Где находится главное здание мгу. Главное здание мгу

З дание Московского государственного университета - одна из знаковых достопримечательностей столицы. «Культура.РФ» вспоминает интересные факты о строительстве знаменитой высотки.

Памятник советского гигантизма . Построенный в 1949–1953 годах Университет почти 40 лет считался самым высоким зданием в Европе - лишь в 1990 году его обогнала Ярмарочная башня во Франкфурте-на-Майне. В России главное здание МГУ удерживало свои лидирующие позиции на 13 лет дольше: только в 2003 году в Москве появилось здание выше - жилой комплекс «Триумф Палас». Высота главного здания МГУ с учетом его шпиля составляет 240 метров.

Сотни миллионов кирпичей и другие строительные рекорды . На создание стального каркаса здания ушло 40 тысяч тонн стали, а на возведение стен - 175 миллионов кирпичей. Неудивительно, что на такое грандиозное строительство было выделено столько же средств, сколько и на восстановление всего послевоенного Сталинграда. Также именно на главном здании МГУ находятся самые большие часы в Москве: диаметр их циферблата составляет 9 метров.

Борьба архитекторов за право возводить главное здание 1950-х . Изначально строительством высотки должен был руководить Борис Иофан. Ему принадлежал первый проект здания. Но незадолго до начала стройки он был смещен с должности главного архитектора, и на его место был назначен Лев Руднев. Причиной такой замены стало то, что Иофан, зная о не совсем удачном потенциальном расположении здания (он предполагал построить корпус прямо над обрывом Воробьевых гор), не хотел ничего менять в своем проекте и был готов рисковать. Лев Руднев оказался более уступчивым и перенес место строительства на 800 метров вглубь.

Особенности архитектурного проекта главного здания . Проект здания представляет собой центральную высокую башню, по бокам которой находится четыре корпуса пониже, увенчанные башенками. Длина более протяженной части здания - два километра; той, что короче, - 850 метров.

Целый город в одной высотке . В главном здании МГУ разместились геологический, механико-математический, географический факультеты, а также ректорат, научная библиотека, Музей землеведения и Дворец культуры. Согласно придуманной архитектором концепции, университетский комплекс включал в себя всю необходимую учащимся инфраструктуру (библиотеки, почту, магазин, столовую, бассейн, телеграф и другое). Таким образом, переступивший 1 сентября порог МГУ студент мог ни разу не покидать здание до конца учебного года.

Вид с «короны Москвы» . При проектировании МГУ Лев Руднев предусмотрел и несколько смотровых площадок - ведь помимо того, что здание было самым высоким в столице, оно еще и находилось на самой верхней точке города. Это место всегда называли «короной Москвы». Самая верхняя обзорная площадка расположена на 32-м этаже. В центре открывающейся со смотровой панорамы города - арена Лужников. По сторонам от него хорошо просматриваются Москва-Сити, гостиница «Украина» , Белый дом, высотка на Кудринской площади и здание МИДа . Чуть дальше можно разглядеть храм Христа Спасителя , собор Василия Блаженного , памятник Петру I и Шуховскую телебашню .

Альтернативные варианты скульптурного оформления . Вместо пятиконечной звезды на высоком шпиле здание могла венчать фигура Михаила Ломоносова или, возможно, даже Сталина. Но от этой идеи отказались - посчитали, что шпиль со звездой логически свяжет здание университета с другими сталинскими высотками. Звезду и колосья, созданные из желтого стекла и алюминия, выполнили в мастерской Веры Мухиной , как и остальное скульптурное оформление. Художница предлагала установить перед главным зданием и свою скульптуру «Рабочий и колхозница» , но Берия ей отказал.

Цвет советских художников и скульпторов на главной стройке страны . Помимо Мухиной, в оформлении МГУ участвовали и другие ведущие художники и скульпторы своего времени - около 200 специалистов. Так, Павел Корин стал автором мозаичного панно с развевающимися знаменами в актовом зале. Александр Дейнека работал над оформлением фойе - создал мозаичные портреты крупнейших мировых ученых. Сергей Коненков и Михаил Аникушин выполнили скульптуры ученых для Музея землеведения. Автор известного памятника Юрию Долгорукому перед московской мэрией Сергей Орлов создал бронзовые фигуры физкультурников на портике главного входа и композиции «Молодежь в науке» и «Молодежь в труде», расположенные перед главным зданием со стороны Ломоносовского проспекта. Главный памятник комплекса - Михаилу Ломоносову - выполнил скульптор Николай Томский совместно с архитектором Львом Рудневым.

Строительство МГУ как стимул для технических инноваций . При строительстве МГУ были использованы инновационные технологии создания фундамента и металлического каркаса, которые позволили в условиях проблемного грунта построить здание такой грандиозной высоты. Их автором стал создатель Останкинской телебашни Николай Никитин. Он предусмотрел такую конструкцию, в которой давление небоскреба приходилось не на нижние этажи, а было распределено по всей его высоте, что сделало здание более надежным и значительно сократило стоимость строительства.

