Пособия за счет ФСС: виды и порядок оформления. Какие отчисления (страховые взносы) перечисляются в ФСС

Фонд социального страхования специализированное кредитнофинансовое учреждение, назначение которого управление финансами социального страхования .

Фонды социального страхования носят государственный характер.

Основные задачи фонда социального страхования:

  • обеспечение гражданам государственных пособий на лечение, реабилитацию, оздоровление;
  • участие в системе разработки и реализации государственных программ охраны здоровья населения;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость ФСС;
  • организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов;
  • сотрудничество с аналогичными фондами.

Выплата пособий:

  • по временной нетрудоспособности;
  • по беременности и родам, уходу за ребенком;
  • на реабилитацию после болезней и профилактику;
  • на частичное финансирование внешкольного обслуживания детей;
  • на создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости ФСС;
  • на проведение исследовательских и научных работ по социальному страхованию.
Обязательные страховые взносы:
  • работодателей;
  • граждан;
  • прочие платежи;
  • финансирование из средств госбюджета

Платежи в Фонд социального страхования

Отчисления в Фонд социального страхования установлены в размере 4,0% по отношению к начисленной оплате труда.

Средства государственного социального страхования направлены на выплату пособий: по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель), ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом.

Финансовые ресурсы фонда социального страхования

Фонд социального страхования РФ является вторым по объему аккумулируемых финансовых ресурсов после Пенсионного фонда РФ.

Для выполнения Фондом социального страхования своих функций, в нем должен быть сконцентрирован такой объем финансовых ресурсов, который был бы достаточным для выплат предусмотренных законодательством видов страхового обеспечения и прочих гарантий и льгот.

Но этот объем ресурсов не должен быть излишним. В противном случае его накопление стало бы избыточным бременем для работодателей — плательщиков взносов. Это привело бы к завышению затрат на производство и соответственно цен на конечную продукцию.

Для обеспечения финансовой стабильности Фонда необходимо правильно определить расчетную базу, с которой начисляются страховые взносы, а также размер страхового тарифа, устанавливаемый в процентах к расчетной базе.

Прогнозные показатели тарифов на социальное страхование должны определяться с использованием актуарных расчетов. Актуарными расчетами называется система математических и статистических закономерностей, регламентирующих взаимоотношения между страховщиком и страхователем.

Методология актуарных расчетов строится с использованием теории вероятностей, демографии и долгосрочных финансовых исчислений.

Трудность расчета тарифа на социальное страхование связана с тем, что начисляемые по этому тарифу страховые взносы являются источником ресурсов, используемых на выплаты и пособия по нетрудоспособности, и пособия по беременности и родам, и пособия на погребение. Понятно, что речь идет о различных страховых случаях, вероятность которых определяется различными причинами.

Ситуация осложняется и тем, что ряд выплат из Фонда носит нестраховой характер (детские новогодние подарки, расходы на детские оздоровительные лагеря и спортивные школы). Однако сам факт наличия у Фонда средств на эти цели указывает на преимущество социального страхования над социальным вспомоществованием. Фонд социального страхования автономен и имеет постоянный источник формирования.

Роль актуарных расчетов особенно велика при определении тарифа взноса на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Эти расчеты должны опираться на исчерпывающие статистические данные по отраслям, территориям и отдельным предприятиям. В данном случае тариф имеет специфическое значение — он должен стимулировать страхователей принимать меры к охране труда и снижению профессиональных заболеваний. Чем меньше вероятность страхового случая, тем ниже будет страховой тариф.

Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от
24 июля 1998 г. № 125ФЗ как закон о конкретном виде социального страхования уточняет некоторые положения федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 9 июня 1999 г. № 165ФЗ относительно финансовой системы социального страхования.

Так, вышеуказанный закон от 24 июля 1998 г. № 125ФЗ определяет, что тарифы страховых взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний дифференцируются по группам отраслей экономики в зависимости от профессионального риска. Понятно, что профессиональный риск в угольной отрасли много выше, чем, например, в жилищнокоммунальном хозяйстве.

Страховщик вправе устанавливать скидки и надбавки к страховому тарифу. Их размер определяется с учетом состояния охраны труда и сложившихся расходов на выплату страхового обеспечения на конкретном предприятии, но не может превышать 40% страхового тарифа, установленного для соответствующей отрасли (в 20002002 гг. это положение не действовало). Надбавки к тарифу должны выплачиваться страхователем из прибыли, а в случае ее отсутствия могут относиться на себестоимость.

