Денежно-кредитная политика ЦБ РФ и её инструменты. Монетарная политика центрального банка

Монетарная политика - комплекс мероприятий, которые проводятся государством или Центральным Банком с целью стабилизации экономики (укрепления национальной валюты, ускорения темпов экономического роста, снижения цен на продукты питания и так далее). Она является частью макроэкономической политики, проводится с применением различных методов и инструментов, в зависимости от конкретных задач.

Цели монетарной политики

Цели кредитно-денежной политики государства (Центрального Банка) условно делятся на три вида:

1. Стратегические (первичные) цели . Реализация следующих задач имеет первостепенное значение:
- повышение занятости среди населения;
- нормализация уровня цен;
- сдерживание инфляционных процессов;
- ускорение темпов экономического роста;
- увеличение объемов производства;
- выравнивание (балансирование) платежного баланса государства.

2. Промежуточные цели реализуются за счет изменения процентной ставки и объема денег в обращении. Таким способом можно корректировать текущий спрос на товары первого потребления и снижать (повышать) предложение денег. Итог - оказание влияние на уровень ценовой политики, привлечение инвестиций, рост занятости и увеличение объемов производства. При этом удается удерживание или оживление конъюнктуры на денежном (товарном) рынке;

3. Тактические цели носят краткосрочный характер. Их задача - ускорить достижение более важных - промежуточных и стратегических целей:
- контроль предложения денег;
- контроль уровня процентной ставки;
- контроль обменного курса.

Виды монетарной политики

Каждое государство выбирает свой вид кредитно-денежной политики. Он может меняться, в зависимости от внешних условий, состояния экономики, развития производства, занятости населения и прочих факторов. При этом выделяются следующие виды:

1. Мягкая монетарная политика (ее второе название - «политика дешевых денег») направлена на стимулирование различных отраслей экономики за счет регулирования процентных ставок и увеличения объемов денежной массы. При этом Центральный Банк проводит следующие операции:

Совершает сделки по покупке государственных ценных бумаг. Все операции при этом проводятся на открытом рынке, а вырученные средства переводятся в резервы банков и на счета населения. Подобные действия позволяют повысить объем денежной массы и улучшить финансовые возможности банков. Как следствие, межбанковский кредит начинает пользоваться большим спросом;

Сводит к минимуму норму банковского резервирования, что существенно расширяет возможности кредитования различных сфер экономики;

Снижает процентную ставку. Как следствие, коммерческие банки получают доступ к более выгодным кредитам. Одновременно с этим возрастает объем выданных займов населению на более выгодных условиях и привлечение дополнительных средств в виде депозитных вкладов.

2. Жесткая монетарная политика (ее второе название - «политика дорогих денег») направлена на введение различных ограничений, удерживание роста денег в обращении с основной целью - сдерживание инфляционных процессов. При жесткой кредитно-денежной политике ЦБ выполняет следующие действия:

- увеличивает предел банковского резервирования. Таким способом достигается уменьшение роста денежной массы;

- повышает процентную ставку. По этой причине коммерческие структуры вынуждены остановить поток заимствований у ЦБ и ограничить выдачу кредитов населению. Итог - подавление роста объемов денежной массы;

- продает государственные ценные бумаги При этом сделки производятся на открытом рынке за счет текущих счетов населения и резервов коммерческих кредитно-финансовых организаций. Итог такой же, как и в предыдущем случае - уменьшение объема денежной массы.

Кроме жесткой и мягкой можно выделить еще два вида кредитно-денежной политики:

1. Стимулирующая монетарная политика. Ее суть заключается в выполнении следующих действий:

Уменьшение учетной ставки;
- снижение нормированной величины резервных требований;
- скупку государственных активов на открытом рынке.

Такие действия актуальны в период общего спада в сфере экономики. Основная цель - приостановить общий рост безработицы в стране, увеличить рост деловой активности.

2. Сдерживающая монетарная политика заключается в проведении обратных действий и направлена на снижение общего предложения денег:

Продажа ЦБ государственных активов;
- увеличение учетной ставки;
- пересмотр нормированной величины резервных требований в сторону увеличения.

Проведение такой политики актуально в период бума, когда требуется сдержать инфляцию и снизить деловую активность.

Инструменты монетарной политики

Все инструменты Центрального Банка можно классифицировать:


1. По объектам, на которые они воздействуют:

- кредитная экспансия. Проводится для роста занятости у населения и подъема общих объемов производства;
- кредитная рестрикция. Основная задача таких мероприятий - защитить экономику страны от «перегрева» (повышенной активности) и снизить рост инфляции.

2. По форме инструменты монетарной политики могут быть:

- прямыми. Такие инструменты имеют вид различных директив, инструкций или предписаний. Указания в этом случае исходят от основного регулятора - Центрального Банка;
- косвенными. В этом случае Центральный Банк направляет свои усилия на создание конкретных условий денежного рынка для достижения конечных целей.

3. По особенностям параметров:

- качественные инструменты. Подразумевают непосредственное регулирование банковских кредитов;
- количественные инструменты. Здесь ЦБ влияет на возможности коммерческих банков в плане кредитования и привлечения займов.

4. По периоду воздействия:

- краткосрочные. Посредством их реализации можно достичь промежуточных (в лучшем случае - тактических) целей;
- долгосрочные. Действие инструментов направлено на достижение улучшений в экономической сфере в течение длительного времени (от года и более). При правильно выстроенной политике возможно достижение стратегических целей.

