Курсовая работа: Экономические агенты. Понятие и функции экономических агентов

К экономическим агентам относят всех, кто самостоятельно принимает решения, планирует и реализует в сфере экономической деятельности практические мероприятия.

В соответствии с той ролью, которую играют экономические агенты принято различать: домашние хозяйства, предприятия или , государство и органы государственного управления.

Домашнее хозяйство - это экономическая единица, функционирующая в потребительской сфере экономики, может состоять из одного или нескольких лиц, живущих под одной крышей и принимающих общие финансовые решения.

Домохозяйства, как правило, относят к сектору потребителей и наделяют их следующими чертами:
  • каждое домохозяйство принимает единое решение, как будто оно состоит из одного человека;
  • домохозяйства — полновластные собственники экономических ресурсов и самостоятельно принимают решения об их продаже производителям;
  • любое домохозяйство, принимая решения, стремится получить максимальное удовлетворение своих потребностей (а не наращение прибыли), максимальную полезность, исходя из поставленных целей и имеющихся ограничений для их достижения.

Производитель закупается на рынке ресурсов необходимыми ресурсами, превращает их в и , продаёт посреднику, а тот продаёт их потребителю. Потребитель продаёт свой труд за заработную плату, которую тратит на оплату товаров и услуг. Государство — еще один участник рынка, покупает товары на рынках ресурсов, производителей и посредников, собирает налоги с этих рынков и обеспечивает исполнение законов.

Упрощенная модель взаимодействия субъектов рыночных отношений

Рынок ресурсов — место, где ресурсы и услуги поставщиков ресурсов продаются и покупаются. Домохозяйства (люди) предлагают свои ресурсы фирмам (6). Фирма в свою очередь предъявляет спрос на ресурсы, так как с помощью их они производят товары и услуги (5). Платежи, производимые фирмами за полученные ресурсы, являются затратами для фирм (1) и одновременно являются потоками заработной платы, ренты, процентов и прибыли для домохозяйств, поставляющих ресурсы (2).

Рынок продуктов — место, где товары и услуги фирм покупаются и продаются. Фирмы производят необходимые товары и услуги и продают их через рынок продуктов домохозяйствам (7 и 8). Домохозяйства (потребители) предъявляют спрос (3) на огромное многообразие товаров и услуг. Издержки фирм (1) превращаются в потребительские доходы (2), а те в свою очередь поступают на рынок продуктов, а затем и на счета фирм в качестве доходов (4).

Полная модель взаимодействия субъектов рыночных отношений

В более полной модели кругооборота мы добавляем государство, как равноценного субъекта рыночных отношений. Государственные расходы (9 и 14), (12 и 15) и трансфертные платежи (11 и 16), а также опосредствованные этим потоки ресурсов и продуктов в государственных сектор оказывают влияние на распределение доходов, ресурсов и, как следствие, на уровень деловой активности фирм и домохозяйств.

Основные факторы взаимодействия:
  1. Издержки
  2. Денежный доход
  3. Товары и услуги
  4. Труд и капитал
  5. Ресурсы
  6. Труд и капитал
  7. Потребительские расходы
  8. Товары и услуги
  9. Расходы
  10. Ресурсы
  11. Товары и услуги
  12. Потребительские расходы
  13. Товары и услуги
  14. Налоги
  15. Товары и услуги
  16. Доход

Вывод : домохозяйства как владельцы ресурсов продают ресурсы фирмам, и уже в качестве потребителей на вырученные деньги с ресурсов тратят денежный доход, покупаю на рынке продуктов . Фирмы покупают ресурсы для производства товаров и услуг, затем фирмы продают готовый продукт своего производства домохозяйствам в обмен на . Прибыль используется для покупки дополнительного количества ресурсов для обеспечения кругооборота. В результате возникает реальный поток экономических ресурсов , конечной продукции и услуг и в виде доходов и потребительских расходов. Эти потоки являютсяодновременными и повторяющимися.