Здание - результат труда десятка тысяч человек . Со стороны партии строительство курировал комиссар госбезопасности Лаврентий Берия, что неудивительно: помимо комсомольцев-стахановцев и военнослужащих, здание возводили лагерные заключенные. Всего же на стройке трудилось около 10 тысяч человек, не считая 2,5 тысячи административного и технического персонала и более 1000 инженеров.

Главное здание МГУ на Воробьёвых горах - видный памятник архитектуры, одна из семи сталинских высоток Москвы.

Здание построено в 1949-1953 годах, его высота вместе со шпилем составляет 240 метров (без шпиля - 183,2 метра): в течение 50 лет - ровно половины века - ГЗ МГУ было , пока в 2003 году не был построен новый ЖК "Триумф-Палас".

Но не только в высоте здание МГУ было рекордсменом: на боковых башнях установлены самые большие часы в Москве, диаметр циферблатов - 9 метров. Длина минутной стрелки составляет 4,1 метра, а вес - 39 килограммов.

Строительство МГУ

Высотку МГУ проектировал целый коллектив талантливых советских архитекторов: Борис Иофан, Лев Руднев, Сергей Чернышёв, Павел Абросимов, Александр Хряков, а также конструктор Николай Никитин и инженер Всеволод Насонов. Кроме того, скульптурным оформлением фасадов занимались в мастерской Веры Мухиной.

История МГУ, как и других сталинских высоток, началась в январе 1947 года, когда по предложению Сталина Союз министров СССР принял решение построить в Москве восемь высотных зданий.

Изначально на должность главного архитектора был назначен Борис Иофан, ранее занимавшийся проектированием и ряда других зданий по правительственному заказу. Иофан разработал общий архитектурный замысел высотки и предложил выразительную пространственную композицию здания в виде 5 объёмов, один из которых - центральный - станет высотной частью здания, а 4 прочих будут значительно ниже и увенчаны башенками-пинаклями. Также архитектор предполагал установить на вершину высотной части здания скульптуру Михаила Ломоносова, однако, по указанию свыше - говорят, идея не понравилась Сталину - пересмотрел проект в пользу шпиля с пятиконечной звездой, как у прочих сталинских высоток.

И всё бы ничего, если бы не принципиальность Иофана: архитектор хотел возвести здание непременно над самым обрывом Воробьёвых гор (в то время - Ленинских), что совпадало с первоначальными пожеланиями Сталина. Тем не менее, комиссия специалистов установила, что это опасно и может вызвать оползни, из-за которых МГУ просто сползёт в реку. Сталин согласился с необходимостью переноса здания дальше от склона, но Иофана такой расклад не устроил; вскоре несговорчивый архитектор был отстранён от проектирования.

После отставки Иофана руководителем проектирования был назначен Лев Руднев. Вскоре после этого Сталин лично утверждает этажность здания и высоту шпиля и подписывает технический проект и смету на строительство, а Лаврентий Берия становится куратором строительства.

Земляные работы начались в 1948 году, а 12 апреля 1949 состоялась церемония заложения первого камня. Чтобы быстрее завершить эпичную стройку, на строительство перебрасываются военно-строительные части с объектов атомной промышленности; кроме того, активно используется труд заключённых: в строительстве задействовали несколько тысяч человек.

Мифы МГУ

Высотка МГУ, будучи поистине эпохальным проектом, к которому, кроме того, лично приложил руку сам Иосиф Сталин, обросла множеством мифов и городских легенд.

Так, существует мнение, что при строительстве и отделке МГУ использовались материалы из взорванного и вывезенные из Германии материалы разрушенного Рейхстага. В частности, упоминаются 4 колонны из цельной яшмы, установленные перед залом заседаний Учёного совета, якобы уцелевшие при взрыве храма, и редкий розовый мрамор из облицовки Рейхстага. К сожалению, обе позиции - лишь романтический миф: в Храме Христа Спасителя никогда не было яшмовых колонн, а вот розового мрамора, который действительно был в Рейхстаге, просто нет в МГУ.

Есть легенда, будто бы в подвалах высотки замурована статуя Сталина, которую якобы хотели установить вместо шпиля со звездой, но не успели из-за смерти Сталина. Конечно, это тоже лишь громкий миф: Сталин умер в марте 1953 года, когда строительство находилось в финальной стадии, и никакой статуи вместо шпиля появиться уже давно не могло. Кроме того, Сталин лично отклонил вариант со скульптурой на вершине (Иофан предлагал установить статую Ломоносова) в пользу более традиционного шпиля.

