Изображение свастики на советских банкнотах. Самые интересные банкноты России


Интересную для себя находку я сегодня обнаружил. Скажу сразу, не хочется особо никого грузить, множеством разнообразных версий представляемого материала, кому интересно ознакомиться и копнуть глубже, как говорится - Google в помощь...
Суть вот в чём - на российских купюрах 1917-1918 годов ("керенках") изображена свастика. Название государства, кстати, не указано. Первая купюра номиналом 250 рублей 1917 года:

Вот она же крупнее. За двуглавым орлом, изображенным уже без короны:

Или с обратной стороны. Здесь свастика прячется за надписью "250 рублей":

Любопытно, что на лицевой стороне купюры присутствует не только свастика, но и буддистский (ламаистский) "бесконечный узел":

Всё таки одну из версий, для контекста укажу - якобы именно Николай II повелел поместить свастику на денежные купюры России, правда, реализован этот проект был уже после его отречения Временным правительством на «керенках» номиналом 250 и 1000 руб., а затем и большевики выпустили банкноты пятитысячного и десятитысячного достоинства с этим же знаком, просто воспользовавшись готовыми матрицами. Эти деньги имели хождение вплоть до образования Советского Союза, которое, как известно, было провозглашено на исходе 1922 года.
Далее ещё купюры номиналом 1000, 5000, 10000 рублей:

А теперь ещё интереснее - нарукавные нашивки Красной Армии имели изображение свастики с абревиатурой РСФСР, офицеры и бойцы Красной Армии Юго-Восточного фронта носили его с 1918 года:

Кавалерия Юго-Восточного фронта в ноябре 1919 г. получила свастику в качестве нарукавного шеврона. Описание его, в котором крюковой крест обозначен аббревиатурой «ЛЮНГТН» прилагалось к приказу командующего В.И.Шорина, бывшего царского полковника, опытного военачальника и георгиевского кавалера, который, как предполагается, и был автором этой идеи:


«Ромб 15х11 сантиметров из красного сукна. В верхнем углу пятиконечная звезда, в центре - венок, в середине которого «ЛЮНГТН» с надписью «Р.С.Ф.С.Р.». Диаметр звезды 15 мм, венка 6 см, размер «ЛЮНГТН» - 27 мм, букв - 6 мм. Знак для командного и административного состава вышит золотом и серебром и для красноармейцев трафаретный. Звезда, «ЛЮНГТН» и лента венка вышиты золотом (для красноармейцев жёлтой краской), самый венок и надпись - серебром (для красноармейцев - белой краской)».

ВЕРОЯТНО ШЕВРОН ТОГО ВРЕМЕНИ:

А ВОТ НАРУКАВНЫЙ ЗНАК КРАСНОАРМЕЙЦА БАШКИРСКИХ ЧАСТЕЙ РККА, ОБРАЗЕЦ 1919 ГОДА,КАЧЕСТВЕННАЯ КОПИЯ, СССР

А вот и классика жанра - наградной знак командиров Юго-Восточного фронта Красной Армии в 1918-1920 гг.

Вот ещё интересный момент - документ с печатью Отдела Управления Московского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов:

и печать поближе:

Кстати, Отдел Управления Совдепа - весьма важная, интересная и практически не исследованная бюрократическая структура большевистского режима.
Он ведал выборами в Советы, осуществлял надзор за политическими организациями и церковью, руководил милицией, принудительными работами и концлагерями, эвакуацией пленных и беженцев, контактировал с ЧК, следил за соблюдением норм советского законодательства в документах Советов и т.д. и т.п.
Флаг его будущего исследователя пока еще под ногами. Может кто-нибудь возьмет этот флаг в руки?

