Термин дефицит государственного бюджета используется для обозначения. Бюджетный дефицит и государственный долг

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    2000199 23 Аудиокнига. Лекции по экономике. Государственный бюджет

Субтитры

Сбалансированность бюджета

Для достижения сбалансированности бюджета в бюджетном планировании применяется ряд методов:

  1. Лимитирование бюджетных расходов, то есть установление их предельных величин для каждого бюджетного учреждения по каждому виду расходов.
  2. Распределение доходов между бюджетами разных уровней соответственно распределению их расходных полномочий.
  3. Мероприятия по максимизации бюджетных доходов, выявление дополнительных резервов на основе мониторинга деятельности бюджетных учреждений .
  4. Модернизация бюджетного регулирования в сфере межбюджетных отношений .
  5. Планирование бюджетных расходов, влекущих за собой потенциальный рост доходов за счёт стимулирования экономики и эффективного решения социальных задач.
  6. Соблюдение принципа экономии расходов; отказ от затрат, не являющихся необходимыми с точки зрения общественного блага.
  7. Использование таких форм бюджетных заимствований, которые обеспечивают наиболее надёжное и эффективное привлечение денежных средств с финансовых рынков .

Важным инструментом в деле обеспечения сбалансированности бюджета на стадии его исполнения является процедура санкционирования бюджетных расходов. Она предусматривает контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями установленных лимитов бюджетных обязательств. Этим достигается недопущение расходов, не предусмотренных бюджетом, а также выдерживание сроков осуществления расходов. В случае текущего снижения доходов бюджета относительно плановых величин, предусмотрен механизм сокращения и блокировки расходов бюджета. Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным хозяйствованием в бюджетных учреждениях , мониторинг динамики бюджетных расходов.

Причины образования бюджетного дефицита

Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин. Во-первых, объём необходимых государственных расходов велик. Эти обязательства накапливаются десятилетиями, многие из них не подлежат сокращению, снижение других является непопулярной мерой и затрагивает интересы различных групп населения . Во-вторых, находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности в экономике, способствует криминализации экономики (уклонению от налогообложения , росту теневой экономики).

Классификация бюджетного дефицита

Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев.

По характеру возникновения, бюджетный дефицит может быть случайным либо действительным . Случайный (кассовый) бюджетный дефицит как правило обусловлен временными разрывами в поступлении и расходовании средств. Случайный дефицит в основном характерен для местных бюджетов , так как они в большей степени зависят от одного источника финансирования. Действительный дефицит объясняется невосполняемым отставанием роста доходов бюджета от роста расходов. Действительный дефицит закладывается в законе о бюджете на финансовый год в качестве предельной величины, но может оказаться выше или ниже в процессе исполнения бюджета.

По продолжительности, бюджетный дефицит может быть хроническим или временным . Хронический дефицит повторяется в бюджете из года в год. Чаще всего хронический дефицит является следствием продолжительного экономического кризиса . Временный дефицит может длиться в течение не столь долгого срока. Он является не столь опасным для экономики и возникает в силу случайных колебаний доходов и расходов. Проблема заключается в том, что временный дефицит, при неумелом управлении также может перерасти в хронический.

По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым , объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.

С учетом расходов по обслуживанию государственного долга , бюджетный дефицит может быть первичным либо вторичным . Первичный дефицит это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.

В мировой практике также различают следующие виды дефицита госбюджета:

  • циклический дефицит - спад деловой активности и сокращение налоговых поступлений.
  • структурный дефицит - положительное либо отрицательное сальдо бюджета при наличии естественного уровня безработицы , при наличии естественного уровня ВВП , при ставках налога и трансфертных платежей, определенных законодательством . Такой дефицит является результатом дискреционной фискальной политики .

Меры по управлению бюджетным дефицитом

В целях облегчения последствий бюджетного дефицита для экономики страны может быть предпринят ряд мер по управлению бюджетным дефицитом.

  1. Эмиссионное . Бюджетный дефицит может быть уменьшен или даже полностью покрыт за счёт выпуска дополнительных денег . Такая мера провоцирует инфляцию , которая обесценивает внутренний долг и фактически удешевляет его обслуживание. Если темпы инфляции достаточно высоки, процентные ставки по государственным ценным бумагам могут даже стать отрицательными . Тем не менее, высокая инфляция, перерастающая в гиперинфляцию , крайне вредна для экономики государства, приводя к деградации денежной системы, обесцениванию сбережений населения, экономическому спаду. Помимо этого, в условиях инфляции государство вынуждено каждый новый выпуск государственных ценных бумаг обуславливать более высокой процентной ставкой, а также вводить ценные бумаги с плавающей процентной ставкой . Это в значительной мере нивелирует выгоду эмиссионного покрытия бюджетного дефицита.
  2. Налоговое покрытие бюджетного дефицита . Введение дополнительных налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе позволяет наполнить бюджет. Однако такая мера в дальнейшем может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а следовательно к сокращению производства и переходу части экономики в теневой сектор . Таким образом, налоговое покрытие бюджетного дефицита даёт лишь краткий эффект, в последующем уменьшая доходы бюджета в связи уменьшением налогооблагаемой базы .
  3. Секвестирование бюджета . Представляет собой пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю. Применяется с момента ввода и до конца бюджетного года. В рамках секвестирования возможно наличие ряда защищённых расходных статей, перечень которых определяется высшими органами власти. Ряд статей (таких, например, как обслуживание внешнего долга) секвестировать невозможно.
В Соединённых штатах Америки , например, существует разделение расходных статей бюджета на прямые (обязательные) и дискреционные. Прямые расходы гарантированы действующим законодательством (социальные пособия, программы медицинского обслуживания и т. д.) и не могут быть урезаны. Дискреционные расходы ежегодно рассматриваются и утверждаются конгрессом США в рамках бюджета на будущий год. Одновременно устанавливается лимит таких расходов. Если фактические расходы бюджета начинают превышать эти лимиты, то запускается механизм секвестирования, уменьшающий бюджетный дефицит (Закон Грэмма-Рудмана-Холлингса).

Финансирование бюджетного дефицита

Различают два вида финансирования бюджетного дефицита - денежное и долговое.

