Курсовая работа: Проблема выбора в экономике. Проблема выбора в экономике

Поскольку потребности безграничны, а ресурсы редки, мы не в состоянии удовлетворить все потребности общества. Единственное, что остается, это добитьсявозможно большего удовлетворения этих потребностей при ограниченности ресурсов. Приходится решать, какие товары и услуги необходимо производить, а от каких в определенных условиях следует отказаться.

Отмеченное противоречие разрешается путем ВЫБОРА .

Вся человеческая жизнь – сплошной выбор, причем выбирая одно, приходится отказываться от чего то другого. Например, покупатель не может скупить все товары магазина из-за ограниченности его финансовых ресурсов. При этом он не будет покупать только хлеб или только молоко; его задача получить за свои деньги оптимальный набор благ. Со своей стороны фирма не может производить все по причине той же ограниченности своих производственных ресурсов; ей надо выбрать ассортимент товаров, максимизирующий ее прибыль. Местные власти не в состоянии построить одновременно и школу, и дорогу, и больницу. Им также приходится выбирать.

Тем, как отдельные индивиды, фирмы, общество в целом делают свой выбор, и занимается экономика (экономическая теория). Не случайно одно из определений экономики как общественной науки гласит: экономика описывает и анализирует выбор из ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей.

Таким образом, обществу (фирме, индивидууму приходится выбирать: какие потребности удовлетворить полностью, какие – частично, а от удовлетворения которых следует отказаться в связи с недостатком ресурсов.

Предметом выбора являются экономические (редкие) блага , т.е. блага, количество которых ограничено в сравнении с потребностью в них. Редкие блага можно разделить на два типа: производственные ресурсы и производимые на их основе потребительские блага (товары).

Выбор предполагает ответ на три основных вопроса:

1). Что и сколько производить?

Например, местные власти остановились на строительстве дороги.

2). Как производить?

Дорогу можно строить по-разному. Можно нанять кучу землекопов с лопатами, а можно использовать поменьше ручного труда и побольше машин. Речь, следовательно, идет о выборе производственной технологии.

3).Для кого производить?

В применении к дороге это означает решение вопросов, каким машинам разрешать движение по ней, делать ли проезд платным, либо бесплатным, кому предоставить льготы по проезду и т.п.

ПРОБЛЕМА ВЫБОРА всегда была и будет. При этом возникает проблема рационального ведения общественного хозяйства.

Эффективность характеризует связь между количеством единиц редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате этого процесса количеством какого-либо продукта, т.е. охватывает проблему «затраты – выпуск». Большее количество продукта, получаемого от данного объема ресурсных затрат, означает повышение эффективности.


Выводы по 2 вопросу:

Таким образом, экономика призвана ответить на три основных вопроса :

1. Что производить?

2. Как произвести товары и услуги?

3. Для кого производить?

Ответ на эти три вопроса связан с проблемой ограниченности ресурсов и выбора вариантов хозяйствования, т.е. с рациональным поведением человека в экономической деятельности. Суть рационального поведения – в минимизации затрат и максимизации выгод, соотношение выгоды/затраты – не что иное, как показатель эффективности хозяйствования.

Экономическая наука исходит из посылки о рациональном экономическом поведении потребителя, производителя, государства.

Рациональное экономическое поведение потребителя означает, что, приобретая товары на рынке, он стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей, к возможно большей полезности.

Рациональное экономическое поведение производителя в том, что фирмы всегда стремятся к максимизации дохода.

Рациональное экономическое поведение государства в том, что правительство всегда стремится к максимизации благосостояния населения, к устойчивому экономическому росту.

Ограниченность ресурсов создает несколько проблем.

1. Проблема выбора.

Вследствие редкости ресурсов объем производства ограничен, т.е. любая экономическая система вынуждена производить ограниченное количество благ (товаров и услуг). Так как потребности общества безграничны, а ресурсы ограничены или редки, то приходится решать (выбирать) какие товары и услуги производить, а от каких следует отказаться. Выбирая один вариант производства (один товар) мы жертвуем другими вариантами производства (другими товарами). Перед обществом возникает проблема выбора.

Для решения проблемы выбора опираются на три постулата:

· У любого варианта производства (товара) есть конкуренты.

· Вероятность выбора данного варианта производства (данного товара) растет, если выгоды от него увеличиваются при рассмотрении других вариантов. И наоборот: вероятность выбора данного варианта снижается, если затраты на него увеличиваются при рассмотрении других вариантов.