Ну и на закуску - «Делонэ-Бельвиль 45 CV» Николая II - на пробке радиатора Свастика:

И качество получше - свастика на капоте автомобиля Николая II. Царское село, 1913 год:

В завершении прочитанного, хотелось бы предложить ответить на несколько вопросов (желательно при этом не отталкиваться от общепринятых исторических знаний, пускай уж лучше базой будет - альтернативная история).
Итак, кто же печатал эти странные деньги в 1917 году? Кто пришёл к власти под видом "временного правительства"? На шевронах "чьей" армии красовалась свастика?

За 16 лет до воцарения Гитлера в Германии, на отпечатанных за рубежом банкнотах Временного Правительства зияла свастика! Причём именно в таком, искаженном виде, в котором после наши деды видели её на знаменах Вермахта.

Пост не является пропагандой нацисткой символики, а простая констатация сего интересного факта.

В России свастика впервые появилась в официальной символике в 1917 году - именно тогда, 24 апреля, Временное правительство издало указ о выпуске новых денежных купюр достоинством в 250 и 1000 рублей.

Особенностью этих купюр было то, что на них имелось изображение свастики. Вот описание лицевой стороны 1000-рублевой банкноты, приведенное в пункте № 128 постановления Сената от 6 июня 1917 года: «Главный рисунок сетки состоит из двух крупных овальных гильоширных розеток - правой и левой… В центре каждой из обеих крупных розеток находится геометрический орнамент, образованный крестообразно-пересекающимися широкими полосами, загнутыми под прямым углом, на одном конце вправо, а на другом - влево… Промежуточный фон между обеими крупными розетками заполнен гильоширным узором, а центр этого фона занят геометрическим орнаментом такого же рисунка, как и в обеих розетках, но большей величины».

В отличие от купюры достоинством в 1000 рублей, на 250-рублевой банкноте свастика была всего одна - в центре за орлом. Из дензнаков Временного правительства свастика перекочевала и на первые советские банкноты. Правда, в данном случае это было вызвано производственной необходимостью, а не идеологическими соображениями: просто большевики, озаботившиеся в 1918 году выпуском собственных денег, просто взяли уже готовые, созданные по заказу Временного правительства, клише новых банкнот (5000 и 10 000 рублей), готовившихся к выпуску в 1918 году. Керенский со товарищи эти купюры отпечатать, ввиду известных обстоятельств, не смогли, а вот руководству РСФСР клише пригодились. Таким образом, и на советских банкнотах достоинством в 5000 и 10 000 рублей свастики присутствовали. Банкноты эти имели хождение до 1922 года.

Не обошлось без использования свастики и в Красной Армии. В ноябре 1919 года командующим Юго-Восточным фронтом В.И.Шориным был издан приказ № 213, который вводил новый нарукавный знак для калмыцких формирований. В приложении к приказу приводилось и описание нового знака: «Ромб размером 15×11 сантиметров из красного сукна. В верxнем углу пятиконечная звезда, в центре - венок, в середине которого „ЛЮНГТН“ с надписью „Р. С. Ф. С. Р.“ Диаметр звезды- 15 мм, венка 6 см, размер „ЛЮНГТН“ - 27 мм, буква- 6 мм. Знак для командного и административного состава вышит золотом и серебром и для красноармейцев трафаретный. Звезда, „люнгтн“ и лента венка вышиты золотом (для красноармейцев - желтой краской), самый венок и надпись - серебром (для красноармейцев - белой краской)». Загадочной аббревиатурой (если это, конечно, вообще аббревиатура) ЛЮНГТН как раз и обозначалась свастика.

Всем профессиональным коллекционерам известно, что в первые годы советского правления печатались некоторые банкноты, имевшие в составе своего художественного орнамента изображение символа свастики. Если присмотреться к денежным знакам, имевшим достоинство в пять и десять тысяч рублей, выпущенным в 1919-м году, на лицевой стороне можно увидеть изображение этого элемента. Такие назывались кредитными билетами и выпускались с целью проведения крупных расчетов.

