Стратегия экономической безопасности. Экономическая безопасность рф

Вторая половина 90-х годов XX в. ознаменована возрождением внимания государственных структур и общественности к проблемам национальной безопасности страны. Формирование социально-ориентированной рыночной экономики обусловило необходимость разработки и утверждения основных понятий в системе национальной безопасности.

Современное реформирование правовых и экономических основ российского государства не может не учитывать интересы национальной безопасности. Особую остроту приобретает эта проблема в условиях усиливающейся глобализации и в связи с активным включением России в международные политические и экономические процессы. Внешнеэкономические аспекты национальной безопасности страны выступают важнейшей составной частью системы экономической безопасности государства. Чем более экономически развита страна, чем большими экономическими ресурсами она располагает (или контролирует), тем выше ее степень защиты от возможных угроз.

На современном этапе экономическая безопасность является гарантией независимости страны, определяет возможность проведения самостоятельной экономической политики и создает условие для стабильности и достижения успеха в условиях глобализации мирового хозяйства.

В период с 1996 года по 2005 год проведены научные исследования и опубликован ряд научных работ, коллективных монографий по этой проблематике Сенчагова В.К., Олейникова Е.А., Грунина О., Гусева Г. и др. Во многих вузах страны введены в учебный процесс и преподаются специальные курсы по национальной безопасности и различным ее аспектам. Актуальность проблематики проблем экономической безопасности нашла свое отражение в работе всероссийских и международных научно-практических конференций.

В работе рассмотрены общие проблемы экономической безопасности России, связанные с ее деятельностью в системе международных экономических связей.


Признаками государства являются :

· наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти;

· право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством;

· определенная территория, на которую распространяется юрисдикция государства и на которой проживает ее население.

Жизнь и деятельность народа, государства развертываются в различных сферах, и в каждой из них возможно действие неблагоприятных факторов, опасностей и угроз, нарушающих нормальную жизнь человека, общества и государства. В содержательном плане выделяются следующие виды (сферы) его деятельности: экономическая, социальная, политическая, военная, экологическая, правовая, технологическая, культурная, интеллектуальная, информационная, демографическая, психологическая и многие другие.

Государство защищает свои интересы, свою территорию, свое население от внешних и внутренних угроз.

Угрозу безопасности государства можно сформулировать как возможность такого развития событий, которое будет создавать (или создает) опасность существованию государства, его политической и экономической независимости .

Существуют следующие виды государственной безопасности :

· геополитическая безопасность;

Геополитическая безопасность – это гарантированная конституционными, законодательными и практическими мерами защищенность и обеспеченность государственных интересов.

· политическая безопасность;

Каждое государство заинтересовано в наличии стабильной внутренней политической обстановки, в создании внутригосударственного климата, способствующего нормальному развитию всех сфер деятельности общества и личности. Политическая безопасность – это состояние защищенности геополитической жизни страны. Цель политической безопасности определяется типом государства. Сущность политической безопасности определяется возможностью проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику и решать вопросы государственного устройства.

· военная безопасность;

Военная безопасность – это способность защитить суверенитет, территориальную целостность и население страны от внутренних и внешних угроз. Военная безопасность включает в себя следующие сферы: государственные границы, вооруженные силы, сдерживание, военное образование, военная наука и военная промышленность.

· экономическая безопасность.

Проблемы национальной экономической безопасности все чаще становятся предметом изучения представителей различных наук. Ученые предлагают собственные дефиниции, определяют сущностные признаки этого сложного общественного явления, раскрывают возникающие социальные связи между смежными понятиями и явлениями. Однако в рассматриваемой сфере еще много «темных пятен». До сих пор нет единства мнений среди исследователей данной проблемы по определению основных понятий, что порождает на практике значительные трудности в применении законодательства об экономической безопасности. Поэтому начинать надо с разработки понятийного аппарата.

Легальное определение понятия «экономическая безопасность» можно обнаружить в Федеральном законе от 13 октября 1995г. №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В соответствии со ст.2 названного Закона экономическая безопасность представляет собой состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Следовательно, состояние экономики – главный признак экономической безопасности.

Поэтому в сжатом (концентрированном) виде можно сказать, что национальная экономическая безопасность есть состояние защищенности основных национальных экономических интересов от внутренних и внешних угроз .

Важно подчеркнуть, что такие понятия как «условия», «факторы», «соотношение» характеризуют экономическую безопасность с разных точек зрения. Так, условие есть среда (окружение), в которой протекает (реализуется) экономическая безопасность. Различают экономические, геополитические, экологические, правовые и иные условия. Фактор выступает причиной, движущей силой экономической безопасности. Соотношение экономических интересов понимается как их взаимное отношение, расположение относительно друг друга.

Экономическая безопасность характеризуется уровнем развития производительных сил и экономических отношений, направленных на реализацию потребностей личности, общества, государства, наличием полезных ископаемых, развитой инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы и системы ее подготовки, а также характером интеграции в систему мировых хозяйственных связей.

Объектами экономической безопасности являются:

· экономическая система страны: производители и продавцы продукции, работ и услуг;

· природные богатства страны – сельскохозяйственные угодья, леса, реки, озера, моря, шельф, полезные ископаемые.

Субъекты экономической безопасности – это:

· функциональные и отраслевые министерства и ведомства;

· налоговые и таможенные службы;

· банки, биржи, фонды и страховые компании;

· производители и продавцы продукции, работ и услуг;

· общества защиты прав потребителей.

В России доктрина экономической безопасности одобрена и введена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996г. № 608 «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)». Во исполнение положений данного Указа 27 декабря 1996г. было принято Постановление Правительства РФ № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений)». В этих документах определены цель и объекты государственной стратегии экономической безопасности, дана характеристика угроз экономической безопасности России, сформулированы критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности, описаны механизмы и меры экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности. Как отмечено в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, «в международных отношениях Россия сталкивается со стремлением промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать ситуацию в Российской Федерации и государствах - участниках Содружества Независимых Государств в своих экономических и политических интересах.... Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и на международном уровне». Вышеуказанным Постановлением Правительства РФ на ряд федеральных органов исполнительной власти (Министерство финансов РФ, Совет Безопасности РФ и др.) возложена ответственность за разработку количественных и качественных параметров критериев экономической безопасности, мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности, по проведению исследований для выявления тенденций и возможностей развития угроз и поиск оптимальных путей их преодоления. При этом система экономической безопасности должна выявлять ситуации, при которых фактические или прогнозируемые параметры экономического развития выходят за пределы пороговых значений, разрабатывать меры по их преодолению (т.е. по выходу страны из зоны опасности), проводить экспертизу принимаемых нормативно-правовых актов, государственных решений по финансово-хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности России.


КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Экономика»

по теме: «Экономическая безопасность Российской Федерации»

Введение

1. Экономическая безопасность как вид государственной безопасности

2. Проблемы экономической безопасности РФ

2.1 Пути интеграции России в мировую экономику

2.2 Виды угроз экономической безопасности России

3 . Пути повышения экономической безопасности РФ

Заключение

Литература

Введение

Вторая половина 90-х годовXX в. ознаменована возрождением внимания государственных структур и общественности к проблемам национальной безопасности страны. Формирование социально-ориентированной рыночной экономики обусловило необходимость разработки и утверждения основных понятий в системе национальной безопасности.

Современное реформирование правовых и экономических основ российского государства не может не учитывать интересы национальной безопасности. Особую остроту приобретает эта проблема в условиях усиливающейся глобализации и в связи с активным включением России в международные политические и экономические процессы. Внешнеэкономические аспекты национальной безопасности страны выступают важнейшей составной частью системы экономической безопасности государства. Чем более экономически развита страна, чем большими экономическими ресурсами она располагает (или контролирует), тем выше ее степень защиты от возможных угроз.

На современном этапе экономическая безопасность является гарантией независимости страны, определяет возможность проведения самостоятельной экономической политики и создает условие для стабильности и достижения успеха в условиях глобализации мирового хозяйства.

В период с 1996 года по 2005 год проведены научные исследования и опубликован ряд научных работ, коллективных монографий по этой проблематике Сенчагова В.К., Олейникова Е.А., Грунина О., Гусева Г. и др. Во многих вузах страны введены в учебный процесс и преподаются специальные курсы по национальной безопасности и различным ее аспектам. Актуальность проблематики проблем экономической безопасности нашла свое отражение в работе всероссийских и международных научно-практических конференций.

В работе рассмотрены общие проблемы экономической безопасности России, связанные с ее деятельностью в системе международных экономических связей.

1. Экономическая безопасность как вид государственной безопасности

Признаками государства являются 1:

    наличие особой системы органов и учреждений, осуществляющих функции государственной власти;

    право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством;

    определенная территория, на которую распространяется юрисдикция государства и на которой проживает ее население.

Жизнь и деятельность народа, государства развертываются в различных сферах, и в каждой из них возможно действие неблагоприятных факторов, опасностей и угроз, нарушающих нормальную жизнь человека, общества и государства. В содержательном плане выделяются следующие виды (сферы) его деятельности: экономическая, социальная, политическая, военная, экологическая, правовая, технологическая, культурная, интеллектуальная, информационная, демографическая, психологическая и многие другие.

Государство защищает свои интересы, свою территорию, свое население от внешних и внутренних угроз.