Принцип рациональности

При рассмотрении деятельности данных субъектов мы предполагаем, что они действуют рационально (принцип рациональности), т.е. таким образом, чтобы получить максимальный результат (максимальную прибыль для фирм или максимальную полезность для домохозяйств и т.д.) при имеющихся ограничениях (ограничениях в ресурсах, в денежных средствах и т.д.). Данное допущение является научной абстракцией и используется в экономической науке для удобства анализа. Рациональное поведение не всегда является наиболее правильным или наиболее логичным с житейской точки зрения.

Рациональность — это наиболее эффективный способ удовлетворения своей субъективной цели. При этом цели экономических субъектов могут быть самыми различными, для экономиста они равноценны (т.е. нет целей хороших или плохих, нравственных или безнравственных).

См.также

Некоммерческие организации - самостоятельные субъекты экономики, цель деятельности которых состоит в реализации групповых экономических интересов и интересов государства.

Такие организации называют некоммерческими потому, что они не ставят в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками.

В рыночной экономике к некоммерческим организациям относятся учебные, медицинские, научные, культурные учреждения, благотворительные фонды, разнообразные общественные институты.

Создание и функционирование некоммерческих предприятий стало фактором социализации современной экономики.

К некоммерческим предприятиям относятся также потребительские кооперативы. Их целью является удовлетворение материальных и иных потребностей участников кооператива на основе объединения их его членами имущественных паевых взносов. Некоммерческими считаются фонды, образуемые за счет добровольных, имущественных взносов, используемых на благотворительные, культурные и иные общественно-полезные цели. Кроме того, на основе единых интересов создаются всевозможные общественные организации граждан, направленные на удовлетворение общих потребностей.

Таким образом, некоммерческие организации являются также активными экономическими агентами, как домашние хозяйства и коммерческие предприятия.

Интересы участников хозяйственной деятельности весьма многообразны и противоречивы. Поэтому необходимы их согласование и координация, что достигается различными способами, в том числе при регулирующей деятельности государства. Государство - это элемент экономической системы, который устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением.

Хотя основные функции государства состоят в обеспечении общественных потребностей и безопасности, оно всегда играло важную роль в экономической жизни общества. Государство активно вмешивается в экономику, используя различные формы и методы. Существуют различные показатели и критерии экономической активности государства, среди них - доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте (ВВП); доля налогов в ВВП; размеры государственной собственности и продукции, производимой государственными предприятиями.

Во всех странах с рыночной экономикой государство играет значительную роль в экономике. Государство не только перераспределяет ресурсы, обеспечивает правовую базу для принятия решений экономическими агентами, осуществляет экономическую политику, но и в некоторых случаях организует производство на государственных предприятиях. Все это означает, что современная рыночная экономика - это смешанная экономика, где, наряду с частным сектором, функционирует и государственный сектор экономики, рыночный механизм дополняется механизмом государственного регулирования экономики.

Государство как третий субъект экономической системы в экономике выполняет следующие функции:

1) обеспечение правовых основ деятельности экономических агентов и предоставление услуг для эффективного функционирования экономики;

2) антимонопольное регулирование;

3) воздействие на динамику и структуру национального продукта, уровень занятости и инфляцию посредством дифференциации налоговых ставок, регулирования цен, законодательного определения минимума заработной платы, субсидирования потребителей и производителей, осуществления государственных закупок и государственного предпринимательства;

4) воздействие на размещение ресурсов;

5) деятельность в сфере распределения доходов с целью сокращения уровня неравенства в доходах.

Государственные предприятия выполняют те же функции в экономике, что и частные фирмы, только стратегию их поведения на рынке контролирует государство. Государственные предприятия так же выступают продавцами на рынке товаров и услуг и покупателями на рынке ресурсов.

Государственные учреждения предназначены для удовлетворения общегосударственных и социальных потребностей. К общегосударственным потребностям относятся потребности в управлении государством, в защите его границ, защите населения от преступных посягательств и от негативных последствий развития экономики, в поддержании определенного уровня образования, здравоохранения, в сохранении и развитии культуры.

