Экономика и экономическая теория. Возникновение и эволюция экономической теории

В книге изложены ответы на основные вопросы темы «Экономическая теория». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

Из серии: Конспект лекций

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономическая теория (А. Е. Зарицкий, 2011) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

История развития экономической теории: школы экономической теории

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей Древнего мира. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Представления древних обществ об экономическом устройстве являлись составной частью различных религиозных или философских систем.

Натурально-хозяйственная концепция была характерна для экономических взглядов Платона. В своем проекте о государственном устройстве он отвел государству функцию разрешения противоречия между многообразием потребностей людей и однообразием их способностей. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к «соразмерности и единообразию» несоразмерных и разнообразных товаров.

Аристотель внес большой вклад в развитие экономической науки своим анализом природы и форм стоимости. Интересны его рассуждения о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей людей.

Экономическая мысль эпохи феодализма охватывает широкий круг проблем, начиная с обоснования законности владения феодальной землей, вечности деления общества на классы и кончая усилением внимания к проблемам товарно-денежных отношений.

Вместе с тем как наука экономика оформилась сравнительно поздно, на рубеже XVII–XVIII вв. Это произошло в период, когда в Европе возник и бурно развивался капитализм.

Первоначально экономическая наука развивалась под названием «политическая экономия». Этот термин впервые ввел в 1615 г. француз Антуан де Монкретьен. Название «политическая экономия» произошло от греческих слов «политикос», что значит государственный, общественный, «ойкос» – домашнее хозяйство, дом, «номос» – правило, закон. В конце XIX – начале XX столетия это название все больше заменяется термином «экономическая теория» (Economics ). Впервые его ввел в 1890 г. известный английский ученый-экономист Альфред Маршалл. В течение четырех столетий своего существования экономическая наука стремительно развивалась. За это время появилось множество школ и направлений экономической теории.

Первой школой экономической теории был меркантилизм. Слово «меркантилизм» произошло от итальянского «мерканте» – торговец, купец. Это направление экономической мысли было распространено в странах Западной и Восточной Европы в XVI–XVIII вв. Идеи меркантилизма были известны и в России, активную меркантилистскую экономическую политику проводил Петр I.

Формирование экономических взглядов меркантилистов происходило в эпоху создания мирового рынка, возникновения и развития капитализма в Европе. Уже завершились великие географические открытия, шли колониальные войны, расцветали колониальные империи. Развитие мировой торговли привело к усилению роли купечества. И выразителем интересов этого слоя общества стал меркантилизм.

Одним из известнейших представителей меркантилизма был английский экономист Томас Ман (1571–1641). Как и все меркантилисты, он был практиком, членом правления Ост-Индской компании, членом правительственного торгового комитета. Основные идеи Томас Ман изложил в своей главной работе «Богатство Англии во внешней торговле, или баланс нашей внешней торговли как принцип нашего богатства» (издана в 1664 г.).

Главным объектом наблюдений меркантилистов являлись внешняя торговля, движение товаров и денег между странами. По их мнению, важнейшим источником богатства страны была внешняя торговля. Само же богатство они отождествляли с золотом и сокровищами. Для того чтобы богатство притекало в страну, необходимо постоянное превышение экспорта над импортом, другими словами, необходим активный торговый баланс. Государство должно регулировать внешнюю торговлю, чтобы обеспечить приток золота и серебра в страну, проводить политику защиты своих внешнеторговых интересов, т. е. политику протекционизма. В частности, устанавливать высокие таможенные пошлины на импортируемые товары, стимулировать экспорт местной продукции. Учение меркантелистов приобрело большое число сторонников не только в Англии, но во многих других странах Европы.

В середине XVIII в. во Франции сложилась еще одна известная экономическая школа – школа физиократов. Физиократия буквально означает «природовластие» (от греческого «физис» – природа и «кратос» – сила, власть). Это была группа ученых, наиболее известным из которых был Франсуа Кенэ (1694–1774). Врач по образованию и профессии, он служил придворным врачом при Людовике XV. Лишь в возрасте 60 лет он стал заниматься проблемами экономики. Мировую известность Ф. Кенэ принесла его важнейшая работа «Экономическая таблица» (1758).

Учение физиократов возникло как реакция на меркантилизм. Критикуя меркантилистов, они считали, что правительство должно обращать внимание не на торговлю и накопление денег, а прежде всего на развитие земледелия. Источник богатства они видели в земледелии. Только труд в сельском хозяйстве является производительным трудом. «Чистый доход», возникающий в земледелии, рассматривался ими как дар природы. В то время во Франции сельское хозяйство было главной сферой национального хозяйства. Вместе с тем физиократы считали промышленность непроизводительной отраслью.

В работе «Экономичекая таблица» Франсуа Кенэ заложил основы теории общественного воспроизводства. Он попытался установить пропорции между различными частями общественного продукта, рассмотрел обмен между общественными классами, вопросы воспроизводства капитала. По существу теория Кенэ представляла собой первую макроэкономическую модель.

Промышленный переворот в конце XVIII – начале XIX столетия привел к созданию материально-технической базы капитализма, развитию машинного производства. Господствующей сферой экономики стала промышленность. Экономическая мысль этого периода главный источник богатства видит в производстве вообще, а не только в сельском хозяйстве, как это представляли физиократы. Новое направление в экономической мысли впоследствии было названо классической политической экономией.

Классическая политическая экономия, сформировавшись в конце XVIII в., была господствующей школой в экономической науке на протяжении большей части XIX столетия.

Самыми известными и яркими представителями этого направления были шотландский ученый Адам Смит (1723–1790) и англичанин Давид Рикардо (1772–1823). Также большой вклад в развитие классической экономической теории внесли Т. Мальтус, Ж.-Б. Сэй, Дж. Ст. Милль.

А. Смит возглавлял кафедру нравственной философии в университете Глазго, затем работал главным таможенным комиссаром Шотландии. Он был автором многих трудов по экономике и философии. Но его главный, всемирно известный труд называется «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776). В этой работе А. Смит дает всестороннюю характеристику экономической системы общества; рассматривает теорию стоимости, теорию распределения доходов, теорию капитала и его накопления, экономическую политику государства, государственные финансы; представляет развернутую критику меркантилизма. Ему удалось соединить большинство существующих направлений экономических исследований.

В основе всех рассматриваемых А. Смитом экономических явлений лежит трудовая теория стоимости. Стоимость товара создается трудом независимо от отрасли производства. Заключенный в товарах труд является основой для обмена. Цена товара определяется затратами труда на его производство, а также соотношением спроса и предложения товара.

А. Смит дал развернутый анализ основных доходов общества: прибыли, заработной платы и земельной ренты, и определил стоимость общественного продукта как сумму доходов общества. Общественный продукт воплощает в себе богатство страны. Рост богатства зависит от роста производительности труда и от доли населения, занятого производительным трудом. В свою очередь, производительность труда во многом зависит от разделения труда и его специализации.

