Эльдорадо в Африке: сможет ли нефть закончить гражданскую войну в Ливии.

Ливия - индустриальная страна с плановой экономикой. Экономика Ливии во многом зависит от добычи нефти, которая обеспечивает около половины ВВП. С 2000 по 2010 год экономика росла устойчивыми темпами.

Основные отрасли промышленности: нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая, пищевая, текстильная, цементная, металлургическая. Наибольшую долю валовой промышленной продукции даёт нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность. Транспорт - автомобильный, морской, трубопроводный.

По данным Мирового банка (World Bank), экономика Ливии по объёму ВВП - $62,36 млрд (2009) занимает 63 место в мире, в тоже время, по объёму ВВП на душу населения Ливия входит в первые 50 стран мира - $ 9714 (2009), 49 место в мире. Импорт - продукты питания, машины, текстиль, транспортное оборудование (Италия - 22,3%; Германия - 12,0%; Великобритания - 8,9%; Франция - 6,8%; Тунис - 5%). Экспорт - нефть и нефтепродукты (Италия - 41,3%; Германия - 16,6%, Испания - 10%; Турция - 6%; Франция - 3,6%). Внешний долг Ливии на 31 декабря 2009 года составлял $6,491 млрд, на душу населения $1025 или 11 % ВВП.

В конце ХХ в. государственные предприятия производили около 90% всей промышленной продукции. Доля промышленности в ВВП - около 60 %; В конце 1970-х годов были значительно расширены порты Триполи и Бенгази. После проведённой в середине 1990-х годов модернизации значительно расширились возможности портов Мисурата, Расами-эль-Ануф, Эс-Сидер и Эз-Зувайтина. Ливия располагает собственным грузовом флотом (включая танкеры) общим тоннажем свыше 70 тыс. т. До 1993 было проложено 1800 километров трубопроводов и каналов, построены дороги и водохранилища. В Киренаике на плато Барк-эль-Байда возделывают зерновые культуры, маслины и плодовые деревья. В районе плато Эль-Ахдар в Киренаике живут кочевники-скотоводы.

В конце 1990-х годов Ливия перешла к проведению экономической и финансовой реформ, которые предусматривали: частичную либерализацию экономики, преобразование ряда государственных предприятий в государственные акционерные компании, введение плавающего курса ливийского динара и пр. Предусматривалась отмена государственного контроля почти во всех отраслях экономики.

Средний национальный доход на душу населения Ливии выше, чем в любой иной африканской стране. Это позволяет государству финансировать бесплатное здравоохранение, образование, значительную часть жилого фонда и другие социальные услуги на относительно высоком уровне и поддерживать континентальное первенство по большинству компонентов качества жизни. Правда, на многочисленных иностранных работников распространяется лишь малая доля этих благ.

Статистические показатели Ливии
(по состоянию на 2012 год)

Конфликт в Ливии, начавшийся в марте 2011 года, имел множество негативных экономических последствий, основными из которых стали резкое сокращение добычи нефти, разрушение инфраструктуры в результате бомбардировок НАТО, а также отток иностранных рабочих.

История экономики Ливии

До начала разработки месторождений нефти Ливия была одной из беднейших стран Африки и не имела особых перспектив экономического развития. Бoльшая часть ливийцев была занята в сельском хозяйстве, весьма малопродуктивном из-за дефицита осадков и нехватки пригодных для обработки земель. Но уже к середине 1960-х годов благодаря разработке месторождений нефти Ливия встала в один ряд с такими странами, как Венесуэла, Кувейт и Саудовская Аравия. В 1983 доход на душу населения возрос до 8480 долл. Бурное развитие нефтедобывающей промышленности оставило далеко позади все остальные отрасли хозяйства. Национальная промышленность Ливии только начинает формироваться, и до сих пор приходится импортировать продовольствие для удовлетворения потребностей растущего населения. Другая проблема – нехватка квалифицированных кадров. В конце 1980-х годов в Ливии работали более 500 тыс. иностранцев.

Еще в 1955 году, предвидя возможность обнаружения нефти, правительство Ливии приняло закон о нефтяных концессиях. Прибыль должна была делиться поровну между нефтяными компаниями и правительством Ливии, а по истечении определенного установленного срока часть концессии должна была переходить в собственность государства. В 1958 были разведаны первые значительные нефтяные месторождения, а в 1961 началась их эксплуатация. В районе богатых нефтяных месторождений к югу от залива Сидра на основе концессий действуют более 30 нефтяных компаний.

В 1970 году ежегодный объем добычи нефти превышал 160 млн. т, но с середины 1970 годов, после введения правительственных ограничений, он стал сокращаться. Частично ограничения были введены для того, чтобы заставить нефтяные компании принять требования правительства, частично – чтобы не допустить истощения нефтяных ресурсов страны, пока ее экономика не достигла желаемого уровня развития. Среди стран-экспортеров нефти Ливия наиболее последовательно проводила курс на усиление контроля государства над нефтяной промышленностью. В результате соглашений с одними нефтяными компаниями и национализации других правительство Ливии установило контроль над шестью нефтяными компаниями, действующими в стране. В сентябре 1973 под контролем государства оказались и все остальные компании, связанные с добычей и переработкой нефти. В 1973–1974 Ливия наряду с другими членами ОПЕК в четыре раза повысила продажную стоимость нефти. В 1972–1978 ежегодный объем производства нефти достигал 96 млн. т. Однако вслед за двукратным повышением цен на нефть в 1979 в начале 1980-х годов последовало перенасыщение мирового нефтяного рынка. Стремясь удержать цены на прежнем уровне, правительство Ливии было вынуждено пойти на ограничение объемов добычи. К 1985 году уровень добычи нефти упал до 51 млн. т в год, но в последующие 10 лет ее производство вновь выросло. Хотя на 1994–1995 квота, установленная ОПЕК для Ливии, составляла 69 млн. т в год, фактический объем добычи достигал 75 млн. т.

