Экономика как экономическая наука. Экономика и экономическая наука


Введение…………………………………….…………………………………….3

1. Возникновение экономики как науки………………………………………..5

2. Этапы развития экономической науки………………………………..…….11

3. Современные тенденции в экономической науке………………………….20

Заключение………………………………………………………………………28

Список использованной литературы…………………………………………..32

Введение

В прошлом люди, начинающие изучать экономическую теорию, обычно требовали, чтобы им было дано краткое, в одном предложении, определение этого предмета. И надо сказать, что этот сильный спрос не испытывал недостатка в предложении. Вот некоторые из таких определений:

Экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

Экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины, и технические знания) для производства различных товаров (таких как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления.

Экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечения ими средств к существованию и использовании этих средств.

Экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства.

Экономическая теория есть наука о богатстве.

Человечество проявляло всегда большой интерес основам управления экономическими процессами. Многие важные экономические процессы рассматривались учеными древнего мира: Платоном, Аристотелем и т.д. Однако эти исследования формировались как отдельные элементы экономических знаний в рамках единой, еще не расчлененной науки. Значительно позже произошел процесс расчленения науки, и возникла политическая экономия. Причем она возникла в период зарождения капиталистического способа производства и представляла собой науку для удовлетворения потребностей теории процесса победа капитализма над феодализмом.

Мой выбор пал именно на эту тему потому как экономическая наука прошла много интересных этапов своего развития. Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна, и противоречива. Она охватывает экономику, политику, культуру и т.д. Различные стороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая наука. Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире. Уже ученые-философы Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать состояние. С течением времени экономическая теория развивалась, и на сегодняшний день мы имеем стройную систему, позволяющую объяснить экономические процессы, происходящие в обществе.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что сегодня интерес образованных людей к экономической науке растет с каждым днем. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире и особенно в России. Современная экономическая теория, по сути, является новым этапом развитии политической экономии, строится на синтезе традиционных, классических и современных взглядов на экономическое развитие. Ее значимость особенно возрастает в период перехода к рыночным отношениям. Связано это, прежде всего с переосмыслением отдельных теоретических положений, с иным взглядом на экономическую действительность, с изучением тех разделов, которые раньше находились подвластным и негласным запретом.

Цель курсовой работы – рассмотреть экономику как науку.

Задачи мои следующие: 1) Охарактеризовать возникновение экономики как науки. 2) Выделить этапы развития экономической науки. 3) Проанализировать современные тенденции в экономической науке.

    Возникновение экономики как науки

Слово «Экономика» древнегреческое и в переводе означает «умение вести домашнее хозяйство» или «домоводство». Само название науки, являющееся древнегреческим, говорит о том, что появилась экономика на свет благодаря древнегреческим ученым, философам и историкам.

Можно сказать, что все началось с Сократа (470 -390 до нашей эры). Однако этот философ проповедовал на улицах и площадях, поэтому не оставил после себя никаких письменных работ. По официальному обвинению Сократ был казнен (принял яд цикуты) за введение новых божеств и за развращение молодежи в новом духе (видимо, развращать в старом духе было можно).

Дело Сократа продолжили два его знаменитых ученика - Ксенофонт и Платон, которые и рассказали людям об учении Сократа и его деятельности.

Ксенофонт (около 430 до нашей эры) написал работы, которые принято называть «Сократическими произведениями», потому что они рассказывают о Сократе и его учении. Эти произведения являются незаменимым источником не только по социальной и политической, но и по экономической истории Греции.

Кроме того, продолжая научные исследования Сократа, он написал следующие произведения.

- «О доходах», в котором попытался найти выход из экономических трудностей Афин;

- «О домашнем хозяйстве», в котором дал характеристику образцового хозяйства и образцового гражданина. По сути, это и есть уже экономика.

Платон (около 428-348 до нашей эры)организовал свою знаменитую Академию (слово академия происходит от имени мифического героя Академа) и создал большое количество различных произведений, большинство из которых написано в форме диалога, одним из участников которого является Сократ. В своих произведениях он тоже пытается осмыслить роль денег и правила мудрого ведения домашнего и государственного хозяйства.

Одним из «выпускников» Академии Платона оказался древнегреческий философ и ученый Аристотель (около 384-322 до нашей эры), в последующем воспитатель и наставник Александра Македонского, который по праву считается родоначальником экономической науки, в том числе науки о деньгах.

Аристотель начал свои научные изыскания в области экономики с исследования товарно-денежных отношений и вплотную подошел к пониманию разницы между натуральным хозяйством, при котором люди производят все необходимые вещи и продукты питания для самого себя, и товарным производством, при котором люди производят вещи для продажи (запомните, товар - это продукт труда, который произведен не для себя, а именно для продажи. Обмен продуктов как товаров возникает в определенных исторических условиях: на основе общественного разделения труда, когда производитель специализируется на производстве одного продукта. Удовлетворение потребностей человека в других товарах осуществляется через куплю-продажу товаров на рынке).

Анализируя вопрос купли-продажи, Аристотель заявил о том, что существуют два вида богатства.

Первый вид богатств, по его мнению, образуется в том случае, если человек произвел продукцию (вырастил скот, построил дом, собрал урожай). Все это и будет его богатством.

Если он продаст часть произведенной продукции, то полученные за них деньги тоже будут являться первым видом богатства, потому что эти немногочисленные деньги он потратит на приобретение необходимых вещей.

Однако в мире существуют еще и посредники, которые ничего не производят, а только покупают продукцию у одних и перепродают ее другим. У этих посредников тоже возникает богатство от перепродаж. Такое богатство, по мнению Аристотеля, относится уже ко второму виду, потому что данное богатство накапливается ради самого богатства.

