Снимаем ккм с учёта в ифнс: общий порядок и нюансы.

Российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств утвержден Приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н (далее - Порядок). Документ вступил в силу с 10 марта 2010 г. Порядок разъясняет и уточняет положения ст. ст. 83, 84 и 85 НК РФ, которыми установлены названные выше обязанности налогоплательщиков.

Начало действия документа - 10 марта 2010 г. Поскольку он вступает в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" 10 февраля 2010 г.).

Общие правила постановки на учет организаций в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ каждая организация, имеющая обособленные подразделения на территории Российской Федерации, должна встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого такого подразделения, если она не состоит на учете в этом налоговом органе по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом. Постановка на учет данной организации осуществляется на основании заявления, которое подается в указанный налоговый орган в течение месяца со дня создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ). Причем, если организация уже состоит на учете по какому-либо из оснований, указанных в Налоговом кодексе, постановка на учет осуществляется в соответствии с поданным сообщением в письменной форме. Основание - п. 2 ст. 23 НК РФ.

Примечание. Налоговым кодексом определено, что постановка на учет и снятие с учета налогоплательщиков осуществляются бесплатно. Об этом сказано в п. 6 ст. 84 НК РФ.

В п. 1 Порядка разъяснено, что заявление о постановке на учет подается по форме N 1-2-Учет, утвержденной Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@ "Об утверждении форм документов, используемых при постановке на учет и снятии с учета российских организаций и физических лиц" (в ред. Приказа ФНС России от 15.02.2010 N ММ-7-6/54@). Одновременно с заявлением организация должна представить копию свидетельства о постановке на учет организации в налоговом органе по месту ее нахождения на территории Российской Федерации. Если организация встает на учет в налоговом органе по месту нахождения филиала (представительства), то она представляет также копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), содержащей сведения о филиале (представительстве). Если организация встает на учет по месту нахождения иных обособленных подразделений, она прилагает копии организационно-распорядительных документов, подтверждающих создание обособленного подразделения организации (например, копию положения об обособленном подразделении или распоряжения (приказа) о его создании - при наличии таких документов). Все копии должны быть заверены в установленном порядке и представлены в одном экземпляре.

Особенности постановки на учет обособленных подразделений

При постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения все необходимые документы в общем порядке подаются непосредственно в налоговый орган по месту нахождения этого подразделения. Однако в некоторых случаях их можно подавать и в налоговый орган по месту нахождения организации. Такие случаи предусмотрены в п. п. 2 и 3 Порядка.

Так, п. 2 Порядка касается организаций, которые открывают филиалы или представительства и не состоят на учете в налоговых органах по месту их нахождения ни по одному из оснований, предусмотренных Налоговым кодексом. Правилами, изложенными в названном пункте, могут воспользоваться организации при представлении в налоговый орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, следующих документов, содержащих сведения о филиале (представительстве):

Заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001);

Заявления о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (форма N Р12001);

Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001);

Уведомления о внесении изменений в учредительные документы юридического лица (форма N Р13002).

Примечание. Формы N N Р11001, Р12001, Р13001 и Р13002 утверждены Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".

Справка. Налоговый кодекс об обособленном подразделении

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации является любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Местом нахождения обособленного подразделения российской организации считается место осуществления данной организацией деятельности через обособленное подразделение.

Одновременно с названными документами в тот же регистрирующий (налоговый) орган организация подает заявление о постановке на учет по форме N 1-2-Учет. Таким образом, все документы представляются в один регистрирующий (налоговый) орган по месту регистрации организации. На следующий рабочий день после дня внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ регистрирующий (налоговый) орган направляет в электронном виде эти сведения и заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения филиала (представительства) организации.

Буква закона. Филиалы и представительства

В соответствии с гражданским законодательством к обособленным подразделениям относятся представительства и филиалы (ст. 55 ГК РФ). Данные подразделения представляют интересы юридического лица и осуществляют их защиту, а филиалы осуществляют функции (или их часть) юридического лица, в том числе функции представительства. Ни представительства, ни филиалы не являются юридическими лицами, но они наделяются имуществом юридического лица, создавшего их, и действуют на основании утвержденных положений. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Пример 1. ООО "Импульс", состоящее на учете в налоговой инспекции в качестве налогоплательщика, решило создать филиал на территории муниципального образования, подведомственной другому налоговому органу. Согласно ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшей их организации. Сведения о филиалах и представительствах вносятся в ЕГРЮЛ в течение не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий (налоговый) орган (ст. 5 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

ООО "Импульс" подготовило заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001), и представило его в регистрирующий (налоговый) орган по своему местонахождению для внесения сведений о филиале в ЕГРЮЛ. К этому документу организация приложила заявление о постановке на учет по месту нахождения филиала по форме N 1-2-Учет.

После внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения ООО "Импульс" направил сведения о филиале и заявление о постановке на учет в налоговый орган по месту нахождения филиала.

В п. 3 Порядка разъясняются правила для организации, которая уже состоит на учете по какому-либо из оснований, предусмотренных Налоговым кодексом, в налоговых органах на территории того муниципального образования, где она решила открыть обособленное подразделение.

Постановка таких организаций на учет по месту нахождения обособленных подразделений (в том числе расположенных на территории одного муниципального образования) осуществляется на основании сообщений в письменной форме, которые организации, открывающие обособленные подразделения, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ. В этом подпункте сказано, что такие сообщения все организации обязаны подавать в налоговые органы по своему местонахождению в течение месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения).

Сообщение подается по форме N С-09-3 "Сообщение о создании (закрытии) на территории Российской Федерации обособленного подразделения организации", которая утверждена Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@ "Об утверждении форм сообщений налогоплательщиками сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации". При направлении в налоговый орган по своему месту нахождения такого сообщения организация может приложить копии документов, подтверждающих создание данного обособленного подразделения (при наличии этих документов).