В 1988 году, когда были обнаружены последние значительные месторождения нефти на территории страны, объем запасов нефти оценивался в 3 млрд. т (первое место в мире). Крупнейшие месторождения нефти – Серир, Бахи, Нафура, Рагуба, Интисар, Насер, Ваха, Самах – находятся к югу от залива Сидра и соединены нефтепроводами с побережьем. Отгрузка нефти на экспорт осуществляется через пять терминалов для нефтеналивных танкеров, расположенных в средиземноморских портах Эс-Сидер, Рас-эль-Ануф, Марса-эль-Бурейка, Марса-эль-Харига и Эз-Зувайтина. По запасам природного газа (657 млрд. куб. м) Ливия занимает третье место в Африке. Крупнейшее месторождение Хатейба (339 млрд. куб. м). В 1970 в Марса-эль-Бурейка вошла в строй установка по сжижению природного газа, и с 1971 впервые началась экспортная продажа сжиженного газа. В начале 1990-х годов в нефтегазоносном бассейне Сурт (Сирт) были обнаружены новые запасы природного газа.

Промышленность Ливии

Доминирующую роль в ливийской промышленности прочно удерживает нефтегазовая промышленность. Именно благодаря скачкообразному росту этих доходов ливийское государство в 1970-80-х гг. щедро финансировало обширные планы развития. Главные их успехи свелись к расширению и модернизации экономической и социальной инфраструктуры, комплексов переработки нефти (годовые мощности установок для её прямой перегонки составляют до 17,4 млн т) и газа, преимущественно экспортной ориентации, созданию центров производства базовой, крупнотоннажной продукции органической химии (полиэтилена, поливинилхлорида, карбамида и др.). Прочие индустриальные отрасли (выпуск потребительских товаров для внутреннего рынка, сборка сельскохозяйственной, строительной, автомобильной техники) зависят от ввоза иностранного оборудования, сырья, комплектующих и зачастую - от зарубежной рабочей силы.

Несмотря на резкие перепады поступлений от нефти и газа во 2-й пол. 1980-х и в 1990-е гг., они оставались базой экономики и общества, обеспечивая ливийскому населению первенство по средним доходам на африканском континенте, а государству - монопольному владельцу недр - ключевую роль в реализации подавляющего большинства проектов. Началом нефтедобычи считается 1970 год, когда была создана Национальная нефтяная корпорация (National Oil Corporation), однако геолого-разведочные работы начались ещё в 1955 году. Экспорт нефти начался в 1961 году. Из-за обвинений ливийского руководства в поддержке международного терроризма в 1986 году американские нефтяные компании покинули Ливию.

В экспортных доходах нефтяная составляющая достигает 95%. Нефтедобыча дает до 40% ВВП. Доказанные запасы нефти - 29,5 млрд. баррелей (5,1 миллиарда тонн), что обеспечивает Ливии 1-е место в Африке и 5-е среди членов ОПЕК. Добыча нефти - 1,4 млн. баррелей в сутки, что составляет 2% мирового производства нефти. Из этого объёма экспортируется около 1,26 млн. баррелей в сутки, половина которых идет в Италию. Мощности нефтепереработки - 348 тыс. баррелей в сутки.

Правительство Ливии прилагало усилия к расширению и диверсификации отраслевой структуры промышленности. В начале 1970-х годов появились новые отрасли промышленности, включая производство цемента и металлоизделий. В последующие годы был заключен ряд контрактов с западноевропейскими, югославскими и японскими фирмами на строительство нескольких атомных и тепловых электростанций, а также предприятий тяжелой индустрии. При этом предусматривалось, что часть этих предприятий будет использовать в качестве сырья сырую нефть. Среди крупнейших предприятий обрабатывающей промышленности выделяются металлургический комбинат в Мисурате, выпускавший до 1,5 млн. т стали и проката в 1996 году, заводы по производству труб и электрокабелей; налажена сборка автомобилей и тракторов. Легкая и пищевая промышленность развиты слабо. Традиционные отрасли производства включают добычу морских губок, выпаривание соли в прибрежной зоне и различные ремесленные производства: изготовление изделий из кожи, меди, олова, керамики и ковроткачество. Имеются также небольшие предприятия по обработке сельскохозяйственной продукции, древесины, производству бумаги, табачных изделий, тканей и мыла.

Сельское хозяйство Ливии

Помимо добычи нефти, важной составляющей экономики является сельское хозяйство. Сельское население возделывает землю в узкой прибрежной полосе Триполитании, используя зимой атмосферные осадки, а летом – орошение из колодцев. Вокруг Триполи, в районе распространения товарного садоводства, выращивают цитрусовые, финики, оливки и миндаль. В южных оазисах для орошения полей используются воды подземных источников. При наличии достаточного количества осадков на периферии возвышенностей возделывают ячмень. Пахотные земли составляют лишь 1% площади страны, и только 1% из них входит в зону искусственного орошения. С 1979 ведутся работы по сооружению «великой искусственной реки» – водовода, рассчитанного на переброску вод 250 подземных скважин из оазисов Тазербо и Сарир в пустыне Сахара к побережью страны. К 1993 были проложены 1800 км трубопроводов и каналов, построены дороги и водохранилища. В Киренаике на плато Барка-эль-Байда возделывают зерновые культуры, маслины и плодовые деревья. Ливия располагает 8 млн. га пастбищных земель в Триполитании и 4 млн. га – в Киренаике. В районе плато Эль-Ахдар в Киренаике живут кочевники-скотоводы.

