Значение внешней торговли для экономики страны. В чем заключается значение внешней торговли для развития национальной экономики

Иркутск, 2017г.

Введение. 4

1. Внешняя торговля страны: теоретические аспекты.. 6

1.1. Значение внешней торговли для экономики страны.. 6

1.2. Международное разделение труда как основа внешнеторговой специализации 8

1.3. Современные тенденции развития мировой торговли. 10

2. Анализ экономических отношений России и Китая. 12

2.1. Внешняя торговля Китая. 12

2.2. Внешняя торговля России. 15

2.3. Торговые и инвестиционные отношения Китая и России. 18

3. Проблемы и перспективы развития российско- китайских торговых отношений 24

Заключение. 28

Список использованной литературы.. 30


Введение

Китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество ведется на прочной основе политического взаимодоверия и общего стремления к взаимной выгоде, оно отвечает интересам в развитии обеих стран. Китай является главным партнером России. С каждым годом появляется все больше совместных проектов и программ. В 2015 году Москва и Пекин подписали более 30 соглашений в различных сферах сотрудничества, начиная с проектов в энергетике и заканчивая изучением дальнего космоса. Это высшее достижение в отношениях двух стран за последние 15 лет .

Таким образом, актуальность курсовой работы обусловлена необходимостью исследования наиболее значимых аспектов экономических отношений между Россией и Китаем. Нужно отметить, что развитие сотрудничества между данными странами необходимо как для экономики этих стран, в целом, так и для их отдельных регионов. Отношения Россия - Китай затрагивают практически все сферы деятельности, включая не только традиционные прямые торговые и производственные связи, но и крупные инвестиционные проекты, проекты развития регионального и приграничного торгово-экономического сотрудничества, программы в области культуры, науки, образования. Актуальным так же является то, что союз между странами Россией и Китаем набирает обороты и выходят на более высокий уровень. Но политологи и экономисты всего мира называют эти отношения неоднозначными, утверждая, что отношения Китая и России не равны. Многие считают, что Китай рассматривает Россию не как партнер, а как сырьевую колонию, ведь мы зависимы от Китая намного больше, чем от нас. Проведенный анализ курсовой работы поможет понять перспективу развития союза, выгодные интересы сторон в торгово-экономических сферах.

Объектом исследования являются структура и динамика торгово-экономических отношений России и Китая в условиях глобализации экономики и развития сотрудничества во всех сферах развития экономики.

Предметом исследования выступают вопросы, непосредственно связанные с реализацией торгово-экономического и инвестиционного партнерства России и Китая, симбиоз в сферах сотрудничества (Нефть, газ, торговля и др.).

Цель работы:исследовать и оценить состояние, проблемы и перспективы развития российско-китайских торгово-экономических отношений и разработать рекомендации по повышению их эффективности.

Поставленная цель исследования определяет необходимость решения следующих задач:

Провести анализ опыта и развития торгово-экономических отношений между Россией и Китаем

Проанализировать положение России в товарообороте Китая

Проанализировать положение Китая в товарообороте России

Рассмотреть товарную и страновую структуру импорта и экспорта России и Китая

Провести анализ торгово-экономических отношений России и Китая

Проанализировать состояние и потенциал развития российского и китайского сотрудничества в торгово-экономических отношениях


1. Внешняя торговля страны: теоретические аспекты

Значение внешней торговли для экономики страны

Внешняя торговля – это торговые отношения какой-либо страны с другими, которые состоят из экспорта и импорта. Совокупность внешнеторговых отношений между различными странами формирует международную торговлю. В рамках этой торговли с течением времени сформировалось международное разделение труда, которое и лежит в основе международных торговых отношений.

Основными субъектами мировой экономики являются:

Страны (национальные экономики)

Транснациональные корпорации и транснациональные банки

Интеграционные объединения

Международные экономические организации

Основные отличия внешней торговли от внутренней:

Товары и услуги на мировом уровне менее мобильны, чем внутри страны;

При расчетах каждая страна использует свою национальную валюту, отсюда возникает необходимость сопоставления разных валют;

Внешняя торговля подвержена большему государственному контролю, нежели внутренняя;

Имеются большее число покупателей и большее число конкурентов.

Тенденция ко все большей открытости национальных хозяйств является характерной чертой современного развития международного разделения труда. По степени вовлеченности в международное разделение труда (степени открытости) национальные хозяйства можно подразделить на два противоположных типа- автаркическое и открытое .

Под замкнутой (автаркической) понимается экономика, развитие которой определяется исключительно внутренними тенденциями и не зависит от тенденций, имеющих место в мировом хозяйстве. При этом экономические связи страны с другими национальными хозяйствами минимальны. Под полностью открытой экономикой понимается такая экономика, развитие которой определяется тенденциями, действующими в мировом хозяйстве. Внешние связи страны усиливаются, причем с переходом к более высокому уровню развития происходит как абсолютное, так и относительное их расширение .

Показатели развития МРТ:

1. Количественные:

- величина мирового товарооборота (сумма экспорта и импорта)

Внешнеторговый оборот страны (сумма экспорта и импорта страны)

Внешнеторговый баланс (разность экспорта и импорта)

Экспортная, импортная и внешнеторговая квота – доля, соответственно, экспорта и импорта в ВВП. Доля импорта и экспорта в объеме национального производства показывает степень включенности страны в международную торговлю, степень "открытости" экономики .

Кэ=Э/ВВП * 100%

Ки= И/ВВП* 100%

Квт= ½(Э+И) /ВВП* 100%

Внешнеторговое сальдо – соотношение экспорта и импорта. Если экспорт больше импорта, страна имеет положительное внешнеторговое сальдо (активный торговый баланс), если импорт больше экспорта – отрицательное (пассивный торговый баланс). Разница между экспортом и импортом образует чистый экспорт.

Экспортный потенциал (экспортные возможности) – доля продукции, которая может быть продана данной страной без ущерба для собственной экономики;

Динамика международной торговли

2. Качественные

Географическая структура- субъекты (с кем торгует страна)

Товарная структура- распределение товарооборота по группам.

Состояние внешней торговли страны, уровень ее развития зависят прежде всего от конкурентоспособности производимых товаров, на уровень которой влияют:

Обеспеченность страны ресурсами (факторами производства), в том числе и такими как информация, технология .

Емкость и требования внутреннего рынка к качеству продукции;

Уровень развития связей экспортных отраслей с сопряженными отраслями и производствами;

Стратегия фирм, их организационная структура, степень развития конкуренции на внутреннем рынке.

Международная торговля является важным средством развития национальной экономики, поскольку с ее помощью повышается производительность труда, увеличивается общий объем производства. Государства, экспортирующие свои товары в другие страны, получают значительный экономический выигрыш за счет развития специализированных производств, которые обладают сравнительно более высокой эффективностью по сравнению со странами, производящими аналогичные продукцию .