Есть среди мифов МГУ и налёт "тюремной романтики": на строительстве высотки использовался труд большого количества заключённых, и в 1952 году для их проживания были обустроены лагерные пункты на 24-25 этажах университета. Это было удобно: охранять заключённых стало проще, поскольку им некуда было бежать. Существует легенда, будто бы один из заключённых соорудил из фанеры нечто вроде дельтаплана и сделал попытку улететь с башни; по одной из версий его расстреляли в воздухе, по другой - он благополучно приземлился на другом берегу Москвы-реки и сбежал. Есть и третья версия: якобы сбежавшего заключённого поймали уже на земле, но Сталин, впечатлённый находчивостью и смелостью побега, лично его освободил. Говорят, что беглецов-дельтапланеристов даже могло быть двое: одного из них подстрелили, а второму удалось уйти. Есть ли правда в этой городской легенде - неизвестно.

Ну и, конечно, не обошлось без КГБ: есть мнение, что вездесущие кэ-гэ-бэшники обустроили в шпиле высотки наблюдательный пункт, с которого даже можно было следить за дачей Сталина.

Интересный факт: кажется, будто бы шпиль со звездой и колосья на центральной башне позолочены, но на самом деле это не так: под воздействием погодных условий на высоте позолота быстро пришла бы в негодность, и строители "схитрили" - шпиль, звезда и колосья облицованы пластинами из жёлтого стекла.

На сегодняшний день часть пластин обвалилась, и через бинокль на "золотых" колосьях, шпиле и звезде можно рассмотреть "проплешины".

Главное здание МГУ находится по адресу Ленинские горы, 1. Добраться до него можно пешком от станций метро "Воробьёвы горы" и "Университет" Сокольнической линии.

На Воробьевых горах бывал каждый, кто хоть раз посещал Москву. Так же, как все дороги ведут в Рим, - туристические тропы приводят посетителей столицы прямиком к главному зданию МГУ.

Образ высотки МГУ знаком каждому россиянину: недаром именно она изображена на знамени Москвы среди остальных ее символов – Кремля, Собора Василия Блаженного и Храма Христа Спасителя.



Сложно поверить, но всего 60 лет назад на Воробьевых горах было пустынно: никакой высотки там не было и в помине. Главное здание МГУ было построено всего через 8 лет после окончания страшной, кровопролитной войны, - и стало символом нового, просвещенного времени.

Как и все высотки, главное здание МГУ планировалось как строение с замкнутой бытовой инфраструктурой: в нем должно было быть все необходимое для осуществления жизнедеятельности без отрыва от учебного (и преподавательского) процесса. Сама идея высотки имела и своеобразный социально-философский смысл – посредством проживания в одном пространстве студентов, докторов наук и ректора она представляла собой «вертикаль знаний» и символизировала все те высоты, которые можно достичь.
Все известные московские высотки того времени в числе семи были заложены в один и тот же день – 7 сентября 1947 года, когда Москва праздновала свой восьмисотый юбилей. "Отец народов" счел символичным то, что столица пересекает рубеж девятого столетия, устремляясь в небеса. Но это, так сказать, «романтическая» часть истории, а факты же говорят о том, что в 1948 году московский горком партии посмел вступить в полемику с самим Сталиным: по мнению представителей ЦК, возведение высотки требовало большого количества лифтов, а это, дескать, нерационально, дорого и неэффективно. Сотрудники ЦК настаивали на здании не выше четырех этажей, архитекторы стояли на том, что высотка на возвышении Воробьевых гор будет смотреться выигрышнее, нежели приземистое, растянутое вширь здание. Спор рассудил Сталин, который объявил, что здание на Воробьевых горах должно быть в высоту не менее двадцати этажей – «издалека чтоб его видели». Спорить с отцом народов было опасно, - и вскоре появился первый проект здания под авторством Бориса Иофана.

Иофан предложил построить высотку над самым обрывом Ленинских гор, - а это было весьма опасно по причине возможных оползней. Архитектор был отстранен и на его место заступил Руднев, который просто перенес проект вглубь территории. Кстати, то место, на котором настаивал Иофан – это широко известная сегодня смотровая площадка.

В одном из первых эскизов здание МГУ предлагалось увенчать статуей человека с поднятыми в небо руками: по мнению архитекторов, это должно было символизировать тягу к знаниям. Но Сталин распорядился, чтобы вместо статуи был сооружен высокий шпиль: это должно было связать здание МГУ с оставшимися шестью высотками, строительство которых велось примерно в то же время.

Первый камень высотки был заложен ровно за 12 лет до первого полета в космос – 12 апреля 1949 года. Найдено интереснейшее архивное видео о строительстве МГУ. Если у вас есть полчаса, выделите время:

Над строительством здания МГУ трудились заключенные: для этого был выпущен специальный приказ о досрочном освобождении зэков, которые сидели по бытовым статьям. Главным требованием освобождения было наличие строительной специальности. «Счастливчики», кстати, освобождались условно: они отбывали все тот же размер срока заключения, но в иной форме.

