Можно ли отказаться от центрального отопления в многоквартирном доме? Индивидуальное отопление в квартире.

Центральное отопление – одно из «благ», которыми оборудованы квартиры. Вот только не всегда такая отопительная система работает хорошо. Жильцы многоэтажных домов часто жалуются на низкое качество отопления – даже в холодное время года, когда радиаторы, казалось бы, должны дарить столь необходимое тепло, батареи могут быть чуть-чуть теплыми.

И в такой ситуации у владельца квартиры возникает естественное желание отключиться от центрального отопления. Не имеет смысла платить немалые деньги за услугу, которую не получаешь. Гораздо проще установить автономную систему.

Вот только насколько легко это сделать?

Разрешено ли отключение от центрального отопления действующим законодательством? Попробуем разобраться.

Юридическая сторона вопроса

Сразу следует отметить, что отключение от центрального отопления закон не запрещает. Однако, в реальности получить подобное разрешение довольно проблематично: необходимо урегулировать значительное количество спорных моментов и подготовить внушительный пакет документации.

Прежде чем приступить к сбору документов, необходимо ознакомится с главой №4 ЖК РФ. Именно в ней прописаны основные аспекты, касающиеся отказа от центрального отопления.

Также в главе затронут вопрос изменения отопительного контура – а они при отключении просто неизбежны.

Какие документы могут потребоваться для отключения:

  • Заявление в соответствующую организацию.
  • Документы, подтверждающие право владения квартирой.
  • Письменное согласие всех совершеннолетних жильцов квартиры.
  • Технический паспорт – при этом внимательно изучите третью страницу данного документа. Именно она описывает все особенности отопления в квартире.
  • Заключение, подтверждающее возможность отключения и переоборудования отопительного контура.
  • Проект переоборудования – его придется заказывать в специализирующейся компании. То есть, профессионалы тщательно изучат все возможности переоборудования отопления в квартире и подберут такую систему, которая не повлияет на отопление в соседних квартирах.

Правила отключения от центрального отопления в некоторых случаях предполагают обязательное разрешение на это всех жильцов дома.

В частности, такое разрешение понадобится в случае, если все элементы отопительной системы являются собственностью дома.

Другими словами, нельзя отключиться, не заручившись согласием жильцов, если дом принадлежит определенным собственникам, компании. Это подробно прописано в статье 36 ЖК РФ. Согласно ему, все коммуникации, в том числе и отопление, принадлежат дома и в единоличном порядке решить вопрос отключения нельзя, поскольку сокращается имущество ома.

Однако, если дом не имеет собственника, то согласие соседей на отключение вам не потребуется.

Важно: даже если вы отключитесь от централизованного отопления, в квартире останутся стояки. Демонтировать их невозможно. А значит, придется все же регулярно оплачивать так называемое остаточное отопление.

Следует запомнить простую вещь: как бы вы не хотели, но самовольное отключение от центрального отопления невозможно. Придется потратить много времени на получение численных разрешений.

Техническая сторона

Наиболее простым решением, к которому и прибегают все сумевшие добиться разрешения на отключение, является обрезание батарей.

В таком случае в квартире останется лишь труба (или трубы), по которой теплоноситель поставляется в остальные квартиры стояка. Избавится от них невозможно: в таком случае вы лишите теплообеспечения часть дома. И, как уже было сказано ранее, за тепло, которое отдается в помещение этими трубами, все-же придется платить.

Конечно, можно их изолировать: то есть, покрыть минеральной ватой и спрятать в короб из гипсокартона. Но в таком случае необходима комиссия, которая подтвердит полную изоляцию трубы.

Так выглядит обрезание радиаторов

Отключение от центрального отопления в России, следуя действующему законодательству, должно производиться только специалистами. Самостоятельные работ по обрезанию батарей могут иметь печальные последствия. Дело в том, что мастера приступают к работам, только полностью ознакомившись со схемой отопительной системы всего дома. И работы проводятся таким образом, чтобы отопительная система в других квартирах не утратила своей функциональности.

Наиболее простым и «безболезненным» будет отрезание всего подъезда. Но такое решение должно быт принято всеми жильцами. В таком случае технически это делается довольно просто, и за остаточное отопление платить не придется никому. Как правило, подобная ситуация бывает в небольших домах (до 5 этажей).

