Налоги как экономическая категория кратко. Сущность налогов как финансово-экономической категории

Налог в соответствии со ст. 8 Налогового кодекса - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Характерные черты налога как платежа исходя из положений п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ следующие:

§ обязательность;

§ индивидуальная безвозмездность;

§ отчуждение денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

§ направленность на финансирование деятельности государства или муниципальных образований.

Характерными чертами сбора как взноса являются:

§ обязательность;

§ одно из условий совершения государственными и иными органами в интересах плательщиков сборов юридически значимых действий.

§ Юридическое определение налога дано в Налоговом кодексе РФ: под налогом понимается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований».

§ Основные черты налога: односторонний характер его установления; безвозмездность; принудительный характер платежей. Налоги являются важнейшим элементом экономической политики государств и выполняют следующие функции: 1) регулирующую – государство может регулировать частную собственность только косвенно – через налоги; с помощью налогов государство регулирует темпы развития экономики: уменьшение налогового бремени дает импульс к развитию отраслей, регионов, отдельных предприятий, рост же налогов замедляет темпы роста экономики; 2) перераспределительную – с помощью налогов государство перераспределяет финансовые ресурсы между сферами экономики, отраслями, регионами и т. д.; 3) фискальную – налоги являются важнейшим источником доходов госбюджета, на их долю приходится более 90 % доходов; 4) контрольную – с помощью налогов государство осуществляет контроль за эффективным использованием финансовых ресурсов; 5) стимулирующую – через налоги государство стимулирует эффективное использование всех экономических ресурсов.

§ Классификация налогов:

§ 1. По объекту обложения – прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с дохода или имущества. Косвенные налоги включаются в цену товара и оплачиваются потребителем. Прямые налоги делятся на личные и реальные. Косвенные налоги подразделяются на индивидуальные акцизы, универсальные акцизы (НДС) и таможенные пошлины.

§ 2. По субъектам обложения – раскладочные и количественные. Раскладочные налоги распределяются между налогоплательщиками. Количественные налоги учитывают имущественное состояние налогоплательщика.

3. По месту поступления – закрепленные и регулирующие.

4. По уровню управления – федеральные, региональные и местные.

5. По цели использования – общие и целевые.

6. По срокам оплаты – регулярные и разовые (налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения).

Основные условия установления налога: категории налогоплательщиков; объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; срок и порядок уплаты налога; налоговые льготы.

Налогоплательщики – это организации и физические лица, индивидуальные предприниматели, на которых возложена обязанность уплачивать налоги.

Объект налогообложения – это то, что облагается налогом. Объектами налогообложения могут быть имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, работ и услуг; ввоз (вывоз)товаров на территорию России и др.

Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Источник налога – это доход или капитал на микроуровне, на макроуровне – национальный доход.

Ставка налога – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Метод налогообложения – порядок изменения ставки налога в зависимости от изменения налоговой базы. Различают четыре метода налогообложения: равное (подушное), пропорциональное, прогрессивное и регрессивное.

Категория "система налогов и сборов" появилась в российском законодательстве сравнительно недавно - с принятием в 1998 году первой части Налогового кодекса Российской Федерации. Действовавший до этого Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" использовал иную категорию - "налоговая система".

Когда говорят о налоговой системе, имеют в виду, прежде всего, организационно-правовые основы налогообложения, то есть, во-первых, государственные и муниципальные органы, устанавливающие режим налогообложения (речь идет о представительных органах, наделенных законодательными полномочиями, а также об органах исполнительной власти, реализующих делегированные им полномочия по принятию нормативных правовых актов в сфере налогообложения), во-вторых, налоговую администрацию - налоговые органы, на которые возложено обеспечение соблюдения налоговой обязанности всеми налогоплательщиками и непосредственная реализация налоговой функции государства, в-третьих, нормативно-правовую основу налогообложения, или, иными словами, различные источники налогового права, и, наконец, в-четвертых, саму систему налогов, взимаемых на территории данного государства.Таким образом, налоговая система и система налогов соотносятся как целое (налоговая система) и его часть (система налогов) . Уход от расширительного понятия налога, в котором объединялись все многочисленные обязательные платежи фискального характера (ст. 2 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"), и дифференциация обязательных платежей фискального характера, разграничение налогов и сборов (ст. 8 Налогового кодекса РФ) привели к тому, что понятие "система налогов" было заменено на "система налогов и сборов".

Через налоги осуществляется перераспределение совокупного продукта общества между реальными его производителями и государством. Учитывая сложность современной экономики, уровень общественного разделения труда и многообразие применяемых видов налогов, можно сказать, что посредством налогов перераспределяется и ВВП. Цель указанного перераспределения одна – формирование доходной части бюджета государства.

Экономическая сущность налогов проявляется по-разному с точки зрения участников этих отношений. С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы государства. С позиции налогоплательщика – это изъятие части его собственного дохода. Т.о., между участниками налоговых отношений неизбежно возникает объективное противоречие. Обе стороны прилагают большие усилия по защите своих экономических интересов.

