Автором экономических реформ в китае был. Китайское экономическое чудо

Аграрная реформа. Политика «открытых дверей». Перспективы развития Китая в XXI веке.

Экономические реформы в Китае

После смерти в сентябре 1976 года бессменного лидера коммунистической партии Китая - Мао Цзэдуна страна встала перед серьезным выбором, продолжать ли ей дальше развитие в рамках социалистической системы или переходить к новому политическому строю. Положение в стране к тому времени сложилось критическое. 80% населения существовали менее чем на доллар в день, а две трети взрослых не умела ни читать, ни писать; промышленность отставала от запада на десятки лет, а основным транспортным средством служил велосипед; связи с внешним миром были сведены к минимумуи даже отношения с остальными странами социалистического лагеря были весьма прохладными.

Жестокая борьба за власть в Китае разворачивалась в основном между двумя соперниками – Дэн Сяпоином, одним из ветеранов компартии и Цзян Цинь- вдовой Мао Цзэдуна, активной вдохновительницей культурной революции и членом радикальной «Банды четырех». Эта борьба, сопровождавшаяся массовыми манифестациями и беспорядками с начала привела к очередному отстранению Дэн Сяпоина от власти (до этого его уже дважды отдаляли от управления страной). Но вскоре после разгрома военными «Банды четырех», дэну удалось вернуться к власти.

В декабре 1978 года Дэн Сяпоин встал у «руля китайской компартии». Имея опыт работы в экономических ведомствах, в том числе и в министерстве финансов, он отчетливо осознавал необходимость реформирования экономики, без которого Китаю никогда не войти в клуб ведущих держав. Хотя за 25 лет правления Мао Цзедуна экономический рост страны превзошел рост за предшествовавшее столетие (с 1820-го по 1949 год), по сравнению с остальным миром Китай с каждым годом становился все беднее и слабее.

Решение проблемы дальнейшего экономического развития Дэн Сяпоин решил достаточно просто – переход к капитализму виделся ему единственным выходом из сложившегося положения. Таким образом лидер страны постепенно претворил в жизнь большинство рекомендаций западных экономистов о «догоняющем развитии» менее развитых государств.

Хотя все экономические реформы носили капиталистический характер, официальная идеологическая доктринакоммунизма остлась неизменной. В самом начале своих реформ Дэн Сяпоин опубликовал «четыре основных принципа», которые доказывают верность социалистическому выбору. Во-первых, КНР продолжит идти «социалистическим путем». Во-вторых, страной будет править «диктатура пролетариата». В-третьих, реформы будут осуществляться под руководством компартии, а, в-четвертых, КПК будет исходить из «духовного наследия марксизма-ленинизма и Мао Цзэдуна». Все эти принципы были включены в конституцию 1982 года и затем, в 1986 году, использовались противниками «буржуазной либерализации» в борьбе с реформаторами. Этими же принципами воспользовался и сам Дэн Сяпоин, отдав в 1989 году приказ о разгоне манифестаций на площади Тяньаньмэнь.

В 1983 году Дэн Сяопин сформулировал принципы прагматизма не ттолько в экономической политике, но и во внешней. Во время встречи с известным американским профессором китайского происхождения Уинстоном Янгом Дэн сформулировал идею «одна страна- две системы», которую он намеревался использовать для воосоединения Тайваня и Гонконга с Китаем. Уже в конце 1984 года КНР и Великобритания подписали историческое соглашение о передаче Гонконга под китайский контроль, которая, как и предполагалось, совершилась в июле 1997 года.

Новая стратегия получила и «научное обоснование». В 1984 году проффесорами Пекинского уневерситета была предложена концепция, согласно которой рыночные преобразования, проводимые в Китае, вполне уместны, так как страна находится на «первичной стадии построения социализма». Для создания социалистического государства в 1949 году Китай не достиг еще высокого уровня развития капитализма, поэтому сейчас КНР вынуждена использовать институты, обычно связываемые с капитализмом, чтобы подготовиться к построению следующей стадии социализма. По мнению специалистов, китайские ученые попытались использовать примерно те же теоретические обоснования реформ, что и Ленин для обоснования НЭПа.

Руководители компартии Китая после этого заявили, что страна будет оставаться на «первичной стадии» не менее чем до 2050 года. А до той поры правительство будет поощрять участие частных диц и госпредприятий в рыночных отношениях и поиски экономической выгоды. В то же время вся политическая власть сохранится как и раньше в руках лидеров компартии.

Аграрная реформа

Свои аграрные реформы правительство Дэн Сяпоина решило в качестве эксперемента начать в одной из провинций, где была леквидирована коллективная система хозяйства, а земля передана в аренду крестьянам. Так как новая система оказалась высокоэффективной (сборы зерна увеличились на 10%), то ее перенесли и на национальный уровень. Вскоре в КНР была проведена земельная реформа с использованием «политики ответственности крестьянских хозяйств», введено свободное ценообразование для крестьян, которые, по мере того как становились богаче, начали покупать промышленные товары. Впервые с 1949 года в Конституции были закреплены имущественные права граждан, что стало поощрять частную инициативу на селе. В результате с 1981 года 98% сельскохозяйственных земель обрабатывается крестьянскими семьями.

Аграрная реформа доказала свой успех. Если соборы зерна до реформы росли на 2,1% в год, то после реформы- на 4,9%. Согласно расчетам американского экономиста Роберта Мида, три четверти роста производительности труда в сельском хозяйстве Китая с 1978-го по 1984 год были вызваны аграрной реформой и лишь четверть – улучшением методов обработки земли. В 1985 году, впервые за 25 лет, Китай стал экспортером зерна.

Успех реформы в сельском хозяйстве заложил основы для дальнейших преобразований. Из-за политики «сельское хозяйство первым делом» Дэн Сяпоин изначально не уделял много внимания промышленному развитию. Первые его реформв в этом секторе касались только пищевых предприятий, расположенных в сельских районах. В 1978 году 100 предприятийв провинции Сычуань получили право не отправлять прибыль в государственную казну, а использовать эти деньги по своему усмотрению. Беря за основу этот опыт, Дэн сформулировал «политику промышленной ответственности», согласно которой каждое предприятие заключало с государством специальный контракт «о прибыли и убытках». Часть прибыли они перечисляли в госбюджет, а часть оставалась на предприятии и использовалась для инвестиций, повышения зарплаты работникам и т.д. Уже в 1980 году по этой схеме работало более 6000 предприятий, а к 1992 году уже все предприятия Китая были переведены на хозрасчет. В начале 1980-х годов в конституцию КНР были внесены поправки, легализовавшие частные промышленные предприятия с количеством занятых менее 100 человек. Всего за пять лет после этого число таких предприятий выросло с 100 тысяч до 5,8 миллиона.

После 1984 года, когда в КНР ликвидировали аграрные коммуны, их активы были переведены в «местные предприятия», которые стали основным двигателем индустриализации сельских районов. За десять лет их доля в промышленном производстве выросла с 10% до 25%; благодаря этим предприятиям было создано 95 миллионов новых рабочих мест. Производительность труда на этих предприятиях росла вдвое быстрее, чем на государственных, в первую очередь благодаря финансовой децентрализации и высвобождению финансовых ресурсов, которые были использованы в качестве инвестиций в новое оборудование.

В 1992 году из-за неплатежеспособности многих государственных предприятий, функционирующих на основе хозрасчета, Госсовет КНР объявил о реформе управления, согласно которой такие функции, как ценообразование, ассортимент, инвестиции, кадры и внешняя торговля, передаются самим предприятиям. Им также было разрешено эксперементировать с корпоративной системой, и многие из этих предприятий стали акционерными обществами и выпустили котируемые на бирже акции. Хотя государство в КНР намерено сохранить контрольные пакеты в крупнейших промышленных компаниях, оно поощряет сегодня реформирование индустриального сектора.

