1 учет расчетов с покупателями и заказчиками. Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками

САМОАНАЛИЗ уроков по ФГОС.

СТРУКТУРА КАЖДОГО ТИПА УРОКА ПО ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

3) Актуализация знаний.

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

4) Первичное закрепление

§ в знакомой ситуации (типовые)

§ в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

§ с целью подготовки к контрольному уроку

§ с целью подготовки к изучению новой темы

6) Обобщение и систематизация знаний

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС

Совершенствование мастерства учителя и учебного процесса во многом зависит от грамотно организованного самоанализа урока. Учитель испытывает затруднения в моделировании и конструировании современного урока, именно самоанализ позволит ему выявить причины недостаточной эффективности решения тех или иных учебно-воспитательных задач на уроках, принять их во внимание при дальнейшем проектировании учебно-воспитательного процесса. Для учителя самоанализ урока, рефлексивная деятельность в целом приобретает особо важное значение, потому что учитель, не научившийся осмысливать свои собственные действия, не умеющий оглянуться назад и восстановить ход урока, навряд ли когда-нибудь по-настоящему глубоко освоит ФГОС второго поколения.

Самоанализ урока дает возможность:

Правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;

Развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

Формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

Формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя

ПЛАН САМОАНАЛИЗА УРОКА

1. Характеристика класса:

Межличностные отношения;

Недостатки биологического и психического развития;

Недостатки подготовленности класса.

2. Место урока в изучаемой теме:

Характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.

3. Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

4. Характеристика плана урока:

Методы обучения;

Приёмы обучения;

Формы организации познавательной деятельности.

5. Как был построен урок в соответствии с планом:

Разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата.

6. Структурный аспект самоанализа урока:

Анализ каждого элемента урока;

Его вклад в достижение результата;

Доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.

7. Функциональный аспект:

Насколько структура урока соответствовала общей цели;

Соответствие возможностям класса;

Анализ стиля отношений учителя и учащихся;

Влияние на конечный результат урока.

8. Аспект оценки конечного результата урока:

Формирование универсальных учебных действий на уроке;

Определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;

Причины разрыва;

Выводы и самооценка.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ САМОАНАЛИЗУ УРОКА

I . Краткая общая характеристика класса

1. Общая подготовленность класса:

Умение детей работать в парах;

Умение детей работать в малых группах;

Умение слушать друг друга и фронтально взаимодействовать;

Умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга.

2. Общая характеристика общения.

3. Что преобладает: соперничество или сотрудничество? Проблема лидеров и аутсайдеров.

4. Включенность детей в учебную деятельность и общий уровень ее сформированности в классе.

5. Общая характеристика освоения программы к этому времени.

II . АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА УРОКА

1. Реальность цели урока.

2. Каким образом организовать работу на уроке?

3. Что проектировалось изучить? Зачем? Роль этого материала в предмете. Достаточно ли глубоко учитель сам знает этот материал?

4. Какие (ое) понятия были намечены для усвоения учащимися? На какие другие понятия они (оно) опираются? Для каких понятий являются базой?

5. Что знают ученики об изучаемом понятии?

6. Сущность характеристики изучаемого понятия, которые должны быть в центре внимания учащихся.

7. Какие учебные действия должны осуществить учащиеся, чтобы освоить данное понятие и общий способ действия?

8. Каким образом проектировался вод учащихся в учебную задачу?

9. Как проектировалось осуществление остальных этапов решения учебной задачи?

10. Предусматривались ли в проекте урока реальные трудности, с которыми могли встретиться дети в ходе решения учебной задачи? Прогнозировались ли возможные ошибки учащихся?

11. Какие критерии освоения данного материала намечались в проекте урока?

12. Общий вывод о реальности и эффективности проекта урока.

III . КАК БЫЛ ОСУЩЕСТВЛЕН УРОК, ИСХОДЯ ИЗ ЕГО ЗАМЫСЛА?

1. Совпадает ли цель урока с его конечным результатом? В чем выражается разрыв? Удалось ли осуществить намеченную программу? Если да, то почему? Если нет, то почему?

2. Соответствие формы организации поставленной цели урока? Удалось ли учителю занять роль равноправного члена дискуссии?

3. Каким образом в начале урока учитель создал ситуацию успеха?

