Какие налоги ввел Петр I для проведения реформ в России. История налогов и налогообложения в россии

Крупномасштабные государственные преобразования в России, коснувшиеся всех сфер экономики, включая финансы, связаны с именем Петра I (1672-1725). В предшествующее ему время финансовая система Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере возникновения и возрастания потребностей казны вне связи с реальным экономическим положением страны. Петр предпринял усилия для подъема производительных сил, видя в этом необходимые условия укрепления финансового положения. В народнохозяйственный оборот входили новые промыслы, велась разработка еще не тронутых богатств. Вводились новые орудия производства и новые приемы труда во всех отраслях хозяйства. Развивались горное дело, обрабатывающая промышленность, страна покрывалась сетью заводов и мануфактур.

Петр I, налоговая реформа Петр начал учреждать казенные фабрики и заводы. Но при этом предусматривал передачу их в дальнейшем в частные руки. Зачинателям производства давались значительные денежные ссуды, льготы, к промышленным предприятиям приписывались населенные пункты, что позволило решить проблему рабочих рук. Именно в этот период в России возникли металлургия, горнозаводская промышленность, судостроение, суконное дело, парусное дело. Активно перенимая зарубежный опыт, Россия проводила протекционистскую политику, в том числе через таможенные пошлины. Занятие заводчиков и фабрикантов ставилось наравне с государственной службой. Промышленное развитие требовало улучшения торговли. Торговлю затрудняло состояние путей сообщения, и это крайне заботило царя. Он задумал соединить Балтийское и Каспийское моря посредством системы каналов. При нем был прорыт канал, соединивший реки Уну и Творцу, начаты работы по сооружению Ладожского канала.

Российским купцам Петр настойчиво предлагал образовывать торговые компании, объединять капиталы. Все эти меры, давая крупную отдачу в будущем, расширяя налоговую базу, порой требовали немедленных расходов. Кроме того, Россия в ту эпоху вела непрерывные войны. Реорганизация армии, строительство флота требовали все новых и новых дополнительных расходов. Помимо стрелецкой подати, были введены военные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей, вводились и другие налоги. Петр учредил особую должность - прибыльщиков, обязанность которых «сидеть и чинить государю прибыли», т. е. изобретать новые источники доходов казны. Так был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков - десятая часть доходов от их найма, налоги с постоялых дворов, с печей, с плавных судов, с арбузов, орехов, с продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже церковные верования. Например, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать. До нас дошли имена прибыльщиков Алексея Курбатова, предложившего применить гербовую, или орленую, бумагу по примеру Голландии, Степана Вараксина, Василия Ершова, Алексея Яковлева, Старцова, Акиншина. Усилиями прибыльщиков в январе 1705 г. была наложена пошлина на усы и бороды.Был о постановлено, что с тех, кто не захочет бриться, брать: с царедворцев и служилых людей по 60 руб., а с гостей и гостиной сотни первой статьи - по 100 руб., средней и меньшой статьи, с торговых и посадских людей - по 60 руб., с боярских людей, ямщиков, церковных при¬четников и всяких чинов московских жителей по 30 руб. ежегодно. С крестьян брали по воротам пошлину по 2 деньги с бороды при въезде в город и выезде из него. Сибирские жители от этой пошлины были освобождены.

В дальнейшем прибыльщики предложили коренное изменение системы налогообложения, а именно переход к подушной подати. До 1678 г. единицей налогообложения была «соха», устанавливаемая сошным письмом, а с 1678 г. такой единицей стал двор. Немедленно возник и способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей, стали огораживаться единым плетнем. Прибыльщики предложили перейти от подворной системы обложения к поголовной, единицей обложения стала вместо двора мужская душа.

В 1718 г. началась подушная перепись населения, проходившая в несколько этапов до 1724 г. для обложения подушной податью. В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить справедливость налогообложения, равномерную раскладку налоговых тягот. Тяжесть некоторых прежних налогов была ослаблена, причем, в первую очередь, для малоимущих людей. Впрочем, не все придерживались того же мнения, cовременники отмечали тяжесть подушной подати, возрастание недоимок.

Уже в 1725 г. Екатерина I (1684- 1727) снизила оклад с 74 до 70 коп. А главный недостаток подушной подати, как и любого поголовного налога, заключается в том, что не принимается во внимание различная доходность труда в разных местностях и отраслях. Второй недостаток - в том, что количество ревизских душ есть величина переменная, следовательно, расчет налога носит достаточно условный характер; третий - налог раскладывали прямо по ревизским душам, а не по работникам, что фактически утяжеляло его. Давали доход и оброчные статьи: казенные рыбные ловли, мельницы, соляные варницы, сенные покосы, огороды, бобровые гоны, бортные ухожья, ледоколы, публичные бани, кладовые, амбары, воскобойни, винокурни, пивоварни, солодовни и пр.

Петр I близко подошел к идее промыслового налога. При проведении переписи горожан - купцов, посадских и слободских людей - описывались не только их дворы, характер промыслов и ремесел, но и объем промыслов и наемная плата за помещение. Видимо, предполагалось в дальнейшем дифференцировать налогообложение сельскохозяйственных жителей и горожан.

Петр реорганизовал управление финансами. Наряду с реорганизацией центрального управления происходили изменения в земских учреждениях. Государство Петра I еще не имело в достаточном количестве органов, способных осуществлять сбор питейных, торговых и прочих пошлин. Обычно эта обязанность возлагалась на представителей купечества и других городских обывателей. Казенные подати собирали выборные земские старосты под контролем воевод. Указом от 30 января 1699 г. торгово-промышленному населению городов и крестьянам государевых волостей было предоставлено право «буде они похотят» управляться своими выборными бурмистрами. В частности, они должны были вместо воевод и приказных людей собирать государственные налоги. Это был крупный шаг в области местного самоуправления. Что касается косвенных налогов, то в описываемый период большое распространение получили откупа. Правда, была еще одна попытка Петра упорядочить сбор косвенных налогов. Он попытался поручить их сбор подобранным для этой цели отставным офицерам и солдатам, однако успеха это не имело.

В 1718 г. в каждом уезде стал выбираться дворянами земский комиссар для сбора подушной подати, наблюдения за местными откупщиками казенных доходных статей. На них же был возложен ряд полицейских обязанностей. Доходы государства постоянно росли. Во второй половине царствования Петра I Российское государство несмотря на огромные издержки, обходилось собственными доходами и «не сделало ни копейки долгу».

Возникновение, развитие и трансформация идеологии фашизма

1.1 Причины возникновения идеологии фашизма

Возникновение фашистской идеологии в Италии и Германии первой половины ХХ в. имеет ряд общих оснований, которые обусловили становление тоталитарных режимов в этих странах на базе разработанной их идеологами фашистской доктрины…

География городов Древнерусского государства

2. Причины возникновения городов Киевской Руси

О причинах появления городов было создано немало теорий. Наиболее известная теория о происхождении русских городов принадлежит В.О. Ключевскому…

Движение афроамериканцев в США за гражданские права во второй половине XX века

1.1 Причины возникновения движения афроамериканцев в США

Нынешние национальные проблемы США своими корнями уходят в прошлое страны. Они обусловлены особенностями исторического развития США, формирования американской нации…

История Великого Новгорода

1.1 История и причины возникновения Великого Новгорода

Северно-Западная Русь, где были расположены Новгородская и Псковская земли, развивалась своеобразно. Псков первоначально входил в состав Новгородской земли (1136-1478гг.) и только в 1348г. добился независимости…

Национальный вопрос в современной России. Вторая чеченская война

1. Причины возникновения межнациональных конфликтов

Как уже было сказано выше, кроме нелегальных мигрантов, со скинхедами сталкиваются и представители других социальных кругов — различных диаспор, проживающие в Москве и других крупных городах России. Проблема национальных диаспор является…

Образ городов средневековой Руси

1.1 Причины возникновения городов

Следствием успехов восточной торговли славян, завязавшейся в VII в., было возникновение древнейших торговых городов на Руси. «Повесть временных лет» о начале Русской земли не помнит, когда возникли эти города: Киев, Любеч, Чернигов, Новгород…

Особенности развития фашизма в Италии и его влияние на социально-экономическую и политическую сферы страны (1920-1940 гг.)

1.1 Предпосылки и причины возникновения фашизма в Италии

В Италии фашистский режим установился раньше всего. Как политическое движение итальянский фашизм оформился в марте 1919 г., но его исторические корни надо искать в первой мировой войне. В ноябре 1918 г…

Особенности цеховой организации ремесла в средневековой Европе

1.1 Причины возникновения цехов

Средневековые цехи — «объединения городских ремесленников одной или нескольких специальностей». Появление цехов было обусловлено достигнутыми в то время уровнем производительных сил и всей феодально-сословной структурой общества…

Политика военного коммунизма в аграрной области

1. Причины возникновения «военного коммунизма».

