План дауэса был принят в. Планы Дауэса и Юнга

Репарационный план для Германии, главная цель которого заключалась в восстановлении военно-промышленного потенциала Германии (которую правящие круги империалистических стран рассчитывали использовать против Советского Союза) и в проникновении американского капитала в Европу.

П. Д. был принят в 1924. Он явился итогом длительной борьбы между державами-победительницами по вопросу о репарациях с Германии. Франция, получавшая 52% репараций, настаивала на более высоком размере репараций и своевременном их поступлении. Непосредственная заинтересованность Англии в получении репараций была не столь велика, США не получали их вовсе. Спекулируя на антисоветских вожделениях правящих кругов этих держав, Германия вела борьбу за уменьшение размеров репараций и уклонялась от взноса очередных платежей.

Политическое поражение французского империализма в затеянной им оккупации Рура (1923) дало возможность англо-американским правящим кругам взять репарационную проблему в свои руки. 30. XI 1923 репарационная комиссия держав-победительниц постановила создать два комитета экспертов для разработки предложений о репарациях и стабилизации германской марки. Правительство США уведомило державы о своём намерении участвовать в комитетах экспертов. Президент Кулидж в послании конгрессу лицемерно мотивировал это решение стремлением США "оказать помощь Европе".

Комитеты экспертов начали свою работу в Париже 14. I 1924. Все основные вопросы сосредоточились в первом комитете, в котором господствовали американские представители. Председателем этого комитета был избран директор самого мощного чикагского банка Дауэс, тесно связанный с банковской группой Моргана. В годы первой мировой войны Дауэс возглавлял организацию снабжения американской армии, использовав этот пост с наибольшей выгодой для монополистов США. Другим представителем США был президент моргановской электротехнической фирмы "Дженерал электрик"- Юнг. Комитет экспертов закончил свою работу в апреле 1924, представив свой доклад в репарационную комиссию. Этот доклад и получил название "план Дауэса".

На первое место в П. Д. была выдвинута задача скорейшего восстановления германской тяжёлой индустрии, германского военно-промышленного потенциала. В качестве первоначальной меры комитет экспертов предлагал предоставить Германии международный заём в сумме 800 млн. зол. марок. Англо-американские творцы II. Д. исходили из расчета, что Германия будет сбывать свою промышленную продукцию Советскому Союзу, а вырученную от продажи товаров валюту передавать западным державам в счёт репараций. Тем самым подчёркивалось, что правящие круги западных держав ничего не имеют против экономической и политической экспансии германского империализма на восток. С другой стороны, с помощью германской товарной интервенции империалисты хотели сорвать дело индустриализации СССР. По их замыслу Советский Союз должен был остаться аграрной страной и превратиться в аграрно-сырьевой придаток Германии, а через неё - и мирового капитала. П. Д. предполагал, следовательно, подчинение советской экономики иностранному капиталу и закабаление Советского Союза. Таков был антисоветский план империалистических кругов Англии и США, вполне соответствовавший вожделениям германских монополистов.

В докладе на XIV съезде ВКП(б) И. В. Сталин, разоблачив антисоветскую направленность П. Д., показал неизбежность его провала. И. В. Сталин говорил: "... мы вовсе не хотим превратиться в аграрную страну для какой бы то ни было другой страны, в том числе для Германии. Мы сами будем производить машины и прочие средства производства. Поэтому рассчитывать на то, что мы согласимся превратить нашу Родину в аграрную страну для Германии, - значит рассчитывать без хозяина. В этой части план Дауэса стоит на глиняных ногах". Большевистская партия опрокинула попытки врагов народа из троцкистско-бухаринского лагеря навязать П. Д. Советскому Союзу и повела страну по пути индустриализации, по пути социализма.

Предложения комитета экспертов, направленные к взысканию репараций с Германии, были отодвинуты в П. Д. на второе место. Англо-американские правящие круги охотно ликвидировали бы репарации с Германии, чтобы восстановление её военного потенциала протекало ещё быстрее. Но после окончания первой мировой войны прошло ещё немного времени, и объяснить подобное решение общественному мнению было бы трудно, тем более что в годы войны правительства Антанты выдвинули лозунг "немцы за всё заплатят". Приходилось считаться и с сопротивлением со стороны Франции, Бельгии, Италии, настаивавших на том, чтобы Германия уплатила установленную сумму репараций.

П. Д. не фиксировал общего размера репараций. Он лишь устанавливал ежегодный размер платежей, который мог быть изменён, как указывал комитет экспертов, "в соответствии с изменениями в индексе благосостояния Германии".

Таким образом, путь к дальнейшему уменьшению репарационных платежей оставался открытым. Годичные платежи были установлены в следующих размерах: в первом году (1924-25) они должны были составить 1 млрд. зол. марок; во втором году (1925-26) - 1 200 млн.; в третьем году (1926-27) - 1 200 млн.; в четвёртом году (1927-28) - 1 750 млн. зол. марок, а с пятого года должны были начаться ежегодные платежи в 2,5 млрд. марок.

В качестве источников уплаты репарационных платежей П. Д. предусматривал использование прибылей германских промышленных предприятий и железных дорог, а также доходов государственного бюджета. Изъятия из прибылей должны были составлять меньшую часть репарационных платежей. Для обеспечения этой части поступлений П. Д. предлагал выпустить специальные облигации германской промышленности и железных дорог на общую сумму по номиналу в 16 млрд. марок. Доход по этим облигациям должен был составлять 6% годовых, т. е. 960 млн. марок в год. Эта сумма и представляла собой изъятия из прибылей. Облигации стали впоследствии объектом спекуляции на валютной бирже и финансовых сделок, обогащавших американские и английские банки.

Для уплаты части репараций за счёт государственного бюджета П. Д. предусматривал введение высоких косвенных налогов на предметы широкого потребления (сахар, табак, пиво, водка, ткани, обувь и т. д.), дополнительных налогов на ж.-д. перевозки и т. д. Принятие П. Д., таким образом, означало резкое понижение жизненного уровня германских трудящихся, на плечи которых перекладывалась значительная часть обязательств Германии по репарациям.