Примечание. Налоговый орган по месту нахождения организации не позднее следующего рабочего дня после получения документов о создании обособленного подразделения обязан направить их в налоговый орган по месту нахождения указанного подразделения для постановки на учет.

В п. 4 Порядка уточняется норма абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ. Она касается организаций, которые имеют несколько обособленных подразделений в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам. Согласно этому абзацу таким организациям разрешено вставать на учет в налоговом органе по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений. Налоговый орган организация выбирает самостоятельно. О своем выборе она должна письменно сообщить в налоговый орган, который был выбран для постановки на учет обособленных подразделений. Сообщение направляется по форме КНД 1111051, которая утверждена Приказом ФНС России от 24.03.2010 N ММ-7-6/138@. На основании этого сообщения осуществляется постановка на учет организации в данном налоговом органе.

Примечание. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальным образованием признается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Правила, изложенные в п. 4 Порядка, предусмотрены для организаций, которые осуществляют постановку на учет в налоговых органах по месту нахождения вновь созданных обособленных подразделений. Вместе с тем по этим же правилам можно поставить на учет обособленные подразделения, созданные до вступления в силу Приказа Минфина России от 05.11.2009 N 114н и состоящие на учете в разных налоговых органах на территории одного муниципального образования. Об этом говорится в п. 7 Порядка. Если организация решит это сделать, она также должна направить в выбранный налоговый орган письменное сообщение. Причем следует учитывать, что этот налоговый орган поставит на учет каждое обособленное подразделение организации только после того, как получит сведения о снятии их с учета по месту прежней постановки на учет.

Сроки постановки на учет обособленных подразделений

Постановка на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения производится налоговым органом в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о постановке на учет по форме N 1-2-Учет или сообщения организации по форме N С-09-3. В этот же срок налоговый орган обязан выдать представителю организации лично или направить заказным письмом уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме N 1-3-Учет, которая утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@.

Постановка на учет организации в налоговом органе, выбранном для постановки на учет обособленных подразделений, осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений о снятии с учета этой организации в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения. В этот же срок налоговый орган обязан выдать организации (направить заказным письмом) уведомление о постановке на учет. Сведения о снятии организации с учета должны быть переданы в соответствующий налоговый орган не позднее следующего рабочего дня после даты внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН).

Пунктами 6 и 7 Порядка определены даты постановки на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения:

Дата внесения в ЕГРЮЛ сведений о филиале (представительстве) - для филиала (представительства);

Дата создания иного обособленного подразделения, указанная в заявлении о постановке на учет или сообщении, - для иного обособленного подразделения.

Датой постановки на учет организаций, обособленные подразделения которых ранее были зарегистрированы в разных налоговых органах, является следующий календарный день после дня внесения в ЕГРН сведений о снятии организации с учета в налоговом органе по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения.

Снятие организаций с учета по месту нахождения обособленного подразделения

Снятие с учета организаций по месту нахождения обособленного подразделения регламентируется п. п. 9, 10 и 12 Порядка. Так, организация снимается с учета по месту нахождения обособленного подразделения в случае прекращения деятельности (закрытия) этого обособленного подразделения. В подобной ситуации организация должна подать заявление по форме N 1-4-Учет. Налоговый орган снимает с учета такую организацию в течение 10 рабочих дней со дня подачи данного заявления, но не ранее окончания выездной налоговой проверки (в случае ее проведения). В такой же срок налоговый орган должен выдать (направить заказным письмом) организации уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме N 1-5-Учет.

Датой снятия с учета организации по месту нахождения обособленного подразделения в рассматриваемой ситуации является дата внесения в ЕГРН сведений о прекращении деятельности организации через обособленное подразделение (закрытии обособленного подразделения).

В п. 10 Порядка разъясняются правила, согласно которым снимается с учета организация, состоящая на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений и принявшая решение зарегистрировать их в одном налоговом органе. Такая организация должна сняться с учета в налоговых органах по месту нахождения каждого обособленного подразделения, за исключением налогового органа, который выбран организацией для постановки на учет всех обособленных подразделений. Налоговый орган обязан снять организацию с учета в течение пяти рабочих дней со дня получения копии сообщения из налогового органа, который организация выбрала для постановки на учет всех обособленных подразделений, находящихся на территории одного муниципального образования. В этот же срок налоговый орган обязан выдать организации либо направить заказным письмом уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме N 1-5-Учет.

Пример 2. ЗАО "Альбатрос" имеет два обособленных подразделения на территории муниципального образования, которую обслуживают налоговый орган N 1 и налоговый орган N 2. Организация состоит на учете по месту нахождения обособленного подразделения в каждом налоговом органе.

ЗАО "Альбатрос" решило поставить на учет все обособленные подразделения в одном месте - в налоговом органе N 1, которому она направила сообщение по форме КНД 1111051.

Получив сообщение, налоговый орган N 1 направил его копию в налоговый орган N 2 для снятия с учета организации в этом налоговом органе. В течение пяти рабочих дней со дня получения этого документа налоговый орган N 2 снял организацию с учета и выдал ей соответствующее уведомление.

Примечание. Налоговый орган, выбранный организацией для постановки на учет всех обособленных подразделений, обязан передать копию сообщения в налоговые органы, где организация должна быть снята с учета, не позднее следующего рабочего дня после получения такого сообщения от организации.

Датой снятия организации с учета в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения в рассматриваемом случае является дата внесения в ЕГРН сведений о снятии организации с учета.