Первый вид богатства Аристотель называл естественным, поскольку оно возникает в результате производственной деятельности, направлено на удовлетворение потребностей людей и его размеры ограничены этим богатством.

Второй вид богатства он называл противоестественным, так как оно возникает из обращения, не состоит из предметов непосредственного потребления, и размеры его ничем не ограничиваются.

В связи с этим, Аристотель разделил экономическую науку на две части: экономию и хрематистику. Экономия должна изучать естественные процессы (производство потребительных стоимостей), а хрематистика должна изучать противоестественные процессы (крупную торговлю, занимающуюся перепродажей товаров, и накопление денег в большом количестве). К хрематистике Аристотель относился отрицательно.

При восприятии утверждений Аристотеля мы должны отдавать себе отчет в том, что свои научные выводы по экономике он делал еще до нашей эры и при этом являлся первопроходцем в данной отрасли знаний.

В то время еще не существовало такого понятия, как энергия, и Аристотель не мог тогда сделать вывод о том, что деньги (богатство) обладают потенциальной энергией, потому способны совершать работу. А работа, совершенная в интересах человека, является благом для человека. Именно поэтому Аристотель не мог сменить своего отрицательного отношения к хрематистике (к накоплению крупного богатства, к крупной торговле) на положительное.

Тем не менее, работы Аристотеля привели к появлению такой науки, как экономика, а желание отделить хрематистику от экономии привело Аристотеля к необходимости сделать научный анализ таким понятиям как товар и обмен.

Дальнейшие размышления Аристотеля привели его к мысли о том, что существует как бы две стоимости товаров.

Одна стоимость (производственная) формируется из тех затрат, что понес человек при изготовлении товара (при изготовлении двери человек тратит дерево, краску, гвозди, свой труд, свое время и т.д.)

Вторая стоимость (потребительная) формируется из желаний и способностей людей приобрести этот товар. Предположим, человек затратил на изготовление двери 100 рублей, плюс две недели своего рабочего времени, но люди на рынке эту дверь не покупают до тех пор, пока цена не окажется равной 80 рублям. Или наоборот, люди с радостью покупают эту дверь за триста рублей. Другими словами, потребительная стоимость двери не зависит напрямую от производственной стоимости, и в первом случае она равняется 80 рублям, а во тором - 300 рублям. Потребительная стоимость возникает не из затрат производителя, а из желаний и денежных возможностей покупателей.

Все эти размышления приводят Аристотеля к мысли о том, что в процессе производства и продажи товаров приходится сравнивать между собой несравнимые вещи: двухнедельный труд человека сравнивается с пятью килограммами краски, для того, чтобы определить, что из них дороже. Красивое ожерелье сравнивается с полезной сохой и т.д.

В результате Аристотель приходит к выводу о том, что сравнить эти вещи между собой помогут деньги и ничто другое.

К. Маркс считал учение Аристотеля вершиной древнегреческой философии и писал о нем следующее:

«Гении Аристотеля обнаруживается именно в том, что в выражении стоимости товаров он открывает отношение равенства».

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока – колыбели мировой цивилизации. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV- III вв. до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения. В трудах древнекитайских мыслителей, среди которых особенно выделялся Конфуций (551-479 гг. до н.э.), проводилось различие умственного и физического труда, причем первый объявлялся монополией “высших” слове, а второй – уделом “простолюдинов”, основную массу которых составляли рабы. Интересно, что уже в то время, например, в трудах китайского философа Сюнь Цзы высказывалась мысль, что все люди равны от рождения, что “накопленным богатством” должны пользоваться все, люди из простого народа должны иметь право частной собственности на землю. Поэтому уже тогда раздавались призывы к освобождению рабов-земледельцев и рабов-ремесленников.

Удовлетворить все потребности людей? Можно ли измерить экономическую деятельность? Как развивается экономика - стихийно или по своим законам?

Экономика - сложнейшая сфера жизни общества. Многочисленные и разнообразные ее проявления затрудняют точное определение понятия «экономика». Попробуем рассмотреть наиболее общие представления об этой области общественной жизни, отражающие взгляды ученых-теоретиков и практиков.

С понятием «экономика» вы познакомились еще в основной школе. Напомним, что необходимо различать его двойное значение. Этим словом принято характеризовать как хозяйственную деятельность, так и науку о закономерностях такой деятельности. Сравните два разных определения, используемых для характеристики одного слова «экономика».

Экономика - это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

Экономика - наука о хозяйстве , способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов. Чтобы лучше понять и усвоить значение каждого из определений, рассмотрим их более подробно, начав со второго.

ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА

Об экономических проблемах люди стали задумываться задолго до нашей эры. Слово «экономика» греческого происхождения и впервые было использовано древнегреческим автором Ксенофонтом (ок. 430-355 или 354 до н. э.) в качестве названия своего трактата. И только немногим более трехсот лет назад появились ученые, которые стали обобщать и систематизировать знания об экономической действительности. Это было время становления рыночной экономики.

Почему именно тогда появилась экономическая наука?

Это связано с тем, что на протяжении большей части истории человечества основные вопросы экономики (что, как и для кого производить) чаще всего решались либо в соответствии с традициями и обычаями, либо по приказу главы государства. Поэтому действия людей были предопределены и предсказуемы и необходимости в экономической науке не возникало. В рыночной экономике решения по основным экономическим вопросам стал принимать свободный, самостоятельный производитель. Ученых заинтересовало, как же работает эта «свободная и саморегулируемая» экономическая система, по каким закономерностям протекают в ней экономические процессы. Экономическая наука как занятие профессиональных ученых возникла вместе с рыночной экономикой.

