Зачем страховые компании создают очереди. Крупные страховщики отказываются оформлять осаго: расскажем почему и что делать

В Москве и Подмосковье страховые компании отказываются продавать полисы ОСАГО гражданам с иногородней пропиской. Об этом Лайфу сообщил лидер движения "Автомобилисты России" Виктор Похмелкин. На основе многочисленных отзывов пострадавших граждан правозащитник направил письмо (есть у Лайфа) в Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА) с требованием провести проверку этих фактов. Эксперты убеждены, что страховщики не хотят страховать региональных водителей из-за низкого заработка на региональных тарифах.

Ко мне идёт буквально шквал обращений со стороны иногородних россиян о том, что они не могут оформить полис ОСАГО в Подмосковье и Москве в офисах продаж страховых компаний. Для начала их просят написать какие-то заявления – просьбы на заключение договора ОСАГО, обещают ответить "оперативно" - в течение двух недель, - обеспокоен Похмелкин. - Ещё один вариант: скажем, вы временно проживаете в подмосковном городе Электростали и приходите в местный офис продлить или купить новую страховку, а вам говорят: "Поезжайте в центральный офис в Москве. У нас только там для регионалов продаются страховки". А в центральном офисе выясняется, что помимо полного пакета документов, включая ПТС, водитель обязан предоставить автомобиль на осмотр, что формально не противоречит закону, хотя для москвичей и жителей Подмосковья у страховщиков такой опции нет.

Правозащитник напоминает, что уклонение страховых организаций от заключения публичного договора ОСАГО является прямым нарушением закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", вдобавок договор ОСАГО является публичным (п. 3 ст.426 ГК РФ) и не приемлет отказа.

В страховых компаниях не готовы объяснять причину отказов.

Мы отправим на осмотр в Москву на Хлебозаводской проезд проверять машину на целостность. Мы не имеем права осматривать, эксперты будут делать это, у нас такой регламент. Теперь у нас так, все региональные машины осмотр проходят. Пожалуйста: заводим договор, я выдаю направление в Москву, за осмотр платить не нужно, - сообщил менеджер в офисе Ингосстраха в городе Видном, отказав в оформлении страховки на месте.

В Домодедове один из страховых агентов пообещал застраховать иногороднего водителя при условии покупки допстраховки.

С региональными водителями у нас только полисы "Росгосстраха" и там будет дополнительный полис за 1 тыс. руб. Только с этим условием нам бланки дают. В других компаниях вообще нет возможности, - сообщила страховой агент Ольга.

В Северном Бутове в офисе СК "Согласие", узнав о неместной регистрации водителя, направляют вместе с машиной в главный офис в Южнопортовом проезде. На просьбу оформить договор непосредственно в Бутове отвечают отказом. Ровно так же поступают в подразделении страхового дома ВСК в Апрелевке, обещая волокиту с получением полиса на месяц.

У нас сейчас нет полномочий [оформлять ОСАГО], только через центральный офис, - объяснила сотрудница ВСК.

В кол-центре "Ренессанс страхования" операторы заявляют, что оформление договоров ОСАГО для региональных водителей возможно только после ограниченной до 1 часа в неделю процедуры осмотра.

Получение полиса возможно только в центральном офисе, после предъявления автомобиля на осмотр. Машина должна быть после мойки. Осмотр производится по понедельникам с 10:00 до 11:00 утра, - сообщила представительница "Ренессанс страхования".

Ответы не связанных друг с другом представителей страховщиков словно написаны под копирку. Первым или вторым вопросом они выясняют место прописки собственника, затем повторяется мантра про скованные во времени центральные офисы.

Проблема распространилась на весь столичный регион. Хуже всего, что недуг охватил и компании с большим числом территориальных офисов, таких как "Ресо-гарантия" и "Росгосстрах". Обе компании проигнорировали запросы Лайфа.

В Мытищах представитель "Эрго" признался, что внутренняя программа даже не даёт возможности внести данные иногороднего человека. В головном офисе Лайфу этот инцидент объяснили ошибкой.

