Какие существуют виды налоговых проверок. Сущность и методы выездной налоговой проверки

Одним из основных источников головной боли для любого предпринимателя является налоговая служба. Даже если на вашем предприятии все в порядке с отчетностью, соблюдаются все правила и нормы, и нет никаких нарушений - проверка налоговой все равно способна доставить хлопоты и испортить настроение.

Специально для предпринимателей IQReview постарался дать развернутые ответы на вопросы, связанные с этой процедурой. Что такое выездная налоговая проверка и камеральная налоговая проверка, чем они отличаются, и какие еще бывают виды контроля - читаем ниже.

Что такое налоговая проверка, и для чего она проводится?

Ревизия со стороны налоговой инспекции - форма контроля, которую осуществляют уполномоченные органы (в данном случае - налоговые инспекторы). Она проводится в отношении всех лиц, которые осуществляют деятельность, подпадающую под законодательство о налогах и сборах. Касается это налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Если проще - то проверить могут всех, кто платит налоги: и физические лица, и компании. Цель такого контроля - это проверка «чистоты» и сроков выплат и соблюдение размеров сборов .

Сам процесс представляет собой сравнение данных, которые были поданы в декларации, с фактическими данными, которые выявляются сотрудниками налоговой инспекции .

Подкрепим общую информацию:

    Право налоговых органов на проведение проверок указано в п. 2, статьи 31 Налогового Кодекса РФ (далее - НК РФ).

    Статья 82 НК РФ дает определение понятию «налоговая проверка», а также раскрывает задачи и права контролирующих органов.

Что в результате?

Р езультаты налоговых проверок документируются должностным лицом, который осуществлял процедуру (согласно ст. 100 НК РФ).

В течение 2 календарных месяцев после составления справки о факте проверки должен быть составлен специальный документ - акт налоговой проверки . Он должен быть подписан инспектором (проверяющим) и представителем проверяемой организации.

В обязательном порядке акт налоговой проверки должен содержать:

    Полный список обнаруженных правонарушений со ссылками на соответствующие статьи НК РФ.

    Предложения контролирующего органа по устранению правонарушений.

    Если правонарушения отсутствуют, акт налоговой проверки должен иметь соответствующую запись, подтверждающую это.

Составленный документ передается руководителю проверенной организации. Факт его получения тоже фиксируется документально - распиской.

Если акт налоговой проверки содержит пункты, с которыми руководитель организации не согласен, он имеет право его не подписывать. В этом случае он обязан в течение 14 дней со дня получения документа составить и предоставить в налоговую инспекцию письменное заявление. В нем должны поясняться причины и мотивы отказа. Если имеются документальные подтверждения в пользу причин отказа - их требуется прикладывать к заявлению. Далее, в последующие 14 дней с момента подачи заявления оно будет пересмотрено.

Если же акт налоговой проверки просто не принимается представителем проверенной организации - это тоже документируется.

Виды по методу проведения

П о методу проведения «визиты» контролирующих органов можно разделить на:

    Сплошные. В данном случае инспектируются все документы предприятия без ограничений. Такой план налоговых проверок актуален для небольших предприятий (где это можно сделать быстро), а также для случаев, где нужно восстановить все сведения о деятельности.

    Выборочные. В этом случае инспектируется определенная часть документов.

Виды по месту проведения

П о месту проведения работу инспекции разделяют на 2 вида:

    В ыездная налоговая проверка .

    К амеральная налоговая проверка .

Н иже разберем подробнее, что такое выездная налоговая проверка и что такое камеральная налоговая проверка .

Камеральная

Камеральная налоговая проверка проводится без визита инспектора на предприятие. Проводится подробный анализ поданных компанией деклараций и документов, фиксирующих деятельность налогоплательщиков.

Занимает камеральная налоговая проверка до 3 месяцев со дня предоставления требуемой документации. Список документов такой:

    Налоговая декларация.

    Бухгалтерский баланс.

    Отчет о доходах-расходах.

    Отчет о движении денег.

    Отчет о целевом использовании денег.

    Отчет об изменении капитала.

Камеральная налоговая проверка выявляет следующие проблемы:

    Ошибки в заполнении документации.

    Ошибки в расчетах, суммах выплат, использовании льгот, налоговых ставок.

Сейчас камеральная налоговая проверка является главным способом контроля над налогоплательщиками. Такой вид инспекции охватывает все без исключения (100%) лица, уплачивающие налоги. Для сравнения: выездная налоговая проверка обычно применяется для 20-25% субъектов.

Камеральная налоговая проверка основывается на отчетности. Она должна содержать следующие данные:

В случае возникновения вопросов представитель проверяемой организации может быть вызван на допрос. Также с него могут затребовать предоставление дополнительной документации или определенных предметов. Камеральная налоговая проверка проводится в плановом порядке.

Если в ходе ревизии никаких нарушений не было выявлено, процедура завершается.

Если же были обнаружены какие-либо нарушения, то:

    В течение 10 рабочих дней составляется акт.

    В течение следующих 5 рабочих дней с момента составления акт передается представителю организации.

    В течение 1 календарного месяца после получения акта организация вправе оспорить заключение, предоставить свои данные.

    В течение 10 рабочих дней после истечения 1 месяца начальник фискального органа пересматривает дело и выносит решение (о привлечении или непривлечении организации к ответственности).

Выездная

Выездная налоговая проверка проводится по месту расположения организации (то есть прямо в офисе или других помещениях, которые занимает компания). В процессе инспекции могут анализироваться не только документы - инспекторы могут запросить доступ в помещения, используемые для деятельности компании.

Также могут проверяться и документы на каждое помещение, которые необходимо предоставлять отдельно в срок до 5 дней с момента требования. Причем такая документация может изыматься - на срок до 5 дней.


Проверка налоговой службой

Выездная налоговая проверка проводится сотрудниками фискальной службы. Дополнительно к инспекции могут подключаться:

    Переводчики (если какие-то документы оформлены на иностранном языке).

    Эксперты (для проведения различных экспертиз - в зависимости от вида деятельности предприятия).

    Специалисты других отраслей (геодезисты, юристы и так далее).

Выездная налоговая проверка проводится в тех же целях, что и камеральная: для выявления ошибок в расчетах и уплате налогов. Если результаты налоговых проверок обнаруживают какие-то нарушения - указываются сроки и требования к их исполнению. Если правонарушения серьезные и подпадают под статьи различных кодексов - выносится решение о наказании ответственных лиц. Также в особых случаях может быть ограничена деятельность предприятия в целом.

Длится выездная налоговая проверка до 2 месяцев. Отсчет начинается со дня приезда инспекторов на предприятие. В некоторых случаях длительность инспекции может увеличиваться до 4 месяцев, а в исключительных ситуациях вышестоящее руководство может продлить ее до 6 месяцев.

Представители фискальных органов могут осуществлять проверку документации за предыдущие 3 календарных года. Существует ограничение и по количеству проверок - выездная налоговая проверка осуществляется не более 1 раза за период. Исключение (повторное инспектирование) возможно в следующих ситуациях:

    При реорганизации или ликвидации юридического лица.

    При контроле вышестоящего руководства за органом, который осуществлял проверку.

    В случае, если организация предоставляет уточненные данные, в которых размер налога указывается меньше, чем заявлялся ранее.

Проводиться выездная налоговая проверка может только по указанию руководства фискальной службы (тогда как камеральная - проводится без указаний «сверху»). Проверяться могут только юридические лица и ИП.

В процессе такой ревизии руководство или сотрудники проверяемой организации могут привлекаться к следующим процедурам:

    Инвентаризация - проводится для определения достоверности данных, указанных в документации.

