Карманные деньги у детей: сколько, когда и зачем. Карманные деньги – детям: давать или не давать

Давать ли ребёнку карманные деньги? И если давать, то сколько и с какого возраста? Делать это регулярно и фиксированной суммой или от случая к случаю? The Village задал эти вопросы психологу - специалисту по детскому воспитанию.

Юлия Гусева

психолог, эксперт сообщества «Монтессори.Дети»

Сначала нужно разобраться, с какой целью вы хотите давать ребёнку деньги. Чтобы он научился разумно ими распоряжаться? В качестве поощрения за хорошее поведение или выполненные домашние дела? Для того, чтобы ребёнок не чувствовал себя хуже других? Или потому, что вы помните, как вам самим в детстве было грустно без карманных денег? Ответы на эти вопросы и помогут вам принять решение.

Для начала расскажу, как делать не стоит. Однозначно не нужно давать карманные деньги в виде заработной платы за выполнение домашних дел и тем более домашних заданий. В этом случае деньги становятся во главу угла, и родитель начинает управлять ребёнком - например, лишает его очередной «получки», если тот не выполнил какое-то задание. В то же время у ребёнка неминуемо возникнут негативные эмоции по отношению к родителям. При этом он не научится выполнять домашние дела как следует, качественно. Напротив - всё будет делаться спустя рукава, только ради того, чтобы поскорее получить деньги.

В каком возрасте начинать давать ребёнку деньги? У дошкольника, начиная примерно с четырёх-пяти лет, может быть копилка - коробочка, куда взрослые скидывают мелочь, завалявшуюся в карманах. В такой копилке, например, можно собирать деньги на желанную игрушку, покупку которой родители хотят отсрочить в силу тех или иных причин. Но нужно помнить, что у дошкольника ещё нет возможности самостоятельно потратить деньги. И, кроме того, ему сложно оценить стоимость желанной вещи и того времени, сколько на неё придётся копить.

А вот младшему школьнику неплохо иметь небольшую сумму денег на личные расходы. Поступая в школу, ребёнок оказывается в новой социальной среде с новыми правилами. Если в детском саду деньги были не нужны, то в школьном буфете они необходимы. И даже если в школе еду не продают за наличные, а выдают по талонам, всё равно будет хорошо, если в начале недели школьник получит какую-то сумму от родителей. На эти деньги он сможет купить шоколадку или положит их в копилку.

Присмотритесь, как ребёнок тратит деньги. Расходует ли он всю сумму в понедельник или равномерно в течение недели? Покупает ли что-то именно тогда, когда есть потребность? Тратит карманные деньги или откладывает их?

Старайтесь не поучать ребёнка, если он тратит деньги не совсем так, как вам кажется правильным. Ведь младшему члену семьи необходимо получить свой собственный опыт. И будет лучше, если этот опыт он получит в детстве с небольшими суммами. Например, потратив все деньги в первый же день их получения, он поймёт, что всю оставшуюся неделю он уже не сможет ничего купить.

Что же касается подростка, то иметь карманные деньги ему просто необходимо. Если для младшего школьника деньги - это возможность что-то купить, то для подростка - возможность провести время с друзьями.

Я всегда обращаю внимание на то, как дети ведут себя в школьной столовой. Младшие школьники чаще всего заказывают полноценный обед. Они внимательно читают меню, подсчитывают, сколько им нужно денег, а потом с удовольствием, очень обстоятельно делают заказ и едят. Им важен факт того, что они как взрослые сами выбирают еду и сами расплачиваются. Кстати, младшие школьники чаще едят в одиночку. Подростки же прибегают стайками - быстро покупают по пирожку и стакану чая, садятся группой, сдвигая пару столов. Им важно пообщаться, а еда становится средством. Но увы, без денег в этом случае подросток чувствует себя неуютно.

Если вы решили давать подростку какую-то сумму еженедельно (или ежемесячно), будьте последовательны. Не наказывайте его лишением карманных денег. Это приведёт только к тому, что ради их получения подросток начнёт скрытничать и лгать вам, стараясь избежать наказания.