Ученые-экономисты стремились изучить как общие взаимосвязи крупных элементов рыночного хозяйства (например, занятость, внешняя торговля , экономическая политика государства), так и отдельные проблемы (например, спрос и предложение, рыночная конкуренция).

Что же было предметом внимания ученых? В первую очередь такие универсальные проблемы экономики, как ограниченность ресурсов и экономический выбор (с этими основными понятиями экономической науки вы познакомились в обществоведческом курсе основной школы).

Потребности общества в связи с увеличением численности населения, ускорением научно-технического прогресса, углублением культурных связей и обменов постоянно возрастают и становятся практически безграничными. Напротив, экономические возможности - те реальные ресурсы, которые общество может направить на удовлетворение потребностей , всегда, в каждый данный момент являются ограниченными. Общество постоянно сталкивается с необходимостью разрешения этого противоречия и проблемой экономического выбора. Как при имеющемся объеме ресурсов полнее удовлетворить существующие потребности? Эту проблему и пытается решать экономика - наука выбора.

Экономическая наука изучает различные области и законы развития хозяйства на разных уровнях. Так, часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое, - это макроэкономика . Ее предметом являются, например, проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и защите интересов общества.

Микроэкономика - это часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику. Она изучает проблемы выбора, с которыми сталкиваются отдельные участники экономической деятельности. Например, взаимодействие потребителей и производителей на рынке товаров и услуг, предпринимателей и наемных работников на рынке труда и т. д. Вместе с тем микроэкономика изучает функционирование отдельных рынков и отраслей. Она объясняет, как устанавливаются цены на отдельные товары, какие средства и почему направляются на строительство новых предприятий, развитие отраслей промышленности, как на деятельность отраслей и рынков влияет политика государства.

Оба уровня экономического анализа (макро- и микроэкономики) использования ограниченных ресурсов связаны между собой. Например, если анализируются причины роста цен на продукцию нефтеперерабатывающего завода, то это микроэкономическая проблема. Анализ решения об антимонопольной политике государства в отношении предприятий нефтедобывающей отрасли - предмет макроэкономики. При этом поведение отдельных участников экономической деятельности (производителей, фирм) во многом зависит от состояния дел в экономике всей страны.

Современный этап экономического развития характеризуется высокой взаимозависимостью национальных экономик в мировом масштабе. Поэтому экономическая теория обязательно предполагает рассмотрение проблем взаимосвязи национальных экономик с мировым хозяйством. Законы развития мирового хозяйства изучает са-мостоятельная часть экономической науки - мировая (международная) экономика. Предметом ее исследования могут быть международная торговля товарами и услугами, движение капиталов, обмен в области науки и техники, международные валютные отношения и др.

Экономическая наука исследует также функционирование и взаимодействие таких экономических институтов, как государство, предприятие, семья и домашнее хозяйство .

Выявленные учеными устойчивые, существенные взаимосвязи между экономическими явлениями, процессами, отношениями позволяют на практике более эффективно решать экономические задачи.

В последующих параграфах этой главы вы будете знакомиться с основными научными идеями и трудами (в этом вам поможет не только учебный текст, но и обращение к документам в конце каждого параграфа) таких выдающихся мыслителей, внесших вклад в экономическую науку, как А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Д. Кейнс, А. Маршалл, а также современных ученых, в том числе представителей российской школы экономической мысли.

ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В широком смысле слова экономика - это совокупность методов создания условий для выживания и прогресса человечества. Отсюда можно заключить, что экономическая деятельность представляет собой все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни.

Экономическая деятельность необходима для того, чтобы превращать ресурсы в нужные экономические блага - товары и услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве. Схематически процесс преобразования объектов природы в предметы потребления можно представить так:

Между различными видами экономической деятельности существует тесная взаимосвязь. Так, производство и распределение невозможно разделить, ведь произведенные блага могут дать полезный результат в том случае, когда они дошли до потребителя. Потребление не только цель производства, но и стимул его развития. Оно оказывает серьезное влияние на рост объемов производства, развитие тех или иных его отраслей.

Еще одна составляющая экономической деятельности, связывающая производство с распределением и потреблением, - это обмен .

Обмен - экономическая операция, в процессе которой одно лицо передает другому вещь, товар, получая взамен деньги или другую вещь.

Разнообразные отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения материальных благ,входят в понятие «экономическая сфера общества». (Вспомните, какие еще выделяют сферы общества, как они связаны с экономикой.)

Успех решения главной проблемы экономики - определения наиболее эффективных способов использования ограниченных^ресурсов - во многом зависит от правил, принципов" организации деятельности. Так, уже несколько столетий миром экономики управляет один из основных принципов - принцип рациональности, позволяющий выбрать решения, основанные на стремлении получить наибольшие экономические результаты с минимально возможными затратами всех необходимых для этого ресурсов. (Сравните знакомые вам из истории формы ведения хозяйства: натуральное и товарное. Какое из них более полно учитывает принцип рациональности? Какое более эффективно?)

Результаты экономической деятельности зависят не только от общих принципов ее организации, но и от так называемых экономических механизмов , т. е. способов и форм объединения людьми своих усилий при решении задач жизнеобеспечения. Такими важнейшими механизмами экономики являются, например, разделение труда и специализация, торговля. (Подумайте, как эти уже знакомые вам способы сотрудничества людей влияют на содержание и результаты экономической деятельности.)

