Виды региональной политики. Объекты, субъекты, виды и формы региональной политики

Среди ученых нет единодушного мнения относительно однозначного определения субъекта и объекта государственной региональной политики. По мнению большинства, доминирует взгляд, согласно которому ведущим субъектом этой политики является государство, а объектами - социально-экономические процессы, протекающие на определенной территории, социальные слои населения, территориальные или отраслевые пропорции хозяйства. В законодательном плане субъектами государственной региональной экономической политики признаются центральные и местные органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции решают вопросы, связанные с социально-экономическим развитием регионов .

К объектам государственной региональной экономической политики относят территориальные образования, в пределах которых осуществляется государственное управление и местное самоуправление.

Объектами государственной региональной экономической политики в рыночных условиях хозяйствования выступают сами регионы, которые отличаются между собой по темпам экономического развития, условиями занятости населения и уровнем его жизни. Специальным объектом региональной экономической политики могут быть депрессивные или моно-профильные территории, зоны стихийного бедствия, природных, антропо - и техногенных катастроф. Как правило, в центре внимания государственной региональной экономической политики постоянно находятся проблемные регионы, территории которых характеризуются наивысшим обострением социально-экономических проблем, связанных с нерациональным размещением производительных сил. Такие проблемные регионы существуют во всех странах мира независимо от уровня их социально-экономического развития.

При формировании и реализации эффективной региональной экономической политики разрабатывают типологию регионов как объектов этой политики. В основу типологии могут быть положены различные признаки: природно-географические, геополитические, демографические, социально-экономические. Основными индикаторами, по которым определяют тип региона, являются:

производство внутреннего валового продукта (ВВП) на душу населения;

показатели демографической ситуации и качества жизни людей;

финансовое состояние и самообеспеченность региона;

активность инвестиционной политики; обеспеченность бюджетной сферы.

Согласно структуры экономики региона, выделяют индустриальные, индустриально-аграрные и аграрные территории. Для успешной реализации государственной региональной экономической политики необходимо учитывать межрегиональные и межгосударственные экономические связи. Выделяют также экспортно и импортно ориентированные территории. Часто выделяют стратегически важные для государства территории с целью возможного привлечения иностранных инвестиций, занятости рабочей силы, эффективного использования природных ресурсов. Сюда относятся природные географические и геополитические характеристики территорий, в частности пограничные, отдаленные от основной территории государства, приморские территории.

Классификация регионов также осуществляется по такому признаку, как уровень экономической и социальной безопасности. Внутренней угрозой социальной безопасности регионов является интенсивное усиление имущественного расслоения населения, рост бедности и численности безработных. Определенную угрозу экономической безопасности регионов составляет низкая конкурентная способность продукции, высокий уровень проработки основных производственных фондов, неудовлетворительная экологическая ситуация и недостаточная обеспеченность инфраструктурными объектами, в частности коммунального хозяйства.

Типология регионов дает возможность конкретно оценить ситуацию и определить приемлемые методы и формы регулятивного воздействия на региональное развитие и дифференцировать их в зависимости от реальной социально-экономической ситуации в регионе.

Как видим, субъектно-объектные отношения имеют динамический характер. Реальной может быть ситуация, когда объект выступает субъектом и наоборот. В условиях возрастания роли регионов в развитии государства и укреплении его экономического потенциала, территориальные общины, организации, коллективы превращаются из объектов региональной политики в активных субъектов, которые вместе с государственными органами существенно влияют на процесс формирования и реализации региональной политики.

Итак, государство играет ведущую роль в формировании и реализации региональной экономической политики. Она определяет концептуальные основы и институциональные средства региональной политики, осуществляет ее правовое, научное и организационное обеспечение.

  • Акционерное общество как юридическое лицо (понятие, виды, понятие и виды акций, органы управления).
  • Алгоритм метода потенциалов решения транспортной задачи.
  • Ее цели, направления и инструменты.

    Мнение о том, что рыночная экономика – это стихия, которая, сама себя регулирует, находит все меньше сторонников в реформируемой России. Выяснилось, что для создания жизнеспособной экономики переходного периода мало все поделить, акционировать и приватизировать – она немыслима без активной отраслевой и региональной политики государства, без его прямой или косвенной поддержки ключевых экономических проектов.