Политика «открытых дверей»

После изоляции страны в период правления Мао Цзедуна одной из наиболее важных реформ стала политика «открытых дверей», которая оказала воздействие на все стороны жизни Китая. Эта политика прежде всего позволила жителям КНР восстановить контакты с остальным миром. Более 40 тысяч китайских студентов ежегодно отправлялись на учебу в США и около 20 тысяч – в Европу.В конце 80-х почти 9 тысяч китайских ученых работали в американских уневерситетах. В 1999 году Китай посетили 58 миллионов туристов, обеспечив казне 13 миллиардов долларов доходов. Если во времена культурной революции преподавание иностранных языков было крайне ограничено (их преподавание велось по большей части в военных институтах), то сейчас более 200 миллионов молодых китайцев изучают английский язык. (1 стр.14)

Чтобы укрепить свои связи с внешним миром, Китай открыл двери иностранным инвестициям, особенно в свободные экономические зоны (СЭЗ), учрежденные после 1978 года в приморских районах страны. В СЭЗ, куда из китайской глубинки стекалась дешевая рабочая сила, стали поступать иностранные инвестиции из Гонконга Тайваня и стран со значительной китайской диаспорой. Приток инвестиций возрос с 2,3 миллиардов долларов в 1984 году до 43,8 миллиардов в 1998 году. Сейчас в Китае действует около 145 тысяч предприятий с участием иностранных инвестиций, где заняты 19,7 милл. человек.(1 стр 14) Шэнчжэнь, самая успешная СЭЗ на границе с Гонконгом, за двадцать лет превратилась из десятитысячной деревни в трехмиллинонный город со второй по велечине фондовой площадкой страны и сотнями промышленных предприятий.

Кроме того, некогда монопольные права министерства внешней торговли и международного сотрудничества были ликвидированы и любое предприятие получило право торговать с заграницей напрямую. КНР вступила в МВФ и Мировой банк и начала переговоры о пресоединении к ГАТТ/ВТО. Результатом стало быстрое включение Китая в мировую экономику: долларавая стоимость китайского экспорта последние десять лет выросла в 10 раз.

Перспективы развития Китая в XXI веке

В начале 90-х годов, когда экономический рост в КНР достигал 12-14%, журнал Business Week оптимистично писал, что Китаю суждено стать «экономической сверхдержавой XXI века». Действительно, если учесть роль Китая в истории мировой цевилизации, значительные ресурсы и потенциал для роста, а также готовность руководства страны продолжать экономические реформы, можно предположить, что «китайское чудо» продлиться и в новом веке. По прогнозам, к 2020 году Китайская экономика станет крупнейшей в мире, обогнав Соединенные Штаты.

Однако проблемы, которые накапливались в экономике КНР в течении десятилетий, внезапно обострились в разгар азиатского кризиса 1997-98 годов. Тогда инвесторы начали в панике выводить капиталы из региона, спрос нп китайскую продукцию резко упал, особенно в связи с девольвацией в странах-конкурентах. Все это заставляет специалистов более внимательно проанализировать «китайское чудо». В последние годы стало ясно, что китай на пути своих грандиозных преобразований может столкнуться с не менее грандиозными проблемеми. Наиболее важной станет проблема рынка труда: сейчас в сельском хозяйстве занято около 100 миллионов человек избыточной рабочей силы, и данная цифра увеличивается на 15 миллионов человек в год. Эта огромная масса людей «выдавливается» из деревни в город в поисках работы, и лишь продолжение бурной индустриализации сможет предотвратить невиданный всплеск безработицы. В то же время темпы экономического роста в Китае падают из года в год, и достижение такой цели становиться все более проблематичным.

Некоторые западные эксперты не уверены, что китайское руководство в состоянии эффективно справляться с все наростающи числом экономических, политических и социальных противоречий, не отказавшись от монополии коммунистической партии на власть. Американский социолого Джек Глэдстон считает, что Китай с каждым годом все больше и больше преближается к всеобъемлющему кризису: население деидеологизируется и выбирает материальные ценности, растет эмиграция в развитые страны, увеличивается пропасть между городом и деревней, между богатыми и бедными, сельскому хозяйству становится все труднее удоволетворять растущие потребности богатеющего населения. Все это приводит к снижению эффективности государственной власти, и в итоге наступит новый период хаоса и нестабильности.

Будущее покажет, насколько верны эти пессимистичные прогнозы. Возможно КНР все-таки удасться построить жизнеспособный гибрид из капиталистической экономики и коммунистической идеологии. Китай всегда был самобытной страной с глубокими историческими корнями и особенным, не понятным европейцам менталитетом, так что, вопреки всем западным прогнозам, он найдет таки свой путь к экономическому процветанию и выйдет на первое место среди развитых супердержав.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ef.wwww4.com/

Китайской экономики, которая находилась на грани катастрофы после провала политики «большого скачка » и командных методов, проводимых Мао Цзэдуном . Первоначальной задачей реформ было решение проблемы мотивации рабочих и крестьян и ликвидация экономических диспропорций, характерных для командных экономик.

Китайские экономические реформы состояли из нескольких этапов. В основном, они не были частью какого-либо стратегического плана, а являлись немедленным ответом на насущные проблемы («Переходя реку, ощупываем камни» - Дэн Сяопин). Иногда, например, закрывая государственные предприятия, правительство было вынуждено идти на нежелательные для себя меры.

На Западе экономические реформы в Китае были восприняты многими как возвращение к капитализму , однако, возможно, чтобы избежать идеологических противоречий и вопросов о собственной легитимности, китайское правительство утверждает, что это всего лишь форма социализма . В то же время китайское правительство не отрицает, что использует различные экономические меры, применяющиеся в капиталистических странах. Дэн Сяопин объяснял это противоречие своей знаменитой фразой: «Неважно, какого цвета кошка - главное, чтобы она ловила мышей», а также цитатой из Маркса о том, что практика - главный критерий истины.

История

Первые реформы конца 1970-х, начала 1980-х включали в себя открытие торговли с внешним миром, учреждение системы семейного подряда в сельском хозяйстве, в результате чего фермеры могли продавать излишки зерновых на открытом рынке, а так же основание Поселково-сельских предприятий (ПСП).

Процесс экономической реформы начался в раннем 1979 после того как китайские лидеры заключили, что действующая с 1950-х Советская система мало прогрессивна в улучшении уровня жизни китайского народа и провальная в закрытии экономической бреши между Китаем и индустриально-развитыми странами.

Реформы конца 1980-х и начала 1990-х фокусировались на создании системы калькуляции цен и уменьшении роли государства в распределении ресурсов. Реформы поздних 1990-х фокусировались на закрытии невыгодных предприятий и борьбе с банкротствами в банковской системе. После начала 21-го века, повышенное внимание было направлено на сужение бреши между богатыми и бедными в Китае.

Китайская экономическая реформа в отличие от Перестройки имела экономический успех, породив стремительный экономический рост на протяжении более двух десятилетий. Уровень жизни большинства китайцев с 1978 года заметно улучшился. Цель модернизации так же видится продвигающейся вперёд. На всём протяжении Китая можно засвидетельствовать ускоренную модернизацию инфраструктуры, включая новые автострады высшего класса, аэропорты и здания телесвязи.