Карманные деньги выдаются ребёнку родителями на маленькие радости. Это первый и очень важный опыт планирования бюджета.

Иллюстрация : Настя Григорьева

Сколько необходимо давать денег ребёнку, чтобы учесть его интересы и в тоже время не избаловать?

Американские психологи считают, что надо привязывать размер карманных расходов к возрасту ребенка, т.е., если 6 лет – 6 долларов в неделю, 10 лет – 10 долларов и т.д.
В Германии размер карманных расходов закреплен законодательно. Ребенок в возрасте до шести лет должен получать 50 центов в неделю, 7-летний ребенок – 1,5-2 евро, 10-летний – 10-12 евро, а с 13 лет – уже 20 евро, 15-летний подросток – 25-30 евро в неделю. За невыплату родителям угрожает штраф.
В России нет регулирования выдачи карманных денег детям, поэтому судить о размере карманных денег, достаточно сложно. Официальной статистики нет. И рекомендованных размеров тоже нет. Однако, как показывает практика, размер выдаваемых денег зависит от разных факторов: финансовых возможностей родителей, размера выдаваемых денег другим детям, зрелости ребенка, его возраста, а также здравого смысла и пр.

1 Финансовое положение родителей

Для состоятельных родителей проблема заключается в том, чтобы не давать слишком много. Для малообеспеченных – находить хоть что-то дать на карманные расходы, не развивая в ребенке комплекс неполноценности и открывая возможности заработать на свои нужды. Хотя практика показывает, что часто состоятельные люди не дают детям много денег. Так Рокфеллер выделял своим детям очень ограниченную сумму, что принуждало детей постоянно подрабатывать на свои нужды. Большие суммы получают обычно отпрыски родителей, принадлежащих к среднему классу по уровню своего дохода.
Что же касается людей со скромными доходами, то не стоит лезть из кожи вон, чтобы дотянуть своего сына или дочь до каких-то норм. Вы даете столько, сколько можете, но обязательно даете! И постоянно подбадриваете ребенка, что он сам, несмотря ни на что, может добиться в жизни очень многого.

2. Размер карманных денег зависит от зрелости ребенка

Зрелость ребенка в отношении к деньгам проявляется обычно в том, что все деньги, которые попадают ему в руки, не растрачиваются зря: на них покупается что-то полезное, какая-то часть сберегается, что-то вкладывается с целью приумножения.
Так одна моя знакомая, сын которой уже пару лет живет с бабушкой по семейным обстоятельствам, дает своему сыну энную сумму, которая включает оплату преподавателей, покупку одежды, учебников и совсем немного сверху на удовольствия. Но когда бы она не спросила, есть ли у него деньги, сын всегда говорит, что есть, причем все расчеты со своими преподавателями он производит сам, отслеживает даты платежей и никогда не тратит деньги зря.

3. На размер выдаваемых денег оказывает влияние размер сумм, получаемых сверстниками.

Дети всегда знают, сколько получают от своих родителей их сверстники, и хотят иметь столько же. Если сумма не дотягивает до размеров, выдаваемых сверстникам, надо не бояться объяснять ребенку сложности финансового положения семьи, непременно подчеркнув, что это никак не отражается на возможности ребенка построить финансово обеспеченную жизнь, когда он станет взрослым. Есть масса примеров в истории, когда миллионерами становились люди, у которых было не слишком обеспеченное детство.

4. Здравый смысл в определении размера карманных денег никому еще не помешал.

Так, если сегодня мы будем ориентироваться на рекомендации американских специалистов и привязывать сумму, выраженную в нашей национальной валюте, к возрасту ребенка, то здравого смысла здесь будет мало, потому что 10 рублей, которые следовало бы выдать 10-летнему ребенку, конечно, слишком мало, потому что на эти деньги ребенок не сможет себе купить ничего, кроме жевательной резинки, а накапливать неделями на игрушку, самая простая из которых стоит больше 100 рублей, ребенок просто не сможет. Поэтому разумным можно считать выдачу, например, 30 рублей в неделю, а если нужно больше – предложить заработать.