    Допрос - проводится для выяснения или уточнения различных сведений, которые могут быть полезны уполномоченным лицам.

    Вызов физического лица (клиента, бывшего сотрудника) в качестве свидетеля - для дачи показаний.

    Осмотр любых помещений, используемых проверяемой организацией - для выявления оборудования, товаров, материалов, не проходящих по документации.

    Изъятие документов или любых других предметов (оборудования, техники) - для анализа, экспертизы или в качестве вещественного доказательства.

    Экспертиза.

Встречная

Одним из видов перечисленных выше процедур являются встречные проверки. Этот способ подразумевает сверку двух (или больше) образцов одного и того же документа. Это могут быть накладные или счета-фактуры. Брать для анализа такие бумаги могут как в самом предприятии, которое инспектируется, так и в других организациях.

Если документ представлен только в одном экземпляре - это является одним из признаков сокрытия реальных доходов предприятия.

Упрощенная сравнительная таблица особенностей выездных и камеральных инспекций

Камеральная Выездная
Кто проверяет Сотрудники местных фискальных органов Сотрудники фискальных органов любого уровня
Что проверяется Документация только за отчетный период Документация за период до 3 лет
Причина проверки Не требуется Не требуется
Регулярность Каждый период, по мере предоставления деклараций Выборочно
Где проверяется По месту расположения надзорной службы Место расположения проверяемой организации
Кого проверяют Всех налогоплательщиков (и физлиц, и юрлиц) Только юрлица
Что делается Анализ предоставленной документации Все действия, разрешенные НК РФ

Виды по объему работ

В зависимости от объема работ все проверки делятся на 3 типа:

    Комплексная. Проводится в случае подозрения к налогоплательщику. Может охватывать все виды документов. Может проводиться не чаще 1 раза за 3 года.

    Тематическая. Проводится как планово, так и в случае подозрения к налогоплательщику. Может охватывать отдельные направления деятельности. Может проводиться как отдельно, так и включаться в план налоговых проверок комплексного объема.

    Целевая. Охватывает отдельные операции (к примеру, проверка контрагента , операции по экспорту или импорту, вложение активов и так далее).

Виды по организации

По методам организации действия надзорных органов можно разделить на 2 вида:


Федеральная налоговая служба

    Плановые. Проводятся согласно составленному и утвержденному вышестоящим руководством графику. График определяется на каждый период отдельно. Проверяемый налогоплательщик уведомляется об инспекции задолго до ее проведения.

    Внезапные (внеплановые ). Вид выездного инспектирования. Проводится без извещения проверяемой организации. Для инспекции такого типа необходимо письменное распоряжение начальника территориального отделения.

Прочие формы инспектирования

Согласно действующему НК РФ, существует еще 2 формы инспектирования налогоплательщиков:

    Контрольное. Проводится вышестоящим надзорным органом. В данном случае может проверяться работа как предприятия, так и сотрудников фискальных органов, которые инспектировали компанию ранее. Если со стороны уполномоченных лиц (инспекторов, экспертов) были обнаружены нарушения, к ним могут применяться штрафные санкции, вплоть до привлечения к административной или уголовной ответственности.

    Повторное. В данном случае проводится дублирование ревизии, которая проводилась ранее. Проверяются все те же документы и данные, которые исследовались в ходе предыдущей процедуры. Если будут обнаружены расхождения - это укажет либо на правонарушение со стороны организации, либо на ошибки или нарушения со стороны инспекторов.

Самые частые нарушения, которые выявляются при инспектировании

Чаще всего фискальные органы выявляют такие виды нарушений (допускаемые случайно или намеренно):

    Занижение размера выручки.

    Завышение расходов.

    Неполное отражение количества проданных товаров (или оказанных услуг) - с целью снизить размер налогов по НДС.

    Ошибки и нарушения при оформлении документации, что отражается на показателях деятельности предприятия.

Мораторий для малого бизнеса на 2017-2019

Для стимуляции малого бизнеса российским правительством был введен мораторий на инспекции.

Согласно ФЗ №246 от 13.07.2015, на 2017-2019 года включительно плановое инспектирование не проводится в отношении юридических лиц и ИП, относящихся к малому бизнесу.

Есть и исключения по сферам деятельности (то есть в отношении таких компаний все проверки сохранены в полной мере):

    здравоохранение;

    образование;

    теплоснабжение;

    энергетика, энергосбережение, увеличение энергоэффективности.

Мораторий также не коснется компаний, которые:

    На основании проведенных ранее (в течение последних 3 лет) инспекций лишались лицензии, или ее действие временно приостанавливали.

    Допускали грубые нарушения законодательства, и в отношении которых вступило в силу административное наказание.

О налоговых проверках и выборе компаний для их проведения (видео)

Все нюансы, касающиеся начисления и уплаты налогов, подлежат контролю со стороны налоговых органов. В руках сотрудников ФНС сосредоточено множество инструментов, позволяющих тщательно следить за соблюдением законодательства в области налогов и сборов, опираясь при этом на разные формы налоговых проверок.

В связи с тем, что основным документом, регламентирующим действия налоговиков, является Налоговый кодекс РФ, рассмотрим, какие виды налоговых проверок предусмотрены НК РФ.

Налоговые проверки их виды и порядок проведения

Налоговое право выделяет разные виды налоговых проверок. При этом каждый отдельный вид предполагает разные методы налоговых проверок.

В зависимости от того, является ли проверка запланированной налоговиками или осуществляется спонтанно, налоговые проверки бывают двух видов: плановые и внеплановые.

Плановые проверки проводятся в соответствии с графиком, утвержденным инспекцией ФНС. При этом у налоговиков отсутствует обязанность официально публиковать этот график и делать его данные общедоступными.

Внеплановые проверки осуществляются на основании решений суда, поручения уполномоченных органов, а также получения информации о нарушениях налогового законодательства.

Еще одним критерием, позволяющим определить, какие бывают налоговые проверки, является место их проведения. При этом видами налоговых проверок являются камеральные и выездные проверки .

Что собой представляют камеральные налоговые проверки

Камеральные налоговые проверки имеют своей целью контроль над соблюдением налогового законодательства и проводятся непосредственно на территории инспекции ФНС. Сущность этого метода контроля заключается в ревизии переданных деклараций и иных документов, подтверждающих исполнение обязанностей налогоплательщиков и/или налоговых агентов. Камеральная проверка в обязательном порядке проводится в отношении всех сданных в инспекцию деклараций.

На основании п. 1 1 ст. 88 НК РФ, если плательщик налогов взаимодействует с инспекцией ФНС посредством проведения налогового мониторинга, то в этот период проводить камеральные проверки запрещено, за исключением некоторых случаев:

  1. Прекращении налогового мониторинга досрочно;
  2. Подаче декларации по НДС на возмещение налога;
  3. Подаче «уточненки» с занижением налога к перечислению в бюджет;
  4. Если в проверяемый период договор на проведение мониторинга еще не был заключен.

Осуществление камеральной проверки документов компаний и предпринимателей проводится должностным лицом налоговой службы в течение трех месяцев со дня представления декларации в инспекцию. Для этого не требуется получение специальных разрешений со стороны вышестоящего руководства ФНС.

Если в ходе проведения ревизии выявлены ошибки или несоответствия между имеющимися в распоряжении налоговиков документами, они вправе потребовать налогоплательщика предоставить пояснение в письменной форме. Для того чтобы максимально быстро разрешить спорную ситуацию, бухгалтер может помимо пояснительной записки передать проверяющему регистры налогового и бухгалтерского учета, обосновывающие сведения, внесенные в налоговую декларацию.

