Система показателей снс используется для. Система национальных счетов (СНС): история, показатели, стандарты

Понятие, сущность и функции национального счетоводства. Система национального счетоводства. Система национальных счетов (CНC): понятие, сущность, структура и теоретические принципы ее построения. Модель кругооборота ресурсов, продукта и дохода.

Система национального счетоводства: сущность, роль и функции

История развития национального счетоводства насчитывает несколько десятилетий. Целесообразность ее использования была испытана макроэкономической практикой статистики многих стран. Первый международный стандарт системы национальных счетов (СНС) был предложен ООН в 1950 г. Усовершенствованный вариант СНС, принятый Статистической комиссией ООН в 1968 г., был основой национального счетоводства стран до 1993 г. Последний вариант методологии СНС разработан Статистической комиссией ООН и принят в феврале в 1993 г. Сегодня СНС заказная ООН и другими международными организациями и разрабатывается больше как в 150 странах мира.

Национальное счетоводство в широком понимании являет собой масштабную систему макроэкономического первобытного бухгалтерского учета и статистики, которая базируется на методологических принципах и завершается построением системы национальных счетов (СНС). На основании системы показателей СНС отражаются взаимосвязи между экономическими процессами и явлениями. СНС - своего рода модель экономики, которая используется для исследования экономической деятельности в масштабах страны и ее регионов на основании взаимозасчитывающихся балансов (счетов), которые отражают потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в процессе осуществления ими экономических операций.

Сущность СНС сводится к формированию обобщающих показателей функционирования экономики на разных стадиях процесса создания и взаимного согласования этих показателей между собой. СНС являет собой систему взаимозасчитывающихся статистических показателей, построенную в виде определенной подборки счетов и таблиц, которые характеризуют результаты экономической деятельности страны.

При этом учетчиками национальных счетов различаются такие понятия как экономическая операция, и экономический агент. Здесь экономический агент -- это любой хозяйствующий субъект рыночной экономики, включая домашние хозяйства и некоммерческие организации. Экономическая операция в таком случае есть перемещение денежных средств или иных благ от одного экономического субъекта к другому. При учете, разумеется, используется денежное выражение рыночной стоимости перемещенных благ, для обеспечения базы сравнения.

Сам учет проводится в виде двойной записи по типу принятой в бухгалтерском учете. Это обозначает, что каждая операция имеет плательщика и получателя, и поэтому записана один раз как ресурсы и один раз -- как использование. Таким образом, все операции характеризуются в реальном и финансовом аспектах. В общем, упрощенно, можно представить расчет национальных счетов как бухгалтерию гигантского предприятия, которым является экономика страны, а цехами в нем будут тогда являться определенные секторы экономики.

В основе национального счетоводства лежат процессы создания, распределения, перераспределения и использования дохода, в рамках экономической системы с определенной структурой и закономерностями функционирования.

Каждой стадии воспроизводительного цикла - производству продуктов, услуг и связанного с этим процесса образования доходов, первобытному и вторичному их распределению и использованию, - отвечает счет или группа счетов. Счета разрабатываются для национальной экономики в целом, а также для секторов, отраслей и регионов.

Следовательно, структура национальной экономики в рамках СНС определяется секторами, отраслями и регионами. Первую из отмеченных структур необходимо объяснить.

Секторы национальной экономики образуют так называемые институционные единицы. В СНС единица считается институционной, если она ведет полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом, то есть может самостоятельно принимать решение, распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами, принимать обязательства и осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами. Сектор являет собой совокупность институционных единиц, однородных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования. В соответствии с действующей концепцией национального счетоводства, согласно типов экономического поведения, институционные единицы объединяются в следующие секторы: нефинансовые предприятия, финансовые предприятия, государственные учреждения, - сектор общего государственного управления, некоммерческие организации, которые обслуживают домашние хозяйства. Выделяют также сектор “Домашние хозяйства” и сектор “Внешний мир”.

В СНС проводится четкое разграничение между внутренней (национальной) экономикой и “остальным миром” (внешним миром). Для понимания разницы между этими категориями необходимо осознать следующие понятия: “экономическая территория”, “центр экономического интереса”, “резидент”.

Под экономической территорией понимают географическую территорию, на которой могут свободно перемещаться лица, товары и денежные средства. К ней принадлежит также национальное воздушное пространство, территориальные воды и континентальный шельф в международных водах, на которые страна имеет исключительные права, и территориальные анклавы, в других странах (территории, на которых располагаются посольства, консульства, военные и научные базы, и т.п.). В то же время части собственной географической территории страны, которые используются другими странами, не включаются в состав ее экономической территории.

Институционная единица имеет центр экономического интереса на экономической территории страны, если она расположена строением или землей на этой территории, осуществляет или собирается осуществлять экономические операции в течение длительного времени (как правило не меньше одного года).

Резидент - институционная единица, которая имеет центр экономического интереса на экономической территории страны. Иначе говоря, резиденты - предприятия, организации, учреждения, домашние хозяйства, граждане данной страны, которые принимают участие в экономической деятельности на экономической территории страны в течение длительного срока времени (не менее года), а также лица (физические и юридические), которые проживают, или осуществляют экономические операции на территории страны более одного года. Следовательно, понятие “резидент” не совпадает с понятием “гражданство” или “национальность”.

Каждый счет СНС являет собой балансовую таблицу, где каждая операция отображается дважды: один раз в разделе “использования”, второй раз - в разделе “ресурсы”. Расчеты ведутся с помощью балансовой статьи.

В СНС используются две классификации. Первая классификации, используемая в счетах производства, потребления и капиталообразования, является функциональной, и выглядит следующим образом:

  • а) Отрасли производства товаров и услуг;
  • б) Органы общего государственного управления;
  • в) Частные некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
  • г) Домашние хозяйства.

Вторая классификация -- институционная -- используется в счетах расходов и доходов и в счетах финансирования капитальных затрат:

  • а) нефинансовые предприятия;
  • б) финансовые учреждения;
  • в) органы общего государственного управления:
  • г)частные некоммерческие предприятия, обслуживающие домашние хозяйства;
  • д) домашние хозяйства, включая мелкие предприятия.

Вторая классификация в отличие от первой не рассматривает функциональные группы в экономике, а рассматривает предприятия как юридические лица. В ней разделены финансовые и нефинансовые предприятия в графе "отрасли производства товаров и услуг": производственная деятельность домашних хозяйств и мелких производственных предприятий отражается в графе "домашние хозяйства"; и государственные производственные предприятия в ней относятся к графе "общие государственные органы управления", а не к графе "отрасли производства товаров и услуг".

При расчете показателей СНС накладываются определенные ограничения, связанные с исключением избыточности учета:

  • а) общий итог ресурсов должен быть равен общему итогу использования как по отдельным операциям, так и по отдельным счетам;
  • б) счета не должны отражать операций внутри одного и того же экономического агента. Однако на практике такие сделки могут учитываться как фиктивные купли и продажи одного и того же агента. Это необходимо для более точного расчета национального продукта, например, потребление фермером крупной части своей продукции;
  • в) теоретически счета не должны отражать также операций между экономическими агентами одной группы. На практике такие операции иногда отражаются в ресурсах и использовании данной группы агентов на одну и ту же сумму.

Роль национального счетоводства в экономической жизни общества огромна. Объясняется это тем, что, являясь на первый взгляд, чисто описательным инструментом, национальное счетоводство позволяет не только познать, но и прогнозировать различные комбинации экономических агентов, функций и операций, определяющих экономические равенства (сбалансированность) в общественном хозяйстве.

Эта роль национального счетоводства обусловлена функциями, которые призвана выполнять данная категория. Выделяют следующие функции СНС:

  • 1) экономической политики;
  • 2) экономического прогнозирования;
  • 3) оценки уровня жизни различных групп населения и сравнения его с уровнем жизни других стран;
  • 4) связи экономической теории с практикой.

Первые две функции - основные, так как описываемая в национальных счетах экономическая деятельность позволяет облегчить экономические действия государства в настоящем и будущем.

Вторые две функции - более конкретные. Последняя из них позволяет испытать некоторые гипотезы и теоретические концепции на реальном развитии, отраженном в счетах за определенный период времени.

Через систему национальных счетов видятся новые подходы к изучению динамики материальных и финансовых потоков при помощи дефляторов цен на товары и услуги конечного потребления и инвестиционного назначения. Рядом с направлением изучения рыночных процессов по методологии национальных счетов находятся вопросы статистического моделирования и анализа эффективности производства и производительности труда.