Благодаря международной торговле мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния народа. Каждая страна должна производить те товары, издержки производства которых относительно ниже издержек в других странах, и обменивать товары, на которых она специализируется, на продукты, издержки производства, которых в стране ниже по сравнению со всей страной. Если так будет поступать каждая страна, то мир может в полной степени использовать преимущества географический и человеческий специализации .

Значение внешней торговли для современной экономики России

Россия на протяжении длительного времени была не только активным участником формирования европейского и мирового рынков, но и лидером по отдельным статьям экспорта, особенно в конце XIX - начале XX вв.

Существенные изменения произошли во второй половине XIX в., когда Россия как капиталистическая страна стала крупным потребителем промышленной продукции европейских стран и поставщиком продовольствия и сырья. В условиях динамичного движения России по цивилизованному пути западные промышленные страны стали интенсивно развивать свои экономические отношения с ней. Поступавшие из европейских стран промышленные капиталы ускорили развитие российской обрабатывающей промышленности.

В системе внешнеэкономических приоритетов России взаимоотношения, например, со странами Центральной и Восточной Европы по-прежнему занимают важное место. В конце 80 - начале 90-х годов, как в России, так и в восточноевропейском регионе в целом, как известно, произошли стремительные политико-экономические преобразования, направленность которых неизбежно повлекла за собой радикальные изменения в сфере экономики.

Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа. Таким образом, внешняя торговля - очень выгодная отрасль, и сейчас для России она имеет особенно большое значение. Принятие действенных мер соответствующими государственными органами по созданию надежного заслона от проникновения во внешнюю торговлю преступных элементов и усиление борьбы с возрастающей криминализацией, наряду с другими мерами по повышению эффективности внешней торговли должно стать главнейшей задачей государства.

Главной целью развития внешнеэкономических связей (ВЭС) является равноправная интеграция России в систему международных экономических отношений с тем, чтобы использовать в интересах страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.

Успехи, а равно и неудачи в торговле не являются чем-то статичным. Конкурентоспособность по отдельным видам продукции может варьироваться от компании к компании, когда изменения на рынке или внедрение новых технологий делает возможным выпуск более дешевых изделий улучшенного качества. История и опыт свидетельствуют, что целые страны, обладающие определенными преимуществами, скажем, в стоимости трудовых или природных ресурсов, могут утратить конкурентоспособность некоторых своих товаров или услуг по мере своего экономического развития. При наличии стимулов, которые предоставляет открытая экономика, однако, они быстро приобретают конкурентоспособность в каких-нибудь других областях. Этот процесс, как правило, является постепенным, так как в той мере, в какой системе торговли дозволено функционировать без каких-либо сдерживающих факторов протекционизма, фирмы заинтересованы в адаптации своей деятельности к новым условиям, причем это происходит достаточно целенаправленно и относительно безболезненно.

Однако, без создания механизма эффективной поддержки национальных производителей, и, прежде всего, в сельском хозяйстве, зависимость России от экспорта сырья и импорта продовольствия останется самым чувствительным звеном для экономики страны в отношениях с мировой хозяйственной системой.

Таможенная политика государства играет решающую роль во внешнеэкономических отношениях России. Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики окажут огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таким образом, налогообложение является одной из важнейших составляющих внешнеэкономической политики государства.

Таможенная политика - это мощный рычаг, при помощи которого государство может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе.

Существование противодействующих друг другу государств, ставит перед национальными правительствами задачу обеспечения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер. На сегодняшний день в импорте Российской Федерации, как и во всей экономике нашей страны, происходят глубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов.

Основная задача государства в области международной торговли - помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.

Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как, непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и т. д.).

Наиболее распространенными средствами служат пошлины, целями использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для раз-витых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).

Одной из традиционных форм участия нашей страны в систе­ме международных экономических отношений является внешняя торговля. Несмотря на относительно незначительные масштабы экспортно-импортных операций России (в сравнении с ее потен­циальными возможностями в данной области), ею уже накоплен необходимый опыт разработки и реализации внешнеторговой по­литики, использования тарифных и нетарифных методов регули­рования внешней торговли. Сложные задачи в данной сфере стоят перед Россией в связи с решением проблем вступления во Всемирную торговую организацию.

В постсоветский период экономике России приходится одновременно решать три важнейшие задачи, тесно связанные между собой. Во-первых, это системная трансформация, переход от централизо­ванной плановой экономики к рыночным отношениям. Во-вторых, структурная перестройка экономики с целью создания и развития современных, конкурентоспособных производств, соответствующих преимуществам России в факторах производства. В-третьих, эффективное включение российской экономики в мировое хозяйство на микро-, макроэкономическом и институциональном уровнях.

Тем большее значение приобретает внешнеэкономический ком­плекс страны, развитие внешней торговли и других форм внеш­неэкономической деятельности, которые обеспечивают потоки товаров, услуг, информации, капиталов между Россией и другими странами мира и тем самым влияют на структурную перестройку экономики, стабильность национальной денежной системы, фор­мирование доходов бюджета.

Значение внешней торговли подчеркивается и тем обстоятельством, что ее динамика в 90-е гг., по крайней мере до кризиса 1998 г., отличалась от развития других отраслей в лучшую сторону. На фоне экономического спада, преодоление которого наметилось только в 19992000 гг., во внешней торговле уже с 1993 г. наблюдались устойчивый рост, положительная динамика по внешнеторговому обороту, объемам экспорта и импорта, внешнеторговому сальдо.

Развитие внешней торговли России в 90-е гг. осложнялось теми же проблемами, что и развитие российской экономики в целом, в том числе и влиянием неустойчивой конъюнктуры мирового рынка.

Поэтому в соответствии с изменениями в экономической по­литике России корректировалась и ее внешнеторговая политика. В частности, с середины 90-х гг. происходил переход от безогляд­ной открытости экономики, включения в мировое хозяйство «лю­бой ценой», к разумной защите отечественного рынка и отече­ственного производителя.

Для развивающихся экономик в течение десятилетий были ха­рактерны две крайние модели развития: 1) импортозамещение и 2) первоочередное развитие экспортных производств. На основе первой модели создавались в 5070-е гг. экономики Индии и Бра­зилии. Вторая модель характерна прежде всего для новых индустри­альных стран Юго-Восточной Азии. Однако для России обе эти мо­дели в чистом виде неприемлемы, поскольку ее экономика давно уже прошла процесс индустриализации и обладает несмотря на многолетний системный кризис и спад производства значитель­ным научно-техническим, производственным, кадровым и интел­лектуальным, а не только природным, потенциалом.

Одной из главных проблем в развитии внешнеторговых связей России выступает обеспечение рационального соотношения между созданием конкурентной среды на внутреннем рынке и защитой оте­чественного производства. Именно в этом плане актуально создание импортозамещающих производств, в том числе конкурентноспособных производств потребительских и инвестиционных товаров.

