Факторы и основные направления устойчивого развития экономики россии. Государственная политика регулирования экономического роста

Экономический рост зависит от инвестиционных планов предпринимателей. Однако, поскольку, согласно кейнсианским воззрениям, инвестиционный спрос нестабилен, постольку для обеспечения динамичного развития экономики необходимо государственное вмешательство.

Рыночный механизм, работающий в автоматическом режиме, не может обеспечить стабильный экономический рост, поэтому экономический рост – зона высокой активности государства. Государство может влиять на экономический рост, используя такие методы непосредственного регулирования, как финансирование НТП, образования, создание рабочих мест и поддержание полной занятости, охрана окружающей среды и т.п.

К косвенным методам , используемым государством для стимулирования экономического роста, можно отнести все экономические методы воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение. В частности, такие, как:

1) создание для инвесторов стимулов для вложения капитала;

2) проведение в период спада стимулирующей фискальной политики (снижая налоги и увеличивая государственные расходы) и политики «дешевых» денег (увеличивая денежную массу и снижая процентные ставки);

3) стимулирование экспорта;

4) создание благоприятного инвестиционного климата;

5) борьба с инфляцией, которая негативно отражается на инвести­ци­он­ном спросе и т.п.

Ускорение темпов научно-техническо­го прогресса, произошедшее во второй половине XX в., обуслови­ло появление в развитых западных странах нового качества эконо­мического роста , которое характеризуется следующими чертами.

Во-первых, интенсивный тип развития становится господствую­щим, а значение экстенсивного типа – минимальным.

Во-вторых, в общей структуре производимых товаров и услуг приоритет принадлежит продукции передовых наукоемких отраслей.

В-третьих, уровень производства в развитых странах достиг та­кого состояния, при котором все большее значение получает не количественное увеличение потребляемых товаров, а повышение качества жизни в целом. Общество осознает необходимость защи­ты окружающей среды от производственной деятельности человека и сохранения невосстановимых природных ресурсов. Государство принимает законы по охране экологии, и в результате появляются дополнительные факторы, ограничивающие рост.



Государство вынуждено учитывать новые особенности экономи­ческого роста при выборе политики развития народного хозяйства, которая может выполнять стимулирующую или сдерживающую роль.

Политика стимулирования основывается на следующих теорети­ческих положениях:

§ экономический рост в условиях постоянного увеличения насе­ления является главным и единственным источником повышения уровня жизни. Он решает проблему несоответствия имеющихся ре­сурсов потребностям общества;

§ экономический рост позволяет снизить противоречия в распре­делении доходов, улучшить положение бедных слоев населения;

§ экономический рост, повышая благосостояние общества в це­лом, обеспечивает совершенствование качества жизни, предоставляя больше возможностей для отдыха и удовлетворения нематериаль­ных потребностей.

Политика стимулирования роста может осуществляться с помо­щью стимулирования совокупного спроса, то есть так называемая политика «дешевых денег». В соответствии с кейнсианской док­триной применяются низкие ставки ссудного процента, которые обеспечивают постоянный приток инвестиций. Активно осуществ­ляется стимулирование производства с помощью налоговых льгот, практики ускоренной амортизации и тому подобных мер. Государ­ство стимулирует также спрос с помощью увеличения своих рас­ходов, особенно на военные нужды и милитаризацию экономики.

Увеличению производственного потенциала экономики способствует также проводимая государством промышленная политика : государство берет на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Эта политика, во-первых , включает меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводительных в высокопроизводительные отрасли. Во-вторых , государство берет на себя расходы на фундаментальные исследования, стимулируя научно-технический прогресс. И, наконец, в-третьих , государство увеличивает расходы на образование, повышая качество рабочей силы и рост производительности труда.

Политика сдерживания экономического роста основывается на следующих положениях:

§ растущее производство ускоряет уничтожение природных ресур­сов, которые ограниченны и невосполнимы, наносит непоправимый ущерб окружающей среде;

§ развитие технологий порождает дополнительные социальные проблемы из-за быстрого изменения применяемой техники, ускоре­ния процесса устаревания знаний. Работники могут не найти себе работу из-за постоянно возрастающих требований. Кроме того, в новых технологиях работник все больше становится придатком ма­шины, что также порождает социальные проблемы;

§ рост сопровождается чрезмерной урбанизацией общества, нега­тивно сказываясь на качестве жизни.