5. Семейные проблемы.

В неполных семьях или семьях, где родители слишком заняты своей работой, бизнесом, карьерой и проводят мало времени с детьми, суммы получаемых детьми денег бывают очень значительными. Таким образом, родители пытаются загладить свою вину перед детьми. Но это неправильный подход. Ребенку нужно родительское внимание и любовь, а не подарки и деньги, которыми родители пытаются это заменить.
Надо отметить, что размер карманных должен увеличиваться с возрастом и покрывать какой-то минимум удовольствий в соответствии с возрастными запросами.
Таким образом, сколько давать ребенку на карманные расходы, родители должны определять сами, исходя из собственной жизненной ситуации. Но главное, надо помнить, что деньги, выдаваемые ребенку, это средство обучения, при помощи которого родители помогают ребенку освоить все финансовые навыки, которые потребуется ему во взрослой жизни.

Ни для кого давно не секрет, что самые первые деньги, которые получает в собственное распоряжение ребенок – это карманные деньги. Родители по-разному относятся к такому явлению: кто-то уверен, что карманные деньги – это зло, ведь их появление способствует тратам, о которых родители не знают.

Им кажется, что если сегодня малышу дать ему средства на покупку шоколадки, то завтра он пойдет и купит себе пачку сигарет или пиво. Другая половина придерживается более лояльного мнения и считает, что у каждого ребенка в кармане должны «звенеть» монетки.

Детям необходимы деньги на карманные расходы

Эту ситуацию следует рассматривать с двух сторон. Нельзя сказать, что тут кто-то определенно прав или не прав. Говоря о негативном мнении родителей о карманных деньгах, следует заметить, что в таком утверждении тоже есть доля истины. При появлении «свободных» денег, некоторые дети, действительно, тратят их не на то, что должны покупать дети в их возрасте. Хотя в этом случае все упирается в вопрос о воспитании. Вряд ли ребенок, который понимает вред курения и относится к этой привычке негативно, побежит покупать себе сигареты. Тут, уж, как говорится «как повезет».

Но если рассуждать с точки зрения родителей, которые соглашаются, чтобы давать ребенку карманные деньги, можно сказать, что и они правы в своих рассуждениях. Ведь, бывают ситуации, когда ребенку действительно необходимы деньги. Например, он учится далеко от дома, и каждый день ездит на маршрутке. Представьте, что вы даете малышу денег под расчет. А если он потеряет несколько рублей? Как доберется до дома? Имея собственные деньги, он в любой момент добавит себе нужную сумму и спокойно доедет до дома. Так же как, например, если ребенок почувствует себя плохо или захочет пить, то сможет спокойно купить себе воды, и ему сразу станет легче.

На самом деле, карманные деньги необходимы детям по нескольким причинам

Во-первых, потому что в жизни могут произойти непредвиденные обстоятельства. Никто не может предвидеть, что случится через пять минут и на что могут понадобиться деньги. Ведь в жизни всякое бывает. Еще раз коснемся денег на проезд. Казалось бы, эта тема не должна особенно сильно волновать нас, ведь как-то же ребенок каждый день доезжает. Правильно, «как-то» доезжает. Но новостные сводки говорят о другой ситуации: у мальчика не хватило денег, его высадили из маршрутки и он шел домой пешком. А чего стоит история, поразившая всю Россию, про девочку, которой не хватило нескольких рублей, и бессердечный водитель оставил ее одну на морозе. Неужели вы хотите, чтобы с вашим ребенком случилось подобное?

Помимо этого, карманные деньги — это важный психологический фактор. Рассмотрим на примере: все ребята после школы заходят в магазин и покупают себе шоколадки или леденцы, и только у вашего сына или дочери нет с собой денег. В таких случаях некоторые мамы разводят руками и говорят: «Ну, у нас же дома полно конфет! Неужели, нельзя потерпеть?». Вот именно, что нельзя. Ребенок ощущает себя ущербным, глядя на тех, кто в состоянии приобрести себе что-то.

