Валютное регулирование и валютные операции. Основные органы валютного регулирования в рф

Валютные войны ЦБ ведутся с целью увеличения доли экспорта отечественного производства в мировой потребительской корзине. Что же движет жаждой наживы? Каковы инструменты межнациональной борьбы? Как осуществляется валютное регулирование.

Суть ФЗ о валютном регулировании?

Рассматриваемый ФЗ о валютном регулировании предусматривает уточнение понятий:

  • валютного контроля;
  • субъектов отношений;
  • объекта воздействия правительственной программы;
  • правового поля, обязанностей валютных агентов.

Чтобы получить явные конкурентные преимущества, правительство искусственно занижает национальный курс путем плановых сделок, получая конкурентоспособную цену.

Подобные операции носят временный высокоамплитудный характер. Чтобы не понести значительных потерь во время резкого изменения национального курса, трейдеры должны внимать предупреждениям центральных банков о готовящейся облаве.

Как реализовано валютное регулирование в 2015 году?

Валютное регулирование 2015 года в РФ претерпело ряд изменений, направленных на увеличение конвертации рубля и регламентацию факторинговых сделок.

Акцент сделан на 3 субъекта валютного рынка:

  • фактора (факторинговую компанию);
  • поставщика (кредитора);
  • покупателя (должника).

Перекупка дебиторской задолженности первым лицом вместе с отгруженным товаром подпадает под действие ст. 824 ГК РФ.

Для упразднения споров по валютном были предложены конкретные изменения. Вы можете узнать их на специальном семинаре или у юристов налоговой службы.

Что представляет закон 173 о валютном регулировании?

Нововведения, включенные в специальный закон 173 о валютном регулировании:

  • разрешение сделок для резидентов и факторов-резидентов;
  • регламентация обязательств по репатриации полученной от экспорта выручки;
  • правила переуступки денежных прав-требований;
  • законодательно закрепленная обязанность фактора совершать уведомление резидента-экспортера в письменном виде;
  • нюансы нарушения сделок.

Учтите, принимать участие в факторинговых операциях на российской бирже можно лишь участникам Factors Chain International и International Factors Group.

Как происходит государственное регулирование валютного курса?

Государственное регулирование валютного курса происходит:

  1. Путем снижения или увеличения объема валютообращения иностранной денежной единицы.
  2. Путем ужесточения либо либерализации взаимоотношений участников расчетов.
  3. При помощи фискальной политики.
  4. Через регулирование % ставки ЦБ;
  5. Благодаря продаже государственных активов.

Вы можете наблюдать скупку или тиражирование облигаций на бирже, а через некоторое время варьирование рубля в пределах рассчитанного валютного коридора. Участие в государственных операциях с валютой и прочими инструментами биржевых торгов может принести не только деньги, но и настоящее удовольствие.

Методы валютного регулирования: девизный и обменный курс

Все методы валютного регулирования влияют на перспективу развития ведущей валютной пары.

Как трейдеру, так и рядовому спекулянту необходимо разграничивать два вида курса:

  1. Девизный.
  2. Обменный.

Первый предполагает выражение покупательной способности национальной валюты, исчисляемой в инвалюте. Второй - наоборот, показывает сколько рублей можно купить за 1 доллар.

При прогнозировании курса необходимо учитывать:

  1. Размер, частоту, причины интервенций ЦБ.
  2. Диапазон дисконтной политики.
  3. Протекционистские меры.

Валютное регулирование в Российской Федерации

Валютное регулирование в Российской Федерации - законодательная форма ведения политики страны в отношении отечественной и иностранных валют. Под регулированием понимают:

  • определение порядка осуществления операций с валютами;
  • валютный контроль;
  • регламентация условий формирования валютного резерва.

При осуществлении контроля государственные органы ориентируются на закон №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Его основная цель - укрепить курс рубля и экономику России, остановить отток средств за границу и привлечь дополнительный капитал из других стран.

Объекты валютных правоотношений

Основные объекты валютных правоотношений - это отечественная валюта (банкноты и монеты), иностранная (включая средства на счетах, наличные деньги, казначейские билеты), внутренние и внешние ценные бумаги, валютные ценности различного типа. Внутренними являются те ценные бумаги, чья номинальная стоимость указана в рублях. Внешними - бумаги, которые не относятся к внутренним согласно федеральному закону. Валютными ценностями считаются собственно валюта других государств, либо ценные бумаги с соответствующей номинальной стоимостью. Все это подлежит контролю со стороны государства.

Органы валютного регулирования

На территории России за законодательство в области контроля отвечают такие органы валютного регулирования, как Правительство и Центральный банк. Центробанк не подчиняется Правительству, но может действовать совместно с ним и имеет те же цели и задачи. Оба органа осуществляют законотворческую деятельность, выпускают законы и поправки к ним, определяют порядок и условия проведения различных операций, ограничивают движения средств. Законы и регламенты Центробанка и Правительства Российской Федерации обязаны выполнять как резиденты, так и нерезиденты страны (например, контрагенты).

Цель и задачи валютного регулирования

Цель и задачи валютного регулирования - главное, что определяет политику государства.

Основная цель - укрепить саму экономику страны, сделать ее кредито- и конкурентоспособной. Это делают, решая следующие задачи:

  • обеспечение притока денежных средств из-за границы;
  • остановка оттока капитала за рубеж;
  • укрепление курса рубля, предотвращение значительных колебаний.

Препятствуя бегству капитала в другие страны (прежде всего, в Европу и США), государство вводит определенные ограничения при вывозе средств за рубеж и препятствует свободному обращению других валют на территории России.

Валютные ограничения

Валютные ограничения призваны проконтролировать движение средств между контрагентами из разных стран. Накладываются они на импортные операции, реже - на экспортные. В России ведется политика поддержки курса рубля и национальной экономики, поэтому ограничения касаются именно импортных операций.

В рамках механизма ограничения экспортеры могут продавать валюту только отдельным банкам (например, Центробанком) по фиксированному курсу, а импортеры должны получить разрешение на покупку валюты. Существуют и другие виды ограничений, в том числе опосредованные - например, применение искусственно увеличенного курса местной валюты.

