Понятия и принципы социальной экономики. Экономика социальной работы


- это экономика, ориентированная на развитие личности и достижение социального прогресса. Подобной экономической деятельностью занимаются организации - в основном кооперативы, объединения и ассоциации, - главная цель которых состоит не в получении прибыли, а в предоставлении обществу товаров и услуг.

С давних времен человечество осознавало преимущества совместного труда, позволявшего объединить усилия для достижения определенных целей, которые в равной степени приносили пользу целой группе людей.

На протяжении истории человеческой цивилизации коллективная организация труда принимала разные формы, но она по-прежнему составляет основу экономической системы в большинстве стран мира. Более того, в настоящее время так называемая социальная экономика, которая объединяет различные формы организации общества во всех экономических структурах, во многих государствах считается третьим звеном, расположенным между частным и общественным секторами экономики.


Социальная экономика охватывает широкий крут общественных, добровольных и некоммерческих видов деятельности. Она построена на основе таких учреждений и институтов, как кооперативы, объединения, ассоциации, а также другие организации подобного типа.
Социальная экономика состоит из ряда общественных проектов экономического плана, целью которых является предоставление услуг группе людей.

ИСТОКИ
Экономисты-теоретики, такие как британец Джон Стюарт Милль и француз Леон Вальрас, считают, что первые формы социальной экономики возникли в XIX веке. Речь идет о тех организациях, которые были созданы в ответ на социальные проблемы, возникшие из-за предпринимательской деятельности зарождающегося капиталистического общества.

ЭКОНОМИСТЫ-ТЕОРЕТИКИ СЧИТАЮТ, ЧТО ПЕРВЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ВОЗНИКЛИ В ДЕВЯТНАДЦАТОМ СТОЛЕТИИ.


В наиболее развитых странах Европы экономическая деятельность претерпела кардинальные изменения уже во второй половине XVIII века в результате промышленной революции.
Зародившись в Британии, промышленная революция распространилась по всей Европе и оказала огромное воздействие на развитие экономики и общества. Механизация значительной части производства способствовала росту производительности труда и введению новых методов работы. Эти факторы, в свою очередь, видоизменили трудовые отношения. Преобразование семейных мастерских в фабрики привело к обезличиванию трудовых отношений и, как следствие, появлению нового социального класса - городского пролетариата, который возник в результате массового переселения крестьян в города для работы на возникающих фабриках.

Таким образом, бывшие земледельцы превратились в промышленных рабочих, у которых в большинстве случаев были совершенно невыносимые условия труда. Не имея какой-либо правовой защиты, рабочие трудились по 12-14 часов в день и при этом получали низкую заработную плату и жили в нищенских условиях. В отличие от пролетариата промышленная буржуазия (владельцы заводов) накапливала огромное состояние и увеличивала свое политическое и социальное влияние, тем самым способствуя укреплению капиталистической системы.

В этой ситуации зародилась социальная доктрина - философское течение, представители которого пытались решить проблемы бедности и незащищенности рабочих. Предлагались самые разные формулы: от утопического социализма до анархизма, включая также идеи научного социализма Карла Маркса и социальные энциклики католической церкви. Борьба за права трудящихся, в результате которой зародилось профсоюзное движение, дала свои плоды: еще в XX веке рабочие постепенно интегрировались в общество.

Основной принцип социальной экономики состоит в том, что интересы людей и общества должны стоять выше интересов капитала. Главные цели социальной экономики определились во время промышленной революции.

РОБЕРТ ОУЭН
Британец Роберт Оуэн (1771 -1858) считается основателем современного кооперативного движения, так как именно он создал его теоретическую основу. Став совладельцем фабрики в Нью-Ланарке (Шотландия), Оуэн попытался улучшить распределение доходов между работниками и перевести в общественную собственность средства производства. Этот свой опыт он описал в работе Новый взгляд на общество, или Опыты о формировании человеческого характера (1813), изложив в ней идею создания экономической системы (в противовес капитализму), которая основывалась бы на производственных кооперативах. Под влиянием философских идей Оуэна, которые являются идеями утопического социализма, возникли многие британские потребительские кооперативы.

ПИОНЕРЫ
Принципы современной социальной экономики, однако, связаны с самоорганизацией самих рабочих, которая проходила без вмешательства владельцев фабрик. Первое организованное общественное объединение сформировала группа наемных работников текстильной промышленности из города Рочдейл (Великобритания) в 1844 году, то есть в разгар промышленной революции. Эта группа ткачей создала потребительский кооператив, основными принципами которого были: «Один человек - один голос; справедливое распределение прибыли». Рочдейльские пионеры заложили основы современной кооперации. Вскоре после основания кооператив в Рочдейле разнообразил свою деятельность: приобрел прядильные мастерские и даже открыл сберегательную и страховую кассы. По прошествии нескольких лет он стал одним из важных экономических сообществ в Англии. Роч-дейльский кооператив превратился в образец для подражания, после него объединения подобного типа были созданы и в других странах Европы. Стоит отметить, что в Англии в 1832 году насчитывалось уже около 500 кооперативов, в которых состояли 20000 трудящихся.

Рабочие из Рочдейла создали первое по-настоящему организованное кооперативное объединение в 1844 году.


Вдохновленный той же идеей, что легла в основу рочдейльского проекта, Фридрих Вильгельм Райффайзен в 1847 году открыл в Германии кооперативную пекарню. Его предприятие заложило основы системы кредитной кооперации, которая приобрела огромную популярность в Германии, Австрии, Швейцарии, Бельгии, Нидерландах и Люксембурге.

ПО ПРИМЕРУ РОЧДЕЙЛЬСКОГО КООПЕРАТИВА ОБЪЕДИНЕНИЯ ПОДОБНОГО ТИПА БЫЛИ СОЗДАНЫ И В ДРУГИХ СТРАНАХ ЕВРОПЫ


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Фундаментальный принцип социальной экономики состоит в превосходстве человека и общественных целей над капиталом. Эта важная предпосылка лежит в основе демократического, долевого, прозрачного и автономного ведения хозяйства, характерного для таких предприятий. На так называемых предприятиях третьего звена, в отличие от частных, принятие решений отвечает демократическим принципам. При этом результаты производственной деятельности распределяются в зависимости от вложенного каждым работником труда, а не капитала, что означает следующее: распределение прибыли основывается на критериях коллективной работы, а рабочие места характеризуются как стабильные и хорошо оплачиваемые. Таким образом, на социальных предприятиях поощряется внутренняя солидарность и привлечение к труду людей, которые подвержены риску социальной изоляции. Кроме того, подобные предприятия стараются развивать местную экономику, выступают за равенство возможностей, согласование личных, семейных и трудовых интересов.

