Что означает страна с переходной экономикой. Страны с переходной экономикой: общее и особенное

Страны с переходной экономикой (СПЭ) или страны с формирующимися рынками (СФР) — это государства, которые осуществляют переход от к . Страны с переходной экономикой возникли в конце 80-х начале 90-х гг. в результате распада социалистической системы.

К странам с переходной экономикой относятся:

  • Бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чешская Республика, преемники Социалистической Федеративной Республики Югославии — Босния и Герцеговина, Республика Македония, Словения, Хорватия, Сербия и Черногория;
  • Бывшие советские республики — ныне страны : Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина;
  • Бывшие прибалтийские республики: Латвия, Литва, Эстония.

При этом надо учитывать, что часть указанных стран в 2004 г. и 2007 г. вошла в состав и де-юре эти страны стали относить к , хотя де-факто они являются странами с формирующимися рынками.

Особую сложность представляет классификация Китайской Народной Республики, поскольку строительство капитализма, а значит, рыночных отношений, в КНР происходит под руководством Коммунистической партии Китая (КПК). Экономика Китая представляет симбиоз плановой социалистической экономики и свободного предпринимательства. (МВФ) относит Китай, как и Индию, к развивающимся азиатским странам.

Для стран Центральной и Восточной Европы, стран Балтии и некоторых Балканских стран, характерен изначально более высокий уровень социально-экономического развития; радикальное и успешное проведение реформ (“бархатные революции”); выраженное стремление войти в состав . Аутсайдерами в этой группе являются Албания, Болгария и Румыния. Лидеры — Чехия и Словения.

Бывшие советские республики, за исключением стран Балтии, с 1993 г. объединены в (СНГ). Развал привел к разрыву складывающихся десятилетиями хозяйственных связей между предприятиями бывших республик. Единовременная отмена государственного ценообразования (в условиях дефицита товаров и услуг), стихийная приватизация крупнейших экспортно-ориентированных государственных предприятий, введение параллельной валюты (доллара США) и либерализация внешнеторговой деятельности привели к резкому падению производства. в России снизилось почти в 2 раза. достигала 2000% и более в год. Наблюдалось резкое падение курса национальной валюты, резкое расслоение населения при абсолютном обнищании основной его массы. Произошло формирование олигархического варианта капитализма без создания среднего класса. Кредиты МВФ и других международных организаций направлялись на “латание дыр” в государственном бюджете и бесконтрольно разворовывались. Проведение финансовой стабилизации за счет бюджетных ограничений и политики рестрикции или сжатия денежной массы (рост процентных ставок) постепенно снизили инфляцию, но имели серьезные социальные потери (безработицу, рост смертности населения, беспризорные дети и др.). Опыт “шоковой терапии ” показал, что само по себе введение частной собственности и рыночных отношений не является гарантом создания эффективной экономики.

Система стран с переходной экономикой довольно многочис­ленна. Сюда относятся 13 государств Восточной Европы, 15 госу­дарств бывшего СССР, а также Китай и Вьетнам. В процессе пе­рехода от административно-командной к рыночной экономике сформировались примерно три группы стран, отличающиеся друг от друга стартовыми возможностями осуществления реформ, тем­пом и характером их проведения и достигнутыми результатами.

Первая группа стран представлена Польшей, Венгрией, Сло­вакией, Чехией, Словенией и странами Балтии. Для этой группы стран характерно непродолжительное (по историческим меркам) существование плановой экономики - около 40 лет, причем в менее жестком ее варианте.

Стартовые возможности этой группы государств были весьма благоприятны. В экономике сохранялись элементы частной соб­ственности и частной инициативы, относительная сбалансиро­ванность народного хозяйства или небольшой объем диспропорций, готовность населения к принятию ценностей рыночной экономики. Сравнительно быстрое и успешное продвижение к рыночной экономике обусловлено также тесными экономическими и историческими связями с Западной Европой. Реформы осуществлялись в результате сочетания эволюционного и ради­кального вариантов, преобразований. Преимущественно эволю­ционный характер реформ характерен для Венгрии, Словакии, Словении, Хорватии. Радикальные методы реформирования применялись в Польше и в меньшей мере - в Чехии. В резуль­тате преобразований сформировалась односекторная модель пе­реходной экономики. Отмечается сравнительно быстрое и ус­пешное продвижение к рыночной экономике. Экономический спад в большинстве стран региона составил 20-25 % ВВП и рас­тянулся на период 1989-1993 гг. В 1994-1995 гг. в странах ре­гиона начался экономический подъем. Среднегодовые темпы прироста ВВП в 1995-1997 гг.

составляли в среднем 3-5 %.

По уровню социально-экономического развития почти все страны Центральной и Восточной Европы относятся к среднераз­витым. ВВП на душу населения составляет: в Чехии - 11,9 тыс. долл., Словакии - 8,7 тыс. долл., Венгрии - 7,8 тыс. долл., Поль­ше - 7,1 тыс. долл. Названные страны в два-три раза уступают странам Западной Европы по среднедушевому объему ВВП.

Вторая группа представлена Россией, другими странами-чле­нами СНГ, а также Болгарией, Румынией, Югославией, Албани­ей, Монголией. Для бывшего СССР характерно длительное суще­ствование административно-командной системы (более 70 лет) в самом жестком ее варианте. Экономика характеризовалась мак­симальным огосударствлением средств производства, тотальным регламентированием хозяйственной деятельности, подавлением любых попыток частной инициативы и частной собственности, крайней степенью монополизации хозяйственной деятельности. Кроме того, в обществе распространились уравнительные тенден­ции и иждивенчество. Одним из позитивных результатов совет­ской эпохи для всех республик, входивших в состав СССР, был относительно высокий уровень квалификации рабочей силы. В результате преобразований сформировалась односекторная мо­дель переходной экономики. Продвижение к рынку сопряжено с немалыми трудностями и осуществляется гораздо медленнее, чем в странах первой группы. Сокращение ВВП во всех странах по сравнению с показателями в 1990-1991 гг. было очень сильным: оно колебалось от 30 % до 60 %. По промышленному производст­ву оно составило от 10 % (Узбекистан) до 80 % (Грузия). Стабилизационные тенденции в большинстве стран-членов СНГ укрепились во второй половине 90-х гг. С 1997 г. только Россия, Украина и Таджикистан остались в группе стран, где от­сутствовал рост ВВП. Сегодня ВВП на душу населения составля­ет в России немногим более 5 тыс. долл., Украине - более 2 тыс. долл.

Третья группа стран представлена странами Восточной Азии (Китай, Вьетнам). Господство плановой экономики в этом ре­гионе продолжалось 25-30 лет.