Система национальных счетов связывает воедино важнейшие экономические показатели - объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и расходы общества. СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики. Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНП) на всех стадиях его движения, т.е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования. Ее показатели отражают структуру рыночной экономики, институты и механизмы функционирования. Использование СНС необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, для международных сопоставлений национального дохода.

Подводя итог, отметим, национальное счетоводство -- информационная система, отвечающая требованиям комплексного исследования экономики посредством статистического моделирования, анализа и прогнозирования рыночных экономических процессов на макроуровне. В структуру СНС входят определенные блоки, в которые включаются счета. Счета являются основной и наиболее развитой формой представления экономических явлений, прежде всего, экономического оборота. СНС позволяет измерить и прогнозировать различные комбинации экономических агентов, функций и операций, определяющих экономические равенства (сбалансированность) в общественном хозяйстве.

На сегодняшний день все страны осуществляют в большей или меньшей степени государственное регулирование экономической деятельности. Различаются методы, но цель и результат такого вмешательства одинаковы - успешное развитие национального хозяйства. А для реализации регулирования необходима статистическая информация, которая бы позволила объективно рассмотреть ситуацию и ее изменение. Страны стали создавать свой собственный статистический инструментарий, а со временем появилась так называемая система национальных счетов, позволившая государствам сравнивать экономические успехи и перенимать опыт.

История возникновения концепции

Система национальных счетов (СНС) начала зарождаться в 1930 годы. После Великой депрессии и Второй мировой войны многие страны стремились укрепить свое национальное хозяйство за счет государственного управления. А для разработки макроэкономической политики, мер и программ нужна была статистическая информация.

В 1940-1950 годы подавляющее большинство ведущих капиталистических стран начинают разрабатывать свои собственные концепции СНС. Национальные хозяйства нуждались в перестройке на гражданский лад. Вскоре понятие системы национальных счетов проникает в отчеты ведущих международных организаций. Огромный вклад в разработку концепции внесла ООН. Данная организация подготовила первый международный стандарт СНС, опубликованный в 1953 году. Уже тогда было осуществлено привычное деление производства по отраслям, а также подробная разбивка финансовых потоков. С тех пор он пересматривался три раза: в 1968-м, 1993-м и 2008-м. Однако принцип расчета показателей СНС остался прежним. На сегодняшний день существует множество местных адаптаций методологии, существенный вклад в развитие концепции вносит ООН, МВФ, Мировой банк, ОЭСР, Статистическое бюро Европейских сообществ.

Сущность

СНС - это свод экономических таблиц, отражающих расходы и доходы хозяйственной деятельности в рамках государства. Основные показатели системы национальных счетов характеризуют:

  • выпуск товаров и услуг;
  • формирование, первичное и дальнейшее распределение, использование национального дохода;
  • изменение структуры имущества;
  • финансирование и кредитование.

Система национальных счетов позволяет упорядочить всю имеющуюся информацию о хозяйственной деятельности. Она учитывает все сферы производства. Тем не менее СНС не включает выпуск товаров и услуг домашними хозяйствами, использование промежуточного продукта и нелегальную экономику. В системе национальных счетов отображаются все стадии воспроизводственного процесса. На выходе получаются балансовые таблицы, характеризующие изменение национального богатства страны в течение определенного периода времени, зачастую года.

Структурные категории

Основные счета системы национальных счетов, разработанной ООН, включают:

  • Показатели валовой продукции. Это счет производства.
  • Показатели первичного распределения денежных поступлений. Это счет доходов.
  • Индикаторы перераспределения трансферов.
  • Счет расходов домохозяйств.
  • Показатели, связанные с капиталом.
  • Счет финансовых транзакций.
  • Индикаторы изменения стоимости активов.
  • Счет активов и пассивов.
  • Платежный баланс.

Данные счета включают многочисленные приложения и субкатегории, которые нужны для того, чтобы объективно рассмотреть транзакции между различными секторами. Однако нужно понимать, что не все страны ООН собирают данные показатели в полном объеме. Например, счет активов и пассивов до сих пор находится в разработке. Также ООН пытается создать методологию для категории стратегических запасов и природных ресурсов.

Классификация показателей

Структура СНС отражает деятельность четырех экономических агентов и циркуляцию факторов и денег между ними. Это домохозяйства, фирмы, государства и так называемый иностранный сектор или «остальной мир». Основными показателями СНС являются: ВНД, ВНП чистый национальный продукт, личный и национальный доход. Система национальных счетов, таким образом, характеризует отдельные стороны национального богатства.

Методы измерения

Если рассматривается система национальных счетов, ВВП всегда на первом плане. Он представляет собой общую рыночную стоимость всех благ, произведенных на территории страны за год. В отличие от ВНП, данный показатель не учитывает, кому принадлежат использованные в процессе факторы.

Существует несколько методов его расчета. Первый - по расходам. Все денежные затраты потребителей, фирм и государства, а также чистый экспорт суммируются. Таким образом, инвестиция в системе национальных счетов учитывается в том числе и в виде вложений коммерческого сектора.

Второй метод расчета ВВП - по доходам. Для исключения двойного счета в данном случае используется показатель добавленной стоимости. Оба метода расчета ВВП должны давать одинаковый результат. Однако на практике цифры могут незначительно отличаться. ВНП представляет собой разность ВВП и чистого экспорта. Расчет данного показателя аналогичен уже рассмотренному.

Чистый экспорт - это соотношение конечной стоимости проданных за границу товаров и купленных в других странах. Обычно разница между ВВП и ВНП является небольшой и составляет около 0,5-1,5%. При помощи этих двух показателей система национальных счетов дополняется еще целым рядом индикаторов. Среди них:

  • ЧНП, или чистый национальный доход. Это показатель, который объективно характеризует производственный потенциал страны. Он учитывает только чистые инвестиции. ЧНП равен разности ВНП и амортизации. Последняя переносится на стоимость произведенных товаров постепенно, поэтому нет смысла учитывать ее дважды.
  • Национальный доход (НД). Он представляет собой общую стоимость произведенных товаров и оказанных услуг. Для его расчета необходимо вычесть из ЧНП косвенные налоги.
  • Личный доход (ЛД). Данный показатель характеризует совокупный заработок экономических субъектов. В отличие от НД, это полученный доход. Данный показатель крайне важен для характеристики национального хозяйства, так как не весь доход поступает в распоряжение собственников ресурсов. ЛД равен НД минус взносы на социальное страхование, налог на прибыль, трансферы и проценты по государственным облигациям.
  • Располагаемый личный доход (РЛД). Данный показатель равен разности ЛД и индивидуальных налогов.
  • Чистый факторный доход (ЧФД). Показатель характеризует соотношение между заработками граждан страны за рубежом и иностранцев на ее территории.

Назначение СНС

На сегодняшний день система национальных счетов разрабатывается многими международными организациями, а не только ООН. Основной целью использования СНС является обеспечение интегрированной полной системы счетов, позволяющей сравнивать экономические успехи различных стран мира. Отдельные государства могут использовать стандарт для создания собственных вариаций. Системы некоторых стран, например, Франции, США и Китая значительно отличаются от версии СНС, принятой ООН. Однако это не является проблемой. Они предоставляют достаточный объем данных для того, чтобы переработать их в соответствии со стандартом ООН.

Публикация данных

Показатели становятся основой ежегодных (ежеквартальных) отчетов о ВВП, инвестициях, операциях с капиталом, государственных расходах и внешней торговли. В них отражается все национальная экономика. Система национальных счетов характеризует ее отдельные стороны, а потом позволяет построить на их основе грамотную макроэкономическую политику.

Данные часто пересматриваются, поскольку они собираются из огромного количества источников с использованием различных методов оценки, что приводит к тому, что цифры в отчетах могут незначительно отличаться. И это нужно принимать в расчет при их использовании в исследованиях.

Система национальных счетов России

Во времена СССР в стране существовали альтернативные концепции измерения успешности экономической деятельности. Для анализа общественного производства использовался баланс народного хозяйства (БНХ). В его основе лежали взгляды Карла Маркса и Адама Смита. Самым главным показателем БНХ был совокупный общественный продукт, а также реальные доходы. В 1988 году в баланс был включен ВВП. Это углубило анализ экономики и приблизило его к западным стандартам. После распада СССР данную концепцию признали устаревшей, был осуществлен переход на СНС. С применением в РФ системы национальных счетов связано три проблемы. Рассмотрим каждую из них.

Проблема идентификации товаров и услуг. Она связана с тем, что иногда трудно отличить производство от потребления. Особенно ярко эта проблема в национальных масштабах проявляется в сфере услуг. Считается, что она произрастает из несовершенства экономики, а не из слабости ее научного анализа. Чем менее эффективной является институциональная структура хозяйства, тем больший объем произведенных товаров и услуг не являются экономическими благами.