Как видно из табл. 4, основным источником доходной части бюджета Фонда социального страхования являются страховые взносы. Их доля составляет 60,5% совокупных доходов.

Таблица 4 Бюджет Фонда социального страхования РФ на 2002 г.

Наименование

Доходы

Переходящий остаток на 1.01.2002 г.

Единый социальный налог

Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Мобилизация просроченной задолженности

Прочие поступления

Средства федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством

Итого доходов

Расходы

Выплата пособий

В том числе пособия по временной нетрудоспособности

Оплата путевок на санаторнокурортное лечение

Оздоровление детей

Ежемесячные страховые выплаты

Прочие расходы

Административные расходы

Итого расходов

При определении расчетной базы, с которой начисляются страховые взносы, за основу берется оценка фонда оплаты труда на соответствующий год. Такую оценку проводит Министерство экономики РФ. Однако необходимо учесть, что на некоторые виды выплат работникам страховые взносы не начисляются. Например, это относится к выплатам по договорам гражданскоправового характера (когда лицо выполняет какуюлибо работу по договору подряда, а не как наемный работник). Кроме того, надо принять во внимание, что от уплаты страховых взносов освобождены организации, оказывающие услуги инвалидам I и II групп.

В реальной жизни не удается собирать страховые взносы со всех потенциальных плательщиков. Определенная часть предприятий терпит банкротство; другая пытается уклониться от уплаты, и их розыск приходится вести Налоговой полиции. В этой связи потенциальный размер страховых взносов корректируется на коэффициент, отражающий сбор страховых взносов в предыдущем периоде.

Для того чтобы определить приемлемый тариф взносов, необходимо правильно оценить объем предстоящих выплат пособий.

В частности, средства, необходимые для выплаты пособия по временной нетрудоспособности, рассчитываются следующим образом (здесь и далее — пример условный):
  • а) среднесписочная численность работающих, принятая для расчета бюджета Фонда (млн. чел.) 50,1
  • б) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в год 790,0
  • в) общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (790,0 дней *50,1 млн. чел. : 100) 395,8
  • г) среднедневная зарплата (руб.). (1550000 млн. руб. :
    252 дней: 50,1 млн. чел.) 122,8
  • д) среднедневное пособие:
    • в процентах к среднедневной зарплате 82,0
    • в рублях 100,8
  • е) итого расходы на выплату пособия по временной нетрудоспособности (млн. руб.) (100,8 руб. * 395,8 млн. дней) 39896,6

В пункте (а) указана среднесписочная численность работающих по стране в целом, принятая для расчетов.

В пункте (б) приводится число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих в среднем за год, рассчитываемая за ряд лет статистических наблюдений.

В пункте (в) число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих умножается на среднесписочную численность работающих и делится на 100. В результате определяется общее число оплачиваемых дней по временной нетрудоспособности.

В расчете принимается, что среднедневное пособие составит 82% от среднедневной зарплаты. Этот показатель определяется на основе данных за предшествующий год. Напомним, что размер пособия зависит от трудового стажа и может составлять от 60 до 100% заработка.

Для определения годового объема пособия по временной нетрудоспособности среднедневное пособие умножается на число дней выплаты пособия (в млн. дней).

Расчет пособия по беременности и родам
  • численность работающих женщин (млн. чел.) (50,1 млн. чел. * 51,7% : 100) 25,9
    Численность работающих женщин на протяжении ряда лет составляла в среднем 51,7% от общей численности работающих;
  • число дней по беременности и родам в расчете на 100 работающих женщин (дней) 245,0
  • общее число оплаченных дней по беременности и родам (млн. дней) (245,0 дней * 25,9 млн. чел. : 100) 63,46
  • среднедневная зарплата 1 работающего (руб.) 122,8
  • среднедневное пособие:
    в процентах к среднедневной зарплате (на основе данных за предшествующий год) 61,0
    в рублях (122,8 руб. * 61,0%) 74,9
  • итого расходов (млн. руб.) (74,9 руб. * 63,46 млн. дней) 4753,2
Расчет пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет:

100 руб. * 2 (двукратный размер) * 11,1 млн. выплат * 1,14 = 2530,8 млн. руб.,

где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Расчет пособия при рождении ребенка

(100 руб. * 15 раз * 1,1 млн. выплат * 1,14) = 1650 млн. руб.

