Как отразить в учете модернизацию основных средств. Модернизация основных средств: проводки, документальное оформление

Правильная квалификация различных видов работ по восстановлению основных средств: текущего и капитального ремонта, с одной стороны, и реконструкции, модернизации, дооборудования, с другой, является необходимым условием качественного финансового планирования в учреждении. В конечном итоге от этого зависит принятие и исполнение бюджетных обязательств, отражение операций в бюджетном учете и отчетности, исчисление налогов.

Не секрет, что в случаях проведения всех видов ремонта затраты списываются на текущие расходы учреждения, а при осуществлении реконструкции, модернизации и дооборудования - относятся на увеличение первоначальной стоимости объектов основных средств. Вместе с тем, разграничить данные понятия на практике зачастую бывает очень сложно. Рассмотрим основные подходы к определению перечисленных видов работ.

Терминология

  • модернизация -
  • дооборудование -
  • устранение неисправностей;
  • отделочные работы.

Таблица 1
Функциональное назначение основного средства

Объект

Основные функции

Здание


Забор, ограда
Автомобильная дорога

Автомобиль


Компьютер
2. Хранить информацию.

Ремонт

Традиционно различаются разные уровни средний

Термин «реконструкция»

Термин «модернизация»

Термин «дооборудование»

Планирование работ

Определение цели

ЗАЯВКА НА РЕМОНТ, РЕКОНСТРУЦКИЮ, МОДЕРНИЗАЦИЮ, ДООБОРУДОВАНИЕ

Наименование объекта

Инвентарный номер

Причина

Планируемые мероприятия

Планируемый результат

333222333
Автомобиль ВАЗ-21114 555666555 Ремонт своими силами Восстановление работоспособности
Автоматизированное рабочее место (компьютер в комплекте) 555666777
Здание дома культуры 777888999 Протекает крыша Заменить мягкую кровлю
Здание дома культуры 777888999 Улучшение характеристик

и отделочных работ,

Таблица 2
Отражение в бюджетном учете работ по ремонту, реконструкции, модернизации, дооборудованию

№ п/п Содержание операции Бухгалтерская запись 1
дебет счета бюджетного учета
1 2 3 4

КРБ 0 401 01 225
КРБ 2 106 04 340

КРБ 0 302 08 730

КРБ 0 401 01 226
КРБ 2 106 04 340

КРБ 0 302 09 730

КРБ 0 105 00 340

КРБ 0 302 22 730

  • в части бюджетных средств;

КРБ 1 401 01 272

КРБ 2 401 01 272

КРБ 2 106 04 340

КРБ 0 105 00 440

КРБ 0 106 01 310

КРБ 0 302 19 730

КРБ 0 106 01 310

КРБ 0 302 09 730

КРБ 0 105 00 340

КРБ 0 302 22 730

КРБ 0 106 01 310

КРБ 0 105 00 440

КРБ 0 101 00 310

КРБ 0 106 01 410

Ремонт, реконструкция, модернизация, дооборудование - как правильно разграничить, спланировать и учесть расходы

Правильная квалификация различных видов работ по восстановлению основных средств: текущего и капитального ремонта, с одной стороны, и реконструкции, модернизации, дооборудования, с другой, является необходимым условием качественного финансового планирования в учреждении. В конечном итоге от этого зависит принятие и исполнение бюджетных обязательств, отражение операций в бюджетном учете и отчетности, исчисление налогов. Не секрет, что в случаях проведения всех видов ремонта затраты списываются на текущие расходы учреждения, а при осуществлении реконструкции, модернизации и дооборудования - относятся на увеличение первоначальной стоимости объектов основных средств. Вместе с тем, разграничить данные понятия на практике зачастую бывает очень сложно. Рассмотрим основные подходы к определению перечисленных видов работ.

Терминология

Многие нормативные правовые акты начинаются с определений понятий и терминов, применяемых в документе. Так, например, понятиям и терминам посвящены ст. 6 БК РФ, ст. 8 и 11 НК РФ, ст. 15 и 20 ТК РФ. В тех случаях, когда для ключевых терминов нет четкого и однозначного определения, применение норм законодательства на практике вызывает массу вопросов и спорных ситуаций.

Так и было до недавнего времени в отношении вопроса о разграничении бюджетным учреждением работ по ремонту, реконструкции, модернизации, дооборудованию. До 2009 г. ни Инструкция по бюджетному учету, ни законодательство о бухгалтерском учете в целом, ни законодательство о бюджетной классификации не содержали указанных понятий.

В 2009 г. Минфином России для бюджетных учреждений были разработаны Методические рекомендации по применению КОСГУ (системное письмо Минфина России от 21.07.2009 № 02-05-10/2931), которые содержали, в частности, четкие определения терминов «реконструкция», «модернизация», «дооборудование» с целью правильного отнесения расходов на статьи (подстатьи) КОСГУ. В этом же письме были приведены отличительные характеристики ремонтных работ.