Основной монетарной политики являются следующие инструменты:

1. Изменение нормированной величины резервов. Этот параметр характеризует часть от общего объема депозитов коммерческих структур, которые должны храниться в ЦБ (резервная система) или в виде наличных средств. Объем обязательных резервов высчитывается по простой формуле:

R обяз=D*rr,

где rr - требуемый объем обязательных резервов, %,
D - общий объем депозитов на счету банка;
- Rобяз - величина обязательных резервов.

По сути, коммерческие банки должны держать в ЦБ какой-то процент от общего баланса депозитных вкладов. У каждого вида депозита есть своя нормированная величина. Чем выше ликвидность вклада, тем больше процент.

Если ЦБ проводит политику по увеличении нормы резервов, то это приводит к резкому снижению объемов денег. Причины здесь две:
- снижаются возможности коммерческого в плане кредитования;
- сокращается объем банковского мультипликатора.


2. Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования) - второй по важности инструмент современных банков. Данный параметр показывает, под какой процент Центральный Банк предоставляет займы коммерческим банкам. Небольшие финансовые структуры часто вынуждены прибегать к кредитам для решения срочных вопросов - реализация выплат клиентам, пополнениерезервов и так далее.


Центральный банк, снижая или увеличивая процентную ставку, может непосредственно действовать на предложение денег. Чем больше ставка рефинансирования, тем меньше коммерческие банки будут прибегать к займам, и тем реже будут выдавать кредиты сами. При снижении ставки рефинансирования происходит обратный процесс.

Изменение ставки рефинансирования сложно назвать гибким инструментом кредитно-денежной политики страны. Причина - небольшой процент займов у Центрального Банка, который не превышает 3-4% общего объема банковских резервов. При этом сам ЦБ не позволяет небольшим структурам злоупотреблять возможность оформления займов. Кредиты выдаются только в том случае, если они оправданы и способствуют решению текущих проблем.

3. Выход на открытый рынок и проведение сделок с ценными бумагами. Такой инструмент подразумевает покупку (продажу) ЦБ ценных бумаг. Все действия производятся на вторичном рынке (работать на первичном рынке ЦБ запрещено). В качестве основных активов выступают казначейские векселя и гособлигации. В первом случае государство получает доход от разницы между покупкой и выкупом, а во втором - от процентов.

Покупка ценных бумаг ЦБ способствует повышению резервов коммерческих структур. При этом есть два варианта:

При покупке государственных облигаций или векселей у коммерческого банка резервы последнего возрастают, повышаются его кредитные возможности. Активы финансового учреждения увеличиваются на всю сумму сделки;


- при покупке ценных бумаг у населения (компаний, домохозяйств и так далее), продавец получает в ЦБ чек. При этом он все равно относит его в коммерческий банк и ложит на свой счет. Возможности банка также возрастут, но не на всю сумму, а только на какой-то процент, ведь часть от этих средств не может быть использована (она должна отходить к обязательным резервам ЦБ).

Покупка ценных бумаг Центральным Банком - одно из наиболее эффективных действий во время спада экономики. В обратном случае (при "перегреве") производится продажа активов, что сковывает возможности коммерческих банков, существенно снижает их резервы и, соответственно, объем денежных средств в обращении.

Методы монетарной политики

Все методы монетарной политики государства можно разделить:


1. Прямые методы. Представляют собой административные меры со стороны ЦБ, направленные на выпуск директив, касающихся денежного обращения и уровня цен. Преимущество таких методов - быстрый эффект и возможность контроля со стороны Центрального Банка. Недостаток - возможные последствия через некоторое время (отток инвестиций за границу, развитие «теневой» экономики и так далее).

2. Косвенные методы. Подразумевают воздействие на рыночные механизмы. Их эффективность зависит от условий и уровня денежного рынка.

Кроме прямого и косвенного можно выделить еще два подхода:

- общий. Его особенность - действие на экономику посредством косвенных инструментов;
- селективный. В этом случае регулируются определенные формы кредита.

Мероприятия проводятся для решения конкретных (менее глобальных) задач. К таким методам можно отнести рефинансирование коммерческих банков, ограничение выдачи ссуд и так далее.

Наиболее популярные следующие:

1. Изменение процентных ставок по операциям ЦБ.

Сегодня есть две основные формы пересмотра (установки) базовой процентной ставки:

- ставка по ломбардным операциям. Речь идет о займах под залог ценных бумаг. Такой кредит имеет краткосрочный характер (до полугода). При этом регулируется не только процентная ставка, но и список ценных бумаг, которые могут выступать в качестве залога;
- ставка рефинансирования. При этом пересматриваются условия, на которых ЦБ покупает ценные бумаги у коммерческих банков.

В банке России можно выделить следующие процентные ставки:


2. Изменение резервных требований к другим кредитным организациям относительно отчислений от привлеченных ресурсов в пользу резервного фонда ЦБ. Такие резервные требования несут несколько основных функций:

- денежного буфера. В случае нехватки ликвидности на МБК процентная ставка существенно возрастает. Для ее регулирования уменьшается резервный коэффициент, что открывает доступ коммерческим банкам к дополнительным ресурсам;

- регулирования предложения на рынке денег. Снижение процента резервирования способствует повышению активности банков в отношении выдачи кредитов (повышение ставки, наоборот, снижает объем выданных кредитных средств). Таким способом государство регулирует объем денежного обращения;

- контроль ликвидности всей банковской системы на небольшом временном промежутке;

- налогообложение. По сути, резервные требования можно сравнить с налогами для коммерческих банков.

3. Сделки на вторичном рынке ценных бумаг. Здесь речь идет о покупке или продаже казначейских векселей, облигаций государственного образца, активов банков и крупных корпораций). Метод хорош для регулирования курса гособлигаций и депозитной базы банков (увеличения или уменьшения).

