Виды финансов. Сущность, функции и роль финансов

Признаки и понятие финансов

Тема №1: Понятие финансов, финансовой деятельности государства. Финансовое право в системе российского права.

Финансы; финансовая деятельность государства

Обязательным признаком финансов является движение денежных средств, денежных потоков, накопление определенных денежных ресурсов. Строго говоря, без денег финансов не существуют; финансовые отношения - это денежные отношения; это отношения по поводу движения денежных средств.

Второй признак - распределительный характер отношений. Финансы возникают на второй стадии производства, то есть на этапе распределения. Движение стоимости продукта происходит в отрыве от движения товарной массы: движется только стоимость.

Финансовые отношения - это распределительные отношения. Имеет место одностороннее движение денежных потоков, в отличие от гражданско-правовых товарно-денежных отношений (в гражданском праве имеют место эквивалентно-стоимостные отношения по поводу встречного движения денежных средств и товарных потоков). В рамках же финансовых отношений наблюдается движение от налогоплательщиков к государству и от государства на удовлетворение общих нужд; то есть всё движение происходит в одном направлении. Таким образом, финансы возникают в связи с односторонним движением стоимости в отрыве от товарной массы (вне эквивалентных связей).

Третий признак финансов заключает в том, что финансы - это такие экономические отношения, которые связаны с формированием неких денежных накоплений, с формированием фондов денежных средств.

Таким образом, финансы - это денежные отношения, которые возникают в процессе распределения и перераспределения совокупного продукта в связи с образованием у субъектов хозяйствования и у государства (публичного субъекта), финансовых ресурсов и накоплений, используемых в целях удовлетворения общих потребностей.

· Финансы публичные - та часть денежных отношений (финансов), посредством которых образуются публичные фонды денежных средств, то есть те фонды, которые необходимы для реализации государственных и муниципальных задач и функций. Это общегосударственные, общемуниципальные фонды денежных средств.

· Финансы частные - этот термин приобретает скорее условное значение. Так, значение "непубличный" является отграничением от публичных финансов, а не выделением финансов в частной собственности. Поэтому в частные финансы попадают и финансы государственных организаций (например, финансы ГУПа: это финансы частные, хотя собственность государственная).

Такой подход оправдан: публичные финансы нуждаются в особом правовом регулировании, поскольку состояние и динамика частных финансов определяются экономическими законами (рынком). В свою очередь, публичные финансы, их состояние и динамика определяется решениями публичной власти (решения, принимаемые публичным властным субъектом в односторонне властном порядке).


Стоит отметить, что существование финансов невозможно без денежной системы, которая контролируется и управляется всё тем же публичным властным субъектом.

В отличие от государственных органов, которые непосредственно реализуют публичный экономический, публичный финансовый интерес, не являясь самостоятельными экономическими хозяйствующими субъектами, управляющими вверенными им финансовыми ресурсами от имени государства, унитарное предприятие создаётся именно как самостоятельный хозяйствующий субъект. Унитарные предприятия создаются из публичной цели, но у них формируется самостоятельный экономический интерес, интерес хозяйствующего субъекта: именно в этих целях формируются соответствующие фонды, что по своей сути ближе к режиму организаций, а не к режиму публичного субъекта.

Такие субъекты как бюджетные учреждения получают лишь объем прав на использование ими казенных денег в определенных объемах. О финансах тут можно говорить пока они имеют право заниматься предпринимательской и иной разрешенной приносящей доходы деятельностью. При этом по вновь принятому закону будут три типа учреждений:

· казенные - те же нынешние бюджетные, но уже без прав распоряжаться средствами, заработанными в рамках предпринимательской деятельности (данные средства будут передаваться в бюджет и вноситься в смету); то есть о финансах в данном случае говорить нельзя;

· бюджетные - приблизятся к нынешним учреждениям (занимаются предпринимательством в соответствии с целями, но государство отказывается от субсидиарной ответственности, сохраняя при этом полномочие давать государственные задания за счёт государственных субсидий, от которых учреждения отказаться не могут); этот субъект по сути имеет финансы.

· автономные.

К финансам в литературе иногда относят и отношения по установлению государством в качестве собственника нормативов изъятия части средств у учреждений. Однако это гражданско-правовые отношения, так как государство выступает собственником.

Соотношение понятий "финансы" и "казна"

Понятие казны никакого отношения к финансам не имеет - это гражданско-правовое понятие. Казна - это любое общегосударственное имущество, не закрепленное за определенными организациями на вещном праве.