Для проживания заключенных в районе Раменок был построен трудовой лагерь со сторожевыми вышками; уже позднее, в конце строительства, для минимизации транспортных затрат, заключенных поселили на 24 и 25 этажах высотки. Естественно, многие пытались сбежать: так, в народе ходит байка о зэке, который соорудил дельтаплан из фанеры, забрался с ним на вершину недостроя и улетел в направлении Лужников.

Здание МГУ вплоть до 1990 года держало пальму первенства по высоте: оно являлось самым высоким строением Европы, с учетом шпиля имея высоту в 240 метров. После 90-го года его сменил знаменитый франкфуртский небоскреб «Мессетурм». В Москве здание выше МГУ было построено только в 2006 году: им стал высотный жилой дом «Триумф-палас», высота которого равнялась 264,1 метра.

Сегодня именно на главном здании МГУ находятся самые большие в столице часы: они располагаются на боковой башне. Диаметр циферблата составляет почти девять метров, а длина минутной стрелки превышает четыре метра: это в два раза больше, чем стрелка кремлевских курантов. Кстати, уже в 1957 году все часы на высотке МГУ были переведены на работу от электрического двигателя.

Может казаться, что шпиль с звездой и колосьями имеют позолоченное покрытие; однако это не так. От осадков и ветра позолота бы очень быстро пришла в негодность. На самом деле навершие главного здания МГУ покрыто пластинами желтого стекла, внутренняя сторона которых облицована алюминием.

Есть история, гласящая, что на одном из многочисленных подземных этажей высотки лежит пятиметровая статуя Сталина, отлитая из бронзы: она должна была стоять перед входом в Главное здание. Но ввиду событий 1953 года монумент так и остался лежать в закромах строения.

Еще одна байка рассказывает о том, что изначально на месте МГУ в царское время планировалось строительство Храма Христа Спасителя, - но проект не был реализован, так как слабые грунты не могли удержать столь крупное здание.

Решение якобы нашли сталинские архитекторы: они вырыли яму под фундамент, залили ее жидким азотом и смонтировали в подвалах здания холодильные установки. Этот слух нашел множество опровержений в первую очередь из-за нецелесообразности подобных действий.

Кстати, у Храма Христа Спасителя есть еще кое-что общее с высоткой МГУ: снятые при разрушении собора колонны из малахита были подарены Берией Московскому университету. Сейчас они находятся в кабинете ректора; впрочем, говорят, что малахитовые колонны – это не единственное, что МГУ унаследовало от Храма Христа Спасителя.

Есть множество интересных историй, связанных с высоткой МГУ, некоторые из них основаны на реальных событиях, другие – не более чем плод воображения. К примеру, совсем недавно был рассекречена существующая линия метрополитена, ведущая в аэропорт Внуково. Наверняка МГУ таит в себе еще много загадок, - и удивит нас еще не раз.

Главное здание МГУ - одна из семи сталинских высоток. Но идея передать советский небоскреб студентам возникла не сразу: изначально в высотке на Ленинских горах хотели разместить гостиницу и квартиры. В 1948 году Иосиф Сталин подписал указ о строительстве нового здания для Московского университета. Автором проекта вначале стал архитектор Борис Иофан, благодаря которому в Москве появился Дом на набережной и станция метро «Бауманская». Он спроектировал здание в виде гигантского постамента: по задумке архитектора, наверху должен был располагаться монумент Михаилу Ломоносову.

Спустя несколько месяцев Сталин отстранил Иофана от работы над университетским зданием. Заново созданную проектную группу возглавил архитектор Лев Руднев. Проект доработали, решив завершить здание шпилем с пятиконечной звездой. Архитекторы старались подчеркнуть советскость здания: шпиль, звезда и колосья, скульптуры рабочих с молотами и колхозниц с серпами. Однако новая доминанта Ленинских гор все равно вышла похожей на небоскреб Муниципальное здание Манхэттена в Нью-Йорке.

Все московские высотки были заложены в день 800-летия Москвы - 7 сентября 1947 года. Во время строительства студенты могли посмотреть, в каких условиях будут жить: на стройке работали первые советские шоу-румы. Об этапах строительства сообщали оригинально: по праздникам в самой высокой точке возведенного здания зажигали звезду. Сначала на шестом этаже, потом на 12-м, 20-м и 26-м. 1 сентября 1953 года студенты пришли учиться в новое здание. The Village побывал в МГУ в начале очередного учебного года и узнал, как здесь работается и живется.

Расположение: Ленинские горы, 1

Годы постройки: 1949–1953 годы

Архитекторы: Борис Иофан, группа Льва Руднева

Екатерина Лаптева

научный сотрудник Музея землеведения МГУ

Про себя

Можно сказать, что я практически родилась в университете - мои родители работали на научной станции МГУ по изучению лавин в Хибинах. Пять лет мы жили на Кольском полуострове, а потом уехали в Москву. Здесь получили кооперативную квартиру в одном из двух университетских домов в Коньково, где я до сих пор живу. Сама училась в МГУ, окончила географический факультет по специальности «Картография». Раньше до университета можно было добраться за полчаса, сейчас путь занимает больше - приходится менять три автобуса и метро. Но это настолько привычный путь, что я с закрытыми глазами его могу пройти.