Пункт 12 Порядка касается организаций, которые прекращают деятельность из-за реорганизации, ликвидации, и организаций, исключаемых из ЕГРН:

По решению регистрирующего органа;

В связи с продажей или внесением имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения в уставный капитал акционерного общества;

В связи с передачей имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации.

Снятие указанных организаций с учета в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений производится не позднее следующего рабочего дня после поступления сведений (содержащихся в ЕГРН) о снятии их с учета из налогового органа по месту нахождения этих организаций. В этот же срок налоговые органы обязаны выдать (направить заказным письмом) организациям уведомления о снятии с учета в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения по форме N 1-5-Учет. Датой снятия с учета в налоговых органах организаций по месту нахождения обособленного подразделения является дата внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.

Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства

Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организации обязаны также вставать на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств. Постановка на учет организаций в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества производится на основании сведений, поступивших из органов, которые осуществляют кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Примечание. Согласно п. 4 ст. 85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы ГИБДД обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

Постановка на учет организаций по месту нахождения транспортных средств производится на основании сведений, поступивших из органов, которые осуществляют регистрацию транспортных средств.

Налоговый орган должен поставить на учет организацию по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств в течение пяти рабочих дней со дня получения сведений от соответствующих органов. В этот же срок он должен выдать организации (направить заказным письмом) уведомление о постановке на учет в налоговом органе по форме N 1-3-Учет. Форма утверждена Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826@. Датой постановки на учет организации в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства является дата регистрации права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на недвижимое имущество и (или) регистрации транспортного средства, указанной в полученных сведениях.

Указанные выше органы сообщают также о регистрации прекращения прав на недвижимое имущество и о снятии с учета транспортного средства.

В течение пяти рабочих дней со дня получения названных сведений налоговые органы снимают организацию с учета в случае, если в этом налоговом органе отсутствуют в отношении данной организации сведения о регистрации права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на иной объект недвижимого имущества и (или) регистрации иного транспортного средства. В этот же срок налоговый орган обязан выдать (направить заказным письмом) организации уведомление о снятии с учета в налоговом органе по форме N 1-5-Учет.

Датой снятия с учета организации (датой прекращения учета сведений в отношении организации) в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и (или) транспортного средства по данному основанию является указанная в сведениях, переданных соответствующими органами, дата:

Государственной регистрации прекращения права собственности (права хозяйственного ведения, права оперативного управления) на недвижимое имущество;

Снятия с регистрационного учета транспортного средства.

Примечание. В дальнейшем при получении от соответствующих органов сведений о недвижимом имуществе и (или) транспортных средствах в отношении организаций, которые уже состоят на учете по указанным основаниям, налоговый орган самостоятельно фиксирует такие сведения.

В п. 12 Порядка изложены правила снятия с учета организации по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортных средств при реорганизации, ликвидации организации, исключения ее из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего (налогового) органа и другим основаниям, перечисленным в этом пункте. Снятие с учета организации в перечисленных случаях осуществляется не позднее следующего рабочего дня после поступления сведений, содержащихся в ЕГРН, о снятии организации с учета из налогового органа по месту нахождения организации. В этот же срок налоговый орган обязан выдать организации уведомление о снятии ее с учета в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства по форме N 1-5-Учет. Датой снятия с учета в налоговых органах организации по месту нахождения недвижимого имущества и (или) транспортного средства является дата внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.

Налоговая и административная ответственность за нарушение сроков постановки на учет и непредставление сведений

Организация, которая ведет деятельность через обособленное подразделение без постановки на учет или без уведомления об этом налоговой инспекции по месту нахождения организации, может быть привлечена к налоговой и административной ответственности. Налоговая ответственность установлена ст. ст. 116, 117 и 126 НК РФ, административная ответственность - ст. ст. 15.3 и 15.6 КоАП РФ. Виды нарушений и размеры штрафов представлены в таблице.

Таблица. Налоговая и административная ответственность за нарушение сроков постановки на учет

Правонарушение

Налоговая ответственность
(штраф на организацию)

Административная
ответственность
согласно
ст. ст. 15.3
и 15.6 КоАП РФ
(штраф на
должностное лицо)

согласно
ст. ст. 116 и 117
НК РФ

согласно
ст. 126
НК РФ

Нарушение
установленного срока
(1 месяц) подачи
заявления
о постановке на учет
в налоговом органе
(форма N 1-2-Учет)

В размере:
- 5000 руб.
(при просрочке
не более 90 дней);
- 10 000 руб.
(при просрочке
более 90 дней)

От 500
до 1000 руб.

Ведение деятельности
без постановки на
учет в налоговом
органе

В размере:
- 10% от доходов,
но не менее
20 000 руб.
(при ведении
деятельности
не более 90 дней)
- 20% от доходов,
но не менее
40 000 руб.
(при ведении
деятельности более
90 дней)

От 2000
до 3000 руб.

Несообщение сведений
по форме N С-09-3

От 300 до 500 руб.

Снятие с учета с ИП нужно проводить согласно требованиям законодательства РФ. Этот процесс нуждается в тщательной подготовке, что позволит избежать штрафных санкций и лишних расходов. Закрытие проводится лично предпринимателем или доверенным лицом на основании документа, заверенного нотариально. Какие этапы должен пройти ИП, что необходимо учесть?

Перед тем, как подать заявление в налоговую инспекцию, нужно сдать отчетность и перечислить налоги. Если предпринимательская деятельность не велась, все равно предоставляется «нулевая» декларация.

В случае неподачи своевременно отчетности за прошлые периоды, необходимо сформировать и отправить требуемые декларации в контролирующий орган.

