Типы безработицы. Безработица и способы ее преодоления

(то есть не пенсионеры, школьники, дети и т.д.), которая желает работать, но не может трудоустроиться.

Согласно Международной организации труда, безработным считается тот, кто одновременно не имеет работу, ищет работу и готов к ней приступить.

Отношение количества безработных к общему количеству экономически активного населения (в процентах) называется уровнем безработицы - один из основных показателей экономического развития страны. Например, тот факт, что в Зимбабве уровень безработицы составляет около 95%, а в Либерии - 85%, дает уже определенное понимание, что с экономикой этих стран все очень печально.

В рамках истории человеческого общества, безработица - недавнее явление. Она появилась только в эпоху индустриализации , когда на смену натуральному хозяйству пришло товарное, и люди стали работать за деньги, а не выращивать капусту у себя в огороде для себя самого. Тогда вместо термина «безработный» использовали «бродяга», «попрошайка».

Безработица - неприятное явление не только для человека, который не может найти работу, но и для экономики страны вообще. Виктор Ивантер (академик Российской академии наук) как-то сказал, что безработный, даже обеспеченный достойным пособием, опасен. Особенно в России. Почему это так? Ответом станет краткий список основных последствий безработицы :

  • снижение доходов;
  • потеря квалификации;
  • падение ВВП и другие экономические последствия;
  • ухудшение криминогенной обстановки;
  • падение интереса населения к труду;
  • снижение покупательской способности;
  • падение уровня торговли розничной, а вслед за ней и оптовой.

Продолжать можно бесконечно - это как снежный ком: каждое новое последствие влечет за собой еще одно-два.

Виды безработицы.

  1. Вынужденная безработица (или безработица ожидания):
    • циклическая (связана с повторяющимися спадами в экономике и производстве страны);
    • сезонная (связана с сезонными спадами в некоторых отраслях экономики - например, в туристическом секторе);
    • технологическая (связана с заменой некоторых рабочих мест на автоматы, роботы, компьютеры и прочие приборы).
  1. Добровольная безработица - нежелание работать. Необязательно связана с ленью, - может быть вызвана резким понижением заработной платы .
  2. Структурная безработица - несоответствие квалификации соискателя и требований работодателя. Чаще вызвана ликвидацией устаревших профессий и появлением новых профессий или новых требований к старым профессиям. Например, если вы архитектор с дипломом образца 80х или 90х годов, то вам придется освоить еще и 3D Max, к примеру, или ArchiCAD, потому что архитектора без знания компьютерного 3D-моделирования в наше время никто на работу не возьмет.
  3. Институциональная безработица вызвана несовершенством рынка труда и правовых норм. Например, слишком незначительная разница между возможным окладом и пособием по безработице, - в этом случае интерес к поиску работы пропадает.
  4. Неустойчивая безработица - имеет временные причины (например, увольнение в сезонных отраслях промышленности).
  5. Фрикционная безработица - добровольный поиск человеком новой работы, поскольку предыдущая не устроила.
  6. Маргинальная безработица - характерна для незащищенных слоев населения (инвалиды, нижние социальные слои).
  7. Молодежная безработица - вариация маргинальной для населения от 18 до 25 лет.
  8. Зарегистрированная безработица - при официальном взятии на учете в центре занятости.
  9. Скрытая безработица - не зарегистрированные безработные.

Уровень безработицы невозможно свести до нуля. Есть такое понятие, как естественный уровень безработицы , - экономическая теория, согласно которой в стране при определенной реальной заработной плате есть какой-то уровень неполной занятости населения, связанной с неполной информированностью безработных, недостаточной работой биржи труда и т.д. Для каждой страны такой уровень - свой.

Иногда под естественным уровнем безработицы понимают полную занятость , что неверно, так как полная занятость в теории подразумевает полное отсутствие безработицы как таковой.

Естественный уровень безработицы в России колеблется от 5% до 7%. На данный момент актуальный уровень безработицы - 6-6,4%.

В рыночной экономике действует тенденция к экономической нестабильности, которая выражается в ее циклическом развитии, безработице, инфляционном росте цен.

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и носит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий. Многие политики для оценки состояния экономики или успешности экономической политики используют так называемый «индекс нищеты», представляющий собой сумму уровней безработицы и инфляции.

Безработица означает неспособность найти работу. Безработица – социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не находит себе работу и становится излишним населением. По определению Международной организации труда, безработный это человек, который хочет работать, может работать, но не имеет рабочего места.

Чтобы определить количество безработных в каждой стране, надо подразделить все население на группы по степени его трудовой активности. Сначала все лица подразделяются на две группы:

1. Экономически неактивное население - жители страны, которые не входят в состав рабочей силы. Сюда включены:

а) учащиеся и студенты дневных учебных заведений;

б) пенсионеры (по старости и другим основаниям);

в) лица, ведущие домашнее хозяйство (в том числе осуществляющие уход за детьми, больными и т. п.);

г) отчаявшиеся найти работу;

д) лица, которым нет необходимости работать (независимо от источника их дохода).

2. Экономически активное население (Эа) – часть трудоспособных граждан, которая предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг.

Затем определяется уровень экономической активности населения (Уа) – доля численности экономически активных людей в общей численности населения (Чн):

Уа = Эа / Чн.

В свою очередь, экономически активное население делится на две группы:

1. Занятые (Е) – лица в возрасте 16 лет и старше (а также лица младших возрастов), которые:

а) работают по найму за вознаграждение (на условиях полного или неполного рабочего времени);

б) трудятся без оплаты на семейных предприятиях.

2. Безработные (U ) – лица 16 лет и старше, которые:

а) не имеют работу (доходного занятия);

б) занимаются поиском работы (обращались в службы занятости и т. п.);

в) готовы приступить к работе;

г) обучаются по направлению государственной службы занятости.

На основании данных о занятости (3) и безработицы определяется уровень безработицы.

Уровень безработицы (Уб) – удельный вес численности безработных (U) в численности экономически активного населения (Эа):

В связи с различной продолжительностью периода незанятости выделяют 3 типа безработицы:

1) фрикционная;

2) структурная;

3) циклическая.

Фрикционная безработица означает краткие периоды незанятости, необходимые для поиска места службы, соответствующего квалификации работника. Эти периоды являются добровольными.

Этот тип безработицы объединяет людей, которые либо являются незанятыми в связи с переходом с одного места работы на другое, либо уже нашли работу и собираются вскоре приступить к ней, а также работников отраслей с сезонным характером (сельское хозяйство, строительство).

Необходим определенный период времени для установления соответствия между структурой и рабочей силой и свободными рабочими местами. Модель равновесия рынка труда предполагает точное соответствие качеств работников и свободных рабочих мест, т.е. предполагает, что любой работник одинаково подходит для любого рабочего места. Если бы так было на самом деле, и рынок труда находился бы в состоянии равновесия, то потеря рабочего места не приводила бы к безработице.

Однако фактически рабочие имеют различные склонности и способности, а к каждому конкретному рабочему месту предъявляются определенные профессиональные требования. Кроме того, система распространения информации о претендентах на рабочие места и вакансиях является несовершенной, а географическое перемещение рабочих не может происходить моментально. Поиск подходящего рабочего места требует определенного времени и усилий.

Определенный уровень фрикционной безработицы неизбежен в условиях постоянно меняющийся рыночной экономики.

Структурная безработица. Этот термин служит для обозначения ситуации, при которой работник пребывает в состоянии незанятости в течение длительных периодов. Эти периоды объясняются структурными сдвигами в экономике, которые обесценивают уровень квалификации некоторых категорий рабочей силы.

Спрос на различные товары постоянно колеблется, что в свою очередь вызывает колебание спроса на труд работников, производящих эти товары (например, внедрение персональных компьютеров сократило спрос на пишущие машинки, что в свою очередь снизило спрос на труд на предприятиях по производству пишущих машинок). Далее, поскольку различные регионы производят разные товары, спрос на труд может одновременно возрастать в одной части страны и сокращаться в другой. Такие изменения в структуре спроса на труд по отраслям и регионам называют структурными сдвигами.

Безработица фрикционного и структурного типов существует как в благополучные, так и в неблагополучные периоды. Общее число безработных обоих типов называется естественным уровнем безработицы , этот уровень соответствует ситуации макроэкономического равновесия.

Современное название этого показателя - не ускоряющий инфляцию уровень безработицы.

Величина естественного уровня безработицы с течением времени растет. Если в начале 1960-х гг. она составляла 4% рабочей силы, то в настоящее время 5,5 – 6,5% от общей численности рабочей силы. Причина роста естественного уровня безработицы – увеличение продолжительности поиска работы, что может быть обусловлено:

Увеличением размеров пособий по безработице;

Увеличением времени выплаты пособий по безработице;

Ростом доли женщин в составе рабочей силы;

Увеличением доли молодежи на рынке труда.

Первые два фактора обеспечивают возможность поиска работы в течение более длительного периода времени. Третий и четвертый факторы, означающие изменение половозрастной структуры рабочей силы, увеличивают количество людей, впервые или вновь появившихся на рынке труда и ищущих работу, и поэтому численность безработных, усиливают конкуренцию на рынке труда и удлиняют срок поиска работы.

Полная занятость совместима с естественным уровнем безработицы. Объем производства, который можно произвести в условиях полной занятости, выражает производственный потенциал экономики.

Циклическая безработица – э то безработица, вызванная циклическим сжатием производства. Разность между фактической величиной нормы безработицы и величиной естественной нормы называется циклической безработицей.