Расчет социального пособия на погребение

(100 руб. * 10 раз * 218,0 тыс. выплат * 1,14) = 248,5 млн. руб.

Расчет пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием
  • число дней временной нетрудоспособности в расчете на 100 работающих (дней) 20,0
  • общее число оплаченных дней по временной нетрудоспособности (млн. дней) (20,0 дней * 50,1 млн. чел. : 100) 10,0
  • средний размер дневного пособия (руб.) (по статистическим данным за прошедший период) 91,43
  • итого расходов (млн. руб.) (91,43 руб. * 10,0 млн. дней) 914,3
Единовременные страховые выплаты
  • максимальный размер единовременной страховой выплаты по случаям со смертельным исходом (руб.) (100 руб. * 60 * 1,14), 6840,0
    где 100 руб. — базовая сумма (бывший официальный размер минимальной оплаты труда), а 1,14 — средний размер районного коэффициента для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
  • средний размер единовременной страховой выплаты по случаям с частичной утратой трудоспособности (руб.) (6840,0 руб. * 53,6%), 3666,2
    где 53,6% отношение среднего размера ежемесячной страховой выплаты к среднемесячному размеру заработной платы;
  • расходы (млн. руб.) (6840,0 руб. * 8,1 тыс. чел.) + (3666,2 руб. * 35,4 тыс. чел.) 186,0

где 8,1 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших со смертельным исходом; 35,4 тыс. чел. — расчетная численность пострадавших за год с установлением процента утраты трудоспособности.

Ежемесячные страховые выплаты 6234,8 млн. руб.
  • численность получателей возмещения вреда (тыс. чел.) 569,5
  • средний размер ежемесячной страховой выплаты (руб.) (519,72 руб. * 1,755) 912,32
    где 519,72 руб. — средний размер ежемесячной страховой выплаты в предыдущем периоде; 1,755 — коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты;
  • расходы (млн. руб.) (912,32 руб. * 12 (месяцев) * 569,5 тыс. чел.) 6234,8

Постановление Правительства РФ № 975 от 31 августа 1999 г. утвердило Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска. Согласно Правилам, этот класс определяется величиной интегрального показателя профессионального риска. Данный показатель равен отношению затрат в данной отрасли на возмещение вреда застрахованным в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в прошедшем году к объему фонда оплаты труда в том же году.

Если в какомлибо году этот показатель в данной отрасли превышает показатель предшествующего года, то Минтруда РФ и Минэкономики РФ должны вносить в правительство РФ предложение об отнесении этой отрасли к другому классу профессионального риска. В настоящее время установлены 22 класса профессионального риска. Каждому из них соответствует размер тарифа страхового взноса. Самый низкий тариф для страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний — в сфере управления и культуры — 0,2% от фонда оплаты труда. Самый высокий тариф — в угольной отрасли — 8,5%.

В рамках проводимой в стране реформы в части выплат детских пособий по обязательному социальному страхованию совершенствуется механизм начисления денежных средств родителям (матери, отцу), родственниками ребенка или другим лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3 лет и имеющим право на получение ежемесячного страхового обеспечения до достижения 1.5 лет. В частности, во многих регионах страны в 2016 году продолжает действовать пилотный проект ФСС «Прямые выплаты» , в рамках которого перечисление пособий застрахованным лицам осуществляются напрямую за счет средств ФСС , минуя страхователя (то есть работодателя, перечисляющего за работника страховые взносы).

Планируется, что в будущем система прямых выплат с учетом опыта «пилотного проекта» будет применяться на всей территории РФ . После его введения меняется не только принцип получения пособий для застрахованных лиц, но также и условия перечисления страховых взносов работодателями.

Бланк заявления предусматривает заполнение данных о заявителе, информации об удобном способе перечисления пособия, содержит перечень прилагаемых документов, основания для получения пособия и т.п.