Угрозу безопасности государства можно сформулировать как возможность такого развития событий, которое будет создавать (или создает) опасность существованию государства, его политической и экономической независимости 2 .

Существуют следующие виды государственной безопасности 3:

    геополитическая безопасность;

Геополитическая безопасность – это гарантированная конституционными, законодательными и практическими мерами защищенность и обеспеченность государственных интересов.

    политическая безопасность;

Каждое государство заинтересовано в наличии стабильной внутренней политической обстановки, в создании внутригосударственного климата, способствующего нормальному развитию всех сфер деятельности общества и личности. Политическая безопасность – это состояние защищенности геополитической жизни страны. Цель политической безопасности определяется типом государства. Сущность политической безопасности определяется возможностью проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику и решать вопросы государственного устройства.

    военная безопасность;

Военная безопасность – это способность защитить суверенитет, территориальную целостность и население страны от внутренних и внешних угроз. Военная безопасность включает в себя следующие сферы: государственные границы, вооруженные силы, сдерживание, военное образование, военная наука и военная промышленность.

    экономическая безопасность.

Проблемы национальной экономической безопасности все чаще становятся предметом изучения представителей различных наук. Ученые предлагают собственные дефиниции, определяют сущностные признаки этого сложного общественного явления, раскрывают возникающие социальные связи между смежными понятиями и явлениями. Однако в рассматриваемой сфере еще много «темных пятен». До сих пор нет единства мнений среди исследователей данной проблемы по определению основных понятий, что порождает на практике значительные трудности в применении законодательства об экономической безопасности. Поэтому начинать надо с разработки понятийного аппарата.

Легальное определение понятия «экономическая безопасность» можно обнаружить в Федеральном законе от 13 октября 1995г. №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В соответствии со ст.2 названного Закона экономическая безопасность представляет собой состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Следовательно, состояние экономики – главный признак экономической безопасности.

Поэтому в сжатом (концентрированном) виде можно сказать, что национальная экономическая безопасность есть состояние защищенности основных национальных экономических интересов от внутренних и внешних угроз 1 .

Важно подчеркнуть, что такие понятия как «условия», «факторы», «соотношение» характеризуют экономическую безопасность с разных точек зрения. Так, условие есть среда (окружение), в которой протекает (реализуется) экономическая безопасность. Различают экономические, геополитические, экологические, правовые и иные условия. Фактор выступает причиной, движущей силой экономической безопасности. Соотношение экономических интересов понимается как их взаимное отношение, расположение относительно друг друга.

Экономическая безопасность характеризуется уровнем развития производительных сил и экономических отношений, направленных на реализацию потребностей личности, общества, государства, наличием полезных ископаемых, развитой инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы и системы ее подготовки, а также характером интеграции в систему мировых хозяйственных связей.

Объектами экономической безопасности являются:

    экономическая система страны: производители и продавцы продукции, работ и услуг;

    природные богатства страны – сельскохозяйственные угодья, леса, реки, озера, моря, шельф, полезные ископаемые.

Субъекты экономической безопасности – это:

    функциональные и отраслевые министерства и ведомства;

    налоговые и таможенные службы;

    банки, биржи, фонды и страховые компании;

    производители и продавцы продукции, работ и услуг;

    общества защиты прав потребителей.

В России доктрина экономической безопасности одобрена и введена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996г. № 608 «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)». Во исполнение положений данного Указа 27 декабря 1996г. было принято Постановление Правительства РФ № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений)». В этих документах определены цель и объекты государственной стратегии экономической безопасности, дана характеристика угроз экономической безопасности России, сформулированы критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности, описаны механизмы и меры экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности. Как отмечено в Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, «в международных отношениях Россия сталкивается со стремлением промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать ситуацию в Российской Федерации и государствах  участниках Содружества Независимых Государств в своих экономических и политических интересах.... Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и на международном уровне». Вышеуказанным Постановлением Правительства РФ на ряд федеральных органов исполнительной власти (Министерство финансов РФ, Совет Безопасности РФ и др.) возложена ответственность за разработку количественных и качественных параметров критериев экономической безопасности, мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности, по проведению исследований для выявления тенденций и возможностей развития угроз и поиск оптимальных путей их преодоления. При этом система экономической безопасности должна выявлять ситуации, при которых фактические или прогнозируемые параметры экономического развития выходят за пределы пороговых значений, разрабатывать меры по их преодолению (т.е. по выходу страны из зоны опасности), проводить экспертизу принимаемых нормативно-правовых актов, государственных решений по финансово-хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности России.

Для понимания сущности угроз экономической безопасности России рассмотрим структуру современного мирового сообщества.

Некоторые ученые делят мировое сообщество на две части 1: привилегированные и примыкающие к ним богатые развитые государства (Кувейт, Арабские Эмираты, Сингапур и некоторые другие) с населением около 1млрд. человек («золотой миллиард») и остальные непривилегированные страны, население которых к 2000 году превысило 5 млрд. человек. В 1994 году на 1 млрд. населения богатых стран приходилось 70% мирового совокупного общественного продукта, а на остальные 4,6 млрд. человек – 30%.

Другие ученые делят страны на три группы: страны «золотого миллиарда», новые индустриальные страны, закрепившиеся на периферии развитого мира (Китай, Индия, большинство «азиатских тигров», часть стран Латинской Америки, бывшие социалистические страны, большинство нефтедобывающих государств), и, наконец, третья группа так называемых «падающих» государств (значительная часть стран Американского континента и Азии, а также бывшего СССР) 1 .

Особенность такого разделения стран в том, что конкуренция между указанными группами государств практически невозможна, «вертикальные» перемещения наверх чрезвычайно затруднены, в то время как конкуренция внутри каждой из групп приобретает все более жесткий характер.Экономическая безопасность России (7)Курсовая работа >> Экономика

Поддержания экономической безопасности Российской Федерации . Глава IV: Анализ действий правительства РФ по экономической безопасности России. 4.1. Оценка экономической безопасности ...

  • Экономическая безопасность Ставропольского края

    Курсовая работа >> Финансовые науки

    И личность. Субъектами экономической безопасности Российской Федерации являются: функциональные и... экономической безопасности Российской Федерации ”. Указ Президента РФ от 10 января 2000г. № 24 “О концепции национальной безопасности Российской Федерации ...

  • Экономическая безопасность страны сущность, методы оценки, механизм обеспечения

    Курсовая работа >> Экономика

    ... экономической безопасности . Методы оценки и механизмы обеспечения экономической безопасности . 2.1. Классификация угроз экономической безопасности . Наиболее вероятными угрозами экономической безопасности Российской Федерации , на...

  • Экономическая безопасность экономики Российской Федерации

    Курсовая работа >> Экономика

    ... экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)". Важнейшим элементом государственной безопасности России является экономическая безопасность . В соответствии с Указом Президента Российской Федерации ...

    • Григорьева В.В.
    • Струков Г.Н.
    • Слепокурова Ю.И.
    • Слепокурова А.А.

    Ключевые слова

    ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ПОРОГОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ / ИНДИКАТОРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ECONOMIC SECURITY OF THE STATE / THE LEVEL OF ECONOMIC SECURITY / THE THRESHOLD VALUES OF THE STATE""S ECONOMIC SECURITY / INDICATORS OF ECONOMIC SECURITY / THREATS TO ECONOMIC SECURITY

    Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы - Григорьева В.В., Струков Г.Н., Слепокурова Ю.И., Слепокурова А.А.

    В современных условиях глобализации и международной конкуренции за контроль над рынками сбыта, а также технологическими, информационными и природными ресурсами, обостряются проблемы обеспечения национальной и экономической безопасности страны. Россия сегодня прилагает все усилия для защиты своих позиций на мировой арене и улучшения жизни своих граждан. Несмотря на обострение в настоящее время экономико-политических и социальных разногласий в мире, Российская Федерация имеет свои национальные интересы, реализация которых возможна лишь на основе устойчивого развития системы экономической безопасности государства , которая традиционно определяет способность экономической системы страны поддерживать нормальные условия функционирования народного хозяйства и жизнедеятельности населения. Состояние уровня экономической безопасности государства возможно оценить, только используя продуманную инструментарий анализа показателей (индикаторов) экономического развития объекта и пороговых значений, способных определить качественную характеристику актуальной и максимально успешной модели функционирования экономики. Анализ современного положения российской экономики показал наличие ряда серьезных проблем, существующих на данный момент в экономике страны. Уровень экономической безопасности России, имеющий тенденцию к повышению в период 1998-2013 года, с 2014 года резко снижается до критических отметок, что говорит о необходимости применения мер по реструктуризации системы обеспечения экономической безопасности государства . На основе исследований выявлен список особо опасных угроз для современной отечественной экономики, который включает в себя: низкий уровень промышленного производства страны; зависимость экономики от импорта продукции и экспорта сырья; низкий уровень жизни населения; быстрый рост теневой экономики и коррупции; отсутствие развития гражданской науки и инноваций. Основные стратегические направления для повышения уровня экономической безопасности России сегодня и в будущем заключаются в полной реиндустриализации, основанной на инновациях и импортозамещении, в продуманной реструктуризации и обновлении всех ветвей власти и их представителей.