Необходимость учета фактической платежеспособности налогоплательщика, с одной стороны, и коллективных потребностей членов общества, на удовлетворение которых и взимается налог, выражается в основных критериях налогообложения, которые могут быть определены следующим образом:

    справедливость налогообложения требует создания условий, при которых плательщики с более высоким уровнем доходов действительно уплачивают налог в больших суммах;

    критерий эффективности означает, что налоговая система должна быть так структурирована, чтобы содействовать максимально возможному экономическому росту производства;

    простота н алогообложения выражается в легкости и доступности пониманию широких кругов налогоплательщиков методики расчета налогов и заполнения налоговых деклараций, в стабильности налогового законодательства и единстве применения налоговых правил и налоговой отчетности на территории государства.

Государство в целях защиты своих экономических интересов организует налоговый контроль. Интересы государства по сбору налогов представляют и защищают специальные органы. В РФ – это Министерство РФ по налогам и сборам.

1.3 Функции налогов

Сущность налогов проявляется через их функции. Выделяют три основные функции налогов: фискальную, экономическую, контрольную. Рассмотрим каждую из них.

Фискальная функция является исторически первой и основной. Она отражает предназначение налогов, причину их появления. Фискальная функция заключается в том, что с помощью налогов формируются финансовые ресурсы государства и тем самым создается основа самого существования государства и его функционирования.

С развитием государства, расширением его политической, экономической и социальной деятельности возрастает значение фискальной функции налогов. Налоги превратились в главнейший источник государственных доходов. В странах с рыночной экономикой доля налоговых поступлений в доходной части бюджета составляет 80-90%.

Экономическая функция включает в себя регулирующую, распределительную, стимулирующую и социальную подфункции, влияющие на воспроизводственный процесс как налоговая волна. Налоги, воздействуя на воспроизводственный процесс, неизбежно влияют как на объем производства следующего цикла, так и на темпы экономического роста в целом.

Налоги также способны влиять на формирование отраслевых, межотраслевых и региональных пропорций экономики. Уменьшение налоговых изъятий через систему предоставления налоговых льгот позволяет стимулировать развитие тех отраслей и регионов, в которых заинтересовано общество. Налоги могут также содействовать развитию малых форм предпринимательства, увеличению занятости отдельных категорий рабочей силы.

Таким образом, экономическая функция отражает сущность налогов, заключающуюся в том, что последние представляют собой перераспределение совокупного дохода, созданного в обществе.

Экономическая функция налогов реализуется через налоговое регулирование , которое является составной частью государственного регулирования экономики. В современных условиях налоги признаны важным экономическим инструментом воздействия государства на объем потребительского спроса, инвестиции, темпы экономического роста, а также стимулирование отдельных отраслей и сфер экономики.

Распределительная функция налогов выступает в виде использования налогов в качестве инструмента при распределении и перераспределении валового внутреннего продукта. Этот процесс происходит путем введения новых и отмены старых действующих налоговых ставок, расширения либо сокращения налоговой базы, изменения уровня значения налогов. Первоначально распределительная функция была неразрывно связана с фискальными интересами государства, но увеличение роли государства в экономике привело к усилению регулирующих акцентов преимущественно через налоговую систему.

Стимулирующая функция налога, органично дополняющая регулирующую функцию, проявляется в дифференциации налоговых льгот, направленных на поддержку малого предпринимательства, производства продукции социального, сельскохозяйственного назначения, капитальных вложений, а также инновационной и внешнеэкономической деятельности.

Социальная функция налогов проявляется в применении налоговых методов поддержки социального обеспечения и социального страхования. Вычеты на благотворительные цели, на содержание детей, введение единого социального налога непосредственно направлены на обеспечение социальной защищенности и государственных гарантий членам общества, нуждающимся в первоочередной поддержке.

Воспроизводственная функция налогов предполагает зачисление налогов на специальные счета бюджетной классификации и использование средств на мероприятия, прежде всего, природоохранного значения и дорожного хозяйства. К таким налогам относятся: земельный налог; плата за пользование водными объектами; плата за загрязнение окружающей среды; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налоги, зачисляемые в дорожные фонды.

Контрольная функция заключается в том, что налоги выступают своеобразным «зеркалом» экономических процессов. Анализ динамики налоговых поступлений позволяет составить картину о процессах, происходящих в экономике, об эффективности действующей налоговой системы, о ее влиянии на национальное хозяйство. Контрольная функция реализуется органами, осуществляющими контроль за правильным исчислением, своевременной уплатой и правильным зачислением налогов, правильным заполнением и своевременным представлением налоговой отчетности. К ним относятся органы Министерства РФ по налогам и сборам, государственного таможенного комитета, Министерства финансов РФ.

Неотъемлемым элементом регулирования рыночных отношений в обществе выступают налоги, которые обеспечивают финансовыми ресурсами органы государственной власти и местного самоуправления для решения экономических и социальных задач, воздействуют на поведение хозяйствующих субъектов, регулируют доходы, имущественную состоятельность, платежеспособный спрос населения.

Налоги - это историческая, экономическая и правовая категория. Исторически их появление связано с разделением общества на классы, возникновением государства, требующего соответствующего финансирования. Формы налогов, методы их взимания развивались по мере эволюции общественных отношений. Вместе с ними менялось представление о сущности и роли налогов, их теоретическое обоснование.