ТИПЫ ПРЕДПРИЯТИЙ
В настоящее время выделяют два типа социальных предприятий, в зависимости от того, направлена ли их деятельность на извлечение прибыли или нет. К первому типу относятся кооперативы, объединения и общества с ограниченной ответственностью, продающие на рынке свою продукцию по высоким ценам и благодаря этому получающие большую часть прибыли. Деятельность предприятий второго типа, к которым относятся ассоциации и фонды, направлена на предоставление услуг третьим лицам, обычно членам семей. А если продукция и реализуется на рынке, то по умеренным ценам. Доходы таких предприятий формируются за счет добровольных пожертвований и членских взносов. Обе группы состоят из частных предприятий, которые имеют право принимать самостоятельные решения. Они осуществляют свою деятельность в рамках обязательства о социальной ответственности, под которым понимается новая форма управления предприятием.

Многие проекты социальной экономики продвигают социально ответственные виды деятельности, например экологически чистое сельское хозяйство.


ПРАВОВАЯ БАЗА
Учитывая факт возрастания значимости социальной экономики, многие государства создали правовую и юридическую базу, в соответствии с которой различные организации предпринимают ряд мер по сохранению и продвижению этого вида экономической деятельности. Также установление законодательных рамок позволило определить понятие социальной экономики с юридической точки зрения. Так, в Испании под социальной экономикой понимается «совокупность хозяйственной и предпринимательской деятельности, которую в частном секторе осуществляют организации, действующие в интересах своих членов, общих экономических или социальных интересах либо же и первых, и вторых».

ВИДЫ ОБЪЕКТОВ В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Кооперативы: форма организации предприятий, деятельность которых разворачивается согласно принципам кооперации, принятым и регулируемым на международном уровне.

Профсоюзы: объединения, общественный капитал которых принадлежит преимущественно рабочим.

Объединения: некоммерческие организации, которые занимаются страхованием на добровольной основе.

Специальные центры занятости: совмещают экономическую целесообразность с социальным обязательством по отношению к лицам с ограниченными возможностями на рынке труда.

Общества взаимопомощи: обеспечивают доступ к труду для уязвимых групп населения путем развития производственной деятельности.

Ассоциации: предоставляют услуги самым уязвимым группам населения, например инвалидам.

Фонды: некоммерческие организации, которые в соответствии с желанием своих создателей дают деньги на благотворительность и реализацию общественных проектов.

Экономическая социология - это самостоятельная область исследований, которая использует богатый арсенал социологических подходов и внимательно относится к тому, что происходит в экономической теории.

Это дисциплина, изучающая всю совокупность социально-экономических процессов, касаются ли они рынков или государства, домохозяйств или отдельных людей.

Это направление, использующее самые разные методы сбора и анализа данных, включая методы социологических опросов. И самое главное, это особый подход, опирающийся на специфические представления о действии человека, развитии хозяйства и общества.

Экономическая социология сторонится модели человека, предложенного традиционной экономической теорией. "Экономический человек" слишком эгоистичен и изолирован от других людей, непомерно рационален и информирован. Он действует как автомат, подчиненный логике экономического интереса. В то время как экономическая социология не превращает человека в социологический автомат, столь же бездумно подчиняющийся предписанным нормам. Человек в экономической социологии способен становиться актором и поступать вопреки обстоятельствам, переключаться с одной логики действия на другую, проявляя одновременно волю и гибкость. Это человек, способный на стратегию - последовательные и рефлексивные действия, простраивание собственного будущего. При этом "наш" человек не висит в безвоздушном пространстве. Он включен в сплетение формальных и неформальных сетей, входит в качестве начальника или подчиненного в разные организации, действует в составе социальных групп, принадлежит к локальным и национальным общностям.

Экономика как социальный институт представляет собой совокупность институциализированных способов деятельности, образцов социальных действий, образующих различные типы экономического поведения людей и организаций для удовлетворения своих потребностей.

Ядром экономики является работа. Работа – это решение задач, связанное с затратой умственных и физических усилий, имеющее своей целью производство благ и услуг, удовлетворяющих человеческие потребности. Э. Гидденс выделяет шесть основных характеристик работы.

1. Деньги. Заработная плата или должностной оклад для большинства людей – главный источник удовлетворения их потребностей.

2. Деятельностный уровень. Профессиональная деятельность часто является основой приобретения и реализации знаний и возможностей. Даже если работа рутинная, она предлагает некоторое структурированное окружение, в котором может реализоваться энергия данного человека.

Без работы возможность реализации знаний и способностей может снизиться.

3. Разнообразие. Занятость дает доступ к ситуациям помимо бытового окружения. В рабочей обстановке, даже тогда, когда задачи относительно однообразные, индивид может получать удовлетворение от исполнения обязанностей, не похожих на домашние.

4. Структурирование времени. У людей, занятых на регулярной работе, день обычно организован вокруг ритма работы. Хотя иногда это может действовать угнетающе, однако дает ощущение направленности в повседневных делах.

Для тех, кто лишен работы, большую проблему представляет скука, у таких людей развивается апатия по отношению к времени.

5. Социальные контакты. Рабочее окружение часто порождает дружбу и возможность участвовать в совместной деятельности с другими.

При отсутствии контактов на работе круг друзей и знакомых человека уменьшается.

6. Личностная идентичность. Занятость обычно ценится за то чувство личной социальной стабильности, которое она дает.

В исторической ретроспективе выделяются следующие основные виды экономической

деятельности:

1) в первобытном обществе – охота, рыболовство, собирательство;

2) в рабовладельческом и феодальном обществах – занятие сельским хозяйством;

3) в индустриальном обществе – товарно-промышленное производство;

4) в постиндустриальном обществе – информационные технологии.

В современной экономике можно выделить три сектора: первичный, вторичный и третичный.

Первичный сектор экономики включает сельское хозяйство, добывающую и лесную промышленность, рыболовство и пр. Вторичный сектор объединяет предприятия, которые преобразуют сырье в промышленные товары.

Наконец, третичный сектор связан с индустрией услуг, с теми видами деятельности, которые, не производя материальные блага прямо, предлагают остальным какие-либо услуги.

Можно выделить пять первичных типов экономических систем или видов экономической деятельности.

Государственная экономика – это совокупность общенародных предприятий и организаций, работающих на благо всего населения.

В каждом современном обществе имеется государственный сектор экономики, хотя его удельный вес различен.

Мировая практика показывает, что тотальное огосударствление экономики неэффективно, так как это не дает должного экономического эффекта, как и всеобщая приватизация предприятий.

Частная экономика доминирует в современных развитых странах.

Она возникла в результате промышленной революции на этапе индустриального общества.Изначально частная экономика развивалась независимо от государства, но экономические катаклизмы поставили вопрос об усилении государственного регулирования частного сектора в экономике.

Казарменная экономика – это экономическое поведение военнослужащих, заключенных и всех других людей, живущих в замкнутом пространстве, «казарменной» формы (больницы, интернаты, тюрьмы и т. д.).

Для всех этих форм характерна «лагерная коллективность» их жизни, обязательность и принудительность исполнения функций, зависимость от финансирования, как правило, государства.

Теневая (криминальная) экономика существует во всех странах мира, хотя и относится к преступной деятельности. Этот тип экономического поведения является девиантным, однако он тесно связан с частной экономикой.

