Каком году проведена перепись населения. Краткая история переписей населения в мире

Перепись населения - это научно организованная операция сбора данных о численности и составе населения, обобщения, оценки, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных обо всем населении , проживавшем на определенный момент времени в стране или ее четко ограниченной части.

История переписи в России насчитывает несколько периодов, во время которых переписчиков интересовали совершенно разные вопросы.
Начало учета населения на территории России положили Киевское и Новгородское княжества в IX веке. Учет велся с фискальными целями, то есть для податного обложения.

Со второй половины XIII века, в период монголо-татарского ига, проводились учеты населения в отдельных русских княжествах для определения размеров дани. Эти же цели преследовали учеты на территории Закавказья в 70-х годах XIII века.

Учет в то время был хозяйственным: учитывались для обложения данью дома или "дымы", затем объектом обложения в XIV веке становятся земельные участки, производительно используемые в хозяйстве - соха (позднее - четверть, десятина). Составлялось так называемое сошное письмо, результаты описаний заносились в писцовые книги. В XVII веке единицей обложения стал двор, а основной формой учета - подворные переписи.

В 1718 году Петр Великий издал указ, которым предписывалось "взять сказки у всех (дать на год сроку), чтобы правдивые принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужеского пола". Составленные подобным образом списки ("сказки") были собраны лишь через три года, а затем в течение следующих трех лет были подвергнуты проверке - "ревизии". С тех пор учеты населения в России стали называться "ревизиями податного населения" или просто "ревизиями". Такие ревизии проводились на протяжении почти полутора веков, вплоть до отмены крепостного права. Всего в России прошло десять ревизий, последняя - в 1857-1860 годах. Эти ревизии длились по несколько лет и были очень неточными, поскольку учитывали не фактическое число жителей, а только "приписных" из податных сословий, т.е. людей, числящихся в списках для уплаты подати (налога). Помещики не торопились подать очередную ревизскую "сказку", поэтому многие умершие числились живыми.

После отмены крепостного права начали проводиться переписи населения в отдельных городах и даже целых губерниях, однако многие их них представляли собой казенные полицейские "народосчисления", при которых у домохозяев просто собирали сведения о числе даже не проживающих, а прописанных в их домах жителей.

Таких местных переписей было проведено не менее двухсот, но материалы многих из них не были опубликованы, и о некоторых неизвестно ничего, кроме года переписи.

Данные о населении , получаемые таким образом, не удовлетворяли требованиям статистики, касающиеся тех или иных признаков населения, нужных для государственных обоснований и научных исследований.

Первая и единственная всеобщая перепись населения Российской империи была проведена в феврале 1897 года. Инициатором ее стал выдающийся русский ученый Петр Семенов-Тян-Шанский. Эта перепись представляет собой единственный источник достоверных данных о численности и составе населения России в конце XIX века.

По данным Центрального статистического комитета, в Российской Империи проживали 124 млн 640 тысяч человек. Причем подавляющее большинство из них, а именно 85% процентов, составляли сельские жители, 15% - городское население.

Первая советская перепись населения проводилась в 1920 году в условиях гражданской войны и разрухи. Переписью было охвачено только 72% населения страны , так как в ряде районов страны еще велись военные действия. В 1923 году была проведена перепись населения в городах и поселках городского типа одновременно с переписью промышленных и торговых предприятий.

Все население страны впервые охватила первая Всесоюзная перепись населения в декабре 1926 года. При ее подготовке выдающиеся статистики Василий Михайловский и Олимпий Квиткин выработали научные принципы, которые легли в основу как этой, так и следующих переписей населения.

Перепись 1926 года отличалась не только продуманной методикой получения сведений, но и богатством собранных данных, особенно о социальном составе населения и о семьях. Ее итог по общей численности населения - 147 миллионов человек, сельское население составило 82%, городское - 18%.

Следующая перепись проводилась в январе 1937 года. Подготовка и проведение этой переписи пришлись на время разгулов сталинских репрессий. Организаторы переписи и многие руководители государственной статистики по всей стране были объявлены врагами народа и репрессированы. Результаты переписи разошлись с публиковавшимися ранее сильно преувеличенными оценками численности населения страны. Поэтому организация переписи была признана неудовлетворительной, материалы ее дефектными, а данные переписи не были обнародованы (в зарубежных источниках называлась цифра в 170,6 млн человек).

В январе 1939 года была проведена новая Всесоюзная перепись, признанная "удачной". Впервые по всей стране учитывалось постоянное и наличное население, кроме того, были введены контрольные бланки. Численность населения страны составила 190,7 млн человек, в том числе городского - 32 %), сельского - 68%. Начавшаяся война помешала довершить полную обработку материалов.

Первая послевоенная перепись была проведена в январе 1959 года. По организации и содержанию собранных данных она практически не отличалась от предыдущей. Данные переписи послужили основой для последующих расчетов численности и состава населения. Общая численность населения СССР составила 208,8 млн человек. Доля городского населения - 48 %, сельского - 52%.

Следующая перепись состоялась в 1970 году. В организационном и методологическом отношении она соответствовала двум предыдущим (1939 и 1959 годов), однако данных было получено значительно больше. Впервые в практике советских переписей ради экономии времени и средств часть сведений была получена путем опроса не всех, а только 25% жителей. При обработке материалов переписи был применен ряд технических новшеств. Ее данные широко использовались для социально-экономического планирования и разработки долгосрочных экономических прогнозов. Общая численность населения по переписи - 241,7 млн, городское - 56%, сельское - 44%.

Существенно отличались от предыдущих организация и обработка материалов переписи населения 1979 года. Впервые в практике советской статистики записи, сделанные при опросе, вводились в ЭВМ с помощью специальных считывающих устройств и записывались на магнитную ленту. Были добавлены новые вопросы, формулировки некоторых других уточнены. Перепись дала обширные сведения об изменениях в составе населения, которые впоследствии широко использовались. Итог переписи - 262,4 млн человек, доля городского населения - 62%, сельского - 38%.

Последняя перепись в СССР проводилась в январе 1989 года путем опроса по месту фактического проживания граждан. Отличительной ее особенностью явилось то, что впервые наряду со сведениями о населении были собраны сведения о жилищных условиях различных социально-демографических групп населения во всех районах страны, о развитии жилищной кооперации, о степени обеспеченности людей жильем и его благоустройстве. Это позволило получить сведения о жилищных условиях различных социально-демографических групп населения во всех районах страны, о развитии жилищной кооперации, о степени обеспеченности людей жильем и его благоустройстве.

Программа переписи содержала 25 вопросов, часть которых учитывалась выборочно. По сравнению с предыдущей переписью населения включены новые вопросы о месте рождения, об окончании профессионально-технического учебного заведения, о жилищных условиях, изменена формулировка некоторых других вопросов.

Разработка материалов переписи по полной программе была завершена к концу 1990 года.

Население страны в 1989 году составило 286,7 млн. человек, в том числе городское население - 66%, сельское - 34%.