Важное место в предложениях комитета экспертов, направленных к скорейшему возрождению военной мощи германского империализма, занял вопрос о контроле над германской военной индустрией и народным хозяйством. Было решено, что система контроля, установленная Версальским мирным договором 1919 (см.), будет отменена. Ликвидировалась и репарационная комиссия союзных держав. Взамен неё создавалась новая система контроля, задачи которой были ограничены наблюдением за поступлением репарационных платежей. Руководство новой системой контроля взял на себя американский капитал, и генеральным комиссаром по репарациям был назначен представитель американских монополий Гильберт Паркер.

Таким образом, П. Д. явился важной вехой на пути ко второй мировой войне. Его непосредственным политическим продолжением явилась конференция в Локарно.

Для проведения в жизнь П. Д. Англии и США надлежало преодолеть сопротивление Франции. Решение этой задачи непосредственно взял на себя английский премьер-министр Макдональд. Подобно другим лидерам британской лейбористской партии, он был горячим сторонником П. Д. - плана подготовки Германии к новой войне. Макдональд дважды встретился с французским премьером Эррио, которого ему удалось убедить согласиться с П. Д. Стало очевидным, что французский империализм готов принести в жертву национальные интересы Франции в антисоветских целях. Об этом свидетельствовала речь Эррио во французском парламенте 26. VI 1924, в которой он убеждал парламент принять П. Д. Окончательное принятие П. Д. состоялось 16. VIII 1924 на Лондонской конференции держав-победительниц, происходившей 16. VII-16. VIII. США были представлены на конференции специальной делегацией во главе с американским послом в Лондоне Келлогом.

На Лондонской конференции Франция согласилась с П. Д., а также с решением конференции о выводе французских войск из Рура, что довершило политическое поражение французского империализма. Германское правительство со своей стороны также согласилось с П. Д. 1. IX 1924 он вступил в силу. "План Дауэса расчистил путь для усиленного притока и внедрения в германскую промышленность иностранного, преимущественно американского, капитала... За 6 лет, с 1924 года по 1929 год, прилив иностранного капитала в Германию составил свыше 10-15 млрд. марок долгосрочных вложений и свыше 6 млрд. марок краткосрочных вложений... Это привело к гигантскому усилению экономического и, в частности, военного потенциала Германии. В этом деле ведущее значение принадлежало американским капиталовложениям, составлявшим не менее 70 проц. суммы всех долгосрочных займов". ("Фальсификаторы истории. Историческая справка") .

П. Д. фактически ликвидировал репарации, поскольку Германия должна была выплатить за первые 6 лет его действия лишь 10 150 млн. Марок- вдвое меньше, чем получила в порядке кредитов от США и Великобритании (до 21 млрд. марок). П. Д. просуществовал немногим более 5 лет, до его замены планом Юнга

План Дауэса являлся одним из ключевых международных соглашений в межвоенной Европе.

Он кардинально поменял политический и экономический баланс сил. Дал возможность для развития Веймарской республики. При этом фактически нивелировал версальские соглашения. Были упразднены гарантии восточным границам Германии. Принёс ещё большее влияние США на европейские процессы.

Предпосылки

Многие историки и политики считают, что одной из главной причин начала Второй мировой войны был план Дауэса и Юнга. Кратко об это высказывался даже Черчилль, хотя Великобритания и была одним из инициаторов договора. После Первой мировой войны Европа была опустошена. Конфликтов подобных масштабов ещё не было. Страны-победители решили, что наилучшим способом будет изоляция Германии. Но при этом сами страны победители понесли огромные потери за время войны. Также участники Антанты были должниками Соединённых Штатов, которые выдавали им кредиты. Поэтому на переговорах в Версале был запущен процесс репараций. Германия облагалась огромными контрибуциями, которые обязывалась выплачивать в течение десятка лет. В качестве гарантий на территории Веймарской республики оставались оккупационные войска. Под международным контролем оставались многие сектора немецкой экономики.

Но кризис в самой Германии не позволял ей во время выплачивать репарации. Наступившая в двадцатых годах Великая депрессия усугубила ситуацию. Рейхсмарка подверглась гиперинфляция. Она обесценивалась настолько быстро, что рабочим выплачивались зарплаты по нескольку раз в день, на многие товары были введены талоны. План Дауэса разрабатывался в США ещё задолго до его практической реализации. Толчком к его продвижению стали события 1923-1924 годов.

Проблемы с выплатами

Из-за коллапса немецкой экономики правительство не смогло вовремя выплачивать репарации. В первую очередь этим была недовольна Франция. Изолировав Советскую Россию, западное сообщество толкнуло её на сближение с Веймарской республикой. В Рапалло послы от РСФСР встречаются с представителями немецкого МИД. Заключается ряд договоров о дипломатическом признании и сотрудничестве. Толчком к подписанию договора послужила неудовлетворённость обеими сторонами итогами переговоров в Версале.

Реакция Парижа

Видя эти процессы, Франция решается на более агрессивную политику в отношении Германии. При этом Берлин продолжает придерживаться политики исполнения Версаля. Основной целью такого курса было желание показать невозможность выплачивать огромные репарации. Более всех за своевременную выплату переживала Франция.

В качестве давления на Берлин французские войска несколько раз вторгались в демилитаризированную зону. Совместно с бельгийской армией они захватили плацдарм, который позволял оккупировать всю Вестфалию.

Конфликт в Рурском бассейне

В 1922 году началась гиперинфляция немецких марок. Поэтому союзники решили отказаться от выплат в валюте и потребовали ресурсов в денежном эквиваленте. Но и с поставками древесины, угля и стали были задержки. Поэтому создаётся специальная комиссия, которая проверяет фактическое положение дел в Веймарской республике. Вскоре комиссия постановила, что Берлин умышленно задерживает поставки. Франция использовала это для начала оккупации. Одиннадцатого января 1923 года войска вошли в Рурский регион.

Там они взяли под контроль ключевые промышленные предприятия. В соответствии с официальным заявлением, Франция пошла на это, чтобы обеспечить залог для репарационных выплат. Германия ответила "пассивным сопротивлением". Тем не менее некоторые местные активисты перешли к более радикальным действиям, что привело к жертвам с обеих сторон.

Видя неспособность Берлина выполнять поставки вовремя, США инициирует новые переговоры. Результатом которых стал план Дауэса.