Публичные финансы у же понятия казны, так как это лишь часть казны; это соответствующий бюджет, то есть накопленные финансовые средства соответствующего публичного субъекта.

Таким образом, государство (публичный субъект) в рамках этих отношений в односторонне властном порядке обеспечивает себя необходимыми денежными ресурсами за счёт изъятия части имущества в денежной форме в виде налогов и сборов у частных лиц, накапливает ресурсы в публичных фондах денежных средств, далее направляя средства фондов на цели деятельности публичного субъекта.

Финансовое право создаёт правовой режим осуществления этой публичной финансовой деятельнсоти.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что содержание публичной деятельности (предмет правового регулирование) - это осуществление публичных налоговых и неналоговых изъятий, формирование фондов денежных средств, распределение этих ресурсов.

Кроме того, в учебниках ещё добавляют еще и использование средств этих публичных фондов. Кустова же считает, что это в предмет регулирования финансового права включать не стоит, так как это гражданское право, и нет нужды в особом правовом регулировании. Однако охватывается предметом финансового права в том числе и контроль за использованием направленных средств.

Бюджетный дефицит и его покрытие. Правовые основы государственных расходов. Принцип приоритетности государственных и муниципальных публичных расходов. Юридический аспект бюджетных расходов. Внебюджетные фонды Российской Федерации, их основные задачи.

Распределительная, регулирующая и контрольная функции финансов. Внебюджетные фонды: сущность, функции, роль и задачи. Роль бюджета в распределении национального дохода. Экономическая сущность страхования. Функции, присущие категориям страхования.

Изучение социально-экономической сущности внебюджетных фондов - формы образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Теоретический анализ специальных фондов в финансовых системах зарубежных стран.

Финансовые институты, действующие на рынке ссудных капиталов и осуществляющие аккумуляцию денежного капитала. Понятие и правовые основы государственного кредита. Формы долговых обязательств. Отношения в области государственного и муниципального долга.

Определение финансовых ресурсов государства. Их состав и основные источники формирования. Разграничение финансовой системы РФ на отдельные звенья. Государственный бюджет и внебюджетные фонды Российской Федерации. Основные задачи фондового рынка.

Сущность кредита - системы экономических отношений, на основе которых свободные денежные средства перераспределяются между экономическими субъектами на основе срочности, возвратности платности. Эволюция кредитной системы РФ. Бюджет и бюджетное устройство.

Внебюджетные фонды как форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, их разновидности и отличительные признаки, принципы и законодательно-нормативная база деятельности, источники формирования. Социальные государственные внебюджетные фонды.

Сущность и функции финансов. Типология финансовых систем. Экономическое содержание и роль бюджета, структура бюджетной системы Российской Федерации. Налоговые и неналоговые доходы бюджета, классификация и структура расходов. Расходы федерального бюджета.

Определение государственного бюджета, его доходов и расходов, бюджетного баланса, дефицита и профицита; анализ государственного бюджета. Классификация доходов и расходов бюджетов всех уровней, источников финансирования, внешних и внутренних долгов.

Понятие, назначение, экономическая сущность, состав и принципы построения бюджетной классификации. Классификация доходов бюджетов Российской Федерации. Классификация расходов бюджетов Российской Федерации. Функциональная классификация.

Сущность и классификация внебюджетных фондов……………..3 Социальные внебюджетные фонды РФ………………………………5 2.1. Пенсионный фонд РФ……………………………………………………5

Экономическая сущность региональных бюджетов. Местные бюджеты. Бюджетное планирование и бюджетный процесс в РФ. Финансовая деятельность государства и муниципальных образований. Структура государственного внутреннего и внешнего долга.

Основы организации бюджетного процесса; порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения центрального и региональных (местных) бюджетов. Организационные принципы построения бюджетной системы, структура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов.

Роль государственного бюджета в формировании государственных внебюджетных фондов. Необходимость образования государственных внебюджетных фондов. Виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению, их характеристика. Порядок назначения пенсий.

Отношения по поводу предоставления временно свободных денежных средств на условиях платности и возвратности; деятельность государства в качестве заемщика, кредитора, гаранта. Методы управления государственным долгом; инвестиционный налоговый кредит.

Составляющие элементы финансовой системы РФ. Классификация государственных займов, функции государственного кредита и страхования. Особенности и разновидности финансов коммерческих предприятий и граждан. Взаимосвязь и взаимозависимость звеньев системы.