В музее землеведения я работаю с 1991 года. Пришла сюда на должность картографа: делала музейные карты, оформляла большие стенды, еще у меня хорошо получалось вести экскурсии. Так что уже почти 20 лет каждый день что-то рассказываю школьникам и студентам.

Про работу

По постановлению правительства 1948 года, которое было подписано Сталиным, в Главном здании было предусмотрено создание музея. За два года почти 700 ученых, академиков, профессоров создали и оформили это удивительное место. В Главном здании учатся только три факультета: геологический, механико-математический и географический, а музей занимает семь верхних этажей. Чаще всего я работаю на 24-м, 25-м или 32-м этаже - иногда мы почти касаемся облаков, настолько это высоко.

Я всегда прихожу на работу с радостью, здесь мне очень комфортно. К нам почти каждый день приходят заниматься студенты: изучают коллекцию почвенных монолитов, геологические образцы, гербарии, карты. Тут даже мебель приспособлена для занятий групп. Еще к нам приезжают школьники. Темы экскурсий самые разные: природа материков, океаны, растения, почвы. Музей сделан по принципу гиперссылок: одна тема как бы переходит в другую, раскрываясь и углубляясь. А вот без организованной группы попасть к нам можно только во время фестиваля науки Nauka+0.

Моя работа - это оформление экспозиций, подготовка выставок и проведение экскурсий. Но ни один день не похож на другой - настолько разные материалы, факультеты и гости. На обеденный перерыв предпочитаю ходить в студенческую столовую в секторе Б или в диетическую. Но иногда выбраться просто некогда, поэтому пьем чай с коллегами. Иногда покупаю домой знаменитые университетские пирожки. Здесь есть и другие магазины, при необходимости пользуюсь аптекой и домом быта.

Про место

Мне приходится много ходить по зданию, я знаю, где находятся самые красивые и самые уютные места. Очень люблю аудитории географического факультета, залы библиотеки. В читальном зале на шестом этаже, например, до сих пор работают лампы с зелеными абажурами, как в Ленинке. В актовом зале на втором этаже мне нравится мозаика в римском стиле художника Павла Корина, который участвовал в оформлении самых красивых станций метро. На входе в здание со стороны дворца культуры стоят скульптуры юношей и девушек. Один юноша держит в руках книгу, и только этим летом я прочитала, что написано на обложке. Думала, что он держит учебник физики, а оказалось, там написано «Ленин». Кстати, символов советской власти здесь очень много. Это крошечные звездочки на ручках дверей, где их почти никто не видит. На барельефах изображены рабочие и студенты. Еще здесь очень много симметрий и символов естественных наук. Это физические и химические приборы, кристаллы минералов, глобусы. С четырех сторон здание украшают гербы из стали, за одним из них находится гнездо нашего знаменитого сокола.

Все большое, что есть в этом здании, заносили при постройке. На 20-х этажах в музее есть чучело лося, думаю, его сюда поднимали через окна. Хотя есть и грузовые лифты. Кстати, в здании около 60 лифтов, и когда в начале 2000-х их меняли на новые, нам почти два года приходилось часть этажей подниматься пешком. И ничего, никто не жаловался. Мы все равно проводили экскурсии, хотя дорога наверх занимает почти час.

Соколов сапсанов завезли сюда больше десяти лет назад, но в итоге осталась одна пара, которая вывела в этом году трех птенцов. Семейству здесь очень нравится, несмотря на лазерные шоу и стритрейсеров. Иногда сокол летает мимо нас. Вообще через Главное здание МГУ пролетает много птиц - здесь зеленая зона Москвы, они иногда садятся отдохнуть на наш балкон.

Все большое, что есть в этом здании, заносили при постройке. На 20-х этажах в музее есть чучело лося, думаю, его сюда поднимали через окна

Сергей Слободов

заместитель директора Музея землеведения

Про себя

В 1995 году я поступил на биологический факультет МГУ. В 2000-м стал дипломированным зоологом, потом защитил кандидатскую диссертацию. Круг моих интересов в зоологии составляют медузы и полипы. Ими я и занимался будучи студентом и аспирантом. В музей пришел как научный сотрудник, но вот уже семь лет занимаюсь чисто административными делами - вся текущая жизнь музея замыкается на заместителе.

Я работаю на 26-м этаже. Каждый день пользуюсь столовой. Их в Главном корпусе как минимум пять. Есть профессорские и студенческие, обычные и диетические. Мы с моими друзьями с биофака стараемся регулярно вместе обедать - собираемся и общаемся.