Сложности и важные нюансы

Отказ от центрального отопления влечет за собой значительное количество осложнений именно с юридической стороны. Дело в том, что в законе есть довольно много противоречивых актов.

Например, законом не запрещено устанавливать отопительные котлы в квартире (есть даже перечень требований, которым должен соответствовать устанавливаемый котел), допускается отключение от центрального отопления. Но при этом в ФЗ 190 «О теплоснабжении» переход на индивидуальное отопление запрещен.

Вывод

Сегодня многие жильцы недовольны качеством центрального отопления, поэтому единственным способом создать атмосферу тепла и уюта в доме они видят создание индивидуальной отопительной системы. И многие задают вопрос «имеют ли право отключиться от центрального отопления»? Теоретически – да. Но практика показывает, что власти крайне неохотно идут на отключение – государству это просто не выгодно. А потому находится довольно много оснований для отказа.

Помните самое главное : нельзя делать что-то самовольно, консультируйтесь с юристом. Пример того, как люди боролись с ЖКХ в Донецке, смотрите на видео ниже.


Надеемся, что наш материал был для вас полезен. Будем благодарны, если поделитесь им в социальных сетях.

Хорошего вам дня!

Всё чаще жильцы многоэтажных домов хотят отключиться от центрального отопления в пользу автономного обогрева квартиры.

Причина этого — чрезмерная стоимость коммунальных услуг, хотя качество этому не соответствует. По этой причине важно рассмотреть законные методы перехода на автономный обогрев помещения для жильцов многоквартирных домов.

Отключение от центрального отопления в многоквартирном доме: как отказаться?

Действующая законодательная база не накладывает никакого запрета на переход жильцов многоэтажек на индивидуальное отопление.

Перед отключением квартиры от центрального обогрева собственник квартиры проходит ряд юридических преград.

Установка автономки не может обойтись без учёта особенностей благоустройства и систем коммуникаций жилого дома . Отопление дома представляет собой единое целое, где все составляющие важны. При отключении от сети одной квартиры происходит нарушение работы технического комплекса, что приводит к отключению отопления в доме. Поэтому для отсоединения квартиры переделывается сеть отопления здания.

Отопительная сеть многоэтажек — общее имущество жильцов дома. Перед установкой автономного обогрева решается вопрос о переделке отопительной сети здания. Для этого созывается собрание всех жильцов. Это условие прямо прописано в ЖК РФ.

Согласно 36 статьи ЖК РФ , через отключение одного помещения дома от общей отопительной сети происходить уменьшение объёма совместной домовой собственности. Тут без голосования с жильцами не обойтись.

Закон запрещает самостоятельное отключение от систем отопления. Процесс демонтажа и последующей установки отопления производится профессионалами на основе общего решения жильцов дома.

Когда разрешение жильцов на отказ от централизованного отопления не нужно?

Если части общедомовой отопительной системы не были определены в качестве общей собственности жильцов дома, получение разрешения жильцов на отключение квартиры от отопительной сети не требуется.

Но даже в такой ситуации закон запрещает самовольную установку автономного отопления , для этого требуется получить разрешение государственных контролирующих органов.

Любые вмешательства в столь сложную инженерную сеть производятся строго по проекту . В третьем разделе технического паспорта многоквартирного дома содержатся данные об отопительной сети. Изменения, затрагивающие эти коммуникации, вносятся в техпаспорт, так как, с точки зрения действующего законодательства, это будет считаться переоборудованием.

Легче отключиться от центральных коммуникаций, если все жильцы готовы пойти на этот шаг. В этом случае проводятся общие работы по реконструкции теплового контура. Для выполнения этих работ оформляется проектно-техническая документация, соответствующая требованиями закона. Кроме того, не стоит забывать и о получении разрешения жильцов дома.

Необходимые документы

В 26 статье ЖК РФ указано , что каждый хозяин квартиры в многоквартирном комплексе имеет право на отключение от центральных коммуникаций. Для этого в контролирующие органы подаётся следующий перечень документов:

  • составленное в произвольной форме заявление;
  • техпаспорт на квартиру;

Фото 1. Образец технического паспорта на квартиру. Указывается схема помещения и его характеристики.

  • документы, подтверждающие право собственности на недвижимое имущество;
  • письменное согласие, всех проживающих в квартире людей;
  • экспертное заключение о технической возможности переоборудования.