Другая проблема - развитие экспортных производств на базе более глубокой переработки сырья, эффективной поддержки уже существующего экспортного потенциала как в топливно-энерге­тическом, так и военно-промышленном комплексах, а также в других наукоемких отраслях.

Третья важнейшая проблема в государственной внешнеторго­вой политике обеспечение равноправного, недискриминаци­онного участия России в международной торговле. На этом на­правлении важно завершить процесс вступления в ВТО.

Охарактеризуем динамику, географическую и товарную структуру внешней торговли России в 90-е годы.

В период, предшествовавший 1992 г., внешнеторговые связи России осуществлялись не самостоятельно, а в рамках единого государства - СССР. Взаимные поставки товаров между союзны­ми республиками не рассматривались как внешнеторговая дея­тельность, а товары российского производства, поступая на ми­ровой рынок, никак не выделялись из общесоюзного экспорта.

Тенденции развития внешней торговли СССР, ее географическая и, в меньшей степени, товарная структура претерпели значительные изменения в конце 80-х - начале 90-х гг. До 1988 г. оборот внешней торговли постоянно увеличивался и внешнеторговое сальдо, как правило, было положительным. С 1989 г. в условиях углубляющегося эко­номического кризиса и распада СССР объем внешней торговли начи­нает снижаться, сальдо внешней торговли становится отрицательным, что является дополнительной причиной роста внешнего долга.

1991 г. последний год существования СССР охарактеризо­вался резким спадом объема экспорта и импорта. Одной из важ­ных причин этого спада стал перевод с начала 1991 г. внешней торговли со странами СЭВ на мировые цены и свободно конвер­тируемую валюту и последующий роспуск этой организации, фун­кционировавшей более 40 лет (с 1949 г.).

С 1992 г. Россия выступает самостоятельным субъектом миро­вой экономики и объемы внешней торговли исчисляются в дол­ларах США по текущему курсу.

Из этого не следует, что все внешнеторговые сделки осущест­вляются только в долларах или других свободно конвертируемых валютах. До 20 % объема внешней торговли составляют сделки в российских рублях и неконвертируемых или частично конвертируе­мых валютах, распространены и бартерные сделки (товар на товар).

С 1992 по 1997 гг. наблюдался непрерывный рост внешнеторго­вого оборота (с 96,6 до 161,0 млрд долл.) и импорта (с 43,0 до 72,0 млрд долл.). Валютно-финансовый кризис 1998 г. в сочетании с падением в 1997 1998 гг. цен на нефть главный экспортный товар России привел к резкому спаду внешнеторгового оборо­та, экспорта и импорта (табл. 4.1). При этом изменение ситуации на мировом рынке нефти в 19992003 гг., когда цены на этот товар существенно возросли и сохранялись на высоком уровне, позволило увеличивать объем экспорта (начиная с 2000 г.) и при одновременном росте импорта получать довольно значительное внешнеторговое сальдо (максимальный объем которого 60,6 млрд. долл. был достигнут в 2000 г.).

Таблица 1. Динамика внешней торговли России (млрд. долл.)*

С учетом неорганизованной торговли.

Несмотря на колебания объемов импорта и экспорта, с 1992 г. неизменно положительным остается сальдо внешней торговли, до­стигшее максимальной величины в 2000 г. В условиях высокой внеш­ней задолженности, проблем, связанных с оттоком капитала, и неопределенности в отношениях с международными финансовы­ми центрами положительное сальдо внешней торговли способству­ет накоплению иностранной валюты, поддержанию курса рубля, обслуживанию и погашению внешнего долга и в целом проведе­нию Россией более самостоятельной экономической политики.

С 1992 г. в географической структуре внешней торговли России произошли коренные сдвиги, которые частично наметились еще в конце 80-х гг.

Во внешней торговле СССР неизменно преобладали страны члены СЭВ и другие социалистические страны, доля которых пре­вышала 60 %. В связи с переходом на торговлю по мировым ценам и расчеты в СКВ уже с 1990 г. началась переориентация внешней торговли СССР с рынков стран Восточной Европы (бывшие чле­ны СЭВ) на западные рынки с их более качественными товарами. Уменьшение доли бывших стран СЭВ во внешней торговле СССР было связано и с объединением Германии. Торговый оборот с этой группой стран в целом сократился на 60 %, ас некоторыми государствами еще больше. Бывшие ранее лидерами среди внеш­неэкономических партнеров СССР Польша, Чехословакия и Бол­гария отступили на второй план.

Преобладающее место во внешней торговле СССР в 1991 г. за­няли развитые страны с рыночной экономикой, удельный вес которых вырос с 26,2 до 57,3 %. Сокращение торгового оборота с этой группой стран тоже произошло, но оно не было столь об­вальным, а торговля с США даже выросла. Объединенная Герма­ния заняла первое место во внешней торговле СССР. Наметился рост экономических связей с КНР.

В статистике внешней торговли России выделяются два круп­ных политико-географических сектора: страны СНГ, «ближнее за­рубежье», и страны вне СНГ, или «дальнее зарубежье». Выделе­ние этих двух секторов связано с рядом различий в регулирова­нии, системе расчетов и ценообразовании.

Во внешней торговле России абсолютно преобладают связи с развитыми странами с рыночной экономикой. Так, в 2001 г. удель­ный вес 15-ти государств ЕС в обороте внешней торговли России составил более 37 %. Если к этому показателю прибавить другие индустриальные страны (США, Канаду, Японию и т.д.), то доля индустриальных государств превысит 50 %. Если же прибавить к ним 10 новых стран-членов ЕС (вступивших в ЕС в мае 2004 г.), то кар­тина изменится еще более существенным образом. В географиче­ской структуре внешней торговли РФ продолжается действие тен­денции, наметившейся еще в конце 80-х годов.

Страны СНГ занимают устойчивое второе место среди внеш­неторговых партнеров России. Их максимальный удельный вес (24 25 %) был достигнут в 1993 1994 гг., а к 2002 г. он сокра­тился в российском экспорте до 14,8 %, а в российском импор­те до 22,2.%.

Третью группу внешнеторговых партнеров России составляют государства Центральной и Восточной Европы бывшие члены СЭВ. Их удельный вес составляет 12 13% и имеет тенденцию к снижению. Важнейшие партнеры России в этой группе Польша, Венгрия, Чехия и Словакия.

В целом сохранялась тенденция сокращения в российской внеш­ней торговле удельного веса развивающихся стран. Главные парт­неры здесь Турция, Южная Корея, Индия, а также Иран, Еги­пет, Бразилия. До минимума сократилась торговля с такими стра­нами (бывшими членами СЭВ), как Куба, Монголия и Вьетнам, а также КНДР.