Он не понимает, почему этим ребятам родители дали денег, а его родители не позаботились об этом. Он начинает грызть себя изнутри, ему кажется, что он хуже всех. Серьезность этой ситуации в том, что на фоне таких переживаний у ребенка может начать формироваться комплекс неполноценности. И эта проблема будет сказываться даже в его взрослой жизни.

Кстати, со временем ситуация усугубится еще и тем, что другие дети тоже заметят, что у вашего малыша никогда нет денег. Как ни крути, а дети бывают злыми. Обязательно найдется кто-то, кто посмеется над вашим ребенком и расскажет о его ситуации всем. К сожалению, такого не избежать. В детском мире все устроено иначе, там совсем другие приоритеты. В результате негатив и град насмешек вашему ученику почти гарантирован. Со временем ребенок поймет, что именно важно, а что нет. Но пока что родители должны помочь ему не ощущать себя ущербным человеком.

У родителей часто возникает вопрос, сколько именно денег надо давать ребенку?

Сумма карманных денег зависит от возраста ребенка

Этот вопрос каждый родитель решает самостоятельно с учетом финансового положения семьи. Но когда малышу еще нет и десяти лет, то нет смысла давать ему большие суммы. Как правило, дети тратят деньги на конфетки, жвачки или мороженое. Вот и подумайте, сколько денег ему должно хватить. Больше ста рублей давать точно не стоит, иначе вы разбалуете ребенка.

Кстати, помните о том, что карманные деньги – это своеобразное самостоятельное обучение финансовой грамотности. Ребенок сам распоряжается, как именно потратить свои средства. Некоторые дети тратят все на еду, съедают меньше, чем за час, а потом понимают, что как-то неправильно распорядились средствами. А вот другие детки поступают умнее. Они не тратят всю сумму за один раз. Например, из полученных пятидесяти рублей, покупают себе на тридцать – шоколадку или мороженое, а оставшиеся двадцать рублей откладывают. Кто-то оставляет на завтра, а кто-то складывает в копилочку и собирает на какую-либо крупную покупку, например, на красивую куклу или робота-трансформера.

В магазинах можно найти столько интересных игрушек…

Иногда возникает ситуация, когда ребенок приходит к родителям и просит еще денег, потому что он все уже потратил. Это уже совершенно другой вопрос. Если ребенок достаточно мал, то придется объяснить ему, что мама с папой трудятся на работе, чтобы получить потом деньги. А вот если ваш ребенок уже вошел в подростковый возраст, то можно предложить ему заработать. К счастью, возможностей сейчас – миллион! Подростки могут работать промоутерами, интервьюерами и подобным. Главное захотеть, а вакансия все равно найдется! Правда, следует помнить, что по закону подросткам можно работать только с 16 лет, с 14 лет это возможно только после письменного разрешения родителей и в период школьных каникул.

Однако, давая ребенку карманные деньги, стоит учитывать некоторые нюансы!

Учите ребенка правильно тратить деньги!

Помните о том, что выдавая ребенку определенную сумму, вы как-бы подтверждаете, что он может ее потратить на то, на что ему захочется. Поэтому не нужно указывать своему малышу, что именно он должен купить. Вместо того чтобы говорить: «Я думаю, ты должен не тратить все деньги на шоколадки, лучше откладывай!», можете аккуратно ему посоветовать подобное. Иначе, грош цена таким «карманным» деньгам. Подобная ситуация равносильна тому, что вы послали его за продуктами в магазин и сказали, что на сдачу он может купить себе мороженое.

Можете попробовать рассказать ему о том, как вы сами в его время распоряжались имеющимися суммами. Он должен сам понять, нужно ли откладывать на что-то деньги. Если вам, например, ужасно хочется купить себе «Сникерс», вы же идете и покупаете его, правильно? И никто не говорит вам о вреде шоколада. Вот и ребенку не очень приятно будет слышать подобное. Задумайтесь над этим и постарайтесь избежать тех ошибок, которые часто допускают родители.