Денежное финансирование означает, что для покрытия бюджетного дефицита правительство получает кредиты центрального банка . Фактически это подразумевает выпуск в обращение (эмиссию) дополнительных денежных средств. Такое финансирование используется лишь в крайних случаях, так как его использование влечет за собой весьма негативные последствия для экономики. В результате реализации такого инструмента денежная масса национальной валюты увеличивается на величину, не обеспеченную товарами и услугами . Как следствие растет инфляция , нарушается нормальный механизм ценообразования , что в итоге влечет за собой падение курса национальной валюты . Помимо этого, отрицательным следствием раскручивания инфляции может стать проявление «эффекта Танзи ». Суть этого явления заключается в том, что налогоплательщики начинают сознательно оттягивать уплату налогов в государственный бюджет. За время отсрочки деньги частично обесцениваются, фактическая налоговая нагрузка снижается, что в свою очередь опять же уменьшает доходы бюджета и усугубляет бюджетный дефицит. Таким образом, финансовая система страны расшатывается всё больше.

Поэтому законодательство многих стран накладывает жесткие ограничения на использование такого метода финансирования бюджетных дефицитов. В ряде стран кредитование правительства центральным банком запрещено. По бюджетному кодексу Российской Федерации в настоящее время в России денежное финансирование дефицитов бюджетов также запрещено.

Долговое финансирование осуществляется путём выпуска доходных государственных обязательств , которые размещаются и свободно обращаются на фондовом рынке , а по истечении определенного срока погашаются государством. Поскольку деньги для покрытия бюджетного дефицита занимаются на рынке, прироста денежной массы не происходит.

Таким образом, различаются следующие источники долгового финансирования дефицитов:

  1. Кредиты банков и небанковских кредитных организаций.
  2. Кредиты иностранных государств, международных финансовых организаций.
  3. Государственные займы, осуществляемые путём выпуска ценных бумаг от имени государства.
  4. Бюджетные кредиты, получаемые от других уровней бюджетной системы (как правило от вышестоящих нижестоящим).
  5. Поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности:
    • акции и доли участия в предприятиях,
    • земельные участки и объекты природопользования,
    • государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней .

Преимущество долгового финансирования очевидно. Однако существуют и негативные стороны государственного заимствования. Выпущенные государством ценные бумаги обычно рассматриваются участниками фондового рынка как весьма надёжные. Приобретая государственные обязательства, владельцы капитала сокращают таким образом инвестиции в реальный сектор экономики. Это влечёт снижение предпринимательской активности, ставя под вопрос перспективы экономического роста.

Источники финансирования дефицита бюджета

Для финансирования дефицита бюджета используются различные источники, которые делятся на внутренние и внешние.

Внутренние источники

Финансирование дефицита за счет внутренних источников включает:

  • государственных ценных бумаг , номинированных в национальной валюте;
  • бюджетные кредиты;
  • кредиты , предоставленные кредитными организациями , международными финансовыми организациями ;
  • иные источники внутреннего финансирования дефицита бюджета:
    • поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности государства или региона;
    • поступления от реализации государственных/региональных/муниципальных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней ;
    • курсовая разница по средствам бюджета;
    • прочие источники внутреннего финансирования дефицита бюджета.

Внешние источники

В состав источников внешнего финансирования дефицита бюджета включаются:

  • средства, поступившие от размещения государственных займов , которые осуществляются путём выпуска государственных ценных бумаг от имени государства или соответствующего региона, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте ;
  • кредиты иностранных государств,

Многие знают, что государственный бюджет – это очень важный госдокумент, закон, который влияет на каждого жителя страны. Обывателям известно, что его дефицит госбюджета сказывается на благосостоянии граждан. Но лишь немногие осознают всю сложность проблемы и решения нехватки бюджетных средств. В данной статье описывается механизм и роль этого явления, а также методы восполнения бюджета и их последствия.

Бюджет – это совокупность доходов и расходов государства. При этом бюджет составляет до 30% от всего внутреннего оборота всех продуктов (ВВП). То есть огромная доля населения (учителя, врачи, армия и полиция) находится на обеспечении государства. Разумеется, если в бюджете возникает дефицит, то это отражается на каждом государственном работнике.

Если у всех указанных категорий служащих снизится покупательская способность, то это скажется на бизнесе и товарообороте. Что ведёт к массовым банкротствам и увольнениям, а также безработице. В результате начинают страдать даже те люди, которые к государственному аппарату не имеют никакого отношения.

Госбюджет – одна из главных составляющих экономики и общества. Он влияет на всю систему. Но при этом является ещё и отражением экономических проблем социума.

Следует отличать бюджет-закон, который принимают чиновники на текущий год, и бюджет, как совокупность доходов и расходов страны. Необходимость в формировании такого рода финансового фонда тесно связана с функциями государства. Бюджет тратится на армию, полицию, медицинские и судебные службы.

Профицит бюджета – это когда доходы превышают расходы. Данное явление тоже не благо, ведь удержание средств снижает активность покупателей, тормозит развитие экономики.

Каковы основные элементы государственного бюджета

Сначала стоит разобраться, каковы основные элементы государственного бюджета. В первую очередь нужно различать государственный и федеральный финансовый план (многие эти понятия путают).

Государственный бюджет – это совокупность доходов и расходов государства, всех его органов и субъектов, который принимается Государственной Думой.

Он представляет собой объединённые финансовые планы различных территориальных уровней:

  1. Федеральный бюджет – это то, что тратит государство на общероссийские проекты.
  2. Бюджеты субъектов РФ: областей, республик, регионов и других образований.
  3. Муниципальный бюджет – финансовый план города, посёлка.

Расходы и доходы страны нестабильны и могут меняться в зависимости от политической и экономической ситуации. Поэтому бюджет планируется на год. Так государство пытается сделать данный финансовый план одновременно устойчивым и достаточно гибким.

Бюджет состоит из 4 основных блоков:

  • доходы;
  • расходы;
  • финансирование дефицита;
  • государственный долг.

Нужно отметить, что источники доходов и цели расходов государства очень изменчивы, дефицит и профицит бюджета регулярно сменяют друг друга, однако на сущность данной структуры это не оказывает влияния.

Функции государственного бюджета

Основная задача бюджета – перераспределение материальных благ с определенными целями. Классификация расходов бюджета выглядит примерно так:

  • стимулирование экономики;
  • оборона страны;
  • содержание государственных служащих;
  • обеспечение социальной защиты граждан;
  • медицинское обслуживание населения;
  • управление финансовыми потоками государства.

Все эти функции государственного бюджета выполняются с помощью создания центральных фондов и распределения их ресурсов по различным госструктурам и частным предприятиям, которые нередко имеют национальное значение. Такими способами в стране регулируется хозяйственная деятельность, поддерживается наука и многие отрасли производства.

Доходы и расходы бюджета

Прежде чем перейти к причинам формирования дефицита, необходимо разобраться с тем, что составляет статью доходов и расходов государства.