Финансы страны подразделяются:

I. В зависимости от того, чьи интересы ими реализуются, на:

– государственные (публичные) финансы. В свою очередь они делятся на централизованные и децентрализованные ;

– частные (негосударственные) финансы.

Центральное место в системе финансов занимают публичные финансы, к которым относятся государственные финансы и финансы муниципальных образований.

Государственные (публичные) финансы – это те денежные средства, которыми распоряжаются органы государственной власти Российской Федерации и органы местного самоуправления. Эти денежные средства используются для удовлетворения общих нужд соответствующих территориальных образований: района, города, области, государства в целом. Общими нуждами являются управление, охрана общественного порядка, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, оборона и т.д.

К ним относятся:

– денежные средства бюджетов всех уровней,

– денежные средства государственных и внебюджетных фондов,

– денежные средства государственных и муниципальных предприятий.

Такое же понимание публичных финансов предлагается французским «Юридическим словарем» под редакцией Ж. Корню, в котором финансы определяются как «совокупность денежных средств, принадлежащих государству и публичным коллективам» (Vocabulaire juridique. Publie sous la direction de Gerard Cornu. 4-e ed. mis a jour. Paris. Quadrige/Puf. 2003. P. 397 - 398.).

Исторически становление государственных финансов завершилось в период формирования централизованных государств в XVIII в. (Франция, Пруссия, Россия) ростом их расходов на аппарат управления, полицию, армию. Казна в это время постепенно отделяется от личных средств монарха, а сами средства все более принимают денежную форму. В итоге складывается система государственных финансов в современном ее понимании.

Государственные (публичные) финансы включают:

– федеральный бюджет;

– бюджеты субъектов Российской Федерации;

– местные бюджеты;

– внебюджетные фонды;

– фонды, образуемые посредством государственного и муниципального кредита.

В свою очередь, государственные централизованные финансы (бюджеты) подразделяются:

– на общие бюджеты;

– бюджеты внебюджетных фондов (пенсионного, медицинского, социального страхования), которые в совокупности можно было бы назвать социальным бюджетом.

В особом положении находятся государственные (публичные) децентрализованные финансы, т. е. финансы государственных и муниципальных предприятий. Хотя они принадлежат государству и муниципальным образованиям, эти предприятия, будучи хозяйствующими субъектами, сохраняют в определенной степени автономный характер и, так же как все коммерческие предприятия, подчиняются законам рынка, что приближает их финансы к финансам других (частных) коммерческих предприятий. Государственные и муниципальные предприятия располагают закрепленными за ними денежными средствами, имеют свои денежные фонды, уплачивают налоговые платежи в государственные и местные бюджеты.


Анализ государственных (публичных) централизованных и децентрализованных финансов позволяет определить достаточно распространенное в финансовой литературе понятие казны.

Казна – это часть государственного и муниципального имущества (денежных средств), не закрепленная за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями.

Государственную казну Российской Федерации составляют:

– средства федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов,

– средства ЦБ РФ,

– золотой и валютный фонды РФ.

Частные (негосударственные) финансы – этоденежные средства, принадлежащие частным, кооперативным и общественным организациям, а также отдельным лицам. В отличие от государственных и муниципальных финансов, состояние и динамика которых в основном определяется решениями государственных и местных органов власти, частные финансы подчиняются законам рынка и регулируются нормами гражданского права.

В отличие от государственных (публичных) финансов, которые призваны удовлетворять общие потребности общества (образование, культура, социальное обеспечение, управление, оборона), частные финансы имеют целью получение прибыли их собственниками. Собственник продуктового магазина как индивидуальный предприниматель ведет хозяйство для получения прибыли и удовлетворения своих потребностей. Каждое частное предприятие, подобно отдельному дереву, живет своей жизнью, но в то же время, соединяясь с другими деревьями, образует лес, т.е. хозяйство страны.

Вместе с государственными и муниципальными предприятиями частные предприятия образуют систему хозяйствующих субъектов, с которыми государство вступает в финансовые (налоговые) отношения. Именно эти отношения составляют основу финансовой деятельности государства. Благодаря этой деятельности в руках государства сосредоточиваются огромные денежные средства, позволяющие ему эффективно выполнять свои функции.

II. В зависимости от формы собственности различают финансы государственных, муниципальных, частных и иных предприятий и организаций.

