При обосновании закона сей исходил. Жан Батист Сэй: биографическая справка

В первой трети XIX в. во Франции, абсолютизировавший идеи своего кумира об экономическом либерализме, стихийном рыночном механизме хозяйствования.

Он родился 5 января 1767 г. в Лионе в семье купца. Получив образование, достаточное по тем временам, чтобы продолжить семейные предпринимательские традиции, Ж.Б. Сэй решил заняться самообразованием, особенно изучением политической экономии. Для познания последней, как выяснилось впоследствии, решающее значение он придан «Богатству народов» А. Смита, идеи которого, на его взгляд, заслуживали популяризации как на благо Франции, так и всего человечества.

Жизненный путь Ж. Б. Сэя как ученого-экономиста, а не предпринимателя сложился в известной степени под влиянием политических событий, произошедших во Франции в конце XVIII — начале XIX в. и отчасти под впечатлением от поездки в 1789 г. в Англию. где в отличие от его страны в хозяйстве и политической экономии на первый план выходили уже индустриальные, а не аграрные проблемы.

Итак, по возвращении из Англии в том же 1789 г. Ж.Б. Сэй вступил в одно из страховых обществ, став секретарем администратора Клавьера — будущего министра финансов (1792), изучавшего (судя по тому, что он обнаружил у него экземпляр книги А. Смита) знаменитое «Богатство народов». Спустя три года в 1792 г. Ж.Б. Сэй, примкнув к якобинцам, пошел волонтером в революционную армию. Затем в 1794 г. покинул ее, чтобы попробовать себя в качестве редактора парижского журнала и быть на острие социально-политической жизни своей страны, пробыв в этом качестве до 1799 г. Независимость и неординарность позиций молодого Ж.Б. Сэя, критическая оценка экономической деятельности правительства содействовали и его чиновничьей карьере на посту члена Трибуната в комитете финансов, на который он был назначен в 1799 г. Поэтому несомненно, что практический опыт в высшей сфере государственной экономической службы и глубокие познания теоретических разработок в области экономической мысли в сочетании с убежденным восприятием смитовской концепции экономического либерализма помогли Ж.Б. Сэю в написании собственных работ об основах теории развития общественного хозяйства.

Одна из первых теоретических заслуг Ж.Б. Сэя на этом поприще имеет преимущественно национальное значение. Как известно, во Франции в середине XVIII в. возникли и получили широкую популярность физиократические экономические теории, которые продолжали доминировать в экономической мысли страны , несмотря на появление в 1802 г. французского перевода «Богатства народов» А. Смита. Преодолеть сложившиеся стереотипы физиократизма соотечественников смог именно Ж. Б. Сэй благодаря одной из своих ранних, но значимых работ под названием «Трактат политической экономии, или Простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства» (1803).

Это была книга, лишь на первый взгляд повторявшая и интерпретировавшая идеи А. Смита. После ее издания Ж.Б. Сэй, как и его английские коллеги, продолжал работать над совершенствованием своего труда, неоднократно дополняя и переделывая для обновленных изданий, которые при его жизни имели место пять раз и превратили это сочинение в лучшее из всех остальных.

Перемены, произошедшие во Франции с падением режима Наполеона, реабилитировали имя Ж. Б. Сэя как ученого-экономиста и общественного деятеля. Он с воодушевлением продолжил работу над своими сочинениями по политической экономии, стал выступать с многочисленными лекциями, демонстрируя прекрасное искусство систематизировать и популяризировать основные положения экономической теории. Уже в 1816 г. в Атене Ж.Б. Сэй открыл курс лекций по политической экономии, а в 1817 г. выпустил в свет свой «Катехизис политической экономии». С 1819 г. в Консерватории искусств и ремесел он приступил к чтению лекций по специально введенному для него правительством Реставрации «Курсу и ндустри ал ьной эконом и и ».

В последние годы жизни с 1830 г. Ж.Б. Сэй возглавил специально созданную для него кафедру политической экономии в Коллеж де Франс, став основателем собственной школы экономической мысли, которую впоследствии представляли Фредерик Бастиа, Мишель Шевалье, Шарль Дюнуайе и др. За несколько лет до своей смерти Ж.Б. Сэй издал итоговую в своей жизни работу «Полный курс практической политической экономии» (1828-1829). В ней он попытался отразить прежде всего практическую значимость экономической теории, базирующейся на принципах экономического либерализма, невмешательства в экономику извне.

Оценивая творческое наследие Ж.Б. Сэя, следует отметить, что, по словам К. Маркса, он якобы не более чем вульгаризировал сми- товское учение и политическую экономию. Но если утопический социализм, а затем и марксизм «извлекли» из учения А. Смита прежде всего положение об эксплуатации рабочего класса капиталистами и землевладельцами (посредством вычета в свою пользу из полного продукта труда и его стоимости), то «школа Сэя» во Франции, также строившая свое «мышление» на трудах А. Смита, одним из главных извлечений сделала положение о взаимосвязи и взаимообусловленности труда, капитала и земли как основных факторов общественного производства и создания стоимости общественного продукта.