Валютный контроль при импорте товаров

При ввозе товаров на территорию страны ее законодательством предусмотрен валютный контроль. Он подразумевает под собой отслеживание всех операций. Оплату можно производить только безналичным способом, со счета на счет в уполномоченном банке. Организация, которые вывела деньги на счет другого лица, не являющегося резидентом страны, обязана в установленные сроки провезти через границу товар. Его стоимость должна быть аналогична перечисленной сумме.

Валютный контроль при импорте товаров позволяет предотвратить отток капитала за рубеж и, как следствие, ослабление экономики страны.

Инструмент валютной регулировки - это направление денежной политики любого государства. Определений данному действу можно подобрать немало, но все это - валютный контроль. Главная его цель - надзор за четким соблюдением государственными исполнительными органами требований в области внешнеэкономических и денежных операций. Основной орган валютного регулирования в РФ - Центробанк.

Проведение надзора

Он осуществляется:

1. За расчетами в денежном выражении и иными действиями, совершаемыми с платежными единицами других государств, производимыми на территории РФ.

2. За передвижениями дензнаков через государственную границу РФ.

3. За исполнением обязательств (выраженных в денежном эквиваленте) перед Россией и ее резидентами.

Глава 4 ФЗ от 10 декабря 2003 №173-ФЗ (Закон о валютном регулировании в РФ, з-н № 173) дает четкое определение валютного контроля и органов, осуществляющих его в России, очерчивает рамки их компетенции при реализации возложенных на них задач и функций, решает некоторые другие вопросы валютного регулирования.

Лица, относящиеся к органам и агентам валютного контроля

Ст. 122 закона №173 закрепляет следующих лиц, на которые возложена функция валютного контроля:

1. Правительство России.

2. Органы ВК.

3. Агенты ВК.

Органами, осуществляющими подобный контроль согласно п. 2, являются:

1. Центробанк РФ.

2. Исполнительные органы с надлежащими полномочиями, данные им Правительством РФ.

Агенты, осуществляющие валютный контроль согласно п.3, это следующие юридические лица:

1. Банки с соответствующими полномочиями.

2. Участники - профессиональные юридические лица рынка ценных бумаг без статуса банка.

3. Государственная корпорация «Внешэкономбанк» (ВЭБ).

Какие операции классифицируют как валютные

Далеко не все действия на денежном рынке подходят под это определение. Только отдельные операции в РФ подпадают под валютный контроль.

В их числе:

1. Продажа и покупка валютных ценностей, пользование ими в качестве средств платежа, сторонами сделки при этом выступают резиденты.

2. Договоры между нерезидентами, резидентом и нерезидентом по поводу продажи валюты и/или ценных бумаг (ц/б) (в их числе и применение валюты и ц/б как средства платежа).

3. Перемещение денежных средств в валюте другого государства как в РФ, так и из нее.

4. Валютные переводы (транзакции) на расчетные счета одного и того же юридического лица, если эти счета находятся в разных странах, одной из которых является Россия.

5. Все перемещения денежных средств между расчетными счетами нерезидента, открытыми в РФ.

6. Переводы со счетов как резидентов, находящихся на территории РФ, так российских резидентов, находящиеся за пределами страны.

Центробанк

Это орган, осуществляющий валютный контроль. Уполномочен Правительством РФ выполнять функции денежного регулятора России. Данная обязанность закреплена за ним на самом высоком уровне. Правовое регулирование валютного контроля в РФ обусловлено законом №173 и ст. 54 закона «о Центробанке РФ» от 10 июля 2002 года №86-ФЗ.

Он является основным органом валютного регулирования в РФ, осуществляет надзор за денежными потоками. Особенно контроль касается обращения дензнаков иностранных государств.

Полномочия Центробанка следующие:

1. Регламентирует выполнение валютных денежных операций между банками.

2. Составляет обязательные к исполнению требования к приходным документам при покупке дензнаков иностранных государств кредитными организациями.

3. Регламентирует действия нерезидентов по открытию счетов.

4. Осуществляет смежные функции в целях полного контроля за перемещением валюты.

5. Вводит ограничения по переводам иностранных денежных средств, в том числе по сумме.

Реализация валютного надзора

Органы, занимающиеся надзором, указаны в п. 2 ст. 22 закона №173, который обеспечивает правовое регулирование валютной деятельности в РФ. Основные - это уполномоченные правительством исполнительные структуры. Такое обтекаемое значение позволяет сделать вывод о том, что список может быть достаточно большим. Правительство своим решением может наделить функциями ВК разные органы и лица, в зависимости от операций, которые нужно совершить.

До февраля 2016 года эти обязанности были возложены на Федеральную службу финансово-бюджетного надзора. Однако она была упразднена, и ее функции перераспределились между двумя структурами. Сегодня органами валютного регулирования в РФ являются:

1. Налоговая служба.

2. Таможенная служба.

Налоговая служба РФ (ФНС)

Положение о данном органе государственной власти утверждено Постановлением от 30 сентября 2004 №506. В нем закреплены полномочия по исполнению ВК. Служба может отслеживать часть операций с валютными денежными средствами, которые относятся к ее компетенции.

ФНС как орган валютного регулирования в РФ контролирует:

1. Соблюдение юридическими и физическими лицами требований валютного законодательства независимо от того, является ли объект резидентом или нет. Сфера налогообложения ограничивает в таких случаях полномочия ФНС.

2. Соответствие разрешительных документов и лицензий проводимым гражданами и юридическими лицами валютным операциям.

3. Уведомление органов ФНС об открытии/ закрытии счетов в зарубежных банках. Далее следит за предшествующими их закрытию операциями.

Надзор осуществляется именно в той части, которая возложена на нее законодательными актами, без затрагивания сфер, которые отнесены к компетенции других органов контроля. Например, все операции по передвижению валюты входят в ведение таможенных органов РФ. Они также входят в общую надзорную систему.

Таможенная служба РФ (ФТС)

Это один из государственных органов валютного регулирования в РФ, уполномоченный осуществлять ВК, в соответствии с возложенными на него функциями. Все его полномочия закреплены в постановлении от 16 сентября 2013 № 809, которым и утвердилось положение о ФТС.