    В условиях становления и развития рыночных отношений, реформирования централизованной командно-административной экономики, суверенизации субъектов РФ необходима выработка четкой и действенной региональной политики в проведении реформ в России. Региональная политика должна учитывать специфику регионов в общероссийской структуре, хозяйстве, экстраполировать основные направления экономических реформ на региональной уровень, всемерно развивать местное самоуправление, предпринимательство на местах, решать внутри регионов социальные проблемы, проблемы охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

    Вместе с тем, при усилении региональной направленности экономических реформ необходимы меры по пространственной интеграции экономики России, проведение жесткой федеральной налоговой политики, укрепление общероссийского рынка наряду с развитием региональных рынков. Для отдельных регионов необходима разработка социальных государственных региональных программ и финансирование из федерального бюджета.

    I. Региональная политика: понятие, цели и задачи.

    1. Понятие и виды региональной политики.

    Региональная политика государства – сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.

    По сферам воздействия можно выделить следующие виды региональной политики:

    1. Экономическая политика. Необходимость смягчения региональных экономических диспропорций, достижение регионального экономического равновесия характерна для всех стран. Механизм осуществления этих целей весьма развит и включает государственную финансовую помощь, привлечение местных ассигнований, в том числе частного капитала, законодательные мероприятия, финансовые ограничения, штрафные санкции.



    2. Социальная политика. В поле зрения – процессы и форма организации жизни людей общественного производства со стороны условий труда, быта и отдыха человека и развития личности вообще. Социальные различия в жизни населения подавляющего числа государств колоссальны. Отсюда поиск путей выравнивания уровней жизни между различными регионами и типами поселений, а также общее улучшение качества социальной среды составляют суть региональной политики в социальной сфере.

    3. Демографическая политика. Она означает активное вмешательство государства, как в естественное, так и механическое движение населения с целью достижения специфических для регионов целей.

    4. Экистическая (поселенческая) политика. Эстетика – наука об эффективном использовании территории конкретного региона путем оптимального размещения производств, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов и условий. Обширность территории России нередко порождает иллюзию неактуальности проведения активной экистической политики в сравнении с небольшими по территории европейскими странами. Между тем именно в России, с ее огромными пространствами, осуществление дальновидной, научно обоснованной поселенческой политики способно сэкономить колоссальные средства.



    5. Экологическая политика. Усиливающаяся концентрация производства, диктуемая объективными потребностями его развития, урбанизация и скученность населения, широкое применение синтетических материалов, которые не могут быть трансформированы природой, привели к резко возросшей нагрузке на окружающую среду.

    6. Научно-техническая политика. В сферу региональной научно-технической политики попадают условия и факторы размещения центров научных исследований, взаимосвязи между местами концентрации НИОКР и размещением производительных сил, территориальные формы соединения науки и производства, региональные перемещения научных кадров.

    Структурирование региональной политики может производиться иначе: все зависит от критерия, положенного в его основу. Иногда различают следующие виды региональной политики:

    1) По целям (политика выравнивания уровней развития регионов, максимальное использование местных ресурсов);

    2) По механизму (автоматическая – распределение по формуле, проблемная – по спецпрограммам; целевая – по конкретным регионам);

    3) По средствам (финансовая, административная, инфраструктурная);

    4) По адресату (региональные власти, организации, граждане).

    Субъектами региональной политики, осуществляющими непосредственное управленческое воздействие, являются как законодательные и исполнительные органы государственной власти на федеральном и региональном уровне, органы местного самоуправления, различные межрегиональные ассоциации, так и определенные предприятия, учреждения, организации. В этой связи следует различать государственную региональную политику, проводимую центральными (федеральными) органами государственной власти в отношении регионов и собственно региональную политику, проводимую субъектами Федерации в отношении территорий, которые находятся под их юрисдикцией.

    2. Объекты, субъекты и формы региональной политики.

    К основным объектам региональной политики относятся.

    · Производственные (прежде всего предприятие как первичное звено общественного разделения труда),

    · Социальные (человек как представитель социума, семьи, этноса),

    · Денежно-финансовые (федеральные бюджет, ассигнования частных лиц, иностранные инвестиции).