С уважением и симпатией к Ж.Б. Сэю относился и его современник Д. Рикардо, который продолжал с ним интенсивно переписываться вплоть до своей смерти. В своих «Началах политической экономии» Д. Рикардо подчеркивал, что политическую экономию как науку обогатили в числе английских исследователей Дж.С. Милль и А. Смит, а французских — А. Тюрго, С. Сисмонди и Ж.Б. Сэй. При этом Д. Рикардо, тем не менее, смело и открыто высказывал критические замечания в адрес не только здравствовавших своих коллег Т. Мальтуса, Ж.Б. Сэя и других, но и своего кумира А. Смита.

Принципы методологии Ж.Б. Сэя

Необходимо отметить, что Ж.Б. Сэй, как другие классики, конструировал политическую экономию по образцу точных наук, таких, например, как физика. В методологическом плане это означает признание законов, категорий и теорий, имеющих универсальное и первостепенное значение. Но нельзя не сказать также о том, что, по Сэю, назначение политической экономии всего лишь теоретическое и описательное 30 .

Ж.Б. Сэй снискал себе несомненный авторитет смитианца, безоговорочно приняв принципы свободы рынков, ценообразования, внутренней и внешней торговли (фритредерство), неограниченной свободной конкуренции предпринимателей и недопустимости никаких проявлений протекционизма и возведя эти принципы в ранг абсолюта. В случае их принятия он предвещал человечеству объективную невозможность ни перепроизводства, ни недопотребления общественного продукта, т.е. экономических кризисов. Положение Ж.Б. Сэя о реализации общественного продукта позже получило название «закона рынков», или просто «закона Сэя», и разделяли этот «закон» не только столпы классической политической экономии Д. Рикардо, Т. Мальтус и др., но и экономисты многих других школ экономической мысли вплоть до начала XX в. Как образно выразился в данной связи Дж.К. Гэлбрейт, принятие или непринятие человеком «закона Сэя» было до 30-х гг. XX в. основным признаком, по которому экономисты отличались от дураков.

Труды Ж.Б. Сэя достаточно легко воспринимались прогрессивной общественностью Франции, Англии, США и ряда других стран потому, что, как заметил один из предшественников маржинализ- ма О. Курно, стиль изложения в сочинениях по политической экономии Ж.Б. Сэя был столь же литературно безупречен, что и у А. Смита. Кроме того, по словам того же О. Курно, и А. Смит, и Ж. Б. Сэй не прибегали для достижения наибольшей точности своих аргументов (в отличие от Д. Рикардо) к арифметическим и алгебраическим исчислениям «утомительного объема».

Теория воспроизводства

В истории экономических учений имя Ж.Б. Сэя ассоциируется, как правило, с образом ученого, беззаветно верившего в гармонию интересов классов общества в условиях рыночных экономических отношений и проповедовавшего для их утверждения принципы смитовской концепции экономического либерализма, саморегулируемости экономики. Критика основных идей Ж. Б. Сэя, в том числе и той, что принято называть «законом Сэя», по которой экономические кризисы не являются закономерными, несмотря на многочисленные в этой связи попытки опровержения экономистами-романтиками, социалистами-утопистами и марксистами, более чем 100 лет (т.е. до появления экономического учения Дж.М. Кейн- са) оставалась для теории и практики мирового хозяйства недостаточно убедительной.

Однако чем же можно объяснить «долгожительство» концепции Ж. Б. Сэя о беспрепятственной и полной реализации общественного продукта и о бескризисном экономическом росте, воплотившейся в так называемом законе рынков? Здесь, пожалуй, можно указать на три обстоятельства, своими корнями уходящих в наследие А. Смита. Во-первых, смитовский «естественный порядок» предполагает гибкость цен и гибкость заработной платы, взаимовыгодный при пассивной роли денег обмен трудом и результатами своего труда всех субъектов рынка. С учетом этого по «закону Сэя» иной ход вещей совершенно неприемлем. Во-вторых, также «благодаря» А. Смиту «закон Сэя» исключает всякое вмешательство в экономику извне. В нем поддерживается требование о минимизации бюрократического по своей природе государственного аппарата, недопущении протекционизма. И в-третьих, «закон Сэя» предрекает поступательное развитие рыночных экономических отношений в обществе на базе достижений научно-технического прогресса. А несвершившиеся катаклизмы, которые «обещал» С. Сисмонди в случае падения приоритетной роли в экономической жизни страны участников уходящего в прошлое натурального хозяйства — «третьих лиц» (ремесленников, крестьян, кустарей), также отметали аргументы против этого «закона».

Итак, квинтэссенция «закона Сэя» состоит в том, что при достижении и соблюдении обществом всех принципов экономического либерализма производство (предложение) будет порождать адекватное потребление (спрос), т.е. производство товаров и услуг в условиях смитовского «естественного порядка» обязательно порождает доходы, на которые эти товары и услуги свободно реализуются. Подобным образом «закон Сэя» воспринимался всеми сторонниками концепции экономического либерализма, полагавшими, что гибкое и свободное ценообразование на рынке будет приводить к почти мгновенной реакции на изменения в конъюнктуре хозяйства, являясь гарантией саморегулируемости экономики. самом деле, если допустить возможность бартерной экономики, где деньги всего лишь счетные единицы и совокупный спрос на них равен ценности всех подлежащих к обмену на деньги товаров, то общее перепроизводство действительно было бы невозможным. Отсюда понятен и вывод М. Блауга: «"Продукты уплачиваются за продукты" во внутренней торговле так же, как и во внешней — вот суть закона рынков Сэя. Столь простая мысль произвела фурор, не совсем утихший и по сей день».