Первая часть Китайской экономической реформы затронула учреждение системы семейных подрядов в сельском хозяйстве, при помощи которых фермеры могли удерживать излишки посредством личных участков земли охотнее, чем работая на коллективном хозяйстве. Это сопровождалось основанием ПСП, которыми являлись принадлежащие посёлкам и сёлам различные отрасли промышленности. Была внедрена политика открытых дверей, согласно которой КНР разрешила международную торговлю и прямые иностранные инвестиции. Данные инициативы немедленно увеличили уровень жизни большинства китайского населения и позже позволили поддержать более сложные реформы.

Вторая фаза реформы совершилась в 1980-х и была направлена на создание рыночных введений и преобразования экономической системы из административно-управляемой командной экономики к управляемой ценами рыночной экономике. Эта трудная задача ценовой реформы была доведена до конца путём использования двухдорожной ценовой системы, в которой одни товары и услуги размещались по рыночным ценам, а другие – по ценам, контролируемым государством. Со временем количество товаров, размещённых по рыночным ценам, увеличивалось и к началу 1990-х они включали в себя почти все товары.

В конце 1980-х китайская экономика развивалась спокойно и стабильно по мере того, как она постепенно отдалялась от центрального планирования и мало-помалу заимствовала всё больше нововведений и механизмов рыночной экономики.

Первым значительным успехом экономической реформы было введение системы семейной ответственности за продукцию в сельском хозяйстве – нововведение, которое позволяло фермерским семьям работать на куске земли по договору и удерживать любую заработанную прибыль. К 1984 система семейного подряда заметно увеличила производство продовольствия, и правительство отменило народные коммуны – критерий китайского социализма на протяжении более чем 20 лет. В большинстве других секторов экономики роль правительства была сокращена, руководителям было дано больше управленческих полномочий, предприятия подстрекались к доходному производству, увеличилась роль частного сектора, экспериментирование с новыми формами владения начались и в государственном секторе. Давление на внешнюю торговлю было ослаблено, а объединения предприятий с иностранными фирмами официально поощрялись как первоисточники новых технологий и дефицитной иностранной валюты. С увеличением доходов, стимулов, заметного роста в сфере услуг и рассвета в промышленном секторе Китайская народная республика начала проявлять некоторые характерные черты общества потребления.

Тем не менее, движение к рынку было системным и сложным, и в 1987 переход был далёк от завершения. Снижение ограничений на экономическую активность быстро облегчило некоторые наиболее застойные экономические сложности Китая, но так же дало толчок к росту новых проблем. Инфляция – высочайший страх китайских потребителей – стала проблемой впервые с ранних 1950-х. Вместе с новыми возможностями извлечения прибыли появились растущее неравенство в доходах и новые соблазны для преступлений, коррупция, а так же западная система ценностей, рассматриваемая многими старшими китайцами как упадок и «духовное осквернение». Государство по-прежнему контролировало самые большие несельскохозяйственные предприятия и значительная часть отраслей промышленности всё ещё, главным образом, руководствовалась центральным планированием.

Таким образом, китайская экономика в конце 1980-х представляла собой весьма смешанную систему. Ей нельзя было охарактеризовать ни плановую экономику, ни рыночную. Руководство придерживалось дальнейшего расширения программы реформ, как необходимости достаточного экономического роста, но в то же время оно было вынуждено удерживать крепкое внимание на ключевых аспектах экономики (в особенности на инфляции и производстве зерна), чтобы не допустить крайностей подавляющего политического недовольства. В связи с данными обстоятельствами, силы экономического руководства действовали друг против друга, порождая то, что китайские власти называли «разногласиями». С одной стороны, экономика уже не так сильно контролировалась государственным планированием из-за большой растущей рыночной отрасли. С другой стороны, рынок не мог работать эффективно, так как многие товары до сих пор находились под госконтролем и большинство цен всё ещё сдерживались или ограничивались правительством. Под руководством Дена Сяопина вся страна «ехала верхом на тигре» (двигалась к высокому прогрессу, но без тотального контроля) и поэтому уже невозможно остановить процесс без риска.

Несмотря на взрывной рост в 1980-х, китайская экономика всё ещё разделяла множество основных отличительных черт с экономиками остальных развивающихся стран. Валовой национальный продукт на душу населения в 1986 составлял ¥849 или около $228 (по обменному курсу 1986 года), отражая низкий средний уровень производительности труда. Как и во многих странах, это не могло способствовать началу длительных усилий по индустриализации до середины двадцатого века, основная китайская рабочая сила (более 60%) всё ещё была занята в сельском хозяйстве, которое давало 30% стоимости общего объёма продукции. Сельскохозяйственные работы в основном всё ещё велись вручную. Современное оборудование главным образом использовалось в промышленности, но в значительной степени было прообразом старых моделей с низкой продуктивностью.

В других отношениях экономика Китая несколько отличалась от оной большинства развивающихся стран. Важнейшее отличие, несмотря на идущие перемены, состояло в том, что китайская экономика была организована как социалистическая система, управляющаяся центральным планированием. Господство государства и коллективной собственности, центральное управление фирмами вместо финансовой системы, перераспределение ресурсов между регионами, распределение зерна и субсидированное предоставление жилища отразились в системе распределения доходов, которые были намного ограниченнее, чем почти во всех остальных развивающихся странах. Некую искренность капитализму придавала форма частной собственности в производственных фондах. Сельскохозяйственные угодья сдавались в аренду фермерским семьям, но формально находились под владением деревень, городков, посёлков – групповых единиц, сменивших коммуны.

В середине 1980-х большинство китайцев по американским меркам оставались в нищете, но несколько важных измерений показали, что качество их жизни было значительно лучше, чем предполагалось исходя из уровня валового национального продукта (ВНП) на душу населения. Согласно данным Мирового банка в 1984 потребление энергии на человека составляло 485 килограмм в нефтяном эквиваленте – больше, чем в любой другой «малодоходной» стране, и выше среднего для «ниже-среднедоходных» стран. В 1983 дневной рацион на душу населения составлял 2 620 калорий – на 11% выше основных требований и примерно настолько же выше среднего по странам, относящимся к «вышесредним». Показательно, что начальная смертность в 1985 была 39 человек на 1000 – намного ниже, чем в среднем по «выше-среднедоходным» странам, а продолжительность жизни от рождения была 69 лет – выше, чем среднее по «выше-среднедоходным» странам.

Не смотря на крупные экономические достижения, достигнутые Китаем с 1949 и драматическими открытиями 1980-х, серьёзные дисбалансы и дефицит устояли. Дефициту способствовал государственный беспорядок, который разрушил экономику в период Культурной революции (1966-76), недостаточная гибкость в процессе планирования и серьёзные оплошности в ценовых структурах. Огромный дефицит, не отвечающие требованиям транспортные средства и коммуникационные сети, недостаток техников и других высококвалифицированных кадров, недостаточный обмен валютой для закупок передовых технологий из других стран и неадекватные правовые и административные меры против внутренней и внешней торговли – всё это способствовало затруднению модернизации.

Важным побочным продуктом программы реформ с 1970-х стало громадное увеличение количества доступной информации об экономике. Правительство собирало и публиковало основные национальные экономические данные и в 1950-х, но централизованная система сбора статистики была разрушена в конце 1950-х, было доступно крайне мало статистической информации в течение 1960-х и начале 1970-х. Это продолжалось до 1979, когда Государственное бюро статистики покончило со статистическим «затемнением», опубликовав официальную экономическую статистику. В последующие годы Государственное бюро статистики чаще публиковало всё больше заметок, включая ежегодные экономические сборники и статистические ежегодники, которые постепенно стали лучше и информативнее. В дополнение, большинство провинциальных областей и городов точно так же как и главные промышленные и экономические районы, специализирующиеся на добыче угля и сельском хозяйстве, начали выпускать свои собственные специализированные статистические ежегодники. В начале 1980-х начали выпускаться многочисленные периодические издания, множество из которых специализировалось на экономических данных и анализе. Хотя китайские статистические понятия и методы во многих отношениях всё ещё отличались от оных в других странах, и соответствия некоторым данным вызывало сомнение даже у китайских экономистов, иностранные аналитики в 1987 всё же имели доступ к богатому и растущему объёму данных, которые способствовали широкому анализу китайской экономики.