В системном письме о порядке применения КОСГУ в 2010 г. (письмо Минфина России от 05.02.2010 № 02-05-10/383) даны аналогичные определения операций, увеличивающих стоимость объекта основных средств:

  • реконструкция - это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения. Это определение полностью совпадает с тем, которое приведено в п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ;
  • модернизация - совокупность работ по усовершенствованию объекта основных средств, приводящая к повышению технического уровня и экономических характеристик объекта, осуществляемая путем замены его конструктивных элементов и систем более эффективными;
  • дооборудование - дополнение основных средств новыми частями, деталями и другими механизмами, которые будут составлять единое целое с этим оборудованием, придадут ему новые дополнительные функции или изменят показатели работы, и раздельное их применение будет невозможно.
В то же время в указанном Письме определено, что понятие «ремонт» включает в том числе:
  • устранение неисправностей;
  • поддержание технико-экономических и эксплуатационных показателей на изначально предусмотренном уровне;
  • проведения некапитальной перепланировки помещений;
  • отделочные работы.
Функциональное назначение основного средства

Далее при рассмотрении принципов, позволяющих провести границу между разными видами работ, будет неоднократно использоваться понятие «функциональное назначение основного средства». Прежде чем квалифицировать вид работ, необходимо четко сформулировать, для чего предназначено основное средство, а потом определить, как изменится исполнение этих функций в результате проведения работ. На первый взгляд, кажется, что дать такое определение не представляет сложности (см. табл. 1).

Таблица 1
Функциональное назначение основного средства

Объект

Основные функции

Здание 1. Обеспечивать защиту от атмосферных явлений.
2. Обеспечивать сохранность имущества.
3. Обеспечивать условия для деятельности людей.
4. Обеспечивать условия для работы оборудования.
Забор, ограда 1. Обозначать границы участка.
2. Ограничивать доступ на участок.
Автомобильная дорога 1. Обеспечивать перемещение автомобилей.
2. Обеспечивать безопасность при перемещении автомобилей.
3. Обеспечивать комфорт при перемещении автомобилей.
Автомобиль 1. Обеспечивать перемещение людей и грузов.
2. Обеспечивать безопасность при перемещении людей и грузов.
3. Обеспечивать защиту людей и грузов от атмосферных явлений.
4. Обеспечивать сохранность находящегося в автомобиле имущества.
Компьютер 1. Обрабатывать информацию - преобразовывать информацию одного вида в другой.
2. Хранить информацию.
Сформулировав подобным образом назначение основного средства, далее становится проще анализировать различные ситуации. Например, в отношении зданий, какие условия необходимо создать для людей? - Освещение, воду, канализацию. Но относится ли к необходимым условиям для работы вид обоев или материал отделки потолка?

В следующих разделах будет показано, как определение функционального назначения основного средства становится ключом для разграничения разных видов работ.

Ремонт

Понятие «ремонт» включает не только устранение неисправностей, но и поддержание эксплуатационных показателей объекта. Иными словами, ремонтные работы направлены на восстановление полноценного исполнения объектом своих функций.

Даже если в результате ремонта произошло улучшение характеристик объекта, его стоимость не увеличивается. Особенно актуально это положение в отношении компьютерной техники, поколения которой меняются очень быстро.

Традиционно различаются разные уровни проведения ремонта: текущий, средний и капитальный. В то же время однозначное разграничение этих понятий в законодательстве отсутствует. Например, в Градостроительном кодексе РФ термин «капитальный ремонт» встречается неоднократно, однако его определение не приведено. Поскольку с точки зрения применения бюджетной классификации и порядка ведения бюджетного учета между текущим и капитальным ремонтом не существует различий, бухгалтеру нет необходимости заниматься разграничением таких расходов.

При этом нужно принимать во внимание тот факт, что в практике строительных организаций под капитальным ремонтом нередко подразумевается комплекс работ по улучшению объектов капитального строительства, что не соответствует терминологии, определенной бюджетным законодательством.

В качестве отдельного вида ремонта можно выделить отделочные работы. В системных письмах Минфина России определения этого термина нет, но его смысл можно понять из приведенного перечня работ. Под отделочными работами понимаются работы, не обусловленные восстановлением объекта, но и не приводящие к улучшению его основных характеристик, например, покраска в другой цвет.

В основном термин «отделочные работы» применяется к объектам капитального строительства, но по аналогии может быть отнесен и к автотранспорту (автомобиль тоже можно покрасить в другой цвет без цели восстановления) и к любому другому имуществу, когда работа касается только изменения внешнего вида объекта.

Разграничить отделочные работы и работы, приводящие к улучшению объекта основных средств, как раз и поможет определение функционального назначения основного средства. Если работы не влияют на качество исполнения основных функций и не добавляют новых функций, то такие работы можно отнести к отделочным.

Реконструкция, модернизация, дооборудование

Термин «реконструкция» применяется исключительно в отношении объектов капитального строительства. Следовательно, невозможно произвести реконструкцию автомобиля или персонального компьютера. Реконструироваться может только здание или сооружение. Реконструкция подразумевает изменение параметров объекта. К реконструкции также относится улучшение качества инженерно-технического обеспечения, однако содержание данных работ в нормативных документах не разъясняется.

Термин «модернизация» предполагает замену узлов, причем эти узлы должны быть исправны. Если заменяется неисправный узел, то такие работы являются не модернизацией, а ремонтом. Если же никакие узлы не заменяются, то такие работы являются дооборудованием.

Таким образом, для правильного применения термина «модернизация» следует четко понимать, что означает замена исправной части: часть должна быть исправной до замены, но не обязательно должна оставаться такой после демонтажа.

Термин «дооборудование» предполагает неотъемлемое улучшение объекта основных средств. Из этого следует, что добавляемые к объекту новые части должны быть, во-первых, трудноотделяемыми, во-вторых, придавать объекту новые свойства.