В тех случаях, когда переданные налогоплательщиком пояснения инспектора не устроят, в соответствие со ст. 31 НК РФ, руководителя организации могут вызвать для личного разъяснения ситуации.

В случае выявления нарушений в отношении плательщика налогов и сборов должен быть составлен акт о результатах.

Сущность и методы выездной налоговой проверки

Наиболее сложными для бухгалтерии налогоплательщика является такие виды налоговых проверок, как выездные. В отличие от камеральной для проведения выездной проверки требуется разрешение руководителя инспекции ФНС или его заместителя. Период, подлежащий проверке, ограничен тремя годами и может затрагивать как один налог, так и несколько.

Выездная ревизия в общем случае не должна длиться более двух месяцев, однако при наличии обстоятельств срок может быть продлен до полугода.

Существуют такие методы проведения выездной налоговой проверки, как сплошная и выборочная выездная проверка. Сплошная проверка используется налоговиками чаще всего и предполагает анализ всей имеющейся документации компании за периоды, подлежащие проверке.

При проведении выборочной ревизии, исследуется только часть документов. В основном этот метод используется для выявления систематических нарушений в налоговом учете.

Выездная проверка может также затронуть инвентаризацию имущества налогоплательщика и осмотр складских и производственных помещений.

По итогам прошедшей выездной проверки уполномоченными сотрудниками составляется справка о результатах. Если итоги ревизии не устраивают руководителя организации, и он намерено отказывается от получения справки, сотрудники ФНС должны отравить итоговый документ заказным письмом.

Назначение и виды налоговых проверок определяются сотрудниками органов налогового контроля самостоятельно в каждой конкретной ситуации.

Большинство налогоплательщиков уже сталкивались с таким понятием, как налоговые проверки. Однако это не означает, что каждый проверяемый субъект хозяйственной деятельности до конца понимает суть процедуры.

Кроме того, далеко не каждый плательщик налогов знает, какие бывают виды проверок.

Поэтому необходимо разобраться с основным понятием фискального контроля, а также следует выяснить, почему налоговые проверки подразделяются на плановые и внеплановые.

Необходимые сведения

Уплата налогов и сборов является прямой обязанностью каждого налогоплательщика. Исключением выступают льготные категории физических и юридических лиц.

Тогда как за правильностью начисления и уплаты налогов следит налоговая служба. Контроль налогоплательщиков со стороны фискального органа осуществляется в виде налоговых проверок.

В таблице можно увидеть, какие бывают проверки и их виды:

Схема: виды проверок

Участниками налоговых отношений являются следующие лица:

Фото: участники налоговых правоотношений

Что это такое

По сути, налоговый контроль сводится к тому, что уполномоченные должностные лица следят за соблюдением со стороны налогоплательщиков норм Налогового законодательства.

При этом сотрудники фискальной службы обязаны действовать исключительно в пределах своей компетенции, включая:

  1. Проведение налоговых проверок.
  2. Получение объяснений от налогоплательщиков.
  3. Проведение проверок налоговой отчетности.
  4. Осмотр коммерческих помещений.
  5. Истребование необходимых документов.
  6. Приостановление операций по банковским счетам.
  7. Взыскание налоговой недоимки.
  8. Привлечение для проведения фискального контроля соответствующих специалистов.
  9. Вызов третьих лиц в качестве свидетелей.
  10. Инициирование аннулирования выданных налогоплательщикам лицензий.
  11. Подачу в суд .

Расширенные полномочия налоговых органов закреплены . Однако не допускается сбор какой-либо информации о субъектах хозяйственной деятельности, если она получена с нарушением правовых норм.

Поэтому фискальный орган обязан:

  1. Придерживаться требований налогового законодательства.
  2. Осуществлять контроль согласно нормативным актам.
  3. Вести учет предприятий и граждан.
  4. Предоставлять необходимую информацию налогоплательщикам.
  5. Передавать заявителям электронную о получении документов, направленных в электронной форме.
  6. Принимать решение о излишне уплаченной суммы налогов.
  7. Обеспечивать сохранность налоговой тайны.
  8. Выдавать налогоплательщикам справки о состоянии расчетов по налогам.
  9. Предоставлять копии решений, касающиеся налогоплательщика.
  10. Выдавать пользователям выписки из ЕГРЮЛ.

Полный перечень обязанностей налоговых органов закреплен .

Что касается определения «Налоговой проверки», то здесь подразумевается процессуальное действие фискальной службы по контролю над правильностью начисления и своевременностью уплаты соответствующих налогов.

Какова их роль в налогообложении

Налоговые проверки способствуют выявлению фактов, связанных с нарушением налогового законодательства.

Благодаря чему фискальный орган может пресечь подобные злоупотребления со стороны налогоплательщиков и обеспечить достоверность сведений относительно полноты и своевременности налоговых отчислений.

При наличии грубых и установленных правонарушений в отношении субъектов хозяйствования применяются штрафные санкции, что способствует сбалансированному наполнению бюджета и помогает дисциплинировать налогоплательщиков.

Налоговые проверки являются ключевым условием жизнедеятельности налоговой системы.

Законные основания

Налоговый контроль со стороны фискальной службы осуществляется на основании Налогового кодекса. Образцы документов, которые использует налоговая служба при выполнении полномочий, связанных с проведением соответствующего инспектирования утверждены .

Существуют следующие виды налоговых проверок:

Схема: классификация налоговых проверок

Ниже будет дана краткая характеристика каждому направлению по отдельности.

В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения

Исходя из объема проверяемой документации налоговые проверки делятся на:

  • сплошные;
  • выборочные.

В первом случае фискальный орган проверяет все документы предприятия. Сплошные проверки обычно применяются в отношении небольших организаций.

Что касается выборочной ревизии, то она подразумевает частичную проверку документов. Однако если будут выявлены нарушения, то она может перерасти в сплошную проверку.

Камеральные

Под камеральной проверкой подразумевается контроль налоговой отчетности на предмет правильности расчетов и уплаты налогов.

Инспектирование обычно происходит по месту нахождения фискального органа (). являются ключевым звеном по наполнению бюджета.

Потому как любая ошибка, выявленная в ходе проверки, может стать основанием для взыскания задолженности и привлечению налогоплательщика к налоговой ответственности и начислению штрафов.

Однако если субъект хозяйствования исправит выявленные недочеты до начала выездной проверки, то он освобождается от налоговой ответственности.

Для проведения проверки инспектируемое лицо должно представить следующие документы:

  • налоговую декларацию.
  • бухгалтерскую отчетность:

При камеральной проверке фискальный орган изучает:

  • правильность заполнения налоговой отчетности;
  • точность расчетов и уплаты налогов, применения льгот и налоговых ставок.

Стоит отметить, что для проведения камеральной проверки сотрудникам налоговой службы не требуется резолюция начальника территориального отделения ФНС. Проверка проводится в 3-месячный срок с момента подачи налоговой отчетности.

Однако если налогоплательщик направит в налоговый орган дополнительные документы, прилагаемые к , после истечения сроков ее подачи, то срок проведения фискального контроля будет исчисляться с момента их предоставления.

По итогам проведения камеральной проверки должностное лицо может принять .

Очень скоро камеральные проверки могут стать ключевым видом фискального контроля. Уже сегодня эта разновидность налогового мониторинга охватывает 100% налогоплательщиков.

Тогда как выездные проверки проводятся в отношении 20-25% субъектов хозяйствования. При этом камеральные проверки являются наименее затратным видом налогового контроля, который к тому же поддается автоматизации.

Стоит напомнить, что основанием для проведения проверки является налоговая отчетность. Документ должен содержать такие данные:

Выездные

Этот вид налогового контроля включает комплекс процессуальных действий по проверке:

  1. Первичной учетной и бухгалтерской документации.
  2. Налоговых деклараций.
  3. Внутренних распоряжений.