III. В зависимости от отраслевой направленности – финансы промышленности, торговли, транспорта и т. д.

Финансовая система РФ может быть рассмотрена не только с экономической, но и с институциональной точки зрения – это совокупность организаций и органов, обеспечивающих движение финансовых отношений. Среди них: финансовые органы, страховые компании, банки, представительные органы власти и т. д.

Из признаков финансов следует, что финансовые отношения имеют распределительный характер, причем распределение стоимости осуществляется прежде всего по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы.

1). Финансы предприятий, организаций, учреждений.

Выражают денежные отношения по созданию, распределению и использованию денежных средств, предназначенных для: выполнения обязательств перед финансово-банковской сферой; финансирования затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию, материальному стимулированию работающих.

Денежные отношения, составляющие основу 1), можно классифицировать по следующим видам:

1. В отраслях материального производства.

a). Связанные с формированием первичных доходов, образованием и использованием в хозяйственных подразделениях материального производства целевых фондов внутрихозяйственного значения - уставного фонда, фонда развития производства, поощрительных фондов и пр. Одни из них используются на удовлетворение производственных потребностей, а другие - потребительских.

b). Возникающие между предприятиями, если они носят распределительный характер, а не обслуживающий обмен. Здесь движение финансовых ресурсов осуществляется в нефондовой форме (уплата и получение штрафов, внесение паевых взносов, инвестирование средств в акции и облигации других предприятий и т.д.).

2. В отраслях нематериального производства.

a). Отрасль или само учреждение (организация) с бюджетом. На их основе за счет бюджетных средств формируются отраслевые денежные фонды здравоохранения, культуры, просвещения и пр.

b). Между отраслевыми организациями управления, подведомственными организациями и внутри организации. Они сопровождаются использованием отраслевых денежных фондов целевого назначения (зарплаты, капитального ремонта и др.) в распоряжении субъектов хозяйствования. Внутри учреждений и организаций финансовые отношения возникают по поводу формирования и использования фондов заработной платы и экономического стимулирования, в связи с перераспределением денежных средств целевого назначения.

c). Между субъектами хозяйствования разных отраслей, в том числе денежные отношения, связанные с формированием и использованием внебюджетных фондов социального страхования, пенсионных и пр.

d). Денежные отношения субъектов хозяйствования с потребителями услуг и спонсорами. На их основе формируются финансовые источники учреждений и организаций непосредственной сферы.

1) как сфера финансовой системы формирует фундамент экономики общества, так как здесь создаются материальные и нематериальные блага.

В рамках сферы концентрируются преобладающая часть материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивая тем самым процесс расширенного воспроизводства в обществе.

В состав входят:

a). Финансы коммерческих предприятий - все предприятия материального производства и часть непроизводственной сферы, в условиях социально-рыночной экономики осуществляющих свою деятельность на началах коммерческого расчета.

Коммерческий расчет - метод ведения хозяйства, целью которого является получение максимальной прибыли при минимальных затратах. Он предполагает обязательное получение прибыли достаточного для продолжения хозяйствования уровня доходности.

Специфика коммерческого расчета:

  • - субъекты хозяйствования обладают финансовой независимостью.
  • - предприятия свободны от мелочной регламентации со стороны государства.
  • - субъекты финансовых отношений несут реальную экономическую ответственность за фактические результаты работы и своевременное выполнение обязательств.- в условиях коммерческого расчета у предприятия складываются различного рода взаимоотношения с банками, страховыми организациями и государством.

b). Финансы некоммерческих учреждений. Некоммерческая деятельность не преследует цель получения определенных доходов. Но эти доходы используются на развитие самого учреждения.

Источники финансовых ресурсов:

  • - бюджетные средства.
  • - внебюджетные государственные фонды.
  • - средства населения.
  • - денежные отчисления различных коммерческих структур, поступления средств за работы и услуги, выполненные в соответствии с договорами.
  • - выручка от реализации продукции, включая средства от продажи билетов на массовые мероприятия.
  • - выручка от сдачи имущества в аренду.
  • - доходы от подготовки кадров (переподготовка, повышение квалификации.)

c). Финансы общественных организаций включают в себя:

  • - финансы общественных, в том числе профорганизаций.
  • - финансы политических и общественных движений.
  • - финансы специальных целевых фондов.
  • - финансы благотворительных фондов.

Общественное объединение - добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединенных на основе общности их интересов.