Это нужно для того чтобы инспектор мог провести проверку и проконтролировать полноту и своевременность уплаты налогов. В противном случае штрафные санкции могут помешать быстрому закрытию ИП. Сокрытие доходов ведет к необходимости проведения ревизии, что значительно затянет процесс ликвидации.

  1. Заявление по форме Р26001.Заполняется оно в бумажной или электронной форме. Бланк и образец можно получить в налоговой инспекции или на официальном сайте ФНС РФ.
  2. Квитанция об уплате госпошлины. Сформировать документ также можно на сайте и оплатить в любом банке.

В отличие от юридических лиц, пакет для закрытия ИП должен содержать только эти документы.

Следующим этапом является подача документов в налоговую инспекцию. Важно правильно заполнить заявление, чтобы не получить отказ.

Подача документов


Снятие ИП с учета осуществляется ИФНС по месту регистрации.

Заявление на снятие с учета ИП можно подать такими способами:

  • лично обратившись в налоговую инспекцию. Этот вариант самый простой и не требующий лишних расходов. Единственным минусом являются очереди;
  • через представителя. Обратившись в фирму, предоставляющую такие услуги, можно сэкономить немного времени, но придется заплатить за такие услуги и за оформление доверенности;
  • почтой России. Отправляют заказное письмо с описью вложенного. Такой вариант подходит в ситуации, не требующей срочности. Бланк заявления о снятии с учета нужно заполнить без ошибок, иначе документы отправят обратно.
  • электронкой. Чтобы отправить заявление таким способом, нужна цифровая подпись.

Налоговая служба рассматривает документы на снятие с регистрационного учета на протяжении 5 рабочих дней. Если результат положительный, предпринимателю выдается справка. Получить ее можно лично, обратившись с паспортом в контролирующий орган. Сделать это может и доверенное лицо.

Если в установленные сроки документ не получен, то налоговая инспекция отправляет его почтой заказным письмом на адрес регистрации бывшего предпринимателя.

В случаях, когда индивидуальные предприниматели с учета в налоговой не снимаются по каким-либо причинам, они получают уведомление об отказе, с указанием оснований.

Если предприниматель осуществлял деятельность без наемных работников, то снятие с учета происходит автоматически. Хотя и рекомендуется обратиться в фонды для подтверждения своего статуса и проведения сверки. При обнаружении неуплаченных взносов, нужно их перечислить. Ликвидация ИП не освобождает от ранее начисленных налогов.

Сложнее стоит вопрос, как снять ИП с учета в ПФР (Пенсионный фонд России), если были наемные работники. Стоит помнить, что увольнение сотрудников проводится до подачи заявления о прекращении деятельности в налоговую инспекцию.

Этапы прекращения трудовых отношений:

  1. Работодатель расторгает договора и вносит соответствующую запись в трудовую книжку.
  2. ИП делает расчет заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск и выплачивает причитающиеся суммы сотруднику.
  3. В день увольнения нужно перечислить установленные в 2019 году налоги и сборы, удержанные из зарплаты.

После снятия с регистрации в налоговой, предоставляется выписка из ЕГРИП в Пенсионный фонд.

ПФР и ФСС может потребовать и другие документы:

  • заявление, установленного образца;
  • копию приказа об увольнении последнего работника;
  • копии записей трудовых книжек.

Бывший предприниматель обязан подать отчетность за последний налоговый период. Хотя сделать это можно и до закрытия.

На протяжении 2 недель фондами отправляется письмо, подтверждающее снятие с учета.

После получения документа о ликвидации, ИП получает статус физического лица, но это не освобождает его от некоторых обязательств.

Дальнейшие действия:

  1. Закрытие расчетного счета в банке. Это необязательно, но такой шаг освободит от необходимости платить за кассовое обслуживание. Большинство банков взымает установленную сумму, независимо от того были движения по счету или нет.
  2. Снятие с учета контрольно-кассовой техники (ККТ). Для этого приглашается сотрудник центра тех. обслуживания, который снимет фискальный чек. В налоговую нужно обратиться с заявлением, формой КНД-1110021, регистрационной картой ККТ, фискальным отчетом. Госпошлину платить не нужно.
  3. Уничтожение печати, если она была зарегистрирована. Для этого нужно также обратиться в ИФНС с заявлением.

Закрытие ИП не освобождает от обязанности рассчитаться с контрагентами. Предприниматель несет ответственность всем своим имуществом, поэтому прекращение деятельности и отсутствие доходов не будет препятствием для взыскания долгов.

Может ли налоговая проверить ИП после закрытия?

Бывший предприниматель обязан хранить документы, подтверждающие его деятельность, на протяжении 4 лет. Налоговая инспекция имеет право .

Существует два вида проверок:

  1. Камеральная. Представитель ИФНС осуществляет контроль достоверности предоставленной отчетности, правильности ее составления и полноту уплаты налогов. Такая проверка не осуществляется у юридических лиц.
  2. Выездная. Проводится по месту проживания ИП или в налоговой инспекции. Такая проверка возможна в период до 3 лет с момента ликвидации.

При проверке представитель контролирующего органа имеет право:

  • требовать любые документы, подтверждающие деятельность;
  • делать запросы контрагентам;
  • пользоваться информацией свидетелей;
  • привлекать независимых экспертов;
  • проводить инвентаризацию;
  • осматривать помещения, где велась деятельность.

Любая проверка пройдет гладко, если документация упорядочена и учет велся грамотно, без нарушений законодательства. Об этом нужно позаботиться в период активности бизнеса. Если есть сомнения в своей документации, рекомендуется обратиться в аудиторскую компанию, которая проведет предварительную проверку и поможет исправить недочеты.

