Политика государства по созданию и сохранению рабочих мест. Обеспечение занятости и создание новых рабочих мест в республике узбекистан

Были оценены возможности по каждой категории. По прогнозам консультантов, потерю рабочих мест можно было бы компенсировать за счет создания новых рабочих мест следующим образом (табл. 33).

Таблица 33

Компенсация потери рабочих мест

Работа консультантов показала, что одним из самых сложных моментов в данном проекте являются изменения восприятия работни­ков предприятия. По словам одного из директоров компании: «Это всегда трудно - поменять взгляд на вещи, понять до конца, что мир вокруг изменился и ты должен меняться вместе с ним. Больно думать о закрытии цехов, в которых прошла жизнь, но это реальность, и нужно найти что-то новое, что дало бы новую жизнь и заводу, и городу, и всем нам».

Приложение

(% общей мощности)

При составлении конкретных ситуаций для анализа использовались материалы периодической печати.

Глоссарий

Адаптация - процесс приспособления человека или организации к существующим или изменяющимся условиям.

Адаптивные изменения - спонтанные стратегические изменения, обусловленные рядом последовательных мер, принятых в течение длительного периода, оказывающие воздействие на традиционные крите­рии, структуру власти и компетентность менеджеров, которые возника­ют как реакция на постоянные воздействия извне или на неудовлетво­рительные производственно-хозяйственные показатели деятельности организации.

Активы - любая собственность компании: машины и оборудование, здания, запасы, банковские вклады и инвестиции в ценные бумаги, па­тенты (в западной практике также деловая репутация).

Акция - ценная бумага, свидетельствующая о внесении пая ее владельцем в капитал акционерного общества и дающая право на долю прибыли в форме дивиденда.

Анализ SWOT, или анализ ССВУ (сила, слабость, возможности, угрозы) - анализ сильных и слабых сторон фирмы, оценка ее возможнос­тей и потенциальных угроз. Возможности определяются как нечто, даю­щее фирме шанс сделать что-то новое: выпустить новый продукт, завое­вать новых клиентов, внедрить новую технологию, перестроить и улучшить цепочки ценностей и т.п. Угроза - это то, что может нанести ущерб фир­ме, лишить ее существующих преимуществ: несанкционированное копи­рование уникальных разработок фирмы, появление новых конкурентов или товаров-заменителей и т.п.

Арбитражный управляющий (временный, внешний, конкурсный) - лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения процедур банкротства или осуществления иных полномочий, установленных законом.

Аттестация - комплексная оценка деятельности организации на пред­мет ее соответствия установленным нормативам и требованиям.

Базовые параметры - система критериев, способных адекватно отра­зить специфику конкретного объекта с учетом влияющих на него в тот или иной период времени факторов (система показателей, качественных характеристик, шкал и т.д.).

Банкротство (несостоятельность) - признанный арбитражным судом или объявленный должником факт неспособности последнего удовлетво­рить требования кредиторов в полном объеме или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Состояние неплатежеспособности дол­жника трансформируется в несостоятельность (банкротство) только пос­ле констатации арбитражным судом признаков неплатежеспособности должника.

Бизнес-инкубатор - малое предприятие, создаваемое местными органами или крупными компаниями с целью «выращивания» новых предприятий для реализации инновационных проектов.

Бюджет - предположительное исчисление доходов и расходов организации или государства на определенный срок; распределение и структурирование доходов и расходов; распределение затрат, имеющихся ре­сурсов (бюджет времени).

Венчурные компании - рисковые фирмы, которые обычно создаются в областях предпринимательской деятельности, связанных с повышен­ной опасностью потерпеть убытки. За последние 20 лет наибольшее число венчурных фирм было создано в развитых странах для реализации идей, содержащихся в изобретениях и открытиях. Нередко крупные специали­зированные компании заинтересованы в том, чтобы вынести за пределы основного производства новые разработки, которые могут не соответ­ствовать его профилю, нарушить ритмичность и эффективность произ­водственного процесса. Венчурные компании, как правило, являются не­большими фирмами, создаваемыми в форме акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью.

Вертикальная интеграция - стратегия интегрированного роста, когда положение фирмы внутри отрасли изменяется за счет расширения той путем добавления новых структур. Стратегия обратной вертикальной интеграции (интеграция «назад») направлена на рост фирмы за счет приобретения компаний-поставщиков либо же усиления контроля над поставщиками. Стратегия прямой вертикальной интеграции (интеграция «вперед») выражается в росте фирмы за счет приобретения компаний-поставщиков либо же усиления контроля над структурами, находящи­мися между фирмой и конечным потребителем (над системами распре­деления и продажи).

Внесудебные процедуры - возможность без обращения в арбитражный суд решать путем переговоров должника с кредиторами вопросы либо продолжения деятельности предприятия-должника, либо его доброволь­ной ликвидации.

Внешнее управление (судебная санация) - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособнос­ти, передача полномочий по управлению должником внешнему управляющему.

Внешний управляющий - лицо, назначаемое арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления других полномочий, предусмотренных законом.

Внешняя среда отрасли - факторы, условия, силы и субъекты, влияющие на ситуацию в отрасли извне.

Внутренняя гибкость - обеспечение такой внутриорганизационной координации, при которой мощности, материальные, профессиональ­ные и управленческие ресурсы организации могут быть быстро и легко переведены из одной бизнес-единицы в другую.

Входные барьеры - факторы, препятствующие проникновению в отрасль (на рынок) новых конкурентов. Возведение барьеров является од­ной из форм борьбы за обретение и сохранение конкурентных преиму­ществ. Как правило, возможность создания входных барьеров обусловле­на высокими уровнями капиталоемкости. Входные барьеры удерживают новых конкурентов от попыток утвердиться в отрасли (на рынке). Смысл их состоит в том, чтобы сделать затраты, связанные с проникновением в отрасль (на рынок), настолько высокими, что под угрозу будет поставле­на сама окупаемость инвестированных капиталов. Входные барьеры фактически существуют для того, чтобы или повысить вступительный взнос, или увеличить риск для новичков. В большинстве стратегических ситуа­ций крайне важно суметь идентифицировать соответствующие входные барьеры.

Выходные барьеры - факторы, препятствующие уходу фирм из отрасли (с рынка). Выходные барьеры во многих отраслях стали серьезной помехой долгосрочной прибыльности. Они принуждают хозяйственные единицы продолжать функционировать в отраслях, где рентабельность низкая или отсутствуют доходы на капитал. Выходные барьеры могут носить социально-политический, экономический и эмоциональный характер. Последний касается ситуаций, когда фирма, преуспевающая в новых сферах, держится за свой прежний бизнес, невзирая на значительные потери. Однако такие случаи редки. В большинстве стратегических ситуаций крайне важно суметь идентифицировать соответствующие выходные барьеры.

Глобальная конкуренция - форма международной конкуренции, когда конкурентная позиция фирмы в одной стране существенно влияет на ее позиции в других странах. Здесь конкуренция осуществляется на глобальной основе, и соперничающие фирмы ориентируются на преимущества, проистекающие из их деятельности по всему миру, интегрируя тем самым хозяйственную деятельность, осуществляемую в разных стра­нах.

Глобальная отрасль - отрасль, в которой на стратегические позиции фирм-конкурентов на определенных географических или национальных рынках сильное влияние оказывает их общая позиция на мировом рынке.

Глобальная стратегия - одинакова для всех стран, хотя и существуют небольшие отличия в стратегиях на каждом рынке, вызванные необходи­мостью приспособления к его специфическим условиям, но основной конкурентный подход (например, низкие затраты, дифференциация или фокусировка) остается неизменным для всех стран, где работает фирма. Глобальная стратегия дает лучший результат в отраслях с глобальной кон­куренцией или в отраслях, где начинается процесс глобализации.

Диагностика - деятельность по оценке состояния организации с целью определения проблем ее развития и вероятности наступления кризиса.

Диверсификация - процесс проникновения фирмы в другие отрасли производства. Стратегия диверсификации используется для того, чтобы организация не стала чересчур зависимой от одного стратегического хозяйственного подразделения. Идея диверсификации имеет многолетнюю историю. В настоящее время многие компании, располагая большими капиталами, получаемыми в основных сферах бизнеса, рассматривают диверсификацию как наиболее подходящий путь для инвестирования капитала и уменьшения степени риска, особенно если дальнейшая экспансия в основных сферах бизнеса ограничена. При осуществлении стратегии диверсификации фирма: 1) либо выходит за рамки промышленной цепоч­ки, внутри которой она действовала, и ищет новые виды деятельности, дополняющие существующие в плане технологическом или коммерчес­ком с целью добиться эффекта синергизма (концентрическая диверси­фикация); 2) либо осваивает виды деятельности, не связанные с ее тра­диционным профилем, с целью обновления своего портфеля (чистая ди­версификация).

Дивизиональная структура - одна из пяти разновидностей структур организации, описанных американским исследователем Г. Минцбергом; Характеризует не столько интегрированную организацию, сколько объединение квазиавтономных подразделений под властью центральной администрации. Ее подразделения обычно называют отделениями, а центральную администрацию - головным офисом. Разделение оперативных функций делает подразделения взаимно независимыми, каждое из них может действовать автономно. Децентрализация в дивизиональной струк­туре не идет, однако, дальше назначения исполнителя во главе отделения, т. е. она довольно ограничена.

Жизненный цикл продукции (технологии) - определенный период времени, в течение которого продукция (технология) обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение инновационных це­лей предприятия.