Еще одна трудность - это проблема двойного счета. Она связана с тем, что большинство продуктов являются промежуточными. На первый взгляд данную проблему легко решить, учитывая только конечные товары. Однако не все так просто. В производстве распространены замкнутые циклы, которые усложняют поиск конечного продукта. Своеобразным выходом является учет товаров и услуг не по рыночным ценам, а по добавленной стоимости, однако он не совершенен.

Огромной проблемой для России и других развивающихся стран является огромный охват теневого сектора. Он полностью не учитывается в ВВП, а по размеру иногда может даже превышать его.

Качество и охват

Как уже было сказано выше, во многих странах существуют собственные модификации СНС. Поэтому качество и охват систем национальных счетов может значительно различаться в зависимости от государства. И на это есть несколько причин:

  • различный уровень инвестирования в статистические расчеты;
  • трудности в оценке экономической деятельности в некоторых странах из-за разрастания теневого сектора, неграмотности населения, географических факторов, социально-политической нестабильности, чрезвычайно высокой мобильности человеческих ресурсов и активов, что особенно характерно для стран Субсахарной Африки;
  • различия в автономности статистических агентств;
  • несоответствие уровней развития статистики как науки в странах мира;
  • стандарт ООН является только плановой, а не единой системой, которая должна быть внедрена во всех государствах, поэтому последние могут в силу своих возможностей и потребностей модифицировать его, что иногда может приводить к снижению качества оценки экономики и охвата сфер.

Критика понятия ВВП

Несмотря на то что СНС широко применяется, существуют ученые, которые относятся к ее показателям весьма скептически. Однако зачастую критикуют не сам ВВП, а его использование. Например, известный экономист Джозеф Стиглиц отмечает, что данный показатель ни в коем случает не является тождественным благосостоянию нации. На этой идее базируются три самых распространенных подхода к критике ВВП.

Феминистический подход

Представители данного подхода, в частности Мелелин Уоринг и Мария Мис, считают, что основная проблема СНС заключается в том, что она никак не учитывает неоплачиваемую работу, например, домохозяек. Это приводит к искажению реальности. Во многих странах ОЭСР к возражениям феминисток подошли вполне серьезно и начали оценивать домашнюю работу в отчетах по использованию времени. Иногда также рассматривается статистика относительно того, сколько бы женщина могла заработать, если бы ей платили. По оценкам, домашняя работа могла бы составлять около половины ВВП.

Отношение марксистов

Изначально представители данного направления пытались создать собственную альтернативную концепцию. Они считают, что доход в СНС отображается неправильно и сильно переоценен. Существующая система, по мнению марксистов, не дает точный ответ на вопрос, сколько же все-таки получают люди.

Система национальных счетов - статистика и ее отображение

Еще одна проблема СНС - это различия в методологии расчета в различных странах. Например, Джохен Хартвиг считает, что разница в росте ВВП между США и ЕС после 1997 года связана не с реальной ситуацией, а с изменением в способе их оценки. Статистические расчеты являются достаточно дорогими, ими легко манипулировать, поэтому они далеко не всегда правдиво отражают действительность.

Основные абсолютные макроэкономические показатели содержатся в системе национальных счетов (СНС).

Система национальных счетов (System of National Accounts , SNA) - совокупность взаимосвязанных статистических показателей, построенная в виде определенного набора сводных счетов и балансовых таблиц, с помощью которых измеряется совокупное производство страны и его компоненты с целью определения состояния экономики в целом.

СНС - это совокупность взаимосвязанных показателей в виде балансов, отражающих наличие ресурсов и их использование. Она дает количественное описание развития национального хозяйства за период времени. Основные показатели в СНС оцениваются в рыночных ценах, т.е. в ценах, в которых осуществляются экономические операции.

К наиболее важным областям применения СНС относятся: расчет обобщающих показателей экономического развития;

Анализ влияния мероприятий экономической политики на экономические процессы.

К примеру, данные СНС могут быть использованы для выявления влияния изменений в размерах денежной массы на темпы экономического роста, роста инфляции и т.д.

Во многом СНС схожа с бухгалтерским учетом, так как построена на основе бухгалтерских расчетов и принципов двойной записи. Можно сказать, что СНС - это бухгалтерский учет для экономики в целом.

Функции СНС:

  • собирательная (аккумулирующая) - сбор различных статистических данных, их анализ, составление прогнозов;
  • аналитическая - сравнение экономических результатов различных стран;
  • регулирующая - осуществление определенной государственной стратегии и реализации текущей государственной экономической политики.

При этом СНС позволяет:

  • - измерить объем производства в стране; охарактеризовать функционирование экономики в долгосрочной перспективе;
  • - раскрыть факторы, определяющие функционирование экономики;
  • - создать основу для формирования и реализации государственной экономической политики.

Все субъекты национальной экономики ведут учет своей деятельности с помощью специальных счетов и балансов. Счета - важный элемент СНС. В них различают две стороны: ресурсы и использование. В этих счетах ресурсы записываются дважды - как наличные и как использованные.

Вместе со смежными разделами экономической статистики СНС обеспечивает комплексной информацией органы государственного управления для формирования и реализации ими государственной экономической политики.

Использование СНС необходимо для проведения макроэкономической политики государства, экономического планирования прогнозирования, а также международных сопоставлений показателей валового продукта.

Таким образом, СНС представляет собой систему статистической информации для проведения расчетов на макроуровне

и организации механизма государственного регулирования

экономики.

Анализ показателей, исчисляемых в рамках СНС, - важное условие обоснованности принимаемых решений по вопросам управления экономикой, а также хозяйственных решений, принимаемых предпринимательскими структурами.

Кузнеца Систему счетов национального продукта и дохода (System of National Product and Income Accounts).

Значительный вклад в развитие национальных счетов внес В. Леонтьев (также впоследствии лауреат Нобелевской премии по экономике) - изобретатель метода межотраслевого баланса, с помощью которого исследуются связи между отраслями экономики, промежуточным потреблением, конечным спросом и валовым выпуском. В. Леонтьев сделал математическое описание основных соотношений межотраслевого баланса, сформулировал ряд математических уравнений, открывающих возможность точного измерения фактически согласованных связей и приложения межотраслевого баланса в планировании и прогнозировании. Позднее межотраслевой баланс был интегрирован в состав СНС. Таким образом, ключевые принципы составления межотраслевого баланса и его важнейшие показатели были строго скоординированы с СНС.

Определенный вклад в развитие национальных счетов внес норвежский ученый - экономист-математик, один из создателей эконометрики, впоследствии лауреат Нобелевской премии Рагнар Фриш. Он разработал принципы построения СНС. Фриш дал следующее определение национальным счетам, которое актуально и в паши дни: «Под национальными счетами мы понимаем не только оценки национального дохода за тот или иной период времени или оценки национального богатства на тот или иной момент, но в разумной степени полное описание всей экономической деятельности таким образом, что оно обеспечивает выявление взаимосвязей между различными аспектами экономического процесса» .

Ряд важных принципов будущей СНС сформулировал Джон Мейнард Кейнс. Ученый представлял СНС как систему взаимосвязанных макроэкономических переменных, таких как общий доход, потребление, инвестиции, сбережения, и показал, что воздействуя на одни переменные, можно добиваться нужных изменений других переменных. Стоит отметить, что идея изучения взаимосвязи между набором ряда макроэкономических переменных - одна из основополагающих в формировании СНС, которая была четко представлена Д. Кейнсом в его так называемом мультипликаторе, связывающим рост инвестиций и национального продукта.

В 1951 г. ученик и последователь Кейнса Ричард Стоун подготовил доклад «Упрощенная система национальных счетов». В 1952 г. Упрощенная СНС заменена «Стандартной системой национальных счетов», которая была более детальной, чем Упрощенная система. В 1953 г. статистической комиссией ООН под руководством Р. Стоуна был подготовлен документ «Система национальных счетов и вспомогательных таблиц», который рассматривается как первый стандарт ООП в области национального счетоводства. Документ был во многом похож на Стандартную СНС, но предназначался не только для развитых капиталистических стран, но и для развивающихся. Таким образом, считается, что непосредственно СНС была разработана в 1953 г.

Итак, СНС 1953 г. состояла из восьми счетов, дававших возможность оценить экономическое развитие страны. Большинство стран в соответствии с рекомендациями ООН стали использовать методику расчета макроэкономических показателей, заложенную в СНС, что позволило проводить макроэкономические сопоставления по разным странам. Эта СНС включала в себя ограниченное число счетов для экономики в целом, в рамках которых вычислялись наиболее важные макроэкономические показатели, такие как ВВП, ВНД, национальные инвестиции и др.