К этому перечню бумаг также прикладывается проектная документация по переустройству. Проект разрабатывается экспертами и согласовывается с контролирующими органами.

Проект для переустройства отопительной системы в квартире

Проектная документация по переустройству — это технические бумаги, которые самостоятельно не составить. Без помощи специалистов тут не обойтись. В основе технического проекта лежат расчёты, демонстрирующие влияние составляющих системы отопления, расположенной внутри отсоединяемого жилого помещения, на общую работу всей отопительной структуры.

А также выполняются:

  • расчёты по теплогидравлике;
  • вычисления остаточного обогрева от стояка и лежаков.

Если по результатам расчётов будет установлена возможность отключения, готовый проект направляется на согласование в госинстанции.

Справка. Если изменения в коммуникациях будут негативным образом отражаться на качестве отопления в других квартирах, то проект не пройдёт процедуру согласования.

Вам также будет интересно:

Возможные сложности

Законная процедура отключения жилого здания от централизованной отопительной коммуникации — простой процесс, чего нельзя сказать об отключении отдельной квартиры. Люди сталкиваются с рядом проблем.

Такие сложности прямо связаны с ФЗ-190 , регламентирующего теплоснабжение жилых зданий.

Закон запрещает переход на индивидуальную систему отопления квартиры. Это основная причина отказа гражданам.

Разрешение получить всё же реально, так как это законодательное положение не запрещает установку индивидуального котла для отопления. В документ, разрешающий переоборудование квартиры, вносится информация о типе и модели котла.

Контролирующие органы не будут препятствовать установке котла, если он будет полностью соответствовать требованиям закона.

Внимание! Рассчитывать на скорое оформление документов нет смысла, процесс может затянуться на долгие месяцы. Это связано с существующими техническими и законодательными преградами. Начиная с 2011 года стало сложно отключить на законных основаниях квартиру от отопительных коммуникаций.

Как отрезаться от системы: технические аспекты. Возможно ли отключить всё самому

После того как будет получена вся разрешительная документация, происходит переход к реализации задуманного. Демонтаж элементов общей системы отопления в квартире производится опытными мастерами. В этом случае лучше не экономить, что поможет минимизировать различные риски. Как только будет снята старая система, начинается установка автономного отопления.

Эта техническая задача не вызывает проблем, но при этом помните о некоторых особенностях, связанных с установкой котла и радиаторов в квартирах:

  • В квартирах многоквартирных жилых комплексов за основу системы отопления берётся настенный газовый котёл. Котёл размещается выше отопительных радиаторов.

Фото 2. Настенный газовый котёл, установленный на кухне. Прибор служит основой автономного отопления квартиры.

  • Циркуляция воды в системе обеспечивается насосом, который уже установлен в котёл.
  • Котёл, соответствующий законодательным требованиям, оснащается отдельной камерой сгорания, а также системами безопасности. Давление в такой системе не превышает 1 Мпа , а температура воды не переходит граничный показатель в 95 °C.
  • Рекомендуется использовать отопительные радиаторы из алюминия. Такие батареи отличаются высокой надёжностью, а также теплоотдачей. Вся система трубопроводов выполняется из пластика, что гарантирует высокую надёжность и долговечность всей сети.
  • Разводка труб делается исходя из особенностей конкретной квартиры . Рациональное техническое решение — однотрубная разводка с параллельно подключёнными радиаторами отопления. Лучевой способ разводки хоть и является оптимальным, с эксплуатационной точки зрения, но воплощение ограничено высотой потолков в квартирах, ведь для реализации этого метода потребуется поднять уровень пола.

Здравствуйте. Да права

Сделал небольшую подборку, которая могла бы помочь ТСО на законных основаниях отказать «автономщикам» или составить письмо местной администрации с разъяснением населению отказа от ЦТ. Потребитель становится всё больше юридически подкованным, активно привлекает надзорные органы, в том числе прокуратуру. Теплоснабжающим организациям, соответственно, требуется более «тонко» подходить к клиенту для отстаивания своих интересов.

Федеральный закон № 190 «О теплоснабжении», регулирует всю систему взаимоотношений в теплоснабжении и направленный на обеспечение устойчивого и надежного снабжения тепловой энергией потребителей. Пункт 15 статьи 14 закона гласит: «Запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.».