4. При помощи каких способов была создана ситуация принятия учащимися учебной задачи? Как она повлияла на дальнейший ход ее решения?

5. Была ли принята учебная задача учащимися?

6. Насколько эффективно осуществлялся этап преобразования условий задачи?

7. Каким образом учитель создал ситуацию, при которой дети приняли такие учебные действия как моделирование и преобразование модели?

8. Какие формы использовал учитель для организации решения частных задач? Уровень задач, их «интересность» с точки зрения лингвистического или математического материала?

9. Как был организован контроль? Контроль проходил, как самостоятельное действие или был включен в состав других действий? Что ученик контролировал: процесс выполнения действия или только результат? Когда контроль осуществлялся: в начале действия, в процессе действия или после его окончания? Какой арсенал средств и форм использовал учитель для освоения действия контроля детьми?

10. Опирались ли дети при работе на свою собственную оценку или прибегали к оценке учителя?

IV . ОЦЕНКА ЦЕЛОСТНОСТИ УРОКА

1. Насколько содержание урока соответствовало требованиям ФГОС?

2. На каком уровне было организовано на уроке взаимодействие ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-группа?

3. Охарактеризовать взаимодействие этапов учебной задачи в ходе саморешения. Выделить наиболее сильные и слабые этапы (с точки зрения качества их осуществления) и их влияния на конечный результат урока.

4. Рефлексивная деятельность учащихся в результате решения учебной задачи.

Типы современного урока.

Типология уроков – важная дидактическая проблема. Она должна способствовать приведению данных об уроке в порядок, систему для широкого круга целей, так как представляет основу для сравнительного анализа уроков, для суждения о сходном и различном в уроках. Отсутствие точной и обоснованной типологии уроков препятствует повышению эффективности практической деятельности.

Тип урока отражает особенности построения ведущей методической задачи.

Типы урока

Целевое назначение

Результативность обучения

Урок первичного предъявления новых знаний

Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний

Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач

Урок применения метапредметных и предметных знаний

Применение универсальных учебных действий в условиях решения учебных задач повышенной сложности

Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса

Урок обобщения и систематизации предметных знаний

Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач)

Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД

Урок повторения предметных знаний

Закрепление предметных знаний, формирование УУД

Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь

Контрольный урок

Проверка предметных знаний, умений решать практические задачи

Результаты контрольной или самостоятельной работы

Коррекционный урок

Индивидуальная работа над допущенными ошибками

Самостоятельное нахождение и исправление ошибок

Интегрированный урок

Интеграция знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных

Углубление знаний материала урока за счёт реализации межпредметных знаний

Комбинированный урок

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока

Запланированный результат

ЗАДАЧА СТАНДАРТОВ

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования.

НАЗНАЧЕНИЕ

1. Задают основные результаты образования – общие и по ступеням

2. Характеризуют и регулируют планируемые результаты, отражаемые в:

· учебных программах (предметные, метапредметные, личностные)

· программах внеклассной деятельности (личностные, метапредметные).

Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях

Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.

Системно - деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Сущность –формирование деятельностных способностей,которыми должен овладеть выпускник.Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1. уроки «открытия» нового знания;

2. уроки рефлексии;

3. уроки общеметодологической направленности;

4. уроки развивающего контроля.

СТРУКТУРА УРОКА ОНЗ.

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо»-«хочу»-«могу») 1- 2 мин.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 5-6 мин.

3. Выявление места и причины затруднения–2-3 мин.

4. Построение проекта выхода из затруднения –5-6 мин.

5. Реализация построенного проекта- 5-6 мин.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 4-5 мин.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 4-5 мин.

8. Включение в систему знаний и повторение – 4-5 мин.

9. Рефлексия учебной деятельности – 2-3 мин.

Способность учащихся к усвоению:

1-4 мин. – 60 % информации

5 - 23 мин. – 80 % информации

24 -34 мин. – 50 % информации

35 -45 мин. – 6 % информации

КАК ЖЕ ПОСТРОИТЬ УРОК, ЧТОБЫ РЕАЛИЗОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯ

СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ?

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

РАССМОТРИМ ПРИМЕРНУЮ СТРУКТУРУ УРОКА ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.