Политическая подоплёка

В 1923 году США наращивает своё присутствие в Европе. План Дауэса - это прежде всего попытка вывести Францию из игры. Разрабатывался в основном Соединёнными Штатами и Великобританией. Эти две страны были обеспокоены поведением Парижа. Франция больше других пострадала в войне, поскольку боевые действия велись на её территории. Поэтому правительство пыталось как можно скорее получать репарационные выплаты от Германии для восстановления собственной экономики. При этом Франция являлась должником своих союзников. США предоставляли Парижу огромные военные займы, благодаря которым снабжалась армия. Поэтому Вашингтон был заинтересован в скорейшей выплате кредитов. Но больше всего союзникам не нравилось поведение французского правительства и их методы давления на Германию. Оккупация Рура стала последней точкой. После этих опрометчивых действий Парижа, Вашингтон и Лондон решают отстранить Францию от решения вопроса Веймарской республики.

Влияние правых

План Дауэса был вызван ещё одной политической причиной. Девятого ноября 1923 группа национал-социалистов предприняла попытку захвата власти. Группа вооружённых людей под руководством Гитлера и Людендорфа подняла мятеж в Мюнхене. Он был подавлен, однако чётко продемонстрировал популярность реакционных сил в Германии. Чтобы исключить возможность прихода к власти радикалов, был разработан политический пункт, который включили в план Дауэса. Кратко требования выглядели так:

  • На территории Веймарской республики усиливается влияние местного самоуправления.
  • Федеральное деление позволяет местным властям назначать своих делегатов в Берлин.
  • Канцлер имеет значительное влияние на избираемых представителей земель

Такие реформы должны были не допустить сосредоточения власти в одних руках.

Специальная комиссия

К девятому апреля был разработан План Дауэса. Кратко он был изложен всем участникам договора.

Сами же переговоры были перенесены на конец лета. Французская сторона оказывала давление на своих союзников, так как не была согласно со многими пунктами. Однако Париж находился в должниках у США. Поэтому шестнадцатого августа представители собрались в Лондоне, где и подписали План Дауэса. Это событие кардинально поменяло баланс сил в Европе.

После подписания в Германии начались "золотые двадцатые". Веймарская республика стала регулярно выплачивать репарации. А союзники смогли платить по кредитам Соединённым Штатам. По сути, первым для послевоенной Германии успехом во внешней политике стал план Дауэса. Что это такое стало понятно уже к началу тридцатых годов. Когда пришла очередь плана Юнга. Во многом изменение политике по германскому вопросу привело к росту популярности реакционных сил.

Значение

План устанавливал порядок и систему репарационных выплат. При этом Веймарской республике предоставлялся заём, который также надо было выплачивать. В первую очередь такие изменения были в интересах США. Заём спас разрушенную экономику и помог избежать коллапса. Благодаря восстановлению выплат союзники смогли выплачивать свои кредиты. В двадцать четвёртом году Германия должна была выплатить один миллиард марок победителям. Через четыре года объём выплат увеличивался на полтора раза.

При этом конечная сумма так и не была определена. Сроки выплат также были весьма туманны.

Международный заём предоставлялся в виде транша, что позволяло защитить валюту от инфляции. Это сказалось на стабильности рейхсмарки. Первые несколько лет немецкая экономика фактически существовала благодаря кредитам. Также, в соответствии с планом Дауэса, была прекращена политика "залогов". Поэтому Франция была вынуждена вывести войска из Рура. Эти изменения означали конец французской концепции давления на Германию. Однако для стабильности репарационных выплат железная дорога и государственный банк были взяты под контроль международной комиссии.

План Дауэса и Юнга: их суть и цель, кратко

В 1929 году был принят новый план Юнга, который, по сути, являлся продолжением стратегии Дауэса. Оба плана были призваны изменить концепцию отношений с Германией. Вместо международной изоляции и экономических санкций была оказана помощь немецкой экономике. Кредитные займы выплачивались в основном США, что позволило Вашингтону усилить своё влияние на европейскую политику. Постепенно в мире сложилась новая схема взаимоотношений. Германия выплачивала репарации странам-победителям.

А те отдавали вырученные средства США. Поэтому в плане Юнга размер выплат предусматривал покрытие долговых обязательств. Основной целью была попытка предотвратить мировой финансовый кризис.

Политическая стратегия

Планы предусматривали борьбу с инфляцией и рецессией. За счёт долгосрочных инвестиций в немецкую экономику предполагалось постепенно увеличивать репарационные выплаты. При этом такая стратегия была выгодна в первую очередь иностранным кредиторам. Ведь их должниками в любом случае становились центральные европейские державы. Крайне невыгодным план был для восточных соседей Веймарской республики. Ведь выход страны из изоляции в дальнейшем позволил распространить немецкое влияние на восточных соседей. Самым важным моментом в политическом смысле являлось сокращение сроков пребывания оккупационных войск в Рейнской земле. По Версалю, эвакуация должна была завершиться только в тридцать пятом году. Но фактически союзники вывели войска до начала тридцатых, чему поспособствовал план Дауэса и план Юнга. Экономическое содержание на этом фоне не является основным. Учитывая дальнейшие события (приход Гитлера к власти), новая стратегия только ухудшила ситуацию в Европе. Следующим документом было подписание договоров в Локарно, что развязало руки Берлину.

План Дауэса и план Юнга: их содержание и значение

Политическая концепция восстановления сначала принесла значительные плоды. Немецкой экономике удалось избежать коллапса, а страны-победители смогли выплачивать кредиты США.

Но в дальнейшем избыток производства привёл к Великой Депрессии. Уже в начале тридцатых Вашингтон наложил мораторий на любые союзнические выплаты. Репарационные планы имеют огромное значение в политическом аспекте. Последствия налогов, а также радикальных методов давления оказали разрушительное воздействие на немецкую экономику. Это привело к росту националистических настроений в обществе. Как и предполагалось, это позволило не допустить распространения социалистического влияния. Однако по тем же причинам реакционные силы смогли прийти к власти на волне народного недовольства. План Юнга предусматривал выплату репараций почти до конца двадцатого века. Но фактически все поставки прекратились в тридцать первом году. Не оправдала себя и концепция создания Банка международных расчётов. В итоге стало понятно, что новый мировой порядок не сможет продержаться долго. Подтверждением этого стали события сентября тридцать девятого - начало Второй мировой. Таким образом, План Дауэса - это (определение его мы дали в нашем обзоре) то, что в какой-то мере способствовало развязыванию этой страшной войны.