Государство, так или иначе, воздействует на все сферы рыночной экономики: на производство, обмен и потребление. Таким образом, рыночный механизм в стране регулируется государством. Это регулирование происходит на уровне компаний, а также на отраслевом, региональном и общенациональном уровнях. Проблема всегда состоит в том, чтобы найти оптимальное соотношение между рыночным механизмом и государственным регулированием экономики, определить наиболее эффективные формы государственного вмешательства в экономику.

Выделяют две основные формы вмешательства государства в экономику:

Прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями;

Косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика - это бюджетная политика, проводимая путем манипулирования государственными доходами (прежде всего налогами и сборами) и расходами. Кредитно-денежная политика - это политика, проводимая путем регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы, политика учетной ставки (дисконтная политика).

Прямое вмешательство государства в экономику осуществляется через государственный сектор. Его размеры служат критерием экономической роли государства. Государство обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает участие в долевом строительстве, является собственником предприятий. Это делает государство владельцем части общественного капитала.

Прямое вмешательство государства - это разработка, принятие и внедрение в практику различных законов, обеспечивающих одинаковые условия принятия решений, как производителями, так и потребителями, призванных упорядочить и развивать отношения между экономическими агентами. Это законы, определяющие права и формы собственности, обеспечивающие условия заключения и выполнения контрактов, регулирующие отношения между работниками и работодателями, определяющие правила и нормы поведения продавцов и покупателей на различных рынках, формулирующие условия внешнеэкономической деятельности.

4. Практикум

1. Экономическими агентами могут быть:

1) производители;

2) потребители;

3) организаторы функционирования хозяйства для достижения общественного благосостояния;

4) все перечисленное верно.

Экономические агенты - субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Основными экономическими агентами являются индивиды (домохозяйства), фирмы, государство и его подразделения. В свою очередь, среди фирм выделяют, прежде всего, индивидуальные деловые предприятия, партнерства и корпорации. Современная экономическая теория исходит из предпосылки о рациональном поведении агентов. Это означает, что целью является максимизация результатов при данных затратах либо минимизация затрат при заданном результате. Индивиды стремятся к максимальному удовлетворению потребностей при данных издержках, государство - к наивысшему росту общественного благосостояния при определенном бюджете. В качестве экономических агентов выступают также, например, профсоюзы, целью которых является повышение зарплаты и улучшение социальных условий жизни их членов, средством - борьба за выгодные условия заключения коллективных договоров.

2. К рыночным агентам относятся:

1) домашние хозяйства;

2) государство (правительство);

3) коммерческие фирмы;

4) все перечисленное верно.

Домашние хозяйства и бизнес относятся к рыночным агентам, а государство и некоммерческие организации - к нерыночным.

Ответ: 1, 3.

экономический агент некоммерческий

Экономические блага и их классификация

Объектами хозяйственного развития являются экономические блага.

Благом называют средство, которое прямо или косвенно удовлетворяет потребность человека.

Множество благ условно делят на две большие группы: блага, которые являются результатом хозяйственной деятельности людей, и блага, созданные природой (леса, вода, воздух и т.д.).

Первую группу называют экономическими благами . К ним относятся продукты, созданные трудом человека. Экономические блага обладают полезностью, ограниченностью (редкостью), ресурсоемкостью.

Полезность блага состоит в том, что с его помощью удовлетворяются потребности людей (в одежде, пище, жилье, в услугах учителя, врача и т.д.).

Редкость блага означает, что оно производится в относительно ограниченном количестве. Ограниченность благ может происходить в силу естественных причин (редкость драгоценных металлов), общественных условий (ограничение охоты или рыбной ловли) и по сравнению с безграничными потребностями индивидов.

Ресурсоемкость указывает на факт использования факторов производства и процесс их создания. В зависимости от удельного веса тех или иных затрат продукцию принято делить на трудоемкую, капиталоемкую, материалоемкую.