Один из крупнейших торговых партнеров России Китай. Если во второй половине 90-х гг. оборот российско-китайской тор­говли сокращался, несмотря на важные политические и эконо­мические договоренности на высшем уровне, то в 2000 2002 гг. он существенно возрос и доля Китая в российском экспорте в 2002 г. составила 6,4 %, а в российском импорте 5,2 %.

Основными внешнеторговыми партнерами России в 2002 г. были: Германия 7,6 % российского экспорта; Италия 7,0; Нидер­ланды 6,8; Китай 6,4; Украина 5,5 % (всего на первые пять стран приходилась 1/3 часть российского экспорта); далее Бело­руссия 5,5%; Швейцария 5,1; США 3,7; Великобрита­ния 3,5; Польша 3,5 % (всего на десять первых стран прихо­дилось более 1/2 части российского экспорта).

Товарная структура импорта и экспорта России соответствует спросу, предъявляемому на российские товары на мировом рын­ке, и спросу на иностранные товары на внутреннем рынке Рос­сии. Однако сложившаяся к началу XXIв. товарная структура внеш­ней торговли не соответствует экономическому, интеллектуаль­ному, промышленному и агроклиматическому потенциалам Рос­сии. Она является следствием экономического кризиса и спада производства, с одной стороны, неконкурентоспособности мно­гих российских производств и неудач в структурной трансформа­ции народного хозяйства с другой. Многие особенности товар­ной структуры унаследованы от советского периода, однако ряд проблем возник уже в 90-е гг.

В экспорте России, как и СССР в недавнем прошлом, господ­ствующее место занимает укрупненная группа «Минеральные про­дукты», включающая энергоресурсы, в первую очередь сырую нефть, а также природный газ и нефтепродукты (табл. 4.2). Удель­ный вес этой группы традиционно превышает 40 %, а его колебания в стоимости экспорта зависят от мировых цен, тогда как в натуральном выражении поставки энергоресурсов держатся при­мерно на одном уровне (132 млн. т нефти в 2000 г.).

Таблица 2. Товарная структура импорта и экспорта России в 2000 т., % к итогу*

* Источник: Россия в цифрах. М., 2001. С. 357.

В экспорте России 2-е место занимают металлы, драгоценные камни и изделия из них. Экспортные поставки металлов, в пер­вую очередь различных сортов и марок проката черных металлов, серьезно поддерживают черную металлургию России. Проблемы экспорта российских товаров черных металлов состоят в том, что в США и целом ряде других стран против российского проката, преимущественно высокотехнологичного, ведется антидемпинго­вая компания, угрожающая российским поставщикам запрети­тельно высокими импортными пошлинами.

По сравнению с советским периодом значительно возрос экс­порт алюминия и других цветных металлов (медь, никель и т.д.), поскольку их потребление внутри страны резко сократилось. Рос­сия один из четырех главных экспортеров алюминия, один из трех никеля, почти монополист по производству и экспорту платины, палладия и других металлов платиновой группы.

Что касается драгоценных камней, то по соглашению с алмаз­ным монополистом фирмой «Де Бирс» эта корпорация обяза­лась закупать у российской компании «Алроса» сырые алмазы на сумму не менее 550 млн. долл. в год.

Группа «Машины, оборудование и транспортные средства» за­нимает очень небольшое место в российском экспорте, причем больше трети экспорта машинотехнической продукции направ­ляется в страны СНГ. Именно здесь - самое слабое место в струк­туре российского экспорта, отражающее как неконкурентоспо­собность российского машиностроения, так и недостатки госу­дарственной промышленной политики и «пороки» конверсии во­енно-промышленного комплекса.

В СССР доля машинотехнической продукции в экспорте была более чем в 3 раза выше. Но не следует забывать, что на рынки стран Западной Европы, США и Японии советская техника до 1992 г. почти не поступала. В настоящее время рынки стран Центральной и Восточ­ной Европы для российского машиностроения практически потеря­ны, идет борьба за рынки инвестиционных товаров и оборудования Китая и ряда развивающихся стран. То же самое относится и к тор­говле оружием, где Россия должна жестко конкурировать с США, Францией и другими странами. В 90-е гг. поставки оружия и военной техники из России колебались в пределах 2,03,5 млрд. долл. Однако с начала 2000-х гг. Россия занимала на мировом рынке вооружений и военной техники уже третье место после США и Великобритании. В 2003 г. поставки вооружений и военной техники из России превы­сили 5 млрд. долл. Значительное место в машинотехническом экс­порте России занимают изделия электротехнической промышлен­ности (генераторы, турбины) и металлоемкое оборудование.

В вывозе химических товаров (4-е место) преобладают калий­ные, азотные и фосфорные удобрения. Положение в этой группе товаров сходно с металлургией: низкий внутренний спрос, опас­ность антидемпинговых санкций в отношении товаров с более высокой степенью обработки.

На 1-м месте по ввозу находится товарная группа «Машины, оборудование и транспортные средства» (3136 %), высокий удель­ный вес которой характерен для импорта развитых стран; он был примерно таким же и в советский период. Однако товарная струк­тура данной группы в 90-е гг. значительно изменилась: сократился ввоз промышленного оборудования, а основное место заняли те товары, которые в советское время не ввозились легковые ав­томобили, бытовая техника, цветные телевизоры, электронная аппаратура, компьютеры. Соответствующие отрасли промышлен­ности России оказались неконкурентоспособными и, за исключе­нием автомобилестроения, сократили до минимума свое произ­водство, не приспособившись к условиям открытой экономики.

Примерно такое же положение сложилось с ввозом товаров группы «Продовольственные товары и сельскохозяйственное сы­рье» (2-е место, 22 25 %). Удельный вес этой группы примерно соответствует советскому периоду. В 80-е гг. главной статьей ввоза было зерно (максимально до 42 млн. т в год). В 90-е гг. централизо-ванные закупки зерна прекратились, а его ввоз в целом сократился до минимума. Основное место в импорте заняли готовые продоволъственные изделия, в том числе в мелкой расфасовке, алко­гольные и безалкогольные напитки, кондитерские и табачные изделия.

Финансовый кризис августа 1998 г. в сочетании с «потреби­тельским патриотизмом» привел к определенному вытеснению им­портной продукции и, в еще большей степени, к перемещению ряда производств в Россию посредством прямых иностранных ин­вестиций. Это касается, в первую очередь, молочной, масложи-ровой, кондитерской, пивоваренной, табачной промышленно­сти, производства соков, безалкогольных напитков и т. д., неред­ко под привычными российскими марками. Тем не менее агропро­мышленный комплекс (АПК) России остается нереформирован­ным, восстановление многих отраслей животноводства требует дли­тельного времени и больших инвестиций, чисто торговые меры, включая протекционистские пошлины, для развития АПК и обес­печения продовольственной безопасности недостаточны.