В Главном корпусе есть практически все: и прачечные, и столовые, и магазинчики. Здесь вполне можно прожить, не выходя, не одну неделю. Я иногда пользуюсь ремонтом одежды. Не так много, как хотелось бы, посещаю бассейн - можно прийти в семь утра и поплавать перед работой.

Про место

Выше нашего музея только шпиль. Музей расположен на большой высоте, и с этим связано несколько особенностей. Первая трудность - просто сюда попасть. В Московском университете есть даже специальная служба вертикального транспорта, которая заведует всем лифтовым хозяйством. Когда люди приходят в Главный корпус, то сразу сталкиваются с вопросом, как попасть на тот или иной этаж. Надо не заблудиться, поскольку все лифты распределены по маршрутам. К нам ведут только два лифта.

Следующая особенность - сложные инженерные коммуникации. И ими тоже занимается отдельная служба. Могу сказать, что практически все здесь аутентичное. Конечно, пожарная сигнализация, например, современная, но еще сохранились старые красные кнопки вызова диспетчера. Вообще инженерные коммуникации сделаны достаточно интересно. Жаль, что не действует централизованная система пылеудаления, хотя в стенах до сих пор есть порты для подключения к пылесосным шлангам. Не действует и общая система поддержания температуры в здании. Хотя я точно не знаю, как она была устроена, в некоторых кабинетах еще можно увидеть специальные устройства.

Инженерные коммуникации занимают большие пространства. И над нами, и под нами есть целые технические этажи. Из других недоступных помещений - подвал под зданием. Самый глупый слух - о том, что в фундаменте заложены морозильные установки для заморозки грунта. На самом деле помещения там были оборудованы на случай чрезвычайных ситуаций. В 50-е годы была устроена целая система жизнеобеспечения, правда, не знаю, может ли она работать сейчас.

Интерьеры тоже аутентичные. Мы стараемся их оберегать. Например, под моими ногами паркет 1953 года. Все это радует глаз: неважно, в каком настроении приходишь на работу, это всегда успокаивает и приводит в равновесие.

Все это радует глаз: неважно, в каком настроении приходишь на работу, это всегда успокаивает и приводит в равновесие

Марина Кузнецова

замдиректора по производству комбината питания МГУ

Про работу

Я попала сюда очень давно. Сначала была технологом и заместителем заведующей шестой столовой, потом стала заведующей восьмой столовой, потом стала отвечать за весь комбинат питания. Он устроен очень интересно: это 13 столовых и 12 буфетов, которые находятся в разных учебных корпусах. Есть отдельные столовые для профессорско-преподавательского состава.

В целом у нас одинаковый ассортимент блюд. Немного отличается только диетическая столовая - там в рационе обязательно присутствует отварное мясо, птица, бульоны и супы. Но вообще мы люди творческие и не работаем строго по сборнику рецептуры. Каждый завпроизводством вносит свою лепту. Часто у нас проводятся дни национальных кухонь.

Я живу далеко от МГУ и добираюсь до работы на автомобиле. Рабочий день у меня ненормированный. Если проходит какое-то мероприятие, то можем и в шесть утра начать. Кстати, медовуху в День студента тоже готовим мы. Это целая история. Мы берем за основу рецепт с разными травами, который нам в свое время привез из Германии Виктор Антонович Садовничий. Начинаем готовить ее за два-три месяца.

У комбината есть сайт, где мы рассказываем студентам о новостях - что придумали новое пирожное или другие блюда. Инициативная группа МГУ регулярно встречается с нашим директором. Поэтому все вопросы, в том числе недовольства, решаются в рабочем порядке.

Про место

Университет - это целая жизнь. Я провожу здесь каждый день с утра и до позднего вечера. Я не работала в других комбинатах питания, но знаю, что, раз попав в университет, уйти отсюда очень сложно. И не я одна это говорю. Мое любимое место здесь - восьмая столовая около спортплощадки. А еще Ботанический сад. В пору цветения сирени или пионов просто глаз не оторвать.

Я не работала в других комбинатах питания, но знаю, что, раз попав в университет, уйти отсюда очень сложно

Как здесь живется

Константин Романенко

аспирант факультета почвоведения МГУ

Про себя

Первый раз я попал в МГУ в восьмом классе в день открытых дверей. Я не очень хорошо помню детали, но помню, что был впечатлен: мрамор, дубовые панели, большие помещения. Уже тогда я обозначил родителям свою цель. Я хотел поступать на химфак, но туда не прошел. В итоге поступил на почвоведение.

Первые два года учился в Главном здании раз или два в неделю. А дальше бывал здесь только по каким-то административным нуждам, не так уж часто. После окончания специалитета решил пойти в аспирантуру, но поступил только с третьего раза. Все это время работал и работаю минимум на двух работах: сейчас я еще и инженер в межкафедральной лаборатории электронной микроскопии на биофаке.