    В качестве субъектов региональной политики мот выступать как конкретные представители государственной и районной власти (физические лица), так и отдельные учреждения, организации и предприятия (юридические лица).

    К основным функциональным формам региональной политики относят:

    1. Прогнозирование – научное предвидение предполагаемых направлений и параметров экономического развития региона на основе анализа источников финансирования, экономической структуры.

    2. Региональное программирование – целенаправленное вмешательство в развитие региона, с формулированием целей и промежуточных задач социально-экономического развития региона, а также с определением конкретных сроков достижения поставленных целей и необходимых затрат ресурсов.

    3. Региональное планирование – установление конкретных задач и целей на плановый период с указанием источников финансирования, конкретных исполнителей.

    3. Цели и задачи региональной политики.

    Цели и задачи региональной политики различных государств не могут совпадать и варьируют в весьма широких пределах. Вместе с тем существуют общие, генерализованные цели, присущие региональной политики практически всех стран реализующих:

    1) Создание и упрочение единого экономического пространства, и обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности;
    2) Относительное выравнивание условий социально-экономического развития региона;
    3) Приоритетное развитие регионов, имеющих особо важно стратегическое значение для государства;
    4) Максимальное использование природных, в т.ч. ресурсных особенностей региона;
    5) Предотвращение загрязнения окружающей среды, экологизация регионального природопользования, комплексная экологическая защита регионов.

    Стратегические цели региональной политики современной России в соответствии с Указом президента РФ от 03 июня 1996 года «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации» состоят в стабилизации производства, возобновлении экономического роста в каждом из регионов страны, повышении на этой основе уровня жизни населения, обеспечении единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, независимо от экономических возможностей регионов.

    4. Функции региональной политики.

    Функции региональной политики вытекают из экономических преобразований и структурной перестройки экономики, межрегиональных различий в уровне жизни населения, динамике производственных показателей, финансовой ситуации. В ходе реформирования экономики происходит расслоение регионов по основным параметрам, характеризующим социально-экономическую ситуацию и глубину экономических реформ, возникают скрытые каналы территориального перераспределения ресурсов, в первую очередь финансовых. В результате этих процессов в одних регионах может наступить деградация всех сфер деятельности при относительно ускоренном развитии других регионов. Такие контрасты в региональном развитии обуславливают обострение социальной напряженности, углубление политического кризиса, усиление межнациональных конфликтов. Активная региональная политика может и должна противодействовать этим тенденциям.

    Функции региональной политики по используемым механизмам делят на:

    * Экономические – государственное регулирование инвестиций, дотаций, квот, льгот, субсидий. Дифференциация по отношению к северным, центральным, южным регионам страны обусловлена природными и социально-экономическими факторами развития регионов.

    * Социальные – регулирование регионального развития, выравнивание межрегиональных различий в уровне доходов, безработицы, социальной инфраструктуре, транспортной сети; защите от дискриминации людей по месту жительства.

    * Политические различают на внешнеполитические и внутриполитические. Внешнеполитические функции региональной политики – обеспечение территориальной целостности, внешней безопасности. Внутриполитические – использование региональной политики как средства регулирования взаимоотношений между различными политическими блоками.

    5. Структура региональной политики.

    Структурная «блок-схема» (рис.1) региональной политики охватывает все основные части и субъекты процесса развития и управления регионом. Одновременно она характеризует как взаимодействие структурных элементов, так и их взаимное влияние. Данная структурная модель приложима к любому региону различных стран мира и любому временному периоду.

    К инструментам региональной политики относятся способы и средства, которые государство использует для решения региональных проблем – налоговые льготы, субвенции, кредиты, государственные заказы.

    Реализация региональной политики предполагает разработку соответствующих документов, призванных определять основные направления социально-экономического развития территории. К числу таковых относят краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогнозы, отдельные целевые программы по наиболее актуальным проблемам. Эти документы не носят директивного характера, а отражают лишь систематизированное представление о вероятном состоянии экономики региона в перспективе. Такой взгляд в будущее позволяет предположить характер и масштабы возможных проблем, заблаговременно подготовиться к их разрешению.