Здравствуйте, дорогие читатели! Думаю, многих, у кого есть дети, этот вопрос волнует по-настоящему. Давать или не давать карманные деньги ребенку? И если давать, то сколько? Когда начинать давать и как проконтролировать? Вопросы, на которые мы ищем ответы. И каждый решает для себя эту проблему, как может и как считает верным.

Многие родители уверены, что карманные деньги необходимы ребенку. Это позволит ему во взрослой жизни избежать многих ошибок. Ведь, для того чтобы научиться распоряжаться деньгами, планировать расходы, тратить и рассчитывать бюджет – нужно этому научить. А как научить, если ребенок никогда не держал в руках деньги?

Другая часть родителей уверена в обратном. – понятия несовместимые. А зачем ребенку деньги?

  • Им все и так покупают родители
  • К тому же, дети не умеют тратить деньги
  • Можно избаловать деньгами или развить такие качества, как жадность
  • Ребенок, у которого всегда есть деньги, больше рискует (у него их могут отобрать или, хуже того, побить)

В поисках ответов мы изучаем опыт других родителей, опыт зарубежных стран, читаем советы психологов и всякие умные книжки, как, например, книги Роберта Кийосаки.

Временами, так и хочется сказать себе: «Стоп, достаточно. Остановись на минутку, перевари все, что узнал, и примени. Но применяй творчески, опираясь на собственный жизненный опыт и интуицию, учитывая характер и склонности своего ребенка».

Согласитесь, многие из нас относятся к поколению, воспитанному в несколько негативном отношении к деньгам.

В наших семьях не было принято обсуждать какие-то финансовые вопросы и проблемы с детьми. Родители, как правило, выкручивались, как могли.

И уж, конечно, ни о каком финансовом образовании детей и речи не было. Поэтому мы, теперешние родители, в большинстве своем абсолютно безграмотны в финансовом отношении. Наши родители, да, зачастую, и мы сами живем, как Бог на душу положит.

И распоряжаемся заработанными деньгами примерно по той же схеме, по которой это происходило в семье, как это обычно делали бабушка и дедушка, родители или ближайшие родственники.

Только сейчас я начинаю понимать, что в жизни можно было бы все организовать как-то иначе, при правильном отношении к деньгам.

И, уже только поэтому, считаю, что дети должны с детства знать цену деньгам и уметь с ними обращаться.

Чтобы ваш ребенок стал богатым и счастливым человеком, вы, родители, научите его стать таким, даже если у вас что-то не получилось в жизни и вы сами совсем не богаты.

Потому как дело здесь в основном не в вашем состоянии, а в вашей голове и в вашей способности воспитать в детях правильное отношение к деньгам.

Но это только моя точка зрения.

Посмотрим, что по этому поводу думают психологи, и как это происходит в других странах.

Германия

Стабильная и добропорядочная Германия известна своей страстью к экономии во всем (правда, в разумных пределах, и, при этом, качество жизни от этого нисколько не страдает).

Карманные деньги у детей здесь приветствуются с раннего возраста.

Некоторые родители начинают давать детям деньги с 5 лет.

Суммы эти, конечно же, небольшие, но условия, при которых они выдаются в некоторых семьях, учат детей распределять свои финансы. Например, предлагается ребенку на выбор какая-то сумма денег или какое-то количество конфет, купленных за эти деньги. Таким способом (либо деньги, либо конфеты) ребенок начинает осознавать ценность денег и делать выбор.

Не знаю, приемлемо ли это в нашей стране. Лично мне такой способ как-то не очень. Но вот, наверное, мы поэтому и не немцы.

Немецкие школьники получают в среднем на свои расходы 5-20 евро. Но, при этом, многие родители сразу же забирают у детей 20% от выданной суммы (такой своеобразный налог).

Делается это не потому, что родители такие жадные и не могут расстаться со всей суммой, а с определенной целью: приучить детей, что с каждой суммы денег необходимо заплатить налог.

