Факторы и основные направления устойчивого развития экономики россии. Регулирование темпов экономического роста


Введение

Проблемы экономического роста встали перед человеком в последние 200 лет, особенно в 20 веке. Это вовсе не означает, что экономический рост раньше никого не волновал. До начала 19 века он был заметен только в течение десятков лет, а до 18 века – и в течение сотен лет. Из экономистов даже саму проблему экономического роста прежде никто не ставил. Впервые о нем заговорили меркантилисты, и то лишь косвенно. Более или менее предметно эту проблему поставил физиократ Ф. Кенэ.

Какова основная проблема экономического роста? Каким образом можно увеличить производство валового национального продукта или национального дохода и на сколько? Это центральный вопрос, решаемый любой страной в наше время. Он сам по себе чрезвычайно важен, но в условиях формирования единого мирового хозяйства приобретает особую остроту, так как связан, во-первых, с более или менее равномерным развитием структуры этого хозяйства, во-вторых, с большей или меньшей болезненностью вхождения в него той или иной страны. Поэтому этот вопрос в наше время остается достаточно актуальным.

Основная цель работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность понятия экономического роста, а также выявить его особенности и проблемы в России. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

    Подбор литературы, касающейся темы курсовой работы;

    Анализ и изучение выбранной литературы.

Данная работа состоит из введения, 3-х глав, практикума и заключения.

Во введении раскрыта актуальность темы, поставлены цели и задачи работы. Глава 1 посвящена сущности экономического роста, его типы и показатели. Во 2 главе речь пойдет о государственном регулировании экономического роста. 3 глава включает в себя особенности современного экономического роста в России. В заключении сформулированы основные выводы по работе.

1. Сущность экономического роста, его типы и показатели

Экономический рост - наиболее употребляемый критерий экономического развития наряду с отраслевой структурой экономики, уровнем и качеством жизни населения. Обычно под экономическим ростом принято понимать количественное и качественное совершенствование произведенного ВВП. Но нужно иметь в виду, что не любое увеличение и улучшение означает экономический рост. Целью производства и экономического роста является повышение благосостояния населения страны, поэтому только развитие производства, направленное на максимальное удовлетворение потребностей, можно считать экономическим ростом. Экономический рост подразумевает такое увеличение ВВП, которое сопровождается расширением ассортимента выпускаемых товаров и услуг, повышением их качества, приспособлением структуры выпускаемых товаров к структуре общественных потребностей.

Национальное хозяйство развивается постоянно, но периоды быстрого роста, подъема могут перемежаться периодами спада, сокращения объемов производства. Поэтому экономический рост представляется как отражение общей тенденции, отражающей положительные изменения в экономическом развитии. Это означает, что в отдельные периоды экономический рост может характеризоваться отрицательной величиной.

В качестве показателей экономического роста используют темп роста объема произведенного ВНП (или ВВП), темп прироста ВНП (или ВВП), темп роста и темп прироста этих показателей на душу населения. Именно постоянно возрастающие объемы производимого в стране ВНП обеспечивают повышение уровня жизни населения, позволит осуществлять необходимые инвестиции, решать экологические, оборонные проблемы и т.д.

Темп роста определяется как отношение ВНП изучаемого периода к аналогичному показателю базового периода, умноженного на 100%. Аналогично измеряется темп роста и темп прироста ВНП на душу населения. В темпах экономического роста и прироста ВНП находит свое отражение уровень эффективности национальной экономики.

Особенностью экономического роста в последние два десятилетия является замедление его темпов по сравнению с первыми послевоенными десятилетиями. Так, если среднегодовые темпы прироста мирового ВВП на душу населения составляли в 1950-е гг.2,7%, в 1960-е - 2,9%, то в последующие десятилетия они постоянно снижались: до 1,9% - в 1970-е гг., 1,3% - в 1980-е и 1,2% - в 1990-е гг.

Одной из основных причин возникших тенденцией является исчерпание ресурсов для дальнейшего экономического роста. Все экономические ресурсы (природные, материальные, трудовые) обладают одним общим свойством - относительной редкостью. Особенно это касается невоспроизводимых природных ресурсов. Исчерпаемость сырьевых и энергетических ресурсов, рост общемировых цен на них в последние десятилетия усиливает действие закона убывающей отдачи, чем и можно объяснить торможение экономического роста в последние десятилетия.

Данная проблема наиболее актуальна для промышленно развитых стран, которые для поддержания высоких темпов экономического роста вынуждены ввозить сырье в значительных объемах.

Существующие различия в темпах экономического роста объясняются действием стимулирующих или тормозящих факторов . Их можно классифицировать по следующим признакам:

    степени опосредованного воздействия на экономический рост - прямые и косвенные;

    воздействию на определенные стороны национального рынка - факторы спроса и факторы предложения;

    источникам экономического роста - внутренние и внешние;

    влиянию на производительность труда и капитала - интенсивные и экстенсивные.