Развитие циклической формы безработицы приводит к превышению ее фактического уровня над естественным. Экономическая цена этого превышения выражается в отставании фактического объема ВНП от его потенциальной величины.

Также выделяют следующие виды безработицы:

1) сезонная;

2) добровольная (безработица, вызванная тем, что часть рабочей силы не желает работать за ставку заработной платы, низкую по сравнению с пособиями по безработице и социальным льготам);

3) неполная (сокращенный рабочий день);

4) маргинальная (безработица слабо защищенных слоев населения: молодежи, женщин, инвалидов);

5) скрытая безработица (в рыночной экономике) – наличие лиц, желающих работать, но не зарегистрированных в качестве безработных. Отчасти скрытая безработица представлена людьми, переставшими искать работу;

6) скрытая безработица (в командной экономике) – наличие избыточных работников при одновременной низкой производительности труда;

7) экономическая (безработица, вызываемая конъюнктурой рынка:
свертывание убыточных производств под влиянием закона о банкротстве; нежелание правительства поддерживать убыточные отрасли и предприятия и т.д.);

8) институциональная – безработица, порождаемая институтами рынка труда и факторами, влияющими на спрос и предложение рабочей силы (несовершенством налоговой системы, введением гарантированного минимума заработной платы, инерционностью рынка рабочей силы, несовершенством информации о свободных рабочих местах);

9) классическая (безработица, являющаяся результатом слишком высокой ставки заработной платы по сравнению с той ставкой, которая бы уравновешивала спрос на рабочую силу и ее предложение);

10) технологическая безработица (связана с внедрением малолюдной и безлюдной технологии, основанной на электронной технике).

Безработный в США – лицо, старше 16 лет, неработающее, но активно ищущее работу в течение 4 месяцев или ожидающее возврата на работу в течение четырех недель.

Классификация населения на работающих, безработных или временно не работающих проводится согласно ежемесячному обследованию 50000 домашних хозяйств, которое выполняет Бюро статистики труда США. Люди определяются как работающие, если они работают полный или неполный рабочий день или отсутствуют на работе из-за каникул, забастовок или по личным причинам. Лица, желающие работать, но активно не ищущие работу, не учитываются как безработные, а считаются временно не работающими.

Любая рыночная экономика имеет тенденцию к колебаниям и нестабильности. Одним из ключевых критериев, оказывающих влияние на ее развитие и функционирование, представляет собой экономически активное население, которое в свою очередь делится на:

  • занятых;
  • безработных.

Федеральный закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» гласит: под занятыми понимаются граждане, осуществляющие трудовую деятельность по договору, подразумевающему выполнение работы за финансовое вознаграждение на принципах полной либо частичной трудовой занятости, а также располагающие любой другой работой, в том числе носящую периодический характер.

Безработными гражданами признается часть экономически активного населения, одновременно соответствующая следующим факторам:

  • отсутствие постоянного дохода в виде заработной платы (без учета пособия по безработице или социальных выплат предприятия при его ликвидации);
  • наличие регистрации в социальном фонде как безработного;
  • постоянный поиск рабочего места;
  • готовность незамедлительно приступить к работе.

Международная организация труда (МОТ) имеет несколько другую точку зрения и считает, что безработные — это часть населения, не имеющая работы, способная к работе в настоящий период времени, а также ищущая работу в исследуемый период. МОТ в своем расчете использует данные о населении в возрасте от 10 до 72 лет, Росстат в своей методологии учитывает возраст от 15 до 72.

В понятие «безработное население» МОТ и Росстат не включают учащихся вузов дневной формы обучения, лиц с ограниченными возможностями, пенсионеров, работников, задействованных на неполную ставку.

Подводя небольшой итог, можно сделать вывод, что безработица – это ситуация, когда трудоспособная часть населения прилагают усилия по поиску заработка, но не в состоянии найти работу или не хочет работать, так сказать считают условия труда, предлагаемые рынком рабочих мест, несоответствующими их требованиям.

Безработица – это не абстрактное экономическое понятие, а проблема, оказывающая влияние на каждого гражданина и экономику страны в целом. В большинстве случаев потеря постоянного места приводит к эмоциональной травме, ухудшению уровня жизни и стабильности человека. Для населения возможность иметь стабильный доход является одним из главных показателей успешности экономической деятельности правительства. А во время предвыборной гонки политические партии используют эту проблему для привлечения внимания электората, как наиболее острую.

Меню статьи

Показатели уровня безработицы

Уровень безработицы — это доля безработного населения в показателе величины рабочей силы

Рабочая сила – это способность гражданина к труду, общий показатель физиологических и моральных сил, которыми он оперирует и использует в процессе создания материальных благ.

Рабочая сила — ключевой фактор производства в любом современном обществе.

Уровень безработицы принято рассчитывать по формуле:

Рисунок 0

где: U’ — уровень безработицы; U — количество безработных; E – количество занятых; U+E – количество рабочей силы.

Каждая страна рассчитывает и публикует официальные данные по допустимым для уровня ее экономического развития размеры безработицы, которые являются естественными или предельно допустимыми. В течение года этот коэффициент может меняться под влиянием циклического характера развития экономики и изменением курса национальной валюты.

Естественный или предельно допустимый уровень — это уровень безработицы при полной занятости населения, в результате которого отсутствует избыточный спрос и излишнее предложение на рынке. Это состояние описывается как равновесие на рынке труда. Оно образует запас рабочей силы, способной в предельно короткие сроки совершать экономические и географические перемещения в зависимости от изменения спроса и вызванных им нужд производства. Подобный запас рабочей силы позволяет стабильно функционировать экономической системе государства.

Предельно допустимый уровень в развитых странах представляет собой следующую динамику: от 1,5-2% в Японии и Скандинавских странах до 6-8% в странах Северной Америки. Опираясь на эти статистические данные, экономисты пришли к мнению, что предельно допустимый уровень безработицы варьируется в пределах 4-6 %.

Согласно представленным в начале 2017 года Росстатом данным, уровень безработицы в России в конце 2016 года составил 5,3%, что даже превосходит ожидание Правительства РФ, заявлявшего уровень в пределах 6%.

Рисунок 1

Но рассматривая данные Росстата, необходимо учитывать, что его методология, в отличие от МОТ, учитывает только население официально ищущее работу на момент выборки. И строится на исследовании анализа отдельных категорий граждан нашей страны. Также в статистической выборке исключены данные по республике Крым. Поэтому, истинная цифра может разительно отличаться от официальной версии Росстат. Все данные по выборкам можно узнать на сайте www.gks.ru.

Формы, виды безработицы и их характеристика

Для наглядности формы, виды безработицы и их характеристика приведены в таблице.

Рисунок 2

Виды безработицы

1. Фрикционная безработица

Вызванный естественной миграцией тип безработицы, основной причиной которого является переход гражданина с одной работы на другую. Вследствие такого перемещения (в период подбора или ожидания другой работы) эти работники как бы выпадают из занятого населения.

Основными причинами фрикционной безработицы принято считать:

  • географическое перемещение: гражданин меняет место жительства и некоторое время может оказаться без работы;
  • изменение жизненных и профессиональных интересов: переобучение, получение высшего образования, переквалификация;
  • новый этап в личной жизни: рождение детей.

Большинство специалистов по экономике считают, что в стабильной рыночной ситуации существование умеренного уровня фрикционной безработицы является, если не желательным, то, по крайней мере, естественным фактом, так как подобный переход в большинстве случаев обусловлен желанием человека получить более высокооплачиваемое или интересное место работы. А это в перспективе несет более качественное и экономически обоснованное размещение своих человеческих ресурсов.

Однако на практике соискатели работы имеют свои требования и наклонности, а существующие вакансии требуют конкретных навыков и профессиональных знаний. Это приводит к дисбалансу между ними. К тому же, не всегда информация о наличии рабочих мест появляется своевременно. А свободные места могут оказаться в другом регионе, требуя аллокацию рабочей силы. Это приводит к задержке трудоустройства и росту безработицы.

Фрикционная безработица как кратковременное явление будет полезным элементом в таком формате рынка труда, который предполагает точное соответствие свободного сотрудника предложениям рынка вакансий. В реальном мире такое равновесие невозможно, и временно нетрудоустроенные граждане приводят к росту безработицы.

2. Структурная безработица

Этот вид возникает по причине несоответствия квалификации или специальности граждан, ищущих работу с предложенными вакансиями. То есть спрос на рынке труда расходится с предложением.

Структурная безработица зачастую возникает в результате усовершенствования производства или переходе с ручного труда на автоматизированный. Также в случае переноса производства в другой регион. В результате такой оптимизации высвобожденные сотрудники вынуждены искать работу в других отраслях экономики.

Этот вид безработицы характерен долгим периодом поиска работы. Человек вынужден не просто искать себе место, но и новое направление деятельности.

3. Сезонная безработица

Сезонная безработица предопределена тем, что часть отраслей экономики пребывает в непосредственной взаимосвязи с природными условиями. Наиболее ярким примером такой отрасли, является сельское хозяйство. В сфере строительства и туризма сезонность тоже влияет на количество занятых. Например, владельцы кафе в курортных зонах принимают на работу только на период май-октябрь, держать лишних сотрудников «не в сезон» для них очень затратное дело.

Уровень ее нагрузки зависит от того, насколько другие сферы экономики готовы принять освободившихся граждан. А также от желания и возможности последних пройти профессиональную подготовку или переехать в другой регион.

Тем не менее, это вид имеет одну важную отличительную черту – его можно спрогнозировать.

