Дайте определение что такое долг. Какие стороны предлагает наука различать в долге? Что такое долг: понятие

ДОЛГ - греч. deon; лат. officiuum, obligatio; нем. Pflicht; англ. duty, obligation ; фр. devoir, obligation; ит. devere - одно из фундаментальных понятий этики, которое обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам; нравственную необходимость, выступающую в качестве субъективного принципа поведения. Долг воплощает императивность морали. Сами действия, поскольку они мотивированы Долгом, именуются обязанностями; понятие «обязанность» говорит о том, что (какое конкретное действие) совершается, а понятие Долге - о том, почему оно совершается: служить отечеству, выполнять обещания, заботиться о детях есть обязанности, делать это по моральным основаниям есть Долг. Действие совершается по моральным основаниям тогда, когда оно совершается не из-за внешних по отношению к нему соображений (по приказу, ради выгоды, из-за склонности и т.д.), а на том основании, что оно само в себе содержит нравственную ценность, является для субъекта личностно значимым.

Виды долга

Русское слово ДОЛГ имеет еще второй смысл - то, что взято взаймы и необходимо вернуть , главным образом - . Значение ДОЛГА в смысле отношений заимодавца и должника , позволяет вскрыть исторические корни и социально-коммуникативный контекст его морального значения. По крайней мере, отчасти «в долговом праве таится рассадник мира моральных понятий «вина», «совесть», «долг», «священность долга» (Ф. Ницше). Долговые обязательства стали прообразом обязательств, исполнение которых является безусловным. Речь идет о такой безусловности, которая не может быть надежно гарантирована внешним образом. Для этого требуется еще внутреннее принуждение, налагающее обязанность в отношении самой обязанности, что и составляет смысл морального ДОЛГА

Начало теоретического осмысления Долга восходит к стоической школе, к предложенному Зеноном из Китиона выделению в человеческом поведении двух срезов: собственно нравственного и надлежащего. Надлежащие (природосообразные) поступки и есть предметная область нравственно должного, его материя; само нравственно должное в этом случае выступает как принцип поступков, неприродная форма. Такая теоретическая конструкция позволяла рационально-прагматическую обоснованность поступков дополнить их разумно-нравственным обоснованием и осмыслить в качестве Долга, обязанностей.

В современном обществе часто можно услышать слово «долг». Но не все знают его истинное понятие и предназначение. В статье рассмотрим сущность долга, какие стороны наука предлагает различать в нем. Также разберемся, что такое профессиональный долг и обязанность перед Родиной.

Долгом принято называть добровольно принимаемое человеком обязательство, которое исходит «от души». Если у личности присутствует чувство долга, то ее уважают в обществе, восхваляют. Именно оно позволяет людям совершать великие поступки.

Долг является многогранным понятием. Так, в каждой сфере жизни ему присущи свои особенности. Например, долг можно рассматривать как финансовые обязательства между людьми. В этом случае проявляется сущность, которая обязывает человека отдавать заемные средства, совершать сделки и вести деловые переговоры. Подобные обязательства, как правило, оформляются письменными документами и имеют юридическую силу.

Какие стороны предлагает наука различать в долге? Здесь рассматриваются две стороны: общественный и моральный долг, которые будут рассмотрены ниже. Долгом также можно считать обязательства группы людей. Например, перед другими субъектами или Богом.

Исполнение долга контролируется, с одной стороны, совестью и, с другой стороны, общественным мнением.

Моральный долг

Чаще всего понятие долга рассматривается как нравственное обязательство человека. То есть когда он принимает культурные нормы общества и ставит перед собой задачу их выполнения.

Что такое Это такие обязательства, которые человек предъявляет сам к себе без посторонней помощи и принуждения. Это происходит по внутреннему побуждению, добровольно и бескорыстно.

Выполнение морального долга считается самой сложной задачей. Ведь человек не знает конкретных правил его исполнения. Он постоянно сталкивается с внутренними противоречиями, сомнениями и конфликтами. Также присутствует обычный страх, свойственный каждому. Преодоление всех препятствий позволяет человеку совершать обдуманные и осознанные поступки.