ПЛАН ДАУЭСА - репарационный план для Германии, главная цель которого заключалась в восстановлении военно-промышленного потенциала Германии (которую правящие круги империалистических стран рассчитывали использовать против Советского Союза) и в проникновении американского капитала в Европу.

План Дауэса был принят в 1924 году. Он явился итогом длительной борьбы между державами-победительницами по вопросу о репарациях с Германии. Франция, получавшая 52% репараций, настаивала на более высоком размере репараций и своевременном их поступлении. Непосредственная заинтересованность Англии в получении репараций была не столь велика, США не получали их вовсе. Спекулируя на антисоветских вожделениях правящих кругов этих держав, Германия вела борьбу за уменьшение размеров репараций и уклонялась от взноса очередных платежей.

Политическое поражение французского империализма в затеянной им оккупации Рура (1923) дало возможность англо-американским правящим кругам взять репарационную проблему в свои руки. 30. XI 1923 репарационная комиссия держав-победительниц постановила создать два комитета экспертов для разработки предложений о репарациях и стабилизации германской марки. Правительство США уведомило державы о своём намерении участвовать в комитетах экспертов. Президент Кулидж в послании конгрессу лицемерно мотивировал это решение стремлением США "оказать помощь Европе".

Комитеты экспертов начали свою работу в Париже 14. I 1924 года. Все основные вопросы сосредоточились в первом комитете, в котором господствовали американские представители. Председателем этого комитета был избран директор самого мощного чикагского банка Дауэс, тесно связанный с банковской группой Моргана. В годы первой мировой войны Дауэс возглавлял организацию снабжения американской армии, использовав этот пост с наибольшей выгодой для монополистов США. Другим представителем США был президент моргановской электротехнической фирмы "Дженерал электрик"- Юнг. Комитет экспертов закончил свою работу в апреле 1924 года, представив свой доклад в репарационную комиссию. Этот доклад и получил название "план Дауэса".

На первое место в Плане Дауэса была выдвинута задача скорейшего восстановления германской тяжёлой индустрии, германского военно-промышленного потенциала. В качестве первоначальной меры комитет экспертов предлагал предоставить Германии международный заём в сумме 800 млн. золотых марок. Англо-американские творцы Плана Дауэса исходили из расчета, что Германия будет сбывать свою промышленную продукцию Советскому Союзу, а вырученную от продажи товаров валюту передавать западным державам в счёт репараций. Тем самым подчёркивалось, что правящие круги западных держав ничего не имеют против экономической и политической экспансии германского империализма на восток. С другой стороны, с помощью германской товарной интервенции империалисты хотели сорвать дело индустриализации СССР. По их замыслу Советский Союз должен был остаться аграрной страной и превратиться в аграрно-сырьевой придаток Германии, а через неё - и мирового капитала. План Дауэса предполагал, следовательно, подчинение советской экономики иностранному капиталу и закабаление Советского Союза. Таков был антисоветский план империалистических кругов Англии и США, вполне соответствовавший вожделениям германских монополистов.

В докладе на XIV съезде ВКП(б) И. В. Сталин, разоблачив антисоветскую направленность Плана Дауэса, показал неизбежность его провала. И. В. Сталин говорил: "... мы вовсе не хотим превратиться в аграрную страну для какой бы то ни было другой страны, в том числе для Германии. Мы сами будем производить машины и прочие средства производства. Поэтому рассчитывать на то, что мы согласимся превратить нашу Родину в аграрную страну для Германии, - значит рассчитывать без хозяина. В этой части план Дауэса стоит на глиняных ногах". Большевистская партия опрокинула попытки врагов народа из троцкистско-бухаринского лагеря навязать План Дауэса Советскому Союзу и повела страну по пути индустриализации, по пути социализма.

Предложения комитета экспертов, направленные к взысканию репараций с Германии, были отодвинуты в Плане Дауэса на второе место. Англо-американские правящие круги охотно ликвидировали бы репарации с Германии, чтобы восстановление её военного потенциала протекало ещё быстрее. Но после окончания первой мировой войны прошло ещё немного времени, и объяснить подобное решение общественному мнению было бы трудно, тем более что в годы войны правительства Антанты выдвинули лозунг "немцы за всё заплатят". Приходилось считаться и с сопротивлением со стороны Франции, Бельгии, Италии, настаивавших на том, чтобы Германия уплатила установленную сумму репараций.

План Дауэса не фиксировал общего размера репараций. Он лишь устанавливал ежегодный размер платежей, который мог быть изменён, как указывал комитет экспертов, "в соответствии с изменениями в индексе благосостояния Германии". Таким образом, путь к дальнейшему уменьшению репарационных платежей оставался открытым. Годичные платежи были установлены в следующих размерах: в первом году (1924-1925) они должны были составить 1 млрд. зол. марок; во втором году (1925-1926) - 1 200 млн.; в третьем году (1926-1927) - 1 200 млн.; в четвёртом году (1927-1928) - 1 750 млн. золотых марок, а с пятого года должны были начаться ежегодные платежи в 2,5 млрд. марок.

В качестве источников уплаты репарационных платежей План Дауэса предусматривал использование прибылей германских промышленных предприятий и железных дорог, а также доходов государственного бюджета. Изъятия из прибылей должны были составлять меньшую часть репарационных платежей. Для обеспечения этой части поступлений План Дауэса предлагал выпустить специальные облигации германской промышленности и железных дорог на общую сумму по номиналу в 16 млрд. марок. Доход по этим облигациям должен был составлять 6% годовых, т. е. 960 млн. марок в год. Эта сумма и представляла собой изъятия из прибылей. Облигации стали впоследствии объектом спекуляции на валютной бирже и финансовых сделок, обогащавших американские и английские банки.

Для уплаты части репараций за счёт государственного бюджета План Дауэса предусматривал введение высоких косвенных налогов на предметы широкого потребления (сахар, табак, пиво, водка, ткани, обувь и т. д.), дополнительных налогов на ж.-д. перевозки и т. д. Принятие Плана Дауэса, таким образом, означало резкое понижение жизненного уровня германских трудящихся, на плечи которых перекладывалась значительная часть обязательств Германии по репарациям.