Английский социолог Дюк Гоббс в своей книге «Плохой бизнес» развивает мысль о том, что нельзя провести четкую границу между профессиональным экономическим поведением и повседневной деловой активностью.

В частности, банки иногда оцениваются как «элегантные грабители». Среди традиционных форм мафиозной экономической деятельности: торговля оружием, наркотиками, живым товаром и т. д.

Смешанная (дополнительная) экономика – работа человека вне сферы его профессиональной занятости.

Социолог Э. Гидденс называет ее «неформальной», отмечая «раздвоение» труда на профессиональный и «дополнительный», например, работа врача на приусадебном участке, которая ведется на непрофессиональном уровне.

Дополнительная работа требует подчас от человека огромных затрат времени и энергии, а результат получается невысоким.

Экономика как социальный институт призвана удовлетворять прежде всего материальные потребности человека.

Неформальный (внутригруппо-вой) - основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знако­мых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации

Формальный (институциональный) - основан на поддержке действующих социальных институтов (армия, суд, образование и т. д).В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины, муки совести. Совесть - проявление внутреннего контроля.Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.В традиционном обществе социальный контроль держался на неписаных правилах, в современном его основой выступают писаные нормы: инструкции, указы, постановления, законы. Социальный контроль приобрел институциональную поддержку. Формальный контроль осуществляют такие институты современного общества, как суд, образование, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство. Школа контролирует благодаря экзаменационным оценкам, правительство - благодаря системе налогообложения и социальной помощи населению, государство - благодаря полиции, секретной службе, государственным каналам радио, телевидения, печати.

Детальный (мелочный) контроль, при котором руководитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одергивает и т. п., называют надзором. Надзор осуществляется не только на микро-, но и на макроуровне общества. Его субъектом становится государство, и он превращается в специализированный общественный институт.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще вступают в действие институты социального контроля, в частности армия, суд, государство. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят развитие самосознания и волеизъявления, приглушают внутренние волевые усилия.

Методы социального контроля

Изоляция

Установление непроходимых перегородок между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его

Обособление

Ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепринятые нормы

Реабилитация

Процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих соци­альных ролей в обществе.

111. Основные понятия экономической социологии. Социальная экономика - понятие несколько необычное.В наиболее общем виде социальная экономика - это наука о современном цивилизованном гражданском обществе. Это наука о социально-экономическом укладе (по немецкой терминологии ""порядок "), который оказался не только удачной теоретической конструкцией, но и был подтвержден практикой, жизнью многих цивилизованных стран мира.

Эта наука отличается и от философии, социологии, политологии и других гуманитарных дисциплин, с которыми студенты высших учебных заведений знакомятся на первых курсах своих институтов.

Изучение социально-экономической истории человечества, а в широком контексте человеческой цивилизации убеждает, что эта наука имеет не столетнюю, а тысячелетнюю историю развития. Ведь человечество всегда пыталось осознать свое социально-экономическое положение.

Следует заметить также, что в цивилизованных странах мира уже не одно десятилетие преподается такая общеобразовательная дисциплина как "социальная экономика". Причем излагается она не только в специализированных учебных заведениях, но и в общеобразовательных школах, лицеях, колледжах.

В определенном смысле "социальная экономика" как наука занимает собой всю сложность сугубо экономической, социально-политической и морально-идеологической организации общества. Современное общество в странах т.н. "социальных экономик" представляет собой сложную комбинацию взаимообусловленных элементов - экономических, социальных, политических, идеологических, моральных, исторических и других.

"Социальная экономика как наука, хотя и не вникает во все это изобилие и разнообразие, по крайней мере, должно принимать во внимание всю эту сложность и противоречивость. Поэтому трудно согласиться с некоторыми утверждениями некоторых авторов, будь то сознательно или бессознательно упрощают предмет "социальной экономики", а иногда подменяют его. Выяснилось, что "предмет курса - экономические отношения, которые исследуются с точки зрения их неразрывной связи с социальными, политическими, этническими, религиозными и антропологический факторами экономического развития, т.е. теми составляющими, которые обеспечивают целостность общества" ...

По Г.Э.Слезингеру "предметом этой дисциплины является изучение экономики роста благосостояния людей в системное взаимосвязи с использованием их потенциала для

устойчивого развития экономики и социальной сферы... Под таким углом зрения рассматриваются проблемы теории и методология".

Курсовая работа

«Экономическое развитие регионов»

Москва

1. ЦЕЛИ И КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНО — ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА 6

2. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ 24

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы определяется необходимостью поиска эффективных форм и методов стратегического управления социально-экономическим развитием крупных регионов России. Вопреки ожиданиям, преобразование системы отношений собственности и рыночные реформы не привели к повышению эффективности хозяйствования и росту производства. Принятая модель рыночных реформ оказалась не в состоянии обеспечить стабильное социально-экономическое развитие государства и его крупных регионов. Многие инструменты рыночной экономики все еще не в полной мере используются в хозяйственной практике.

В этой ситуации возрастает общесистемная значимость стратегии социально-экономического развития регионов, направленной на поддержание целостности региональных народнохозяйственных комплексов и их основных воспроизводственных пропорций. Жизнь диктует необходимость продуманного комплекса мер и действий, позволяющего обществу формировать и реализовывать стратегию устойчивого развития нашего общества, обеспечивать воспроизводство социально-экономического потенциала страны и ее регионов.

Игнорирование этих вопросов в качестве актуальных проблем современной экономическо-управленческой мысли приводит в конечном итоге к значительным расхождениям между декларируемыми целями стратегического управления социально-экономического развития регионов России и их реальным воплощением.

В настоящее время региональная экономическая политика, гармонизация взаимоотношений Центра и субъектов РФ находятся в центре внимания российской общественности. Одновременно с усилением вертикали и единства государственной власти в связи с созданием семи федеральных округов осуществляется перераспределение многих прав и полномочий в пользу территориальных образований. Существенно возрастает роль регионов в обеспечении стабильного и устойчивого социально-экономического развития страны. Происходит качественное изменение статуса и функций региональных и муниципальных органов управления. Для перехода к рыночным отношениям необходимы, с их стороны, целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия.

Процесс становления обновленных федеративных отношений во многом происходит стихийно и не всегда соответствует конституционным основам. Такая ситуация в значительной степени связана с отставанием федерального законодательства в сфере федеративных отношений и региональной политики. Основные положения региональной политики в Российской Федерации, принятые Правительством РФ 23 марта 1996 г., не стали импульсом для осуществления активной местной экономической и финансовой политики в значительной степени потому, что за ними не последовали законодательные акты, нормативно-методические и конкретные концептуальные программы комплексного развития производительных сил конкретных регионов.

Применяемые формы государственной поддержки территорий не согласованы между собой и направлены преимущественно на ослабление проявлений кризисного состояния территорий, а не на устранение их причин. Федеральные программы и постановления Правительства РФ в сфере социально-экономического развития субъектов РФ и конкретных территорий фрагментарны и не всегда учитывают общероссийские социально-экономические приоритеты и объективную обусловленность комплексности хозяйства регионов.