Группа «Продукция химической промышленности» занима­ет 3-е место в российском импорте (1418 %). Высокий удельный вес этой группы объясняется ввозом большого количества това­ров бытовой химии, парфюмерно-косметических товаров, фармацевтических изделий. Указанные товары большей частью в советское время не ввозились вообще, они же составили сильную конкуренцию соответствующим российским предприятиям. И для этой группы, особенно товаров бытовой химии, характерно импортозамещение на базе прямых иностранных инвестиций и им­порта технологий.

Следует заметить, что основная ориентация во внешней торговле России на развитые страны с рыночной экономикой и сырьевая направленность российского экспорта взаимосвязаны.

Хотя в мае 2002 г. Министерство торговли США и Комиссии ЕС предоставили России статус страны с рыночной экономикой, ей еще предстоит добиться ликвидации дискриминационных ог­раничений в отношении российского экспорта готовой продук­ции, завершения переговоров о вступлении во Всемирную торго­вую организацию.

Диверсификация российского экспорта и наращивание вывоза продукции с высокой степенью обработки будет связано с рест­руктуризацией промышленности и развитием ее конкурентоспо­собности на мировом рынке производств.

Рассмотрим формирование законодательной, нормативно-правовой базы внешней торговли России. Реформирование внешней торговли осуществляется в общем контексте рыночных преобразований. Однако оно даже предшествовало радикальным реформам начала 90-х гг. и проводи­лось более решительно и последовательно. Рыночные отноше­ния стали складываться у российских хозяйствующих субъектов с иностранными партнерами раньше, чем с отечественными. Эти отношения послужили как бы образцом для внутреннего рынка.

Реформирование внешней торговли и внешнеэкономической деятельности в целом связано, в первую очередь, с переходом к открытой экономике и отменой государственной монополии в этой сфере. Государственная монополия, т.е. исключительное право го­сударства на осуществление внешнеэкономической деятельности но всех формах, господствовала в нашей стране в течение многих десятилетий. Ее ослабление происходило уже со второй половины 80-х гг. Начало было положено расширением прав государствен­ных внешнеторговых организаций, наряду с ними на внешний рынок были допущены отраслевые, республиканские и региональ­ные организации. С конца 80-х гг. производители экспортной про­дукции получили право непосредственного выхода на внешний рынок.

Существенное изменение во внешнеторговой политике и регулировании внешнеэкономической деятельности связано с Указом Президента Российской Федерации «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991 г. Фактически этот документ ликвидировал монополию государства на все виды внешнеэкономических связей, включая внешнюю торговлю и валютные операции. С этого момента право на внешнеэкономическую деятельность формально получили все хозяйствующие субъекты, независимо от формы соб­ственности.

Формирование внешнеэкономической политики, законодательной и нормативной базы с 1992 г., когда Россия становится само­стоятельным субъектом мирового хозяйства, осуществляется как составная часть рыночной трансформации экономики. Непосред­ственное влияние на этот процесс оказывают: переход к свободному рыночному ценообразованию, приватизация, налоговая и кредитно-денежная политика, курс на конвертируемость рубля, формирование валютного рынка. Особое значение имело введение с 1 июля 1992 г. единого рыночного курса рубля и перевод расчетов с большинством зарубежных партнеров на мировые цены и свободно конвертируемую валюту.

Главные задачи Российской Федерации в осуществлении внешнеэкономической (в более узком смысле внешнеторговой) политики определяются российским законодательством следую­щим образом:

Обеспечение экономической безопасности, защита экономических интересов государства в целом, субъектов Российской Федерации, российских участников внешнеэкономической деятельности;

· защита внутреннего рынка и отечественного производителя в
процессе осуществления внешнеторговых связей;

· заключение международных договоров в области внешних экономических связей и участие в деятельности международных эко­номических организаций с целью создания наиболее благоприят­ных условий для экономического развития страны.

В 90-е гг. постепенно создается правовая основа внешней торговли, предпринимаются попытки формирования концепции стратегии развития внешнеторговых связей. Разработаны основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, включая таможенно-тарифное регулирование, нетарифные ограничения, валютный и экспортный контроль, координацию внеш­неторговой деятельности субъектов Российской Федерации. Уста­новлен приоритет экономических методов регулирования внеш­ней торговли при равенстве ее участников независимо от форм собственности.

Важнейшие Федеральные законы, составившие в 2003 г. осно­ву российского законодательства во внешней торговле, следую­щие:

· «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуще­ствлении внешней торговли товарами» от 14 апреля 1998 № 63-
ФЗ;

· Таможенный кодекс РФ (в редакции 2003 г., вступил в дей­ствие 01.01.2004);

· «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» (1998 г.);

· «О координации международных и внешнеэкономических
связей субъектов Российской Федерации» (1999 г.);

· «Об экспортном контроле» (1999 г.);

· «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (2003 г.);

· «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (2003 г.)

Федеральный закон «О таможенном тарифе» содержит основы государственного регулирования внутреннего рынка при его взаимодействии с мировым рынком. В нем даются определения таможенного тарифа, таможенной территории и таможенной границы, таможенной пошлины с перечислением ее видов. Специальные разделы посвящены таможенной стоимости товара и методам ее определения, а также определению страны происхождения товара. Закон предусматривает также предоставление тарифных льгот (преференций) и случаи освобождения от уплаты таможенных пошлин.

Ввозная пошлина исчисляется на основе таможенной стоимо­сти товара, по которой рассчитываются также налоги на ввози­мые товары, таможенные сборы и штрафы, ведется таможенная статистика. Таможенная стоимость определяется импортером (дек­ларантом), и проверяется таможней, оформляющей груз. Тамож­ня решает вопрос о величине пошлины на основе документов декларанта либо собственной ценовой информации.

Таможенная стоимость определяется шестью методами, глав­ные из которых - расчет по цене сделки с ввозимым товаром и расчет по цене сделки с аналогичным товаром. При этом в цену сделки включаются помимо цены товара по контракту транспорт­ные расходы до пункта пересечения границы и другие расходы импортера, увеличивающие стоимость товара.

К числу налогов на ввозимые товары относятся НДС (почти на все товары) и акцизы, которые взимаются только с подакцизных товаров.

Таможенный тариф включает код товара, название товара, став­ку (ставки) таможенной пошлины.

В России преобладают адвалорные ввозные пошлины (от 5 до 20 %), определенное распространение имеют комбинированные, увеличивающие общее обложение. Вывозные пошлины большей частью специфические или комбинированные.

Таможенный кодекс РФ это обширный и детализированный законодательный акт, который содержит правовые, экономиче­ские и организационные основы таможенного дела. Таможенный кодекс РФ регулирует перемещение товаров через таможенные границы, устанавливает таможенные режимы, порядок таможен­ного оформления и таможенного контроля. Ответственность за на­рушения таможенных правил также предусмотрена специальны­ми разделами кодекса. Таможенный кодекс РФ устанавливает так­же правила ведения таможенной статистики и товарной номенк­латуры внешнеэкономической деятельности.