При рассмотрении экономических явлений и процессов классики политической экономии придерживались определенной системы общих предпосылок. Главными из них были концепция «экономического человека» и экономический либерализм (экономическая свобода). Они рассматривали человека только с точки зрения экономической деятельности, где есть единственный стимул поведения – стремление к собственной выгоде. Нравственность, культура, религия, обычаи, политика не принимаются во внимание.

В основе идеи экономического либерализма лежало представление о том, что экономические законы действуют подобно законам природы. В результате их действия в обществе стихийно устанавливается «естественная гармония». Государству нет необходимости вмешиваться в действие экономических законов. Принцип экономического либерализма и свободной торговли выражен знаменитым лозунгом «Laissez faire, laissez passer» («Дайте делам идти своим ходом»). Другими словами, это принцип невмешательства государства в экономическую деятельность. Выражение стало символом классической экономической теории. Во внешней торговле экономический либерализм означает свободную торговлю без ограничений экспорта и импорта. Такая внешнеэкономическая политика получила название фритредерства (от английского free trade – свободная торговля).

В соответствии с классиками, экономические законы и конкуренция действуют как «невидимая рука». В результате ресурсы перераспределяются для эффективного (полного) использования, цены на товары и ресурсы быстро меняются, устанавливается равновесие между спросом и предложением. Вместе с тем развитие капитализма привело к возникновению периодических экономических кризисов, перепроизводству товаров, к безработице. Увеличивались доходы богатых, но основная масса населения жила в бедности. Все это не укладывалось в рамки классической экономической теории, требовало объяснений. И на основе классической теории возникают новые школы, пересматривающие выводы классиков.

Наиболее известной экономической школой, возникшей в середине XIX в. и получившей широкое распространение во второй половине XIX в. и в XX в., был марксизм.

Это направление экономической теории было названо по имени его основателя Карла Маркса (1818–1883). Главным его трудом был «Капитал», I том которого был издан в 1867 г. II и III тома «Капитала» были подготовлены к публикации Ф. Энгельсом (1885, 1894).

В отличие от классиков К. Маркс показал преходящий характер капиталистической системы, выявил внутренние противоречия капитализма, доказывал неизбежность смены капитализма социализмом и коммунизмом. Многие положения марксизма подвергались и подвергаются критике, но мало кто отрицает историческую роль марксизма в развитии экономической теории.

В марксистской экономической теории подчеркивается определяющая роль социально-экономических отношений в экономической системе. Основой производственных отношений являются отношения собственности на средства производства. От отношений собственности зависит организация производства, распределение, обмен, потребление благ, а также богатство разных общественных классов.

К. Маркс развил трудовую теорию стоимости. По Марксу, конкретным трудом создается потребительная стоимость товара, абстрактным трудом – стоимость, а последняя лежит в основе цены товара. Абстрактный труд – это труд в физиологическом смысле, труд как затраты физической и умственной энергии вообще.

На базе трудовой теории стоимости Марксом была создана теория прибавочной стоимости, объясняющая главный источник прибыли и показывающая механизм эксплуатации наемных работников собственниками капитала. Источник прибыли – это прибавочная стоимость, т. е. стоимость, созданная неоплаченным трудом рабочих. Им были рассмотрены также законы капиталистического общественного воспроизводства, в частности, объяснено происхождение циклических экономических кризисов. Конечной причиной этих кризисов является стихийный характер развития, обусловленный господством частной собственности на средства производства. Но подлинный переворот им был совершен в методе исследования. К. Маркс применил диалектический метод в анализе экономических процессов, тем самым был создан метод материалистической диалектики.

Во второй половине XIX в. наряду с марксизмом возникает и развивается неоклассическая экономическая теория. Наиболее известный ее представитель – английский ученый Альфред Маршалл (1842–1924). А. Маршалл обобщил результаты новых экономических исследований в фундаментальном труде «Принципы экономической теории» (1890).

В своих работах А. Маршалл опирался как на идеи классической теории, так и на идеи маржинализма. Маржинализм (от английского marginal – предельный) – это течение в экономической теории, возникшее во второй половине XIX в. Маржиналисты в своих исследованиях использовали предельные величины, такие как предельная полезность (полезность последней, дополнительной единицы блага), предельная производительность (продукция, произведенная последним нанятым работником). Данные понятия использовались ими в теории цены, теории заработной платы и при объяснении многих других экономических процессов и явлений.

В своей теории цены А. Маршалл опирается на концепции спроса и предложения. Цена блага определяется соотношением спроса и предложения. В основе спроса на благо лежат субъективные оценки предельной полезности блага потребителями. В основе предложения блага лежат издержки производства. Производитель не может продавать по цене, не покрывающей его затраты на производство. Если классическая экономическая теория рассматривала формирование цен с позиций производителя, то неоклассическая теория рассматривает ценообразование и с позиций потребителя (спрос), и с позиций производителя (предложение).

Неоклассическая экономическая теория, так же как и классики, исходит из принципа экономического либерализма, принципа свободной конкуренции. Но в своих исследованиях неоклассики больший акцент делают на исследовании прикладных практических проблем, в большей степени используют количественный анализ и математику. Наибольшее внимание уделяется проблемам эффективного использования ограниченных ресурсов на микроэкономическом уровне, на уровне предприятия и домашнего хозяйства. Неоклассическая экономическая теория является одной из основ многих направлений современной экономической мысли.

Другим значительным направлением экономической теории XX в. стало кейнсианство.

Кейнсианство как самостоятельная экономическая школа возникла в 30-е гг. XX столетия, в период Великой депрессии – мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. и последовавшей за ним длительной депрессии. Название этого направления связано с именем Джона Мейнарда Кейнса (1883–1946), знаменитого английского экономиста, государственного деятеля и публициста. Главное произведение Кейнса – «Общая теория занятости, процента и денег» – впервые было издано в 1936 г.

Кейнс и его последователи основное внимание уделяли анализу макроэкономических проблем. Ими исследуются важнейшие макроэкономические показатели и взаимосвязи между ними, в частности, зависимость между инвестициями и национальным доходом, между государственными расходами и объемом национального производства, между инфляцией и безработицей. По существу, Дж. М. Кейнс был основателем современной макроэкономики.

Новая макроэкономическая школа критикует классическую и неоклассическую экономическую теорию за ее игнорирование проблем кризисов, безработицы и инфляции.

Кейнсианцы отказываются от таких предпосылок прежней теории, как отдельное существование рынков товаров, труда и денег, обязательное равенство сбережений и инвестиций, гибкость цен, от принципа laissez faire, т. е. от принципа невмешательства государства в экономику.

Кейнс доказывает, что рыночная экономика не может быть саморегулируемой, она не может обеспечить «эффективный спрос», достаточный для того, чтобы полностью использовать имеющиеся в обществе ресурсы. Чтобы стимулировать совокупный спрос, а значит и производство, необходимо государственное регулирование экономики с помощью бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. Например, в период экономического спада правительство должно увеличивать государственные расходы и снижать налоги. В течение нескольких десятилетий XX века, начиная с конца 30-х и до середины 70-х гг., кейнсианство было господствующим направлением как в теории, так и в экономической политике развитых стран Запада.