Всероссийская перепись 2002 года была первой переписью населения в новой России. Она прошла под девизом "Впиши себя в историю России". Проводилась перепись по состоянию на 9 октября, заполнение переписных листов происходило с 9 по 16 октября. Перепись населения впервые была проведена на основе законодательного акта - Федерального закона "О Всероссийской переписи населения " от 25 января 2002 года №8-ФЗ.

Проводимые ранее переписи финансировались исключительно из федерального бюджета, затраты же на перепись 2002 года были разделены на бюджеты всех уровней. По-новому пришлось решать вопрос о формировании переписных кадров. В советский период переписные работники выделялись предприятиями по разнарядке партийных органов. В 2002 году было подготовлено около 670 тысяч внештатных работников из неработающего населения. В крупных городах упор был сделан на студентов, безработных, работников органов социальной защиты, работников коммунального хозяйства. В небольших населенных пунктах - на сельскую интеллигенцию.

В переписи участвовали все граждане Российской Федерации, а также граждане зарубежных государств, которые находились на территории России.

При изучении брачного состояния впервые при проведении переписи населения были собраны сведения о числе незарегистрированных брачных союзов (так называемый гражданский брак).

При переписи 2002 года население могло указать все имеющиеся у него источники средств к существованию в отличие от прошлой переписи, когда у населения выяснялось не более двух источников.

При переписи 2002 года численность постоянного населения Российской Федерации составила 145,2 млн человек, из них 106,4 млн человек (или 73%) - городские жители, а 38,8 млн. человек (или 27%) проживают в сельской местности. По сравнению с переписью населения 1989 года численность населения уменьшилась на 1,8 млн человек, в том числе проживающих в городских поселениях - на 1,6 млн человек, в сельской местности - на 0,2 млн человек.

Очередная Всероссийская перепись пройдет с 14 по 25 октября 2010 года.

Учет населения с древнейших времен существовал как часть хозяйственной статистики и совершенствовался вместе с ней. Различные формы статистического учета земель и хозяйств, ремесел и торговли, а вместе с ними и населения имелись в Древнем Китае, Японии, Египте, Месопотамии, Иудее, в городах Древней Греции и в Риме. Учеты населения проводились там с финансовыми и военными целями, чтобы знать возможное число налогоплательщиков и воинов. В соответствии с этими целями переписи чаще всего были не всеобщими и охватывали обычно податное мужское население. Иногда предпринимались попытки более полного учета состава населения. Так, в Древнем Риме при царе Сервии Туллии (1 в. до н.э.) взимались пожертвования храмам с каждого жителя по монете разного достоинства в зависимости от пола и возраста. Подсчет монет давал общую численность населения с распределением по полу и возрастным группам. В более поздний период (с 510 по 30 г. до н.э.) переписи (называвшиеся цензами) проводились уже регулярно. Главы семей под клятвой сообщали специальным должностным лицам -- цензорам -- сведения о себе, своей семье и своем имуществе. Позднее цензы проводились в виде поземельных описаний, или кадастров, в которых учитывалось и население. Результаты цензов заносились в писцовые книги, которые велись постоянно. На их основании определялись размеры податей, а сами записи в книгах или выписки из них служили документами на право владения землей или имуществом.

В средние века нехозяйственные переписи и писцовые книги получили повсеместное распространение в государствах Западной Европы (а с XV в. и в России). Наряду с описанием земель и имуществ в них имелись сведения и о населении. Сведения эти были скудными, в них, как правило, указывалось только число хозяйств (или семей). Установить же численность населения, а тем более его структуру можно было лишь с большим трудом, путем косвенных расчетов, определяя по различным источникам средний размер хозяйства (семьи) и затем умножая этот средний размер на число хозяйств (семей).

Лишь к середине XVIII в. вместе с развитием капитализма и развитием рыночных отношений расширяется потребность в информации о численности и структуре населения. Учет населения постепенно становится всеобщим и приобретает самостоятельное значение, не связываясь непосредственно с какими-либо частными административными целями.

С 1749 г. начинают регулярно проводить учеты населения в Швеции, где созданная в этом году специальная «табельная» комиссия периодически проверяла и исправляла текущие списки населения. Но это еще не были переписи населения в их современном понятии. История регулярных всеобщих переписей населения начинается с переписи 1790 г. в США и с переписей населения, проведенных в 1801 г. одновременно в Англии, Шотландии, Франции, Дании и Норвегии. Однако они оставались еще долгое время весьма несовершенными: насчитывали всего 2--4 вопроса в программах, проводились в течение длительного срока, не будучи приуроченными к точному моменту времени, без четко определенных правил.

Лишь к середине XIX в. складываются представления о научных основах проведения всеобщих переписей населения. Этому в немалой степени способствовало создание во многих европейских странах специальных статистических органов, отдельных от административных, и развитие статистической науки.

Первой действительно научной была бельгийская перепись населения, проведенная в 1846 г. под руководством крупнейшего ученого-статистика Адольфа Кетле (1796--1874). Ее особенность состояла в том, что она была однодневной и учитывала наличное население, т.е. фактически проживавшее в том месте, где его застала перепись, а не юридическое, т.е. числящееся по документам, которое только и учитывалось прежними переписями. Новшеством также было и проведение этой переписи специально подготовленными регистраторами, а не административными чиновниками, как это было ранее.

Опыт первой бельгийской переписи 1846 г., как и структура ее статистических органов, был использован другими европейскими странами. Большое значение для развития методологии переписей имели международные статистические конгрессы, один из которых состоялся в Петербурге в 1872 г. по инициативе и под председательством замечательного российского статистика, географа и путешественника Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского (1827--1914). На этих конгрессах были выработаны основные принципы проведения переписей населения, которые в основном продолжают применяться и в настоящее время. В частности, Петербургский конгресс рекомендовал всем странам проводить всеобщие переписи населения регулярно, не реже, чем через 10 лет, в годы, оканчивающиеся на 0, или близкий к нему, учитывать фактическое, а не юридическое (приписное) население и относить все собираемые при переписи сведения к одному точному моменту (часу) времени. Этим рекомендациям последовали все страны, и число научно организованных переписей населения стало быстро увеличиваться. С 1870 по 1879 г. в мире было проведено 48 переписей населения, в 80-х гг. -- уже 54, в 90-х гг. -- 57, а в первом десятилетии XX в. -- 74. Если до 1870 г. переписями был охвачен только 21% мирового населения, то к началу XX в. -- уже 64%.

Особенно большое развитие переписи населения получили после второй мировой войны в связи с распадом колониальной системы и становлением освободившихся государств Азии, Африки и Латинской Америки. С 1965 по 1954 г. была проведена 151 перепись, в 1955--1964 гг. -- 168, в 1965--1974 гг. -- 179, в 1975--1984 гг. -- 191, в 1985--1994 гг. -- 162. Ныне, к концу XX в. в мире не осталось страны, где бы перепись населения не проводилась ни разу. Правда, есть страны, где перепись населения не проводилась давно, более 10 лет (Гана, Либерия, Мавритания, Нигер, Сенегал, Сомали, Сьерра-Леоне, Танзания, Эритрея, Гаити, Гондурас, Коста-Рика, Куба, Перу, Суринам, Афганистан, Ирак, Польша и др.), а то и 20 лет (Ангола, Бутан, Джибути, Ливан, Северная Корея, Гренландия, Исландия и др.)