Данная классификация не может охватить всего многообразия факторов роста, поскольку на экономическое развитие (частью которого является экономический рост) влияет совокупность правовых, политических, экономических, культурных, социальных, исторических, демографических и других факторов и условий, сложившихся в данной стране.

К прямым факторам непосредственно воздействующим на экономический рост, относятся объем и качество сырьевых, энергетических и природных ресурсов; численность населения, в том числе экономически активного, уровень его образования и профессиональной подготовки; объемы основного капитала (оборудования и промышленных строений, товарно-материальных запасов, жилья) и уровень его использования; НТП и степень его воздействия на экономику.

Несомненно, каждый из перечисленных факторов подлежит количественной оценке, и для каждого из них можно подсчитать удельный вес в общем увеличении производства. Насколько полученный результат (в процентах) будет соответствовать общему увеличению производства нации, настолько экономический рост можно объяснить действием этого фактора.

Косвенными называют институциональные, культурные, политические и психологические факторы экономического роста, стимулирующие и тормозящие экономический рост. Вклад этих факторов в экономический рост практически не поддается количественной оценке. Тем не менее, как показывает мировая практика, их значимость в экономическом развитии постоянно возрастает. Например, многие западные экономисты едины во мнении, что послевоенный всплеск экономического роста в развитых странах во многом объясняется их правительствами системы смешанной экономики, соединившей кейнсианскую антициклическую политику государства с преимуществами рыночной экономики.

В то же время примером негативного воздействия этих факторов на экономический рост может служить состояние российского общества на современном этапе. Политическая нестабильность в России на протяжении последних лет, слабость и неэффективность государственной власти, коррумпированность российской бюрократии, неустойчивость финансового положения населения порождают социальную и экономическую апатию, препятствует формированию инициативных и ответственных субъектов созидательной деятельности, способных принимать инвестиционные решения.

В зависимости от того, какая группа факторов (физические или стимулирующие производительность) играет доминирующую роль в экономике на данном этапе, различают экстенсивный и интенсивный тип экономического роста. Повышение темпов роста национального производства за счет наращивания физических факторов производства характеризует экстенсивный экономический рост. Основным его критерием является неизменность средней производительности труда в обществе.

Совершенствование применяемых факторов производства на основе технического процесса, наиболее оптимального их размещения, изменения их качественных параметров характеризует интенсивный тип экономического роста , основным его критерием выступает рост средней производительности труда в обществе или превышение темпов роста объемов производства над ростом численности занятых.

Исследования западных ученых показывают общую тенденцию, характерную для стран с развитой рыночной экономикой: рост доли интенсивных факторов в формировании темпов экономического роста.

Рассмотренные выше факторы экономического роста воздействуют прежде всего на совокупное предложение, поэтому их еще называют факторами предложения . Однако увеличение совокупного предложения под влиянием экстенсивных или интенсивных факторов экономического роста возможно только при соответствующем расширении совокупного спроса, поэтому факторы предложения создают лишь условия экономического роста. Фактически сложившийся экономический рост является результатом взаимодействия факторов спроса и предложения.

Основным фактором, влияющим на совокупный спрос, является уровень доходов населения. Когда доходы начинают превышать некоторый пороговый уровень благосостояния, то это приводит к пропорциональному росту потребления товаров длительного пользования. В этом состоит основная особенность общества потребления, сложившегося в промышленно развитых странах. Давление спроса создает необходимые условия для роста производства, стимулирует приток инвестиций, увеличивает количество рабочих мест в экономике и соответственно создает доходы их обладателям, что вызывает новый виток совокупного спроса. Таким образом, создается устойчивая долговременная основа для экономического роста со стороны спроса.

На экономическое развитие оказывает влияние не только внутренний, но и внешний спрос. Рост экспорта создает новые рабочие места, увеличивает занятость, положительно влияет на динамику номинальной и реальной заработной платы, что в свою очередь стимулирует доходы и совокупный спрос. Существует связь между темпами экономического роста и ростом экспорта: низкие темпы экономического роста уменьшают экспортный потенциал страны. Мировой опыт свидетельствует, что страны, которые строили свой экономический рост на формирование экспорта, достигли более высоких показателей роста, чем страны, пытавшиеся развивать отечественное производство путем устранения конкуренции со стороны импортных товаров за счет ужесточения тарифных барьеров.

Все рассмотренные выше факторы экономического роста взаимосвязаны и взаимообусловлены. Помимо факторов роста, существуют факторы торможения. К их числу относится несбалансированность совокупного спроса и предложения, которая возникает в результате несоответствия нормы сбережений и накоплений в экономике, потока инвестиций и запаса капитала, темпов роста доходов и численности.