· В процессе экономического выбора мы всегда стараемся удовлетворить свои потребности с наименьшими затратами , т.е. мы экономизируем наше решение.

Проблема выбора возникла перед человечеством как только оно стало использовать экономические ресурсы, стоит сегодня и будет стоять всегда.



2. Конкуренция за ограниченные ресурсы.

Ресурсы имеют многоцелевое назначение, из их различной комбинации можно производить различные товары и услуги в связи с этим возникает конкуренция между способами использования этих ресурсов.

3. Рационирование (нормирование), т.е. сознательное установление лимитов в распределении каких-то благ и ресурсов.

Рационирование случалось много раз в США и других странах в связи с временной нехваткой нефтепродуктов, электроэнергии и т.д. поскольку в западных странах городские земли чрезвычайно дороги из-за их ограниченности, то очень жестко нормируются размеры строительной площадки (в США часто не более 1м от периметра строящегося здания). Но, конечно, лучше всех в мире рационирование известно нам, поскольку мы с 1917г. испытали все мыслимые и немыслимые виды дефицитов и следующих за ними нормирований.

4. Дискриминация.

Если существует ограниченность, если невозможно удовлетворить потребности всех, то дискриминация оказывается неизбежной.


3. Экономическая эффективность предприятия и хозяйственной системы

Проблема эффективности является важнейшей проблемой экономики. Целью экономической теории является достижение эффективного использования ограниченных экономических ресурсов для максимального удовлетворения материальных потребностей людей. Иными словами, экономическая теория это - наука об эффективности (эффективности производства, обмена, потребления, использования ограниченных ресурсов).

Хозяйственная деятельность как на микро- так и на макроуровне предполагает постоянное соизмерение результатов и затрат, определение наиболее эффективного варианта действий . В общем виде эффективность означает осуществление какого-либо процесса с минимальными затратами, усилиями и потерями. Экономисты пользуются более точным определением - экономическая эффективность. Экономическая эффективность – это показатель, определяемый соотношением экономического эффекта (результата) и затрат, породивших этот эффект (результат). Иными словами, чем меньше объем затрат и чем больше величина результата хозяйственной деятельности, тем выше эффективность.

Рассмотрим границу возможных полезностей. На вертикальной оси откладывается полезность индивида У , а на горизонтальной - индивида Х . Движение вправо на этом рисунке отражает увеличение полезности для Х , а влево - для У . Граница возможных полезностей на рисунке 1 представлена всеми точками, соответствующими эффективным распределениям.

В точке Е2 индивиду Х не достается благ и полезность у него нулевая. Такое же положение у У в точке Е1 . Если экономическая система находится в точке Е , F или G , то она не может улучшить положение одного индивида, не ухудшая при этом положение другого . В точке Н экономическая система неэффективна, так как любые операции на этом участке улучшают положение или индивида Х или индивида У , или их обоих. Сравним точки G и F с точкой Н . Можно сказать, что в точке Н экономическая система неэффективна, так как и точка F , и точка G улучшают (относительно Н ) положение или Х , или У , не принося вреда другому. Подобное улучшение в таком случае является эффективным. В точке L ситуация более благоприятна и для Х , и для У , им обоим досталось бы больше благ, но она недостижима, так как запаса благ не хватает для получения полезностей, обозначенных этой точкой.

Полезность индивида Y

Полезность индивида X

Рисунок 1. Граница возможных полезностей

Понятие экономической эффективности применимо и к деятельности предприятия, и к функционированию всей хозяйственной системы. Следует иметь в виду, что эффективность отдельной хозяйственной единицы не тождественна эффективности хозяйственной системы.

Деятельность хозяйственного объекта (предприятия, фирмы) считается эффективной, если осуществляется с минимальными затратами факторов производства. Эффективность в производстве – ситуация, когда при данном уровне знаний и количестве факторов производства невозможно произвести большее количество одного товара, не жертвуя при этом возможностью произвести некоторое количество другого товара (Парето-эффективное распределение ресурсов в производстве).