Проблемы при покупке полиса ОСАГО в Мытищах могли возникнуть с техническими неполадками в системе, через которую осуществляется оформление полисов. Наши специалисты делают всё возможное, чтобы устранить неполадки в ближайшее время, - сообщила Кира Беззубенко, специалист управления клиентского сервиса "Эрго".

Центробанк, главный регулятор отрасли, призванный наказывать страховщиков за дискриминацию страхователей, знает о проблеме, но решать её не спешит, сетуя на недостаток жалоб.

Подобные обращения граждан есть, однако их число незначительно, - сообщили Лайфу в пресс-службе Центробанка. - На основании полученной жалобы Банк России в рамках компетенции принимает меры к страховщику в соответствии с законодательством РФ.

Центробанк вправе за отказ оформления полиса накладывать штраф (50 тыс. руб.) на должностное лицо, совершившее правонарушение, соответствующие положения содержатся в ст. 15.34.1 КоАП РФ.

В случае отказа или уклонения от заключения договора ОСАГО в ЦБ порекомендовали автовладельцам обращаться с жалобой и имеющимися доказательствами прямо к ним. В ведомстве заверили, что отказ в заключении договора может быть зафиксирован любыми законными способами (в том числе с помощью фото-, аудио- или видеоустройств, свидетелей), позволяющими сделать вывод о факте правонарушения.

В профессиональном объединении торговцев автогражданкой - Российском союзе автостраховщиков - считают, что проблема носит незначительный характер и комментировать её не желают.

Мы не комментируем деятельность отдельных страховых компаний, - заявил представитель пресс-службы РСА.

Автомобильные адвокаты объясняют отказы страховщиков нежеланием получать маленькую премию по страховкам, заключённым с региональными водителями. Сейчас для легкового автомобиля минимальный базовый тариф по ОСАГО для физлиц составляет 3432 руб. Эта сумма умножается на региональные коэффициенты, к примеру, в Курской области это 0,6. При отсутствии дополнительных повышающих (возраст, стаж, лошадиные силы мотора) и понижающих коэффициентов стоимость страховки в Курске составит 2077 руб. В случае Москвы (2) и Подмосковья (1,7) этот же полис обойдётся в 6864 руб. и в 5834,4 руб. соответственно.

Страховые компании сегодня пытаются искусственно ограничить продажи в регионах, которые они считают убыточными. На самом деле эти регионы просто приносят меньше прибыли страховщикам. В Москве из собранных 100 рублей компании выплачивают по ОСАГО 30-40 рублей, а, к примеру, в Волгоградской области - 65. Естественно, они хотят продавать полисы только в городах с высокими коэффициентами, считает глава организации по защите прав потребителей страховых услуг "Главстрахконтроль" Николай Тюрников.


Побороть эти нарушения не удастся, пока по каждому случаю отказа автовладелец не будет писать жалобу в ЦБ и требовать наказания для страховщика, убеждены правозащитники.

Назревающая очередная реформа ОСАГО обернулась для тысяч, если не десятков тысяч, законопослушных автовладельцев неожиданными проблемами. Страховые компании, борясь с «автоюристами», ввели в свою практику продажу полисов «по прописке». Иными словами, россиянин, живущий, работающий и ездящей на своем авто по Первопрестольной, но не зарегистрированный в ней, « » приобрести не может. А значит вынужден или поставить свое авто на прикол, или ехать за документом в родной Новосибирск. А ведь еще совсем недавно все было с точностью наоборот. Страховые компании устраивали «веселую жизнь» автомобилистам прочих регионов России, но, похоже, очередь дошла и до московских жителей.