Люди удовлетворяют потребности в товарах и услугах либо производя их самостоятельно, либо посредством обмена произведенных продуктов на необходимые товары и услуги. Поэтому, чтобы повысить уровень жизни населения, необходимо найти пути увеличения объема производства. Таких путей два: расширить объемы использования экономических ресурсов или увеличить эффективность их использования. Показателем или мерой того, насколько эффективно используются доступные ресурсы, является производительность (не путайте с производительностью труда). Когда больше качественных товаров производится при тех же ресурсах, производительность возрастает.

Производительность - это объем товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат. Затратами могут быть любые ресурсы, задействованные в процессе производства, - земля, топливо, расходы на оборудование и т. д. На производительность оказывает прямое воздействие качество трудовых ресурсов (профессиональная подготовка, квалификация работников), используемые технологии и эффективность управленческих решений.

ИЗМЕРИТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для измерения экономической деятельности используются различные экономические величины и показатели, характеризующие состояние, свойства, качество экономики, ее объектов, процессов. Эти величины позволяют узнать, как идут процессы производства, распределения, потребления, каковы их результаты.

Экономические величины и показатели можно разделить на объемные (характеризуют количество продукта) и качественные (характеризуют отношение двух величин). Вы встречаете, например, данные о том, что Россия продает на мировом рынке 130 млн тонн угля - перед вами пример объемного показателя. Если же экономисты отмечают, что в этом году спад производства составляет 90% по отношению к прошлогоднему (для этого необходимо сопоставить две величины), - это пример качественного показателя.

Познакомимся с некоторыми экономическими показателями, используемыми для оценки уровня производства и развития экономики страны.

В большинстве стран объем годового производства национальной экономики измеряют через показатель валового национального продукта (ВНП) . Этот показатель используется с 1988 г. и в России.

ВНП определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.

Почему речь идет только о конечных продуктах? Чтобы объем национального продукта был определен правильно, необходимо все продукты учесть только один раз. Большинство товаров и услуг проходит множество стадий производственного процесса, до того как попасть к конечному потребителю. Например, прежде чем книга попадет к читателям в руки, она должна пройти несколько технологических этапов - от разработки содержания автором, изготовления бумаги и печатания до продажи.

В ВНП включаются продажи только конечных продуктов (в нашем случае - книги), исключая продажи промежуточных продуктов, т. е. используемых при изготовлении конечного продукта (в нашем случае - бумага, типографские работы, затраты издательства). Это позволяет исключить двойной счет и завышенную оценку ВНП.

ВНП считается измерителем экономики как целого, потому что реально включает стоимость всех произведенных в течение года товаров и услуг. На основе ВНП рассчитываются еще несколько показателей: валовой внутренний продукт, чистый национальный продукт, национальный доход.

Остановимся на сходном с ВНП и столь же часто используемом показателе - валовом внутреннем продукте (ВВП). Этот показатель о"бъема национального производства определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведенных в течение года на территории страны.

Разделив ВВП страны на количество граждан, мы получаем показатель, который называется ВВП на душу населения. По этому показателю можно сравнивать степень экономического развития и уровень жизни разных стран. Именно ВВП на душу населения является одним из основных показателей уровня жизни нации. Когда производство растет быстрее, тогда на одного жителя страны приходится все больше товаров и услуг, и уровень жизни повышается. Если численность населения растет быстрее, чем производство, средний уровень жизни снижается.

Необходимо уточнить, на основе каких показателей можно судить о росте валового внутреннего продукта. Экономисты различают два показателя: реальный ВВП, когда его объем выражен в неизменных ценах произведенных продуктов; номинальный ВВП, когда его объем измеряется в текущих ценах.

При расчете реального показателя ВВП, как правило, делается поправка на уровень инфляции (рост цен), и он будет зависеть только от изменений реального выпуска продукции.

Когда цены на товары и услуги повышаются, номинальный ВВП (основанный на текущих ценах) может повышаться, даже если уровень производства остается неизменным или падает.

Предположим, что номинальный ВВП вырос в течение года с 200 млрд р. до 500 млрд р. Но за этот же период цены выросли в 2 раза и 1 рубль в этот период обладал покупательной способностью, равной половине прежней. Можно сказать, что ВВП повысился только до 250 млрд р. (500 млрд р. : 2). Например, в России с 1990 по 1999 г. показатель ВВП вырос более чем в 7 тысяч раз. Цены за это время повысились в 13 750 раз (т. е. почти вдвое). Таким образом, реальный ВВП сократился соответственно также почти в 2 раза.

Поскольку на основе данных об объеме и динамике ВВП обычно судят об экономическом росте в стране, то необходимо пользоваться показателем реального валового внутреннего продукта.

Полученная с помощью различных измерителей экономическая информация является исходным материалом для анализа развития экономики страны, разработки экономических прогнозов. Так, наблюдающаяся положительная динамика роста ВВП в России в последние годы (с 2001 по 2003 г. этот показатель вырос с 5 до 7,2%) позволила правительству выдвинуть задачу удвоения ВВП в последующие 10 лет.

В заключение необходимо отметить, что главными действующими лицами экономической деятельности являются производители и потребители. О том, как они своими действиями обеспечивают цели и результативность экономической деятельности, вы узнаете в следующих параграфах.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Экономические знания необходимы каждому человеку как потребителю и как работнику. Экономически грамотный человек знает, как принять решение о покупке товаров и о найме на работу, как оградить себя от последствий роста цен, как лучше использовать свои сбрежения, какую профессию выбрать, чтобы не оказаться потом безработным.

Недостаток экономических знаний и умений принимать на их основе рациональные решения оборачивается для участников экономической деятельности снижением уровня благосостояния, финансовым и потерями, неудовлетворенностью и разочарованием в профессиональной деятельности, сокращением возможностей грамотно отстаивать свои экономические права.