Решение по итогам проверки контролирующего органа может быть оспорено в судебном порядке. Но делать это стоит только в том случае, если вы уверены в своей правоте и можете это обосновать.

Так же придется поступить, если вы будете модернизировать обычную кассу в онлайн, устанавливая на нее новое программное обеспечение и фискальный накопитель (Письмо Минфина России от 01.09.2016 N 03-01-12/ВН-38831; Информация с сайта ФНС www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/newkkt/kkt_questions/).

Сразу скажем, что для онлайн-касс предусмотрен иной, новый порядок их регистрации и снятия с учета. А обычные аппараты ККТ, зарегистрированные в налоговой до 1 февраля 2017 г., снимаются с учета в порядке, действовавшем до внесения поправок в Закон о ККТ (Статья 4 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ (ред. от 08.03.2015); ч. 3 ст. 7 Закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ). Именно об этом старом порядке у нас и пойдет речь.

Внимание! За применение обычной ККТ (не онлайн-касс) после 01.07.2017 грозит штраф (Часть 4 ст. 14.5 КоАП РФ; подп. "б" п. 5 ст. 3 Закона от 03.07.2016 N 290-Ф):

  • для организаций - от 5 000 до 10 000 руб.;
  • для руководителей или ИП - от 1 500 до 3 000 руб.

Снять кассу с учета (причем абсолютно бесплатно) налоговики должны в течение 5 рабочих дней со дня представления вами необходимых для этого документов (Пункт 16 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 (далее - Положение); пп. 23, 33 Регламента, утв. Приказом Минфина России от 29.06.2012 N 94н (далее - Регламент)). При этом датой их представления считается дата регистрации документов в налоговом органе (что должно произойти в день их получения) (Пункты 23, 35, 50 Регламента).

Если же с документами что-то не так, налоговики уведомят вас об этом (Пункт 57 Регламента). На устранение недостатков вам дадут 1 рабочий день, а если в отведенный срок вы не уложитесь, в снятии ККТ с учета вам откажут (Пункты 58, 59 Регламента).

Пошагово процесс снятия кассы с регистрации выглядит так.

Шаг 1. Представление документов в ИФНС

Для начала процедуры подайте в налоговую по месту учета ККТ оригиналы следующих документов (Пункт 16 Положения; п. 26 Регламента):

  • заявления о снятии ККТ с регистрации по утвержденной форме (Утверждена Приказом ФНС России от 09.04.2008 N ММ-3-2/152@). Для снятия с учета используется та же самая форма заявления, что и при регистрации ККТ. Только на его титульном листе, в поле "Вид документа", в первой ячейке надо проставить цифру 3. Кстати, лучше оставить себе копию заявления, на которой налоговики сделают отметку о получении документов;
  • паспорта ККТ, который выдается поставщиком ККТ (Пункт 2 Положени);
  • карточки регистрации ККТ, которая выдается налоговым органом в момент постановки кассы на учет (Пункт 15 Положения; п. 72 Регламента);
  • учетного талона (хранится в ЦТО) (Пункт 13 Положения; п. 73 Регламента; Письмо Минфина России от 24.12.2008 N 03-01-15/12-395).

Помимо этого, вас могут попросить представить и другие , к примеру фискальные отчеты, журналы кассира-операциониста (КМ-4). Поэтому лучше заранее уточните в своей налоговой, какие им понадобятся документы.

Документы вы можете подать одним из следующих способов (Пункт 27 Регламента):

  • или отправить почтой с уведомлением о вручении, если вы не опасаетесь за их сохранность;
  • или лично;
  • или в форме электронных документов через Интернет.

Шаг 2. Снятие показаний памяти

Следующий этап снятия ККТ с учета заключается в составлении специалистом ЦТО в присутствии налогового инспектора акта о снятии показаний контрольных и суммирующих денежных счетчиков по форме КМ-2 (Пункт 82 Регламента). Для этого нужно согласовать время вашей встречи как с налоговиками, так и со специалистом ЦТО.

Для составления акта сотруднику ЦТО нужно снять показания кассы и распечатать необходимые для этого документы: фискальные отчеты и контрольные ленты, которые затем представляются в налоговую. Если это сделать заранее, то для составления акта КМ-2 кассу в инспекцию можно не приносить. Однако налоговики могут потребовать, чтобы снятие фискальных отчетов проводилось в их присутствии. В таком случае кассу придется взять с собой в ИФНС. Поэтому имеет смысл узнать в своей налоговой, нужно ли приносить кассу для снятия ее с учета.

Шаг 3. Получение регистрационных документов на ККТ

После того как акт КМ-2 будет составлен, инспектор внесет в свою базу данных сведения о снятии ККТ с учета. А затем сделает отметки о снятии ККТ, заверив их печатью налогового органа, в следующих документах (Пункт 17 Положения; пп. 83, 84, 87 Регламента):

  • в паспорте ККТ. В нем также будет указан пароль доступа к фискальной памяти ККТ;
  • учетном талоне ККТ;
  • книге учета;
  • карточке регистрации.

Вам выдадут все эти документы, кроме карточки регистрации. Она остается в налоговой и хранится в течение 5 лет после снятия ККТ с учета (Пункт 88 Регламента).

Когда в принципе требуется снимать с учета ККТ

Но еще до перехода на онлайн-кассы вам может понадобиться снять вашу обычную ККТ с учета. Вышеописанная процедура пригодится, когда:

  • вы планируете продать кассу;
  • истек срок службы ККТ. Кстати, если вы используете модель ККТ, которая исключена из Госреестра, но нормативный срок ее амортизации не истек, кассу можно применять и дальше, до конца установленного изготовителем срока, но не более 10 лет (Письмо ФНС России от 22.10.2014 N ЕД-4-2/21910; Закон от 08.03.2015 N 51-ФЗ);
  • вы реорганизуете компанию (например, из АО в ООО) (Письмо УФНС России по г. Москве от 20.05.2010 N 17-15/053120);
  • у вас меняется инспекция, регистрирующая ККТ, по причине переезда вашей фирмы (смены места жительства - у ИП).