1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”);

2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки ("могу”). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я” с образом "Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

3) мотивацию к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление;

4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

СХЕМА КОНСПЕКТА УРОКА ОТКРЫТИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ (ОНЗ)

В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО ДЛЯ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Тема урока:

Цели урока:

Деятельность педагога

Деятельность детей

I. Организационный момент

Цель этапа:

II. Актуализация знаний

Цель этапа:

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа:

IV. Первичное закрепление

Цель этапа:

V.Итог урока

Цель этапа: способствовать формированию рефлексии

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Тема урока:_ «_______________»

Тип урока и его структура: ______________________

Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся…) Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?

Какие УУД формировались в процессе урока?

В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД

Личностные:

Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Считаю, что главный этап урока – это

Осуществление развития учащихся в процессе обучения (осуществление метапредметности)

«модель и способ»

«рисунок и схема»

«роль и позиция»

«изменение и развитие»

Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап?

Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?

Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?

Как Вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

ВИДЫ АНАЛИЗА УРОКА

Цель анализа заключается в оценке работы учителя с позиций соответствия его урока достижениям современной педагогики и психологии, определение дальнейших перспектив в совершенствовании педагогического мастерства. Анализ урока позволяет реализовать ряд функций: контрольную (вспомогательную), обучающую (основную) и воспитывающую (помогающую учителю определить направление самообразования и самовоспитания). В связи с этим в анализе урока должны быть четко охарактеризованы, во-первых, научность изучаемого материала, его соответствие программе, качество полученных в институте знаний (контрольная функция); во-вторых, отмечены достижения и недостатки работы учителя, соответствие методов обучения передовому опыту и рекомендациям науки, даны конкретные советы по повышению педагогического мастерства (обучающая функция); в-третьих, оценены деловые и эстетические качества учителя, его речь, культура общения и т. д. (воспитывающая функция).

Анализ урока должен начинаться самоанализом и заканчиваться самооценкой, конкретными требованиями учителя к самому себе. При самоанализе он дает краткую характеристику проведенному уроку, целям, которые ставил, анализирует их достижение, объем содержания материала и качества усвоения, применяемые методы и их оценку, активность учащихся, их приемы и организация их труда, самооценку качеств и сторон своей личности (речь, логика, характер отношений с учениками). В заключение учитель высказывает свои предложения по улучшению качества урока делает общие выводы и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства. Но педагог может объяснить при этом почему именно так решил провести урок что его заставило выбрать данную методику, стиль и характер собственной деятельности, работы учащихся. Всякая методика урока оправдана, если дает максимальный обучающий и воспитывающий результат и соответствует силам и способностям данного учителя.

При анализе урока учителя необходимо учитывать его индивидуальность особенности, дарования, сильные стороны. Нельзя навязывать общие одинаковые рекомендации, приемы, методы. Что годится для одного, нецелесообразно для другого. Всякие рекомендации по улучшению проведения уроков должны обязательно опираться на достижения учителя на его сильные стороны Недостатки и слабости надо объяснить таким способом, чтобы было ясно, как надо работать над собой. При анализе уроков важно поощрять творческое их проведение, побуждать учителя к самостоятельной разработке структуры я методики урока.

Анализ урока может проводиться не только отдельными лицами (методистами, инспектором, директором, завучем), но и группой лиц, в которую входит представитель администрации школы, товарищи по работе, передовые учителя. Групповой анализ урока особенно важен по отношению к учителям со слаборазвитой самокритичностью и низкой требовательностью к себе. Иногда групповой анализ, урока необходим и как средство обучения учителей комплексному подходу к методике обучения. Как способ обмена опытом, его обобщения. При групповом анализе возможен более глубокий; подход к оценке действий учителя и учащихся, более объективная самооценка.

Весьма целесообразны взаимопосещения уроков. Анализ уроков коллег в присутствии директора, завуча - хорошая школа воспитания требовательности к себе и другим, замечания и рекомендации, учителю должны быть четко сформулированы, записаны в специальную тетрадь.

САМОАНАЛИЗ УРОКА

Тема урока:

Тип урока и его структура:

1.Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

2.Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся...)

Какие особенности уч-ся были учтены при планировании урока?

3.Какова триединая дидактическая цель урока (его обучающий, развивающий, воспитательный объект), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока.