Основным источником демографических данных о населении и тенденциях его воспроизводства признаны переписи населения, которые предоставляют относительно достоверные сведения и дают возможность ученым и руководителям всех рангов и отраслей использовать полученную в результате их проведения информацию в своих интересах. Участвующий в переписи населения Москвы в 1882 г. Л. Н. Толстой в статье "О переписи в Москве", посвященной этому событию, писал, что перепись проводится затем, "чтобы вывести законы социологии и на основании этих законов учредить лучше жизнь людей". По его мнению, "для общества интерес и значение переписи в том, что она дает ему зеркало, в которое, хочешь, не хочешь, посмотрится все общество и каждый из нас" (Толстой Л. Н. Так что же нам делать? : сб. ст. М., 1906).

Термин "перепись населения" появился во второй половине

XVIII в. Некоторые демографы утверждают, что первая перепись населения была проведена в Швеции в 1749 г., так как в этой стране была создана специальная табельная комиссия, которая стала периодически проверять списки населения. Более распространенной точкой зрения является утверждение о том, что первая перепись населения в современном ее понимании была проведена в США в 1790 г. и длилась на протяжении 18 месяцев. Затем последовали переписи населения в Швеции и Финляндии (1800), в Великобритании, Франции, Дании и Норвегии (1801).

Первоначально правила проведения переписи населения устанавливались в каждой стране произвольно. Только с середины

XIX в. стали закладываться основы научной организации и проведения данного мероприятия. Впервые правила проведения переписи были обобщены и приведены в систему в 1846 г. Адольфом Кетле при подготовке к всеобщей переписи населения Бельгии. Особенность этой переписи состояла в том, что она была однодневной, проводилась специально подготовленными регистраторами и учитывала наличное население, т.е. людей, фактически находящихся в том месте, где их застали переписчики.

В дальнейшем методологические основы переписи населения разрабатывались в процессе работы международных статистических конгрессов, которые проводились регулярно с 1853 по 1872 г.

Официально правила переписи населения были утверждены в 1872 г. на Санкт-Петербургском конгрессе Международного статистического комитета. В последующие годы эти правила уточнялись и совершенствовались созданным в 1885 г. Международным статистическим институтом, который раз в три года обсуждал методологию проведения переписи со статистиками из разных стран. В настоящее время корректировкой международных правил переписи населения занимается Статистическая комиссия при ООП, регулярно публикуя информацию об изменениях в них на основных мировых языках в специальных пособиях и справочниках.

Согласно рекомендациям Статистической комиссии при ООН перепись населения должна проводиться один раз в пять или 10 лет в годы, оканчивающиеся соответственно на 5 и 0 или близкие к ним цифры. Дополнением к Конституции США для президента и его администрации установлена обязанность проводить переписи населения каждые 10 лет. За 200 с лишним лет в США не было нарушений в регулярности проведения переписи населения. Это вызвано тем, что по результатам переписи в США определяется численность избирателей на территории штатов и соответственно представителей от штата в конгрессе США.

И России интерес к демографической информации, которая получена посредством переписи населения, был обусловлен развитием капитализма. Первая в России перепись жителей Москвы проводилась с 5 по 12 декабря 1871 г. В ней были задействованы 997 счетчиков, из них 759 студентов и 152 чиновника. Согласно данным этой переписи в Москве насчитывалось 354 тыс. мужчин и 248 тыс. женщин. Вдовы составляли 17,7% от всего женского населения, вдовцы - 3,3% от всего мужского населения. Грамоту знали 54,1% мужчин и 37,9% женщин, к купеческому сословию относились 3,9% мужчин и 5,3% женщин, военнослужащих было 10,3% от населения города.

Первая всеобщая перепись населения России была проведена в 1897 г. на основании утвержденного 5 июня 1895 г. Николаем II "11оложения о первой всеобщей переписи населения Российской империи" и длилась три месяца. Большая заслуга в деле обоснования необходимости и организации проведения всеобщей переписи населения России принадлежит выдающемуся географу и статистику Петру Петровичу Семенову-Тян-Шанскому (1827-1914), который в 1864 г. возглавлял Центральный статистический комитет, а с 1874 по 1897 г. - Статистический совет Министерства внутренних дел. В 1874 г. им был разработан проект Всероссийской переписи, на основе которого была составлена программа, включавшая 14 вопросов: пол, возраст, отнон1ение к главе хозяйства и главе семьи, брачное состояние, сословный статус, место рождения и проживания, отметка о постоянной или временной прописке, вероисповедание, язык, грамотность, род занятия, отношение к воинской повинности, наличие физических недостатков или душевных заболеваний. Для проведения переписи было задействовано около 150 тыс. счетчиков. Государство потратило на проведение этого мероприятия около 7 млн руб. Итоги переписи были окончательно опубликованы в 1905 г. в 89 томах.

Согласно переписи населения 1897 г. общая численность населения Российской империи в границах тех лет (без Великого княжества Финляндского за пределами Гельсингфорса) составила 125 млн 640 тыс. чел., из них городское население - 13,4%. Самым крупным сословием было крестьянство - 77,5%. Дворянское сословие составляло 1,5% населения, сословие мещан - 10,7%, казаки - 2,3%, духовенство - 0,5%, купцы - 0,2%. Грамотных было 29,3% мужчин и 13,1% женщин. Национальный состав представляли 44,3% русских, 17,8% украинцев, 6,3% поляков, 4,3% белорусов, 4,0% евреев. В России среди верующих проживало 69,3% православных, 11,1% мусульман, 9,1% католиков и 4,2% иудеев.

Первая Всероссийская перепись населения оказалась последней, проведенной в Российской империи. При советской власти переписи осуществлялись в 1920,1926,1937,1939,1959,1970,1979 и 1989 гг. Перепись 1920 г. проводилась в условиях Гражданской войны и разрухи. Ею было охвачено 72% населения страны. Первая Всесоюзная перепись населения состоялась в 1926 г. Результаты Всесоюзной переписи населения 1937 г. были признаны И. В. Сталиным неточными, поэтому в 1939 г. была проведена повторная перепись. Наиболее полная и научно организованная перепись населения СССР была проведена в 1959 г. С 1970 г. в переписях стал применяться выборочный метод, когда на основную часть вопросов отвечает все население, а на дополнительные вопросы - 25%.

Правительство РФ 22 сентября 1999 г. приняло постановление № 1064 "О Всероссийской переписи населения 2002 года". Всероссийская перепись населения 2002 г. проходила в период с 9 по 16 октября в соответствии с Федеральным законом от 25 января 2002 г. № 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения".

Поданным переписи населения 2002 г., в Российской Федерации проживаю 145 млн 166 тыс. чел., т.е. на 1,8 млн меньше, чем по данным переписи 1989 г. Результаты переписи по многим параметрам расходились с данными текущего учета как в сторону уменьшения, так и увеличения. Например, в Москве, по данным переписи, проживало 8,5 млн чел., а согласно регистрации - 10,4 млн жителей. На Дальнем Востоке во время проведения переписи оказалось на 150 тыс. чел. меньше, чем было зарегистрировано. В Чукотском автономном округе не досчитались 28% населения. В республиках Башкортостан и Татарстан предпринимались попытки увеличить численность национального состава населения.