Для России крупнейшего по территории государства мира, сформированной из сложного конгломерата регионов, имеющих различные природные условия, социальную историю и типы хозяйствования, региональный анализ имеет особо важное значение. Эффективная модель реформирования страны на путях устойчивого развития может быть выработана только с учетом ситуации, складывающейся в регионах. Недооценка регионального фактора чревата тяжелыми последствиями. В утвержденной Указом Президента России «Концепции национальной безопасности Российской Федерации» одним из основных направлений по защите конституционного строя сформулирована задача по «выработке и реализации региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов».

Мировой опыт свидетельствует, что только региональное управление экономикой способно непосредственно и эффективно решать вопросы, наиболее важные для населения данной территории. Они обязаны сами принимать большинство жизнеобеспечивающих решений на местах и нести полную ответственность за их последствия. Регионам (областям) следует разрабатывать собственную концепцию и тактику экономических и социальных преобразований, находить наилучшие способы мобилизации внутренних ресурсов, определять свое место в общей хозяйственной системе страны. В этих условиях для них одной из актуальнейших становится проблема комплексного и сбалансированного развития производительных сил на подведомственных им территориях. Именно сейчас на уровне области формируются новые взаимоотношения между Центром и субъектами РФ, федеральными и местными органами власти. Все это и определяет актуальность темы данной курсовой работы.

Объектом исследования является регион, как составная часть федерального округа РФ. Ее производственно-хозяйственный комплекс имеет свои специфические особенности, обусловленные географическими, природными, социальными и историческими факторами.

Предметом исследования являются совокупность экономических, социальных, организационных, информационных отношений, возникающих в процессе развития производственно-хозяйственного комплекса области, а также методика оценки и прогнозирования его природно-ресурсного, экономического потенциала и механизмы реализации принципов комплексного развития в практику регионального стратегического управления.

1. ЦЕЛИ И КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНО — ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

1. 1. Критерии региональной стратификации

В обществе далеко не всегда принятие важных решений определяется выборной властью, будь то президент, парламент, правительство, суды, правящие или оппозиционные партии и т. п.

Все большую роль в современном российском государстве играют региональные структуры. Нынешняя российская политика – это результат сложного компромисса, достигнутого федеральной властью с региональными элитами. Экономический вес каждой из этих групп не оставался неизменным на протяжении последних лет. По мере обретения субъектами Российской Федерации новых полномочий экономической и политической сферах позиции регионов окрепли, а сами они превратились в серьезную политическую силу. Все чаще в регионах формируется свое собственное понимание экономической эффективности и целесообразности, реализуются собственные программы развития.

Вопросы, связанные с формированием и функционированием групп региональных интересов, в российской научной литературе практически не исследованы.

Интересы регионов определяются их экономическим потенциалом и перспективами развития, позициями их наиболее влиятельных элит. Специфика региона чаще всего обусловливается противопоставлением либеральной и консервативной моделей региональной политики. Вместе с тем политика, проводимая региональными властями, должна быть более тесно увязана с анализом ресурсов, которые находятся в их распоряжении. По мнению исследователей, в настоящее время в России можно выделить пять групп регионов с достаточно выраженными собственными интересами.

Первую группу образуют регионы с развитой добывающей промышленностью, имеющие большой экспортный потенциал.

Наличие природных ресурсов, бюджетная самостоятельность, активные внешнеторговые связи влияют на выбор модели общественного развития, к которой тяготеют регионы этой группы. Они заинтересованы в либерализации экономики, снижении и отмене экспортных налогов и квот, сохранении Россией международного престижа и дружественных отношений с потенциальными партнерами.

Местные элиты хотели бы самостоятельно без контроля со стороны государства заниматься внешнеторговой деятельностью. В силу этого важным элементом их стратегии является стремление приобретения независимости от центра. Под независимостью они понимают получение львиной доли экспортной выручки и возможность бесконтрольно расходовать имеющиеся средства. Вместе с тем стремление добывающих регионов к самостоятельности наталкивается на определенные ограничители. Нефтегазовые территории обладают огромным потенциалом, но работать он может только в условиях единого экономического пространства. Это в равной степени относится к русским провинциям и национальным республикам. В силу этого угроза выделения этих республик из состава Российской Федерации, как представляется, лишена серьезных оснований и использовалась национальными элитами главным образом как средство политического давления на Центр.

Вторую группу образуют торгово-промышленные регионы России. Сегодня здесь аккумулируется значительная часть капитала, сформировались банковские и финансово-промышленные структуры.

Рост экономического потенциала и суверенизацию этих территорий следует рассматривать в контексте глобальных изменений. В мире появились новые региональные центры, обладающие большими ресурсами и перспективами развития, в Европе происходит расширение ЕЭС. Сотрудничество с новыми международными центрами открывает перед приграничными регионами и их элитами новые возможности. С учетом этих изменений в ряде регионов формируются свои концепции развития.

По своим ориентирам торгово-промышленные регионы близки регионам первой группы. Они имеют четко выраженную прореформаторскую направленность.

Их заинтересованность в углублении экономических реформ обусловлена стремлением реализовать накопленный экономический потенциал. Со временем эти регионы могут превратиться в «очаги экономического роста».

Местные элиты, пользуясь стратегическими позициями своих территорий, стремятся понизить уровень государственного управления со стороны Федерального центра и ведут себя достаточно уверенно и независимо по отношению к нему.

В третью группу входят промышленно развитые регионы. В их экономической структуре преобладает наукоемкий ВПК или традиционная тяжелая промышленность.

Существуют две модели развития, используемые в данных регионах. Одни регионы отстаивают вариант российской модернизации при активном участии государства. Предлагаемая ими модель экономического развития предусматривает перераспределение части доходов от экспорта в пользу отечественной тяжелой промышленности. Для ее реализации требуется сильное, возможно, авторитарное государство, способное осуществлять политику перераспределения.

Иной стратегии придерживаются регионы, в которых высокая концентрация наукоемкого ВПК не позволила местным властям рассчитывать на поддержку государства для всех предприятий области. В этих регионах местная элита избрала радикальные рыночные средства, сделала ставку на привлечение инвестиций и активное сотрудничество с Западом.

Четвертую группу образуют аграрные и аграрно-промышленные регионы. Эти территории существуют за счет собственных ресурсов, полностью обеспечивают себя продовольствием и частично потребительскими товарами. Региональные элиты наиболее последовательно отстаивают интересы отечественных производителей и высказываются за ограничение импорта. Самодостаточность определяет стратегические интересы агропромышленных и аграрных регионов: они тяготеют к замкнутости. В политическом плане регионы этой группы отличает некоторая оппозиционность власти.

В пятую группу входят депрессивные регионы. Они обладают низким экономическим потенциалом, их перспективы развития проблематичны. В этих регионах, представленных главным образом национальными республиками, на депрессивную экономику накладывается этнический фактор. Впрочем, регионы этой группы, несмотря на постоянную финансовую подпитку из Центра, на словах декларируют собственную финансовую независимость. Здесь местные элиты сформировали жесткую модель государственного управления и полностью контролируют экономику.