Вторую группу благ, созданных природой, называют свободными . Они не требуют человеческого труда и средств, которые используются в процессе производства. Такие блага доставляются природой без усилий человека.

Классификация экономических благ на этом не заканчивается. В зависимости от использования определенного критерия проводится дальнейшая их градация.

С точки зрения вещественного содержания, экономические блага делятся на материальные и нематериальные.

Материальные блага – это продукты, которые можно осязать (пощупать). На их производство, как правило, требуется время. Это продукты питания, одежда, жилье, мебель, оборудование и т.д. Многие из материальных благ могут накапливаться, храниться длительное время; поставляются потребителям по мере необходимости. Наличие благ на данный момент называется запасом , а процесс их пополнения в течение определенного периода – потоком .

Нематериальные блага представлены услугами, а также такими условиями жизни, как здоровье, способности человека, деловые качества, профессиональное мастерство и т.п. В отличие от материальных благ услуги не могут накапливаться и сохраняться в течение длительного времени. Процесс их производства и потребления совпадают. Обеспеченность населения услугами считается в настоящее время важнейшим показателем социально-экономического развития общества.



Существует множество видов услуг, которые условно делятся на следующие категории:

1. Коммуникационные – это услуги транспорта, связи способствуют передвижению грузов, людей, передаче информации.

2. Распределительные – это торговля, сбыт, складское хозяйство связаны с процессом реализации материальных благ, что позволяет связать сферы производства и потребления и снизить затраты в процессе реализации продукции.

3. Деловые – это финансовые, страховые услуги, услуги аудита, лизинга, маркетинга и т.п. Эти услуги нацелены не только на удовлетворение личных интересов, но и на создание необходимых предпосылок для хозяйственной деятельности в различных сферах экономики. Они способствуют ускорению процесса экономического оборота в целом, более рациональному использованию ресурсов, развитию рыночных отношений.

4. Общественные – это услуги органов государственной власти обеспечивают стабильность в обществе.

5. Социальные – это услуги образования, здравоохранения, искусства, культуры, социального обеспечения направлены на повышение качества жизни населения, укрепление его здоровья, образовательного уровня, поддержку в старости и в случае потери трудоспособности.

В зависимости от назначения экономические блага делятся на потребительские, или конечные продукты и услуги, и производственные, или косвенные (промежуточные) блага.

Первые служат непосредственно удовлетворению потребностей людей (продукты питания, одежда). Вторые используются для производства других благ и поэтому служат удовлетворению потребностей только опосредованно (станки, сырье, материалы, оборудование и т.д.). Подобное различие имеет значение с точки зрения экономической стабильности, так как производство продуктов разового пользования связано с равномерным спросом, а производство продукции длительного пользования менее стабильно, и потребность в ней изменчива. Рост потребительских услуг и расходов на покупку непродовольственных товаров в развитых странах характеризует не только экономический, но и социальный прогресс общества.

В зависимости от характера потребления экономические блага делятся на частные и общественные.

Частные экономические блага предоставляются потребителям с учетом их индивидуального спроса. Такое благо делимо, и каждая его единица может быть потреблена только одним человеком (продукты питания, одежда, дом, машина и т.д.). Эти блага принадлежат индивиду на правах частной собственности, могут наследоваться и обмениваться. Общественные (коллективные) блага производятся для совместного потребления. Это услуги государственной администрации, организаций здравоохранения, просвещения, дороги, мосты, общественный транспорт и проч.

Среди благ выделяют также взаимозаменяемые и взаимодополняемые блага.

Взаимозаменяемые блага , или субституты, удовлетворяют одну и ту же потребность и могут замещать друг друга в процессе потребления (белый и черный хлеб, мясо и рыба и т.д.). Взаимодополняемые блага , или комплементы, дополняют друг друга в процессе потребления (стол и стул).

При этом все блага делятся на нормальные и низшие. К нормальным благам относятся те, потребление которых увеличивается с ростом благосостояния (дохода) потребителей, а низшие блага обладают противоположной закономерностью, т.е. при росте доходов их потребление уменьшается, а при уменьшении дохода – увеличивается (классический пример – картофель и хлеб).