2 Развитие рыночных отношений в нашей стране потребовало от их участников новых экономических знаний, без которых невозможна успешная практическая деятельность, способность делать правильный экономический выбор в условиях ограниченных ресурсов. Понимание общего характера функционирования экономики помогает ее участникам грамотно определять свою хозяйственную политику, принимать разумные хозяйственные решения даже в самые неблагоприятные периоды деятельности предприятия .

3 Современное экономическое развитие России зависит в значительной степени не только от чиновников или политических деятелей, но и от активного участия в управлении страной ее граждан. Ваш выбор как избирателя может повлиять на экономическую политику страны, а выбор в качестве работника или потребителя будет определять не только ваше благосостояние, но и то, как будут жить люди вокруг вас.

ДОКУМЕНТ

Размышления об особенностях российской школы экономической мысли академика РАН Л. И. Абалкина (из доклада на научной конференции Института экономики РАН и Вольного экономического общества России) .

Глобализация, ставшая ведущей тенденцией мирового развития, отнюдь не снимает, а во многом и обостряет проблемы экономического, социального и политического прогресса. Она снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. У каждой из них есть свои достоинства и преимущества, своя система ценностей и свое понимание прогресса.. . В связи с этим предстоит еще раз вернуться к осмыслению особой роли и места в науке российской школы экономической мысли.. . Огромное влияние на самоопределение российской школы экономической мысли, как в отечественной, так и в мировой науке, оказали самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации. Ни одна другая цивилизация, если исключить плохо пока изученную специфику азиатской цивилизации, не обладала столь отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем. Это не могло не отразиться на культуре и на науке, особенно гуманитарной. То, что признано на Западе как непреложная истина, снимающая все ограничения как несущественные, совсем иначе и часто принципиально по-иному воспринимается в российской экономической мысли.

Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления... Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха.

Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство .

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

1. Почему автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли? Чем определяется самобытность этой научной школы?
2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию?
3. Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны?
4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия, приведите примеры, подтверждающие вывод ученого о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учеными-экономистами, привело к неудачам.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1 С чем связан о появлени е экономическо й науки?
2. Каковы основны е проблем ы экономическо й науки? Назовит е и охарактеризуйте их.
3 Что изучают макроэкономика и микроэкономика?
4 Что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления? Какова роль экономической деятельности в этом процессе?
5. Как можно измерить и определить валовой внутренний продукт ?
6 Какими способами можно увеличить объем производимо й продукции при имеющихся ограниченных ресурсах?

ЗАДАНИЯ

1 . ВНП Китая выше, чем ВНП Франции. Можно ли на этом основани и сделать вывод о лучшем положении дел в его экономике? Свой ответ поясните.

2 Заполните таблицу «Разделы экономическо й науки» .

1. Экономика как наука. Цели и задачи экономики. Понятие экономической модели. Макро- и микроэкономика

Прежде чем дать более или менее строгое определение экономики как науки, отметим два составляющих ее основу фундаментальных факта:

1. Экономические потребности общества как совокупности индивидов безграничны. Под экономическими потребностями понимается недостаток чего-либо для поддержания жизнедеятельности и развития личности, предприятия и общества в целом. Именно экономические потребности побуждают человека к активной деятельности. Потребности принято разделять на первичные и вторичные. Без удовлетворения первичных человек просто не может жить - это пища, одежда и другие жизненно важные потребности. К вторичным потребностям относят все остальное - спорт, театр, кино и т. д.

Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами. Некоторые из них имеются в неограниченном количестве, например, вода; другие - в ограниченном и называются экономическим благами. Они состоят из товаров и услуг.

2. Экономические ресурсы, т. е. средства, необходимые для производства экономических благ, ограничены.

К важнейшим экономическим ресурсам относятся земля, капитал и труд. Землей обобщенно называют такие экономические блага, как пахотные земли, месторождения полезных ископаемых, леса. Капитал включает все виды машин, оборудования, зданий, инструментов и т д. Капитал называется также инвестиционными ресурсами. Под трудом понимается совокупность физических и умственных способностей людей, используемых в производстве товаров и услуг. Эти три большие группы экономических ресурсов называют факторами производства.

Все факторы производства обладают одним общим свойством - относительной ограниченностью, которая заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всего спектра потребностей всех членов общества. Ограниченность отдельных экономических ресурсов с развитием общества, как правило, преодолевается. Однако всегда есть ресурсы, которых в данное время не достает. Они называются редкими ресурсами.

С учетом всего вышесказанного дадим одно из возможных определений экономики как науки.

Экономика - это общественная наука, исследующая проблему такого использования ограниченных экономических ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества. Другими словами, экономика - это наука об оптимальном, т. е. наилучшем в конкретных условиях, использовании редких ресурсов.

В ходе реализации экономической политики преследуются различные цели. Для развитой рыночной экономики это прежде всего экономический рост, полная занятость, низкая инфляция, положительный платежный баланс, повышение экономической эффективности, рост благосостояния населения, поддержание высокой степени свободы для всех хозяйствующих субъектов, сохранение и улучшение окружающей природной среды и другие цели. В переходной экономике к ним добавляются создание частного сектора и рыночной инфраструктуры, либерализация хозяйственной жизни и др.

Но проблема заключается в том, что многие цели противоречат друг другу. Так, активная борьба с инфляцией обычно означает падение экономического роста и усиление безработицы. Поэтому в зависимости от ситуации приоритетность целей экономики может меняться.