В 1968 г. была введена новая версия международного стандарта СНС (ставшая известной как «Голубая книга» (по цвету обложки)), в которой, в отличие от СНС 1953 г., уже были предусмотрены счета не только для экономики в целом, но и для ее отдельных секторов. Прежде всего, СНС 1968 г. включала в себя не только традиционные счета национального продукта и национального дохода, но и новые, интегрированные в ее структуру блоки макроэкономической информации, а именно: баланс национального богатства, баланс межотраслевых связей, систему показателей движения финансовых ресурсов и др. Кроме того, в систему входили следующие счета:

  • свободные;
  • производства;
  • потребления;
  • использования капитала;
  • доходов;
  • расходов;
  • капитальных затрат.

Еще одной важнейшей особенностью СНС 1968 г. стало то, что она использовала в наиболее последовательной форме принцип двойной записи каждой операции, заимствованный из бухгалтерского учета. СНС применялось вплоть до 1993 г.

В 1993 г. ООН одобрила новый вариант СНС. Он был направлен на гармонизацию системы со смежными разделами экономической статистики, а именно: с платежным балансом, статистикой государственных финансов и др. В 1993 г. СНС стала двухуровневой и содержала счета:

  • свободные;
  • детализированные.

В СНС 1993 г. было расширено определение ВВП и сделан акцент на анализе секторов экономики. Помимо этого в новой СНС была уточнена трактовка расходов на деятельность финансовых посредников, военные цели, а также усовершенствованы методы оценки выпуска продукции в условиях высоких темпов инфляции.

В 2008 г. вышла обновленная версия СНС , предназначенная для использования всеми странами. Разработана с учетом потребностей стран, находящихся на разных стадиях экономического развития. Концептуальные элементы СНС-2008:

  • институциональные единицы и секторы;
  • операции и другие потоки;
  • активы и обязательства;
  • продукты и производящие единицы (производители);
  • цели.

СНС-2008 представляет собой дополненный вариант СНС-1993 и включает баланс активов и пассивов, а также следующие счета и группы счетов:

  • производства;
  • распределения доходов;
  • перераспределения доходов;
  • использования доходов;
  • операций с капиталом;
  • финансовый;
  • других изменений в активах;
  • остального мира и их связь с платежным балансом.

Все счета между собой связаны и составляют единую

систему учета национального хозяйства. Позволяют регистрировать экономические операции, осуществляемые институциональными единицами, т.е. предприятиями, учреждениями и организациями, домашними хозяйствами и др., которые являются резидентами данной страны; регистрируемые операции охватывают также операции между резидентами данной страны и резидентами остального мира.

В СНС-2008 учет результатов экономической деятельности также ведется на основе разбивки системы хозяйствования на следующие отдельные секторы.

  • 1. Нефинансовые предприятия (производственные) - создание и реализация разнообразной продукции.
  • 2. Финансовые учреждения - финансовые операции на коммерческой основе (движение денежных средств, кредитование, страхование и т.д.).
  • 3. Государственные учреждения (сектор государственного управления и государственный сектор) - перераспределение НД и национального богатства (НБ).
  • 4. Домашние хозяйства - некорпоративное производство товаров и услуг, предоставление рабочей силы. Результат деятельности - смешанный доход, включающий прибыль и заработную плату.
  • 5. Некоммерческие организации - обслуживание домашних хозяйств (общественных, политических, религиозных) и оказание бесплатных услуг.

Итак, согласно СНС все хозяйствующие субъекты объединены в пять секторов. Для всех секторов предусмотрен стандартный набор счетов, в которых фиксируются экономические операции, связанные с производством товаров, образованием и распределением доходов, образованием сбережений и их накоплением. Данная информация является наиболее полной и позволяет провести анализ экономического и финансового положения всего национального хозяйства.

В России общепринятая СНС стала внедряться с 1992 г. Тогда была утверждена программа перехода РФ на принятую в международной практике систему макроэкономического учета. Однако в связи с определенной спецификой переходной российской экономики методология СНС России незначительно отличается от принятых в международной практике стандартов. В настоящее время СНС содержит следующие счета.

  • 1. Счет товаров и услуг - сводная таблица (баланс), состоящая из двух частей. Первая часть баланса - «ресурсы», где показан объем произведенной продукции, выпущенных товаров и услуг. Вторая часть - «использование», где отражен объем потребленных товаров и услуг, а также средств, направленных на накопление основного и оборотного капитала. Этот счет характеризует общие ресурсы товаров и услуг но экономике в целом, а также направление использования этих ресурсов на промежуточное потребление, конечное потребление, валовое накопление и экспорт.
  • 2. Счет образования первичных доходов - отражает величину факторных доходов, созданных в производстве; выплату первичных доходов производителями-резидентами институциональным единицам (резидентам и нерезидентам), непосредственно участвующим в производстве товаров и услуг.
  • 3. Счет распределения первичных доходов - характеризует распределение первичных доходов национальной экономики между институциональными секторами как получателями доходов: валовая прибыль, оплата труда, ссудный процент, дивиденды, рента.
  • 4. Счет вторичного перераспределения доходов - отражает государственное (бюджетное и внебюджетное) перераспределение доходов посредством налогов, субсидий и трансфертных выплат. Следовательно, счет отражает формирование располагаемого дохода в результате поступлений и передач текущих трансфертов.
  • 5. Счет использования доходов - отражает расходование располагаемого дохода общества, который в процессе использования распадается на потребляемую и сберегаемую части. Таким образом, этот счет показывает распределение располагаемого дохода между конечным потреблением и сбережением.
  • 6. Счет операций с капиталом - баланс инвестиций, показывающий потоки, которые формируют накопление основного и оборотного капиталов. Этот счет показывает изменение чистой стоимости капитала за счет сбережения и трансфертов капитала, а также приобретение различных видов нефинансовых активов институциональными едини- цами-резидентами в результате экономических операций.
  • 7. Счета внешнеэкономических связей (остального мира) - отражают все операции между институциональными единицами данной страны (резидентами) и институциональными единицами других стран (нерезидентами).
  • Лауреаты Нобелевской премии. Энциклопедия: пер. с англ. М.: Прогресс, 1992.
  • Система национальных счетов 2008. Нью-Йорк, 2012.

Система национальных счетов (СНС) представляет собой совокупность взаимосвязанных показателей, характеризующих производство, распределение, перераспределение и использование национального продукта и дохода. Методология системы национальных счетов была заимствована из практики бухгалтерского учета и построена на принципах двойной записи и бухгалтерских балансов.

Основоположником метода национального счетоводства считается представитель школы физиократов Франсуа Кенэ. Он провел анализ общественного воспроизводства путем установления балансовых пропорций между натурально-вещественными и стоимостными элементами общественного продукта. Теоретическим фундаментом системы национальных счетов явились работы А. Боули, К. Кларка, С. Кузнеца и т.д.

Первая СНС была создана для Палестины по данным экономического развития за 1936 год. Новый этап в развитии национального счетоводства можно отнести к послевоенным годам, когда необходимость восстановления экономик развитых государств потребовала централизованных государственных инвестиций, увеличения государственного сектора, подготовки программ экономического развития и контроля за их реализацией.

Первая попытка составления национальных счетов в официальной статистике США относится к 1947 году, Великобритании - 1946 году. Перспектива европейской интеграции и растущая интернационализация экономики послужили главной причиной создания международной системы национального счетоводства. В 1947 году статистическим бюро ООН был опубликован доклад “Измерение национального дохода и организация национального счетоводства” . В 1953 году под руководством Р. Стоуна была разработана система национального счетоводства, которая учитывала опыт отдельных государств в указанной области. В последующие годы эта система неоднократно пересматривалась и совершенствовалась. В ней стала применяться разбивка производства по отраслям экономики, межотраслевой баланс, был введен баланс имущества и т.п.

Традиционно страны с централизованным планированием использовали собственную систему национальных счетов - систему балансов народного хозяйства. И при переходе к рыночной экономике стала необходимость отказаться от прежней практики в этой области и перейти к СНС. Этот переход к международной методологии учета и статистики вносит существенные изменения в содержание применяемых в отечественной практике понятий и категорий и предполагает рассмотрение новых. Меняется представление о производстве как виде человеческой деятельности, вводится деление экономики на сектора, детализируются понятия продуктов, товаров и услуг, требуют пояснения категории “резидент” и “нерезидент” , внутренняя и национальная экономика.