Каждый из факторов, влияющих на экономический рост, вносит свой вклад в полученные результаты. Для анализа этого влияния используется производственная функция. В макроэкономике эта функция отражает соотношение выпуска продукции и использованных для этого факторов. Такая функция была разработана в начале ХХ в. американцами - экономистом П. Дугласом и математиком Ч. Коббом. Функция Кобба - Дугласа позволяет оценить вклад каждого фактора производства в увеличение национального продукта и имеет следующий вид:

где Y - объем производства;

К - затраты капитала;

L - затраты труда;

A - коэффициент пропорциональности, величина которого зависит от соотношения капитала, труда и результата производства.

2. Государственное регулирование экономического роста

Экономический рост рассматривался представителями различных школ с целью выяснения его тенденций, источников роста и его результатов, обеспечения устойчивых темпов, изменения технологии и структуры национального хозяйства. Современные модели экономического роста сформировались на основах классического и кейнсианского подхода к развитию национального хозяйства.

Государственная стратегия стимулирования экономического роста в развитых странах на разных этапах имели свою специфику и брала на вооружение различные концепции.

Сложившаяся в США после «великой депрессии» 1929-1933 гг. система государственного регулирования была ориентирована преимущественно на управление факторами спроса или совокупным спросом главным образом денежно-кредитными инструментами. Так, стимулирование расширения капиталовложений происходило на основе низких процентных ставок, ограничение – путем их повышения.

В 90-х гг. в США была провозглашена новая экономическая политика, суть которой заключалась в переходе от экономики стимулирования совокупного спроса к экономике предложения на основе стимулирования инвестиций в перспективные инновационные технологии.
Сторонники экономики предложения сделали упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. Наметились три направления воздействия государства на экономический рост :

  • стимулирование НТП и развитие научных исследований;
  • увеличение расходов на образование, подготовку и переподготовку квалифицированных кадров в государственном масштабе;
  • глубокая перестройка налоговой системы.

Главной целью этой политики стали высокиу темпы роста производства, решение социальных проблем: занятости, безработицы, бедности, повышения уровня доходов.

Следует отметить, что в социально-ориентированной рыночной экономике наблюдается значительное увеличение государственных расходов на социальное обеспечение, здравоохранение, образование, что в немалой степени связано с возрастающей ролью «человеческого капитала», творческой, новаторской деятельностью человека как важнейшего фактора экономического роста и накопления национального богатства. Это характерно не только для развитых стран, но и для развивающихся стран.

Другое направление государственной политики, стимулирующее экономический рост, - поддержание конкурентоспособности и оптимальной структуры производства путем законодательного регулирования налоговых и иных преференций, прямого или косвенного субсидирования отдельных отраслей и регионов из государственного бюджета. Особенно это касается транспортной и коммуникационной инфраструктуры. Большое значение придается государственной поддержке фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок.

  1. Под экономическим ростом понимается долговременное устойчивое увеличение масштабов экономики, то есть процесс поступательного возрастания ВНП, ВВП или НД - как абсолютно, так и на душу населения. Он выражается непосредственно в количественном увеличении ВВП и его составляющих. Соответственно, для измерения экономического роста используются показатели абсолютного прироста или темпов прироста реального объема выпуска в целом или на душу населения.
  2. В открытой экономике в условиях свободного движения капитала инвестиции не обязательно должны быть равны сбережениям, потому что страна может занимать или ссужать деньги на мировом рынке под мировую ставку процента и таким образом иметь дефицитный счет текущих операций. Единственное, что имеет значение при осуществлении внутренних инвестиций, - будет ли доход, обеспечиваемый инвестиционным проектом, достаточным для выплаты процентов о долгу, соответствующих по величине мировой ставке процента.
  3. Путем повышения количества предлагаемых услуг труда является рост производительности труда рабочих посредством увеличения человеческого капитала.
  4. Увеличение позитивного внешнего эффекта человеческого капитала на 10% приводит к увеличению выпуска на 4%. Вывод состоит в том, что образование, профессиональная подготовка и другие виды деятельности, увеличивающие человеческий капитал, должны субсидироваться государством.
  5. В социально-ориентированной рыночной экономике наблюдается значительное увеличение государственных расходов на социальное обеспечение, здравоохранение, образование, что в немалой степени связано с возрастающей ролью «человеческого капитала», творческой, новаторской деятельностью человека как важнейшего фактора экономического роста и накопления национального богатства.

Для оценки такого сложного и многогранного процесса как экономический прогресс одного показателя, пусть даже самого совершенного, недостаточно. Нужна система измерителей для его разных сторон. Для характеристик использования живого труда применяется показатель производительности труда. Он рассчитывается отношением стоимости произведенного продукта к среднегодовой численности занятых работников, т.е. к затратам живого труда. Своеобразным барометром эффективности хозяйствования является норма прибыли.