Имидж - образ, репутация, мнение широкой публики, потребите­лей и клиентов о престиже предприятия, его товарах и услугах. Создание благоприятного имиджа - одно из ключевых звеньев деятельности фирмы по продвижению своей продукции на рынок, достижению преиму­ществ в конкурентной борьбе.

Инвестиции - долгосрочные вложения частного или государственного капитала в различные отрасли национальной или зарубежной экономики с целью получения прибыли.

Индекс - цифровой статистический показатель, выражающий состояние и тенденции изменений того или иного явления.

Инновационный потенциал - возможности в достижении поставлен­ных инновационных целей.

Инновация - создание, распространение и применение какого-либо новшества, ведущие к улучшению работы, повышению эффективности деятельности.

Институционализация стратегии - процесс правового и организаци­онного закрепления системного подхода, обеспечивающего сбалансиро­ванность и общее направление роста организации.

Конгломерат - группа более или менее разнообразных компаний, принадлежащих одному и тому же владельцу. Конгломерат представляет собой диверсифицированный портфель - в противоположность синергическому портфелю (в синергическом портфеле ряд хозяйственных под­разделений стратегически связаны между собой).

Конкурентоспособность организации - способность организации вес­ти успешную конкурентную борьбу.

Конкуренция - противоборство на рынке товаров и услуг, привлечение покупателей для более выгодной продажи, возможность выбора продавцов.

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворе­ния требований кредиторов.

Консьюмеризм - организованное движение граждан и государственных (муниципальных) организаций за расширение прав покупателей и усиление возможности их воздействия на продавцов и производителей товаров.

Координация - обеспечение и поддержание взаимодействия между различными частями организации или различными организациями для достижения большей согласованности деятельности.

Кредит - предоставление денежных средств на определенных условиях (срок, процент, использование, величина и др.); обязательства, дей­ствующие в установленный договором срок (кредит доверия); количество баллов, предоставляемых для регулирования деятельности (кредит оцен­ки в обучении).

Кривая опыта (обучения) - графическое отображение закона опы­та, который гласит: «Издержки на единицу продукции при получении добавленной стоимости применительно к стандартному товару, измеренные в постоянных денежных единицах, уменьшаются на фиксиро­ванный процент при каждом удвоении продукции». Анализ кривой опы­та показал, что темп снижения издержек на единицу товара варьируется от отрасли к отрасли: для автомобильной промышленности он равен 12%, для сталелитейной промышленности и самолетостроения - 20%, для производства полупроводников - 40%. Закон опыта был выведен в кон­це 60-х годов бостонской консалтинговой группой.

Кризис - крайнее обострение противоречий развития; нарастающая опасность банкротства, ликвидации; рассогласование в деятельности экономической, финансовой и др. систем; переломный момент в процессах изменений.

Лизинг - сдача в аренду предметов длительного пользования: зда­ний, машин, компьютеров и др. Реализуется договором об аренде, кото­рый определяет сроки и размер арендной платы, обязательства по поддержанию имущества в исправном состоянии, порядок возвращения и другие права и обязанности сторон.

Ликвидация - прекращение деятельности фирмы или предприятия в результате решения собрания акционеров, арбитражного суда, банкрот­ства, реорганизации.

Лицензирование - в международном бизнесе метод выхода на зарубежный рынок, при котором фирма - владелец лицензии заключает соглашение с зарубежной фирмой-покупателем лицензии на право использования последним производственного процесса, торговой марки, патента, торгового секрета или чего-то другого, представляющего ценность за определенную плату. Риск выхода на зарубежный рынок для продавца лицензии в данном случае минимальный. Однако со временем фирма- покупатель лицензии может превратиться в конкурента.

Маркетинг - формирование реальной величины спроса, воздействие на потребителя для побуждения его к приобретению товара, разработка реальных и гибких программ действий организации на кон­кретном рынке.

Маркетинговая антикризисная программа - комплекс мероприятий, которые следует выполнить организации для стабилизации ситуации на рынке и по выходу из кризиса неплатежеспособности (неуправляемости, неконкурентоспособности).

Международная компания - компания, сфера деятельности которой распространяется на зарубежные страны. По принадлежности и контролю большинство из компаний - национальные. Отличительными особенностями международной фирмы являются: наличие сети подконтрольных производственных филиалов и дочерних компаний в других странах; ис­пользование технологического кооперирования и специализации подкон­трольных предприятий; контроль и координация деятельности филиалов и дочерних компаний - из одного центра, с учетом разницы в их правовом положении. К категории международных фирм, именуемых трансна­циональными корпорациями - ТНК (transnational corporation - TNC), эксперты ООН относят любую компанию, имеющую производственные мощности за границей.

Мировое соглашение - возможность урегулирования отношений в рамках федерального закона.

Миссия (стратегические установки, предназначение) - основная об­щая цель организации, четко выраженная причина ее существования, ее предназначение. Формулируется, прежде всего, с точки зрения повыше­ния социальной роли организации. Корпоративная миссия (хозяйствен­ная миссия, концепция бизнеса) характеризует возможность заниматься бизнесом, на который фирма ориентируется с учетом рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия кон­курентных преимуществ. Концепция корпоративной миссии - надежный элемент идеологической базы формирования организации.

Многонациональная конкуренция - одна из форм международной кон­куренции, когда конкуренция в каждой стране или небольшой группе стран по сути протекает независимо; рассматриваемая отрасль имеется во многих странах, но в каждой из них конкуренция идет по-своему. В числе конкурентов могут быть и международные компании, но действие их конкурентных преимуществ в большинстве случаев ограничивается предела­ми той страны, в которой эти компании работают. Таким образом, меж­дународная отрасль представляет собой как бы набор отраслей (каждая - в пределах одной страны).

Многонациональная стратегия - стратегия, при которой компания приспосабливает свой стратегический подход к конкретной ситуации на рынке каждой страны. В этом случае общая международная стратегия компании представляет собой совокупность стратегий по странам. Многонациональная стратегия приемлема для отраслей, где преобладает многона­циональная конкуренция.

Многонациональные фирмы - фирмы, капитал которых принадлежит предпринимателям разных стран. К таким фирмам относятся, напри­мер, бельгийско-франко-американо-швейцарский концерн Philips, англо-голландский пищевой концерн Unilever и др. Многонациональные ком­пании образуются путем слияния активов объединяющихся фирм разных стран и выпуска акций вновь созданной компании. В данной работе тер­мин «многонациональная фирма» употребляется по отношению к компаниям, участвующим в многонациональной конкуренции, и в противопо­ложность термину «глобальные фирмы». Многонациональная компания может проявлять большую независимость при проведении операций в раз­ных странах, ее ориентация становится полицентричной, т.е. исходящей из того, что каждый рынок уникален и условием успеха является макси­мальная адаптация к национальным особенностям.

Организационная культура предприятия - совокупность ценностей, норм, правил, обычаев, традиций, ориентиров, разделяемых его сотруд­никами.

Отрасль - в стратегическом управлении: совокупность всех продавцов какого-либо продукта или производителей, предлагающих какой- -либо продукт или группу продуктов, полностью заменяющих друг друга.

Портфель - наиболее распространенное значение понятия «портфель», употребляемое по отношению к бизнесу, - ценные бумаги, принадлежащие какому-либо лицу. В расширенном толковании это понятие также используется для обозначения какой-либо группы хозяйственных подраз­делений. Такое расширительное толкование вытекает из понятия портфе­ля акций, которое означает инвестиции в ценные бумаги, в том числе в акции целого ряда различных компаний. Понятие «портфель» по аналогии, с его значением в бизнесе стали использовать для определения более или менее разнообразных групп хозяйственных подразделений, принадлежащих одному и тому же владельцу.

Портфельная стратегия - стратегия комплектования важнейших зон хозяйствования, назначение которой - эффективное балансирование направлений деятельности фирмы, связанных с получением доводов, разработкой и выпуском на рынок новых товаров, уходом с рынка» поддержанием имеющегося уровня продаж.

Престиж - мера признания способностей, превосходства зимний, успехов руководителя и уровень влияния этих факторов на исполнительность подчиненных.

Прогнозирование - процесс научного предвидения, определение тенденций развития и образа будущего.

Программа антикризисная - система мер, позволяющих вывести предприятие из кризиса (смягчить, отодвинуть кризис, уйти от кризиса, предупредить его, снять последствия кризиса и пр.); комплекс управленческих решений по выводу организации из кризисного состояния.

Профильная диверсификация - вид диверсификации, при котором компания расширяет сферы своей деятельности в отрасли, обладающие «стратегическим соответствием», т.е. имеющие схожие с данной компанией цепочки создания стоимости, что создает возможность объединения различных производств в единую систему и максимального использования эффекта кривой опыта для снижения издержек производства. В противоположность профильной диверсификации существует непрофильная диверсификация (несвязанная, диверсификация в новые отрасли).

Процесс стратегического менеджмента - совокупность последователь­ных действий - для достижения целей, поставленных перед организацией в условиях изменчивости и сложности организационной среды, - по­зволяющая оптимально использовать наличный потенциал и гибко реа­гировать на требования внешней среды.

Реклама - форма коммуникации, обслуживающая рынок и стимулирующая спрос и продвижение продукции, услуг, идей к потребителю путем информирования о потребительских свойствах и качестве товара. Главная функция рекламы как важного элемента маркетинговой системы управления состоит в создании и обеспечении гибкой и надежной комму­никативной связи между производителем и потребителем.