Образец заявления в ФСС на выплату пособия

При обращении в ФСС заявителю также необходимо предоставить следующие документы:

  • паспорт гражданина РФ (оригинал и копия);
  • свидетельство о рождении ребенка, на которого назначена выплата, а также всех остальных детей в семье;
  • документ, подтверждающий усыновление или установление опеки (опекунам ребенка);
  • о том, что ему не начисляется данное пособие;
  • справка о зарплате заявителя за два года, предшествующих выходу в декрет, и за текущий год (или заявление на запрос этих данных в Пенсионном фонде, если их невозможно получить у работодателя);
  • вступившее в силу решение суда о фактической невозможности получать выплату через работодателя (в случае банкротства работодателя).

Заявление вместе с документами рассматривается, и решение по нему принимается в течение 10 дней после подачи. Потом либо начисляется выплата, либо выносится мотивированное решение об отказе.

Все ежемесячные пособия через ФСС начисляются на банковский счет (пластиковую карточку) получателя либо на адрес почтового отделения (по выбору) до 15 числа каждый месяц .

Расчет пособий до 1.5 лет в ФСС

После введения системы прямых выплат детское пособие будет рассчитываться не работодателем, а самими сотрудниками ФСС, что в большинстве случаев исключает возможность возникновения каких-либо счетных ошибок.

  • Стандартный размер выплаты составит 40% от средней зарплаты получателя за последние 2 полных календарных года перед уходом в декрет. Если за этот период заявитель сменил работу, учитывается только заработок у последнего работодателя.
  • Если полученная сумма пособия ниже минимально установленной на очередной финансовый год в соответствии с механизмом ежегодной индексации, то выплачивается минимальное пособие . на первого ребенка 2718,35 руб. , а на второго и последующих - 5436,67 руб.
  • При наличии в семье двоих детей до 1.5 лет и более пособия складываются. Но их сумма, подлежащая выплате, не может составлять больше, чем 100% от среднего заработка.
  • Как правило, на повышающий районный коэффициент умножаются только минимальные пособия . В остальных случаях этот коэффициент уже учтен в составе заработной платы за расчетный период.
  • При расчете ежемесячной выплаты учитываются все доходы от всех работодателей , с которых производились отчисления страховых взносов в ФСС.

Среднемесячный заработок для расчета пособия определяется таким образом: доходы за два предыдущих календарных года делятся на 730 (количество дней) и умножается на 30,4 (усредненное число дней в месяцах за год).

Можно также заранее самостоятельно просчитать размер выплаты при наличии необходимых исходных данных. Для этого на портале ФСС «Электронная отчетность» предусматривается онлайн-калькулятор . Расчет среднедневного, среднемесячного заработка и пособия до 1.5 лет получить не сложно, указав предусмотренный программой перечень данных о получателе и условиях его работы.

Возмещение ФСС пособия до 1.5 лет работодателю

При этом первоначально выплата пособий должна осуществляться работодателем из собственных средств , после чего Фонд социального страхования компенсирует предприятию (организации) разницу между уплаченными страховыми взносами и выплаченными в качестве пособий сумму.

Таким образом, для большей части территории страны по состоянию на 2016 год предусматривается следующая последовательность оформления и получения пособия до 1.5 лет застрахованными лицами:

  • заявитель обращается к работодателю с заявлением о назначении пособия на ребенка до 1.5 лет и предоставлении отпуска по уходу за ребенком до 3 лет;
  • бухгалтерия проводит начисление выплаты со дня, следующего за окончанием ;
  • пособие перечисляется на зарплатную карточку работника или получается через кассу предприятия непосредственно из средств работодателя (страхователя);
  • происходит возмещение выплаченной суммы работодателю за счет средств ФСС.

Для получения возмещения страхователь подает в ФСС необходимые документы и отчетность по предусматриваемым формам.

Иногда работодатель создает искусственную ситуацию с завышением сумм страховых выплат работникам для того, чтобы получить возмещение выплаченного пособия в повышенном размере. Поэтому каждая ситуация рассматривается Соцстрахом отдельно.

В связи с этим сотрудников ФСС, которые проводят проверку, может насторожить:

  • необоснованное увеличение зарплаты женщины перед уходом в декрет;
  • наличие родственных связей между руководителем и беременной женщиной, принятой на работу незадолго до родов;
  • другие факторы, свидетельствующие о подлоге.

Поэтому в некоторых случаях в возмещении работодателю может быть отказано.