Функции Таможенной службы:

1. Контроль над всеми валютными операциями по перемещению продукции через границы Единого экономического союза.

2. Контроль за операциями, сопровождающими ввоз товаров и транспорта на территорию РФ.

3. Надзор за экспортом с территории России.

4. Соответствие выданных лицензий и разрешений всем перечисленным операциям, сопровождающимся пересечением государственной границы.

Агенты, осуществляющие валютный контроль

Перечень этих структур довольно обширен. Основные агенты валютного контроля, согласно п. 3 ст. 22 закона №173, это банки и любые кредитные учреждения, подходящие под следующие требования:

1. Созданы согласно нормативно-правовым актам и законам РФ.

2. Имеют лицензию на осуществление банковской деятельности, выданную в установленном законом порядке.

3. Уполномочены осуществлять операции с привлечением дензнаков иностранных государств.

К органам валютного регулирования в РФ, или агентам, осуществляющим подобный контроль, относятся и профессиональные юридические лица - участники рынка ценных бумаг. В законе №173 они полностью не закрываются, уточнения даны в ФЗ №39-ФЗ от 22 апреля 1996 года «О рынке ценных бумаг».

В ст. 2 уточнено, что участниками могут быть все организации, созданные согласно нормативно-правовым актам, которые осуществляют следующую деятельность:

1. Управление реестром собственников акций и ценных бумаг.

2. Депозитарная.

3. Управление ценными бумагами.

4. Дилерскую (форекс-дилеры включены).

5. Брокерскую.

Мощная государственная корпорация «Внешэкономбанк» - это третий агент валютного контроля за денежными операциями. Компетенция и полномочия определены в ФЗ №82-ФЗ от 17 мая 2007 «О банке развития». Нормы, регламентирующие статус ВЭБ как агента ВК, установлены в п. 5 п. 3 ст. 3 Закона «О ВЭБ».

Валютное регулирование в РФ

Правовые акты в России достаточно точны. В законе № 173 четко разграничены два понятия. Первое - «валютный контроль». Второе - близкое по смыслу, но не тождественное «валютное регулирование». В самом общем значении валютный контроль - это деятельность, направленная на осуществление надзора за четким соблюдением правил, установленных законодательными актами требований. Это первое определение. Также валютное регулирование заключает в себе издание нормативно-правовой базы и законов, устанавливающих правила при проведении валютных операций. Это второе определение.

Основные органы валютного регулирования и контроля в РФ идентичны:

1. Центробанк России.

2. Правительство России.

Реализацию мер по денежному регулированию обычно символически делят на 2 уровня:

1. Нормативный. Суть его состоит в разработке правовой базы, касающейся регулирования валютных операций на территории РФ, а также ее последующего утверждения и внедрения на практике.

2. Индивидуальный. Это непосредственное применение действующих правовых актов и законодательной базы к конкретной ситуации, образовавшейся в результате действий на валютном рынке.

Правительство и Банк России. Именно эти органы играют ведущую роль в валютном регулировании в РФ. Они и осуществляют реализацию задач по воплощению в жизнь политики государства в этой специфической сфере.

Права и обязанности

Каждый орган валютного регулирования в РФ, агент вправе:

1. Осуществлять проверки, если это необходимо или требует вмешательства исполнительных органов, по соблюдению требований законодательных актов лицами - участниками валютных операций в области денежных обращений в иностранной валюте.

2. Проводить верификацию документов, которые предоставляют резиденты и нерезиденты, о проведенных денежных транзакциях на выявление их достоверности и всесторонности.

3. Высылать оформленные соответствующим образом запросы от резидентов или нерезидентов для получения сведений или документов, необходимых для пояснения и понимания связи между открытием счета и проведениями денежных операций.

Дополнительные полномочия, предоставленные органам ВК:

1. Выдача виновным лицам соответствующих предписаний с требованиями об обязательном устранении в установленные сроки нарушений. Это необходимо при обнаружении неправомерных операций, подпадающих под действие валютного контроля.

2. Привлечение виновных к административной или уголовной ответственности в случаях грубого попрания валютного законодательства.

Обязанности агентов ВК

Эти структуры призваны:

1. Осуществлять надзорные действия за всеми участниками валютного законодательства.

2. Предоставлять информацию об их участии в валютных операциях на территории РФ и за ее пределами в органы ВК.

Органы и агенты, осуществляющие валютный контроль: основные отличия

Подытожив все вышесказанное, делаем вывод, что все части отраслевой системы можно разбить на отдельные структуры. Это организации, осуществляющие валютный контроль, агенты, которые занимаются той же деятельностью, органы денежного регулирования операций со всеми перемещениями денежной валютной массы. У каждого из этих элементов свои полномочия и четко ограниченная компетенция. Но они входят в одну общую систему валютного контроля РФ. Повторим, главными органами валютного регулирования в РФ являются Банк России и Правительство РФ. Основное их отличие от остальных частей системы в том, что они могут издавать законодательные нормативные акты, обязательные к исполнению.

ФНС и ФТС имеют свои законодательно закрепленные полномочия. Согласно им, эти организации вправе не только издавать нормативно-правовые акты в пределах своей компетенции, но и осуществлять полный надзор за их надлежащим исполнением, если случаются нарушения валютного законодательства, имеют законное право применять к виновным физическим и юридическим лицам соответствующие меры ответственности согласно нормативно-правовой базе.

Агенты ВК, в отличие от вышеуказанных структур ВК, обладают не таким обширным объемом полномочий. Их деятельность направлена на сбор и передачу необходимой оперативной информации органам ВК, а также проведение контроля за ФНС - основными органами, главной деятельностью которых является осуществление валютного контроля в России. Но и это не все. На помощь вышеперечисленным органам приходят валютные агенты: банки, профессиональные юридические лица - участники рынка ценных бумаг, ВЭБ.

Необходимость государственного валютного регулирования обусловлена многогранностью валютных отношений в открытом обществе, противоречивостью и разноплановостью интересов участников валютного рынка. Рыночное регулирование безопасно лишь в узких пределах соответствия спроса и предложения валюты и его достижение тоже невозможно без государственного регулирования. Валютное регулирование и валютный контроль осуществляются в конечном счете государством в целях обеспечения развития экономики и национальной безопасности.