Границы производства в СНС. Основное значение для построения системы национальных счетов имеет выбор теоретической концепции производства. Их две:

  • во-первых, марксистская
  • во-вторых, расширенная концепция производства

Кроме них, имелась и промежуточная, применяемая во Франции, однако она перестала использоваться в 1968 году. В соответствии с последней экономическая деятельность включала производство материальных благ и рыночных услуг. А бесплатные услуги исключались из национального продукта. В соответствии с расширенной концепцией производство включает создание материальных благ и услуг, которые получаются в результате использования имеющихся факторов производства, удовлетворяют потребности и обладают определенной стоимостью или ценой. При таком подходе в состав производства войдут блага и услуги, произведенные для рынка, услуги органов управления, некоммерческих организаций, продукты домашних хозяйств, произведенные для личного потребления.

Если попытаться структурировать понятие “производство” , применяемое в рамках СНС, то оно включит в себя прежде всего рыночное производство. Последнее состоит из следующих элементов:

  • во-первых, товаров и услуг, производимых и реализуемых на рынке
  • во-вторых, товаров и услуг, производимых и обмениваемых по бартеру
  • в-третьих, товаров и услуг, производимых и предоставляемых в качестве натуральной формы оплаты труда
  • в-четвертых, любые поставки товаров и услуг между звеньями одного и того же предприятия

Помимо указанных моментов, производство включает следующие виды деятельности:

  • во-первых, незаконное производство, то есть то, которое запрещено законом и (или) легальная деятельность, которая становится противозаконной из-за отсутствия разрешения на ее осуществление
  • во-вторых, скрытое производство и подпольная экономика. Это - легальные виды деятельности, однако они преднамеренно скрываются от государственных органов, чтобы избежать налогообложения
  • в-третьих, незавершенное производство
  • в-четвертых, производство товаров домашними хозяйствами
  • в-пятых, использование наемной домашней прислуги
  • в-шестых, капитальный ремонт жилищ
  • в-седьмых, арендные услуги по использованию собственных зданий домашними хозяйствами, государством, некоммерческими организациями

Из понятия “производство” исключаются следующие виды деятельности:

  • домашние услуги (уборка, ремонт, приготовление пищи, уход за больными и т.п.)
  • аренда предприятиями собственных зданий
  • деятельность, результаты которой не являются ее целью (загрязнение среды, мусор, вымогательство, взятки, кражи и т.п.)

Категории внутренней и национальной экономики. Система национальных счетов использует категории внутренней и национальной экономики. Для этого употребляются понятия “экономическая территория ”, “резидент” , “центр экономического интереса” .

Экономическая территория представляет собой пространство, административно управляемое правительством данного государства, в пределах которого лица, товары и деньги могут беспрепятственно перемещаться. Помимо этого, данное понятие включает в себя воздушное и водное пространство, а также территориальные анклавы” за рубежом (посольства, консульства и т.д.).

Резидент - институциональная единица, центр экономического интереса, который находится на территории определенного государства. Если при исследовании охватывается деятельность только резидентов, независимо от их местоположения (на экономической территории или нет), то мы имеем дело с национальной экономикой. Что же касается внутренней экономики, то она охватывает активность резидентов и нерезидентов на экономической территории данного государства.

Группировка счетов по отраслям и секторам

Для учета результатов функционирования экономики в СНС применяется группировка по отраслям и секторам. Отрасль включает в себя всех производителей однородных продуктов и услуг. Они могут быть классифицированы по четырем категориям:

  • во-первых, отрасли, производящие товары и рыночные услуги
  • во-вторых, отрасли, производящие нерыночные услуги на базе государственных учреждений
  • в-третьих, отрасли, производящие нерыночные услуги частных некоммерческих организаций
  • в-четвертых, отрасли, оказывающие нерыночные услуги, производимые домашними хозяйствами

Применяемая в рамках СНС группировка по секторам имеет своей целью анализ потоков доходов и расходов, осуществляемых между хозяйствующими субъектами. В соответствии с принятой классификацией, выделяются следующие элементы:

  • во-первых, нефинансовые предприятия - это субъекты, основной функцией которых является производство товаров и оказание нефинансовых услуг
  • во-вторых, финансовые учреждения - институты, осуществляющие финансовые операции на коммерческой основе (кредитные и страховые учреждения)
  • в-третьих, государственные учреждения - институты, занятые производством общественных товаров, а также перераспределением национального дохода и богатства
  • в-четвертых, общественные организации, обслуживающие домашние хозяйства. Это главным образом деятельность в сфере образования, здравоохранения, отдыха, социального обслуживания, политические партии, профсоюзы и т.п.
  • в-пятых, домашние хозяйства - предпринимательская деятельность, которая не может быть отделена от домашнего хозяйства ни с юридической, ни с экономической точки зрения. Этот сектор также охватывает индивидов в качестве потребителей
  • в-шестых, остальной мир - экономические единицы в той мере, в какой они осуществляют операции с резидентами данного государства

При анализе секторов необходимо указать на особый характер связи, осуществляемой между ними посредством экономических операций. Последние представляют собой действия по взаимному соглашению между субъектами с целью создания, передачи, преобразования или уничтожения стоимости. По характеру осуществления экономические операции разделены на две группы:

  • во-первых, это операции, реализуемые на компенсационной основе, то есть когда поток товаров и услуг имеет встречный - денежный.
  • во-вторых, трансферты, имеющие одностороннюю направленность. Примерами могут служить налоги, штрафы, рента, процент и т.д.

Если в основу классификации экономических операций положить иной критерий - характер связи экономических субъектов, то можно выделить три основные группы:

  • во-первых, операции с продуктами и услугами. Они относятся к производству, распределению и обмену продуктов и услуг в разных секторах экономики
  • во-вторых, распределительные операции - деятельность по движению добавленной стоимости, созданной в производстве
  • в-третьих, финансовые операции - деятельность по изменению финансовых активов в секторах экономики.

Методология СНС

Она базируется на принципах двойной записи, бухгалтерских балансов и теории равновесия. Рассмотрим их подробнее.

Теория равновесия представляет собой основу национального счетоводства. Она базируется на нескольких постулатах, важнейшими из которых являются следующие:

  • основой жизнедеятельности является рыночная экономика
  • экономическая активность осуществляется в условиях совершенной конкуренции, а цены устанавливаются в зависимости от соотношения спроса и предложения
  • основной целью производства является извлечение максимума прибыли
  • цель потребителя заключается в получении максимума полезности при минимуме затрат
  • макроэкономическое равновесие является результатом равновесия спроса и предложения на рынке товаров и услуг

Теория равновесия является базисом для построения балансов, так как позволяет рассматривать какое-либо явление, состояние взаимосвязанных величин, качественное выражение отношений между сторонами какой-либо деятельности, которые должны другу друга уравновешивать. Само же понятие баланса представляет форму отчетности, отражающей в денежной форме наличие, размещение и источники средств хозяйственного субъекта. Оформляется в виде двусторонней таблицы, где левая часть - актив - указывает на состав и размещение средств; а правая - пассив - показывает источники их формирования и целевое назначение. Итоги актива и пассива всегда равны между собой. Это обеспечивается посредством двойной записи, когда каждая хозяйственная операций проводится через актив и пассив.

Модель народнохозяйственного оборота

Модель народнохозяйственного оборота лежит в основе системы национальных счетов, поскольку позволяет анализировать потоки доходов и расходов, осуществляемых между агентами. Модель описывает поток товаров и услуг, которыми обмениваются фирмы и домашние хозяйства, сбалансированный контрпотоком денежных платежей.

Анализ следует начать с наиболее простой версии кругооборота в экономической системе, в которой отсутствует правительство и финансовые рынки а также иностранный сектор экономики. Чтобы еще более упростить исследование, предположим, что домашние хозяйства тратят все получаемые ими доходы на покупку потребительских товаров, а фирмы продают свои продукты домашним хозяйствам сразу после осуществления процесса производства.

Домашние хозяйства и фирмы связаны друг с другом двумя группами рынков: продуктов и ресурсов. Потоки товаров и услуг движутся через эти рынки, причем они сбалансированы потоками денежных платежей. Домашние хозяйства осуществляют денежные платежи за товары и услуги, приобретаемые ими на рынках продуктов. Фирмы приобретают рабочую силу и другие ресурсы за денежные платежи, которые принимают форму заработной платы, процента, рентных платежей. Факторы производства, которые находятся в собственности фирм, принято учитывать как покупки у домашних хозяйств, являющихся конечными собственниками этих фирм. Таким образом, все производственные издержки можно рассматривать как денежные платежи за производственные ресурсы, приобретаемые фирмами у домашних хозяйств. Если у фирмы остается некоторый остаток после того, как она покроет все издержки, она получает прибыль.