Показатель фондоотдачи характеризует уровень эффективности использования основных производственных фондов и определяется делением стоимости продукта на сумму фондов. Обратной величиной является фондоемкость продукции.

Материалоемкость и энергоемкость продукции характеризуют уровень затрат материалов или электроэнергии на выработку единицы продукции.

Факторами повышения эффективности производства являются:

  1. Ускорение научно-технического прогресса.
  2. Структурная перестройка народного хозяйства.
  3. Совершенствование хозяйственного механизма.
  4. Повышение социальной активности населения.

Теория экономического равновесия и эффективности роста

Обеспечение сбалансированности и пропорциональности в развитии экономических процессов является центральной проблемой общественного воспроизводства. Равновесие в хозяйственной деятельности предполагает поддержание следующих условий воспроизводства:

  • все индивиды должны найти на рынке предметы потребления в соответствии с покупательной способностью;
  • все предприниматели в состоянии найти на рынке необходимые им производственные ресурсы;
  • весь продукт прошлого года должен быть реализован.

Теоретически равновесие означает полное соответствие между производством и потреблением, предложением и спросом, производственными затратами и результатами, движением материально-вещественных и финансовых потоков. Это общая закономерность развития природы и общества. Различия существуют лишь в механизме достижения такого равновесия. Однако, даже при идеальной свободной конкуренции или идеальном планировании достижение полной сбалансированности во всех звеньях системы хозяйствования невозможно. Это всего лишь тенденция, внутренняя направленность в развитии экономических процессов.

В реальной экономике наблюдаются различные нарушения этих требований в результате воздействия побочных эффектов. Экономику выводят из состояния сбалансированности циклические и структурные кризисы, инфляция, безработица, взлеты и падения цен и др. Не существует и таких явлений как чистая или совершенная конкуренция, чистый рынок.

Многолетний опыт плановых увязок всех взаимосвязанных звеньев экономической системы также не обеспечивал полного равновесия. Системы подвижны и в их развитии постоянно возникают новые "побочные эффекты". К полному экономическому равновесию общество стремится через обеспечение частной, локальной пропорциональности. Общее согласование экономических процессов всегда относительно, отклонения неизбежны. Поэтому для выпрямления возникающих отклонений необходимы запасы всех видов ресурсов.

Научно-технический прогресс всегда вносит диспропорции в развитие экономической системы. И, именно, это положение заставило в свое время правительства и крупные фирмы прийти к разработкам целевых программ и к стратегическому планированию хозяйственной деятельности.

Каждый этап поступательного движения имеет свои пределы темпов роста. Они никогда не должны претендовать на то, чтобы стать единственным критерием эффективности роста. Эффективно развивающаяся экономика не та, которая лишена диспропорций, а та которая мобильно перестраивается на их устранение. Способность экономики динамично перестраиваться с наименьшими потерями на более высокий уровень сбалансированности одно из главных проявлений эффективного развития общества.

С начала XXI в. российская экономика демонстрирует достаточно успешное поступательное развитие. В 2008 г. объем производства ВВП в стране превысил предкризисный уровень 1990 г. (однако по самому главному компоненту экономического роста - производству промышленной продукции он до сих пор не достигнут). Иными словами, преодоление спада и его последствий охватило период 8 лет (следует напомнить, что уровень производства 1941 г., несмотря на колоссальные разрушения, вызванные войной, был достигнут уже в 1949 г., т.е. за 3,5 г.).

Практика последнего десятилетия показала, что либеральнорыночная модель трансформации хозяйственной системы оказала противоречивое воздействие на развитие экономики и социальной сферы в России. Все больше усиливается неравномерность социально-экономического развития отраслей, регионов. Отчетливо прослеживается нелинейность изменения количественных и качественных параметров их функционирования.

В значительной степени это связано с тем, что на первом этапе экономических преобразований (1991 - 1998 гг.) в хозяйственной системе наблюдался стабильный трансформационный спад производства во всех отраслях экономики. И лишь по мере овладения инструментами регулирования экономики в течение 1999-2008 гг. реальностью стал устойчивый экономический рост, характеризующийся приростом ВВП около 6-7% и более в год.

В то же время потенциал экономического роста этих лет был обусловлен наличием незадействованных производственных мощностей, эффектом почти пятикратной девальвации рубля и благоприятной конъюнктурой мировых рынков топливно-энергетических ресурсов. Поэтому подавляющая часть роста была связана с количественным увеличением их производства (например, добыча нефти выросла в 1,5 раза, выплавка стали и чугуна более чем в 1,7 раза и т.д.).

Анализ, проведенный учеными РАН, показал, что указанные факторы обеспечили не менее 4 процентных пунктов роста, следовательно, фондовый рост, связанный с внутренними факторами экономической динамики, не превышал 4% годовых, т.е. его величины в 2012 г. Таким образом, необходима смена парадигмы экономического роста, ориентирующаяся на его фундаментальные, а не конъюнктурные факторы. В сложившихся условиях выход России на траекторию устойчивого роста экономики и благосостояния общества возможен только на основе концентрации имеющихся ресурсов на прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, что невозможно в полной мере с помощью одних лишь рыночных механизмов, а требует государственного регулирования.