Экономическая эффективность отдельного предприятия оценивается по ряду показателей. Например, в статистике бывшего СССР для подобной оценки применялось более 500 показателей. Технический аспект эффективности оценивается посредством качества используемого сырья, материалов, полуфабрикатов; посредством прогрессивности применяемой технологии и уровня квалификации работников и пр. Экономический аспект эффективности оценивается через эффективность использования ресурсов и показатели общей эффективности. Эффективность использования ресурсов рассматривается как соотношение результата с одним из факторов производства (производительность труда, материалоемкость продукции, капиталофондоотдача и др.). Например, производительность труда рассчитывается как соотношение результата к затратам труда. Увеличение производительности труда происходит тогда, когда выпуск за человеко-час растет. Для оценки эффективности хозяйственной системы используют такие показатели, как производительность труда (в целом, по промышленности и сельскому хозяйству, по отдельным отраслям и видам производства); капиталоемкость конкретного вида продукции; материалоемкость конкретных видов продукции. Например, производительность труда в России в 10 раз меньше, чем в развитых странах. Общая экономическая эффективность определяется как отношение прибыли к издержкам производства.

Хозяйственная система будет считаться эффективной, когда наиболее полно удовлетворяются потребности всех членов общества при данных ограниченных ресурсах. Экономическая эффективность хозяйственной системы - это состояние, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества (Парето-эффективность хозяйственной системы).

Для оценки эффективности экономической системы применяют показатели уровня экономического развития страны: общий объем национального производства на душу населения; отраслевая структура национальной экономики; производство основных видов продукции на душу населения (электроэнергии, продовольствия, товаров длительного пользования); уровень и качество жизни населения.В группе развитых стран объем национального производства на душу населения составляет в среднем 25000 долл. , для развивающихся стран и стран с переходной экономикой - 1250 долл. В России величина этого показателя составляет 4300 долл. По производству основных видов продукции на душу населения Россия в большинстве случаев уступает развитым государствам. Например, по числу телевизоров на 100 семей отставание от США составляет почти 1,7 раза, от ФРГ – 1,2 раза, по количеству компьютеров на 1000 человек Россия занимает 38-е место в мире. Важным показателем эффективности экономической системы является уровень жизни населения. В Докладе о развитии человека, изданном специализированной международной организацией – Программа развития ООН (ПРООН) в 2002 г. приводятся индексы развития человеческого потенциала в 173 странах мира, рассчитанные за 2000 г. Лидирующую позицию занимает Норвегия, второе место в рейтинге принадлежит Швеции, третье – Канаде; на шестом месте находится США. Самый низкий показатель ИРЧП имеет Сьерра-Лионе. Россия, согласно данным ПРООН, в 2000 г занимала 60-е место в списке. По данному показателю нашу страну опережают Панама, Белоруссия, Мексика, Уругвай. В последние годы в качестве критерия эффективности экономической системы используется показатель конкурентоспособности экономики. Проект Всемирного экономического форума «Конкурентоспособность. Глобальный обзор», посвященный исследованию глобальной конкурентоспособности, действует уже более 20 лет. В 1999 г. анализировалась экономика 59 стран, на которые приходилось в целом более 95% мирового производства и торговли. ВЭФ отмечает, что в результате реформ 90-х гг. в мировой табели о рангах конкурентоспособности наша страна опустилась на последнее (59) место . Показатель конкурентоспособности не может в полной мере характеризовать экономическую эффективность страны, но достаточно достоверно оценивает одну из ее сторон. Категория конкурентоспособности является одной из ключевых, т.к. в ней находят свое выражение экономические, научно-технические, производственные и иные возможности экономики страны. Попытки создания агрегатного показателя эффективности функционирования национальной экономики, не увенчались успехом из-за обширности и многообразия аспектов экономической деятельности, которые необходимо учесть.

Любая экономическая единица стремится эффективно использовать редкие ресурсы, т.е. получить максимальное количество полезных благ, произведенных из этих ресурсов. Для достижения этой цели необходимо полностью использовать (полностью занять) свои ресурсы и на этой основе достичь полного объема производства. В связи с этим возникают понятия полной занятости и полного объема производства. Полная занятость – использование всех пригодных ресурсов (отсутствие безработицы, незанятых производственных мощностей, пустующих сельскохозяйственных угодий и т.д.). Полная занятость предполагает, не 100% занятость ресурсов, а оптимальную. Например, не может 100% занятости сельскохозяйственных угодий, т.к. часть земель должна находиться под паром (отдыхать). Полный объем производства – использование всех пригодных экономических ресурсов, обеспечивающее максимально возможный объем производства и наиболее полное удовлетворение потребностей. Полный объем производства предполагает, что применяемые ресурсы вносят наиболее ценный вклад в общий объем продукции. Достижению полного объема производства способствует также применение наилучших из имеющихся технологий.