Вышеуказанная статья вступила в законную силу с 01 января 2011 года, а перечень запрещенных к использованию индивидуальных квартирных источников тепловой энергии был утвержден в апреле 2012 года (п. 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных Постановление Правительства РФ от 15.04.2012 № 307).

Если схема теплоснабжения в муниципалитете уже утверждены, то скорее всего данной схеме определен Перечень домов, где возможно переключение на индивидуальное отопление (но там также должен соблюдаться порядок отключения, см. ниже). Соответственно, всем жителям домов, не входящих в перечень пишем отказ.

То есть на этапе разработки схем теплоснабжения, публичных слушаниях ТСО должно активно отстаивать свои интересы.

Также необходимо учитывать, что ежегодно будет проводиться актуализация этих схем. В настоящее время утверждены правила подключения к системам теплоснабжения постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» и требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 года №154. Согласно этим правовым актам актуализация схемы теплоснабжения муниципального образования проводится ежегодно, о чем будет извещено через средства массовой информации. В срок до 1 марта 2014 года будут приниматься предложения и замечания теплоснабжающих и теплосетевых организаций и иных инстанций (то есть активные граждане смогут внести свои предложения) по актуализации схемы теплоснабжения города, в том числе, по формированию перечня по переключению домов с центрального теплоснабжения на отопление с использованием индивидуальных источников теплоснабжения.

Отказ от централизованного отопления представляет собой как минимум процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт. В соответствии со статьей 25 Жилищного кодекса РФ такие действия именуются переустройством жилого помещения (жилого дома, квартиры, комнаты), порядок проведения которого регулируется как главой 4 ЖК РФ, так и положениями Градостроительного кодекса РФ о реконструкции внутридомовой системы отопления (то есть получении проекта реконструкции, разрешения на реконструкцию, акта ввода в эксплуатацию и т.п.).

В соответствии с частью 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170 (далее – Правила), замена нагревательного оборудования является переустройством жилого помещения.
Частью 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что переустройство жилого помещения производится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Согласно п. 1.7.2 Правил, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.

Приборы отопления служат частью отопительной системы жилого дома, их демонтаж без соответствующего разрешения уполномоченных органов и технического проекта, может привести к нарушению порядка теплоснабжения многоквартирного дома. То есть, если с момента постройки многоквартирный дом рассчитан на централизованное теплоснабжение, то установка индивидуального отопления в квартирах нарушает существующую внутридомовую схему подачи тепла.

Переустройство помещения осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления, на территории которого расположено жилое помещение по заявлению о переустройстве жилого помещения. Форма такого заявления утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 № 266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения».

Одновременно с указанным заявлением представляются документы, определенные в статье 26 Жилищного кодекса РФ, в том числе подготовленные и оформленные проект и техническая документация установки автономной системы теплоснабжения (автономный источник теплоснабжения может быть электрическим, газовым и т.п.). Данный проект выполняется организацией, имеющей свидетельство о допуске к выполнению такого вида работ, которое выдается саморегулируемыми организациями в строительной отрасли.
Также хотелось бы подчеркнуть, что при установке в жилом помещении отопительного оборудования его качественные характеристики должны подтверждаться санитарно-эпидемиологическим заключением, пожарным сертификатом, разрешением Ростехнадзора и сертификатом соответствия.

Поскольку внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, а уменьшение его размеров, в том числе и путем реконструкции системы отопления посредством переноса стояков, радиаторов и т.п. хотя бы в одной квартире, возможно только с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).

То есть для оснащения квартиры индивидуальным источником тепловой энергии желающим, кроме согласования этого вопроса с органами местного самоуправления, необходимо также получение на это переустройство согласия всех собственников жилья в многоквартирном доме.

Отсутствие всех вышеперечисленных документов может трактоваться как самовольное отключение от централизованного теплоснабжения.

Самовольная реконструкция систем теплопотребления - это не что иное, как разрегулировка сетей и внутренних систем всего многоквартирного жилого дома. Эти работы могут привести к нарушению гидравлики, неправильному распределению тепла, перегреву или недогреву помещений, и, в конечном итоге, к нарушению прав других потребителей тепловых услуг.