Транспорт Ливии

Действующие железные дороги отсутствуют с 1965 года. Общая протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием – более 28 тыс. км. Главная автомагистраль страны проходит вдоль средиземноморского побережья от Туниса до Египта. Важную роль играет также шоссе, связывающее побережье с Феццаном. Внутренние транспортные связи ограничиваются дорогами, не имеющими твердого покрытия, и авиасообщением. Несколько международных авиалиний обеспечивают сообщение Триполи и Бенгази со странами Европы и США. В 1965 году в Ливии была создана собственная государственная авиакомпания, которая выполняет все внутренние и частично международные авиаперевозки. В 2001 году насчитывалось 136 аэропортов, в т.ч. 58 - с твёрдым покрытием взлётно-посадочных полос.

Морской транспорт обеспечивает экспорт нефти и почти все внешнеторговые перевозки. Крупнейшие нефтяные месторождения: Серир, Ваха и Зельтен. Порты общего назначения: Триполи, Бенгази, нефтяные - (Марса-эль-Брега), Рас-эль-Ануф, Эс-Сидер, Марса-эль-Харига, Эз-Зувайтина. Транспортировка нефти и газа по территории Ливии осуществляется разветвлённой системой трубопроводов, общая протяженность которых более 5 тыс. км, пропускная способность - более 180 млн т. в год.

Крупнейший и самый дорогостоящий ливийский транспортный проект 20-21 вв.: "Великая рукотворная река" - система водоводов с уникальными техническими решениями (из пяти запланированных действуют две её очереди с трубами диаметром до 4 м, общей протяжённостью ок. 2510 км и пропускной способностью до 4,5 млн м3 воды в день) от естественных подземных резервуаров пресной воды во внутренних районах Сахары до городов, аграрных областей на побережье и оазисов.

Валюта и банковская система Ливии

Созданный в 1955 году Центральный банк Ливии обладает исключительным правом денежной эмиссии и контроля за иностранной валютой. В 1972 году был основан Центральный арабский иностранный банк, являющийся зарубежным филиалом Центрального банка. Ливийская арабская иностранная инвестиционная компания отвечает за размещение государственных денежных фондов страны в более чем 45 странах. В 1970 году указом правительства все банки в Ливии были национализированы.

Государственная денежная единица – ливийский динар, состоящий из 1000 дирхамов. Существуют монеты и банкноты разных достоинств, выпуск которых осуществляется Центробанком Ливии. Валюта Ливии полностью привязана к мировым ценам на нефть, поскольку экспорт нефти является основной доходной статьей бюджета страны.

Источник - http://www.stranz.ru/str/164-liv/863-liae.html

После шести лет гражданской войны в Ливии Европа подталкивает стороны конфликта к перемирию. Объединение страны выгодно для развития ее нефтяной отрасли, постепенно восстанавливающей добычу

Ливийские военные. Октябрь 2014 года (Фото: Mohammed el-Sheikhy / AP)

Участники войны в Ливии активизировали обсуждение мирного урегулирования конфликта, длящегося с 2011 года. 30 июля глава правительства национального согласия Ливии (ПНС) Фаиз Сарадж побывал в Алжире, где рассказал премьеру страны Абдельмаджиду Теббуну о своей встрече с командующим Ливийской национальной армией Халифой Хафтаром в Париже 25 июля.

25 июля в Париже при посредничестве президента Франции Эмманюэля Макрона впервые за годы гражданской войны было согласовано перемирие. Сарадж и Хафтар одобрили «дорожную карту»​ по выходу из кризиса: они договорились о режиме прекращения огня и взяли обязательство организовать «как можно быстрее» президентские и парламентские выборы. Выборы, по словам Макрона, могут состояться весной 2018 года при участии наблюдателей ООН. За прошедшие с 25 июля дни перемирие в целом соблюдалось, столкновений между силами Сараджа и Хафтара зафиксировано не было.

Инициатива Парижа вызвала озабоченность Италии, традиционно занимавшей лидирующие позиции в усилиях по установлению мира в своей бывшей североафриканской колонии. Министр иностранных дел Италии Анджелино Альфано поддержал инициативу Макрона, но указал на то, что в ливийском конфликте стало «слишком много форматов, посредников и инициатив». Политики из итальянской оппозиции расценили переговоры в Париже как попытку Франции отнять «традиционную роль у Италии в качестве основного посредника в ливийских делах».

Раздробленная Ливия

После свержения ливийского лидера Муаммара Каддафи в 2011 году в стране не удалось сформировать единый центр управления: власть находится в руках нескольких группировок. Запад страны контролирует созданное в декабре 2015 года под эгидой ООН и базирующееся в Триполи ПНС во главе с Фаизом Сараджем. Его поддерживают западные страны, а также Турция и Катар. На востоке и частично на юге власть находится в руках избранной в 2014 году палаты представителей Ливии, известной как «правительство в Тобруке». Ее поддерживает Ливийская национальная армия во главе с фельдмаршалом Халифой Хафтаром, на стороне которого выступают ОАЭ и Египет.​

Россия, будучи членом Совбеза ООН, официально поддерживает правительство в Триполи и выступает за дипломатическое решение конфликта. Однако Москва активно контактирует и с Хафтаром. Фельдмаршал за последний год несколько раз приезжал в Москву, а в январе 2017 года встретился с министром обороны России Сергеем Шойгу на борту авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».

Кроме двух правительств в Ливии существует множество народных ополчений, которые вступают в ситуативные альянсы и контролируют часть нефтяных источников. Некоторые территории на юго-западе страны, на границе с Алжиром, находятся под контролем национальных меньшинств: туарегов и берберов. Кочевники живут автономно и не желают вести переговоры с властями в Триполи и Тобруке.