Политика «нулевого роста» предполагает поддержание темпов экономического роста в соответствии с темпами роста населения. Это позволяет сохранить существующий высокий уровень жизни и одновременно поддерживать сложившееся равновесие между уров­нем занятости и уровнем инфляции. Эта политика в последние десятилетия трансформировалась в природоохранную политику, позволяющую существенно ограничить негативное влияние на ок­ружающую среду. Для этого устанавливаются жесткие экологиче­ские стандарты и применяются крупные штрафные санкции за их нарушение, повышаются налоги на вредные производства.

Выводы по 3 вопросу

Экономический рост – это увеличение производственных возможностей общества. Он измеряется темпом роста реального объема ВНП в абсолютном выражении или в расчете на душу населения. В зависимости от источников роста различают экстенсивный и интенсивный рост. Основные факторы экономического роста – это ресурсный потенциал страны, факторы спроса (совокупные расходы) и факторы распределения ограниченных ресурсов общества. Роль факторов предложения анализируется на основе производственной функции. Среди факторов спроса первостепенное значение имеет инвестиционный спрос, от масштабов, динамики, структуры которого во многом зависит экономический рост. Связь между инвестициями и динамикой экономического роста характеризует механизм мультипликатора-акселератора.

Заключение

Выводы по лекции:

1. Ограниченность ресурсов, цикличность развития оказывают непосредственное воздействие на экономический рост страны, обеспечение которого является важнейшей целью экономической политики государства.

2. Экономический рост – это увеличение объемов товаров и услуг, произведенных за определенный период времени (обычно за год), который рассчитывается как прирост реального ВВП.

3. Качество и темпы экономического роста непосредственно зависят от его типа. Выделяют экстенсивный и интенсивный типы. Оба типа роста существуют одновременно, доминируя друг над другом на разных временных этапах. Преобладание того или иного типа обусловливается существованием различных комбинаций факторов производства.

4. Экономический рост зависит не только от общих тенденций, связанных со средне- и долгосрочными циклами, но и от уровня развития экономики страны, формы политической системы, характера проводимой экономической политики и т.п.

5. Государственная политика экономического роста может носить стимулирующий или сдерживающий характер.

Задание на самостоятельную подготовку:

1. Дополнить конспект лекции материалом из рекомендованных учебников.

2. Выписать основные экономические категории и понятия в словарь и выучить их.

Следующее занятие –

Учебно-материальное обеспечение следующего занятия:

1. Конспекты лекций.

2. Словари основных терминов и понятий.

3. «Лектор-2000».

Ответы на вопросы студентов.

Разработчик – кандидат экономических наук

Доцент Н. Рощина


Капиталовооруженность труда – количество машин и оборудования, приходящееся на одного работника.

Капиталоемкость продукции – показатель, характеризующий, какой основной капитал необходим для выпуска продукции, товаров, услуг стоимостью в 1 рубль (или в расчете на другую денежную единицу).

Капиталоемкость определяется путем деления стоимости основных средств на объем продукции в денежном выражении, выпускаемой за один год. Например , если стоимость основных средств предприятия составляет 3 млн. рублей и в год оно выпускает продукцию стоимостью 1,5 млн. рублей, то капиталоемкость продукции равна 3/1,5=2, то есть 2 рубля основного капитала на рубль выпускаемой продукции.

Экономический рост – это количественное и качественное совершенствование общественного продукта за определенный период времени.

Экономический рост означает, что на каждом данном отрезке времени в какой-то степени облегчается решение проблемы ограниченности ресурсов и становится возможным удовлетворение более широкого круга потребностей человека .

Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста.

Ученые пропагандируют государственное регулирование экономики – индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста.

Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводительных отраслей.

Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс.

С начала XXI в. российская экономика демонстрирует достаточно успешное поступательное развитие. В 2008 г. объем производства ВВП в стране превысил предкризисный уровень 1990 г. (однако по самому главному компоненту экономического роста - производству промышленной продукции он до сих пор не достигнут). Иными словами, преодоление спада и его последствий охватило период 8 лет (следует напомнить, что уровень производства 1941 г., несмотря на колоссальные разрушения, вызванные войной, был достигнут уже в 1949 г., т.е. за 3,5 г.).

Практика последнего десятилетия показала, что либеральнорыночная модель трансформации хозяйственной системы оказала противоречивое воздействие на развитие экономики и социальной сферы в России. Все больше усиливается неравномерность социально-экономического развития отраслей, регионов. Отчетливо прослеживается нелинейность изменения количественных и качественных параметров их функционирования.