Советская власть, получив в наследство царскую денежную систему, а также систему Временного правительства, несмотря на экономические и финансовые трудности, стала рассматривать вопрос о выпуске новых денежных единиц, орнаментальное оформление которых должно было стать отражением советской идеологии. В 1918-м году началась активная подготовка к осуществлению денежной реформы. В то же время правительственная директива объявила конкурс на лучший рисунок для новых денег. Хотя участие в конкурсе приняло множество желающих, художественное жюри забраковало все эскизы.

Работа по выбору проекта новых денежных знаков оказалась безрезультатной, в то время как положение страны требовало действий, направленных на выход из создавшегося сложного положения. Правительство должно было в срочном порядке наладить выпуск новых денег. В этой ситуации представители власти вспомнили, что в архиве государственных бумаг находились клише банкнот, изготовленные еще при Киренском в 1917-м году. Там хранились так называемые государственные кредитные билеты, имевшие достоинство от одного до тысячи рублей, созданные для эмиссии запланированной в 1918-м году.

В орнаменте этих старинных банкнот был представлен герб Временного правительства. Купюры номиналом от одного до тысячи рублей содержали несложный геометрический орнамент, но чтобы защитить от подделки боны самых крупных номиналов, правительство решило использовать более сложный рисунок. Для этого было доработано клише, выполненное еще по заказу князя Г. Львова для билета 1917-го года, достоинством в тысячу рублей. Одним из элементов орнамента, изображенного на лицевой стороне банкноты, была свастика, являвшаяся древним символом благодати и благополучия.

Так, в 1918-м году советское правительство получило клише серии кредитных государственных билетов, хотя и содержавших герб Временного правительства, но уже без монархических символов. Это позволило в срочном порядке отпечатать бумажные деньги, пусть даже не удовлетворявшие новые идеологические требования. Такой

После революционных событий февраля 1917 г. в денежном обращении России появились государственные кредитные билеты номиналами в 250 и 1000 рублей с новой государственной символикой и изображением свастики , которые в народе получили наименование «думские деньги», «думки». Также свастика присутствует на схожих по оформлению билетах 5000 и 10 000 рублей образца 1918 г., которые были подписаны управляющим Госбанка РСФСР Г.Л. Пятаковым, за что были прозваны «пятаковками». Все эти банкноты оставались в денежном обращении страны до 1922 г.

За прошедшие годы историками, коллекционерами-бонистами, журналистами и блоггерами Рунета были предложены самые разные версии причин помещения свастики на российских деньгах. Их можно разделить на три основных группы:

  • Еще в Белой эмиграции в 1920-х гг. была высказана идея о масонском значении этого символа (Скрынников Н., 1921, С.42-43; Лукин Ю.Н., 1936. С.24) и это мнение до сих пор находит поддержку у ряда авторов.
  • Второй основной идеей стало объяснение изображения свастики на «думках» и «пятаковках» в качестве древнего солярного знака, символизирующего вечность и благополучие, который как бы гарантировал «те жизненные блага, которые обещало Временное правительство». (Мельникова А.С., 1973. С.). При этом ряд авторов полагает, что помещение солярного знака — Солнцеворота, Коловрата — прямо связано с древней славянской традицией.
  • Третья группа исследователей трактует помещенного на банкнотах двуглавого орла, наложенного на свастику, как вариант нового герба Российской республики 1917 г. (Всеволодов И.В., 1990. С. 241-242; Соболева Н.А., Артамонов В.А.. 1993. С. ; Соболева Н.А., 2013. С.).

Однако такое геральдическое использование свастики должно было бы получить официальное правительственное объяснение. Но в официальном описании банкнот 1917 г. отсутствует даже само название «свастика». В документе указано: «В центре каждой из обеих крупных розеток находится ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ (выделено авторами), образованный крестообразно-пересекающимися широкими полосами, загнутыми под прямыми углами, на одном конце вправо, на другом, влево. Полосы покрыты системой горизонтальных линий и окаймлены, на небольшом расстоянии, тонкой контурной линией. Промежуточный фон между обеими крупными розетками и гильоширно-орнаментальными украшениями заполнен гильоширным узором, а центр этого фона занят геометрическим орнаментом такого же рисунка, как и в обоих розетках, но большей величины» (ГАРФ. Ф.7421. Оп.1. Д.7. Л. 146 об., 147).