1.3. Экономические ресурсы. Информация – как новый вид
ресурса

Экономические блага отличаются ресурсоемкостью, т.е. на их производство затрачиваются определенные ресурсы.

Ресурсы делятся на несколько видов.

1. Природные ресурсы – земля, леса, водные, климатические факторы и др. Данный вид ресурса часто называют просто «земля», подразумевая при этом предоставленные природой блага. В нашей стране имеются богатейшие природные ресурсы, которые активно вовлечены в хозяйственный оборот. Огромные природные богатства позволяют России занимать лидирующее место по производству многих видов промышленной и сельскохозяйственной продукции. Так, России принадлежит первое место по естественному газу, второе – по бурому углю, картофелю, молоку, третье место она занимает по нефти, четвертое – по электроэнергии, чугуну, железной руде, вывозке деловой древесины.

2. Трудовые ресурсы (труд) – это количество трудоспособного населения, которое можно использовать в процессе создания экономических благ. Еще Аристотель и другие древние мыслители считали труд одним из важнейших факторов производства. В России на 1 января 2004 г. численность населения составила 144 200 тыс. человек, в том числе экономически активное население – 72 590 тыс. человек.

3. Производственные ресурсы (капитал) существуют в форме денег и средств производства.

4. Предпринимательские способности – это способности к организации и комбинированию факторов производства для достижения конкретных целей. Функции предпринимателя заключаются в следующем:

· проявление инициативы по соединению различных ресурсов в процессе производства материальных благ или услуг;

· принятие решений по управлению фирмой;

· внедрение инноваций путем производства нового вида продукта или радикального изменения производственного процесса;

· несение ответственности за экономический риск, связанный со всеми указанными функциями.

Предпринимательство как ресурс наиболее эффективно реализуется в условиях либеральной экономики, где нет чрезмерных бюрократических ограничений, и функционирует устойчивая законодательная база. Эффект от предпринимательства зависит от уровня образования, квалификации, способностей тех людей, которые берут на себя инициативу по созданию и управлению производством.

Многие экономисты считают, что в настоящее время новым важным фактором производства (ресурсом) стала информация.

Информация – это процесс сбора, обработки и распространения знаний, которые необходимы для производства и реализации экономических благ, для ведения бизнеса.

Сейчас ни одна из сторон жизни человека не может обойтись без этого знания. Многие страны тратят значительные средства на развитие научно-технического прогресса (НТП) и расширение информационных систем.

Все экономические ресурсы, или факторы производства, обладают одним общим свойством: они редки или имеются в ограниченном количестве. Вследствие редкости производственных ресурсов объем производства экономических благ также ограничен. Поэтому необходимо добиваться эффективного использования редких ресурсов. Экономическая эффективность характеризует связь между количеством ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате количеством какого-либо блага. Большее количество продукта, получаемое от данного объема затрат, означает повышение эффективности, а меньший объем продукта от данного количества затрат указывает на снижение эффективности.

Ресурсы находятся в определенном соотношении, они взаимосвязаны, взаимодополняют и замещают друг друга. Например, если фирма приобретает новое сложное оборудование, то она должна подготовить персонал к использованию этой техники. Взаимозаменяемость ресурсов (альтернативность использования) связана с тем, что увеличение объема производства может быть обеспечено различными сочетаниями ресурсов, увеличением либо количества труда, либо капитала, либо земли. Взаимозаменяемость ресурсов не может быть полной. Например, трудовые ресурсы не могут целиком заменить капитал и природные факторы.

Экономически ресурсы мобильны, т.е. могут перемещаться в пространстве, однако степень их мобильности различна. Наименее мобильны природные ресурсы, а наиболее подвижны трудовые ресурсы, которые мигрируют не только на территории определенного государства, но и за его пределами. Мобильны также предпринимательство, капитал и информация. Предприниматель как раз отыскивает наиболее рациональную комбинацию ресурсов, используя их взаимозаменяемость.