В значительной степени это связано с тем, что на первом этапе экономических преобразований (1991 - 1998 гг.) в хозяйственной системе наблюдался стабильный трансформационный спад производства во всех отраслях экономики. И лишь по мере овладения инструментами регулирования экономики в течение 1999-2008 гг. реальностью стал устойчивый экономический рост, характеризующийся приростом ВВП около 6-7% и более в год.

В то же время потенциал экономического роста этих лет был обусловлен наличием незадействованных производственных мощностей, эффектом почти пятикратной девальвации рубля и благоприятной конъюнктурой мировых рынков топливно-энергетических ресурсов. Поэтому подавляющая часть роста была связана с количественным увеличением их производства (например, добыча нефти выросла в 1,5 раза, выплавка стали и чугуна более чем в 1,7 раза и т.д.).

Анализ, проведенный учеными РАН, показал, что указанные факторы обеспечили не менее 4 процентных пунктов роста, следовательно, фондовый рост, связанный с внутренними факторами экономической динамики, не превышал 4% годовых, т.е. его величины в 2012 г. Таким образом, необходима смена парадигмы экономического роста, ориентирующаяся на его фундаментальные, а не конъюнктурные факторы. В сложившихся условиях выход России на траекторию устойчивого роста экономики и благосостояния общества возможен только на основе концентрации имеющихся ресурсов на прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, что невозможно в полной мере с помощью одних лишь рыночных механизмов, а требует государственного регулирования.

Необходимо окончательно перейти в практике государственного регулирования экономического роста к применению многофакторной модели, в отличие от используемой в настоящее время модели «дерегулирования», результатом которой стало неоправданное увеличение доли посреднических услуг в структуре ВВП.

Усиление государственного регулирования экономического роста требует радикальной реорганизации финансовых потоков, значительного увеличения бюджетных расходов на модернизацию наукоемких отраслей, включая инфраструктурные, на реализацию национальных инвестиционных проектов высокой социальной значимости, активизацию демографической политики, использование новых форм поддержки науки, образования, здравоохранения.

Несмотря на колоссальные разрушения, понесенные в годы ельцинских реформ, российская экономика все еще обладает научно-производственным потенциалом и достаточными ресурсами для преодоления тенденций ее деградации за счет активизации внутренних возможностей и конкурентных преимуществ: высоким уровнем образования населения; значительным творческим потенциалом работников; сохранившимися научно-техническими заделами, уникальными технологиями по ряду направлений, практическое приложение которых сможет обеспечить развитие конкурентоспособных производств в масштабах мирового рынка; свободными производственными мощностями в ряде передовых отраслей (прежде всего оборонно-промышленного комплекса), позволяющими быстро увеличить производство продукции с высокой добавленной стоимостью; богатыми природными ресурсами, обеспечивающими большую часть внутренних потребностей в сырье и энергоносителях; крупными валютными резервами; огромной территорией и емкостью внутреннего рынка; историческими традициями великой державы; большим объемом несвязанных сбережений, вовлечение которых в экономический оборот способно существенно (примерно в 3 раза) поднять уровень инвестиционной активности.

Государственное регулирование может содействовать наиболее полному использованию этих ресурсов, что позволит внести в динамику хозяйственных процессов устойчивые тенденции, ускорить темпы роста.

Известные прецеденты высоких темпов экономического роста таких стран, как СССР, Япония, Корея и другие, обычно были связаны со значительной ролью государства в деле выработки стратегии развития национальной экономики. Именно с помощью государства можно было концентрировать (при ограниченном внутреннем спросе на ранних стадиях развития) инвестиционные ресурсы на перспективных направлениях. Внутренний потребительский спрос подтягивался по мере экономического роста - таково классическое «экспортное решение» в Юго-Восточной Азии.