Необходимо окончательно перейти в практике государственного регулирования экономического роста к применению многофакторной модели, в отличие от используемой в настоящее время модели «дерегулирования», результатом которой стало неоправданное увеличение доли посреднических услуг в структуре ВВП.

Усиление государственного регулирования экономического роста требует радикальной реорганизации финансовых потоков, значительного увеличения бюджетных расходов на модернизацию наукоемких отраслей, включая инфраструктурные, на реализацию национальных инвестиционных проектов высокой социальной значимости, активизацию демографической политики, использование новых форм поддержки науки, образования, здравоохранения.

Несмотря на колоссальные разрушения, понесенные в годы ельцинских реформ, российская экономика все еще обладает научно-производственным потенциалом и достаточными ресурсами для преодоления тенденций ее деградации за счет активизации внутренних возможностей и конкурентных преимуществ: высоким уровнем образования населения; значительным творческим потенциалом работников; сохранившимися научно-техническими заделами, уникальными технологиями по ряду направлений, практическое приложение которых сможет обеспечить развитие конкурентоспособных производств в масштабах мирового рынка; свободными производственными мощностями в ряде передовых отраслей (прежде всего оборонно-промышленного комплекса), позволяющими быстро увеличить производство продукции с высокой добавленной стоимостью; богатыми природными ресурсами, обеспечивающими большую часть внутренних потребностей в сырье и энергоносителях; крупными валютными резервами; огромной территорией и емкостью внутреннего рынка; историческими традициями великой державы; большим объемом несвязанных сбережений, вовлечение которых в экономический оборот способно существенно (примерно в 3 раза) поднять уровень инвестиционной активности.

Государственное регулирование может содействовать наиболее полному использованию этих ресурсов, что позволит внести в динамику хозяйственных процессов устойчивые тенденции, ускорить темпы роста.

Известные прецеденты высоких темпов экономического роста таких стран, как СССР, Япония, Корея и другие, обычно были связаны со значительной ролью государства в деле выработки стратегии развития национальной экономики. Именно с помощью государства можно было концентрировать (при ограниченном внутреннем спросе на ранних стадиях развития) инвестиционные ресурсы на перспективных направлениях. Внутренний потребительский спрос подтягивался по мере экономического роста - таково классическое «экспортное решение» в Юго-Восточной Азии.

Можно выделить следующие возможные формы и основные направления политики Российского государства, обеспечивающей благоприятные условия экономического роста:

  • 1. Согласование приоритетов развития на всех уровнях и во всех сферах экономики. Государство ответственно за поддержание оптимальных внутри- и межотраслевых пропорций производства, равно как и за сбалансированность развития ее регионов, оптимизацию структуры экспорта. Коррективы в динамику пропорций могут вноситься двояким образом. С одной стороны, путем законодательного регулирования налоговых и иных преференций тем отраслям или регионам, которые, по мнению Правительства, нуждаются в государственной поддержке. С другой стороны, путем предоставления льготных кредитов или государственных гарантий частным кредиторам, ссужающим им свои капиталы в их развитие, и, наконец, путем прямого или косвенного субсидирования их из государственного бюджета.
  • 2. Структурная перестройка экономики. Государственная структурная политика должна быть в современных условиях направлена на то, чтобы, с одной стороны, сохранить потенциал перспективных производств и создать условия для их роста не только при благоприятной, но и при неблагоприятной экономической конъюнктуре. С другой стороны - облегчить процессы высвобождения капитала и труда из устаревших и бесперспективных сфер и отраслей, обеспечить их санацию и перепрофилирование и в последующем ускоренный рост.
  • 3. Выработка в рамках промышленной политики ориентиров, достижение которых будет способствовать экономическому росту. К ним могут относиться:
    • снижение материальных затрат (на топливо и энергетику, транспорт);
    • улучшение использования производственных мощностей;
    • ограничение и снижение внутренних цен на энергоносители, сырье, электроэнергию и транспорт, отказ от их ориентации на так называемый мировой уровень, загоняющей отечественную экономику и социальную сферу в тупик (в настоящее время, к сожалению, государственная политика реализуется в противоположном направлении);
    • стимулирование развития крупных корпораций в передовых сферах народного хозяйства, которые могут послужить для нее своего рода локомотивом.
  • 4. Обеспечение более активного включения отечественной экономики в международное разделение труда и мирохозяйственные связи, преодоление ее сырьевой ориентации.
  • 5. Расширение производства наукоемкой продукции, отвечающей требованиям мирового рынка, что прежде всего стимулировало бы соответствующие технологические сдвиги в смежных производствах и модернизацию последних. Тем самым передовые в научно-техническом отношении секторы стали бы двигателями прогрессивных структурных сдвигов и перестройки промышленной организации, повышения эффективности общественного производства, ускорения темпов его роста.
  • 6. Проведение грамотной инвестиционной политики. Главным стимулом для улучшения инвестиционного климата в стране является рост отечественных капиталовложений. В условиях сегодняшнего оживления после достаточно глубокого инвестиционного кризиса в России первоочередной задачей является запуск механизма инвестиционного мультипликатора, действие которого основывается на непосредственной государственной поддержке высокоэффективных и быстро окупаемых инвестиционных проектов. Их реализация позволит улучшить инвестиционную конъюнктуру за счет «перелива» инвестиционного спроса по цепочкам межотраслевого взаимодействия.