    Похожие темы научных работ по экономике и экономическим наукам, автор научной работы - Григорьева В.В., Струков Г.Н., Слепокурова Ю.И., Слепокурова А.А.,

    • Влияние миграционных потоков на экономическую безопасность государства

      2010 / Сиденко Инна Казимировна, Сиденко Александр Георгиевич
    • Классификация угроз в рамках стратегии экономической безопасности Таджикистана

      2016 / Блиничкина Надежда Юрьевна
    • Экономическая безопасность российской Федерации в контексте кризиса глобальной системы

      2016 / Радюкова Яна Юрьевна, Кулик Юрий Петрович
    • Глобализация и обеспечение экономической безопасности Японии

      2015 / Гордиенко Д.В.
    • Глобализация и обеспечение экономической безопасности Японии (продолжение)

      2015 / Гордиенко Д.В.

    The problems of national and economic security maintenanceis aggravating in modern conditions of globalization and international competition related to controlof market channels, technological, information and natural resources.Today Russia is making all efforts to protect its position on the world stage and improve the lives of its citizens.Despite the worsening of the present economic, political and social differences in the world, the Russian Federation has its own national interests, which can be possible to fulfill only on the basis of sustainable development of the national economic security system.The latter traditionally determines the ability of the state economic system to maintain normal conditions for the national economy functioning and the population activity. The national economic securitystabilitycan be estimated only by the application of elaborate tools of the economic development indicators analysis and the threshold values examinationaimed at the determination of the quality characteristic of actual and the most successful model of the economic activity.The analysis of the current Russian economic situation showed the presence of some serious problems existing in the national economy. The economic security level of Russia, having a tendency to increase in the period of 1998-2013, has been sharply reduced to critical points since 2014. So, it is necessary to take some measures to restructure the system of economic security of the state . Based on the research it was identified the list of the most dangerous threats to the modern Russian economy, which includes: low level of the country industrial production; the economy dependence on goods import and raw materials export; low living standards of the population; the rapid growth of the shadow economy and corruption; the lack of civil science and innovationdevelopment. The main strategic directions for economic security levelincrease in Russia today and in the future are aimed at the re-industrialization based on innovation and import substitution, on the perfect restructuring and renewal of all power branches and their representatives..

    Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность Российской Федерации: современное состояние, уровень и угрозы»

    BernnuxßTyWT/Proceedmgs of VSUET, Т. 79, № 3, 201t*

    Оригинальная статья/Original article_

    DOI: http://doi.org/10.20914/2310-1202-2017-3-238-252

    Экономическая безопасность Российской Федерации: современное _состояние, уровень и угрозы_

    Виктория В. Григорьева 1 [email protected]

    Геннадий Н. Струков 1 [email protected]

    Юлия И. Слепокурова 1 [email protected]

    Алена А. Слепокурова 1 [email protected]

    1 Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия Реферат. В современных условиях глобализации и международной конкуренции за контроль над рынками сбыта, а также технологическими, информационными и природными ресурсами, обостряются проблемы обеспечения национальной и экономической безопасности страны. Россия сегодня прилагает все усилия для защиты своих позиций на мировой арене и улучшения жизни своих граждан. Несмотря на обострение в настоящее время экономико-политических и социальных разногласий в мире, Российская Федерация имеет свои национальные интересы, реализация которых возможна лишь на основе устойчивого развития системы экономической безопасности государства, которая традиционно определяет способность экономической системы страны поддерживать нормальные условия функционирования народного хозяйства и жизнедеятельности населения. Состояние уровня экономической безопасности государства возможно оценить, только используя продуманную инструментарий анализа показателей (индикаторов) экономического развития объекта и пороговых значений, способных определить качественную характеристику актуальной и максимально успешной модели функционирования экономики. Анализ современного положения российской экономики показал наличие ряда серьезных проблем, существующих на данный момент в экономике страны. Уровень экономической безопасности России, имеющий тенденцию к повышению в период 1998-2013 года, с 2014 года резко снижается до критических отметок, что говорит о необходимости применения мер по реструктуризации системы обеспечения экономической безопасности государства. На основе исследований выявлен список особо опасных угроз для современной отечественной экономики, который включает в себя: низкий уровень промышленного производства страны; зависимость экономики от импорта продукции и экспорта сырья; низкий уровень жизни населения; быстрый рост теневой экономики и коррупции; отсутствие развития гражданской науки и инноваций. Основные стратегические направления для повышения уровня экономической безопасности России сегодня и в будущем заключаются в полной реиндустриализации, основанной на инновациях и импортозамещении, в продуманной реструктуризации и обновлении всех ветвей власти и их представителей.

    Ключевые слова: экономическая безопасность государства, уровень экономической безопасности, пороговые значения экономической безопасности государства, индикаторы экономической безопасности, угрозы экономической безопасности

    Economic security of the Russian Federation: current status, level and threats

    Viktoria V. Grigoryeva 1 [email protected]

    Gennadij N. Strukov 1 [email protected]

    Julija I. Slepokurova 1 [email protected]

    Alena A. Slepokurova 1 [email protected]

    1 Voronezh state university of engineering technologies, Revolution Av., 19 Voronezh, 394036, Russia Summary. The problems of national and economic security maintenance is aggravating in modern conditions of globalization and international competition related to control of market channels, technological, information and natural resources. Today Russia is making all efforts to protect its position on the world stage and improve the lives of its citizens. Despite the worsening of the present economic, political and social differences in the world, the Russian Federation has its own national interests, which can be possible to fulfill only on the basis of sustainable development of the national economic security system. The latter traditionally determines the ability of the state economic system to maintain normal conditions for the national economy functioning and the population activity. The national economic security stability can be estimated only by the application of elaborate tools of the economic development indicators analysis and the threshold values examination aimed at the determination of the quality characteristic of actual and the most successful model of the economic activity. The analysis of the current Russian economic situation showed the presence of some serious problems existing in the national economy. The economic security level of Russia, having a tendency to increase in the period of 1998-2013, has been sharply reduced to critical points since 2014. So, it is necessary to take some measures to restructure the system of economic security of the state. Based on the research it was identified the list of the most dangerous threats to the modern Russian economy, which includes: low level of the country industrial production; the economy dependence on goods import and raw materials export; low living standards of the population; the rapid growth of the shadow economy and corruption; the lack of civil science and innovation development. The main strategic directions for economic security level increase in Russia today and in the future are aimed at the re-industrialization based on innovation and import substitution, on the perfect restructuring and renewal of all power branches and their representatives..

    Keywords: economic security of the state, the level of economic security, the threshold values of the state"s economic security, indicators of economic security, threats to economic security

    Для цитирования Григорьева В.В., Струков Г.Н., Слепокурова Ю.И., Слепокурова А.А. Экономическая безопасность Российской Федерации: современное состояние, уровень и угрозы // Вестник ВГУИТ. 2017. Т. 79. № 3. С. 238-252. (М:10.20914/2310-1202-2017-3-238-252

    Grigoryeva V.V., Strukov G.N., Slepokurova Ju.I., Slepokurova A.A. Economic security of the Russian Federation: current status, level and threats. Vestnik VGUIT . 2017. vol. 79. no. 3. pp. 238-252. (in Russian). doi:10.20914/2310-1202-2017-3-238-252

    Введение

    Процессы глобализации, международная экономическая интеграция, повышение конкуренции на различных уровнях, влияние транснациональных корпораций в интересах своей страны - всё это заставляет всерьез задуматься о национальной экономической безопасности.

    Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы государства, которая определяет ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.

    Начиная с 1990^ годов проблеме экономической безопасности стало уделяться повышенное внимание со стороны российских ученых . Если проанализировать все существующие точки зрения, то можно сделать однозначный вывод о том, что экономическая безопасность является составной и неотъемлемой частью национальной безопасности страны.

    Состояние экономической безопасности государства оценивается объективной системой параметров, критериев и индикаторов экономического развития объекта, определяющих пороговые значения успешного функционирования экономической системы. За пределами этих значений система теряет способность к динамическому росту и саморазвитию, конкурентоспособности на внутренних и внешних рынках, становится объектом экспансии транснациональных корпораций, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства страны, процветания коррупции.

    Экономическая безопасность сильного государства должна характеризоваться устойчивостью функционирования регионов и стабильной положительной тенденцией социально-экономического развития всей страны. Для оценки и прогнозирования необходимо создание и развитие эффективной системы показателей (индикаторов), основываясь на пороговых значениях которых, можно точно знать в каких направлениях стоит делать упор и на что необходимо обратить внимание.

    Уровень экономической безопасности государства должен быть охарактеризован по определенным качественным критериям, которые отражают:

    Экономическую и политическую стабильность общества;

    Целостность государства;

    Возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз;

    Устойчивость социально-экономической ситуации в стране и т. д.

    Полный перечень индикаторов экономической безопасности государства насчитывает более 150 показателей.

    Наиболее известными сторонниками метода введения одного порогового значения по индикатору являются академики С.Ю. Глазьев, чья система показателей включает в себя 22 показателя, ключевыми параметрами которой являются динамика производства, состояние национального бюджета страны и государственного долга, и В.К. Сенчагов, в системе которого 16 показателей, первые из которых характеризуют социальную сферу, а ключевое значение принадлежит таким индикаторам, как «доля населения с доходами ниже прожиточного минимума» и «отношение доходов 10% наиболее обеспеченного к доходам 10% наименее обеспеченного населения»). Полный перечень индикаторов экономической безопасности государства насчитывает около 150 показателей .