«Военный коммунизм» — это система временных, чрезвычайных, вынужденных гражданской войной и военной интервенцией мер, в сумме определивших своеобразие экономической политики Советского государства в 1918-1921 г.г…

Реформы Петра I

1. Причины реформ. Сторонники и противники реформ.

Основной отраслью экономики России начала 18 века оставалось сельское хозяйство, где продолжала господствовать 3-х польная система земледелия. Главными земледельческими культурами были: рожь, овес, а основными орудиями производства — соха…

Следы язычества в современных выражениях и поговорках

1. Причины возникновения язычества

На Руси до прихода и утверждения христианства не было какой-то одной единой религии, и верования разных племен и народностей, населявших северо-восточную Русь, были различны во многом…

Смута в истории России

2. Причины возникновения самозванчества. Лжедмитрий I

Самозванство сыграло заметную роль в русской истории XVII — XVIII вв. Начало его связано с появлением на исторической арене Лжедмитрия I. В Польше против царя Бориса выступил молодой человек, который назвал себя царевичем Дмитрием…

Смутное время и его последствия для Руси

1. Причины возникновения смуты на Руси

На рубеже 16 и 17 вв. Московское государство переживало тяжелый политический и социально-экономический кризис, который особенно отразился на положении центральных областей государства. «Смутное время — есть экономический, социальный кризис…

Стиляги – советская молодежная субкультура второй половины 1940-х годов

1.1 Причины возникновения субкультуры

Появляться субкультура стиляг начала сразу после Великой Отечественной войны. Тогда в СССР появились, привезенные с побеждённой территории, трофейные товары и одежда, а на экранах появились западные фильмы…

Эпоха Петра Великого и значение его реформ. Реформы Александра Второго. Гражданская война в России

3. Гражданская война в России: причины, характер, последствия. Причины возникновения, характер гражданской войны в России

Гражданские войны известны в истории с древнейших времен. На бытовом уровне гражданская война — это война между гражданами одного государства. Гражданская война — это, обусловленная глубокими социальными, политическими, экономическими и др…

Предпосылки финансовой реформы Петра 1

Как известно, государство нуждается в деньгах для развития, а также для защиты от внутренних и внешних угроз. Не стал исключением и Петр 1. Основными причинами финансовых реформ для Петра 1 стали:

  • создание в кратчайшие сроки регулярной армии и флота,
  • модернизация государства.

Правившие до него цари использовали подворное налогообложение, а это не удовлетворяло финансовым запросам Петра 1, поэтому в казне стали появляться недоимки или, по-просту говоря, — дыры.

Все это сподвигло его на проведение финансовых реформ, хотя в первые годы они были не совсем удачные.

Денежная реформа Петра 1

Уже в 1703-1706 годах стали часто появляться недоимки из-за Ратушей — эти недоимки могли дорого стоить, так как подрывали безопасность страны. Нет денег — нет армии и флота.

Для того чтобы исправить положение дел, Петр Первый велел начать перечеканку денег.

В то время неплохой доход страна получала от продажи товаров за границу.

Реформы Петра I (Таблица по истории России)

Но просто перечеканивать монеты было не выгодно. Чтобы как то решить это Петр 1 ввел новые монеты.

Раньше копейка не было основной денежной единицей и равнялась 2 деньгам. После чеканки новых монет копейка являлась основной денежной единицей.

Правда, при чеканке новых монет Петр 1 не раз снижал вес и пробу этих монет, а это в свою очередь вызвало рост подделок.

Эта мера по перечеканке монет действительно помогла на первых этапах, но имела ужасные последствия в будущем — русская монета обесценилась, цены поднялись практически на 100 процентов.

Расходы страны продолжали увеличиваться, а доходы не стремились подниматься.

Чтобы содрать с населения побольше денег Петр 1 обложил налогом почти всю хозяйственную деятельность.

Он ввел до 30 разных налогов для населения, основные из них:

  • налог на рыболовство,
  • налог на ношение бороды для старообрядцев,
  • даже дубовые колоды, которые использовались в изготовление гробов, так как знал, что народу мрет много и постоянно, соответственно доход приличный,
  • еще много других налогов, которые усложняли и так не легкую жизнь населения.

В 1705 году проходило переустройство армии и флота, а это значит, что расходы на переформирование армии и флота выросли.

Только введением новых налогов и перечеканкой монет эти расходы не покрыть, поэтому Петр 1 решил монополизировать торговлю частью товарами.

Обретая единственные права на торговлю определенным товаром Петр 1 обеспечил неплохой финансовый приток в казну, а это было крайне необходимо в виду проведения военных реформ.

Также были созданы должности специальных агентов, которые продавали определенный казенный товар в крупных европейских городах.

Так как все принятые меры все равно не давали должного результата, то Петр 1 опять не пренебрег использовать перечеканку монет.

Так с 1711 года он приказал запретить чеканить мелкую серебряную монету, а заменить ее медной.

Через несколько лет эта мера привела практически к полному выходу мелких серебряных монет.

Если раньше при попытке замены серебра медью это заканчивалось бунтом (Медные бунты), то теперь, имея сильную власть, население было более сдержанно при проведение денежной реформы Петром 1.

Подушная подать

Петра 1 не на шутку волновали вопросы уменьшения населения страны.

Но как оказалось на самом деле, причина не была столь серьезной. Чтобы избежать налогообложения население старалось всячески укрыться от уплат налогов. Так обычный крестьянин мог убежать и скрыться от переписи, а помещики существенно занижали количество трудоспособных налогоплательщиков.

Чтобы найти более эффективный способ пополнения казны Петр 1 пришел к коренным изменениям в налоговой системе.

Раньше налог брался с двора, а это ущемляло те дворы, где работоспособных людей было меньше. Например, налог был одинаков для двора с 30 и 10 людьми соответственно. Для этого некоторые хитрые помещики специально огораживали одной плетью несколько дворов и делали одни общие ворота, и при подсчете это считалось за 1 двор.

При введении подушной подати налог взимался с мужского населения любого возраста, кроме духовенства, солдат и дворян.

Сумма налога зависела от количества платежного населения и от суммы нужд армии и флота. Обычно эта сумма делилась на количество налогоплательщиков после последней переписи.

Введение подушной подати значительно увеличила доход государства от налогов по сравнению с подворной податью.

Большую часть времени правления Петра I Россия воевала. Военные расходы становились все больше, а государева казна все пустее. Такая ситуация требовала от Петра I и его соратников решительных действий, которые были бы способны восполнить образовавшиеся в бюджете страны бреши.

Система налогообложения населения при Петре I несколько раз менялась. Петр I проводил налоговую реформу исходя из положения дел в стране.

Налоговая реформа Петра I подразумевала под собой увеличение как прямых, так и косвенных налогов.

Прямыми налогами являлись: рекрутский, корабельный, налог на бороду, на дубовые гробы, на государственные бумаги, и другие. Расширилось число и косвенных налогов: рыбные, медные, медовые, конские, банные. К 1724 году, в России насчитывалось около 40 различных налогов. В 1718 году государство заинтересовалось в увеличение налоговых сборов.

Реформы Петра I. Цели реформ Петра I

Для этого была проведена перепись населения.

Перепись населения предоставляла право изымать налог, не с крестьянского двора, а с каждой мужской души от младенцев до стариков. Такая условно счетная единица заносилась в «Ревизские сказки», которые обновлялись только через несколько лет.

Закончились налоговые реформы Петра I с введения подушной подати. После «ревизской переписи» множество различных налогов было заменено подушной податью. Подушная подать с помещичьего крестьянина составляла 74 копейки в год, а с посадского 1рубль 14 копеек. Прошедшая перепись поставила вне закона вольных крестьян и не состоящих на службе. Сильно ужесточилось наказание за сокрытие беглых крестьян.

С введением подушной подати налоговое бремя для населения выросло в три раза, это приводило к разорению и массовому бегству крестьян.

Налоговая реформа Петра I была требованием военного времени, России очень были нужны выходы к незамерзающим морям для развития внешнеполитических связей. Однако такая налоговая реформа, отражалась на благосостоянии населения России.

Статьи по теме:

Введение

1. Причины возникновения реформ

2. Налоговая реформа Петра I

2.1 Реформа косвенных налогов

2.2 Реформа прямых налогов

2.3 Реформа финансового аппарата

3. Оценка налоговой реформы Петра I и ее значение для России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Личность Петра I сложна и противоречива, как и сама эпоха, в которую он формировался.