Экономический выбор -- это принятие субъектом, осуществляющим выбор, одного экономического действия и одновременный отказ от другого в связи с невозможностью одновременного осуществления этих действий.

Субъектом, делающим экономический выбор, может быть любой экономический агент. Но в зависимости от того, в какой фазе общественного производства он осуществляет или планирует осуществить свою экономическую деятельность, он может быть:

  • - производителем экономических благ, выбирая в условиях ограниченных производственных ресурсов;
  • - потребителем экономических благ, выбирая в условиях ограниченных возможностей и обусловленности потребительских предпочтений.

«Ограниченность ресурсов» часто называют редкостью ресурсов относительно безграничности человеческих потребностей. Последние постоянно растут и изменяются по мере развития общества, роста хозяйственной деятельности, расширения рынка и т. д. Неслучайно появилось утверждение: «Чем больше имеешь, тем больше хочется!».

Эта проблема по мере развития общества не только сохраняется, но порой и возрастает, что объясняется истощением невоспроизводимых природных ресурсов и ростом потребностей общества в потребительских товарах и инвестициях.

Экономика - это производство, реализующее свободный выбор каждого его участника. Итак, выбор очередности удовлетворения потребностей превращает абсолютную ограниченность ресурсов в относительную, а производство - в экономику.

Любое общество, является ли оно полностью коллективизированным коммунистическим государством, капиталистической индустриальной нацией, племенем индейцев, затерянным в джунглях Амазонки или даже если оно состоит из одного Робинзона, должно решать тем или иным путем три коренные взаимосвязанные экономические проблемы (три главных вопроса), представленные на рис.

Рис.1.

Эти три вопроса - основные и общие для всех экономических систем, но способы их решения в каждой экономической системе разные. В условиях слаборазвитого общества поведение людей определяется обычаями и при решении вопросов: что, как и для кого производить? - можно обращаться к традициям и обычаям, закрепленным веками. Представителям другой культуры такая практика может показаться странной и безрассудной, но сами члены племени настолько привыкли к существующей практике, что будут удивлены и даже обижены, если их спросят о мотивах поведения.

В экономике (например, СССР) на эти фундаментальные вопросы ответ давало государство в лице своих административных органов (министерств, ведомств, комитетов). Этот антирыночный мир был основан на директивном планировании, государственных фондах ресурсов, закреплении предприятий-поставщиков за предприятиями-потребителями, талонной системе продажи товаров народного потребления и нескончаемых очередях за самыми разными благами и услугами. Одновременно на складах хранилось огромное количество продукции, не востребованной потребителем, но произведенной по плану.

Рыночная экономика в своем чистом виде предполагает наличие ответственных и самостоятельных производителей и потребителей. Производители производят те товары, от продажи которых они рассчитывают получить прибыль. Следовательно, еще до начала производственной деятельности они должны знать, для кого производят продукцию, какими потребительскими свойствами она должна обладать, когда ее нужно произвести и сколько. При этом производители используют те средства производства, которые позволяют максимально сэкономить затраты, ибо их они покрывают из собственного кармана. Понятно, что уровень потребления будет зависеть от полученных доходов. Иначе говоря, производитель будет производить для того, кто заплатит.

Таким образом, рыночная экономика - это такая форма организации хозяйства, при которой индивидуальные производители и потребители взаимодействуют посредством рынка, отвечая на вопросы: что, как, для кого производить - с помощью системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения.

Каждый день мы встаем перед выбором. Иногда мы этого даже не замечаем, иногда необходимость этого приводит нас в отчаяние. Так или иначе, почти вся человеческая жизнь состоит из выбора, и это отражается в истории и культуре. Множество наук изучают этот вопрос, в основном опираясь на выгоды, наиболее оптимальные пути и т.д. Психология подходит к этой проблеме несколько по-другому. Она изучает, что происходит в голове человека во время совершения выбора, в каких состояниях он находится, что обуславливает сложность выбора и как избежать стресса в таких условиях. А самое главное – как сделать выбор?

Когда возникает проблема выбора?