Правительство РФ 23 декабря 2009 г. приняло постановление № 1074 "Об организации Всероссийской переписи населения 2010 года" и утвердило ее проведение в период с 14 по 25 октября 2010 г. Для проведения переписи из бюджета государства было выделено около 17 млрд руб. О том, как за последние 50 лет, согласно данным переписей, изменялась численность населения Российской Федерации, свидетельствуют данные переписей, приведенные в табл. 4.2.

Таблица 4.2. Изменение численности населения Российской Федерации за 50 лет (данные переписей, млн чел.)

Источник: URL: https://gks.ru.

В современной демографической литературе представлены различные определения переписи. Чаще всего перепись населения определяется как научно обоснованный и организованный государством по единой методике процесс сбора, обработки, анализа и публикации информации о демографических и социально-экономических данных, характеризующих на определенный момент времени каждого жителя страны, включая и тех, кто находится во время проведения переписи за границей. Данное определение в основном согласуется с определением переписи населения, которое было рекомендовано специалистами Статистической комиссии при ООН в 1981 г.: "Перепись населения - это процесс сбора и обобщения, оценки, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных обо всем населении, проживающем на определенный момент времени в стране или ее четко ограниченной части".

Согласно рекомендациям ООН в большинстве развитых стран переписи населения проводятся регулярно - раз в пять или 10 лет. Основная задача переписи - получение демографической и социально-экономической информации об изменениях, произошедших с населением за межпереписной период. В современных переписях населения, как правило, информация собирается о постоянном населении, совместно проживающем и ведущем общее хозяйство. В России это правило стало применяться только с проведения Всероссийской переписи 2002 г.

В связи с тем, что перепись населения - научно-организованный процесс, при ее подготовке и проведении необходимо следовать установленным принципам. К принципам проведения переписи населения в настоящее время относят всеобщность, одномоментность, самоопределение, поименность, конфиденциальность, системность, централизованность.

Принцип всеобщности переписи населения означает, что сведения собираются обо всех жителях данной страны. Следование данному принципу затрудняется некоторыми объективными и субъективными факторами. Одним из объективных факторов является мобильность населения, смена людьми по необходимости места пребывания в период проведения переписи. В силу этого существует вероятность того, что кто-то из граждан может разминуться с переписчиком как в месте постоянного проживания, так и в месте временного нахождения, а кто-то будет учтен дважды. Чтобы этого не произошло, программой проведения переписи населения предусматриваются специальные меры. Большие затруднения вызывает перепись беженцев, нелегальных мигрантов и бомжей, у которых отсутствует регистрация. Если они не изъявят желания добровольно встретиться с переписчиком, то могут оказаться неучтенными. Для лиц, не имеющих постоянного места проживания, и тех, кто не смог встретиться по той или иной причине с переписчиком дома, в 2010 г. была предусмотрена организация специальных переписных пунктов. Для более полного охвата населения имеет смысл использовать телефонный и письменный опросы.

Из субъективных факторов следует выделить мнение граждан о том, что не нужно, например, переписывать младенцев и очень пожилых людей. Также некоторые граждане, боясь негативных последствий, к которым могут привести полученные о них сведения, стараются избежать встречи с переписчиком или отказываются отвечать на некоторые вопросы, включенные в программу переписи населения, а иногда дают вымышленные ответы. Нежелание отдельных людей участвовать в переписи населения может быть обусловлено плохими социально-экономическими и жилищно-бытовыми условиями их жизни. Недобросовестное отношение некоторых переписчиков к своим обязанностям и ошибки при подсчетах могут привести к неточностям в демографической информации.

Принцип одномоментности переписи населения означает, что все собранные за период проведения переписи сведения о населении относятся к установленному критическому моменту переписи или к моменту счета. В качестве критического момента переписи, как правило, берется 00 ч 00 мин первого дня начала переписи населения. Разность часовых поясов не учитывается. Необходимость установления критического момента переписи обусловлена тем, что численность и состав населения непрерывно меняются. Критическим моментом для Всероссийской переписи 2010 г. было установлено время 00 ч 00 мин 14 октября. Изменения, которые произошли после наступления критического момента до окончания переписи, не учитываются. Так, умершие после наступления критического момента учитываются переписчиками как живые, а рожденные за это время, напротив, не должны регистрироваться переписчиками. В труднодоступных районах, где перепись населения проводится досрочно, полученные сведения фиксируются в соответствии с принципом одномоментности.

Критический момент переписи следует отличать от периода проведения переписи населения. Как правило, для проведения переписи выбирают период времени, когда население менее подвижно. Не рекомендуется проводить перепись в дачный сезон, во время летних отпусков, каникул, многодневных праздников. Перепись населения в большинстве случаев проводится в период от семи до десяти дней. Однако в некоторых странах существуют свои традиции проведения переписи населения. Так, население Турции переписывают в течение одного воскресного дня, в который специальным правительственным распоряжением жителям запрещено выходить из дома, пока их не перепишут. В нашей стране периоды проведения переписи населения были различными: в 1897 г. период проведения переписи населения был установлен в 14 дней для городов и в 21 день для сельской местности; в 1959, 1970, 1979 гг. перепись проводилась за восемь дней, в 1989 г. -за девять дней, в 2002 г. - за шесть дней. Период проведения Всероссийской переписи населения 2010 г. составил 10 дней.

Чем меньше времени отводится на проведение переписи населения, тем больше требуется переписчиков. Например, турецкая перепись 1965 г. потребовала вдвое больше переписчиков, чем перепись населения США 1960 г., хотя население Турции было в семь раз меньше населения США. К участию во Всероссийской переписи населения 2002 г. в качестве переписчиков были привлечены 581 тыс. чел., из них 30% - студенты, учащиеся и преподаватели высших и средних специальных учебных заведений.

Соблюдение принципа самоопределения требует, чтобы все сведения об опрашиваемом гражданине заносились в именной переписной лист с его слов, без предъявления документального подтверждения. Иногда содержащаяся в документах информация не всегда соответствует реальной характеристике их владельца. Так, например, в паспорте указано, что человек зарегистрирован в одном месте, а на момент переписи он проживает в другом. В процессе проведения переписи населения в 2010 г. на Чукотке, Камчатке и в Магаданской области обнаружены целые населенные пункты, где граждане зарегистрированы, но на самом деле там давно никто не живет. Зато в Южном федеральном округе фактическая численность населения оказалась на 1,5 млн чел., а в Москве - на 1,8 млн чел. больше, чем там зарегистрировано.

Однако бывает, что некоторые люди, сообщая сведения о себе, не всегда говорят правду. Например, называют не документально зафиксированную этническую принадлежность, а ту, с которой они ощущают духовную, иногда вымышленную связь. Так, при проведении переписи 2010 г. некоторые пытались отнести себя к несуществующим этническим общностям. Среди выдуманных национальностей были названы скифы, буркинцы, иркуты, чучмеки, москвичи, джедаи, гномы, лешие, гоблины, готы, хоббиты, эльфы, толкинисты, марсиане и др. Всего было использовано более 430 уникальных названий "этносов". В качестве еще одного примера можно привести случаи, когда согласно документам человек считается женатым, но на самом деле он уже давно не живет с указанной в свидетельстве о браке женой.