Посредством государственного регулирования устанавливаются и поддерживаются определенный валютный режим в стране, правила экспорта и импорта, покупки и продажи иностранной валюты, ее вывоза и ввоза из-за рубежа, механизм хождении внутри страны, формируется обменный курс национальной валюты, обеспечивается накопление золотовалютных резервов.

Валютное регулирование и контроль сосредоточиваются на обеспечении гарантий конвертируемости рубля, расширении использования его во внешнеторговом обороте, дедолларизации экономики, пресечении спекуляций на рубле, сглаживают резких краткосрочных колебаний спроса на иностранную валюту. Бизнесу нужны предсказуемая политика валютного режима и обменного курса, конвертируемая устойчивая валюта. Крепкая валюта - благо для всех, кроме спекулянтов, которым выгодна неопределенность, кризисность ситуации, скачки обменного курса, поскольку они не могут зарабатывать при стабильности валютного рынка.

О конвертируемости валюты свидетельствует возможность ее обмена на другие валюты. Режим конвертируемости определяется ст. VIII Учредительного соглашения Устава МВФ, которым на страны - члены МВФ налагаются обязательства. В соответствии с Указом Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 721 Россия пришла на себя эти обязательства. Рубль признан МВФ конвертируемым по текущим операциям, которые должны осуществляться без ограничений. Правительство РФ и Банк России реализуют и другие меры, вытекающие из международных обязательств, придерживаются рекомендаций МВФ 1 Согласно формальным требованиям МВФ валюта является конвертируемой, если отсутствуют ограничения на перевод капиталов. С 1 июня 2006 г. ограничения на перевод капитала отменены. Это означает, что: не ограничиваются расчеты с нерезидентами при получении российскими компаниями кредитов, отсрочек платежей за экспорт и импорт, покупку акций за рубежом; не ограничиваются расчеты при кредитовании, переводе средств за границу, продаже нерезидентам ценных бумаг. Выгоду получают прежде всего иностранные инвесторы, поскольку у них сокращаются издержки по инвестированию в России, так как отменены рублевые спецсчета нерезидентов для операций с ценными бумагами в России, резервирование ими средств в ЦБ РФ перед покупкой ценных бумаг. Поток «горячих» денег из-за рубежа расширит фондовый рынок, но такие деньги так же легко и уходят с рынка. .

Валютное регулирование осуществляется как экономическими, так и административными методами. Экономические методы (ставки рефинансирования, интервенции на бирже и т.д.) непосредственно не затрагивают интересы конкретных участников рынка и ориентируют на добровольный выбор. Административные методы предполагают волевое управление рынком с целью удаления с него нежелательных игроков и включают прямые запреты на проведение тех или иных операций.

Государство осуществляет также валютный контроль, который призван обеспечивать соблюдение законов о валютном регулировании, т.е. определяет соответствие валютных операций нормативным актам, проверяет выполнение обязательств в иностранной валюте перед государством, обоснованность валютных платежей, полноту и объективность учета и отчетности по валютным операциям. Объектами контроля служат права собственности на валютные ценности, функционирование валютного рынка, валютные счета и операции юридических и физических лиц.

Для государстве иного регулирования валютные операции подразделяются на текущие и капитальные. Текущие операции составляют внешнеторговые сделки по товарам и услугам, открытие счетов, покупка валюты. Капитальные операции включают долгосрочные инвестиции за рубеж или в Россию, предоставление и получение кредитов, операции с ценными бумагами между резидентами и нерезидентами, списание долгов и т.д.

Получаемая резидентами иностранная валюта зачисляется на их счета в уполномоченных банках, покупка и продажа ее, минуя уполномоченные банки, не допускается.

Экспортная выручка фиксируется уполномоченными банками и поступает на транзитные счета предприятий-экспортеров, которые обязаны в течение трех месяцев возвратить ее в Россию.

Во многих странах установлена обязательная продажа валютной выручки экспортерами как мера административного регулирования. При этом в 30 странах норма обязательной продажи составляет 100%. С ее помощью решаются макроэкономические задачи, предотвращается как отток валюты, так и рост долларизации. Особенно она важна для стран, выплачивающих большие долги. В России обязательная продажа экспортерами иностранной валюты за рубли отменена.

Для целей импорта валюта переводится за рубеж при предоставлении контракта, заключаемого с иностранным партнером.

Документом валютного контроля служит паспорт сделки, который заполняется при экспорте и импорте. Контролируется реальное соответствие внешнеторговых сделок договорным условиям.

Вывоз капитала из страны может быть легальным и нелегальным. Легальный отражается в статьях «Портфельные инвестиции», «Капитальные трансферты эмигрантов» платежного баланса, а нелегальный - в статьях «Непоступление экспортной выручки», «Непоступление товаров в счет погашения импортных авансов», «Чистые пропуски и ошибки».

Допустимым признается вывоз капитана в размере до 10% ВВП. Основные формы вывоза валюты из России - вы плоты по государственному долгу, перевод компаниями для организации бизнеса за рубежом, утечка финансовых средств через офшоры.

Причинами (факторами) вывоза капитала могут являться:

  • избыточные сбережения у предприятий и граждан;
  • неблагоприятные условия для вложения, сохранности капитала, в том числе узкие масштабы потребительского спроса;
  • криминальное происхождение капитала.

Закон о противодействии отмыванию денег, нажитых преступным путем, обязывает Правительство РФ утвердить и опубликовать список офшорных государств. Информация о переводе денег в такие страны должна представляться банками в Федеральную службу по финансовому мониторингу (если сумма сделки превышает 600 тыс. руб.). Опоку противодействуют приток через инвестиции и другие механизмы.

Для каждой страны, особенно с высокой далей внешней торговли в ВВП, важен курс национальной валюты, т.е. цена иностранной валюты, выраженная в национальной валюте. Валютный курс служит барометром состояния экономики, денежной единицы, платежного баланса.

Различают следующие модели курсообразования:

  1. жесткий фиксированный курс;
  2. управляемый курс;
  3. плавающий курс.

Первая модель предусматривает привязку валюты страны к другой твердой валюте. Подобная модель вводится для борьбы с инфляцией, контроля за наличностью; обеспечивает сбалансированность бюджета, устойчивость платежного баланса, наличие валютных резервов.