Тем не менее, переход на рыночные рельсы в начале 1990-х породило две главные проблемы. Во-первых, конец центральному планированию требовал создания механизмов установления финансовой политики, банковской системы и рынков капитала. На протяжении всех 1990-х проделывалась работа, чтобы установить эти системы в действие.

Другая проблема порождалась государственными предприятиями (ГП). При системе замороженных цен, цены доходов и расходов государственных предприятий были фиксированы, позволяя им использовать разницу для финансирования социального обеспечения. Когда же доходы и расходы начали исчисляться по рыночным ценам, большинство ГП стали крайне невыгодными по двум причинам: они были в ответе за социальное обеспечение работников и выпускали товары, которые никто не хотел покупать. Со временем это было решено путём банковских кредитов, но это породило массивное количество невыплат по долгам. В конце 1990-х и начале 2000-х эта проблема была устранена путём закрытия невыгодных государственных фабрик и развитием систем социального страхования.

(1 Голос)

Третий пленум ЦК КПК XI созыва, состоявшийся 18 декабря 1978 г, имел эпохальное значение в истории Китая.

Состоявшееся перед этим 36-дневное рабочее совещание ЦК сформировало предварительную точку зрения по некоторым важным партийным и государственным вопросам, а, по сути, по вопросам коренной реформы, которая позднее получила название «второй революции». Чтобы лучше понять эволюцию китайской реформы, кратко сформулируем основные идеи, звучавшие на историческом совещании (выступление Чень Юня) и пленуме ЦК КПК.

Реализация руководящей линии партии, надлежащее решение вопросов, оставленных историей. Для того чтобы переместить центр партийной работы с классовой борьбы на модернизацию, была необходима поддержка партии народом, наличие достаточного количества работников, занимающихся модернизацией сознательно. На протяжении долгого времени из-за левацких ошибок по многим руководителям партии и государства наносились жестокие удары, огромное число представителей интеллигенции подвергалось преследованиям, широкие народные массы испытывали духовные страдания; как у партии, так и у народа не все складывалось благополучно. Проблемы связаны как с серьезными политическими событиями периода «культурной революции», так и с важными историческими вопросами, оставшимися неразрешенными еще со времен до начала «культурной революции». Нужно исправлять левацкие ошибки компартии совершенные за долгое время.

Выступление Чень Юня вызвало активный отклик большинства участников совещания, стали выдвигаться идеи об исправлении левацких ошибок, осуществлении руководящей линии партии и решении вопросов, поставленных историей.

25 ноября 1978 г. Политбюро ЦК КПК на основе анализа идей, внесенных участниками совещания, объявило о принятии решения об исправлении ошибок и восстановлении справедливости в связи с политическими событиями периода «культурной революции» и до ее начала. Решение Политбюро ЦК КПК получило горячую поддержку участников совещания, в обществе стала культивироваться мысль, что долгое время подавляемая партийная демократия начинает возрождаться, а кадровая политика и руководящая линия партии начинают исправляться.

«Реальное утверждение верной идеологической линии». Во

время совещания при обсуждении вопросов политической и идеологической линии партии многие подтвердили важность обсуждения критериев истины, критиковали некоторых руководителей и даже центральных руководителей, препятствовавших данному обсуждению, а также журнал «Красное знамя», хранивший молчание.

Дэн Сяопин, подытоживая дискуссию, высоко оценил важность обсуждения критериев истины. Он отметил: «все считают необходимым и весьма значительным ведение таких споров. Если все: партия, страна, нация - опирается на книги1, то происходит идейный застой, распространяются суеверия и становится невозможным движение вперед, наступает конец для партии и для страны. С этой точки зрения споры по вопросу критериев истины - это действительно вопрос идеологической линии и политики, вопрос, касающийся будущего и судьбы партии и страны».

Перенос центра тяжести работы партии на экономическое строительство. Во время совещания обсуждался вопрос: «основная работа партии - классовая борьба или экономическое строительство». Большинство участников совещания полагало, что необходимо покончить с ситуацией, когда главной целью является классовая борьба. Если не начнется война, отныне главной должна быть борьба за производство и техническую революцию, а не что- либо иное. В противном случае четыре задачи модернизации не смогут быть завершены до конца XX века. Выступающие считали, что перенос центра тяжести работы компартии - это мудрая и дальновидная политика, политика не временная, а носящая стратегический характер и нацеленная на достижение основной цели на данном историческом этапе.

Немедленно начавшийся третий пленум ЦК КПК XI созыва принял решение о том, что условия для переноса центра партийной работы уже созданы. Поэтому на данном этапе необходимо приспособиться к требованиям развития внутри страны и за ее пределами, завершить крупномасштабное массовое движение разоблачения «банды четверых», а центр тяжести работы всей партии и внимание народа всей страны переключить на модернизацию экономики.

Стимулирование процесса модернизации путем осуществления реформ и открытости. Уже во время совещания формулировался вопрос реформы хозяйственно-управленческой системы и осуществления открытости. Участники совещания указали на то, что, с одной стороны, в управлении экономикой Китая, проявляется сепаратизм, а с другой - на всех уровнях, от ЦК до провинций, городов, районов и уездов методы управления слишком косные. Было выдвинуто предложение о том, что Китай должен прибегать ко всем способам использования зарубежных передовых технологий: по возможности осуществлять партнерство и совместное производство, покупать патенты и приглашать зарубежных специалистов. Было заявлено, что, если на данном этапе не осуществить реформу, то можно погубить дело модернизации и социализма.

Главный вывод третьего пленума ЦК XI созыва - партия, начиная с 1979 г., должна уделять основное внимание социалистической модернизации. Решения пленума по данному вопросу заключались в следующем:

1) недостатком современной хозяйственно-управленческой системы является чрезмерная централизация власти, поэтому необходимо часть власти передать низовым организациям, с тем, чтобы местные органы, сельскохозяйственные и промышленные организации в пределах единого плана получили большую независимость в управлении и ведении хозяйства;

2) необходимо сократить административные аппараты управления экономикой всех уровней и передать большую часть их прав предприятиям;

3) необходимо придавать большее значение закону стоимости, объединять идеологическую и политическую работу с экономическими средствами, полностью мобилизовать производственную активность кадровиков и рабочих;

4) необходимо при централизованном руководстве партии разобраться с разделением властей, т. е. неразграниченности полномочий партии, правительства и предприятий, когда партия заменяет правительство, а правительство - руководство предприятий, разделить обязанности по уровням, расширить компетенцию и обязанности управленческих организаций и управленцев, уменьшить количество собраний и официальных бумаг, повысить производительность труда, добросовестно осуществлять систему проверок, награждений и наказаний, повышения и понижения по службе и т. д. Полнее использовать инициативу, активность и творческие способности центральных и местных органов управления, руководства предприятий и трудящихся.

Пленум указал, что для осуществления модернизации необходимо значительное повышение производительности и соответственно всестороннее изменение производственных отношений, а также всех методов руководства, деятельности и способов мышления, не отвечающих требованиям повышения производительности.

Независимо от того, как оценивать историческое значение третьего пленума КПК XI созыва, вывод будет один: пленум реально отразил долгое время подавляемую историческую потребность общественной, политической и экономической жизни Китая в переменах; решения пленума соответствовали тенденциям исторического развития и символизировали реальное вступление китайского общества на путь исторических перемен; они открыли возможности для начала модернизации Китая. Речь шла о действительно широких и глубоких преобразованиях, которые впоследствии в Китае назвали «второй революцией».