    Основная часть

    Основываясь на работах отечественных и зарубежных ученых и перечне, предложенном Институтом экономики РАН, а также собственных исследованиях и наработках в области экономической безопасности, была составлена система из 18 основных индикаторов экономической безопасности государства, а также их пороговых значений, сопоставление с которыми представляет возможность анализа различных составляющих безопасности национального хозяйства, применительно к условиям Российской Федерации (таблица 1).

    Индикаторы, перечисленные в таблице 1 были использованы для расчета общего запаса экономической безопасности Российской Федерации. Для более наглядного анализа и упрощения подсчетов список был разделен на две части: мини-индикаторы и макси-индикаторы (таблица 2).

    Таблица 1.

    Основные индикаторы экономической безопасности РФ

    The main indicators of economic security of the Russian Federation

    Название показателя Name of the indicator Пороговое значение Threshold value

    1. Объём ВВП, млрд рублей GDP, billion rubles 28140

    2. Валовый сбор зерновых, млн тонн Gross grain harvest, million tons 60

    3. Доля инвестиций в основной капитал, % к ВВП The equity contribution of fixed asset formation, % of GDP 16

    4. Доля расходов на оборону, % к ВВП The quota of defense expenditure, % of GDP 3

    5. Доля затрат на "гражданскую" науку, % к ВВП The quota of civil science expenditure, % of GDP 1,5

    6. Доля инновационной продукции в общем объёме промышленной продукции, % The proportion of innovative products in total industrial production, in % 15

    7. Доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве, % The proportion of machinery and metal processing in industrial production, % 25

    8. Доля лиц с денежным доходом ниже прожиточного уровня во всей численности населения, % The proportion of people with substandard income related to the whole population, % 7

    9. Децильный коэффициент дифференциации доходов населения The decile coefficient of the population income differentiation 8

    10. Уровень безработицы, % к экономически активному населению Unemployment rate, % related to economically active population 8

    11. Уровень монетизации, % к ВВП The level of monetization, % of GDP 25

    12. Внешний долг, % к ВВП External public debt, % of GDP 40

    13. Внутренний долг, % к ВВП Internal debt, % of GDP 25

    14. Доля расходов бюджета на обслуживание государственного долга, % от общего объёма расходов бюджета The share of government debt service expenditure, % of total budget expenditures 10

    15. Дефицит федерального (центрального) бюджета, % к ВВП The deficit of the Federal (Central) budget, % of GDP 3

    16. Уровень инфляции, % The rate of inflation, % 25

    17. Объём золотовалютных резервов, % к ВВП The volume of Forex reserves, % of GDP 15

    18. Доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объёме продовольственных ресурсов, % The proportion of imported food related to the total amount of food resources, % 20

    Таблица 2.

    Список мини-индикаторов и макси-индикаторов

    List of mini-indicators and maxi-indicators

    1. Объём ВВП, млрд рублей GDP, billion rubles

    2. Валовый сбор зерновых, млн тонн Gross grain harvest, million tons

    3. Доля инвестиций в основной капитал, % к ВВП The equity contribution of fixed asset formation, % of GDP

    4. Доля расходов на оборону, % к ВВП The quota of defense expenditure, % of GDP

    5. Доля затрат на «гражданскую» науку, % к ВВП The quota of civil science expenditure, % of GDP

    6. Доля инновационной продукции в общем объёме промышленной продукции, % The proportion of innovative products in total industrial production, in %

    7. Доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве, % The proportion of machinery and metal processing in industrial production, %

    8. Объём золотовалютных резервов, % к ВВП The volume of Forex reserves, % of GDP

    Продолжение табл. 2

    Макси-индикаторы

    9. Доля лиц с денежным доходом ниже прожиточного уровня во всей численности населения, % The proportion of people with substandard income related to the whole population, %

    10. Децильный коэффициент дифференциации доходов населения The decile coefficient of the population income differentiation

    11. Уровень безработицы, % к экономически активному населению Unemployment rate, % related to economically active population

    12. Уровень монетизации, % к ВВП The level of monetization, % of GDP

    13. Внешний долг, % к ВВП External public debt, % of GDP

    14. Внутренний долг, % к ВВП Internal debt, % of GDP

    15. Дефицит федерального (центрального) бюджета, % к ВВП The deficit of the Federal (Central) budget, % of GDP

    16. Уровень инфляции, % The rate of inflation, %

    17. Доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объёме продовольственных ресурсов, % The proportion of imported food related to the total amount of food resources, %

    18. Доля расходов бюджета на обслуживание государственного долга, % от общего объёма расходов бюджета The share of government debt service expenditure, % of total budget expenditures

    Мини-индикаторы показывают пороговый уровень минимально допустимого значения фактора, макси-индикатор - максимально допустимый, соответственно.

    Совокупность 18 пороговых значений показателей (индикаторов) и значения самих

    Показатели экономической безопас Indicators of economic security i

    показателей экономической безопасности Российской Федерации с 1998 по 2016 гг. представлены в таблице 3. Данные открыты и официально опубликованы на сайте Федеральной службы государственной статистики.

    Таблица 3.

    >сти России в период 1998-2016 гг.

    Russia in the period 1998-2016

    Пороговое

    Наименование показателя Name of the indicator значение Threshold value 1998 2003 2008 2013 2016

    Мини-индикаторы Mini indicators

    1. Объём ВВП, млрд рублей GDP, billion rubles 28140 2629,6 13208,2 41276,8 71055,4 86043,6

    2. Валовый сбор зерновых, млн тонн Gross grain harvest, million tons 60 65,1 78,8 108,2 92,4 120,7

    3. Доля инвестиций в основной капитал, % к ВВП The equity contribution of fixed asset formation, % of GDP 16 15 18,2 21,4 20,8 20,4

    4. Доля расходов на оборону, % к ВВП The quota of defense expenditure, % of GDP 3 2,8 2,9 3,7 4,5 5,3

    5. Доля затрат на "гражданскую" науку, % к ВВП The quota of civil science expenditure, % of GDP 1,5 0,24 0,31 0,39 1,06 1,16

    6. Доля инновационной продукции в общем объёме промышленной продукции, % The proportion of innovative products in total industrial production, in % 15 4,4 5,5 5,1 14,1 7,6

    7. Доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве, % The proportion of machinery and metal processing in industrial production, % 25 19,8 21,1 20 20,6 20,7

    8. Объём золотовалютных резервов, % к ВВП The volume of Forex reserves, % of GDP 15 21,6 19,2 42,7 22,6 18,7

    Продолжение табл. 3

    9. Доля лиц с денежным доходом ниже прожиточ-

    ного уровня во всей численности населения, % 7 23,4 20,3 13,4 10,8 13,6

    The proportion of people with substandard income related to the whole population, %

    10. Децильный коэффициент дифференциации до-

    ходов населения The decile coefficient of the population income differ- 8 13,8 14,5 16,6 16,3 16,5

    11. Уровень безработицы, % к экономически ак-

    тивному населению Unemployment rate, % related to economically active population 8 13,2 8,2 6,2 5,5 5,5

    12. Уровень монетизации, % к ВВП The level of monetization, % of GDP 25 14,1 19 33 42,3 46,9

    13. Внешний долг, % к ВВП 40 146,4 44,7 34,2 31,1 25,0

    External public debt, % of GDP

    14. Внутренний долг, % к ВВП Internal debt, % of GDP 25 19,4 23,5 12,4 13,1 13,5

    15. Дефицит федерального (центрального) бюджета, % к ВВП 3 5,3 1,3 4,9 1,3 3,6

    The deficit of the Federal (Central) budget, % of GDP

    16. Уровень инфляции, % The rate of inflation, % 25 84,5 11,99 13,28 6,45 5,4

    17. Доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объёме продовольственных ресурсов, % The proportion of imported food related to the total 20 21,8 17,7 17,9 13,7 10,6

    amount of food resources, %

    18. Доля расходов бюджета на обслуживание государственного долга, % от общего объёма расходов бюджета T 10 17,7 4,9 1,3 4,1 4,0

    he share of government debt service expenditure, % of total budget expenditures

    Сравнение фактических значений с пороговыми позволяет судить о динамике изменения уровней составляющих экономической безопасности в период с 1998 по 2016 год.

    Для выявления динамики изменений по каждому году сначала считается абсолютное отклонение по формулам:

    Ш1П=Хп - Хо (1)

    max = Хп - Х„

    где min - абсолютное отклонение мини-индикатора; Xo - пороговое значение индикатора; Xn - значение индикатора в определенном году; max - абсолютное отклонение макси-индикатора.

    Относительная разница каждого года к пороговому значению находится с помощью формул:

    для мини-индикаторов:

    для макси-индикаторов: А max

    Абсолютная и относительная разницы показателей 1998, 2003, 2008, 2013 и 2016 годов соответственно показаны в таблице 4.

    В таблице 5 представлено среднее арифметическое относительных отклонений каждого индикатора по выбранному периоду и рассчитанный коэффициент общего запаса экономической безопасности РФ в период с 1998 по 2016 гг. (ОЗЭБ РФ)

    Таблица 4.

    Анализ показателей уровня экономической безопасности России в период 1998-2016 гг.

    Analysis of indicators of the level of economic security in Russia in the period 1998-2016.