Важное место в предложениях комитета экспертов, направленных к скорейшему возрождению военной мощи германского империализма, занял вопрос о контроле над германской военной индустрией и народным хозяйством. Было решено, что система контроля, установленная Версальским мирным договором 1919 года (...), будет отменена. Ликвидировалась и репарационная комиссия союзных держав. Взамен неё создавалась новая система контроля, задачи которой были ограничены наблюдением за поступлением репарационных платежей. Руководство новой системой контроля взял на себя американский капитал, и генеральным комиссаром по репарациям был назначен представитель американских монополий Гильберт Паркер.

Таким образом, План Дауэса явился важной вехой на пути ко второй мировой войне. Его непосредственным политическим продолжением явилась конференция в Локарно.

Для проведения в жизнь Плана Дауэса Англии и США надлежало преодолеть сопротивление Франции. Решение этой задачи непосредственно взял на себя английский премьер-министр Макдональд. Подобно другим лидерам британской лейбористской партии, он был горячим сторонником Плана Дауэса - плана подготовки Германии к новой войне. Макдональд дважды встретился с французским премьером Эррио, которого ему удалось убедить согласиться с Планом Дауэса. Стало очевидным, что французский империализм готов принести в жертву национальные интересы Франции в антисоветских целях. Об этом свидетельствовала речь Эррио во французском парламенте 26. VI 1924, в которой он убеждал парламент принять План Дауэса. Окончательное принятие Плана Дауэса состоялось 16. VIII 1924 на Лондонской конференции держав-победительниц, происходившей 16. VII-16. VIII. США были представлены на конференции специальной делегацией во главе с американским послом в Лондоне Келлогом.

На Лондонской конференции Франция согласилась с Планом Дауэса, а также с решением конференции о выводе французских войск из Рура, что довершило политическое поражение французского империализма. Германское правительство со своей стороны также согласилось с Планом Дауэса. 1. IX 1924 года он вступил в силу. "План Дауэса расчистил путь для усиленного притока и внедрения в германскую промышленность иностранного, преимущественно американского, капитала... За 6 лет, с 1924 года по 1929 год, прилив иностранного капитала в Германию составил свыше 10-15 млрд. марок долгосрочных вложений и свыше 6 млрд. марок краткосрочных вложений... Это привело к гигантскому усилению экономического и, в частности, военного потенциала Германии. В этом деле ведущее значение принадлежало американским капиталовложениям, составлявшим не менее 70 процентов суммы всех долгосрочных займов". ("Фальсификаторы истории. Историческая справка").

План Дауэса фактически ликвидировал репарации, поскольку Германия должна была выплатить за первые 6 лет его действия лишь 10 150 млн. Марок - вдвое меньше, чем получила в порядке кредитов от США и Великобритании (до 21 млрд. марок). План Дауэса просуществовал немногим более 5 лет, до его замены (...).

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.

Дауэса план (Dawes Plan) (1924), план получения ре-параций от Германии после 1-й мировой войны. Учитывая крах нем. марки и неспособность Веймарской республики выплачивать репарации, Союзная комиссия по выплатам под председательством амер. финансиста Чарлза Г. Дауэса предложила план, согласно к-рому Германия должна была платить репарации, исходя из возможностей, по скользящей шкале. Во избежание конфликта с Францией, требовавшей единовременной уплаты крупной суммы репараций и оккупировавшей Рур с целью обеспечить их выплату, эксперты обошли вопрос об определении общей суммы, разработав вместо этого ежегодный график платежей. Неспособность Германии обеспечить эти выплаты привела к провалу Д.п. и замене его планом Юнга.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДАУЭСА ПЛАН