4. Циклическая безработица.

Возникает во время депрессии, кризиса или стагнации в экономике государства. Сокращается потребность в товарах и объемах услуг, впоследствии чего падает общий объем производства. Происходит сокращение затрат предприятий за счет урезания численности рабочих мест. Наиболее заметно проявляется в большом количестве поиска работы и малым предложением во всех структурах и регионах страны. Это наиболее тяжелый вид безработицы.

Ее размеры высчитываются следующим образом: число занятых на данный период времени в экономике граждан минус численность работников, которые могли бы иметь рабочие места при нормальном уровне производства, то есть в условиях стандартной нагрузки всех имеющихся в производстве мощностей.

5. Институциональная безработица.

Этот вид безработицы, созданный государственными структурами, отвечающими за рынок труда, и факторами, воздействующими на распределение рабочей силы.

Сюда относятся:

  • несовершенство в налоговой системе (например, пониженная ставка налога на доход неработающих физических лиц);
  • социальные гарантии для неработающего населения (например, установление правительством высокого уровня пособия по безработице);
  • недостаточная информированность центров занятости о возможных вакансиях.

Виновником в подобной ситуации является неэффективная работа рынка труда. Отсутствие актуальной информации о наличии вакансии не позволяет работнику быстро ее занять. Или предпринять попытку переезда в другой регион. В свою очередь фирмы не видят резюме кандидатов на предлагаемые ими должности.

Высокие социальные льготы и пособия неработающим гражданам, позволяющие вести вполне нормальный образ жизни, приводят несознательную часть трудоспособного населения к решению о тунеядстве. А пониженная ставка налога на социальные пособия может оказаться привлекательней, чем достаточно ощутимый подоходный налог с заработной платы.

Формы безработицы

1. Открытая безработица.

Делится два типа:

  • регистрируемый тип (часть населения, обратившаяся за поддержкой в поиске работы к социальным фондам, то есть встала на учет в центр занятости и получает от него ежемесячно социальное пособие);
  • нерегистрируемый тип (часть активного населения, предпочитающая работать на себя, то есть неофициально, скрывая свои доходы от государства, или, так называемые, тунеядцы, люди, не жалующие работать по своим жизненным убеждениям).

Росстат при составлении выборки учитывает только регистрируемых безработных, поэтому его данные могут разительно отличаться от реальных. Технология оценки МОТ предполагает учет всех категорий и является наиболее эффективной.

2. Скрытая безработица.

Это трудно определимый тип, подразумевающий под собой ситуацию, когда сотрудник официально числится в списке работающих, но фактически не участвует в производстве или участвует в сильно усеченной форме.

Скрытая безработица появляется в результате следующих факторов:

  • Содержание предприятием по разным факторам избыточного числа сотрудников, получающих полную заработную плату. И как следствие внесение расходов на их содержание в себестоимость изготавливаемой продукции.
  • Невозможность обеспечения предприятием сотрудников работой на полный рабочий день с соответствующей зарплатой, но сохранение их как сотрудников с «частичной» занятостью. В данном случае учитываются только работники, желающие, но не имеющие возможность работать на полную ставку, сотрудники, сознательно приходящие на половину дня, в расчет не берутся.
  • Оформление части сотрудников в отпуск без оплаты.
  • Регулярный простой в работе оборудования предприятия по ряду технических причин.

Причины ее возникновения:

  • администрация предприятия проводит политику сохранения численности с расчетом на скорое изменение экономического положения, вводя половинный рабочий день;
  • сохранение работников позволяет руководству рассчитывать на получение ряда льгот от государства;
  • зачастую, у предприятия нет материальной возможности выплачивать сотрудникам пособия по безработице, поэтому сотрудников принуждают уходить сотрудника, создавая плохие условия труда;
  • нежелание работников из малых населенных пунктов уходить с работы при сохранении частичного заработка, в связи с отсутствием другой работы;
  • для сотрудников предпенсионного возраста важен непрерывный стаж;
  • маленький, но стабильный доход в неполной занятости играет для сотрудника более весомую роль, чем возможность увеличения дохода при поиске нового места.

Развитие экономических отношений и конкуренция на рынке сбыта товаров и услуг вынуждает предприятия оптимизировать свою численность. Это несет в себе сокращение уровня скрытой безработицы. Главная задача на данный момент видится в том, чтобы в процессе развития рыночной экономики скрытая безработица не превратилась в открытую.

3. Текучая безработица.

Данная форма обнаруживается при высвобождении работников интеллектуального и физического труда, имеющих ключевые навыки, соответствующие всем нормам. Данная ситуация возникает по разным причинам, основные из них:

  • непропорциональное развитие отраслей промышленности в регионах;
  • периодически повторяющиеся спады, депрессии и стагнации в экономике;
  • скачкообразный спрос на рабочие кадры (недостаточный во время спада и депрессии, излишний во время производственного проста).

4. Застойная безработица.

Застойная или долгосрочная безработица – это форма отсутствия занятости гражданина в течение длительного периода. Она приводит к тяжелым последствиям с точки зрения, как материальных возможностей, так и эмоционального состояния безработных.

Статистически доказано, что возможность получить работу снижается, если затягивается период без постоянной работы. Отчасти это случается потому, что после достаточно продолжительных безуспешных поисков работы соискатель предпочитает оставаться на пособии как на привычном для себя обеспечении. Застойная безработица подразумевает под собой необходимость помощи с переквалификацией персонала или переездом в другой регион, где данное направление деятельности более востребовано.

5. Добровольная безработица.

Под эту форму попадают граждане, которые по различным субъективным факторам не находят нужным осуществлять какую-либо трудовую активность.

Причины могут быть разными:

  • политические и социальные взгляды на труд;
  • религия и традиции (особенно выражено в республиках Кавказа, где бытует мнение о невозможности реализации женщиной себя в профессии);
  • желание женщин посветить себя семье и ведению домашнего хозяйства;
  • нежелание работать на условиях, предлагаемых рынком труда (размер оплаты, продолжительность рабочего дня);
  • выпадение гражданина из социума, вызванное его образом жизни, например, бездомные, бродяги и т.д.

В любом социуме существуют такие люди. Даже в США и Европе ученые определяют их число в 14-16%. Попытки влияния, давления, перевоспитания или призывы к чувству долга и ответственности каких-либо значимых результатов не принесли. В советское время была попытка борьбы с тунеядцами, но она вполне успешно не реализовалась.

Экономические и социальные последствия безработицы

Увеличение доли физически здоровой, но не осуществляющей какой-либо экономической активности, части социума ведет к негативным результатам в различных государственных сферах. Несмотря на это, при внимательном рассмотрении у этого явления можно заметить свои плюсы и минусы.

Среди отрицательных экономических факторов выделяют:

  • расходы, которые несут государственные фонды на социальные выплаты оформленным безработным;
  • потери по недополученному фонду оплаты труда безработных;
  • потери налоговых органов от недополучения налоговых сборов в бюджет по налогам, взимаемым с физических лиц;
  • снижение уровня дохода граждан приводит к сокращению потребления товаров и их производству;
  • обесценивание полученных знаний при обучении;
  • общее снижение уровня жизни населения.

К положительным экономическим факторам относятся:

  • создание резерва рабочих групп различной квалификации для масштабного изменения структуры экономики;
  • сокращение рабочих мест провоцирует сотрудника более активно проявлять себя как необходимого предприятию специалиста, подталкивая его к повышению уровня знаний и стремлению к профессиональному росту;
  • в период вынужденного прекращения трудовой деятельности высвобождается время на переобучение, повышение квалификации или получение образования по более востребованному профилю;
  • стимулирование роста эффективности и производительности труда.

В отрицательных социальных факторах стоит отметить:

  • ухудшение криминогенного климата в регионе;
  • увеличение финансового разрыва и напряженности между различными социальными группами;
  • возрастание физических и душевных заболеваний, вызванных стрессом от потери рабочего места;
  • увеличение социальной апатии;
  • снижение уровня трудовой активности и желания к ней вследствие долгого поиска нового рабочего места.

Положительные социальные факторы:

  • изменение отношения в сознании работника о социальной ценности его рабочего места;
  • увеличение личного свободного времени для общения с семьей и творческого роста;
  • свобода выбора места работы, ограниченная только требуемыми начальными навыками;
  • изменение отношения общества к социальной значимости и ценности труда.

Основной экономический ущерб от безработицы — непроизведенный продукт. Что приводит к уменьшению общего объема производимых в стране материальных благ и оказанных услуг. Рост безработного населения ведет к сокращению потребительского спроса. Ведь заработная плата — это единственный источник заработка для большей части граждан. Ликвидация данного источника заставляет население урезать свои расходы до минимально необходимых потребностей, таких как: коммунальные услуги, питание и медикаменты. Все это препятствует росту производства менее необходимых товаров и снижению объемов изготовления товаров первой необходимости. В результате, это приводит к общему ухудшению уровня жизни населения страны в целом.

Для общества, социальных фондов и институтов, а также отдельных граждан важна социальная составляющая безработицы. Гражданин теряет не только основной источник дохода, но и в процессе длительного поиска нового места, квалификацию. А с ней уверенность в дальнейшем удачном трудоустройстве.

Социальная помощь от государства не способна обеспечить удовлетворительный уровень жизни в условиях постоянного увеличения цен на товары. А большое количество нуждающихся в нём, значительно истощает социальные фонды.