    Абсолютное Absolute Относительное, % Relative, % Абсолютное Absolute Относительное, % Relative, % Абсолютное Absolute Относительное, % Relative, % Абсолютное Absolute Относительное, % Relative, % Абсолютное Absolute Относительное, % Relative, %

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

    Мини-индикаторы Mini indicators

    1. Объём ВВП, млрд рублей GDP, billion rubles -25510,4 -970,1 -14931,8 -113,0 13136,8 31,8 42915,4 60,4 57903,6 67,3

    2. Валовый сбор зерновых, млн тонн Gross grain harvest, million tons 5,1 7,8 18,8 23,9 48,2 44,5 32,4 35,1 60,7 50,3

    3. Доля инвестиций в основной капитал, % к ВВП The equity contribution of fixed asset formation, % of GDP -1 -6,7 2,2 12,1 5,4 25,2 4,8 23,1 4,4 21,6

    4. Доля расходов на оборону, % к ВВП The quota of defense expenditure, % of GDP -0,2 -7,1 -0,1 -3,4 0,7 18,9 1,5 33,3 2,3 43,4

    5. Доля затрат на "гражданскую" науку, % к ВВП The quota of civil science expenditure, % of GDP -1,26 -525,0 -1,19 -383,9 -1,11 -284,6 -0,44 -41,5 -0,34 -29,3

    6. Доля инновационной продукции в общем объёме промышленной продукции, % The proportion of innovative products in total industrial production, in % -10,6 -240,9 -9,5 -172,7 -9,9 -194,1 -0,9 -6,4 -7,4 -97,4

    7. Доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве, % The proportion of machinery and metal processing in industrial production, % -5,2 -26,3 -3,9 -18,5 -5 -25,0 -4,4 -21,4 -4,3 -20,8

    8. Объём золотовалютных резервов, % к ВВП The volume of Forex reserves, % of GDP 6,6 30,6 4,2 21,9 27,7 64,9 7,6 33,6 3,7 19,8

    Продолжение табл. 4

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

    Макси-индикаторы Maxi indicators

    9. Доля лиц с денежным доходом ниже прожиточного уровня во всей численности населения, % The proportion of people with substandard income related to the whole population, % -16,4 -234,3 -13,3 -190,0 -6,4 -91,4 -3,8 -54,3 -6,6 -94,3

    10. Децильный коэффициент дифференциации доходов населения The decile coefficient of the population income differentiation -5,8 -72,5 -6,5 -81,3 -8,6 -107,5 -8,3 -103,8 -8,5 -106,3

    11. Уровень безработицы, % к экономически активному населению Unemployment rate, % related to economically active population -5,2 -65,0 -0,2 -2,5 1,8 22,5 2,5 31,3 2,5 31,3

    12. Уровень монетизации, % к ВВП The level of monetization, % of GDP 10,9 43,6 6 24,0 -8 -32,0 -17,3 -69,2 -21,9 -87,6

    13. Внешний долг, % к ВВП External public debt, % of GDP -106,4 -266,0 -4,7 -11,8 5,8 14,5 8,9 22,3 15 37,5

    14. Внутренний долг, % к ВВП Internal debt, % of GDP 5,6 22,4 1,5 6,0 12,6 50,4 11,9 47,6 11,5 46,0

    15. Дефицит федерального (центрального) бюджета, % к ВВП The deficit of the Federal (Central) budget, % of GDP -2,3 -76,7 1,7 56,7 -1,9 -63,3 1,7 56,7 -0,6 -20,0

    16. Уровень инфляции, % The rate of inflation, % -59,5 -238,0 13,01 52,0 11,72 46,9 18,55 74,2 19,6 78,4

    17. Доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объёме продовольственных ресурсов, % The proportion of imported food related to the total amount of food resources, % -1,8 -9,0 2,3 11,5 2,1 10,5 6,3 31,5 9,4 47,0

    18. Доля расходов бюджета на обслуживание государственного долга, % от общего объёма расходов бюджета The share of government debt service expenditure, % of total budget expenditures -7,7 -77,0 5,1 51,0 8,7 87,0 5,9 59,0 6 60,0

    Таблица 5.

    Общий запас экономической безопасности в период 1998-2016 гг.

    The total economic security stockpiles in the period 1998-2016.

    Среднее значение относительного отклонения для The average value of the relative deviation for 1998 2003 2008 2013 2016

    Мини-индикаторов Mini indicators -217,2 -79,2 -39,8 14,5 6,9

    Макси-индикаторов Maxi indicators -97,2 -8,4 -6,2 9,5 -0,8

    Общий запас экономической безопасности (ОЗЭБ) The total economic security stockpiles (TESS) -157,2 -43,8 -23,0 12,0 3,0

    Проанализировав данные, можно выявить наиболее позитивно влияющие факторы (таблица 6).

    Негативно влияющими в период 1998-2013 гг. становятся следующие факторы (таблица 7).

    Используя коэффициенты из таблицы, можно наглядно показать динамику общего запаса экономической безопасности (ОЗЭБ) Российской Федереации по всем 18 факторам, начиная с 1998 года и заканчивая концом 2016 года (рисунок 1).

    Таблица 6.

    Положительно влияющие факторы на экономическую безопасность России в период 1998-2016 гг.

    Positively influencing factors on the economic security of Russia in the period 1998-2016.

    Наименование показателя Name of the indicator 1998 2003 2008 2013

    Валовый сбор зерновых, млн тонн Gross grain harvest, million tons 8,5 23,9 44,5 35,1

    Объём золотовалютных резервов, % к ВВП The volume of Forex reserves, % of GDP 44 21,9 64,9 33,6

    Доля расходов бюджета на обслуживание государственного долга, % от общего объёма расходов бюджета The share of government debt service expenditure, % of total budget expenditures 11,5 75,5 93,5 92

    Внутренний долг, % к ВВП Internal debt, % of GDP 35,3 21,7 58,7 73

    Запас экономической безопасности The total economic security stockpiles 24,8 35,7 65,4 58,4

    Таблица 7.

    Негативно влияющие факторы на экономическую безопасность России в период 1998-2016 гг.

    Negative influencing factors on the economic security of Russia in the period 1998-2016.

    Наименование показателя Name of the indicator 1998 2003 2008 2013

    Доля затрат на «гражданскую» науку, % к ВВП The quota of civil science expenditure, % of GDP -84 -383,9 -284,6 -134,4

    Доля инновационной продукции в общем объёме промышленной продукции, % The proportion of innovative products in total industrial production, in % -70,7 -172,7 -194,1 -6,4

    Доля лиц с денежным доходом ниже прожиточного уровня во всей численности населения, % The proportion of people with substandard income related to the whole population, % -234,3 -190 -91,4 -54,3

    Децильный коэффициент дифференциации доходов населения The decile coefficient of the population income differentiation -72,5 -81,3 -107,5 -103,8

    Запас экономической безопасности The total economic security stockpiles -115,4 -207 -169,4 -74,7

    40 20 0 -20 -40 -60 -80 -100 -120 -140 -160 -180

    Рисунок 1. Запас экономической безопасности России в период 1998-2016 гг. Figure 1. The total economic security stockpiles in Russia in the period 1998-2016

    Временной период, годы Time period, years

    Кризис 1998 года считается одним из самых тяжелых экономических кризисов в истории страны. Сдерживание инфляции за счет отказа от эмиссионного финансирования государственного бюджета и необоснованно раздутые бюджеты, принятые государственной думой и президентом, создали кризис, для стабилизации которого, пришлось идти на экстраординарные меры. Кризис был краткосрочным и сменился весьма масштабным подъемом в связи со сменой власти.

    На рисунке 1 видно, что в период с 1998 по 2013 год совокупный уровень экономической безопасности РФ имеет положительную тенденцию.

    С 2013 года начинается резкий спад общего уровня экономической безопасности. Такое влияние на график может произвести как резкое снижение отдельных показателей, так и равномерное совокупное уменьшение большинства из 18 показателей национальной экономики.

    Для детального анализа рассчитаем ЗЭБ в периоде с 2013 по 2016 гг. по 18 показателям. В таблице 8 представлены пороговые значения

    индикаторов ЭБ РФ и ежегодные значения самих показателей российской экономики в период с 2013 по 2016 годы. Данные были взяты с сайта Федеральной службы государственной статистики, где они ежегодно официально публикуются.

    Федеральная служба государственной статистики (Росстат) - федеральный орган исполнительной власти, формирующий официальную статистическую информацию о социальном, экономическом, демографическом и экологическом положении России, а также контролирующий и надзирающий за государственной статистической деятельностью на территории Российской Федерации.

    Абсолютное и относительное сравнение с пороговыми значениями за 2013, 2014, 2015 и 2016 год, основываясь на данных Росстата, показано в таблице 9. Для наглядной оценки динамики ОЗЭБ РФ в период 2013-2016 гг. был составлен рисунок 2 на основе рассчитанных коэффициентов экономической безопасности 2013-2016 гг. (таблица 10).

    Таблица 8.

    Пороговые значения экономической безопасности России в период 2013-2016 гг.

    Threshold values of economic security in Russia in the period 2013-2016.