Третья модель квалифицируется как рыночное курсообразование.

В России валютный рынок пережил режим валютного коридора (вторая модель); с 6 июля 1995 г. введены пределы колебаний обменного курса с возможными отклонениями не более 15%. После 17 августа 1998 г. провозглашен переход к плавающему курсу.

Курс определяется на ММВБ как средневзвешенная величина операций коммерческих банков по покупке и продаже валюты.

Банки продают валюту клиентов и вне биржи, т.е. на межбанковском рынке, доля которого в валютных операциях повышается. Но биржа выполняет функции курсообразования, через нее проходит основная часть экспортно-импортных операций, оборота валютных активов страны.

На платежный баланс и валютный курс помимо спроса и предложения влияют денежная масса, валютные резервы, спекулятивное движение капитала, а также политическая ситуация и другие нерыночные факторы.

Банк России поэтому не отдает курсообразование полностью во власть рыночной стихии. Банк России в условиях функционирующего валютного режима не берет на себя обязательств по уровню курса, но решает задачу создания благоприятных условий для рубля на валютном рынке, обеспечения экономически обоснованной динамики курса, сглаживания ее в ту и другую сторону, пресечения угроз дестабилизации национальной валюты.

Рыночный курс, в том числе и с учетом воздействия на него Центрального банка, является номинальным курсом. Формируется и реальный курс, который отражает покупательную способность национальной денежной единицы в сравнении с валютами стран - торговых партнеров, разницу в производительности экономик и конкурентоспособности товаров на рынке. Ориентир на реальный курс означает приоритетность экономики как базы развития финансовой сферы, условие нормального развития. Инструментами изменения реального курса являются немонетарные меры: управление государственным бюджетом, снятие ограничений в торговле, сокращение внешнего долга и др.

Реальный курс можно определить по паритету покупательной способности (ППС), т.е. по отношению номинального ВВП в рублях к ВВП в долларовой оценке или по соотношению набора одной и той же корзины товаров и услуг в рублях и долларах. Расчет правильно отразит курс при нулевом сальдо торгового баланса и конвертируемости национальной валюты. При расчете по ППС курс рубля в 1999 г. составлял 7,2 руб./долл., в 2001 г. - 15 руб./долл.

Движение спекулятивного капитала при плавающем курсе отклоняет номинальный курс от реального, и интервенции Центрального банка частично компенсируют конъюнктурные колебания.

По ППС курс рубля прогнозируется надежнее, чем по спросу и предложению. Для этого используется динамика цен в России и США (соотношение цен свидетельствует о курсе). Используется и обратная зависимость: с повышением курса растут и цены, что обусловлено влиянием иных факторов (импорт и т.д.).

В последние годы курс рубля к доллару (девальвация) снижается медленнее, чем растет инфляция (рубли к товарной массе), следовательно, в реальном выражении рубль дорожает.

С рыночных позиций слабый рубль выгоден для экономики, для сбережений. Усиливается приток валюты; укрепляется экономика экспортно ориентированных предприятий, повышается конкурентоспособность обрабатывающей промышленности, инвестиционная активность. Экспортерам и производителям, у которых мала доля импортного сырья и комплектующих, выгоден низкий курс рубля, так как повышается конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке и падает конкурентоспособность иностранных фирм на внутреннем рынке России.

Удешевление рубля можно обеспечить следующими мерами:

1) уменьшением притока валюты в страну путем снижения или отмены нормы обязательной продажи валютной выручки экспортерами; одновременно это способствует снижению инфляции, так как Центральный банк сократит выброс денежной массы в обмен на доллары.

Эмиссия осуществляется при активном торговом сальдо, т.е. под реальную выручку за уже произведенную и поставленную продукцию, деньги экспортеров повышают инвестиционный и потребительский (через заработную плату) спрос. В результате рост М2 отстает от индекса потребительских цен, что и определяет резерв для замедления темпов роста инфляции, сочетание девальвации со снижением темпа инфляции.

2) выталкиванием валюты за рубеж (бегство от доллара) через инвестиции, погашение внешнего долга, инициирование спроса на валюту для наращивания импорта.

Если Центральный банк поддерживает доллар, а не рубль, то это означает, что он:

  • искусственно вмешивается в свободный рынок, который служит основой либеральной экономики;
  • не выполняет конституционную обязанность поддерживать национальную валюту.

Последствиями девальвации становятся: парализация фондового рынка; возрастание угрозы банкротств предприятий и банков; удорожание государственного долга, номинированного в иностранной валюте; снижение уровня жизни населения (сокращение импорта дешевых товаров) и др. Надобность же в дешевом рубле для экспортеров преувеличивается: экспорт зависит больше не от обменного курса, а от мер США в отношении импорта в страну, от борьбы с ОПЕК на нефтяном рынке. Экспортеры - это еще не вся экономика.

Серьезность таких выводов заставляет Центральный банк не позволять рублю опуститься слишком низко.

Центральный банк объективно заинтересован в сильной национальной валюте; он отвечает за денежно-кредитную, а не экономическую политику. Сильный рубль обеспечивает рост валютных резервов. Правительству нужен сильный рубль для выплаты внешнего долга, увеличения инвестиций в экономику страны, стимулирования модернизации технологий.

Сильный рубль выгоден населению, так как сдерживает инфляцию, удешевляет импорт. Кроме того, необходимые отечественные товары не уходят за границу. Сильный рубль стимулирует приток иностранных инвестиций (импорт технологий и оборудования), уменьшает отток капитала. МВФ настаивает на укреплении рубля, чтобы доказать, что Россия не нуждается в кредитах и списании долгов.

В реальной жизни действуют факторы как повышающие, так и понижающие силу рубля.

Рубль укрепляют увеличение притока валюты извне, сброс наличной валюты населением. Спрос на рубли увеличивают и активное торговое сальдо, и приток валюты через инвестиционный капитал. Казалось бы, это весьма действенные факторы. Вместе с тем существуют факторы, противодействующие укреплению рубля.