Можно выделить следующие возможные формы и основные направления политики Российского государства, обеспечивающей благоприятные условия экономического роста:

  • 1. Согласование приоритетов развития на всех уровнях и во всех сферах экономики. Государство ответственно за поддержание оптимальных внутри- и межотраслевых пропорций производства, равно как и за сбалансированность развития ее регионов, оптимизацию структуры экспорта. Коррективы в динамику пропорций могут вноситься двояким образом. С одной стороны, путем законодательного регулирования налоговых и иных преференций тем отраслям или регионам, которые, по мнению Правительства, нуждаются в государственной поддержке. С другой стороны, путем предоставления льготных кредитов или государственных гарантий частным кредиторам, ссужающим им свои капиталы в их развитие, и, наконец, путем прямого или косвенного субсидирования их из государственного бюджета.
  • 2. Структурная перестройка экономики. Государственная структурная политика должна быть в современных условиях направлена на то, чтобы, с одной стороны, сохранить потенциал перспективных производств и создать условия для их роста не только при благоприятной, но и при неблагоприятной экономической конъюнктуре. С другой стороны - облегчить процессы высвобождения капитала и труда из устаревших и бесперспективных сфер и отраслей, обеспечить их санацию и перепрофилирование и в последующем ускоренный рост.
  • 3. Выработка в рамках промышленной политики ориентиров, достижение которых будет способствовать экономическому росту. К ним могут относиться:
    • снижение материальных затрат (на топливо и энергетику, транспорт);
    • улучшение использования производственных мощностей;
    • ограничение и снижение внутренних цен на энергоносители, сырье, электроэнергию и транспорт, отказ от их ориентации на так называемый мировой уровень, загоняющей отечественную экономику и социальную сферу в тупик (в настоящее время, к сожалению, государственная политика реализуется в противоположном направлении);
    • стимулирование развития крупных корпораций в передовых сферах народного хозяйства, которые могут послужить для нее своего рода локомотивом.
  • 4. Обеспечение более активного включения отечественной экономики в международное разделение труда и мирохозяйственные связи, преодоление ее сырьевой ориентации.
  • 5. Расширение производства наукоемкой продукции, отвечающей требованиям мирового рынка, что прежде всего стимулировало бы соответствующие технологические сдвиги в смежных производствах и модернизацию последних. Тем самым передовые в научно-техническом отношении секторы стали бы двигателями прогрессивных структурных сдвигов и перестройки промышленной организации, повышения эффективности общественного производства, ускорения темпов его роста.
  • 6. Проведение грамотной инвестиционной политики. Главным стимулом для улучшения инвестиционного климата в стране является рост отечественных капиталовложений. В условиях сегодняшнего оживления после достаточно глубокого инвестиционного кризиса в России первоочередной задачей является запуск механизма инвестиционного мультипликатора, действие которого основывается на непосредственной государственной поддержке высокоэффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов. Их реализация позволит улучшить инвестиционную конъюнктуру за счет «перелива» инвестиционного спроса по цепочкам межотраслевого взаимодействия.

При этом важно отметить, что инвестиции должны осуществляться в передовые отрасли, обеспечивающие конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке, а также инфраструктурные объекты - дороги, водные пути, гидротехнические сооружения, железные дороги, трубопроводный транспорт, в то, что пока остается в руках государства.

  • 7. Разработка государственной научно-технической и инновационной политики, которая заключается в определении приоритетов развития всей экономики, поддержке инноваций, способствующих повышению конкурентоспособности производственного потенциала страны. Высокотехнологический сектор должен занять главенствующее место в экономике России, поскольку именно здесь может быть достигнут самый высокий уровень производительности труда и эффективности инвестиций.
  • 8. Активизация кредитно-денежной политики с целью обеспечения условий кредитования экономического роста и приведения объемов денежного предложения в соответствие со складывающимся спросом на кредитные ресурсы. В качестве основного инструмента здесь можно использовать систему государственных банков развития.
  • 9. Создание условий для развития предпринимательства, что подразумевает: ликвидацию накопившихся ценовых диспропорций; санацию излишних посреднических звеньев; регулирование цен на продукцию естественных монополий; увеличение государственных закупок передового отечественного оборудования в целях обеспечения общественных нужд.
  • 10. Защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции из-за рубежа

Вопросы и задания

  • 1. Раскройте содержание понятия «экономический рост» и укажите его цели.
  • 2. Назовите прямые и косвенные факторы экономического роста.
  • 3. Перечислите основные разновидности интенсивного экономического роста и перечень показателей, характеризующих интенсивность роста экономики.
  • 4. Охарактеризуйте основные виды экономических циклов.
  • 5. Рассмотрите основные фазы экономического цикла и раскройте их содержание.
  • 6. Объясните, в чем заключается содержание и методы государственной политики в сфере регулирования циклического развития экономики.
  • 7. Укажите основные формы и направления политики экономического роста России.