репарац. план для Германии, разработанный междунар. к-том экспертов под председательством амер. банкира Ч. Дауэса и утвержденный 16 авг. 1924 Лондонской конференцией представителей держав-победительниц в 1-й мировой войне и Германии. Д. п. был направлен прежде всего на восстановление военно-пром. потенциала Германии и возрождение агрессивного герм. империализма, к-рому предназначалась важная роль в борьбе против Сов. Союза и революц. движения в Европе. Авторы Д. п. рассчитывали также, что он укрепит капиталистич. систему во всей Зап. Европе и будет способствовать созданию антисов. коалиции империалистич. держав. Д. п. предусматривал предоставление Германии займа в 200 млн. долл., в т. ч. 110 млн. долл. амер. банками, для стабилизации марки. Д. п. установил размеры платежей Германии на первые 5 лет по 1-1,75 млрд. марок в год, в последующие годы по 2,5 млрд. марок в год. Эта сумма, считавшаяся "нормальным репарационным платежом", могла быть увеличена пропорционально повышению т. н. индекса благосостояния Германии. Были установлены след. осн. источники репарац. платежей: поступления в гос. бюджет от косв. налогов на ряд предметов потребления, таможенные сборы (50% "нормальных платежей"), налог на транспорт и взносы в счет погашения облигаций, специально выпущенных для этой цели акц. об-вом ж. д. и пром. компаниями. Частные капиталистич. компании путем усиления эксплуатации рабочих переложили на них осн. тяжесть репараций. Бремя повышения цен на предметы потребления вследствие увеличения косвенных налогов и пошлин также ложилось на трудящиеся массы страны. В связи с принятием Д. п. между Францией и Бельгией, с одной стороны, и Германией - с другой, было заключено соглашение об эвакуации из Рура франц. и бельг. войск, оккупировавших этот важный воен.-пром. р-н в 1923. Авторы Д. п. рассчитывали, что для уплаты репараций Германии потребуются новые рынки, к-рые она найдет в Сов. Союзе, и что усиленный ввоз герм. пром. товаров в Сов. Союз подорвет социалистич. индустриализацию и ослабит обороноспособность СССР. Урегулирование репарац. вопроса, поддержание стабильности герм. марки и ликвидация рурского кризиса создали благоприятные условия для ввоза в Германию иностр. капитала. К сент. 1930 сумма иностр., гл. обр. амер., капиталовложений в Германии составила 26-27 млрд. марок, а общая сумма герм. репарац. платежей за тот же период - только немногим более 10 млрд. марок. Эти капиталы, хлынувшие в Германию в результате принятия Д. д., способствовали восстановлению герм. воен.-пром. потенциала. Д. п. явился важной вехой на путн подготовки Германии к войне. Однако стабилизация капитализма в Германии и др. зап.-европ. странах оказалась лишь временной. Полный крах потерпели надежды авторов Д. п. на экономич. удушение Сов. Союза. Д. п. не смог также разрешить глубоких противоречий между империалистич. державами и создать предпосылки для их объединения против СССР. В 1929-30 Д. п. был заменен планом Юнга (см. Юнга план). В 20-х гг. 20 в. в период ожесточенной политич. борьбы по вопросам, связанным с Д. п., в бурж. лит-ре разных стран сложились два осн. направления. Одно из них поддерживало и распространяло версию самих авторов Д. п. о том, что эта империалистич. программа будто бы спасла народы "от великих бедствий" и несла им "мир и процветание". Эта версия была сформулирована, в частности, в книге ближайшего сотрудника Ч. Дауэса по к-ту экспертов Дауэса Руфуса (С. Dawes Rufus, The Dawes plan in the making, Indianapolis, 1925) и получила в 20-х гг. широкое распространение в буржуазной литературе США, Англии, Франции, Германии и др. стран (S. Brooks, America and Germany 1918-1925, N. Y., 1925; J. Kayser, Ruhr ou plan Dawes? Histoire des r?parations avec une chronologie, P., 1925, R. Dalberg, Die neue deutsche W?hrung nach dem Dawes-Plan, В., 1924, и др.). Др. направление отражало точку зрения бурж. оппозиции принятию Д. п. В Германии оно представляло крайне реакц. и агрессивные круги крупной буржуазии и юнкерства, не желавших идти даже на врем. компромисс с державами-победительницами (W. D. Preyer, Die Dawes-Gesetze. Deutschlands wirtschaftliche Versklavung, В., 1925). В лагере победителей оно отражало взгляды тех слоев буржуазии, к-рые не считали необходимым допускать значит. усиления позиций герм. и амер. империализма в Европе (G. Furst, De Versailles aux experts, P., 1927). Эти авторы высказывали недовольство уменьшением репарац. платежей и сомнения в том, что Д. п. принесет мир. Общим для бурж. историографии является игнорирование антисов. направленности Д. п. и тенденция к затушевыванию противоречий между осн. империалистич. державами, к-рые обострились в процессе осуществления Д. п. После 2-й мировой войны усилилось стремление бурж. историографии разл. стран выработать общую линию в оценке Д. п. В этом отношении немалое значение имеют спец. конференции историков и офиц. лиц США, Германии и др. стран (по вопросам герм.-амер., герм.-англ. отношений и др.). Рекомендации этих конференций отражают апологетич. точку зрения по вопросу о Д. п. Однако история настолько ярко продемонстрировала роль Д. п. в подготовке герм. агрессии, что трактовать его как "программу мира" стало невозможно. Речь пошла в основном о развитии герм. экономики с помощью амер. капитала, об отказе в результате осуществления Д. п. от "политики силы", проводившейся Францией, о принятии Германии в связи с Д. п. "как равной в семью народов" и т. д. Характерно подчеркивание тесного сотрудничества между амер. и герм. монополиями в процессе осуществления Д. п. и полное замалчивание ожесточ. конкурентной борьбы между ними (Deutschland und die Vereinigten Staaten. Empfehlungen der 2. amerikanisch-deutschen Historikerkonferenz ?ber die Behandlung der amerikanisch-deutschen Beziehungen vom 18. Jahrhundert bis 1941, Braunschwieg, 23 bis 31 August, 1955, S. 18-19, 39-40). В соответствии с этими установками написана, напр., кн. Гешера (D. В. Gescher, Die Vereinigten Staaten von Nordamerika und die Reparationen 1920-1924. Eine Untersuchung der Reparationsfrage auf der Grundlage amerikanischer Akten, Bonn, 1956). В то же время значит. часть бурж. историков уклоняется от рассмотрения политич. вопросов, связанных с Д. п. Они ограничивают свое исследование гл. обр. технич. деталями доклада экспертов и функционирования репарац. схемы (В. М. Джордан, Великобритания, Франция и германская проблема в 1918-39 гг., пер. с англ., М., 1945; Е. Weill-Raynal, Les R?parations allemandes et la France, v. 1-3, 1938-47). Влият. историки внешней политики США, такие, как Томас А. Бейли, Самюэл Флэгг, Бемис и др., также рассматривают Д. п. гл. обр. с точки зрения упорядочения герм. репараций (S. F. Bemis, A diplomatic history of the United States, 4 ed., N. Y., 1955; T. A. Bailey, A diplomatic history of the American people, 6 ed., N. Y., 1958; Ch. С. Tansill, Back door to war, Chi., 1952, и др.) Науч. анализ Д. п. дает сов. и зарубежная марксистская историография. Е. С. Варга в кн. "План Дауэса и мировой кризис 1924 г." (М., 1925), во введении ко 2-й части собр. док-тов "Германские репарации и доклад комитета экспертов" (М.-Л., 1925) и в ряде статей осветил состояние мировой экономики в период принятия Д. п. и разработал вопрос о внутр. противоречиях репарац. плана экспертов. H. H. Любимов во введении к изд. док-тов "План Дауэса. Финансовое восстановление Германии. Доклад комиссии Дауэса" (М., 1925) проанализировал влияние Д. п. на мировую экономику и особенно на рынок капиталов. В 1957 вышла в свет работа В. В. Постникова "США и дауэсизация Германии (1924- 1929 гг.)". За рубежом к числу первых работ прогрессивных авторов, разоблачавших сущность Д. п., относится изд. во Франции книга А. Фридриха (А. Friedrich, Le plan des experts et l´asservissment des masses laborieuses..., P., 1924). Значит. внимание вопросам, связанным с Д. п., уделяют в своих трудах историки ГДР. К числу этих трудов относятся работы: А. Норден, Уроки герм. истории. К вопросу о политич. роли финанс. капитала и юнкерства, пер. с нем., М., 1948; его же, Фальсификаторы. К истории германо-сов. отношений, пер. с нем., 1959; В. Graefrath. Zur Geschichte der Reparationen, В., 1954; К. Obermann, Die Beziehungen des amerikanischen Imperialismus zum deutschen Imperialismus in der Zeit der Weimarer Republik (1918-1925), В., 1952. Труды сов. и прогрессивных зарубежных историков и публицистов помогают правильно понять подлинный смысл и значение Д. п. как программы, имевшей целью подготовку нападения Германии на СССР и способствовавшей укреплению позиций крайней реакции в Германии. Источн. (кроме указ. в статье): План решения репарац. вопроса. Доклады комиссий экспертов под председательством Дауэса и Мак-Кенна, рус. пер., М., 1925; The exprets´ plan tor reparation payments, P., (1926); Die Sachverst?ndigen-Gutachten. Der Dawes und McKenna-Bericht mit Anlagen. Fr./M., 1924; London Konferenz, 1924; Protokolle der Vollsitzungen. Urkunden - Briefwechsel, В., 1924. Лит.: (кроме указ. в статье): Новый этап в репарационном вопросе, М., 1929; Маультон Г. Г. и МакГвайр К. E., Платежеспособность Германии. Репарационный вопрос, пер. с нем., Л.-М., 1925; Dawes Ch. G., A journal of reparations, L., 1939; Sorge I. K., Das Dawes Abkommen und seine Auswirkungen, Hamburg, 1925; Bergmann C., Der Weg der Reparation. Von Versailles ?ber den Dawes plan zum Ziel, Fr./M., 1926; Helfferich K., Freies Deutschland oder internationale Reparations-provinz, В., 1924; Loonen Fr., Die grunds?tzliche Problematik des Dawes-Plans und des Young-Plans, Wertheim am Main, 1934; Sering M., Deutschland unter dem Dawes-Plan. Entstehung, Rechtsgrundlagen, wirtschaftliche Wirkungen der Reparationslasten, B. und Lpz., 1928; Auld G. P., The Dawes plan and the new economics, L., 1928; Seydoux J., De Versailles au plan Young, P., 1932. В. В. Постников. Москва.