Доходы государственного бюджета

Сначала нужно отметить, что доходы государственного бюджета – это финансы, которые поступают безвозмездно и безвозвратно в соответствии с законами страны. В Российской Федерации имеется четыре главных способа получения средств:

  1. Налоговые. К ним относятся налоги, сборы и пени. Кроме того, не нужно забывать о косвенных налогах – надбавках к товарам и услугам.
  2. Неналоговые. Это доходы от государственных предприятий и собственности государства. Прибыль от сдачи земли в аренду и её продажи. А также доходы от продажи товаров и услуг за рубеж.
  3. Безвозмездные поступления. Это перечисления от внебюджетных фондов, различных организаций, в том числе государственных.

Важно! К безвозмездным поступлениям некоторые финансисты относятся и финансы от бюджетов других уровней, которые при этом одновременно являются частью государственного бюджета. Поэтому такого рода перечисления можно назвать перераспределением средств внутри госбюджета.

  1. Доходы целевых внебюджетных фондов. Делятся на социальные и экономические. К первым относятся государственные фонды: пенсионный, занятости населения, ОМС, социального страхования. Ко вторым причисляются таможенные и дорожные фонды.

Что относится к расходной части государственного бюджета

Затраты государства тесно связаны с основными его функциями. К расходной части государственного бюджета относится:

  • общегосударственные вопросы;
  • содержание армии, ВПК;
  • стимулирование и развитие экономики;
  • наука и образование;
  • культура и телевиденье;
  • медицинское обслуживание;
  • социальная защита (пенсии, пособия);
  • службы правопорядка;
  • развитие и ремонт инфраструктуры;
  • и многое другое.

Сбалансированность бюджета — принципы и способы достижения

Кажется, что сбалансировать бюджет достаточно просто. Нужно всего лишь жить «по одёжке», не брать на себя лишних и невыполнимых обязательств. Однако на практике всё оказывается куда сложнее, к тому же существуют непредвиденные обстоятельства ( , войны и прочее), которые требуют больших ресурсов в срочном порядке.

Главным правилом при расходе бюджетных средств является принцип экономической эффективности. Например, затраты на расширение производства увеличат количество материальных благ, что с избытком восполнит затраченные ресурсы.

  1. Расходы государства повышают покупательскую способность населения, улучшают финансовое положение в стране, стимулируют экономику.
  2. Налоги, различные поступления в бюджет, наоборот, снижают покупательскую способность людей, что сокращает спрос, негативно влияет на экономику.

Здесь нужно отметить, что такое деление нецелесообразно. Ведь, по сути, бюджетная политика – это всего лишь перераспределение материальных благ, а не их уменьшение или увеличение. Да, доходы и расходы государства оказывают влияние на экономику. Когда собираются налоги, идут поступления в бюджет, ситуация в бизнесе ухудшается. Когда же накопленные средства тратятся, положение улучшается. Процесс полностью цикличный, и сам по себе не является ни хорошим, ни плохим.

Имеются точки зрения «за» и «против» дефицита.

Есть ли плюсы в дефиците?

Позиция позитивной оценки дефицита основана на следующих аргументах:

  1. Если все средства государства тратятся внутри него, то дефицит не является негативным моментом. Опасность представляет лишь отрицательное сальдо внешней торговли. Это суждение верно лишь при устойчивом экономическом росте. В период кризиса деньги всегда утекают в более благополучные страны, в России это особенно ярко проявляется в сравнении с Европой.
  2. Недополученные средства можно приравнять к дополнительным деньгам, которые остались в руках граждан и могут быть ими потрачены. Это тоже ошибочное суждение, которое не учитывает тот факт, что дефицит государственного бюджета – это всегда сокращение расходов и замедление денежно-товарного оборота.

В чём минусы дефицита?

Экономисты с противоположной точкой зрения приводят такие доводы:

  1. Дефицит российского бюджета всегда закрывается кредитами и распродажей государственного имущества. Что ведёт лишь к отсрочке проблемы, но не решает её в корне. Печать новых денег обесценит национальную валюту. А увеличение налогов ухудшит и без того плохую ситуацию в стране.
  2. Сокращение расходов ведёт к уменьшению роли государства в экономических и общественных процессах. А это прямо означает снижение способности по регулированию. В результате государство может потерять контроль над развитием и ситуацией в некоторых экономических и социальных областях.

Классификация бюджетного дефицита

В первую очередь выделяют дефициты государственного бюджета в зависимости от уровня их управляемости:

  1. Структурные. При спадах в экономике государство может сознательно уменьшить свои доходы, снизив налоговое бремя с людей и организаций, одновременно увеличив различные пособия и дотации. В этом случае создаётся дыра в бюджете, но это целенаправленная мера, которая должна улучшить финансовое положение в стране.
  2. Циклические. Они в меньшей степени зависят от воли государства и возникают из-за общего снижения в производстве. Что в свою очередь является кризисом – стадией развития капиталистической экономики в период рецессии.

Кроме того, дефицит делят в зависимости от той части бюджета, в которой он образовался:

  1. Активный. Возникает при увеличении расходов государства над его доходами. Что бывает в период войн, санкций, структурных изменений экономики.
  2. Пассивный. Появляется при уменьшении доходов государства. В годовом бюджете России это может быть связано со спадом на нефтяном или газовом рынке. Или при санкциях.

Важно! При структурном дефиците имеет место как активный, так и пассивный тип.

Также имеется классификация по причине возникновения:

  1. Форс-мажорные обстоятельства: войны, стихийные бедствия и прочее.
  2. Плохое управление: утечка денег за рубеж, неправильные инвестиции.
  3. Кризис. В этом случае дефицит является отображением спада в экономике.

Кроме того, дефицит федерального бюджета классифицируют по длительности его существования:

  1. Краткосрочный. Обычно возникает под влиянием форс-мажорных обстоятельств, управленческих ошибок. Причиной является неправильное планирование расходной и доходной части бюджета.
  2. Долгосрочный. Является системным явлением. Часто появляется из-за кризисных процессов в экономике. Но также может быть следствием политической изоляции, войны, природных катастрофах с долгоиграющими последствиями.

Причины образования дефицита государственного бюджета

Как видно из классификации выше, дефицит можно условно разделить на 2 группы:

  1. Кризисный или циклический тип, который часто является долгосрочным.
  2. Все остальные виды: управленческие, форс-мажорные, структурные, краткосрочные.

Причины вторых вполне очевидны и понятны. К дефициту государственного бюджета непосредственно ведут войны, санкции, природные катастрофы, ошибки в инвестициях и управлениями. Однако системная нехватка средств возникает по причине экономического кризиса. Стоит разобраться с тем, почему в экономике бывают периоды спада и подъёма, а также как зависит бюджет от этих факторов.