Экономика постоянно имеет дело с выбором. В процессе выбора, неизбежно в силу ограниченности экономических ресурсов, любое общество должно, так или иначе, разрешить три фундаментальные взаимосвязанные экономические задачи:

1. Что должно производиться, т. е. какие из взаимоисключающих товаров и услуг надо производить и в каких количествах.

2. Как будут производиться товары и услуги, т. е. кем, с помощью каких ресурсов и каким способом они должны быть произведены.

3. Для кого предназначаются произведенные товары и услуги. Иными словами, каким образом следует распределять производимый продукт производства между членами общества.

Эти три задачи являются основными и общими для всех экономических систем на различных уровнях их функционирования.

Для решения подобных задач в экономической теории широко используется метод научной абстракции. Он состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных деталей и выделении сущности предмета или явления. В итоге строятся модели - математические, графические, - позволяющие в компактной и наглядной форме получать и демонстрировать определенные результаты.

Моделирование, т. е. построение моделей, отражает главные экономические показатели (данные, переменные) исследуемых объектов и связи между ними. Если в модели есть только самое общее описание показателей и их взаимосвязей, то это текстовая модель. Если этими показателями и связями задаются количественные значения, то на базе текстовой модели можно построить графическую, математическую и компьютерную модели, отражающие, как меняются показатели.

Метод графического моделирования основан на построении моделей с помощью различных рисунков - графиков, диаграмм, схем.

Метод математического моделирования основывается на описании экономического явления с помощью математических инструментов: функций, уравнений, неравенств.

Метод компьютерного моделирования основывается на экономико-математических моделях и используется прежде всего в тех случаях, когда моделируемое экономическое явление описывается сложной системой уравнений.

Экономическая теория анализирует хозяйственную жизнь на двух уровнях: микроэкономическом и макроэкономическом.

Микроэкономический анализ направлен на изучение поведения конкретных экономических единиц, он ориентируется на детальное исследование отношений, складывающихся между различными предпринимателями (отношений конкуренции), между предпринимателями и наемными рабочими, между продавцами и покупателями на отдельных рынках. Как бы “под микроскопом” рассматриваются отдельные фирмы, домохозяйства. Типичные термины микроэкономики: объем производства или цена конкретного продукта, издержки его производства, численность работников на определенном предприятии. Образно говоря, изучается не лес, а деревья - отдельные элементы экономической системы.

Макроэкономический анализ имеет дело с поведением либо экономики как целого, либо таких составляющих ее подразделений, как государственный сектор, домохозяйства, частный сектор и другие агрегаты. Тем самым рисуется общая картина, структура экономики, связи между крупными агрегатами, составляющими экономику в целом. Это - анализ общего объема производства, общего уровня занятости, общего уровня цен. Макроэкономическая теория рассматривает изменение этих важнейших показателей как в долгосрочной перспективе (при рассмотрении проблем экономического роста), так и их краткосрочные колебания, которые образуют цикл деловой активности, т. е. изучаются не деревья, а лес, анализируется экономика “с высоты птичьего полета”. Такой анализ позволяет в дальнейшем рассмотреть закономерности экономической политики государства, тех регулирующих действий государства, которые направлены на достижение наилучшего варианта социально-экономического развития общества.

С одной стороны, макроэкономика образует ту хозяйственную среду, в которой работают отдельные фирмы (предприятия), существуют индивидуальные потребители, функционируют отдельные отрасли, рынки и другие микроэкономические единицы. C другой стороны, микроэкономические единицы, вместе взятые, образуют макроэкономику. Для этого их в экономической теории агрегируют, т. е. объединяют в укрупненные экономические единицы, так называемые агрегаты, например, в сектор фирм (предприятий) и сектор домохозяйств, государственный и частный секторы.

Более того, граница между макро- и микроэкономикой размыта. Так, в экономической теории некоторые вопросы рассматриваются одновременно и на микро-, и макроуровне, например, положение дел в конкретных отраслях и на отдельных товарных рынках, где анализ ситуации важен как для конкретных предприятий этих отраслей, так и для экономики страны в целом. Поэтому некоторые специалисты предлагают использовать термин “мезоэкономика” для анализа этой пограничной сферы, в которую, по их мнению, попадают отрасли и рынки.

Макроэкономика является весьма “молодой” наукой, а значит, не может претендовать на некую законченность и системную стройность. И по сей день в ней продолжаются острые дискуссии по следующим ключевым вопросам: следует ли для преодоления инфляции сжимать денежную массу в обращении; стоит ли правительству активно бороться с безработицей и т. п.

Макроэкономика дает ответ на вопросы, подобные следующим: почему доходы населения в Западной Германии были выше, чем в Восточной, а в Южной Корее выше, чем в Северной? Почему в России уровень инфляции в середине 90-х гг. был ниже, чем на Украине, а сегодня эти страны сравнялись по темпам инфляционных процессов?

В базовом макроэкономическом образовании нуждается и все общество - от президента до рядового гражданина.

Итак, макроэкономисты занимаются анализом развития экономики как единого целого. Они собирают данные о ценах, безработице, динамике общественного продукта, доходах и т. д., относящиеся к различным странам и различным периодам. Эмпирический анализ затем сменяется теоретическим, что открывает возможность объяснения полученных данных, а затем и прогноза их предстоящей динамики во взаимосвязи (инфляция – безработица и т. п.).

ТЕМА 1

ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

ВОПРОСЫ К ТЕМЕ:

1. Экономика как наука и ее предмет.

2. Функции и методы экономической теории.

3. Механизм современной экономики. Система рыночных принципов.

4. Основные этапы развития экономической теории.