Из всех потоков заслуживают пристального внимания два. Первый из них - национальный доход. Под национальным доходом понимают суммарную величину заработной платы, ренты, процента и прибыли, составляющих суммарный доход домашних хозяйств. Другой поток - суммарные расходы на национальный продукт. Под национальным продуктом понимают оценку суммарной стоимости всех товаров и услуг, произведенных в экономической системе. Суммарные расходы на национальный продукт представляют поток денежных платежей, которые перемещаются через рынки продуктов к фирмам и уравновешивают поток реальных товаров и услуг. В рассматриваемой упрощенной схеме величины национального дохода и национального продукта равны между собою.

Величина ежегодных расходов домашних хозяйств несколько меньше величины их доходов, в то время как фирмы тратят больше, чем получают от продажи своих товаров. Существует система специальных экономических институтов, функции которых состоят в том, чтобы осуществлять перемещение потоков денежных средств от домашних хозяйств, собственников сбережений к фирмам, которые являются заемщиками. Эти институты называются финансовыми рынками. К числу наиболее распространенных относят банки, страховые компании, пенсионные фонды и некоторые другие организации.

С включением в модель кругооборота финансовых рынков возникает новая проблема. Существует два пути, по которым потоки денежных средств поступают от домашних хозяйств на рынки продуктов:

  • прямой - через осуществление потребительских расходов
  • косвенный, при котором сбережения превращаются в инвестиции при посредничестве финансовых рынков.

В соответствии с этим действует две группы лиц, принимающих самостоятельные решения:

  • домашние хозяйства
  • предприниматели

Следующим шагом является включение в модель государственного сектора. Участие этого элемента осуществляется тремя способами:

  • через налоги
  • государственные закупки
  • займы

Налоги являются изъятиями денежных средств у населения. Однако этот поток частично возмещается потоком трансфертных платежей, к числу которых относят выплаты лицам с низкими доходами и пособия по безработице. Чтобы получить достоверную оценку чистой величины потока денежных средств, поступающих от домашних хозяйств правительству, необходимо вычесть трансфертные платежи из налоговых поступлений. Полученная величина есть чистые налоги. Рассмотрим следующий вид связи между правительством и рынками товаров. Одну категорию государственных расходов - трансферты - мы уже учли при характеристике чистых налогов. Другая категория государственных расходов представлена государственными закупками, которые являются платежами правительства за товары и услуги, приобретенные у частных фирм, а также заработную плату государственных служащих. В целях упрощения будем считать, что зарплата и жалованье государственных служащих на пути к домашним хозяйствам проходят через рынки продуктов.

Правительство должно стремиться поддерживать баланс своих доходов и расходов. Это не всегда выполнимо и может возникнуть ситуация бюджетного дефицита. В этом случае правительство прибегает к займам на финансовых рынках. Обычно займы осуществляются путем продажи правительственных облигаций и других ценных бумаг иным хозяйствующим агентам.

Переход от замкнутой к открытой экономической системе позволяет учесть иностранный сектор экономики. Последний связан с экономикой тремя способами. Прежде всего это импорт товаров и услуг. Следующее звено - это экспорт. Разница между величиной денежных поступлений по экспорту и импорту называется чистым экспортом. Третий способ связи национальной экономики с внешним миром - осуществление международных финансовых операций.

Система национальных счетов (СНС)- это

· раздел статической науки;

· система статистических показателей;

· результат особого вида практической статистической деятельности, включающей сбор, обработку, анализ и публикацию статистических данных.

Объектом исследования системы национальных счетов является экономика страны как совокупность экономических единиц, отраслей, секторов, регионов, результаты и механизм ее функционирования, структура, внутренние и внешние взаимосвязи и закономерности развития.

Как и все разделы социально-экономической статистики СНС изучает посредством системы показателей количественную сторону явлений в неразрывной связи с их качественной стороной в конкурентных условиях места и времени.

История возникновения СНС. СНС возникла в развитых странах Запада в конце 30-х – начале 40-х гг. ХХ в., когда большинство экономистов осознали необходимость государственного регулирования экономики и появилась потребность в статистической информации для проведения макроэкономического анализа. Термины «национальные счета» и «национальное счетоводство» предложил голландский экономист Ван Клифф, в работах которого была обоснована возможность применения понятий и принципов бухгалтерского учета для описания экономики в целом.

Основные этапы развития методологии системы национальных счетов после Второй мировой войны связаны с разработкой и внедрением в статистическую практику международных методологических стандартов по СНС. Первый стандарт СНС-53 был одобрен ООН в 1953 г. и содержал ограниченное число счетов по экономике в целом. В 1968 г. Статистической комиссией ООН была одобрена вторая версия международного стандарта по СНС. В СНС- 68 вошли новые блоки макроэкономической информации (например, показатели движения финансовых ресурсов), а также были предусмотрены счета для пяти секторов экономики.

В 1993 г. Статистическая комиссия ООН одобрила третью версию методологического стандарта по СНС, в его разработке участвовали пять международных организаций: ООН, Международный валютный фонд (МВФ), Мировой банк, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейская статистическая комиссия (Евростат). СНС-93 предусматривает построение счетов не только для экономики в целом, её секторов и отраслей, но и для отдельных экономических единиц. В связи с этим в процессе разработки новой версии международного стандарта обсуждался вопрос об изменении названия системы показателей.

В 2004 г. началась работа по обновлению стандарта СНС-93, осуществляемая консультативной группой экспертов по национальным счетам, в состав которой входят наиболее известные специалисты в области национального счетоводства различных стран.

Основную задачу, решаемую на основе СНС, в общем виде можно сформулировать как удовлетворение потребностей общества и количественной информации о финансово-экономическом состоянии и развитии страны и отдельных элементов ее экономической системы. В зависимости от характера информационных потребностей условно можно выделить два основных типа таких задач: гносеологические (познавательные) и прагматические (практические).

Гносеологические задачи состоят в информационном обеспечении науки, теоретических исследований, проводимых в целях обоснования, формулирования, проверки и уточнения теоретических концепций.

Прагматические задачи заключаются в предоставлении необходимых данных для прикладных аналитических исследований, позволяющих обосновать, реализовать и оценить управленческие решения, применяемые на макро-, мезо- и микроуровне системы управления.

Прежде всего решается задача обеспечения информацией государственных институтов различного уровня, что способствует разработке государственной социально-экономической политики и осуществлению государственного управления экономикой.

СНС обеспечивает информационные потребности наднациональных организаций, таких, как ООН, МВФ, МБ, ОЭСР. Информация предоставляется по запросам этих организаций в соответствии с международными обязательствами страны, а также по запросам зарубежных национальных статистических служб в соответствии с договорами и соглашениями о сотрудничестве в области статистики.

Практическая деятельность по построению и публикации системы национальных счетов осуществляется органами государственной статистики. В основу организации статистической работы положен принцип единства методологии исчисления показателей и формы представления данных СНС в национальном и международном масштабе, что достигается использованием национальных методологических статистических стандартов.

В России система национальных счетов начала внедряться в 90-х гг. 20в.

Методологию построения системы национальных счетов можно определить как систему концепций, категорий, принципов и методов, применяемых для исследования экономики. Методология СНС имеет сложное многоуровневое строение, она включает системный подход и другие общенаучные понятия и принципы, экономической теории и теории финансов, а так же конкретно статистические понятия и методы исследования, соответствующие особенностям предмета.

Поскольку СНС представляют собой интегрированную систему статистических показателей, поскольку основными элементами ее методологии является положения теории статистических показателей. Содержание этих показателей определяется понятиями и концепциями экономической теории. В основе принципиальной схемы СНС лежит концепция экономического оборота, признанная большинством современных экономических школ в качестве теоретической основы анализа экономики. Эта теоретическая модель описывает функционирование экономики через взаимодействие экономических субъектов, выполняющих различные экономические функции (производство, потребление и т.д.).

Международный методологический стандарт по СНС. В 1993 Статистической комиссией ООН была одобрена третья версия международного методологического стандарта (СНС-93), используемая в настоящее время Россией и большинством других стран мира.