5.Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этими этапами? Показать,как другие этапы работали на главный этап?

6.Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?

7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков уч-ся? На каких этапах урока? В какой форме и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний уч-ся?

8.Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и уч-ся.

9.Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

10. Наметить перспективы своей деятельности.

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС (1 ВАРИАНТ)

    Каково место данного урока в теме? Как данный урок связан с преды дущим, как работает на последующие уроки?

    Каковы цель и задачи урока (образовательная, воспитательная, развивающая)? Какой результат хотелось получить к концу урока?

    Насколько удачно было отобрано содержание урока в соответствии с поставленной целью?

    Рационально ли было распределено время на этапы урока?

    Логичны ли были "связки" между этапами урока?

    Какую роль сыграли наглядные пособия в достижении поставленной цели?

    Насколько удачно осуществлялся на уроке контроль за качеством ус воения знаний, умений и коррекция?

    Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с уче том цели, особенностей класса и качества усвоения материала на уро ке?

    Психологическая атмосфера урока. Получили ли учащиеся удовлетворение от урока?

    Как Вы сами оцениваете результаты своего урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему? По лучили ли удовлетворение от урока? Что стоит исправить? Над чем нужно еще поработать?

САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС ВАРИАНТ 2.

Сегодняшний урок … (№) в системе уроков по теме (разделу) ….

Его цель – …, к обучающим задачам урока я отнесла … , к воспитательным – … , урок был также призван способствовать развитию у учащихся ….

В данном классе … , поэтому я … .

Это по типу … урок, он включал в себя … этапов: …. Основным этапом был … , задачи … этапа – … , а … этапа – … .

При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: ….

Чтобы решить цель урока, я подобрала … (содержание: примеры, вопросы, задание).

Материал урока оказался … (сложным, легким, интересным для учащихся).

На …этапе урока я использовала … (какие?) методы обучения, потому что …. На этапе … – … (какие?) методы.

В ходе урока на … этапе была организована … (индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная), а на … этапе … работа учащихся, потому что ….

Задания … были ориентированы на развитие … учащихся.

Руководство учителя при выполнении … заданий было … (пооперационным, инструктирующим), потому что ….

Учащиеся имели возможность выбора ….

Мне (не) удалось уложиться по времени. Распределение времени было …. Темп урока ….

Мне было … (легко …) вести урок, ученики … включались в работу …. Меня порадовали … , удивили … , огорчили … (кто из учащихся?), потому что ….

Записи на доске …. Наглядный материал (другие средства обучения) ….

Домашнее задание (не) вызовет затруднения у … учеников, потому что ….

Самоанализ урока,

проведенного в 11 «Г» классе 18 октября 2011 года учителем английского языка ГБОУ ЦО № 1469 ЮВОУО Петровой Инессой Александровной.

I урок II раздела Москва сквозь века - Unit 2 Moscow Through history - История Московского княжества.

В классе присутствовало 12 человек (1 ученик отсутствовал).

Урок разрабатывался в соответствии с психолого-педагогическими

характеристиками, состоянием развития общеучебных умений, индивидуальными

особенностями учащихся, способных осваивать учебный материал школьной

программы по английскому языку.

На уроке были реализованы следующие принципы:

принцип направленности обучения на комплексное решение задач;

принцип доступности обучения; Принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков соблюдался правильно, был выбран правильный переход от простых заданий к сложным.

Современные технические средства обучения помогают поддерживать мотивацию к изучению английского языка.
На уроке были задействованы все учащиеся.

Тип урока: изучение нового материала, на уроке осуществлялась межпредметная интеграция истории России и английского языка

Задачи, решавшиеся на данном уроке, были реализованы. Учащиеся в полной мере проявили активность (в ответах на вопросы, вовлечении в обсуждение проблем), увлеченность новой темой, заинтересованность в получении дополнительной информации. Они смогли проявить свою самостоятельность в умении работать с информацией (в подборе литературы, выявлении основных мыслей высказывания), высказывании собственного мнения, учащиеся в полной мере проявили чувства уважения к истории родного города, был накоплен фактический материал по истории родного края, обогащены страноведческие знания, были изучены процессы становления московского государства. Логика урока, смена заданий, доброжелательная образовательная среда позволили избежать перегрузки учащихся.