На первом этапе (эпоха Древнего мира - начало Средних веков) налоги носили исключительный, нерегулярный характер: дань с побежденного народа, военные трофеи, жертвоприношения и др. Государство не имело финансового аппарата для определения и сбора налогов и устанавливало лишь сумму средств, которую желало получить. Первопричиной существования налогов была потребность объединять усилия в целях жизнеобеспечения общества. В этот период налоги трактовались как общественно необходимое и полезное явление.

Вследствие роста государственных потребностей в денежных средствах, обусловленного расширением функций и увеличением числа задач, решаемых государством, налоги превратились в регулярные и обязательные платежи. В развитии налоговых форм и научных взглядов на налоги условно выделяется второй этап (XVI-ХVIII вв.). Преобладающими являлись прямые налоги (поземельные, поимущественные, подушные), распространялось косвенное налогообложение. Одновременно формировались теоретические основы Налогообложения. Законченную форму представления о налогах приобрели в XVII в.

Под налоговыми теориями следует понимать ту или иную систему научных знаний о сущности и природе налогов, их роли в экономической и социально-политической жизни общества, т.е. налоговая теория, представляет собой комплекс научно обоснованных знаний о принципах и видах налогов.

Первой самой общей теорией налогообложения стала теория обмена, которая базируется на возмездном характере налогообложения. Суть теории заключается в том, что через налог подданные приобретают у государства услуги по защите от нападений, поддержанию порядка и др.

В эпоху Просвещения появляется разновидность теории обмена - атомистическая теория (по другому - теория общественного договора, теория публичного договора - С. Вобан, Ш.Л. Монтескье). Данная теория признает, что налог есть результат договора между гражданами и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги.

В первой половине XIX в. была сформирована теория наслаждения (Ж. Сисмонди), согласно которой налоги есть цена, уплаченная гражданином за полученные им от общества наслаждения.

В тот же период складывается теория налога как страховой премии (А. Тьер, Дж. Мак Кулох). По мнению авторов этой теории, налоги есть страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска. Однако в отличие от истинного страхования налоги уплачиваются не для того, чтобы при наступлении страхового случая получить сумму возмещения, а для того чтобы профинансировать затраты государства на обеспечение обороны и правопорядка.

Классическую теорию налогов обосновали А. Смит и Д. Рикардо. Они рассматривали налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты на содержание правительства. При этом какая-либо иная роль (регулирование экономики, плата за услуги, страховой платеж) налогам не отводилась. А. Смит предложил принципы налогообложения: равномерность, определенность, удобство, дешевизна.

Развитие моно-капиталистических отношений в XIX-XX вв. - третий - четвертый этапы в эволюции налоговых форм, и научных взглядов на налоги - сопровождалось уменьшением количества налогов, формированием налоговых систем, основанных на принципах подоходного налогообложения. Признавалось рациональным сочетание прямого и косвенного налогообложения в целях балансирования фискальных интересов государства и интересов налогоплательщиков. В обществе превалировали взгляды, согласно которым государство играло значительную роль в регулировании социально-экономических процессов, используя такие рычаги, как налоги. В финансовой науке развивались идеи о принудительном характере налога, возрастании значения права при его установлении и взимании, те происходил поворот к пониманию налога как осознанной необходимости. Обоснование налогов как одного из воспроизводственных факторов содержится в работах русских экономистов И.М. Кулишера, И.Х. Озерова, В.Н. Твердохлебова, Н.И. Тургенева, И.И. Янжула и др. Несмотря на то, что их налоговые теории носили сугубо прикладной характер, т.е. ограничивались изучением способов мобилизации финансовых ресурсов для содержания государства, в них были учтены закономерности развития товарно-денежных отношений и международные тенденции формирования основ рыночного хозяйствования.

Согласно кейнсианской теории (начало XX в.) налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее успешного развития.

Налоговая теория монетаризма, выдвинутая в 50-х годах XX в. М. Фридменом, принижала роль налогов (через налоги из обращения изымается «лишняя» денежная масса).

В теории экономики предложения, сформулированной в начале 80-х годов М. Бернсом, А. Лэффером, Г. Стайном, налоги рассматривались как один из факторов экономического развития и регулирования. При этом отмечалось, что высокий уровень налогообложения отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную деятельность, а это сказывается на базе налогообложения в сторону ее сокращения, что приводит к уменьшению налоговых поступлений.