Драка за Африку

Италия преследует в Ливии несколько целей. Рим заинтересован в урегулировании ситуации в стране, так как именно из Ливии через Средиземное море в Италию уже много лет попадают нелегальные мигранты. Годами «центрально-средиземноморский маршрут» был основным для беженцев из Азии и Африки. С января по июнь 2017 года, по данным пограничной службы ЕС Frontex, морем в Италию попали 85 тыс. нелегалов,​ или около 80% всего потока беженцев в Европу.


Мигранты в Ливии (Фото: Ismail Zitouny / Reuters)

Италия также имеет значительные экономические интересы в Ливии. «Это наш основной актив в плане производства нефти. С 2010 года, несмотря ни на что, нам удается держать объемы добычи в районе 300 тыс. барр. в сутки», — заявил в июле исполнительный директор итальянской корпорации Eni Клаудио Дескальци. По его словам, вложения в Ливию являются «высокорисковым активом», но компания заинтересована остаться здесь в долгосрочной перспективе.

Eni разрабатывает в Ливии месторождение Эль-Филь на юго-востоке страны. Партнером итальянцев выступает Национальная нефтяная корпорация​ (NOC), государственный монополист.

Причиной миротворческой активности президента Макрона является желание Парижа расширить присутствие французов в стране (нефтяная компания Total), уверен эксперт Российского союза по международным делам (РСМД) Максим Сучков. «Если Париж сделает ставку на «правильных» игроков в ливийской политической мозаике, перед ним раскроются большие перспективы по добыче углеводородов. Еще одна причина — растущие международные амбиции Франции, которую президент Макрон видит в «высшей лиге» дипломатии», — заявил РБК Сучков.

У многих стран, тем более у крупных средиземноморских держав, есть экономические интересы в Ливии, указывает научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Олег Булаев. Ситуация в Ливии на протяжении последних лет демонстрирует непредсказуемость в плане хрупкости любых достигаемых там соглашений. И все же, по мнению эксперта, несмотря на то что реального успеха в разрешении конфликта итальянская дипломатия не принесла, пока рано говорить о том, что Париж отнимает лидерство у Рима: чтобы оценить французский вклад в мирном урегулировании, необходимо дождаться реальных результатов.

Феодальная чересполосица

Ливия — одна из пяти африканских стран — членов ОПЕК. По данным картеля за 2016 год, экспорт нефти оттуда составил $9,3 млрд,​ или около 77% всего ливийского экспорта. Однако эти цифры отражают ситуацию в ливийской нефтяной отрасли по состоянию на прошлый год, когда средний уровень добычи составлял 390 тыс. барр. в сутки, что в четыре раза меньше довоенных показателей. К концу правления Каддафи в стране добывалось около 1,6 млн барр. ежесуточно, из которых свыше 1,1 млн барр. приходились на государственного монополиста NOC и ее многочисленные дочерние фирмы. Ливия и Нигерия не присоединились к прошлогодним обязательствам ОПЕК по сокращению добычи.

Развал-схождение

NOC была создана в 1970 году и в эпоху Каддафи контролировала более двух третей нефтяного производства. Холдинг полностью или частично владел региональными нефтяными корпорациями.​​ После возобновления в 2014 году гражданской войны сетевая структура NOC развалилась пополам.

Лишь два года спустя, в июле 2016-го, руководство западной и восточной частей NOC договорились об объединении компании. Штаб-квартира единой фирмы расположилась в Бенгази, на востоке страны, председателем ее стал директор западной половины Мустафа Саналла, а глава восточной части Наджи эль-Муграби вошел в совет директоров объединенного концерна.

К этому моменту объемы добычи упали до многолетних минимумов. Летом 2016 года показатель колебался чуть выше 300 тыс. барр. в сутки, а в августе, по подсчетам ОПЕК, упал до 292 тыс. барр. Однако с начала осени объемы добычи растут, достигнув в декабре 600 тыс. барр., а в феврале — почти 700 тыс. барр. ежесуточно.

Весной 2017 года производство вновь упало, почти до полумиллиона баррелей в день, но с конца апреля начинает восстанавливаться и в июне достигает 852 тыс. барр. в сутки — около половины от довоенного уровня.

В списке партнеров NOC по разведке и добыче присутствуют 23 иностранные компании — все крупнейшие концерны Европы, а также российские, американские и азиатские фирмы. Основные месторождения на юго-западе страны контролируют европейцы. Помимо работы с Eni на Эль-Фили, NOC совместно разрабатывает месторождение Шарара с конгломератом европейских фирм — испанской Repsol, французской Total, австрийской OMV и норвежской Statoil. Главное же восточное месторождение — Сарир — разрабатывает лишь AGOCO, 100-процентная «дочка» NOC.

Падение объемов добычи за годы войны, начало их восстановления и последующие колебания напрямую зависят от ситуации вокруг месторождений. Например, в конце августа 2016 года компания AGOCO (крупнейший филиал восточной половины NOC) объявила о возвращении иностранных инвесторов после проведенного мониторинга безопасности в регионе. Вслед за этим впервые за полтора года заработало принадлежащее AGOCO месторождение Сарир, одно из крупнейших в стране, которое уже к октябрю давало 320 тыс. барр. нефти в сутки.

Весенний же спад был обусловлен боями в районе нефтеносного района Марзук на юго-западе страны, где находятся два других крупных месторождения: Шарара и Эль-Филь. Весной там прошли столкновения сторонников властей в Триполи и Тобруке. Параллельно, как заявил Bloomberg директор NOC Мустафа Саналла, работу на месторождении пришлось приостановить из-за бунта службы охраны нефтяных объектов Ливии (PFG). К маю добыча на Шараре и Эль-Фили полностью восстановилась и начала расти.