Экономическое содержание финансовых общественных организаций включает в себя следующие виды и группы денежных отношений:

  • - денежные отношения между общественными организациями и их членами, связанные с уплатой различного рода взносов, с оказанием материальной помощи и пр.
  • - денежные отношения общественных организаций с предприятиями и учреждениями, связанные с добровольными пожертвованиями, которые могут перечислиться в фонды общественных организаций.
  • - денежные отношения общественных организаций по формированию и использованию целевых денежных фондов.
  • - денежные отношения между вышестоящими и нижестоящими структурами общественных организаций.
  • - денежные отношения между общественными организациями и подведомственными им производственно-хозяйственными структурами.

Финансово-хозяйственная деятельность общественных организаций сочетает два способа использования финансовых ресурсов:

  • - самоокупаемость.
  • - сметное финансирование.
  • 2). Финансы страхования.

Страхование - совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектом хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев.

Страхование - специфическая сфера, которая имеет свои звенья:

  • - социальное страхование (все методы).
  • - личное страхование.
  • - имущественное страхование.
  • - страхование ответственности.
  • - страхование предпринимательских рисков.
  • 3). Государственные финансы.

Государственные финансы - денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворение социально-культурных потребностей общества, нужд обороны и управления.

Государственные финансы включают в себя:

  • 1. Бюджет - экономическая категория, представленная денежными отношениями, возникающими у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда страны, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных нужд, нужд обороны и государственного управления.
  • 2. Внебюджетные фонды - специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно используемых на основе организационной самостоятельности фондов.

Источники формирования:

  • - специальные целевые налоги, займы и доходы от проведения денежно вещевых лотерей.
  • - субсидии из бюджета.
  • - дополнительные доходы и сэкономленные финансовые ресурсы.
  • - добровольные взносы и пожертвования.

Внебюджетные фонды гарантируют целевое использование ресурсов в полном объеме их поступления и современное финансирование важнейших социальных мероприятий; они выполняют роль финансового резерва, к которому прибегают государственные власти в случае финансовых затруднений.

3). Государственный кредит - денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов.

Формы государственного кредита:

  • - государственные займы.
  • - казначейские ссуды.

Понятие «финансы» выражает экономические отношения, связанные с обеспечением источниками финансирования государственного, муниципального и частного секторов экономики, сфер производства, обращения и домашних хозяйств. Функционирование финансов направлено на эффективное развитие социально ориентированной экономики.

Цель управления государственными финансами заключается в реализации положений финансовой политики.

Основными методологическими принципами управления финансами являются:

– зависимость от конечной цели;

– макроэкономическая сбалансированность всех отраслей хозяйства;

– соответствие интересам всех членов общества;

– использование экономических законов;

– учет внутренних и внешних экономических и политических условий на основе реальных возможностей.

Цель управления финансами – обеспечение устойчивости и финансовой независимости, проявляющееся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, а в итоге – в росте благосостояния населения.

Конкретными методами и формами управления финансами служат финансовое планирование, прогнозирование, программирование, регулирование, контроль, принятие адекватного финансового законодательства, обоснование системы прогрессивных методов мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов.

Для финансов в целом решающее значение имеют такие функции, как планирование, организация, стимулирование.

Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основе разграничения полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией, субъектами РФ и органами местного самоуправления, а также разработки прогнозов и бизнес-планов развития предприятий и организаций, смет доходов и расходов домашних хозяйств. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во времени с учетом приоритетов и целей развития, перераспределения финансов между бюджетом, предприятиями и домашними хозяйствами. Эта функция реализуется путем составления бюджетов, планов и прогнозов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, установления порядка налогообложения и т. п.

Функция организации включает выбор предприятиями организационно-правовой формы, бюджетное устройство, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определение прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов предприятий и домашних хозяйств.

Функция стимулирования предполагает выбор оптимальных средств и способов, обеспечивающих реализацию поставленных целей. Эта функция позволяет выделить факторы, стимулирующие финансовую деятельность организации. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение людей в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

В процессе деятельности, связанной с регулированием реального денежного оборота, реализуются три основные функции финансов: воспроизводственная, распределительная и контрольная.

Воспроизводственная функция финансов заключается в обеспечении сбалансированности материальных, трудовых и денежных средств на всех стадиях кругооборота капитала в процессе простого и расширенного воспроизводства. Воспроизводство осуществляется в рамках самостоятельно хозяйствующих субъектов, наделенных имуществом.

Экономическая обособленность имущества, выраженного в стоимостной форме, приводит к необходимости регулирования его кругооборота в рамках отдельно взятых организаций, государств и т. д.