Передача прав низовым организациям. Основная идея - упорядочение структуры интересов посредством передачи прав низовым организациям с целью повышения активности. С этой целью в июле 1979 г. Госсовет принял ряд важных документов, включая «Некоторые положения о расширении прав государственных предприятий на самоуправление». В отношениях ЦК и местных властей в 1980 г. система централизованного бюджета и его распределения была заменена на систему «разделения доходов и расходов и распределения обязательств по уровням». Это в какой- то мере подтолкнуло активность на местах и на предприятиях, однако реформа традиционной системы с самого начала показала, что она будет трудной.

Прорыв на слабых звеньях экономической системы.

На начальном этапе (1978-1983 гг.) реформа проводилась только на слабых звеньях традиционной системы: с одной стороны, это сельская реформа, с другой стороны, открытие юго-восточного прибрежного района для внешней торговли и инвестиций.

На начальном этапе реформы китайских реформаторов очень волновала проблема, откуда начать прорыв. Любая косная экономическая система, поддерживая интересы одной группы людей, одновременно ограничивает интересы других. Как правило, эта вторая группа составляет слабое звено традиционной системы и мало получает помощи от нее. Обнаружив какие-либо перемены, когда за невысокую цену можно получить большую выгоду, которую невозможно было бы получить в условиях прежней системы, эти люди охотно идут на риск и добровольно подключаются к процессу. Таким образом, в 1978-1983 гг. со слабых звеньев традиционной системы начался первый этап реформы, заключавшийся в создании опорных точек строительства новой системы.

Слабыми звеньями плановой системы были сельское хозяйство (об этом уже сказано) и юго-восточный прибрежный район, находящийся на передовой линии морской обороны. В

исторически довольно развитом юго-восточном прибрежном районе Китая, из-за того, что он был расположен на передовой линии морской обороны, долгое время не производилось экономическое строительство и он постепенно деградировал. В апреле 1979 г. на рабочем совещании ЦК КПК представитель комитета партии провинции Гуандун заявил о желании, чтобы ЦК дал провинции Гуандун достаточно большие права на самоуправление и свободу действий, позволив городам Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу, соседствующим с Гонконгом и Макао, создать районы обработки товаров на экспорт, что оживит экономику прибрежного района. Выслушав доклад, Дэн Сяопин отметил, что можно выделить часть земли, назвав ее специальной экономической зоной (СЭЗ), однако нет денег, поэтому можно дать только политическую установку, а остальное нужно делать самостоятельно. В итоге ЦК обязал провинции Гуандун и Фуцзянь представить проект создания СЭЗ на рассмотрение ЦК. После этого провинции Гуандун и Фуцзянь представили в ЦК примерно следующие условия создания СЭЗ:

Обе провинции берут на себя обязательства по финансам;

Будет использоваться рыночное регулирование распределения ресурсов при наличии руководящей роли государственного планирования;

Должны быть расширены полномочия местных властей по планированию, установлению цен и заработной платы, управлению предприятиями, а также ведению внешнеэкономической деятельности;

Сначала должны быть созданы СЭЗ, занимающиеся экспортом в городах Шэньчжэнь и Чжухай, а когда будет приобретен опыт, можно будет решать вопрос о создании таких зон в городах Шань- тоу и Сямэнь.

ЦК КПК и Госсовет 15 июля 1979 г. одобрили докладные обеих провинций и приняли решение об осуществлении особой политики внешнеэкономической деятельности данных двух провинций и создании особых экспортных районов. В марте 1980 г. ЦК КПК созвал в Гуанчжоу совещание и предложил реконструировать «особые экспортные районы» в «специальные экономические зоны». С тех пор в городах Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу и Сямэнь существуют СЭЗ.

Последующая практика показало, что СЭЗ не только являлись окном, через которое осуществлялась внешняя открытость, но, что еще важнее, такие зоны стали опытным полигоном новой экономической системы. Отличия СЭЗ от внутренних районов заключались в следующем: во-первых, была создана микроэкономическая основа условий рыночной экономики; во-вторых, механизмы экономической деятельности под руководством государства дополнялись регулированием международного рынка (оборудование и сырье для СЭЗ поступали с международных рынков, продукция участвовала в конкуренции на международном рынке, цены на продукцию изменялись в соответствии с международным рынком); в-третьих, органы местного самоуправления обладали достаточно большой властью. Кроме объектов стоимостью более 100 млн юаней, на которые Госсовет налагал резолюции, а также объектов легкой промышленности стоимостью более 30 млн юаней и тяжелой промышленности - более 50 млн юаней, о которых налагала резолюцию Государственная плановая комиссия, по всем другим объектам СЭЗ сама могла принимать решения; разрешалось брать валютные обязательства; вести самостоятельное управление экспортом; предприятия имели право на самоуправление. В-четвертых, создавались благоприятные условия для капиталовложений иностранных предприятий, льготы в отношении налогообложения, пересечения границ, прав на использование земли и т. д. Очевидно, что вся система, от уровня микроэкономики вплоть до макроэкономического регулирования рынка, была создана заново. Под влиянием новой системы началась практическая реформа экономической системы юго-восточных прибрежных провинций, которые в дальнейшем стали районом со сравнительно развитой рыночной системой. Новая система подтолкнула быстрый рост экономики данного региона.

Эта статья из раздела-начало китайских экономических реформ , которая посвящена теме-историческое начало и исходные идеи экономических реформ в китае . Надеюсь вы по достоинству оцените ее!

Интересное видео про развитие Китая

Экономическую систему в Китае накануне реформ можно назвать плановой экономической системой с элементами системы военного коммунизма. Если в СССР и Восточной Европе накануне реформ экономическую систему можно было назвать типичной плановой экономикой (сталинская модель), то экономическую систему в Китае накануне реформ можно назвать моделью полувоенного коммунизма.

Если же учитывать иные факторы, например, недостаток теоретической подготовки, низкий уровень экономического развития, то становится еще очевиднее, что стартовые условия реформы в Китае были существенно хуже, чем в странах Центральной и Восточной Европы и СССР.

В-третьих, уровень экономического развития Китая в канун реформ был низким. В СССР и в странах Восточной Европы еще до начала реформ была проведена индустриализация, они относились к развитым странам, а Китай относился к развивающимся странам. В 1978 г. сельское население составляло 82 %, сельское хозяйство занимало 28 % народного хозяйства, при этом использовало 70 % рабочей силы. К моменту начала реформ экономика Китая характеризовалась неограниченностью резервов рабочей силы, полным отсутствием условий для частного бизнеса, чрезвычайной неравномерностью по стране производительности труда и оплаты труда. Проблема относительного разрыва и асимметричности между урбанизацией и индустриализацией была весьма серьезной; разрыв между экономическим уровнем различных районов был очень велик. Мировая экономика/Под ред. А.С.Булатова.-М., 2003, с.71.

Эти факторы предопределили сложность проблем, возникших на начальном этапе реформы, и трудности при проведении реформ. В Китае наряду с процессом преобразования плановой экономики в рыночную также происходило преобразование автаркической экономики в рыночную, шел процесс перехода от дуалистической экономики к современной экономике.

В-четвертых, когда в Китае в 1978 г. начинались реформы, отсутствовал опыт проведения реформ в других странах, многие вопросы приходилось исследовать и решать самостоятельно.

На начальном этапе (1978-1983 гг.) реформа проводилась только на слабых звеньях традиционной системы: с одной стороны, это сельская реформа, с другой стороны, открытие юго-восточного прибрежного района для внешней торговли и инвестиций.