К началу занятия класс и оборудование были подготовлены. Учащиеся быстро включились в деловой ритм (в классе обучаются мотивированные на учебу, хорошо подготовленные по предмету ученики), они были готовы к активной учебно-познавательной деятельности.

При проверке домашнего задания были выявлены некоторые недостатки. Факты из истории Москвы, приводимые учениками, были в основном общеизвестными, не хватало более захватывающей, любопытной информации, Полагаю, что это связано с недостатком времени, потраченным на выполнение домашнего задания. Такой же недостаток был выявлен при проверке письменного задания. Высказывания получились несколько «однобокими». В основном рассказывали о достопримечательностях Москвы. Хотелось бы услышать высказывания на разные темы: транспорт, население, собственный круг общения, природа и т.д. Возможно, формулировка задания должна была быть более точной.

Учащиеся легко справились с вопросами викторины. Отвечая на них, они ссылались на знания, полученные на уроках истории, что говорит о межпредметной интеграции урока.

С большим интересом они выполняли задания из учебного пособия (работа с текстом, выполнение лексических заданий). Поиск синонимов, определений в тексте помогал в работе.

На уроке была использована фронтальная, групповая, индивидуальная работа, использовалась смена видов деятельности и форм работы. Урок получился очень динамичным, но несколько перенасыщенным. Хотелось дать учащимся как можно больше информации, использовать различные формы деятельности. На некоторые этапы урока (работа с текстом, выполнение письменного задания, проверка домашнего задания) стоило выделить чуть больше времени.

В целом урок прошел на хорошем уровне.

Школьники показали хороший уровень самостоятельного мышления, высокую познавательную активность, уровень усвоения и использования материала.

В статье разберемся с тем, как учитываются в бухгалтерии взаимоотношения с покупателями. Какой счет используется для учета покупателей, какие проводки выполняются. Рассмотрены проводки при обычной продаже, при получении аванса от покупателя или векселя.

Для учета расчетов с покупателями используется счет 62 «Расчеты с покупателями», по дебету которых отражается задолженность покупателя перед продавцом, а по кредиту – оплата за товар, работы, услуги.

Покупатели могут рассчитаться с продавцом либо после получения товара, либо, внеся предоплату, то есть перечислив аванс на расчетный счет продавца. Оплата покупателем товара производится на основании выставленного счета на оплату, образец которого можно посмотреть .

Учет расчетов с покупателями при продаже

Выручка от продажи товаров (работ, услуг) признается доходом от обычного вида деятельности и отражается по кредиту счета 90 “Продажи”.

Если же продажа разовая и не является обычным видом деятельности предприятия (например, продажа основного средства), то выручка отражается в составе прочих доходов по кредиту счета 91 “Прочие доходы и расходы”.

Подробно эти два счета 90 и 91 будут рассмотрены чуть позже, они интересные и не похожие на другие счета, имеют свои особенности. С продажной стоимости товаров (работ, услуг) необходимо рассчитать НДС и направить его к уплате.

Проводки по счету 62 при обычной продаже:

Дебет

Кредит

Название операции

Отражена выручка от реализации товара (работ, услуг)

Начислен НДС по реализованным товарам (работам, услугам)

Отражена выручка от продажи основных средств, нематериальных активов, материалов

Начислен НДС по реализованным активам

Получена оплата от покупателя

Учет аванса полученного при расчетах с покупателями

Если покупатель оплачивает товар заранее и перечисляет аванс, то для учета расчетов с покупателями в данном случае на счете 62 открывается субсчет 2 «аванс полученный», при этом на субсчете 1 будут отражаться расчеты с покупателями в общем случае.

Проводки по учету авансов полученных (счет 62)

Дебет

Кредит

Название операции

62.Аванс полученный

От покупателя поступил аванс на расчетный счет

76.НДС с авансов полученных

Начислен НДС с полученного аванса

Отражена выручка от реализации товара

Начислен НДС по реализованным товарам

62.Аванс полученный

Зачет аванса в счет погашения задолженности

76.НДС с авансов полученных

Принят к вычету НДС в связи с реализацией товара, оплаченного авансом

Учет векселей полученных от покупателя:

Если покупатель выдал продавцу простой вексель, его нужно учитывать на субсчете 3 «Вексель полученный» счета 62. После продажи продукции проводкой Д51 К62.Вексель полученный – данный вексель погашается.