Экономика как наука и ее предмет

Для того чтобы понять, что же означает слово «экономика», ответьте мне на следующий вопрос: как вы считаете, являетесь ли вы участниками экономической жизни общества? [Ответ должен быть положительным, поскольку экономика окружает нас со всех сторон и мы являемся экономическими агентами, даже не принимая участия в производственном процессе. Так, выступая в роли потребителя мы своим кошельком «голосуем» за тот или иной товар, подсказывая производителю, что именно данный товар и нужно производить. Таким образом, экономика пронизывает незримыми нитями практически все общество. Рабочий, обтачивающий деталь на станке, пенсионерка, покупающая в магазине хлеб, парикмахер, делающий прическу, - все они вступают в определенные экономические отношения, т.е. совершают действия, связанные с экономикой.]

Итак, в русском языке термин «экономика» имеет два значения.

Во-первых, так называется способ организации деятельности людей, направленной на создание благ, необходимых им для потребления. Синонимом этого значения слова «экономика» является понятие «хозяйство».

Во-вторых, «экономика» обозначает науку, которая исследует, как люди используют имеющиеся ограниченные ресурсы для удовлетворения своих неограниченных потребностей в жизненных благах. Само название этой науки было дано великим ученым Древней Греции Аристотелем путем соединения двух слов: «эйкос» - «хозяйство» и «номос» - «закон», так что «экономика» в буквальном переводе с древнегреческого означает «законы хозяйства».

Поскольку экономическая наука изучает поведение людей, то она относится к категории общественных (социальных) наук, так же как история или философия, хотя при исследованиях широко используется математика и разнообразные графики, позволяющие разобраться в сущности различных экономических процессов и логике поведения участников хозяйственной деятельности.

Все сказанное выше позволяет сформулировать первое определение экономики как науки.

Экономика – это общественная наука, изучающая способы и методы хозяйствования, удовлетворяющие потребности людей путем создания необходимых жизненных благ при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование.

Экономическая наука (теория) имеет свой предмет исследования и свои специфические особенности, позволяющие выделить ее среди системы наук как самостоятельную область знаний.

Под предметом понимается сторона или часть объективной действительности, исследуемая с помощью данной области знаний.

Во всех общественных науках определение их предмета составляет сложную проблему. Не представляет исключения и экономическая наука; ее определяют как науку:

О богатстве;

О видах деятельности, связанных с денежными сделками;

Об отношениях при производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ;

Об использовании ограниченных ресурсов для создания различных товаров и распределении их между членами общества в целях потребления.

Таков далеко не полный перечень определений предмета экономической науки, которые можно встретить в современной литературе. Обобщая эти определения, можно сказать:

Предметом экономической науки (теории) является изучение того, как общество использует ограниченные ресурсы для производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг, где:

1) производство – это процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека;

2) распределение – это процесс определения доли, количества, пропорции, в которой каждый хозяйственный субъект принимает участие в произведенном продукте;

3) обмен – это процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей, опосредствующая общественный обмен веществ;

4) потребление – это процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей.

Все эти стадии находятся во взаимосвязи и взаимодействии.

Таким образом, главной задачей экономической теории в широком смысле слова является исследование законов, управляющих производством, обменом, потреблением и распределением материальных благ в условиях альтернативностей целей и возможностей использования редких ресурсов для достижения максимального удовлетворения разнообразных потребностей общества. Именно поэтому в круг ее интересов входит и поиск путей наиболее эффективного использования редких ресурсов, т.е. такого их применения, при котором будут получены максимальные желаемые результаты при минимальных затратах.

Постоянное увеличение жизненных благ образует экономический рост общества. Возобновление производства и его экономический рост происходят как на уровне отдельного предприятия (фирмы), так и в масштабах общества. В связи с этим экономика как наука структурно включает в себя:

1. Микроэкономику – раздел экономической науки, который изучает поведение отдельных хозяйственных субъектов (конкретные фирмы и домашние хозяйства, отрасли и рынки, отдельные товары и ресурсы), имеющие источник дохода и определенные расходы.

2. Макроэкономику – раздел экономической науки, который изучает экономику как единое целое, при этом анализирует факторы, которые определяют национальный продукт, национальный доход, валовые сбережения и инвестиции, внешнюю торговлю и финансовую систему, а также исследует проблемы экономического роста, безработицы и инфляции.

С одной стороны, макроэкономика образует ту хозяйственную среду, в которой работают отдельные фирмы (предприятия), существуют индивидуальные потребители, функционируют отдельные отрасли, рынки и другие микроэкономические единицы. С другой стороны, микроэкономические единицы, вместе взятые, образуют макроэкономику.

При исследовании экономических явлений и процессов используют позитивный и нормативный анализ, которые представляют позитивную и нормативную экономическую теорию.

Позитивная экономическая теория – это совокупность выработанных на основе эмпирической проверки обобщений и выводов, которые могут быть использованы для предвидения последствий. При этом позитивный анализ исследует взаимосвязи экономических процессов, как они есть. Например, рост цены на товар ведет к уменьшению спроса на него. В этом утверждении нет никаких оценочных (т.е. нормативных) суждений. Это просто констатация факта. При этом не говорится, справедливо это или нет, плохо или хорошо. В этом смысле позитивный анализ в экономике ничем не отличается от метода исследования в физике или химии (например, «газы расширяются при нагревании»).

Экономика - слово, имеющее древнегреческое происхождение. Оно возникло благодаря соединению слов «хозяйство» и «закон». И если раньше она в значительной мере опиралась на философию, то теперь является полноценной наукой, которая имеет теоретическую и прикладную части. Со времен возникновения самого понятия оно смогло существенно обогатиться и измениться. Поэтому давайте выясним, что же представляет собой экономика как хозяйство и наука.