Рентабельность инвестиций (ROI) - данный показатель эффективно­сти инвестиционной деятельности компании устанавливает желательность инвестиций в терминах доходности к первоначальному вложению; други­ми словами, это перевернутая формула окупаемости. Рассчитывается по­казатель как отношение среднегодовой прибыли после налогов к чистым инвестициям.

Реорганизация - изменение структуры и статуса предприятия путем слияния, выделения, поглощения, преобразования звеньев последнего.

Реструктуризация - изменение структуры чего-либо по определенным параметрам (сроку, назначению, величине, льготам, выплатам и т. д.) в связи с изменившимися условиями и в целях позитивного решения проблемы. Один из методов антикризисного управления (реструктуриза­ция долгов, предприятия, финансов, технологии, персонала и пр.).

Ресурсы - необходимые средства (материальные и нематериальные) для выполнения какой-либо работы и получения ее результата.

Риск - ситуативная характеристика деятельности, означающая неопределенность ее исхода, возможные неблагоприятные ее последствия, альтернативные варианты ошибки или успеха.

Риск управленческий - характеристика управленческой деятельности, осуществляемой в ситуации той или иной степени неопределеннос­ти, например вследствие недостаточности или ненадежности информа­ции, при выборе менеджером альтернативного решения, критерий эф­фективности которого связан с вероятностью проявления негативных условий реализации потерь или с вероятностью нейтрализации факторов неопределенности и увеличением прибыли. Риск проявляется в процессе реализации продукции производственно-хозяйственной системы и выступает одним из конечных результатов управления.

Риск экономический - потери, ущерб, вероятность которых связана с наличием неопределенности (недостаточности информации, недостоверности), а также возможные выгода и прибыль, получить которые можно лишь при действиях, обремененных риском.

Санация - реорганизационная процедура передачи собственности предприятия-должника лицам или организациям, оказывающим ему финансовую помощь в целях его оздоровления.

Связующие процессы - процессы коммуникации и принятия решений.

Синергизм (синергия) - стратегические преимущества, которые возникают при соединении двух или большего числа предприятий в одних руках. Повышается их эффективность, что проявляется в росте производительности и (или) в снижении издержек производства; эффект совме­стных действий выше простой суммы индивидуальных усилий. Термин «синергия» происходит от понятия «синергизм», которое в биологии означает сотрудничество между различными органами. Термин «синергия» был введен в обиход И. Ансоффом для обоснования групповых структур и организации компании. В настоящее время в экономической литературе оба термина используются как синонимы. Преимущества синергизма определяются как 2 + 2 = 5, иначе говоря, суммарная отдача всех капиталовложений фирмы выше, чем сумма показателей отдачи по всем ее хо­зяйственным подразделениям без учета преимуществ использования общих ресурсов и взаимодополняемости.

Система управления - множество закономерно связанных друг с другом элементов управления (целей, структуры, задач, технологии, персонала), объединенных в механизм, дающий возможность дости­гать поставленных целей, принимать скоординированные и эффек­тивные решения.

Среда косвенного воздействия - факторы внешней среды, которые не оказывают непосредственного воздействия на поведение организации, но косвенно влияют на процесс формирования стратегии; к ней относятся экономические, политические, технологические и социальные факторы,

Среда прямого воздействия - совокупность факторов среды, непосредственно влияющих на поведение организации: поставщики, потребители, конкуренты, трудовые ресурсы, воздействие учреждений гоcyдарственной и муниципальной власти.

Стратегический менеджмент (управление) - управленческая деятель­ность, связанная с постановкой долгосрочных целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окруже­нием, которые позволяют ей добиться своих целей, соответствуют ее внут­ренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям. С ростом уровня нестабильности условий предприниматель­ской деятельности возрастает потребность фирм в ориентации на страте­гическое управление. Способности к стратегическому менеджменту пред­полагают наличие пяти элементов: 1) умение смоделировать ситуацию; 2) умение выявить необходимость изменений; 3) умение разработать стра­тегию изменений; 4) умение использовать в ходе изменений надежные методы; 5) умение воплотить стратегию в жизнь.

Стратегия - обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных долгосрочных целей путем координации и распреде­ления ресурсов компании. По существу, стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей дея­тельности. Процесс разработки стратегии включает: 1) определение кор­поративной миссии; 2) конкретизацию видения корпорации и постановку целей; 3) формулировку и реализацию стратегии, направленной надостижение целей.

Стратегия дифференциации - встратегическом управлении - одна из общих стратегий фирмы, направленных на создание конкурентных преимуществ. Дифференциация заключается в стремлении компании к уникальности в каком-либо аспекте, который привлекает большое количество клиентов. Фирма выбирает одного или несколько таких клиентов и осуществляет свою деятельность таким образом, чтобы удовлетворить за­просы потребителей. Это в конечном итоге приводит к повышению из­держек производства. Стратегия дифференциации не всегда совместима с целью завоевания большой доли рынка, поскольку большинство покупа­телей может быть не склонно платить повышенную цену даже за превос­ходный товар. Дифференциация может принимать различные формы: имидж марки, признанное технологическое совершенство, внешний вид, послепродажный сервис. Параметры дифференциации специфичны для каждой отрасли.

Стратегия интернационализации - освоение новых, зарубежных рын­ков, включая расширение не только экспорта товаров, но и экспорта капиталов, когда за рубежом создаются предприятия, выпускающие на местах, в бывших странах-импортерах, товары, минуя ограничительные входные барьеры (см.) и используя существующие преимущества (например, дешевую рабочую силу, местное сырье и т.п.).

Стратегия лидерства по издержкам - стратегия лидерства за счет эко­номии на издержках. В стратегическом управлении - одна из общих стра­тегий фирмы, направленных на создание конкурентных преимуществ. Используя стратегию лидерства по издержкам, фирма ориентируется на широкий рынок и производит товары в большом количестве, минимизи­руя затраты и предлагая низкие цены. Эта стратегия опирается на производительность и обычно связана с существованием эффекта кривой опы­та. Она подразумевает тщательный контроль за постоянными расходами, инвестиции в производство, направленные на реализацию эффекта кри­вой опыта, тщательную проработку конструкций новых товаров, пони­женные сбытовые и рекламные издержки. В центре внимания - низкие затраты по сравнению с конкурентами. Производство с низкими издерж­ками - это нечто большее, чем простое движение вниз по кривой опыта. Производитель должен использовать любую возможность получения пре­имуществ в издержках, не игнорируя при этом принципы дифференциации, так как с точки зрения потребителей его продукция должна быть приемлемой или сравнимой с продукцией конкурентов.

Стратегия ликвидации - предельный случай стратегии целенаправленного сокращения. В данном случае фирма в течение короткого периода времени ликвидирует (закрывает) отдельные хозяйственные подразделе­ния, так как нуждается в перегруппировке сил для обеспечения роста эффективности своей деятельности, либо отказывается от некоторых на­правлений своей деятельности.

Стратегия оптимальных издержек - ориентируется на сочетание низ­ких издержек и широкой дифференциации продукции. Данная стратегия направлена на удовлетворение нужд потребителей за счет предоставления им большой гаммы товаров по ценам более низким, чем на аналогичную продукцию конкурентов.

Стратегия отступления - обычно связана с сокращением рыночной доли в возможно более короткий срок в целях увеличения прибыли. Фир­ма может оказаться в ситуации, когда ей срочно необходимы денежные средства, и тогда она идет на то, чтобы «продать» часть своей рыночной доли конкурентам. Это, как правило, вынужденная, а не выбираемая стратегия. Эта стратегия предполагает постепенное сворачивание операций либо ликвидацию бизнеса.

Стратегия поворота - характерна для фирм, находящихся в сложном положении, постепенно ухудшающемся. В такой ситуации фирма может кардинально изменить свою стратегию с целью восстановления утрачен­ных позиций и укрепления своего положения на рынке.

Стратегия предупреждения конфликта - создание таких производствен­ных условий и психологической атмосферы в коллективе, при которых возможности возникновения конфликтов будут сведены к минимуму.

Стратегия разрешения конфликта - система действий, направленных на прекращение противоборства сторон и поиск приемлемого решения проблем. Реализация стратегии предполагает действия по анализу реаль­ных конфликтов и определению методов их разрешения. Различают орга­низационно-структурные, административные и межличностные методы управления конфликтом.

Стратегия сбора урожая - отказ от долгосрочного взгляда на бизнес в пользу максимизации доходов в краткосрочной перспективе. Применяет­ся по отношению к бесперспективному бизнесу, который не может быть прибыльно продан. Данная стратегия предполагает получение максималь­но возможного дохода в период сокращения конкретного вида деятельно­сти до нулевого уровня.

Стратегия сокращения - предполагает продажу хозяйственного под­разделения или выделение его в самостоятельную структурную единицу, от которой материнская компания (parent company) либо отказывается вообще, либо сохраняет над ней лишь частичный контроль (частично владеет этим подразделением).

Стратегия упреждающего удара (первоначального преимущества) - состоит в действиях по сохранению выгодной позиции на рынке, кото­рые исключают возможность копировать стратегию компании конкурен­тами. Эти действия должны полностью блокировать любые попытки конкурентов оттеснить компанию на вторые роли.

Стратегия фокусирования - в стратегическом управлении - одна из общих стратегий фирмы, направленных на создание конкурентных преимуществ. Стратегия фокусирования состоит в концентрации на нуждах одного сегмента или конкурентной группы покупателей без стремления охватить весь рынок. Задача здесь состоит в удовлетворении потребностей выбранного целевого сегмента лучшим образом, чем у конкурентов. Та­кая стратегия может опираться как на дифференциацию, так и на лидер­ство по издержкам, либо и на то и на другое, но только в рамках целевого сегмента. Стратегия позволяет добиться высокой доли рынка в целевом сегменте, но всегда ведет к малой доле рынка в целом.