При покупке ценных бумаг Центраьным Банком к ним предъявляется три основных требования - высокий уровень ликвидности, низкий кредитный риск, обращаемость на рынке. Наибольшей популярностью пользуются сделки РЕПО, когда заключается соглашение о покупке активов с последующей возможностью выкупа. При совершении сделки РЕПО внимание уделяется следующим критериям - стоимости покупки, стоимости обратной продажи, временному лагу (временному диапазону между прямой и обратной сделкой).

4. Рефинансирование коммерческих банков направлено на повышение ликвидности финансово-кредитных учреждений. Из наиболее популярных видов займов можно выделить межбанковские депозиты и валютные свопы. Весьма популярны и операции с ценными бумагами (прямое РЕПО).


5. Валютные интервенции. Это операции, которые подразумевает покупку и продажи валюты других стран на межбанковском и биржевом рынках. Основная цель - воздействовать на курс национальной валюты, предложение денег, общий спрос и уровень волатильности.

В России валютные интервенции с февраля 2015 года не проводятся.

6. Определение новых ориентиров роста объема денег (таргетирование). В качестве предмета для таргетирования могут использоваться денежные агрегаты, темпы инфляции, курсы валют и так далее.

7. Прямые ограничения проводятся очень редко. К ним можно отнести такие меры:

Ограничение объема кредитной маржи;
- установка новых лимитов на привлеченные средства и предоставление займов;
- ограничение процентных ставок по займам, которые предъявляются банками;
- принятие решения по внедрению новых видов обеспечения для активных сделок.

Монетарная политика государства: преимущества и недостатки

Кредитно-денежная политика страны может развиваться по различным сценариям. При этом эффект может быть различным:

1. Плюсы монетарной политики следующие:

- нет внутреннего лага. Данный параметр представляет собой задержку между осознанием ЦБ текущих проблем в стране и выполнением мероприятий по восстановлению экономики. При сделках с ценными бумагами решение принимается быстро, а сами активы обладают высокой надежностью и ликвидностью. Следовательно, при дальнейшей продаже (покупке) активов проблем не возникает;

- нет эффекта вытеснения. Стимулирующая кредитно-денежная политика (в отличие от фискальной методики) направлена на снижение процентной ставки. Это способствует росту инвестиций и ряду других расходов;

- мультипликативный эффект. Во-первых, обеспечивается расширение депозитных счетов банков и рост денежной массы. Во-вторых, увеличиваются расходы после снижения ставки, что приводит к росту общего выпуска.

2. Минусы монетарной политики :

- наличие внешнего лага , то есть результаты проведенных мероприятий видны далеко не сразу. С момента принятия решения ЦБ до решения поставленных задач может пройти какое-то время;

- риск инфляции. Активное использование стимулирующей политики может стать причиной инфляции как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе. При этом есть мнение, что монетарная политика будет эффективна только при «перегреве», наличии инфляционного разрыва в экономике. При замедлении экономического роста (рецессии) лучше отдать предпочтение стимулирующей фискальной политике.

Ещё о монетарной политике на Answr

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Совокупность мер воздействия государства на состояние денежно-кредитной сферы (прежде всего на динамику таких денежно-кредитных показателей, как уровень банковской ликвидности , процентных ставок, объем кредитов, уровень валютного курса) называется денежно-кредитной политикой. Проводником денежно- кредитной политики является центральный банк.

Денежно-кредитная политика - важный составной элемент экономической политики правительства (макроэкономической политики), главными целями которой являются достижение стабильного экономического роста, низкого уровня безработицы и инфляции.

Методы денежно-кредитной политики центрального банка

Центральный банк использует разнообразные методы денежно-кредитной политики, но чаще всего:

  • изменение процентных ставок по операциям центрального банка;
  • изменение норм обязательных резервов банков;
  • операции на открытом рынке, т.е. по купле-продаже ценных бумаг;
  • валютная интервенция, т.е. покупка-продажа иностранной валюты на национальную.

Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общими, так как они влияют на операции всех коммерческих банков и на рынок ссудных капиталов в целом.

Кроме того, могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли). К выборочным методам относятся:

  • прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки);
  • регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды, разницы между ставками по депозитам и ставками по кредитам.

Изменение процентной ставки Центрального банка как инструмент денежно-кредитной политики

Традиционным методом регулирования является изменение официальной процентной ставки центрального банка. В разных странах в качестве таковой выступает официальная учетная ставка или ставка рефинансирования. Изменение официальной ставки центрального банка означает изменение цены кредитов, получаемых коммерческими банками в центральном банке , что приводит к соответствующему изменению процентных ставок по ссудам коммерческих банков. В результате изменяются возможности хозяйствующих субъектов получить банковские ссуды, что, в свою очередь, воздействует на объем банковских ссуд, денежной массы, уровень инфляции, инвестиций и производства. Кроме того, изменение ставки центрального банка может стимулировать отток или приток иностранного капитала, отразиться на состоянии платежного баланса и уровне валютного курса.

Изменение официальной процентной ставки центрального банка играет роль сигнала для всего рынка ссудных капиталов: повышение ставки означает начало проведения политики кредитной рестрикции (ограничения банковских ссуд и денежной массы), снижение - кредитной экспансии (расширение банковских ссуд и денежной массы). К политике кредитной рестрикции центральный банк прибегает с целью минимизировать инфляционные последствия избыточной ликвидности банков. Кредитная экспансия осуществляется в целях расширения банковской ликвидности , снижения стоимости заимствования в экономике, что способствует экономическому росту.