Планирование работ

Важной задачей на этапе планирования работ является постановка целей и определение объема работ.

Определение цели

Чтобы правильно определить, к какой категории работ, ремонту или реконструкции (модернизации, дооборудованию), относится операция, которую планирует произвести учреждение, в первую очередь, нужно определить цель.

Если первоначальная цель работ - восстановление работоспособности или технических характеристик, или внешние изменения, не влияющие на качество выполнения объектом своих функций, значит, производится ремонт.

Если цель работ - улучшение основных характеристик исправного объекта или добавление новых функций, значит, они могут быть отнесены к реконструкции, модернизации или дооборудованию. В этом случае далее надо определиться с выбором одного из трех видов операций. Если операция предполагает замену узлов или частей, то это модернизация (или реконструкция). Если операция предполагает добавление узлов и частей, то это дооборудование (или достройка).

Обоснование необходимости расходов на проведение работ

Для исключения при проведении контрольно-ревизионных мероприятий лишних вопросов о целесообразности проведения ремонтных и иных работ, а также для упорядочивания всех операций с имуществом, в том числе по восстановлению основных средств, учреждению рекомендуется установить на уровне учетной политики следующий порядок:

  • Назначить отдельным приказом (распоряжением), не включая в сам текст учетной политики, лиц, ответственных за эксплуатацию различных видов имущества, находящегося в оперативном управлении, пользовании, аренде и т.д. При этом такие лица не обязательно должны быть материально-ответственными. Например, материально-ответственным за компьютер может быть лицо, в чьем пользовании он находится, а ответственным за эксплуатацию всех компьютеров в учреждении - специально назначенный квалифицированный сотрудник.
  • Вменить в обязанность лицам, ответственным за эксплуатацию объектов имущества, осуществление контроля за их техническим состоянием, а также составление заявок на проведение ремонта, реконструкции, модернизации, дооборудования. Определить, что указанные работы не выполняются без соответствующей заявки, утвержденной руководителем.
  • Установить форму заявки. Образец заполнения табличной части заявки приведен ниже (шапка должна содержать реквизиты учреждения, дату и номер, подпись руководителя, а подвал - подпись лица, ответственного за эксплуатацию имущества).

Наименование объекта

Инвентарный номер

Причина

Планируемые мероприятия

Планируемый результат

Автоматизированное рабочее место (компьютер в комплекте) 333222333 Изображение на мониторе нечеткое, «плывет», регулировками не устраняется Диагностика и ремонт, при необходимости средствами сторонней организации Восстановление работоспособности
Автомобиль ВАЗ-21114 555666555 Стук в передней подвеске - разрушились сайлент-блоки Ремонт своими силами Восстановление работоспособности
Автоматизированное рабочее место (компьютер в комплекте) 555666777 Системные ресурсы - объем оперативной памяти - не достаточны для использования программы «ААА» Дооборудование дополнительной оперативной памятью Возможность использовать программу «ААА»
Здание дома культуры 777888999 Протекает крыша Заменить мягкую кровлю Восстановление эксплуатационных характеристик
Здание дома культуры 777888999 Стекающие с крыши дождевые и талые воды заливают крыльцо, ступени покрываются льдом и разрушаются, возможны травмы Достроить над крыльцом навес Улучшение характеристик

Лицо, ответственное за эксплуатацию имущества, должно составлять заявки вне зависимости, имеются ли средства для осуществления предложенных мероприятий. Введение в практику учреждения такого порядка планирования ремонтных и иных работ позволит решить не только проблемы обоснования расходов при контрольно-ревизионных мероприятиях, но и систематизирует всю деятельность учреждения по содержанию и обслуживанию имущества. Также при разработке учетной политики целесообразно принять решение в отношении заявок на замену расходных материалов (тонер, картриджи) и проведение регламентного технического обслуживания.

На этапе планирования работ по реконструкции, модернизации, дооборудованию необходимо принимать во внимание требования ст. 34 БК РФ, устанавливающей принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств. А органам местного самоуправления, получающим межбюджетные трансферты (за исключением субвенций), следует также учитывать требования ст. 136 БК РФ. Иными словами, необходимо быть готовыми обосновать целесообразность производимых улучшений объектов имущества и отделочных работ, а также то, что проводимые улучшения направлены именно на более качественное осуществление основной деятельности учреждения. Например, какую учреждение смогло бы указать причину при составлении заявки, на работы по установке в автомобиль автомагнитолы (если ее не было в заводской поставке)?

Особенности заключения договоров на выполнение работ

При планировании ремонтных и других работ, осуществлении кассовых расходов, а также при контрольно-ревизионных мероприятиях нередко возникают различные конфликтные ситуации. Многие из таких ситуаций можно избежать, если руководствоваться простым принципом: статья КОСГУ, на которую будут отнесены расходы по договору, определяется тем, что является результатом исполнения договора.

Этот принцип подразумевает, что статья КОСГУ определяется в зависимости от того, что изменилось в самом учреждении в результате выполнения договора. Этот принцип очень прост, но, к сожалению, в практике встречаются ситуации его глубокого непонимания. Типичными ошибками являются:

  • ошибка № 1 - определение статьи КОСГУ в зависимости от того, что произошло у исполнителя;
  • ошибка № 2 - определение статьи КОСГУ в зависимости от того, что произойдет в учреждении позднее.
Особенную сложность и для бухгалтера, и для работника планово-экономической службы, и для юриста учреждения, представляет выработка правильного порядка действий, когда в рамках одной и той же сделки выполняются операции и по восстановлению объекта основных средств и по его улучшению. В таком случае следует, четко и последовательно применяя вышеизложенные принципы, разделить по задачам и по суммам ремонтно-восстановительные работы и работы по улучшению в рамках одного договора или заключить несколько различных договоров.