Месяц назад, в июне 2017 года, Саналла опубликовал колонку в The New York Times, где​ вновь подверг критике не только охранников из PFG, называя их «местечковыми феодалами», но и все стороны конфликта, которые своими действиями мешают восстанавливать ключевую отрасль страны. Саналла подчеркивает, что с 2013 года вплоть до сентября 2016 года бойцы PFG блокировали почти все основные нефтяные порты Ливии ради получения денег и политической власти. «Это стоило стране более $120 млрд потерянных доходов и большей части финансовых резервов», — отмечает Саналла.

Скованные одной нефтью

Силы фельдмаршала Хафтара контролируют большинство ливийских портов и все нефтеналивные терминалы, через которые экспортируется нефть. Тем не менее он не может продавать нефть легально, поскольку резолюция Совбеза ООН резервирует это право за «официальным» правительством в Триполи. Большинство крупных месторождений (кроме Аль-Хамры на западе) также контролируют сторонники Хафтара. В условиях гражданской войны чересполосица приводит к курьезам. Например, на западе месторождения района Марзук и порт Эз-Завия находятся под властью «правительства в Тобруке», то есть сил Хафтара. При этом соединяющий место добычи и порт трубопровод почти целиком входит в зону влияния их противников из Триполи.


Саналла призывает к формированию единого легитимного правительства, которому NOC будет подчиняться. До тех пор концерн намерен держаться нейтралитета.​ Более того, целостность и монополию NOC на экспорт энергоресурсов необходимо сохранить, так как это единственная организация, способная функционировать по всей стране, отмечает Саналла.

Позиция директора NOC логична как желание топ-менеджера обеспечить прибыльность и расширение присутствия на рынке, отмечает Сучков. «Но попытки объединить Ливию на основе нефти имеют и объективные предпосылки — без должной стабильности и безопасности иностранным фирмам осваивать этот рынок непросто», — говорит он. По мнению Сучкова, аргументация Саналлы может стать «отрезвляющим фактором» для противоборствующих сторон, но едва ли «основой примирения».

Бороться за свою независимость NOC пришлось, когда поддерживаемое ООН правительство в Триполи издало указ, по которому пыталось отнять у компании некоторый ключевые функции, в том числе право на заключение концессионных соглашений с иностранными компаниями и на установление цены продажи нефти. Однако указ был заблокирован апелляционным судом в Бенгази, рассказывает Саналла.


Фото: Ismail Zitouny / Reuters

На меркантильных началах нефтяной торговли объединение Ливии в политическом плане маловероятно из-за сильных этнорелигиозных разногласий, считает директор по консалтингу IHS в России Максим Нечаев. «Однако различные группировки, контролирующие ту или иную часть инфраструктуры, можно привести к согласию, чтобы обеспечить транспортировку и отгрузку через терминалы, поскольку все стороны в этом заинтересованы», — заявил РБК Нечаев.

По мнению Нечаева, попытки NOC вновь объединить нефтяную систему страны уже принесли плоды​ и впредь будут «стимулировать к операционному единству и росту экспорта добытой нефти».

Падение добычи нефти в Ливии, которое отражается в данных ОПЕК, возможно, было результатом того, что приличная часть нефти по факту оказывалась в «черной зоне», отмечает Олег Булаев. По его словам, нефтяная отрасль Ливии может работать автономно от «людей на местах», практика показывает, что формирование единого центра власти вовсе не является обязательным для этого.

Российские перспективы

Среди российских участников рынка, работавших ранее на рынке Ливии, большинство заморозили свою деятельность. Первой к закупкам нефти вернулась «Роснефть». Компания начала покупать и экспортировать сырье в 2017 году, о чем 10 июля сообщил директор NOC. По словам Саналлы, контракт с «Роснефтью» заключен на год. «Они забирают нефть в зависимости от производства. Ежемесячно по одной-две отгрузки​», — уточнил глава NOC. Также он сообщил, что две компании создали технический комитет для проработки возможного сотрудничества в разведке и добыче, транспортировке и торговле нефтью. В феврале в Лондоне в кулуарах IP Week Саналла и глава «Роснефти» Игорь Сечин подпи​сали рамочное соглашение о сотрудничестве, которое закладывает основу для инвестиций российской компании в нефтяной сектор Ливии.

Однако в списке партнеров на сайте NOC числятся «Газпром» и «Татнефть», а «Роснефти» там нет. Источник РБК в «Роснефти» подтверждает информацию о действующем контракте по покупке нефти в Ливии, но не обозначает объемов закупки и сроков его действия. Он говорит, что появление «Роснефти» в списке партнеров ливийской компании — вопрос короткого времени.

«Татнефть» не планирует возобновлять добычу в Ливии до полной стабилизации обстановки в стране, заявил 23 июня на годовом собрании акционеров компании ее глава Наиль Маганов, которого цитирует ТАСС : «Сирия, Ливия — все там с ними понятно... Все работы приостановлены до стабилизации политической ситуации в этих регионах». «Татнефть» работала в Ливии по концессии девять лет: с 2005 года до возобновления гражданской войны в 2014 году.

Дочерняя структура «Газпрома» Gazprom International вела в Ливии четыре геологоразведочных проекта на шельфе и суше. По словам представителя компании, большинство этих работ сейчас заморожено. Но в совместном проекте компании с немецкой Wintershall в Ливии по разведке и добыче нефти на проектах концессии C96 и C97 (у «дочки» «Газпрома» 49% в проекте) ведется добыча небольших объемов нефти, которые экспортируются, когда Ливия открывает границы. Добычу удалось возобновить в сентябре 2016 года с месторождения Ас-Сарах в объемах около 35 тыс. барр. в сутки. Экспорт оттуда ведется через порт Аз-Зувейтина недалеко от Бенгази.

ЛУКОЙЛ полностью свернул свои проекты в Ливии и не планирует возобновлять их, отметил представитель компании. Такие компании, как «Ростех» и НОВАТЭК, также не ведут деятельности в Ливии — представительство «Ростеха» в этой стране временно не функционирует, указано в сообщении «Ростеха».