Причина кризисов

Циклические системные кризисы не являются неотъемлемой частью общества. Они появились впервые в Англии в XVII веке после буржуазных преобразований в стране. После ряда капиталистических революций в Европе рецессии стали регулярными. Системные циклические кризисы являются характерной чертой данной формации. При феодальном или коммунистическом устройстве общества их не было.

Внимание! Это не говорит о том, что кризисов при феодализме или коммунизме быть не может, они способны появиться из-за ошибок руководства, войн и прочих причин. Но они никогда не носят системный циклический характер.

Причиной всех современных кризисов является выпуск товара выше платёжеспособного спроса. Это не результат ошибочной оценки ёмкости рынка, а свойство самого капитализма. Представьте замкнутую систему, в ней работники производят продукт и получают зарплату. Владелец завода к стоимости продукта добавляет маржу и пытается продать его работникам. Но они не могут купить, так как их суммарный доход ниже того, что требует капиталист за весь свой товар.

Важно! Даже если все работники на все свои деньги совершат покупку, то даже это не позволит владельцу капитала получить прибыль, так как часть продукта останется не проданной.

В результате создаётся избыток товара. При каждом производственном цикле он растёт. В итоге возникает ситуация, когда заводу нет смысла выпускать продукцию, так как ей уже заставлены все склады. Производство останавливается. Начинается череда банкротств и увольнений работников, которые не нужны на предприятии. Это и называется кризисом.

Как всё это отражается на бюджете?

Изменим нашу схему. Работники производят продукт, капиталист платит им зарплату и 13% в виде налогов государству. Затем он добавляет маржу к стоимости продукта и выставляет товар с завышенным ценником (люди не могут его купить). Государство, чтобы обеспечить социальную защиту граждан, пытается спонсировать работников, но у него это тоже не выходит, так как доход государства также включён в конечную цену товара.

Внимание! То есть если сложить совокупный доход всех работников и бюджет государства, то даже в этом случае сумма всех средств будет ниже стоимости всех товаров в стране.

Ситуация не разрешится, пока весь товар не будет продан. Предприятия остановят свою деятельность, начнутся банкротства и увольнения. Бюджет в этой ситуации смягчает ситуацию, защищая наиболее слабые группы людей (пенсионеров и других). Однако дефицит в финансовом плане государства в этом случае будет всегда расти.

Австрийская точка зрения

Имеется и другая точка зрения на причину кризисов – австрийская школа. Она рассматривает депрессию, как накопительный эффект неправильных инвестиций, ошибок в расчёте ёмкости рынка, нерациональных трат государства, искажение рыночной цены денег. Однако такая философия в корне неправильна, так как не учитывает ряд фактов:

  1. Системные циклические кризисы появились лишь в эпоху капитализма. При феодализме и рабовладельческом строе их не было, хотя все указанные ошибки существовали и тогда.
  2. Такой подход не объясняет системности и цикличности кризисов. Ведь ошибки в инвестициях и процентной ставке могут быть, а могут и отсутствовать.
  3. Рост уровня науки и способности к прогнозированию не устраняет и не смягчает кризисы. Наоборот, за последние несколько веков они усилились и стали глобальными.

В законодательстве РФ есть несколько пунктов о бюджетном дефиците:

  1. При принятии дефицитного бюджета Государственная Дума обязана указать источники восполнения «дыры».
  2. При профиците, в первую очередь, лишние средства должны направляться на погашение существующих государственных долгов.
  3. Величина дефицита в бюджете субъекта РФ не может быть больше 15% общих доходов субъекта, поступление федеральных денег в расчётах не учитываются.

Источники финансирования дефицита бюджета

Тем не менее, временная, не кризисная нехватка средств – вполне нормальное явление, которого не стоит опасаться, а нужно решать, каким образом можно уменьшить дефицит государственного бюджета. Главное условие безопасности состоит в том, чтобы его размер не превышал 2-3% ВВП. Для покрытия используется внутреннее и внешнее кредитование, продажа государственного имущества, а также печать новых денег.

Важно! Ни один из источников финансирования дефицита бюджета не имеет абсолютного превосходства над другим. Все они одинаково плохие и приводят к инфляции.

Внешние источники

К ним относятся кредиты от международных банков (в первую очередь МВФ), других государств, крупных иностранных предприятий. К этому методу причисляется продажа иностранной валюты, которой располагает Резервный фонд РФ.

Наиболее предпочтительным является последний способ (продажа валюты), так как все остальные типы решения проблемы ставят нашу страну в экономическую и политическую зависимость от прочих государств.

Это в свою очередь может привести к отстранению России от международных рынков, ввязывании нас в военный конфликт (как было в Первую мировую войну). При этом никаких существенных преимуществ перед внутренними источниками ссуды у внешних кредитов нет.

Внутренние источники

Сюда причисляется продажа ценных бумаг, драгоценных металлов (золота) и других активов государства, в том числе предприятий (приватизация). Также сюда относятся кредиты от Центрального банка. Эти же методы используются при восполнении дефицита бюджета субъектов РФ. Только вместо ЦБ может выступать любой российский банк.

Кредиты и продажа государственных предприятий – одинаково плохие способы устранения дефицита. Да, они временно решают проблему, но кредиты в будущем потребуют возврата долгов, а проданные заводы больше не будут приносить прибыль. Все эти способы лишь дают отсрочку проблеме, но не решают её.

Как было выяснено ранее, дефицит бюджета – неотъемлемая часть капиталистической системы. Данное явление – лишь отображение разницы между совокупной заработной платой и суммарной ценой всех товаров и услуг. Однако у государства есть мощный инструмент для смягчения ситуации – кредиты и трата средств из национальных фондов.

Если с продажей имущества всё понятно, то с Центральным банком ничего неясно. Кто у кого и почему берёт ссуду? Рассмотрим и этот вопрос.

Сущность кредитов

Кредит – это искусственный способ увеличения потребительской способности населения. Товар капиталистом отпускается в счёт грядущей оплаты. Но при этом необходимость отдать деньги никто не отменяет, просто она переносится на будущее. Со временем долги накапливаются, и банки с капиталистами перестают давать и продлевать кредиты.

Настаёт момент возврата средств. Потребители и работники в одном лице затягивают пояса и продолжают трудиться с удвоенной силой, выпуская всё больше продукта. Спрос падает, а количество нереализованного товара возрастает. Кризис приобретает небывалый размах, как бы «нагоняя» упущенные рецессии.

Роль Центрального банка

Что такое Центральный банк? Это юридическое лицо, которое обладает особыми правами и обязанностями – эмиссией национальной валюты и её защитой. При этом в законах предусмотрен пункт, что ЦБ работает «независимо от других федеральных органов государственной власти». Получается, что он негосударственный?