Очевидно, что в документе нарочито затушевано значение древнего солярного символа и предлагается его нейтральная трактовка в качестве «орнамента», а причина его изображения на банковских билетах остается не раскрытой.

Архивные сведения

Ответ на этот вопрос удалось найти при работе с фондами Гознака, где хранятся богатейшие материалы по истории разработки и производства отечественных и некоторых иностранных монет и банкнот.

Дело в том, что сделанный весной 1917 г. политический заказ Временного Правительства на скорейшее изготовление бумажных денег с новой революционной символикой вступил в противоречие с техническими возможностями Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг (ЭЗГБ). По существовавшей в то время технологии денежного производства полный цикл от эскиза до готового тиража (в зависимости от сложности и защищенности купюры) занимал не менее года. По предоставленному эскизу граверы-художники готовили модель банкноты, после ее утверждения в пробах цвета и способах защиты изготовлялась матрица, затем с нее методом стальной гальванопластики делались печатные формы, с помощью которых, в свою очередь, производилось тиражирование банковских билетов.

Поэтому ускорить выпуск новых образцов денежных знаков можно было лишь используя уже готовые модели, матрицы и печатные формы от других выпускавшихся, готовящихся к выпуску или по каким-то причинам невыпущенных купюр. В рассматриваемом случае для денег Временного Правительства были использованы наработки ЭЗГБ по планировавшемуся выпуску банкнот Монгольского национального банка. Сохранились образцы полностью отпечатанных банкнот для Монголии достоинством в 1, 3, 5, 10, 25 и 100 рублей образца 1916 г. (Спецфонд Гознака).

Монгольский национальный банк был создан в 1914 г. при финансировании российским Сибирским торговым банком, правление которого размещалось в Петрограде. Согласно уставу банка, он имел право выпуска монгольских банковских билетов на сумму в 1 миллион рублей. В 1916 г. ЭЗГБ подготовила выпуск Монгольских банкнот с русскими надписями на лицевой стороне и аналогичными монгольскими надписями на обороте.

Русский текст:
«Кредитный билет монгольского национального банка.
Три рубля.
Монгольский национальный банк обменивает свои кредитные билеты на монгольскую монету или русские деньги без ограничения суммы.

Выписка из указа монгольского правительства

Кредитные билеты монгольского национального банка имеют хождение по Монголии, одинаковое по ценности с русскими деньгами. За подделку кредитных билетов имущество виновных полностью конфискуется в Казну, сами же они заключаются в тюрьму и подвергаются каторжным работам на три года».

На банкнотах помещено факсимиле Директора распорядителя М.А. Соловейчика (1870-1916) и факсимиле Управляющего делами Ермолаева. Рисунок этих банкнот был утвержден министром финансов России П.Л. Барком. Предполагалось также, что Петроградский монетный двор приступит к изготовлению серебряных и медных монет для Монголии.

Но в 1917 г. политическая и экономическая ситуация в России изменились и выпуск подготовленных банкнот для Монголии не был осуществлен. Однако все наработки были использованы при срочной разработке и печатании банкнот Временного Правительства 1917 г. Банковский билет достоинством 1000 рублей поступил в обращение уже 10 июня, а билет достоинством 250 рублей вошел в обращение с 8 сентября 1917 г. (Денисов А.Е., 2004. С. 81). А в 1919 г. некоторые «монгольские» формы и матрицы нашли применение для более-менее качественного печатания «пятаковок» образца 1918 г. номиналами в 5000 и 10.000 руб., которые были выпущены в обращение в декабре 1919 г. (Денисов А.Е., 2004. С. 83).