Современная трактовка

Экономику как хозяйство характеризует прежде всего предметность. В широком смысле это совокупность всех категорий, материальных и нематериальных, которые используются людьми, чтобы удовлетворять имеющиеся потребности. Экономика как хозяйство - это созданная и эксплуатируемая человеком для поддержания собственного существования и повышения его уровня.

Теперь давайте рассмотрим экономику в качестве науки. В данном случае она является совокупностью имеющихся знаний о производственной деятельности людей. Она изучает использование ресурсов для обеспечения жизненных потребностей с точки зрения их ограниченности, а также отношения, которые возникают во время процесса хозяйствования. В качестве последних интерес представляют процессы производства, распределения, обмена и потребления товаров.

Подводя итог вышесказанному

Итак, экономика является и хозяйством, и наукой про него, а также про отношения, которые возникают между людьми во время производственных процессов. Утверждать, что есть одно определение, и оно безусловно верное, нельзя. Экономика как наука и хозяйство рассматривается разными людьми в различных условиях и при неодинаковом багаже опыта и знаний. Поэтому можно встретить много толкований определения. Некоторые государства закрепляют терминологическую базу в стандартизирующей документации, другие ничего такого не делают.

Теория

Экономика занимается изучением определённой стороны жизни общества. Благодаря этому она тесно связана с рядом общественных наук: историей, социологией, психологией, юриспруденцией, политологией и другими. Также экономикой широко используются математические расчеты, количественные методы исследования, для улучшения результатов применяется анализ. В качестве примера комплексности можно привести её связь с юриспруденцией. Важными для общественных отношений является их регуляция со стороны закона, а также определение порядка различных действий (например, регистрации компании). В данном случае работа идёт с абстрактными понятиями.

Переход от теории к практике

Важным аспектом является выделение в рамках экономики как науки целого ряда дисциплин: экономика сельского хозяйства, труда, промышленности и так далее. Поэтому перед нею стоят такие цели (категории исследований):

  1. Основной задачей является поиск возможностей эффективного ведения хозяйства. Также вырабатываются оптимальные механизмы использования ресурсов с учетом того, что они являются ограниченными (а вот потребности безграничны).
  2. Предмет исследований - экономические отношения, связи, взаимозависимости, которые возникают как элемент экономики в процессе её развития.
  3. Существенной особенностью является то, что ставка делается на функциональные связи, а не на причинно-следственные.

Экономика как наука выполняет ряд функций:

  1. Познавательную.
  2. Методологическую.
  3. Образовательную.
  4. Идеологическую.
  5. Практическую.

Также существует два уровня анализа, которые применяются в данной сфере:

  1. Макроэкономика. Является наукой, которая изучает хозяйство целиком. В сферу её интересов входит экономическое здоровье всего мира и отдельных стран. Она интересуется вопросами занятости, безработицы, экономического роста, инфляции и так далее. Основными субъектами являются государство, фирма, домохозяйство.
  2. Микроэкономика. которая занимается изучением фирм и отдельных отраслей. Она рассматривает такие проблемы, как ограниченность ресурсов, выбор, изменение предложения и спроса отдельных товаров на конкретных рынках и так далее. Основными субъектами здесь являются фирмы и домохозяйства.

Давайте теперь обратимся к практической составляющей и узнаем, что собой представляет экономика как хозяйство. Это понятие какого порядка?

Система общественного производства

Она занимается обеспечением людей материальными условиями для существования - жильем, продуктами питания, одеждой, медицинскими препаратами и так далее. Здесь выделяется несколько важных аспектов:

  1. Производство. Это процесс, во время которого создаются экономические блага и услуги.
  2. Распределение. Продукт или доход распределяется между людьми, которые участвуют в его производстве или получении.
  3. Обмен. Это процесс, где вместо продукта человек получает деньги или другой товар/услугу.
  4. Потребление. Это стадия использования или уничтожения продукта.

Экономику как хозяйство иллюстрирует тот факт, что в ней создаются товары или услуги, которые в последующем с помощью различных механизмов распределяются между всеми участниками общества и используются.

Проблемы

Когда рассматривается экономика как наука и хозяйство, то сложно обойти вниманием нерешенные вопросы. Так, самой главной проблемой является удовлетворение постоянно растущих (неограниченных) потребностей людей, притом что существует определённый запас ресурсов, который не увеличивается. И при этом человек имеет потребности. Так называют необходимость в чем-то, что нужно для поддержки и жизнедеятельности общества и личности и их развития. Потребности человека нельзя проигнорировать, поскольку такие действия влекут за собой негативные последствия. Необходимость наличия у человека жилья, продуктов питания, различных материальных благ очевидна. Поэтому большую важность и имеют различные Они являются средствами, которые удовлетворяют потребности человека. Правда, они существуют в весьма ограниченном количестве. Это обусловлено тем, что они создаются благодаря ресурсам, которые тоже не безграничны. Последние в экономике также называются факторами производства.

Заключение

Вот нами и было рассмотрено это понятие. Экономика как хозяйство и как наука - это два взаимосвязанных понятия, объединенных общим содержанием. Эта дисциплина является весьма сложной и заслуживающей уважения. Она необходима для построения стабильно развивающегося общества. Для этого нужно, чтобы каждый, кто её изучает, делал своё дело на совесть как в процессе обучения, так и на рабочем месте. Причем необходимо не просто зазубривать, а обдумывать, размышлять и даже спорить (если есть аргументация).