О «подарочке» страховщиков стало известно буквально на днях, когда у журналистки «Московского комсомольца» закончился полис ОСАГО и она пошла приобретать новый — как и год назад в ближайший офис страховой компании, оказавшейся «РЕСО-Гарантия». Однако в этот раз сделка не состоялась. Сотрудница, услышав, что потенциальная покупательница полиса имеет регистрацию не в Москве, а в Нижнем Новгороде, повела себя крайне странно. Она сообщила, что продать вот прямо сейчас полис не может! Оказывается, каким-то непонятным распоряжением , для иногородних введен иной порядок заключения подобных договоров — в течение (а точнее — через) 30 дней с момента обращения.

Дико удивившись, коллега обратилась в офис другого страховщика — «МАКС», потом третьего и четвертого — «Ингосстрах» и «АльфаСтрахование». Ответ был точно таким же. В полном изумлении сейчас она решает сложную проблему: продолжать ездить, злостно нарушая ПДД, либо ставить машину в гараж. Поскольку в Москве чуть ли не половина населения сейчас имеет не московскую регистрацию, проблему вполне можно считать массовой. Любопытно при этом, что на не действует даже упоминание ст. 15.34.1 КоАП РФ, предполагающий наложение на них 50 000 рублей штрафа за «необоснованный отказ страховой организации от заключения публичных договоров».

На этот аргумент работники офисов отвечают другим — пунктом 1 ст. 445 Гражданского кодекса РФ, обязывающим страховую компанию продать гражданину полис ОСАГО не позднее 30 дней со дня получения от него письменного заявления. Буквально: пишите заявление и через 30 дней приходите. При этом телефонные девушки в перечисленных компаний, как под копирку отвечали: при продаже ОСАГО никаких требований к прописке не существует.

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) ответили в том же издевательском духе: «30 дней -это срок, который установлен ГК РФ для рассмотрения обращений. Это не выдумка страховых компаний, а норма действующего законодательства. Поэтому озаботиться за продлением или заключением договора ОСАГО заранее — за месяц-полтора до окончания действия текущего полиса». На самом деле ларчик всей этой жуликоватой истории открывается достаточно просто. Во-первых, страховые таким «401 сравнительно честным способом» борются с так называемыми автоюристами в регионах — профессионалами, которые отсуживают у страховщиков компенсации по ДТП в полном, а не заниженном объеме плюс штрафы за мухлеж. ведь не устает сообщать о диких убытках, которые «автоюристы» наносят, якобы, страховому рынку.

В итоге во многих регионах страховые компании, чтобы не платить по ОСАГО (только вдумайтесь!) всячески сокращают продажи полисов вместо того, чтобы нанять собственных квалифицированных юристов. А людям ездить-то надо и они вынуждены покупать полисы в том числе и в московском регионе. Но и эту лазейку для них прикрыли. В итоге и в Москве, и в близлежащих регионах как на дрожжах растет число автовладельцев, выезжающих на дорогу без «автогражданки». И ладно, если это нарушение закончится для них штрафами — одним или тридцатью, зависит от везения. А не дай Бог — авария? Тогда крайними окажутся и совсем уж непричастные к страховому появление новейшей гримасы отечественной истории автовладельцы: продажи полиса в зависимости от прописки!

Бланков полисов снова не хватает, у автомобилистов паника: как ездить без страховки?

За полисом - в другой город

«В 4.30 утра в очереди за полисом я была третьей, - говорит нижегородка Наталья Юрьева . - Время работы страховой компании сократили. Техосмотр, оформленный у другого страховщика, здесь уже не действует - плати ещё. Насчитали услуг на 5500 руб. (раньше они тоже были - на 1500 руб.). Сил нет!»

Дефицит новых бланков полисов охватил всю Нижегородскую область. Некоторые в поисках не один десяток километров намотали.

«В Заволжье часть офисов страховщиков закрыли. Нашёл работающий - там новых бланков не будет до сентября, - говорит Иван Константинович Сорокин, пенсионер . - Поехал в Городец - там требуют ещё и жизнь застраховать. Зачем тратить ещё 4 тыс. руб., если мне 82 года?»