Если необходимо выделить различные виды работ в рамках одного договора, то сделать это следует в разделе «Предмет договора», явно указав два (или более) вида работ, а также в разделе «Сумма договора», указав стоимости соответствующих видов работ. Следовательно, отчитываться за выполненные работы исполнитель будет разными документами: одним актом по ремонтным работам и другим - по работам по улучшению.

Такие же ситуации могут возникать при проведении крупномасштабных работ по реконструкции зданий или реставрации памятников. При анализе конкретных случаев некоторая часть из всего комплекса реконструкционных работ может быть квалифицирована как ремонтно-восстановительные работы, будет частично оплачиваться за счет подстатьи 225 КОСГУ и не приведет к увеличению стоимости здания на всю сумму произведенных работ по договору. А при реставрации памятника может также производится и существенное улучшение, требующее применения в некоторой части суммы договора статьи 310 КОСГУ и ведущее к увеличению стоимости памятника.

Отражение в бюджетном учете работ по ремонту, реконструкции, модернизации, дооборудованию

Таблица 2
Отражение в бюджетном учете работ по ремонту, реконструкции, модернизации, дооборудованию

№ п/п Содержание операции Бухгалтерская запись 3
дебет счета бюджетного учета кредит счета бюджетного учета
1 2 3 4
Принятие стоимости услуг (работ) подрядчика по ремонту или восстановлению работоспособности или отделочные работы (в том числе стоимость собственных материалов подрядчика).

КРБ 0 401 01 225
КРБ 2 106 04 340

КРБ 0 302 08 730

Принятие стоимости услуг (работ) по разработке проектной документации для проведения ремонтных работ.

КРБ 0 401 01 226
КРБ 2 106 04 340

КРБ 0 302 09 730

Приобретение в рамках отдельной сделки материалов для производства ремонтных работ.

КРБ 0 105 00 340

КРБ 0 302 22 730

Списание собственных материалов, израсходованных для проведения ремонтных работ.
  • в части бюджетных средств;
  • в части целевых внебюджетных средств;
  • в части средств от предпринимательской деятельности

КРБ 1 401 01 272

КРБ 2 401 01 272

КРБ 2 106 04 340

КРБ 0 105 00 440

Принятие стоимости услуг (работ) подрядчика по реконструкции, модернизации, дооборудованию (в том числе и стоимость собственных материалов подрядчика).

КРБ 0 106 01 310

КРБ 0 302 19 730

Принятие стоимости услуг (работ) по разработке проектной документации для проведения работ по реконструкции, модернизации, дооборудованию.

КРБ 0 106 01 310

КРБ 0 302 09 730

Приобретение в рамках отдельной сделки материалов для выполнения работ по реконструкции, модернизации, дооборудованию.

КРБ 0 105 00 340

КРБ 0 302 22 730

Списание собственных материалов, израсходованных для проведения работ по реконструкции, модернизации, дооборудованию.

КРБ 0 106 01 310

КРБ 0 105 00 440

Увеличение стоимости основного средства в результате реконструкции, модернизации, дооборудования.

КРБ 0 101 00 310

КРБ 0 106 01 410

1 Заявка составляется отдельно на каждый объект основных средств. В таблице приведены примеры заполнения заявки для разных видов работ.

2 В разрядах 18, 22, 23 номера счета бюджетного учета указываются соответствующие коды вида деятельности и аналитического счета.

3 Заявка составляется отдельно на каждый объект основных средств. В таблице приведены примеры заполнения заявки для разных видов работ.

4 В разрядах 18, 22, 23 номера счета бюджетного учета указываются соответствующие коды вида деятельности и аналитического счета.

Совет: в учетной политике для целей бухучета закрепите такой же порядок прекращения и возобновления начисления амортизации по основным средствам, переданным на модернизацию на срок свыше 12 месяцев, как и в налоговом учете.

В этом случае в учете организации не будут возникать временные разницы , приводящие к образованию отложенного налогового обязательства .

Срок использования ОС после модернизации

Модернизация может привести к увеличению срока полезного использования основного средства. В этом случае для целей бухучета оставшийся срок полезного использования модернизированного основного средства должен быть пересмотрен (п. 20 ПБУ 6/01, п. 60 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н). Это делает приемочная комиссия при принятии основного средства из модернизации:

  • исходя из срока, в течение которого планируется использовать основное средство после модернизации для управленческих нужд, для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) и иного извлечения доходов;
  • исходя из срока, по окончании которого основное средство предположительно будет непригодно к дальнейшему использованию (т. е. физически изношено). При этом учитывается режим (количество смен) и негативные условия эксплуатации основного средства, а также системы (периодичности) проведения ремонта.

Это следует из пункта 20 ПБУ 6/01.

О том, что модернизация не привела к увеличению срока полезного использования, приемочная комиссия может указать в акте по форме № ОС-3 .

Результаты пересмотра срока полезного использования в связи с модернизацией основного средства оформите приказом руководителя.

Ситуация: как в бухучете начислять амортизацию после модернизации основного средства?