Применение принципа самоопределения, по мнению специалистов, позволяет повысить доверие населения к переписи и увеличивает точность ее данных. Единственное исключение, когда переписчик обязан потребовать документ, - это при установлении возраста лиц старше 100 лет. Долгожитель должен подтвердить свой возраст, предъявив паспорт, свидетельство о рождении или выписку из церковной метрической книги. Сведения о малолетних детях записываются со слов их родителей.

Принцип поименности требует, чтобы сбор информации производился персонально о каждом гражданине. Если при социологическом опросе сведения о выборочной совокупности собираются, как правило, анонимно, то при переписи населения - о каждом лично и фиксируются в именных переписных листах.

Принцип конфиденциальности переписи населения предполагает сохранение тайны занесенных в переписной лист сведений о гражданах. Результаты переписи населения предоставляются статистическим органам в виде обобщенной обезличенной демографической информации. В законодательствах некоторых стран предусмотрено уголовное наказание за разглашение сведений о переписываемых, так же, как за отказ отвечать на вопросы переписчиков. Несмотря па то, что в нашей стране до 2001 г. закона о конфиденциальности переписи не было, не известно ни одного судебного случая о разглашении переписной информации. В Федеральном законе "О Всероссийской переписи населения" указано, что сведения, "содержащиеся в переписных листах, являются конфиденциальной информацией, не подлежат разглашению".

Принцип системности подразумевает, во-первых, наличие единой для всех населенных пунктов программы переписи. Во-вторых, опрос населения должен проводиться по единым для всех показателям, а обработка собранной информации - по единой методике. При этом для получения сопоставимых сведений важно соблюдение преемственности с программой предыдущей переписи. Недопустимо при проведении переписи населения делать изменения редакции вопросов, которые могут привести к нарушению сопоставимости полученных в результате переписи населения демографических данных.

Принцип централизованиости требует, чтобы организация и управление процессом переписи населения осуществлялись единым центром - специально созданным государственным органом. Так, в США организацией переписи населения занимается бюро цензов Министерства торговли. В нашей стране централизованная организация переписи населения возложена на управление переписи населения и демографической статистики Росстата. Центру по проведению переписи населения подчинены региональные и местные подразделения (статистические управления и статистические бюро при местных администрациях), которые действуют в соответствии с иерархической вертикалью подчинения. Вся собранная первичная демографическая информация поступает в информационно-вычислительный центр Росстата, где она обрабатывается и анализируется, после чего публикуется в специальных изданиях.

Программа переписи населения - это перечень процедур по проведению данной переписи. Разработка программы - трудоемкий и длительный процесс, занимающий несколько месяцев, а иногда и лет. Программа переписи составляется но определенной методике, включающей сумму правил и требований, аналогичных применяемым при проведении конкретного социологического исследования. При составлении программы переписи населения Российской Федерации учитываются рекомендации, которые предлагает Статистическая комиссия при ООН, Международный статистический институт и Статистический институт стран Европейского сообщества, а также потребности в определенной демографической информации государственных органов управления, научных и общественных организаций. Объем и содержание программы переписи зависит от задач последней, планируемого времени на ее проведение, предполагаемого количества переписчиков и финансового обеспечения.

Программа переписи населения состоит из двух частей. Первая часть - это программа сбора первичной демографической информации. Вторая часть - программа обработки результатов переписи населения. Программа сбора первичной демографической информации включает в себя составление вопросов переписного листа. При составлении перечня вопросов необходимо учитывать их сопоставимость с показателями предшествующих переписей, поэтому часть вопросов задается в тех же формулировках, что и вопросы предыдущих переписей. Желательно также учитывать формулировки вопросов, которые задаются при проведении переписи населения в других странах. Задаваемые вопросы должны быть понятны и не вызывать отторжения у опрашиваемых людей. При этом следует учитывать общий уровень грамотности населения, его национальные особенности, в том числе народные традиции и даже предрассудки.

Программой переписи могут быть предусмотрены сплошной, а также выборочные опросы населения (микропереписи). Сплошной опрос проводится среди всех жителей страны, а выборочные - среди определенной части населения. Выборочные опросы по особой программе в нашей стране проводились при переписях населения в 1970, 1979, 1989, 2002 и 2010 гг. Проведение микропереписи планируется провести в 2015 г. При Всероссийской переписи населения 2002 г. в программу был включен специальный блок вопросов о занятости населения в связи с произошедшими социально-экономическими изменениями в стране, а в 2010 г. - о жилищных условиях и миграции населения. В первом случае опрашивалось 25% постоянного населения, во втором - 20%.

Основным документом программы переписи населения является перепитой лист, представляющий собой бланк для записи ответов па напечатанные вопросы. Переписной лист может быть двух видов: индивидуальный и списочный. Индивидуальный переписной лист предназначен для записи сведений о конкретном человеке. Списочный переписной лист предназначен для записи сведений обо всех членах семьи или о тех, кто на момент переписи проживает на данной жилплощади. При проведении последних переписей населения в Российской Федерации использовались списочные переписные листы.

Переписной лист, как правило, состоит из трех разделов: адресного, основного и специального. Адресный раздел включает в себя сведения о фамилии, имени и отчестве переписываемого, его месте проживания, отношении к главе семьи (домохозяйству). В основном разделе предусматриваются следующие группы вопросов:

  • - о принадлежности к постоянному или наличному населению;
  • - личных демографических характеристиках (пол, возраст, семейное положение);
  • - социально-экономических характеристиках (социальное положение, уровень образования, источники доходов);
  • - об этнических характеристиках (национальная принадлежность, владение языками, вероисповедание);
  • - о жилищных условиях и миграции.

В ряде стран в программу переписи населения включаются самые разнообразные вопросы, например, о физических недостатках или об уровне обеспеченности населения теми или иными благами жизни. Пока такие вопросы российские переписи не включают. Специальный раздел содержит вопросы выборочного опроса, которые определяются задачами текущего момента, например, вопросы, связанные с социально-экономическими проблемами или жилищными условиями.

При проведении Всероссийской переписи населения использовались три формы бланков переписного листа. Переписной лист формы "Л" содержал вопросы ко всем лицам, постоянно проживающим на территории России, а также к гражданам, находящимся за рубежом в связи с длительной служебной командировкой, включая членов их семьи. В переписной лист формы "П" были включены вопросы об условиях жизни населения. Переписной лист формы "В" содержат вопросы к лицам, временно находящимся на территории РФ.