ПЛАН ДАУЭСА

Репарационный план для Германии, главная цель которого заключалась в восстановлении военно-промышленного потенциала Германии (которую правящие круги империалистических стран рассчитывали использовать против Советского Союза) и в проникновении американского капитала в Европу.

П. Д. был принят в 1924. Он явился итогом длительной борьбы между державами-победительницами по вопросу о репарациях с Германии. Франция, получавшая 52% репараций, настаивала на более высоком размере репараций и своевременном их поступлении. Непосредственная заинтересованность Англии в получении репараций была не столь велика, США не получали их вовсе. Спекулируя на антисоветских вожделениях правящих кругов этих держав, Германия вела борьбу за уменьшение размеров репараций и уклонялась от взноса очередных платежей.

Политическое поражение французского империализма в затеянной им оккупации Рура (1923) дало возможность англо-американским правящим кругам взять репарационную проблему в свои руки. 30. XI 1923 репарационная комиссия держав-победительниц постановила создать два комитета экспертов для разработки предложений о репарациях и стабилизации германской марки. Правительство США уведомило державы о своём намерении участвовать в комитетах экспертов. Президент Кулидж в послании конгрессу лицемерно мотивировал это решение стремлением США "оказать помощь Европе".

Комитеты экспертов начали свою работу в Париже 14. I 1924. Все основные вопросы сосредоточились в первом комитете, в котором господствовали американские представители. Председателем этого комитета был избран директор самого мощного чикагского банка Дауэс, тесно связанный с банковской группой Моргана. В годы первой мировой войны Дауэс возглавлял организацию снабжения американской армии, использовав этот пост с наибольшей выгодой для монополистов США. Другим представителем США был президент моргановской электротехнической фирмы "Дженерал электрик"- Юнг. Комитет экспертов закончил свою работу в апреле 1924, представив свой доклад в репарационную комиссию. Этот доклад и получил название "план Дауэса".

На первое место в П. Д. была выдвинута задача скорейшего восстановления германской тяжёлой индустрии, германского военно-промышленного потенциала. В качестве первоначальной меры комитет экспертов предлагал предоставить Германии международный заём в сумме 800 млн. зол. марок. Англо-американские творцы II. Д. исходили из расчета, что Германия будет сбывать свою промышленную продукцию Советскому Союзу, а вырученную от продажи товаров валюту передавать западным державам в счёт репараций. Тем самым подчёркивалось, что правящие круги западных держав ничего не имеют против экономической и политической экспансии германского империализма на восток. С другой стороны, с помощью германской товарной интервенции империалисты хотели сорвать дело индустриализации СССР. По их замыслу Советский Союз должен был остаться аграрной страной и превратиться в аграрно-сырьевой придаток Германии, а через неё - и мирового капитала. П. Д. предполагал, следовательно, подчинение советской экономики иностранному капиталу и закабаление Советского Союза. Таков был антисоветский план империалистических кругов Англии и США, вполне соответствовавший вожделениям германских монополистов.

В докладе на XIV съезде ВКП(б) И. В. Сталин, разоблачив антисоветскую направленность П. Д., показал неизбежность его провала. И. В. Сталин говорил: "... мы вовсе не хотим превратиться в аграрную страну для какой бы то ни было другой страны, в том числе для Германии. Мы сами будем производить машины и прочие средства производства. Поэтому рассчитывать на то, что мы согласимся превратить нашу Родину в аграрную страну для Германии, - значит рассчитывать без хозяина. В этой части план Дауэса стоит на глиняных ногах". Большевистская партия опрокинула попытки врагов народа из троцкистско-бухаринского лагеря навязать П. Д. Советскому Союзу и повела страну по пути индустриализации, по пути социализма.

Предложения комитета экспертов, направленные к взысканию репараций с Германии, были отодвинуты в П. Д. на второе место. Англо-американские правящие круги охотно ликвидировали бы репарации с Германии, чтобы восстановление её военного потенциала протекало ещё быстрее. Но после окончания первой мировой войны прошло ещё немного времени, и объяснить подобное решение общественному мнению было бы трудно, тем более что в годы войны правительства Антанты выдвинули лозунг "немцы за всё заплатят". Приходилось считаться и с сопротивлением со стороны Франции, Бельгии, Италии, настаивавших на том, чтобы Германия уплатила установленную сумму репараций.