Безработица - это тяжелое и эмоциональное бремя для самого гражданина. Он выпадает из привычной среды, теряя убежденность в необходимости своих профессиональных знаний окружающим, своей квалификации и востребованности себя как специалиста в дальнейшем. Нередки случаи ухудшения физиологического и морального состояния безработного.

Для молодого поколения, у которого нет достаточного опыта работы или необходимого уровня профессиональных навыков, отсутствие рынка труда с вакансиями без опыта работа может стать тяжелым испытанием. Такие трудности приводят к обесцениванию образования.

Многолетняя практика стран с сильной и конкурентоспособной экономикой в области контроля занятости населения выявила, что рынок труда не самостоятелен, и не обеспечивает решение вопросов трудовой занятости населения без вмешательства государства.

Меры, проводимые Правительством РФ по борьбе с безработицей

Государственная политика занятости – это научно обоснованный процесс, включающий в себя меры, реализуемые органами власти в отношении рынка труда.

Её параметры:

  • совершенствование трудовых резервов, увеличение скорости их аллокации, защиту интересов участников российского рынка труда;
  • защиту и предоставление равнозначных возможностей для свободного труда всем категориям трудоспособного населения без учета их политических, социальных и религиозных взглядов;
  • предоставление условий, дающих возможность на достойную жизнь и саморазвитие гражданина;
  • всестороннюю помощь населению в развитии трудовой, производственной, творческой и финансовой деятельности, проводимой в соответствии с существующим законодательством;
  • проведение государственными фондами мероприятий, направленных на помощь гражданам, испытывающим затруднения в самостоятельном поиске рабочего места;
  • принятие превентивных мер для исключения массовой и уменьшения затяжной безработицы;
  • разработку системы льгот для предприятий, сохраняющих действующий штат сотрудников и предоставляющих в приоритетном порядке вновь создаваемые рабочие места гражданам, пребывающим в их длительном поиске;
  • законодательную координацию всех участников рынка труда для согласования их действий;
  • обеспечение взаимосвязи между государственными органами власти, профессиональными союзами предприятий, любыми другими объединениями, представляющими интересы сотрудников и администрации предприятий в выработке и исполнении актов по улучшению ситуации в занятости населения;
  • межгосударственное взаимодействие при устранении вопросов о трудовой деятельности граждан России за ее территорией и граждан сторонних государств на нашей территории, выполнять функцию контроля за исполнением международных трудовых правил.

Безработица – социально-экономическое явление, при котором часть трудоспособного, экономически активного населения не находит себе применения в производстве. Безработица может быть следствием изменения отраслевой структуры экономики, сокращения производства, роста эффективности производства и других социально-экономических процессов, в результате которых высвобождается определенное количество рабочей силы.
В современной экономической науке выделяют различные формы безработицы: естественную (фрикционную, институциональную, добровольную), открытую (технологическую, структурную, региональную, циклическую), скрытую.
Одной из важнейших особенностей современного рынка труда является скрытая безработица.
Общий спрос на рабочие места не покрывается их предложением. Помимо действий демографических факторов (ожидается увеличение численности трудоспособного населения), предложения рабочей силы увеличатся и по социально-экономическим причинам, таким как:
— массовое высвобождение работников с предприятий;
— потребность в работе граждан старших возрастов с ограниченной трудоспособностью;
— приток мигрантов;
— насыщение рынка труда выпускниками различных учебных заведений, демобилизованными военнослужащими и т.д.
В первую очередь в числе безработных в России оказываются неквалифицированные и малоквалифицированные работники, не готовые к переквалификации, работники нерентабельных, убыточных предприятий, “слабые” демографические группы (молодежь, пожилые люди, женщины с детьми).
Основные цели и контуры политики занятости
Главной целью современной российской политики занятости становится повышение трудового потенциала страны путем выявления неиспользуемых способностей людей, вовлечения их в более эффективную и всеохватывающую систему разделения труда. При этом должен поощряться, а не ограничиваться доступ новых категорий трудоспособного населения на рынок труда.
Курс на мобилизацию всех человеческих потенций общества, на устранение препятствий к участию в экономической жизни, в том числе и в нестандартных формах, требует значительного улучшения общеобразовательной и, особенно, профессионально-квалификационной подготовки, превращения обучения в постоянный процесс.
В борьбе против безработицы акцент должен быть перенесен с пассивных мер на меры активного характера. Под пассивным регулированием понимают усилия, направленные главным образом на решение проблем «излишков» рабочей силы. При этом сложившийся уровень занятости рассматривается как данный. Под «активным» регулированием понимают стремление государства позитивно воздействовать на имеющийся уровень занятости путем создания необходимых условий для увеличения числа рабочих мест, в том числе за счет повышения квалификации рабочей силы. Службы занятости в этом случае призваны со действовать уменьшению числа нетрудоустроенных. В частности, вы плата пособий безработным связывается с проведением активных мер по повышению их пригодности для рынка труда. Большая роль отводится местным инициативам по трудоустройству, стимулированию инновационной и предпринимательской деятельности. Для поощрения региональной мобильности, в частности, компенсируют расходы по переезду на новое место работы и жительства.
Определение основных контуров политики занятости делает очевидным необходимость новых подходов, направленных на расширение предложения труда и улучшение его качества, на повышение эффективности рынка труда. Без этого будет невозможно реализовать преимущества, создаваемые быстрым распространением новой технологии, дальнейшей либерализацией торговли и реформами в бывших странах соцлагеря.
Главным направлением должно стать усиление координации между материальной поддержкой и другими функциями служб занятости, особенно трудоустройством. Необходимо также задействовать все имеющиеся средства, включая обучение, субсидии для найма, поддержку в создании собственного дела. Важную роль играет обеспечение взаимодополняемости между гибкостью политики занятости на внутреннем (фирменном) и ее гибкостью на внешнем (общенациональном) рынке труда, а также постепенное замещение пассивных мер, связанных с перераспределением доходов, активными.
Политика занятости имеет ключевое значение для формирования цивилизованного рынка и предотвращения социальных взрывов, поэтому совершенно очевидна необходимость ее дальнейшего совершенствования и активизации. Она должна быть тесно увязана с другими программами, со структурной перестройкой, с преобразованием форм собственности и общей стратегией развития человеческих ресурсов. Системного подхода требует и решение проблем безработицы, как на общероссийском, так и местном уровнях. Важно обеспечить увязку материальной поддержки лиц, не имеющих работу, с мерами по их вовлечению в активную производственную деятельность, созданием новых рабочих мест, снять все препоны на пути мелкого предпринимательства, оказывать ему законодательную и финансовую поддержку.
Политика на рынке труда должна стать активнее. Это касается таких направлений, как создание дополнительных рабочих мест, в том числе путем стимулирования отечественных и зарубежных инвестиций в перспективные отрасли производства, введение минимальных квот, организация общественных работ, подготовка и переподготовка кадров, а также облегчение миграции.
Больших усилий и средств требуют программы обучения и переобучения, повышения квалификации и переквалификации для безработных, лиц, высвобождаемых из производства, системы управления, Вооруженных Сил. Такие программы способны расширить возможности трудоустройства, повысить мобильность и производительность трудовых ресурсов. Но в области образовательной политики, к сожалению, недооценивается значение соответствующей перестройки образования и профучебы с учетом новых требований. Хотя некоторые средние учебные заведения и университеты, особенно в крупных городах, приспособили свои учебные планы (и в меньшей степени методы преподавания) к изменившемуся спросу на профессии, многие все еще живут в прошлом. Это относится к организации образования, как молодежи, так и взрослых.
Необходима гибкая политика в области образования, поскольку именно развитие человеческих ресурсов принято считать наиболее важным фактором устойчивого экономического роста. Эффективная политика в этой сфере призвана побуждать систему образования оперативно реагировать на меняющийся спрос рынка труда на профессии. Молодые люди должны получать профессии, которые пользуются спросом, а не наниматься тут же на работу по другой специальности и затем переучиваться. Существует настоятельная потребность в новой системе переподготовки взрослых, которая обеспечила бы гибкую адаптацию и повышение квалификации трудящихся. Определенную роль в улучшении положения в области занятости может сыграть организация общественных работ для безработных.
Проблемы безработицы можно было бы смягчить и более широким использованием нестандартных видов занятости — частичной, временной, паломничества, созданием собственных предприятий лицами, потерявшими работу. Для этого нужно обеспечить необходимые экономические и законодательные условия, а также выполнение тех законодательных актов, которые уже приняты.
Необходимы постоянный контроль и анализ реальной безработицы, которая постоянно претерпевает качественные изменения. Нужна психологическая подготовка людей к этому социальному явлению. Правовая безграмотность большей части населения приводит к незащищенности работников перед лицом массовых увольнений и безработицы. Юридическое просвещение, в том числе в отношении прав человека, помощь и консультации всем, оказавшимся без работы, должны быть возведены в ранг государственной политики.
В целом продолжение экономических реформ и структурной пере стройки экономики требует более активной политики на рынке труда.