При этом важно отметить, что инвестиции должны осуществляться в передовые отрасли, обеспечивающие конкурентоспособность национальной экономики на мировом рынке, а также инфраструктурные объекты - дороги, водные пути, гидротехнические сооружения, железные дороги, трубопроводный транспорт, в то, что пока остается в руках государства.

  • 7. Разработка государственной научно-технической и инновационной политики, которая заключается в определении приоритетов развития всей экономики, поддержке инноваций, способствующих повышению конкурентоспособности производственного потенциала страны. Высокотехнологический сектор должен занять главенствующее место в экономике России, поскольку именно здесь может быть достигнут самый высокий уровень производительности труда и эффективности инвестиций.
  • 8. Активизация кредитно-денежной политики с целью обеспечения условий кредитования экономического роста и приведения объемов денежного предложения в соответствие со складывающимся спросом на кредитные ресурсы. В качестве основного инструмента здесь можно использовать систему государственных банков развития.
  • 9. Создание условий для развития предпринимательства, что подразумевает: ликвидацию накопившихся ценовых диспропорций; санацию излишних посреднических звеньев; регулирование цен на продукцию естественных монополий; увеличение государственных закупок передового отечественного оборудования в целях обеспечения общественных нужд.
  • 10. Защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции из-за рубежа

Вопросы и задания

  • 1. Раскройте содержание понятия «экономический рост» и укажите его цели.
  • 2. Назовите прямые и косвенные факторы экономического роста.
  • 3. Перечислите основные разновидности интенсивного экономического роста и перечень показателей, характеризующих интенсивность роста экономики.
  • 4. Охарактеризуйте основные виды экономических циклов.
  • 5. Рассмотрите основные фазы экономического цикла и раскройте их содержание.
  • 6. Объясните, в чем заключается содержание и методы государственной политики в сфере регулирования циклического развития экономики.
  • 7. Укажите основные формы и направления политики экономического роста России.

Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть, какие меры государственного регулирования наилучшим образом могут стимулировать этот процесс.

  • 1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику “дешевых денег”) как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем, чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.
  • 2. В противоположность кейнсианцам, сторонники “экономики предложения” делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники “экономики предложения” отдают предпочтение долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.
  • 3. Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образование также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.

При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей -- капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.

Динамика экономического роста в отечественной экономике

По итогам 2000 года практически по всем основным макроэкономическим параметрам отмечается положительная динамика: прирост ВВП составил 7,6% к уровню 1999 года, инвестиций в основной капитал -- 17,7%, валовой продукции промышленности -- 9,0%. Фактические темпы роста реального сектора экономики значительно превысили уровень планируемых показателей, положенных в основу бюджета на 2000 год. Повышение активности отечественного бизнеса, обусловленное девальвацией рубля, позволяло рассчитывать, при прочих равных условиях, на рост ВВП в 2000 году в пределах 104-105%. Однако, дополнительный импульс роста отечественной экономики в 2000 году дало динамичное расширение внешнего спроса.

Особенностью экономического подъема российской экономики в 2000 году является одновременный рост и внутреннего, и внешнего спроса. С одной стороны, почти двукратное сжатие импорта по сравнению с докризисным уровнем обеспечило пространство для интенсивного расширения отечественного производства и роста доходов производителей товаров и услуг. А с другой стороны, при благоприятной конъюнктуре для российских экспортеров рост доходов в экономике от экспорта существенно повлиял на изменение структуры и динамики конечного потребления. Стоимость российского экспорта за год выросла на 38,9%, а прибыль основных отраслей экономики -- в 1,6 раз. С ростом доходов экономики доля валового сбережения повысилось до 36,2% ВВП против 30,2% в 1999 году. Это обеспечило достижение устойчивого профицита бюджета и выполнения обязательств по своевременному финансированию бюджетных расходов и обслуживанию государственного долга без внеплановых заимствований на внутреннем и внешних финансовых рынках.