Если номинальная стоимость полученного векселя превышает стоимость продажи, то сумма превышения отражается проводкой Д62.Вексель полученный К 90/1.

Проводки по счету 62 при оплате векселем:

Счет 62 в инфографике. Типовые проводки

На рисунке ниже представлены основные проводки счета 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”.

Типовые проводки по счету 62

Пример учета расчетов с покупателями и заказчиками. Проводки

По сути дела, на счете 62 «Расчеты с покупателями» отражается задолженность покупателя перед продавцом, то есть дебиторская задолженность. Проводки по счету 62 выполняются в момент совершения продажи, то есть в момент .

Таким образом, на счете 62 отражаются расчеты с покупателями и на нем могут быть открыты 3 субсчета:

  • субсчет 1 – для отражения расчетов по обычной продаже;
  • субсчет 2 – для учета полученного аванса;
  • субсчет 3 – для учета полученных векселей.

В следующей статье мы рассмотрим как производить бухгалтерский учет кредиторской задолженности: “ “.

Видео-урок “Расчет с покупателями и заказчиками. Счет 62”

В данном видео-уроке разбирается бухгалтерский счет 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”, рассматриваются типовые проводки и примеры. Ведет урок главный бухгалтер Гандева Н.В. (преподаватель, эксперт сайта “Бухгалтерия для чайников”). Нажмите для просмотра видео ⇓

В этом материале, который продолжает серию публикаций, посвященных новому плану счетов, проведен анализ счета 61 "Расчеты с покупателями и заказчиками" нового плана счетов. Этот комментарий подготовлен Я.В. Соколовым, д.э.н., зам. председателя Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и отчетности, членом Методологического совета по бухгалтерскому учету при Минфине России, первым Президентом Института профессиональных бухгалтеров России, В.В. Патровым, профессором Санкт-Петербургского государственного университета и Н.Н. Карзаевой, к.э.н., зам. директора аудиторской службы ООО "Балт-Аудит-Эксперт".

Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" предназначен для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчиками.

Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" дебетуется в корреспонденции со счетами 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" на суммы, на которые предъявлены расчетные документы.

Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" кредитуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств, расчетов на суммы поступивших платежей (включая суммы полученных авансов) и т.п. При этом суммы полученных авансов и предварительной оплаты учитываются обособленно.

Если по полученному векселю, обеспечивающему задолженность покупателя (заказчика), предусмотрен процент, то по мере погашения этой задолженности делается запись по дебету счета 51 "Расчетные счета" или 52 "Валютные счета" и кредиту счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (на сумму погашения задолженности) и 91 "Прочие доходы и расходы" (на величину процента).

Аналитический учет по счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" ведется по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету, а при расчетах плановыми платежами - по каждому покупателю и заказчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.

Учет расчетов с покупателями и заказчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" обособленно.

В целом можно сказать, что счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" как бы зеркально отражает у продавца факты хозяйственной жизни, регистрируемые покупателем по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Как только этот счет дебетуется, т.е. собственность на отгруженные товары переходит к покупателю, так сразу же у предприятия возникает дебиторская задолженность и именно поэтому счет корреспондирует со счетами 90.1 "Выручка" и/или 91.1 "Прочие доходы". Если работы выполнялись по договору долгосрочного характера, то может кредитоваться счет 46 "Выполненные этапы по незавершенным работам".

По сложившимся обычаям покупатель мог внести деньги вперед, т.е. могло иметь место или получение аванса или зачисление предоплаты. В этом случае по счету 62 возникает кредиторская задолженность.

Все сказанное требует ответа на несколько вопросов:

  • для чего нужен счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками";
  • как отражается оплата векселями;
  • как отражаются полученные авансы.

Для чего нужен счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"

Прежде всего, счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" нужен для отражения задолженности покупателей за реализованные ценности (работы, услуги).

Современные ПБУ требуют отражения всех операций, связанных с реализацией, в момент их отпуска, что вытекает из допущения временной определенности факта хозяйственной деятельности, т.е. "..независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств" (ПБУ 1/98, п.6).