Прообразом для купюры номиналом в 1000 рублей 1917 г. послужила банкнота Монгольского национального банка достоинством в 25 рублей 1916 г. (Рис. 1) с изменением цвета лицевой стороны с коричневой на зеленую, на обороте из многоцветного картуша монгольского прообраза была убрана свастика и заменена изображением здания Таврического дворца, где размещалась Государственная дума. Остальные детали оформления, включая буддийские Узлы Бесконечности на лицевой стороне и три свастики на оборотной, стали своеобразным «монгольским наследством», которое пришлось маскировать цифрами номинала и официально обозначать в описании банкноты как орнаментальные детали.

Купюра в 250 рублей образца 1917 г. была получена путем изменения банкноты Монгольского национального банка номиналом в 3 рубля 1916 г. Цвет с зеленого был изменен на коричневый, а на оборотной стороне в центре вместо цветной розетки помещено изображение двуглавого орла Временного правительства. Буддийские символы также постарались сделать менее заметными, закрыв изображением двуглавого орла, цифрами и надписями. Однако крупная свастика за двуглавым орлом оставалась очень заметной и стала восприниматься как значимый символ, специально помещенный на новую революционную банкноту.

В период Гражданской войны тяжелое военное и экономическое положение Советской России заставило использовать для производства денег все имеющиеся ресурсы ЭЗГБ. «Монгольские» матрицы и печатные формы 1916 г. вновь нашли применение. Образцом для «пятаковок» номиналами в 5000 и 10 000 рублей образца 1918 г., которые в печатали в Пензе, послужила банкнота Монгольского национального банка достоинством в 100 рублей 1916 г. Цвет с желтого был заменен соответственно на синий и светло-коричневый, а вместо цветной розетки был помещен билибинский орел без корон, но остались буддийские свастики и Узлы Бесконечности. Сохранился оттиск лицевой сетки, использованной для банковского билета 10 000 рублей образца 1918 г., который очень хорошо показывает вынужденно сохраненное «монгольское наследство» российских денег.

Рассмотрев изображения исследованных нами купюр мы приходим к закономерному выводу о том, что специалистам ЭЗГБ для максимального ускорения выпуска денежных знаков новых образцов удалось избежать трудоемкого и длительного этапа по согласованию и изготовлению лицевых и оборотных сеток. Для нового дизайна достаточно было изготовить печатные формы с номиналами и текстами, а также пронумеровать купюры и поставить грифы подписей управляющего Государственным банком и кассира. А привнесенные с невыпущенных монгольских банкнот свастики на долгие годы стали одной из загадок российской бонистики.

Особый интерес среди моих коллекций представляют вышедшие из употребления русские бумажные деньги. Не зря бонистика является одним из самых популярных видов коллекционирования - я всегда с большим интересом обращаюсь к каждому вновь добытому экземпляру, рассматривая его, прежде всего, как исторический документ, отражающий культурное, экономическое и политическое положение нашей страны в конкретном периоде.

Среди прочих банкнот в моей коллекции отдельного внимания заслуживают так называемые «керенки» или «думские» деньги России - кредитные билеты достоинством 1000 и 250 рублей, выпущенные Временным правительством в 1917 году. А также кредитные билеты образца 1918 года номиналом 5000 и 10 000 рублей, выпущенные по декрету Совета Народных Комисаров от 29 октября 1919 года. На этих четырех купюрах, имевших хождение до 1922 года, отчетливо видна левосторонняя свастика. Как объяснить её появление на советских знаках?


Дело в том, что матрицы для всех рублевых банкнот Временного Правительства и бумажных денег, выпущенных в первые годы Советской власти, были изготовлены еще по распоряжению Николая II в. январе 1917 года. Проект тех билетов разрабатывался при личном участии императрицы Александры Федоровны, которая проявляла большой интерес к символу свастики и часто в письмах даже ставила его рядом со своими инициалами. Прибегнуть к клише для печати царских бумажных денег Временному правительству, во главе с князем Львовым и пришедшим ему на смену Керенским, пришлось из-за повышенной срочности решения вопроса по новой эмиссии.