Перевод на автономное отопление отдельно взятой квартиры в многоквартирном доме приводит к изменению теплового баланса дома и нарушению работы инженерной системы дома, к значительному увеличению расхода газа, на что существующие газовые трубы (их сечение) не рассчитаны. Кроме этого при отключении основной доли потребителей в многоквартирных домах увеличивается резерв мощности котельной, что негативно сказывается на работе теплоснабжающей организации и на предоставлении услуг теплоснабжения остальным потребителям (например, следует рост тарифа для остальных потребителей, что ущемляет их права).

Согласно действующим строительным нормам и правилам (СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», п.7.3.7) применение систем поквартирного теплоснабжения может быть предусмотрено только во вновь возводимых зданиях, которые изначально проектируются под установку индивидуальных теплогенераторов в каждой квартире. Допускается перевод существующих многоквартирных жилых домов на поквартирное теплоснабжение от индивидуальных теплогенераторов с закрытыми камерами сгорания на природном газе при полной проектной реконструкции инженерных систем дома, а именно:

Общей системы теплоснабжения дома;
общей системы газоснабжения дома, в т.ч. внутридомового газового оборудования, газового ввода;
системы дымоудаления и подвода воздуха для горения газа.
Кроме того, для установки теплогенератора объем кухни квартиры должен быть не менее 15 куб. м.

Кроме того, демонтаж приборов отопления не свидетельствует о том, что тепловая энергия гражданами не потреблялась, поскольку энергия передавалась в дом, где распределялась через транзитные стояки по квартирам и общим помещениям дома, тем самым отапливая весь дом.

Собственниками помещений многоквартирного дома, перешедшими с централизованного отопления на индивидуальное, оплачивается только собственное потребление. Однако, жилищное законодательство (статьи 30 и 39 Жилищного Кодекса Российской Федерации) не освобождает граждан, отключившихся от центрального отопления, от оплаты за тепловые потери системы отопления многоквартирного дома и расход тепловой энергии на общедомовые нужды.

Учитывая вышеизложенные факты отказ от централизованного теплоснабжения и переход на автономное теплоснабжение, возможен и целесообразен только для многоквартирного дома в целом, но тогда соответствующее решение должны принять собственники помещений МКД, разработать проект реконструкции внутренних инженерных систем, согласовать его с соответствующими службами. Для этого необходимо провести собрание собственников жилых помещений, на котором принять решение о переводе всех квартир дома на индивидуальное теплоснабжение с отключением от централизованного теплоснабжения, определить источник финансирования данных работ, в том числе проектных.
Просьба помочь обосновать этот пункт

В соответствии с СП 41-108-2004 забор воздуха для горения должен производиться непосредственно снаружи здания воздуховодами. Устройство дымоотводов от каждого теплогенератора индивидуально через фасадную стену многоэтажного жилого здания запрещается.

Учитывая данные факты, установка газовых теплогенераторов для теплоснабжения возможна только во всех помещениях многоквартирного дома, с обеспечением принудительной подачи (циркуляцией воды) в контуры отопления и горячего водоснабжения.

В случае имеющейся возможности установки индивидуального газового отопительного оборудования, на общем собрании собственников помещений принимается решение о переводе всех квартир дома на индивидуальное отопление, органами местного самоуправления издается постановление о переводе всех квартир дома на индивидуальное отопление, а управляющими компаниями, ТСЖ и другими балансодержателями многоквартирных домов должен выполняться расчет пропускной способности подводящих и внутренних газопроводов и разрабатывается откорректированный проект газоснабжения жилого дома в целом.

Следует отметить, что отключение от централизованного теплоснабжения многоквартирного дома невозможно в случае возникновения серьезных нарушений в схеме теплоснабжения муниципального образования, возникших при отключении многоквартирного дома от централизованного теплоснабжения. Данное заключение может дать местная теплоснабжающая организация.

Также массовая установка индивидуальных котлов не может быть разрешена там, где диаметр газовых труб рассчитан только на подключение кухонных плит, так как просто не хватит давления газа. -Согласно гидравлическим расчетам, котел потребляет газа больше, чем газовая колонка или плита, так как он значительный период времени работает в постоянном режиме, рассчитанном на обогрев квартиры и на подачу горячей воды.