Основные направления политики занятости

В условиях эффективной экономики сфера занятости населения является сферой реализации способностей, знаний и умений человека. В нынешних условиях социального выживания эта нормальная предпосылка нарушена. Большое количество конкурентоспособных и профессионально подготовленных людей или высвобождается, или вынуждена работать не по специальности. Политика в области содействия занятости должна быть ориентирована на развитие и эффективное использование человеческих ресурсов. Именно такой подход, обеспечивающий активные действия на рынке труда, повышение качества рабочей силы для последующего трудоустройства безработных может обеспечить максимально возможную занятость населения. Такая стратегия была заложена в основу федеральной программы занятости на период 1998 –2000 гг. Основные направления политики занятости:
— Информация о рынке труда. Информация о динамике рынка труда, о занятиях и карьере, возможностях трудоустройства, тенденция о спросе и предложении рабочей силы должна распространяться через центры занятости, СМИ, предприятия, учебные заведения.
— Содействие в трудоустройстве. Систематизация банка вакансий для информирования населения о возможностях трудоустройства, подбор подходящего рабочего места и работников по запросам предприятий, обучение навыкам поиска работы, организация консультирования населения.
— Профессиональная ориентация. Организация деятельности клубов ищущих работу, проведение ярмарок вакансий, ярмарок рабочих мест и специалистов, консультирование по выбору сферы деятельности, профессиональный отбор на вакантные рабочие места, обучение и переподготовку, оказание психологической поддержки населению путем усиления мотивации на поиск работы, повышение самооценки, формирование навыков адаптации безработных к трудовой деятельности.
— Профессиональное обучение. Создание системы профессионального обучения безработных, адекватной потребностям рыночной экономики, формирование сети учебных заведений, разработка учебно-программной документации и интенсивных технологий обучения, организация учебного процесса.
— Поддержка предпринимательства и самозанятости населения. Профессиональное консультирование и профотбор безработных для открытия собственного дела, финансовая поддержка, обучение основам предпринимательства.
— Программы “Молодежная практика”. Трудоустройство выпускников учебных заведений, зарегистрированных в службе занятости на временные рабочие места при частичном использовании средств Фонда занятости.
— Временная занятость подростков. Временное трудоустройство подростков. Проведение целевых ярмарок вакансий, организация молодежных бирж труда.
— Общественные работы. Обеспечение безработных оплачиваемой работой, не требующей предварительной профессиональной подготовки. Финансирование за счет работодателей и частично за счет Фонда занятости.
— Квотирование рабочих мест. Установление квоты для приема на работу граждан, нуждающихся в особой поддержке.

Главным в социальной политике должно стать упреждение массовой безработицы, что обеспечивается, прежде всего, нормальным функционированием общества, его эволюционным развитием. Допустимой считается незанятость в пределах 2-5%. Однако массовая безработица может явиться детонатором социального взрыва, что особенно опасно в современных условиях.
В России первая биржа труда была создана в 1901 г. Хитровским попечитеством о бедных и находилась в ведении городского самоуправления Москвы. В августе 1917 г. был принят первый закон о биржах труда (осенью 1918 г. В России — 238 бирж труда). В 1931 г. перестала функционировать последняя биржа труда. 19.04.91 г. была создана Государственная служба занятости РФ. Ее возглавляет и организует Государственный комитет РФ по занятости. Служба занятости имеет разветвленную сеть. Финансируются службы за счет средств фонда занятости, в своей деятельности руководствуются конвенциями и рекомендациями, разработанными и принятыми Международной организацией труда (МОТ), созданной в 1991 г. и соответствующими законами и нормативными актами РФ. Функции и структура службы занятости определены Законом “О занятости населения в РФ” от 20.04.96 г.

Проблема безработицы и социальные программы государства

Переход к рынку и структурная перестройка экономики привели к росту числа безработных в нашей стране. Но эта безработица имеет более глубокий характер, чем те ее формы, которые принято называть частичными. Среди них наименее опасной считается фрикционная безработица, которая возникает в связи с поиском нового места из-за сокращения, увольнения или неудовлетворенности работой. Такая безработица свидетельствует о том, что рынок труда работает неслаженно, с трением (фрикцией) и нуждается в совершенствовании. Когда люди находят лучшую, отвечающую современным запросам работу, то они тем самым способствуют более рациональному использованию трудовых ресурсов и, в конечном итоге, потенциальному росту экономики.
Структурная безработица возникает обычно в связи с необходимостью изменения технологии и организации производства. Периодически в науке и технике появляются новые открытия и изобретения, применение которых значительно повышает производительность тру да, улучшает и даже коренным образом меняет качество выпускаемой продукции, снижает затраты на нее энергии, металла и других мате риалов. Все это диктует необходимость перехода к новым технологиям и структурной перестройке соответствующих отраслей производства. В связи с этим возникает потребность в рабочих и специалистах новых профессий, увольнении, сокращении и переквалификации старых кадров. Эти процессы не могут проходить безболезненно, поскольку они ломают привычный стиль жизни трудящихся, заставляют их покидать обжитые места в поисках новых рабочих мест, переучиваться и овладевать новыми профессиями, навыками и методами работы, что особенно тяжело дается более старшему поколению рабочих.
Наиболее серьезной и тяжелой с экономической и социальной точек зрения считается циклическая безработица, которая наступает при спаде или кризисе производства. Экономические ее последствия выражаются, прежде всего, в неполном использовании производственного потенциала. Вследствие этого падает ВВП, а значит, общество не получает те товары и услуги, которые оно могло бы иметь при существующих производственных мощностях. Социальные последствия кризиса проявляются не только в неполной занятости трудоспособно го населения, но и резком снижении жизненного уровня как людей, лишившихся работы, так и значительной части остального населения
Предпринятые у нас экономические реформы не привели к структурной перестройке экономики на основе внедрения новейшей технологии. Такая технология имелась у оборонных предприятий, но она оказалась невостребованной в мирных отраслях промышленности и народно го хозяйства в целом. Более того, сами эти предприятия перестали производить пользующее большим спросом высокоточное вооружение, по теряли прежние рынки сбыта и перешли к изготовлению сравнительно простой бытовой техники, которую могли успешно производить гражданские отрасли.
Поспешная приватизация государственной собственности, «шоковая терапия», сопровождавшаяся либерализацией и последующим взлетом цен, раскручивающаяся спираль инфляции, в конце концов, привели к резкому падению производства в важнейших отраслях промышленности и сельском хозяйстве. В таких условиях, естественно, ни о какой структурной перестройке экономики не могло быть речи, ибо денег не хватало даже на выплаты пенсий и заработной платы. Все это усугубило и без того тяжелую социальную обстановку в стране, сложившуюся вследствие глубокого экономического кризиса.
В условиях централизованной плановой экономики не существовали какие-либо программы социальной защиты безработных, ибо такое явление в принципе не допускалось прежним законодательством. Поэтому при переходе к рынку необходимо было, сначала обсудить те программы, которые предлагались в странах с развитой рыночной экономикой. Однако в этих странах наряду с государством помощь безработным оказывают также частные предприниматели, а также страховые компании, куда вносят взносы сами получатели пособий. Так, во Франции, Швеции и отчасти в США около половины средств в фонд социальной защиты поступает от предпринимателей.
В качестве примера здесь может служить Швеция, которая раньше других провела структурную перестройку своей промышленности. Главные усилия в борьбе с безработицей она направляет не столько на оказание помощи нуждающимся в виде пособий, сколько на создание новых рабочих мест и обучение рабочих новым профессиям. Такая активная политика по обеспечению занятости населения проводится правительством в тесном сотрудничестве с работодателями и муниципальными органами управления

Статус безработного

В деятельности служб занятости большое значение имеет трактовка понятия “безработные”. Безработными, в соответствии с названным законом, признаются “трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней” (1, ст.3).
Решение о признании гражданина безработным принимается службой занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней с момента предъявления службе занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, а также документов. Удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние два месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности) — паспорта и документа об образовании. При этом гражданин признается безработным со дня предъявления указанных документов (2, ст.15).
Безработными не могут быть признаны:
— граждане, не достигшие 16-летнего возраста;
— граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия, кроме граждан, получающих пенсию по инвалидности 3 группы;
— граждане, отказавшиеся в течение 20 дней со дня обращения в Центр занятости от двух вариантов подходящей работы.
— Граждане, которые в установленном порядке не признаны безработными, имеют право на повторное обращение через две недели для признания их таковыми.
— При невозможности предоставления подходящей работы в течение 10 дней со дня обращения
— граждане признаются безработными с первого дня предъявления Центру занятости документов.
Подходящей считается такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, прежней работы, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Семья безработного: типичные проблемы

К семьям безработных относят такие категории семей, в которых один или несколько их членов являются безработными.
Безработные и их семьи очень часто сталкиваются с материальными проблемами. Материальное положение безработных обостряется тем, что основная их масса не имеет денежных накоплений и поэтому при потере работы им приходится жить на пособие по безработице, величина которого крайне незначительна. В наиболее трудной ситуации находятся семьи с детьми до 6 лет и семьи одиноких матерей с детьми.
В семьях безработных значительно больше проблем с проведением свободного времени, отпуска и детских каникул, занятиями спортом, посещением детьми различных кружков, секций и т.д.
Безработица сопряжена для каждого отдельного человека с принудительной потерей рабочего места, профессии, специальности, необходимостью переподготовки и получения новых профессиональных знаний, поиском нового места работы. Люди вынуждены менять свои привычки, круг общения, прежний образ жизни. Они все менее чувствуют уверенность в завтрашнем дне. Среди эмоциональных последствий безработицы модно назвать низкую самооценку, депрессию, склонность к суицидальному поведению. Состояние стресса, вызванное безработицей, может повысить и подверженность человека различным заболеваниям.
Некоторые исследователи считают, что стресс, связанный с безработицей, снижает способность членов семьи заботиться друг о друге, в результате чего дети-подростки чаще убегают из дома, увеличивается конфликтность во взаимоотношениях супругов. В то же время подобная ситуация может привести к развитию самостоятельности ребенка, изменению его отношения к обучению, труду. Трудовая деятельность детей имеет много положительных аспектов. Хорошая работа может научить дисциплине, терпимости, самоуважению, трудолюбию. Вмести с тем, перегрузки влияют на здоровье детей, на качество обучения. Многие дети приходят к выводу о возможности зарабатывать деньги и безбедно жить, не имея ни знаний, ни профессиональных навыков. В этих случаях необходимо рационально решить вопрос сочетания учебы и труда подростков.
И, наконец, следует указать на зависимость между безработицей и преступностью
Таким образом, безработица оказывает разрушающее действие не только на каждого человека, попавшего в такое положение, но и на членов его семьи. Помочь мобилизовать все силы и выйти из трудной ситуации – задача общества и специалистов по социальной работе.