Министр энергетики России Александр Новак предположил, что в этом году цены на нефть стабилизируются на уровне 60 долларов за баррель. Первый месяц действия соглашения показал, что его участники выполняют взятые обязательства на 80-90%. Причем, ряд стран, включая Саудовскую Аравию, даже сокращают добычу с опережением графика. Тем не менее, цена на нефть пока «топчется» в районе 55 долларов за «бочку». Многие специалисты настроены менее оптимистично по сравнению с нефтяными чиновниками. Среди угроз соглашению, главной из которых является наращивание добычи, а не ее сокращение, называют трех членов ОПЕК: Ливию, Нигерию и Иран.

Никто не обвиняет нефтяников этих стран в мошенничестве, потому что им по разным причинам официально разрешено не снижать добычу. Иран, например, согласился не добывать больше 4 млн бар./сутки. Это значит, что Тегерану даже разрешили нарастить добычу на 90 тыс. бар./сутки. Нигерия в прошлом году, пусть и не по своей воле, а из-за подрывной деятельности исламистских боевиков в дельте реки Нигер, уже и так значительно сократила добычу.

Что касается Ливии, которая, как считают многие экономисты, является самой большой угрозой соглашению, то в этой многострадальной стране уже пять лет бушует гражданская война между центральными правительствами (сейчас Правительство национального единства – GNA) и многочисленными милициями и сепаратистами, вооруженными до зубов. Чаще всего бои идут как раз за месторождения нефти, терминалы и нефтеперерабатывающие заводы, главный источник доходов государства.

Члены ОПЕК должны снизить добычу нефти на 1,5 млн бар./сутки, а нефтедобывающие страны, не входящие в картель, еще на 600 тыс. Эти цифры и ожидания от выполнения соглашения уже подняли цену на нефть выше 50 долларов за баррель, однако специалисты отмечают, что эффект воздействия соглашения на рынок уже начал выдыхаться. В любом случае, деятельность трех перечисленных выше стран будет продолжать сдерживать цены на «черное» золото.

Конечно, такой вариант возможен лишь в том случае, если Триполи удастся восстановить свою нефтяную промышленность. Практически все нефтяные месторождения, НПЗ и терминалы на особенно богатом нефтью востоке страны сейчас находятся под контролем так называемой Национальной армии Ливии NLA под командованием генерала Халифы Хафтара. Ливийские нефтяники возобновили работу и наращивают добычу. За непродолжительный период времени: с сентября прошлого по январь этого годов добыча нефти в Ливии увеличилась, заявил на пресс-конференции в Лондоне президент национальной нефтяной компании National Oil Company (NOC) Мустафа Саналла, с 300 до 715 тыс. бар./сутки. Представитель GNA хвалился в минувшие выходные, что она превысила 750 тыс. бар./сутки. Так много нефти в Ливии не добывалось уже три года, с октября 2014 года, когда добыча составляла 850 тыс. бар./сутки.

Правительство национального единства Ливии объявило о планах нарастить добычу нефти к концу 2017 года как минимум до 1 млн бар./сутки. Некоторые экономисты прогнозируют на конец года и 1,5 млн бар./сутки, но, скорее всего, это слишком завышенные цифры и добыча если и превысит миллион баррелей, то ненамного.

Конечно, маловероятно, что наращивание добычи ливийскими нефтяниками будет проходит равномерно, по нарастающей. Например, на этой неделе проблемы с электричеством на месторождении Сарир привели к тому, что добыча сократилась на 60 тыс. бар./сутки.

В 2011 году, перед свергжением Муамара Каддафи, Ливия добывала 1,6 млн бар./сутки. Для того, чтобы вернуться к этому уровню, Триполи потребуется, по словам Саналлы, от 100 до 120 млрд долларов иностранных инвестиций для восстановления разрушенной инфраструктуры и разведки и освоения новых месторождений. Самые серьезные разрушения на терминале Эль Сирт, где сейчас в рабочем состоянии лишь 5 из 19 резервуаров. Во вторник правительство объявило, что существовавший с 2011 года мораторий отменен и что иностранные инвесторы могут вкладывать деньги в ливийскую «нефтянку».

Конечно, для соглашения о снижении добычи нефти и цен на нее очень важны темпы, с которыми будет восстанавливаться нефтяная промышленность Ливии. В основном, это будет зависеть от политической обстановки в стране, которая далека от стабильности. Кроме местных разборок, не следует забывать и об «Исламском государстве», силы которого в Ливии представляют реальную и существенную силу. Отряды джихадистов были выбиты в декабре из Сирта, но это поражение не означает разгром радикального исламизма в стране. Наблюдатели уверены, что ИГ сейчас перегруппирует силы и еще даст о себе знать.

ООН и Запад поддерживают Правительство национального единства Ливии. Москва тоже поддерживает GNA и заявляет, что поддерживает контакты со всеми силами в Ливии. Правда, на Западе в последние недели утверждают, что Кремль склоняется к поддержке Халифы Хафтара, который, в свою очередь, на стороне так называемого Восточного парламента. Напомним, что после захвата исламистами Триполи Палата представителей (HoR) переехала на восток страны, в Тобрук.

Самым плохим для Ливии и, естественно, для ее нефтяного сектора станет попытка NLA свергнуть слабое Правительство нацединства. Такой вариант будет означать полномасштабную гражданскую войну и будет на руку ИГ и прочим радикалам. Однако именно такой сценарий развития событий, пусть и теоретически, наиболее предпочтителен для ОПЕК и не входящих в него нефтедобывающих стран, стремящихся к восстановлению цен на «черное» золото.