В нашей стране отношение к налогам было отрицательное. Провозгласив построение первого в мире государства без налогов, социалистическая наука постепенно утвердила положение, согласно которому государство, являясь собственником предприятий, использовало во взаимоотношениях с ними, так называемую систему отчислений в бюджет как нечто отличное от налогов. Соответственно в экономической литературе советского периода вопросы теории налогов не нашли должного отражения. Все сводилось к констатации текущих событий, Советские ученые М, М, Агарков, А, В, Бачурин, Г, Л, Марьяхин, М, И, Пискотин, ГП, Солюс и др, анализируя налоговые системы зарубежных стран, доказывали имманентность налогов при капитализме, а не при социализме, В трудах А, М, Александрова, А, М, Бирмана, Э, А, Вознесенского, В, П, Дьяченко и других исследователей раскрывались отдельные проблемы налогообложения. Налоговая теория в Российской Федерации вновь стала развиваться с начала 90Х годов. Особого внимания заслуживают труды российских экономистов по теории налогов и налогообложения: А, В, Брызгалина, И, В, Горского, Л, П, Павловой, В.Г, Панскова, И, Г, Русаковой, Д.Г. Черника, Т.Ф, Юткиной и др. Экономические преобразования в Российской Федерации требуют системного подхода. Под налоговую реформу должны быть подведены фундаментальные экономические теории. Преобразования в системе налоговых правоотношений требуют не только профессиональных навыков в сборе налоговых платежей: Необходимо понять, какую роль играют налоговые категории в процессе расширенного воспроизводства и каким, образом оптимизировать эту роль. Практика немыслима без теории.

Сущность экономической категории «налог» останется невыраженной, если исследовать ее только с позиций проводимой государством политики. Всестороннее познание всей многогранности экономических процессов и опосредующих их экономических категорий - необходимое условие создания действенного механизма управления этими процессами с учетом существующих базисных реалий. Любой налог должен способствовать достижению равновесия между общественными, корпоративными и личными экономическими интересами и тем самым обеспечивать общественный прогресс.

1) должна быть объективной реальностью, т.е. не зависеть от воли и сознания отдельных людей или групп личностей;

2) выражать реально существующие экономические отношения;

3) иметь специфическое общественное предназначение, которое реализуется в выполняемых функциях.

Рассмотрим перечисленные признаки применительно к категории «налог». Налоги объективно возникают на определенном этапе экономического развития общества. При уплате налогов устанавливаются реальные отношения между государственной властью и корпоративными или индивидуальными собственниками, часть их доходов отчуждается для финансирования общегосударственных потребностей. В последнем и реализуется их общественное предназначение. При этом также осуществляется вмешательство в экономические и социальные процессы. Следовательно, можно заключить, что все три признака имеют место, значит, налог - экономическая категория. Поэтому целесообразно дать определение налога как экономической категории.

Налог - совокупность экономических отношений, складывающихся на базе объективного процесса перераспределения преимущественно денежной формы стоимости ВВП между государством (в лице соответствующих государственных структур), местными органами власти и налогоплательщиками (юридическими и физическими лицами), по поводу принудительно-властного изъятия части их доходов в одностороннем, без эквивалентном, индивидуально безвозвратном порядке в общегосударственное пользование. Это определение налога в широком смысле.

Конкретными формами проявления категории налога выступают виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. В узком смысле (с точки зрения организационно-правовой формы) налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств с целью финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Такое определение зафиксировано в Налоговом кодексе Российской Федерации. Анализ данного определения указывает на следующие признаки налога:

1) обязательный платеж, при уплате которого возникают имущественные отношения между плательщиком и получателем, основанные на властном подчинении первого последнему;

2) индивидуальный платеж налогоплательщик не вправе переложить данную обязанность на других лиц, но может участвовать в налоговых отношениях через законного или уполномоченного представителя;

3) безвозмездный платеж, взимается обязательно в денежной форме.

Налог на прибыль предприятий и организаций - основной вид налога юридических лиц. Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, в том числе бюджетные, представляющие собой юридические лица, независимо от подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы предприятия, их филиалы, а также созданные на территории России предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения, компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств и осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Законодательство «О налоге на прибыль предприятий и организаций» не распространяется на банки, кредитные учреждения в части доходов от осуществления отдельных банковских операций и сделок; предприятия - по доходам страховой деятельности; предприятия любых организационно-правовых форм - в части прибыли, полученной от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции. От других видов деятельности названные предприятия, кроме банков, уплачивают налоги согласно данному закону.

Объектом обложения налогом является валовая прибыль. В этой связи важным моментом является правильное определение затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).

Если предприятие получает доходы в иностранной валюте, то они также подлежат налогообложению в совокупности с выручкой, получаемой в рублях. В этом случае доходы в валюте пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка России на момент поступления доходов на валютный счет.

Налоги с предприятий составляют основную часть налоговых поступлений в государственный и местные бюджеты России. Схему налогообложения предприятий можно представить:

Выручка от реализации продукта

Валовый доход НДС

Валовая (балансовая) прибыль Налог на имущество, местные налоги

Чистый доход (чистая прибыль)

Необлагаемая налогом прибыль Налогооблагаемая часть прибыли

Налог на прибыль, прочие налоги, пени

На исходной стадии процесса распределения формируется валовый доход предприятия. Он образуется за счет получения выручки от реализации продукции, товаров, услуг, от сдачи своего имущества в аренду и др.

Уже на этой стадии предприятие встречается с необходимостью платить налог на добавленную стоимость, если оно не освобождено от этого налога. НДС широко распространен в мире, такой вид налога взимается практически во всех европейских государствах. В России его предшественниками были налог с оборота и налог с продаж. НДС взыскивается с «добавленной стоимости», равной сумме дохода за вычетом затрат рпедприятия на приобретение материалов, полуфабрикатов со стороны. НДС относится к числу косвенных.