    Наименование показателя Name of the indicator Пороговое значение Threshold value 2013 2014 2015 2016

    Мини-индикаторы Mini indicators

    1. Объём ВВП, млрд рублей GDP, billion rubles 28140 71055,4 79199,7 83232,6 86043,6

    2. Валовый сбор зерновых, млн тонн Gross grain harvest, million tons 60 92,4 105,3 104,3 120,7

    3. Доля инвестиций в основной капитал, % к ВВП The equity contribution of fixed asset formation, % of GDP 16 20,8 20,5 19,6 20,4

    4. Доля расходов на оборону, % к ВВП The quota of defense expenditure, % of GDP 3 4,5 3,5 4,0 5,3

    5. Доля затрат на "гражданскую" науку, % к ВВП The quota of civil science expenditure, % of GDP 1,5 1,06 1,07 1,10 1,16

    6. Доля инновационной продукции в общем объёме промышленной продукции, % The proportion of innovative products in total industrial production, in % 15 14,1 11,5 8,9 7,6

    7. Доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве, % The proportion of machinery and metal processing in industrial production, % 25 20,6 19,7 20,9 20,7

    8. Объём золотовалютных резервов, % к ВВП The volume of Forex reserves, % of GDP 15 22,6 19,6 19,0 18,7

    Макси-индикаторы Maxi indicators

    9. Доля лиц с денежным доходом ниже прожиточного уровня во всей численности населения, % The proportion of people with substandard income related to the whole population, % 7 10,8 11,2 13,1 13,6

    10. Децильный коэффициент дифференциации доходов населения The decile coefficient of the population income differentiation 8 16,3 16,3 16,4 16,5

    11. Уровень безработицы, % к экономически активному населению Unemployment rate, % related to economically active population 8 5,5 5,2 5,6 5,5

    12. Уровень монетизации, % к ВВП The level of monetization, % of GDP 25 42,3 40,3 39,7 46,9

    13. Внешний долг, % к ВВП External public debt, % of GDP 40 31,1 29,0 39,0 25,0

    14. Внутренний долг, % к ВВП Internal debt, % of GDP 25 13,1 13,4 9,1 13,5

    15. Дефицит федерального (центрального) бюджета, % к ВВП The deficit of the Federal (Central) budget, % of GDP 3 1,3 2,6 1,3 3,6

    16. Уровень инфляции, % The rate of inflation, % 25 6,45 11,4 12,9 5,4

    17. Доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объёме продовольственных ресурсов, % The proportion of imported food related to the total amount of food resources, % 20 13,7 12,3 11,4 10,6

    18. Доля расходов бюджета на обслуживание государственного долга, % от общего объёма расходов бюджета The share of government debt service expenditure, % of total budget expenditures 10 4,1 4,5 3,8 4,0

    Таблица 9.

    Анализ индикаторов экономической безопасности России в период 2013-2016 гг.

    Analysis of indicators of economic security in Russia in the period 2013-2016.

    Наименование показателя Name of the indicator 2013 2014 2015 2016

    Абсолютное Absolute Относительное, % Relative, % Абсолютное Absolute Относительное, % Relative, % Абсолютное Absolute Относительное, % Relative, % Абсолютное Absolute Относительное, % Relative, %

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    Мини-индикаторы Mini indicators

    1. Объём ВВП, млрд рублей GDP, billion rubles 42915,4 60,4 51059,7 64,5 55092,6 66,2 57903,6 67,3

    2. Валовый сбор зерновых, млн тонн Gross grain harvest, million tons 32,4 35,1 45,3 43,0 44,3 42,5 60,7 50,3

    3. Доля инвестиций в основной капитал, % к ВВП The equity contribution of fixed asset formation, % of GDP 4,8 23,1 4,5 22,0 3,6 18,4 4,4 21,6

    4. Доля расходов на оборону, % к ВВП The quota of defense expenditure, % of GDP 1,5 33,3 0,5 14,3 1 25,0 2,3 43,4

    5. Доля затрат на "гражданскую" науку, % к ВВП The quota of civil science expenditure, % of GDP -0,44 -41,5 -0,43 -40,2 -0,4 -36,4 -0,34 -29,3

    6. Доля инновационной продукции в общем объёме промышленной продукции, % The proportion of innovative products in total industrial production, in % -0,9 -6,4 -3,5 -30,4 -6,1 -68,5 -7,4 -97,4

    7. Доля машиностроения и металлообработки в промышленном производстве, % The proportion of machinery and metal processing in industrial production, % -4,4 -21,4 -5,3 -26,9 -4,1 -19,6 -4,3 -20,8

    8. Объём золотовалютных резервов, % к ВВП The volume of Forex reserves, % of GDP 7,6 33,6 4,6 23,5 4 21,1 3,7 19,8

    Макси-индикаторы Maxi indicators

    9. Доля лиц с денежным доходом ниже прожиточного уровня во всей численности населения, % The proportion of people with substandard income related to the whole population, % -3,8 -54,3 -4,2 -60,0 -6,1 -87,1 -6,6 -94,3

    10. Децильный коэффициент дифференциации доходов населения The decile coefficient of the population income differentiation -8,3 -103,8 -8,3 -103,8 -8,4 -105,0 -8,5 -106,3

    11. Уровень безработицы, % к экономически активному населению Unemployment rate, % related to economically active population 2,5 31,3 2,8 35,0 2,4 30,0 2,5 31,3

    1 2 3 4 5 6 7 8 9

    12. Уровень монетизации, % к ВВП The level of monetization, % of GDP -17,3 -69,2 -15,3 -61,2 -14,7 -58,8 -21,9 -87,6

    13. Внешний долг, % к ВВП External public debt, % of GDP 8,9 22,3 11 27,5 1 2,5 15 37,5

    14. Внутренний долг, % к ВВП Internal debt, % of GDP 11,9 47,6 11,6 46,4 15,9 63,6 11,5 46,0

    15. Дефицит федерального (центрального) бюджета, % к ВВП The deficit of the Federal (Central) budget, % of GDP 1,7 56,7 0,4 13,3 1,7 56,7 -0,6 -20,0

    16. Уровень инфляции, % The rate of inflation, % 18,55 74,2 13,6 54,4 12,1 48,4 19,6 78,4

    17. Доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объёме продовольственных ресурсов, % The proportion of imported food related to the total amount of food resources, % 6,3 31,5 7,7 38,5 8,6 43,0 9,4 47,0

    18. Доля расходов бюджета на обслуживание государственного долга, % от общего объёма расходов бюджета The share of government debt service expenditure, % of total budget expenditures 5,9 59,0 5,5 55,0 6,2 62,0 6 60,0

    Таблица 10.

    Запас экономической безопасности России в период 2013-2016 гг.

    The reserve of economic security of Russia in the period 2013-2016.

    Среднее значение относительного отклонения для: The average value of the relative deviation for: 2013 2014 2015 2016

    Мини-индикаторов Mini indicators 14,5 8,7 6,1 6,9

    Макси-индикаторов Maxi indicators 9,5 4,5 5,5 -0,8

    Общий запас экономической безопасности (ОЗЭБ) The total economic security stockpiles (TESS) 12,0 6,6 5,8 3,0

    14,0 12,0 10,0 8,0 6,0 4,0 2,0 0,0

    годы Time period, years

    Рисунок 2. Запас экономической безопасности России в период 2013-2016 гг. Figure 2. The total economic security stockpiles of Russia in the period 2013-2016.

    Согласно данным Росстата наиболее негативными факторами национальной экономики в период 2013-2016 гг. являются:

    Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции;

    Объем золотовалютных резервов;

    Доля лиц с денежным доходом ниже прожиточного минимума;

    Децильный коэффициент;

    Уровень инфляции;

    Дефицит федерального бюджета.

    Постоянно положительную тенденцию в период 2013-2016 гг. показывают:

    Объем ВВП;

    Валовый сбор зерновых;

    Доля расходов бюджета на обслуживание государственного долга;

    доля затрат на гражданскую науку; снижение импортного продовольствия в общем объеме продовольствия.

    Из рисунка 2 видно, что с 2013 по 2014 гг. запас экономической безопасности страны упал почти в два раза, что свидетельствует о начале кризисной ситуации национальной экономики. В период с 2014 по 2015 гг. падение продолжилось, но уже в замедленном режиме. По итогам 2016 года запас экономической безопасности упал еще в два раза и на данный момент приближается к нулевой отметке, т. е. показатели

    Отсутствие

    развития гражданской и--- науки и инноваций The lack of civil science and innovation development

    Быстрый рост

    теневой экономики и коррупции The rapid growth of the shadow economy and corruption

    индикаторов стремятся к пороговым значениям, что говорит о необходимости срочного реагирования. В противном случае, не только экономическая, но и национальная безопасность России под угрозой.

    Мониторинг, анализ и диагностика угроз экономической безопасности государства на основе показателей (индикаторов) социально-экономического развития страны является первостепенной задачей в современных реалиях. Полученные результаты служат достойным основанием для создания стратегий дальнейшего развития национальной экономики и поддержания социальной стабильности.

    Современная макроэкономическая политика Российской Федерации заключается в концепции державности, которая заключается в сохранении собственных интересов и приоритетов развития при отсутствии разрушения и ущемления суверенитета других государств, основой которой является принцип гармонизации интересов каждого человека независимо от национальной и социальной группы .

    На основе исследований был выявлен оборот наиболее опасных угроз экономической безопасности Российской Федерации с 1998 года по настоящее время. Он представлен на рисунке 3 и отражает не только обобщенный анализ, но и взаимозависимость всех угроз друг от друга.

