцип сбалансированности бюджетов - этот принцип означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета;
ж) принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств - этот принцип означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств;
з) принцип общего (совокупного) покрытия расходов - этот принцип означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
и) принцип достоверности бюджета - этот принцип означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;
к) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств - этот принцип означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование
Глава 7 Теоретические основы бюджетного права РФ
конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.
Бюджетное устройство присуще не только Российской Федерации в целом как единому государству, но и субъектам РФ и муниципальным образованиям.
Бюджетное устройство в субъектах РФ - это организация бюджетной системы субъекта РФ и принципы ее построения.
Бюджетная система субъекта РФ состоит из бюджета субъекта РФ (республиканского, краевого, областного и др.) и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ.
В основе бюджетной системы субъекта РФ лежат принципы: единства; разграничения доходов и расходов бюджетов, самостоятельности бюджетов; полноты отражения доходов и расходов; сбалансированности; эффективности и экономности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; гласности; достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств.
Бюджетное устройство в муниципальных образованиях - это организация бюджетной системы муниципальных образований и принципы ее построения.
В муниципальную бюджетную систему входят бюджеты городов, внутригородских районов, сельских (поселковых) территориальных образований. Однако следует иметь в виду, что часто в составе муниципальных образований имеются другие муниципальные образования, например районы в городах, поэтому в составе бюджета города могут быть выделены сметы расходов внутригородских районов. Это относится и к другим видам муниципальных образований. Так, Закон Республики Адыгея «О местном самоуправлении» предусматривает возможность включения в бюджет муниципального образования в качестве составной части смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов (территорий), не являющихся муниципальными образованиями (п. 3 ст. 27). В Астраханской области, напротив, районы в городах имеют статус муниципальных образований, следовательно, муниципальная бюджетная система в
Финансовое право России. Особенная часть
рамках этого субъекта РФ помимо государственного бюджета включает бюджеты внутригородских районов.
В основе бюджетной системы муниципальных образований лежат те же принципы, что и в основе бюджетного устройства РФ, а также принцип учета местных особенностей и традиций.
Понятие бюджета
Те доходы, которые государство аккумулирует, не находятся в едином общем мешке, из которого каждый может получить по мере своих потребностей. Распределение и направления расходования государственных финансов особо принципиальный вопрос, который находится в строгих законодательных рамках.
Основной инструмент правового характера, с использованием которого происходит образование и распределение государственных денег – это государственный бюджет.
Определение 1
Бюджет – это совокупность форм образования и расходования денежных фондов, которые в свою очередь предназначены для выполнения государством своих социальных, экономических, политических задач.
Бюджет как экономическая категория подразумевает совокупность экономических взаимоотношений, которые в свою очередь образуются между субъектами в процессах образования, перераспределения и расходования денежных фондов на разных уровнях.
Бюджет любого уровня – юридический документ, принимаемый представительным органом власти соответствующего уровня. Так, государственный бюджет РФ принимает Федеральное Собрание в виде Федерального закона о бюджете на очередной финансовый год.
Бюджетная система РФ
Российская Федерация – страна с федеративной формой устройства, в которой общепризнанны права местного уровня власти. Бюджетная система России строится на соблюдении определенных принципов, главными из которых являются:
- единство существующей бюджетной системы
- самостоятельность всех бюджетов
- сбалансированность бюджета
- гласность бюджетного процесса
На сегодняшний день бюджетная система РФ представлена тремя уровнями: федеральный, региональный, местный.
В ходе реформирования бюджетной системы и бюджетного процесса третий местный уровень подразделили на подуровни, где самым низким является уровень сельского/городского поселения.
Федеральный уровень представлен федеральным бюджетом РФ и бюджетами государственных внебюджетных фондов – ПФ РФ, ФСС и ФОМС.
На втором уровне расположены бюджеты субъектов РФ , а также бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. На региональном уровне бюджет характеризуется как центр финансовых ресурсов, предназначенных для выполнения функций и задач субъекта РФ.
Третий уровень бюджетной системы РФ (муниципальный) представлен бюджетами муниципальных районов, а также поселений и городских округов. На местном уровне отсутствуют бюджеты внебюджетных фондов.
Кроме тех уровней бюджетов, что перечислены выше, существует еще понятие консолидированного бюджета. Он представляет собой группировку или своего рода свод бюджетов всех уровней, представленных на конкретной территории.
Пример 1
Например, в консолидированный бюджет РФ входят и федеральный бюджет, и бюджеты субъектов РФ. В состав консолидированного бюджета субъекта РФ включаются региональный бюджет и все муниципальные бюджеты муниципальных образований, включенных в состав соответствующего субъекта РФ.
Основной функцией бюджета соответствующего уровня является своевременное финансирование мероприятий. Каждый вышестоящий бюджет служит как бы гарантом выполнения нижестоящим бюджетом своих функций в минимальном объеме, т.е. если в нижестоящем бюджете не хватает средств для выполнения государственных полномочий, то нехватка восполняется из вышестоящего бюджета. Иными словами, все звенья бюджетной системы РФ находятся в тесной взаимосвязи, а также являются обуславливающим фактором друг для друга.