В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр, наша страна переживала переломный момент в своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, которые были способны обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями.

Страна не имела выхода к морям — ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю.

Не имела Россия также и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения.

Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий. Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной.

Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I. Он не только постиг веление времени, но и отдал на службу этому велению весь свой незаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах.

К этой теме я обратилась, потому что период петровского правления оказал огромное значение на последующую историю России.

Петровская эпоха важна и актуальна для истории нашего государства, потому что то, что сделано в прошлом прямо влияет на будущее. История нашей страны и до Петра Великого и после него, знала немало реформ, однако, главным отличием петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что они носили всеобъемлющий характер и охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, которые касались лишь отдельных сфер жизни общества и государства.

Естественно коренное переустройство влечет за собой как положительные стороны, так и противоречия.

Цель моей работы - изучение налоговой реформы в период царствования Петра I в XVIIIв. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: 1. Выявить причины возникновения реформ Петра I; 2. Раскрыть основное содержание налоговой реформы; 3.

Определить значение налоговой реформы Петра I для России. Также следует показать, как изменилась страна в своем политическом и экономическом облике.

1. Причины возникновения реформ

Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?

Основной причиной служило то, что после хозяйственного подъема в конце XVII века вследствие развития внутренней торговли, когда объем поступлений в казну за 20 лет увеличился вдвое и составил почти 3 млн.

рублей (см. табл.1), экономический рост страны существенно замедлился.

Таблица 1.Сравнительный анализ поступлений в казну в 1680г и 1701г.

Из таблицы мы видим, что за 20 лет государственный доход удвоился. По отдельным статьям, абсолютное увеличение особенно значительно по рубрикам монетной операции (752 тыс.). Сравнивая же относительные цифры, мы заметим, что главный тон всему изменению дает эксплуатация легальных прав, развитие этой рубрики понижает относительное значение всех остальных, несмотря на то, что абсолютные цифры по всем рубрикам значительно увеличиваются.

Однако, многолетняя Северная война, строительство кораблей, подорвали финансовое положение российского государства.

Только армия и флот ежегодно поглощали до трех миллионов рублей. Расходы начали превышать доходную часть бюджета, и если первые три года разрыв между расходами и доходами государства покрывался за счет остатков прошлых лет, то уже к 1704 году они исчерпались, и начал нарастать финансовый кризис. Дефицит бюджета достиг огромной по тем временам суммы 500 тыс.

рублей. Поэтому постоянная нужда в деньгах побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники доходов. Слабая пригодность существовавшей финансовой системы для решения такой задачи была очевидна.

Требовался новый подход к устройству административного аппарата. При сборе денег с приказов выяснилось хаотическое состояние отчетности — ни дума, ни Большая казна не могли сказать, какие суммы находятся в движении по приказам.

Твердых и постоянных норм налогообложения не было, они могли меняться от того, кто и как собирал налоги. Люди, допущенные к сбору денег, слишком часто оставляли значительную их часть в своем распоряжении. Малоуспешная борьба с казнокрадством велась в обстановке хронического дефицита средств на самые неотложные нужды.

Общегосударственная роспись доходов и расходов отсутствовала.

Таким образом, реформаторские действия Петра I на рубеже XVII-XVIII веков не были случайностью: Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока.

Старая система устройства хозяйства не могла удовлетворить потребностей страны, особенно в условиях войны.Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, в области культуры и быта, денежной системы, а также в сфере налогообложения.

2.

Налоговая реформа Петра I

2.1 Реформа косвенных налогов

Уже в первые годы царствования Петр I столкнулся с большими трудностями в сфере финансов. Поэтому было решено умножить количество налогов и резко увеличить их ставки.

Таблица “Реформы Петра 1”

Сначала Петр расширил косвенные налоги, не производя преобразований прямых. Появляется категория лиц, на которых возлагается задача нахождения новых источников поступления средств в казну.

Они назывались «прибыльщиками» и были госслужащими, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли». Во главе «прибыльщиков» стоял Курбатов – дворецкий боярина Шереметева, за ним следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и многие другие. Каждый из этих выдумщиков придумывал все новые и новые объекты обложения, то есть придумывал новые налоги.

Начиная с 1704 года один за другим вводились следующие налоги: поземельный, посаженный, покосовщинный, пролубный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с печей, с мостов и переправ, привальный и отвальный с плавучих судов, с клеймения платья, шапок и сапог, с квасных и сусляных напитков, с варки пива, с воскобоен, с кожевенного и мыльного промыслов, с лавок, почепов, кузниц, харчевен, пекарен, с мастеровых и «работных людей» (за то, что они мастеровые и работные люди), с записки клейма мастеровых, с лавочных седельцев и «походячих продавцов» (кроме торговых пошлин), за переход торговых людей из лавки в лавку, с продажи свеч, «конских и скотинных кож» и т.д.

Всего было введено около 40 новых налогов. В 1700 г. был введен «хомутейный сбор», в 1705г. вышел указ о дополнительном «сборе с извозчиков десятой доли из получаемой ими по найму платы». Кроме того они должны были платить наряду со всеми владельцами лошадей «конские пошлины». Вместе эти пошлины в ведомостях казенного дохода составляли довольно крупную сумму – почти 80 тыс. руб.

Одним из интересных налогов был налог на бороды (от налога были освобождено духовенство и крестьянство). В январе 1705г.

вышел указ «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». С лиц, которые отказывались брить бороды взималось: с гостей и гостиной сотни первой статьи – по 100 рублей, с царедворцев, служилых людей, с гостей и гостиной сотни средней и меньшей статьи, а также с торговых и посадских людей – по 60 рублей, с боярских людей, ямщиков и всяких чинов московских жителей – по 30 рублей ежегодно.

Была установлена особая система взимания пошлины с крестьян — налог на въезд в столицу и на выезд по 2 коп.с бороды.

Обложению подвергались и религиозные верования. Раскольники должны были платить двойной оклад податей. Наложены были сборы на совершение обрядов по случаю браков, рождения, смерти. Брачный налог был положен на мордву, черемис, татар и других инородцев.

В 1719 г. Была введена горная подать, которая уплачивалась натурой в размере десятой доли валовой добычи ископаемых.

Налогообложение горных промыслов осуществлялось в России еще в XVII веке. Горная подать представляла собой особый вид налога, взимаемый государством с горнопромышленников и предприятий, осуществляющих разработку недр. Промышленники были обязаны доставлять десятую долю от прибытка (валовой добычи) в казну, которой предоставлено и право преимущественной покупки золота, серебра, меди и селитры по ценам, определенным Берг-Коллегией.

Дата публикации: 02.10.2013 16:26

Начало 1722 года принесло жителям России множество перемен. Они не только впервые праздновали диковинный праздник Новый год, но и ожидали невиданных налоговых преобразований. Прошло почти три столетия, а вот принципы финансовой политики государства остались все те же - петровские.

Петр I хорошо понимал: налоги - это основной источник богатства государства, но на практике дальше грозного, но пустого указания Сенату: «Денег как возможно больше собирать!» ничего сделать не мог.

Многолетняя Северная война, строительство кораблей, возведение «египетских пирамид на невских болотах» подорвали финансовое положение российского государства. Только армия и флот ежегодно поглощали до трех миллионов рублей. Для сравнения: в то время корова стоила три рубля. Постоянная нужда в деньгах побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники доходов.

Пополнить опустевшие запасы звонкой золотой монетой должны были новые госслужащие - «прибыльщики». Основной задачей прародителей современных налоговиков было «сидеть и чинить государству прибыли», то есть изобретать новые источники доходов для оскудевшей государственной казны. Петр Алексеевич доверил эту ответственную задачу своим приближенным друзьям. Во главе «прибыльщиков» стоял бывший холоп Курбатов - дворецкий боярина Шереметева, далее следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и много других громких имен. Особенно отличился бывший московский вице-губернатор Нестеров. Он носил звание оберфискала - генерального контролера и остался в истории самым смелым обличителем вельможных казнокрадов. Однако и сам впоследствии был уличен во взятках и колесован за это.

Каждый из этих выдумщиков выискивал новые объекты налогообложения, то есть придумывал новые налоги. И они как из худого решета сыпались на головы россиян. Начиная с 1704 года один за другим вводились такие сборы: поземельный, померный и весчий, хомутейный, шапочный и сапожный - от клеймения хомутов, шапок и сапог, подужный, с извозчиков - десятая доля найма, посаженный, покосовщинный, кожный - с конных и яловочных кож, пчельный, банный, мельничный - с постоялых дворов, с найма домов, с наемных углов, пролубной, ледокольный, погребной, водопойный, трубный - с печей, привальный и отвальный - с судов, с дров, с продажи съестного, с арбузов, огурцов, орехов, и «другие мелочные всякие сборы». Причем для каждого из них тотчас учреждалась особая канцелярия с изобретателем во главе.