Сперва необходимо разобраться, что же такое проблема? В психологии есть отдельное направление, которое занимается исследованием проблем и задач. Согласно ему, проблема – это некое затруднение на пути к не совсем ясной цели. За таким расплывчатым определением кроется главное отличие проблемы от задачи – неблагоприятных условий для достижения конкретного результата. То есть, задача имеет правильный ответ, для получения которого нужно всего лишь подобрать нужный инструмент и изменить с его помощью условия. В свою очередь, проблема – это некое поле, в котором есть разного рода явления. Пока мы не упорядочим это поле, мы не сможем найти решение, и не будем чувствовать себя комфортно. Чаще всего проблема представлена в виде противоречия или, если точнее, выбора.

Но это все теория, а нам нужно приблизиться к жизни. На практике люди постоянно встречаются с проблемами выбора и в большинстве случаев прекрасно их решают. Однако рано или поздно наступают моменты, когда противоречащие желания одинаково сильны. Определиться с чем-то одним кажется невыносимым, а внутри накапливаются неудовлетворенность, раздражение и другие негативные эмоции.

Курт Левин, известный психолог прошлого столетия, выделял три вида таких конфликтов. В первом случае человек выбирает между двумя одинаково привлекательными объектами. Второй вид – то, что называется «и хочется и колется»: один объект и притягивает, и пугает. Третий конфликт – конфликт избегания, когда нужно выбрать наименьшее из двух зол. Наверное, большинству из нас все три ситуации знакомы не понаслышке.

Почему выбор – это так мучительно?

Выбор – это всегда не только приобретение, но и потеря. Остановившись на чем-то одном, мы отказываемся от другого варианта, и часто именно с этим связаны наши страдания. Дело в том, что люди склонны переживать потери интенсивнее, чем получаемые выгоды. Все наше внимание концентрируется на том, что мы упустили: мы начинаем сожалеть, сомневаться в верности своего решения. На это уходит много сил. Этот страх упустить что-то, оставить привычное часто вгоняет людей в ступор и блокирует возможность сделать важный шаг. Человек может бояться разорвать отношения с близкими, потерять место работы, получить негативную оценку от педагога или сверстников и т.д. В таких ситуациях важно уметь отказаться от одного объекта в пользу другого. Поэтому при выборе рекомендуется сосредотачиваться на приобретении и тратить ресурсы на его реализацию – ведь именно для этого и принималось решение.

Установки как препятствия

Какие еще преграды стоят перед людьми при решении таких сложных проблем? Часто нами руководят не страхи, а установки. Это может быть что угодно: от убеждения, что нужно получить высшее образование, до культового поклонения вождю. Источником таких устойчивых мысленных схем является окружающая среда: семья, общество, культура. При возникновении проблемы выбора установки вступают в конфликт с желаниями и приводят к неприятным последствиям в виде тревоги, самоуничижения и т.п. Порой они фактически лишают людей свободы. Поэтому, принимая решения, необходимо отдавать себе отчет в самостоятельности своих действий, уметь вовремя отслеживать привитые извне установки и отделять их от собственных потребностей.

Ответственность за свои решения

Как часто мы пытаемся объяснить свои успехи или неудачи внешними силами? Как часто мы говорим себе: «Что ж, такова судьба». В обычной жизни люди редко задумываются об ответственности, если она не прописана в документах или не обговорена с начальством. Но правда в том, что любой поступок, любое решение несет за собой ответственность. Совершая выбор, мы принимаем ее на себя, однако не всегда осознаем это. Страх ответственности, неосознанная попытка избежать ее нередко приводит к невозможности сдвинуться с мертвой точки.

Представим, что человек выбирает между походом с друзьями в лес и поездкой к родителям в деревню. Такая ситуация накладывает на него ответственность либо за расстроенных папу с мамой, либо за упущенную возможность получить незабываемые впечатления от похода. И в том, и в другом случае придется нести довольно тяжкий груз. Страх ответственности приводит человека к попыткам переложить её на других, а это может обернуться обидой и испорченными отношениями. Поэтому важно понимать, что, несмотря на существующие объективные обстоятельства, в большинстве случаев мы сами отвечаем за свою жизнь. Сложно принимать здравые решения, если нами руководит нежелание принять это.

Почему умение совершать выбор так важно?

Жизнь современного человека полна неожиданностей, огромного количества событий и знакомств. При этом культура города такова, что мы фактически предоставлены сами себе. Безусловно, семейные узы сохраняются, существует иерархия на службе, но они уже не несут той контролирующей жизнь функции, как когда-то. Выходит, что во всем этом сумбуре нам нужно как-то ориентироваться и опираться мы можем практически только на себя. В такой ситуации умение совершать выбор, отказываясь от чего-то, представляется совершенно необходимым. Это обеспечивает человеку твердую платформу, на которой он может строить свою жизнь. Проиллюстрировать это можно следующим примером.