В Федеральном законе «Об основах государственного регулиро­вания внешнеторговой деятельности» сформулированы основные направления, принципы и организационные основы внешней тор­говли России. Внешнеторговая деятельность рассматривается как Деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственнос­тью. Под товаром понимается любое движимое имущество, а ре­зультаты интеллектуальной деятельности включают интеллекту­альную собственность.

Участниками внешнеторговой деятельности могут быть:

· российские юридические лица;

· российские физические лица, зарегистрированные в каче­стве индивидуальных предпринимателей;

· иностранные юридические лица и организации в иной форме;

· иностранные физические лица;

· Российская Федерация;

· субъекты Российской Федерации;

· муниципальные образования.

При этом иностранные лица осуществляют свою внешнетор­говую деятельность в России в соответствии с российским зако­нодательством. Непосредственное участие государства и муници­пальных образований во внешнеторговой деятельности регулиру­ется законами и другими правовыми актами РФ и ее субъектов. Все участники внешнеторговой деятельности равноправны и на­ходятся под защитой государства.

Состав участников внешней торговли России реально выгля­дит следующим образом.

1. Внешнеторговые фирмы разных форм собственности (порядка 650 тыс.), которые выступают главными субъектами внешне­торговых связей и обеспечивают основной (порядка 80 %) объем экспортно-импортных операций.

Государственные внешнеторговые организации - правопреемники общесоюзных внешнеторговых объединений и вновь со­зданные, имеющие статус федеральных государственных унитар­ных предприятий. Они действуют в сфере торговли оружием и военно-технического сотрудничества в целом. Кроме того, сохраняется их роль в поставках российского оборудования и дру­гих инвестиционных товаров по межгосударственным соглашениям.

Участники неорганизованной мелкооптовой торговли («чел­ноки»). Сотни тысяч «челноков» в основном поставляют потреби­тельские товары (одежду, обувь и прочие) на внутренний рынок из Турции, Китая, ОАЭ и других стран, продовольственные това­ры (включая фрукты и овощи) - из стран СНГ. В 1996- 1997 гг. стоимость «челночного» импорта составляла в среднем более
20 млрд. долл. в год, в 1990 2000 гг. она снизилась до 10- 11 млрд.
долл., а в 20012002 гг. вновь повысилась до 1314 млрд. долл.
Удельный вес «челночного» ввоза в общем российском импорте
вновь колеблется по годам в пределах 23 30 %.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осу­ществляющие внешнеторговую деятельность, связанную с пере­мещением товаров и транспортных средств через таможенную гра­ницу РФ, подлежат учету в таможенных органах, причем учет официально носит добровольный характер.

Основные методы регулирования внешнеторговой деятельно­сти носят экономический характер. В то же время не исключаются государственная монополия на торговлю определенными катего­риями товаров, ограничения и временные запреты на ввоз и вы­воз товаров в интересах национальной безопасности, включая и экономическую безопасность.

Законы и другие нормативные акты, принятые во второй по­ловине 90-х гг., способствовали усилению государственного ре­гулирования внешней торговли по направлениям экспортного и валютного контроля, защиты внутреннего рынка и националь­ного производителя. Более гибко используя общепринятые в мировой практике принципы и направления внешнеторговой политики, Россия начала жестче и последовательнее отстаивать свои национальные интересы.

Рассмотрим тарифное регулирование внешней торговли России. В государственном регулировании внешней торговли России ис­пользуются все общепринятые в мировой практике методы и ин­струменты таможенно-тарифного регулирования и нетарифных ог­раничений.

Российская Федерация как самостоятельный субъект мировой экономики унаследовала от Советского Союза обустроенные го­сударственную и таможенную границы с Норвегией, Финлянди­ей, Китаем, Монголией и КНДР. Вместе с тем таможенные гра­ницы с новыми независимыми государствами необходимо было создавать заново. Уже в конце 1992 г. зона таможенного контроля и таможенные посты были созданы на границах со странами Бал­тии, а также с Украиной, Азербайджаном и Грузией. Особое по­ложение в этом отношении занимают только границы с Белорус­сией, где таможенный контроль формально снят в 1995 г., и Ка­захстаном, где таможенная граница только оборудуется.

С начала 1993 г. независимо от взимания таможенных пошлин все товары, ввозимые в Россию или вывозимые из России, под­лежат таможенному оформлению. Это относится и к странам членам СНГ. Точно так же обязательным является взимание та­моженных сборов за оформление и хранение товаров, санитар­ный и ветеринарный контроль и т.д. Только оформление тран­зитных перевозок в пределах СНГ (например, из Узбекистана в Белоруссию или из Украины в Казахстан) освобождается от таможенных сборов.

Таможенные органы совмещают фискальные (взимание таможенных пошлин и таможенных сборов), контрольные и правоохранительные функции. В исполнении фискальной и контрольной функций таможенная служба сотрудничает с налоговыми органами и Министерством финансов РФ, к которому в 2000 г. отошла функция валютного и экспортного контроля.

При современном экономическом положении России особое значение приобрела фискальная функция. В отличие от большин­ства развитых стран таможенные пошлины составляют в России одну из важнейших статей доходной части федерального бюджета, Например, в 2000 и 2001 гг. совокупный объем ввозных и вывозных таможенных пошлин, НДС и акцизов на ввозимые товары составил около 30 % доходной части федерального бюджета.

Формирование российской таможенной службы завершилось к 1994 г. В ее состав входят Государственный таможенный комитет (ныне Федеральная таможенная служба - ФТС), 7 территориальных таможенных управлений, та­можни и таможенные посты. Общая протяженность охраняемой таможенной границы составляет 21,2 тыс. км.

Таможенная служба контролирует движение через таможенную границу товаров, движимого имущества и услуг. При взимании пошлин она руководствуется Товарной номенклатурой внешне­экономической деятельности (ТН ВЭД). Единообразная класси­фикация и кодирование товаров в системе ТН ВЭД были введены Правительством РФ в 1992 г. ТН ВЭД России основана на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, приня­той в Европейском Союзе, и совпадает с ТН ВЭД.

ТН ВЭД включает 97 групп товаров, объединенных в 24 разде­ла, и имеет свыше 10 тыс. товарных позиций, например:

01.Живые животные.

02.Мясо и пищевые мясные субпродукты.

10. Зерновые хлеба.

30. Фармацевтические товары.

39. Пластмассы и изделия из них.

72. Черные металлы и изделия из них.

84. Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические приспособления.

97. Произведения искусства, предметы коллекционирования и антиквариат.

Внутри товарных групп каждая товарная позиция имеет 10-значный код, которым и руководствуется таможенник при контроле за прохождением товара.