В большинстве стран система процентных ставок центрального банка включает ставки по различным видам кредитов и депозитов, которые образуют своеобразный коридор процентных ставок. Верхней границей коридора служат ставки по кредитным, а нижней – по депозитным операциям. Коридор оказывает стабилизирующее воздействие на динамику ставок на рынке межбанковских кредитов, устанавливая границы их колебаний.

Изменение нормы обязательных резервов как метод денежно-кредитной политики

Существенное воздействие на ресурсы коммерческих банков и, следовательно, на их возможности предоставлять ссуды оказывает изменение норм обязательных резервов. Повышение нормы обязательных банковских резервов (политика кредитной рестрикции) означает, что бульшая часть банковских средств «заморожена» на счетах центрального банка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредитов. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышается курс национальной валюты, а также проценты по ссудам. Снижение нормы банковских резервов (политика кредитной экспансии) увеличивает возможности расширения банковских кредитов и денежной массы, что ведет к снижению курса национальной валюты и уровня рыночного процента.

Операции на открытом рынке как метод денежно-кредитного регулирования

В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространенным методом денежно-кредитного регулирования являются операции на открытом рынке (ООР).

Во-первых, эти операции влияют на деятельность коммерческих банков через объем их ресурсов. Если центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают (политика кредитной рестрикции), то остатки средств на корреспондентских счетах, открытых этими банками в центральном банке, уменьшаются на сумму купленных бумаг. Соответственно уменьшаются их возможности по предоставлению ссуд своим клиентам. Это приводит к сокращению денежной массы в обращении, повышению курса национальной валюты и процентных ставок. При покупке ценных бумаг у коммерческих банков (политика кредитной экспансии) центральный банк зачисляет соответствующие суммы на их корсчета, что расширяет возможности банков по выдаче ссуд, увеличивает объем денежной массы, снижает курс национальной валюты и банковские ставки.

Во-вторых, ООР могут использоваться для регулирования процентных ставок и курса (цены) государственных ценных бумаг. Для регулирования краткосрочных процентных ставок традиционно применяются операции центрального банка с векселями (казначейскими и коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями. Покупка-продажа краткосрочных бумаг ведет к изменению спроса и предложения, а значит, курса и доходности этих бумаг, что оказывает воздействие на краткосрочные ставки на денежном рынке и уровень курса национальной валюты.

Традиционным средством регулирования долгосрочных процентных ставок служат операции центрального банка с долгосрочными государственными обязательствами. Покупка таких обязательств центральным банком вызывает повышение их рыночного курса (в результате расширения спроса на них). Рост цены облигаций означает снижение их фактической доходности, которая определяется отношением суммы купонного дохода по облигации к ее рыночному курсу. Уменьшение фактической доходности долгосрочных облигаций приводит к снижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа облигаций центральным банком на открытом рынке вызывает падение их курса и повышение доходности облигаций, а следовательно, и долгосрочных процентных ставок.

Разновидностью операций на открытом рынке являются операции репо. Репо - это продажа (покупка) ценных бумаг на условиях совершение обратной сделки, т.е. покупки (продажи) ранее проданных (купленных) бумаг через определенный срок.

Валютные интервенции как инструмент денежно-кредитной политики

Важным методом денежно-кредитной политики является политика валютной интервенции (покупка-продажа иностранной валюты на национальную). Поддержание стабильности курса национальной валюты имеет большое значение для обеспечения стабильности цен и денежного обращения. Снижение курса национальной валюты ведет к повышению цен на внутреннем рынке сначала на импортные, а затем и отечественные товары, т.е. к уменьшению покупательной способности национальной денежной единицы. В условиях постоянного снижения курса национальной валюты цены на товары на внутреннем рынке ориентируются не столько на издержки производства, сколько на падение курса национальной валюты. Снижение курса становится фактором инфляции. Рост курса, напротив, имеет антиинфляционный эффект. Валютная интервенция кроме влияния на валютный курс оказывает непосредственное воздействие на денежное обращение. Покупка иностранной валюты приводит к увеличению денежной массы в национальной валюте, а продажа - к ее сокращению.

Понятие и цели монетарной политики

Монетарная (денежно-кредитная) политика представляет собой один из элементов единой государственной экономической политики наряду с социальной, институциональной, структурной, инвестиционной, бюджетно-налоговой, научно-технической, внешнеэкономической политикой. Государственная экономическая политика должна предусматривать меры по решению проблем в каждом блоке. Центральный банк выполняет свою часть - денежно-кредитную политику, он отвечает за ее проведение. Его деятельность в этой сфере заключается в воздействии на валютный курс, процентные ставки, общий объем ликвидности банковской системы - с целью стабилизации экономического роста, установления низкого уровня безработицы и инфляции. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на состояние экономики достаточно сложен. Поэтому центральные банки в процессе принятия решений относительно денежно-кредитной политики рассматривают три группы показателей:

Конечные цели денежно-кредитной политики - глобальные макроэкономические цели, которые являются постоянными для экономики всех стран с рыночной экономикой. К ним относятся обеспечение стабильности цен (низкая инфляция), полной занятости, рост реального объема производства, равновесие платежного баланса;

Промежуточные цели (ориентиры) денежно-кредитной политики - более конкретные и доступные цели, которые ставятся при проведении текущей денежно-кредитной политики. Они являются средством достижения конечных целей. В практике центральных банков применяются такие промежуточные цели, как денежная масса, ставка процента, валютный курс;

Инструменты денежно-кредитной политики - совокупность мер, с помощью которых осуществляется корректировка промежуточных целей (минимальные резервы, операции на открытом рынке, ставки по операциям центрального банка и др.)