Заключение

По действующему законодательству, для получения заинтересованное (застрахованное) лицо обращается к работодателю. Тот рассчитывает сумму, выплачивает ее и получает возмещение из Фонда соцстраха.

Если или не может платить пособие по другой причине, получатель может обратиться за денежным возмещением в ФСС по месту регистрации страхователя-работодателя. Это можно сделать в любом регионе РФ после того, как суд вынесет решение о невозможности получить пособие стандартным образом.

В некоторых субъектах РФ действует пилотная программа . Эта мера призвана уменьшить количество конфликтов между получателем пособия и страхователем, а также повысить стабильность перевода денег получателю во внештатных ситуациях. Программу планируется расширить на другие регионы страны.

Кто оплачивает больничный лист: ФСС или работодатель? Большую часть работы в данной сфере выполняет государство посредством ФСС. При бытовой травме либо обычном заболевании, структура выплат имеет следующий вид — первые три дня оплачивает работодатель (это дни больничного листа за счет работодателя), все последующие дни нетрудоспособности оплачиваются из Фонда Социального Страхования . В случае производственной травмы уже с первого дня выплаты производит ФСС, а не работодатель.

Больничный выплачивают за все дни — выходные и праздники. То есть для расчёта пособия берут календарные дни. При бытовой травме большую роль играет стаж работника, минимальный стаж (5 лет) дает право получать больничный в размере 60% от среднего заработка.

Если же стаж работника больше (от 8 лет), то сумма выплат составит 100% среднего заработка. Это происходит из-за накопления страховых выплат, которые были произведены в Фонд. Чем больше человек проработал, тем больше выплат было произведено. Следовательно, Фонд может больше вернуть.

Если же несчастный случай произошел на рабочем месте, то выплата всегда составляет 100% среднего заработка и не зависит от стажа. Производственные травмы регулируются в особом порядке.

Средний заработок считается следующим образом:

  • СЗД=ВC/730;
  • где ВС — все выплаты работнику, которые были учтены ФСС;
  • 730 — число отвечает за количество дней в году. Поскольку рассчитывается двухгодичный период, то 365+365=730.

Если выходит, что заработок ниже уровня МРОТ, то в расчёты необходимо подставлять актуальное значение МРОТ .

Возмещение страховых выплат

Для работодателя особо важны моменты, связанные с возмещением потраченных средств. Приказ Минздравсоцразвития N951 определяет перечень документов, необходимый для возмещения больничных из ФСС.

Так, какие документы нужно предоставить в ФСС для возмещения больничного? Чтобы работодателю (страхователю) получить возмещение, необходимо:


Иногда бывают случаи, когда оплата больничного связана с процессом увольнения .

Существуют два варианта:

  1. Сотрудника уволили, и он заболевает после увольнения.
  2. Сотрудник заболевает до увольнения (запланированного), больничный он предъявляет после увольнения.

В первом случае, если сотрудник заболел в течение 30 дней после увольнения, то больничный должен оплачиваться в 60%-размере. Основания увольнения не имеют значения.

Во втором случае действуют общие положения, пособие рассчитывается и выплачивается в обычном порядке.

Теперь перейдём к не менее важной теме о сроках подачи больничного листа в ФСС. Большую роль играет форма подачи — бумажная или электронная.

Для бумажной формы крайним сроком является 20-ое число первого месяца в новом квартале. Сроком сдачи больничного листа в ФСС электронной версии является 25-ое число, соответствующего месяца. При праздниках или выходных крайний срок сдвигается на следующий рабочий день. Также возможен вариант, когда выездная комиссия ФСС сама забирает листы нетрудоспособности.

Существуют также штрафы за несвоевременную подачу. Если пакет документов сдается с задержкой не более чем в полгода (180 дней), то штраф будет составлять 5% суммы взносов за все полные и неполные месяцы просрочки, но не более чем 30%.

В том случае, если задержка более 180 дней, штраф будет составлять 30% суммы взносов. Каждый месяц, начиная со 180-го дня, штраф будет увеличиваться на 10%. Максимальный размер штрафа не ограничен.

Затем пакет документов подается в администрацию по месту работу.

В течение какого времени ФСС перечисляет «больничное» пособие? Сумма пособия добавляется к ближайшей заработной плате. Это значит, что работник получит эти деньги во время начисления зарплаты.