В заключение хотелось бы еще раз обратить внимание на то, что нормы действующего законодательства достаточно подробно регулируют процедуру отказа от централизованного отопления жилого помещения, а также правовые последствия несоблюдения потребителями установленных законом требований к ее проведению.

Просьба покритиковать / дополнить в комментариях.

P.S. в данном материале никак не рассматриваются вопросы преимущетсв/недостаток централизованного и децентрализованного теплоснабжения, все кто хочет поспорить на эту тему могут сделать это на специально созданной странице в Энциклопедии теплоснабжения в категории Холивар по ссылке
rosteplo.ru/w/Централизованное теплоснабжение vs децентрализованное
Яндекс.Директ

Согласие теплосетей на отключение квартиры в МКД от централизованного теплоснабжения не требуется. На это указал Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая жалобу по делу об аннулировании разрешения на переустройство: местная администрация разрешила собственнику квартиры в МКД демонтировать батареи центрального отопления и установить вместо них электрообогреватели, а городские теплосети, потерявшие клиента, пытались оспорить это разрешение в арбитражном суде (определение ВС РФ от 20 ноября 2017 г. № 302-КГ17-17007).

Свое недовольство теплосети обосновывали следующими доводами:

  • батареи этой отдельной квартиры являются частью общедомовой системы отопления. Когда собственник этой квартиры снес батареи, он тем самым уменьшил состав общего имущества МКД. А уменьшать это имущество можно только с согласия всех собственников помещений в МКД. Однако этот документ при согласовании переустройства не представлялся;
  • спорная реконструкция системы отопления может нарушить теплогидравлический режим здания в целом и тепловой режим соседних помещений. Из-за чего теплосети не могут обеспечить качественное оказание коммунальной услуги по поставке тепла собственникам смежных квартир;
  • при разработке спорного проекта переустройства не было учтено, что суммарная мощность отопительных приборов должна быть равна или больше, чем теплопотери (во избежание снижения температуры внутреннего воздуха в соседних помещениях). Кроме того, проект подготовлен без получения технических условий, без согласования с энергоснабжающей организацией и энергонадзором. Значит, проект не соответствует требованиям законодательства;
  • на самом деле – фактически – собственник переустроенной квартиры продолжает пользоваться центральным отоплением (за счет теплоотдачи от смежных помещений, а также от магистральных трубопроводов теплоснабжения (стояков), проходящих через спорную квартиру. А денег не платит. Этим он нарушает права и законные интересы теплосетей, которые несут убытки в виде неполученных доходов, которые они могли бы получить при сохранении централизованного теплоснабжения спорной квартиры.

Суды всех трех инстанций встали на сторону местной администрации, и вот почему:

  • закон разрешает переводить квартиру в МКД на автономное отопление, при условии оформления переустройства жилого помещения. устанавливает закрытый перечень документов, который необходимо предоставить для согласования переустройства, и документа о согласии всех остальных собственников в этом перечне нет. Поэтому местная администрация и не могла бы отказать в перепланировке по этому основанию. А главное – батареи в спорной квартире не относятся к общему имуществу МКД, потому что они не обслуживают более одной квартиры и не находятся за пределами квартиры. И не важно, что на этих батареях нет отключающих устройств;
  • теплосети не смогли доказать, что спорное переоборудование системы отопления привело к нарушениям в работе инженерных систем и что демонтаж батарей в спорной квартире не позволяет теплосетям обеспечить качественную поставку тепла в соседние помещения. Кроме того, никто из соседей на холод не жаловался – в деле нет сведений об обращениях жителей дома о нарушениях теплового режима;
  • согласования проекта переустройства с энергонадзором и электросетями и не требуется. и , на которые сослались теплосети, не распространяются на установку отопительных приборов в жилых помещениях. В то же время разработчик проекта переустройства (специализированная организация) уверяет, что технические решения, принятые в проекте, соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных норм, действующих на территории РФ, и обеспечивают безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта при соблюдении предусмотренных рабочими чертежами мероприятий. Обратного не доказано;
  • теплосети не смогли доказать, что в спорной квартире сохраняется неоплаченное остаточное теплопотребление от плохо изолированных стояков отопления, межквартирных перегородок и плит-перекрытий. Кроме того, в доме стоит общедомовой счетчик тепла, так что теплосети в любом случае получают оплату за все поставленное в МКД тепло;
  • а довод теплосетей о "потере клиента" не свидетельствует о нарушении их прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности. Требования теплосетей очевидно направлены не на восстановление нарушенного права, а на получение коммерческой выгоды.