Про место

Аспирантов обычно селят в общежитие Главного здания МГУ. Вообще Главное здание - это на 80 % жилые помещения и только на 20 % - учебно-научные. И поэтому, когда всякие гады, которые любят стритрейсинг, начинают в два часа ночи звенеть шинами, это ужасно всех бесит. Мы, конечно, вызываем полицию, но это не помогает.

В аспирантской комнате живут два человека. Это такие «гробики» 3,3 метра в высоту и площадью восемь квадратных метров. Там помещается стол, два стула, кровать, секретер, встроенный шкаф. В блоке на две комнаты есть душевая и туалет.

Самое ужасное - это площадь комнаты. Тараканы есть, но их не так уж много. Бывает грибок в ванной на потолках. Еще есть специфический запах Главного здания. Это смесь запаха горелой проводки и гнилой фанеры. Мы его уже не чувствуем, хотя все остальные чувствуют. Я стараюсь всю одежду хранить в шкафу - так она не сильно пропитывается, но легкий флер все равно остается.

Периодически комнаты проверяет начальник участка. Смотрит, есть ли крошки на полу, помыта ли посуда, выброшен ли мусор. Если есть систематические замечания, то пишется записка на факультет. Там тебя журят.

Все это компенсирует стоимость: проживание стоит 3 тысячи рублей в год. Но есть условие: аспирантам обязательно нужно посещать пары. При этом успевать работать: стипендия составляет 7 тысяч рублей, и многие трудоустраиваются инженерами или лаборантами в МГУ или другие институты, занимаются репетиторством.

В Главном здании действительно можно жить, не выходя наружу, если найти внешние источники финансирования. Здесь есть столовая, прачечная, ларьки со сладостями, бассейн, парикмахерская. Если бы еще «Ашан» на территории открыли, было бы очень удобно. Хотя хлеб, молоко, фрукты можно купить и в местных магазинах.

Мое любимое место в МГУ - Оранжерейный корпус. Я работаю в нем, и, чтобы добраться от дома до работы, мне нужно 15 минут. Выйти, спуститься, пройти через внутренний двор и чуть-чуть по улице.

В 1949–1951 годах неоднократно публиковались эскизные проекты нового университета. Вместо скульптурной композиции, которую изображал в своих набросках Б.М. Иофан, у Л.В. Руднева на вершине центральной башни помещалась статуя.

В одном из вариантов это была статуя самого И.В. Сталина, однако, согласно легенде, скромный вождь такой вариант отклонил. Этим объясняется тот факт, что эскиз «со Сталиным» в те годы не публиковался и остался в запаснике. Вместо этого широкое распространение приобрели эскизы и фотографии макетов МГУ с установленной наверху скульптурой В.И. Ленина (известны также варианты со скульптурой основателя МГУ М.В. Ломоносова и фигурой рабочего).

20 ноября 1948 года газета «Московский университет» публикует информацию о выступлении на Совете МГУ академика архитектуры Л.В. Руднева, который в роли руководителя проектной группы «продемонстрировал членам Совета МГУ эскизы и макет здания и дал пояснения к ним» .

11 февраля 1949 года Л.В. Руднев выступает с большим интервью, где, в частности, говорит: «Центральная двадцатишестиэтажная башня, увенчанная на двухсотметровой высоте скульптурой гениального создателя Советского государства Владимира Ильича Ленина, символизирует стремление нашей науки к высотам знаний».

Проект Главного здания Московского государственного университета (Сталинская премия I степени, 1949).

Планировавшаяся фигура на башне могла бы иметь высоту 35–40 метров. Появление статуи, по аналогии со статуей Дворца Советов, придало бы зданию университета вид гигантского пьедестала для относительно маленькой скульптурки. После постройки высотного здания МИД СССР на Смоленской площади стало ясно, что сделать здания абсолютно пропорциональными можно только одним способом: выполнив завершения в виде шпилей.

Таким образом, получив вместо скульптуры шпиль со звездой высотой 58 метров, здание значительно выиграло.


Схема построения фасада высотной части МГУ с отметками высоты в метрах (Руднев,1953) и фото шпиля (1975 и современное).

В хорошую погоду золотой шпиль, увенчанный звездой в венке из колосьев, видится за многие десятки километров. Эмблема, кажущаяся с земли ажурной, является весьма крупным сооружением: диаметр ее венка 9,5 метра, а диаметр звезды – 7,5 метра. Зерно колоса, обрамляющего звезду, достигает одного метра сорока сантиметров, длинна двух колосьев равна двенадцати метрам. Шпиль высотой почти 60 метров равен высоте 16-этажного дома. Такая высота являлась для своего времени рекордной. Здание Петропавловской крепости в Ленинграде завершает шпиль высотой в 33 метра, шпиль на здании Адмиралтейства – 29 метров.


Монтаж каркаса звезды, венчающей высотное здание Московского государственного университета (1951) и современное фото звезды (2012, ).