Для постоянных жителей страны в программу Всероссийской переписи населения были включены следующие вопросы:

  • 1. Отметьте, кем являетесь тому, кто записан как первый член домохозяйства.
  • 2. Ваш пол.
  • 3. Дата Вашего рождения.
  • 4. Место Вашего рождения.
  • 5. Ваше состояние в браке, зарегистрирован ли Ваш брак?
  • 6. Ваше гражданство.
  • 7. Ваша национальная принадлежность.
  • 8.1. Ваше образование, умеете ли Вы читать и писать?
  • 8.2. Имеете ли ученую степень кандидата или доктора наук?
  • 8.3. Учитесь ли Вы в образовательном учреждении?
  • 8.4. Посещает ли ребенок дошкольное учреждение?
  • 9. Владеете языками.
  • 9.1. Владеете ли Вы русским языком?
  • 9.2. Какими иными языками Вы владеете?
  • 9.3. Ваш родной язык.
  • 10. Источники средств к существованию.
  • 10.1. Укажите все имеющиеся у Вас источники средств к существованию.
  • 10.2. Если Вы имеете несколько источников, укажите, какой считаете для себя основным.
  • 11. Занятость и безработица.
  • 11.1. Имели ли Вы какую-либо работу, приносящую заработок или доход с 7 по 13 октября 2010 г.?
  • 11.2. Кем Вы являетесь на основной работе?
  • 11.3. Ваша работа находилась на территории того же населенного пункта, где Вы проживаете?
  • 11.4. Имели ли Вы в этот период вторую работу?
  • 11.5. Искали ли Вы работу в случае отсутствия ее в течение последнего месяца?
  • 12. Миграция.
  • 12.1. С какого года Вы непрерывно проживаете в этом населенном пункте?
  • 12.2. Где Вы проживали в октябре 2009 г., в каком населенном пункте?
  • 13.1. Сколько детей Вы родили (для женщин в возрасте 15 лет и более)?
  • 13.2. Дата рождения первого ребенка.

Вопросы о жилищных условиях: Раздел I - заполняется на жилище.

  • 1. Тип жилища.
  • 2. Время постройки дома.
  • 3. Материал наружных стен дома.
  • 4. Виды благоустройства жилого помещения и санитарно-гигиенические условия проживания.

Раздел II - заполняется на каждую квартиру или одноквартирный дом.

  • 1. Тип жилого помещения.
  • 2. Размер общей площади квартиры или одноквартирного дома.
  • 3. Число жилых комнат квартиры или одноквартирного дома.
  • 4. Наличие коммуникаций.

Раздел III - заполняется на каждое домохозяйство в квартире или одноквартирном доме.

  • 1. Число занимаемых жилых комнат.
  • 2. Доступ в сеть Интернет.

Вопросы для лиц временно находящихся на территории РФ и постоянно проживающих за рубежом.

  • 1. Ваш пол.
  • 2. Год Вашего рождения.
  • 3. Страна Вашего постоянного проживания.
  • 4. Цель Вашего приезда в Россию. Для приехавших с целью работы, учебы.
  • 1. Продолжительность Вашего проживания на территории РФ.
  • 2. Страна Вашего рождения.
  • 3. Ваше гражданство.

Согласно ст. 4 Федерального закона "О Всероссийской переписи населения" учету подлежат все граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, которые на момент проведения переписи находятся на территории России. Учету также подлежат граждане Российской Федерации, находящиеся в период проведения переписи за пределами страны. В соответствии с международными договорами при проведении переписи учету не подлежат иностранный дипломатический персонал и члены их семей, иностранные моряки, которые в период переписи находятся на территории России.

Как правило, при проведении переписи учитываются две группы: постоянное и наличное население. Постоянным населением в демографии считают совокупность людей, зарегистрированных в данном населенном пункте независимо от того, где они реально находятся в период проведения переписи. К постоянному населению относят всех тех, кто называет данный населенный пункт местом своего основного проживания. В качестве критерия отнесения жителя к группе постоянного населения выступает наличие регистрации по месту жительства. В некоторых странах введен временной критерий проживания, который в Российской Федерации сегодня в виде регистрации установлен сроком в один год.

К наличному населению в демографии относят совокупность людей, которые на критический момент переписи находятся в данном населенном пункте независимо от нрава и продолжительности проживания там.

Сведения о постоянном и наличном населении имеют значение для практики государственного и муниципального управления и экономического развития. Так, планирование жилищного строительства, детских дошкольных учреждений, производство сложной бытовой техники и предметов длительного пользования должно ориентироваться на динамику постоянного населения, а планирование учреждений образования, здравоохранения, торгового и бытового обслуживания, духовной культуры, наличия дорожно-транспортных средств - наличного населения. Известно, что в Москве и Санкт-Петербурге наличное население больше постоянного за счет живущих в пригородах, по работающих в городе, а также командированных, туристов и гостей, приехавших на заработки или лечение, криминальных элементов и бомжей. Начиная с переписи населения в 2002 г. стали учитывать только постоянное население. Однако при принятии решений местными органами управления учитывается статистика наличного населения.

Росстат выступил с инициативой сделать перепись населения обязательной для всех граждан, так как от участия в переписи 2010 г. отказались около 1 млн чел., а многих переписчики не застали дома. С этой целью было предложено, во-первых, предоставить возможность во время переписи присылать сведения о себе но Интернету, во-вторых, за отказ от участия в переписи или за предоставление ложной информации штрафовать граждан. Так, в проекте проведения первой Всероссийской переписи населения 1897 г. предлагалось штрафовать по приговору мирового судьи за отказ и неправильные сведения в размере от 5 до 30 руб. В Великобритании за такой отказ законодательно установлен штраф в 1000 фунтов стерлингов.

При проведении переписи могут применяться два основных метода: метод опроса и метод самоисчисления. Метод опроса предполагает заполнение переписного листа переписчиком в процессе интервьюирования опрашиваемого. Данный метод предпочтителен и эффективен при переписи пожилых и малограмотных людей. Метод самоисчисления предполагает, что переписываемый сам заполняет переписной лист, после чего переписчик проверяет правильность его заполнения и уточняет пропущенные или неясно выраженные сведения. Метод самоисчисления выгоден экономически и позволяет сократить сроки опроса. Однако при этом возможно получение неполных и неточных сведений.

В США, Австралии и многих европейских странах предпочтение отдается методу самоисчисления, для чего используется техника почтового опроса. Переписные листы предварительно рассылаются по почте, а затем собираются счетчиками или возвращаются в заранее оплаченных конвертах. В случае необходимости счетчик уточняет полученную информацию во время посещения переписываемого или по телефону. В Китае жителей обязывают являться на специальные переписные пункты. Всероссийская перепись населения 2010 г. проводилась главным образом в технике непосредственного опроса переписчиками. Однако была предусмотрена возможность проведения опроса в технике телефонного интервью.

Для решения актуальных социально-экономических и бытовых проблем жизнедеятельности населения страны иногда проводятся микропереписи - выборочные опросы части населения но специальной программе. В разных странах выборочная совокупность опрашиваемых может составлять до 10%. В нашей стране были проведены две микропереписи в 1985 и 1994 гг. с охватом переписываемого населения в 5%. Во исполнение плана мероприятий по реализации Концепции демографической политики на период до 2025 года Росстатом был издан приказ от 22 февраля 2013 г. № 74 о проведении во всех субъектах РФ с 1 по 31 октября 2015 г. микропереписи "Социально-демографическое обследование".