    Низкий уровень промышленного

    производства страны Low level of the country industrial production

    Зависимость экономики от импорта продукции и экспорта сырья The economy dependence on goods import and raw materials export

    Низкий уровень жизни населения Low living standards of the population

    Рисунок 3. Оборот угроз экономической безопасности РФ с 1998 года

    Заключение

    Подводя итоги анализа угроз экономической безопасности Российской Федерации, можно сделать вывод, что главной обобщающей угрозой для национальной экономики и государства в целом, является отсутствие совокупных перестроек экономической, политической, социальной и духовной структур. Это проявляется в отсутствии развития новейших отраслей и подъема развалившегося производства после распада

    ЛИТЕРАТУРА

    1 Богомолов В.А., Эриашвили Н.Д. Экономическая безопасность: учебное пособие для студентов вузов, обучающих по специальности экономики и управления,"М: ЮНИТИ-ДАНА. 2012. С. 295.

    2 Глазьев С.Ю. Геноцид. Россия и новый мировой порядок. Стратегия экономического роста на пороге XXI века: учебное пособие // Вестник Иркутской государственной экономической академии, 2013. N° 2. С. 78.

    3 Гончаренко Л.П., Акулинин Ф.В. Экономическая и национальная безопасность: учебник. М: Юрайт. 2014. С. 18.

    4 Журавлева Г.П, Смагина ВВ. Угрозы экономической безопасности государства. Серия: Гуманитарные науки //ВесгникТамбовскогоуниверсите1а2013. №9. С.41.

    5 Кормишин Е.Д., Горин В.А. Исследование проблемы модернизации экономики // Интернет -журнал: Науковедение, 2013. № 6 (19). С. 49.

    6 Ким Н.В. Национальная экономическая безопасность: проблемы и оценка // Вестник Челябинского государственного университета 2013. №32. С. 3-4.

    7 Кардашова И.Б., Баканов Д.В. О проблемах исследования обеспечения национальной безопасности // Административное право и процесс, 2014. № 5. С. 7.

    8 Просолов В.В. Государственная стратегия экономической безопасности. Тамбов, 2014. № 7. С. 14.

    9 Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс, учебник. М.: Дело, 2005. С. 896.

    10 Сеньков М.И. Проблемы экономической безопасности в условиях финансовой нестабильности // Журнал экономики и финансов, 2010. №6. С. 12.

    11 Воропай Н.И., Сендеров С.М., Рабчук В.И. Стратегические угрозы экономической безопасности России // ЭКО. 2014. С. 3.

    12Переверзева Е.С., Макринова Е.И., Григорьева В.В., Капустина И.Ю. и др. Теоретические основы обеспечения экономической безопасности и финансовой устойчивости страны //Фундаментальные исследования. 2015. № 10-1. С. 189-192.

    13Стспичсва O.A., Чернова В.В., Котельни-кова М.А. Целевая функция и угрозы экономической безопасности личности // Социально-экономические явления и процессы, 2015. № 2. С. 11.

    14Кормишин Е.Д., Кормишина JI.A., Сау-шева О.С. Экономическая безопасность (государство, регион, предприятие): учебное пособие. Издательство Мордовского университета, 2007. 136 c.

    15Grigoryeva V.V., Gorkovenko E.V., Pla-tonova I.V., Borshevskaya E.P. et al. Formation of concept of provision of economic security of organization: personnel aspect //European Research Studies Journal. 2016. V. 19. № 2 Speciallssue. P. 46-54.

    СССР, отсутствии обеспечения армии новейшим вооружением и его разработки, закрытии космических проектов. С 1992 года альтернативами всего этого считается экспорт нефтегазового сырья, импорт необходимого продовольствия и оборудования, увеличение налогов и огромная разница между богатыми коррупционерами и обычным населением страны, что на прямую вредит общему уровню экономической безопасности Российской Федерации сегодня и в ближайшей перспективе.

    1 Bogomolov V. A., Eriashvili N. D. Ekonomich-eskaya bezopasnost" Moscow, YUNITI-DANA. 2012. 295 p. (in Russian)

    2 Glazyev S. Y. Genocide. Russia and the New World Order. The strategy of economic growth on the threshold of XXI century: textbook. Vestnik IGEU 2013. no. 2. pp. 78. (in Russian)

    3 Goncharenko L. P. Ekonomicheskaya bezopasnost" Moscow, Yurayt. 2014. pp. 18. (in Russian)

    4 Zhuravleva G. P. Threats to the economic security of the state. Series: Humanities. Vestnik TGU 2013. no. 9. pp. 41. (in Russian)

    5 Karmishin E. D., Gorin V. A. Study of economy modernization problems. Sotsiologicheskie nauki 2013. no.6 (19). pp. 49. (in Russian)

    6 Kim N.V. National economic security: problems and assessment. Vestnik ChGU 2013. no 32. pp. 3-4. (in Russian)

    7 Kardashov I. B., Bakanov D. V. About the problems of the national security research. Administrativnoe pravo 2014. no. 5. pp. 7. (in Russian)

    8 Prosolov V.V. Gosudarstvennaya strategiya Tambov, 2014. p. 14. (in Russian)

    9 Senchagov V. K. Ekonomicheskaya bezopasnost" Moscow, Business. 2005. 896 p. (in Russian)

    10 Senkov M. I. Problems of economic security in the conditions of financial instability. Zhurnal ekonomiki I finansov 2010. no. 6. pp. 12. (in Russian)

    11 Voropai N. I., Senderov S. M., Rabchuk V. I. Strategic threats to the economic security of Russia. EKO 2014. pp. 3. (in Russian)

    12 Pereverzeva E. S. Theoretical bases of economic security and financial stability of the country. Fundamental"nye issledovaniya . 2015. no. 10-1. pp. 189-192. (in Russian)

    13 Stepicheva O. A. The objective functions and threats to the economic security of a person. Sotsial"no-ekonomicheskie yavleniya 2015. no. 2. pp. 11. (in Russian)

    14 Kormishin E. D. Ekonomicheskaya bezopas-nost" Saransk, Publishing house of Mordovian University, 2007. 136 p. (in Russian)

    15 Grigoryeva V.V., Gorkovenko E.V., Platonova I.V., Borshevskaya E.P. et al. Formation of concept of provision of economic security of organization: personnel aspect. European Research Studies Journal. 2016. vol. 19. no 2 SpedalIssue. pp. 46-54..

    СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Виктория В. Григорьева к.э.н., доцент, кафедра экономической безопасности и финансового мониторинга, Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия, [email protected] Геннадий Н. Струков к.э.н., доцент, кафедра управления, организации производства и отраслевой экономики, Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия, [email protected] Юлия И. Слепокурова к.э.н., доцент, кафедра управления, организации производства и отраслевой экономики, Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия, [email protected] Алена А. Слепокурова студент, кафедра экономической безопасности и финансового мониторинга, Воронежский государственный университет инженерных технологий, пр-т Революции, 19, г. Воронеж, 394036, Россия, [email protected]

    Виктория В. Григорьева написала рукопись, корректировал её до подачи в редакцию и несёт ответственность за плагиат Геннадий Н Струков консультация в ходе исследования Юлия И. Слепокурова консультация в ходе исследования Алена А. Слепокурова обзор литературных источников по исследуемой проблеме, выполнила расчёты

    ПОСТУПИЛА 14.07.2017 ПРИНЯТА В ПЕЧАТЬ 04.09.2017

    INFORMATION ABOUT AUTHORS Viktoria V. Grigoryeva candidate of economical sciences, assistant professor, economic security and financial monitoring department, Voronezh state university of engineering technologies, Revolution Av., 19 Voronezh, 394036, Russia, [email protected]

    Gennadij N. Strukov candidate of economical sciences, assistant professor, management, organization of production and branch economy department, Voronezh state university of engineering technologies, Revolution Av., 19 Voronezh, 394036, Russia, [email protected] Julija I. Slepokurova candidate of economical sciences, assistant professor, management, organization of production and branch economy department, Voronezh state university of engineering technologies, Revolution Av., 19 Voronezh, 394036, Russia, [email protected]

    Alena A. Slepokurova student, economic security and financial monitoring department, Voronezh state university of engineering technologies, Revolution Av., 19 Voronezh, 394036, Russia, [email protected]

    Viktoria V. Grigoryeva wrote the manuscript, correct it before

    filing in editing and is responsible for plagiarism

    Gennadij N. Strukov consultation during the study

    Julija I. Slepokurova consultation during the study

    О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ)

    В целях обеспечения национальных интересов Российской Федерации в области экономики и поддержания экономической безопасности страны постановляю:
    1. Одобрить прилагаемую Государственную стратегию экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения).
    2. Правительству Российской Федерации разработать в 1996 году меры по реализации Государственной стратегии, названной в пункте 1 настоящего Указа, осуществлять координацию работы федеральных органов исполнительной власти, связанной с их осуществлением.

    Президент
    Российской Федерации
    Б.ЕЛЬЦИН

    О добрена
    Указом Президента
    Российской Федерации
    от 29 апреля 1996 г. N 608

    ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ)

    Российская Федерация переживает сложный исторический период становления новых социально-экономических отношений. Переход к новым формам государственного управления происходит в условиях постоянного дефицита и противоречивости правовой базы, регулирующей экономические отношения, отставания законодательства от реально происходящих в обществе процессов.
    В международных отношениях Россия сталкивается со стремлением промышленно развитых стран, крупных иностранных корпораций использовать ситуацию в России и государствах - участниках Содружества Независимых Государств в своих экономических и политических интересах.
    Все это делает особо актуальной целенаправленную деятельность по обеспечению экономической безопасности страны и ее граждан на основе единой государственной стратегии.