Наряду с кейнсианством одним из наиболее распространенных школ современной экономической мысли является институционализм. Как направление институционализм возник на рубеже XIX–XX вв. в США, с тех пор он распространился по всему миру. Более точное название институционализма – институционально-социологическая школа.

Особенностью институционализма как течения экономической мысли является использование для анализа экономических явлений и процессов понятий «институция» (обычай, заведенный порядок) и «институт» (порядок, закрепленный в форме закона, учреждения). Институты, являющиеся частью экономики и влияющие на экономическое поведение, – это и семья, и государство, и нравственные нормы, и право, и профсоюзы, и корпорации, и другие социальные явления. Точно так же, как и кейнсианство, институционалисты отвергают предпосылку о способности рыночной экономики к саморегулированию. В рамках этого направления разрабатываются концепции современной экономической системы как «постиндустриального», «информационного» общества.

Одним из наиболее известных современных институционалистов является американский экономист Джон Кеннет Гэлбрейт (р. 1909). Одна из важнейших его работ – «Новое индустриальное общество» (1961).

В современной рыночной экономике, «новом индустриальном обществе», по терминологии Гэлбрейта, господствуют крупные корпорации, выпускающие сложную технику. Техноструктура корпорации (специалисты по технологиям, управлению, финансам и т. д.) планирует работу компании на годы вперед. Планирование, в свою очередь, требует стабильности. При планировании производство и сбыт осуществляются по плану, а роль предпринимательства, конкуренции, рыночной стихии сводится к минимуму, если не исчезает совсем.

Помимо Гэлбрейта большой вклад в развитие институционализма внесли Р. Коуз и О. Уильямсон (разработка теории трансакционных издержек и теории фирмы), Дж. Бьюкенен (теория общественного выбора).

Монетаризм как одно из важнейших направлений современной экономической мысли является противником и главным оппонентом и кейнсианства, и институционализма. Название направления происходит от латинского «монета» – денежная единица, деньги. Монетаризм возник в США и стал распространяться в 50–60-е гг. XX в. Его главным идеологом является Милтон Фридман (р. 1912) – профессор Чикагского университета, бывший советник американского президента по экономическим вопросам. Свои экономические взгляды он изложил в нескольких работах, наиболее известной из которых является «Капитализм и свобода» (1962).

Важнейшей особенностью монетаризма как экономической школы является то, что его сторонники главное внимание уделяют денежному фактору, количеству денег в обращении. Лозунг монетаристов: «Деньги имеют значение». По их мнению, денежная масса оказывает решающее влияние на экономическое развитие, от темпов роста денежной массы зависит рост национального дохода.

Монетаризм продолжает традиции классической и неоклассической школ экономики. В своей теории они опираются на такие положения классиков, как экономический либерализм, минимальное вмешательство государства в экономику, необходимость свободной конкуренции, гибкость цен при изменении спроса и предложения. Влияние монетаризма в мире усилилось в 70–80-е гг., когда главными проблемами экономики стали инфляция и дефицит бюджета. Возникновение этих проблем монетаристы связывают с теорией и практикой кейнсианства, с государственным регулированием экономики.

Монетаризм представляет собой совокупность принципов анализа влияния денег на функционирование экономики. Данная теория отмечает необходимость сбалансированного соотношения между количеством денег, доступных для финансирования покупок товаров и услуг, с одной стороны, и способностью экономики производить эти товары и услуги – с другой. Роль государства сводится к контролю над денежной массой, находящейся в обращении и в запасах, для достижения сбалансированности государственного бюджета и стабильности уровня цен.

Расхождения между кейнсианской и монетаристской теориями по ряду принципиальных вопросов состоят в следующем:

1. Основопологающие различия. С кейнсианской точки зрения рыночная система в основном неконкурентна и поэтому подвержена макроэкономической нестабильности. Для исправления этого недостатка нужна активная политика стабилизации с упором на фискальные меры. С монетаристской точки зрения рынки обладают высокой степенью конкурентности и обеспечивают макроэкономическую стабильность. Монетаристы склоняются к политике большей свободы предпринимательства.

2. Роль денег в экономике. Для кейнсианцев основным фактором, определяющим реальный объем производства, занятости и уровня цен, являются совокупные расходы в экономике. Компоненты совокупных расходов определяются множеством факторов, которые по большей части не зависят от предложения денег. Монетаристы полагают, что основным фактором, определяющим фактический объем производства, занятости и уровня цен, выступает предложение денег в экономике.

3. Фискальная политика. Кейнсианская позиция состоит в том, что поскольку государстенные расходы являются составной частью совокупных расходов и изменения в налогообложении оказывают прямое и существенное воздействие на потребление и капиталовложения, фискальная политика является мощным стабилизационным инструментом. Монетаристы утверждают, что действие фискальной политики слабо и неопределенно.

4. Кредитно-денежная политика. Кейнсианцы утверждают, что кредитно-денежная политика осуществляется через длинный передаточный механизм, в который входят касающиеся кредитно-денежной политики решения, банковские резервы, процентная ставка, инвестиции и номинальный чистый национальный продукт. Слабость каждого из звеньев механизма ограничивает эффективность и надежность кредитно-денежной политики. Деньги имеют значения, но управление ими посредством кредитно-денежной политики – не столь действенное средство стабилизации, каким является фискальная политика.

Следует подчеркнуть, что, несмотря на расхождения во взглядах, и кейнсианский и монетаристский подходы помогают понять суть экономических процессов.

Экономическая теория развивалась в поисках ответа на проблемы, поставленные хозяйственной практикой. И хотя экономическая наука это продукт нового времени, она складывалась веками. Еще в сочинения Аристотеля и Платона можно увидеть различные варианты теоритического осмысления экономического бытия.

Но первой экономической школой считают Меркантилизм – новая школа. Концепция, которая видела основу национального процветания в накоплении благородных металлов. Изначально считали что нужно добиться большего количества в стране золота и серебра. Представителем является Томас Манн. Меркантилизм долго был основной политикой многих стран.

Следом идет Классическая политическая экономика – возникла и развивалась в XVII - XVIII вв. Родоначальниками этой теоретической школы были Вильям Петти (1623-1687 гг.), Адам Смит (1723-1790 гг.) и Давид Рикардо (1772-1823 гг.). Они внесли выдающийся вклад в углубленное исследование капиталистической экономики, создали свое учение о росте национального богатства. Впервые идею о том, что труд является важнейшим источником богатства высказал В. Петти. Ему принадлежит знаменитая формула: природа - мать, труд - отец богатства. Наибольший вклад в классическое направление теории внес А.Смит, превративший политическую экономию в научную систему, после чего она стали преподаваться в высших учебных заведениях В главном труде - "Исследование о природе и причинах богатства народов (1776 г.) - он обосновал "естественный порядок" в экономической жизни. Устоями этого порядка были признаны господство частной собственности, свободная конкуренция и свободная торговля, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Школа физиократ (18 век, Франция). Франсуа Кене, Ан Тюрго. Физиократы были не согласны с концепциями меркантилистов. Для них особую роль играет земля. Земля способна приносить доход, превышающий первоначальные затраты. Земледелец собирает хлеба больше, чем он посеял зерен. Поэтому только в земледелии, только в этой специфической отрасли существует «чистый продукт». В других сферах народного хозяйства чистый продукт не создается. Ремесленник лишь меняет форму продукта, производимого в сельском хозяйстве. То, что физиократы называли «чистым продуктом», позже получило название «рента». В соответствии с концепцией чистого продукта физиократы дели­ли все общество на производительный класс (земледельцы), непроизводительные классы (ремесленники, торговцы, чиновники) и класс собственников.