Социальная работа с семьями безработных

Социальные работники должны выявлять семьи безработных, наблюдать за ними, изучать их состояние, потребности. Для анализа необходимы следующие данные:
— количество членов семьи, в том числе детей;
— пол и возраст детей и родителей;
— материальное положение семьи;
— количество безработных в семье;
— продолжительность периода безработицы, ее причины;
— жилищные условия;
— отношения между родителями, детьми, родителями и детьми;
— состояние здоровья детей и родителей, наличие больных, инвалидов с детства;
— уровень образования безработных;
— профессия безработных, трудовой стаж;
— сведения о том, учатся ли дети, в каком учебном заведении;
— успеваемость детей;
— наличие асоциального поведения у членов семьи, его типы (алкоголизм, наркомания и др.);
— возможности проведения летнего отдыха;
— круг интересов семьи и др.

Выявление основных проблем в семье безработного позволит определить направления помощи, которую может предложить им социальный работник.
Оказание юридической помощи: отстаивание интересов безработных и их семей; предоставление различных консультационных услуг по правовым вопросам, трудовому и социальному законодательству, в том числе защита прав безработных в случае необоснованного их увольнения, неправильной выплаты пособий и т.д.
Оказание психологической поддержки, направление нуждающихся в службу психологической помощи населению. Существует определенный перечень проблем, с которыми клиент центра занятости может направлен к психологу:
1.Неприятие статуса безработного (“Почему я?”).
2.Потребность в поддержке, сочувствии.
3.Неадекватная самооценка.
4.Запрос на снятие напряжения и саморегуляцию.
5.Конфликтное поведение во время приема.
6.Профессиональное самоопределение.
7.Расхождение запрашиваемой профессии со специальностью по диплому.
8.Выбор профиля переобучения.
9.Вопросы профессионального становления, карьеры.
Социальный работник, совместно с предприятиями и организациями, находящимися на данной территории, профсоюзами может заниматься организацией досуга и отдыха детей из семей безработных.
Социальный работник может содействовать безработному в поиске работы и его трудоустройстве.
Социальный работник может помочь безработным в создании их ассоциации. Для детей, желающих заработать деньги, можно было бы создать – с их же помощью – детские кооперативы, акционерные общества, товарищества. Объединившись, взрослые безработные могли бы создавать собственные предприятия. При этом они могли бы поддерживать друг друга и морально, т.к. люди, находящиеся в одинаково тяжелом положении, лучше понимают друг друга.
Социальный работник может способствовать организации различных курсов, кружков и школ для обучения и переобучения работников.