Однако мы отметим и другие возможности.

Основной вариант предполагает сразу же после отгрузки ценностей или оказания услуг составление следующей записи:


Кредит 90.1 "Выручка"

Цикл операций по продаже ценностей можно представить по следующему примеру.

Пример

Дебет 62 Кредит 90.1 - 120 000 руб. - выписан счет покупателю за отгруженные ценности; Дебет 90.2 Кредит 41 - 90 000 руб. - отгружены ценности.

Прибыль в объеме 30 000 руб. отражена как разность между оборотами по счетам 90.1 "Выручка" и 90.2 "Себестоимость продаж". При этом обратите внимание, прибыль зафиксирована, уже надо платить налоги, но денег нет, платить нечем.

В тех случаях, когда моментом реализации признается, согласно условиям договора купли-продажи и/или выбранной учетной политике, оплата ценностей, таких парадоксов не возникает.

Пример

Отгружены товары покупателю общей стоимостью 120 000 руб., себестоимость этих ценностей - 90 000руб.

Дебет 45 Кредит 41 - 90 000 руб. - отгружены ценности (выписка и предоставление счета покупателю в этом случае бухгалтерскими записями не отражается); Дебет 51 Кредит 62 - 120 000 руб. - покупателем оплачен счет; Дебет 62 Кредит 90.1 - 120 000 руб. - отражена выручка от реализации ценностей; Дебет 90.2 Кредит 45 - 90 000 руб. - списана себестоимость реализованных товаров.

Полученная прибыль в объеме 30000 руб. получила отражение на тех же счетах и в той же сумме, но только после оплаты проданных товаров и оказанных услуг.

Для целей налогообложения данный вариант отличается большей простотой и удобством. Однако если заключается договор, согласно которому риск гибели товара (полный или частичный) падает на собственника до момента оплаты ценностей, что по многим причинам, крайне невыгодно для него.

Обязательства покупателей и заказчиков в бухгалтерском учете должны быть отражены в момент их возникновения. В силу того, что обязательства покупателя возникают в момент исполнения продавцом обязательств по передаче товара, возможны два варианта отражения в бухгалтерском учете дебиторской задолженности покупателя, которые определяются условиями договора о переходе права собственности на материальные ценности.

Первый вариант основан на условии договора о переходе права собственности в момент исполнения обязательств поставщиком или подрядчиком. В этом случае обязательства покупателя или заказчика возникают одновременно с выполнением обязательств поставщика или подрядчика и переходом права собственности на продукцию, (товары). Выполнение обязательств поставщиком или подрядчиком по договору является основанием для отражения на счетах бухгалтерского учета выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг.

Согласно пункту 12 положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 в бухгалтерском учете выручка отражается при наличии следующих условий:

  • организация имеет право на получение выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;
  • сумма выручки может быть определена;
  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;
  • право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);
  • расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Для отражения выручки от реализации на счетах бухгалтерского учета должны выполняться все условия одновременно. Если не выполняется хотя бы одно из выше перечисленных условий, то денежные средства и иные активы, полученные организацией в оплату, в бухгалтерском учете организации признаются как кредиторская задолженность, а не как погашение дебиторской задолженности.

Следовательно, дебиторская задолженность покупателя в бухгалтерском учете организации будет формироваться одновременно с отражением информации о выручке от реализации продукции, товаров, работ, услуг при выполнении всех указанных условий путем осуществления следующей записи на счетах бухгалтерского учета:

Дебет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
Кредит 90 "Продажи"

Второй вариант отражения информации о дебиторской задолженности основан на условии договора о переходе права собственности в момент оплаты продукции, товара, или наступления иных обстоятельств. В этом случае возникающие у покупателя обязательства по оплате продукции (товара) не связаны с переходом права собственности и, следовательно, отражением на счетах бухгалтерского учета выручки от реализации продукции, товаров. В общепринятой в России практике учета обязательств покупателя не применяется в этом случае ни балансовый счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", ни забалансовый счет. Однако представляется целесообразным вести забалансовый учет дебиторской задолженности по договорам, условиями которых предусмотрен переход права собственности в момент оплаты товара или наступления иных обстоятельств. По дебету забалансового счета "Дебиторская задолженность покупателей" отражается величина обязательств покупателя по договору за отгруженную продукцию, товары.