Как и сейчас, одним из основных правил финансовой политики Петра I было: «Требуй невозможного, чтобы получить наибольшее из возможного». Правда, сегодня для чиновников это выражение переродилось в понятие налогового администрирования. Как и в петровские времена, современные налоговые инспекторы предпочитают запросить по максимуму, чтобы хоть чем-то заполнить бюджет - видимо, петровские правила стали традицией.

Лишь к концу своего царствования первый российский император осознал несостоятельность этих мелочных сборов, которые не только не пополняли казну, но и оказывали дурное действие на настроение народа. Эти сборы донимали не столько тяжестью, сколько своей численностью: их было больше тридцати. Назойливым июльским оводом они приставали к изнуренному налогоплательщику на каждом шагу.

И тогда Петр принял рискованное решение. Царь задумал введение нового налога - подушной подати, просуществовавшей в России вплоть до 1887 года.

Первым шагом налоговой реформы стало проведение переписи населения. Указом 26 ноября 1718 года Петр приказал в течение года взять ото всех правдивые «сказки», сколько у кого в какой деревне имеется душ мужского пола, и сосчитать, сколько крестьян смогут содержать одного солдата. Для определения этого надо было разделить стоимость содержания военного на число наличных податных душ. Эти «сказки» были получены и сосчитаны только к началу 1722 года.

Ревизии проводились регулярно и занимали по нескольку лет. Поэтому данные «сказок» к моменту подсчета общего количества душ были весьма условными.

Цифра в пять миллионов вызвала подозрение Петра. Все тогдашние владельцы крестьян мигом смекнули, что император замыслил новый налог, который будет зависеть от поданных «сказок». Поэтому списки составлялись с жуткими искажениями и нарушениями всех мыслимых сроков. Одним словом, попытались уйти от выплаты налогов.

В ответ на это Петр повелел провести ревизию на местах, проверку «сказок» и произвести «раскладку войска на землю» - подобие современных выездных проверок налоговых инспекторов. Полки размещались по ротам, на каждую роту отводился сельский округ с таким количеством ревизского населения, чтобы на каждого пешего солдата приходилось по 35 с половиной душ, а конного - по 50 с четвертинкой души мужского пола. В 1721 году подушной оклад положено было считать в 95 копеек с души, через три года он снизился до 74 копеек.

Налоговая повинность превратились в самое мощное орудие контроля государства над населением. Самим крестьянам ничего не объясняли: сказали плати - значит плати. Именно с этого момента начинается закрепощение крестьян. С должниками поступали очень круто. Те бедняки, которым было не по плечу заплатить подушную подать, занимали у богачей, чтобы не попасть в руки царских налоговых чиновников. Должников вместе с семьями вывозили за Урал, на металлургические заводы. Работа там была настолько трудной, что отправка туда приравнивалась к смертной казни. Введение нового налога вызвало волну возмущений.

Кроме этого большим недостатком петровской налоговой реформы был нерешенный вопрос самоуправства дворян и чиновников.

Первые рьяно пытались освободить своих крестьян от казенных повинностей, но не для облегчения участи последних, а для увеличения толщины собственного кошелька. Вторые же были истинными виртуозами по части казнокрадства. Сегодня исследователями подсчитано, что из 100 податных рублей только 30 попадали в царскую казну, остальные оседали в карманах все тех же сборщиков податей. К тому же, как ни старался Петр I ввести прозрачную и эффективную письменную отчетность, ему это не удалось. Основной гарантией честности оставалась совесть сборщика, а она, как видно, очень многих подводила.

Однако реформа все же дала свои результаты. Подушная подать более чем на два миллиона увеличила доход казны, несмотря на огромный недобор. Сметный доход 1724 года почти втрое превосходил доход дефицитного 1710 года.

В петровские времена появились довольно странные налоги, до сих пор не имеющие аналогов в мире. Облагались не только угодья и промыслы, но и религиозные верования и даже совесть. Так, например, раскол терпелся, но оплачивался двойным окладом подати, как своего рода роскошь. Точно так же оплачивались борода и усы, с которыми древнерусский человек соединял представление об образе и подобии Божьем. Указом 1705 года борода была расценена посословно: дворянская и приказная - в 60 рублей, первостатейная купеческая - в 100 рублей, рядовая торговая - в 60 рублей, холопья - в 30 рублей. Крестьянин в деревне носил бороду даром, но при въезде и выезде из города платил за нее одну копейку.

Пополнился список и старинных русских казенных монополий. К прежним, на смолу, поташу, ревень, клей, прибавились «акцизы» на соль, табак, деготь, рыбий жир и... дубовые гробы.

Введение

2. Налоговая реформа Петра I

2.1 Реформа косвенных налогов

2.2 Реформа прямых налогов

3. Оценка налоговой реформы Петра I и ее значение для России

Заключение

Список использованной литературы


Личность Петра I сложна и противоречива, как и сама эпоха, в которую он формировался. В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр, наша страна переживала переломный момент в своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, которые были способны обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Страна не имела выхода к морям - ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела Россия также и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий. Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной. Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I. Он не только постиг веление времени, но и отдал на службу этому велению весь свой незаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах.

К этой теме я обратилась, потому что период петровского правления оказал огромное значение на последующую историю России. Петровская эпоха важна и актуальна для истории нашего государства, потому что то, что сделано в прошлом прямо влияет на будущее. История нашей страны и до Петра Великого и после него, знала немало реформ, однако, главным отличием петровских преобразований от реформ предшествующего и последующего времени состояло в том, что они носили всеобъемлющий характер и охватывали все стороны жизни народа, в то время как другие внедряли новшества, которые касались лишь отдельных сфер жизни общества и государства. Естественно коренное переустройство влечет за собой как положительные стороны, так и противоречия.

Цель моей работы - изучение налоговой реформы в период царствования Петра I в XVIIIв. Для этого необходимо выполнить следующие задачи: 1. Выявить причины возникновения реформ Петра I; 2. Раскрыть основное содержание налоговой реформы; 3. Определить значение налоговой реформы Петра I для России. Также следует показать, как изменилась страна в своем политическом и экономическом облике.

1. Причины возникновения реформ

Страна стояла накануне великих преобразований. Каковы же были предпосылки петровских реформ?

Основной причиной служило то, что после хозяйственного подъема в конце XVII века вследствие развития внутренней торговли, когда объем поступлений в казну за 20 лет увеличился вдвое и составил почти 3 млн. рублей (см. табл.1), экономический рост страны существенно замедлился.

Таблица 1.Сравнительный анализ поступлений в казну в 1680г и 1701г.

I. Прямые налоги: 1680г. % 1701г. %
1) Стрелецкие 101 468 6,9 117 227 4
2) Ямские 53 453 3,6 38 208 1,3
3) Запросные 235 338 16,1 310 152 10,5
4) Ясак 103 610 7,1 118 650 4
ИТОГО прямые налоги: 493 869 33,7 584 237 19,8
II. Косвенные: 650 223 44,4 1 195 974 40,4
III. Регалии и пошлины:
1) Монетная операция 40 000 2,7 791 728 26,8
2) Оброк 146 150 10 130 183 4,4
3) Пошлины 33 735 2,3 118 699 4
ИТОГО регалии и пошлины: 219 885 15 1 040 610 35,2
IV. Разные сборы: 100 000 6,8 134 944 4,6
ВСЕГО: 1 463 977 2 955 765

Из таблицы мы видим, что за 20 лет государственный доход удвоился. По отдельным статьям, абсолютное увеличение особенно значительно по рубрикам монетной операции (752 тыс.). Сравнивая же относительные цифры, мы заметим, что главный тон всему изменению дает эксплуатация легальных прав, развитие этой рубрики понижает относительное значение всех остальных, несмотря на то, что абсолютные цифры по всем рубрикам значительно увеличиваются.

Однако, многолетняя Северная война, строительство кораблей, подорвали финансовое положение российского государства. Только армия и флот ежегодно поглощали до трех миллионов рублей. Расходы начали превышать доходную часть бюджета, и если первые три года разрыв между расходами и доходами государства покрывался за счет остатков прошлых лет, то уже к 1704 году они исчерпались, и начал нарастать финансовый кризис. Дефицит бюджета достиг огромной по тем временам суммы 500 тыс. рублей. Поэтому постоянная нужда в деньгах побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники доходов. Слабая пригодность существовавшей финансовой системы для решения такой задачи была очевидна. Требовался новый подход к устройству административного аппарата. При сборе денег с приказов выяснилось хаотическое состояние отчетности - ни дума, ни Большая казна не могли сказать, какие суммы находятся в движении по приказам. Твердых и постоянных норм налогообложения не было, они могли меняться от того, кто и как собирал налоги. Люди, допущенные к сбору денег, слишком часто оставляли значительную их часть в своем распоряжении. Малоуспешная борьба с казнокрадством велась в обстановке хронического дефицита средств на самые неотложные нужды. Общегосударственная роспись доходов и расходов отсутствовала.