Страницы: следующая →

1234Смотреть все

Понятие социально — экономического развития региона. Основные показатели социально — экономического развития

Для того, чтобы полностью исследовать различия в социально — экономическом развитии регионов, нужно иметь представление о том, что такое социально — экономическое развитие.

Социально — экономическое развитие (ЭСР) — расширенное воспроизводство и постепенные качественные и структурные положительные изменения экономики, производительных сил, факторов роста и развития, образования, науки, культуры, уровня и качества жизни населения, человеческого капитала.

§ 1. Социально-экономическое развитие страны

Характеризуется самовоспроизводством общественных систем и прогрессивной направленностью.ЭСР включает развитие общественных отношений, поэтому протекает различно в конкретных исторически сложившихся условиях технологических укладов экономики и общества, распределения материальных благ.

В качестве целей социально-экономического развития региона используются такие, как увеличение доходов, улучшение образования, питания и здравоохранения, снижение уровня нищеты, оздоровление окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной свободы, обогащение культурной жизни. Некоторые из этих целей идентичны, но в определенных условиях они могут иметь существенные различия. Так, ограниченные средства можно направить либо на развитие здравоохранения, либо на охрану окружающей среды. Возникает конфликт между целями развития. В то же время понятно, что чем более чистой будет окружающая среда, тем здоровее будет население и тем в большей степени будет достигнута конечная цель — здоровье людей. Поэтому в данном случае конфликт между целями не носит абсолютно неразрешимого характера. Однако в других случаях конфликт целей развития требует особого рассмотрения и специальных методов разрешения.

Соответственно целям развития регионов строится система критериев (характеристик развития) и показателей, которые измеряют эти критерии. Несмотря на некоторые различия между странами и регионами в иерархии ценностей и в целях развития, международные организации оценивают степень развития стран и регионов по некоторым универсальным интегральным показателям. Одним из таких показателей является индекс развития человека, разработанный в рамках Программы развития ООН. Данный показатель ранжирует страны по восходящей от 0 до 1. При этом для расчета используются три показателя экономического развития:

1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении

2. Интеллектуальный потенциал (грамотность взрослого населения и средняя продолжительность обучения)

Величина душевого дохода с учетом покупательной способности валюты и снижения предельной полезности дохода.

В межрегиональном сравнении, точно так же, как и в международном анализе, можно использовать индекс развития человека и другие аналогичные показатели.

Наряду с интегральными показателями можно использовать и отдельные частные показатели развития региона. Среди них:

1. Национальный доход на душу населения

2. Уровень потребления отдельных материальных благ

Уровень начисленной заработной платы

Продолжительность жизни

Уровень физического здоровья

Уровень образования

Степень счастья населения

Критерии экономического развития не всегда играют роль целей или целевых ориентиров, и наоборот. Нередко в качестве тактических целей регионального развития выступают промежуточные задачи, играющие роль необходимых условии успешного развития. Среди таких тактических целей развития региона или города можно назвать:

1. Привлечение новых видов бизнеса

2. Расширение существующего бизнеса

Развитие малого бизнеса

Развитие центра города

Развитие промышленности

Развитие сферы услуг

Повышение уровня занятости населения региона.

Особое значение в определении уровня экономического развития региона имеют традиционные показатели, оценивающие уровень производства и потребления благ и рост этого уровня в расчете на душу населения (валовой национальный доход (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), реальный ВНП на душу населения, темпы роста этих показателей).

Перейти на страницу: 1 23

Другие статьи …

Статистика лесного производства
В расчетно-графических работах необходимо получить данные по сменной производительности харвестера, произвести группировку экспериментальных данных и построить распределение случайной величины, проверить гипотезы о нормальном законе ра …

Рынок недвижимости России проблемы функционирования и перспективы развития
Недвижимое имущество играет многогранную роль в экономической жизни — оно выступает в качестве естественно-пространственного базиса, на котором происходит вся хозяйственная деятельность, является составной частью активов любого предпри …

Показатели социально-экономического развития регионов

Экономические науки/13. Региональная экономика

К.э.н., доцент Гончаров А.Ю.

ОНО ВПО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов», г. Воронеж

ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

Социально-экономическое развитие регионов является центральной функцией органов власти, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений.

Методика комплексной оценки социально-экономического развития была разработана Министерством экономического развитияРоссийской Федерации и апробирована путем оценки экономического рейтинга регионов РФ в 1998-2002 гг. Ее основной целью является определение возможности решения долгосрочных и текущих задач экономического и социального развития на основе экономического роста и мер, которые предпринимаются Правительством страны по реализации социально-экономической политики .

К базовым индикаторам комплексной оценки уровня социально-экономического развития регионов Минэкономразвия отнесло следующие:

1. Валовой региональный продукт (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения;

2. Объем инвестиций в основной капитал на душу населения;

3. Объем внешнеторгового оборота на душу населении;

4. Финансовая обеспеченность региона (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения;

5. Доля среднесписочной численности работников, занятых на малых предприятиях (без учета внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) в общей среднесписочной численности работников, занятых на предприятиях и организациях;

6. Уровень зарегистрированной безработицы (в % к экономически активному населению);

7. Соотношение среднедушевых денежных доходов и величины прожиточного минимума;

8. Доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (%) в общей численности населения;

9. Суммарный оборот розничной торговли, общественного питания и платных услуг в расчете (с учетом паритета покупательной способности) на душу населения;

10. Основные фондыотраслей экономики (по остаточной балансовой стоимости в среднегодовом исчислении полной балансовой стоимости с учетом степени удорожания капитальных затрат) на душу населения;

11. Коэффициент плотности автомобильных дорог (коэф. Энгеля);

12. Сводный показатель уровня развития отраслей социальной инфраструктуры, рассчитываемый на основе четырех первичных индикаторов:

— обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями (мест на 1000 детей дошкольного возраста);

— выпуск специалистов высшими и государственными средними учебными заведениями (чел. на 10 тыс. чел. населения);

— обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями (посещений в смену на 10 тыс. чел. населения);

— обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом (чел. на 10 тыс. чел. населения);

Кроме базовых индикаторов для оценки развития регионов применяется целая система индикаторов, которые делятся на различные группы по своей направленности. Так выделяются экономические, социальные, экологические, демографические, ресурсные индикаторы .

Экономические индикаторы включают такие показатели, как экономический потенциал региона и его использование, объем и эффективностьпроизводства; состояние региональных рынков; инвестиционная активность и другие. К социальным индикаторам относят динамику номинальных и реальных доходов; структуру доходов и расходов; уровень безработицы и занятости в регионе; уровень развития инфраструктуры и т.д. В составе экологических индикаторов выделяются антропогенная нагрузка на территорию, уровень выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, состояние запасов сточных вод и др .

Следующий вид, демографические индикаторы состоят из следующих показателей: данные о количестве городского и сельского населения, о трудоспособном населении, возрастной структуре, уровне образования, плотности населения и прочее.