    I. Цель и объекты Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации

    • ЭКОНОМИКА
    • ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
    • НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ

    Потребность в безопасности - это главная, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, так и государства и общества. В условиях формирования рыночной экономике сфера безопасного существования настолько сузилась, что постоянное и массовое неудовлетворение этой потребности оказывает негативное воздействие на развитие функционирования граждан, семей, организаций, государства и общества в целом, усугубляя кризисное состояние всех сфер его жизнедеятельности.

    • Лидеры криптовалют 2018, их влияние на финансовый рынок и реальный сектор экономики
    • Страхование банковских вкладов и его роль в повышении эффективности деятельности коммерческого банка
    • Факторы, оказывающие непосредственное влияние на профессиональное суждение бухгалтера

    Первое упоминание о безопасности было сделано в 28 главе книги Иезекииль Ветхого Завета Библии. В переводе с греческого термин «безопасность» означает «владеть ситуацией». В широком научном смысле под безопасностью понимается защищенность естественно-физиологических, социально-экономических, идеально-духовных и ситуативных потребностей в ресурсах, технологиях, информации и нравственных идеалах, необходимых для жизнедеятельности и развития населения. Особое место среди различных видов безопасности занимает безопасность экономическая. Это обусловлено тем, что все виды безопасности так или иначе не могут быть в достаточной степени реализованы без экономического обеспечения.

    Актуальность проблемы экономической безопасности стала реальной в эпоху становления капиталистических отношений и национальных государств в XVII – XVIII вв. Именно тогда в странах европейской цивилизации сформировалась и получила развитие идея о том, что государство имеет своей главной целью общее благосостояние и безопасность.

    Экономическая безопасность - основа национальной безопасности страны.

    Термин "национальная безопасность" впервые появился в США. Американский подход основан на понимании национальной безопасности через национальную устойчивость - состояние, обеспечивающее достаточную экономическую и военную мощь для противостояния опасностям и угрозам ее существования, исходящим как из других стран, так и изнутри собственной страны.

    Национальная экономическая безопасность - это защищенность экономики страны от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование экономики, подрывают достигнутый уровень жизни населения.

    В России разработка стратегии экономической безопасности началась с распоряжения Правительства РФ от 09.03.1994 № 311-р, согласно которому Министерству экономики России с участием федеральных органов исполнительной власти и совместно с межведомственной комиссией Совета Безопасности но экономической безопасности поручалось разработать "Основные положения стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации".

    Указ Президента РФ "О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)" был подписан 29 апреля 1996 г.

    В этом Указе экономическая безопасность определялась как возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни, военно-политическую стабильность общества и целостность государства, противостоять влиянию внутренних и внешних негативных факторов и быть материальной основой национальной безопасности.

    Гарантии экономической безопасности являются необходимым условием для обеспечения стабильного развития национальной экономики.

    Угрозы экономической безопасности - такие явления и процессы, которые отрицательно влияют на экономическое состояние страны, ограничивают экономические интересы личности, общества, государства, создают опасность национальным ценностям и национальному образу жизни.

    Угрозы экономической безопасности подразделяются на внутренние и внешние.

    Внутренние угрозы - это неспособность к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов для нахождения наиболее безболезненных путей развития общества.

    Внешние угрозы - это изменение конъюнктуры мировых цен и внешней торговли, резкие колебания курса рубля, превышение оттока капитала над его притоком (иностранные инвестиции); чрезмерная импортная зависимость, перегрузка экспорта сырьевыми товарами.

    Наиболее опасные угрозы экономической безопасности Российской Федерации, которые действовали в последние 10 лет:

    1. Утеря производственного потенциала из-за высокого износа основных фондов. Износ машин и оборудования хотя и сократился после финансового кризиса 1998 г., но находится на критической отметке, составляя более 60%.
    2. Внешний долг, опасность обострения финансового кризиса. Общая сумма внешнего долга, по данным платежного баланса, составила в 2003 г. 182,4 млрд. долл. На текущий момент – федеральный бюджет профицитный и внешнего долга нет.
    3. Нестабильная инвестиционная активность. В 2000 г. впервые произошел существенный прирост инвестиций - 17,4%. Однако в 2001 г. темпы резко снизились до 10%, в 2002 г. - д о 2,6%, а в 2003 г. - вновь повысились до 12,5%.
    4. Низкая конкурентоспособность продукции. Доля импорта в ресурсах розничного товарооборота снизилась с 48-52% в 1994-1998 гг. до 35% к началу 2000 г. Однако в дальнейшем эффект импорто замещения был исчерпан. Отечественная продукция вновь перестала быть конкурентоспособной. В 2001 г. доля импорта в ресурсах розничного товарооборота вновь составила 41%, в 2002 г. - 4 3 , в 2003 г.-44%.
    5. Высокий уровень бедности населения и низкое качество жизни большей части российского народа. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума существенно снизилась в 2003 г. по сравнению с 2000 г. (36%), однако все еще составляет более 20% и выше порогового значения более чем в 2 раза. Отношение доходов 10% наиболее обеспеченных к доходам 10% наименее обеспеченных слоев населения сохраняется в течение последних лет на уровне 14.
    6. Утечка капитала. По экспертным оценкам, нелицензируемый вывоз капитала в 1992-2000 гг. составил более 200 млрд долл.

    Составными структурными элементами экономической безопасности государства являются: человеческие ресурсы, технико-производственный, технологический, продовольственный, энергетический, управленческий и информационный элементы.

    Несомненно, главным элементом, обеспечивающим экономическую безопасность любой страны, являются человеческие ресурсы не только в количественном, но и в качественном их выражении. К сожалению, здоровье населения России значительно хуже, чем в индустриально развитых странах.

    Большое значение для обеспечения экономической безопасности государства имеет ее технико-производственная составляющая . В результате значительного увеличения импорта машин и оборудования в Россию начала складываться все более ощутимая зависимость от западных поставок.

    Технологическая составляющая экономической безопасности предполагает такое состояние научно-технического потенциала страны, которое гарантирует в минимально короткие сроки самостоятельную разработку новейших технологических решений, обеспечивающих прорыв в ведущих отраслях гражданского и оборонного производства

    Развитые страны существенно продвинулись на пути снижения энергоемкости и металлоемкости общественного производства, постепенно переходя к такому типу экономического роста, при котором удовлетворение производственных и личных потребностей людей может осуществляться при меньших удельных объемах вовлекаемых в производство ресурсов.

    Индустриально развитые страны уделяют исключительное внимание развитию информационных технологий. Развитие информационных сетей и спутниковой связи позволяет легко преодолевать национальные границы и придает жизни общества все более глобальный характер.

    Важным элементом системы экономической безопасности является продовольственная составляющая, предполагающая способность сельскохозяйственного сектора экономики обеспечить население страны продовольствием, а промышленность - необходимым сельскохозяйственным сырьем. Сегодня опасность утраты продовольственной независимости страны становится весьма реальной. Монополизм производителей сельскохозяйственной техники, разбухание посреднических структур, непродуманная налоговая и кредитная политика делают производство сельскохозяйственной продукции неэффективным.

    В системе экономической безопасности велика роль энергетической составляющей , которая предполагает обеспечение стабильности поставок энергоносителей для нужд национальной экономики и оборонного комплекса. Подчеркнем еще раз, что российская экономика все более приобретает топливно-сырьевую направленность, что является негативной тенденцией. В то же время энергетическая составляющая может стать ограничителем экономического роста.

    Чтобы создать национальную структуру своей экономики, адекватную рыночным требованиям, Россия должна пройти мучительный путь определения своих приоритетов по всем направлениям и на всех уровнях общества и хозяйства. Ведь она должна не просто включиться в современную мировую экономику, а спрогнозировать свою роль и место в мировом разделении труда.

    Хочется надеяться, что проблемы экономической безопасности займут подобающее им место в системе национальной безопасности России и реформаторская политика будет руководствоваться Концепцией национальной экономической безопасности, которая вероятно будет вскоре разработана. Надеюсь, что её осуществление будет проведено быстро, грамотно и не повлечет за собой никаких негативных последствий и Россия вновь займет своё место среди развитых стран.

    Список литературы

    1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Основные положения) одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608 [Электронный ресурс]-режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/23.html
    2. Доклад по оценке бедности от 28 июня 2004: Отдел по борьбе с бедностью и управлению экономикой Регион Европы и Центральной Азии[Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.credit-union.ru/files/materials/17/PAR_062304_Rus.pdf
    3. ДОКТРИНА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ (ОДОБРЕНА УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 13 ИЮНЯ 1996 Г. N 884):[Электронный ресурс] - режим доступа: http://infopravo.by.ru/fed1996/ch04/akt17487.shtm
    4. Индикаторы науки:2009; Статистический сборник. - М.:ГУ-ВШЭ, 2009 - 352с.
    5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Утверждена Правительством РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р):[Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf
    6. Коржов Г.В. "Экономическая безопасность России: внешние связи". М.: «Информдинамо, 1996 г.; стр.9.
    7. Лисичкин В.А. Россия под властью плутократии/ Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. - Алгоритм, 2003 - 290с.
    8. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы РФ. - М., 2009-210с.