Марксизм – Карл Маркс, Фридрих Энгельс. Они разработали периодизацию развития общества, теорию капитала, его воспроизводства и накопления, прибавочную стоимость и распределение. Экономическая наука признательна Марксу за глубокие исследования причин экономических кризисов, противоречий товарного производства, эволюцию формы стоимости, социальных проблем рыночной экономики.


Неоклассическое направление –Альфред Маршал. Трактовал что все экономические законы – общие законы, относящиеся к тем областям поведения человека, которые можно измерить денежной массой. Свои экономические воззрения Маршалл отразил в книге «Принципы экономики». Он Ввел понятие равновесной цены и предложил график рыночного равновесия. Так же он исследовал мнополию.

Кейнсианство – Джон Мейнар Кейнс. Двигателм экономики по мнению Кейнса является не предложение, а спрос. Именно он выступает решающим фактором развития производства и предложения. Чтобы преодолеть кризис предлагал государству наращивать производство и сократить безработицу. Для повышения совокупного спроса Кейнс рекомендовал использовать налогово-бюджетную и кредитно-денежную политику государства.

Монетаризм – Дэвид Юнг, Милтон Фридмен. макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики. Одно из главных направлений неоклассической экономической мысли. Согласно взглядам монетаристов спрос на деньги имеет тенденцию к росту, и чтобы обеспечить соответствие между спросом на деньги и их предложением необходимо проводить курс на постепенное увеличение денег в обращении. Свободный рынок сам отрегулирует все пропорции в экономике.

Зарождение и развитие экономической теории

Экономическая теория как наука возникла в XVI-XVII веках, несмотря на то, что экономическая мысль возникла еще в античности. Однако в античный период экономические представления о хозяйственной деятельности были разрозненными, и лишь с зарождением первых экономических школ знания были упорядочены и систематизированы, появились первые современные строгие экономические концепции.

На протяжении всей истории развития экономической теории сменяли друг друга различные экономические школы (рис. 1):

Краткая характеристика отдельных направлений экономической теории

По рисунку 1 видно, что экономических школ существовало множество, однако можно выделить основные направления развития экономической мысли (табл. 1):

    Меркантилисты были первооткрывателями в разработке концепции о богатстве. Они полагали, что богатство нации зависит от объемов золотых запасов и степени развития торговли, поэтому практическими рекомендациями для страны в то время были как можно меньший импорт и как можно больший экспорт товаров. Большего объема вывоза товаров можно было добиться за счет поощрения развития национального производства.

    Физиократы , в отличие от меркантилистов, основным источником богатства нации считали не торговлю, а сельское хозяйство. По их мнению, дополнительный продукт, то есть превышение произведенного продукта над потребленным, за счет чего и образуется богатство страны, создается именно в сельском хозяйстве. Производительным трудом физиократы считали лишь труд в сельском хозяйстве. Все остальные отрасли, как полагали представители данного направления, являются пользователями плодов сельского хозяйства.

    Классицизм раскрывал внутренние зависимости товарно-капиталистического общества и существо прибавочной стоимости. Классики придерживались трудовой теории стоимости и в основе анализа они рассматривали наиболее общие, сущностные формы общественного производства. Кроме того, они поддерживали невмешательство государства в экономику.

    Марксизм критиковал взгляды меркантилистов и классиков. Основное внимание в рамках данного учения уделялось комплексному изучению рабочей силы как специфического товара, теории прибавочной стоимости и различным формам экономической эксплуатации.

    В рамках неоклассицизма воспевалась свободная конкуренция как естественная сила регулирования экономики.

    Кейнсианство поддерживало активное участие государства в экономике страны, что стало следствием Великой депрессии, показавшей несостоятельность экономической мысли того времени.

    Институционализм рассматривал политическую организацию общества как комплекс различных объединений – институтов, поэтому сторонники учения не ограничивались анализом экономических категорий и процессов в чистом виде, а включали в анализ институты и учитывали не только экономические факторы.

    Сторонники монетаризма считали определяющим фактором развития экономики количество денег в обращении. Примечательно, что основоположник данного учения стал впоследствии нобелевским лауреатом.

Введение . 3

Возникновение экономическойтеории . 4

История экономики как наука . 8

Предмет и метод экономическойтеории . 11

Заключение . 13

Список литературы … 14


Введение

Экономическая теорияизучает источники, факторы национального богатства, изучаетобщественно-производственные, т.е. экономические отношения в обществе, изучаетэкономические законы, управляющие общественным производством.

Экономическая теорияшироко использует построение моделей экономических явлений и процессов. Формаописания моделей может быть графической и математической. Экономическая модельявляется инструментом для экономических прогнозов. Комплексом экономическихпринципов объясняется, как функционирует экономика и ее отдельные сектора.

На основе анализамногочисленных отечественных и зарубежных работ по вопросам экономическойтеории можно выделить три этапа ее развития:

1. Экономия;

2. Политическая экономия;

3. Экономикс.

Предметом экономическойтеории является проблема рационального использования ограниченных ресурсов вцелях удовлетворения возрастающих материальных потребностях человека.

Итак, данная работа ипосвящена рассмотрению развития экономической теории, истории экономики какнауки, а также вопросам предмета и метода экономической теории.


Возникновение экономической теории

1. Первый этап - экономия. Экономическая наука сначала возникла как наука про экономию, умелое ведениедомашнего хозяйства. Ее целью было воспитание у граждан рационального ведениясвоего хозяйства (этот термин встречается еще в трудах Аристотеля в эпохурабовладельческого строя). В эпоху феодализма экономическая наука трактоваласьс позиций Священного писания. В библейских текстах «справедливая цена на товаррассматривалась, например, с точки зрения христианских норм морали, аростовщичество осуждалось как противоестественное обогащение и как явление,которое губит человеческую душу».

Экономическая теория какнаука (т.е. систематизированное знание о сущности экономики) возникла в 17-18вв. в период становления капитализма.

Меркантилизм. В Англии, Италии, Франции и др.странах первоначально возникла теоретическая школа – меркантилизм (от итал.«мерканте» – торговец, купец). Она считала, что богатство людей – это золото,деньги, за которые все можно купить. Такие представления были не случайны. Онисоответствовали начальному виду капиталистической деятельности – международнойторговле, приносящей большие доходы. Здесь прирост богатства был очевиден. В товремя товары в одной стране покупались по более низким ценам, а в другойпродавались по более высоким. Меркантилисты советовали государству расширятьторговлю и накапливать золото в стране.