«А у нас в Пильне говорят: «Страхуйте дом, тогда и ОСАГО оформим». Почему, как в советские времена, что-то навязывают в назгрузку?!» - возмущён Иван Степанович Сунин .

Но кто-то согласен и в очереди постоять, и заплатить за «лишний» полис - лишь бы не нарваться на штраф за отсутствие полиса ОСАГО.

Где страховщики?

Проблемы с ОСАГО в регионе возникают с завидной регулярностью. А ведь полис подорожал - этого добивались страховщики. По данным ЦБ РФ, в I квартале 2016 г. сборы по ОСАГО в Нижегородской области выросли на 40% в сравнении с аналогичным периодом 2015-го - за счёт роста базового тарифа. В то же время выплаты выросли более чем на 56%.

«Ряд страховщиков ОСАГО сократил или полностью свернул присутствие в Нижегородской области, считая этот вид страхования высокоубыточным, - рассказали «АиФ-НН» в нижегородском филиале крупной страховой компании. - Два года назад в регионе было примерно 43 страховщика ОСАГО, в этом году - 34, а активно работающих - вообще 15. А автомобилей меньше не стало».

ОСАГО с убытком

«В 2015 году с российского рынка ушли более 70 страховых компаний, - говорит Иван Цыплаков, директор нижегородского центра страхования, президент Всероссийского союза операторов техосмотра . - Это связано и с отзывом лицензий на страхование автогражданской ответственности, и с тем фактом, что компании отказываются от продажи полисов ОСАГО как убыточного вида страхования. Даже лидеры стараются снижать долю на рынке. Некоторые пытаются под всякими предлогами не выдавать полисы, предлагают потребителям: «Пишите заявление - рассмотрим в течение 30 дней».

Даже после того как в апреле 2015 года полис подорожал, ситуация не изменилась - одновременно вырос размер ущерба. Выплаты до 400 тыс. руб. - за каждый автомобиль, попавший в конкретное ДТП (раньше выплачивали 120 тыс. руб. за одно авто и 160 тыс. руб. - на всех участников аварии). До 500 тыс. руб. выросли компенсации ущерба здоровью. То есть нагрузка на страховые компании увеличилась.

На рынке стало больше автоюристов, которые пытаются зарабатывать на дорожных происшествиях. Кстати, в кризис выросло и число мошенников, в том числе рядовых граждан, которые хотят обманным путём получить выплаты по ОСАГО.

Всё меньше отделений страховых компаний работают в районах Нижегородской области. Страховщики обязаны иметь представительства во всех 85 регионах страны: открыли офис в Нижнем Новгороде и формально обеспечили доступность услуг. Если страхование убыточно, компании приложат все силы, чтобы полисами не торговать.

С июля 2016 года стали продавать полисы нового образца. Документы старого формата имеют право выдавать только до октября 2016 года, позже - уже не должны. От старых полисов компании постарались быстрее избавиться, а бланки нового образца страховщики продавать не спешат.

Мои прогнозы - до конца года ситуация будет только ухудшаться. С 1 января 2017 года планируют ввести электронное оформление полиса ОСАГО, но как эта система будет работать, пока неизвестно.

Продажа вместе с полисом ОСАГО дополнительных страховок - для страховщиков способ выжить. Так компании пытаются возмещать убытки по автогражданке. Получить полис без допуслуг можно, если написать в страховую письменное заявление. Его обязаны рассмотреть в течение месяца и продать полис. Но даже чтобы написать заявление, стоят огромные очереди».

Компетентно

Наталья Кучеренко, руководитель управления Роспотребнадзора по Нижегородской области:

По Гражданскому кодексу РФ страховая компания, получив лицензию на ОСАГО, должна реализовать полис каждому, кто к ней обратится. Необоснованный отказ страховщика или навязывание допуслуг, по КоАП РФ, влечёт штраф: на должностных лиц - от 20 тыс. до 50 тыс. руб., на юрлиц - от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Если с вами отказались заключить договор из-за отсутствия бланков или навязывают допуслуги, обращайтесь в Службу по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров ЦБ (603008, Нижний Новгород, ул. Большая Покровская, 26). Можно и подать в суд иск, требуя обязать страховщика заключить договор и возместить убытки. Кстати, ЦБ ввёл «период охлаждения»: в течение 5 дней с даты заключения договора добровольного страхования гражданин может его расторгнуть и получить обратно деньги.