  1. Правительству больше дивидендов приносит слабый рубль, внешний долг перестал быть политической проблемой, являясь вопросом техническим; поэтому рази уплаты внешнего долга нет необходимости укреплять рубль.
  2. Падает конкурентоспособность товаров отечественного производства на внутреннем рынке; встает задача защиты рынка таможенными пошлинами (конкретно по каждому товару), что не согласуется с требованиями ВТО.
  3. Расчет на модернизацию за счет импорта оборудования по мере укрепления рубля не оправдался, доля оборудования в импорте не выросла.

Стабильный курс - еще не признак того, что в экономике все нормально, если инфляция продолжает расти. Курс должен обеспечивать эффективность экспорта и не быть запретительным для импорта. Нужен предсказуемый обменный курс, чтобы для субъектов хозяйствования существовали четкие ориентиры при планировании доходов и расходов. Этому способствует политика стабильного курса рубля, т.е. курс не должен ни повышаться, ни понижаться.

Среди инструментов политики Центрального банка в отношении обменного курса первостепенное значение имеют валютные интервенции и валютные резервы. Валютные интервенции осуществляются при наличии в достаточных размерах валютных резервов.

Валютная интервенция - это продажа пли скупка Центральным банком иностранной валюты в целях понижения, повышения или стабилизации обменного курса. Для повышения курса рубля Центральный банк выбрасывает на рынок иностранную валюту, она дешевеет, а рубль дорожает.

Валютные резервы необходимы для выполнения Банком России конституционных функций. Если валютные резервы тратятся на повышение курса рубля, то население, покупатели долларов выигрывают, так как можно закупить больше импортных товаров и дешевле их продать, т.е. возможно снижение цен. Сокращение валютных резервов в результате поддержания курса рубля или погашения внешнего государственного долга вызывает необходимость их пополнения. Центральный банк выбрасывает на рынок рубли для покупки валюты, в результате чего рубль дешевеет. В этом случае цены на импортные товары повышаются.

Если сальдо валютных операций на ММВБ равно нулю, то это означает, что резервы на поддержание рубля не используются и курс удерживается другими способами.

Валютные резервы нужны также для ослабления давления на валютный рынок, выплаты государственного долга, на случай падения цен на экспортные товары и снижения темпов экономического роста.

Валютные резервы растут в результате покупки валютной выручки у экспортеров, роста иностранных инвестиций, займов российских компаний за рубежом.

В настоящее время в России валютные резервы превышают 270 млрд. долл.

Валютные резервы Центрального банка в основном представлены в долларах и вложены в государственные ценные бумаги США под 3-4% годовых.

В совокупных валютных резервах мира доллар занимает 68%, евро - 12, иена - 15%. В мировой финансовой системе обращается 450 трлн. долл., а мировой ВВП составляет лишь 30 трлн. долл. По данным ФРС, выпущено 560 млрд. наличных долларов, из них 70% обращается за пределами США. Масса долларов всего мира образует гигантскую пирамиду ничем не обеспеченных денег (спекулятивный оборот фондового рынка служит, пожалуй, единственным реальным обеспечением доллара).

Россия входит в число стран с наиболее крупными валютными резервами.

Мощь доллара базируется на доверии инвесторов разных стран к экономике США; курс удерживается также эскалацией военно-политической напряженности в мире. Однако оснований для доверия становится все меньше.

Резервов должно быть достаточно на случай обмена на доллары максимально возможной суммы рублей, т.е. сумма резервов должна быть равноценна сумме предъявленных к обмену рублей. Критической массой резервов считается сумма, достаточная для нейтрализации спекулятивных атак на рубль. Другую их часть можно использовать с большей пользой в реальном секторе 2 Рост золотовалютных резервов (ЗВР) отражает усилия Банка России по сдерживанию падения доллара в условиях отсутствия нормальной стерилизации М2. По регламенту ЗВР инвестируются в государственные ценные бумаги с инвестиционным рейтингом не ниже А по шкале мировых агентств Fitch и Standard & Poor"s, а также хранятся на депозитах первоклассных зарубежных банков (в Германии размещены 25% ЗВР, номинированных в евро). Однако рейтинги понижаются, в связи с чем проблемы размещения ЗВР нарастают. .

Долларизация характерна не только для валютных резервов Центрального банка, но и для наличного денежного оборота; рубль оттеснен на всем постсоветском пространстве. Россия на втором месте (после США) по обороту наличных долларов. Отношение ввоза наличных долларов к сальдо торгового баланса составляет около 60%. Более 70% их суммы приобретают физические лица - резиденты и нерезиденты, т.е. в реальные инвестиции направляются небольшие суммы. Масштаб замещения рубля долларом настолько велик, что можно говорить о параллельной системе денежного обращения.

Раздробленность рублевого пространства диссонансом выглядит на фоне координации валютной политики развитых стран. Решения по курсу валют принимаются не отдельно взятой страной, а в рамках «большой семерки», международных финансовых организаций. Между США и Японией есть договоренность о курсе валют, и неудивительно: две самые крупные экономики взаимосвязаны, развитие одной невозможно в отрыве от другой.

В отличие от доллара или евро рубль, несмотря на признание конвертируемости, не является денежной единицей международных расчетов. Даже в рамках союзного государства Белоруссия - Россия не удается договориться о единой валюте. Для международного признания необходимо, чтобы:

  • экономика страны влияла на внешнюю торговлю и приток капитала;
  • страна проводила предсказуемую экономическую политику и защищала свою валюту от девальвации и потрясений;
  • валюта стала инструментом финансового рынка, использовалась в портфельных инвестициях.

Основу укрепления рубля составляет развитый внутренний рынок товаров. Главным товаром во внешней торговле России является нефть. Намечаемое открытие в Москве нефтяной биржи с торговлей за рубли должно стать важным шагом на пути при знания рубля в качестве международной денежной единицы.

Существует рыночное и государственное регулирование величины денежного курса.

Рыночное регулирование, основанное на конкурентной борьбе и действии законов цены, и еще спроса и предложения, исполняется стихийно.

Государственное регулирование ориентировано на преодоление неблагоприятных результатов рыночного регулирования денежных взаимоотношений и на достижение стабильного финансового подъема, баланса платежного равновесия, понижения подъема отсутствия работы и стагнации экономики в стране. Оно исполняется при помощи денежной политики - комплекса событий в области интернациональных денежных взаимоотношений, реализуемых согласно с текущими и стратегическими целями державы.