Французский меркантилистАнтуан де Монкретьен (1575-1621 гг.) дал экономической теории название«политическая экономия» (где определение «политическая» образовано отгреческого «политика» – искусство управлять государством), что означало: наукагосударственного управления экономикой. Этим подчеркивалось активное участиегосударства в хозяйственной деятельности.

Физиократы . Другое направление экономическогоучения, возникшего как реакция на меркантилизм, было представлено в трудахфизиократов (от греч. физио – природа, и крат – власть). Основатель этогонаправления – Кенэ. Примечательным для этого учения явилось то, что ониперенесли исследование происхождения прибавочного продукта из сферы обращения всферу производства, но ограничили ее только сферой земледелия. Промышленностьони считали непроизводительной отраслью.

2. Классическаяполитическая экономия. Меркантилизм исторически изжил себя в новую эпоху, когда в экономикестал господствовать не торговый, а промышленный капитал. Ему на смену пришлаклассическая политическая экономия. Это направление экономической теориипризнавало действительным источником богатства производство материальных благ.Оно стало рассматривать хозяйственную деятельность в виде производства,распределения обмена и потребления полезных вещей. Классическая политическаяэкономия перешла к исследованию сущности экономических явлений (например,обмена товаров на деньги) и законов хозяйственного развития.

Выдающимсяосновоположником английской классической политической экономии является АдамСмит (1723-1790 гг.). Он впервые систематизировал научные знания и изложил их вкниге «Исследование о природе и причинах богатства народов». После этогоэкономическая теория стала преподаваться в высших учебных заведениях.

В эпоху, когда в Европецарил феодальный гнет и произвол, А.Смит смело выступил за торжество новогообщественного устройства, в котором развитие хозяйства идет в соответствии собъективными законами экономики. Естественным порядком в области экономическойжизни он считал господство частной собственности, свободную конкуренцию исвободную торговлю, невмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Классическая политическаяэкономия создала свое учение о богатстве общества. Она установила, что природа,образно говоря, «мать» богатства. Она снабжает людей средствами жизни (рыба,плоды, руды и т.д.). «Отцом» богатства был провозглашен труд (английскийэкономист Петти). Он явился зачинателем трудовой теории стоимости.

Идеи А.Смита впоследующем были развиты другим английским экономистом Давидом Рикардо(1772-1823 гг.) В работе «Цена золота» он заложил основы количественной теорииденег, где он с критических позиций излагал свои суждения по теории стоимости,зарплаты, капитала, земельной ренты и т.д.

Близким к представителямклассической политической экономии является английский экономист Милль(1806-1876 гг.). Он считал, что законы производства не зависят отсоциально-экономического строя, тогда как распределение можно регулировать.Стоимость он сводил только к издержкам производства, был сторонником реформ,сдерживающих рост народонаселения.

Английская политэкономиясоздала трудовую теорию стоимости. В ней утверждалось, что труд работников,производящий товары, создает их стоимость. Последняя соизмеряет между собойтовары и деньги. Применяя трудовую концепцию стоимости к изучениюкапиталистической экономики, А. Смит основал теорию прибавочной стоимости. Онсчитал, что фабричные рабочие своим трудом создают новую стоимость. Последняялишь частично достается им - (заработная плата), остальную часть - прибавочнуюстоимость - присваивают капиталисты.

Французский экономист ЖанБатист Сей (1767-1832 гг.) - основной труд – «Трактат политической экономии». Внем он полностью отошел от трудовой теории стоимости, отождествив последнюю сполезностью вещи. В ее создании участвуют 3 фактора: труд, капитал, природа,приносящие социальные доходы, заработная плата, прибыль и земельную ренту.Следует заметить, что эту теорию широко используют современные экономисты наЗападе. Сей трактовал производство как чисто технический процесс, не признавалнеизбежности экономических кризисов, был сторонником свободной торговли.

Марксизм. Учение английских классиков по-новомупродолжил Карл Маркс (1818-1883гг.). В своем главном труде «Капитал», надкоторым он работал 40 лет, он глубоко и всесторонне разработал теориюприбавочной стоимости и теорию стоимости, опираясь на фактический материал оразвитии капитализма в Англии. Маркс стремился поставить политическую экономиюна службу интересов рабочего класса. Такой классовый подход отрицательносказался на научной объективности ряда высказанных им положений.

В конце 19 столетия самахозяйственная жизнь продемонстрировала определенную ограниченностьклассического направления политэкономии.

Во-первых, это несоответствовало историческим особенностям Англии периода 17-19вв. (господствоединоличной формы капитала, свободной конкуренции и невмешательства государствав экономику). На рубеже 19-20 веков экономика сильно преобразилась (в ней сталипреобладать крупные акционерные общества, которые стремились подавитьконкурентов, государство стало активно вмешиваться в хозяйственную жизнь).

Во-вторых, при разработкеучения о рыночной цене английские классики и Карл Маркс глубоко раскрыли еезависимость главным образом от производства, от предложения товаров на рынке.Однако такой взгляд был односторонним. Не было в должной мере изученовоздействие спроса покупателей на цену.

Продолжателем идей К.Маркса и его сподвижника Ф. Энгельса в области экономической теории явился В.И. Ленин (1870-1924 гг.). В многочисленных трудах он конкретизировал учениеК.Маркса применительно к новой исторической обстановке, развил теориювоспроизводства, доказал, что в капиталистически развивающейся странепроисходит расслоение мелких собственников на богатых и бедных и др. вопросы.

Неоклассическоенаправление. Впоследней трети 19 века в Австрии, США, Англии произошел подлинный переворот вэкономической теории: возникло неоклассическое (по гречески «неос» – новый).Основу неоклассической теории составили разработки трех научных школ:австрийской – К.Менгер, Э. Бем-Баверк и Ф. Визер; кембриджской – А. Маршалл илозаннской – Л. Вальрас.

Сторонниковнеоклассического направления объединяет представление о том, что рыночнаяэкономика будет функционировать наилучшим образом, если представить каждому изее субъектов мах экономическую свободу. В этом смысле неоклассики - прямыепоследователи А. Смита. Они были и остаются защитниками традиционных ценностейкапиталистической экономики - то есть частной инициативы и свободы частногопредпринимательства, отсутствие государственного регулирования. Эти ценности, сих точки зрения, есть главные условия эффективности всей общественной системы.В центре внимания неоклассической теории – отдельная фирма, отдельныйпотребитель, мах прибыли и минимальные затраты, т.е. микроэкономика.

3. Экономикс. Неоклассическая теория являетсяодной из трех течений современной западной экономической теории (экономикса).Западная экономическая теория в отличие от марксизма, представляет собой нецелое, а совокупность различных течений, школ, иногда резко различающихсяметодами анализа, конечными выводами и рекомендациями в области экономическойполитики. Отсутствие единства взглядов среди западных экономистов – неследствие слабости науки, а отражение многообразия экономическойдействительности, ее противоречивости и изменчивости. Экономикс исходит изтого, что научное знание может постичь истину лишь с известной степеньюприближения и учитывая происходящие в экономической жизни изменения, уточняетили отбрасывает устаревшие представления, приходит к новым выводам.