Необходимость постановки промежуточных целей объясняется следующими обстоятельствами:

Конечные цели (например, платежный баланс или совокупный национальный продукт) измеряется периодически, с большим отставанием от момента применения того или иного инструмента денежно-кредитной политики).

На передачу импульсов денежно-кредитной политики к ее конечным целям требуется время, что затрудняет оценку эффективности денежно-кредитной политики по ее конечным результатам (целям).

Промежуточные цели обычно объявляются для того, чтобы информировать участников рынка о решениях центрального банка и ориентировать рынок относительно будущего поведения денежных величин (темпов роста денежной массы, процентных ставок, инфляции).

Виды монетарной политики

Вариант монетарной политики определяется причиной изменения спроса на деньги. Изменение скорости обращения денег является причиной для реализации гибкой монетарной политики. Инфляция является причиной для проведения жесткой монетарной политики.

Жесткая (сдерживающая) монетарная политика (политика дорогих денег) - означает такой вид деятельности Центрального банка, при которой наблюдается нахождение на определенном уровне количества денежной массы. Графически жесткую политику можно показать вертикальной кривой предложения денег, соответствующей уровню заданного показателя денежной массы (рисунок (а)). Проводя жесткую политику, Центральный Банк:

Продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, что, в свою очередь, способствует сокращению резервов коммерческих банков и текущих счетов населения. Как следствие, это приводит к сокращению возможностей кредитования коммерческими банками и сокращает денежную массу.

Повышает ставку рефинансирования, поэтому коммерческие банки понижают объемы заимствований у Центрального банка и повышают процентные ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост денежной массы.

Повышает обязательную норму банковского резервирования, что ограничивает рост денежной массы.

Таким образом, жесткой денежно-кредитной политике присущ ограничительный характер, который сдерживает рост денежных знаков в обращении, что способствует противодействию инфляции.

Гибкая (стимулирующая) монетарная политика - политика, заключающаяся в поддержании на определенном уровне ставки процента. Стимулирующая монетарная политика имеет место в период спада и предназначена для «взбадривания» экономики, стимулирования роста деловой активности в целях борьбы с безработицей.

На графике гибкую политику можно представить горизонтальной кривой предложения денег на уровне фиксированного значения процентной ставки (рисунок (б)). Гибкая политика Центрального банка заключается в том, что он:

Покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, переводя деньги на счета населения и в резервы банков. Это обеспечивает расширение возможностей кредитования коммерческими банками и увеличивает денежную массу.

Снижает учетную ставку процента, что позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований и расширить объем кредитования своих клиентов по пониженным процентным ставкам. Это увеличивает денежную массу.

Снижает обязательную норму банковского резервирования, что ведет к расширению возможностей кредитования экономики.

Инструменты монетарной политики

Набор используемых Банком России инструментов меняется в зависимости от условий развития экономики, состояния финансовых рынков, объема официальных золотовалютных резервов. Например, после кризиса 2008 г. резко сократились операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами, с января 2012 г. до апреля 2012 г. не использовался такой метод денежно-кредитной политики, как изменение норм обязательных резервов.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Процентные ставки Банка России - это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции: ставки рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки, ставки "репо" и др. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. Уменьшение учетной ставки влияет на увеличение спроса коммерческих банков на кредиты ЦБ, что увеличивает кредит и предложение денег. Увеличение учетной ставки, наоборот же, способствует сокращению спроса со стороны коммерческих банков на кредиты ЦБ, вызывая сокращение кредита и предложения денег. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки.

Изменение учетной ставки центрального банка влечет за собой изменение не только на денежном рынке, но и на рынке ценных бумаг, в чем проявляется косвенное воздействие данного механизма регулирования. Повышение ставок по кредитам и депозитам на денежном рынке, обусловленное ростом учетной ставки центрального банка, вызывает уменьшение спроса и рост предложения ценных бумаг.

Операции на открытом рынке представляют собой операции Банка России по купле - продаже государственных ценных бумаг. Термин «операции на открытом рынке» был заимствован из практики функционирования Федеральной резервной системы США. Сегодня операции с ценными бумагами являются важнейшим инструментом денежно-кредитной политики центральных банков экономически развитых стран. Данный инструмент - наиболее мощный и эффективный метод регулирования денежного обращения, который чаще других методов используется в мировой практике. Операции на открытом рынке могут проводиться центральными банками непостоянно, а по мере возникновения потребности расширения или ограничения объема денежно-кредитной эмиссии. Как правило, средство проведения политики открытого рынка: операции с государственными ценными бумагами на вторичном рынке. Это характерно для многих стран, в частности ФРГ, Франции, Великобритании и Италии.

Рефинансирование банков заключается в кредитовании Банком России коммерческих банков. Им же и устанавливается процентная ставка по рефинансированным кредитам. Ее увеличение приводит к удорожанию кредитных ресурсов и уменьшению денежной массы в обращении, а снижение ставки - к удешевлению кредитов и росту массы денег. Установление ставки рефинансирования происходит на уровне ставок финансового рынка. Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России.

Валютная интервенция представляет собой деятельность центрального банка, заключающуюся в устойчивом воздействии на валютный рынок и валютный курс, осуществляемом с помощью продажи или закупки банком иностранной валюты. Проведение валютной интервенции для России прежде всего связано с целью поддержки российского рубля, его стабильного курса по отношению к доллару США. Валютные интервенции не являются эффективным инструментом валютной политики в условиях валютных кризисов и нестабильной финансовой ситуации в стране. Примером может служить Россия. Банк России в течение лета 2008 г. Осуществлял валютные интервенции с целью поддержания курса рубля в заданном коридоре, но кризис на финансовом рынке и отток с него рублевых средств буквально «смел» курс рубля на валютном рынке.