Таким образом, реформаторские действия Петра I на рубеже XVII-XVIII веков не были случайностью: Россия XVII века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Старая система устройства хозяйства не могла удовлетворить потребностей страны, особенно в условиях войны.Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, в области культуры и быта, денежной системы, а также в сфере налогообложения.

2. Налоговая реформа Петра I

2.1 Реформа косвенных налогов

Уже в первые годы царствования Петр I столкнулся с большими трудностями в сфере финансов. Поэтому было решено умножить количество налогов и резко увеличить их ставки. Сначала Петр расширил косвенные налоги, не производя преобразований прямых. Появляется категория лиц, на которых возлагается задача нахождения новых источников поступления средств в казну. Они назывались «прибыльщиками» и были госслужащими, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли». Во главе «прибыльщиков» стоял Курбатов – дворецкий боярина Шереметева, за ним следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и многие другие. Каждый из этих выдумщиков придумывал все новые и новые объекты обложения, то есть придумывал новые налоги.

Начиная с 1704 года один за другим вводились следующие налоги: поземельный, посаженный, покосовщинный, пролубный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с печей, с мостов и переправ, привальный и отвальный с плавучих судов, с клеймения платья, шапок и сапог, с квасных и сусляных напитков, с варки пива, с воскобоен, с кожевенного и мыльного промыслов, с лавок, почепов, кузниц, харчевен, пекарен, с мастеровых и «работных людей» (за то, что они мастеровые и работные люди), с записки клейма мастеровых, с лавочных седельцев и «походячих продавцов» (кроме торговых пошлин), за переход торговых людей из лавки в лавку, с продажи свеч, «конских и скотинных кож» и т.д. Всего было введено около 40 новых налогов. В 1700 г. был введен «хомутейный сбор», в 1705г. вышел указ о дополнительном «сборе с извозчиков десятой доли из получаемой ими по найму платы». Кроме того они должны были платить наряду со всеми владельцами лошадей «конские пошлины». Вместе эти пошлины в ведомостях казенного дохода составляли довольно крупную сумму – почти 80 тыс. руб.

Одним из интересных налогов был налог на бороды (от налога были освобождено духовенство и крестьянство). В январе 1705г. вышел указ «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». С лиц, которые отказывались брить бороды взималось: с гостей и гостиной сотни первой статьи – по 100 рублей, с царедворцев, служилых людей, с гостей и гостиной сотни средней и меньшей статьи, а также с торговых и посадских людей – по 60 рублей, с боярских людей, ямщиков и всяких чинов московских жителей – по 30 рублей ежегодно. Была установлена особая система взимания пошлины с крестьян - налог на въезд в столицу и на выезд по 2 коп.с бороды.

Обложению подвергались и религиозные верования. Раскольники должны были платить двойной оклад податей. Наложены были сборы на совершение обрядов по случаю браков, рождения, смерти. Брачный налог был положен на мордву, черемис, татар и других инородцев.

В 1719 г. Была введена горная подать, которая уплачивалась натурой в размере десятой доли валовой добычи ископаемых. Налогообложение горных промыслов осуществлялось в России еще в XVII веке. Горная подать представляла собой особый вид налога, взимаемый государством с горнопромышленников и предприятий, осуществляющих разработку недр. Промышленники были обязаны доставлять десятую долю от прибытка (валовой добычи) в казну, которой предоставлено и право преимущественной покупки золота, серебра, меди и селитры по ценам, определенным Берг-Коллегией.

С начала XVIII столетия значительно были расширены государственные монополии на продажу товаров внутренней и внешней торговли. Установленные казенные монополии на продажу таких товаров внутренней торговли, как вино, табак и соль, приносили государству огромные доходы. Так, по табели казенных сборов 1724г. (см. приложение 1) кабацкие сборы давали 1 030 237 руб. («питейная продажа», т.е. вино – 973 292 руб., клеймение кубов – 14 432 руб., табачная продажа – 42 513 руб.), или 25,5% всех казенных сборов, кроме подушного. Соляный сбор составлял 662 118 руб. или 16% сборов. В поисках все новых источников пополнения казны правительством устанавливались все новые монополии: на продажу игральных карт, шашек, шахмат, табачных трубок и даже дубовых гробов.

Возрастала система откупов. С 1704 по 1712 г. был издан ряд указов о сдаче на откуп или оброк торговых бань (в городах, посадах и дворцовых селах запрещалось иметь свои бани), рыбных ловель, мельниц и мельничных сборов, мостов, перевозов, хомутного сбора, дворцовых пашенных земель, сенных покосов и т.д. (см. Таблицу 2).

Важным нововведением эпохи Петра I является установление системы взимания гербовых сборов (пошлин). В России гербовая бумага введена указом 23 января 1699 г. Инициатором использования гербовой бумаги в России считается дворецкий графа Шереметева Курбатов. Гербовая (актовая) бумага это специальная бумага, предназначенная для написания актов и документов (векселей, договоров, актов о продаже имущества и др.) и представляющая собой один из видов гербового знака.В 1720 г. гербовый сбор доставил казне около 20 тыс. руб.

В 1700 г. вводится пробирная пошлина, которая представляла собой сбор, взимавшийся государственными органами пробирного надзора. Размер этой пошлины зависел от веса золотых и серебряных изделий, а также искусства ремесла.

В 1724 г. был принят общий таможенный тариф, имевший протекционистскую направленность. Таможенный тариф защищал российскую промышленность от иностранных конкурентов, одновременно открывая дорогу на рынок дефицитным товарам.

Таблица 2. Сравнительная таблица поступлений косвенных налогов в 1720, 1723 и 1724 гг.

I.Косвенные налоги и акцизы 1720 1723 1724
1. Таможенные (внутр.и портовые) 874 773 869 585 1 011 689
2. Кабацкие 862 686 1 521 377 954 740
3. С клейменья кубов 12 773 13 677 14 431
4. Табачные (и трубочные) 26 819 41 463 42 514
5. Конские пошлины с продажи 21 746 41 277 40 861
6. С клеймения хомутов 1 825 8 096 8 096
7. С мостов и перевозов 10 191 42 358 42 628
8. Привальные и отвальные 20 545 12 144 12 776
9. С весчих товаров 3 474 955 887
Итого косвенные налоги и акцизы: 2 252 027 2 550 932 2 128 622
II.Оброки и откупы государственных имуществ
1. С дворцовых волостей 94 491 94 491 94 491
2. С рыбных ловель 89 093 87 595 89 197
3. С оброчных земель и сенных покосов 18 812 44 183 26 615
4. С ледокола и водопоя 3 849 3 829 3 754
5. С откупных статей наддачи 4 915 - -
6. С продажи скотины и кож 11 333 3 903 3 906
7. С отписных лавок 2 512 1 504
8. С продажи виногр.,чихиря и овощей - 313 313
Итого 225 005 234 314 219 780
III.Промысловые сборы:
1. С торговых бань 1 390 8 637 8 818
2. С разночинцевых бань 71 792 29 320 25 141
3. С мельниц 71 704 72 980 73 882
4. С постоялых дворов 6 613 6 669
5. С лавок, полков, кузниц 20 443 46 520 47 345
6. С найма извозчиков 10й доли 12 240 29 871 29 927
7. С разных промыслов - 5 036 4 982
8. С приезжих в Москву возов - 58 018 58 018
Итого промысловых сборов: 177 559 256 995 254 782
IV.Пошлины:
1. С дел 25 704 46 490 33 249
2. С письма крепостей 35 598 44 787 45 440
3. Печатные 12 789 21 832 21 818
4. Гербовая бумага 16 355 17 135 17 135
5. С неуказанного платья и бород 2 149 1 939 2 149
6. Канцелярские мелочные 58 152 29 923 30 274
Итого пошлин: 150 747 162 106 150 065
V.Регалии
1. С соли 662 118 662 118 662 118
2. С денежных дворов 216 808 216 808 216 808
3. Почтовый доход 10 997 16 261 16 261
Итого 889 923 895 187 895 187
VI. Прямые сборы
1. С татар, самоедов и лопарей ясашных 24 826 57 042 56 969
2. С казанских татар ведомства Кудрявцева - - 59 444
Итого 24 826 57 042 116 413
VII. Сборы разных учреждений и областей 140 657 215 813 276 048
ВСЕГО 3 860 744 4 372 389 4 040 897

2.2 Реформа прямых налогов

Разовые сборы с населения, чрезвычайные подворные обложения и другие чрезвычайные меры не могли служить твердой опорой государственного бюджета. Петр понимает, что нужно искать иные пути. Возникает мысль о необходимости проведения такой податной реформы, которая бы обеспечила твердое основание государственных доходов. В кабинете Императора сосредотачивались многообразные проекты, предложения, донесения относительно реорганизации податной системы. Существовавшее до этого времени подворное обложение не могло быть положено в основу новой системы, так как перепись 1710г. показала громадную убыль тягловых крестьянских дворов против переписи 1678г. Правительство понимает, что дальше строить бюджет на подворном обложении было невозможно. Тогда впервые возникает идея «поголовщины», т.е. поголовного или подушного обложения.