Но это суждение неверно. Ведь ЦБ управляется советом директоров и национальным финансовым советом. Все члены этих советов назначаются государственными структурами на определённый срок. При этом сам ЦБ без государства существовать не может, так как он никому не нужен кроме России.

Следует вывод, что «негосударственный» ЦБ прямо подчиняется государству. Следовательно, государство при дефиците бюджета берёт в долг у самого себя – а это полный абсурд.

Однако выход из головоломки найдётся, если вспомнить, кто будет отдавать долг. Кажется, что государство. Но только к этому надо добавить уволенных госслужащих, поднятый пенсионный возраст, задержку зарплаты врачам, учителям, полицейским и другим социальным работникам. Тогда становится ясно, что это не государство даёт кредит самому себе, это государство даёт деньги в долг населению страны.

Именно простых государственных работников начнут увольнять при «оптимизации производства», и это им государство будет сокращать зарплату.

Как пополняется дефицит российского бюджета?

Наше государство при закрытии дефицита использует кредитование, трату средств различных фондов, продажу государственного имущества.

Ниже приведены основные статьи расходов бюджета в динамике (в трлн. руб.):

2013 2014 2015 2016 2017 2018
Социальная политика 3,96 3,534 4,10 4,415 5,075 4,966
Общегосударственные расходы 0,833 0,916 1,10 1,147 1,102 1,224
Оборона 2,099 2,370 3,00 3,060 2,840 2,729
Экономика 1,664 2,165 2,20 2,534 2,117 2,263
Нац. безопасность, МВД, МЧС, ФСБ 1,487 1,459 2,14 2,024 1,270 1,876
Образование 0,607 0,596 0,61 0,574 0,549 0,619
Здравоохранение 0,495 0,462 0,39 0,478 0,363 0,410
ЖКХ 0,140 0,097 0,12 0,080 0,059 0,039
Культура, кино 0,098 0,097 0,09 0,095 0,093 0,093
Спорт 0,054 0,080 0,10 0,063 0,086 0,056
СМИ 0,072 0,069 0,05 0.080 0,073 0,068
Охрана природы 0,025 0,055 0,05 0,063 0,076 0,078
Межбюджетные трансферы 0,090 0,099 0,70 0,669 0,768 0,767
Обслуживание госдолга 0,452 0,453 0,40 0,653 0,729 0,847

Как видно из таблицы, имеется стойкая тенденция к понижению затрат государства на здравоохранение и ЖКХ. Зато поднимается обеспечение армии, социальной политики и правоохранительных органов. При этом с 2015 года наблюдается резкий скачок расходов на межбюджетные переводы, которые теперь превосходят затраты на образование и здравоохранение.

При этом суммарные затраты растут ежегодно. Исключением является лишь федеральный бюджет на 2018 год, расходная часть которого сейчас почти не выросла.

При этом надо отметить, что ежегодно доходы бюджета падают уже несколько лет подряд:

  • 2013 – 13,39 трлн. руб.
  • 2014 – 13,96 трлн. руб.
  • 2015 – 14,17 трлн. руб.
  • 2016 – 13,58 трлн. руб.
  • 2017 – 13,43 трлн. руб.

По всем этим причинам дефицит бюджета за последние несколько лет сильно вырос (буквально в 10 раз).

Динамика его следующая:

  • 2013 – 310 млрд. руб.
  • 2014 – 389 млрд. руб.
  • 2015 – 880 млрд. руб.
  • 2016 – 2360 млрд. руб.
  • 2017 – 2750 млрд. руб.

Важно! Последние 2 года дефицит держится на уровне 3% ВВП и 20% самого бюджета.

Столь существенная нехватка средств восполняется в первую очередь валютными резервами России из Резервного фонда. Динамика сбережений фонда выглядит так:

  • 01.2015 – 4 945,49 млрд. руб.
  • 01.2016 – 3 640,57 млрд. руб.
  • 01.2017 – 972,13 млрд. руб.
  • 01.2018 – 0,00 млрд. руб.

Раньше времени переживать не стоит, так как Резервный фонд – часть Золотовалютного резерва. А вот запасы этой организации выросли, при этом их увеличение примерно равно растраченным средствам из Резервного фонда.

Другим способом пополнения бюджета является распродажа государственного имущества. Однако цифры достаточно низкие и по сравнению с размером дефицита выглядят смешно:

  • 2013 – 60 млрд. руб.
  • 2014 – 197 млрд. руб.
  • 2015 – 158 млрд. руб.
  • 2016 – 100 млрд. руб.
  • 2017 – 18 млрд. руб.

Таким образом, основным способом закрытия дефицита бюджета в Российской Федерации являются валютные резервы и кредиты от Центрального банка. Например, в 2017 году была продажа облигаций федерального займа на 2 трлн. рублей. На сокращение расходов государство не идёт, напротив, увеличивает их для стимулирования экономики.

Бюджет России на 2018 год в цифрах

Рассмотрим бюджет России на 2018 год в цифрах. Запланировано поступление в бюджет 15,182 трлн. руб., что больше дохода предыдущего года на 1,5 триллиона. При этом уровень затрат государства останется почти таким же – 16,514 трлн. рублей.

Конкретные цифры по статьям расходов бюджета РФ на 2018 год следующие (в трлн. руб.):

  • социальная политика – 4,966;
  • общегосударственные расходы – 1,224;
  • оборона – 2,729;
  • экономика – 2,263;
  • национальная безопасность – 1,876;
  • образование – 0,619;
  • здравоохранение – 0,410;
  • ЖКХ – 0,039;
  • культура, кино – 0,093;
  • спорт – 0,056;
  • СМИ – 0,068;
  • охрана природы – 0,078;
  • межбюджетные трансферы – 0,767;
  • обслуживание госдолга – 0,847.

Обратите внимание, что части расходов бюджета России на 2018 год в этом списке нет – это засекреченные траты (17,6%), которые идут на контрразведку, борьбу с терроризмом, шпионаж и прочее.

Дефицит составит 1,332 трлн. руб., что равняется 1,37% от ВВП или 8,7% от всего бюджета 2018 года. Компенсировать недостаток планируется из Фонда национального благосостояния, где останется около 4 триллионов рублей. Также Министерство финансов воспользуется внутренним займом на сумму в 868 млрд. рублей.

Бюджетно-финансовая политика любого государства предусматривает сбалансированность всех уровней бюджета. Сам по себе бюджет включает две части, в одной из которых указываются все статьи доходов, а во второй - расходов. Если количество расходов превышает число доходов, то такое состояние называется дефицит бюджета. Однако может наблюдаться и профицит бюджета - преобладание доходной части над расходной.