Вместе с тем примечательно то обстоятельство, что сам Ж. Б. С эй фразу «предложение создает соответствующий ему спрос» никогда не использовал, а изобретена она была Лж.М. Кейисом. Последний, очевидно, прибег к ней, чтобы опровергнуть главную мысль Ж. Б. Сэя о том, что только тот или иной товар в отдельности может быть произведен в избытке, но никогда все товары сразу. При этом классиком, по Кейнсу, является любой автор, разделявший «закон рынков Сэя».

К. Маркс , считавший себя продолжателем учения не только А. Смита, но и Д. Рикардо, особо резко критиковал последнего и всех тех, кто разделял положение Ж.В. Сэя о невозможности экономических кризисов. В своей теории общественного воспроизводства К. Маркс, как известно, доказывал неизбежность периодических (циклических) кризисов перепроизводства. Он, кроме того, считал неприемлемыми трактовки экономических кризисов как кризисов недопотребления, как это следовало из трудов Т. Мальтуса, социалистов-утопистов, а также С. Сисмонди, П. Прудона и некоторых других экономистов. Между тем в соответствии с современными концептуальными положениями экономические кризисы обусловлены не только и не столько недостоверностью «закона Сэя» (ибо абсолютно чистая, или, как принято говорить, совершенная, конкуренция объективно невозможна), сколько закономерными предпосылками возникновения условий для преобладания несовершенной конкуренции и монополизма. Эти положения лежат в основе современных теорий государственного регулирования экономики, социального контроля общества за ходом ее развития. Они в сущности исключают марксистские постулаты об антагонизме между классами и саморазрушении капиталистического «эксплуататорского» общественного строя.

Теория трех главных факторов производства стоимости и доходов

Наряду с Д. Рикардо экономические взгляды Ж. Б. Сэя получили определенное одобрение и отражение в трудах Т. Мальтуса. В частности, популярная на значительном протяжении XIX в. теория издержек производства Т. Мальтуса практически целиком зиждется на положениях выдвинутой немногим ранее него Ж.Б. Сэем теории трех главных факторов производства: труда, капитала и земли. Это еще раз говорит о полярности «извлечений», сделанных последователями творческого наследия Л. Смита. Так, если Д. Рикардо, социалисты-утописты, С. Сисмонди, К. Маркс и некоторые другие экономисты, следуя «заветам» А. Смита, единственным источником стоимости товара (услуги) считали труд, то другая и также значительная часть экономистов различных школ и течений экономической мысли приняла в качестве исходной аргументацию Сэя-Мальтуса, в соответствии с которой стоимость товара складывается из издержек собствен пика-предпринимателя в процессе производства па средства производства (фактор «капитал»), на заработную плату (фактор «труд») и на ренту (фактор «земля»).

В результате последователи Смита-Рикардо стали усматривать происхождение прибыли и ренты как вычет из стоимости труда рабочих, в эксплуатации труда капиталом и антагонизме классов. А последователи Сэя- Мальтуса, также считавшие себя смитиан- цами, и стоимость товара, и доходы классов общества увидели в совместном труде и мирном сотрудничестве представителей этих классов. Но только в конце XIX в. маржиналисты второй волны в лице А. Маршалла и других ученых доказали тупиковую сущность и теории трудовой стоимости, и теории издержек производства, поскольку в их основе лежит затратный принцип.

Однако что касается теории стоимости Ж.Б. Сэя, то к сказанному выше следует добавить, что у него на этот счет, как и у его учителя Л. Смита, имели место несколько определений. Причем и здесь Ж.Б. Сэй не столько повторял своего кумира, сколько импровизировал в поисках новых «открытий». Например, памятуя положение А. Смита, что любой товар имеет два неразрывных свойства — меновую стоимость и потребительную стоимость, Ж. Б. Сэй оттенил особое значение взаимосвязи полезности и ценности предметов (товаров). В этой связи он писал, в частности, что «ценность есть мерило полезности» предмета. Тем самым Ж.Б. Сэй допускал возможность измерения стоимости не только количеством затраченного труда, но и степенью полезности продукта труда. Здесь, конечно, вполне уместно высказывание М. Блауга, в соответствии с которым «концепция ценности, основанная на полезности, вряд ли может считаться удовлетворительной теорией ценообразования без применения понятия убывающей полезности для объяснения насыщаемости спроса при данном уровне цены».

Одновременно и гораздо большее значение в создании стоимости товара Ж.Б. Сэй придавал предложенной им же теории трех факторов производства. Труд, земля и капитал, на его взгляд, участвуя в процессе производства, оказывают услугу по созданию стоимости. Триединая формула, вытекающая из теории трех факторов Ж.Б. Сэя, в соответствии с которой фактор «труд» порождает заработную плату как доход рабочих, фактор «капитал» порождает прибыль как доход капиталистов, а фактор «земля» — ренту как доход землевладельцев, по сути своей явилась своеобразной интерпретацией взглядов А.Смита. Речь идет о том, что, заимствовав у А. Смита идею о влиянии классовой структуры общества на происхождение и распределение различных видов доходов, Ж.Б. Сэй как бы «уточнил», что названные выше факторы («труд», «капитал», «земля») имеют самостоятельное значение в создании доходов рабочих, капиталистов и землевладельцев.