Китайскую экономику характеризовал крайне низкий уро­вень развития производительных сил, слаборазвитая промышлен­ность, очень низкий уровень жизни населения (к моменту начала реформ не Менее 1 / 4 населения Китая недоедали, жили за чертой бедности). Однако переход к рынку облегчался тем, что тяжелая промышленность и военно-промышленный комплекс составляли сравнительно небольшую долю в экономике этой страны, облег­чая переориентацию их промышленности на нужды потребитель­ского рынка. Кроме того, большую положительную роль сыграла высокая трудовая этика населения и богатая китайская диаспора, вложившая капитал в развитие экономики страны. Экономиче­ская реформа в Китае ведет отсчет с декабря 1978 г. В стране со­храняется традиционная для социалистических стран политиче­ская система с монополией коммунистической партии на власть.

Преобразования экономики в КНР никогда не велись мето­дами «шоковой терапии». При этом Китаю, в отличие всех про­чих стран с переходной экономикой, удалось избежать транс­формационного спада. Сегодня в Китае ВВП на душу населения составляет 4,1 тыс. долл. Доля Китая в валовом мировом продук­те составляет 10 %, против 20 % США и 2 % России.

Вьетнам по-прежнему является страной с центрально плани­руемой экономикой, небольшим, но быстро растущим свобод­ным рынком. Государство относится к груше стран с низким уровнем дохода - не более 100 долл.

Практика рыночных преобразований во всех трех группах стран позволяет отметить, что либерализация хозяйственной жизни (отмена государственного контроля, развитие предприни­мательской деятельности, «малая» приватизация) проходит срав­нительно легко. Либерализация цен, демонополизация экономи­ки и ее финансовая стабилизация сталкиваются с возможностью широкого социального недовольства. Крайне трудно разрешимой задачей оказывается эффективная приватизация крупных хозяй­ственных объектов и преодоление структурных диспропорций.

К странам с переходной экономикой обычно относят 28 государств Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР, переходящие от централизованно – планируемой к рыночной экономике, а также, в ряде случаев, Монголию, Китай и Вьетнам. В числе стран с переходной экономикой в силу своей политической значимости обычно отдельно, вне связи с другими группами, рассматривается Россия (2% мирового ВВП и 1% экспорта). Отдельной группой выделяются некогда входившие в социалистический лагерь страны Центральной и Восточной Европы, а также страны бывшего СССР, которые называют странами бывшей «рублевой зоны».
К странам с переходной экономикой относятся:

1. Бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чешская Республика, преемники Социалистической Федеративной Республики Югославии - Босния и Герцеговина, Республика Македония, Словения, Хорватия, Сербия и Черногория;

2. Бывшие советские республики - ныне страны СНГ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина;

3. Бывшие прибалтийские республики: Латвия, Литва, Эстония.

Особую сложность представляет классификация Китайской Народной Республики, поскольку строительство капитализма, а значит, рыночных отношений, в КНР происходит под руководством Коммунистической партии Китая (КПК). Экономика Китая представляет симбиоз плановой социалистической экономики и свободного предпринимательства. Международный валютный фонд (МВФ) относит Китай, как и Индию, к развивающимся азиатским странам.

Для стран Центральной и Восточной Европы, стран Балтии и некоторых Балканских стран, характерен изначально более высокий уровень социально-экономического развития; радикальное и успешное проведение реформ (“бархатные революции”); выраженное стремление войти в состав ЕС. Аутсайдерами в этой группе являются Албания, Болгария и Румыния. Лидеры - Чехия и Словения.

Бывшие советские республики , за исключением стран Балтии, с 1993 года объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Развал СССР привел к разрыву складывающихся десятилетиями хозяйственных связей между предприятиями бывших республик. Единовременная отмена государственного ценообразования (в условиях дефицита товаров и услуг), стихийная приватизация крупнейших экспортно-ориентированных государственных предприятий, введение параллельной валюты (доллара США) и либерализация внешнеторговой деятельности привели к резкому падению производства. ВВП в России снизилось почти в 2 раза. Гиперинфляция достигала 2000% и более в год.

Наблюдалось резкое падение курса национальной валюты, дефицит государственного бюджета, резкое расслоение населения при абсолютном обнищании основной его массы. Произошло формирование олигархического варианта капитализма без создания среднего класса. Кредиты МВФ и других международных организаций направлялись на “латание дыр” в государственном бюджете и бесконтрольно разворовывались. Проведение финансовой стабилизации за счет бюджетных ограничений и политики рестрикции или сжатия денежной массы (рост процентных ставок) постепенно снизили инфляцию, но имели серьезные социальные потери (безработицу, рост смертности населения, беспризорные дети и др.). Опыт “шоковой терапии” показал, что само по себе введение частной собственности и рыночных отношений не является гарантом создания эффективной экономики.

Если говорить о термине «переходная экономика», то он используется для характеристики преобразований экономики социалистических стран в рыночную.

Переходная экономика

Переход к рынку требовал проведения ряда существенных преобразований, к которым относятся:

1) разгосударствление экономики, требующее приватизации и стимулирования развития негосударственных предприятий;

2) развитие негосударственных форм собственности, в том числе частной собственности на средства производства;

3) формирование потребительского рынка и насыщение его товарами.
Первые программы реформ состояли из наборов стабилизационных мер и приватизации. Монетарные и фискальные ограничения должны были сбить инфляцию и восстановить финансовое равновесие, а либерализация внешних связей – привнести на внутренний рынок необходимую конкуренцию.
Экономические и социальные издержки перехода оказались выше, чем ожидалось. Затянувшийся экономический спад, высокий уровень безработицы, упадок системы социального обеспечения, углубление дифференциации доходов и снижение благосостояния населения стали первыми результатами реформ.

Практика реформирования в различных странах может быть сведена к двум основным альтернативным путям:

1) пути быстрых радикальных реформ («шоковая терапия»), принятому за основу во многих странах, в том числе и в России. Стратегия исторически была сформирована еще в 1980-е годы МВФ для стран-должников. Ее чертами стала обвальная либерализация цен, доходов и хозяйственной деятельности. Макроэкономическая стабилизация достигалась за счет сокращения денежной массы и огромной инфляции как следствия.
Срочные системные преобразования включали приватизацию. Во внешнеэкономической деятельности целью стало вовлечение национальной экономики в мировое хозяйство. Результаты «шоковой терапии» скорее негативные, чем позитивные;

2) пути постепенного эволюционного преобразования экономики, взятому за основу в Китае.
Уже с середины 1990-х годов и с началом стадии оживления страны с переходной экономикой демонстрировали неплохие в целом показатели хозяйственного развития и рыночной экономики.

Показатели ВВП постепенно пошли вверх. Однако высоким остается пока уровень безработицы. С учетом неодинаковых стартовых условий разного времени начала преобразований их результаты получились разные. Наибольших успехов добились Польша, Венгрия, Чехия, Словения, Эстония, Словакия.
Во многих странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) велика доля государственных расходов в ВВП: не менее 30–50 %. В процессе рыночного реформирования снизился уровень жизни населения и увеличилось неравенство в распределении доходов: примерно 1/5 часть населения смогла поднять уровень жизни, а около 30% превратились в неимущих. В одну группу можно выделить бывшие советские республики, которые ныне объединены в СНГ. Их экономики демонстрируют различную скорость рыночных преобразований.