На прием к психологу пришел молодой человек, Арсений, 26 лет. Жалуясь на тревогу о будущем, он вскользь упомянул о нескольких возможностях. В процессе разговора со специалистом выяснилось, что основная проблема Арсения заключается в том, что он не знает, чего он хочет больше. Завершив основное обучение в университете, он встал перед несколькими вариантами: уехать в свой родной город, где родители и гарантированная работа; продолжать работать не по профессии за достаточно большие деньги; пойти в аспирантуру и начать профессиональную деятельность, получая, однако непривычно низкую зарплату. Каждый из трех вариантов имеет свои преимущества, и все кажутся одинаково привлекательными. Таким образом, Арсений не предпринимает ничего уже почти год. При этом тревога и сниженное настроение все отчетливее проявляются в его жизни: появились проблемы на работе, нарушаются отношения с друзьями, близкими и т.д.

В ходе терапии были выявлены факторы, мешающие сделать выбор: страх перемен и убеждения относительно своего обеспечения. Выяснилось, что детство Арсения прошло в постоянных переездах, кратковременных обогащениях семьи и наступающей после бедности. Все это привело к устойчивому мнению, что любой неверный шаг может привести к краху и одновременно молодой человек очень нуждался в гарантиях, что в его жизни все будет стабильно. Каждый выбор мог обозначать проигрыш и ошибку. Отследив и проработав подобные установки, Арсений вместе с психологом смог выделить свои реальные желания и потребности, превратив проблему выбора в цепь задач. Все это сделало возможным направить силы на поиск необходимых для их решения ресурсов.

Описанная ситуация может иметь различные вариации в зависимости от личности человека, особенностей его жизни, окружающей культуры. Очевидным остается одно: большинство людей периодически сталкиваются со сложным выбором, не представляя, на что опираться при принятии решения. Психологи и психотерапевты работают, в том числе, и с этой проблемой, помогая клиентам осознать свои действительные цели, найти источники ресурсов и совершить первый шаг, принимая ответственность и радуясь новому.

Суть проблемы выбора заключается в следующем: если каждый используемый для удовлетворения многообразных потребностей экономический ресурс ограничен, существует проблема альтернативности его использования и поиска лучшего сочетания редких ресурсов. Поэтому экономику называют еще наукой о выборе.

Решая проблему выбора, каждая экономическая система по-своему отвечает на три главных экономических вопроса:

Проблема выбора бесконечна. Само слово "выбор" означает, что имеется множество решений, из которых следует выбрать оптимальное, т.е. вариант, который обеспечивает получение максимума экономического блага при минимуме затрат. Выбор как субъективное волеизъявление требует соответствующей материальной основы, которой является производство. Именно производство позволяет реализовать право выбора каждого потребителя и производителя в условиях ограниченности ресурсов.

Предположим, что в национальной экономике производятся только два вида благ (двухсекторная модель экономики). Для изготовления каждого продукта может быть выбран либо процесс максимального производства одного из продуктов, либо некоторая комбинация двух процессов (различные варианты производства обоих товаров).

Рассмотрим данную зависимость на условном примере альтернативных комбинаций товаров А и Б, которые общество может выбирать (табл. 2.1). Всякое увеличение производства продукта А потребует переключения части ресурсов с производства продукта Б на продукт А. И наоборот, если предпочесть увеличение производства продукта Б, необходимые для этого ресурсы могут быть получены лишь за счет сокращения производства продукта А.

Итак, существует закономерность, которой подчиняется как отдельное предприятие, так и экономика в целом: увеличение выпуска одного блага при неизменном объеме производственных ресурсов возможно за счет уменьшения выпуска другого.

Таблица 2.1 Возможности производства продукта А и Б при полном использовании ресурсов

Вид продукта

Производственные альтернативы

Продукт А

Продукт Б

Полезно знать >>>

Определение рыночной стоимости двухкомнатной квартиры
В настоящее время оценочная деятельность в России находится в стадии становления: - вырабатываются механизмы правого регулировщика, унифицируются стандарты оценки. Недвижимое имущество играет многогранную роль в экономической жизни. Оно является основной хозяйственной деятельности и составной частью активов предприятия. Недвижимость занимает очень важное мест...