Сущность и особенности, рынка труда в России

В чрезвычайно трудных условиях в России происходит движение к рынку труда, уходит в прошлое «полная занятость». Вместе со свободой выбора сфер трудовой деятельности, возможностью реализовать свои способности очевидным становится такой социальный недуг, как безработица. В обстановке глубокого кризиса нависает угроза ее дальнейшего и значительного увеличения. И хотя прогнозы первых лет реформ об «обвальной» безработице не осуществились, все же «перспектива» потерять работу, а, следовательно, и уверенность в завтрашнем дне стала реальной проблемой российской действительности.
С конца 80-х гг. обозначилась тенденция к сокращению занятости. Особенно заметной она стала в последние годы. Поэтому вполне очевидно, что наряду с развитием рыночных отношений необходимо своевременное формирование со стороны государства системы занятости населения.
Перед Россией встает задача выработки по существу новой политики и механизмов занятости, соответствующих условиям рыночной экономики — без этого нельзя обеспечить социальную стабильность, сохранить и умножить человеческие ресурсы, двигаться вперед по пути экономического развития.
Социальная направленность проведения политики занятости обусловливается тем, что экономические реформы проходят на современном этапе противоречиво и непоследовательно. Это приводит к ухудшению социальной ситуации в России. Значительная часть на селения ориентируется на выживание, а не на развитие. Серьезно тормозят ход реформ такие факторы, как резкое расслоение населения по доходам, снижение уровня и качества жизни значительной части населения России, нарастание масштабов скрытой безработицы, ослабление трудовой мотивации и гарантий, трудовых прав наемных работников, неудовлетворительное состояние условий и охраны труда, разрушение интеллектуального и культурного потенциала населения, криминализация общественных отношений, прогрессирующая деградация социальной инфраструктуры. Все эти моменты с особой остро той ставят вопрос о социализации государственной политики проводимых реформ.
Переход к рыночной экономике вносит существенные изменения в механизм занятости. На уровне обыденного сознания рынок труда — это, прежде всего безработица, отказ от полной занятости в общественном производстве. Однако, как показывает опыт, ценностью в сфере трудовых отношений является обеспечение полной, свободно избранной продуктивной занятости даже в высокоразвитых странах, где существует незначительная безработица. Полная занятость — это не уровень вовлечения трудоспособного населения в общественное хозяйство, а принцип, который заключается в праве всех граждан на труд и образование и выражает обязательства государства перед гражданами по обеспечению всех желающих в работе.
Выбору перехода к рыночной экономике предшествовал долгий поиск альтернативы административно-распределительной системы. На протяжении многих десятилетий экономическая наука не признавала наличие у нас в стране рынка труда. Из сферы товарных отношений исключалась рабочая сила. Аргументировалось это отсутствием в стране безработицы и наличием социалистической (общенародной) собственности как экономической основы государства.
Сегодня вопрос должен стоять не о создании рынка труда, фактически уже существующего, а об его демонополизации и приведении в оптимальное состояние, где есть возможность свободного выбора места и формы приложения своей рабочей силы.
Занятость как экономическое и социальное явление неразрывно связана с формированием и развитием рынка труда. Этим обусловлена необходимость рассмотрения самого понятия «рынок труда».
Рынок труда — это специфический вид товарного рынка, содержанием которого является реализация (купля-продажа) товара особого рода — рабочей силы, или способности человека к труду. Как экономическая категория рынок труда выражает отношения между владельцем данного товара (собственником рабочей силы, ее продавцом), с одной стороны, и владельцем средств производства (покупателем товара — рабочей силы, или работодателем) — с другой. Указанные экономические отношения облекаются в юридическую форму (контракт, договор, соглашение) и фиксируются в трудовом законодательстве.
Рынок труда имеет ряд общественно позитивных характеристик, его роль в рыночной экономике очевидна, поскольку он влияет на воспроизводство рабочей силы, отвечающей требованиям современного высокотехнологичного производства, обеспечивает распределение и перераспределение трудовых ресурсов, создает побудительные стимулы для их эффективного использования, заменяет неэффективную структуру занятости на более динамичную и рациональную. Рынок труда обусловливает необходимость универсализации работников, их многопрофильной профессиональной подготовки, развития способности к перемене видов труда соответственно структурным изменениям в экономике и конъюнктуре на рынке труда, способствует усилению их заинтересованности в повышении собственной конкурентоспособности, своего профессионального мастерства и уровня квалификации.
Это активизирует мобильность рабочей силы, усиливает ее миграцию, как в рамках отрасли, так и на межотраслевом и межрегиональном уровнях, что открывает возможности решения проблемы занятости трудоспособного населения, повышает роль рыночных рычагов в оплате труда и, следовательно, усиливает экономическую мотивацию труда, ведет к росту его эффективности, ускоряет адаптацию населения к утверждающимся в экономике страны рыночным отношениям, выработке экономического поведения рыночного типа.
Вместе с тем функционирование рынка труда неизбежно связано с рядом социально-экономических явлений негативного порядка. Так, его воздействие на распределительные процессы приводит к чрезмерной дифференциации в доходах различных групп населения, усиливает имущественное неравенство, порождает бедность и нище ту, что является причиной обострения социальной напряженности в обществе. Развитие рыночных отношений в сфере труда порождает конкуренцию между работниками, способствует их разъединению, подрыву солидарности, ослабляет их позиции в отношениях с работодателями. К числу негативных явлений функционирования рынка труда относится и его очевидная связь с безработицей.
В экономической литературе можно встретить утверждение, что безработицу порождает рынок труда. Однако, как представляется, подобное утверждение некорректно. Сущность и основная функция рынка труда — купля и продажа рабочей силы и, соответственно, экономические отношения между продавцом и покупателем данного специфического товара. Уже в силу этого рынок труда непосредственной причиной возникновения безработицы быть не может. Он лишь отражает существующие в каждый момент пропорции между спросом на рабочую силу и ее предложением.
Проблема занятости населения
Проблема рынка рабочей силы неотделима от проблемы занятости населения. В современных условиях перехода к рыночной экономике проблема занятости и ее составляющих приобретает новое звучание, как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Решение ее означает создание эффективной экономики, способной обеспечить социальный прогресс общества. Рассмотрим основные этапы эволюции социально-экономической категории «занятость».
В экономической литературе приводятся различные определения занятости. С одной стороны, это свидетельствует о многообразии ее сущности, с другой — об отсутствии общепризнанной трактовки. До сих пор не достигнуто принципиальное единство мнений по поводу категории «занятость». Можно выделить два направления в ее трактовке.
Представители первой группы проводят четкие разграничения между отношениями по поводу обеспечения рабочими местами и отношениями непосредственного использования рабочей силы в процессе труда (к ним относятся Э.Р. Саруханов, А.И. Котляр). Ученые, входящие во вторую группу, считают, что занятость объединяет отношения как обеспечения, так и использования рабочей силы (С.Н. Злубко, В.В. Чембровский и др.).
Представители обеих групп в какой-то степени абсолютизируют некоторые стороны исследуемого явления. Тем не менее, на наш взгляд, более жизнеспособна трактовка экономистов, представляющих первую группу.
По нашему мнению, более адекватно определение занятости населения в условиях рынка как участия человека в процессе труда с целью создания благ на условиях индивидуальной оплаты, обеспечивающей ему соответствующее место в обществе при отсутствии гарантий со стороны государства на постоянную работу. Согласно Закону «О занятости населения в РФ» занятость определяется как любая не противоречащая Конституции деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и, как правило, приносящая заработок или трудовой доход.
Сложность обеспечения занятости заключается в том, что в цепочке «структурные сдвиги — модернизация рабочих мест — изменение потребности в кадрах — высвобождение работников — предоставление нового рабочего места» невозможно достичь полных, одновременных перемен. В связи с этим возникает вопрос о безработице.
Безработица — такая совокупность общественных отношений, при которых часть активного населения не может применять свои способности к труду и выполняет роль резерва. Возникшая в России проблема безработицы приняла специфически региональный характер. Теперь, как показывает практика, она приобретает самые разно образные формы, включая временную, структурную, сезонную, молодежную. Следует подчеркнуть, что обострение проблемы занятости имеет объективную основу: осуществляются крупные структурные сдвиги, идет технологическая перестройка, проводятся экономические реформы, а также процесс раскрепощения труда.
Особенности российского рынка труда достаточно специфичны, что необходимо учитывать при определении путей его развития в наших условиях. К факторам, определяющим сегодняшний процесс формирования российского рынка труда, относятся: глобальные структурные изменения экономики, вызванные перестроечными процессами; изменения в сфере производства; снижение уровня жизни населения, его доходов и потребления как следствие удорожания потребительской корзины; социально-демографические процессы.
Сегодня рынок рабочей силы представлен следующими категориями граждан (населения). Это уволенные по собственному желанию; рабочие и служащие, высвобожденные в результате ликвидации предприятий; молодежь трудоспособного возраста; женщины, которые могут попасть на рынок рабочей силы вследствие потери рабочего места за время перерыва в трудовой деятельности; лица, занятые личным подсобным хозяйством, желающие работать по какой-либо специальности. К ним относятся также военнослужащие, уволенные в запас; лица, освобожденные из мест заключения, или проходившие принудительное лечение по решению суда: безработные; лица, не занятые длительное время, уклоняющиеся от общественно-полезного труда (в том числе бомжи); лица предпенсионного возраста; пенсионеры и инвалиды, желающие продолжить трудовую деятельность;
вынужденные мигранты (беженцы).
В настоящее время наиболее остро стоит вопрос о создании гибкого рынка рабочей силы, т.е. рынка, приспособленного к сильным потрясениям (как экономического, так и политического характера). Гибкость рынка труда включает в себя несколько основных параметров: территориальная и профессиональная мобильность рабочей силы; гибкость издержек на рабочую силу (включая гибкость уровня, структуры и дифференциации заработной платы); гибкость в управлении людскими ресурсами на уровне предприятия (найм, ротация, увольнение); гибкость регулирования рабочего времени.
Создание гибкого рынка рабочей силы предполагает проведение комплекса мероприятий, связанных с реформами в области законодательства, социального страхования и обеспечения.
Становление отечественного рынка труда коренным образом изменяет существующие отношения занятости, ведет к пересмотру ее теоретических и методологических основ в связи с отказом от многолетней стратегии и практики «хозяйственного монизма» и принятием курса на многообразие форм собственности.
Теоретически любая сложная система не терпит единообразия, поскольку это обедняет ее, снижает ее возможности адаптироваться к меняющимся условиям окружающей среды. Сложная система, основанная на многообразии форм проявления, представляется наиболее экономичной, гибкой и в значительной мере безотходной. Аналогично, чем разнообразнее по своим проявлениям какая-либо социальная система, тем большими возможностями она обладает для реализации заложенного в ней потенциала.
В этом заключен глубокий смысл перехода к хозяйственному плюрализму в экономике России, в которой находят свое место самые различные и многочисленные, признанные общественно полезными, формы и проявления хозяйственной деятельности.
Вместе с тем экономический плюрализм, как и всякое многогранное явление, имеет, несомненно, и свои аспекты реформы, которые отражаются на политике и сущности занятости переходного периода и не считаться с которыми нельзя.
Во-первых, существенно ослабляется ставшая привычной для всех и считавшаяся одной из незыблемых основ социалистического общества гарантированность государством права на труд и отдых не зависимо от признания рынком результатов этого процесса. Меняется подход к распределению по труду — за основу равной платы за равную работу берутся не затраты, а результаты, признание продукта как то вара рынком.
Во-вторых, переход к рынку резко усиливает подвижность рабочей силы — как видов деятельности, так и мест приложения труда.
В-третьих, меняется роль образования, уровня знаний и умений в обеспечении занятости и личных доходов. На первое место выходят предприимчивость, умение, исходя из прогноза требований покупателей, спроса, создать и освоить новую продукцию, приспособиться к стремительно меняющейся рыночной конъюнктуре.
В-четвертых, высвобождение работников становится в новых условиях хозяйствования повседневной реальной действительностью, экономическим методом ведения хозяйства, закономерным результатом действия закона перемены труда.
В-пятых, с точки зрения процессов, происходящих в сфере занятости, наблюдаемый сегодня недостаток отечественных инвестиционных ресурсов повлечет крайне негативные последствия. В первую очередь он будет означать резкое торможение процессов создания новых и ухудшение качества существующих рабочих мест.
Сказанное позволяет сделать вывод, что занятость есть отношение, возникающее при включении человека в трудовую деятельность, а это может происходить только посредством рынка труда
Избыток работников на производстве рано или поздно приводит к росту числа увольнений. Этот процесс, в сущности, происходит уже давно, однако из года в год он претерпевает качественные изменения. Так, в 1990-1993 гг. основным резервом сокращения численности занятых были пенсионеры и лица, увольняющиеся по собственному желанию. Последние поглощались в основном развивающимся частным сектором.
С 1993 г. ситуация стала меняться. Участились вынужденные простои, возникли трудности с выплатой заработной платы. Это привело к тому, что удержать кадры на предприятии, особенно квалифицированные, становилось все труднее. Именно с этого периода участились увольнения по собственному желанию, что приветствовалось руководством предприятий. Начались массовые отпуска без выплаты заработной платы на бессрочное время или так называемая «безработица неуволенных» — скрытая безработица, которой подвержены самые различные категории людей: работники, которых предприятия могли сократить без ущерба для производственной деятельности; не работавшие из-за полных остановок производства; не работавшие из-за частичных остановок производства; находившиеся в неоплачиваемых отпусках; находившиеся в полностью оплачиваемых административных отпусках; находившиеся в частично оплачиваемых отпусках; занятые в режиме сокращенного рабочего дня (недели); женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком.
Оценивая общие тенденции на рынке труда, приходится констатировать, что ситуация продолжает оставаться сложной. Хотя и более медленными темпами, но сокращается численность занятых в экономике России. Это связано в первую очередь с отсутствием серьезной инвестиционной поддержки перспективных отраслей, как со стороны государства, так и со стороны частных инвесторов. Падение фондово-оруженности и снижение производительности труда подрывает конкурентоспособность отечественной продукции, что в дальнейшем может привести к еще большей напряженности на рынке труда.
Первые шаги к рынку породили неустойчивость занятости. Сталкиваясь с финансовыми трудностями, предприятия в первую очередь избавляются от нерентабельных вспомогательных служб и производств. Расширяются масштабы высвобождения рабочей сипы. А значит, появляются объективные предпосылки зарождения критических ситуаций на рынке труда
Следует заметить, что существуют тенденции, как способствующие развитию критической ситуации, так и, наоборот, препятствующие ее возникновению. К тому же в каждом регионе рынок труда формируется под влиянием проводимой в нем политики, сложившихся социальных, культурных, трудовых традиций. Впервые годы экономической реформы одним из важных признаков кризисного состояния региональных рынков труда в России стала уже упоминавшаяся скрытая безработица. Объемы производства сокращались намного быстрее, чем занятость. Это было связано, с одной стороны, с тем, что государство само стремилось сдерживать массовые увольнения граждан, опасаясь роста социальной напряженности, а с другой — сами экономические реформы осуществлялись недостаточно быстро и последовательно, а законы, действие которых могло бы способствовать резкому росту безработицы (прежде всего Закон о банкротстве), фактически так и не вступили в силу. В результате получила распространение неполная занятость. Определяющее влияние на динамику последней в субъектах Российской Федерации оказывает территориальная отраслевая структура — чем больше в регионе доля предприятий военно-промышленного комплекса, легкой промышленности и машиностроения, испытывающих более глубокий спад производства, тем выше уровень неполной занятости.
Некоторые экономисты считают, что безработицу нужно учитывать, принимая все ее фактические уровни, то есть, суммируя и скрытую безработицу. С этим утверждением трудно согласиться. Практика показывает, что подавляющее большинство работников, находящихся в режиме неполной занятости, в конечном счете, либо возвращаются на свои рабочие места, либо увольняются по собственному желанию, найдя за время простоя рабочее место у другого работодателя. Это подтверждается и данными Госкомстата РФ.
Сдерживание массовых высвобождений работников обусловлено не только проведением государством определенной политики в области занятости, но и действиями работодателей Можно назвать две основные причины, по которым предприятия предпочитают сохранять излишнюю численность работников. Первая — ограниченные финансовые возможности предприятий, не позволяющие им проводить дорогостоящее сокращение работников. Дешевле отправить их в отпуск без сохранения заработной платы в надежде, что в дальнейшем часть работников уволится по собственному желанию. Такая политика работодателей приносит свои плоды. Вторая причина связанна со статусом предприятия. Если оно является градообразующим, а рынок труда локальным, то в такой ситуации массовые высвобождения занятых на предприятии могут привести к резкому росту социальной напряженности в регионе.
Причины, приводящие к напряженному положению на региональном рынке труда, могут носить естественный (циклический, обусловленный чередованием этапов развития экономической системы) и структурный характер. В настоящее время в России критическое состояние региональных рынков труда может быть объяснено действием в первую очередь структурных причин, связанных с трансформацией экономической системы страны и спадом производства в налогооблагаемом секторе экономики, что ведет к сокращению спроса на рабочую силу
Действие других причин, ухудшающих соотношение спроса и предложения на региональных рынках труда, в каждом из регионов имеет свою специфику. Это, прежде всего демографические условия, миграция трудоспособного населения, отраслевая структура хозяйства региона, возможное банкротство предприятий в регионе, природные и антропогенные факторы. Если говорить о демографической ситуации, то необходимо отметить, что начавшееся в середине 60-х годов ее ухудшение продолжается и по настоящее время.