Основными участниками экономического процесса являются производители и потребители благ, которые получили название экономических агентов и субъектов экономики . Пионером в их классификации был Леон Вальрас (1834-1910) – основатель Лозанской экономико-математической школы.

Субъектом и объектом экономики считается тот, кто самостоятельно принимает решения и осуществляет свои хозяйственные планы. Поэтому функционирование экономики обеспечивается хозяйствующими субъектами, обладающими правом распоряжаться экономическими ресурсами и реализующими собственные интересы. В ходе своей деятельности они ставят конкретные цели, принимают самостоятельно хозяйственные решения, участвуют в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ. Таким образом, к экономическим субъектам относят как производителей, так и потребителей экономических благ.

Экономические субъекты могут быть простыми и комплексными.

Простые экономические агенты (микросубъекты) представляют собой элементарные единицы в сфере потребления – индивиды, домашние хозяйства, в сфере производства – предприятия, фирмы.

Комплексные экономические единицы (макросубъекты) – это отрасли экономики, разного рода объединения (например, потребителей) и государство. Они возникают либо на основе общественного разделения труда (отрасли, сектора экономики), либо на общности интересов.

Среди основных участников экономического процесса выделяют домашние хозяйства, бизнес, государство и некоммерческие организации. При этом домашние хозяйства и бизнес относятся к рыночным агентам, а государство и некоммерческие организации – к нерыночным.

Домашние хозяйства –экономические единицы, связанные преимущественно с потреблением. К ним относятся не только семьи, но и отдельные индивиды. Им принадлежат экономические ресурсы общества, они получают доходы, предоставляя факторы производства: труд (рабочую силу), капитал, землю и другие ресурсы, продавая которые домашние хозяйства получают доходы, используемые на потребление и сбережения. Их цель – потребление, т.е. удовлетворение потребностей. Сбережения же населения становятся источником улучшения благосостояния домашних хозяйств в будущем. Как потребители население является независимым агентом, поскольку принимает решение самостоятельно и уро­вень потребления каждого отдельного субъекта ограничивается только размером дохода, приходящегося на каждого члена семьи.

Бизнес (фирмы, предприятия) – также самостоятельные хозяйственные единицы, ведущие экономическую деятельность путем создания разного рода благ. Целью деятельности предприятия в отличие от домашнего хозяйства явля­ется не удовлетворение личных потребностей, а упрочение своих позиций на рынке и максимизация прибыли.

Предприятия (фирмы) различаются по формам собственности, видам производственной деятельности, объему производства и другим критериям.

По формам собственности выделяют частные, государствен­ные, коллективные и другие предприятия (фирмы).

По видам производственной деятельности предприятия делятся на: произво­дящие материальные блага (потребительские и инвестиционные товары) и предлагающие услуги.

По степени концентрации производства фирмы подразделяют на мелкие, средние и крупные.

По признаку доминирующего фактора производства выделяют трудоем­кие, материалоемкие, капиталоемкие и наукоемкие предприятия.

В России по организационно-правовому статусу различают:

· хозяйственные товарищества и общества;

· производственные коопе­ративы;

· государственные и муниципальные унитарные предпри­ятия;

· индивидуальные предприятия;

· некоммерческие организации.

Некоммерческие организации – это самостоятельные субъекты экономики, целью деятельности которых является реализация интересов комплексных (групповых) экономических единиц, в том числе государства.

К ним относятся учебные, медицинские, научные, культурные учреждения, благотворительные фонды и общественные институты. Создание и функционирование некоммерческих предприятий стало фактором социализации современной экономики. Так, образовательные учебные заведения, в том числе бесплатная их часть, призваны удовлетворять потребности людей в знаниях, в овладении профессией, в подготовке и переподготовке кадров. Предприятия здравоохранения заботятся о поддержании и восстановлении здоровья людей.