Также сотрудники налоговой службы могут обследовать помещения, которые используются в коммерческих целях. При необходимости производится истребование документов.

Эта процедура осуществляется исключительно в присутствии понятых. Должностные лица обязаны составить и оформить , копия которого вручается налогоплательщику.

Если фискальный орган изымает оригиналы документов, то в пятидневный срок он должен вернуть инспектируемому субъекту их копии.

Выездные проверки обычно проводятся по месту проведения хозяйственной деятельности налогоплательщиком. В состав участников налоговой проверки входят налогоплательщики и сотрудники фискальной службы.

Однако при необходимости могут быть дополнительно привлечены следующие лица:

  • эксперты;
  • переводчики;
  • иные профильные специалисты.

Указанные лица привлекаются обычно тогда, когда нужны специальные знания, которые выходят за пределы компетенции сотрудников налоговой службы.

По объему проверяемых вопросов

Налоговое инспектирование также отличается в зависимости от рассматриваемых вопросов:

  • комплексное;
  • тематическое;
  • целевое.

Комплексная

Комплексная проверка позволяет осуществлять контроль над всей хозяйственной деятельностью предприятия. Инспектирование проводится в том случае, если у фискального органа возникнут подозрения о правильности расчета и уплаты налогов.

Частота проведения подобных ревизий составляет не чаще чем 1 раз в 3 года. Если у субъекта хозяйствования хорошая репутация, то он может даже не узнать о существовании комплексных проверок.

Этот вид фискального контроля включает следующие вопросы:

  1. Правильность расчета и уплаты налогов.
  2. Выполнение обязанностей налогового агента.
  3. Порядок открытия счетов субъектам хозяйствования.
  4. Процедуру продажи алкогольной продукции.

По итогам проверки составляется справка, где указывается предмет фискального контроля и срок проведения ревизии. Один экземпляр документа предоставляется налогоплательщику, второй остается в налоговой службе.

Тематическая

Под тематической проверкой подразумевается изучение некоторых вопросов хозяйственной деятельности предприятия. Сюда входит:

  • сверка правильности расчета и уплаты ;
  • контроль над уплатой ;
  • проверка правильности расчета и уплаты .

Подобное инспектирование производится по мере надобности и может быть частью комплексной сверки. Решение о проведении тематического инспектирования принимает руководитель территориального органа ФНС.

Результаты ревизии оформляются самостоятельным актом или документом в составе комплексной сверки.

Целевая

Целевое инспектирование направлено на осуществление контроля над соблюдением НК РФ в конкретном направлении хозяйственной деятельности предприятия.

Подобные проверки охватывают следующие вопросы:

  • взаиморасчеты с контрагентами;
  • экспортно-импортные операции;
  • вложение временно свободных активов;
  • правильность использования .

Результаты фискального контроля часто применяются при проведении комплексной (тематической) проверки и могут быть оформлены в виде отдельного акта.

По способу организации

Что касается способа организации проведения фискального контроля, то он обычно бывает плановым или внезапным.

Плановые

Плановая проверка осуществляется согласно с графиком на отчетный период. Фискальный орган предупреждает налогоплательщика о предстоящем инспектировании задолго до наступления события.

Основанием для проведения ревизии является приказ руководителя территориального отделения налоговой службы. В документе указываются следующие данные:

  1. Цель проведения контрольных мероприятий.
  2. Период, за который проводится ревизия.
  3. Продолжительность инспектирования.
  4. Состав должностных лиц.

Внезапные

Под внезапной налоговой проверкой подразумевается подвид выездного инспектирования, которое проводится без предварительного извещения проверяемого субъекта.

Фискальный контроль осуществляется по месту проведения коммерческой деятельности организацией. Решение о проведении ревизии принимает начальник территориального отделения ФНС.

Видео: оберег от выездной налоговой проверки

Основания внеплановой бывают разные, но обычно решение об ее проведении принимается на основании информации о нарушении налогового законодательства со стороны субъекта хозяйствования.

Цель подобной проверки заключается в установлении факта нарушения налогового законодательства, который легко скрыть при проведении обычной проверки.

Другие разновидности форм

Налоговое законодательство также предусматривает возможность проведения контрольного и повторного инспектирования. В первом случае акцент делается на установлении факта некачественной проверки, проводимой ранее.

Контрольное инспектирование осуществляется исключительно вышестоящим фискальным органом. Результаты проведенной проверки отображаются на налогоплательщике и на должностных лицах нижестоящей налоговой службы.

Если выявленные нарушения касаются инспектируемого субъекта, то к нему применяются штрафные санкции.

Что касается нарушений со стороны сотрудников фискального органа, то их могут привлечь к административной или уголовной ответственности.

Повторная сверка подразумевает дублирование ранее проводимой ревизии. Сегодня этот вид инспектирования проводится в виде контрольной сверки.

Заканчивая обзор вопроса о проведении фискального контроля необходимо напомнить несколько ключевых моментов.

Налоговая служба является уполномоченных органом государственного управления, который следит за правильностью расчетов и уплаты налогов.

Контроль над деятельностью субъектов хозяйствования осуществляется в виде налоговых проверок. Порядок и сроки проведения мониторинга определяются законом.


Введение

Организация налогового контроля

2 Понятие налогового контроля, его необходимость и основные формы

Налоговая проверка как форма налогового контроля

1 Камеральная и выездная налоговые проверки

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Налоговая проверка - это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

Налоговая проверка является формой проведения налогового контроля за правильностью начисления и своевременностью перечисления налогов и сборов. Налоговые проверки являются основной и, как показывает практика, наиболее эффективной формой налогового контроля.

Значимость налогового контроля заключается в том, что посредством его достигается упорядоченность налоговых правоотношений. При помощи механизма налогового контроля налоговые органы проверяют соблюдение налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, в частности по уплате налогов, выявляют допущенные правонарушения, выставляют требования по уплате налогов, пени и штрафных санкций.

Данная тема актуальна, так как в настоящее время перед государством достаточно серьёзно стоит вопрос о повышении собираемости налогов. Решением может стать грамотное построение налогового контроля.

Целью контрольной работы является изучение налоговой проверки, как формы налогового контроля.

Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть понятие налогового контроля, его необходимость и основные принципы;

Рассмотреть основные формы налогового контроля;

Рассмотреть камеральную и выездную налоговые проверки;

Классифицировать налоговые проверки по видам.


1. Организация налогового контроля


1 Правовое регулирование налогового контроля


Согласно ст. 82 НК РФ налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном кодексом. Посредством контроля устанавливается достоверность данных о полноте, своевременность и эффективность выполняемого задания, а также законность операций и действий, осуществленных должностными лицами при выполнении задания, выявление внутренних резервов улучшения деятельности и устранения допущенных нарушений и недостатков в работе, включая привлечение к ответственности соответствующих должностных лиц за нарушение законности, допущенную халатность при выполнении установленных заданий.

Одним из основных субъектов налогового контроля являются налоговые органы, действующие в пределах своей компетенции, которая установлена Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации №506 от 30 сентября 2004г. ФСН осуществляет решение задач, указанных в Законе «О налоговых органах.

Главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При осуществлении своей работы государственные налоговые инспекции руководствуются определенным перечнем нормативно-правовых актов. Данный перечень изменяется и дополняется в условиях социально-экономических изменений в российском обществе.