Читайте также:

В конце 80-х гг. в мире возникла новая группа стран, получившая название «страны с переходной экономикой». В эту группу входят страны Восточной Европы и бывшие республики СССР, вступившие на путь рыночных преобразований. Страны этого региона имеют немало общего в путях исторического и социально-экономического развития, особенно в ХХ веке.

После окончания Второй мировой войны все они вступили на путь социалистических преобразований. За последние десятилетия в большинстве из них были осуществлены индустриализация и кооперирование сельского хозяйства. Их доля в мировом промышленном производстве в начале 90-х годов превысили 10%. Однако, административно-командные методы управления хозяйством привели к замедлению темпов экономического роста, роста производительности труда.

2 Страны с переходной экономикой

В экономике социалистических стран стали наблюдаться кризисные явления:

— потребление и инвестиции по всем странам Восточной Европы снизились, внешняя задолженность возросла до 85 млрд. долл. (в 1972 г. – 8 млрд. долл.);

— наблюдался долгосрочный спад в производстве, существовала нерациональная структура экономики. Доля стран Восточной Европы в мировом торговом обороте сокращалась в результате снижения конкурентоспособности их товаров;

— низкая эффективность производства была тесно связана со слабым внедрением в производство достижений НТП;

— усилились инфляционные процессы;

— безработица носила скрытый характер.

Следствием этого явились отставание от Запада в техническом прогрессе, неконкурентоспособность большинства готовых изделий на мировом рынке, падение уровня жизни населения. Стало очевидным, что модель организации экономического и общественного устройства, не учитывающая национальных особенностей развития стран Восточной Европы и бывшего СССР оказалась для них неэффективной и неприемлемой.

Экономическая ситуация в странах Восточной Европы представляла собой не циклическое или краткосрочное явление, а результат глубокого долгосрочного спада.

Смена политического и государственного руководства в Польше, Венгрии, Чехии, Словакии, Болгарии, Румынии в 1989-1990 гг. и распад СССР в 1991 г. привели к коренному повороту в политическом, экономическом и социальном развитии этих стран.

В странах Восточной Европы имели место две модели системного реформирования. «Шоковая терапия» предполагает быстрое разрушение прежней системы и столь же быстрое внедрение рыночных механизмов, при этом важным условием успеха преобразований является значительная финансовая помощь извне. Радикальная модель была реализована в бывшей ГДР, Польше, Чехии и в большинстве странах СНГ.

Вторая модель системных реформ предполагает постепенное осуществление глубоких качественных преобразований социально-экономической системы. Эволюционный характер реформ характерен для Болгарии, Венгрии, Румынии и др. Данная модель предполагает формирование «двухсекторной» переходной экономики. При этом государственный сектор не ликвидируется, а постепенно реформируется, одновременно формируется рыночный сектор.

Несмотря на существенные различия в формах и темпах преобразований, экономика стран с переходной экономикой имеет ряд общих черт. Отказ от планирования и регулирования цен в характерных для этих стран условиях несбалансированности и дефицита государственного бюджета привел к резкому взрыву инфляции, темпы которой достигали несколько сотен процентов в год. Существенно упали объемы ВВП и промышленного производства: в России и других бывших республиках СССР – более чем в 2 раза. Такому падению производства способствовали распад СЭВ и СССР, поскольку это привело к нарушению традиционных экономических связей как между странами Восточной Европы, так и республиками СССР. Результатом падения производства явилось то, что страны с переходной экономикой по уровню своего экономического развития были отброшены далеко назад, и по показателю прироста и величины ВВП на душу населения оказались на среднем уровне развивающихся стран.

Особенно сильно сократилось производство в Армении, Азербайджане, Грузии, Киргизии, Молдове, Таджикистане, Болгарии, Румынии, что сказалось на их крайне низком подушевом уровне ВНП. В этих условиях для стран с переходной экономикой первоочередной задачей стала ее стабилизация.

Венгрия, Польша, Чехия и Словакия благодаря принятым интенсивным мерам добились больших успехов в экономических преобразованиях. Им удалось решить проблему обуздания инфляции, остановить падение производства, и даже добиться его некоторого роста, хотя стабилизация экономики не всегда бывает устойчива.

Наиболее благоприятной среди стран ЦВЕ признается обстановка в Чехии. Зесь сбалансирован государственный бюджет, низки уровни инфляции и безработицы. Несмотря на сложности, связанные с проведением реформ, уровень жизни населения Чехии повышается. Заработная плата возросла на 25%, а в реальном выражении — на 3,5%.

По притоку иностранных инвестиций Чехия занимает 3-е место в ЦВЕ после Венгрии и Польши (уровень инотранных инвестиций на душу населения составляет около 4000 долл.).

Объем прямых иностранных инвестиций превышает 40 млрд. долл., направления инвестиций – транспорт и связь, производство транспортного оборудования и автомобильная промышленность, отрасли широкого потребления, главным образом производство табачных изделий, торговля и услуги. Доля инвестиций из стран – членов ЕС составляет около 70%.

Важным элементом рыночных преобразований стал переход к открытой экономике. Характерной чертой для большинства стран является переориентация их внешнеэкономических связей. Для государств Восточной Европы это проявляется в резком увеличении доли стран Западной Европы в их внешней торговле и других внешнеэкономических связях. На страны ЕС приходится 65% импорта и примерно 70% экспорта стран Восточной Европы. Важным направлением сотрудничества стран Европейского Союза с государствами Восточной Европы является разработка мер по оказанию западной помощи в преобразованиях этого региона. Страны Восточной Европы технологически отстают от западных на 2-3 десятилетия, а в некоторых областях на 50 лет. Им недостает правовых и институциональных структур рыночной экономики.

В период существования Совета экономической взаимопомощи основными торговыми партнерами стран Восточной Европы был СССР. После распада Советского Союза внешнеэкономические связи партнеров по СЭВ сократились в несколько раз. В настоящее время товарооборот со странами СНГ составляет 13-15%. Но, несмотря на это некоторые страны Восточной Европы продолжают оставаться довольно крупными торговыми партнерами России. Они обеспечивают российский рынок более дешевыми по сравнению с развитыми странами п родукцией машиностроения, товарами народного потребления, медикаментами, продовольствием.

7. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В МИРОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ

⇐ Предыдущая123Следующая ⇒

К этой группе относят государства, осуществляющие переход от административно-командной (социалистической) экономики к рыночной (поэтому их часто называют постсоциалистическими).Такой переход происходит с 1980-1990-х гг.