Общественный долг

На протяжении всей своей жизни человек связан общественными отношениями с другими людьми. Сначала это взаимодействие проявляется в семье, потом в садике, школе, высшем учебном заведении и так далее. Это значит, что человек имеет обязанности перед каждой окружающей его личностью, а также несет ответственность за свои действия.

Одной из сторон, какие наука предлагает различать в долге, является общественный долг. Он рассматривается как объективная обязанность, то есть то, что человек может выполнить. Например, обязанности на работе, дома. В эту категорию также включают долг перед природой и самим собой.

Выполнение общественного долга позволяет развиваться всему социуму. Отношения между людьми контролируются законодательством, которое выступает как принуждение в случаях невыполнения долга человеком.

Профессиональный долг

Профессиональный долг - это категория этики, и проявляется в отношении человека к своему труду. Чувство такого долга формируется на основании необходимости согласования потребностей отдельной личности и общественных обязанностей. То есть, с одной стороны человек, который стремится зарабатывать для удовлетворения своих нужд, а с другой - работа, выполнение которой необходимо для развития общества.

Профессиональный долг предполагает, что человек будет использовать все свои возможности для развития города или страны. Для этого личность должна постоянно совершенствовать свои навыки и умения, соблюдать традиции и расширять свои связи в обществе.

Если человек обладает профессиональным долгом, то он обязательно добивается высокого профессионального роста.

Патриотический долг

Когда человек задумывается о долге перед Родиной, то он сравнивает понятия «государство» и «родина». С государством люди обычно соблюдают формальные отношения, которые регламентируются правовыми актами и устанавливают порядок всего происходящего. В этом случае человек обязан выплачивать налоги и соблюдать установленные требования. Аппарат власти, в свою очередь, также берет на себя обязательства, которые прописаны в конституции.

Родина выступает в качестве той территории, на которой растет человек, со всеми особенностями и качествами ее природы. Выполнение призвания перед Родиной является частью моральной обязанности - одной из сторон, какие наука предлагает различать в долге. В этом случае человек ощущает необходимость защищать и беречь родные земли, совершать поступки для сохранения природы.

Можно сказать, что понятие долга для каждого человека субъективно. Многое зависит от воспитания и привитых в детстве качеств. Например, некоторые люди считают необязательным следование законодательству, а другие принимают своим долгом посещение церкви по воскресеньям, участие в благотворительности.

выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исходящими из этических ценностей, и строить свое бытие в соответствии с этими требованиями. Согласно Фихте, для которого весь мир является "материалом исполнения долга", есть только одна конечная цель - долг. Единственно возможное верование: с радостью и непредвзято делать то, что в любом случае предписывает долг, не поддаваясь сомнениям или раздумьям о последствиях.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДОЛГ

этич. категория, обозначающая нравств. обязанность человека перед обществом, классом, партией или социальной группой; выполняемую под влиянием обществ. мнения и внутр. нравств. побуждений. В требованиях Д. находят выражение интересы той или иной социальной общности людей. Осознание и переживание индивидом этих общих интересов в их связи с личными интересами приводит к возникновению сознания и чувства Д.; социальное требование к человеку становится его внутр. побуждением, социально обусловленной нормой поведения и в качестве таковой закрепляется в обществ. сознании данной социальной группы или общества в целом. Сознание и чувство Д. – это субъективное идеологич. выражение многосторонней зависимости человека от своего класса или общества. Понятие Д. наряду с другими осн. категориями морали выступает как форма нравств. оценки, содержанием к-рой является обществ. или классовый интерес. Социальная функция Д. состоит в обеспечении общих интересов общества или класса. Понятие Д. имеет длительную историю развития. Этич. теории прошлого рассматривали Д. как проявления либо божеств. воли, либо вечных и неизменных свойств человеч. природы. В этике стоиков, напр., Д. покорности судьбе, воле бога и стоич. идеал мудреца, поднимающегося выше материальных интересов и страстей, выводился из воли божества. В кит. философии значение Д. имела категория "и", к-рая означала выполнение строго установленных в рабовладельческом и феод. обществе Древнего Китая норм и правил поведения ("ли"). В инд. этике понятие Д., обозначаемое термином дхарма, было тесно связано с комплексом религ. идей буддизма, джайнизма, индуизма. Ср.-век. религ. мораль требовала полного подчинения человека божеств. воле, к-рая рассматривалась как источник и критерий Д. Осознание Д. будто бы происходит или через "божественное откровение", или через посредство религ. авторитетов. Материалисты прошлого стремились свести содержание и критерий Д. к земной основе. Многие из них связывали нравств. обязанности человека с его личными интересами и потребностями. Франц. материалисты 18 в. подвергли резкой критике религ. понятие Д. и теорию врожденных нравств. идей с позиций индивидуализма, к-рый был в то время средством духовного освобождения личности от гнета религии. По мнению Гольбаха, "...истинные основы м о р а л ь н о г о д о л г а" лежат в сфере "...собственного интереса, собственного счастья и безопасности..." каждого человека, а сознание долга определяется опытом и разумом; "...нравственная обязанность – это необходимость прибегать к средствам, способным сделать счастливыми существа, с которыми мы живем, чтобы побудить их сделать счастливыми нас самих" ("Система природы", М., 1940, с. 82, 211). Будучи представителями метафизич. взгляда на мир, франц. материалисты не смогли раскрыть диалектику личных и обществ. интересов и классовый характер нравств. Д. В этике Канта требования Д. выступают в форме категорического императива, веления морального закона, присущего человеч. разуму. Природа морального закона непознаваема. Кант отрицает обществ. происхождение нравств. Д., подчеркивает его формальный характер и независимость от интересов людей и их желаний. По его мнению, "высокое достоинство долга не имеет ничего общего с наслаждением жизнью" ("Критика практического разума", СПБ, 1897, с. 107). В системе Гегеля в качестве Д. для субъекта выступает "добро в себе и для себя", "абсолютная цель мира", достигаемая в процессе развития абс. духа. Субъект, по Гегелю, "должен иметь п о н и м а н и е д о б р а, сделать его своим намерением и осуществлять в своей деятельности". В этом и заключается выполнение долга. Гегель пытался согласовать Д. со склонностями и чувствами человека. Основанием Д. он считает законы государства. Однако требования Д. являются для него не только внешними законами и предписаниями авторитета, но получают одобрение и признание в сердце, образе мыслей и совести человека (см. Соч., т. 3, М., 1956, с. 301–03). По мере завоевания буржуазией господства проблема нравств. обязанностей все больше решается бурж. этикой с позиций удовлетворения эгоистич. интересов личности. Разрабатываются этич. теории бурж. утилитаризма (И. Бентам, Дж. С. Милль), в к-рых моральные