Составление денежной политики страны сильно зависит от установленного режима денежных курсов. Исходя из того, установлен в какой-нибудь стране режим зафиксированных либо плавающих курсов, используется всевозможный набор финансовых рычагов регенерации нарушенного баланса.

Юридически денежная политика оформляется денежным законодательством и денежными соглашениями меж странами. К мерам муниципального действия на значение денежного курса относятся:

  • денежные интервенции;
  • протекционистские меры.

Денежные интервенции - операции ЦБ на денежных рынках по купле-продаже государственной валютной единицы.

Задача денежных интервенций содержится в том, дабы удержать курс государственной валюты в конкретных пределах. Для того чтобы увеличить курс государственной валюты, ЦБ обязан сбывать заграничные валюты, скупая национальную. Этим убавляется спрос на зарубежную валюту, значит, возрастает курс государственной валюты. Дабы снизить курс государственной валюты, ЦБ сбывает национальную валюту, скупая заграничную.

Для интервенций, в большинстве случаев, применяются официальные денежные запасы, и перемена их значения сможет работать показателем масштабов государственного вмешательства в процесс формирования денежных курсов. Официальные интервенции имеют все шансы проводиться различными способами - на биржах (на публике) либо на межбанковском рынке (конфиденциально), через брокеров либо конкретно через операции с банками, на срок или же с немедленным исполнением.

Дисконтная политика - это перемена ЦБ учетной ставки, в т.ч. имея цель регулировки величины денежного курса методом действия на стоимость кредита на отечественном рынке и тем самым на интернациональное перемещение денег. В заключительные десятилетия ее значение для регулировки денежного курса равномерно убавляется.

Протекционистские меры - это меры, нацеленные на охрану своей экономики, при таком варианте государственной валюты. К ним относятся во-первых денежные лимитирования - законодательные или же административные воспрещения или же регламентации операций резидентов и нерезидентов с валютой или же иными денежными ценностями.

Возможно назвать последующие виды денежных ограничений :

  • денежная блокада;
  • запрет на свободную куплю-продажу заграничной валюты;
  • регулировка интернациональных платежей, перемещения капиталов, репатриации выгоды, перемещения золота и значимых бумаг;
  • сосредоточение в руках страны заграничной валюты и прочих денежных ценностей.

Страна довольно нередко манипулирует величиной денежного курса имея цель перемены критерий внешней торговли державы, используя эти способы денежного регулирования, как двойной валют, и .

Доктрина регулируемой валюты

Кейнсианская доктрина регулируемой валюты появилась под воздействием крупного финансового упадка 1929-1933 гг., когда появилась бедность идей неоклассической школы, выступавшей за вольную конкурентную борьбу и невмешательство страны в экономику. В противовес доктрины денежного курса, допускавшей вероятность автоматического его выравнивания, на базе кейнсианства была разработана доктрина регулируемой валюты, которая представлена 2-мя направлениями.

1-ое направление – доктрина подвижных паритетов или же маневрируемого стандарта, - создано И. Фишером и Дж. М. Кейнсом. Фишер предлагал стабилизировать покупательную способность наличных средств методом лавирования золотым паритетом валюты. В отличие от Фишера Кейнс оберегал гибкие паритеты применительно к неразменным кредитным и бумажным наличным средствами, потому что считал золотой стереотип пережитком прошедшего. Кейнс советовал снижать курс государственной валюты в целях действия на стоимости, экспорт, создание и занятость в стране, для борьбы за внешние рынки.

2-ое направление – доктрина курсов баланса или же нейтральных курсов – заменяет паритет покупательной возможности понятием «равновесие курса». Учитывая мнение западных экономистов, нейтральным считается денежный курс, подходящий состоянию баланса государственной экономики. 

Доктрина основных валют

Исторической основой зарождения данной доктрины появилось изменение пропорции сил во всем мире в выгоду Соединенных Штатов на базе усиления неравномерности становления государств. Адепты доктрины основных валют – американские экономисты Дж. Вильямс, А. Хансен, английские экономисты Р. Хоутри, Ф. Грэхем и др.

Суть этой доктрины содержится в желании доказать:

Потребность и неизбежность дробления валют на основные (бакс и фунт стерлингов), твердые (валюты других государств «категории 10» – марка ФРГ, французский франк и др.) и мягкие, либо «экзотические», валюты, не играющие интенсивной роли в МЭО;

Лидирующую роль бакса в противовес золоту (по их оценке, бакс «не хуже, а гораздо лучше золота»);

Потребность ориентации денежной политики всех государств на бакс и помощи его как резервной валюты, в том числе и раз это противоречит их государственным интересам.

Упадок Бреттон-Вудской системы обнажил бедность утверждений о преимуществах бакса над иными валютами. Американская оказалась настолько же нестабильной, как и иные национальные неразменные кредитные средства.

Доктрина плавающих денежных курсов

Адепты данной доктрины – предпочтительно экономисты неоклассического (монетаристского) направления. Суть этой доктрины состоит в обосновании последующих положительных сторон режима плавающих денежных курсов в сравнении с зафиксированными:

  • Автоматическое выравнивание платежного баланса;
  • Независимый выбор способов государственной финансовой политики в отсутствии внешнего давления;
  • Сдерживание денежной спекуляции, поскольку при плавающих денежных курсах она приобретает характер забавы с никаким эффектом: одни утрачивают то, собственно выигрывают другие;
  • Стимулирование мировой торговли;

Рынок валют лучше, чем правительство описывает курсовое соответствие валют.

Учитывая мнение монетаристов, денежный курс обязан непринужденно колебаться под действием рыночного спроса и предложения, а страна не может его регулировать.

Нормативная доктрина денежного курса

Эта доктрина оценивает денежный курс как вспомогательный инструмент регулировки экономики, предлагая режим гибкого курса, который контролируется государством. Такое название эта доктрина получила, так как ее авторы считают, собственно денежный курс обязан основываться на паритетах и соглашениях, установленных интернациональными органами.