Порядок начисления амортизации после модернизации основного средства законодательством по бухучету не определен. В пункте 60 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, приведен лишь пример расчета амортизационных отчислений с применением линейного способа. Так согласно примеру, при линейном методе годовая сумма амортизационных отчислений основного средства после модернизации определяется в следующем порядке.

Годовую норму амортизации основного средства после модернизации рассчитайте по формуле:


Затем рассчитайте годовую сумму амортизации. Для этого используйте формулу:


Сумма амортизации, которую нужно начислять ежемесячно, составляет 1/12 годовой суммы (абз. 5 п. 19 ПБУ 6/01).

Такой способ расчета организация вправе применять, даже если в результате модернизации срок полезного использования основного средства не изменился (остался прежним). Это объясняется тем, что пункт 60 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н, не содержит условий об обязательном увеличении срока полезного использования в результате модернизации. Значит, организация может начислять амортизацию, исходя из остаточной стоимости основного средства (с учетом ее увеличения на сумму расходов на модернизацию) и оставшегося срока его полезного использования независимо от того, был ли увеличен этот срок после модернизации или нет. Аналогичные разъяснения приведены в письме Минфина России от 23 июня 2004 г. № 07-02-14/144.

Если организация использует другие способы начисления амортизации (способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ)), то годовую сумму амортизационных отчислений можно определить в порядке:

  • аналогичном порядку, приведенному в примере для линейного способа;
  • разработанном организацией самостоятельно.

Применяемый вариант расчета амортизации по основным средствам после модернизации закрепите в учетной политике организации для целей бухучета .

Пример отражения в бухучете амортизации по основному средству после его модернизации

ООО «Альфа» занимается ремонтом медтехники. В апреле 2015 года организация провела модернизацию производственного оборудования, введенного в эксплуатацию в июле 2012 года.

Первоначальная стоимость оборудования - 300 000 руб. Срок полезного использования по данным бухучета - 10 лет. Способ начисления амортизации - линейный. В результате проведенной модернизации срок полезного использования объекта увеличился на 1 год.

До модернизации основного средства годовая норма амортизации была равна 10 процентам ((1: 10 лет) × 100%). Годовая сумма амортизации составляла 30 000 руб. (300 000 руб. × 10%). Месячная сумма амортизации была равна 2500 руб. (30 000 руб. : 12 мес.).

На модернизацию оборудования израсходовано 59 000 руб. Модернизация продолжалась менее 12 месяцев, поэтому начисление амортизации не приостанавливалось. На момент окончания модернизации фактический срок эксплуатации оборудования составил 33 месяца. Его остаточная стоимость по данным бухучета равна:
300 000 руб. - (33 мес. × 2500 руб./мес.) = 217 500 руб.

После модернизации срок полезного использования основного средства был увеличен на 1 год и составил 8,25 года (7,25 + 1).

Годовая норма амортизации оборудования после модернизации составила 12,1212 процента ((1: 8,25 года) × 100%).

Годовая сумма амортизации равна 33 515 руб. ((217 500 руб. + 59 000 руб.) × 12,1212%).

Месячная сумма амортизации составляет 2793 руб. (33 515 руб. : 12 мес.).

Модернизация ОС сторонними силами

ОСНО: налог на прибыль

В налоговом учете расходы на модернизацию объектов непроизводственного назначения не учитывайте. Это связано с тем, что все расходы, уменьшающие налоговую базу, должны быть экономически обоснованны (п. 1 ст. 252 НК РФ). То есть связаны с производственной деятельностью организации.

Такой порядок следует из пункта 2 статьи 257, пункта 2 статьи 259.1, абзаца 2 пункта 3 статьи 259.2 Налогового кодекса РФ.

Если организация применяет метод начисления, первоначальную стоимость основного средства увеличьте после завершения модернизации (п. 1 ст. 272 НК РФ).

Если же организация применяет кассовый метод, первоначальную стоимость основного средства увеличьте по мере окончания модернизации и оплаты расходов на ее проведение (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Важно: если в результате модернизации основное средство изменится так, что будет создано новое основное средство (новый код ОКОФ), то первоначальную стоимость имущества определите в порядке , установленном статьей 257 Налогового кодекса РФ (письмо Минфина России от 10 июля 2015 г. № 03-03-06/39775).

Пример отражения в бухучете и при налогообложении расходов на проведение модернизации основного средства. Организация применяет общую систему налогообложения

В июне-августе 2015 года ООО «Альфа» провело модернизацию оборудования подрядным способом. Стоимость работ, выполненных подрядчиком, составила 59 000 руб., в том числе НДС - 9000 руб. Акт по форме № ОС-3 был подписан в августе 2015 года. Организация применяет метод начисления и платит налог на прибыль поквартально. Данные бухгалтерского и налогового учета совпадают. Амортизационную премию организация не применяет. Операций, не облагаемых НДС, организация не выполняет.

Первоначальная стоимость оборудования, по которой оно принято к учету, составляет 300 000 руб. Оборудование относится ко второй амортизационной группе. Поэтому при принятии к учету был установлен срок полезного использования 3 года (36 месяцев). Амортизация начисляется линейным методом.

Для целей бухучета годовая норма амортизации составляет 33,3333 процента (1: 3 × 100%), годовая сумма амортизации - 100 000 руб. (300 000 руб. × 33,3333%), ежемесячная сумма амортизации - 8333 руб./мес. (100 000 руб. : 12 мес.).