Следует сказать, что оптимальным вариантом является, конечно же, ситуация, при которой доходы и расходы равны между собой. Ведь и дефицит, и выступают как отклонение от нормы. Однако привести в равновесие приход и расход финансовых средств очень тяжело. Поэтому более подробно хочется остановиться на преобладании расходов.

Если в стране наблюдается дефицит бюджета в первую очередь финансируется бюджет текущих расходов.

Дефицит бюджета бывает нескольких видов:

1. Активный - появляется при непосредственном превышении трат над доходными поступлениями.

2. Пассивный - возникает как следствие понижения налоговых ставок и уменьшения доходной части (он не связан с увеличением расходов).

3. Структурный дефицит бюджета появляется, когда государство идет на его увеличение сознательно. Для того чтобы в период стимулировать экономическую активность и совокупный спрос, правительством могут быть снижены налоги или приняты специальные решения по увеличению уровня занятости (к примеру, финансирование для создания рабочих мест).

4. Цикличиский - практически не зависит от налогово-бюджетной политики государства. Он характеризуется общим снижением производства, возникающим на стадии кризиса и являющимся результатом циклического развития экономики.

5. Краткосрочный - обусловлен преобладанием расходов над доходами в рамках одного Он отражает текущие изменения в общем состоянии экономики страны, которые при составлении проекта бюджета учтены не были. Среди причин его возникновения наиболее часто отмечают:

  • Опыт макроэкономического прогнозирования у органов власти недостаточный.
  • Плохой учет возможных изменений некоторых обстоятельств: падение экспортных цен, сокращение объема производства, возможное снижение спроса на производимую продукцию, уменьшение ее конкурентоспособности, резкий рост государственных расходов, связанный с инфляцией.

6. Долгосрочный - представляет собой увеличение разрыва в бюджете на протяжении нескольких лет между доходами и расходами. Его возникновение обусловлено причинами, которые имеют устойчивый характер. В большинстве стран это:

  • Повышение социальной нагрузки на бюджет.
  • Нежелательная демографическая ситуация страны, которая связана со старением населения.
  • Изменения налогового законодательства, связанные с его либерализацией.
  • Увеличение страны.
  • Искусственное занижение цен (посредством введения временных или дополнительных налогов, распродажи государственных активов, отсроченных выплат зарплат работникам государственных организаций).
  • Неучтенная в государственном секторе экономики амортизация.
  • Высокие темпы инфляции.

7. Реальный дефицит бюджета - это разница между номинальным дефицитом и процентной величиной государственного долга, которая умножена на темп инфляции.

8. Операционный - общий дефицит бюджета, за вычетом процентных платежей инфляционной части.

У любого государства главная стратегическая цель - достижение но, несмотря на это, иногда дефицит бюджета может выступать как важный инструмент в экономической политике в макроэкономическом регулировании. Именно поэтому его грамотное использование позволяет государству решить ряд экономических и социальных проблем. При этом главное, чтобы дефицит не был длительным.

В процессе принятия и исполнения бюджета большое значение приобретает сбалансированность доходов и расходов. Если доходы превышают расходы, то возникает профицит. Но чаще всего расходы превышают доходы. В таком случае возникает дефицит.

Дефицит бюджета обусловлен разными причинами. В одних случаях государство может сознательно идти на увеличение дефицита бюджета. В частности, в целях стимулирования экономической активности и совокупного спроса в период спада производства правительство может принять специальные решения, направленные на увеличение уровня занятости (например, финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или существенно снизить налоги. В итоге увеличиваются расходы бюджета или снижаются его доходы, возникает дефицит. Но этот дефицит сознательно создан государством. Такой дефицит называется структурным дефицитом.

В отличие от структурного циклический дефицит в меньшей степени зависит от сознательной бюджетно-налоговой политики государства. Он обусловлен общим спадом производства, который происходит на стадии кризиса и является результатом циклического развития экономики. В условиях спада производства снижаются налоги, доходы государства, а значит, возникает дефицит.

Выделяют также активный и пассивный дефициты. Активный дефицит возникает в результате превышения расходов над доходами, а пассивный - в результате снижения налоговых ставок и прочих поступлений, что является следствием замедления темпов экономического роста, недоплат и т.п.

Различают краткосрочную и долгосрочную несбалансированность бюджета. Несбалансированность имеет краткосрочный характер, если превышение расходов над доходами ограничивается рамками одного финансового года и является отражением изменений макроэкономической ситуации по сравнению с той, в которой составлялся бюджет. Это происходит главным образом из-за отсутствия необходимого опыта макроэкономического прогнозирования, недостаточного учета возможного изменения целого ряда обстоятельств. Например, сокращение объемов поступлений в бюджет может произойти в результате падения экспортных цен, сокращения объемов производства ниже предусмотренного уровня, сдвигов в структуре спроса на изготавливаемую продукцию и снижение ее конкурентоспособности. Увеличение дефицита государственного бюджета может быть также вызвано неожиданно резким ростом государственных расходов в связи с ростом уровня инфляции сверх предусмотренной величины, расширением трансфертных платежей в сочетании с введением налоговых льгот, что является весьма популярной мерой перед очередными выборами.

Долгосрочная несбалансированность бюджета связана с увеличением разрыва между государственными расходами и доходами на протяжении ряда лет и обусловлена причинами, которые носят более устойчивый характер. Так, в большинстве развитых стран на протяжении последних 15 лет наблюдается устойчивая тенденция к росту дефицита национальных бюджетов. Это обусловлено следующими факторами:

  • 1) увеличение числа социальных выплат, а значит, социальной нагрузки на бюджет;
  • 2) неблагоприятная демографическая ситуация, связанная со старением населения, в результате чего увеличиваются расходы на выплату пенсий, ассигнования на здравоохранение и т.п.;
  • 3) либерализация налогового законодательства и как следствие этого снижение величины налоговых ставок (без соответствующей корректировки государственных расходов);
  • 4) возрастание объема внешней задолженности.

В целом состояние государственного бюджета определяется тремя основными факторами:

  • 1) долгосрочной тенденцией в динамике налоговых поступлений и государственных расходов;
  • 2) стадией экономического цикла, в которой находится экономика в рассматриваемый период;
  • 3) текущей политикой государства в области бюджетных расходов и доходов.

Очень часто, особенно в нашей стране и в других странах, происходит искусственное либо завышение, либо занижение истинной величины бюджетного дефицита.