Основным объектом налогообложения предприятия является валовая прибыль, из которой взимаются налоги в местный и республиканский бюджет, целевые сборы.

Затем из оставшейся прибыли (чистого дохода) изымается налог на прибыль и другие более мелкие налоги, штрафы, пени.

Налог на прибыль предприятия относится к числу, наиболее употребимых и значимых видов налогов в мировой практике налогообложения. Он обеспечивает сегодня более 30% всех налоговых поступлений в бюджет. Любое государство принуждает предприятие поделится своим чистым доходом. Следует заметить, изымаемая доля дохода весьма значительна и составляет в разных странах от 30 до 60 процентов прибыли. Облагаться налогом может не вся чистая прибыль, а только ее часть, именуемая налогооблагаемой прибылью. Например, часть прибыли предприятия, направляемая на развитие производства, повышение научно-технического потенциала предприятия часто освобождаются от налога на прибыль.

В РФ с 1 января 1996 г. упразднено нормативное налоговое регулирование оплаты труда, так как применявшийся метод увеличивал поступление средств в бюджет, но не регулировал средства на оплату труда. Практика свидетельствует о необходимости более жесткого контроля за расходованием заработной платы, так как ее рост провоцирует рост инфляции. Особенностью расчета налогообложения в России следующая: если фактические расходы на оплату труда не превышают удвоенную нормируемую величину, то превышение облагается по основным ставкам налога на прибыль (32 и 45%), если есть превышение удвоенной нормируемой величины-то по ставке 50%. В целом следует отметить, что в России налогообложение прибыли юридических лиц имеет следующие особенности: ставка налога меняется не в зависимости от суммы, а в зависимости от сферы его деятельности, объект налогообложения не зависит от формы собственности юридического лица.

Налог на имущество продприятия.

Плательщиками этого налога являются предприятия, учреждения (включая банки и кредитные учреждения) и организации, в том числе с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами; их филиалы, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также международные объединения и организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, постоянные представительства и другие обособленные подразделения иностранных фирм, банков и организаций, расположенных на территории РФ.

Объектом налогообложения при установлении налога на имущество предприятий является стоимость основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, находящихся на балансе предприятия в стоимостном выражении. Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия.

Налогом на имущество предприятий не облагаются имущество бюджетных учреждений и организаций, адвокатов; предприятий по производству и хранению сельскохозяйственной продукции; жилищно-коммунального и другого городского хозяйства и т.д.

Ставки налога на имущество предприятий определяются в зависимости от видов их деятельности. Однако предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 1% от налогооблагаемой базы. Не разрешается устанавливать ставку налога для отдельных предприятий.

Исчисляемая сумма налога вносится в виде обязательного платежа в бюджет (республики, края, области) в первоочередном порядке с отнесением на финансовые результаты деятельности предприятия.

В целом в нынешней налоговой системе России центр тяжести перенесен на налогообложение труда и текущих доходов. Думается, однако, что стоимость наколенного богатства не должна определяться при игнорировании его полезности, именно ее, а не учетную стоимость следует рассматривать в качестве объекта налогообложения.

После уплаты предприятиями всех налогов и сборов, образуемых из прибыли в его распоряжении остается так называемая распределяемая (остаточная) прибыль, которую предприятия используют по своему усмотрению.

Налогооблагаемая прибыль уменьшается с учетом льгот, предусмотренным законодательством при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия на суммы:

Направленные на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения при условии полного использования предприятиями сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату;

В размере 30% от капитальных вложений на природоохранительные мероприятия;

Затрат (по нормативам местных органов власти) на содержание находящихся на балансе предприятий объектов здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищные фонды, а также затрат на эти цели при долевом участии;

Взносов на благотворительные цели, в различные фонды социально-культурные и оздоровительные, на восстановление объектов культурного и природного наследия, переквалификацию военнослужащих и другие с учетом установленных ограничений по отношению к облагаемой налогом прибыли.

Особые льготы помимо общих установлены для малых предприятий, не превышающих 200 человек:

Исключаемая из налоговой базы прибыль, которая направляется на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологии, но не более 50% суммы налога, исчисленного по полной ставке;

Освобождение на первые два года работы от уплаты налога на прибыль предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного потребления, строительных ремонтно-строительных и по производству строительных материалов - при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Законом предусмотрены особенности определения прибыли иностранных юридических лиц. Налогообложению подлежит только та часть прибыли иностранного юридического лица, которая получена в связи с деятельностью на территории РФ.

Предприятия, организации и иностранные юридические лица платят налог на прибыль в размере 32%; биржы и брокерские конторы, а также предприятия по прибыли от посреднических операций и сделок - 45%.

Предприятия России помимо налогов на прибыль уплачивают налоги с других видов доходов и прибыли.

Кроме того, предприятия, организации, учреждения, предприниматели, являющиеся юридическими лицами по законодательству РФ, включая созданные на территории России предприятия с иностранными инвестициями, уплачивают налог на пользование автомобильных дорог в размере 0,4% от суммы реализации продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг, заготовительные, торгующие (в том числе организации оптовой торговли) и снабженческо-сбытовые организации в размере 0,03% от оборота.