Из личной коллекции Сачёва М.В .

Нужно отметить, что новая власть восприняла изображение свастики, ставшее на 250-рублевой купюре, например, «подкладкой» для герба Временного правительства, лишь как «орнамент в виде креста с загнутыми концами». Об этом факте свидетельствуют записи в официальных документах, связанных с выпуском новых кредитных билетов.

Новая идеология на билетах была представлена размещенным на 1000-ной купюре Таврическим дворцом, где заседала Государственная дума, и напечатанным на 250 рублях государственным гербом Временного правительства. В качестве герба был признан прежний двуглавый орел, но с опущенными крыльями и без царских регалий.

Выпущенные в 1919 году кредитные билеты номиналом 5000 и 10000 рублей - также в результате спешки Советской власти по вводу в обращение новых денег - были напечатаны по заимствованному у прежней власти клише. Свастика без каких-либо изменений перешла на новые купюры из трафарета, заготовленного Керенским для выпуска в 1918 году кредитных билетов тех же достоинств - 5000 и 10000 рублей. Единственным серьезным изменением макета стала замена изображения Таврического дворца на герб Временного правительства.


Из личной коллекции Сачёва М.В .

Сама по себе свастика - очень древний символ, являющийся общим для народов разных государств. Славяне свастику называли «коловрат», то есть «солнцеворот», и он символизировал победу света над тьмой, жизни - над смертью, яви - над навью. Не существовало никакого различия между правосторонней и левосторонней свастиками - обе они применялись в России повсеместно и практически одинаково. Свастика присутствовала на предметах быта, в оформлении храмов и икон, облачении священнослужителей, на надгробиях православных могил, в документах, печатях и в архитектуре. Использовалась свастика и в официальной правительственной символике вплоть до конца 1930-х - начала 40-х годов - например, на нарукавных нашивках солдат и офицеров Красной Армии в лавровый венок была забрана свастика с буквами РСФСР.

Из личной коллекции Сачёва М.В .

Справка

Кредитный билет номиналом 250 рублей образца 1917 года был отпечатан по всем правилам кредитного билета с надежной защитой от подделки. Лицевую и оборотную стороны украшала гильоширная сетка, напечатанная орловским многокрасочным способом печати. По сетке с двух сторон была отпечатана типографская пропись. На оборотной стороне помещался герб Временного правительства, выполненный художником Билибиным И.Я. «Подкладкой» для герба служило изображение свастики. Две свастики размером поменьше служили также «подкладками» под цифровые обозначения номинала, помещённые на лицевой стороне данной купюры. Настоящие кредитные билеты были напечатаны на бумаге с общим водяным знаком. На билетах использовались два трехзначных номера с двухбуквенной литерой.

Временное правительство успело отпечатать всего 18 миллионов экземпляров, то есть литера АА с № 001 по № 018. Советское правительство продолжило печатать литеры: АА 019 -100, АБ 101 - 200, АВ 201 - 300, АГ 301 - 376.

На кредитном билете номиналом 1000 рублей образца 1917 года вместо герба был изображен Петроградский Таврический дворец, а лицевую сторону украшали три свастики в качестве «подкладок» под цифровые обозначения номинала. Государственный кредитный билет номиналом 1000 рублей печатался с шестизначным порядковым номером.

При Временном правительстве были отпечатаны литеры АА-АЗ. Советское правительство продолжило печатать литеры: АИ-АQ , Б, В, Г-ГЯ.

Кредитные билеты образца 1918 года номиналом 5000 и 10000 рублей , выпущенные согласно декрету СНК от 21 октября 1919 года, были отпечатаны на бумаге с общим водяным знаком. С оборотной стороны использовалась орловская печать в пять красок, с лицевой - типографская печать в две краски. На билете 10000 рублей использовалась защитная сетка с «ирисом», порядковый номер был шестизначным.