1.1.Подворные переписи

1.2. Подушные переписи

2. Советские переписи населения

3. Микропереписи населения

4. Всероссийская перепись населения 2002 года

5. Анализ переписей населения 1992 - 2006 год

Заключение

Список литературы

Введение

Перепись населения - это научно организованная операция сбора данных о численности и составе населения,обобщения, оценки, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных обо всем населении, проживавшем на определенный момент времени в стране или ее четко ограниченной части.

Работа по проведению переписи не ограничивается только сбором информации, в нее входит также оценка качества итогов переписи, их анализ и публикация. Последнее качество переписи имеет особенно важное значение именно для нашей страны, где после 1926 года публикации итогов переписей постоянно сокращались, пока к 1980-м годам не сократились до одного тома.

Перепись показывает целый ряд структур населения, выходящих за границы предмета демографии - этническая и социально-классовая структуры, распределение населения по территории и миграция, распределение населения по отраслям народного хозяйства и по занятиям, безработица, положение в занятии и др.

История переписи в России насчитывает несколько периодов, во время которых переписчиков интересовали совершенно разные вопросы. Так, во времена первой известной переписи, которая прошла на Руси еще во время монголо-татарского нашествия (считались дома) данные были нужны, чтобы облагать население Руси данью. В советский период российской истории было проведено семь переписей населения и главной единицей учета была семья.

Целью данной работы является изучение истории развития переписи населения в нашей стране.

Для реализации поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

· Изучить историю первой переписи населения (подворная, подушная, первая научная перепись населения);

· Историю советской переписи населения;

· Рассмотреть историю микропереписей;

· А так же историю последней переписи населения.


1. Первые переписи населения в России

История переписей населения в России уходит корнями в глубокую древность. Правда, о самом раннем периоде этой истории имеется, к сожалению, очень мало письменных свидетельств. В летописях, относящихся к IX-XI вв., есть лишь упоминания о сборе дани князьями. Вероятно, при сборе дани учитывалась и численность облагаемого населения, но подробности этого учета неизвестны. Более достоверны летописные свидетельства об учетах населения в XIII в., в период татаро-монгольского нашествия. С целью сбора дани татарские ханы провели переписи населения в 1246 г. в Киевской Руси, в 1255-1256 гг. в Суздальской земле, в 1256-1259 гг. - в Новгородской. В летописях учитывалось все население, кроме духовенства, освобожденного от дани. Переписи проводили специальные переписчики. Из этого можно заключить, что переписи в то время, скорее всего, были нехозяйственными, как и в других странах, т.е. единицей наблюдения в них было хозяйство («дом»). Учет же населения имел второстепенное значение, во всяком случае, общее число жителей по этим переписям установить не удалось.

В XIV-XVI вв. по мере становления централизованного российского государства развивалось и учетно-статистическое дело. Единицей налогового обложения стали земельные участки, поэтому и переписи были поземельными. Но в них наряду с описанием земельных владений указывалось число дворов и людей. Результаты переписей фиксировались в писцовых книгах, которые велись постоянно и служили юридическими документами на право владения землей и крепостными.


1.1. Подворные переписи

В XVII в. в связи с развитием ремесел и торговли единицей налогового обложения становится хозяйство - «двор». И переписи превращаются в подворные. Число и масштабы переписей расширились настолько, что в Москве был образован Счетный приказ. Особенно крупными были подворные переписи 1646 и 1678 гг., охватившие почти всю территорию государства. В соответствии с налоговыми целями они охватывали только податное, в основном мужское население. Однако в некоторых подобных переписях учитывались и женщины, и часть неподатного населения, давалось распределение по возрастным группам, брачному состоянию, иногда указывались даже род занятий, чин и профессия. Последняя подворная перепись была проведена в 1710 г. при Петре I. В ней впервые была сделана попытка учесть не только податное, но все население поголовно, включая и привилегированные слои. Перепись тянулась несколько лет и окончилась неудачей: все население она учесть не смогла. Число дворов по этой переписи оказалось почти на 20% меньше по сравнению с 1678 г., тогда как ожидалось их увеличение. Петр I не принял результаты переписи 1710 г. и приказал провести новую перепись в 1716-1717 гг. Однако эта новая перепись показала еще худшие результаты: число дворов уменьшилось по сравнению с 1678 г. на одну треть. Такие результаты отчасти отражали действительное сокращение численности населения России вследствие войн и разорительных условий жизни, но в большей степени были результатом неверных сведений. Многие помещики старались приуменьшить число дворов, объединяя по нескольку податных дворов в один. Поэтому подворное налогообложение было заменено подушным, и соответственно были преобразованы и переписи. 26 ноября 1718 г. Петр I издал указ, которым предписывалось «взять сказки у всех (дать на год сроку), чтоб правдивыя принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужеска пола». Списки населения («сказки») следовало собрать в 1719 г., а затем в течение трех лет подвергнуть проверке («ревизии»). За уклонение от переписи или «утайку душ» указ предусматривал жестокие кары, вплоть до смертной казни.

Подушные переписи

Этим указом было положено начало целой серии подушных переписей («ревизий»), которые с различными изменениями проводились в России в течение последующих 140 лет, с 1719 по 1859 г., вплоть до отмены крепостного права. Всего было 10 ревизий, каждая из которых продолжалась в течение нескольких лет.

Подушные переписи были еще далеки от современных переписей населения и по охвату населения, и по методам проведения. Их объектом в основном было только податное население, они учитывали приписное (юридическое), а не фактическое население, проводились подолгу, собранные сведения не относились к одному моменту времени. Поэтому даже общую численность населения по данным ревизий можно определить только приближенно. Поскольку ревизии были связаны с налоговым обложением, население относилось к ним неприязненно, старалось уклониться от переписи. Помещики и другие лица, ответственные за составление «сказок», приуменьшали число податных душ. Чиновники, проводившие ревизии, также допускали злоупотребления.

И все же, несмотря на существенные дефекты, российские ревизии были значительным шагом вперед в развитии учета населения. Они были поименными, при всех ревизиях учитывался такой важный признак, как возраст (причем в виде числа исполнившихся лет, а не путем отнесения к возрастной группе). Большинство ревизий, кроме первой, второй и шестой, учитывали и женское население (также с указанием возраста) не для исчисления податей, а «для одного только ведома». Некоторые ревизии дали распределение населения по брачному состоянию, национальностям и сословиям.

Последние ревизии охватывали уже более 80% всего населения страны, а на территориях, где они проводились, - более 90%. Это позволяло хотя и с дорасчетом, но все же определить общую численность населения страны, его размещение и состав, опираясь на данные прямого учета.

Ревизии дали богатый материал для изучения населения России. Они и сегодня не потеряли своей научной ценности (как исторический материал).

После отмены крепостного права ревизии потеряли свое значение как переписи податного населения и больше не проводились. Между тем по мере развития капитализма в России все больше начинала ощущаться потребность в полных и подробных данных о численности и составе всего населения. Такие данные могла дать только научно организованная всеобщая перепись.

1.3. Первая Всероссийская научно организованная перепись

Была проведена 1897 г. по состоянию на 28 января (9 февраля по новому стилю). Инициатором ее стал выдающийся русский ученый П.П. Семенов - Тян-Шанский. Эта перепись представляет собой единственный источник достоверных данных о численности и составе населения России в конце XIX века.