На рынке валют государственная валюта обменивается на заграничные валюты. Стоимость валюты заграничной валюты, воплощенная в конкретном количестве валют государственной валюты, называется денежным курсом.

Как скоро стоимость единицы заграничной валюты из расчета на российскую подрастает, - заявляют о обесценивании (удешевлении) отечественной валюты. И напротив, в случае если стоимость единицы заграничной валюты, воплощенная в отечественной валюте, падает, заявляют о удорожании отечественной валюты.

Доктрины денежного курса ставят собственной целью проверить приспособление определения настоящего денежного курса и то, какие моменты отклоняют его от равновесного значения. На данном основании имеют все шансы строиться мониторинги денежных курсов как при решении незамедлительных денежных сделок, но и в отношении заслуги разных макроэкономических целей.

Наиболее безграничней доктриной денежного курса считается доктрина совместного макроэкономического баланса. Согласно с ней курс, характеризуемый балансом внутреннего и внешнего балансов, считается настоящим денежным курсом, подходящим фундаментальным финансовым закономерностям. Данная доктрина абстрагируется от кратковременных спекулятивных потрясений и устремляется принять к сведению все вполне вероятные направленности, характеризующие как внутренний, но и наружный финансовый баланс, что делает ее фактическое внедрение для моделирования денежного курса очень трудным, требует возведения больших эконометрических моделей для расчета любого компонента внутреннего и внешнего балансов. Частным случаем доктрине совместного баланса имеет возможность считаться подход к определению денежного курса исходя из убеждений платежного равновесия.

Согласно с ним денежный курс ориентируется исходя исключительно из баланса наружного равновесия. При всем при этом спрос на валюту считается предположительно одинаковым размеру импорта товаров и услуг, а ее предложение - размеру их экспорта. В долгосрочной возможности государств, имеющих долгий дефицит платежного равновесия, обязан падать, а государств, многократно имеющих положительное , - вырастать.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Федеральный закон о валютном регулировании и контроле подписан 10 декабря 2003-го года. Номер документа – 173-Ф3. Проект принят Государственной Думой 21-го декабря. Последняя редакция проводилась в 2014-ом.

Поправки внесены 4-го ноября. В законе 5 глав. Его первоначальный вид можно найти в «Российской Газете» за номером 253 от 17-го декабря 2003-го года. Итак, валютное регулирование и валютный контроль , что это?

Понятия валютное регулирование и валютный контроль

Валютным регулированием называют совокупность действий государственных органов, направленную на управление обращением в стране валют. Это подразумевает контроль за операциями с ними, воздействие на валют путем регулирования национальных денежных знаков. В купу государственных действий входит и ограничение на операции с иностранной валютой.

Валютным контролем именуют слежку государственными органами за всеми перемещениями валюты через границы страны. Контроль осуществляется и за валютными операциями внутри федерации. Государство вправе, к примеру, регулировать порядок приобретения иностранного капитала, как физическими, так и юридическими лицами.

Принципы валютного регулирования и контроля

Система валютного регулирования и контроля направлена на укрепление финансового положения страны на мировой арене. Задача – высокие кредито и платежеспособность России.

Для этого ведется политика блокирования «бегства» средств за границу и, напротив, привлечение иностранного капитала внутрь страны. Попутно укрепляется отечественный рубль. В цели валютного регулирования и контроля входит и обеспечения поступления валюты из-за границы по внешнеэкономическому обороту.

Существуют 5 основных принципов осуществления валютного регулирования в России:

— Страна берет на себя ответственность за обеспечение и защиту прав всех игроков валютного рынка при осуществлении операций на нем.

— Государство гарантирует общность систем валютного регулирования и контроля. Правила одной не противоречат законам другой.

— 3-ий принцип – единство политики страны, как в своих границах, так и в мировых масштабах.

— Исключено вмешательство государства в операции с валютами, если это не оправданно. Правда, оправданность действий устанавливается, опять же госорганами.

— Россия ставит в реализации регулирования валютного экономический приоритет.

Органы валютного контроля и регулирования

Основные органы валютного контроля и регулирования в России – Правительство и ЦентроБанк. Они обладают полномочиями создания законодательных актов. Если документ, регулирующий какие-либо операции с валютой, отсутствует, они проводятся в свободном, неограниченном режиме.

Так же существуют требования об использовании спецсчета. При этом, органы валютного контроля не имеют права вводить ограничения, не предусмотренные 173-им законом. У Правительства и Центрального Банка имеются и другие запреты:

— Нет права запрашивать предварительную регистрации. Исключения прописаны в 3-ей части 12-ой статьи и 5-ой части 15-ой статьи федерального закона.

— Нет права требовать у резидентов и нерезидентов получения ими индивидуальных разрешений.

— Нет права устанавливать разнообразные формы учета валютных операций. Все бланки, акты, документы должны быть едины.

Порядок и сроки отчетности так же дины, в соответствии с законодательством. ЦентроБанк обязан предоставлять статистику по операциям с валютой.

Тенденции валютного контроля и регулирования


Методы валютного контроля и регулирования направлены на экономическую стабильность и безопасность государства. Однако, не существует совершенных законодательств. Это создает «лазейки» для мошенников.

Так, в год налагается штрафов на сумму около 4-х миллиардов. Это плата за нарушение валютного законодательства. При этом, необходимо учитывать, что раскрываются не все дела.

Но, отказаться от жесткого валютного контроля могут лишь единицы стран. На это решаются те, кто обладает мощным экономическим потенциалом. Россия, пока, не примкнула к их лагерю. Федерация страдает от бесконтрольного вывоза за рубеж национальных ресурсов. Приостановить процесс без жесткой «руки сверху» невозможно.

Для России эксперты дали два сценария – плохой и очень плохой. Прогнозируют обвал . Обесценивать его планируют либо в несколько этапов, либо разом. Последний вариант худший. Такая инвентаризация мер валютного контроля вынуждена. Экономисты говорят, что разумной альтернативы, попросту, нет.

Эксперты говорят, что валютный контроль и регулирование будут развиваться в сторону стимулирующих мер. Участники должны захотеть осуществлять операции с рублями, считают в Правительстве. Там утверждают, что не будут регламентировать запретительные меры. Вместо них установят привлекательный, выгодный механизм работы с родной валютой.