отношения людей, в том числе их нравств. обязанности, сводятся к торгашески понятым отношениям взаимной полезности. Наряду с этим возникают и развиваются вульгарно-эволюционистские теории морали (Г. Спенсер), рассматривающие нравств. обязанности людей как результат действия некоего закона сохранения и увеличения количества жизни, как количеств. развитие инстинктов, из к-рых вырастает Д. Появляются теории, в к-рых делается попытка теоретически обосновать ненужность понятия Д. ("мораль без обязательства и без санкции" – Гюйо). То, что называют Д., есть не что иное, по мнению Гюйо, как сознание внутр. мощи индивида, проявление его идей и чувств, сливающихся в возвышенные удовольствия. Аморализм бурж. общества ярко проявляется в империалистич. теориях элиты, культе "сверхчеловека", к-рый не знает и не должен знать никаких нравств. обязанностей перед обществом (Ницше). Для большинства школ совр. бурж. этики, особенно для прагматизма, экзистенциализма, гедонизма характерен полный этич. релятивизм, доходящий до отрицания Д. "Чувство долга, – пишет т. В. Смит, – это последний молчаливый свидетель прошлого, и чем скорее мы преодолеем и забудем его, тем лучше" ("Encyclopaedia of the Social Sciences", v. 5–6, N. Y., 1950, p. 294). Различные школы позитивистской этики сводят проблему Д. к логич. анализу, к выяснению соотношения суждений факта и долженствования; им совершенно безразлично фактич. содержание человеч. поведения. Так, представители школы этич. интуитивизма доказывают, что Д. самоочевиден, не выводим, не основывается на социальных потребностях и внеисторичен. Другая школа в совр. бурж. этике – эмотивизм – утверждает, что чувство Д. – лишь выражение нашей склонности, психологич. "настройки"; оно не отражает никакого объективного содержания. Суждения, в к-рых формулируется Д., безосновательны, произвольны и даже бессмысленны. Вместе с тем бурж. мораль сохраняет и использует в целях укрепления бурж. порядков религ. мораль с ее понятием Д. перед богом. Так, совр. протестантская этика доказывает, что Д. абсолютен, т.к. диктуется сверхразумным авторитетом – богом и вместе с тем относителен, т.к. истинен только для данного человека и только в данный момент и не может быть всеобщей нормой для всех людей. Эклектически соединяя элементы абсолютизма, свойственного интуитивистам, и элементы релятивизма, характерного для эмотивистов, протестанты-теологи обосновывают "сверхразумность" норм бурж. нравственности и оправдывают моральную беспринципность буржуазии. Существенный вклад в разработку категории Д. внесли рус. революц. демократы. Выводя Д. из назревших потребностей революц. борьбы за интересы нар. масс против крепостничества и самодержавия, они в то же время видели в Д. выражение внутр. потребностей и стремлений человека. "...Не того можно назвать человеком истинно-нравственным, – писал Н. А. Добролюбов, – кто только терпит над собой веления долга, как какое-то тяжелое иго, как "нравственные вериги", а именно того, кто заботится слить требования долга с потребностями внутреннего существа своего, кто старается переработать их в свою плоть и кровь внутренним процессом самосознания и саморазвития так, чтобы они не только сделались инстинктивно – необходимы, но и доставляли внутреннее наслаждение" (Избр. филос. произв., т. 1, 1948, с. 213). Марксистская этика исходит из того, что требования Д. в классовом обществе носят классовый характер. Каждый класс вырабатывает свое понятие о Д., соответствующее его интересам. Нравств. Д. прогрессивного класса выражает объективно назревшие потребности развития общества. С наибольшей определен-ностью эта закономерность проявляется в Д. революц. пролетариата, в к-ром находят выражение коренные интересы всех трудящихся и к-рый, будучи классовым, является в то же время в полном смысле слова обществ. Д. В нем находят выражение лучшие нравств. традиции нар. масс. Революц. Д. рабочего класса состоит в сплочении всех трудящихся для совместной солидарной борьбы за уничтожение эксплуатации человека человеком, за мир, демократию и социализм. Высшим, священным Д. рабочего класса является борьба против капитализма, за построение коммунистич. общества. Д. всех народов состоит в борьбе против империалистич. войн, против милитаризма. Осн. содержанием Д. в социалистич. обществе является преданность делу коммунизма, добросовестный труд на благо общества, коллективизм и товарищеская взаимопомощь, выполнение законов и правил социалистич. общежития, защита Родины от империалистич. агрессоров, борьба против остатков старого строя в сознании и быту людей и т.