Следовательно, у Ж.Б. Сэя отвергается всякая мысль о возможности в условиях ничем не ограниченной свободной конкуренции предпринимателей эксплуатации факторов производства и классов общества. Ж.Б. Сэй и его ученики, таким образом, пытались вывести весьма упрошенное положение о гармонии экономических интересов всех слоев общества, строя свои суждения на известной идее А. Смита о том, что личный интерес «экономического человека», направляемый «невидимой рукой», обязательно совпадает с общественным.

Вопрос о пропорциях, если можно так выразиться, в которых созданная главными факторами производства стоимость общественного продукта распределяется на доходы владеющих этими факторами классов общества, по мнению Ж.Б. Сэя, самостоятельного значения не имеет. В частности, доходы предпринимателя, по определению Ж. Б. Сэя, представляют собой «вознаграждение за его промышленные способности, за его таланты, деятельность, дух порядка и руководительство». Как и Т. Мальтус, он был убежден, что положение «низших классов» непременно улучшится, и поэтому ради пополнения «высших классов» сам «рабочий класс больше всех других заинтересован в техническом успехе производства». Что же касается «производителей», то и среди них каждый заинтересован в благополучии другого.

Наконец, понятие «вульгарная политическая экономия», которое ввел в научный оборот главным образом К. Маркс, в значительной степени связано с теорией факторов производства Ж. Б. Сэя. Эту теорию, равно как и теорию издержек Т. Мальтуса, К. Маркс счел апологетической, преднамеренной и вульгарной защитой интересов эксплуататорских слоев капиталистического общества. Считая не все доводы К. Маркса на этот счет бесспорными, думается, один из них в интерпретации Ш. Жида и Ш. Риста совершенно правомерен, а именно: «Несомненно, необходимость ясности в изложении иногда понуждала его скользить по поверхности важных проблем, вместо того чтобы проникать в глубь их. В его руках политическая экономия часто становится слишком простой. Неясность Смита часто плодотворна для ума, а ясность Сэя не дает ему никакого стимула».

Нечто подобное отмечает М. Блауг по поводу так называемого закона Сэя. «В результате критики Кейнса, — пишет он, — закону Сэя стало придаваться значение, несоразмерное с его действительной ролью в классической и неоклассической теории».

  • 5 Вопрос (Меркантилизм. Предпосылки возникновения, стадии развития, необходи­мость, сущность и значение)
  • 6 Вопрос (Особенности меркантилизма в различных странах. Томас Ман (Англия). Антуан де Монкретьен (Франция))
  • 7 Вопрос (Общая характеристика идей физиократов. Ученье Франсуа Кенэ)
  • 8 Вопрос (Развитие концепции физиократов в трудах а.Р. Тюрго)
  • 9 Вопрос (Исторические условия возникновения классической политической эконо­мии. Основные этапы ее развития)
  • 10 Вопрос (Экономические взгляды у. Петти (первый представитель классической школы в Англии). «Трактат о налогах и сборах».)
  • 11 Вопрос (Экономические взгляды а. Смита.)
  • 12 Вопрос (Экономические взгляды д. Рикардо)
  • 13 Вопрос (Экономические взгляды ж. Б. Сэя)
  • 14 Вопрос (Экономические взгляды т.Р.Мальтуса)
  • 15 Вопрос (Сочетание новых подходов к анализу экономики с традиционными положе­ниями в работе Дж. С. Милля)
  • 16 Вопрос (п. Буагильбер – родоначальник французской классической школы.)
  • 17 Вопрос (Общая характеристика исторической школы, «исторический метод» в поли­тической экономии)
  • 18 Вопрос (Новая историческая школа в Германии в конце XIX - начале хх в.)
  • 19 Вопрос (Экономические взгляды к. Маркса. Структура и основные идеи «Капита­ла».)
  • 20 Вопрос (Предпосылки возникновения маржинализма. «Маржинальная револю­ция»: характер, основные этапы.)
  • 21 Вопрос (Предшественники маржинализма (г. Госсен, ж. Дюпюи, о. Курно, и.Г. Тюнен). «Законы Госсена».)
  • 22 Вопрос (к.Менгер – представитель австрийской экономической школы.)
  • 23 Вопрос (Экономические взгляды э. Бем-Баверка (представитель австрийской эконо­мической школы)).
  • 24 Вопрос (Лозанская школа маржинализма (л. Вальрас).)
  • 25 Вопрос (Экономические воззрения у. Джевонса)
  • 26 Вопрос (Развитие концепции макроэкономического моделирования лозаннской школы в трудах в.Парето. Кривые безразличия. «Оптимум Парето».)
  • 27 Вопрос (Дж. Б. Кларк - основоположник американской школы маржинализма)
  • 28 Вопрос (Родоначальник кембриджской школы маржинализма - а.Маршалл)
  • 29 Вопрос (Исторические предпосылки возникновения американского институциона­лизма)
  • 30 Вопрос (Социально-психологический (технократический) институционализм т.Веблена)
  • 31 Вопрос (Социально-правовой (юридический) институционализм Дж. Коммонса. Конъюнктурно-статистический (эмпирико-прогностический) институ­цио­нализм у.К. Митчелла.)
  • 32 Вопрос (Экономические взгляды й. Шумпетера)
  • 33 Вопрос (Теория монополистической конкуренции э. Чемберлина)
  • 34 Вопрос (Экономическая теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон)
  • 35 Вопрос (Экономические взгляды Дж. Кейнса)
  • 36 Вопрос (Экономические идеи неолиберализма)
  • 37 Вопрос (Экономические взгляды м. Фридмана)
  • 38 Вопрос (Неоинституционализм)
  • 39 Вопрос (Направления и этапы эволюции экономической мысли в учебнике «Эконо­микс» п. Самуэльсона. Сущность и научное значение его кон­цеп­ции «неоклассического синтеза».)
  • 40 Вопрос (Специфические черты отечественной экономической мысли)
  • 41 Вопрос (Экономические взгляды н.Д. Кондратьева и а.В. Чаянова.)
  • 13 Вопрос (Экономические взгляды ж. Б. Сэя)