По нашему мнению, данная методика комплексной оценки начинает терять свою актуальность в связи с новыми тенденциями в экономическом пространстве.

3.1. Социально-экономическое развитие

Одной из таких тенденций является создание национальной инновационной системы. В связи с этим в состав комплексной оценки социально-экономического развития регионов РФ необходимо включить еще одну группу, а именно инновационные индикаторы .

К группе инновационных индикаторов мы относим следующие:

— доля выпускников высших и средних учебных учреждений;

— доля экономически активного населения в инновационной сфере;

— инновационная активность организаций;

— удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг;

— удельный вес организаций, осуществлявших отдельные виды инновационной деятельности .

Таким образом, по нашему мнению, данные индикаторы позволят сделать наиболее объективную оценку социально-экономического развития регионов Российской Федерации с учетом инновационных индикаторов.

Литература:

1. Воронцова И.Н. Консультирование по вопросу определения стратегии развития региона / И.Н. Воронцова // Сборник материалов 3-й Международной научно-практической конференции «Проблемы управленческого консультирования – 2004». – Воронеж, 2004. – С. 34-39;

2. Методология проведения выборочного обследования параметров качества жизни населения в условиях неустойчивого социально-экономического развития региона // Л.В. Овешникова, Л.А. Михейкина / Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; Режим доступа:www.science-education.ru/121-18170(дата обращения: 02.04.2015);

3. Михейкина, Л.А. Инновационное развитие как фактор успешного социально — экономического развития территорий // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2014. – № 4. – 20-25;

4. Сибирская Е.В. Системность регионального развития [Текст] / Е.В. Сибирская, Н.Н. Авакумова, О.А. Старцева // Регионология. – 2009. – № 3. – С. 4-11;

5. Строева, О.А. Разработка программы инновационного развития региональных экономических систем [Текст] О.А. Строева // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. – 2011. – №5. – С. 115-124.

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОТРАСЛЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

Сиротенко Алина Дмитриевна

ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет»

Целью государственной политики в сфере развития основных отраслей регионов является увеличение глобальной конкурентоспособности российского энергетического, нефтегазового, транспортного и тяжелого машиностроения, а еще станкоинструментальной промышленности и горно-металлургического комплекса.

Преобладающими направлениями развития главных отраслей регионов РФ являются выравнивание условий конкуренции российских и иностранных производителей на российском рынке и поддержка экспорта российской продукции.

В пределах реализации отмеченных направлений будут проводиться такие меры, как:

  • Рост эффективности таможенного администрирования и оперативности реализации мер таможенно-тарифного регулирования, включая изменения ввозных пошлин на технику и оборудование, аналоги которой производятся в РФ;
  • Формирование условий для роста объемов долгосрочного кредитования российских организаций с помощью субсидирования из средств федерального бюджета процентных ставок по кредитам, предоставляемым российским фирмам в пределах проектов, направленных на внутренний рынок и относящихся к приоритетам развития российской экономики;
  • Усовершенствование настоящей системы лизинга технологического оборудования для технического перевооружения организаций, включая внедрение механизмов государственной поддержки по уплате доли затрат на лизинговые платежи;
  • Подкрепление применение проектов, связанных с включением инновационных разработок, ресурсо- и энергосберегающих технологий, техническим и технологическим перевооружением организаций.

Основной задачей государственной политики в транспортной отрасли РФ является развитие необходимых условий для увеличения конкурентоспособности экономики и качества жизни народа, а также:

  • Совершенствование современной и эффективной транспортной отрасли страны, благодаря которой происходит увеличение товародвижения и уменьшение транспортных издержек в экономике, развитие единого транспортного ореола России;
  • Рост доступности и качества услуг транспортного комплекса для народа;
  • Увеличение конкурентоспособности транспортной отрасли Российской Федерации и пополнение транзитного ресурса государства;
  • Рост комплексной безопасности и устойчивости транспортной отрасли;
  • Сокращение вредного влияния транспорта на окружающую среду.

Главным показателем достижения поставленных целей в долгосрочной перспективе являются:

  • Уменьшение транспортоемкости валового внутреннего продукта (без трубопроводного транспорта) в 2015 году на 30 процентов и к 2020 году — на 40 процентов по сравнению с 2007 годом.

Совершенствование энергетической отрасли направлено на разрешение таких вопросов, как:

  • Быстрое формирование электроэнергетической отрасли, преодоление сформировавшегося дефицита генерирующих и сетевых мощностей, технологическое обновление энергетического комплекса и развитие нового комплекса институтов либерализованного рынка энергии;
  • Увеличение масштабов и рост эффективности добычи и переработки нефти, газа и угля, позволяющие ускорить экспорт и удовлетворить внутренние потребности экономики;
  • Широкое энергосбережение с помощью структурных факторов, модернизации производства, внедрения новейших технологий и использования комплекса мер по энергосбережению.

Общий технологический потенциал энергосбережения консервативно оценивается в 450 млн.тонн условного топлива.

В целях удаления энергетических барьеров социально-экономического развития страны и применения всех ресурсов энергосбережения нужно сократить энергоемкость валового внутреннего продукта к 2020 году не менее чем на 50 процентов по отношению к уровню 2007 года.

Основной задачей государственной политики в отрасли электроэнергетики являются:

  • Разрешение сложившихся разногласий в электроэнергетике для поддержания в долгосрочной перспективе высоких и устойчивых темпов роста экономики;
  • Рост эффективности производства, передачи и потребления электроэнергии на основе новейших высокоэффективных экологически чистых технологий.

Совершенствование экономики в долгосрочной перспективе можно описать увеличением потребления электроэнергии с 2007 по 2015 годы в среднем на 4,8-5 процентов в год с сокращением до 2,6-2,7 процента в 2016-2020 годы с помощью структурных сдвигов в пользу менее электроемких производств и активизации мер по энергосбережению.

В нефтегазовой отрасли являются рост сырьевой базы, транспортной отрасли, перерабатывающих мощностей и увеличение части продукции с высокой добавленной стоимостью в производстве и экспорте нефтегазового комплекса. В результате сказанного добыча нефти к 2020 году должна увеличиться до 600-645 млн.тонн, экспорт нефти — до 355-365 млн.тонн и переработка нефти — до 335-380 млн.тонн. Добыча газа должна вырасти к 2020 году до 915-1000 млрд.куб.м, а экспорт газа увеличиться до 380-430 млрд.куб.м. Полезное применение попутного газа к 2016 году может быть около 85 процентов объема его извлечения.

Совокупный запас древесины в стране включает 92 млрд.куб.м (четверть мировых запасов). Установленная расчетная годовая лесосека по рубкам основного применения включает 676 млн.куб.м и применяется только на 33 процента. Малое развитие отрасли лесного комплекса приводит к тому, что по объемам заготавливаемой древесины РФ уступает США, Канаде и Бразилии, заготавливая только 7 процентов от мирового объема лесозаготовки. Россия богата обширными запасами пресных природных вод, значение которых по мере увеличения дефицита пресной воды в мире довольно заметно выросло. По объему речного стока, включающему в средний по водности год 5,3 тыс.куб.км, Россия занимает 3 место в мире. Водная отрасль распределены по территории довольно неравномерно — выше 95 процентов объема речного стока приходится на малонаселенные районы Севера Европейской части страны, Сибири и Дальнего Востока.