Для целей налогового учета ежемесячная норма амортизации по оборудованию равна 2,7777 процента (1: 36 мес. × 100%), ежемесячная сумма амортизационных отчислений - 8333 руб./мес. (300 000 руб. × 2,7777%).

Поскольку модернизация продолжалась менее 12 месяцев, в период ее проведения бухгалтер амортизацию по оборудованию начислял.

Модернизация не привела к увеличению срока полезного использования оборудования. Поэтому для целей бухгалтерского и налогового учета срок полезного использования модернизированного оборудования не пересматривался. В бухучете амортизация по оборудованию начислялась в течение 24 месяцев. Поэтому для целей бухучета оставшийся срок полезного использования основного средства после модернизации составляет 1 год (36 мес. - 24 мес.).

В период модернизации оборудования бухгалтер «Альфы» в учете делал следующие записи.

В июне и июле 2015 года:

Дебет 26 Кредит 02
- 8333 руб. - начислена амортизация по модернизируемому оборудованию.

В августе 2015 года:

Дебет 08 субсчет «Расходы на модернизацию основных средств» Кредит 60
- 50 000 руб. (59 000 руб. - 9000 руб.) - учтена стоимость работ подрядчика модернизации основного средства;

Дебет 19 Кредит 60
- 9000 руб. - учтен НДС со стоимости работ подрядчика;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
- 9000 руб. - принят НДС к вычету;

Дебет 60 Кредит 51
- 59 000 руб. - оплачены работы подрядчика;

Дебет 26 Кредит 02
- 8333 руб. - начислена амортизация по модернизируемому оборудованию;

Дебет 01 Кредит 08 субсчет «Расходы на модернизацию основных средств»
- 50 000 руб. - увеличена первоначальная стоимость оборудования на стоимость работ по его модернизации.

Первоначальная стоимость оборудования с учетом расходов на проведение модернизации составила 350 000 руб. (300 000 руб. + 50 000 руб.). Остаточная стоимость оборудования без учета этих расходов равна 100 008 руб. (300 000 руб. - 8333 руб. × 24 мес.), а с учетом - 150 008 руб. (100 008 руб. + 50 000 руб.).

Для целей бухучета годовая норма амортизации оборудования после модернизации составляет 100 процентов (1: 1 год × 100%), годовая сумма амортизации - 150 008 руб. (150 008 руб. × 100%), ежемесячная сумма амортизации - 12 501 руб./мес. (150 008 руб. : 12 мес.).

В налоговом учете ежемесячная сумма амортизационных отчислений после модернизации составила:
350 000 руб. × 2,7777% = 9722 руб./мес.

Поскольку после модернизации ежемесячная сумма амортизационных отчислений для целей бухгалтерского и налогового учета стала отличаться, у организации возникла временная разница 2779 руб. (12 501 руб./мес. - 9722 руб./мес.), приводящая к образованию отложенного налогового актива.

С сентября 2015 года по август 2016 года (12 месяцев) начисление амортизационных отчислений бухгалтер отражал проводками:

Дебет 26 Кредит 02
- 12 501 руб. - начислена амортизация по модернизированному оборудованию;

Дебет 09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
- 556 руб. (2779 руб. × 20%) - начислен отложенный налоговый актив с разницы между ежемесячными амортизационными отчислениями для целей бухгалтерского и налогового учета.

В августе 2016 года в бухучете оборудование было полностью самортизировано (350 000 руб. - 8333 руб./мес. × 24 мес. - 12 501 руб./мес. × 12 мес.). Поэтому с сентября 2016 года бухгалтер прекратил начислять по нему амортизацию.

В налоговом учете оборудование не самортизировано на сумму 33 344 руб. (350 000 руб. - 8333 руб./мес. × 24 мес. - 9722 руб./мес. × 12 мес.). Поэтому в налоговом учете бухгалтер продолжил начислять амортизацию (письмо Минфина России от 2 марта 2006 г. № 03-03-04/1/168).

С сентября по ноябрь 2016 года (3 месяца) по мере начисления амортизации бухгалтер «Гермеса» списывал отложенный налоговый актив:


- 1944 руб. (9722 руб. × 20%) - списан отложенный налоговый актив.

В декабре 2016 года сумма амортизационных отчислений составила 4178 руб. (33 344 руб. - 9722 руб./мес. × 3 мес.). Списание отложенного актива бухгалтер отразил проводкой:

Дебет 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 09
- 836 руб. (4178 руб. × 20%) - списан отложенный налоговый актив.

Нередки случаи, когда основным фондам компании требуется доработка, достройка или техническое перепрофилирование. Так бывает, например, когда работающее оборудование не может соответствовать внедренным новым технологиям, но при соответствующей реконструкции будет служить еще очень долго. Здесь важен и вопрос экономии финансов, всегда остро стоящий в любой организации: как правило, модернизация производства обходится дешевле, чем полная замена оборудования. Естественно, расходы по реконструкции носят исключительно капитальный характер и увеличивают первоначальную стоимость ОС . Рассмотрим, как происходит удорожание модернизированного объекта, и научимся производить расчет амортизации после модернизации в бухгалтерском учете.