Рост доходов экономики в секторе внешней торговли оказал существенное влияние на пропорции конечного потребления в ВВП. Следует подчеркнуть, что в условиях повышения рентабельности производства и роста доходов от экспорта впервые за годы реформ с 1999 года в структуре конечного спроса проявились тенденции к повышению доли накопления. С повышением уровня деловой активности в российской экономике рост инвестиционного спроса обеспечил почти 7% прироста физического объема ВВП в 2000 году.

Экономический рост 1999-2000 годов поддержанный активизацией процессов накопления протекал на фоне сдержанной политики изменения расходов на конечное потребление. В 1999 году реальные доходы населения снизились на 14,2% по сравнению с предыдущим годом и составляли 72,2% от уровня 1997 года. В 2000 году сформировался благоприятный социальный фон осуществления реформ. Созданный потенциал роста производства, за счет активной инвестиционной деятельности, а также рост доходов бизнеса позволил решить накопленные социальные проблемы. Одной из основных являлось погашение задолженности по заработной плате и пенсиям. По состоянию на 1 января 2001 году задолженность по заработной плате из-за недофинансирования бюджетов всех уровней составила 4,9 млрд. руб. против 10,2 млрд. руб. на соответствующую дату 2000 года, просроченная задолженность из-за отсутствия средств предприятий снизилась за год на 6,8 млрд. руб. Кроме того, в 2000 году полностью погашена задолженность по пенсиям.

При достаточно регулярной тенденции к росту заработной платы и пенсий реальные доходы населения увеличились за год на 9,1%. Если в 1999 году низкий уровень доходов населения выступал фактором, ограничивающим темпы роста производства товаров и услуг, то в 2000 году почти 2/5 прироста ВВП связано с ростом конечного потребления. Однако даже при таких высоких темпах роста не преодолено снижение уровня жизни, обусловленное кризисом 1998 года. По сравнению с 1997 годом, характеризующимся достаточно высокими социальными показателями, реальные доходы населения составляют 93,6%, реальная заработная плата - 95,6% и реальный размер назначенных пенсий -- 77,6%. Сохранение низкого уровня доходов населения выступает фактором, ограничивающим рост внутреннего спроса.

Анализируя устойчивость состояния российской экономики, следует подчеркнуть, что соотношение внешних факторов, влиявших на рост производства в 1999 и 2000 годах, было вместе с тем различно. Если в 1999 году важнейшим фактором подъема производства была девальвация рубля, инициировавшая процессы импортозамещения, то в 2000 году - это рост мировых цен на энергоносители и цветные металлы. Эффект девальвации постепенно снижается, а к концу 2000 года заметно ослабилось воздействие и второй группы факторов. В результате внутригодовая динамика макроэкономических индикаторов указывала на постепенное торможение роста экономики. В IV квартале 2000 года зафиксирована отрицательная помесячная динамика индикатора выпуска продукции и услуг базовых отраслей экономики. К концу 2000 года наметилось замедление динамики промышленного производства при определенном ускорении инфляции, темпы которой еще более ускорились в январе и феврале 2001 года.

В 2000 году вновь восстановились опережающие темпы роста физического объема импорта, по сравнению с динамикой экспорта и ВВП. Если замедление темпов физического объема экспорта к концу 2000 года можно объяснять конъюнктурными факторами мировых рынков сырья, то интенсивный рост импорта на протяжении года связан с чисто внутренними проблемами. Анализ развития сектора торговли позволяет констатировать, что при существенной девальвации национальной валюты российская экономика не смогла создать новых товарных ниш для отечественной продукции ни мировом, ни на внутреннем рынках. Расширение внутреннего спроса, инициированное экспортно-ориентированными отраслями экономики, опиралось на инерционное развитие, прежде всего, довольно узкого сегмента отраслей инвестиционного комплекса.

Одной из причин низкой конкурентоспособности отечественной продукции является то обстоятельство, что экономический рост в 1999-2000 годах основном ориентировался на повышение степени использования и вовлечения в производство резервных производственных мощностей. Отсутствие существенных сдвигов во вводе новых производственных мощностей по существу не позволило активизировать импортозамещение и изменить товарную структуру экспортных потоков. В структуре товарных ресурсов потребительского рынка и рынка материально-технической продукции с начала 2000 года наблюдается усиление тенденции к повышению доли импорта. Кроме того, росту импорта в 2000 году способствовало и реальное укрепление рубля. В результате по данным Минэкономразвития РФ чистый экспорт в 2000 году составил 98,9% от уровня предыдущего года. Для российской экономики это очень тревожный сигнал, поскольку сокращение чистого экспорта, как правило, ведет, к замедлению экономического роста темпов.

Расчет на дальнейшую эксплуатацию благоприятных внешних факторов не может гарантировать поддержания устойчивых темпов роста, необходимо существенное повышение эффективности производства, ускорение структурных реформ.