На начальном этапе реформы китайских реформаторов очень волновала проблема, откуда начать прорыв. Любая косная экономическая система, поддерживая интересы одной группы людей, одновременно ограничивает интересы других. Как правило, эта вторая группа составляет слабое звено традиционной системы и мало получает помощи от нее. Обнаружив какие-либо перемены, когда за невысокую цену можно получить большую выгоду, которую невозможно было бы получить в условиях прежней системы, эти люди охотно идут на риск и добровольно подключаются к процессу.

Первый период охватывает 1978-1991 гг. и включает два этапа: 1971-1983 гг. - сельская реформа и эксперимент в городе по расширению самостоятельности предприятий; 1984-1991 гг. - эксперимент с реформированием госпредприятий, создание особых экономических зон. Второй период охватывает 1992-2003 гг. радикальных рыночных преобразований, цель которых - создать систему социалистической рыночной экономики. В центре реформы лозунги: «создать на месте госпредприятий систему современных (конкурентных) предприятий», «опора на науку и образование», «создание общества среднего достатка (сяокан)». Третий период начался в 2003 г., его связывают с тандемом руководителей КНР Ху Цзиньтао и Вэнь Цзябал, а характеризуют поворот страны к ресурсосберегающему и экологически щадящему экономическому росту в интересах гармоничного развития регионов, повышения качества жизни людей.

Толчком к выработке нового курса послужило распространение в Китае атипичной пневмонии. Реализация нового курса - основная задача 11-й пятилетки, главная идея которой гармонизация - выравнивание регионального развития, уменьшение неравенства между городом и деревней, между регионами, решение социальных проблем, энергосбережение и решение экологических проблем на базе научной концепции развития.

1. Плановая экономика является главной, а рыночное регулирование - вспомогательным. На начальном этапе плановая экономика по-прежнему занимала ведущее место. Среди экономистов также началась дискуссия рынком в рамках тезиса о том, что «плановая экономика является главной, а рыночное регулирование - вспомогательным». Были выдвинуты такие теории, как «теория плит», по которой плановая экономика - это одна плита, а рыночное регулирование - вторая, они не смешиваются, а, соединяясь, организуют работу экономики; «теория проникновения», по которой планирование и рынок проникают друг в друга, объединяются, и в каждом содержится элемент второго; «теория совпадения», по которой планирование осуществляется через рынок, а рыночное регулирование производится, опираясь на планирование. Хотя все эти теории различаются, однако, они по-прежнему, ограничивались пределами традиционной идеологии, полагая, что плановая экономика представляет социалистическую систему экономики, а рыночная экономика - капиталистическую.

Поэтому в целом «теория главного и вспомогательного» подчеркивала, что при условии сохранения системы социалистической экономики можно использовать капиталистические меры «рыночного регулирования».

2. Плановая товарная экономика: государство регулирует рынок, рынок направляет предприятия. По мере того как реформа села добивалась успеха, развивалась внешняя открытость юго-восточного прибрежного района, росла негосударственная экономика роль рыночных механизмов в функционировании экономики постоянно увеличивалась. В 1984-1991 гг. реформа развернулась и ее центром стали города. Стремительное развитие реформы подталкивало к прорыву в теории. Поэтому некоторые руководители и теоретики вновь стали отстаивать лозунг «товарной экономики».

Со второй половины 1988 г. китайские политики и ученые предложили использовать понятие «социалистическая рыночная экономика» вместо «социалистическая товарная экономика» и высказались в поддержку «рыночной реформы».

Период с 1989 по 1991 г. - этап противостояния новой и старой экономических систем. На этом этапе из-за одновременного действия механизмов старой и новой систем ситуация сильно усложнилась. Ход реформы остановился, экономический рост значительно замедлился.

Однако если глубже рассмотреть изменения, происшедшие в экономике за этот период, несложно заметить, что косвенные меры макроэкономического регулирования начали играть важную роль в сдерживании роста спроса. Инфляция 1988 г. была сокращена за один год, ситуация, когда эмиссия денег превышала экономический рост, была исправлена за короткое время при помощи повышения банковской процентной ставки и использования несколько иной денежно-кредитной политики. Быстрый рост основных фондов в 1988 г. резко прекратился и в 1989 г. наблюдалось даже падение, что главным образом обусловлено тем, что финансовая и денежно-кредитная политика контролировала источники капиталовложений.

Это привело к повышению рыночной стоимости капитала, а, следовательно, к стремительному сокращению масштабов инвестиций.

Таможенные пошлины и налог на импорт, а также регулирование процента валютных остатков стимулировали экспорт и сдерживали импорт. Это улучшило внешнеторговую обстановку и оказало благоприятное воздействие на обменный курс.

Это показывает, что китайская экономика начала нормально реагировать на косвенные макроэкономические методы регулирования, реформа системы макроэкономического управления уже подготовила реальную основу для перехода от прямого регулирования и контроля к косвенному.

В ходе денежной реформы происходили сложные изменения, однако рыночные механизмы ценообразования уже начали играть основную роль.

На начальном этапе реформ государство главным образом использовало административные меры контроля цен, например, замораживало цены на потребительские товары, ограничивало верхний порог рыночных цен на основные средства производства, закрывало рынок некоторых видов продукции, осуществляло государственную монополию на некоторые важные виды продукции и т. д. Далее государство исправило слишком низкие цены на некоторую продукцию: на закупку сельскохозяйственной продукции, энергоресурсы и важные виды сырья, на отдельные виды потребительских товаров и продукцию общего пользования, а также на услуги транспорта и связи.

Под влиянием принятых мер, начиная со второй половины 1989 года, впервые с образования КНР предложение повсеместно превышало спрос. Рыночное затоваривание началось с потребительских товаров и постепенно распространилось на средства производства. В такой ситуации предприятиям сложно было сохранить установленные государством цены, и они вынуждены были снижать их, чтобы приспособиться к рыночному спросу. Это привело к тому, что применявшаяся на начальном этапе реформ политика контроля цен утратила эффективность, постепенно стирались преимущества рыночных цен на продукцию, двойные цены на некоторые виды средств производства стремились к выравниванию, цены на многие виды потребительских товаров также становились свободными.

Рыночные механизмы ценообразования стали играть основную роль в экономике Китая.

Промышленное производство упало, однако у предприятий уже стало появляться понятие о рыночной конкуренции. Затоваренность рынка привела к резкому снижению экономической эффективности предприятий. Товарные запасы госпредприятий увеличились, взаимные долги предприятий возрастали, с каждым днем становились все очевиднее злоупотребления в системе подряда; негосударственная экономика, только начавшая развиваться, столкнувшись с экономической депрессией, вынуждена была вступить на этап сокращения.

Однако субъекты микроэкономики Китая уже стали менять свое отношение к рыночному спросу, глубоко почувствовали реальное давление низкого спроса и отреагировали на изменение рыночного спроса. Хотя механизмы управления госпредприятиями менялись сравнительно медленно, но поскольку уже сформировалась обстановка, при которой госпредприятия вынуждены были столкнуться с конкуренцией негосударственных предприятий в области сырья, кадров, сбыта продукции, они начали обращать внимание на себестоимость и соответствие рыночному спросу. Реакция негосударственных предприятий была еще более очевидной: появилась тенденция снижения инвестиций негосударственной экономики. В 1988 г. инвестиции негосударственных предприятий составляли 36,47 % от всех инвестиций, с 1989 по 1992 г. они неизменно снижались от 36,33 % до 33,89 %, 33,62 %, 31,95 %, и только в 1993 г. они снова начали увеличиваться. С учетом высокой доли негосударственной экономики в городах и селах начались колебания числа работников предприятий, так в 1988 г. работники негосударственных предприятий составляли 41,47 %, с 1989 по 1992 г. они составляли соответственно 40,81 %, 39,49 %, 52,55 %, 50,14 %, и лишь после 1993 г. этот процент стал неуклонно возрастать.