Банк России вправе применять прямые количественные ограничения, в равной степени касающиеся всех кредитных организаций, в исключительных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ.

Особенности монетарной политики Банка России

В последние годы денежно-кредитная политика Банка России в целом характеризовалась недостатком системности и четкости методологических подходов. Это выразилось в расплывчатом определении основных задач политики процентной ставки, неразработанности методики оценки спроса на деньги и концептуальных подходов к формированию денежного предложения, неэффективном управлении золотовалютными резервами, отсутствии системных мер по формированию на российской территории международного финансового центра, недостаточной согласованности ДКП с состоянием финансового и сектора. В частности, при разработке основных направлений ДКП Банк России не определяет ее объекты и особенности трансмиссионного механизма.

Основная проблема монетарной политики России - поиск способов увеличить на порядок бюджетное и банковское финансирование инвестиций в социально-экономическое и научно-техническое развитие без резкого усиления инфляции. Для перехода к такой политике, стимулирующей развитие, необходимо решить ряд проблем теоретического и практического характера, и в первую очередь выбора целей, инструментов и правил монетарной политики в российских условиях.

В начале 1990-х гг. иерархия целей монетарной политики выглядела так: на высшем уровне - конечные цели (темп инфляции, внешний курс рубля, ВВП, инвестиции, занятость), далее следуют промежуточные цели (денежный агрегат М2, процентные ставки коммерческих банков) и операционные (кредиты Правительству РФ, кредиты коммерческим банкам, ставки межбанковского рынка). Такая структура целей являлась следствием применения Банком России преимущественно административных инструментов денежно-кредитного регулирования в тот период. В современных условиях конечной целью денежно-кредитной политики Центробанка РФ является поддержание устойчиво низкой инфляции. Обеспечивая низкую инфляцию, он способствует созданию условий для экономического роста, снижения безработицы, повышению условий жизни населения. Одна из основных функций Банка России заключается в разработке и проведении взаимодействий с Правительством РФ единой государственной ДКП. В настоящее время Центральный банк РФ применяет три основных инструмента денежно-кредитной политики: курсовую политику, ограничения с помощью операций на открытом рынке денежного предложения, установление краткосрочных процентных ставок по операциям Банка России.

Важную роль в ограничении роста цен играет курсовая политика Банка России, который исходит из того, что радикальные изменения в формах и методах проведения ДКП нецелесообразны. Он будет стремиться к постепенному отказу от управления динамикой обменного курса рубля, т. е. к использованию режима его свободного плавания.

Несколько лет назад большинство центральных банков проводило свою ДКП на основе регулирования процентных ставок, т. е. определяя цену денег в экономике. Банк России также исходил из того, что основным ориентиром в развитии системы инструментов его денежно-кредитной политики должно быть постепенное увеличение значения процентной ставки. Банк начал проводить более активную процентную политику. Банк России корректировал уровень ставки рефинансирования за счет ставки своим инструментом на уровень ликвидности банковской системы, объем денежного предложения и инфляцию. Так, в начале 2006 г. для изъятия избыточной ликвидности Банк России несколько раз повышал ставки по депозитам коммерческих банков в Центральном банке. Для денежно-кредитной политики это означало усиление внимания к процентной политике в процессе контроля за темпами денежного предложения.

Кроме того, необходимость присутствия на валютном рынке существенно лимитирует возможности Банка России по использованию процентной политики для достижения стоящих перед ним целей. При свободном движении капитала решающим условием для начала полноценного использования процентной ставки как основы процесса принятия решений в области денежно-кредитной политики должен стать переход к режиму плавающего валютного курса.

Эффективность того или иного метода регулирования ликвидности, в том числе и процентной политики, зависит от складывающегося в определенный период способа формирования денежного предложения.

В последнее время механизм создания денег Центральным банком характеризуется тем, что рубли поступают в банковскую систему в основном в результате покупки иностранной валюты Банком России. Большой приток ликвидности в экономику делает спрос коммерческих банков на кредиты Центрального банка незначительным.

Банк России намерен в период до 2015 г. в основном завершить переход к режиму таргетирования инфляции, предполагающему приоритет цели по ее снижению. Основным механизмом достижения указанной цели является воздействие на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. Но при этом в качестве инструмента ДКП применяется краткосрочная процентная ставка. Основой инфляционного таргетирования выступает устойчивость взаимосвязанных и сбалансированных процессов, которые сложились в экономической системе в предшествующий период. Соответственно возможность их изменения не учитывается центральными банками, объявившими о переходе к таргетированию инфляции. Планируемый переход Банка России к таргетированию инфляции может значительно усилить риски макроэкономической нестабильности. При таком варианте ДКП для ослабления воздействия на нее внешних шоков используется режим свободно плавающего валютного курса. Но отказ от поддержки валютного курса в определенном диапазоне приведет к значительным колебаниям рубля по отношению к другим валютам и будет провоцировать резкие притоки и оттоки спекулятивного иностранного капитала. В этих условиях на курс рубля будет оказываться дополнительное воздействие.

Поставленную Банком России задачу завершения перехода в 2012--2015 гг. к режиму таргетирования инфляции нельзя считать необходимой и обоснованной. Банком России также продекларирована задача превращения процентной ставки в главный инструмент ДКП. Предполагается обеспечить постепенное сужение диапазона процентных ставок по собственным операциям ЦБ РФ и снижение волатильности ставок денежного рынка. Однако Банк России не сформулировал задачи структуризации процентной политики на основе регулирования кратко-, средне- и долгосрочных процентных ставок. Мы полагаем, что активизация процентной политики Банка России, усиление воздействия его кредитной политики на реальную экономику, а также на формирование денежного предложения должны состоять в обеспечении структуризации процентных ставок, в осуществлении мероприятий по их регулированию.