Первым шагом налоговой реформы стало проведение переписи населения. Специальным указом в 1718г. было приказано взять ото всех правдивые «сказки» - устные сведения относительно количества душ мужского пола в данном поместье. Для определения этого надо было разделить стоимость содержания военного на число наличных податных душ.

В 1722г. Петр, приняв приблизительно количество предполагаемых плательщиков в 5 млн. человек, определил размер подушной подати в 80 коп.с каждой души мужского пола путем деления суммы содержания войска, определенного в 4 млн. руб., на количество плательщиков. Позднее, уже весной 1724г., когда более точно была определена цифра подушной переписи в 5,4 млн. душ, налог был определен в 74 коп.с души. Государственные крестьяне сверх того должны были платить дополнительно 40 коп.с души для уравнения с владельческими крестьянами, которые кроме подушной подати платили оброки своему владельцу. С посадских подушная подать была определена в 1 р. 20 коп.с души.

Таблица 3. Распределение налога по губерниям.

Согласно государственной росписи 1724г. (см. приложение 1) окладной доход государства был определен в 8,5 млн. руб., по фактическому исполнению он составил сумму в 8 172 433 руб., а с остатком 1723г. – 10 355 597 руб. Подушная подать по окладу составляла сумму в 4 614 638 руб., или 54,1% поступлений этого года, а вместе с ясачными – 4 731 051 руб., или 55,5%.

Таблица 4. Сравнительный анализ налоговых поступлений за 1680, 1701 и 1724гг.

Наименование 1680 г. % 1701г. % 1724г. %
I. Прямые налоги
1. Старые подворные 390 259 26,6 465 587 15,8 - -
2. Новый подушный - - - - 4 614 638 54,1
3. Ясак 103 610 7,1 118 650 4 116 413 1,4
Итого: 493 869 33,7 584 237 19,8 4 731 051 55,5
II.Промысловые сборы, оброки и откупыгосуд.имуществ 146 150 10 130 183 4,4 474 562 5,6
III.Косвенные налоги 650 223 44,4 1 195 974 40,4 2 128 622 24,9
IV.Регалии
1. Монетная операция 40 000 791 728 216 808
2. Соляной доход - - 662 118
3. Почтовый доход - - 16 261
Итого: 40 000 2,7 791 728 26,8 895 187 10,5
V. Пошлины 33 735 2,3 118 699 4 150 065 1,8
VI. Иные сборы 100 000 6,8 134 944 4,6 147 073 1,7
ВСЕГО: 1 463 977 2 955 765 8 526 560

Рисунок 1.


Рисунок 2.

Рисунок 3.

Рисунок 4.

Сопоставляя данные росписи 1724г. с росписями 1680 и 1701 гг., можно видеть, насколько увеличился окладный доход государства (рис.1,2,3,4). В 1680г. он составлял 1 463 977 руб., в 1701г – 2 955 765 руб., а в 1724г. – 8 526 560 руб. (рис. 4). Однако, при оценке этих цифр необходимо прежде всего принять в расчет, что возрастание ценности государственного дохода не вполне соответствует возрастанию его цифровой величины. Дело в том, что за то же время, к которому относятся эти данные, рыночная стоимость рубля упала почти наполовину: рубль конца XVII века равнялся 17 рублям начала XX века, а рубль первых десятилетий XVIII века только 9-ти, из чего можно сделать вывод, что доходная часть государственного бюджета выросла по сравнению с 1680г. более чем в 3 раза и по сравнению с 1701 более чем в 2 раза.

Что касается составных частей государственного дохода, - главный тон переменам в их процентных отношениях давало в 1701г. чрезвычайное увеличение регального дохода, а именно, прибыли от монетной операции. В 1724г. абсолютная цифра этого дохода увеличивается благодаря соляной продаже, но процентное отношение его к другим доходам падает; и абсолютно пропорционально первое место в бюджете занимает только что введенная подушная подать: теперь она превышает половину всех поступлений, тогда как непосредственно перед введением подушной статьи прямые сборы не составляли и трети (31%) их.

2.3 Реформа финансового аппарата

До Петра I сбор налогов осуществлялся рядом финансовых приказов. До 1717 г. приказная система сохраняется, но подвергается существенным изменениям: создаются новые приказы, изменяются сферы деятельности старых приказов.

Указом Петра I от 30 января 1699 г. в Москве учреждается Бурмистерская палата (в конце 1699 г. переименованная в Ратушу) - центральное административно-финансовое и судебное учреждение, которое осуществляло общий контроль за земскими избами (выборными органами земского самоуправления), ведала раскладкой и сбором податей и повинностей с населения Москвы и посадов. В ее ведении находились также торговые и гражданские дела. Во главе Бурмистерской палаты стоял бурмистр. Бурмистерская палата (Ратуша) избиралась из торговых людей и соблюдала интересы купечества, которое привлекалось Петром I к развитию отечественной промышленности.

Существенные изменения в системе сбора налогов начинают происходить с изменением административно-территориального деления России и создания должности губернаторов. На них возлагались функции по контролю за сбором налогов. 18 декабря 1706 г. издается Указ «Об учреждении губерний с предписанием начальникам, в тех губерниях о денежных сборах и всяких делах присматриваться, и для подношения Ему, Великому государю, в тех губерниях готовым быть...» В 1710 и 1711 гг. Петр I созывает съезды губернаторов, воевод и бургомистров, на которых разрабатываются основы нового финансового устройства страны по губерниям.

Указом от 22 февраля 1711 г. учреждается «управительный» (впоследствии Правительствующий) Сенат - постоянно действующий высший орган государственного управления, в числе других функций выполнявший обязанности контролера в сфере государственных доходов и расходов. Указом от 17 марта 1711 г. Правительствующему Сенату поручается устройство государственных доходов с предписанием «денег как возможно собирать... и...учинить фискалов во всяких делах». В этом же году учреждаются должности фискалов - государственных служащих, обязанностями которых было «тайно проведывать, доносить и обличать» все злоупотребления как высших, так и низших чиновников, преследовать казнокрадство, взяточничество, «вообще безгласные преступления явно противогосударственного и противообщественного характера». Сфера деятельности фискалов первоначально ограничивалась контролем за деятельностью государственных учреждений и должностных лиц. Фискалы были освобождены от обязанности по уплате податей, от подсудности местным властям и от ответственности за неправедные доносы. Должности фискалов просуществовали до 1729 г..

В 1717 г. учреждаются финансовые коллегии - центральные правительственные учреждения в России, ведавшие государственными доходами и расходами. В 1717-1718 гг. были установлены штаты и назначены президенты следующих финансовых коллегий: Камер-коллегии, Штатс-контор-коллегии, Коммерц-коллегии и Ревизион-коллегии. В 1718-1720 гг. были определены функции, утверждены структура и штаты финансовых коллегий, а также Генеральный регламент, который устанавливал обязанности должностных лиц коллегии (издан 28 февраля 1720 г.). Каждая коллегия состояла из присутствия (президент, вице-президент, 4 советника, 4 асессора и секретарь) и штата чиновников и канцеляристов. Финансовые коллегии подчинялись императору и Сенату. При коллегии состоял фискал (позже прокурор), контролировавший деятельность финансовой коллегии. Камер-коллегия имела сеть своих учреждений на местах, ведала государственными доходами, следила за окладными и неокладными приходами. Окладными назывались такие доходы, размер которых был известен заранее, например подушная подать. Под окладными понимались налоги и сборы, при которых налоговые обязательства налогоплательщика исчислялись по действующим ставкам на единицу обложения. Неокладными налогами и сборами были таможенные пошлины, откупа, налоги с заводов и другие, размер которых не был заранее известен. Сбором доходов от монетной и горной регалий ведала Берг-коллегия. Коммерц-коллегия ведала таможенными сборами и таможенными тарифами. В 1810 г. была подчинена Министерству финансов, с 1823 г. упразднена. Ревизион-коллегия, учрежденная для ревизии и контроля финансового управления, то есть контроля расходования денежных средств, была в 1722 г. присоединена к Сенату, а в 1725 г. восстановлена. Камер-, Штатс-, Ревизион-коллегии были упразднены в связи с реорганизацией губернских органов управления. В 1725 г. была составлена Табель государственного прихода-расхода, своего рода первый государственный бюджет. Финансовые преобразования позволили государству за 15 лет увеличить свои доходы более чем в 3 раза (в 1710 г. - 3,1 млн руб., а в 1725 г. - 10,2 млн. руб.), при этом во второй половине царствования Петра I регулярно достигалось превышение доходов над расходами.