Судя по различным признакам, китайская реформа в этот период вступила на этап перехода от старой к новой системе, а это выявило глубокие противоречия одновременного существования старого и нового экономического механизма. Эти противоречия вызвали существенные изменения экономических механизмов: механизмы плановой экономики непрерывно отступали, а влияние механизмов рыночной экономики постоянно возрастало и они постепенно занимали ведущее место. Все это предвещало, что как только появится шанс для осуществления нового витка реформ, механизмы рыночной экономики одним шагом перейдут «водораздел» противостояния старой и новой системы.

Переход от старой системы к новой вовсе не означал, что уже появилась совершенно новая экономическая система. Постоянное ослабление плановой экономики - это процесс, осуществляемый постепенно, а для создания рыночной экономики необходим еще долгий период.

Реформа системы макроэкономического управления и постепенное формирование новой роли органов местного самоуправления. Ключ к реформе системы макроэкономического управления - в постепенной передаче ранее сконцентрированных в руках ЦК прав на управление, включая планирование, инвестиции, финансы, налоги и внешнюю торговлю, органам местного самоуправления и предприятиям.

На первом этапе сократилось число планов, носивших обязательный характер и расширилось планирование, имевшее индикативную (направляющую) роль. Были разграничены доходы и расходы центра и органов местного самоуправления по предприятиям и отраслям, т. е. создана система разделения финансов. Права на управление внешней торговли были переданы низовым организациям, расширены хозяйственные права и права на самоуправление специальных фирм, занимающихся внешней торговлей и т. д.

Из всех этих мер существенным стимулом к изменению экономической системы стало разделение прав между органами местного самоуправления и Центральным Комитетом партии. Расширение полномочий провинциальных органов по капиталовложениям позволило местным властям сконцентрировать финансовые ресурсы провинции и использовать их для строительства инфраструктуры.

Полномочия провинциальных властей по управлению внешней торговлей и валютными операциями; благодаря созданию в провинциях фирм, занимающихся внешней торговлей, а также дочерних фирм в Гонконге, взявших в свои руки экспорт и импорт данной провинции, дало местным властям возможность зарабатывать валюту. С целью получения дохода местные власти, с одной стороны, активно привлекали иностранный капитал, технику и передовой опыт управления, а с другой стороны, ускоряли процесс рыночной реформы в данном районе, стимулируя быстрый экономический рост.

Разделение в системе финансов и налогообложения предоставило органам местного самоуправления стимул для увеличения доходов. Реформа финансовой системы Китая посредством разделения власти изменила существовавшую в области финансов систему «большого котла» на «разделение котлов» между центральными и местными властями. В системе «разделения котлов» в соответствии с изменением ситуации последовательно применялись различные модели: «разделение доходов и расходов, государственное обеспечение по уровням» (1980-1984), «разделение различных видов налогов, утверждение доходов и расходов, государственное обеспечение по уровням» (1985-1987), «государственное финансовое обеспечение» (1988-1993) и т. д.; в пределах одной модели в соответствии с уровнем развития различных районов избирались различные формы, в общих чертах они делились на следующие виды: «разделение общей суммы», «пропорциональное разделение», «передача вышестоящим органам определенной суммы», «выплата субсидий в определенной сумме» и «общее государственное обеспечение». Независимо от того, какая модель и какая конкретная форма избиралась, ядром все равно было «разделение финансов» органов местного самоуправления и центральных властей.

«Государственное финансовое обеспечение» означает, что кроме выплаты центральными властями субсидий в определенной сумме, они дали органам местного самоуправления возможность посредством увеличения финансовых доходов получить дополнительную долю финансовых отчислений, что открывало органам местного самоуправления важный канал расширения финансовых ресурсов, остающихся в их распоряжении. Таким образом, у органов местного самоуправления формировались движущие силы для увеличения доходов, эти органы посредством постепенного накопления финансовых ресурсов стали субъектами, подталкивающими стремительное развитие экономики данного региона.

Передача прав на управление трудоустройством с самого начала изменила обстановку, был принят курс на сочетание трудоустройства через соответствующие учреждения органов местного самоуправления и самостоятельный поиск рабочего места.

Статус органов местного самоуправления как относительно самостоятельных экономических субъектов, их стремление к максимизации прибылей в значительной степени определило путь изменения экономической системы Китая. Благодаря «административному разделению власти» право на распределение ресурсов, прежде сконцентрированное в руках центрального правительства, было передано органам местного самоуправления, экономическим организациям и индивидуальным лицам, так формировались различные субъекты экономических интересов; множественность таких субъектов определила плюрализм направлений их деятельности, все субъекты экономических интересов стремились к непрерывному получению прибыли и безубыточности; чтобы узаконить деятельность по достижению данной цели различные субъекты всеми силами стремились сформировать новую систему, гарантирующую уже полученную прибыль и доходы будущих периодов, таким образом сформировалась совместная сила, что ускорило процесс распада традиционной системы.

  • 1992 г. - ключевой год для реформ в Китае. Официальные документы определили главное содержание реформ экономической системы на этом этапе следующим образом:
    • * отстаивать курс совместного развития различных укладов экономики, где главным остается экономика общественной собственности;
    • * заменить механизм хозяйствования на госпредприятиях, создать систему современных предприятий, отвечающую потребностям рыночной экономики;
    • * сформировать по всей стране единую систему открытых рынков, в городах и селах добиться тесного слияния рынков, осуществить стыковку внутреннего рынка с мировым, способствовать оптимальному распределению ресурсов;
    • * преобразовать функции правительства в управлении экономикой, создать совершенную систему макрорегулирования, главным в которой будут косвенные методы;
    • * создать систему распределения доходов с упором на распределение по труду, обращать первостепенное внимание на эффективность и, подчеркивая справедливость, поощрять зажиточность отдельных районов и части людей, встать на путь общей зажиточности;
    • * гарантировать населению городов и деревень социальное обеспечение, отвечающее реалиям Китая, стимулировать социальную стабильность. Феномен экономического развития Китая: Научное издание/Дин Жуджунь, М.М.Ковалев, Новик В.К.-Минск:Издательский центр БГУ, 2008, с.45-48.

Для создания социалистической рыночной экономики необходимо, чтобы рынок играл основную роль в распределении ресурсов при макроэкономическом регулировании со стороны государства. Чтобы осуществить эту цель, нужно придерживаться курса, в соответствии с которым основной является общественная собственность, а различные экономические элементы развиваются совместно, продолжать изменение механизма управления госпредприятиями, создавать современную систему предприятий, соответствующую требованиям рыночной экономики, с четкими имущественными правами, точно определенными служебными правами и обязанностями и научным управлением, в рамках которой правительство и предприятия разграничиваются; создавать единую общенациональную систему открытого рынка, осуществлять тесное взаимодействие городского и сельского рынка, внутреннего и международного рынка, создавать усовершенствованную систему макроэкономического регулирования, основанную на косвенных методах; создавать систему распределения доходов, основа которой - распределение в соответствии с вложенным трудом; поощрять путь к общественному благосостоянию, когда отдельные люди и районы разбогатеют первыми, преимущество отдается эффективности, но в то же время учитывается справедливость; создавать многоуровневую систему социального обеспечения городского и сельского населения, соответствующего ситуации в стране, стимулировать экономическое развитие и социальную стабильность.

Основная цель реформы финансовой системы заключалась в преобразовании существующей системы государственного финансового обеспечения (так называемой системы государственного финансового обеспечения центральной и местных властей) в «систему разграничения налогов».