Согласно классификации Международного валютного фонда до апреля 2004 года, все страны Восточной Европы (включая страны Центральной Европы, которые всё ещё относятся к «Восточно-Европейской группе» в организациях ООН) также, как и страны бывшего Советского Союза в Центральной Азии, а также Монголия не были отнесены ни к развитым, ни к развивающимся странам, и их рассматривают скорее «как переходные страны» (Таблица 2); тем не менее, в настоящее время их в основном относят (в международных отчётах) к развивающимся странам.

Таблица 2 — Классификация стран с переходной экономикой выглядит следующим образом:

Особую сложность представляет классификация Китайской Народной Республики, поскольку строительство капитализма, а значит, рыночных отношений, в КНР происходит под руководством Коммунистической партии Китая (КПК).

Экономика Китая представляет симбиоз плановой социалистической экономики и свободного предпринимательства.

На страны с переходной экономикой приходится около 20% мирового ВВП, в том числе на страны Центральной и Восточной Европы (без Балтии) - менее 2%, бывшие советские республики - более 4% (в том числе на Россию - около 3%), Китай - около 12%.

При этом следует учитывать, что согласно Статистическому отделу ООН, не существует установленных правил для определения «развитых» или «развивающихся» стран или регионов в системе ООН. Отмечается, что: обозначения «развитая» и «развивающаяся» страна служат лишь для статистического удобства и не обязательно несут суждение об этапе, достигнутом в конкретной стране или области, в процессе развития.

Всемирный банк делит страны на четыре группы по уровню дохода. Оценка выносится каждый год первого июля, по итогом которой формируется соответствующие рейтинги стран (Таблица 3). Экономики были разделены по ВНД на душу населения на следующие интервалы доходов:

1. Страны с низким уровнем доходов с ВНД на душу населения 975 долларов США или меньше.

2. Страны с уровнем доходов ниже среднего с ВНД на душу населения 976-3’855 долларов США.

3. Страны с уровнем доходов выше среднего с ВНД на душу населения 3’856-11’905 долларов США.

4. Страны с высоким уровнем доходов с ВНД на душу населения свыше 11’906 долларов США.

Принадлежность к группе по уровню дохода на душу Номер в рейтинге Название страны Величина дохода в долларах США
Страны с высоким уровнем доходов с ВНД на душу населения свыше 11’906 долларов США Монако 183,150
Лихтенштейн 137,070
Норвегия 84,290
США 47,390
Канада 43,270
Германия 43,110
Франция 42,390
Объединенные Арабские Эмираты 41,930
Япония 41,850
Ливия 12,320
Страны с уровнем доходов выше среднего с ВНД на душу населения 3’856-11’905 долларов США. Литва 11,620
Россия 9,900
Турция 9,890
Бразилия 9,390
Мексика 8,890
Беларусь 5,950
Китай 4,270
Страны с уровнем доходов ниже среднего с ВНД на душу населения 976-3’855 долларов США. Украина 3,000
Египет 2,420
Ирак 2,340
Монголия 1,870

Источник: The World Bank: World Development Indicators, 2011. Gross National Income per Capita 2010. http://www.worldbank.org/

⇐ Предыдущая234567891011Следующая ⇒

Дата публикования: 2015-09-17; Прочитано: 169 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Особенности экономического развития стран с транзитивной экономикой.

Транзитивная экономика (17 по ЭКОСОС и 24 по МВФ)тип хозяйствования, предполагающий сосуществование на определенном этапе рыночных элементов и постепенно замещаемых ими рудиментов плановой экономики, экономика, в которой проходят системные реформы (преобразования, меняющие тип социально-экономической системы, в то время как внесистемные реформы, даже очень серьезные, не меняют саму систему). Европейские страны СНГ (2) : Беларусь, Украина, Россия, Молдова, Центральная Азия СНГ (8): Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан; Центральная и Восточная Европа (5, ЦВЕ): Албания, Хорватия, Македония, Босния и Герцеговина, Сербия и Черногория; по МВФ еще и члены ЕС, не являющиеся членами Зоны евро (7): Венгрия, Польша, Чехия, Литва Латвия, Болгария, Румыния. Критерии: социалистическое прошлое; смешанный тип хозяйствования, объединяющий черты планового и рыночного хозяйств. Место в мировой экономике: 3,7% ВВП, 5,3% населения, 17% территории, 7% притока и 3% оттока ПИИ, 5% экспорта товаров, 3% экспорта услуг. Показатели процесса перехода Европейского Банка реконструкции и развития: доля частного сектора в ВВП; предприятия (приватизация крупных предприятий, приватизация малых предприятий, управление и структурные реформы на предприятиях); рынки и внешняя торговля (высвобождение цен, внешняя торговля и валютная система); антимонопольная политика; финансовые организации (банковская реформа и либерализация процентных ставок, фондовые рынки и небанковские финансовые организации); инфраструктурные реформы. Модели трансформации: по приоритетам реформ и темпам их реализации: шоковая терапия (Литва, Латвия, Эстония, Польша и др.), градуалистский подход (Узбекистан, Туркменистан и др.), их сочетание (Россия, Таджикистан, Грузия и др.); по степени преобразования политической и экономической систем: односекторная переходная экономика (страны СНГ, ЦВЕ), двухсекторная переходная экономика (Китай, Вьетнам).

Тема 8. Интеграционные процессы в мировой экономике

Интеграция: понятие, признаки, формы, преимущества. Теории интеграции. Особенности развития процессов интеграции в условиях глобализации.

Международная экономическая интеграция (МЭИ) – объективный процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению, взаимопроникновению и сращиванию национальных хозяйств в единую систему экономических отношений, сопровождаемый заключением интеграционных договоров и согласованно регулируемый межгосударственными и наднациональными институтами. Признаки: двойственность: сочетание свойств международных и внутринациональных экономических отношений; разнообразие форм; высокая степень взаимозависимости субъектов интеграции; высокая степень сцепления отношений, трудность и убыточность разрыва отношений; устойчивость, стабильность отношений; синхронизация циклов экономического развития; единство региона относительно внешней среды. Последствия: положительные — статические (эффекты создания торговли, потребления, производства, сокращения торговых издержек, содействия конкуренции, создания инвестиций и др.) и динамические (пространственного распределения и структурных изменений, экономического роста, конвергенции и др.), отрицательные – статические (отклонения торговли, отклонения инвестиций, сокращения доходов государственного бюджета и др.) и динамические (утраты суверенитета, дивергенции и др.). Формы: по степени интегрированности национальных хозяйств: формальная, реальная; по субъектам, инициирующим интеграцию: интеграция сверху и интеграция снизу (частно-корпоративная); этапы: преференциальное торговое соглашение, зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и валютный союз, политический союз; по охватываемой территории: региональная, субрегиональная, межрегиональная, глобальная. Теории: 1950-й — середина 1960-х гг.: неоклассическая (рыночная, неолиберальная) теория, концепция таможенного союза; середина 1960-х — конец 1980-х гг.: рыночно-институциональное направление (неоклассики), дирижистский подход (кейнсианцы и институционалисты), снятие базовых предпосылок — новые эффекты интеграции, модели различных этапов интеграции, теория догоняющего развития, концепция коллективной опоры на собственные силы, советская (ныне российская) школа интеграции; с конца 1980-х гг. по н.в.: концепция открытого регионализма, концепция нового регионализма, неоинституциональный подход, подход с позиции критической международной политэкономии, подход с позиции стратегической теории международной торговли, мультидисциплинарный (конвергентный) подход. Особенности в условиях глобализации: рост темпов вовлечения стран в процесс интеграции; открытый регионализм; появление интеграции между развивающимися (или переходными) и развитыми странами; дифференциация объектов и субъектов интеграции; локализация интеграции в трех крупнейших регионах — американском, азиатско-тихоокеанском и евро-афро-арабском; суб- и межрегиональная интеграция.