Структура СНС-93. СНС-93 включает 21 главу и 6 приложений. В главах 1-5 изложены общеметодологические рекомендации по построению системы национальных счетов, приводятся ее основные понятия; в главах 6-12 рассматриваются вопросы методологии построения счетов потоков; методология построения баланса активов и пассивов представлена в главе 13, а в главе 14- методология счетов «остального мира» (счетов внешних операций). Система таблиц « Затраты- выпуск» составляет содержание главы 15. В главе 16 сформулированы рекомендации по исчислению показателей СНС в постоянных ценах и в реальном выражении, а в главе 17 даны методологические рекомендации по исчислению показателей, характеризующих население и затраты труда. В главе 18 рассматриваются функциональные классификации, применяемые в СНС (классификация по целям индивидуального потребления, расходов производителей и т.д.), в главе 19- вопросы применения системы национальных сетов для решения различных аналитических задач (модификация счетов и таблиц на основе использования дополнительных классификаций, альтернативных методов стоимостной оценки и т.п.). Основные методологические принципы матричного представления СНС для анализа социальных процессов сформулированы в главе 20, и наконец, в главе 21 изложены вопросы построения и анализа вспомогательных счетов, базирующихся на концепциях и понятиях, отличающихся от тех, которые приняты в основных счетах и таблицах.

Основные понятия СНС. В системе национальных счетов экономика рассматривается как совокупность институциональных единиц- резидентов, секторов, отраслей.

Институциональная единица- это экономический субъект, который может от своего имени владеть активами, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами, принимать финансовые обязательства и хозяйственные решения, за которые он несёт ответственность в соответствии с существующим законодательством.

Резидентами в СНГ называют институциональные единицы, имеющие центр экономических интересов на экономической территории страны.

Под экономической территорией понимается географическая территория, находящаяся под юрисдикцией правительства данной страны, внутри которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться.

Внутренняя (национальная ) экономика охватывает деятельность резидентов как на экономической территории данной страны, так и за ее пределами.

Совокупность институциональных единиц, сходных с точки зрения выполняемых функций и источников финансирования, образуют институциональный сектор . Для обозначения институциональных единиц, выступающих в роли производителей товаров и услуг, в СНС используется термин предприятие . Предприятие может состоять из одного или нескольких заведений, т.е. единиц, расположенных в одном месте, занятых одним или преимущественно одним видом производственной деятельности. Совокупность заведений с одним и тем же или аналогичными видами основной производственной деятельности называется отраслью.

В аналитических целях в системе национальных счетов предусмотрено разделение заведения на единицы однородного производства, под которым понимают производственные единицы, занимающиеся только одним видом деятельности, однородным с точки зрения производимых товаров и услуг, направлений использования, характера технологического процесса. Совокупность единиц однородного производства с одним и тем же видом деятельности образуют чистую отрасль.

В основе построения СНС лежат понятия экономической теории, характеризующие экономические функции, выполняемые экономическими субъектами; основным является понятие производство.

В системе национальных счетов производство определяется как деятельность, выполняемая под контролем экономического субъекта, при которой осуществляются затраты труда, капитала, товаров и услуг для создания других товаров и услуг. По концепции СНС практически все виды деятельности по созданию товаров и услуг отнесены к экономическому производству.

Товары - это результаты труда, имеющие материально-вещественную форму. Услуги - это результаты производственной деятельности, не принимающие материально-вещественной формы, удовлетворяющие личные и общественные потребности, имеющие как материальный, так и не материальный характер.

Важными составляющими СНС являются показатели «потоков» и «запасов». Показатели потоков характеризуют величины экономических процессов за промежуток времени (например, производство товаров и услуг, выплата заработной платы и т.п.), т.е. показатели потоков – это интервальные показатели. Показатели запасов характеризуют состояние активов или обязательств на определенный момент – начало или конец рассматриваемого периода (например, наличие основных фондов на начало года и т.п.). Показатели запасов – это моментальные показатели.

Основную часть потоков составляют потоки, связанные с экономическими операциями. Экономическая операция понимается как взаимодействие между экономическими субъектами, осуществляемое по взаимному соглашению (например, купля и продажа товаров и услуг). Большинство операций предполагает наличие встречных потоков между участниками, т.е. одна сторона предоставляет другой стороне товар, услугу, труд или актив, а взамен получает компенсацию. Трансферты – операции без компенсаций, т.е. без встречного потока товаров, услуг и т.д.

Объекты, которые находятся в собственности экономических субъектов и из владения которыми субъект извлекает экономические выгоды, определяются в системе национальных счетов как экономические активы. Стоимость активов образует капитал экономического субъекта. Разность между стоимостью активов, принадлежащих экономическому субъекту (т.е. капитала), и стоимость его финансовых обязательств называется чистой стоимостью капитала или собственным капиталом. Операции должны отражаться у обоих участников в одной стоимостной оценке.

Принципы и правила построения СНС. Методология построения системы национальных счетов наряду с основными понятиями и классификациями включает общие принципы и правила учёта, стоимостной оценки показателей и построения таблиц.

Основу методологии построения СНС составляет балансовый метод, предполагающий сопоставление показателей, характеризующих изучаемые явления и процессы с двух сторон. Реализуются балансовый метод с помощью метода двойной записи, принятого в бухгалтерском учёте.

В системе национальных счетов используют два основных типа таблиц, соответствующих принципу двойной записи: счета – для отражения потоков и балансовые таблицы – для отражения запасов.

Счета представляют собой двухсторонние таблицы, в которых для их обозначения сторон используется специальная терминология.

В текущих счетах (т.е. в счетах, отражающих процессы производства и движения доходов) правая сторона называется «Ресурсы», а левая – «Использование».

В счетах накопления правая сторона называется «Изменения в обязательствах и чистой стоимости капитала», а левая – «Изменения активах».

В СНС используются два основных метода построения счетов: метод последовательного построения счетов и метод товарных потоков.

Метод последовательного построения счетов предлагает построение счетов в соответствии с последовательностью процессов экономического оборота и увязку их показателей в целом по экономике, сектору, институциональной единице.

Метод товарных потоков предполагает увязку показателей ресурсов и их использование по отдельным видам товаров и услуг.

В российской государственной статистике метод последовательного построения счетов является основным. В каждом отдельном счете баланс между правой и левой частями достигается расчетным путём с помощью балансирующей статьи, которая записывается на левой стороне счета и переносится на правую сторону следующего счета. Таким образом осуществляется увязка счетов в единую систему.

Балансирующие статьи служат не только для обеспечения равенства между правой и левой частями счетов и их увязки в систему, го и для характеристики результатов экономической деятельности, т.е. имеют самостоятельное экономическое значение.

Балансовые таблицы так же, как и счета, состоят из двух частей: левая часть баланса активов и пассивов называется «Активы», а правая – «Обязательства и чистая стоимость капитала». Комплекс взаимосвязанных счетов и таблиц СНС отражает взаимосвязи показателей потоков и запасов и позволяет сформировать целостную картину функционирования экономики.

В большинстве операций участвуют две экономические единицы, для каждой из которых операция должна отражаться дважды, поэтому в системе национальных счетов принцип отражений операций называют «принципом четырех записей». Балансовый метод и реализующий его принцип четырёх записей определяют основные общие методологические принципы и правила исчисления всех показателей системы национальных счетов. В соответствии с принципом четырех записей каждая операция должна отражаться у обоих участников одновременно и в одинаковой стоимостной оценке. Операции в СНС отражаются на момент возникновения требований и обязательств, т.е. по методу начислений.

Информационная база СНС. Основным принципом формирования информационной базы системы национальных счетов является комплексность использования различных источников информации: форм бухгалтерской отчётности, государственного статистического наблюдения. Данные для исчисления показателей системы национальных счетов, получение из любого источника информации, которые должны корректироваться в соответствии с ее методологическими принципами и правилами.

Например, основная сложность исчисления показателей налогов и субсидий в СНС заключается в том, что необходимые данные в отчёте Министерства финансов об исполнении государственного бюджета приведены без выделения секторов-плательщиков и на кассовой основе. Следовательно, необходимо привлечение дополнительной информации и проведение дополнительных расчетов, которые позволяют скорректировать данные государственного бюджета на величину изменения задолженности по уплате налогов и субсидий.

Совершенствование информационной базы системы национальных счетов связано с адаптацией к ней системы статистики и с развитием государственного статистического наблюдения (расширением выборочных обследований, проведением экономических переписей и т.д.). Основным направлением совершенствования информационного обеспечения СНС является ее увязка с методологическими принципами бухгалтерского учёта. С этой целью создана Межправительственная группа экспертов ООН по международным стандартам учета и отчётности, содействующая внедрению в практику стандартов бухгалтерского учёта, основанных на принципах СНС, установлены контакты Статистической комиссии ООН с Международными профессиональными объединениями бухгалтеров (с Международной федерацией бухгалтеров и др.).

Группировки и классификации в СНС. Основной является группировка экономических единиц по секторам экономики, позволяющая определить роль и особенности экономического поведения различных групп экономических единиц со сходными функциями и источниками финансирования, взаимоотношения между ними, потоки товаров и услуг, доходов и расходов.