К некоммерческим предприятиям относятся так же потребительские кооперативы. Их целью является удовлетворение материальных и иных потребностей участников кооператива на основе объединения его членами имущественных паевых взносов. Некоммерческими являются фонды, образуемые на основе добровольных, имущественных взносов, которые используются на благотворительные, культурные и иные общественно-полезные цели. На основе единых интересов базируются и всевозможные общественные организации граждан, удовлетворяющие общие потребности.

Очевидно, большое значение в хозяйственной жизни имеет государство. Его вмешательство в экономику осуществляется в многообразных формах. Поэтому можно сказать, что государство есть экономический агент, действующий совместно с индивидуальными экономическими субъектами и группами. Существуют различные показатели и критерии, характеризующие экономическую активность государства. Это доля государственных расходов во внутреннем валовом продукте (ВВП), доля налогов в ВВП, размеры государственной собственности, количество государственных предприятий и др.

Современная экономическая теория исходит из предпосылок о рациональном поведении экономических субъектов. Это означает, что их целью являются получение максимального результата при данных затратах либо минимизация затрат при заданном результате. Так, домашние хозяйства стремятся получить максимальную полезность от приобретаемых благ в рамках своего дохода. Фирмы нацелены на получение максимума прибыли, на расширение масштабов производства, на завоевание новых рынков. Государство ориентировано на решение интересов общества в целом, на рост общественного благосостояния при определенном бюджете.

Экономические агенты - структуры, которые принимают экономические решения о производстве благ, их потреблении и передаче в пользование другим структурам, именуемым также экономическими агентами.

В качестве экономических агентов (потребителей и производителей) могут выступать как индивиды, физические лица, так и сложные образования, включая юридические лица как субъекты, по закону имеющие определенные права собственности и хозяйствования в отношениях с другими экономическими агентами. К экономическим агентам относятся домохозяйства, фирмы и правительство (государство).

Домашнее хозяйство (домохозяйство) - экономический агент, принимающий решения о потреблении благ для поддержания собственного существования.

Для натурального хозяйства характерно производство и потребление благ в самом домохозяйстве. В условиях рынка домохозяйство должно что-то продавать, чтобы было на что покупать. Рабочая сила является основным товаром, выносимым домохозяйством на рынок. К домохозяйствам относятся: индивид, если он живет отдельно и ведет собственное хозяйство, семья, община.

Фирма - экономические агент, принимающий решения о производстве благ на продажу с использованием ресурсов, приобретаемых на рынке. Часть этих благ потребляются домохозяйствами.

При изучении экономической теории рассматривается идеальная фирма, использующая только приобретаемые ресурсы и продающая все производимые блага. Причем, фирма должна получать прибыль, то есть расходы на приобретение ресурсов должны покрываться выручкой от продажи производимых благ. Таким образом, фирма вкладывает в дело собственный или заемный капитал, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности (см. раздел Предпринимательство).

Правительство (государство) - экономический агент, принимающий решения о перераспределении частных благ в обществе и производстве общественных благ. Правительство, в отличие от других экономических агентов, может не иметь отчуждаемого имущества. Для выполнения обязательств, принятых перед членами общества, правительство использует налоги, собираемые с них же.

Для производства общественных благ государству нужны ресурсы, которые оно может либо просто изымать у других экономических агентов (например, воинская обязанность при производстве национальной безопасности), либо покупать на рынке за деньги, изымаемые у тех же агентов (например, расходы на содержание наемной армии). Изымать ресурсы правительство может и для того, чтобы передать их на безвозмездной основе другим агентам, чаще всего домохозяйствам. Такая безвозмездная передача ресурсов (средств) называется трансфертом.

Возможен вариант участия человека в составе всех трех агентов. Например, работа по найму государственным служащим (государство), владение ценными бумагами какого-либо предприятия (фирма) и расход дохода на цели личного потребления (домохозяйство).

В развитых государствах выделяется четвертый элемент как экономический агент - иностранный сектор. Он представлен в основном экспортно-импортными операциями с заграницей. Международные экономические отношения строятся на неукоснительном и четком выполнении взятых на себя обязательств.