Важное место в налоговой системе предприятий занимают платежи, связанные с социальным страхованием, обеспечением занятости населения, медицинским страхованием, пенсионным фондом. Так страховой тариф взносов по отношению к начисленной оплате труда по всем источникам предприятий, организаций, учреждений независимо от форм собственности определен в размере 39%, в том числе фонд социального страхования - 5,4%, государственный фонд занятости населения - 2%, обязательное медицинское страхование - 3,6%, в пенсионный фонд для названных работодателей - 28%.

Налогообложение физических лиц, граждан представляет самостоятельную экономическую и социальную проблему. Важнейшими элементами данного налога являются вопросы: распределение налогового бремени между юридическими и физическими лицами, а также вопрос о том, что является объектом налогообложения: доход или прибыль.

Подоходный налог с физических лиц является одним из основных видов прямых налогов и взимается с доходов трудящихся.

Существующий порядок налогообложения физических лиц определяется законом Российской Федерации от 7 декабря 1991 года «О подоходном налоге с физических лиц».

Плательщиками подоходного налога являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации, включая иностранных граждан, так и лиц без гражданства. Объектом налогообложения физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году. На сегодняшний день ставки подоходного налога следующие:

Для лиц, имеющих годовой доход менее 80 тыс. - 12%, 80 -200 тыс. - 20%, более 200 тыс. - 30%.

При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме. Доходы в натуральной форме пересчитываются по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам. Доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются для целей налогообложения в рубли по официальному курсу.

Если физическое лицо получило доход от предпринимательской деятельности, то сумма, облагаемая налогом как физического лица, уменьшается при документальном подтверждении уплаты соответствующего налога.

Законом предусматривается довольно обширный перечень доходов, не подлежащих налогообложению. Так, не подлежат налогообложению государственные пособия по социальному страхованию и по социальному обеспечению (кроме пособий по временной нетрудоспособности), все виды пенсий, стоимость подарков, полученных от предприятий, учреждений и организаций в течение года в виде вещей или услуг, не превышающая сумму двенадцатикратного размера минимальной месячной оплаты труда.

Совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, уменьшается также на суммы расходов на содержание детей и иждивенцев. Не облагаются налогом суммы, полученные физическими лицами и перечисленные ими на благотворительные цели.

Работающие граждане, кроме подоходного налога, платят еще 1% от зарплаты в пенсионный фонд. Определение совокупного годового дохода осуществляется на основе декларации, заполняемой самостоятельно физическим лицом и представляемой налоговому органу по месту постоянного жительства не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Действующая в России система личного подоходного налогообложения на следующих положениях:

· источник налогообложения может быть любой, если оп базируется на законодательстве России;

· налогообложение доходов граждан от предпринимательской деятельности осуществляется по той же шкале, что и налогообложение других доходов физических лиц;

· предусмотрен ряд налоговых льгот (в облагаемый доход не включаются пособия, пенсии, алименты);

· личный подоходный налог взимается по прогрессивной шкале.

Налог на прибыль с предприятий и подоходный налог с физических лиц являются регулирующими доходными источниками, суммы отчислений по ним зачисляются непосредственно в республиканский бюджет, краевые, областные и бюджеты других уровней в размерах, определяемых при утверждении республиканского бюджета в составе России и бюджетов других уровней.

Акцизы являются косвенным налогом, включенным в цену товара, и оплачивается покупателем. Акцизы, как налог на добавленную стоимость, введены в действие с 1 января 1992 года при одновременной отмене налога с оборота и налога с продаж.

Объектом налогообложения является оборот (стоимость) подакцизных товаров собственного производства, реализуемых по отпускным ценам, включающим акциз. К числу таких товаров, подлежащих обложению акцизами, относятся: винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, грузовые автомобили емкостью до 25 т., ювелирные изделия, бриллианты, изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи. Сумма акциза учитывается в базе обложения налогом на добавленную стоимость.

Отдельные товары акцизами не облагаются.

Ставки акцизов утверждаются правительством Российской Федерации и являются едиными на всей территории России.

К федеральным налогам также относятся: налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды на основе соответствующих актов; гербовый сбор; государственная пошлина; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

Федеральные налоги, размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок их зачисления в бюджет или во внебюджетный фонд регламентируются законодательными актами РФ и действуют на всей территории России.

К налогам республик в составе России, краев, областей и округов относятся следующие: налог на имущество предприятий. Суммы платежей по этому налогу равными долями зачисляются в республиканский бюджет и бюджеты других уровней по месту нахождения плательщика; лесной доход; плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.

К этой группе налогов относятся республиканские платежи за пользование природными ресурсами.

Перечисленные налоги устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются по всей ее территории, а конкретные ставки этих налогов определяются законами республик в составе России или решениями органов государственной власти краев и областей. Некоторые дополнительные налоги могут вводиться по усмотрению самих субъектов РФ.

К местным налогам относятся:

Налог на имущество физических лиц. Сумма платежей по этому налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения;

Земельный налог.;

Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации;

Налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; курортный сбор;

Сбор за право торговли. Этот сбор устанавливается местными органами власти и уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента и полностью зачисляется в соответствующий бюджет;

Целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм на содержание милиции, на благоустройство территорий и другие цели.