Ввозной (импортный) тариф и ввозные (импортные) пошлины. Ввоз­ной (импортный) тариф и ввозные пошлины в 90-е гг. неоднок­ратно менялись в соответствии с изменениями во внешнеторго­вой политике и экономическом положении России. Например, в начале 1992 г. сложной проблемой считалась нехватка продоволь­ствия и других потребительских товаров и несколько месяцев их ввоз был беспошлинным. По мере насыщения потребительского рынка в условиях либерализации цен на первый план вышла дру­гая проблема затрудненность сбыта отечественной продукции в результате снижения платежеспособного спроса населения и уси­ления конкуренции со стороны иностранных товаров.

Вследствие этого с 1994 г. и до конца 2000 г. наблюдалась тен­денция к росту ввозных пошлин, в том числе и к введению очень высоких (протекционистских) пошлин на многие товары (авто­мобили, мясные продукты, масло сливочное и подсолнечное, сахар, алкогольные и безалкогольные напитки, сигареты, некоторые виды сырья для легкой промышленности, мебель, отде­лочные строительные материалы и т.д.).

Ныне действующий таможенный тариф утвержден постанов­лением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. и введен в дей­ствие с 1 апреля 2000 г.

Вопрос о принципиальных изменениях в таможенном тарифе почти сразу стал в повестку дня. На новом этапе развития выяс­нилось, что высокие ставки ввозных таможенных пошлин вовсе не обеспечивают ни ожидаемых бюджетных поступлений, ни за­щиты национальных производителей и национального рынка, не способствуют развитию промышленного производства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Значение внешней торговли для современной экономики России

Россия на протяжении длительного времени была не только активным участником формирования европейского и мирового рынков, но и лидером по отдельным статьям экспорта, особенно в конце XIX - начале XX вв.

Существенные изменения произошли во второй половине XIX в., когда Россия как капиталистическая страна стала крупным потребителем промышленной продукции европейских стран и поставщиком продовольствия и сырья. В условиях динамичного движения России по цивилизованному пути западные промышленные страны стали интенсивно развивать свои экономические отношения с ней. Поступавшие из европейских стран промышленные капиталы ускорили развитие российской обрабатывающей промышленности.

В системе внешнеэкономических приоритетов России взаимоотношения, например, со странами Центральной и Восточной Европы по-прежнему занимают важное место. В конце 80 - начале 90-х годов, как в России, так и в восточноевропейском регионе в целом, как известно, произошли стремительные политико-экономические преобразования, направленность которых неизбежно повлекла за собой радикальные изменения в сфере экономики.

Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния народа. Таким образом, внешняя торговля - очень выгодная отрасль, и сейчас для России она имеет особенно большое значение. Принятие действенных мер соответствующими государственными органами по созданию надежного заслона от проникновения во внешнюю торговлю преступных элементов и усиление борьбы с возрастающей криминализацией, наряду с другими мерами по повышению эффективности внешней торговли должно стать главнейшей задачей государства.

Главной целью развития внешнеэкономических связей (ВЭС) является равноправная интеграция России в систему международных экономических отношений с тем, чтобы использовать в интересах страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.

Успехи, а равно и неудачи в торговле не являются чем-то статичным. Конкурентоспособность по отдельным видам продукции может варьироваться от компании к компании, когда изменения на рынке или внедрение новых технологий делает возможным выпуск более дешевых изделий улучшенного качества. История и опыт свидетельствуют, что целые страны, обладающие определенными преимуществами, скажем, в стоимости трудовых или природных ресурсов, могут утратить конкурентоспособность некоторых своих товаров или услуг по мере своего экономического развития. При наличии стимулов, которые предоставляет открытая экономика, однако, они быстро приобретают конкурентоспособность в каких-нибудь других областях. Этот процесс, как правило, является постепенным, так как в той мере, в какой системе торговли дозволено функционировать без каких-либо сдерживающих факторов протекционизма, фирмы заинтересованы в адаптации своей деятельности к новым условиям, причем это происходит достаточно целенаправленно и относительно безболезненно.

Однако, без создания механизма эффективной поддержки национальных производителей, и, прежде всего, в сельском хозяйстве, зависимость России от экспорта сырья и импорта продовольствия останется самым чувствительным звеном для экономики страны в отношениях с мировой хозяйственной системой.

Таможенная политика государства играет решающую роль во внешнеэкономических отношениях России. Грамотно построенная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура, цели налоговой политики окажут огромное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц. Таким образом, налогообложение является одной из важнейших составляющих внешнеэкономической политики государства.

Таможенная политика - это мощный рычаг, при помощи которого государство может и стимулировать рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе.

Существование противодействующих друг другу государств, ставит перед национальными правительствами задачу обеспечения национальных интересов, в том числе за счет протекционистских мер. На сегодняшний день в импорте Российской Федерации, как и во всей экономике нашей страны, происходят глубокие изменения. Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов.

Основная задача государства в области международной торговли - помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей формирование экспорта.

Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как, непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы), так и ограничивающие стоимостные объемы или количество поступающего товара (количественные ограничения, лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и т. д.).

Наиболее распространенными средствами служат пошлины, целями использования которых являются получение дополнительных финансовых средств (как правило, для развивающихся стран), регулирование внешнеторговых потоков (более типично для раз-витых государств) или защита национальных производителей (главным образом в трудоемких отраслях).

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Структура внешней торговли как формы международных экономических отношений. Основные показатели и место внешней торговли России в мировой экономике. Анализ экспорта и импорта по товарному и географическому признаку. Перспективы развития внешней торговли.

    курсовая работа , добавлен 05.09.2014

    Понятие и значение международной торговли для развития национальной экономики. Основные теории международной торговли. Факторы производства и теория Хекшера-Олина, теорема Рыбчинского о "голландской болезни". Тенденции развития внешней торговли России.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2016

    Анализ динамики внешней торговли России в условиях вступления в Таможенный союз, пути ее стимулирования, перспективы на 2012-2013 г. Структура внешнеэкономических связей России, пути развития экономического потенциала и повышение конкурентоспособности.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2014

    Основные показатели внешней торговли. Динамика внешней торговли. Развитие импорта и экспорта. Товарная и географическая структура внешней торговли. Приоритеты и направления развития внешней торговли России. Место России в международной торговле.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2011

    Роль внешней торговли России в мировой экономике. Тенденции и факторы развития внешней торговли России. Структура внешней торговли России. Активная торговля машинами и оборудованием. Жесткая конкуренция и ограниченный спрос.