Стратегия экспорта - предусматривает ориентацию производства на удовлетворение потребностей иностранных потребителей. Данная страте­гия направлена на расширение экспортной деятельности и предполагает разработку таких мер, которые могли бы обеспечить целесообразность развития этой деятельности и снизить до минимума возможные риски, увеличивая выгоды. Стратегия экспорта определяет принципы осуществления экспортных операций с учетом действующего в стране законода­тельства. При избрании данной стратегии фирма учитывает свой экспорт­ный потенциал, выбирает рынки, определяет стратегические цели экс­порта, вырабатывает тактику, распределяет ресурсы по формам экспортной деятельности. Используется наиболее часто крупными компаниями, вы­пускающими сложное оборудование на основе заказов, а также средними и небольшими фирмами, выпускающими новейшую продукцию и сбы­вающими ее на тех рынках, где транспортные издержки небольшие, а риск зарубежных инвестиций велик.

Субсидия - пособие, преимущественно в денежной форме, предоставляемое государством за счет средств государственного бюджета местным органам власти, юридическим и физическим лицам, другим государствам.

Сфокусированная стратегия низких издержек (лидерства по издерж­кам) - один из видов стратегии фокусирования, когда компания пытает­ся достичь преимуществ в снижении издержек в пределах выбранного сег­мента с целью обеспечения себе конкурентного превосходства. Размер целевой группы (сегмента) зависит от степени, а не от вида фокусирова­ния.

Технологические парки - широко распространенная в развитых стра­нах форма территориальной интеграции науки, образования и производства, способствующая оперативному внедрению научно-технических раз­работок и новых технологий производства.

Точка безубыточности - выручка и объем производства фирмы, которые обеспечивают покрытие всех ее затрат и нулевую прибыль. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой.

Трансферт инноваций - законодательно разрешенное право на передачу нововведений другим субъектам инновационной деятельности.

Управленческий потенциал - объем работы, с которым может справиться общее руководство; совокупные возможности линейных и функциональных менеджеров, выраженные в категориях объема работы, кото­рую может выполнить общее руководство.

Финансовое регулирование - управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении домохозяйства, предприятия или государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования.

Франчайзинг - вид экономических взаимоотношений крупных и малых предприятий. Головная компания делегирует малому предприятию права на производство и сбыт продукции под ее торговой маркой. Плата за эти права невысокая. Но условие - обеспечение качества продукции, сохранение престижа марки.

Эксперт - специалист, обладающий знаниями, опытом в определенной области деятельности, на основе которых он дает мотивированное заключение по той или иной проблеме.

Этатизм - активное вмешательство государства во все сферы жизни общества, концепция государственной политики, в которой государство рассматривается как высший результат и цель общественного развития.


От англ. stakeholder – группы влияния или группы поддержки. Это могут быть также отдельные индивиды.

СЕО – аббревиатура английских слов Cief Executive Officer, что в русском языке соответствует понятиям «Генеральный директор» или «Президент компании» и подобным, обозначающим менеджера высшего уровня.


Похожая информация.


Обеспечение занятости и создание новых рабочих мест в Республике Узбекистан

Ахмедова М.А. - специально для Демоскопа

Обеспечение занятости населения, являясь главным критерием эффективности проводимой в стране социально-экономической политики, рассматривается как ключевое, определяющее потенциал общества и его перспективы, поскольку именно в сфере занятости удовлетворяются жизненно важные потребности населения и реализуются его возможности. Можно с уверенностью сказать, что занятость является одним из важнейших индикаторов, по которому в целом необходимо судить о направлении развития общества и общественных преобразований.

Узбекистан имеет устойчивый и интенсивный приток трудовых ресурсов, а, следовательно, и широкие возможности для развития различных предприятий и отраслей экономики с высокими показателями трудоемкости. Приоритетной задачей государства является постоянное увеличения занятости населения и совершенствование его отраслевой структуры. Для решения данной проблемы в нашей стране достигнуты важные позитивные сдвиги.

Из-за демографических особенностей в Узбекистане наблюдается быстрый рост населения в трудоспособном возрасте, значительно опережающий рост численности постоянного населения. В частности, в период 2000-2012 гг. среднегодовые темпы прироста населения в трудоспособном возрасте и постоянного населения составили порядка 2,7%, в результате чего возросла доля трудовых ресурсов в общей численности населения на 8,3 п.п. до 58,9% в 2012 г.

В 2012 г. численность населения в трудоспособном возрасте составила 17736 тыс. человек, что на 5094,9 тыс.человек больше показателя 2000 г. С ростом численности занятого населения на 3,7 млн.чел. в 2012 г. он составил 12223,8 тыс. человек, а уровень занятости населения с сохранением тенденции составил 70%.

Существенно изменилась структура занятости, что во многом обусловлено сокращением занятого населения в государственном секторе. Государственный сектор аккумулирует немногим более 19,8% от общего числа занятых при соответствующем показателе в 2000 г., равном 26%. Позитивные тенденции в отраслевой структуре занятости характеризуется значительным сокращением занятости в сельском хозяйстве (до 27,2% в 2012 г.) и роста занятости в сфере услуг и транспорта (до 50,5%).

Таблица 1. Динамика занятости населения Узбекистана

Показатели

2000 г.

2005 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Численность населения в трудоспособном возрасте, млн. чел.

Доля трудоспособных ресурсов в общей численности населения, %

Прирост населения в трудоспособном возрасте, в % к предыдущему году

Численность занятого в экономике населения, млн. чел.

Прирост численности занятого населения, в % к предыдущему году

Уровень занятости, в % к населению трудоспособного возраста

Источник : Расчеты по данным Госкомстата и Министерства труда и социальной защиты населения

С целью обеспечения роста занятости, доходов и уровня жизни населения, а также эффективного использования имеющегося потенциала территорий республики и отраслей экономики по увеличению спроса на рабочую силу на рынке труда, начиная с 2009 г. реализуются Программы создания рабочих мест и обеспечения занятости населения.

В результате реализации ежегодных Программ создания рабочих мест и обеспечения занятости населения, а также государственной поддержки и развития предпринимательства за последние 4 года создано около 4 млн. новых рабочих мест, из них более 70% - в сфере малого бизнеса и частного предпринимательства. Так, лишь в 2012 г. в рамках реализации различных отраслевых программ , Инвестиционной программы на 2012 г., территориальных программ социально-экономического и индустриального развития, региональных инвестиционных программ в республике создано 45,6 тыс. рабочих мест.

Реализация целенаправленной политики по обеспечению льготного налогового режима для ускоренного развития малого бизнеса и расширения их кредитной поддержки позволила субъектам предпринимательства направить высвободившиеся средства на развитие производственной деятельности, что обеспечило создание 281 тыс. новых рабочих мест. При этом основная часть вводимых в малом бизнесе рабочих мест приходится на долю сферы услуг и сервиса, в первую очередь, в сельской местности.

Кроме этого, развитие надомного труда, ремесленничества, а также семейного предпринимательства способствовали трудоустройству 183,4 тыс. человек. В частности, в производственные и трудовые отношения с надомниками было вовлечено свыше 8 тыс. предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи, сферы услуг, которые на основе кооперации с надомниками по трудовым договорам обеспечили занятость 51,6 тыс. человек. Меры по стимулированию и поддержке развития семейного предпринимательства и ремесленничества обеспечили создание 131,8 тыс. рабочих мест.

Значительное повышение эффективности сельскохозяйственного производства, увеличение объемов производства и переработки сельскохозяйственной продукции, углубление социально-экономических реформ на селе, модернизация сельского хозяйства и входящего в него комплекса отраслей и производств, развитие и расширение фермерских и дехканских хозяйств обеспечили создание более 105,5 тыс. рабочих мест.

Существенным вкладом в обеспечение занятости сельского населения послужили меры по развитию животноводства и птицеводства на базе дехканских и личных подсобных хозяйств, в частности - выделение на бесплатной основе крупного рогатого скота малообеспеченным и многодетным семьям, в результате чего сельские жители получили возможность заняться выращиванием крупного рогатого скота в дехканских хозяйствах и право на зачет периодов занятия этими видами деятельности в трудовой стаж для назначения пенсии.

Развитие производственной, социальной и рыночной инфраструктуры, транспортного и коммуникационного строительства, расширение работ по благоустройству населенных пунктов также позволили создать 58,8 тыс. рабочих мест. Меры государства по восстановлению производственной деятельности бездействующих предприятий, в том числе предприятий - банкротов способствовали восстановлению 10,7 тыс. новых рабочих мест.

Рисунок 1. Созданные рабочие места в Узбекистане, тысяч

Источник : Министерство труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан

Реализация программ создания рабочих мест и обеспечения занятости населения способствовала увеличению рабочих мест в таких регионах с высоким уровнем потребности в трудозанятости, как Самаркандская, Ферганская, Ташкентская, Андижанская, Наманганская, Бухарская, Сурхандарьинская и Хорезмская области. В каждом районе и городе республике созданы и эффективно функционируют специализированные учреждения, обеспечивающие содействие незанятым гражданам в вопросах трудоустройства. Ежегодно на вакантные и новые рабочие места биржи труда трудоустраивают около 42 тыс. граждан, обучают и повышают квалификацию по востребованным рынком труда профессиям более 25,3 тыс. человек.