Основные требования реформы системы налогообложения заключались в следующем: стандартизировать систему налогообложения в соответствии с принципами единого налогового законодательства, справедливого положения о налогах и сборах; упростить систему налогообложения; создать систему налогообложения, соответствующую требованиям рыночной экономики с тем, чтобы стимулировать конкуренцию.

Основные задачи в этой области - создание системы финансовых организаций, основным элементом которой являются государственные коммерческие банки, и в которой сосуществуют различные виды финансовых структур, а финансы, носящие общественный характер, отделены от финансов, носящих коммерческий характер; создание единой, открытой системы финансового рынка с упорядоченной конкуренцией и строгим надзором.

В соответствии с политическим положением и с учетом международного опыта китайское правительство приняло решение разделить ход реформы системы валютных операций на два шага: сначала последовательно ликвидировать на государственных и негосударственных предприятиях двойной валютный курс, осуществить слияние курсов и конвертируемость юаня по текущим операциям. Затем, учитывая развитие обстоятельств и стремясь к ликвидации контроля над оборотом капитала, осуществить полную конвертируемость юаня.

На третьем пленуме ЦК КПК XIV созыва было решено, что необходимо «продолжать замену механизма функционирования госпредприятий, создавать современную систему предприятий, соответствующую требованиям рыночной экономики, с четкими имущественными правами, точно определенными служебными правами и обязанностями, в которой правительство и предприятия будут разграничены». Затем Всекитайский съезд народных представителей принял «Закон о предприятиях». В начале 1994 г. Госсовет потребовал проведения эксперимента по созданию современной системы на госпредприятиях в соответствии с «Законом о предприятиях» с тем, чтобы, получив опыт, всесторонне распространять его.

Основное содержание - передача прав на управление предприятиями самим предприятиям при условии неизменности права собственности государства на предприятие; передача предприятиям части их прибыли при условии гарантии права государства на получение доходов от предприятий. Урегулированные таким образом отношения между государством и госпредприятиями повышали активность предприятий и их рабочих и служащих.

Таким образом, начиная с 1994 г. китайское правительство приняло ряд важных реформенных мер в таких областях как налогообложение, финансы, управление валютой, система предприятий и система социального обеспечения. Китайская реформа вступила на новый этап общего движения вперед.

Цзян Цзэминь, продолжая развивать общий конфуцианский подход, заявил о том, что необходимо к середине нынешнего века значительно повысить уровень материального благосостояния китайцев, перейти от улучшения жизни социальных слоев к улучшению жизни всего народа. В решениях XVI съезда КПК в 2002 году заявлено о продолжении избранного курса, что партия будет способствовать всестороннему строительству «общества средней зажиточности» (сяокан).

Вплоть до начала нового века в Китае действовала с 1955 года «система регистрации постоянного населения». Крестьянство оказалось изолированным от городского населения и, согласно законодательству, прикреплялось к земле, постоянному месту жительства. За жителями села закреплялись обязанности работать на земле, обеспечивать город продовольствием, а промышленность - сырьем. Лишь в 2002 году была отменена сельская прописка и введена единая система регистрации китайских граждан.

Цзян Цзэминь начал эксперименты в целях изменения этого порядка и поставил точку над средневековой традицией, полностью изжившей в условиях нового политического курса.

К началу нового тысячелетия Китай прошел длительный и мучительный путь в поисках модели развития и добился в экономическом и социальном плане многого. XXI век открыл для Китая новые возможности для модернизации и превращения его в одну из развитых стран мира.

Ху Цзиньтао (2002) на XVI съезде КПК был избран в качестве нового генерального секретаря КПК – рулит страной.

Цзян Цзэминь, который играл на съезде решающую роль, передавая политическую власть Ху Цзиньтао, подвел некоторые итоги своего правления. Успехи действительно впечатляют. За 13 лет правления Цзяна темпы прироста экономики составляли ежегодно 9,8 процента и являлись самыми высокими в мире. ВВП за два десятилетия вырос более чем в 20 раз. В начале XXI века Китай по более чем 11 показателям основных традиционных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции занял лидирующее положение в мире. Он стал занимать первое место в мире по производству мяса, зерна, хлопка, семян рапса и пр. В ходе реформ, несомненно, повысился жизненный уровень китайского населения. Сократилось число беднейших слоев населения. До 2002 года действовало постановление госсовета Китая «О семилетке преодоления бедности 80 миллионов человек». Основная задача удовлетворения потребности населения в пище и одежде для 1,5 миллиардного населения Китая в основном выполнена. Среднестатистический уровень повышения благосостояния страны превзошел 500-долларовый рубеж, а к 2050 году поставлена задача достижения нынешних среднедушевых показателей развитых стран. Намечено, что к 2015-2050 годам Китай достигнет и превзойдет абсолютные показатели совокупной национальной мощи США и Японии по всем основным современным видам производства. Однако при решении этих задач необходимо учитывать одну из главнейших проблем, которая приобрела для Китая глобальный характер и воздействовала на все процессы экономического и социального характера. К ней необходимо отнести колоссальное демографическое давление при решении наиболее важных вопросов экономики. Китаеведами подсчитано, что для решения экономических и социальных проблем Китай должен постоянно поддерживать темпы развития не менее семи процентов. Даже если Китай к середине XXI века добьется промышленного уровня ведущих капиталистических стран, то и тогда он будет серьезно отставать от высокоразвитых государств по уровню жизни. Это связано с тем, что население в Китае в пять раз больше, чем в США, в десять раз больше, чем в Японии и в девять раз больше, чем в России. Хотя по многим видам промышленной продукции Китай стал занимать первое место в мире, однако на душу населения производство товаров отстает, например, от Японии в 30 раз.

Решение социальных проблем требует особого внимания политических лидеров в Китае. До сих пор не решена проблема гигантской безработицы, которая фактически к началу века приняла критическое содержание. Излишняя рабочая сила колеблется от 150 до 180 миллионов безработных. Это представляет горючий материал для создания угрозы стабильности страны. Данная проблема увязывается с углублением пропасти между богатыми и бедными в период развития реформ в Китае. Увеличение темпов дифференциации крестьян началось в начале XXI века в связи с процессом концентрации земель в руках так называемых «мастеров урожая». С начала экономических реформ закрепление земельных наделов за подрядными дворами осуществлялось на 15 лет, то есть до 2000 года. Начался пересмотр условий распределения земель и нового подворного подряда. Концентрация земель в руках «мастеров урожая» и кооперативов нового типа, способных применять современные агротехнологии, будет способствовать выталкиванию миллионов крестьян и появлению более широкого круга безземельных крестьян. Процесс маргинализации социальных слоев за период реформ остановить не удалось.
Подведение итогов развития деревни за годы реформ показало, что многие проблемы села решить так и не удалось. Несмотря на официальную статистику увеличения номинальных доходов, среднедушевые показатели доходов крестьян остаются все равно крайне низкими. Увеличение доходов в денежном выражении поглощается ростом потребительских цен, которые за двадцать лет выросли в 3,6 раза. По утверждениям китайской печати, налоги на крестьянские хозяйства нисколько не уменьшились - они должны были оплачивать до 400 различных налогов, сборов, взносов. В официальных документах признавалось, что остающиеся довольно низкими доходы сельских жителей, стали серьезным ограничителем темпов социально-экономического развития страны. Низкая покупательная способность сдерживала становление внутреннего общенационального рынка и развитие промышленности. Руководители страны во главе с Ху Цзиньтао вынуждены были сосредоточить главное внимание на решении именно этих проблем, без которых невозможно было дальнейшее продвижение вперед по пути реформирования.