ВС РФ, рассмотрев кассационную жалобу теплосетей, не увидел в деле нарушения норм материального и процессуального права, повлиявших на его исход, и отказал в передаче спора на рассмотрение в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ.

ВОПРОС:
Можно ли в отдельной квартире многоквартирного дома отказаться от центрального отопления и перейти на индивидуальное автономное отопление?

Однако, если это не предусмотрено проектом многоквартирного дома и не происходит в рамках его реконструкции, то это идёт вразрез с его идеологией. Кроме того, есть законодательные ограничивающие и запрещающие нормы.

Исходя из положений ст. 36 ЖК РФ, а также п.п. «д» п.2, п.6 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491, в состав общего имущества в многоквартирном доме включаются, в частности, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Из пояснительной записки Проекта «Индивидуальное отопление», выполненного...» следует, что при переводе принадлежащего Шатских П.С. жилого помещения на индивидуальное теплоснабжение предусматривается демонтаж стояков центрального отопления с закольцовкой на 4-м этаже. Номер обезличен

Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что устройство индивидуального отопления связано с демонтажем и изменением внутридомовой системы тепло-водоснабжения многоквартирного жилого дома, то есть общего имущества, что требует согласия на переустройство всех его жильцов на основании ч. 3 ст. 36 ЖК РФ.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявителем не были представлены в АМО Венёвский район в полном объеме сведения и документы, которые в соответствии с ч. 2 ст. 26 ЖК РФ подлежат предоставлению для проведения переустройства квартиры.

Доводы заявителя о том, что решение о переустройстве принадлежащей ему на праве собственности квартиры им было принято в связи с тем, что имеющаяся система отопления дома не обеспечивает необходимый температурный режим в квартире, суд находит не состоятельными в силу того, что доказательств о ненадлежащем обеспечении необходимым температурным режимом заявителем не представлено. Кроме этого заявитель не лишен возможности в установленном законом порядке обжаловать действие (бездействие) обслуживающей организации по обеспечению надлежащего отопления принадлежащего ему жилого помещения.

При таких установленных по делу обстоятельствах, суд находит, что отказ администрации муниципального образования Венёвский район в согласовании переустройства жилого помещения, принадлежащего Шатских П.С. на праве собственности, в связи с установкой индивидуальной (автономной) системы отопления является обоснованным и требования заявителя не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

в удовлетворении заявления Шатских П.С. о признании незаконным отказа администрации муниципального образования Венёвский район от Дата обезличена года Номер обезличен в согласовании переустройства жилого помещения, расположенного по адресу: ... ..., отказать.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путём подачи кассационной жалобы, представления через Веневский районный суд.

Председательствующий

2. Определение Конституционного Суда РФ:

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ
ГРАЖДАНИНА ГОРДЕЕВА АЛЕКСАНДРА КОНСТАНТИНОВИЧА
НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
ЧАСТЬЮ 15 СТАТЬИ 14 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ТЕПЛОСНАБЖЕНИИ»


Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.К. Гордеева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения вышестоящими судебными инстанциями, гражданину А.К. Гордееву со ссылкой на часть 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" было отказано в удовлетворении иска к теплоснабжающей организации об обязании ответчика выдать технические условия на использование в жилом помещении многоквартирного дома индивидуального источника тепловой энергии.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.К. Гордеев просит признать противоречащей Конституции Российской Федерации, ее статьям 2, 7 (часть 1), 15 (части 1 и 2), 17 (части 1 и 3), 18, 45 и 55, часть 15 статьи 14 Федерального закона "О теплоснабжении", согласно которой запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Оспариваемая норма части 15 статьи 14 Федерального закона "О теплоснабжении" направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, и, таким образом, не может рассматриваться как несоразмерно ограничивающая конституционные права и свободы заявителя, указанные в жалобе.

Проверка же законности и обоснованности состоявшихся судебных решений, равно как установление и исследование фактических обстоятельств, послуживших основанием к отказу в удовлетворении требований заявителя, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установленную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Гордеева Александра Константиновича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН

3. Для дальнейшего изучения вопроса рекомендуется :