Совершающийся непрерывно кругооборот средств является стадией оборота капитала. Денежный кругооборот начинается с авансирования денежных средств. Авансирование имеет место тогда, когда израсходованные на приобретение сырья, материалов, товаров, оплату работ и услуг денежные средства возвращаются на предприятие в течение одного кругооборота продукции в виде выручки от реализации произведенного или закупленного товара, выполненных работ, оказанных услуг.

Инвестирование означает использование денежных средств на цели капитального характера. Инвестирование отличается от авансирования тем, что денежные средства на длительный период выбывают из оборота, а их возвращение на предприятие происходит по частям за счет регулярных отчислений, включаемых в состав затрат.

Воспроизводственная функция характеризуется показателями прибыльности и ликвидности активов предприятия. Прибыльность означает, что предприятие получает выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг, которая превосходит произведенные затраты. Ликвидность активов (имущества) означает возможность легко их реализовать или превратить в денежную форму. Эффективное управление финансовыми ресурсами позволяет повышать прибыльность и обеспечивать долгосрочные инвестиции. Для поддержания высокой прибыльности и ликвидности решающую роль играет качество управления финансовыми ресурсами.

Воспроизводственная функция стимулирует накопление финансовых ресурсов. Проблема накоплений тесно связана с государственной финансово-кредитной политикой, так как государство создает условия для регулирования денежных потоков в экономике при помощи различных механизмов, в том числе налогов и бюджета. Она актуальна для финансов во всем мире.

Составной частью воспроизводственной функции финансов является оперативная функция – текущее обеспечение предприятий, организаций, бюджетов и внебюджетных фондов денежными средствами для непрерывного финансирования, т. е. совершения платежей, расчетов и выполнения денежных обязательств. Оперативная функция не оказывает значительного воздействия на долгосрочную стратегию развития финансов. Воспроизводственная функция ставит на передний план накопление капитала для решения долгосрочных инвестиционных проблем.

Распределительная функция тесно связана с воспроизводственной, так как выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг подлежит распределению и перераспределению. Распределение денежных средств имеет место в процессе предпринимательской деятельности, когда они направляются непосредственно по целевому назначению на покрытие затрат и формирование доходов (убытков).

Перераспределение денежных средств это вторичное распределение через централизованные фонды (бюджет, внебюджетные фонды и др.), обеспечивающее направление ресурсов в непроизводственную сферу. Перераспределение возможно благодаря изъятию части прибыли, созданной производительным трудом.

Распределительная функция заключается в том, что за счет полученной выручки от реализации и внереализационных доходов (плата за аренду, полученные штрафы, курсовые разницы и др.) обеспечивается выполнение денежных обязательств перед бюджетом, банками и контрагентами.

Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом и формированием фондов денежных средств. Она позволяет путем сопоставления и анализа затрат и результатов выявлять как позитивные, так и негативные стороны деятельности хозяйствующих субъектов и принимать на этой основе соответствующие решения. Контроль рублем имеет две формы:

1) контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

2) контроль за реализацией стратегии финансирования. В первом случае речь идет о системе санкций и поощрений, т. е. о мерах принудительного или, наоборот, стимулирующего характера, во втором – о реализации долгосрочной финансовой политики (основу которой составляет прогноз изменений порядка и условий финансирования и последствий таких изменений) в целях оптимального управления финансовой системой.

Контрольная функция финансов претерпела существенные изменения, вызванные трансформацией форм собственности, приватизацией и коммерциализацией, применением новых организационно-правовых форм, установленных Гражданским кодексом РФ, институциональными преобразованиями (законодательными и нормативными правовыми актами, формами и методами государственного регулирования и контроля), формированием рынков капиталов, труда, товаров и услуг, либерализацией цен, внешнеэкономической деятельностью, валютными отношениями и др.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления: она может быть сориентирована на предприятие как единый объект управления, на его структурные подразделения, на бюджет конкретного уровня, на какой-либо внебюджетный фонд и на отдельно взятое лицо.

Контрольная функция финансов связана с воспроизводственной и распределительной функциями. Она может играть активную роль в принятии того или иного решения либо пассивно отражать результаты распределения денежных средств и воспроизводственных процессов.

Контрольная функция проявляется в следующем: выявляется степень соответствия получаемых доходов, структуры фондов денежных средств намеченным заданиям по расширению объемов производства; корректируется несоответствие между доходами и расходами предприятия, бюджета, внебюджетного фонда, домашнего хозяйства.