Преференциальное торговое соглашение – соглашение между странами, как правило, предшествующее международной экономической интеграции, предполагающее установление более благоприятного торгового режима между заключившими его странами, по сравнению с третьими странами, сокращение таможенных барьеров во взаимной торговле, но не их полное устранение.

Зона свободной торговли — форма (этап) международной экономической интеграции, предполагающая отмену таможенно-тарифных барьеров и некоторых нетарифных барьеров во взаимной торговле товарами и сохранение национальных таможенных тарифов в отношении третьих стран.

Таможенный союз — форма (этап) интеграции, предполагающая отмену таможенно-тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле товарами и введение общих торговых барьеров в отношении третьих стран.

Общий рынок — форма (этап) международной экономической интеграции, предполагающая создание условий для свободного движения товаров, услуг, капиталов и трудовых ресурсов между странами-участницами.

Экономический и валютный союз — форма (этап) международной экономической интеграции, предполагающая после создания зоны свободной торговли, таможенного союза и общего рынка, создание единого экономического пространства и проведение единой макроэкономической политики (валютной, денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, конкурентной, социальной и др.).

Политический союз — форма (этап) международной экономической интеграции, предполагающая образование наднационального союза государств на федеративных или конфедеративных началах с единой конституцией, единой внешней и внутренней политикой.

Интеграция в Западной Европе.

Европейский Союз (ЕС): этапы эволюции, механизм функционирования. Экономическая политика ЕС. Бюджет ЕС. Условия вступления в ЕС. Расширение ЕС в современных условиях и экономические последствия.

Европейский союз (ЕС) – региональная интеграционная организация 27-ти европейских государств (1957: Франция, Германия, Италия, Бельгия, Люксембург, Нидерланды; 1973: Великобритания, Дания, Ирландия; 1981: Греция; 1986: Португалия, Испания; 1995: Австрия, Финляндия, Швеция; 2004: Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Польша, Латвия, Литва, Эстония, Кипр, Мальта; 2007: Болгария, Румыния), возникшая в 1993 г. на основе Маастрихтского договора (1992) как преемница Европейского экономического сообщества (1957) и прошедшая путь от зоны свободной торговли (1958-1967) до экономического, валютного и политического союза (с 1993). Условия вступления : европейская страна, соблюдающая принципы свободы, демократии, законности и фундаментальные права и свободы человека; уточненные: в политике — стабильные институты, гарантирующие демократию, соблюдение законности, прав человека, уважение и защиту прав меньшинств; в экономике — функционирующая рыночная экономика и наличие возможностей противостоять конкуренции и рыночным силам в рамках ЕС; способность брать на себя обязательства, связанные с участием в ЕС; наличие государственных институтов, способных применять правовые нормы ЕС; способность ЕС принять новые страны-участницы. Расширение в современных условиях: Западные Балканы: страны-кандидаты – Хорватия, Турция, Македония, потенциальные кандидаты — Албания, Черногория, Сербия, Босния и Герцеговина, по которым действует Программа по подготовке к вступлению. Этапы эволюции: зона свободной торговли (1958-1967 гг.), таможенный союз (1968 — 1976 гг.), общий рынок (1985-1992 гг.), экономический и валютный союз(с 1993 года — по н.в.).

Механизм функционирования: 1) институты — наднациональные органы (Европейский Парламент, Комиссия ЕС, Суд ЕС, Палата аудиторов, Экономический и социальный комитет, Комитет регионов) и межгосударственные органы (Совет Министров ЕС, Европейский совет); 2) единая политика: экономическая политика (бюджетная, налоговая, транспортная, конкурентная, сельскохозяйственная, региональная, научно-техническая и инновационная, внешнеторговая и таможенная, экологическая, промышленная, энергетическая, социальная, денежно-кредитная и валютная, развития, соседства), общая внешняя и политика безопасности, политика внутренних дел и правосудия; 3) соглашения и нормативные документы ЕС. Бюджет. Доходы: 75% всех поступлений от взимания общего таможенного тарифа, 0,3% от налоговой базы НДС, взносов стран-участниц, зависящих от их ВВП, других источников. Расходы: устойчивый рост (конкурентоспособность для роста и занятости, сближение для роста и занятости); сохранение и управление природными ресурсами; гражданство, свобода, безопасность и правосудие (свобода, безопасность и правосудие, гражданство); ЕС как глобальный партнер; административные расходы; компенсации (в связи с последним расширением ЕС).

Североамериканская модель интеграции (НАФТА). Интеграционные процессы в Латинской Америке.

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) — интеграционная организация США, Канады и Мексики, возникшая в 1994 г. как преемница зоны свободной торговли Канады и США (КУФТА, 1988) и достигшая этапа зоны свободной торговли с элементами общего рынка капитала и услуг. Направления интеграции: либерализация взаимной торговли товарами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, взаимной миграции капитала, государственных закупок; разрешение экономических споров; применение правил происхождения товаров, таможенных процедур и технических барьеров; экология и регулирование трудовых отношений. Институты: Комиссия по свободной торговле, Координаторы НАФТА, Секретариат НАФТА, Комитеты, комиссии, рабочие группы. Особенности: простота институциональной структуры, один постоянный орган; членом гипотетически может стать любое государство, если на это дадут согласие все страны-участницы; частно-корпоративная интеграция; ассиметричная интеграция; нет перехода к глубокой интеграции; почти не осуществляется финансовая поддержка менее развитых стран (Мексика) и регионов; допускаются индивидуальные сроки выполнения обязательств и изъятия из интеграционных соглашений.

Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛААИ) , Договор Монтевидео (Уругвай, 1980). Члены: Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили, Колумбия, Куба, Эквадор, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Венесуэла. Направления интеграции : стимулирование и регулирование торговли, развитие экономической взаимодополняемости стран, создание зоны экономических преференций, финансы, таможенное дело, здравоохранение, экология, наука, новые технологии, туризм, стандарты.