В Германии поощряется такой способ заработка детьми, как продажа на блошиных рынках своих игрушек, книжек и других уже ненужных им вещей. На эти деньги (когда накопиться нужная сумма) приобретается какая-то более крупная и необходимая ребенку вещь.

Франция

Вот уж почему-то никогда не думала, что французы (на мой взгляд, несколько легкомысленные по жизни, но, наверное, я ошибалась) способны заниматься таким накопительством.

Они приучают своих детей копить деньги и вести финансовый учет приходов и расходов с раннего детства (5-6 лет). Да еще и штрафуют за всякие детские шалости и провинности, существенно уменьшая содержимое детского кошелька.

На карманные расходы французским школьникам дают 5-30 евро в неделю, и эти деньги рассматриваются больше как способ научить детей обращаться с деньгами. А если им нужно приобрести что-то более дорогое, дети, как правило, зарабатывают деньги в свободное время.

Поступив в университет, многие французские дети и вовсе снимаются с денежного довольствия родителей (живут отдельно и за счет подработок).

Как я завидую их родителям: нам, наверное, никогда не приблизится к такой модели отношений детей с родителями. А так иногда хочется.

США

Страна, в которой очень серьезно (можно даже сказать, фанатично) относятся к , и дети приучены работать с детства (например, им могут платить родители за домашнюю работу или подростки зарабатывают на мойке машин, стрижке газонов, в кафе и т.п.).

Взаимоотношения родителей и детей сводятся в финансовом плане к простой схеме: родители стараются накопить себе больше на старость, чтобы не быть обузой для детей, а потому дети должны зарабатывать самостоятельно.

На карманные расходы американским школьникам выдают 5-15 долларов. Системное образование по финансовой грамотности дети могут получить в специальных лагерях, где такое обучение проходит в игровой форме. Очень часто американские дети берут себе кредиты на обучение (полностью или частично).

Швеция

В этой стране деньги накопить детям очень легко и совсем не затратно для родителей.

Представляете, до 20 лет шведским детям платит на карманные расходы государство – 152 доллара ежемесячно. В школе питание бесплатное. А если еще родители будут «участвовать» в этакой своеобразной «программе софинансирования», то есть добавлять к сумме, накопленной от государства, такую же сумму от себя – то к 20-летию на счету ребенка уж точно наберется кругленькая сумма.

Я хочу жить в Швеции 🙂

И еще в Швеции дети также зарабатывают деньги на продаже своих ненужных вещей (одежды, игрушек, книг) и уже с 15-ти лет могут организовать свой бизнес. В стране очень много таких молодых бизнесменов.

Ну а что мне не очень нравиться, так это то, что есть сладкое в Швеции дети могут только по субботам.

Англия

Англия, как оказалось, самая лояльная страна по отношению к детям. Честно признаюсь, я думала наоборот, что в чопорной и строгой Англии самые драконовские меры по отношению к детям и детскому труду.

Но все вовсе не так.

Англичане не стараются «загружать» своих малолетних детей основами финансовой грамотности. Хотя, как правило, почти во всех семьях у детей есть копилки, куда они откладывают деньги. На карманные расходы детям выдается еженедельно 8-31 доллара (в зависимости от возраста ребенка).

Также практикуется система подработок у родителей. А дети постарше, которые подрабатывают самостоятельно, иногда лишаются денег на карманные расходы.

И еще вот такой интересный нюанс: если дети начинают зарабатывать по-настоящему и продолжают жить с родителями, они платят родителям 10% от своего заработка (так называемый родительский сбор) на оплату коммунальных и продукты. И, тем самым, вырабатывается понимание: не все, что сам заработал, можешь потратить только на себя.

Турция

В этой стране самый приятный и легкий способ заработать деньги детям. Они получают монетки (от 0,5 до 27 долларов) с самого младенчества за то, что целуют старших родственников по большим национальным праздникам.

Дети-школьники получают еженедельно 5,5-16 долларов на карманные расходы. Начинают подрабатывать позже, чем в европейских странах и США, лет с 15-16, и продолжают находиться под финансовой опекой родителей.