П. Д. не фиксировал общего размера репараций. Он лишь устанавливал ежегодный размер платежей, который мог быть изменён, как указывал комитет экспертов, "в соответствии с изменениями в индексе благосостояния Германии". Таким образом, путь к дальнейшему уменьшению репарационных платежей оставался открытым. Годичные платежи были установлены в следующих размерах: в первом году (1924-25) они должны были составить 1 млрд. зол. марок; во втором году (1925-26) - 1 200 млн.; в третьем году (1926-27) - 1 200 млн.; в четвёртом году (1927-28) - 1 750 млн. зол. марок, а с пятого года должны были начаться ежегодные платежи в 2,5 млрд. марок.

В качестве источников уплаты репарационных платежей П. Д. предусматривал использование прибылей германских промышленных предприятий и железных дорог, а также доходов государственного бюджета. Изъятия из прибылей должны были составлять меньшую часть репарационных платежей. Для обеспечения этой части поступлений П. Д. предлагал выпустить специальные облигации германской промышленности и железных дорог на общую сумму по номиналу в 16 млрд. марок. Доход по этим облигациям должен был составлять 6% годовых, т. е. 960 млн. марок в год. Эта сумма и представляла собой изъятия из прибылей. Облигации стали впоследствии объектом спекуляции на валютной бирже и финансовых сделок, обогащавших американские и английские банки.

Для уплаты части репараций за счёт государственного бюджета П. Д. предусматривал введение высоких косвенных налогов на предметы широкого потребления (сахар, табак, пиво, водка, ткани, обувь и т. д.), дополнительных налогов на ж.-д. перевозки и т. д. Принятие П. Д., таким образом, означало резкое понижение жизненного уровня германских трудящихся, на плечи которых перекладывалась значительная часть обязательств Германии по репарациям.

Важное место в предложениях комитета экспертов, направленных к скорейшему возрождению военной мощи германского империализма, занял вопрос о контроле над германской военной индустрией и народным хозяйством. Было решено, что система контроля, установленная Версальским мирным договором 1919 (см.), будет отменена. Ликвидировалась и репарационная комиссия союзных держав. Взамен неё создавалась новая система контроля, задачи которой были ограничены наблюдением за поступлением репарационных платежей. Руководство новой системой контроля взял на себя американский капитал, и генеральным комиссаром по репарациям был назначен представитель американских монополий Гильберт Паркер.

Таким образом, П. Д. явился важной вехой на пути ко второй мировой войне. Его непосредственным политическим продолжением явилась конференция в Локарно.

Для проведения в жизнь П. Д. Англии и США надлежало преодолеть сопротивление Франции. Решение этой задачи непосредственно взял на себя английский премьер-министр Макдональд. Подобно другим лидерам британской лейбористской партии, он был горячим сторонником П. Д. - плана подготовки Германии к новой войне. Макдональд дважды встретился с французским премьером Эррио, которого ему удалось убедить согласиться с П. Д. Стало очевидным, что французский империализм готов принести в жертву национальные интересы Франции в антисоветских целях. Об этом свидетельствовала речь Эррио во французском парламенте 26. VI 1924, в которой он убеждал парламент принять П. Д. Окончательное принятие П. Д. состоялось 16. VIII 1924 на Лондонской конференции держав-победительниц, происходившей 16. VII-16. VIII. США были представлены на конференции специальной делегацией во главе с американским послом в Лондоне Келлогом.

На Лондонской конференции Франция согласилась с П. Д., а также с решением конференции о выводе французских войск из Рура, что довершило политическое поражение французского империализма. Германское правительство со своей стороны также согласилось с П. Д. 1. IX 1924 он вступил в силу. "План Дауэса расчистил путь для усиленного притока и внедрения в германскую промышленность иностранного, преимущественно американского, капитала... За 6 лет, с 1924 года по 1929 год, прилив иностранного капитала в Германию составил свыше 10-15 млрд. марок долгосрочных вложений и свыше 6 млрд. марок краткосрочных вложений... Это привело к гигантскому усилению экономического и, в частности, военного потенциала Германии. В этом деле ведущее значение принадлежало американским капиталовложениям, составлявшим не менее 70 проц. суммы всех долгосрочных займов". ("Фальсификаторы истории. Историческая справка") .

П. Д. фактически ликвидировал репарации, поскольку Германия должна была выплатить за первые 6 лет его действия лишь 10 150 млн. Марок- вдвое меньше, чем получила в порядке кредитов от США и Великобритании (до 21 млрд. марок). П. Д. просуществовал немногим более 5 лет, до его замены планом Юнга (см.).


Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Смотреть что такое "ПЛАН ДАУЭСА" в других словарях:

    Генерал Чарльз Гейтс Дауэс. 1 … Википедия

    - (англ. Young Plan) второй план репарационных выплат Германии после Первой мировой войны, сменивший план Дауэса. План предусматривал некоторое снижение размера годовых платежей (в среднем до 2 млрд марок), отмену репарационного… … Википедия

    Слово, происходящее от латинского слова planus (ровный, плоский), откуда происходят английские plane, plain, немецкое Plan и т. д. Первоначально это понятие означало равнину, позже стало использоваться в геометрии, где стало обозначать плоскость … Википедия

    Репарац. план для Германии, разработанный междунар. к том экспертов под председательством амер. банкира Ч. Дауэса и утвержденный 16 авг. 1924 Лондонской конференцией представителей держав победительниц в 1 й мировой войне и Германии. Д. п. был… … Советская историческая энциклопедия

    Второй репарационный план для Германии, принятый в 1929 и служивший тем же целям, что и План Дауэса (см.). По мере восстановления и дальнейшего развития германской индустрии (в особенности тяжёлой), чему в решающей степени содействовали крупные… … Дипломатический словарь Дауэса план - (Dawes Plan) (1924), план получения ре параций от Германии после 1 й мировой войны. Учитывая крах нем. марки и неспособность Веймарской республики выплачивать репарации, Союзная комиссия по выплатам под председательством амер. финансиста Чарлза Г … Всемирная история

    Репарационный план для Германии, разработанный Международным комитетом экспертов под руководством Ч. Г. Дауэса и утверждённый 16 августа 1924 на Лондонской конференции держав победительниц в 1 й мировой войне. Предусматривал предоставление… … Энциклопедический словарь