д. Выполнение Д. перед обществом является одним из осн. нравств. принципов морального кодекса строителя коммунизма, вошедшего в Программу КПСС. Этот принцип гласит: "высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов". В различных областях жизни социалистич. общества Д. выступает в форме гражданского, патриотич., трудового, интернационального, партийного, воинского, семейного Д. Морально-политич. единство социалистич. общества обеспечивает единую направленность всех этих форм Д. и отсутствие антагонистич. противоречий между ними. Социалистич. обществ. отношения создают наиболее благоприятную возможность для того, чтобы сознание и чувство обществ. Д. стало неотъемлемой чертой духовного облика каждого члена общества. Эта возможность реализуется в процессе коммунистического воспитания сов. людей. Сознание и чувство Д. членов социалистич. общества формируется в семье, в школе, в трудовых коллективах и обществ. организациях. Решающее значение в восприятии сов. людей в духе выполнения Д. перед обществом имеет воздействие и контроль общественности и прежде всего трудовых коллективов, к-рые ведут действенную борьбу против нарушений коммунистич. морали и социалистич. законности, против отд. проявлений тунеядства и паразитизма. Благодаря единству личных и обществ. интересов людей при социализме, честное выполнение обществ. Д. становится условием нравств. удовлетворения личности и личного счастья. Требования Д. в этих условиях не приходят в антагонистич. противоречие с желаниями и стремлениями большинства людей. В сознании Д. сов. людей находит выражение расцвет личности при социализме и высокая политич. сознательность народа. Воспитываемое Коммунистической партией сознание и чувство Д. перед обществом является одной из важнейших моральных сил, побуждающих сов. людей добросовестно трудиться на благо народа. Сознание Д. сов людей проявляется в движении за коммунистич. труд, в борьбе за технич. прогресс нар. х-ва, за дальнейший расцвет культуры и благосостояния народа. По мере успешного продвижения к коммунизму и перерастания социалистич. государственности в обществ. коммунистич. самоуправление сознание и чувство Д. будет играть в поведении членов общества все более важную роль. В коммунистич. обществе люди будут выполнять свои нравств. обязанности сознательно и по привычке. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, с. 235–36; Ленин В. И., Государство и революция, Соч., 4 изд., т. 25, гл. 5; его же, Задачи союзов молодежи, там же, т. 31; Программа КПСС, М., 1961; Калинин М. И., О коммунистическом воспитании и воинском долге, М., 1958; Глущенко М. Г., Общественный долг советского человека, Киев, 1953 (Автореф. канд. дисс.); Кон И. С., Марксистская этика и проблема долга, "Вопр. философии", 1954, No 3; Шишкин?., Основы коммунистической морали, М., 1955, с. 144–99; его же, Из истории этических учений, М., 1959 (см. Предм. указатель); Подберезин И. М., Мотивы долга и моральной ответственности в оценке поступков школьниками, "Уч. зап. Сев.-Осетинского Гос. пед. ин-та", Орджоникидзе, 1956, вып. 20; Морозов В. И., Проблема воинского долга в марксистской этике, М., 1956 (Автореф. канд. дисс); ?азмустов Б. ?., Проблема долга в этике М. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова, "Тр. Воронежского ун-та", 1957, т. 60, вып. 1; Дробницкий О. Г., К вопросу о категории долга в марксистской этике, "Философские науки", 1960, No 3; Кант И., Критика практического разума, пер. , СПБ, 1897, § 7–8; Смайльс С., Долг, СПБ, 1904; Гюйо Ж. М., Нравственность без обязательства и без санкции, пер. с франц., М., 1923; Гольбах П.А., Система природы, пер. [с франц.], М., 1940; Wendt H., Die sittliche Pflicht, G?tt., 1916; Ross W. D, The right and the good, Oxf., 1930; Ayer A. J., Philosophical essays, L.– N. Y., 1954. О. Дробницкий, В. Морозов. Москва. И. Кон. Ленинград.