Венгрия

Интересен ее опыт финансового образования детей: обучают обращаться с деньгами в процессе игры (например, «Монополия») и на уроках в школе.

Карманные деньги – 12 долларов в неделю.

В этом вопросе и отечественные, и зарубежные психологи единодушны. Невозможно приобрести собственный опыт и научиться распоряжаться деньгами (тратить, сберегать, планировать) без реальных денег (на данном этапе – это карманные деньги).

С какого возраста давать детям деньги?

Единой точки зрения нет. Но большинство склоняется к тому, что деньги надо начинать давать, когда ребенок будет к этому готов (начнет сам проявлять интерес к этому вопросу, научится считать). У нас этот период обычно совпадает с началом учебы в школе.

Здесь каждый решает сам. Это зависит и от доходов в семье, и от разумного подхода.

Деньги должны рассматриваться не как стимул хорошо себя вести, получать хорошие оценки или, что еще хуже, за выполненную работу по дому, а именно как средство обучения ребенка финансовым навыкам.

Как часто выдавать карманные деньги?

Выделяемая сумма должна быть постоянной – например, 50-100 рублей в неделю. Обычно потребность в карманных деньгах возникает с началом учебы в школе.

Как научить ребенка обращаться с деньгами?

Ребенок должен самостоятельно распоряжаться этими средствами.

Родители же могут посоветовать, на что потратить деньги, как лучше ими распорядится, ненавязчиво проконтролировать. Но окончательное решение должен принять ребенок. Так как, при строгом контроле за расходами со стороны родителей, утрачивается весь смысл карманных денег.

Например, можно взять с собой ребенка за . И не бойтесь, что ребенок потратит деньги (на ваш взгляд, совершенно бездарно на бесполезные вещи). Любой опыт – это опыт самого ребенка. Только так он научится самостоятельно распоряжаться деньгами.

Пока-пока…

P.S. Если вы сами еще не умеете распоряжаться финансами, начните учиться вместе со своим ребенком. Полезно будет всем.

Как формируется отношение к деньгам

В современном обществе понятие успешности во многом связано с количеством денег, которые человек может потратить. С экранов телевизоров, с рекламных плакатов, со страниц газет и журналов нам внушают, что мы должны постоянно что-то приобретать, чтобы идти в ногу со временем – новые машины, бытовую технику, различные электронные гаджеты.

Многие покупают все это, даже не имея необходимости. И это не удивительно – ведь без этих покупок человек чувствует себя как белая ворона, опасается формирования у окружающих соответствующего мнения о себе, как о человеке, который не может себе позволить такие покупки, человеке бесперспективном, не успешном, не стоящем внимания.

Естественно, что все это видят наши дети. Видят покупки родителей, видят рекламу, видят, что без денег сегодня просто никак не обойтись. Отсюда уже с детских лет у маленького человечка начинает формироваться отношение к деньгам, как к средству проявления своей индивидуальности, своих возможностей, успешности и просто как к возможности жить в свое удовольствие.

Поэтому у ребенка возникает потребность иметь свои деньги на карманные расходы, которые смогут добавить ему авторитета среди друзей, одноклассников и почувствовать себя взрослее, самостоятельнее.

Вот тут и возникает вопрос у родителей – когда можно начинать давать ребенку деньги? А если давать, то как часто и как много?

Давайте попробуем найти ответы на эти вопросы, чтобы понять, как правильно вести себя, когда у ребенка появится желание иметь свои деньги.


С какого возраста можно давать деньги ребенку?

Как правило, родители начинают давать деньги на карманные расходы своим детям с того времени, как ребенок пошел в школу.

Если до школы малыш постоянно находился рядом с родителями и деньги ему были ни к чему, то в школе ему нужно что-то купить себе на обед в столовой, оплатить проезд в школу, купить себе какие-то канцелярские мелочи для учебы. И это не прихоть, родители хорошо это понимают и не отказывают малышам в некоторых суммах.

Но тут появляются новые вопросы. Сколько денег для ребенка будет достаточно? Как часто давать деньги? Как научить малыша относиться к деньгам бережно, не тратя их попусту?