Макроэкономическая политика государства кроме основных направлений должна включать и меры по стабилизации экономики и экономическому росту. С этой целью государство влияет на источники и факторы последнего. Его обобщающие показатели - ВВП, ВНП и национальный доход на душу населения, а также норма накопления, возрастают, когда политика государства направлена на поощрение инвестирования с целью увеличения основного капитала. Устойчивому состоянию экономического роста соответствует определенное значение нормы сбережений, которое обеспечивает максимум потребления на одного работника и таким образом максимизирует экономическое благосостояние. Если в стране запасы основного капитала ниже равновесного уровня, то государственная политика должна быть направлена на увеличение нормы сбережений и инвестиций.

Достичь увеличения национальной нормы сбережений государственная политика может двумя путями: непосредственно - через увеличение государственных сбережений и косвенно - через создание стимулов для увеличения частных сбережений. Государственные сбережения - это разница между государственными доходами и расходами. В условиях бюджетного дефицита происходит вытеснение инвестиций, уменьшение запаса основного капитала. Поэтому правительство должно проводить налоговую политику, направленную на предоставление скидок с подоходного налога тем фирмам, которые инвестируют в основной капитал. Частные же сбережения правительство может стимулировать путем освобождения от налогов личных пенсионных счетов и введения льгот определенным социальным группам.

Еще одним направлением государственной политики содействия экономическому росту должно быть стимулирование технического прогресса путем поощрения научных исследований, развития патентной системы, которая дает временную монополию изобретателю; проведение налоговой политики, частью которой могут быть льготы научно-исследовательским организациям, а также перевод ряда фундаментальных исследований на бюджетное финансирование. Такие мероприятия государства важны потому, что это единственный источник роста ВВП и ВНП в долгосрочном периоде.

Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.

1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику «дешевых денег») как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.

2. В противоположность кейнсианцам, сторонники «экономики предложения» делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники «экономики предложения» отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.

3. Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низкопроизводительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.

При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей, капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.

Если сгруппировать все функции государства по двум группам, то мы обнаружим две основные цели, которые преследует государственное регулирование: это обеспечение функционирования рыночной системы и усиление, развитие самой экономической системы. В то время как при конкретном выборе пути развития национальной экономики первая цель может и не преследоваться (например, командная экономика), укрепление экономических позиций государства на мировом рынке рассматривается всеми правительствами как первостепенная цель в области государственного регулирования. В свою очередь, эта цель является первоочередной при стремлении государства к экономическому росту.

Другое направление государственной политики, стимулирующее экономический рост - поддержание конкурентоспособности и оптимальной структуры производства путем законодательного регулирования налоговых и иных преференций, прямого или косвенного субсидирования отдельных отраслей и регионов из государственного бюджета. Особенно это касается транспортной и коммуникационной инфраструктуры. Большое значение по-прежнему придается государственной поддержке фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок.

Условием устойчивости и стабильного экономического развития является равновесие, сбалансированность между общественным производством и потреблением, совокупным спросом и совокупным предложением. Однако в рыночной экономике состояние равновесности периодически нарушается. Наблюдается определенная цикличность, повторяемость в функционировании национального хозяйства, когда периоды подъема экономики сменяются периодами спада и застоя. Цикличность можно определить как движение национальной экономики от одного макроэкономического равновесия к другому.

Антициклическая политика - представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, денежно-кредитных инструментов, воздействующих на экономическую систему в направлении противоположном текущей рыночной конъюнктуре. Антицикличное регулирование предполагает стимулирование спроса на ресурсы, потребительские товары и ценные бумаги, чтобы привести его в соответствие с предложением и тем самым уравновесить рынки, избежать спадов, придать экономическому росту большую устойчивость.

Осуществление антициклической политики должно учитывать и тот факт, что спад неодинаково влияет на разные отрасли экономики: максимально страдают инвестиционные отрасли и отрасли, производящие потребительские товары длительного пользования (особенно строительство), а вот отрасли, производящие потребительские товары кратковременного пользования, реагируют на спад меньше. Это связано с низкой эластичностью спроса на эти товары.

Структурное регулирование предусматривает снижение риска при осуществлении капиталовложений; стимулирование предпринимателей в освоении новых направлений экономики; поддержку экспортных отраслей и тех, что выпускают заменители импорта; стимулирование сфер экономики, способных дать наибольшее количество новых рабочих мест и т.д.

Фискальная (лат. fiscalis - казенный) политика - совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.

Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер.

Дискреционная (лат. discrecio - действующий по своему усмотрению) политика означает следующее. Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны. Первая зависимость: рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения. Важно учесть, что государственные расходы влияют на совокупный спрос так же, как и инвестиции. Другая функциональная зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции и занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.

Второй вид фискальной политики - недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилизатор - экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты, осуществляемые государством.

При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей, - капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.