Главными задачами государственной политики сельскохозяйственной отрасли в долгосрочной перспективе являются:

  • Удовлетворение потребностей народа сельскохозяйственной продукцией и продовольствием местного производства;
  • Быстрое развитие сельских территорий, увеличение уровня жизни сельского народа;
  • Рост конкурентоспособности российской сельскохозяйственной отрасли;
  • Импортозамещение на рынке животноводческой продукции и формирование развитого экспортного потенциала, помогающего в будущем занять устойчивые позиции на мировом рынке сельскохозяйственной продукции;
  • Увеличение продуктивности применяемых в аграрном производстве земельных и других природных ресурсов.

Список литературы:

  1. Басовский Л.Е. Мировая экономика: курс лекций / Л.Е. Басовский. – М.: Инфра-М, 2014. – 208 с.
  2. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И. Мировая экономика: учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. — М.: КноРус, 2014. – 640 с.
  3. Кочергина Т.Е . Мировая экономика / Т.Е. Кочергина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 272 с.
  4. Любецкий В.В . Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник / В.В. Любецкий. – М.: Инфра-М, 2013. – 350 с.
  5. Ломакин В.К. Мировая экономика: учебник / В.К. Ломакин. – М.: Юнити, 2014. – 671 с.
  6. Цыпин И.С., Веснин В.Р. Мировая экономика / И.С. Цыпин, В.Р.

    Экономическое развитие

    Веснин. – М.: Проспект, 2012. – 248 с.

  7. Щенин Р.К. Мировая экономика и международные экономические отношения: учебник для бакалавров / Р.К. Щенин. – М.: Юрайт, 2014. — 446 с.
  8. Экономическая география России / Под общ. ред. В.И. Видяпина. – М.: Инфра-М, 2011. – 568 с.

Социально-экономическое развитие регионов России

VII. Региональное развитие

Государственная региональная политика направлена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом состоянии регионов и качестве жизни.

Сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации предусматривается ориентировать на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономики регионов.

Достижение этой цели будет обеспечено в ходе реализации государственной региональной политики, направленной на реализацию потенциала развития каждого региона, преодоление инфраструктурных и институциональных ограничений, создание равных возможностей граждан и содействие развитию человеческого потенциала, проведение целенаправленной работы по развитию федеративных отношений, а также реформирование систем государственного управления и местного самоуправления.

Обеспечение сбалансированного социально-экономического развития регионов как один из целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации требует синхронизации таких направлений региональной политики, как:

стимулирование экономического развития путем создания новых центров экономического роста в регионах на основе конкурентных преимуществ;

координация инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса в регионах с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений, в том числе демографических;

сокращение дифференциации в уровне и качестве жизни населения в регионах с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики.

30. Социально – экономические условия развития регионов России.

20. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Стратегия) разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее – Концепция) и призвана ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития.

Стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. В 2015 — 2020 годах Россия должна войти в пятерку стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности).

Достижение этой цели означает формирование качественно нового образа будущей России к концу следующего десятилетия.

Задачи Стратегии – развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций; повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний; максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных технологий; формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок; обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграция России в мировые процессы создания и использования нововведений; активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями.

Планы развития основных народно-хозяйственных комплексов и систем: промышленное развитие, технологический прогресс, демография, развитие транспорта, инновационная политика, внешняя торговля, инвестиционная политика и т.д.

21. Демография: Целью государственной демографической политики является снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Необходимо обеспечить создание условий для повышения к 2025 году численности населения до 145 млн. человек и средней продолжительности жизни до 75 лет.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском.

Социально-экономическая система - это относительно обособленная и устойчивая часть или определенный аспект социально-экономического пространства страны, для которых свойственны внешняя целостность и внутреннее многообразие. Это определение представляет собой модификацию общего определения системы, применяемого в новой теории социально-экономических систем. В соответствии с пространственно-временным подходом, используемым в этой теории, каждая система рассматривается одновременно в пространстве и во времени, имеет ту или иную продолжительность жизненного цикла и протяженность ареала в пространстве. При этом один и тот же ареал и один и тот же жизненный цикл могут иметь разные системы. Поэтому пространственно-временная локализация не определяет систему однозначно. Макет системы (даже в натуральную величину) не тождествен самой системе. К числу социально-экономических систем естественным образом относятся каждый компонент макроструктуры (государство, социум, экономика и бизнес) и такие локальные образования, как предприятие, регион, отрасль и т.п. В качестве социально-экономических систем целесообразно рассматривать социально-экономические процессы, программы, планы, проекты и т.п. (с включением в эти системы индивидов, участвующих в их деятельности). Экономическая активность индивидов может осуществляться как путем участия в деятельности (или в создании) какого-либо предприятия, так и посредством участия в реализации экономических проектов, функционировании сред или включения в экономические процессы.

Социально-экономическая система -- это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Социально-экономическую систему, как, впрочем, и всякую другую, характеризуют системные качества. В их ряду можно отметить особое экономическое отношение, которое связывает единством происхождения все остальные, из которого затем развиваются все более сложные отношения. Оно представляет собой самый простой для данных условий способ распределения ресурсов и поддержания пропорций.

В связи с приведенной расшифровкой понятия «экономического отношения» будет уместным применить определение, данное Э. Ильенковым касательно экономической системы. Он под ней подразумевает «совокупность экономических форм, связанных в единую, развившуюся из одного основания систему» и составляющих «специфическую природу экономического организма».

Социально-экономическая система неизбежно локализована в экономическом времени и пространстве, а также по отношению к её альтернативным вариантам. Она имеет определенные исторические, географические, этнические, духовные, политические и экономические границы. Это в свою очередь означает, что она может воплощаться в конкретных государственно-политических образованиях или в форме иных, меньших по масштабу, общественно-хозяйственных организаций. По мере усиления эффекта глобализации в качестве социально-экономической системы правомерно рассматривать все человечество. Этим обусловливается историчность исследования: любая изучаемая система, с одной стороны, неизбежно исторически обусловлена, а, с другой, исторически обусловлены все категории и законы этой системы.

Не все черты данной системы возникают одновременно, а сначала развиваются простейшие социальные и экономические формы, а на их основе -- все более и более сложные. Н. Хессин определяет эту простейшую форму как «экономическую клеточку», содержащую «в зародыше все основные черты и противоречия данного способа производства». Из неё впоследствии развивается вся многообразная система производственных отношений. Она, по его словам, играет роль и исходного пункта (а также основы), и постоянно воспроизводимого результата, следствия развития данной системы отношений, и всеобщей формы отношений между индивидами.