Современная экономическаятеория развивается в основном в рамках трех основных течений:

1) неоклассическое (о нембыло сказано выше),

2) теория регулируемогокапитализма,

3) институционализм.

Современнаяэкономическая теория. Становление и развитие теории регулируемого капитализма началось в 30-хгодах 20-го века. Ее главная идея состоит в том, что государство должно активновмешиваться в экономическую жизнь. Это учение отрицает способности рыночногомеханизма к саморегулированию, т.е. считает, что рыночная экономика не можетсама «вылечить» себя от таких болезней, как безработица, инфляция, низкие темпыэкономического роста, кризисы. По мнению теоретиков этого направления, рыночныймеханизм должен быть безусловно сохранен (ибо в смысле экономическойэффективности ему нет альтернативной замены), но дополнен всестороннимгосударственным регулированием.

Наиболее признаннаяшкола, предложившая свои рецепты регулирования экономики, связана с работамианглийского ученого Джона Мейнарда (1883-1946гг.)

Весьма оригинальноетечение в Экономикс составляет так называемый институционализм. Это течениедовольно расплывчато, т.к. взгляды его представителей сильно различаются поцелому ряду проблем. Однако можно выделить некоторые ведущие идеи этоготечения:

1. Институционалисты не замыкаются на анализечисто экономических отношений, а призывают учитывать все условия, влияющие нахозяйственную жизнь - т.е. формы хозяйственной организации, нормы поведения,юридические законы, обычаи, традиции.

2. Они предлагают изучать не столько какфункционирует, сколько как развивается и видоизменяется капиталистическоеобщество. Причем для них характерно в целом критическое отношение к капитализмуи требование расширения социальных программ с помощью государства.

3. Рынок - это не нейтральный и неуниверсальный механизм распределения ресурсов. Он стремится не к удовлетворениюпотребностей людей, а к поддержанию и обогащению крупных предприятий(монополий). Основа власти крупных предприятий - техника, а не законы рынка.Против диктата предпринимателей необходимы совместные действия профсоюзов игосударства. Кроме того, государству необходимо взять под свою опеку такиежизненно важные сферы как экология, образование и здравоохранение.

Основоположникоминституционализма считается американский ученый Т.Веблен.

История экономики как наука

История экономикизанимается изучением экономики как явления. Экономика призвана решать дваосновных взаимосвязанных вопроса: производства и распределение. Еще болееважным является достижение экономической эффективности. Это возможно лишь привзаимодействии экономики с другими сферами человеческой жизни:государственно-правовой, социально-политической системами, а также при высокомуровне развития духовно-ментальной сферы. Экономическая история занимается изучениемтого, как шел поиск человечеством оптимальных путей своего развития.

Экономика рожденачеловеком и его деятельностью. Рынок же является порождением экономики. Он также, как и экономика, развивается, но именно во многом под его воздействиемэволюционирует экономика. Именно рыночные отношения привели к рождению ещеодного экономического явления – бизнеса. Эффективность функционирования рынка ивозможности бизнеса требуют вполне определенных условий. В том случае, когдатакие важнейшие факторы, как земля, труд, капитал, имеют возможность вызреть,происходит динамичное хозяйственное развитие и экономика достаточно быстропроходит целый ряд этапов своего развития.

Огромное место и роль вразвитии человеческой цивилизации играют такие понятия и явления, какэкономика, политика, общество, культура. Они находятся в прямой и теснойвзаимосвязи.

Экономика – искусство ведения домашнегохозяйства. Под экономикой понимается:

· совокупностьпроизводственных отношений, экономический базис общества.

· народное хозяйстводанной страны или его часть, включающая соответствующие виды производства иотрасли.

· основа всехдругих общественных отношений и играет решающую роль в развитии общества;

· отражаетотличительные особенности отдельно взятой страны в связи с ее географическимположением, участием в международном разделении труда, историческимитрадициями, достигнутым уровнем развития хозяйственной культуры и другимиконкретно-историческими условиями.

В то же время экономикахарактеризуется теснейшей связью с политикой и, наоборот,общественно-политический фактор воздействует на экономику.

Цивилизация (от латинского «civilis») –гражданский, государственный;

1) Синоним культуры. В марксистскойлитературе употребляется также для обозначения материальной культуры.

2) Уровень, ступень общественногоразвития материальной и духовной культуры (античная цивилизация; современнаяцивилизация).

3) Ступень общественного развития,следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс).

Понятие «цивилизация»появилось в XVII веке в тесной связи с понятием «культура». Французскиефилософы-просветители называли цивилизацией общество, основанное на началахразума и справедливости. В XIX веке понятие «цивилизация» употреблялось какхарактеристика капитализма в целом, однако такое представление о цивилизации небыло господствующим.

Так, Н. Я. Данилевскийсформулировал теорию общей типологии культур, или цивилизацию, согласно которойне существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций,имеющих индивидуальный замкнутый характер.

В концепции О. Шпенглера,цивилизация – это определенная заключительная стадия развития любой культуры.Ее основные признаки: развитие индустрии и техники, деградация искусства илитературы, возникновение огромного скопления людей в больших городах,превращение народов в безликие «массы». Вслед за ним – А. Тойнби насчитывалболее 26 цивилизаций, независимых друг от друга.

Культура (от латинского «cultika» –возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – историческиопределенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и нормахорганизации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальныхили духовных ценностях.

Понятие культураупотребляется для характеристики материального и духовного уровня развитияопределенных исторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретныхобществ, народностей, наций (например, античная культура, культура майя), атакже специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественнаякультура, культура быта).

История (от греческого «historia» – рассказо прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано) - наука,изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности имногообразии, которое назначается с целью понимания его настоящего и перспективв будущем.

Для исторической наукиглавным является изучение конкретной истории общества. При этом она опираетсяна факты прошлого и настоящего. Собирание фактов, их систематизация и анализсвязей друг с другом есть внутренняя основа исторической науки.

Истинная наука требуеттщательного накопления и изучения фактов. При этом необходимо брать неотдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросуфакторов, без единого исключения.

Теоретическое обобщение,осознание совокупности накопленных и исследованных в зависимости друг от другафактов и выводов – есть вторая сторона истории как науки.

Единство этих двух сторонисторической науки неразрывно. Его нарушение в той или иной мере всегда ведет кискажению процесса познания истории общества. Отрасли исторической науки:политическая история, экономическая история и т.д.

Историзм – принцип подхода к действительностикак изменяющейся во времени, развивающейся.

Экономическая история является важным предметом изучения,а экономическая культура – это один из важнейших критериев развитияцивилизации. Основные принципы подхода в освещении экономической историицивилизации: историзм, эволюционизм и сравнительный анализ.