Классификационной единицей в секторальной группировке служит институциональная единица. В системе национальных счетов выделяют следующие этапы институциональных единиц производителей (предприятий):

· корпорации;

· некорпоративные предприятия;

· квазикорпорации;

· государственные учреждения;

· некоммерческие организации (рыночные и нерыночные).

Корпорация – юридическое лицо, целью которого является производство товаров и услуг для реализации на рынке по экономически значимым ценам и получение прибыли, являющейся источником доходов для собственников, несущих ограниченную ответственность по его обязательствам.

Некорпоративное предприятие - предприятие, которое с экономической точки зрения нельзя отделить от его собственника, несущего неограниченную ответственность по обязательствам предприятия. При секторальной группировке некорпоративное предприятие рассматривается как часть институциональной единицы, к которой относится его собственник.

Некорпоративное предприятие, обладающее обособленным имуществом, определенной самостоятельностью в распоряжении имуществом и доходами, в существовании экономических операции с другими единицами и ведущее полный набор бухгалтерских счетов (включая баланс активов и пассивов), в СНС называется квазикорпорацией (например, государственное унитарное предприятие). При секторальной группировке квазикорпорация рассматривается как корпорация.

Государственное учреждение – юридическое лицо, финансируемое из государственного бюджета, основная функция которого состоит в предоставлении услуг обществу или отдельным его членам бесплатно либо по ценам, не имеющим экономического значения, а также в перераспределении доходов и имущества. К этой категории относят государственные внебюджетные фонды. Ресурсы этих институциональных единиц образуются за счет обязательных платежей, доходов от собственности, реализации рыночных услуг.

Некоммерческая организация (НКО) – юридическое лицо, целью которого не являются извлечение дохода для его собственников или лиц, его финансирующих и контролирующих. В системе национальных счетов разделяют рыночные и нерыночные НКО.

1. некоммерческие организации, производящие товары и услуги для реализации на рынке по экономически значимым ценам;

2. некоммерческие организации, создаваемые корпорациями и квазикорпорациями для представления их интересов (например, торговые палаты, ассоциации банков т.п.)

К нерыночным НКО относят некоммерческие организации, предоставляющие услуги бесплатно или по ценам, не имеющим экономического значения. К этой категории НКО относят институциональные единицы, которые:

1. предоставляют домашним хозяйствам индивидуальные услуги в области здравоохранения, образования, культуры, искусства, религии и т.д.;

2. обеспечивают коллективные потребности домашних хозяйств (например, политические партии, профсоюзные организации, различные общества, спортивные организации, клубы и т.д.). Эти организации не финансируются государством. Ресурсы данных НКО складываются из взносов, пожертвований, дарений и доходов от собственности.

Домашнее хозяйство – физическое лицо или группа лиц, являющихся резидентами данной страны, живущих вместе, имеющих общий бюджет, коллективно потребляющих некоторые виды товаров и услуг (главным образом, продукты питания и жилищные услуги). Все домашние хозяйства являются потребителями, а некоторые занимаются и производственной деятельностью в форме некорпоративных предприятий (например, личные подсобные хозяйства, предприятия лиц, осуществляющих индивидуальную предпринимательскую деятельности без образования юридического лица). Товары и услуги производятся домашними хозяйствами как для собственного потребления, так и для реализации. Производственную деятельность домашнего хозяйства невозможно с экономической точки зрения отделить от самого домашнего хозяйства. Ресурсы данных институциональных единиц составляют: оплата труда наёмных работников, трансферты (пенсии, пособия, стипендии), смешанный доход, доходы от собственности (проценты по вкладам и др.) К домашним хозяйствам относится также и так называемое институциональное население, т.е. лица, находящегося в течение длительного времени в больницах, тюрьмах и т.п.

Институциональные единицы-резиденты в соответствии с выполняемыми ими функциями и источниками финансирования их деятельности группируются по секторам.

В СНС выделяют пять институциональных секторов национальной экономики:

1. Нефинансовые корпорации.

2. Финансовые корпорации.

3. Государственное управление.

4. Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства.

5. Домашние хозяйства.

Нефинансовые корпорации включают нефинансовые корпорации и квазикорпорации (в том числе хозяйственные общества, созданные НКО), рыночные НКО (в том числе созданные нефинансовыми корпорациями и квазикорпорациями и представляющие их интересы).

Финансовые корпорации. В сектор входят финансовые корпорации и квазикорпорации, а также рыночные НКО (в том числе созданные финансовыми корпорациями и квазикорпорациями и представляющие их интересы).

Государственное управление включает институциональные единицы, относящиеся к категории государственных учреждений, а также нерыночные НКО, контролируемые и в основном финансируемые государственными учреждениями.

Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства. В сектор входят негосударственные нерыночные некоммерческие организации, предоставляющие услуги домашним хозяйствам.

Домашние хозяйства включают все институциональные единицы-резеденты, относящиеся к этому виду. Некорпоративные предприятия, принадлежащие членам домашних хозяйств, рассматриваются как часть соответствующей институциональной единицы – домашнего хозяйства.

Остальной мир. В СНС этот сектор выделен для описания экономических отношений, связывающих национальную экономику данной страны с другими странами. Сектор состоит из резидентов других стран, осуществляющих операции с институциональными единицами-резидентами данной страны.

Второй тип классификации экономических единиц в системе национальных счетов – это их группировка по отраслям, которая применяется для изучения процессов производства. Группировку по отраслям СНС-93 рекомендует осуществлять в соответствии с Международной стандартной отраслевой классификацией. В группировке экономических единиц по отраслям единицей классификации является заведение.

Важнейшим видом группировки, используемой в СНС, являются классификация экономических операций (рис. 16.1).

Рис. 16.1.Классификация экономических операций в СНС.

Операции с товарами и услугами относятся к процессу производства, обмена и использования товаров и услуг. Они включают операции с товарами и услугами, произведёнными в данном периоде, и произведёнными ранее товарами.

Операции с доходами осуществляются для распределения добавленной стоимости экономических единиц, а также для перераспределения доходов.

Операции с финансовыми инструментами – это операции по приобретению финансовых обязательств экономическими единицами.

Налоги в СНС разделены на две группы:

· текущие (уплачиваемые регулярно);

· капитальные (единовременные).

Классификация текущих налогов отражена на рис. 16.2.

Классификация экономических активов приведена на рис. 16.3.

Для анализа экономической деятельности обобщающие статистические показатели, характеризующие потоки и запасы, представляются в СНС в виде определенного набора счетов и таблиц.

Необходимым условием построения системы национальных счетов является четкое разграничение таких понятий, как потребление и валовое накопление, конечное потребление и промежуточное потребление. Однако на практике во многих случаях у разработчиков системы возникают трудности в отнесении некоторых видов деятельности или операций к той или иной категории. Например, возникают сложности при отражение расходов на текущий и капитальный ремонт (потребление или валовое накопление), на подготовку кадров, научные исследования и разработки (промежуточное потребление или валовое накопление), а также на образование (потребление или валовое накопление).

Рис 16.2.Классификация текущих расходов.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АКТИВЫ

Нефинансовые активы

Финансовые активы

Произведенные активы

Монетарное золото

Материальные

Наличные деньги и депозиты

Нематериальные

Ценные бумаги кроме акций

Непроизведенные активы

Материальные

Акции и другие виды участия в капитале

Нематериальные

Другие счета дебиторов и кредиторов

Рис.16.3. Классификация экономических активов

От того, к какой категории отнесены расходы, зависит величина валовой добавленной стоимости и, следовательно, величина валового внутреннего продукта (при разграничении промежуточного потребления и валового накопления) либо пропорции его конечного использования (при разграничении конечного потребления и валового накопления).

В системе национальных счетов проводится различие между потоками товаров и услуг и потоками доходов, разграничиваются доходы, полученные от производства товаров и услуг (первичные доходы), и доходы, полученные в результате перераспределительных процессов (вторичные доходы), различаются текущие и капитальные затраты – всё это отражается в различных счетах и таблицах.

Основные счета. СНС-93 предполагает составление следующих основных счетов: счет товаров и услуг, счет производства, счета образования, распределения, перераспределения и использования доходов, счет операций с капиталом, финансовый счёт, счет других изменений в активах. Их можно сгруппировать следующим образом:

· счета для пяти секторов внутренней экономики, счета для отраслей экономики, счета для отдельных институциональных единиц и заведений;

· сводные (консолидированные) счета для экономики в целом;

· счета для отдельных видов экономических операций;

· счета «остального мира» (счета внешних операций).

В табл. 16.1, 16.2 представлены основные сводные счета внутренней экономики и счета «остального мира» (счета внешних операций).