Указанные меры способствовали сохранению уровня безработицы в стране на допустимом параметре (до 5%) и снижению численности населения, нуждающегося в трудоустройстве. В 2012 году численность обратившихся в органы по труду за содействием в трудоустройстве составила 44,8 тыс. человек, из которых 94% была трудоустроена.

На рынке труда республики наблюдается тенденция превышения предложения рабочей силы над спросом. Это обусловлено преимущественно ежегодным выходом на рынок труда около 400 тыс. выпускников профессиональных колледжей, академических лицеев и 60 тыс. выпускников вузов. Поэтому особое внимание со стороны государства уделяется трудоустройству выпускников профессиональных колледжей. Возросло число трудоустроенных выпускников ССПО на рынке труда. Так в 2012 году в 85622 предприятиях, прошли стажировку 228 тыс. выпускников, было трудоустроено свыше 450 тысяч выпускников, при этом 43% выпускников трудоустроены на предприятиях, где проходили производственную практику. В целом в 2012 году трудоустроено 85,4% выпускников ССПО (рис. 2).

Рисунок 2. Распределение выпускников ССПО по видам дальнейшей занятости, в % от общего числа выпускников

Источник : расчеты ИПМИ по данным Госкомстат РУз

Несмотря на предпринимаемые меры по повышению занятости населения и ввода новых рабочих мест проблема занятости в нашей республике все еще остается актуальной. Дальнейшее обеспечение занятости населения может быть достигнута по следующим основным направлениям:

  1. Создание рабочих мест ввиду ввода новых производственных мощностей, как за счет модернизации производства, внедрения современных технологий, так и за счет использования местных природно-сырьевых и материальных ресурсах в трудоёмких отраслях промышленности.
  2. Повышение уровня занятости на существующих рабочих местах за счет повышения квалификации и перепрофилирования согласно требованиям предприятиям-работодалелям.
  3. 3. Рост занятости на основе ускоренного развития сферы малого бизнеса и частного предпринимательства с усилением государственной поддержки, в частности, в получении кредитов, создания налоговых стимулов и т.д.
  4. 4. Рост занятости в фермерских и дехканских хозяйствах, в том числе по выращиванию крупного рогатого скота, производству и реализации продукции животноводства.
  5. 5. Рост занятости в сфере услуг и сервиса ввиду развития транспортных, туристических услуг, гостиничного хозяйства, ремонта сельскохозяйственного оборудования, автомобилей и иной техники и пр.
  6. 6. Повышение занятости за счет экспорта рабочей силы ввиду расширения возможностей легализации вывоза рабочей силы на основе заключения двусторонних договоров о сотрудничестве в трудовой сфере с основными странами – реципиентами.

Для успешной реализации вышеуказанных направлений необходимо повышение качества рабочей силы и ее конкурентоспособности на рынке труда. Для этого необходимо осуществлять текущий мониторинг эффективности подготовки кадров системой профессионального образования с точки зрения соответствия структуры спроса экономики на специалистов их выпуску учебными заведениями профессионального образования, по результатам которого вносить соответствующие коррективы в структуру и размещение учебных заведений нового типа.

Ахмедова Мухаббат Абдулхашимовна - Институт прогнозирования и макроэкономических исследований.
Рассчитывается как отношение занятого в экономике населения к трудовым ресурсам
Программы о приоритетах развития промышленности в 2011-2015 годах, программ модернизации, технического и технологического перевооружения отраслей экономики, программы локализации производства на 2011-2013 годы.

Путин пообещал 25 миллионов рабочих мест

Ключевым моментом развития экономики страны должно стать создание новых высокопроизводительных рабочих мест и, прежде всего, за счет новой индустриализации страны. Этот тезис, предложенный председателем "Деловой России" Борисом Титовым, премьер-министр РФ Владимир Путин согласился зафиксировать в декларации Народного Фронта. Данное решение стало итогом VII Ежегодного бизнес-форума "Деловой России", который прошел сегодня в Москве.

При этом Путин предложил использовать возможности "Единой России", которая уже "является действующим политическим инструментом", а также "дать возможность другим политическим движениям, партиям и общественным организациям, объединениям предпринимателей и профсоюзов вводить свои идеи и доводить своих людей - носителей этих идей в муниципальные, региональные и федеральные органы власти".

"Прежде всего я имею в виду конечно же Государственную Думу. Это нужно для того, чтобы эти люди по каналам "Единой России" могли туда добраться, там обосноваться и продвигать эти идеи. Такое движение будет хорошо и для "Единой России" и для общества в целом", - пояснил премьер.

Владимир Путин поблагодарил "Деловую Россию", "ОПОРу России", РСПП, ТПП и другие организации бизнеса, которые поддержали идею создания Общероссийского народного фронта.

За 15 лет - 25 миллионов рабочих мест

Тема создания новых рабочих мест стала главной на сегодняшнем форуме. В ходе большой пленарной дискуссии Владимир Путин заявил, что в ближайшие 15 лет их должно быть создано до 25 млн - за счет модернизации действующих производств и открытия новых предприятий. По его словам, вокруг решения этой задачи должны объединить усилия государство, бизнес и общество.

Представители бизнеса моментально отреагировали на это заявление, предложив Путину так называемую концепцию "25х25" (ее полное название "Стратегия России - 25 млн новых рабочих мест"), которая соответствует задаче, сформулированной премьером. По словам председателя "Деловой России" Бориса Титова, средняя стоимость создания одного современного высокотехнологичного рабочего места составляет $100 тыс. - $200 тысяч. Следовательно, стоимость программы создания рабочих мест составляет по минимуму 2,5 трлн руб., что составляет примерно 200 млрд в год.

Помимо этого, Владимир Путин назвал принципиальной задачей государства и бизнеса развитие профессионального образования и повышения престижа рабочих специальностей. Он назвал ненормальной ситуацию, когда будущих специалистов учат на технике, "которая на практике уже не применяется 20, а то и 30 лет".

Россия станет крупнейшей экономикой мира

Россия ставит перед собой задачу в течение десяти лет войти в число пяти крупнейших экономик мира, но понимает, что за счет сырьевой модели развития добиться этого невозможно. "А по ВВП на душу населения должна подняться с сегодняшних 19,7 тысяч долларов - к отметке 35 и выше тысяч долларов на человека", - сказал глава правительства на форуме.

"Для нас очевидно, что таких ориентиров нельзя добиться за счет прежних источников роста, за счет выжимания всего и вся из сырьевой модели развития", - подчеркнул Путин.

По его словам, главной движущей силой этого проекта должен стать частный бизнес, так как государство создает условия для его работы. "Прежде всего, наш средний производственный бизнес, то новое поколение современных предпринимателей, которое все увереннее заявляет о себе в России, и связывает с ней свое будущее", - сказал премьер.

Несырьевая модель лучше

Глава государства отметил, что несырьевая модель социального государства гораздо лучше сырьевой модели несоциального государства. "Она у нас модель социальная, если посмотреть на структуру бюджета, действительно, огромное количество ресурсов, огромные деньги мы выделяем на решение социальных вопросов, опираясь, конечно, прежде всего на сырьевой сектор - 40% бюджета формируется только за счет "нефтянки", - подчеркнул премьер, добавив, что так дальше продолжаться не может.

Снижение страховых взносов и рост ВВП

Также в ходе форума Путин заявил, что страховые взносы нужно снижать - это общая консолидированная позиция у правительства с администрацией президента, с президентом. При этом он отметил, что пока не готов сказать, насколько именно они будут снижены. "Мы все исходим из того, что сделать это нужно. Но нужно посчитать, здесь нельзя сделать никаких ошибок", - заявил Путин.

Помимо этого, глава правительства сообщил, что инвестиции в основной капитал в РФ в ближайшее время должны вырасти как минимум до 25% ВВП. "России, безусловно, нужны современные технологии и инвестиции в развитие. В ближайшее время доля инвестиций в основной капитал должна вырасти как минимум до 25% ВВП. Это не запредельная задача, у нас уже сейчас 19,5%. Подчеркну, речь, прежде всего, идет именно о частных инвестициях - как российских, так и иностранных", - сказал Путин.

Бизнес и макроэкономические факторы

Владимир Путин обратил внимание предпринимателей на то, что бизнес не может существовать изолированно от макроэкономических факторов. Как пример он привел такой макроэкономический показатель, как инфляция, от которой всецело зависят ставки кредитов для бизнеса.

Глава "Деловой России" Борис Титов заявил, что большинству бизнесменов не понятны и не интересны такие термины, как сбалансированность бюджета, платежного баланса и прочие макроэкономические параметры. "Мы понимаем: "выгодно - невыгодно", "будет прибыль - не будет прибыли", - сказал Титов.

Путин, в свою очередь, возразил. "Всем понятно, что если инфляция большая, то и кредит нельзя получить по приемлемым ставкам", - отметил он.

США для России - не пример

По словам Путина, действия американского правительства в области госдолга не могут быть примером для российских властей, хотя у США есть чему поучиться. "Там действительно есть чему поучиться, но что они делают в последнее время: опять выпустили ценные бумаги правительства, Федеральная резервная система их благополучно скупила, и долг правительства запредельно растет. И это не может быть для нас примером", - сказал Путин.