Центрально-Американский общий рынок (ЦАОР), Договор Манагуа (Никарагуа, 1960).Члены: Коста-Рика, Гондурас, Никарагуа, Сальвадор и Гватемала. Направления интеграции: либерализация взаимной торговли; единый таможенный кодекс, номенклатура товаров и таможенный тариф; рост взаимной торговли промышленными товарами высокой степени обработки; централизованное создание совместных предприятий по производству автопокрышек, химических удобрений и химикатов и др.; объединение энергетических систем; Платежный союз, общая расчетная валюта – центрально-американский песо и др.

Андское сообщество (АНКОМ), Картахенское соглашение (1969). Члены: Боливия, Колумбия, Эквадор, Перу и Венесуэла. Направления: создан таможенный союз и планируется создание общего рынка, устранено двойное налогообложение в торговле, принят общий режим в отношении капитала из третьих стран и свободной миграции капитала внутри интеграционного блока, созданы благоприятные условия для функционирования внутрирегиональных многонациональных компаний, начато создание общего рынка услуг, координируется регулирование финансовых рынков и работа фондовых бирж, согласуется политика занятости и социального обеспечения и др.

Карибское сообщество и общий рынок (КАРИКОМ). Соглашение: Договор Чагуарамас (1973). Члены: Антигуа и Барбуда, Багамы, Барбадос, Белиз, Доминика, Гренада, Гайана, Гаити, Ямайка, Монтсеррат, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Суринам и Тринидад и Тобаго. Направления: создание общего рынка и валютного союза, внешнеторговая политика, здравоохранение, развитие человеческих ресурсов, наука и технологии, услуги, сельское хозяйство и торговля продовольствием, безопасность, транспорт, интеграция рынков труда, устойчивое развитие, культура, правосудие, государственное управление, образование, налогообложение, внешняя политика, интеграция рынков капитала, координация денежно-кредитной политики.

Общий рынок Южного конуса (МЕРКОСУР), Асуньонский договор (1991). Члены: Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай, Венесуэла. Направления: создание таможенного союза и общего рынка и включает либерализацию торговли и проведение общей внешнеторговой политики, эффективное использование природных и человеческих ресурсов, защита экологии, развитие коммуникаций, координация экономической политики (инвестиционной, промышленной, сельскохозяйственной, транспортной, денежно-кредитной), гармонизация хозяйственного законодательства, либерализация миграции капитала в регионе, безопасность.

Третью группу составляют страны с переходной экономикой, которые с 80-х – 90-х г. осуществляют переход от административно-командной экономики к рыночной. До последнего времени к ним относилось 30 стран: 12 – центральная и восточная Европа, 15 – бывшие советские республики, Монголия, Китай, Вьетнам.

Страны с переходной экономикой в начале 21 века производили около 17-18% мирового ВВП, в том числе: страны центральной и восточной Европы – менее 2%, бывшие советские республики – более 4 % (в том числе Россия – около 3%), Китай – около 12%.

Группа стран с переходной экономикой с точки зрения осуществления рыночных реформ включает 3 подгруппы:

1. Страны восточной и центральной Европы + страны Балтии. Для этих стран характерно:

  • Преимущественно радикальный подход к реализации реформ
  • Стремление войти в Евросоюз
  • Стремление войти в НАТО
  • Сравнительно высокий уровень развития у большинства стран.

Наибольших успехов в проведении экономических реформ к концу 90-х – начала 21 века добились: Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения. Более медленно рыночные реформы осуществляются в Албании, Румынии, Болгарии и некоторых республиках бывшей Югославии.

2. Вторую подгруппу образуют бывшие республики СССР без стран Балтии. Эти страны вошли в содружество независимых государств (СНГ). Для многих стран СНГ при проведении реформ были безоговорочно приняты экономические принципы, разработанные группой специалистов США и известны как идеи Вашингтонского консенсуса. Они сводились к:

  • Вытеснению государства из сферы
  • Массовой приватизации
  • Свободе в ценообразовании
  • Открытости внутреннего рынка
  • Внешнему заимствованию

В результате реализации этих принципов на первый план вышли такие макроэкономические показатели как: уровень инфляции, объем денежной массы, бюджетный дефицит. Осуществление реформ в странах СНГ проходило по-разному. Более радикально – Россия, Казахстан. Намного медленнее этот процесс протекает в Белоруссии, Узбекистане, Киргизии.

3. Отдельную группу образуют Китай и Вьетнам, в которых рыночные реформы осуществлялись при сохранении социалистических форм (сохранение роли государства, ведущей роли ком. партии, планирование). Следует отметить, что Китай и Вьетнам добились заметных результатов в экономическом развитии. Что касается Монголии, то в последние годы там ускоряется процесс рыночных реформ.

Для стран с переходной экономикой характерны следующие черты:

  • Неустойчивость, что обуславливается нецелостностью переходной экономики, ее модель характеризуется сочетанием как новых, так и старых экономических форм и отношений
  • Альтернативный характер развития, поскольку итоги развития переходной экономики могут быть многовариантны
  • Появление и функционирование особых переходных форм (например, индикативная форма планирования)
  • Переходная экономика характеризуется значительной противоречивостью, которая связана с наличием старых и новых форм производства, с наличием необходимости развития в новом направлении при старых формах организации
  • Историчность, то есть переходный характер экономики должен сменяться, при нормальном развитии, периодом построения зрелой рыночной экономики

Система стран с переходной экономикой довольно многочис­ленна. Сюда относятся 13 государств Восточной Европы, 15 госу­дарств бывшего СССР, а также Китай и Вьетнам. В процессе пе­рехода от административно-командной к рыночной экономике сформировались примерно три группы стран, отличающиеся друг от друга стартовыми возможностями осуществления реформ, тем­пом и характером их проведения и достигнутыми результатами.

Первая группа стран представлена Польшей, Венгрией, Сло­вакией, Чехией, Словенией и странами Балтии. Для этой группы стран характерно непродолжительное (по историческим меркам) существование плановой экономики - около 40 лет, причем в менее жестком ее варианте.

Стартовые возможности этой группы государств были весьма благоприятны. В экономике сохранялись элементы частной соб­ственности и частной инициативы, относительная сбалансиро­ванность народного хозяйства или небольшой объем диспропорций, готовность населения к принятию ценностей рыночной экономики. Сравнительно быстрое и успешное продвижение к рыночной экономике обусловлено также тесными экономическими и историческими связями с Западной Европой. Реформы осуществлялись в результате сочетания эволюционного и ради­кального вариантов, преобразований. Преимущественно эволю­ционный характер реформ характерен для Венгрии, Словакии, Словении, Хорватии. Радикальные методы реформирования применялись в Польше и в меньшей мере - в Чехии. В резуль­тате преобразований сформировалась односекторная модель пе­реходной экономики. Отмечается сравнительно быстрое и ус­пешное продвижение к рыночной экономике. Экономический спад в большинстве стран региона составил 20-25 % ВВП и рас­тянулся на период 1989-1993 гг. В 1994-1995 гг. в странах ре­гиона начался экономический подъем. Среднегодовые темпы прироста ВВП в 1995-1997 гг. составляли в среднем 3-5 %.