налоговая реформа петр первый


Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать те страны, которые встали на капиталистический путь развития. Преобразовательная деятельность Петра отличалась неукротимой энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, смелостью в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта. Прекрасно понимая большое значение развития торговли и промышленности, Петр осуществил ряд мероприятий, удовлетворявших интересы купечества. Но он же укреплял и закреплял крепостные порядки, обосновывал режим самодержавного деспотизма.

Петр I хорошо понимал, что налоги - основной источник богатства государства, поэтому одним из правил финансовой политики Петра I было: «Требуй невозможного, чтобы получить наибольшее из возможного». Именно поэтому во времена Петра было введено огромное количество экзотических налогов, такие как налог на бороды, налоги с продажи съестного, с арбузов, огурцов, орехов и многие другие. Однако лишь к концу своего царствования первый российский император осознал несостоятельность этих мелочных сборов, которые не только не пополняли казну, но и оказывали дурное действие на настроение народа. Эти налоги донимали не столько своей тяжестью, сколько своим количеством (их было больше 30).

Именно тогда царь предпринял рискованное решение и задумал введение нового налога – подушной подати.

Податная реформа стала важным событием в истории России XVIII в., оказавшим значительное влияние па развитие страны. Останавливаясь на финансовом значении реформы, необходимо подчеркнуть, что она явилась естественным продолжением фискальной политики самодержавия предшествующей поры. В основе этой политики лежал принцип усиления тяжести налогообложения путем увеличения числа и объема налогов, расширения контингента налогоплательщиков. Следствием преемственности фискальной политики при осуществлении реформы и было увеличение тяжести обложения и вовлечения в тягло новых групп населения. С другой стороны, податная реформа стала новым этапом финансовой истории страны. В результате ее осуществления произошло существенное изменение всей системы прямых налогов страны. Важнейшей чертой нового обложения явилось то, что был введен единый денежный налог - подушная подать, который заменил десятки мелких подворных сборов и повинностей. Подушная подать в размере 70 коп. взималась на протяжении нескольких десятилетий. Появление постоянного, прямого налога позволило стабилизировать и унифицировать финансы в целом, потому что теперь правительство в своих расчетах могло опираться на более реальные нежели прежде бюджетные данные. Это в свою очередь позволило обеспечить постоянными средствами нужды регулярной армии, значительная часть которых в годы Северной войны удовлетворялась путем взимания экстраординарных налогов и контрибуции. Унификация налогообложения в ходе реформы коснулась не только корпуса налогов и повинностей, единицы обложения, но и системы сбора налогов. Сбор был изъят из ведения местных властей и передан в руки земских комиссаров - выборных от помещиков, чьи крестьяне являлись плательщиками, а также полковых командиров. Несомненно, это преобразование в сочетании с размещением полков в уездах (откуда они получали средства на свое содержание) делало налоговую систему более гибкой и оперативной, что сокращало путь денег из карманов плательщиков в полковые кассы. Податная реформа позволила расширить сферу действия налогообложения путем привлечения к несению налогов значительно большего, чем прежде, числа потенциальных плательщиков. Это было достигнуто не только за счет включения в тягло новых групп населения, но и за счет изменения единицы обложения. Двор как единица подворного обложения теперь не играл никакой роли в системе налогообложения. Плательщики, практиковавшие на протяжении ряда лет различные способы утайки дворов, подверглись в ходе реформы своеобразному фискальному «налету» и попали в подушное тягло. Весь порядок проведения податной реформы был направлен на максимальный охват тяглом населения. Особенно это относилось к организации свидетельства душ, осуществленного военными ревизорами, главнейшей целью которых было выявление утайки душ. В целом податная реформа стала невиданной по масштабам и строгости проверкой всего наличного населения страны. Именно здесь финансовый и социальный аспекты реформы соприкоснулись. Реализация принципов налогообложения являлась во многом реализацией принципов социальной политики. Социально-классовый аспект податной реформы отчетливо проявился в деятельности ревизоров по свидетельству населения и в законодательстве, регламентировавшем эту деятельность. Жестокое преследование беглых и их держателей, освобождение дворянства от податных обязанностей, поголовное превращение почти всех категорий населения в плательщиков подушной подати и многие другие шаги правительства Петра - все это ярко характеризует классовый характер податной реформы, организаторы которой наряду с интересами государства заботились об интересах господствующего класса.

Уточнение податного статуса каждой категории населения, которое было осуществлено в ходе реформы, стало решающим фактором в определении их места в сословной структуре тогдашнего общества. Это вело к прикреплению налогоплательщиков к тяглу. В свою очередь прикрепление к тяглу и контроль за отправлением плательщиками повинностей стали основой для введения в стране жесткого полицейского режима. Этот режим характеризуется установлением системы паспортов и созданием разветвленной сети контроля за передвижением населения. В целом социальные мероприятия, осуществленные в ходе податной реформы, были направлены на укрепление господствующего строя, консервацию тех отношений, которые обеспечивали незыблемость власти абсолютистской монархии и дворянства на протяжении длительного периода. Все это и обусловило сохранение подушной системы Петра в течение полутора веков после смерти ее создателя.

Переход к подушной подати принес казне дополнительно 2 млн. руб., а с учетом переходящего остатка средства казны увеличились на треть по сравнению с 1720-1723 гг. и составили 10 млн. руб. Но на практике «подушина» обнаружила немало отрицательных черт: единую норму налога должны были платить крестьяне, работающие в разных по природно-климатическим и хозяйственным условиям районах, наличные трудоспособные работники платили за беглых и больных, стариков и детей, а также умерших между ревизиями «ревизских душ».

Кроме того большим недостатком петровской налоговой реформы был нерешенный вопрос самоуправства дворян и чиновников. Дворяне пытались освободить своих крестьян от казенных повинностей, но не для облегчения их участи, а для увеличения толщины собственного кошелька. Чиновники же были виртуозами по части казнокрадства. Подсчитано, что из 100 податных рублей, только 30 попадали в царскую казну, остальные оседали в карманах сборщиков податей. К тому же, как ни старался Петр I ввести прозрачную и эффективную письменную отчетность, ему это не удавалось. Подводя итог можно сказать, что реформы в сфере обложения, осуществленные при Петре I, привели к тому, что общая сумма прямых налогов за период с 1680 по 1724 г. возросла с 494 тыс. руб. до 4731 тыс. рублей.


Заключение

В эпоху правления Петра I в сфере налогообложения произошли следующие изменения:

1. Подворное налогообложение было заменено подушной податью;

2. Введены новые виды налогообложения, такие как горная подать, гербовые сборы и др.;

3. Существенному реформированию была подвергнута организационная система сбора налогов, были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов;

4. Широкое распространение получает система взимания налогов через откупщиков. В петровские времена появились довольно странные налоги, которые до сих пор не имеют аналогов в мире. Облагались не только угодья и промыслы, но и религиозные верования. Облагалась даже совесть. Так, например, раскол терпелся, но оплачивался двойным окладом подати, как своего рода роскошь. Так же оплачивались борода и усы, с которыми древнерусский человек связывал представление об образе и подобии Божьем.

Пополнился и список старинных русских казенных монополий. Так к прежним сборам на смолу, поташу, ревень, клей, прибавились «акцизы» на соль, табак, деготь, рыбий жир и дубовые гробы.

За сорок лет царствования Петра объем средств в распоряжении государства с учетом двукратного падения покупательной способности рубля увеличился в 3 раза. Это было обусловлено хозяйственным подъемом с 1678г. по 1701г., который позволил увеличить поступления таможенных и кабацких сборов, и давшим возможность эксплуатации монетной регалии. Однако хозяйственный рост существенно замедлился с началом Северной войны, и последующие два десятилетия прошли в напряженных, разорительных для хозяйства и, в конечном итоге, малоуспешных поисках выхода из финансового кризиса. Хотя в последние годы Северной войны была воссоздана централизованная система управления финансами и преобразован местный административный аппарат, только в самом конце правления Петра с введением подушной подати финансы России получили прочное основание. Когда крестьянин перестал быть прикреплен к какой-либо податной единице, «сохе» или «двору», была ликвидирована причина сокращения крестьянином запашки. Посевные площади в освоенных районах стали увеличиваться, а с ними и благосостояние, и численность населения. Таким образом, хозяйственный рост - главная цель финансовой реформы, был достигнут.