Ливийская нефть.. между финансами и блокадой.
http://www.afrigatenews.net/node/187555

Абдель Бассет Габара

Нефтяное богатство является одним из самых важных завоеваний ливийского народа, Ливия явлась "одной из самых богатых стран в регионе". После того, как в последние годы нефтяной сектор пережил кризис, появились "надежды на улучшение экономической ситуации" в стране, но эти надежды по-прежнему сталкиваются с реальностью финансовых и экономических проблем, отсутствием безопасности, угрожающим "обещаниям стабильности и лучшей жизни" для арабской страны, раздираемой расколами.

Ливия удивила многих наблюдателей, когда ей "удалось увеличить" производство до "более миллиона баррелей в день", нефть - единственный важный источник дохода. Недавно американская компания Jane Scape показала, что темпы добычи нефти в Ливии равны тем, которые были в июле 2013 года. Нефтяная и энергетическая компания заявила в своем отчете, что добыча нефти в Ливии в январе составляла "один миллион восемьдесят три тысячи баррелей в день" сырой нефти.

Несмотря на улучшение добычи нефти в стране, сообщается о препятствиях на пути этого улучшения, они все время нарастают, а в последнее время главарь ННК(Триполи) предупредил, что финансовые проблемы во всем нефтяном секторе могут обернуться серьезными последствиями, угрожающими уровню производства, который будет значительно сокращен, если "Министерство" "финансов" не предоставит финансовые средства, необходимые для завершения ряда проектов и выплаты заработной платы сотрудникам.

В заявлении, опубликованном во вторник, "министерство" заявило, что последствия финансовых проблем, с которыми оно сталкивается, нарушают предложения по планам "развития", которые должны быть реализованы для развития нефтяного сектора и поддержки его производства. Это произошло после встречи главаря ННК(Три поли) с Председателем Правления компании Al-Jouf Oil Technology Majdi Jibril Al-Derasi для обсуждения проблем и трудностей, которые препятствуют функционированию компании.

Фонд «Национальной нефтяная корпорации»(Триполи) получает свой бюджет через Центральный банк и "международно" "признанное" "правительство" в Триполи. В публикации на своей официальной странице на сайте Facebook Фонд собщил, что «любая задержка со стороны Минфина по финансированию расходованию ННК(Триполи) на 2018 год даст сигнал "ливийскому народу", что "министерство" "финансов" не хочет "добывать ливийскую нефть" для "восстановления". Фонд пишет, что «поля, станции, скважины и системы, находящиеся в эксплуатации до сих пор - это и есть "амбициозный и всеобъемлющий план для реализации Национальной нефтяной корпорации" в 2018 году, который "будет способствовать" значительному "увеличению производства" и "стабильности".

«Так кто же его блокирует?».

ННК(Триполи) уже не первый раз жаловалась на финансовые трудности. В январе в своем выступлении на Энергетической конференции на Ближнем Востоке и в Северной Африке, организованной Королевским институтом международных отношений (Chatham House, London) заявлено, что добыча сырой нефти в Ливии постоянно прерывается из-за "постоянных ограничений бюджета" ННК(Триполи), что Фонд получил только 50% своего бюджета в 2017 году.

«Если у нас не будет денег, мы не только не сможем увеличить производство, но мы не сможем его поддерживать на нынешнем уровне», - сказал Санала Рейтер по возвращении из поездки на поля "Шарара" и "Элефант" на юго-западе.

На один дирхам.

Плохие отношения между "правительством" ПНС-2 и ННК(Триполи) сорвали контракт с немецкой нефтяной фирмой Wintershall, которая имеет две концесии на востоке. В мае 2017 года ННК(Триполи) обвинила "правительство" в том, что оно эксплуатирует эти споры о контракте, чтобы распространить свою власть на нефтяной сектор, и обвинил Wintershall в закулисной сделке с ПНС-2. Санала заявил, что "политикам необходимо прекратить борьбу за контроль над нефтяными ресурсами" и предоставить ННК(Триполи) бюджет, в котором она нуждается.

"Ливия страдает от серьезного финансового кризиса" из-за "политического раскола", хаоса, отсутствия безопасности, отсутствия государственных институтов, войн, которые произошли в "нескольких" ливийских городах с 2011 года, принудительного закрытия портов и нефтяных месторождений и резкого снижения нефтяных доходов[в результате нападения НАТО].

С другой стороны, угрозы безопасности по-прежнему "затмевают" нефтяной сектор в Ливии в свете продолжающихся нападений вооруженных групп на порты и на нефтяные объекты, особенно, в городах Юга, где несколько месяцев назад граждане [начали] жаловаться и досиз пор жалуются на острую нехватку топлива, что привело к долгим "часам" ожидания на заправках, и расцвету "черного рынка по фантастическим ценам". (а на "черном рынке" бензин с неба льется? - прям как в СССР в конце перестройки, когда из Питера и Киришского НПЗ Тимченко с Пуссиным бензин вывозили в Эстонию - пер.)

В заявлении, во вторник, 20 февраля 2018 года, Brega Oil Marketing Company подтвердила наличие топлива на своих складах в Триполи, Мисурате и Завии, но указала, что "отсутствие безопасности", которое угрожает разграблением танкеров, вынудило ассоциации и транспортные компании прекратить поставки нефтепродуктов на нефтебазу Сабха.

Компания отметила, что водителей грабят и на основных дорогах, и их груз постоянно "под прицелом". Она подчеркнула, что она не раз обращалась к "службам безопасности" и "министерству" "внутренних дел" с просьбой о "защите дорог", но никаких действий к этому не предпринималось. Согласно заявлению, компания сможет предоставлять топливо на юг при наличии охраны. (но поскольку мисуратян выперли с Юга, они устроили блокаду - пер.)