    Рис. 1 Структура региональной политики.

    Объектами региональной политики являются различные территориальные единицы, как закрепленные административно-территориальным делением страны (области, районы, провинции, кантоны, земли и т. п.), так и специально определенные для целей региональной политики в нормативных актах органов власти и управления (например, зоны радиоактивных загрязнений).

    Субъектами региональной политики являются внешние органы власти государств, а в условиях глобализации и международной интеграции – специальные наднациональные органы управления (на-пример, в ЕС – это Европейская комиссия и, в частности, ее структурное подразделение – Генеральный директорат региональной политики, ответственный за решение задач по сокращению различий в социально-экономическом развитии регионов).

    По сферам воздействия можно выделить следующие виды региональной политики:

    1. Экономическая политика. Необходимость смягчения региональных экономических диспропорций, достижение регионального экономического равновесия характерна для всех стран. Механизм осуществления этих целей весьма развит и включает государственную финансовую помощь, привлечение местных ассигнований, в том числе частного капитала, законодательные мероприятия, финансовые ограничения, штрафные санкции.

    2. Социальная политика. В поле зрения – процессы и форма организации жизни людей общественного производства со стороны условий труда, быта и отдыха человека и развития личности вообще. Социальные различия в жизни населения подавляющего числа государств колоссальны. Отсюда поиск путей выравнивания уровней жизни между различными регионами и типами поселений, а также общее улучшение качества социальной среды составляют суть региональной политики в социальной сфере.

    3. Демографическая политика. Она означает активное вмешательство государства, как в естественное, так и механическое движение населения с целью достижения специфических для регионов целей.

    4. Экистическая (поселенческая) политика. Эстетика – наука об эффективном использовании территории конкретного региона путем оптимального размещения производств, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов и условий. Обширность территории России нередко порождает иллюзию неактуальности проведения активной экистической политики в сравнении с небольшими по территории европейскими странами. Между тем именно в России, с ее огромными пространствами, осуществление дальновидной, научно обоснованной поселенческой политики способно сэкономить колоссальные средства.

    5. Экологическая политика. Усиливающаяся концентрация производства, диктуемая объективными потребностями его развития, урбанизация и скученность населения, широкое применение синтетических материалов, которые не могут быть трансформированы природой, привели к резко возросшей нагрузке на окружающую среду.

    6. Научно-техническая политика. В сферу региональной научно-технической политики попадают условия и факторы размещения центров научных исследований, взаимосвязи между местами концентрации НИОКР и размещением производительных сил, территориальные формы соединения науки и производства, региональные перемещения научных кадров

    Иногда различают следующие виды региональной политики:

    1) По целям (политика выравнивания уровней развития регионов, максимальное использование местных ресурсов);

    2) По механизму (автоматическая – распределение по формуле, проблемная – по спецпрограммам; целевая – по конкретным регионам);

    3) По средствам (финансовая, административная, инфраструктурная); 4) По адресату (региональные власти, организации, граждане).

    Среди ученых нет единого мнения относительно однозначного определения субъекта и объекта государственной региональной политики. По мнению большинства, доминирует взгляд, согласно которому ведущим субъектом этой полет политики признается государство, а объектами - социально-экономические процессы, протекающие на определенной территории, социальные слои населения, территориальные или отраслевые пропорции хозяйства. В законодательном пл ни субъектами государственной региональной экономической политики признаются центральные и местные органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции решают вопросы связанные с социально-экономическим развитием регионов .

    К объектам государственной региональной экономической политики относят территориальные образования, в пределах которых осуществляется государственное управление и местное самоуправление

    Объектами государственной региональной экономической политики в рыночных условиях хозяйствования выступают сами регионы, которые отличаются между собой по темпам экономического развития, условиями для занятости нас селения и уровнем его жизни. Специальным объектом региональной экономической политики могут быть депрессивные или моно-профильные территории, зоны стихийного бедствия, природных, антропо-и техногенных катастро ф. Как правило, в центре внимания государственной региональной экономической политики постоянно находятся проблемные регионы, территории которых характеризуются высоким обострением социально-экономических проблем, по вязаных с нерациональным размещением производительных сил. Такие проблемные регионы существуют во всех странах мира независимо от уровня их социально-экономического развитиятку.