Центральным законодательным актом, регулирующим работу Государственных налоговых инспекций по контролю за соблюдением налогового законодательства является Налоговый кодекс РФ. Часть первая вступила в силу с 1 января 1999 г., часть вторая с 1 января 2001 года. Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации. В настоящее время правовое основание осуществления налогового контроля закреплено в 14 главе Налогового кодекса Российской Федерации.

Также важнейшим документом является Конституция РФ. Содержащиеся в ней нормы, регулирующие налоговые отношения, имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории РФ. Они детализируются в законах и подзаконных актах, регулирующих как организацию работы налоговых инспекций, так и конкретные сферы налогообложения.

Следующим нормативно-правовым источником являются подзаконные акты по вопросам налогообложения и организации работы налоговой инспекции. К таким актам относятся указы президента РФ.

Другими самостоятельными источниками налогового права являются постановления и распоряжения Правительства РФ по налогам и другим обязательным платежам (в них в основном определяются налоговые ставки или налоговые льготы); акты Министерства по налогам и сборам, регулирующие налоговый контроль и содержащие предписания по процедурам взимания различных видов налогов в масштабах всей страны (инструкции, разъяснения, письма и т.д.); местные подзаконные акты по вопросам налогообложения, издаваемые представительными органами краев и областей, а также городов и районов.


1.2 Понятие налогового контроля, его необходимость и основные формы


Налоговый контроль - это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства.

В соответствии со ст. 82 НК РФ под налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.

Наблюдение за подконтрольными объектами;

прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере;

принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений;

выявление виновных и привлечение их к ответственности.

Элементами налогового контроля являются:

Законодательство о налогах и сборах;

Субъекты налогового контроля;

Объекты налогового контроля;

Формы и методы налогового контроля;

Порядок (процедура) налогового контроля;

Инструменты организации и обеспечения налогового контроля (государственная регистрация организаций и индивидуальных предпринимателей, учет налогоплательщиков, ведение базы данных, налоговые проверки, ведение лицевых счетов налогоплательщиков, взыскание задолженности в бюджет, применение санкций и др.).

Субъектами налогового контроля являются:

)налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы - Федеральная налоговая служба Российской Федерации);

)таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации - Федеральная таможенная служба Российской Федерации).

Объекты налоговых проверок - денежные документы, бухгалтерские регистры и отчетность, планы, сметы, договоры, приказы, деловая переписка, декларации и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Налоговый контроль осуществляется как государственными органами, так и аудиторскими фирмами, бухгалтерскими и финансовыми службами предприятий. Разумеется, цели и задачи государственного и негосударственного налогового контроля различны.

Статьей 82 Кодекса определены формы проведения государственного налогового контроля. Он проводится должностными лицами налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов в пределах своей компетенции посредством:

·налоговых проверок;

·получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;

·проверки данных учета и отчетности;

·осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода;

·в других формах, предусмотренных Кодексом.

Необходимость налоговых проверок обусловлена рядом причин:

·несогласованностью в ряде случаев нормативных актов по налогообложению и положений по бухгалтерскому учету;

·развитием частного бизнеса без образования юридического лица, предприниматели которого в силу своей мобильности, непостоянства места нахождения и сложности контроля за их деятельностью уходят от налогообложения или указывают заниженный доход и, соответственно, платят меньше налогов;

·недостаточной подготовкой руководителей и главных бухгалтеров организаций, в частности малых предприятий, в области налогообложения;

·невысоким уровнем подготовки работников некоторых налоговых инспекций вследствие отставания организации профессиональной подготовки кадров для налоговой службы от реальной потребности;

·преднамеренным уходом от уплаты налогов или занижением налоговой базы, в первую очередь по налогу на прибыль или имущество юридических лиц;

·несовершенством и нестабильностью налогового законодательства и нормативных документов.

В организационном плане налоговый контроль можно рассматривать по различным основаниям (рис. 1).

Оперативный контроль - проверка налоговыми органами в пределах отчетного периода по окончании контролируемой операции. Информационными источниками являются плановые, оперативно-технические, бухгалтерские и статистические данные.

Периодический контроль - проверка за какой-либо отчетный период с целью установления соблюдения требований налогового законодательства, своевременной и полной уплаты налогов, а также вскрытия нарушений и принятия мер по устранению их. Источниками служат данные планов, смет, первичных документов, учетных регистров и другие сведения.

Документальный контроль - проверка, при которой соответствие проверяемого объекта нормативному значению и его содержание определяются на основании первичных и производных документов.

Рис. 1. Организация налогового контроля


Фактический контроль - проверка, при которой состояние проверяемого объекта выявляется на основании осмотра, обмера, пересчета, контрольной поставки или закупки и т.д.

Внутренний аудит - первичный контроль, осуществляемый на уровне работников бухгалтерских и финансовых служб предприятия. Он предусматривает обеспечение достоверности учета налогооблагаемых объектов, уплаченных в бюджет налоговых платежей, а также качественного составления налоговых расчетов и отчетов.

Внешний аудит - негосударственный налоговый контроль со стороны специализированных фирм, или аудиторов, получивших на это соответствующее разрешение - лицензию Минфина Российской Федерации. Аудиторские фирмы в ряде случаев несут ответственность перед предприятиями за неправильное исчисление налогов, если это будет позже установлено проверкой налоговых инспекций.

Принципы организации налогового контроля можно разделить на общие и специфические.

Общие принципы контрольной деятельности включают:

·правомочность;

·профессионализм;

·определенность предмета контроля;

·координация и взаимодействие органов контроля;

·полнота;

·превентивность.

Принцип правомочности означает осуществление налогового контроля только уполномоченными государственными органами. Они действуют в пределах своих полномочий и в соответствии с уровнем компетенции, установленным федеральным законодательством. Органы налогового контроля не имеют права выходить за рамки своих полномочий и использовать свое положение и доступ к конфиденциальной информации налогоплательщиков и иных обязанных лиц в целях, не связанных с возложенными на эти органы и их должностных лиц задачами.

Принцип профессионализма означает осуществление контроля лицами, обладающими необходимым уровнем подготовки.

Принцип определенности предмета контроля означает, что предметом контроля может быть только проверка обязательных требований, например:

·проверка правильности ведения бухгалтерского налогового учета,

·проверка правильности исчисления сумм налогов и сборов,

·проверка своевременности и полноты уплаты налогов и сборов,

·проверка ведения банковских операций, связанных с уплатой налогов,

·выявление обстоятельств, способствующих возникновению налоговых правонарушений.

Принцип координации и взаимодействия органов контроля в случае проведения совместных действий (например, проведение выездной налоговой проверки с участием органов внутренних дел) требует, чтобы каждый участник выполнял в необходимом объеме только непосредственно возложенные на него задачи, не выходил за пределы своей компетенции. Порядок взаимодействия определяется НК РФ (п. 3 ст. 82), а также совместно изданными нормативными документами.

Принцип полноты налогового контроля означает, что все налогоплательщики должны быть охвачены системой контроля в той или иной форме.

Принцип превентивности налогового контроля обусловливается одной из важнейших задач контроля - предупреждением налоговых правонарушений. Данному принципу уделяется большое внимание в развитых странах.

К специфическим принципам организации налогового контроля относятся следующие:

·никто не может быть привлечен к ответственности иначе, чем по основаниям и в порядке, предусмотренным в НК РФ;

·презумпция невиновности налогоплательщика. Невиновность налогоплательщика признается до тех пор, пока его виновность не будет установлена вступившим в силу решением суда;

·презумпция правоты налогоплательщика. Сомнения, которые являются следствием неустранимых противоречий и неясностей в налоговом законодательстве, толкуются в пользу налогоплательщика;

·ответственность за разглашение налоговой тайны: специальный режим хранения и доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, право налогоплательщика требовать соблюдения налоговой тайны, обязанность налоговых органов соблюдать налоговую тайну.