    реферат , добавлен 28.09.2006

    Статистика внешней торговли России в январе-августе 2013 года: основные тенденции. Факторы, влияющими на торговлю. Общие тенденции экспорта, импорта и внешнеторгового оборота в целом. Россия в Таможенном союзе. Товарная структура экспорта и импорта.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2014

    Динамика внешней торговли Японии за 2002–2010 годы. Анализ географического распределения экспорта и импорта государства за последние годы. Товарная структура внешней торговли Японии за 2002 и 2010 годы. Развитие внешней торговли между Японией и Россией.

    курсовая работа , добавлен 08.03.2011

    Общая характеристика и особенности экономики Китая. Характеристика международной торговли. Нынешний этап и перспективы развития внешней торговли КНР. Основные статьи экспорта и импорта страны. Причины высоких поступлений иностранных инвестиций в КНР.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2010

    Особенности современного развития внешней торговли России. Динамика и структура внешней торговли, внешнеторговый баланс. Проблема конкурентоспособности российской продукции на мировых рынках. Перспективы присоединения к ВТО, преимущества от членства.

    практическая работа , добавлен 12.10.2009

    Экономическая сущность и значение внешней торговли Кыргызской Республики. Динамика и объем мировой торговли. Анализ товарной и географической структуры экспорта и импорта. Основные проблемы и перспективы развития внешней торговли Кыргызской Республики.

    Значение внешней торговли для экономики страны. Формирование внешнеторговой политики.

    Виды внешнеэкономических операций. Внешнеторговые документы.

    Внешнеторговые расчеты в составе ВЭД.

Вопрос № 1

Значение внешней торговли для экономики страны. Формирование внешней торговой политики

Одной из традиционных форм участия России в системе международных экономических отношений является внешняя торговля

Реформирование внешней торговли осуществляется в общем контексте рыночных преобразований. Однако оно предшествовало радикальным рыночным реформам начала 90-х гг. XX века и проводилось более решительно и последовательно. Рыночные отношения стали складываться у российских хозяйствующих субъектов с иностранными партнерами раньше, чем с отечественными.

Реформирование внешней торговли и внешнеэкономической деятельности в целом связано, в первую очередь связано, с переходом к открытой экономики и отмены государственной монополии в этой сфере. Государственная монополия, то есть исключительное право государства на осуществление внешнеэкономической деятельности во всех формах, господствовала в нашей стране в течение многих десятилетий. Ее ослабление происходило уже со второй половины 80-х гг. XX века. Начало было положено расширением прав государственных внешнеторговых организаций, наряду с ними на внешний рынок были допущены отраслевые, республиканские и региональные организации. С конца 80-х гг. XX века производители экспортной продукции получили право непосредственного выхода на внешний рынок.

Существенные изменения внешнеторговой политики и регулирование ВЭД связано с указом президента РФ «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991 г. Фактически этот документ ликвидировал монополию государства на все виды ВЭС, включая внешнюю торговлю и валютные операции. С этого момента право на ВЭД формально получили все хозяйствующие субъекты, независимо от формы собственности.

В период, предшествующий 1992 году, внешнеторговые связи России осуществлялись не самостоятельно, а в рамках единого государства – СССР. Взаимные поставки товаров между союзными республиками не рассматривались как внешнеторговая деятельность, а товары российского производства, поступая на мировой рынок, никак не выделялись из общего союзного экспорта.

В постсоветской экономике России приходится одновременно решать три важнейшие задачи, тесно связанные между собой:

1. это системная трансформация, переход от централизованной плановой экономики к рыночным отношениям;

2. структурная перестройка экономики с целью создания и развития современных, конкурентоспособных производств, соответствующих преимуществам России в факторах производства;

3. эффективное включение российской экономики в мировое хозяйство на микро-, макроэкономическом и институциональном уровнях.

Таким образом, внешнеэкономический комплекс приобретает большое значение, а развитие внешней торговли и других форм ВЭД, которые обеспечивают потоки товаров, услуг, информации, капиталов между Россией и другими странами мира и тем самым влияют на структурную перестройку экономики, стабильность национальной денежной системы, формирование доходов бюджета.

Значение внешней торговли подчеркивается и тем обстоятельством, что ее динамика в 90-е гг. XX века, по крайней мере до кризиса 1998 г., отличалась от развития других отраслей в лучшую сторону. На фоне экономического спада, преодоление которого наметилось только в 1992-2000 гг., во внешней торговле уже с 1993 года наблюдались устойчивый рост, положительная динамика по внешнеторговому обороту, объемам экспорта и импорта, внешнеторговому сальдо.

Развитие внешней торговли России в 90-е гг. XX века осложнялось теми же проблемами, что и развития российской экономике в целом, в том числе и влияние неустойчивой конъюнктуры мирового рынка. Поэтому в соответствии с изменениями в экономической политики России корректировалось и ее внешнеторговая политика. В частности, с середины 90-х гг. XX века происходил переход от безоглядной открытости экономики, включение в мировое хозяйство «любой ценой», к разумной защите отечественного рынка и отечественного производителя.

Одной из главных проблем в развитии внешнеторговых связей России выступает обеспечение рационального соотношения между созданием конкурентной среды на внутреннем рынке и защитой отечественного производства. Именно в этом плане актуально создание импортозамещающих производств, в том числе конкурентоспособных производств, потребительских и инвестиционных товаров.

Другая проблема – развитие экспортных производств на базе более глубокой переработки сырья, эффективной поддержки уже существующего экспортного потенциала как в топливно-энергетическом, так и военно-промышленном комплексах, а также в других наукоемких отраслях.

Третья важнейшая проблема в государственной внешнеторговой политике – обеспечение равноправного, не дискриминационного участия России в международной торговле. На этом направлении важно завершить процесс вступления в ВТО.

В 90-е гг. XX века постепенно создается правовая основа внешней торговли, предпринимаются попытки формирования концепции и стратегии развития внешнеторговых связей. Разработана основа государственного регулирования внешнеторговой деятельности, включая таможенно-тарифное регулирование, нетарифные ограничения, валютной и экспортный контроль, координацию внешнеторговой деятельностью субъектов РФ. Установлен приоритет экономических методов регулирования внешней торговли при равенстве ее участников независимо от форм собственности.

В Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» сформулированы основные направления, принципы и организационные основы внешней торговли России.

Внешнеторговая деятельность рассматривается как деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами и информацией и интеллектуальной собственности. Под товаром понимается любое движимое имущество, а результаты интеллектуальной деятельности включают интеллектуальную собственность.

Участниками внешнеторговой деятельности могут быть:

– российские юридические лица;

– российские и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;

– иностранные юридические лица и организации в иной форме;

– иностранные физические лица;

– Российская Федерация;

– субъекты РФ;

– муниципальные образования.

Целями государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

– защита экономического суверенитета;

– обеспечение экономической безопасности РФ;

– стимулирование и развитие национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности;

– обеспечение условий эффективной интеграции российской экономики в мировую экономику.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредствам :

– таможенно-тарифного регулирования;

– нетарифного регулирования;

– запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;

– мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.