Так, искусственное занижение дефицита бюджета может осуществляться с помощью следующих инструментов:

  • 1) «налоговой амнистии», которая позволяет налогоплательщикам, ранее уклонявшимся от уплаты налогов, внести за один раз всю сумму, равную определенной части общего налогового сбора;
  • 2) мероприятий по сбору просроченных налоговых платежей;
  • 3) введения временных или добавленных налогов;
  • 4) отсрочек выплат заработной платы работникам государственного сектора;
  • 5) отсрочки обязательной индексации заработной платы в соответствии с динамикой уровня инфляции;
  • 6) распродажи государственных активов;
  • 7) наличия скрытого дефицита, обусловленного квазибюджет-ными расходами. К числу последних относят централизованные кредиты, предоставляемые на льготных условиях Центральным банком. Кроме того, Центральный банк может финансировать отдельные операции, связанные с госдолгом, покрывать убытки от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, рефинансировать сельское хозяйство и т.п. В результате этого растут убытки ЦБ и усиливается инфляция, а дефицит не растет.

Искусственное завышение размеров дефицита государственного бюджета может происходить в результате следующих обстоятельств. Во-первых, при оценке величины государственных расходов не всегда учитывается амортизация в государственном секторе экономики. Во-вторых, важной статьей государственных расходов является обслуживание государственного долга. Однако очень часто величина процентных выплат по долгу завышается за счет инфляционных выплат. При высоких темпах инфляции, когда различия в динамике номинальных и реальных процентных ставок весьма значительны, это завышение государственных расходов может быть весьма существенным. Возможны даже ситуации, когда номинальный (официальный) дефицит и государственный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что существенно затрудняет оценку проводимой правительством политики. Поэтому при измерении бюджетного дефицита обязательно необходима поправка на инфляцию. С учетом этой поправки определяют реальный бюджетный дефицит, который представляет собой разницу между номинальным дефицитом и величиной процента по государственному долгу, умноженной на темп инфляции. Общий дефицит бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей представляет собой операционный дефицит.

Считается, что само по себе наличие дефицита бюджета еще не является сигналом экономического неблагополучия. Очень часто

дефицит рассматривается как важный инструмент экономической политики государства, прежде всего макроэкономического регулирования. Умелое обращение с этим инструментом позволяет государству решить достаточно широкий круг экономических и социальных проблем. Однако необходимо иметь в виду, что длительная несбалансированность бюджета может оказывать негативное воздействие на размеры совокупного спроса и доходы, уровень цен, состояние платежного баланса. Поэтому стратегической целью для любого государства, безусловно, является сбалансированный бюджет.

Существуют разные представления о том, как и на протяжении какого времени следует добиваться сбалансированности бюджета. Так, согласно теории ежегодно балансируемого бюджета, которая была широко распространена в качестве теоретической основы государственной политики большинства развитых стран до 30-х гг. XX в., следует добиваться равенства доходов и расходов государства ежегодно. Это, по мнению сторонников данной теории, позволяет национальным правительствам проводить более ответственную политику. Государство живет по средствам, не накапливает долги, не провоцирует инфляцию. Если происходит снижение доходов, то государство должно либо увеличивать налоги, либо снижать расходы. В условиях, когда увеличиваются денежные доходы, государство должно действовать прямо противоположно, т.е. снижать налоги либо увеличивать расходы. В настоящее время этой теории на практике придерживаются ограниченное число стран, главным образом страны с развивающейся и переходной экономикой.

В большинстве развитых стран широкое распространение в практике государственного регулирования экономики получила теория циклического балансирования бюджета. Основы этой теории были заложены Дж. Кейнсом в 30-е гг. Именно кейнсианская теория отвергла необходимость ежегодно сбалансированного бюджета. Она фактически легализовала бюджетные дефициты для стимулирования экономики. Суть теории циклического балансирования бюджета состоит в том, что во время экономического спада для стимулирования экономического роста государство обязано сократить налоги и увеличить расходы. Государство должно компенсировать резкое падение спроса и воспрепятствовать уменьшению государственных расходов. При этом неизбежно возникнет дефицит бюджета. В течение фазы экономического подъема государство рассчитывается по долгам за счет повышенных ставок налогообложения или за счет увеличения налоговых поступлений вновь заработавших предприятий. Таким образом, к концу экономического цикла бюджет становится сбалансированным. Балансирование осуществляется на протяжении цикла: избыток бюджетных средств в фазе подъема компенсирует бюджетный дефицит в фазе кризиса.

При этом большая роль отводится «встроенным стабилизаторам» (прогрессивная система налогообложения, трансфертные платежи государства - социальные выплаты, пособия по безработице и др.). С их помощью размер совокупного спроса способен автоматически снижаться или расширяться в зависимости от фазы цикла в противоположном движению конъюнктуры направлении. Например, при спаде деловой активности в результате снижения совокупного дохода происходит автоматическое сокращение налоговых поступлений и увеличение определенных видов трансфертных платежей, что приводит к образованию циклического дефицита и частично компенсирует сокращение совокупного спроса. В условиях подъема экономики происходит обратное - увеличиваются налоговые платежи, сокращаются трансфертные платежи.

В рамках многих современных теорий, в частности теории компенсирующегося бюджета, считается невозможным, да и не нужным добиваться его сбалансированности. Если учитывать, что в современных условиях действуют устойчивые факторы, увеличивающие дефицит бюджета, то необходимо более полно использовать государственный кредит как законный источник доходов бюджета. Именно государственный кредит, по мнению представителей этой теории, способен не только компенсировать разрыв доходов и расходов, но и притянуть на себя излишнюю часть сбережений и инвестировать ее в экономику.

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой правительство стремится балансировать бюджет в более долгосрочной перспективе - на циклической или функциональной основе. В условиях неустойчивой экономики, когда ситуация в целом менее предсказуема, правительство вынуждено ежегодно балансировать бюджет. Поэтому не случайно в Бюджетном кодексе РФ отмечается, что федеральный, региональный или местный бюджет не могут быть приняты с профицитом или дефицитом, должна осуществляться ежегодная балансировка бюджета. Это, конечно, менее эффективный способ, поскольку он ведет к снижению степени встроенной стабильности экономики, вызывает частые колебания налоговых ставок, снижает инвестиционную активность, а также эффективность распределения доходов. Однако в некоторой степени он оправдан, поскольку в условиях неустойчивой экономики ситуация является менее предсказуемой.

В России в соответствии с Бюджетным кодексом РФ Государственная Дума может принять только сбалансированный бюджет. Поэтому наряду с доходными статьями федеральный бюджет должен включать дефицит в качестве балансирующей статьи. В то же время в расходной части бюджета выделяется специальная статья «Расходы по обслуживанию и погашению государственного долга». Этим российская бюджетная практика отличается, например, от американской. В США бюджет может приниматься с дефицитом, т.е. он изначально не является сбалансированным. При этом источники погашения долга, так же как и доходы по выданным кредитам, поступающие в счет погашения долга, вынесены за рамки бюджета.