Под разглашением налоговой тайны понимается использование или передача должностными лицами налоговых органов, привлеченными экспертами и специалистами другому лицу коммерческой или производственной тайны налогоплательщика, ставшей им известной при исполнении их профессиональных обязанностей;

·ответственность налоговых органов за убытки, причиненные налогоплательщику вследствие неправомерных действий (бездействия) их должностных лиц.

Постановка на учет в налоговых органах. Одним из способов, обеспечивающих осуществление государственного налогового контроля, является учет налогоплательщиков. Порядок и условия проведения такого учета определены ст. 83-86 Кодекса. Кратко охарактеризуем их.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Форма заявления о постановке на учет устанавливается Министерством РФ по налогам и сборам. Новые формы заявлений утверждаются до начала года, с которого они начинают применяться.

Заявление о постановке на учет организация или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, подает в налоговый орган в течение 10 дней после своей государственной регистрации. Налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика на учет в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов, причем бесплатно.

Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, а также всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Каждый налогоплательщик обязан указывать свой ИНН во всех документах и отчетах, представляемых в налоговый орган. А последний указывает ИНН во всех направляемых налогоплательщику уведомлениях. Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено Кодексом.

Налоговым законодательством установлены связанные с учетом налогоплательщиков обязанности органов, осуществляющих различные виды государственной регистрации. Они должны сообщать в налоговый орган о регистрации или прекращении деятельности налогоплательщика в течение 10 дней после свершившегося факта.

Установлены обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков. Они должны открывать счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Банк обязан сообщать об открытии или закрытии счета в налоговый орган в пятидневный срок после свершившегося факта. Кроме того, банк в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа должен выдать последнему справки по операциям и счетам организаций и граждан.

Введен налоговый контроль за расходами физического лица. Целью такого контроля является установление соответствия крупных расходов физического лица его доходам.

Установлен определенный порядок налогового контроля за расходами физического лица.

Организации или уполномоченные лица должны извещать налоговый орган о соответствующих сделках и операциях в течение 15 дней после свершившегося факта. Форма извещения о совершенных сделках и приложения к нему утверждаются Министерством РФ по налогам и сборам.

В случае если произведенные расходы превышают доходы, налоговые органы обязаны составить акт об обнаруженном несоответствии и в месячный срок направить физическому лицу требование о даче пояснений. Физические лица при получении письменного требования налогового органа обязаны представить в течение 60 календарных дней специальную декларацию с указанием всех источников и размеров средств, израсходованных на приобретение имущества.

налоговый контроль камеральный учет


2. Налоговая проверка как форма налогового контроля


1Камеральная и выездная налоговые проверки


Основным инструментом налогового контроля являются налоговые проверки, которые могут быть камеральными и выездными.

Целью их является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков. Камеральная налоговая проверка проводится в помещении самого налогового органа на основании документов о деятельности налогоплательщика, представленных им в налоговый орган. Выездные налоговые проверки проводятся на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа по месту нахождения налогоплательщика либо месту занятия им предпринимательской деятельностью.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогового законодательства, выявление и предотвращение налоговых правонарушений и подготовка информации для отбора налогоплательщиков для выездной налоговой проверки.

Правила проведения камеральной налоговой проверки:

Налоговые органы обязаны проводить камеральные проверки в отношении всей представленной налогоплательщиками и налоговыми агентами отчетности.

Проводится только по месту нахождения налогового (таможенного) органа.

Проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без решения о проведении проверки.

Проводится в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, и документов, имеющихся в налоговой инспекции.

Камеральная проверка деклараций по налогам, налоговая база по которым определяется в централизованном порядке головной организацией, проводится налоговым органом по месту постановки на учет головной организации.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, объяснения и документы только в случаях, определенных НК РФ.

В ходе камеральной проверки проводится:

.Формальная проверка декларации (комплектность, правильность заполнения установленных форм и документов).

.Арифметическая проверка (анализируются протоколы ошибок из отдела ввода и данные междокументного контроля).

.Проверка соблюдения сроков уплаты налогов и представления документов.

.Сопоставление различных документов.

.Проверка обоснованности применения налоговых ставок.

.Проверка правильности определения налоговой базы и исчисления суммы налога.

После проверки при отсутствии нарушений проверяющий расписывается на титульном листе декларации с указанием даты или подписывает реестр деклараций.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Если по результатам камеральной налоговой проверки выявлены недоплаты по налогам, то налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пеней.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими проверку, должен быть составлен акт <#"justify">Выездная налоговая проверка охватывает период не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении. Общая максимальная продолжительность выездной налоговой проверки не может превышать двух месяцев. В настоящее время указанный срок может быть продлен до 6 месяцев и до 4 месяцев без наличия исключительных обстоятельств.

В процессе ВНП должностные лица могут проводить:

-Осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых для извлечения доходов;

-Истребование документов;

-Проверку денежного оборота и денежных документов;

-Инвентаризацию имущества налогоплательщика;

-Экспертизу; и т.д.

Результаты ВНП оформляются актом не позднее двух месяцев после составления справки и на основании ее данных. Форма и требования к составлению акта устанавливаются налоговыми службами.

В акте налоговой проверки указываются, в частности, документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, если они имели место; выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки выносится решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе в привлечении. Копия его вручается лицу (представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения.

Решение о привлечении к ответственности подлежит исполнению со дня его вступления в силу. На основании решения нарушителю налогового законодательства направляется требование об уплате налога (сбора), соответствующих пеней, а также штрафа.

По итогам проделанной контрольной работы можно выделить различия между камеральной и выездной налоговыми проверками:


Таблица 1

Камеральная налоговая проверка (КНП) ст. 87, 88 НК РФВыездная налоговая проверка (ВНП) ст. 89 НК РФ1. Допускается проведение повторных КНП1. Запрещается проведение повторных ВНП (по общему правилу)2. Не может производиться вышестоящим налоговым органом2. Допускается контрольная ВНП со стороны вышестоящего налогового органа3. Допускается встречная КНП3. По общему правилу встречные ВНП не допускаются4. Проводится по месту нахождения налогового органа, в котором состоит на учете налогоплательщик4. Проводится в помещении налогоплательщика5. Проводится без специального решения руководителя налогового органа5. Проводится лишь на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа

2 Классификация налоговых проверок


Проверки, проводимые налоговыми органами, можно классифицировать по различным признакам. Рассмотрим ниже классификацию налоговых проверок.

В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки они делятся на:

·камеральные;

·выездные;

Выездные проверки являются более эффективными, так как позволяют налоговому органу использовать разнообразные методы контрольной деятельности и соответственно получить гораздо больше информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Преимущество же камерального контроля в том, что он позволяет с наименьшими затратами времени и усилий со стороны налогового органа проверить большое число налогоплательщиков на основе представленных ими налоговых деклараций и других документов.

Также существуют такие налоговые проверки, как встречные.

Встречная проверка - это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. Она проводится только в рамках выездной или камеральной проверки. Специалисты инспекции проводят и встречную проверку с целью получения информации о проверяемом налогоплательщике у его контрагентов. Исходя из сущности метода, его можно применять лишь по документам, которые оформляется не в одном, а в нескольких экземплярах. К их числу относятся документы, которыми оформляются поступление или отпуск материальных ценностей (накладные, счета-фактуры и т.д.). Экземпляры документов находятся либо в различных организациях либо в разных структурных подразделениях предприятия. При условии правильного отражения хозяйственной деятельности, разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание. В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком не документирования факта хозяйственной деятельности, и как следствие - сокрытия доходов.