Амортизация после модернизации

Компании вправе модернизировать объекты ОС и полностью амортизированные, либо еще имеющие остаточную стоимость. В обеих ситуациях необходимо учесть расходы по реконструкции и рассчитать амортизацию. Как это сделать? Алгоритм действий таков:

  • Аккумулирование всех затрат по модернизации, т. е. сбор документально подтвержденных расходов и выведение итоговой суммы. Проводить работы по модернизации можно привлекая сторонние специализированные фирмы, либо собственными силами (если имеется соответствующий потенциал). Документом, подтверждающим ввод в действие модернизированного подрядчиком объекта является акт приема-передачи, подписанный представителями компании и подрядчика, а объемы работ и сумму затрат - акт ф. КС-2 и справка стоимости работ ф. КС-3 . Работы по реконструкции объекта хозспособом (своими силами) подтверждаются целым блоком документов: требованиями-накладными на отпуск ТМЦ, лимитно-заборными картами, заказами-нарядами. Окончание работ и ввод в эксплуатацию фиксирует внутренний акт приема-передачи с указанием полной стоимости работ;
  • Оформление протоколом инвентарной комиссии ввод в эксплуатацию модернизированного объекта с решением о повышении стоимости объекта и увеличении срока полезного использования после модернизации, если осуществленные капитальные работы реально повысили СПИ. В бухучете не существует порядка определения нового СПИ, если модернизируется объект с истекшим сроком, однако п. 20 ПБУ 6/01 и п. 60 Методических указаний по бухучету ОС, утвержденных приказом МФ РФ от 13.10.2003 N 91н, разрешают продление СПИ, если в итоге проведенных работ функциональные характеристики объекта улучшились. При этом изменение СПИ реконструированного ОС в бухучете является правом, а не обязанностью компании. Отметим, что чаще всего СПИ продлевают на количество времени, необходимое для списания капитальных затрат.
  • По мнению Минфина сумма затрат по модернизации увеличивает первоначальную стоимость (ПС) ОС, а нормы амортизации на списание этих расходов используются те, что применялись изначально при вводе имущества в работу. Это мнение работает и на практике.

Начисление амортизации после модернизации:

Пример расчета начисления износа на полностью самортизированный объект

Компания в 2017 году закончила модернизацию производственной линии, относящейся к 4-й амортизационной группе с СПИ от 5 до 7 лет. ПС линии при вводе в эксплуатацию (январь 2010) – 500 000 руб. СПИ был установлен как 80 мес. Амортизационная норма (НА) – 1,25% (1 / 80 мес.). Износ рассчитывался с февраля 2010 по сентябрь 2016, и в конце 2016 года, когда линию было решено реконструировать, объект был полностью амортизирован. В марте 2017 года соответствующие работы были закончены, сумма реконструкции без НДС составила 350 000 руб. С апреля 2017 компания начинает списывать затраты по модернизации, применяя механизм расчета амортизации так:

С после проведения модернизации составляет 850000 руб. (500 000 + 350 000). НА должна применяться та же, что и на момент ввода линии, т. е. 1,25%. Следовательно, сумма помесячной амортизации составит 10625 руб. (850 000 руб. х 1,25/100). Затраты по осуществленной модернизации должны списаться на протяжении 32-х месяцев по 10625 руб. (340 000 руб.), в 33-й месяц сумма амортизации составит 10 000 руб.

Расчет амортизации при модернизации

Если реконструируется объект с имеющейся остаточной стоимостью, то ежемесячное начисление амортизации проводится по принятым нормам на протяжении всего периода капитальных работ. П. 23 ПБУ 6/01 диктует приостановление начисления амортизации, если она продолжается более 12 месяцев. НК РФ в этом случае солидарен с подобным подходом (п. 3 ст. 256 НК РФ). После ввода в работу модернизированного объекта сумма ежемесячных отчислений меняется, поскольку изменяются и СПИ, и стоимость ОС.

Начисление амортизации по объекту ОС начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, например, на введенный в эксплуатацию объект в марте начислять износ по скорректированному расчету начнут с 1-го апреля. И неважно, приостанавливались амортизационные накопления из-за превышения установленного законом периода реконструкции или нет.

При применении линейного метода амортизация в бухучете рассчитывается по формуле:

А = (ОС + М) / СПИ, где:

  • ОС - остаточная стоимость ОС;
  • М - расходы на модернизацию;
  • СПИ - новый СПИ после модернизации или оставшийся, если его не изменяли.

Начисление амортизации после модернизации

Пример расчета по объекту с имеющейся остаточной стоимостью:

Проведено дооборудование станка первоначальной стоимостью 220 000 руб. и СПИ 5 лет после 3-х лет эксплуатации на сумму 50 000 руб. Станок эксплуатировался с февраля 2013, начисление амортизации проводилось с марта 2013. В январе 2016 началась модернизация станка, закончилась в феврале 2016 включительно. Износ начислен в сумме 132 000 руб. (220 000 / 60 х 36). СПИ после дооборудования увеличили на 2 года, а начисление амортизации с учетом увеличения стоимости и СПИ начали с марта 2016.

Месячная сумма амортизации:

(220 000 – (220 000: 60 мес. х 36 мес.) + 50 000) / 48 мес. = 2875 руб ., т. е. ПС уменьшается на сумму начисленного износа 132 000 руб. (220 000 / 60 х 36) и увеличивается на сумму модернизации. Полученную стоимость ОС делят на 48 мес., т. е. на установленный СПИ.

Ориентируясь на этот расчетный алгоритм, несложно определить отчисления и при других методах расчета амортизации.