    Жан-Батист Сэй (Се) (1762 – 1832) – французский представитель классической школы, один из последователей Адама Смита. Родился в семье купца, очень много времени уделял своему самообразованию. Автор книги «Трактат политической экономии, или Простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства» (1803 – 1804) и шеститомного «Полного курса практической политической экономии» (1828 – 1829). По его мнению, он очень упростил и сделал более доступным то, что предлагал современникам Адам Смит. Он постоянно дополнял и переиздал «Трактат политической экономии». Сей, как и Адам Смит, проповедовал идею экономического либерализма. У этого человека был дар объяснять сложные вещи простыми словами, доступными для всех и каждого.

    Он выдвинул «закон рынков»: предложение продукта всегда создает спрос на него. Словами Сэя это звучит так: «Всякий продукт с момента своего создания открывает рынок сбыта для других продуктов на всю величину своей стоимости». Закон Сэя – это часть многих политико-экономических теорий для представителей классической школы. В современной экономике он называется законом Сэя. Трудовая теория стоимости, по его словам, может зависеть от многих факторов – таких, как издержки, полезность, спрос, предложение.

    Учение Сэя о законе рынка сбыта во многом противопоставляется учению меркантилистов. Сэй считал, что не количество денег играет важную роль в жизни общества, а количество продукта, произведенного на продажу. Также Сэй критиковал транжирство и говорил, что следует экономить, а затем вновь вкладывать в производство, постоянно увеличивая количество продукта на продажу. Сэй полагал, что кризис всего производства не сможет наступить никогда, в целом кризис – это случайность.

    Он был первым, кто высказал мысль о том, что капитал, труд и земля в равной степени участвуют в производстве. На этой идее основывалось множество научных исследований прошлого века.

    14 Вопрос (Экономические взгляды т.Р.Мальтуса)

    Томас Мальтус (1766 – 1834) – английский экономист, один из ярых критиков закона Сэя, автор многих научных трудов – таких, как «Очерк о законе народонаселения» (1798), «Исследование о природе и возрастании ренты» (1815), «Принципы политической экономии, рассмотренные с точки зрения их применения» (1820).

    По мнению Томаса Мальтуса, капитализм не сможет создать того спроса, который необходим для реализации того, что производится в стране. Проблема состоит в том, что производится больше товаров при все той же зарплате работников. Соответственно они не могут позволить себе приобрести больше, чем обычно. Он считал, что дело можно поправить, если кто-то будет покупать больше, например государственные служащие или аристократия.

    15 Вопрос (Сочетание новых подходов к анализу экономики с традиционными положе­ниями в работе Дж. С. Милля)

    Джон Стюарт Милль (1806 – 1873) – последователь Д. Риккардо, которого считал своим кумиром. Это последний из крупнейших представителей классической школы.

    Джон Стюарт Миль выдвинул идею, аналогичную закону Сэя.

    Милль в своих работах опирался на труды представителей классической школы, но все их принципы истолковывал совершенно по-новому.

    Милль выдвинул идею, что стоит разделить закон производства и закон распределения.

    Из теории Мальтуса о народонаселении и теории ренты Риккардо Милль сделал вывод: отсутствие стимулов у населения может привести к «ступору» в экономике, но, возможно, этот «ступор» даст толчок для духовного и морального совершенствования.

    Милль считал, что только производство может создать материальные блага, а другой способ получения материальных благ – лишь перераспределение того, что создало производство. По его мнению, зарплата – это оплата за труд, которая зависит от спроса и предложения. Стоимость, по предположению Милля, не сможет стать выше на все товары одновременно, потому что стоимость – это относительное понятие.