Внимание! Если в случае переезда вы вынуждены снять обычную кассу с учета, то зарегистрировать ее в другой инспекции у вас уже не получится. Это можно было сделать только до 1 февраля 2017 г. Поэтому вам придется обзаводиться онлайн-кассой и именно ее регистрировать в ИФНС;

  • вы закрываете ОП, по месту нахождения которого была зарегистрирована ККТ;
  • вы ликвидируете компанию;
  • вы передаете свою ККТ в аренду курьерской службе (Письмо ФНС России от 20.02.2007 N ШТ-6-06/132@);
  • вы решили отказаться от использования ККТ, поскольку будете выдавать клиентам бланки строгой отчетности;
  • ККТ сломалась, похищена или уничтожена (скажем, в результате пожара). Причем если вы снимаете ККТ с учета в связи с ее уничтожением или хищением (утерей), дополнительно в ИФНС нужно представить документ, подтверждающий этот факт (Пункт 86 Регламента). Это может быть, например:
    • справка из МЧС о пожаре, произошедшем в помещении, в котором находилась ККТ;
    • справка из ОВД, содержащая информацию о количестве похищенных (утерянных) кассовых аппаратов, моделях и заводских номерах ККТ;
    • заключение ЦТО о поломке ККТ и/или невозможности ее дальнейшего использования (Письмо УФНС России по г. Москве от 15.08.2012 N 17-15/075054).

Когда налоговая самостоятельно снимает ККТ с учета

Такое может произойти по следующим причинам:

  • или сведения о юридическом лице исключены из ЕГРЮЛ (сведения об ИП - из ЕГРИП) (Подпункт "б" п. 85 Регламента)>;
  • или истек нормативный срок эксплуатации модели ККТ, которая исключена из Госреестра ККТ. Тогда налоговики должны письменно уведомить вас о снятии такой кассы с регистрации не позднее дня, следующего за днем истечения срока эксплуатации. При этом от вас никакого заявления не потребуется (Пункт 19 Положения; подп. "а" п. 85 Регламента).

Кстати, если нормативный срок амортизации истечет у ККТ, не исключенной из Госреестра, то это не будет являться основанием для снятия такой кассы с учета налоговым органом в одностороннем порядке (Письмо ФНС России от 10.09.2012 N АС-4-2/14961@ (п. 1)).

После окончания процедуры снятия ККТ с учета с кассовым аппаратом можно делать все что угодно: продать, сдать в аренду, подарить (если он, конечно, кому-то нужен) или просто убрать в шкаф. Кассу, исключенную из Госреестра, из-за невозможности ее дальнейшего использования останется только выбросить. А вот всю документацию, связанную с кассовым аппаратом, нужно хранить в течение не менее 5 лет с даты окончания его использования (Пункт 14 Положения).

Февраль 2017 г.

В данной статье мы рассмотрим, как снять с учета ККМ в 2018 году. Разберемся нужно ли снимать с учета ККМ. Узнаем, когда нужно снимать с учета. Разберем необходимые документы для снятия.

Нужно ли снимать кассовый аппарат с учета и в каких случаях? Данным вопросом озадачены многие предприниматели и организации, использующие ККТ. Сегодня мы расскажем о порядке снятия с учета ККМ: в каких случаях кассовый аппарат следует снять с учета, какие документы для этого потребуются, как проверить регистрацию ККМ в ФНС. Также мы подробно рассмотрим типовые ситуации снятия с учета ККМ и дадим ответы на распространенные вопросы.

Кто обязан использовать ККМ

Согласно ФЗ-54, обязательства по использованию контрольно-кассовых машин (ККМ) имеют ИП и юрлица, ведущие расчеты с покупателями и продавцами как в наличной, так и в безналичной форме. В частности, кассовый аппарат обязаны иметь субъекты хозяйствования при:

  • реализации товаров (работ, услуг) организациям и населению;
  • выплате средств в пользу населения и/или юрлиц при покупке товаров/услуг;
  • возврате средств покупателю при отказе от товара;
  • получении денег от продавца за возвращенный товар.

Когда нужно снимать с учета ККМ

Помимо обязательств по применению ККТ, федеральный закон №54 также регламентирует механизм постановки и снятия кассовой техники с учета. Согласно закону, Вам следует обратиться в ФНС для снятия ККТ с учета в случае:

  1. Кассовый аппарат продан. В случае, если Вы реализовали собственный кассовый аппарат, его следует снять с учета, после чего фирма-покупатель обязана оформить технику на себя;
  2. Истек срок амортизации ККТ. Для каждой модели кассовой техники устанавливается собственный срок полезного использования. В месяце, следующем за периодом истечения срока амортизации (100% износ), единица техники должна быть снята с учета;
  3. ИП (юрлицо) прекратил свою деятельность. В данном случае речь идет не о временном перерыве в деятельности, а о полном ее прекращении (ликвидация, реорганизация, закрытие ИП, прочее). Если у Вас на руках имеются документы о закрытии ИП (ликвидации юрлица), то Вам необходимо обратится в ФНС о снятии с учета техники, которая числилась за субъектом хозяйствования;
  4. Кассовый аппарат заменен на другую модель. Если в силу тех или иных причин Вы решили сменить ККМ на другую единицу технику (например, на более новую модель), то старый аппарат Вам следует снять с учета в установленном порядке. Также процедура снятия с учета предусмотрена для случаев замены неисправной техники на рабочую (неисправная ККМ снимается с учета, новый аппарат регистрируется на организацию);
  5. ККТ украдена. Обязательная процедура в случае хищения ККТ – снятие с учета кассовой машины. Основанием для снятия является справка, выданная органами МВД о том, что ККТ находится в розыске;
  6. Иные причины, по которым дальнейшее использование ККТ является невозможным. В процессе ведения деятельности у субъекта хозяйствования могут возникнуть иные ситуации, в связи с которыми использования ККМ не представляется возможным. При наличии объективных причин и подтверждающих документов организации/ИП следует обратиться в ФНС для снятия ККТ с учета.