Оформление полисов ОСАГО превратилось в квест несколько месяцев назад, и сейчас ситуация накалилась до предела. В федеральных компаниях красноярцам отказывают по разным причинам: закончились бланки, водителю нет 27 лет, принимают только по записи и лучше оформить полис в интернете и распечатать на обычном листе. Но программы «виснут». Также просят в страховых написать заявление, по которому полис выдадут через 30 дней. В региональных компаниях, таких как «Надежда», тем временем поток клиентов увеличился в 5 раз, и в некоторых отделениях по 20 человек ждут своей очереди на улице.

Корреспондент НГС.НОВОСТИ отправилась в офис «Надежды» на ул. Парижской Коммуны. На улицу здесь выходят разве что покурить, а в самом помещении автор насчитала более 25 водителей. В очереди они наперебой делятся наболевшим:

- Многие [увидев очередь] развернулись и ушли. А мы по всему городу обзвонили, все, что было в интернете - Росгосстрах, ВСК... То стажа не хватает, то 27 лет водителю нет, - говорит парень, пришедший с двумя девушками.

- Да в Росгосстрахе вообще перестали страховать. В «Согласии» мне сказали: «Пару дней вообще можете не заезжать». Там тоже очередь, - вступает в диалог уже мужчина со шлемом в руках.

- Некоторые говорят, что на номерах другого региона - вот у меня кемеровские - страховать отказываются. Посмотрим...

- У меня ВАЗ 1978 года. Были в «Сибирском спасе» и «РЕСО» - оба на Батурина. В первом сказали, что то ли лицензию отобрали, то ли что. Во втором очередей не видно, но девушка сказала, что «все по записи, народу много, а мы работаем до пяти - не успеете». Посоветовали в интернете. Почему не оформлю? Не, потом ж*** какая-нибудь получится, - говорит спортивный парень в кепке и шортах.

Чтобы принять такой поток от «федералов», в «Надежде» для части сотрудников ввели ночную смену, говорит представитель компании Наталья Худякова: «У нас работают все окна, задействован весь штатный ресурс, некоторых перевели на ночную смену, чтобы разбирать почту. Это же ненормальная ситуация. Берем всю тяжесть удара на себя». Опрошенные водители уходили из офиса максимум через час. От клиентов здесь не отказываются, но называют ОСАГО «социальным страхованием», невыгодным для компании. Выживает компания, подчеркивает она, за счет добровольного страхования жизни и здоровья, жилья.

«Если их [клиентов] отправили в другой офис, имеют право пожаловаться в Центробанк, - советует собеседница и обращается к водителям. - Не молчите. Не надо приходить в наш офис и ругаться, думая о том, что у нас какой-то сговор, что к нам перенаправляют людей».

Под видом клиентов мы обзвонили офисы федеральных страховых компаний и услышали примерно те же слова, что цитируют водители: «бланков нет», «приходите, посмотрим ваши документы». В страховом бюро «ОСАГО 124» заявили, что крупные компании сейчас приостановили с ними работу «Можем предложить только "Сибирский спас"».

Новый полис ОСАГО

Что происходит на рынке, мы попытались узнать в компании Росгосстрах, которую чаще всего упоминали опрошенные водители. Ответ на письмо от московской пресс-службы пришел через полчаса. Там заявили: за коллег на рынке Красноярска не отвечают, а «реализация договоров ОСАГО в компании ведется в строгом соответствии с нормами действующего законодательства и требованиями мегарегулятора».