    Милль советовал правительству своей страны увеличить банковский процент, для того чтобы иностранцы вкладывали деньги в банки этой страны. Еще правительству следовало бы уменьшать собственные расходы. Он даже предложил провести социальную реформу, главные идеи которой, как полагают Ш. Жид и Ш. Рист, можно выразить следующими пунктами:

    1) стоит ограничивать неравенство богатства. Это будет возможно, если немного ограничить права о наследовании;

    2) отменить наемный труд как таковой. Это можно будет сделать с помощью производительной кооперативной ассоциации;

    3) провести социализацию земельной ренты благодаря налогу на землю.

    Удивительно, но такое имя, как известно далеко не каждому экономисту. Это имя редко звучит на лекциях по экономической теории, тогда как именно этот ученый является автором таких важных экономических теорий, как «закон рынков Сэя » и «теория трех факторов производства ». Являясь во многом продолжателем идей А. Смита, Сэй смог рассказать о них в континентальной Европе простым и доступным языком. Можно сказать, что он был популяризатором смитианских идей, переработавшим их до столь четких и ясных объяснений, что их мог понять любой далекий от экономики человек. Можно долго спорить о том, насколько значителен вклад Жан-Батист Сэя в развитие экономической мысли, но несомненно, что он был неординарным и ярким экономистом рубежа XVIII-XIX вв.

    Биография Жана-Батиста Сэя

    Будущий французский экономист и представитель классической школы политэкономии (Jean-Baptiste Say ) родился 5 января 1767 года в городе Лион, в буржуазной семье. Его отец был протестантом и купцом, возможно именно от него Жан-Батист унаследовал деловую смекалку. В молодости Сэй получил хорошее образование и работу в конторе, но этого ему показалось мало, и он много времени уделял самообразованию, проявляя при этом особый интерес к политической экономии. При этом он неминуемо должен был познакомиться с самым известным трудом того времени в данной области – книгой «Богатство народа » Адама Смита. Так и произошло. Идеи Смита оказали на Сэя огромное влияние, и практически всю свою последующую жизнь он посвятил их развитию и популяризации во Франции.

    В 1789 году Франция оказалась объята «пламенем» революции и юный Сэй (ему тогда было 22 года) с восторгом воспринял идее и о свержении монархии и переходу к республике равных и свободных граждан. Жан-Батист Сэй записывается в армию, которая в то время вела бои на западе Франции. Но постепенно Сэй разочаровывается в якобинцах, уходит из армии и возвращается на родину, в Париж.


    This work is licensed under the Public domain license. Attribution: Echiner~commonswiki on commons.wikimedia.org

    Портрет Жана-Батиста Сэя.

    В Париже Сэй получает место редактора одного солидного журнала. Установление во Франции Консульства Бонапарта позволило Сэю получить пост члена трибунала в комитете финансов.

    В 1803 году выходит самое значимое и известное сочинение Сэя - «», которое принесет ему впоследствии большую славу.

    Книга Сэя была замечена самим Наполеоном, которому как раз требовалось экономическое обоснование его политики и военных кампаний. Жана-Батиста пригласили к Наполеону для беседы, в ходе которой тот дал ему понять, что хочет, чтобы Сэй переписал свой «Трактат политической экономии» в духе взглядов Наполеона. Сэй ответил отказом и был вынужден уйти в отставку. Впрочем, можно сказать, что он еще легко отделался.

    После этого Сэй решает заняться предпринимательством и становится пайщиком текстильной фабрики. В 1812 году он продает свой пай и живет в Париже, ведя образ жизни рантье.

    После свержения Наполеона и реставрации Бурбонов, снова возрастает интерес к труду Ж.Б. Сэя, благосклонно принятому новым правительством. Слава Сэя, как крупнейшего экономиста Франции гремит по всей стране.

    Что касается самого Сэя, то он вновь пробует новую сферу деятельности и начинает читать лекции по политической экономии. В 1819 году она получает кафедру «Промышленной экономии» в Национальной консерватории искусств и ремесел. Оставаясь верен себе Сэй рассказывает о сложных вещах так просто и наглядно, что скоро политическая экономия становится во Франции популярна не менее, чем на ее родине – в Англии.

    В период 1828-1830 гг. Жан-Батист Сэй издает «Полный курс практической политической экономии» в 6-ти томах. Но в этом курсе он не излагает ничего принципиально нового. Теперь он занимает уже кафедру «Политической экономии» в Коллеж де Франс.

    Трактат политической экономии Сэя

    Самый главный труд всей жизни Жана-Батиста Сэя, его opus magnum – без сомнения «Трактат политической экономии, или Простое изложение способа, которым образуются, распределяются и потребляются богатства», вышедший в печать в 1803 г. и состоящий из 9 глав.

    Это самая значимая работа Сэя. Впоследствии он будет ее неоднократно дорабатывать и дописывать, подготавливая к переизданиям. Всего при жизни автора его трактат переиздавался 5 раз! И в наше время не всякий учебник или монография могут таким похвастаться, а уж в те времена это говорило вообще о многом.

    Что представляет собой «Трактат политической экономии » Сэя? По сути, это изложение трудных для понимания идей А. Смита гораздо более живым, простым и понятным языком. Нельзя сказать, что Ж.Б. Сэй копировал Смита. Скорее он творчески переработал его учение (и здесь прослеживается влияние физиократической традиции и экономического либерализма, близких Сэю) и сделал его доступным для широкого круга читателей.