Источник: www.utro.ru

Открытое письмо руководителя портала Superjob.ru Алексея Захарова Президенту Российской Федерации: "Реальная политика, проводимая в области кадров, ведет к тому, что к 2020 году будет создано дополнительно 25 миллионов рабочих мест для низкоквалифицированных мигрантов. Это в добавление к тем 10--15 миллионам рабочих мест, которые созданы для них уже сейчас. В результате проводимой государственной политики в ближайшие десятилетия количество привлеченных из-за рубежа низкоквалифицированных мигрантов составит более половины экономически активного населения страны".

Открытое письмо руководителя портала Superjob.ru Алексея Захарова Президенту Российской Федерации

Уважаемый господин Президент!

Вы ставите задачу создания 25 миллионов «хороших и высокооплачиваемых» рабочих мест к 2020 году. Это замечательная задача, и мы как работодатели обеими руками «за».

Но реальная политика, проводимая в области кадров, ведет к тому, что к 2020 году будет создано дополнительно 25 миллионов рабочих мест для низкоквалифицированных мигрантов . Это в добавление к тем 10-15 миллионам рабочих мест, которые созданы для них уже сейчас.

В результате проводимой государственной политики в ближайшие десятилетия количество привлеченных из-за рубежа низкоквалифицированных мигрантов составит более половины экономически активного населения страны.

Мы, конечно, понимаем, что взят курс на инновационное развитие России. А что такое инновация? Это повышение конкурентоспособности за счет применения передовых методов управления производством, снижения издержек и т.д. и т.п. В этом смысле привлечение большого количества низкооплачиваемой и низкоквалифицированной рабочей силы, работающей к тому же в большинстве своем вне правового поля на рабских условиях, - это безусловная инновация, позволяющая организациям снижать издержи и становиться конкурентоспособнее.

Это отличное решение! Но оно делает абсолютно неконкурентоспособными десятки миллионов наших сограждан. Они уже сейчас не могут конкурировать на рынке низкоквалифицированного труда. Не может и не должен гражданин России конкурировать за рабочее место и нищенскую зарплату с приезжим из Средней Азии. Не готовы и не должны граждане России жить в скотских условиях по 20 человек в комнате, получая за свою работу мизерную зарплату. И наши граждане не хотят.

Но, подчеркиваю, это не означает, что они не хотят работать. Они не хотят работать за зарплату, которая не позволяет родить и вырастить детей, нормально питаться и лечиться. Более того, по данным наших исследований, уже сегодня реальную конкуренцию с приезжими из Средней Азии ощущают 18% наших сограждан. Но это в целом, а среди низкоквалифицированной российской молодежи и низкоквалифицированных людей старшего возраста о конкуренции заявляют уже почти 25%! Это страшные цифры, господин Президент!

Какие мы имеем плюсы от привлечения десятков миллионов низкоквалифицированных мигрантов? Я не вижу ни одного. Мы размываем российскую культуру (подчеркиваю, не русскую, а российскую). Неконтролируемая миграция создает проблемы не только в и других «русских» мегаполисах – в наших «мусульманских» регионах приток дешевой рабочей силы из-за рубежа создает те же трудности.

Мог ли кто-то десять лет назад представить, что в московских школах будут классы, где дети плохо говорят по-русски или совсем не владеют государственным языком? Сегодня это реальность. Если поток не остановить, то через непродолжительное время появятся школы и районы, где будет сложно услышать русскую речь. Еще пять лет назад в русском языке не существовало слова «Москвабад». А сегодня это уже и за шутку не воспринимается.

О какой современной экономике и ее развитии может идти речь при использовании рабского труда? О каких прорывах мы говорим, если среднестатистический человек, проживающий на территории России, через двадцать лет будет с трудом читать и говорить по-русски?

Мы планируем по линии Министерства труда потратить в ближайшие годы сотни миллиардов рублей на привлечение и адаптацию мигрантов. Если те же деньги дополнительно направить на образование наших граждан, еще есть шанс, что через 20 лет мы все же не разучимся летать в космос.

Но просто денег недостаточно! Необходимо сегодня (завтра будет уже поздно) полностью закрыть российский рынок труда для неквалифицированной миграции из-за рубежа. Полностью! Никаких квот.

Невозможность привлекать дешевую рабочую силу заставит бизнес вкладываться в те самые инновации, повышать производительность труда, создавать «хорошие» рабочие места. Другого пути нет. Либо деградация (а ее скорость увеличивается), либо жесткие политические решения.

СНГ, военные базы, геополитика… Все это замечательно, только кому все это понадобится через 20-30 лет?

Я призываю Вас, господин Президент, принять жесткие политические решения, направленные на полное запрещение ввоза дешевой рабочей силы на территорию Российской Федерации.

Мир не рухнет. И цены не вырастут. Вырастут зарплаты значительной части российских граждан. Сначала низкоквалифицированных, затем и тех, у кого квалификация выше: все взаимосвязано. И эти деньги останутся в стране - они будут потрачены на развитие российской экономики. Они создадут новые для граждан Российской Федерации.

Почему я решил написать это письмо? Я говорю об этом уже несколько лет: газеты, радио, телевидение, интернет… И ладно бы я один. Обсуждаю эту тему с федеральными чиновниками высокого ранга, с которыми Вы, господин Президент, тоже лично знакомы. У всех волосы дыбом встают от того, что происходит. Но… Я спрашиваю своих знакомых: ну вы же власть, почему же вы молчите? А в ответ я слышу: нас ТАМ (многозначительно смотрят вверх) не слушают.

Услышьте нас, господин Президент!

Руководитель портала Superjob.ru

Создание рабочих мест

Если СМИ говорят нам, что «открытие такого-то завода создало 1000 новых рабочих мест», мы радуемся. Когда какая-то компания закрывается, и 500 рабочих мест потеряны, мы печалимся. Политики, способные предоставить субсидии для спасения этой компании, почти уверены в широкой поддержке населением их усилий по сохранению рабочих мест.

Но рабочие места сами по себе не гарантируют материального благополучия. Предположим, что занятость будет состоять в том, чтобы копать огромные ямы и снова их закапывать? Что если рабочие будут производить товары и услуги, которые никто не захочет покупать? В Советском Союзе, который хвалился тем, что дает работу каждому, многие рабочие места были столь же непродуктивными. Производство – это все, а рабочие места – просто средство достижения этой цели.

Представьте семью Робинзонов, оказавшуюся на необитаемом острове в Южном море. Нужна ли им работа? Нет, им нужна еда, одежда, кров и защита от диких животных. Каждое созданное рабочее место – это сокращение пула ограниченной, ценной и доступной рабочей силы. Работа должна быть нормирована, а не создана, так чтобы рынок мог произвести наибольшее возможное количество продукта из ограниченного количества рабочей силы, средств производства и природных ресурсов.

Это же справедливо и для нашего общества. Предложение рабочей силы ограничено. Мы должны позволить правительству создавать рабочие места, или же мы потеряем товары и услуги, которые могли бы появиться в ином случае. Мы должны сохранять ценную рабочую силу для важных задач, которые нужно выполнить.

Или напротив, представьте мир, в котором радио, пиццы, кроссовки и все остальное, что мы могли бы захотеть, постоянно сыпется сверху, как манна небесная. Нужны ли нам рабочие места в подобной утопии? Нет, мы можем посвятить себя другим задачам – учебе, загоранию на солнышке и так далее – которые мы бы выполняли исходя из того, какое удовольствие они приносят.

Вместо того, чтобы восхвалять рабочие места ради рабочих мест, мы должны задаться вопросом, почему занятость так важна. Ответ состоит в том, что, так как мы существуем в условиях экономического дефицита, то должны работать, чтобы жить и процветать. Вот почему мы должны радоваться только тогда, когда узнаем, что эта трудовая деятельность будет производить вещи, которые люди действительно ценят , то есть то, что мы готовы покупать за собственные заработанные тяжелым трудом деньги. И это нечто такое, что может появиться только на свободном рынке, а не за счет бюрократов и политиков.

Уничтожение рабочих мест

Но как быть с безработицей? Что если люди хотят работать, но работу получить не могут? Почти во всех случаях причиной отсутствия работы являются правительственные программы .

Минимальный размер оплаты труда. Минимальная заработная плата предполагает, что заработок должен устанавливаться на определяемом государством уровне. Чтобы объяснить, почему это причиняет вред, мы можем воспользоваться примером из биологии: существуют животные, слабые по сравнению с другими. Например, дикобраз беззащитен, если не считать его иголок, а олень уязвим, если лишить его скорости.

В экономике также есть относительно слабые люди. Инвалиды, молодежь, меньшинства, неквалифицированные рабочие – все это слабые субъекты экономической деятельности. Но, как и слабые животные в биологии, они обладают компенсирующим преимуществом: способностью работать за более низкую зарплату. Когда правительство лишает их такой возможности, насильно повышая ставки заработной платы, это подобно тому, как лишить дикобраза его игл. Результатом становится безработица, вызывающая чувство одиночества, изоляции и зависимости.


Представьте молодого, необразованного, неопытного человека, чья производительность труда стоит на рынке $2,50 в час. Что, если законодательная власть принимает закон, в соответствии с которым ему положено платить $5 в час? Работодатель, нанявший его, будет терять по $2,50 в час.

Представьте мужчину и женщину, производительность труда которых составляет по $10 в час, и предположим, что из-за дискриминации или чего-то еще, мужчине платят $10 в час, а женщине - $8. Это все равно, как если бы у женщины была маленькая отметина на лбу, гласящая: «Найми меня, и заработаешь дополнительные $2 в час». Благодаря этому она становится желанным работником даже для начальника-женофоба. Но когда закон о равной оплате труда гласит, что ей нужно платить столько же, сколько и мужчине, работодатель может поддаться своим дискриминационным наклонностям и вовсе не брать ее в штат без всякого ущерба для себя.