Причины регулирования и его виды

Экономический рост является одним из важнейших звеньев социально-экономической системы страны. Необходимость регулирования темпов экономического роста обусловлена растущими потребностями экономики. Экономическое регулирование являются универсальным инструментом поддержки экономики страны. В условиях трансформации российской экономики, данный метод регулирования требует постоянных изменений и совершенствования.

Экономический рост содержит как ряд преимуществ, так и недостатков. К преимуществам можно отнести расширение перспектив общества и создание благоприятных условий для решения проблемы ограничения ресурсов страны. Помимо достоинств экономического роста существуют и недостатки. К ним относятся негативные воздействия на окружающую среду и невосполнимость потребляемых ресурсов, а также к одной из самых острых проблем относится увеличение безработицы в стране и вытеснение работников техникой.

Регулирование темпов экономического роста позволяет осуществлять программы борьбы с загрязнением окружающей среды, а также решать социально-экономические проблемы общества. К основным видам регулирования темпов экономического роста относят:

  • увеличение расходов, связанных с человеческими ресурсами (образование, профессиональное повышение квалификации, переподготовка кадров). Это позволяет повысить рост производительности и качество рабочей силы;
  • перестройка налоговой системы;
  • увеличение расходов на научные исследования, стимулирование научно-технического прогресса, поощрение грантами научных достижений.

Еще одним из основных направлений регулирования темпов экономического роста является в поддержании государством конкурентоспособности и оптимальной структуры производства за счет нормативного регулирования, стабилизации налогообложения, предоставления преимуществ и льгот, прямое или косвенное субсидирование за счет государственного бюджета. В частности, это касается развития транспорта и коммуникаций.

Особенности регулирования на современном этапе

Современное регулирование темпов экономического роста носит глобальный характер, которое зависит от конкурентоспособности определенных национальных экономик и определяется сложной системой детерминант, связанных между собой. Многолетний опыт регулирования не обеспечивает на современном этапе необходимого равновесия. Из-за этого возникают так называемые «побочные эффекты». Государству необходимо наращивать потенциал возможных факторов экономического роста инвестируя в производство и в каждого работника, в частности.

Еще одним из основных факторов регулирования является обеспечение динамики экономического роста путем антициклического регулирования или политики краткосрочной стабилизации. Большинство экономистов в условиях мирового кризиса рекомендуют использовать различные методы стимулирования темпов экономического роста. В частности, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой государство взяло бы на себя активную роль в регулировании темпов экономического роста.

Современному экономическому росту присущ неравномерный процесс и системообразование. При развитии его регулирования необходимо учитывать стратегические первоисточники и саморазвитие мировых национальных экономик. Это ядро является особым интегративно-инновационным образованием, единым и противоречивым сплавом наиболее активных составляющих технологических, экономических и социальных укладов общества.

Несмотря на то, что регулирование темпов экономического роста призвано развивать экономическую систему, в ее регламентировании имеются серьезные недостатки. Отсутствует комплексный подход в сфере реформ. Отсутствие комплексного подхода привело ко множеству противоречий в методики регулирования, что осложняет развитие экономического сектора.

Замечание 1

Регулирование темпов экономического роста создало хорошие макроэкономические предпосылки для роста конкурентоспособности государства в мировом сообществе. На современном этапе развития необходим кратный рост объемов финансовой поддержки сфер регулирования.

  • III. Цели и задачи социально-экономического развития Республики Карелия на среднесрочную перспективу (2012-2017 годы)
  • V. Цена экономического продукта. Спрос. Предложение. Рыночное равновесие.
  • X. Реформирование Петром I хозяйственной жизни страны и характерные черты социально-экономического развития России в первой четверти XVIII в.
  • Автоматическое регулирование температуры печей сопротивления
  • Как уже отмечалось, обеспечение устойчивого экономического роста, полной занятости и стабильности цен выступает важнейшими задачами правительства. Хозяйственная практика свидетельствует о том, что не­посредственно рыночный механизм не в состоянии обеспечить устойчивую динамику экономического роста, не говоря уже о переходе к его новому качеству. Поэтому решение задачи обеспечения положительной динамики хозяйственного развития всегда будет сферой высокой активности государства. Исходя из того, что в целом экономический рост желателен, естественно возникает вопрос, какие меры государственного регулирования способны наилучшим образом стимулировать этот процесс? Различные теории экономического роста дают неодинаковые рекомендации по этому поводу.

    Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, который не обеспечивает необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику "дешевых денег") как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем, чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

    В противоположность кейнсианцам, сторонники "экономики предложения" делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. Под воздействием этих факторов кривая совокупного предложения сдвигается вправо. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и- капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл, этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействуя на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники "экономики предложения" отдают предпочтение долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

    К числу важнейших направлений деятельности государства по стимулированию экономического роста можно отнести следующие.

    Во-первых, для ускоренного хозяйственного развития любому государству необходимо наращивать потенциал факторов возможности экономического роста или факторов со стороны совокупного предложения. С помощью комплекса со­циальных, экономических и других мер государство способствует росту предложения труда. Целенаправленная деятельность соответствующих государственных структур по количественно-качественному совершенствованию рабочей силы способствует росту производительности труда. Причем инвестиции в конкретного работника порождают положительные внешние эффекты: растет производительность труда не только данного индивидуума, но и других людей. На рост производительности труда влияют также научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Финансируется же фундаментальная наука государством.

    Во-вторых, государство обеспечивает устойчивую динамику экономического роста путем антициклического регулирования или политики краткосрочной стабилизации. Экономика, как известно, не застрахована от периодических спадов и подъемов производства. Государство помогает рыночной системе как преодолевать спад хозяйственной активности, так и сдерживать его чрезмерный рост, причем главными способами антициклического регулирования в данном случае являются денежно-кредитная и налогово-бюджетная политика.

    Осуществляя денежную политику, государство быстро и эффективно воздействует на совокупный спрос путем сжатия либо расширения денежной массы в обращении. В случае недостаточной эффективности денежно-кредитных регуляторов государство увеличивает свои бюджетные расходы, выходя порой за пределы доходной части бюджета. Создаваемый таким образом добавочный спрос также стимулирует производство и продажи, то есть обеспечивает экономический рост.

    Решая задачи хозяйственной стабилизации, государство проводит гибкую налоговую политику. При спаде производства оно уменьшает налоги, стимулируя тем самым население к увеличению объема покупок, а фирмы - к росту производства и продаж. В условиях бурного экономического роста, напротив, налоговые ставки возрастают, сдерживая увеличение объемов производства. Здесь реализует себя известная недискреционная налогово-бюджетная политика, или "встроенный стабилизатор", в форме прогрессивного налогообложения.

    В-третьих, положительный тренд хозяйственного развития достигается также проведением государством прогрессивной структурной экономической политики. С помощью широкого спектра денежно-кредитных и налогово-бюджетных регуляторов государство стимулирует бизнес расширять производство качественно новых товаров и услуг, осваивать перспективные сферы экономики, внедрять безотходные технологии и т.д. В этих и других целях используется конкурсное распределение государственных заказов, финансирование кон­версионных программ; причем государство может само выступать как инвестор, создавая предприятия госсектора в определенных отраслях национального хозяйства, формируя тем самым требуемую структуру экономики и обеспечивая новое качество экономического роста. Кроме того, если фирмы инвестируют свои ресурсы туда, куда их зовет государство, то для них создаются льготный налоговый и кредитный режимы.

    В-четвертых, чтобы не сужалась финансовая основа экономического роста, государству необходимо постоянно обеспечивать баланс инвестиционного спроса и предложения сбережений. Последние могут сократиться вследствие целого ряданеобдуманных решений государства, в первую очередь в сфере налоговой политики: рост налоговых ставок приводит в основном к сокращению той части дохода, которая предназначалась для финансирования инвестиций. Уровень сбережений снижается и вследствие инфляционных ожиданий. Инфляция, с одной стороны, способствует росту потребительских расходов при одновременном уменьшении сберегаемой части дохода; с другой - приводит к росту процентных ставок, что делает кредит недоступным для предпринимателей. Но даже при наличии требуемого объема сбережений последним не всегда уда­ется "прорваться" в инвестиционный сектор экономики. Этому нередко мешает само государство, размещая свои долговые обязательства на денежном рынке и вытесняя тем самым оттуда частных инвесторов. Таким образом, для обеспечения экономического роста следует создать благоприятные макроэкономические условия, совершенствовать налоговую систему, научиться эффективно управлять государственным долгом, осуществлять научно обоснованную структурную и социальную политику.

    Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизво­дительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводительных, отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образование также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда,

    При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического, роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей. В рамках той модели роста, которая выбрана для России, обеспечить полную занятость, регулировать капиталоемкость и склонность к сбережениям будет весьма непросто.