    Закон рынков Сэя

    Одна из наиболее важных экономических идей Жана-Батиста Сэя была сформулирована им в 1803 году. Впоследствии в его честь она была названа «закон рынков Сэя» или кратко «закон Сэя».

    Закон Сэя (Say’s law ) гласит, что в условиях свободной экономики с гибкими ценами автоматически устанавливается такое положение, при котором вся произведенная в условиях существующих технологий и имеющихся ресурсов продукция потребляется совокупным спросом.

    Да, это то самое рыночное равновесие, при котором спрос и предложение уравновешивают друг друга известное нам сегодня в рамках современной экономической теории.

    Сэй полагал (исходя из открытого им закона), что кризисы перепроизводства, как и кризисы недопотребления попросту невозможны.

    Теория трех факторов производства Сэя

    Большая заслуга Сэя и в том, что он изучал вопрос источников общественного богатства и пришел к выводу, что в основе создания всевозможных благ лежат три фактора производства :

    • труд;
    • земля;
    • капитал.

    Если К. Маркс полагал основным труд, а физиократы – землю, то Сэй заявлял, что лишь совместное использование труда, земли и капитала позволяют создавать продукты и получать доходы.

    Большое внимание Сэй уделял и предпринимательскому доходу , рассматривая его как вознаграждение за важнейшую функцию – объединение предпринимателем всех трех факторов производства для достижения общей цели (производства продукта и получение дохода).

    Другие идеи Жана-Батиста Сэя

    Кроме «закона рынков Сэя» и «теории трех факторов производства», Сэя высказывал и другие интересные (хотя и не всегда верные идеи). Перечислим их:

    • Сэй был иностранным членом Петербургской академии наук;
    • Д. Риккардо симпатизировал Сэю, уважительно о нем отзывался и вел с ним активную переписку;
    • в пожилом возрасте Сэя обуяла гордыня, он стал хвастливым и грубым;
    • идеи Сэя легли в основу популярной в XX в. теории издержек производства Т. Мальтуса;
    • Карл Маркс назвал теории Сэя и Мальтуса «вульгарной политической экономией».

    Галяутдинов Р.Р.


    © Копирование материала допустимо только при указании прямой гиперссылки на

    Экономические взгляды

    В своих работах «Трактат политической экономии» (1803) и «Полный курс политической экономии» в шести томах развивает идеи А. Смита. Сэй считает, что в процессе производства создаются не материальные блага, но услуги, и наоборот. Даже отношения между рабочим и капиталистом рассматриваются как обмен услугами. В отличии от классиков, Сей выделял три фактора производства : труд , капитал и землю («Теория трёх факторов»). Особое внимание учёный уделял предприятиям, которые комбинируют производственные услуги с целью удовлетворения потребительского спроса, при участии предприятия осуществляется распределение благ в обществе. Одно из ключевых мест во взглядах Сея занимает теория рынка. Он считает, что излишнее производство невозможно и является лишь следствием нехватки товаров-комплиметов (благ, которые используются вместе с данным). Сей формирует четыре основных закона рынка: чем больше рынок, тем более экстенсивным является производство и тем более прибыльным он есть для производителя, поскольку цена возрастает с ростом предложения; каждый производитель заинтересован в успехе другого, так как успех одной отрасли способствует успеху остальных, стимулируя всеобщее развитие; импорт способствует развитию обмена, так как иностранные товары можно приобрести лишь после реализации своих; те слои общества, которые ничего не производят, не приумножают богатство экономики, но разоряют его.

    Работы

    • Сэй Ж. Б. Сокращенное учение о государственном хозяйстве или Дружеские разговоры, в которых объясняется, каким образом богатство производится, делится и потребляется в обществе.
    • Сэй Ж. Б. Начальные основания политической экономии, или Дружеские беседы о производстве, разделении и потреблении богатств в обществе.
    • Сэй Ж. Б . Катехизис политической экономии, или Краткое учение о составлении, распределении и потреблении богатства в обществе.
    • Сэй Ж. Б. Рассуждения о политической экономии.
    • Сэй Ж. Б. О торговом балансе.
    • Сэй Ж. Б. Об Англии. Рассуждение о государственном хозяйстве.

    Издания на русском

    • Сэй, Ж.-Б. Трактат по политической экономии / Жан-Батист Сэй. Экономические софизмы; Экономические гармонии / Фредерик Бастиа; [сост., вступ. ст. и коммент. М. К. Бункиной и А. М. Семенова]. - М. : Дело: Акад. нар. хоз-ва при Правительстве Рос. Федерации, 2000.