Жители южно-ливийских городов "всегда жаловались на нехватку топлива и услуг", что привело к восстановлению черного рынка. В октябре прошлого года два совета, муниципалитет, а также старейшины и вожди Сабхи дали "властям" Триполи "72 часа для снабжения города топливом", пригрозив блокировать поля Элефант и Шарара и систему Великой рукотворной реки, если топливо не поставят на Юг. Ливия имеет самые большие запасы нефти в Африке и явлась одной из самых богатых стран в регионе, запасы нефти оцениваются в 46,6 млрд. барил, самыми крупными в Африке. До нападения НАТО в 2011 года Ливия производила в среднем 1,6 млн. барил в день. За последние четыре года "Ливия" зафиксировала "убытки" на сумму более "140 млрд" долл. США из-за неоднократного закрытия нефтяных месторождений и портов и низких цен на мировом рынке. Затем силы хафтарников "восстановили" контроль над крупными нефтяными терминалами в прибрежном Нефтяном полумесяце, крупнейшими запасами нефти в Ливии, С ноября 2016 началось увеличение добычи.

Прим. пер.: За прошлый год было разворовано и выведено 50% доходов ННК(Триполи) от ливийской нефти, и это не считая финансирование терроризма в Ливии под видом "государственных расходов" на разбоев, вывода денег под "мертвые души" - 9 млн ИНН, крышевания организаций, грабежей банков, граждан и вымогательства с захватом заложников. И еще тщательно скрываются цены, по которым "международные сообщники" в лице "признанных трейдеров" выкачивают ливийскую нефть. До падения цен на нефть это было "Лондон - 40%"

10:29 — REGNUM За последние полгода объем добычи нефти в Ливии существенно увеличился. Об этом сегодня, 7 марта, в кулуарах энергетической конференции CERAWeek в американском Хьюстоне журналистам заявил глава американской нефтедобывающей компании Hess Corporation Джон Хесс . По его словам, в целом производство черного золота в стране повышается, но его масштабы все еще невелики.

Хесс отметил, что его компания — часть крупнейшего концессионного соглашения по добычи нефти в Waha, гигантском нефтяном месторождении. Глава американской компании назвал это месторождение «оазисом» и обратил внимание на то, что производство нефти восстановлено. В то же время, как отметил руководитель Hess, на этом месторождении добыча может достигать 80 тыс. баррелей в сутки, но компания получает 8%. То есть деятельность по добычи нефти в Ливии увеличилась за последнее время, но все же в целом объемы производства совсем невелики.

Между тем. еще несколькими днями ранее стало известно, что Ливия сократила добычу нефти до 663 тыс. баррелей в сутки с 700 тыс. баррелей в день. из-за беспорядков в стране. Как заявил член совета директоров ливийской Национальной нефтяной корпорации (NOC) Джадалл Алаокали , основные потери пришлись на Waha oil company. Алаокали подчеркнул, что ливийская нефтекомпания уменьшила добычу нефти почти в два раза — на 35 тыс. баррелей в сутки до 40 тыс. баррелей.

Ливия — один из самых неспокойных регионов мира. Заключая сделку о сокращении объемов добычи черного золота, члены ОПЕК даже пошли навстречу Ливии, как и Нигерии, и не стали требовать от этих стран уменьшать производство нефти: оно и так значительно упало из-за вооруженных конфликтов. В Ливии вооруженный конфликт начался в феврале 2011 года в качестве одного из этапов «арабской весны». В Бенгази, втором городе по величине в стране, начались антиправительственные выступления. Митингующие требовали ухода лидера Джамахирии полковника Муаммара Каддафи , который более 40 лет правил страной. В Ливии началось военное противостояние правительственных войск и повстанцев. Контроль над восточной частью страны постепенно падал. 19 марта 2011 года началась иностранная военная операция против режима Каддафи, в которой приняли участие вооруженные силы Великобритании, Франции, США, Канады, Бельгии, Италии, Испании, Дании. В результате Каддафи был убит, страна погрузилась в гражданскую войну. Регионы страны оказались под контролем разных группировок. В апреле 2016 году уже бывший президент США Барак Обама заявил, что самой серьезной ошибкой его президентства было отсутствие подготовки к последствиям свержения лидера Ливии полковника Муаммара Каддафи.

Все это, безусловно, не могло не повлиять на энергетическую отрасль Ливии, в частности, на нефтяной сектор. В стране находятся самые крупные запасы нефти в Африке (около 48 млрд баррелей). Но из-за событий 2011 года производство черного золота здесь заметно сократилось, а экспорт снизился с 1,6 млн баррелей несколько раз (была 12 экспортером в мире). С портами, из которых некогда отправлялись грузы на экспорт, тоже проблемы: с декабря 2014 года порты то работают, то оказываются заблокированными, так как на них часто нападают радикальные исламисты.

Кроме того, в стране одновременно действуют избранный на всеобщих выборах парламент в Тобруке, находящийся недалеко от Бенгази (на востоке), и происламский Всеобщий национальный конгресс в Триполи (на западе). После многочисленных трудностей в Триполи при поддержке ООН удалось создать правительство национального согласия. Однако восточный парламент его не поддержал.

Все это не позволяет нефтепроизводству Ливии активно развиваться. Из-за войны многие крупные компании были вынуждены свернуть свою деятельность. Пострадала нефтяная инфраструктура. Помимо этого, страна несет также финансовые потери за простой сектора: за последние 3 года Ливия потеряла в $100 млрд.

Что касается деятельности американских компаний в Ливии, то ConocoPhillips, Marathon Oil и Hess поспешили вернуться в страну в 2003 году, когда были сняты экономические санкции с режима Каддафи. Компании стремились поставлять нефть в порт Сидра, который ранее экспортировал до 300 тыс. баррелей в сутки. Однако после 2011 года его не раз захватывали боевики, и его работа приостанавливалась. Эти события негативно сказались на трех американских компаниях, которые владеют долей акций, связанных с портом.