Таким образом, Банк РФ - центральное звено денежно-кредитной системы любого государства, он сочетает в себе черты обычного (коммерческого) банковского учреждения и государственного ведомства. Центральный банк наделен правом монопольной эмиссии банкнот, регулирования денежного обращения и валютного курса, хранения золотых и валютных резервов. Важнейшей функцией Центрального банка является выработка общей кредитной политики.

Проведение монетарной политики ЦБ РФ в условиях финансового кризиса неизбежно сталкивается с рядом проблем.

Нестабильность российской экономики приводит к нестабильности спроса и предложения на кредитном рынке, выявляя положительные и отрицательные стороны методов кредитования народного хозяйства. Так, актуальность кредита под залог ценностей падает из-за залоговой стоимости, частой невозможности быстрой реализации залога и т.д. Популярность же потребительского кредита на кредитном рынке возрастает из-за простоты его оформления, доступности многим слоям населения, не требует крупного залога, сравнительно невысокая стоимость и другие преимущества.

Кроме того, сфера функционирования кредитного рынка предполагает получение немалых доходов его участников. Поэтому, данный рыночный механизм привлекателен для различного рода махинаций.

Следует также отметить необходимость разработки законодательного обеспечения потребительского кредитования как косвенного источника кредитования реального сектора экономики, развивающегося в последнее время наиболее высокими темпами.

Выполняя расчетно-кассовые операции, банки Российской Федерации регулируют объем наличной денежной массы и ее обращение. В условиях ограниченности ресурсов, многие коммерческие банки не могут в полном объеме выполнять наличное и безналичное обслуживание населения и юридических лиц, что приводит к потере выгоды по данным операциям.

Денежный рынок наличности также отличается повышенной рискованностью: подделка денежных знаков, вычислительные ошибки кассовых служб, значительный объем кассовых операций и т.д. Такие риски приводят к нарушению расчетно-кассовой работы в кредитных учреждениях и снижению эффективности данных операций.

Кроме того, одной из основных проблем денежного рынка в России является инфляция. Особенно негативные факторы инфляции проявляются в обесценении капиталов в наличной и безналичной формах, в падении покупательской способности, в разорении неконкурентоспособных предприятий, в общем экономическом кризисе. Оборот наличных и безналичных средств всегда связан с риском не получить ожидаемой суммы доходности как для государства в целом, так и для отдельного субъекта. Инфляция лишает Центральный Банк эффективно проводить монетарную политику в стране. Проблематичность российской практики состоит еще в том, что ЦБ РФ не выкупает ценные бумаги кредитных организаций и корпораций, хотя приобретает казначейские облигации, делая их базой денежной эмиссии.

Таким образом, на современном этапе развития денежно-кредитной сферы необходимо совершенствовать монетарную политику ЦБ РФ для решения наиболее срочных проблем.


Центральный банк - основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижение безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.

Общее состояние экономики в большой мере зависит от состояния денежно-кредитной сферы. По числу институтов, объему кредитных ресурсов и операций базу всей денежно-кредитной системы составляют коммерческие банки и другие кредитные организации. Достаточно отметить, что от 75 до 90% денежной массы в большинстве стран составляют банковские депозиты и лишь 25-10% - банкноты центрального банка. Поэтому государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков.

Методы этого воздействия разнообразны, наиболее распространенными из них являются:

  • изменение процентных ставок по операциям центрального банка (процентная политика);
  • изменение норм обязательных резервов банков;
  • операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг;
  • регламентация экономических нормативов для банков (соотношения между кассовыми резервами и депозитами, ликвидными активами и депозитами, собственным капиталом и заемным, акционерным капиталом и заемным, собственным капиталом и активами, суммой кредита одному заемщику и капиталом или активами и др.).

Указанные методы денежно-кредитного регулирования можно назвать общими в том смысле, что они влияют на операции всех коммерческих банков, на рынок ссудных капиталов в целом.

Могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли).

К выборочным методам относятся:

  • прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки);
  • регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размером выданной ссуды.

Традиционным методом регулирования является процентная политика. Повышая ставку по учетно-ссудным операциям, центральный банк уменьшает возможности коммерческих банков и их клиентов получить кредит, что в свою очередь приводит к сокращению денежной массы и повышает уровень рыночного процента. Это отражается и на состоянии платежного баланса, валютного курса. Повышение ставок способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки центрального банка приводит к противоположным результатам.

Существенное воздействие на кредитные ресурсы коммерческих банков, на их возможности предоставлять ссуды оказывает изменение нормы обязательных резервов. Повышение ее означает, что большая часть банковских средств «заморожена» на счетах центрального банка и не может использоваться коммерческими банками для выдачи кредита. В результате сокращаются банковские ссуды и денежная масса в обращении, повышаются проценты по банковским ссудам. Снижение нормы банковских резервов ведет к расширению банковских кредитов и денежной массы, к снижению рыночного процента.

В странах с развитым рынком ценных бумаг наиболее распространенным методом денежно-кредитного регулирования являются операции на открытом рынке, которые влияют на деятельность коммерческих банков через объем имеющихся у них ресурсов. Если центральный банк продает ценные бумаги на открытом рынке, а коммерческие банки их покупают, то ресурсы последних и соответственно их возможности предоставлять ссуды клиентам уменьшаются.

Это приводит к сокращению денежной массы в обращении и повышению ссудного процента. Покупая ценные бумаги на рынке у коммерческих банков, центральный банк предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяет их возможности по выдаче ссуд. Операции на открытом рынке способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.