Ставки устанавливаются соответствующими органами государственной власти. При этом годовые ставки сборов с физических и юридических лиц имеют определенные ограничения;

Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров. Налог уплачивают юридические и физические лица, перепродающие указанные товары, по ставке, не превышающей 10% суммы сделки;

Сбор с владельцев собак. Сбор вносят физические лица, имеющие в городах собак;

Лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями.

Сбор за право использования местной символики. Сбор вносят производители продукции, на которой использована местная символика (гербы, виды городов, исторических памятников), в размере, не превышающем 0,5% стоимости реализуемой продукции;

Сбор со сделок, совершаемых на биржах (за исключением законодательно оформленных операций с ценными бумагами). Сбор вносят участники сделки в размере не более 0,1% суммы сделки;

· сбор за уборку территории населенных пунктов.

К этой группе налогов относятся и вновь введенные налоги на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы (1,5% от стоимости работ и услуг) и налог на нужды образования. (1% фонда оплаты труда).

Большинство местных налогов устанавливается законодательными актами РФ и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки налогов определяются законодательными актами республик или решением органов государственной власти краев, областей и т.д.

Отдельные из местных налогов могут вводиться региональными и городскими органами власти и зачисляются в местные бюджеты.

Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

Работники своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

Хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

За счет налогов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта налогообложения является валовой внутренний продукт. Валовой внутренний продукт образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе: оплата труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доход государства (налоги в бюджет, а социальные отчисления – во внебюджетные фонды). Образованием первичных денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения валового внутреннего продукта. Он продолжается в распределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства: от работников – в форме подоходного налога (НДФЛ), от хозяйствующих субъектов – в форме налога на прибыль организаций и других налоговых платежей и сборов, относимых на финансовые результаты или уплачиваемых из прибыли (после уплаты налога на прибыль).

Под налогом понимается обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Главной отличительной чертой налога от других платежей является односторонний характер его установления. Он взимается в целях покрытия общественно полезных потребностей и поэтому является индивидуально безвозмездным. Уплата налога не порождает встречной обязанности государства в пользу конкретного налогоплательщика.

Налог взимается на условиях безвозмездности. Возврат налога возможен в случае его переплаты или в качестве льгот, поскольку эти случаи определяются государством в одностороннем порядке.

Налог выступает средством упорядочения финансовых отношений налогоплательщика и государства. Он указывает налогоплательщику меру его обязанностей, а государственному органу – налоговой службе – меру дозволенного поведения по защите прав налогоплательщиков - как собственников своих доходов. Облагая собственность, государство распространяет свои права на обложение доходов, полученных в связи с деятельностью на территории этого государства, на имущество, находящееся на его территории и на товарный спрос, возникающий на его территории.


Налоги и налоговая система - это не только источник бюджетных поступлений, но и структурные важнейшие элементы экономики рыночного типа. Очевидно, что без формирования рациональной налоговой системы, не угнетающей предпринимательскую деятельность и позволяющей проводить эффективную бюджетную политику, невозможны полноценные преобразования экономики России.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. (НК РФ ст. 8)

Существование налогов экономически оправдано существованием самого государства. Налоги - это экономическая база содержания государственного аппарата, армии, непроизводственной сферы.

Платить налоги обязаны все. Однако это не значит, что те, кто их уплачивает, получает что-либо взамен. Как правило, выплаты эти не только обязательны, но и принудительны и безвозмездны. Но налоги необходимы: с помощью налогов государство воздействует на многие, в том числе и экономические процессы. Они помогают поощрять или сдерживать определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. И хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни правительство существовать не могут.

Первоначально роль налогов сводилась только к реализации фискальных полномочий. В дальнейшем, с усложнением экономической деятельности и возникновением необходимости государственного регулирования, у государства появляются специфические, экономические функции. Поэтому способы воздействия налогов на экономическую жизнь постепенно дифференцировались более разносторонне. Налоги сегодня являются главным инструментом перераспределения доходов и финансовых ресурсов. Такое перераспределение осуществляют государственные органы в целях обеспечения денежными средствами те сферы экономики, организации и граждан, которые не в состоянии обеспечить потребность в ресурсах из собственных источников. Другими словами, налоговое регулирование доходов ставит основной задачей сосредоточения в руках государства денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития страны, региона или отрасли.

Таким образом, с юридической точки зрения налоговые отношения представляют собой систему специфических обязательств, в которых одной стороной является государство, а другой субъект налогообложения (юридические или физические лица). С экономической точки зрения налоги представляют собой инструмент фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макро уровне. Соответственно, можно выделить два направления регулирующей деятельности государства в области налогообложения. Одно из них заключается в аккумулировании налоговых платежей и формировании доходной части бюджета с целью выполнения государством задач по реализации общественных потребностей (фискальная функция государства в сфере налогообложения). Другое - в стимулировании (де стимулировании) посредствам налоговых рычагов определенных видов экономической деятельности или отраслей экономики (регулирующая функция государства в сфере налогообложения).