Социально-экономические системы являют человечеству систему взаимодействия производительных сил и производственных отношений. Поэтому и критерии классификации систем неизбежно должны обусловливаться критериями классификации двух сторон способа производства - производительных сил и производственных (экономических) отношений.

По критерию развитости производительных сил или по производственно-экономическим отношениям истории известны два типа социально-экономических систем:
общество с присваивающей экономикой;
общество с воспроизводящей экономикой;
и три исторически известных уровня общества:
с доиндустриальной экономикой;
с индустриальной экономикой;
с автоматизированной экономикой.

По критерию исходного производственного отношения (способу воссоединения факторов общественного производства) или общественной организации труда следует выделить три типа социально-экономических систем:
общество с натуральным хозяйством;
общество с товарным производством;
общество с непосредственно-общественным производством; и три их общественные формы в виде:
общества с центрально-управляемой (командной) экономикой;
общества с анархичной (стихийной) экономикой;
общества со смешанной экономикой.

По критерию основного производственного отношения (отношения собственности по поводу средств производства) следует выделить три типа социально-экономических систем:
общества с архаичной (первичной) экономикой;
общества с господством частной собственности;
общества с обобществлённой экономикой;
и семь социально-экономических формаций (форм):
общества с первобытно общиной (примитивно коммунистической) экономикой;
общества с азиатским способом производства;
общества с рабовладельческой экономикой;
общества с крепостнической экономикой;
общества с буржуазной экономикой;
общества с социалистической экономикой;
общества с коммунистической экономикой.

В следующей главе все эти «типы и формы» будут рассмотрены более подробно. Поинтересуйтесь, уважаемые студенты! Классификация социально-экономических систем в соответствии с заявленными критериями к вашим знаниям пока ничего не добавила, поскольку не рассматривались производственные и социально-экономические отношения в системах.

Родоначальником классификации типов социально-экономических систем, в зависимости от форм собственности, является К. Маркс. В письме к русской революционерке Вере ивановне Засулич (Россия, 1849-1919 гг.) он выделил три типа систем:
архаичную (первичную);
частнособственническую (вторичную);
коммунистическую.

Если кому-то из исследователей цивилизаций или читателей захочется назвать эти три типа систем цивилизациями, то ошибки не будет. Во всяком случае, у этих цивилизаций есть вполне конкретные критерии для их конституирования в качестве самостоятельных этапов в развитии человечества. О них и пойдёт речь чуть позже.

В то же самое время К. Маркс является автором формационного подхода в классификации социально-экономических систем. В соответствии с этим подходом он выделяет пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную; рабовладельческую; феодальную; капиталистическую; коммунистическую.

Мы полагаем, что следует выделять семь формаций:
общество с первобытнообщинной экономикой;
общество с азиатским способом производства;
общество с рабовладельческой экономикой;
общество с крепостнической (феодальной) экономикой;
общество с капиталистической (буржуазной) экономикой;
общество с социалистической экономикой;
общество с коммунистической экономикой.

В истории человечества первой была архаичная система. Выделение данного типа характерно экономическим теориям всех направлений. Происходит это, скорее всего, по причине того, что такая классификация в виду давности времен не затрагивает ничьих классовых интересов. По продолжительности период архаичности занял несколько тысячелетий. Из-за низкого уровня производительных сил и неразвитости общественных отношений время текло очень медленно. Человечество с трудом отрывалось от природной пуповины. Преобладающим типом хозяйствования был присваивающий. Социальная форма хозяйств и общественного устройства характеризовалась родоплеменными отношениями, основанными первоначально на матриархате, а затем патриархате.

У человечества по понятным причинам недостаточно информации об архаичном периоде своей жизни. Книг и компьютеров в тот период не было. Пока не определена с точностью продолжительность периода. Нет ясности с характеристикой социального содержания систем и их особенностями в зависимости от территорий. И, тем не менее, не следует примитизировать этот период истории человечества. Именно в это время закладывались основы бытия Человека, нарабатывался опыт, привычки, инстинкты, мотивы поведения. Поэтому все, что мы имеем сейчас - это из того периода нашей жизни. Нынешнее время и наше поведение - зеркало архаичного периода в основном.

После архаичной экономики человечество, на наш взгляд, не только усложняло социально-экономические отношения, но и ожесточало их. Об этом свидетельствует приход частнособственнических типов систем. В этот период сформировалась система эксплуатации человека человеком путем физического и экономического принуждения людей к труду. Об этом же свидетельствуют многочисленные человеконенавистнические войны - захватнические, колониальные, мировые, локальные, гражданские. Видимо не случайно этот период жизни человечества первый его мыслитель во втором тысячелетии назвал вторичным.

Частнособственнический тип организации общества начинается с рабовладения, охватывает эпохи крепостничества, экономического принуждения при капитализме и сходит с исторической сцены при социализме. Общественное хозяйство в это время постепенно трансформируется из присваивающего хозяйства в воспроизводящее. Вся система социально-экономических отношений строится на безраздельном господстве частной собственности на вещественный фактор общественного производства. Отсюда и название исторического периода.

Коммунистический тип организации общества - это будущее человечества. Элементы его, безусловно, были всегда и отмечаются в современном обществе. Мы на эти элементы неоднократно указывали. В частности в неразвитом виде коммунистические отношения находятся в центрально-управляемой организации производства, в обобществлённом присвоении и в частично бесплатном удовлетворении потребностей в материальных и духовных благах. Общественноеразвитие никогда не происходит без вызревания условий нового общества в недрах предыдущего. Всякое развитие - не стрельба из пушки очередными снарядами, а эволюция с историческими скачками, напоминающими вызревание плодов на деревьях.

Мы хорошо предвидим ту иронию, и может быть анекдоты наших оппонентов по поводу коммунизма. Ну что же, потерпим одно-два столетия, а потом посмотрим. Более того, мы готовы признать свою ошибку в прогнозе, если оппоненты приведут серьезные аргументы в ответах на следующие вопросы. Во-первых, почему ныне господствующий частнособственнический тип организации общества будет вечным? Во-вторых, если все-таки этот тип общества не вечен, то какое общество его сменит? В-третьих, находятся ли какие-либо элементы будущего в современном обществе? Назовёте их? Пока в западной обществоведческой литературе нет желания анализировать историю в данных аспектах. Мы предвидим затруднения при ответах на эти вопросы. На основе крайне ограниченного метафизического мышления ответов найти нельзя. Необходимо овладеть, по крайней мере, двумя методами исследования действительности - диалектическим и методом сочетания исторического и логического. К этому мы призываем.

Кроме того, нам хотелось бы избежать ошибок социалистов-утопистов, пытавшихся создавать коммунистические общества в недрах капитализма и советских ультра коммунистов, провозгласивших лозунг о построении коммунизма за 20 лет. Последнее было обусловлено глубокой обществоведческой безграмотностью и идеологической зашорен-ностью и теоретиков, и партийной номенклатуры. Это нанесло коммунистической идее серьезный урон, который придется преодолевать десятилетиями. Правда, ничего трагичного и окончательного в ошибках нет. Из ошибок рождаются рациональные шаги.