Предмет и метод экономической теории

Функции экономическойтеории:

o познавательная

o практическая

o методологическая

Познавательная функция - заключается в том, чтоэкономическая теория призвана изучать и объяснять процессы и явленияэкономической жизни общества.

Практическая функция связана с тем, что экономическаятеория не может ограничиться простой констатацией фактов, их описанием. Преждевсего она должна проникнуть в суть того или иного явления и вскрытьэкономические законы, управляющие хозяйственными процессами, а это очень ценнодля общества.

Методологическаяфункция заключаетсяв том, что экономическая теория выступает в качестве теоретического фундаментавсего комплекса экономических наук как отраслевых экономических наук (экономикапромышленности, сельского хозяйства, транспорта), так и функциональныхэкономических наук (экономика труда, финансы, кредит, экономическаястатистика). Кроме того, существуют экономические науки, находящиеся на стыкеразличных областей знания: экономическая география, демография. Значениеэкономической теории по мере развития общества возрастает, ибо усиливаютсязадачи по движению общества к прогрессу.

Познание экономическихпроцессов и явлений в экономике осуществляется при помощи различных методов,способов, приемов. Прежде всего, всеобщим методом познания экономическойдействительности является метод диалектики , который обязываетисследователя-экономиста рассматривать явления и процессы в их всеобщей связи ивзаимозависимости, в состоянии непрерывного развития, в ходе которогонакопление количественных изменений приводит к смене качественного состояния.Кроме этого метода большое значение имеет метод научной абстракции .Абстрагирование означает очищение наших представлений об изучаемых процессах отслучайного, приходящего, единичного и выделение в них прочного, устойчивого итипичного. В результате абстрагирования выводятся экономические категории кактеоретические выражения реально существующих взаимосвязей явлений и процессовхозяйственной жизни. Они в совокупности обрабатывают понятийный аппаратэкономики.

Кроме этих двух методовпознания экономической действительности в практике развития экономики как наукибыло выработано и применяются немало способов и приемов познания экономическойдействительности.

Способы и приемы:

1. статистические наблюдения – это изучение и анализстатистического материала, характеризующего экономические явления и процессы вконкретных условиях места и времени. Это позволяет выявить основныезакономерности в развитии явлений и процессов.

2. Выдвижение и проверка гипотез. Гипотеза – это предположение того,что лежит в основе процесса и явления, то есть предположительное суждение озакономерной причинно-следственной связи между явлениями и процессамиэкономической жизни.

3. Анализ и синтез. Анализ - помогает разлагать ирасщеплять то или иное экономическое явление или экономические отношения на ихсоставные части и исследует каждую из этих частей отдельно. Путем синтезаэкономика как наука воссоздает целостную единую картину явления или процесса.

4. Индукция и дедукция. Посредством индукции (нововведения)обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям ивыводам. Дедукция же (выведение) делает возможным переход от наиболее общихвыводов к относительно частичным.

5. Системный подход. Системный подход - это методподготовки научно-обоснованных решений крупных комплексных проблем в сфереуправления, планирования, финансов, кредитов и т.д. Осуществляется это на такихпринципах, как динамичность системы, взаимодействие и связь элементов системы,целостность системы, выделение главного звена (главного элемента системы).


Заключение

Итак, экономика – этонаука о том, как общество использует ограниченные ресурсы для производстваполезных продуктов и распределяет их среди различных групп людей.

Экономическая теориявыполняет следующие функции:

o теоретическая - выявляет сущность процесса, устанавливает экономические закономерности изаконы, которые действуют в хозяйственной жизни, выявляет тенденции действияэкономических процессов;

o практическая - разрабатывает практические рекомендации, принципы и методы эффективногохозяйствования;

o методологическая- экономическая теория является базой для других экономических дисциплин;

o социальная(познавательная) - расширяет горизонты познания, помогает формированиюэкономически грамотных специалистов.

Экономическая теория - наука в своей основе эмпирическая, то есть основана на фактах реальной жизни,но в то же время ей присущи определенные методы исследования:

1) Общемировоззренческие – предполагаютизучение процессов в единстве, во взаимосвязи и в развитии).

2) Общенаучные - ими пользуются нетолько экономическая теория, но и другие науки. Сюда относятся:

o метод научнойабстракции - он состоит в выделении наиболее существенных сторон изучаемогоявления и отвлечении от случайного;

o метод анализа исинтеза. Анализ – сложные явления и процессы расчленяются на отдельные простыеэлементы, которые подвергаются детальному изучению. Синтез – результатыизучения отдельных частей обобщаются и устанавливается взаимосвязи элементовсистемы в целом;

o метод индукции идедукции. Индукция - это переход от частного к общему (обобщение фактов).Дедукция – наоборот;

o системный анализ- предполагает трактовку экономического объекта как системы, и в то же времякак элемента еще более сложной системы.

3) Частные методывключают в себя следующие методы: графический; статистический; методэкономико-математического моделирования; метод сравнительного анализа;экономический эксперимент.

Список литературы Иохин В.Я. Экономическая теория. Учебник. М., Юристъ, 2000 Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. Киров, 2002 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М, ИНФРА-М, 1999 Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. СПб, Питер, 2003 Экономическая теория. Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. СПб, Питер, 2002

Министерство аграрной политики Украины

Харьковский национальный аграрный университет им. В.В. Докучаева

Кафедра экономической теории

Политическая экономия

Курсовая работа на тему № 5

Становление и развитие экономической теории

Выполнила:

студентка 1 курса 1 группы

факультета Учёт и финансы

(специальность – Учёт и аудит)

Руководитель: кандидат экономических наук, доцент

Пасемко Г.П.

Харьков 2008


Вступление

1. Становление экономической теории как самостоятельной науки

2. Марксистская (пролетарская) политэкономия

3. Возникновение и развитие неоклассической

экономической теории

4. Характеристика основных экономических теорий ХХ века

5. Развитие экономической мысли Украины

Список использованной литературы


Вступление

Жизнь людей чрезвычайно разнообразна, сложна и противоречива. Она охватывает экономику, политику, культуру и т.д. Различные стороны общественной жизни изучаются различными науками. Одной из таких наук является экономическая наука.

Экономическая наука имеет длительную и богатую историю. Людям всегда были небезразличны процессы, прямо или косвенно влияющие на уровень их благосостояния. По этому размышления по поводу хозяйственной жизни сопровождали последнюю с момента её зарождения.

Данная тема занимает особое место в структуре экономической теории, так как она является своеобразным методологическим введением в изучаемый курс. Необходимо выяснить, что исследует общая экономическая теория, какие приемы она для этого использует, какую роль играет в развитии общества.

Сегодня человек не может считать себя приобщенным к образованию и культуре, если он не изучил и не понял законов общественного развития, не овладел знаниями экономической теории. При изучении этой темы я как студентка получаю представление о целом ряде новых категорий, иных постановок проблем, оперировать которыми, расширяя их и обогащая, придется на протяжении изучения всего дальнейшего курса экономической теории.