Безработным считается человек, который в данный момент времени занимается поиском работы. Люди пенсионного возраста к безработным не относятся.

Выделяют следующие виды безработицы:

    По продолжительности существования:

    краткосрочная;

    долгосрочная.

По характеру проявления:

  • открытая (учитывает официальную статистику);

По степени охвата различных групп населения:

  • основная (безработица лиц трудоспособного возраста);

    молодежная;

    остаточная (среди работников с ограниченной трудоспособностью и лиц пенсионного и предпенсионного возраста).

По отношению безработных к занятости:

  • фиктивная;

    действительная.

Типы безработицы:

    Фрикционная. Связана с переходом с одной работы на другую, поиском или ожиданием работы.

    Структурная. Вызывается реорганизацией производства и изменениями в потребительском спросе.

    Циклическая. Вызывается экономическими циклами.

    Сезонная.

Безработица, как экономическая категория, представляет собой многоплановое, неординарное явление, имеющее многообразные формы своего проявления. С позиций причин возникновения и характера в современной экономической теории выделяют следующие виды безработицы:

Фрикционная, или текущая, безработица, вызванная текучестью кадров, увольнениями с предприятий (учреждений) в большинстве случаев по собственному желанию. Работники меняют место работы в поисках лучших условий работы, возможностей продвижения по службе, более высокой заработной платы и т.д. Значительное число уволившихся по собственному желанию в составе безработных свидетельствует о достаточной свободе трудоустройства. Нежелательный характер фрикционная безработица приобретает тогда, когда ее уровень превышает средний по отношению к показателям других стран, либо она имеет продолжительный период в данной стране. По оценкам западных экспертов, уровень такой безработицы в 70-80-е годы составлял в бывшем Советском Союзе 2,5%.

Структурная безработица - безработица, являющаяся следствием несоответствия профессионально-квалификационных характеристик работников требованиям рынка, она является вынужденной и обусловлена структурными преобразованиями в экономике: развитием новых, высокотехнологичных направлений и сокращением устаревших производств. Эти изменения приводят к трансформации спроса на рабочую силу. Набор новых кадров и профессиональная подготовка требует определенного времени, высвобожденные работники не сразу трудоустраиваются, им требуется помощь государственных органов и предприятий в организации подготовки и переподготовки с учетом требований, предъявляемых на новых рабочих местах.

Циклическая безработица - безработица, вызванная экономическим спадом, то есть фазой экономического цикла, которая характеризуется недостаточностью общих, или совокупных, расходов. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет.

Явная безработица - безработица, регистрируемая государственными органами занятости.

Скрытая безработица порождается отсутствием действенных стимулов к труду, что влечет за собой низкую производительность труда, когда работу одного человека выполняют двое. К скрытой безработице относятся также люди, которые трудятся неполный рабочий день или неделю, а также безработное население, не зарегистрированное на бирже труда.

Скрытую безработицу принято разделять на официальную и неофициальную. В официальную часть включаются регистрируемые статистикой лица, находящиеся в административных отпусках по инициативе администрации, а также вынужденные работать неполный рабочий день. В неофициальную - включают избыточную и внутрипроизводственную численность работников, и тех, кто ищет работу самостоятельно, не обращаясь в службу занятости.

С позиций количественной характеристики безработицы представляется необходимым рассмотреть два ее уровня - естественный и общий.

В каждой стране складывается свой естественный уровень безработицы, являющийся приемлемым, который обуславливается ее географическими размерами, системой коммуникаций, темпами экономического роста и т.п. Естественный уровень безработицы складывается, главным образом, из структурной и фрикционной форм. Он зависит не только от структурных изменений в экономике и стремления наемных работников к <перемене мест>, но и от эффективности рыночных механизмов содействия занятости. В результате формируется тот общественно приемлемый уровень безработицы, который не противоречит понятию полной занятости. Кроме вышеупомянутых видов безработицы, составляющих ее естественный уровень, необходимо выделить институциональную безработицу, порожденную институтами и устройством рынка рабочей силы, и добровольную безработицу, которые имеют признаки естественной безработицы. И поэтому они также должны включатся в расчет естественного уровня безработицы.

Оценка реальной ситуации, а также международный опыт позволяют утверждать, что безработица в пределах 5-7% экономически активного населения не только неизбежна, но и вполне приемлема, поскольку совместима с поддержанием нормальной социально-экономической жизни в стране. Однако при этом следует иметь в виду, что неверно ориентироваться на какой-то средний естественный уровень безработицы, поскольку в каждой стране он зависит от многих факторов, прежде всего от экономического положения и проводимой социальной политики. Так, стабильный уровень безработицы в Японии (2% рабочей силы) является отражением известной системы "пожизненного найма". В Швеции в течение длительного периода послевоенного развития безработица находилась на уровне 2%, что было следствием активной политики занятости, на которую страна расходовала в 2 раза больше средств, чем на пособия по безработице. Безработица в США, равная 6% обусловлена принятием либеральной модели рыночной экономики, в которой экономические интересы берут верх над социальными и стороны, выступающие на рынке труда, защищают свои позиции в противоборстве друг с другом.

В России на конец 2001 года по данным Госкомстата России уровень безработицы составил 9,1%, уровень зарегистрированной безработицы - 1,6%.

Кроме естественной безработицы существует вынужденная безработица, которая возникает при превышении безработицей своего естественного уровня. Черты вынужденной безработицы присущи циклической и скрытой безработице. Вынужденная или массовая безработица может привести к дестабилизации социально-экономической ситуации в стране.

Общий уровень безработицы отражает все ее виды, имеющиеся в экономике той или иной страны. Задача состоит в том, чтобы правильно оценить и учитывать его при разработке и реализации конкретной программы действий.

Уровень безработицы определяется как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, выраженное в процентах.

Превышение безработицей своего естественного уровня приводит к значительным экономическим и психологическим потерям, как для отдельных категорий населения, так и для государства в целом.

Экономические потери безработных заключаются, во-первых, в том, что они лишаются на определенное время своих доходов. Во-вторых, длительная безработица снижает уровень заработной платы даже после того, как найдена новая работа. Это объясняется тем, что за период длительной безработицы утрачиваются навыки работы, снижается трудовая активность, а также теряется возможность дальнейшего совершенствования и углубления знаний на рабочем месте. Кроме того, безработица влечет за собой значительные социальные и психологические проблемы для тех, кого она поражает. Зарубежные психологи и социологи, имеющие возможность на протяжении длительного периода времени изучать влияние безработицы на человека, отмечают, что она сказывается на экономической, социальной и психологической функциях людей, на состоянии здоровья, на средней продолжительности жизни и долголетии. Например, в работах американских психологов указывается, что рост безработицы на 1% увеличивает число совершаемых в стране убийств на 650 случаев, самоубийств - на 820, психические лечебницы при этом пополняются на 4 тысячи пациентов, а тюрьмы на 3 тысячи преступников.

Экономические потери общества в целом куда весомее потерь отдельного человека, так как непосредственно затрагивают интересы всех. Возникновение безработицы приводит в конечном итоге к снижению эффективности общественного производства, так как сопровождается снижением объемов производства и ростом издержек производства продукции. Рост себестоимости продукции связан с устранением так называемого <эффекта масштаба>, когда происходит снижение издержек производства на единицу продукции по мере увеличения объемов производства. Кроме этого безработица вызывает увеличение издержек общества, складывающихся из затрат на содержание безработных и освобождаемых рабочих мест, вследствие возникновения безработицы.