Государство как экономический агент, конкурирующий за ограниченные ресурсы

Правительство (государство) - экономический агент, принимающий решения о перераспределении частных благ в обществе и производстве общественных благ. Правительство, в отличие от других экономических агентов, может не иметь отчуждаемого имущества. Для выполнения обязательств, принятых перед членами общества, правительство использует налоги, собираемые с них же.

Для производства общественных благ государству нужны ресурсы, которые оно может либо просто изымать у других экономических агентов (например, воинская обязанность при производстве национальной безопасности), либо покупать на рынке за деньги, изымаемые у тех же агентов (например, расходы на содержание наемной армии). Изымать ресурсы правительство может и для того, чтобы передать их на безвозмездной основе другим агентам, чаще всего домохозяйствам. Такая безвозмездная передача ресурсов (средств) называется трансфертом.

Процесс принятия решений правительством как объект анализа теории общественного выбора

Теория общественного выбора -- один из разделов экономики, изучающий различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.

До возникновения теории общественного выбора в 1960-х годах, множество экономистов было вовлечено в поиск оптимальной государственной политики в определенных условиях. Например, они искали пути снижения безработицы, сдерживания инфляции, развития национальной обороны при минимальных затратах, занимались оптимизацией дорожного строительства. Делали они это без учета того, является ли правительство страны автократическим или демократическим, они делали допущение о благожелательности государства, то есть рассматривали государство принимающим лучшую политику из всех возможных и честно её реализующим.

Теория общественного выбора опирается на три основные предпосылки:

  • *Индивидуализм: люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы и нет грани между бизнесом и политикой. Теория общественного выбора -- это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих интересах.
  • *Концепция «экономического человека». Его поведение рационально. Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это означает, что все -- от избирателей до президента -- руководствуются в своей деятельности экономическим принципом: сравнивают предельные выгоды и предельные издержки.
  • *Трактовка политики как процесса обмена. Если на рынке люди меняют яблоки на апельсины, то в политике платят налоги в обмен на общественные блага. Этот обмен не очень рационален. Обычно налогоплательщики одни, а блага за счёт налогов получают другие.

Сторонники этой теории рассматривают политический рынок по аналогии с товарным.

Государство -- это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места на иерархической лестнице. Но государство -- это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты -- принимать законы, чиновники -- следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями.

Сторонники теории общественного выбора показали, что нельзя полагаться на результаты голосования, поскольку они в немалой степени зависят от конкретного регламента принятия решений. Парадокс голосования (Парадокс Кондорсе) -- это противоречие, возникающее вследствие того, что голосование на основе принципа большинства не обеспечивает выявления действительных предпочтений общества относительно экономических благ.

Профессиональные экономисты демократических стран сегодня не столь наивны. Они понимают, что политические решения в их странах принимаются через процедуру коллективного выбора, в которой эффективность часто является лишь вторичной целью её участников. Политические решения принимаются избранными политиками и частично назначенными ими представителями исполнительной власти. Политическое же и экономическое будущее этих политиков зависит от того, насколько они смогут удовлетворить интересы независимых избирателей, групп специальных интересов и политических партий. Современные экономисты также знают, что даже если их рекомендации честно переходят в законы, бюрократы, ответственные за реализацию этих законов, обычно думают в большей степени о своих частных интересах, чем о тщательном выполнении положений, заключенных в законы.

Занятые изучением общественного выбора учёные рассматривают государство как созданное людьми с целью достижения через него своих собственных целей, то есть как инструмент. Однако основным отличием государства от обычного инструмента является то, что ни один индивидуум не может управляться с ним в одиночку, для того чтобы направить государство на выполнение индивидуальных целей, необходимо, чтобы было осуществлена процедура коллективного принятия решений. Каждый член коллектива преследует собственные цели, которые могут сильно различаться у разных индивидуумов. Представители теории общественного выбора пытаются понять природу взаимодействия, выливающегося в коллективное принятие решений, основными же объектами исследования являются коллектив, политики и бюрократы, нанятые для реализации принятого коллективного решения.