Снимаем ККТ с учета: инструкция и документы

Снятие ККТ с регистрации, как и постановка кассового аппарата на учет, осуществляется через орган ФНС. Прежде чем обратиться в налоговую, Вам следует подготовить следующие документы:

№ п/п Документ Описание
1 Заявление Основным документом для снятия ККТ с учета является заявление. Документ составляется на бланке по форме КНД-1110021, который также используется при регистрации ККТ. В бланке следует заполнить следующую основную информацию:

· данные заявителя (наименование компании/ФИО ИП, код ИНН, код ВЭД, место регистрации, контактные данные);

· код налогового органа, в который подается заявления;

· отметка о снятии с учета ККТ (код «2»);

· данные о ККТ (модель, заводской номер, данные техпаспорта, сведения о месте регистрации);

· информация об организации, проводящей техобслужвание ККТ (наименование, код ИНН, дата и номер договора, данные о средстве визуального контроля).

Документ может быть заполнен от руки, а также составлен в электронном виде (на сайте ФНС в личном кабинете).

2 Техпаспорт При подаче документов на снятие ККТ с регистрации при себе нужно иметь действующий технический паспорт на технику, которую планируется снять с учета.
3 Карточка регистрации В ФНС подается оригинал и копия карточки, выданной предпринимателю/юрлицу при постановке ККТ на учет. Документ должен быть составлен по форме, утвержденной приказом ФНС РФ №ММ-3-2/152 от 09.04.2008 .
4 Журнал кассира В перечень документов, необходимых для снятия ККТ с учета, входит Журнал операциониста, который заполняется на основании ежедневных .
5 Учетный талон Перед подачей документов обратитесь в ЦТО, в котором обслуживается ККТ, и запросите копию учетного талона на кассовый аппарат для последующего предъявления в ФНС.
6 Паспорт заявителя При подаче документов заявителю необходимо иметь при себе паспорт: для ИП – паспорт предпринимателя, для юрлиц – паспорт доверенного лица, которое осуществляет снятие техники с регистрации.

Собрав необходимые документы, переходите непосредственно к процедуре снятия ККТ с учета:

Шаг 2. Передача документов в ФНС.
Для снятия ККТ с учета Вам необходимо обратиться в тот орган ФНС, в котором зарегистрирован кассовый аппарат. Передать документы Вы можете любым из способов:

  1. Лично отправьтесь в налоговую и передайте документы специалисту ФНС «в руки». Данный способ надежен, ведь Вы будете уверенны, что документы переданы по назначению. Кроме того, специалист налоговой сможет провести первичную проверку документов и сразу указать Вам на наличие ошибок и неточностей;
  2. Отправьте документы почтой. Собранный пакет документов Вы можете отправить письмом через ближайшее отделение «Почты России». Перед отправкой составьте опись вложений, после чего оформите письмо с уведомлением. Получив документы, специалист ФНС поставит подпись в корешке письма, что будет служить подтверждением их получения;
  3. Оформите электронную заявку. При наличии выхода в Интернет Вы можете снять ККТ с регистрации, не выходя из дома. Для этого зарегистрируйтесь на Интернет-ресурсе Госуслуг (gosuslugi.ru) и оформите электронную заявку через Личный кабинет.

Шаг 3. Рассмотрение документов.
Органам ФНС предоставляется 5 рабочих дней для рассмотрения заявки и снятия ККТ с учета. В течение этого времени сотрудник фискальной службы должен связаться с Вами для согласования времени и места снятия контрольных показаний с техники. В установленный день в присутствии Вас и специалиста ФНС инженер ЦТО снимает показания ККТ. Также в Вашем присутствии составляется акт по .

Шаг 4. Снятие ККТ с учета.
На основании предоставленных Вами документов, а также акта КМ-2, составленного в Вашем присутствии, ФНС вносит в базу информацию о снятии ККТ с учета. Вам предоставляется паспорт на кассовый аппарат и учетный талон ККТ с отметками ФНС о снятии техники с регистрации.

Типовые ситуации

Наиболее распространенные ситуации снятие ККТ с учета – прекращение ведения хоздеятельности, связанное с ликвидацией ООО или закрытием ИП. В каждом из перечисленных случаев снятие с регистрации осуществляется в общем порядке. При этом к пакету документов следует дополнительно приложить выписку из Росреестра о прекращении деятельности ИП или юрлица.

Еще одной из причин снятия ККТ с учета может быть утеря документов на кассовый аппарат. В общем порядке при снятии ККТ с учета субъекту хозяйствования следует восстановить утерянные документы. Если речь идет о техпаспорте и учетном талоне ККТ, то ИП/юрлицу следует обратиться в ЦТО для получения дубликатов документов. В случае утери карточки регистрации, данную информацию следует указать в заявлении. Так как второй экземпляр карточки находится в ФНС, куда и подается заявление, запрашивать дубликат карточки не нужно. Если организацией утерян Журнал кассира, то снимать ККТ с учета необходимо на основании данных бухучета и ежедневных Z-отчетов.