С точки зрения формирования бюджетов (федерального, субъектов федерации и местных), налоги - есть необходимая экономическая составляющая, обеспечивающая решение задач (функций), возлагаемых на государство, а именно:

Удовлетворение общественных потребностей на содержа­ние аппарата управления, органов безопасности, обороны, пра­вопорядка, решение социальных проблем и т. д.;

Регулирование экономической деятельности субъектов хозяйствования и развитие инфраструктуры;

Решение вопросов освоения новых технологий, программ и производств;

Обеспечение международных договорных обязательств и т. д.

С появлением на земле первых государственных образований возникла необходимость в формировании материальных и финансовых источников их содержания и развития. Для этого использовались самые разные формы извлечения средств: обложение собственного и покоренного народов непосильной данью (экономическое закабаление); контрибуции; домены; регалии и т.д. Самым надежным и постоянным источником пополнения казны, за счет которого и содержалось само государство, стоящее на страже защиты интересов общества, являлась дань, размер которой в разные времена и в разных местах устанавливался в зависимости от политической и социально-экономической ситуации, складывающейся в обществе. Дань стала одной из первых форм налога Фишер С., Дорнбуш Р., Шмадензи Р. «Экономика» М.: «Дело» , 2003г..

Вся дальнейшая история налогообложения показывает, что налоги являются важнейшим и постоянным источником финансового и материального обеспечения государства.

Становясь выразителем интересов общества, государство формирует экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие направления внешней и внутренней политики, которые в условиях гражданского общества превращаются в направления его деятельности и соответственно функциональные обязанности. Для осуществления своих функций государство должно обладать правом собственности на часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в обществе за определенный период. В современных условиях это право закреплено в конституциях многих стран. На основе этого разрабатываются и принимаются законы по конкретным видам налогов, где излагаются формы и методы исчисления, а также уплаты плательщиками налогов, сборов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды государства.

Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде обязательного взноса составляет сущность налога. Проявляется она в отношениях, складывающихся у государства с налогоплательщиками, которые характеризуются как денежные отношения, возникающие по поводу уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.

Юридические и физические лица, являющиеся участниками процесса производства ВВП, в соответствии со ст. 57 Конституции РФ определены в качестве плательщиков налогов и сборов.

«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», - подчеркивал К. Маркс. Объективность такой взаимосвязи (взаимной зависимости государства и налогов) доказывается и тем, что по мере развития общества и государства произошли изменения и в самом налогообложении. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться, поскольку государству нужны были дополнительные средства для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий, рынков сырья и сбыт готовой продукции Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. -М.Финансы и статистика, 2005.

С изменением роли и значения налогов в экономической системе общества произошла эволюция во взглядах и на саму природу налога. В XVIII в. преобладало мнение о том, что налог - это плата (цена) за оказываемые государством услуги своим гражданам. В XIX в. налог считался пожертвованием индивидуума в интересах государства. В XX в. основной была точка зрения о том, что налог - это принудительный взнос (сбор), взимаемый государством, который идет на покрытие общегосударственных потребностей на основе изданного закона Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. Учебник.-М.:ИНФРА-М.: 2005 г..

НК РФ (п. 1 ст. 8) определяет налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Данное определение содержит следующие признаки налога:

Обязательность - все налогоплательщики должны уплачивать законно установленные налоги и сборы;

Индивидуальная безвозмездность - взамен уплаты налога плательщики не получают со стороны государства какие-либо блага, носящие индивидуальный характер;

Уплата в денежной форме - уплата налогов в натуральной или другой форме, отличной от денежной, осуществлена быть не может;

Цель взимания налога - финансовое обеспечение расходов, осуществляемых государством в процессе своей деятельности.

Налог - категория комплексная, которая имеет экономическое и юридическое значения. Рассматривая категорию «налог» с экономической точки зрения, выделить его из состава других государственных изъятий и установить его отличие от сборов, пошлин и платежей достаточно сложно. Поэтому при определении экономической природы налога важнейшим критерием являются его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной системе общества. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Однако на практике решающее значение при определении категории «налог» приобретает именно его правовая интерпретация. Научное толкование содержания категории «налог» способствует правильному установлению норм и правил налогового законодательства страны, ограничивающих право плательщика на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными формами проявления категории «налог» являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

В настоящее время преобладает взгляд на налог как на способ реализации преимущественно фискальных интересов государства. Налог обычно рассматривают как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в соответствии с законом. Некоторые авторы при определении налога акцентируют внимание на факте отчуждения собственности в пользу государства. Схожий подход реализован в НК РФ, где налогом является безвозмездный платеж, взимаемый с лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежными средствами Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. -М.Финансы и статистика, 2005.

Отчуждение собственности в результате налоговых отношений происходит в денежной форме, однако при этом отчуждается не вещественная форма имущества и не любые денежные средства, а часть денежного дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обложению налогом или иной собственности, которая служит основой экономических отношений.

Исходя из вышеизложенного, следует сказать, что категория «налог» представляет собой систему налоговых отношений, возникающих между налогоплательщиками, с одной стороны, и центральными, региональными или местными органами власти - с другой, по поводу перераспределения части дохода собственника, обособленного от государства.