Для регулирования краткосрочных процентных ставок традиционно применяются операции центрального банка с векселями (казначейскими и коммерческими) и краткосрочными государственными облигациями. Продажа их ограничивает наличность денежного рынка и ведет к повышению рыночных ставок процента. Если центральный банк не желает допускать увеличения рыночной нормы процента, то он оказывает поддержку банкам, покупая у них краткосрочные ценные бумаги и векселя по текущим рыночным ставкам.

Традиционным средством регулирования долгосрочных процентных ставок служат операции центрального банка с долгосрочными государственными обязательствами с фиксированным процентом. Покупка таких обязательств центральным банком вызывает повышение их рыночного курса (в результате расширения спроса на них). Увеличение цены облигаций означает снижение их фактической доходности, которая определяется отношением суммы купонного дохода по облигации к ее рыночному курсу.

Уменьшение фактической доходности долгосрочных облигаций приводит к снижению долгосрочных процентных ставок на рынке. Продажа облигаций центральным банком на открытом рынке вызывает падение их курса и повышение доходности облигаций, а значит, и долгосрочных процентных ставок. Кроме того, купля-продажа ценных бумаг оказывает влияние на процентные ставки через расширение или ограничение банковских ресурсов.

Денежно-кредитную политику следует рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле она направлена на борьбу с инфляцией и безработицей, на достижение стабильных темпов экономического развития через регулирование денежной массы в обращении, ликвидности банковской системы, долгосрочных процентных ставок.

В узком смысле такая политика направлена на достижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции, изменения ставки центрального банка и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок. Под валютной интервенцией понимается политика купли-продажи центральным банком иностранной валюты за национальную на валютном рынке.

Когда центральный банк продает или покупает иностранную валюту в обмен на национальную, то меняется соотношение спроса и предложения на иностранную валюту и соответственно изменяется курс национальной валюты. Если, например, Банк России продает доллары на валютной бирже, то предложение долларов увеличивается и соответственно курс их понижается, а курс рубля повышается. При скупке долларов их курс растет.

Денежно-кредитное регулирование экономики Российской Федерации осуществляется Банком России путем изменения норм обязательных резервов, процентных ставок по кредитам и депозитам, проведения операций с ценными бумагами, установления экономических нормативов для банков. В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк России рефинансирует банки путем предоставления им краткосрочных кредитов и принимая в депозит средства банков по фиксированной ставке.

Банк России устанавливает следующие экономические нормативы для банков: минимальный размер уставного капитала; предельное соотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска; показатели ликвидности банка в виде нормативного соотношения между активами и обязательствами банка с учетом срока их погашения, а также возможности реализации активов; максимальный размер риска на одного заемщика в виде определенного процента от общей суммы капитала банка (при расчете максимального риска в понятие риска включается вся сумма требований банка к этому заемщику, а также выданные по его поручению обязательства); размеры валютного и курсового рисков; нормативы использования собственных средств банков для приобретения акций юридических лиц.

Направленные на контроль обменного курса, уровня инфляции , занятости , стабильности экономического роста. Как правило, за проведение денежно-кредитной политики отвечают центральные банки.

В мировой практике в зависимости от стадии экономического цикла денежно-кредитная политика направлена на стимулирование или сдерживание процессов. Так, в случае нарастания кризисных явлений центробанки снижают ставки рефинансирования и размеры обязательных резервов, увеличивают денежную массу, ослабляют национальную валюту для получения торговых преимуществ на международных рынках. Например, учетная ставка Федеральной резервной системы США на лето 2011 года приближена к нулю, что говорит о попытке регулирующих органов стимулировать экономику.

Наоборот, когда темп подъема экономики слишком велик, предпринимаются меры для снижения скорости экономического роста для того, чтобы избежать обвалов в будущем. Для этого денежно-кредитная политика становится более жесткой: прежде всего, предпринимаются меры для увеличения процентных ставок. Проводятся операции по стерилизации денежной массы, то есть выпускаются долговые ценные бумаги с целью удалить избыток свободных финансовых средств с рынка и пр. Кроме того, могут вводиться те или иные законодательные ограничения.

В России денежно-кредитную политику, согласно Федеральному закону № 86-ФЗ от 27 июня 2002 года «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)» , определяет и проводит ЦБ .

Закон определяет основные инструменты и методы, которые могут использоваться:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего имени.

Ежегодно Банк России до внесения правительством в Государственную думу проекта бюджета на следующий год готовит документ, который называется «Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики». А окончательный вариант должен быть подготовлен до 1 декабря.

В «Основных направлениях» должны быть отражены концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, краткая характеристика состояния экономики Российской Федерации. А также результаты прошедшего года, сценарный прогноз развития экономики России на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, целевые ориентиры, показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов.

Кроме того, документ должен содержать план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

В настоящее время действуют «Основные направления государственной денежно-кредитной политики на 2011 и период 2012 и 2013 годов». Согласно этому документу, основные задачи – это «преодоление последствий мирового финансового кризиса», «удержание инфляции на уровне 5-7%» и «выход на траекторию устойчивого роста».

В количественном выражении ЦБ РФ планирует следующие показатели. Инфляция: 5,5–6,5% в 2011-м, 4,5–5,5% в 2012-м и 4–5% в 2012 году. Прирост денежной массы (агрегат М2 по версии Банка России): в 2011 году – 11–23%, в 2012-м – 14–20%, в 2013-м – 13–17%. Кроме того, в плане отражено стремление Банка России сокращать влияние на валютный курс рубля. При этом предполагается направлять основные усилия ЦБ на контроль волатильности национальной валюты.