В России в случае, если обнаруживается профицит, необходимо:

  • сократить привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности (для федерального бюджета - сократить привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов);
  • предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
  • увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней;
  • сократить налоговые доходы.

Существует такое понятие, как первичный профицит, который означает превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга.

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом необходимо определить источники финансирования дефицита бюджета.

Источники финансирования дефицита различаются по уровням бюджетной системы. Так, источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

  • 1) внутренние источники:
    • кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте
  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
  • поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
  • поступления от приватизации организаций, находящихся в государственной собственности;
  • поступления от продажи государством принадлежащих ему акций организаций;
  • поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • 2) внешние источники:
    • государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
    • кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставляемые в иностранной валюте.

Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ и местного бюджета могут быть только внутренние источники. До 2001 г. для покрытия дефицита бюджетов субъекты РФ и муниципалитеты имели право привлекать внешние займы. Но это негативно отразилось на общей величине государственного долга. Так, после 1997 г., когда регионы впервые получили право самостоятельного размещения внешних займов (до этого внешние заимствования могли осуществляться ими только в случае принятия специального указа Президента), только за один 1998 г. четырьмя крупнейшими регионами - Москвой, Санкт-Петербургом, Свердловской и Нижегородской областями - было размещено еврооблигаций на 1,2 млрд долл. В последующие годы намечалось размещение новых внешних займов более чем 10 регионами на сумму свыше 3,5 млрд долл. Таким образом, за относительно небольшой срок суммы задолженности регионов настолько возросли, а реальные возможности их погасить были столь малы, что было принято решение о запрещении субъектам РФ и муниципалитетам самостоятельно заниматься внешними заимствованиями.

Для финансирования дефицита бюджета субъекты РФ и муниципальные образования могут привлекать только внутренние источники в следующих формах:

  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ или муниципального образования;
  • бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
  • кредиты, полученные от кредитных организаций;
  • поступления от продажи имущества, находящегося в собственности субъектов РФ и муниципальной собственности;
  • поступления от приватизации организаций, находящихся в собственности субъектов РФ и муниципальной собственности. Бюджетным кодексом РФ установлены предельные размеры

дефицита бюджетов разных уровней. Так, размер дефицита федерального бюджета на очередной финансовый год не должен превышать размер нефтегазового дефицита федерального бюджета.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 96) существует такое понятие, как ненефтегазовый дефицит федерального бюджета. Он представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7% прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта, указанного в Федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета финансируется за счет нефтегазового трансферта и источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15% объема доходов его бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Исключение составляют субъекты Федерации, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60% объема собственных доходов (за исключением субвенций и субсидий из Инвестиционного фонда РФ). Для таких субъектов размер дефицита не должен превышать 10% утвержденного общего годового объема доходов без учета размера финансовой помощи.

Если в законе о бюджете субъекта Федерации утвержден размер поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта РФ, а также снижение остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ, в том числе средств Резервного фонда субъекта РФ, дефицит субъекта РФ может превысить установленные ограничения в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов.

Исключение составляют муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 70% объема собственных доходов (за исключением субвенций и субсидий из Инвестиционного фонда РФ). Для таких муниципальных образований размер дефицита не должен превышать 5% утвержденного общего годового объема доходов без учета размера финансовой помощи.

Если в законе о бюджете муниципального образования утвержден размер поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, а также снижение остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета, дефицит муниципального образования может превысить установленные ограничения в пределах суммы указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Причем поступления из источников финансирования дефицита местного бюджета могут направляться на финансирование исключительно инвестиционных расходов и не могут быть использованы для финансирования расходов на обслуживание и погашение муниципального долга.

Если в качестве источника сокращения дефицита регионального или местного бюджетов рассматривается продажа имущества, то, согласно Бюджетному кодексу РФ, предельный размер дефицита соответствующих бюджетов может превышать указанные ограничения, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества.

Причины бюджетного дефицита могут быть следующими:

  • рост госрасходов - как на плановые государственные цели, например на модернизацию экономики , реализацию национальных программ и пр., так и на чрезвычайные: стихийные бедствия, войны и др.;
  • сокращение государственных доходов из-за экономического кризиса, рецессии , падения цен на экспортные товары, такие как сырье, а также на электронику и пр.;
  • неэффективность государственной политики, финансовой системы. Низкие сборы налогов и подъем теневого рынка. Популизм действующей власти;
  • высокие бюджетные расходы, которые связаны с чересчур большим заимствованием в прежние годы и в результате которых цена обслуживания долга становится чрезмерной.
  • Коррупция в государственном секторе.
  • Неэффективность налоговой политики, вызывающая увеличение теневого сектора экономики.

Бюджетный дефицит следует отличать от так называемых кассовых разрывов, когда доходы и расходы разделены во времени, что вызывает недостаток средств в какой-то промежуточный период. Как правило, реальный бюджетный дефицит носит плановый характер: его максимальные предельно допустимые параметры утверждаются при принятии.

Существует несколько методов снижения уровня бюджетного дефицита. Во-первых, это можно сделать, проведя эмиссию денег . Такой путь неминуемо приведет к инфляции , т. е. к обесценению денег в обращении и подрыву доверия к национальной валюте.

Во-вторых, налоговое покрытие – введение дополнительных налогов, в т. ч. на определенные слои населения – «налог на богатых», некоторые виды деятельности компаний, например производство сигарет, и пр. В то же время увеличение налогового бремени в более долгосрочной перспективе ведет к сокращению производства, развитию теневой экономики.

В-третьих, секвестирование бюджета – пропорциональное уменьшение статей расходов в соответствии с доходами. Далеко не все статьи могут быть секвестированы – например, такие действия с обслуживанием внешнего долга будут расценены как дефолт . А сокращение затрат в социальном секторе способно привести к росту напряженности в обществе.

Для финансирования дефицита бюджета могут быть использованы как внешние , так и внутренние заимствования. Для этого на финансовый рынок выпускаются государственные ценные бумаги. Кроме того, одной из статей доходов в таком случае может стать продажа государственной собственности: запасов драгоценных металлов и камней, приватизация земельных участков и объектов природопользования, а также государственных предприятий.

На практике для того, чтобы оценить размер дефицита бюджета, используется его процентное отношение к ВВП . В таком исчислении бюджетный дефицит РФ составил в 2010 году 2,9 трлн рублей , или 5,4%, при этом Россия занимает 150-е место в мире. Наибольший дефицит бюджета у Ирландии - 32,4% и Ирака - 23,9%. Из наиболее развитых стран у Великобритании - 10,2%, у США - 8,8%, у Японии - 7,7%, у Франции - 6,9%, у Германии - 3,3%.