Полученные в результате встречной проверки данные включаются в основной акт выездной или камеральной проверки (отражаются в вынесенном постановлении о привлечении к налоговой ответственности). На основании этих данных делается основной вывод о проведенной проверке.

По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на:

·комплексные;

·выборочные;

·целевые;

Комплексная проверка - это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства. В настоящее время частота проведения комплексных проверок не установлена. При наличии у налогового органа оснований предполагать, что учет и уплата налогов (сборов) ведутся с нарушениями, комплексные проверки проводятся не реже одного раза в три года (срок давности по проверяемому периоду). Налогоплательщики, имеющие положительную репутацию, могут не подвергаться комплексной налоговой проверке вообще.

Практически все выездные налоговые проверки осуществляются в виде комплексных. Сюда можно включить такие вопросы как, правильность исчисления и перечисления налогов (сборов) налогоплательщиком, выполнения функций налогового агента; правильность списания со счетов налогоплательщиков сумм налогов и санкций; открытия счетов налогоплательщикам (при проверке банков); применения контрольно - кассовой машины; порядка реализации алкогольной продукции и др. Только выездная налоговая проверка позволяет использовать весь спектр прав, предоставленных налоговым органам.

Выборочная проверка - это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации (например, проверка правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа.

Выборочная проверка проводится или как элемент комплексной проверки, или как отдельная проверка по установленным фактам нарушения законодательства на основании текущего налогового наблюдения. Соответственно ее результаты оформляются либо отдельным актом, либо отражаются в акте комплексной проверки. Если возникает необходимость в проведении на ее основе комплексной проверки, должно быть принято дополнительное решение, расширяющее круг проверяемых вопросов.

Целевая проверка - это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или финансово-хозяйственным операциям организации. Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями продукции (услуг), по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, по размещению временно свободных денежных средств, правильности применения льгот и по любым иным финансово-хозяйственным операциям. Результаты целевой проверки используются при комплексной или тематической проверке и оформляются либо в актах этих проверок, либо как отдельные приложения. Возможно проведение целевых проверок и как самостоятельных. Однако в этом случае возникает опасность неполной проверки отдельных вопросов соблюдения налогового законодательства.

По способу организации налоговые проверки делятся на:

·плановые;

·внеплановые.

Плановая проверка - проверка с предварительным уведомлением налогоплательщика.

Внеплановая проверка - это разновидность выездной налоговой проверки, проводимой без предварительного уведомления налогоплательщика (в отличие от плановой проверки). Её цель - установить факт совершения правонарушения, который может быть сокрыт при проведении обычных проверок. Налоговое законодательство не ограничивает налоговые органы в части осуществления внезапного налогового контроля. Однако преобладающей формой контрольной деятельности налоговых органов следует признать плановый контроль. Внеплановые же, то есть внезапные проверки проводятся лишь в случае необходимости.

В то же время многие неналоговые проверки, допустим, проверки применения контрольно - кассовой машиной, в большинстве случаев проводятся как внезапные.

По объему проверяемых документов проверки делятся на:

·сплошные (проверка всех документов организации за продолжительный период времени, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений);

·выборочные (предусматривают проверку части первичных документов за один или несколько месяцев).

Как правило, если выборочной проверкой устанавливаются серьезные нарушения налогового законодательства, то после нее проводится сплошная проверка.

Налоговый кодекс РФ предусматривает также возможность проведения:

·контрольных проверок;

·повторных проверок.

Контрольная проверка - это также не основная, а зависимая проверка. Цель контрольной проверки - установить факт некачественного проведения ранее проведенной проверки должностными лицами налоговых органов. Контрольные проверки могут проводиться только вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящего органа. Результаты их проведения отражаются как на налогоплательщике, так и на проверяемых работниках налоговых органов. Так, если будут установлены факты нарушения законодательства проверяемым налогоплательщиком, к нему будут применены соответствующие санкции. Если же нарушения были допущены должностными лицами налоговых органов, то такие лица должны быть привлечены к дисциплинарной (уголовной) ответственности.

Повторная проверка - это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым периодам, по которым проводилась предыдущая проверка.

Повторная выездная налоговая проверка может проводиться:

·вышестоящим налоговым органом - в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

·налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Если при проведении повторной выездной налоговой проверки выявлен факт совершения налогоплательщиком налогового правонарушения, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной налоговой проверки, к налогоплательщику не применяются налоговые санкции, за исключением случаев, когда невыявление факта налогового правонарушения при проведении первоначальной налоговой проверки явилось результатом сговора между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.


Заключение


Налоговый контроль представляют собой важнейшую форму осуществления надзора за исполнением законодательства о налогах и сборах и включают в себя множество приемов и способов, обеспечивающих выполнение положений и норм, закрепленных соответствующими нормативными актами, указами, распоряжениями.

Налоговые проверки являются основной формой осуществления налогового контроля, поскольку являются наиболее эффективными и значимыми. Налоговая проверка направлена не только на установление фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, в результате которых государством недополучены суммы причитающихся к уплате налогов и сборов, но и на предупреждение нежелательных последствий несоблюдения налогового законодательства.

Цель данной работы - знакомство с понятием налоговой проверки, как основной формы налогового контроля, достигнута. Были решены все поставленные задачи: мы ознакомились с регулированием налогового контроля, изучили формы налогового контроля, выделили форму налоговой проверки, проанализировали классификацию налоговых проверок, подробно изучили виды камеральной и выездной проверки.

На основании всего вышеизложенного можно сделать выводы о важности налогового контроля, о необходимости искать дальнейшие направления улучшения контрольной работы налоговых органов, о необходимости совершенствовать законодательную базу, регулирующую организацию и осуществление налогового контроля.


Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (в двух частях).
  2. Федеральный закон от 02.04.2014 N 52-ФЗ
  3. Постановление Правительства Российской Федерации №506 от 30 сентября 2004г. «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // СЗ РФ 2004. №40.
  4. Захарьин В.Р. Налоги и налогообложение: учебное пособие / В.Р. Захарьин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2014. - 320 с.: ил. - (Профессиональное образование).
  5. Дадашев А.З. Налоговый контроль в Российской Федерации: учебное пособие / А.З. Дадашев, И.Р. Пайзулаев. - М.: КНОРУС, 2012. - 126 с.

Налоговая проверка - это процессуальное действие налогового органа по контролю за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Оно осуществляется путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки они делятся на камеральные и выездные.

Камеральная проверка - это проверка представленных налогоплательщиком налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, а также проверка других имеющихся у налогового органа документов о деятельности налогоплательщика, проводимая по месту нахождения налогового органа.

В настоящее время камеральные проверки остаются существенным фактором пополнения бюджета. Обнаруженные в ходе камеральных проверок ошибки в самих налоговых декларациях, в обосновании льгот дают существенную прибавку в платежах в бюджет.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и соответствующих пени, возбуждение при наличии оснований процедуры взыскания в установленном порядке налоговых санкций, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Под выездной налоговой проверкой понимается комплекс действий по проверке первичных учетных и иных бухгалтерских документов налогоплательщика, регистров бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, хозяйственных и иных договоров, актов о выполнении договорных обязательств, внутренних приказов, распоряжений, протоколов, любых других документов; по осмотру (обследованию) различных предметов, любых используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий; по проведению инвентаризации принадлежащего налогоплательщику имущества; а также других действий налоговых органов (их должностных лиц), осуществляемых по месту нахождения налогоплательщика (месту его деятельности, месту расположения объекта налогообложения) и в иных местах вне места нахождения налогового органа.