    При формировании и реализации эффективной региональной экономической политики разрабатывают типологию регионов как объектов этой политики. В основу типологии могут быть положены различные признаки: природно-географическая афични, геополитические, демографические, социально-экономические. Основными индикаторами, по которым определяют тип региона, являетсяє:

    производство внутреннего валового продукта (ВВП) на душу населения;

    показатели демографической ситуации и качества жизни людей;

    финансовое состояние и самообеспеченность региона;

    активность инвестиционной политики;. В обеспеченность бюджетной сферы

    Согласно структуре экономики региона, выделяют индустриальные, индустриально-аграрные и аграрные территории. Для успешной реализации государственной региональной экономической политики необходимо учитывать и межрегиональные и межгосударственные экономические связи. Выделяют также экспортные и импортные ориентированы территории. Часто выделяют стратегически важные для государства территории с целью возможного привлечения иностр емных инвестиций, занятости рабочей силы, эффективного использования природных ресурсов. Сюда относятся природные географические и геополитические характеристики территорий, в частности пограничных, отдаленные от о сновным территории государства, приморские территоорії.

    Классификация регионов также осуществляется по такому признаку, как уровень экономической и социальной безопасности. Внутренней угрозой социальной безопасности регионов является интенсивное усиление имущественного расслоения нас населения, рост бедности и численности безработных. Определенную угрозу экономической безопасности регионов составляет низкая конкурентная способность продукции, высокий уровень проработки основных производственных фо ндив, неудовлетворительная экологическая ситуация и недостаточная обеспеченность инфраструктурными объектами, в частности коммунального хозяйствва.

    Типология регионов дает возможность конкретно оценить ситуацию и определить приемлемые методы и формы регулятивного воздействия на региональное развитие и дифференцировать их в зависимости от реальной социально-экон номической ситуации в регион.

    Как видим, субъектно-объектные отношения имеют динамичный характер. Реальной может быть ситуация, когда объект выступает субъектом и наоборот. В условиях возрастания роли регионов в развитии государства и укреплении и ее экономического потенциала, территориальные общины, организации, коллективы превращаются из объектов региональной политики в активных субъектов, которые вместе с государственными органами существенно влияют на п роцес формирования и реализации региональной политикики.

    Итак, государство играет ведущую роль в формировании и реализации региональной экономической политики. Она определяет концептуальные основы и институциональные средства региональной политики, осуществляет ее правовое, н научное и организационное обеспечениея.

    Миссия и функции региона.

    Миссия региона вытекает из того, что Регион - это:

    Часть страны;

    Территориальная социально-экономическая система, состоящая из трех подсистем: социальной (население), экономической (хозяйство), природной.

    Миссия (предназначение) региона:

    1. Обеспечение условий для жизнедеятельности людей;

    2. Внесение максимального вклада в национальный экономический рост.

    Функции , выполняемые регионом:

    - Институциональные (должен обеспечивать конст права, опред самостоятельность региона; необходимо сохранять единую целостность ос страной);

    - Экономические (обеспечение эк безопасности страны; создание возможностей обеспечения эк деят-ти в регионе);

    - Социальные (гарантия прав и возможностей соц развития населения благодаря эк потенциалу региона);

    - Экологические (обеспечение среды, чтобы человек мог безопасно жить и работать);

    - Этно-психологические (удовлетворение религиоз и культур потребностей населения, учитывая многонациональность страны).

    Сущность региональной политики

    Региональная политика, представляя собой составную часть национальной стратегии социально-экономического развития страны.

    РП связана с:региональной эк-й(исследует совок-ть экон и соц фак-в,обуславливающих формирование и развитие производственных сил, соц процессов пределах конкретных регионов)

    Рег. Развитием (изуч-е внутр. Соц-эк стр-ры рег-на)

    Рег планированием, программированием

    Рег. Моделированием (экономико-матем конструирование существующей или перспективной структуры региона с целью её оптимизации

    Регионализацией

    РП служит реализацией целей и задач гос-ва

    Региональная политика и ее место в системе государственного регулирования территориального развития.