«Если вам известны какие-то конкретные случаи нарушений, сообщите о них, пожалуйста: кто из сотрудников/агентов, в каком офисе, какая программа и в какое время на сайте нашей компании, как вы выражаетесь, "дает технический сбой" - будем разбираться», - пообещали в Росгосстрахе.

Единственный способ заставить компанию выдать полис, говорит руководитель компании «Автоюрист» Евгений Нигматулин, написать заявление с просьбой это сделать. Дополнительно там можно указать, где и когда можно произвести осмотр авто. Но закон, как и ранее заявляли в Росгосстрахе, дает страховщикам на это 30 дней. К сбою при оформлении электронного полиса на порталах компаний юрист относится скептически и предлагает вспомнить, как на портале госуслуг регистрация проходила при отправке письма Почтой России - «все в лучших традициях».

При этом сложившуюся ситуацию Евгений Нигматулин связывает с недавними поправками в закон о преобладании натурального возмещения ДТП над денежным. Как это будет происходить и кому выгодно, мы писали ранее .

За отказ оформить ОСАГО компаниям грозит штраф от 20 тыс. до 300 тыс. руб.

Страховые компании, по мнению собеседника, оказались не готовы к «сырому», «отвратительному с административной точки зрения» закону. С момента старта поправок, 28 апреля, он не слышал ни одного случая, когда машину после ДТП загнали в ремонт, а не выдали деньги за ущерб. «Я 100 % знаю, что 1,5 месяца назад у нескольких крупных страховщиков, которые вместе покрывают 80– 90 % рынка, не было договора ни с одним сервисом. Я еще полгода говорил с коллегами: не приживется - как платили деньгами, так и будут - по стариночке».

Однако мнения о причинах коллапса на рынке у юристов разошлись. Станислав Савчук, председатель краевого общества по защите прав автовладельцев, причину такого поведения крупных игроков видит во внутренней политике компаний, но никак не в замене выплат ремонтом. По его словам, Союз автостраховщиков обязывает каждую компанию держать одинаковый процент рынка во всех регионах. Но есть «кислотные», т.е. убыточные регионы (их около 10 по стране), где «федералы» сейчас стараются продавать меньше. Поэтому вынуждены снижать в аналогичном порядке и продажи в среднестатистических городах, куда относится Красноярск. Отгрузка бланков, говорит юрист, идет по этой статистике.

Между тем, как заверили корреспондента НГС.НОВОСТИ в Центробанке, за I квартал текущего года сибиряки больше 2 тыс. раз жаловались регулятору на некорректную работу страховщиков. Здесь и отказ в заключении договора, и навязывание допуслуг.

В праве на отказ точки ставит Центробанк: страховщики не имеют права этого делать, так как договор ОСАГО является публичным. За это обычным работникам может грозить штраф в размере 20–50 тыс. руб., а для должностных лиц и компаний - от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Решить проблему должен был электронный полис, оформляемый на официальных сайтах компаний, - возможность введена с 1 января 2017 года. Проверить лжестраховщиков можно на порталах ЦБ или autoins.ru. За пять месяцев этого года жители Красноярского края оформили уже 39 тыс. полисов ОСАГО через интернет, говорят в регуляторе. Однако водители жалуются на невозможность это сделать.

О проблемах с оформлением ЦБ просит сообщать в колл-центр страховщика и надзорным органам: «Если есть проблемы с доступностью сайта - он постоянно "висит" - то нужно обращаться в Банк России. Проще всего сделать это через интернет-приемную. Необходимо в качестве доказательства приложить скриншот экрана с фиксацией даты и времени обращения к сайту».

Навязывание страховки жизни также может обойтись компаниям в 300 тыс. руб. «Однако навязывание страховок нужно отличать от так называемых кросс-продаж или коробочных продаж, - подчеркивают в ЦБ. - Это общепринятые практики, когда при приобретении полиса ОСАГО человека знакомят с наиболее востребованными добровольными страховыми продуктами и предлагают их приобрести. Однако это должно происходить без какого-либо принуждения».