Любая наука возникает в результате попыток людей решить определенные вопросы, касающиеся природы, общества и их взаимодействия. Все это в полной мере относится и к комплексу наук, изучающих экономику. С давних времен люди пытались выяснить, от чего зависит развитие человеческого общества, по каким законам развивается экономика.

На сегодняшний день изучение этой темы остается актуальным. Так как время идет, изменяются взгляды людей на те или иные предметы, события. Каждое поколение вносит свои коррективы в развитие общественной жизни всего человечества. По этому ученые-экономисты всего мира продолжают изучать, анализировать разработки экономистов прошлых веков. На их основе они разрабатывают новые теории с целью преодоления социально-экономических проблем, таких как проблема занятости, перепроизводства, ограниченности ресурсов, экономическая нестабильность и т.д.


1. Становление экономической теории как самостоятельной науки

Зачатки экономической науки появились еще в древнем мире. Уже ученые-философы Древней Греции, Рима, Востока, Египта, Китая и Индии пытались решить отдельные вопросы экономики: что лежит в основе цены товара, как наживать состояние.

Первые известные попытки систематизации экономических знаний связаны с греческими мыслителями, в первую очередь Аристотелем (364-322 до н. э.) и Платоном (428-348 до н. э.), которые рассматривались в своих исследованиях вопросы экономической жизни. Экономическая мысль Древней Греции и ученые той поры сформулировали исходные положения экономической теории о полезности как исходной ценности материальных благ, равновеликом обмене эквивалентов.

Мыслители Древнего Рима – Сенека (4-65 гг. до н.е.), Лукреций Кар (39-55 гг. до н.е.) и др. исследовали экономические причины разложения и гибели рабства, главной из которых, по их мнению, было отсутствие материального интереса.

Сам термин «экономика» произошел от древнегреческого слова «экономия», которое, как считают ученые, изобрел греческий писатель и историк Ксенофонт (430-355 до н.е.). Слово «экономия» состоит из двух слов: «ойкос» (дом, домашнее хозяйство) и «номос» (знаю, закон). Так что в буквальном смысле «экономия» означает науку о домоводстве, об искусстве ведения домашнего хозяйства.

Итак, как прикладная наука о ведении хозяйства экономическая теория возникла в период рабовладельческого строя. Но только в XVI-XVIII вв. появилось ее название – политическая экономия (от греческих слов: «политейя» - общество, «ойкос» - дом, домашнее хозяйство, «номос» - знаю, закон). Таким образом, политическая экономия – наука о законах функционирования общественного хозяйства в рамках государства. В самостоятельную науку политическая экономия превращается в начале XVII в..

Первой теоретической школой был меркантилизм (от итальянского «мерканте» - купец, торговец). Он выражал интересы торговой буржуазии и представляя собой попытку теоретического обоснования отстаиваем ости ею экономической политики.

Ранний меркантилизм возник до великих географических открытий и изжил себя к середине XVI века. Его важнейшие представители – У.Стаффорд (Англия), Г.Скаруфери (Италия) и др. Центральным пунктом произведений раннего меркантилизма является система «денежного баланса», отстаивавшего политику на увеличение денежного богатства чисто законодательным путем. В целях удержания денег в стране запрещался вывоз их за границу, создавались «складочные места» для торговли иностранными товарами и т.п. Чтобы привлечь деньги из-за границы, правительство занималось порчей монеты, полагая, что в результате обесценивания денег иностранцы за то же количество национальной монеты смогут приобрести больше, товаров и поэтому будут заинтересованы обменивать свои деньги на туземные.

Ранние меркантилисты считали целесообразным:

1. Установить максимально высокие цены на экспортируемые товары.

2. Ограничить импорт товаров.

3. Не допускать вывоз из страны золота и серебра в силу своих природных свойств исполнявших роль денег и функцию меры стоимости.

Последний меркантилизм, более развитая меркантилистская система, возник во второй половине XVI века и достиг расцвета в середине XVII века. Его главные представители Т.Мен (Англия), А.Серра (Италия), А. Монкретьен (Франция) и другие.

Позже появляется теоретическое учение физиократов . В XVIII веке Франция продолжала оставаться аграрной страной. В борьбе против феодального строя буржуазия выдвинула своих идеологов, среди которых одно из первых мест занимал Ф.Кенэ – основоположник и глава школы физиократов.

Физиократы – Французские экономисты XVIII века, представители классической буржуазной политической экономии.

Физиократы выступали с решительной критикой меркантилизма. В противоположность меркантилистам, сосредоточившим свое внимание на анализе явлений в сфере обращения, к анализу производства. Они исследовали вопрос о происхождении прибавочного продукта в сфере производства.

Кенэ выдвинул учение об эквивалентности обмена. Он доказал, что «обмен или торговля не порождают богатств, совершение обмена, ничего, стало быть не, производит» и объяснил это тем, что в сфере обмена, в условиях свободной конкуренции происходит обмен равновеликих стоимостей, которыми товары обладают ещё до того, как поступают на рынок. Отсюда следовало, что в обмене богатство не создается и прибыль не возникает.

Центральное место в экономической системе физиократов занимало учение о “чистом продукте”, под которым Кенэ утверждал, что «чистый продукт» создается только в земледелии, где под воздействием сил природы увеличивается количество потребительных стоимостей. В промышленности «чистый продукт» не возникает, богатство не создается.

Заслугой физиократов является данный ими в пределах буржуазного кругозора анализ капитала. Причем капитал они рассматривали не как деньги (они лишь средства приобретения капитала), а как производительный капитал.

В отличии от меркантилистов физиократы отвергали вмешательство государства в экономическую жизнь, требовали предоставления полной свободы капиталистам, промышленникам, фермерам и торговцам.

Поворот к исследованию производства открыл путь для возникновения научной политической экономии. Наиболее обоснованные ответы на рассматриваемые вопросы дала классическая школа. Классическая школа возникла в эпоху, когда капитализм завоёвывал свое господство. Он уже создал мощные промышленные предприятия и шёл по пути их совершенствования, осуществляя промышленный переворот

Меркантилисты искали происхождение богатства во внешней торговле. Физиократы перенесли исследования из сферы обращения в сферу производства. Заслуга классической школы состоит в разработке теории трудовой стоимости.

Ранним экономистом-классиком можно признать крупнейшего английского экономиста XVII века Вильяма Пети, наиболее крупным экономистом-классиком мануфактурного периода является выдающийся мыслитель XVIII века Адам Смит . Наибольшего развития и своего завершения классическая школа достигла к концу промышленного переворота в Англии (начало XIX века) в трудах Давида Риккардо .

Проведенный А.Смитом анализ природы человека, взаимодействия и взаимосвязи человека и общества был положен в основу формулировки понятия «экономический человек», хотя само это понятие возникло позднее. А.Смит считал, что основным стимулом экономической активности человека является частный интерес. Процветание общества, таким образом, возможно только на путях индивидуального благополучия, а частный интерес – это настолько мощный стимул, который готов преодолеть сотни досадных препятствий, которыми безумнее человеческих законов так часто затрудняет его деятельность.