) с условием их возврата в будущем и/или выплаты вознаграждения. Долг позволяет физическим или юридическим лицам совершать те операции, на которые у них иначе не хватило бы финансовых возможностей.

За счёт увеличения долговых обязательств компания может формировать свой заёмный капитал , который идёт на финансирование производственной деятельности. От грамотного управления долговыми обязательствами во многом зависит успешность компании. Если компания приходит к состоянию, когда она не может рассчитаться по долгам, то её называют банкротом .

Виды долга

  • Государственный долг
  • Корпоративный долг
    • долг финансовых корпораций
    • долг нефинансовых корпораций
  • Долг домохозяйств
  • Персональный долг

Долговые инструменты

  • вексель (казначейский, корпоративный)
  • кредитная нота (казначейская, муниципальная, корпоративная)
  • облигация (государственная, муниципальная, корпоративная)

См. также

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Напишите отзыв о статье "Долг"

Примечания

Отрывок, характеризующий Долг

– Ах, так хорошо! Я недавно с мамашей поссорилась за это. Мама сказала, что она тебя ловит. Как это можно говорить? Я с мама чуть не побранилась. И никому никогда не позволю ничего дурного про нее сказать и подумать, потому что в ней одно хорошее.
– Так хорошо? – сказал Николай, еще раз высматривая выражение лица сестры, чтобы узнать, правда ли это, и, скрыпя сапогами, он соскочил с отвода и побежал к своим саням. Всё тот же счастливый, улыбающийся черкес, с усиками и блестящими глазами, смотревший из под собольего капора, сидел там, и этот черкес был Соня, и эта Соня была наверное его будущая, счастливая и любящая жена.
Приехав домой и рассказав матери о том, как они провели время у Мелюковых, барышни ушли к себе. Раздевшись, но не стирая пробочных усов, они долго сидели, разговаривая о своем счастьи. Они говорили о том, как они будут жить замужем, как их мужья будут дружны и как они будут счастливы.
На Наташином столе стояли еще с вечера приготовленные Дуняшей зеркала. – Только когда всё это будет? Я боюсь, что никогда… Это было бы слишком хорошо! – сказала Наташа вставая и подходя к зеркалам.
– Садись, Наташа, может быть ты увидишь его, – сказала Соня. Наташа зажгла свечи и села. – Какого то с усами вижу, – сказала Наташа, видевшая свое лицо.
– Не надо смеяться, барышня, – сказала Дуняша.
Наташа нашла с помощью Сони и горничной положение зеркалу; лицо ее приняло серьезное выражение, и она замолкла. Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах, предполагая (соображаясь с слышанными рассказами) то, что она увидит гроб, то, что увидит его, князя Андрея, в этом последнем, сливающемся, смутном квадрате. Но как ни готова она была принять малейшее пятно за образ человека или гроба, она ничего не видала. Она часто стала мигать и отошла от зеркала.

Долг бывает социальным, и касаться выполнения человеком общественных функций, связанных, прежде всего с его профессиональными обязанностями. Например, долг врача или долг судьи. Понятие долга касается и ситуаций, когда человек имеет право выбора, но общественная мораль заставляет его действовать, сообразуясь с принятыми правилами. Например, поддерживать чистоту и опрятность одежды, отправляясь в общественное место или оказать помощь человеку, которому стало плохо на улице.

Личный долг касается выполнения человеком обязанностей перед собой и своей семьей. Верующий человек видит свой личный долг в служении Богу, исполнении его заповедей. Личный долг движет человеком, который заботится о здоровье и благополучии близких ему людей.

Долг может исполняться человеком формально или с чувством ответственности и удовлетворения. Формальный долг предполагает исполнение своих обязанностей в рамках предписанных. Тогда обязанности выполняются аккуратно, но без участия внутренней заинтересованности и удовольствия от чувства выполненного долга.

Напротив, когда исполнение долга совпадает с внутренней потребностью в этом и ответственностью, то человек исполняет его не формально, а отдавая все свои силы и способности, испытывая при этом чувство морального удовлетворения.

Зачастую исполнение долга связано с наличием у человека высоких нравственных и моральных качеств. Это требуется в ситуациях, когда эти качества подвергаются постоянной проверке на прочность. Например, долг врача, военного или судьи. Общество предъявляет к таким людям особые требования. Все они произносят клятву, закрепляя перед обществом свой долг — выполнять свои обязанности на высоком моральном и нравственном уровне.

Понятие долга предусматривает трансформацию внешних обязанностей, предписанных человеку обществом во внутреннюю потребность их исполнять. Таким образом, из внешней категории долг постепенно переходит в категорию внутреннюю. Только тогда человек начинает добровольно и с ответственностью выполнять его. Диктаторские методы, когда человека заставляют насильно исполнять что-либо, не имеет отношения к понятию долга. Поэтому, все мировые диктатуры через общественное сознание внушают людям высокое чувство долга, используя при этом систему поощрений в виде положительного общественного мнения, создания некого культа из людей хорошо исполняющих свой долг. В демократичном обществе долг предусматривает внутреннюю добровольную потребность действовать в интересах других людей.