    Библиография

    • Роза Люксембург Сэй против Сисмонди - глава из книги "Накопление капитала"

    Ссылки

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    • Сейвясте
    • Сей Сенагон

    Смотреть что такое "Сей, Жан Батист" в других словарях:

      Сей Жан Батист - (Say) (1767 1832), французский экономист, иностранный почётный член Петербургской АН (1816). Главное сочинение «Трактат политической экономии...» (1803). Сторонник свободной торговли и невмешательства государства в экономическую жизнь. Один из… … Энциклопедический словарь

      Сей Жан Батист

      Сей Жан Батист - Сей, Сэй (Say) Жан Батист (5.1.1767, Лион, ‒ 15.11.1832, Париж), французский экономист, один из первых представителей вульгарной политической экономии. Идеолог крупной буржуазии, сторонник свободной торговли и невмешательства государства в… …

      Сей, Жан Батист - СЕЙ (Say) Жан Батист (1767 1832), французский экономист, сторонник свободной торговли и невмешательства государства в экономическую жизнь. Один из авторов теории факторов производства; сформулировал закон рынка, полагая, что обмен продукта на… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      Жан Батист Сей - Жан Батист Сэй Jean Baptiste Say Жан Батист Сэй Дата рождения: 5 января 1767 Место рождения: Лион Дата смерти: 15 ноября … Википедия

      Жан-Батист Сэй

      Жан Батист Сэй - Jean Baptiste Say Жан Батист Сэй Дата рождения: 5 января 1767 Место рождения: Лион Дата смерти: 15 ноября … Википедия

      СЕЙ (Say) Жан Батист - (1767 1832) французский экономист, иностранный почетный член Петербургской АН (1816). Главное сочинение Трактат политической экономии... (1803). Сторонник свободной торговли и невмешательства государства в экономическую жизнь. Один из авторов… … Большой Энциклопедический словарь

      СЕЙ (Say) Жан Батист - (Say) Жан Батист (1767–1832), франц. экономист, ин. поч. ч. Петерб. АН (1816). Гл. соч. – Трактат политической экономии... (1803). Сторонник свободной торговли и невмешательства гос ва в экон. жизнь. Один из авторов теории факторов… … Биографический словарь

      Сэй Жан Батист - Сэй (Say) Жан Батист (1767 1832), французский экономист; см. Сей Ж. Б … Большая советская энциклопедия

    Книги

    • Таро Оришей. Марсельское Таро (карты + брошюра) (количество томов: 3) , Золрак. В комплект входят следующие книги. "Таро Оришей" (брошюра + 77 карт в подарочной упаковке). Далекая и завораживающая Африка. Ее самобытная культура и мистические традиции сохраняют ореол…

    Жан Батист Сей (1767 - 1832) родился в Лионе в семье купца. На мировоззрение

    Ж. Б. Сея огромное влияние оказала буржуазная револю­ция во Франции 1789

    года. В этом году Ж. Б. Сей стал секретарем адми­нистратора Клавьера (в 1792

    году получившего портфель министра фи­нансов). В 1799 году он был назначен па

    пост члена Трибуната в Комитете финансов. С 1830 года возглавил кафедру

    политической экономии в Коллеж дс Франсе.

    Его основным произведением является “Трактат политической эконо­мии, или

    Простое изложение способа, которым образуются, распределяют­ся и потребляются

    богатства” (1803 г.). В 1828 - 1829 годах вышла его работа “Полный курс

    практической политической экономии”, которая стала ито­гом всей жизни Ж. Б.

    Jid” “Закон рынков” - это центральное место в учении Ж. Б. Сея: обмен

    про­дукта на продукт автоматически ведет к равновесию между куплей и

    продажей.

    По мнению Ж. Б. Сея, совокупный спрос и совокупное предложение всегда

    уравниваются, или, другими словами, стоимость созданных то­варов выражается

    совокупными доходами, на которые и покупаются товары по стоимости, поэтому

    кризисы перепроизводства в рыночном хозяйстве невозможны. Он допускал лишь

    возможность перепроизвод­ства отдельных товаров.

    С первой частью этого утверждения можно согласиться, так как спрос порождает

    предложение, но вторая часть себя не оправдала. Этот закон верен, если

    экономике возможно перепроизводство - избыток пред­ложения над денежным

    спросом. Дело в том, что развитие товарного обмена усиливает противоречие

    между стоимостью и потребительной стоимостью, приводит к выделению денег как

    товара особого рода, к возникновению разрыва между актами купли и продажи.

    Формируя закон стоимости, Ж. Б. Сей исходил из следующих верных. положений:

    t/ сбыт одних товаров оказывает положительное влияние на сбыт других.

    Успешная торговля в одной отрасли дает средства для покупки других отраслей;

    \/ чем больше товаропроизводителей, тем обширней сбыт продуктов;

    I/ при поддержке потребителей (регулирование уровня заработной пла­ты)

    происходит развитие производства, так как увеличивается плате­жеспособный

    Экономические воззрения Ж. Б. Сея сводятся к следующему.

    Деятельность предпринимателей и рабочих является источником богат­ства.

    Равноправными факторами создания стоимости Ж. Б. Сей считал зем­лю, труд и

    капитал. Соответственно трем основным источникам он вы­делил три вида

    доходов: заработная плата (за труд), процент (плата за капитал) и рента

    (плата за землю).

    Деньгам он отводил роль орудия обмена, так как людям нужны не деньги, а то,

    что на них покупают.

    Стоимость зависит от:

    · издержек на производство товара;

    f/ спроса (прямая зависимость) и предложения (обратная зависимость).

    Из вышесказанного можно сделать вывод, что Ж. Б. Сей отказался от трудовой

    теории стоимости А. Смит