Однако, в какой срок оплачивают больничный ФСС, если документ был предоставлен всего за несколько дней до получения заработной платы? В этом случае срок оплаты больничного листа ФСС может быть отложен до следующего начисления оклада. Этих правил придерживаются регионы, которые не участвуют в пилотном проекте ФСС.

Через сколько дней ФСС оплачивают или перечисляют больничный в регионах, где запущен пилотный проект? В рамках проекта выплата производится напрямую Фондом, и срок значительно сокращается – он составит 10 календарных дней .

Пилотный проект

Пилотный проект — это масштабный эксперимент ФСС, направленный на улучшение работы всей системы социального страхования. Был начат в 2011-ом году, первыми регионами были Нижегородская область и Карачаево-Черкесская Республика. Его отличие заключается в механизме выплаты пособия.

Обычно посредником между Фондом и работником выступает работодатель, который осуществляет страховые выплаты. Затем ФСС выплачивает работодателю потраченные средства. Чем больше элементов в системе, тем выше затраты.

Чтобы снизить их, ФСС решил постепенно внедрять систему прямых выплат. Под этим подразумевается исключение работодателя из цепочки выплат. Оплата больничных за счёт ФСС перечисляется напрямую от Фонда к работнику.

На данный момент пилотный проект охватывает 14 регионов, летом 2016 к эксперименту присоединится еще шесть. Сейчас в нём участвуют Белгородская, Новосибирская, Ростовская, Самарская области и некоторые другие.

Полный перечень регионов можно найти на официальном сайте ФСС. Республика Крым и город Севастополь также участвуют в проекте.

Возлагаются большие надежды на этот масштабный эксперимент. Он должен принести пользу застрахованным гражданам, работодателям, самому Фонду, а также медицинским учреждениям.

Для работников результатом должно стать уменьшение конфликтных ситуаций с работодателем, а также возможность самому выбирать способ получения денег (банк/почта) . Должны быть исключены проблемы с задержками выплат.

Работодателям модернизация позволит снизить издержки, связанные с расчётом пособия. ФСС берет данную функцию на себя. Для ФСС и медицинских учреждений ожидается значительное повышение эффективности работы, а также снижение бюрократических издержек.

Нововведения

Для работников порядок оформления больничного листа будет прежним. Больничный подается в администрацию по месту работы. Важнейшим отличием является изменение в механизме выплат. Деньги перечисляет ФСС напрямую работнику.

Работодатель исключается из цепочки, таким образом, сотрудник получает больничный за счет ФСС, а не за счет работодателя. Пособие можно получить на банковскую карту или в отделении почты. Фонд должен начать выплату пособия не позднее десяти календарных дней (с подачи заявления).

Для работодателей (страхователей) в рамках проекта был разработан новый бланк листа нетрудоспособности. Другим новшеством является расчёт выплат. Теперь его производит отдел ФСС, соответственно бюрократическая нагрузка на предприятие снижается.

Работодатель обязан в течение пяти календарных дней подать пакет документов в отделение Фонда или интернет шлюз отправки больничных листов в ФСС. Поскольку программа направлена на повышение эффективности, то внедряется переход на электронные способы учёта. Если компания имеет в своем штате более 25 человек, подача обязательно осуществляется в электронном виде.

Реестр больничных листов в ФСС всё еще находится в стадии разработки. На данный момент существует созданный Фондом xls-файл. Его можно найти на официальном сайте ФСС.

На фото представлен образец реестра больничных листов для возмещения в ФСС:

Фонд разрешает использовать «самодельные» и коммерческие решения. Главным требованием при составлении реестра является его пригодность для компьютерной обработки. Некоторые компании предлагают готовые решения для составления реестра, например, программа 1С.

Заключение

На данный момент в выплатах пособия напрямую задействован работодатель. Он осуществляет выплаты пострадавшему/заболевшему сотруднику, затем документы на возмещение подаются в ФСС. Фонд, в свою очередь, возмещает затраченные средства работодателю. Назвать эффективным такой способ довольно сложно.

Чтобы уйти от этого, во многих регионах реализуется пилотный проект ФСС. В новом механизме Фонд напрямую оплачивает пособие, но необходимо правильное заполнение больничного листа через ФСС.

Это огромный плюс для работника и работодателя. Помимо этого, Фонд берет на себя задачи по расчёту пособия.