Как научить ребенка ответственно относиться к деньгам?

Давая деньги ребенку, взрослые иногда не задумываются, что в этот момент ребенок вовлекается в очень важный процесс, от которого впоследствии во многом будет зависеть его умение обращаться с деньгами.

Умение распоряжаться деньгами – одно из важнейших умений в нашей жизни. Правильно планировать траты, умение откладывать деньги на будущее, делать накопления, понимать, на что действительно нужно потратить, а на что вовсе не обязательно. Все это закладывается в сознание ребенка именно с момента появления у него карманных денег.

Поэтому, давая деньги малышу, вы должны понимать свою ответственность за формирование у него бережного отношения к деньгам.

Чаще всего происходит как? Ребенок подходит к маме или папе и говорит, что ему нужны деньги на то-то и на то-то. Взрослый берет кошелек, достает из него нужную сумму денег и дает их ребенку.

Понятно, что ни о каком развитии навыка обращения с деньгами здесь речь не идет вообще. Ребенок знает, что ему всегда дадут столько, сколько нужно, достаточно просто попросить. Складывается впечатление, что количество денег в родительском кошельке неисчерпаемо.

Ребенок не понимает, что родители раз в месяц получают зарплату, на которую потом живут весь следующий месяц. Что для этого им приходится планировать, на что и сколько они потратят денег, чтобы дожить до следующей получки.

Лучшим способом научить ребенка бережному отношению к деньгам является регулярная выдача определенной суммы, расходование которой будет планировать сам ребенок. При этом не следует ему указывать когда, на что и сколько можно потратить.

Сначала ребенку будет непросто научиться распоряжаться полученными средствами. В первое время вы не раз столкнетесь с ситуацией, когда ребенок все потратил буквально на следующий день. Но не следует идти на поводу и, вздохнув, выделить еще немного денег. Так вы никогда его ничему не научите и сделаете только хуже.

Поначалу можно давать деньги 1 раз в неделю. Когда ребенок будет становиться старше и у него уже накопится определенный опыт обращения с деньгами, можно перейти на выдачу нужной суммы раз в месяц.

Перед тем, как начать давать деньги можете договориться с ребенком, что некоторые определенные расходы теперь будет оплачивать он сам, что в эту сумму войдут, к примеру, пополнение баланса на сотовом телефоне, покупка проездного, поход в кино. Все, что останется – он откладывает в свою копилку или тратит на свое усмотрение.

Конечно сумма должна быть адекватной, позволяющей пополнить баланс, сходить в кино и оплатить проезд в городском транспорте и еще немного на карманные расходы.

Такой подход поможет научить ребенка понимать, что деньги не падают с неба, что если он за пару часов проговорил все деньги на своем мобильном, то до следующего пополнения баланса ему придется подождать, что в кино каждый день не следует ходить, так как после этого уже не остается денег на все остальное и т.д.

Это очень действенный способ развития аккуратности в обращении с деньгами, которая пригодится ребенку во взрослой жизни.

Сколько давать денег на карманные расходы?

Этот вопрос является наиболее трудным и требует от взрослого определенной мудрости и ответственности. Конечно же, в первую очередь количество карманных денег, выдаваемых ребенку, зависит от доходов семьи.

Но даже в том случае, если вы совершенно не стеснены в средствах, не следует давать ребенку денег слишком много, как бы ему ни хотелось блеснуть перед друзьями.

Подсчитайте расходы, которые вы включите в эту сумму – сотовый, завтраки, проезды, кино и накиньте немного сверху. Или поинтересуйтесь у родителей его друзей – сколько они выделяют денег своим детям. Исходя из этого, уже можно вывести примерную сумму.

Никто кроме вас точную цифру назвать не сможет. Тем более что с возрастом ребенка сумма будет постепенно увеличиваться. Если в первом классе малышу вполне хватало 500 рублей в месяц, то старшекласснику может оказаться ее недостаточно и на неделю.

Давая деньги ребенку, не забывайте соблюдать несколько главных правил.