Как проверить регистрацию ККМ в ФНС

Как снять с учета ККМ: вопросы и ответы

Вопрос № 1 . ИП Кукушкин передал в ФНС документы для снятия ККТ с регистрации. Специалист налоговой потребовал от Кукушкина предъявить кассовый аппарат (принести его в налоговую). Правомерны ли действия ФНС?

Ответ: Требования специалиста ФНС в данном случае не противоречат действующему законодательству. Как правило, налоговики осматривают ККТ при снятии контрольных показаний инженером ЦТО. Однако в исключительных случаях работник фискальной службы может потребовать предъявление ККТ непосредственно в инспекцию.

Вопрос № 2 . ИП Соловьев лично передал в ФНС комплект документов для снятия ККТ с регистрации. Что для Соловьева является подтверждением о принятии документов?

Ответ: Получив документы от Соловьева, сотрудник фискальной службы может выдать расписку о получении бумаг. Если Соловьев составит заявление в 2-х экземплярах, то на одно из них (с отметкой о получении, датой и подписью ответственного сотрудника ФНС) он может оставить себе в качестве подтверждения.

Вопрос № 3 . На ООО «Каштан» числиться старый кассовый аппарат, который не используется при ведении деятельности. Какие документы необходимо подать «Каштану» для снятия кассы с учета?

Добавлено в закладки: 0

При прекращении предпринимательской деятельности и увольнении работников возникает вопрос, как снять ИП как работодателя? Бизнесмен часто не знает, с чего начинать и куда обращаться. Эта тема также актуальна для бухгалтеров ИП, в обязанности которых входит решение моментов по налоговому и кадровому учету.

Существует разница при закрытии ИП без сотрудников и при наличии трудовых договоров. Начать стоит с увольнения работников предпринимателя.

Для этого:

  • нужно расторгнуть договор ;
  • произвести выплаты;
  • перевести денежные средства в ПФР, ФСС, налоговую службу.

После этого можно приступать к подготовке необходимых документов . Снять с учета ИП как работодателя в году можно без ограничения времени. Нет ответственности за нарушение сроков. Главное, не просрочить подачу нулевой отчетности , иначе на предпринимателя наложат штраф. Причем, даже после закрытия ИП .

Способы подачи документов в фонды

Бизнесмен может собрать бумаги и предоставить их разными способами:

  1. Обратившись лично.
  2. По доверенности через представителя , оформив документ на право ведения процедуры закрытия и снятия с регистрации у нотариуса.
  3. Оформив заказное письмо с уведомлением и описью содержимого конверта.

Для любого ведомства предоставляется 14-дневный срок рассмотрения документов . После этого ИП будет ликвидировано. Важно, чтоб предприниматель проверил все бумаги, которые он получит после завершения процедуры. Это поможет вовремя оплатить задолженности и не иметь проблем в будущем.

Как закрыть ИП: пошаговая инструкция

После подготовки бумаг можно приступать непосредственно к закрытию бизнеса. Чтобы снять с учета ИП как работодателя в году, придется пройти несколько этапов.

Шаг №1. Погасить задолженность по налогам и платежам, сдать необходимую отчетность . Посетить налоговую службу, провести персонифицированный учет .

Шаг №2. Расторгнуть договора с партнерами и сотрудниками.

Однако по закону предприниматель может сделать это и после закрытия ИП . По итогам оформления и подачи документов специалисты пенсионного фонда имеют в распоряжении три дня, чтобы провести ликвидацию регистрационного номера. Если в этой инстанции откажут, бизнесмену могут отказать и в налоговой службе. Основанием для отказа может быть не предоставление отчетной документации по сотрудникам .

На видео: Банкротство ИП

Порядок снятия с учета в Фонде социального страхования

Закрытие ИП работодателя начинается с обращения в ФСС.

ИП готовит такие документы:

  • заявление о снятии с учета в ФСС ;
  • копии документов о том, что прошел процесс увольнения сотрудников путем расторжения трудовых договоров;
  • паспорт работодателя.

Понадобится две недели, чтобы предприниматель получил положительный ответ в виде копии решения или отказ. На время процесса влияет задолженность или переплата по фондам . Только при сведении показателей к нулю пройдет закрытие ИП. Однако если предприниматель планирует через время возобновить деятельность, то в этом случае лучше не сниматься с учета в ФСС. Достаточно подавать своевременно нулевые отчеты .

Прогнозы по штрафам за неуплату взносов в ФСС

Планируется введение законопроекта, в котором будет предусмотрено уголовное наказание за неуплату взносов в ФСС. В нем требуют наказывать должностных лиц организаций. Сейчас налагается штраф.

Он составляет:

  • часть 1 ст.47 Закона № 212-ФЗ – 20%;
  • часть 2 ст. 47 Закона № 212-ФЗ – 40%.

Дополнительно начисляется пеня в размере 1/360 ставки действующей на момент внесения страховых взносов.

На видео: Документы необходимые для признания банкротом физического лица Банкротство физических лиц

Можно ли закрыть ИП с долгами в году

Иногда закрывать ИП приходится при наличии долговых обязательств . Они могут возникнуть по налогам или пенсионным начислениям. Чтобы не получить отказ, можно отправить документы почтой. Их обязательно примут в налоговой службе. Но предприниматель должен будет выплачивать долги в добровольном или принудительном порядке .

То есть, при закрытии ИП долги переходят к физическому лицу. Начисляться они будут по закону за последние три года. У должника есть 15 дней, чтобы рассчитаться с долгами. Как видно, закрыть ИП и сняться с учета в государственных фондах не сложно. Главное, вовремя следить за оплатой налогов и страховых взносов в новом году.

На видео: Прекращение деятельности ИП