По уровню социально-экономического развития почти все страны Центральной и Восточной Европы относятся к среднераз­витым. ВВП на душу населения составляет: в Чехии - 11,9 тыс. долл., Словакии - 8,7 тыс. долл., Венгрии - 7,8 тыс. долл., Поль­ше - 7,1 тыс. долл. Названные страны в два-три раза уступают странам Западной Европы по среднедушевому объему ВВП.

Вторая группа представлена Россией, другими странами-чле­нами СНГ, а также Болгарией, Румынией, Югославией, Албани­ей, Монголией. Для бывшего СССР характерно длительное суще­ствование административно-командной системы (более 70 лет) в самом жестком ее варианте. Экономика характеризовалась мак­симальным огосударствлением средств производства, тотальным регламентированием хозяйственной деятельности, подавлением любых попыток частной инициативы и частной собственности, крайней степенью монополизации хозяйственной деятельности. Кроме того, в обществе распространились уравнительные тенден­ции и иждивенчество. Одним из позитивных результатов совет­ской эпохи для всех республик, входивших в состав СССР, был относительно высокий уровень квалификации рабочей силы. В результате преобразований сформировалась односекторная мо­дель переходной экономики. Продвижение к рынку сопряжено с немалыми трудностями и осуществляется гораздо медленнее, чем в странах первой группы. Сокращение ВВП во всех странах по сравнению с показателями в 1990-1991 гг. было очень сильным: оно колебалось от 30 % до 60 %. По промышленному производст­ву оно составило от 10 % (Узбекистан) до 80 % (Грузия). Стабилизационные тенденции в большинстве стран-членов СНГ укрепились во второй половине 90-х гг. С 1997 г. только Россия, Украина и Таджикистан остались в группе стран, где от­сутствовал рост ВВП. Сегодня ВВП на душу населения составля­ет в России немногим более 5 тыс. долл., Украине - более 2 тыс. долл.

Третья группа стран представлена странами Восточной Азии (Китай, Вьетнам). Господство плановой экономики в этом ре­гионе продолжалось 25-30 лет.

Китайскую экономику характеризовал крайне низкий уро­вень развития производительных сил, слаборазвитая промышлен­ность, очень низкий уровень жизни населения (к моменту начала реформ не Менее 1 / 4 населения Китая недоедали, жили за чертой бедности). Однако переход к рынку облегчался тем, что тяжелая промышленность и военно-промышленный комплекс составляли сравнительно небольшую долю в экономике этой страны, облег­чая переориентацию их промышленности на нужды потребитель­ского рынка. Кроме того, большую положительную роль сыграла высокая трудовая этика населения и богатая китайская диаспора, вложившая капитал в развитие экономики страны. Экономиче­ская реформа в Китае ведет отсчет с декабря 1978 г. В стране со­храняется традиционная для социалистических стран политиче­ская система с монополией коммунистической партии на власть.

Преобразования экономики в КНР никогда не велись мето­дами «шоковой терапии». При этом Китаю, в отличие всех про­чих стран с переходной экономикой, удалось избежать транс­формационного спада. Сегодня в Китае ВВП на душу населения составляет 4,1 тыс. долл. Доля Китая в валовом мировом продук­те составляет 10 %, против 20 % США и 2 % России.

Вьетнам по-прежнему является страной с центрально плани­руемой экономикой, небольшим, но быстро растущим свобод­ным рынком. Государство относится к груше стран с низким уровнем дохода - не более 100 долл.

Практика рыночных преобразований во всех трех группах стран позволяет отметить, что либерализация хозяйственной жизни (отмена государственного контроля, развитие предприни­мательской деятельности, «малая» приватизация) проходит срав­нительно легко. Либерализация цен, демонополизация экономи­ки и ее финансовая стабилизация сталкиваются с возможностью широкого социального недовольства. Крайне трудно разрешимой задачей оказывается эффективная приватизация крупных хозяй­ственных объектов и преодоление структурных диспропорций.


ОРЕЛ


Страны с переходной экономикой: общее и особенное

К наиболее молодой группе стран относятся государства с переходной экономикой, начавшие в конце 70-х (Китай), (Центральная и Восточная Европа) и начале 90-х гг. (бывшие советские республики) переход от административно-командной к современной рыночной экономике. В ходе его они осуществляют системные реформы. При этом разные страны используют личные модели системных реформ не только во внутри-, но и во внешнеэкономической сфере.

Переходные экономические отношения характеризуются тем, что экономические системы в этот момент соединяют в себе черты как прежнего, так и нового устройства общества. Переходная экономика представляет собой преобразование всей системы экономических отношений, а не только реформирование их отдельных элементов. Переходная экономика – это промежуточное состояние экономики в результате социально-экономических преобразований; это переходное состояние от одной социально-экономической системы к другой.

Социально-экономические реформы, проходящие в странах с переходной экономикой, можно назвать своеобразной революцией, т.к. они в кратчайшие сроки привели к коренному преобразованию прежней экономической системы. Переходный период - исторически непродолжительный срок, во время которого происходит ликвидация или коренное преобразование одной экономической системы и формирование другой. По оценкам большинства экономистов, продолжительность сегодняшнего переходного периода должна составить 10-15, максимум 20 лет. Эти теоретические предположения, основанные на прогнозах социально-экономического и политического развития, подтверждаются результатами трансформации в небольших странах Восточной Европы. В наиболее развитых из них экономические реформы завершатся в ближайшее время, заняв примерно 10 лет. Значительно сложение эти преобразования идут в России, где переходный период будет более продолжительным и продлится, вероятно, до конца первого десятилетия XXI в. В узком смысле слова завершение переходного периода знаменуется восстановлением докризисных объемов производства и уровня жизни населения. Однако, в широком смысле слова, переходный период считается завершенным, когда большая часть населения страны начинает жить лучше и, что самое главное, воспринимает новую экономическую систему как более эффективную.