Она проводилась в течение трех месяцев вместо предполагавшихся полутора. Такой большой срок проведения не мог не отразиться на качестве собранных материалов. Но если учесть все трудности и сомнения в возможности вообще проведения переписи, такой срок следует признать не самым большим недостатком. В проведении переписи принимали участие около 150 тысяч человек персонала, что также нельзя считать очень большим. Итоги переписи были опубликованы в 1905 г. в 89 томах. Общая численность населения Российской Империи в границах тех лет составила 125 640 тыс. человек.

Материалы переписи показали не только общую численность населения и его размещение по территории страны и ее областям, но и его структуру по широкому кругу показателей: по полу, возрасту, брачному состоянию и семейному положению, по грамотности и вероисповеданию, по родному языку (который косвенно выражал национальный состав населения), по занятиям, дающим средства для существования, и по отраслям народного хозяйства и др.

Разработка итогов переписи и их публикация были завершены в 1905 г., и в 1908 г. был поднят вопрос о проведении новой, очередной переписи населения в 1910 г. (т.е. в соответствии с международными рекомендациям» в год, оканчивающийся на 0). Однако по разным обстоятельствам, главным образом финансового свойства, срок проведения второй переписи населения отодвинули на 1915 г., что также не было реализовано из-за начавшейся в 1914 г. первой мировой войны.

Перепись населения и её значение.

По определению Статистической комиссии ООН перепись населения – это единый процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определенное время ко всем лицам в стране или четко ограниченной части страны. Перепись населения это специальное научно-организованное обследование с целью получения информации о численности и составе населения. Это важнейшее государственное дело в плане познания закономерностей демографического развития.

Первая и единственная всеобщая перепись населения Российской империи была проведена 9 февраля (28 января) 1897 года. Инициатором ее стал выдающийся русский ученый П.П. Семенов Тян-Шанский. Эта перепись представляет собой единственный источник достоверных данных о численности и составе населения России в конце XIX века.

Программа переписи населения - перечень сведений, собираемых при переписи. В переписной лист включается ряд вопросов, позволяющих получить необходимую информацию. Например, адрес, демографические признаки - (пол, возраст, состояние в браке), гражданство, этнические характеристики, религия, образование и т.д.

Есть срочная перепись населения - это перепись, организованная в короткие сроки (от 2 до 11 дней). Для неё характерны централизованное руководство сбором и разработкой данных, строго ограниченная цель и краткая программа наблюдения (1-5 вопросов), а также оперативный способ передачи данных.

При проведении переписей различают три основных категории населения: постоянное, наличное и юридическое.

Наличное население - всё население, на критический момент переписи находящееся на обследуемой территории, включая временное население.

Постоянное население - население, постоянно проживающее на обследуемой территории (сроком более 6 месяцев или 1 года).

Юридическое население - население, юридически закрепленное на данной территории.

Основными принципами переписи населения являются:

    Всеобщность. Всеобщность переписи означает, что сведения, включенные в программу переписи, собираются ото всех и обо всех жителях данной страны или территории, а не только о какой-либо специфической их части.

    Одномоментность. Одномоментность проведения переписи означает, что все собранные в ее ходе данные относятся к одному определенному и заранее установленному моменту, который называется критическим моментом переписи, или моментом счета. При этом любые изменения, произошедшие в период времени между критическим моментом и временем, когда непосредственно проводится опрос, не учитываются.

    Единая программа переписи. Наличие единой программы переписи означает, что и сбор первичных данных и их последующая обработка ведутся по единым для всех участников переписи правилам процедуры, по одному и тому же общему для всех плану. Обо всех людях, проживающих на территории страны и подлежащих переписи, собираются сведения об одних и тех же признаках, или характеристиках, включенных в переписной лист.

Переписной лист – основной документ переписи населения. Представляет собой бланк для записи ответов на напечатанные в нем вопросы, соответствующие программе переписи. В зависимости от метода переписи, способов опроса и последующей разработки материалов переписи применяются переписные листы различной формы. Индивидуальный переписной лист предназначен для записи сведений об одном человеке.

    Поимённость. Поимённость, как принцип проведения переписи, означает сбор персональных и легко идентифицируемых сведений о каждом отдельном человеке. В этом отношении перепись населения противоположна социологическим опросам, которые, как правило, анонимны. Сведения о каждом человеке собирает в ходе личных бесед специально обученный персонал (счетчики, или регистраторы), который фиксирует их на именных переписных листах.

    Самоопределение. С поимённостью связан такой принцип проведения переписи, как самоопределение, которое означает, что все сведения фиксируются исключительно со слов опрашиваемого и что запрещено требовать документального подтверждения этих сведений. Применение принципа самоопределения обусловлено, с одной стороны, стремлением повысить степень доверия к переписи со стороны населения, а с другой, – невозможностью объективного отнесения человека к той или иной категории по большинству фиксируемых признаков.

    Конфиденциальность. Об этом на каждом переписном листе есть надпись: «Конфиденциально (гарантируется получателем информации)». Согласно Федеральному закону «О Всероссийской переписи населения» (статья 8) «Сведения о населении, содержащиеся в переписных листах, являются конфиденциальной информацией, не подлежат разглашению (распространению) и используются в целях формирования соответствующих федеральных информационных ресурсов». Результаты переписи публикуют только в виде сводных данных (принцип конфиденциальности)! Не публикуются никакие данные об одном определенном человеке, семье, домохозяйстве. Никто из проводящих организаторов перепись – от переписчика до руководителя Росстата – не имеет права разглашать персональную информацию согласно статье 8 Федерального закона «О Всероссийской переписи населения».

    Строгая централизация управления переписи. Государство берёт на себя ответственность за проведение, контроль и финансирование переписи. В нашей стране в настоящее время проведение переписи возложено на Государственный комитет РФ по статистике (Госкомстат РФ).

    Регулярность проведения переписи. Важность этого принципа очевидна. Только в случае регулярного, со строгой периодичностью проведения переписей населения возможно получение сопоставимых статистических данных о населении за длительный период времени. Согласно рекомендациям Статистической комиссии ООН перепись населения должна проводиться раз в 10 лет, в России по закону не реже раза в 10 лет. Это необходимо для обеспечения сопоставимости данных по разным странам мира и для расчета численности населения земного шара. Кроме того, это необходимо для обеспечения сопоставимости данных о возрастной структуре населения, которые чаще всего публикуются в виде пятилетних группировок.

Методы проведения переписи.

опрос - при этом методе проведения переписи переписной лист заполняется переписчиком (счётчиком, регистратором) в процессе личной беседы с переписываемым лицом. По этому методу проводились переписи населения России и СССР;

самосчисление - переписываемые сами заполняют переписной лист, а переписчик (счётчик, регистратор) лишь проверяет правильность его заполнения, уточняя пропущенные или неясные сведения. Применяется в некоторых европейских странах;

смешанный (анкетный) метод (активно применяется за рубежом, в том числе в США) - при этом методе анкеты рассылаются переписчикам, которые сами заполняют их и затем высылают в бюро переписей или статистическую службу.