Впервые термин "Выездная налоговая проверка" введен в обиход контрольной работы Налоговым кодексом. Ранее проверки, проводимые с выходом к налогоплательщику, назывались документальными. Однако, разница между понятиями "выездная" и "документальная" проверки отнюдь не терминологическая. Существует распространенное мнение, что выездная налоговая проверка и документальная проверки это одно и то же. Однако, на самом деле, это отнюдь не тождественные понятия. Так, выездная налоговая проверка - это проверка, проводимая, как правило, в помещении налогоплательщика. Документальная же проверка - это проверка, охватывающая первичную бухгалтерскую документацию и учетные регистры налогоплательщика. При этом ни один законодательный акт не уточняет место проведение такой проверки.

Основными участниками, выездной налоговой проверки являются проверяемая организация или индивидуальные предприниматели и налоговый орган (его должностные лица). Однако с выездными проверками могут быть сопряжены действия и других лиц, например, экспертов, переводчиков, но такие действия, как правило, бывают обусловлены инициативой налогового органа.

Цель выездной налоговой проверки практически такая же, как и камеральной: осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, за соблюдением законодательства о налогах и сборах, взыскание недоимок по налогами, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, предупреждение таких правонарушений. Однако они достигаются другими, специфическими именно для выездных проверок средствами. Например, выемка документов и предметов в рамках налогового контроля может быть осуществлена только при проведении выездной проверки.

Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Срок проведения - не более двух месяцев; в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность налоговой проверки до трех месяцев.

Срок проведения выездной проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого предприятия. Однако в указанный срок не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов и предоставлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

В ходе выездной проверки может возникнуть необходимость проведения осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в проведении инвентаризации имущества, производстве выемки документов и предметов и др. В ряде случаев, предусмотренных Кодексом, при проведении контрольных действий должны составляться протоколы.

Основанием для проведения выездной налоговой проверки является соответствующее решение руководителя налогового органа (его заместителя) или постановление руководителя (его заместителя) вышестоящего налогового органа о проведении выездной проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа. Порядок вынесения настоящего решения (постановления) вышестоящего налогового органа о проведении выездной проверки, а также требование к форме этих документов регламентировано НК КР.

Предусматривается возможность проведения таких налоговых проверок, как встречные.

Встречная проверка - это сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. Исходя из сущности метода, его можно применять лишь по документам, которые оформляется не в одном, а в нескольких экземплярах. К их числу относятся документы, которыми оформляются поступление или отпуск материальных ценностей (накладные, счета-фактуры и т.д.). Экземпляры документов находятся либо в различных организациях либо в разных структурных подразделениях предприятия. При условии правильного отражения хозяйственной деятельности, разные экземпляры документа имеют одно и то же содержание. В иных случаях документы оформляются лишь в одном экземпляре, либо имеют различное содержание. При сопоставлении документов могут не совпадать: количество товара, единица измерения, цена товара и пр. Отсутствие экземпляра документа может быть признаком не документирования факта хозяйственной деятельности, и как следствие - сокрытия доходов.

На практике встречная проверка является частью проводимой камеральной или выездной налоговой проверки. Полученные в результате встречной проверки данные включаются в основной акт выездной или камеральной проверки. На основании этих данных делается основной вывод о проведенной проверке.

По объему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, тематические и целевые.

Комплексная проверка - это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства. В настоящее время частота проведения комплексных проверок не установлена. При наличии у налогового органа оснований предполагать, что учет и уплата налогов (сборов) ведутся с нарушениями, комплексные проверки проводятся не реже одного раза в три года (срок давности по проверяемому периоду). Налогоплательщики, имеющие положительную репутацию, могут не подвергаться комплексной налоговой проверке вообще.

После введения в силу НК КР практически все выездные налоговые проверки осуществляются в виде комплексных. Сюда можно включить такие вопросы как, правильность исчисления и перечисления налогов (сборов) налогоплательщиком, выполнения функций налогового агента; правильность списания со счетов налогоплательщиков сумм налогов и санкций; открытия счетов налогоплательщикам (при проверке банков); применения ККМ; порядка реализации алкогольной продукции и др. Только выездная налоговая проверка позволяет использовать весь спектр прав, предоставленных налоговым органам.

Тематическая проверка - это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности организации (например, проверка правильности исчисления и уплаты налога на прибыль, НДС, налога на имущество, других налогов). Такие проверки проводятся по мере необходимости, определяемой руководителем налогового органа.

Тематическая проверка проводится или как элемент комплексной проверки, или как отдельная проверка по установленным фактам нарушения законодательства на основании текущего налогового наблюдения. Соответственно ее результаты оформляются либо отдельным актом, либо отражаются в акте комплексной проверки. Если возникает необходимость в проведении на основе тематической проверки комплексной проверки, должно быть принято дополнительное решение, расширяющее круг проверяемых вопросов.

Целевая проверка - это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или финансово-хозяйственным операциям организации. Такие проверки проводятся по вопросам взаиморасчетов с поставщиками и покупателями продукции (услуг), по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, по размещению временно свободных денежных средств, правильности применения льгот и по любым иным финансово-хозяйственным операциям. Результаты целевой проверки используются при комплексной или тематической проверке и оформляются либо в актах этих проверок, либо как отдельные приложения. Возможно проведение целевых проверок и как самостоятельных. Однако в этом случае возникает опасность неполной проверки отдельных вопросов соблюдения налогового законодательства.

По способу организации налоговые проверки делятся на плановые и внезапные.

Внезапная проверка - это разновидность выездной налоговой проверки, проводимой без предварительного уведомления налогоплательщика (в отличие от плановой проверки).

Выездная проверка проводится непосредственно на месте осуществления хозяйственной деятельности (месте хранения документов) налогоплательщиком. Основанием для ее проведения является решение руководителя (заместителя руководителя налогового органа), принимаемое при получении информации или предположения о нарушении налогоплательщиком законодательства.

Цель внезапной проверки - установить факт совершения правонарушения, который может быть сокрыт при проведении обычных проверок. Внезапные проверки проводятся не часто. В то же время многие неналоговые проверки, допустим, проверки применения ККМ, в большинстве случаев проводятся как внезапные.

HК КР предусматривает также возможность проведения контрольных и повторных проверок.

Цель контрольной проверки - установить факт некачественного проведения ранее проведенной проверки должностными лицами налоговых органов. До 1 января 1999 года контрольные проверки проводились другими сотрудниками того же налогового органа либо сотрудниками вышестоящего налогового органа, или же органами налоговой полиции. С 1 января 1999 года контрольные проверки могут проводиться только вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящего органа. Результаты их проведения отражаются как на налогоплательщике, так и на проверяемых работниках налоговых органов. Так, если будут установлены факты нарушения законодательства проверяемым налогоплательщиком, к нему будут применены соответствующие санкции. Если же нарушения были допущены должностными лицами налоговых органов, то такие лица должны быть привлечены к дисциплинарной (уголовной) ответственности.

Повторная проверка - это проверка по тем же видам налогов и по тем же налоговым периодам, по которым проводилась предыдущая проверка. В НК КР предусмотрены ограничения на проведение повторных налоговых проверок. Так, запрещается проведение повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период.

В настоящее время повторные выездные налоговые проверки проводятся, как правило, в виде контрольных проверок.

По объему проверяемых документов проверки делятся на:

  • · сплошные (когда проводится проверка всех документов организации, без пропусков и предположений об отсутствии нарушений);
  • · выборочные (когда проверяется только часть документации).

Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет (при его отсутствии или уничтожении первичных документов).

Выборочная проверка может перерасти в сплошную в случае установления в проверяемой выборке нарушений, которые могут быть присущи всему массиву документации организации.