    Региональное развитие - изменение внутренней социально-экономической структуры региона.

    Государственное регулирование территориального (или регионального) развития - действия государства, цель которых - избирательное воздействие на социально-экономическое, политическое, экологическое развитие отдельных территорий.

    Региональная (социально-экономическая) политика государства - сфера деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным, экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, и отражающая как взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.

    Региональная политика может существовать в эксплицитной или имплицитной форме.

    Цели региональной политики.

    Цели региональной политики.

    1.Экономические - в основном - государственное регулирование размещения инвестиций.

    2.Социальные - государственное регулирование регионального развития с целью выравнивания качества жизни населения

    3.Политические

    А.«Национальные»: обеспечение национальной безопасности и территориальной целостности

    Б.«Прагматические»: регулирование взаимоотношений между различными политическими блоками

    (выявление и ранжирование интересов электората, общенациональных интересов правящей элитой)

    1) создание и упрочение ед эк пространства и обеспечение эк, соц, прав и орг основ государственности (федерализма в полиэтнических, федеративных гос-вах)

    2) относительное выравнивание условий соц-эк развития регионов

    3) приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение для гос-ва

    4) макс использование природных, в т.ч.ресурсных особенностей регионов

    5) предотвращение загрязнения окр среды, экологизация рег природопользования, комплексная эколог защита регионов и др.

    Функциональные формы региональной политики.

    1.Прогнозирование - научное предвидение предполагаемых направлений и параметров экономического развития региона на основе анализа источников финансирования, экономической структуры, etc.

    2.Региональное программирование - целенаправленное вмешательство в развитие региона, с формулированием целей и промежуточных задач социально-экономического развития региона, а также с определением конкретных сроков достижения поставленных целей и необходимых затрат ресурсов.

    3.Региональное планирование - установление конкретных задач и целей на плановый период с указанием источников финансирования, конкретных исполнителей (долгосроч планы – концепции и осн направления эк и соц развития – 15 лет; среднесроч – распределение ресурсов, которыми сейчас располагает общество – 5 лет)

    Виды региональной политики

    По сферам воздействия можно выделить следующие виды РП:

    1. Экономическая политика. Необходимость смягчения рег эк диспропорций, достижение рег эк равновесия характерна для всех стран. Механизм осуществления этих целей весьма развит и включает гос фин помощь, привлечение местных ассигнований, в том числе частного капитала, законодательные мероприятия, фин ограничения, штрафные санкции.

    2. Социальная политика. В поле зрения - процессы и форма организации жизни людей общественного производства со стороны условий труда, быта и отдыха человека и развития личности вообще. Соц различия в жизни населения подавляющего числа государств колоссальны. Отсюда поиск путей выравнивания уровней жизни между различ регионами и типами поселений, а также общее улучшение качества соц среды составляют суть РП в социальной сфере.

    3. Демографическая политика. Она означает активное вмешательство гос-ва, как в естественное, так и мех движение населения с целью достижения специфических для регионов целей.

    4. Экистическая (поселенческая) политика. Экистика - наука об эффективном использовании территории конкр региона путем оптимал размещения производств, коммуникаций и мест расселения с учетом прир, эк, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов и условий. Обширность территории России нередко порождает иллюзию неактуальности проведения активной экистической политики в сравнении с небольшими по территории европейскими странами. Между тем именно в России, с ее огромными пространствами, осуществление дальновидной, научно обоснованной поселенческой политики способно сэкономить колоссальные средства.

    5. Экологическая политика. Усиливающаяся концентрация производства, диктуемая объективными потребностями его развития, урбанизация и скученность населения, широкое применение синтетических материалов, которые не могут быть трансформированы природой, привели к резко возросшей нагрузке на окружающую среду.

    6. Научно-техническая политика. В сферу региональной научно-технической политики попадают условия и факторы размещения центров научных исследований, взаимосвязи между местами концентрации НИОКР и размещением производительных сил, территориальные формы соединения науки и производства, региональные перемещения научных кадров.

    Перераспределительная политика - финансовая помощь депрессивным регионам.

    Стимулирующая политика – самостоятельное развитие.