Сопоставимая ценность. Что если правительству придет в голову блестящая идея о том, что няни и водители грузовиков должны получать одинаковую зарплату, потому что их деятельность имеет «объективно» равную ценность? Оно повелевает поднять зарплаты няням до того же уровня, из-за чего возникает безработица среди женщин.

Условия труда. Законы, вынуждающие работодателей предоставлять служащим определенные условия труда, также создают безработицу. Например, мигранты-сборщики фруктов и овощей должны иметь холодный и горячий водопровод и современные туалеты в предоставленном им временном жилье. Это экономически равнозначно законам об оплате труда, потому что, с точки зрения работодателя, условия труда почти неотличимы от номинальной заработной платы. А если правительство вынуждает его платить больше, ему придется нанимать меньше людей.

Профсоюзы. Когда государство заставляет компании брать на работу только членов профсоюза, это дискриминация по отношению к работникам, не входящим в союзы, из-за чего те находятся в очень невыгодных условиях или постоянно без работы. Союзы существуют для того, чтобы в первую очередь, не допустить конкуренции. Это картель, находящийся под защитой государства, как и любой другой.

Закон об обеспечении занятости. Предполагается, что законы об обеспечении занятости, утверждающие, что никого нельзя уволить без соответствующих процедур, защищают работников. Однако если правительство говорит работодателю, что он должен оставить служащего, несмотря ни на что, он будет, в первую очередь склонен вообще не нанимать его. Этот закон, который вроде бы помогает работникам, вместо этого, препятствует занятости. И то же касается налогов на фонд заработной платы, которые увеличивают затраты для работодателей и отбивают у них желание нанимать больше сотрудников.

Налог на фонд заработной платы. Налоги с заработной платы, вроде сборов на социальное страхование, обязывают компании нести существенные денежные и административные расходы, коренным образом увеличивают предельно высокую себестоимость найма новых сотрудников.

Страхование на случай безработицы. Государственное страхование по безработице и пособия вызывают безработицу, субсидируя безделье. Когда поощряется определенное поведение – в данном случае ничегонеделание – мы получаем его только больше.

Лицензирование. Регулирование и лицензирование также являются причиной безработицы. Большинство людей знают, что доктора и юристы должны иметь лицензии. Но мало кто знает, что они должны быть и у разводчиков хорьков, соколиных охотников, а также садоводов, выращивающих клубнику. По сути, правительство регулирует более 1000 видов деятельности во всех 50 штатах. Женщина во Флориде, которая у себя дома организовала бесплатную столовую для нуждающихся, недавно закрыла ее как ресторан, не имеющий разрешения на торговлю спиртными напитками, и в результате многие теперь ходят голодными.

Когда правительство проводит закон, утверждающий, что определенными видами деятельности нельзя заниматься без лицензии, это создает законодательный барьер для входа. Почему незаконно попытать свои силы в стрижке волос? Рынок обеспечит предложение всей информации, которая нужна покупателям.

Когда правительство присваивает какой-либо профессии легальный статус и принимает закон против конкурентов, это создает безработицу. Например, кто лоббирует законы, которые никому не дают стричь людей? Парикмахерская индустрия – не для защиты клиента от плохих стрижек, а для защиты самих себя от конкуренции.

Торговля в разнос. Законы, направленные против уличных торговцев, продающих еду и продукты, нужные людям. В городах вроде Нью-Йорка и Вашингтона, Округ Колумбия, самые ярые сторонники законов против торговли в разнос открыли рестораны и универмаги.

Детский труд. Существует много работ, не требующих особого обучения – таких как стрижка газонов – которые идеально подходят молодым людям, желающим заработать немного денег. Вдобавок к заработку, работа также учит молодых людей тому, что такое труд, как обращаться с деньгами, и как откладывать и, возможно, даже инвестировать. Но в большинстве мест правительство ущемляет интересы подростков и не позволяет им участвовать в системе свободного предпринимательства. Дети даже не могут продавать лимонад на углу.

Федеральная резервная система. Способствуя осуществлению цикла деловой активности, выпуск валюты Федеральным резервом является причиной безработицы. Инфляция не только вызывает повышение цен, она также использует труд не по назначению. Во время фазы подъема экономического цикла компании нанимают новых сотрудников, многие из которых приходят из других сфер деятельности в погоне за более высокими заработками. Субсидирование Федом этих индустрий длится только до периода спада. Потом сотрудников увольняют и снимают с должностей.

Свободный рынок. Свободный рынок, конечно же, не подразумевает утопии. Мы живем в мире различных умственных способностей и опыта, меняющихся рыночных предпочтений и несовершенной информации, что может привести к временной безработице, порожденной рынком, которую Мизес (Mises) назвал «каталлактической». А некоторые люди выбирают безработицу, ожидая более высокооплачиваемой работы.

Но, будучи обществом, мы можем гарантировать, что каждый, кто хочет работать, может иметь эту возможность, отменив минимальный размер заработной платы, правила сопоставимой ценности труда, законы об условиях труда, обязательное членство в профсоюзах, защиту от безработицы, налоги на фонд оплаты труда, взносы в фонд страхования по безработице, пособия, государственное страхование на случай безработицы, регулирование, лицензирование, законы против торговли в разнос, законы о детском труде и правительственную денежную эмиссию. Единственный путь к созданию рабочих мест – это свободный рынок.

Каждая страна богата не только своим войском или золотыми запасами, но и людьми. Чтобы государство процветало и двигалось вперед соотношение трудоспособного и нетрудоспособного населения должно преобладать в первую сторону. Но мало иметь молодых и активных людей, им нужно предоставить места работы с достойными условиями. Именно для решения этих задач в России разработана государственная политика занятости. Это направление занимается сбором информации о деятельности граждан, ищет пути решения проблем трудоустройства.

Понятие

После развала СССР миллионы людей оказались за бортом жизни. Разваливались крупные предприятия и даже отрасли, а там, где что-то работало, платили сущие копейки. Вся страна не скоро забудет выдачу зарплаты мягкими игрушками и вантузами, а также многотысячные пикеты безработных на площадях. Еще тогда, в 90-е годы, правительство задумалось о создании государственной политики занятости. Что это такое?

Это комплекс мер по содействию и контролю уровня безработных людей, выяснение причин такого положения. Кроме того, был создан ряд организаций, которые проводили политику стимулирования роста интереса к устройству на работу.

Основные направления политики занятости - это:

  • Увеличение числа рабочих мест.
  • Улучшение условий труда: поднятие зарплаты, расширенный социальный пакет, корпоративные привилегии и т. д.
  • Разработка программ, направленных на обучение и переподготовку рабочей силы.
  • Меры по работе с работодателями, стимулирование их сил и возможностей, содействие найму сотрудников.
  • Финансовая поддержка безработных, а именно выплаты социальных пособий.

По мнению специалистов, государственная политика занятости за последние 15 лет вполне оправдала себя. По последним данным показатель занятого населения приближается к показателю 62% от общего числа жителей. В это число также входят работающие пенсионеры, доля которых составляет около 7%. И по уровню безработицы Россия даже выигрывает по сравнению с Америкой и Европой.

Проблема трудоустройства в России

Но проблема остается и даже принимает новые формы. Так, сегодня много активных и хорошо образованных людей предпочитают работать не официально, в интернете или довольствуюсь временными подработками. Одно из направлений государственной политики содействия занятости населения сегодня как раз и является ведение пропаганды среди молодежи о важности и правильности официального положения. Трудоустройство по закону дает самое главное - социальный пакет, а это отчисления в пенсионный фонд, бесплатная медицина, оплачиваемые отпуска и т. д.

Большой проблемой России в последние годы стали массовые сокращения государственных ведомств, в первую очередь военизированных. Массовые увольнения коснулись армии, МВД, УФСИН, таможни, налоговой службы и т. д. Тысячи сотрудников остались без средств существования.

Чтобы поддержать людей в трудный период поиска работы, государство выделяет средства на выплаты по безработице. Согласно федеральному закону, эта сумма в первые три месяца должна составлять 75% от зарплаты, но в реальности у государства нет таких средства, поэтому сегодня установлена фиксированная оплата - 4990 рублей.

Мировой опыт

Все цивилизованные страны проводят политику, направленную на развитие социальной сферы в общем, и каждого ее члена в частности. Она предусматривает комплекс мер на разных уровнях: общегосударственном, региональном и муниципальном. Различают несколько популярных моделей политики регулирования занятости:

  • Американская - предусматривает создание рабочих мест с небольшой оплатой, фактически люди работают, но за низкую оплату и, таким образом, увеличивается число малоимущего населения.
  • Скандинавская - здесь упор идет на создания мест работы в государственной сфере со средними показателями дохода; модель оправдана, если в стране нет никаких кризисов, в обратном случае велика вероятность массовых сокращений и увольнений.
  • Европейская модель - рассчитана на создание высокооплачиваемых рабочих мест, а значит и привлечение высококвалифицированных специалистов; правда в этом случае для других слоев населения предусматривается большие социальные пособия; но в Европе система работает успешно.

Каждая из моделей имеет свои преимуществ и недостатки, применять одну из них в чистом виде в России невозможно. Необходимо учитывать менталитет наших граждан, а также особую экономическую обстановку. Хотя, если обратить внимание на последние события в стране, можно заметить тенденцию к тому, что многие компании хотят видеть в своих рядах действительно умеющих и могущих работать и платить им соответствующую заработную плату.