Часто бывает, что понятия ремонт и модернизация путают или принимают за одно и то же. Нормативные документы по бухгалтерскому учету не дают точного определения модернизации. Зато в статье 257 налогового кодекса есть точное определение всех этих понятий.

Основное отличие ремонта и модернизации состоит в том, что расходы по ремонту учитываются во всех видах учета сразу и не капитализируются. Любой вид ремонта не изменяет первоначальные характеристики объекта.

Под модернизацией можно также иметь в виду достройку, реконструкцию, различные работы по техническому перевооружению. Все эти процессы изменяют назначение основного средства и ведут к получению им каких-либо новых качеств, повышению работоспособности и прочим улучшениям.

Модернизация в бухгалтерском учете

Учет затрат по модернизации регламентирует ПБУ 6/01 «Учет основных средств». Согласно положению для учета используется счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», на котором целесообразно открыть субсчет для учета затрат по модернизации.

Со счета 08 затраты списывают на счет 01 «Основные средства». При этом есть два возможных варианта списания :

  • При модернизации одного объекта затраты списывают на счет 01, увеличивая его первоначальную стоимость. В инвентарной карточке модернизируемого объекта указывают сумму затрат, которая и означает увеличение первоначальной стоимости.
  • При модернизации нескольких ОС бывает невозможно разделить затраты по объектам. В таком случае заводят новую инвентарную карточку, в которой указывают сумму произведенных затрат. Важно, что при затратах менее 10 000 или другой суммы, указанной в учетной политике, объект можно списать на затраты, не начисляя амортизацию.

Основные проводки :

Срок полезного использования и амортизация

По результатам модернизации изменяется срок полезного использования основного средства. При нулевой остаточной стоимости объекта следует установить новый срок, в течение которого будут амортизироваться произведенные затраты по объекту.

При начислении амортизации применяют линейный метод. Для определения величины ежемесячных амортизационных отчислений используется формула:

А = (Остаточная стоимость + Затраты по модернизации)/Оставшийся срок полезного использования

Остаточная стоимость рассчитывается как увеличенная первоначальная стоимость за минусом суммы уже начисленной до этого момента амортизации.

Новую величину отчислений следует применять с 1 числа месяца, следующего за месяцем завершения всех работ по проведению модернизации.

Следует понимать, что в налоговом учете используется другая формула для расчета амортизационных отчислений:

А = (Остаточная стоимость + Затраты по модернизации) * Норма амортизации

Остаточную стоимость рассчитывают как в бухгалтерском учете. Норма амортизации зависит от срока полезного использования, который может быть как увеличен, так и не изменен.

Документальное оформление работ по модернизации

Перед проведением модернизации необходимо оформить приказ руководителя, в котором будут указаны причины необходимости модернизации, сроки проведения работ и ответственные лица.

Организация вправе проводить работы как хозяйственным, так и подрядным методом. При подрядном методе необходимо заключить договор подряда. Акт приема-передачи основного средства подтвердит передачу объекта подрядчику для проведения работ. При хозяйственном методе применяется форма ОС-2 «Накладная на внутреннее перемещение объектов».

По завершению работ оформляется акт о приеме-сдаче объекта (форма ОС-3), который подписывают ответственные лица, руководитель и главный бухгалтер. При хозяйственном методе проведения работ оформляется один экземпляр, при подрядном - два.

Также в инвентарной карточке ОС-6 отражают изменения первоначальной стоимости.

Отличия бухгалтерского и налогового учета модернизации

Существуют некоторые отличия учета модернизации в бухгалтерском и налоговом учетах:

  • Затраты, которые влияют на первоначальную стоимость объекта, в некоторых случаях отличаются.
  • В налоговом учете возможно использование линейного и нелинейного метода начисления амортизации.
  • По окончанию модернизации в бухгалтерском учете нужно увеличить срок полезного использования объекта. Ограничений по его увеличению нет. В налоговом учете этот срок можно не менять, а его увеличение возможно в пределах, установленных для той амортизационной группы, к которой относится основное средство.

Пример

На балансе организации числится станок. Его первоначальная стоимость равна 500 000 рублей.

В 2013 году была проведена модернизация станка при помощи подрядного метода. Стоимость работ составила 70 800 рублей (в том числе НДС 10 800 рублей).

Учетная политика организации предусматривает следующие субсчета:

  • 01.1 - Основные средства в эксплуатации
  • 08.7 - Затраты на модернизацию
  • 19.4 - НДС при модернизации
  • 68.2 - Учет расчетов по НДС

В бухгалтерском учете были сделаны записи:

  1. Дт 08.7 Кт 60 - 60 000 рублей - отражена стоимость затрат по модернизации
  2. Дт 19.4 Кт 60 - 10 800 рублей - учтена сумма НДС по модернизации
  3. Дт 01.1 Кт 08.7 - 60 000 рублей - отражено увеличение первоначальной стоимости
  4. Дт 60 Кт 51 - 70 800 рублей - отражена оплата произведенных работ по модернизации сторонней организации
  5. ДТ 68.2 Кт 19.4 - 10 800 рублей - принят к вычету НДС

По окончании работ в инвентарной карточке станка была отражена сумма увеличения его первоначальной стоимости в размере 60 000 рублей.

При ведении бухгалтерского учета важно уметь отличать ремонтные работы и модернизацию, так как в их процессе по-разному отражаются затраты организации. Неверное отражение затрат зачастую приводит к занижению налогооблагаемой прибыли и налоговым санкциям.