Практический опыт стран с административно-командной экономикой демонстрирует две модели системных преобразований: эволюционный путьпостепенного создания рыночных институтов («градуалистский подход») и радикальные реформы («шоковая терапия»). Названные модели различаются в основном сроками проведения реформ, масштабом институциональных преобразований и интенсивностью стабилизационных мер. Выбор той или иной модели системных преобразования определяется рядом экономических и неэкономических факторов. К ним относятся воля политического руководства страны, особенности исторического развития, политическое и социальное положение государства и пр. Определяющим фактором служит состояние экономики. Выбор эволюционного пути обусловлен относительно небольшим удельным весом тяжелой промышленности в отраслевой структуре экономики; наличием развитого сельского хозяйства и сравнительно стабильной финансовой системы. Важным фактором является наличие работников, сохранивших навыки частного предпринимательства и готовностью населения принять новые экономические отношения. Особенностью эволюционного перехода к рынку является то, что государство последовательно, шаг за шагом, заменяет механизмы административно-командной системы рыночными отношениями. Выбор радикальной модели реформ обусловлен, как правило, крайне тяжелым состоянием экономики: значительный удельный вес тяжелой промышленности и военного производства, острый товарный дефицит, критическое финансовое положение. Стратегия радикального перехода к рынку базируется на идее рыночного саморегулирования. Поэтому важнейшей задачей здесь является ускоренное сведение к минимуму экономической роли государства. В целом программа «шоковой терапии» разрабатывалась специалистами МВФ (Международный валютный фонд) и МБРР (Международный банк реконструкции и развития) и в той или иной степени применялась в большинстве стран. Сравнительная характеристика эволюционной и радикальной модели перехода к рынку приведена в таблице 1.

Таблица 1. Сравнительная характеристика эволюционной и радикальной модели перехода к рынку

Основные черты эволюционного перехода к рыночной экономике Основные черты шокового перехода к рыночной экономике
1. Быстрое развертывание в частном секторе производства потребительских благ и насыщение ими рынка; приватизация государственной собственности Макроэкономическая стабилизация (ужесточение налоговой и кредитной политики, ликвидация излишнего количества денег)
2. Рыночные отношения первоначально охватывают сферу производства предметов потребления, а затем распространяются на инвестиционные отрасли Рынок охватывают большинство социально-экономических отношений
3. Либерализация экономики: · Либерализация цен, причем нередко с сохранением государственного контроля над ценами фирм-монополистов · Либерализация внешнеэкономической деятельности Либерализация экономики: · Одномоментная либерализация цен на основную массу товаров и услуг · Либерализация внешнеэкономической деятельности
4. Жесткая финансовая политика с целью недопущения высокой инфляции. Ускоренная приватизация государственной собственности, переход к частной собственности на землю

Радикальная модель обеспечивает быстрое становление рыночных отношений в обществе. Однако очень высокой является социальная цена проводимых реформ. Переход к свободному ценообразованию в условиях товарного дефицита и монополизма производителей вызывает высокую инфляцию, влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной дифференциации. Классическим примером осуществления реформ путем «шоковой терапии» служит Польша. Эволюционный вариант перехода к рынку реализуется в Китае и в немалой степени в Венгрии. Так, в Венгрии этот процесс происходил с 1968 по 1990 гг., а в Китае продолжается с 1979 г.

Первая группа стран представлена такими странами Восточной Европы (Польша, Венгрия, Словакия, Чехия, Словения, страны Балтии). Для этой группы стран характерно менее длительное существование плановой экономики - около 40 лет, причем в менее жестком ее варианте. Стартовые возможности этой группы государств были весьма благоприятны. В экономике сохранялись элементы частной собственности и частной инициативы, относительная сбалансированность народного хозяйства, готовность населения к принятию ценностей рыночной экономики. Межэтнические конфликты (кроме Югославии) отсутствовали или имели ограниченные масштабы. Непосредственная близость к Западной Европе усиливала «демонстрационный эффект» преимуществ рыночной экономики. К тому же небольшие размеры восточноевропейских государств изначально предопределяли необходимость широких связей с другими странами, в том числе и с соседями в Западной Европе.

Реформы осуществлялись в результате сочетания эволюционного и радикального вариантов преобразований. Преимущественно эволюционный характер реформ характерен для Болгарии, Венгрии, Румынии, Словакии, Словении, Хорватии. Радикальные методы реформирования применялись в Польше и в меньшей мере - в Чехии. Отмечается сравнительно быстрое и успешное продвижение к рыночной экономике.

Вторая группа представлена такими странами как Россия, другие страны-члены СНГ. Для бывшего СССР характерно длительное существование административно-командной системы (более 70 лет) в самом жестком ее варианте. Экономика характеризовалась максимальным огосударствлением средств производства, тотальным регламентированием хозяйственной деятельности, подавлением любых попыток частной инициативы и частной собственности, крайней степенью монополизации хозяйственной деятельности. Кроме того, в обществе распространились уравнительные тенденции и иждивенчество. Ситуация в СНГ осложнялась задачей становления собственной государственности, которой страны - члены СНГ были ранее лишены, и нередкими межнациональными конфликтами (все постсоветские республики были многонациональными по составу населения, кроме Армении). В то же время богатство природными ресурсами (прежде всего России и центрально-азиатских республик) обеспечивало значительные поступления в твердой валюте за счет их экспорта, что создавало возможность пройти первоначальный, наиболее трудный этап в формировании рыночной экономики с меньшими трудностями (к сожалению, возможность не была реализована полностью). Одним из позитивных результатов советской эпохи для всех республик, входивших в состав СССР, был относительно высокий уровень квалификации рабочей силы. Реформы проводились различными способами. Здесь можно выделить «радикалов» (например, Киргизия и Казахстан), «консерваторов» (например, Узбекистан, Туркмения, Белоруссия) и «промежуточную группу» (все прочие страны). Продвижение к рынку сопряжено с немалыми трудностями и осуществляется гораздо медленнее, чем в странах первой группы.

Третья группа стран представлена странами Восточной Азии (Китай, Вьетнам). Господство плановой экономики в этом регионе продолжалось 25-30 лет. Стартовые возможности государств значительно отличались от двух предыдущих групп. Китайскую экономику характеризовал крайне низкий уровень развития производительных сил, слаборазвитая промышленность, крайне низкий уровень жизни населения (к моменту начала реформ не менее 1/4 населения Китая недоедали, жили за чертой бедности). Однако переход к рынку облегчался тем, что тяжелая промышленность и военно-промышленный комплекс составляли сравнительно небольшую долю в экономике этой страны, что облегчило переориентацию их промышленности на нужды потребительского рынка. Кроме того, большую положительную роль сыграла высокая трудовая этика населения и богатая китайская диаспора, вложившая капитал в развитие экономики страны. Экономическая реформа в Китае ведёт отсчёт с декабря 1978 года. Преобразования экономики в КНР никогда не велись методами «шоковой терапии». При этом Китаю, в отличие всех прочих стран с переходной экономикой, удалось избежать трансформационного спада. Сегодня в Китае ВВП на душу населения составляет 4,1 тыс. долл. Доля Китая в валовом мировом продукте составляет сегодня 10%, против 20% США и 2% России. Вьетнам по-прежнему является страной с центрально планируемой экономикой, с небольшим, но быстро растущим свободным рынком. Государство относится к группе стран с низким уровнем дохода – не более 100 долл.