Социальная политика занятости населения в России

Выбор того или иного направления напрямую влияет на внешнюю и внутреннюю экономику. Увеличение производительности способствует большому потоку экспорта, однако существует проблема затрат на переподготовку кадров, обучение и практику хороших специалистов.

Так что сегодня цели политики занятости можно сформулировать следующим образом:

  • Развитие людских ресурсов, а здесь и увеличение рождаемости, и улучшение условий по получению образования в школе и институтах, и т. д.
  • Обеспечение соблюдения равных прав людей при устройстве на работу, а именно, исключение «блата» и «панибратства».
  • Создание социально благополучных условий для работы и отдыха граждан.
  • Проведение мер по обеспечению нуждающихся в работе граждан местами трудоустройства; совместно с предприятиями крупного и малого бизнеса создание новых рабочих мест.
  • Проведение мероприятий по предупреждению массовой безработицы в стране.
  • Работа с работодателями, поощрение создания новых рабочих мест, помощь из федерального бюджета.
  • Создание и координация профсоюзов, которые отстаивают права каждого гражданина.

Что касается последнего утверждения, то в России профсоюзы находятся пока на зачаточном уровне. Большинство граждан даже не знают, в чем суть их работы и просто бояться туда вступать. Тогда как на западе подобные организации являются мощных орудием в плане соблюдения прав работников.

Формы государственной политики занятости

Главные цели правительства - обеспечить полную занятость для населения с учетом «естественной» безработицы, то есть домохозяйки, инвалиды и т. д. Кроме того, стремиться к созданию гибкого рынка труда, а именно многофункционального использования работников. То есть люди могут быстро приспосабливаться к меняющейся экономической обстановке: менять квалификацию, переходить на оптимизированный график и т. д.

Сегодня существует две формы политики государства:

  1. Активная - создание рабочих мест, обучение и переобучение людей.
  2. Пассивная - выплаты по безработице.

Первая форма предусматривает многоуровневую политику в социальной и экономической сфере. Стимулирование рынка, развитие бирж, служб занятости, улучшение социальных гарантий человека. А также содействие в переобучении, переезде в другое место и т. д. Пассивная форма включает выплату небольшого социального пособия для поддержания людей в период поиска работы. Эти выплаты носят временный характер и должны быть подтверждены.

Чтобы стимулировать безработных к официальному трудоустройству, правительство ведет сотрудничество со средствами массовой информации. Для молодежи проводятся регулярные фестивали профессий, где рассказывается о достоинствах тех или иных профессий.

Правовые основы

Меры по регулированию занятости в стране носят прямой и косвенный характер. С одной стороны перед правительством стоит задача увеличения ВВП быстрыми темпами, с другой - постепенно наращивание квалифицированного трудового населения. Чтобы найти компромисс государство разработало ряд программ содействия занятости населения. Этот документ был утвержден в 2014 году и все это время вносились изменения. Основные направления программы:

  • Предотвращение роста напряженности на рынке труда.
  • Усовершенствование нормативно-правового регулирования в сфере занятости населения.
  • Повышение эффективности содействия трудоустройству.
  • Оказание социальной поддержки.
  • Контроль и учет за безработными гражданами.
  • Содействие инвалидам в трудоустройстве.
  • Стимулирование региональных властей к воплощению различных экономических проектов и увеличению рабочих мест.

Стоит отметить, что из всего вышесказанного успешно работает только программа помощи в трудоустройстве для инвалидов. Правительство предусмотрело ряд хороших налоговых послаблений для компаний, выделяющих квотные места для людей с ограниченными возможностями.

Структура министерства

Федеральное министерство охватывает широкий круг проблем, в первую очередь, связанных с социальной политикой государства. В компетенцию Минтруда входит работа по регулированию демографического положения, обеспечение пенсий, выплата социальных пособий, обеспечение охраны труда, а также оказание услуг по трудоустройству.

Министерство включает тысячи региональных представительств по всей России, управления, образовательные учреждения и научные центры. Проблемами безработицы занимается Департамент занятости населения. В каждой области он представлен органами государственной службы занятости населения, а именно ЦЗН. Эти учреждения исполняют на местах государственные гарантии, а именно, работают с людьми, помогают в поисках работы.

Деятельность

Такие органы есть в каждой области и регионе. Цель их создания - повсеместный контроль уровня безработицы, возможность быстро принимать решения, касаемые отдельной территории. Центр занятости выполняет следующие задачи:

  • Оказания помощи населению по трудоустройству согласно законодательству.
  • Соблюдение прав и норм человека при поиске работы.
  • Создание условий, при которых бы можно было легко и эффективно вести контроль за работающими и неработающими людьми.
  • Работа с местными предприятиями и компаниями по созданию новых рабочих мест и улучшению условий в уже существующих.
  • Регулирование миграций как внутри региона, так и за его пределами.

Помимо основных функций по помощи в трудоустройстве, на таких центрах лежит ответственность за регистрацию граждан, нуждающихся в работе, за выплату пособий, организацию профессиональной переподготовки, психологической и правовой помощи.

ЦЗН активно занимаются работой с такими слоями населения, как бывшие заключенные. После выхода из тюрьмы те оказываются ненужными никому, им сложно получить документы и устроиться на хорошую работу. В этом плане ЦЗН совместно с местными властями создают специальные места для трудоустройства граждан с погашенной судимостью.

Порядок и объем помощи от государства

Если вы хотите получить статус безработного, а значит и помощь от государства, необходимо отработать на последнем месте не менее 3 месяцев. При обращении в центр занятости специалисты потребуют с вас трудовую книжку, паспорт, сведения о доходах за 3 месяца, а также заявление на получение особого статуса.

В течение 2 недель документы будут проходить проверку, если нарушений не было выявлено, человек признается безработным и имеет право на получение социальной и правовой помощи от государства.

Пособие для России сегодня составляет в первые полгода 4990 руб., последующие - 899 руб. Причем для получения денег человек должен также предоставить сберегательную книжку или карточку для зачисления средств. 2 раза в месяц гражданин обязан отмечаться у своего специалиста. Для сельских местностей предусмотрены передвижные пункты ЦЗН. Если человек пропустил назначенное время, выплаты замораживаются на 3 месяца. При заболевании гражданин вправе предоставить больничный лист.

Но пособие по безработице носит временный характер, все это время сотрудники должны вести работу с человеком. Ему будут предложены варианты по переквалификации, чаще всего в необходимые рабочие профессии. Кроме того, человек должен посещать собеседования, показывать, что находиться в активном поиске. Для безработных регулярно проводятся курсы и тренинги, ярмарки вакансий, где крупные и мелкие предприятия набирают в свой штат сотрудников.

Динамика развития

Борьба с безработицей - одно из основных направлений экономической политике. Ведь уровень зарплат напрямую зависит от количества трудоустроенных людей. Дело в том, что в фонд страхования труда взносы платят как работники, так и работодатели. Из этого же фонда происходит финансирование государственной политики в области занятости населения, а это содержание органов и ведомств, выплата пособий и т. д.

Согласно статистике, уровень безработицы по отношению к 90-00 годам значительно упал. Но это официальные данные, то есть учитываются те, кто пришел в Центр занятости населения и получил соответствующий статус. Сколько на самом деле людей, не платящих налоги, определить сложно. Этим вопросом уже занимается Налоговая служба России.

В советское время за тунеядство предусматривалась статья до 2 лет лишения свободы. Сегодня таких жестких мер уже не применяют, но недавно правительство рассматривало закон о стимулировании безработных к официальному трудоустройству. Суть закона - лишить всех тех, кто не платит налоги, бесплатной медицинской помощи. То есть сделать для них эту услугу платной. Закон пока находиться на рассмотрении.

Кроме того, для тех, кто сегодня работает без трудового договора, правительство предлагает оформить простую версию ИП и выплачивать налоги самостоятельно. Для этих целей усовершенствовали систему подачи заявки, теперь это можно сделать в любом отделение МФЦ, а также на портале Госуслуг.

Планы на будущее

В развитых странах Европы не так давно стартовал необычный социальный эксперимент. Правительство продвигает новую программу по борьбе с безработицей и уменьшению количества людей с низким достатком. Так, среди граждан, находящихся на государственном обеспечении, выделили несколько тысяч и включили их в программу. Эти граждане в течение 3 лет будут получать от государства фиксированную сумму, довольно внушительную для Европы, - 800 евро. Таким образом, социальные аналитики стремятся решить основную проблем малоимущих граждан - расходы на самые необходимые нужды.

То есть человек будет уверен, что сможет заплатить за квартиру, еду и кредиты и сможет свободно заняться совершенствованием и поиском работы. На сегодня эксперимент считается удачным. Люди не кинулись тратить халявные средства, а действительно свалили с себя груз страха за завтрашний день. Нашли хорошую работу и комфортно устроили свою жизнь.

В России подобная программа вряд ли осуществима. Слишком слабы еще моральные устои среднего гражданина нашей страны. Такой подарок от государства у нас расценят, как что-то должное и вообще перестанут что-то делать. В России нужны другие подходы. И, в первую очередь, это создание новых рабочих мест. Пока что страну захватили волны сокращений, что уже порядком всем надоело. Многие производства стоят, и граждане вынуждены уезжать на заработки в столицу или на Север.

А между тем, в каждой области есть ресурсы для создания крупных и мелких предприятий. Проблема в отсутствии заинтересованных лиц и большой доле коррупции. Стоит надеяться, что когда-нибудь российское общество повзрослеет и станет более ответственно относиться к проблемам своей страны.