Сегодня уже неизвестно имя человека, впервые предложившего увенчать звездами шпили высотных зданий Москвы. Однако идея установить звезду на верхней отметке сооруженного каркаса впервые была реализована строителями именно на Ленинских горах.

«У строителей Московского государственного университета возникла традиция – по праздникам зажигать звезду на самой высокой точке металлического каркаса главного корпуса», - пишет бригадир верхолазов-монтажников П. Жаворонков. «7 ноября 1949 года, в день 32-й годовщины Великого Октября, огромная звезда, усеянная сотнями электрических огней, зажглась на шестом этаже. В день семидесятилетия со дня рождения товарища Сталина москвичи увидели ее на двенадцатом этаже. 1 мая 1950 года звезда соревнования строителей Дворца науки зажглась на двадцатом этаже. В день 33-й годовщины великого октября строители зажгли звезду на двадцать шестом стального каркаса здания. Не только коллектив строителей университета, но и вся Москва могла следить за нашими успехами, видя как все выше и выше поднимается звезда социалистического соревнования строителей Дворца Науки». (Дворец науки. Рассказы строителей нового здания Московского государственного университета. ВЦСПС, 1952. С. 65).

Возможно, именно эта традиция натолкнула архитекторов на мысль о внесении изменений в утвержденные правительством проекты высотных домов и украшении звездами всех шпилей.

Монтаж шпиля МГУ был операцией чрезвычайно ответственной. Его сборка производилась при помощи самоподъемного крана УБК-15. Некоторые конструкции весом 10-15 тонн не могли быть подняты этим краном на полном вылете стрелы (это привело бы к прогибу опорных балок), поэтому их поднимали через шахту, временно оставленную внутри здания. Под шахту были подведены железнодорожные пути. Внутри этой же шахты производилась сборка каркаса шпиля. Шпиль изготавливался из 12 секций высотой по 4,5 метра. Эти секции, каждая весом от 5,5 до 6,5 тонны, установленные одна на другую. Первые пять секций были опущены через шахту краном УБК-15 на специальную площадку, где две бригады верхолазов-монтажников осуществили их стыковку и сборку. Секции соединялись друг с другом при помощи сварки, эти операции было поручено выполнять четверым сварщикам. Затем башенный кран УБК-15 был демонтирован. Демонтаж производился при помощи мачтового деррика, который установили рядом, остальные секции шпиля были смонтированы с его же помощью. 65).


Подготовка каркаса звезды ГЗ МГУ () и кран КБК-15 на вершине здания.

Шпиль установили на место стоянки демонтированного крана УБК-15 по оси здания. Вес шпиля составлял 120 тонн. Для того чтобы поднять его, в башенной части здания были установлены две мощные лебедки и сложная система полиспастов, с помощью которой всю конструкцию медленно вели верх по мере облицовки его золотистым алюминированым стеклом. Сборка и монтаж шпиля были выполнены в сжатые сроки. Затем на двухсотметровую высоту подняли гигантскую звезду. Ее каркас заранее сварили внизу на площадке перед будущим актовым залом. Сделать последнюю сварку было порчено Е. Мартынову.

Электросварщик Е. Мартынов за сваркой колоса в венке звезды ГЗ МГУ (1951).

«…Поднимаясь по лестнице к звезде, я немного волновался, – вспоминал электросварщик Е. Мартынов, - Это чувство испытываешь всегда, если знаешь, что за тобою следит множество глаз. Но когда я взобрался и уселся на одно из звеньев венка, чтобы удобнее было работать, сразу успокоился. Москва была скрыта от меня густым туманом, поднявшимся над Москвой-рекой. Только вершины высотных строек на Смоленской площади и на Котельнической набережной выглядывали из туманной завесы, как бы заинтересовавшись, чем украшается их собрат на Ленинских горах. “Вот и сбылась моя мечта! – промелькнуло у меня в голове. – Я стал настоящим строителем. Когда-то я дал себе слово построить взамен разрушенной фашистами школы такую же. И вот сейчас мне придется сваривать звезду, венчающую Дворец науки…”» (Дворец науки. Рассказы строителей нового здания Московского государственного университета. ВЦСПС, 1952. С. 76).

Звезда на шпиле Дворца Науки, олицетворяющая собой могущество Родины и мирный труд советского народа, засияла над Ленинскими горами накануне 34-й годовщины Октябрьской революции.

Читатель мой, бывал ли ты
На башне университета?
Видал ли с этой высоты
Столицу нашу в час рассвета?
Когда за дымкой голубой,
А в летний зной - совсем лиловой
Москва-река перед тобой
Лежит серебряной подковой.
Всё видно с высоты такой -
Бульвары, площади и парки,
Мосты повисли над рекой,
Раскинув кружевные арки.
Ты ищешь Кремль? Вон холм крутой
Игрушечный Иван Великий,
На луковке его златой
Играют солнечные блики…

(Наталья Кончаловская. Наша древняя столица)