Список использованной литературы.

1. Анисимов Е.В. Податная реформа Петра І. – Л., 1982;

2. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: учеб. Пособие. - М.: Магистр, 2007. - 576с.;

3. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник. М.: Юристъ, 1999 г.;

4. Ключевский В.О. Сочинения в 9 т. Т.4. Ч.4. М.: Мысль. 1989;

5. Милюков П.Н. Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII столетия и реформа Петра Великого, 2-е изд., Спб.:1905г., 742с.

6. Павленко Н.И., Никифоров Л.А., Волков М.Я. Россия в период реформ Петра I, Изд. «Наука», М.: 1973г., 385с.;

7. Павленко Н.И. «Петр Великий» М.: «Мысль» 1994г.;

8. Соловьев С.М. Об истории новой России. - М.:Просвещение,1993;

9. Спиридонова Е.В. Экономическая политика и экономические взгляды Петра I, Государственное издательство политической литературы, 1952г., 288с.;

10. Толкушкин А.В. «История налогов в России. - М.: «Юристь», 2001-432с.;


П.Н.Милюков, «Государственное хозяйство России в первой четверти XVIIIстолетия», стр. 118 П.Н.Милюков, «Государственное хозяйство России в первой четверти XVIIIстолетия, стр.480

Там же стр. 490-491

П.Н.Милюков, «Государственное хозяйство России в первой четверти XVIIIстолетия, стр. 491

Толкушкин А. В. «История налогов в России», стр. 46

Толкушкин А. В. «История налогов в России», стр.49

Исаев И.А. История государства и права России: Учебник, стр.59

Анисимов Е.В. Податная реформа Петра І., стр.125

Крупномасштабные государственные преобразования в России, коснувшиеся всех сфер экономики, включая финансы, связаны с именем Петра I (1672-1725). В предшествующее ему время финансовая система Руси ориентировалась на увеличение налогов по мере возникновения и возрастания потребностей казны вне связи с реальным экономическим положением страны. Петр предпринял усилия для подъема производительных сил, видя в этом необходимые условия укрепления финансового положения.


Портрет императора Петра I. Художник А. П. Антропов (1770 г.)


В народнохозяйственный оборот входили новые промыслы, велась разработка еще не тронутых богатств. Вводились новые орудия производства и новые приемы труда во всех отраслях хозяйства. Развивались горное дело, обрабатывающая промышленность, страна покрывалась сетью заводов и мануфактур.

Петр начал учреждать казенные фабрики и заводы. Но при этом предусматривал передачу их в дальнейшем в частные руки. Зачинателям производства давались значительные денежные ссуды, льготы, к промышленным предприятиям приписывались населенные пункты, что позволило решить проблему рабочих рук. Именно в этот период в России возникли металлургия, горнозаводская промышленность, судостроение, суконное дело, парусное дело.

Активно перенимая зарубежный опыт, Россия проводила протекционистскую политику, в том числе через таможенные пошлины. Занятие заводчиков и фабрикантов ставилось наравне с государственной службой.
Промышленное развитие требовало улучшения торговли. Торговлю затрудняло состояние путей сообщения, и это крайне заботило царя. Он задумал соединить Балтийское и Каспийское моря посредством системы каналов.

При нем был прорыт канал, соединивший реки Уну и Творцу, начаты работы по сооружению Ладожского канала. Российским купцам Петр настойчиво предлагал образовывать торговые компании, объединять капиталы. Все эти меры, давая крупную отдачу в будущем, расширяя налоговую базу, порой требовали немедленных расходов.

Кроме того, Россия в ту эпоху вела непрерывные войны. Реорганизация армии, строительство флота требовали все новых и новых дополнительных расходов. Помимо стрелецкой подати, были введены военные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей, вводились и другие налоги. Петр учредил особую должность - прибыльщиков, обязанность которых «сидеть и чинить государю прибыли», т. е. изобретать новые источники доходов казны.

Так был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков - десятая часть доходов от их найма, налоги с постоялых дворов, с печей, с плавных судов, с арбузов, орехов, с продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже церковные верования. Например, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать. До нас дошли имена прибыльщиков Алексея Курбатова, предложившего применить гербовую, или орленую, бумагу по примеру Голландии, Степана Вараксина, Василия Ершова, Алексея Яковлева, Старцова, Акиншина.

Усилиями прибыльщиков в январе 1705 г. была наложена пошлина на усы и бороды. Был о постановлено, что с тех, кто не захочет бриться, брать: с царедворцев и служилых людей по 60 руб., а с гостей и гостиной сотни первой статьи - по 100 руб., средней и меньшой статьи, с торговых и посадских людей - по 60 руб., с боярских людей, ямщиков, церковных причетников и всяких чинов московских жителей по 30 руб. ежегодно. С крестьян брали по воротам пошлину по 2 деньги с бороды при въезде в город и выезде из него.
Сибирские жители от этой пошлины были освобождены.

В дальнейшем прибыльщики предложили коренное изменение системы налогообложения, а именно переход к подушной подати. До 1678 г. единицей налогообложения была «соха», устанавливаемая сошным письмом, а с 1678 г. такой единицей стал двор. Немедленно возник и способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей, стали огораживаться единым плетнем. Прибыльщики предложили перейти от подворной системы обложения к поголовной, единицей обложения стала вместо двора мужская душа.

В 1718 г. началась подушная перепись населения, проходившая в несколько этапов до 1724 г. для обложения подушной податью. В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить справедливость налогообложения, равномерную раскладку налоговых тягот. Тяжесть некоторых прежних налогов была ослаблена, причем, в первую очередь, для малоимущих людей. Впрочем, не все придерживались того же мнения, cовременники отмечали тяжесть подушной подати, возрастание недоимок.


Портрет императрицы Екатерины I. Художник Генрих Бухгольц (1725 г.)


Уже в 1725 г. Екатерина 1 (1684- 1727) снизила оклад с 74 до 70 коп. А главный недостаток подушной подати, как и любого поголовного налога, заключается в том, что не принимается во внимание различная доходность труда в разных местностях и отраслях. Второй недостаток - в том, что количество ревизских душ есть величина переменная, следовательно, расчет налога носит достаточно условный характер; третий - налог раскладывали прямо по ревизским душам, а не по работникам, что фактически утяжеляло его.

Давали доход и оброчные статьи: казенные рыбные ловли, мельницы, соляные варницы, сенные покосы, огороды, бобровые гоны, бортные ухожья, ледоколы, публичные бани, кладовые, амбары, воскобойни, винокурни, пивоварни, солодовни и пр.

Петр I близко подошел к идее промыслового налога. При проведении переписи горожан - купцов, посадских и слободских людей - описывались не только их дворы, характер промыслов и ремесел, но и объем промыслов и наемная плата за помещение. Видимо, предполагалось в дальнейшем дифференцировать налогообложение сельскохозяйственных жителей и горожан. Петр реорганизовал управление финансами. Наряду с реорганизацией центрального управления происходили изменения в земских учреждениях.

Государство Петра I еще не имело в достаточном количестве органов, способных осуществлять сбор питейных, торговых и прочих пошлин. Обычно эта обязанность возлагалась на представителей купечества и других городских обывателей. Казенные подати собирали выборные земские старосты под контролем воевод. Указом от 30 января 1699 г. торгово-промышленному населению городов и крестьянам государевых волостей было предоставлено право «буде они похотят» управляться своими выборными бурмистрами.

В частности, они должны были вместо воевод и приказных людей собирать государственные налоги. Это был крупный шаг в области местного самоуправления. Что касается косвенных налогов, то в описываемый период большое распространение получили откупа. Правда, была еще одна попытка Петра упорядочить сбор косвенных налогов. Он попытался поручить их сбор подобранным для этой цели отставным офицерам и солдатам, однако успеха это не имело. В 1718 г. в каждом уезде стал выбираться дворянами земский комиссар для сбора подушной подати, наблюдения за местными откупщиками казенных доходных статей. На них же был возложен ряд полицейских обязанностей.

Доходы государства постоянно росли. Во второй половине царствования Петра I Российское государство несмотря на огромные издержки, обходилось собственными доходами и «не сделало ни копейки долгу».