В момент перехода права собственности на продукцию (товар) производится на счетах бухгалтерского учета запись:

Дебет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
Кредит 90 "Продажи"

И одновременно по кредиту счета "Дебиторская задолженность" списывается сумма дебиторской задолженности, отраженная по балансовому счету 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

Бухгалтерский учет дебиторской задолженности по договорам, предусматривающим торговые скидки

Договором может быть предусмотрена не твердая цена на продукцию (товар), а установлен порядок определения цены в зависимости от выполнения покупателем определенных условий. К таким определенным условиям относятся время приобретения продукции или товара (до или после основного сезона продаж), количество приобретаемого товара (более определенной величины в натуральном и стоимостном выражении), сроки оплаты отгруженной продукции (товаров).

Снижение цены при выполнении покупателем условий, определенных в договоре, называется торговой скидкой. Согласно пункту 6.5 ПБУ 9/99 величина дебиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок).

Форма предоставления скидки может быть как стоимостная (уменьшение цены товара), так и натуральная (отпуск товара "бесплатно"). В случае предоставления скидки в натуральной форме объем дебиторской задолженности и, соответственно, выручка должны определяться в целом по договору: с учетом стоимости товара, переданного по установленной цене, отличной от нуля и по цене равной нулю.

Необходимо отметить, что торговые скидки, предоставленные покупателю за приобретение товара не в сезон или за приобретение товара в значительных количествах, можно учесть для оценки дебиторской задолженности в момент отгрузки продукции (товара) покупателю. Скидки, предоставленные покупателю при условии оплаты в течение определенного срока, учесть для оценки дебиторской задолженности в момент отгрузки покупателю продукции (товаров) не представляется возможным. Поэтому отражение в бухгалтерском учете дебиторской задолженности по договорам, с условием предоставления покупателю скидки в зависимости от срока погашения дебиторской задолженности, может осуществляться в двух вариантах. Первый вариант предполагает традиционный для России учет дебиторской задолженности без учета торговых скидок, то есть дебиторская задолженность учитывается в бухгалтерском учете в полном объеме, как будто покупатель не воспользовался и не будет пользоваться системой скидок по сроку оплаты за товар. При соблюдении покупателем условия оплаты в установленный договором срок и предоставления ему скидки необходимо в последующем откорректировать дебиторскую задолженность на сумму предоставленной скидки.

Если оплата дебитором будет произведена после отчетной даты, корректировка дебиторской задолженности на сумму предоставленной скидки по этой оплате должна быть произведена на отчетную дату. Согласно пункту 9 ПБУ 7/98 данные об обязательствах организации отражаются в бухгалтерской отчетности с учетом событий после отчетной даты, подтверждающих существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых организация вела свою деятельность, или свидетельствующих о возникших после отчетной даты хозяйственных условий, в которых организация ведет свою деятельность.

В соответствии с пунктом 3 указанного ПБУ событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказывает влияние на показатели деятельности предприятия: финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации. К событиям после отчетной даты, учитываемым при составлении бухгалтерской отчетности, относятся только те, которые имели место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год.

Последствия событий после отчетной даты могут отражаться в бухгалтерской отчетности либо путем уточнения данных о соответствующих обязательствах, либо путем раскрытия соответствующей информации.

Пример

Предприятие оптовой торговли 20.12.2002 отгрузило покупателю 2500 ед. товара А по цене 200 руб. (закупочная стоимость - 150 руб.). Общая сумма по договору составила 500 000 руб.. Налог на добавленную стоимость по ставке 20% составил 100 000 руб. 29.12.2002 покупатель оплатил товары. Право собственности на товар переходит в момент передачи товара продавцом покупателю. Обязательства перед бюджетом возникают по мере погашения задолженности покупателем.
Системой скидок, предоставляемых покупателю, предусмотрено, что при отгрузке покупателю более 1000 ед. одноименного товара предоставляется скидка в размере 10% путем снижения отпускной цены товара. При оплате покупателем товара в течение 10 дней предоставляется скидка в размере10 %.

Предоставленная скидка по товару А составит:

2 500 * 200 * 10% = 50 000 руб.

Стоимость товара А по договору с учетом скидки:

2 500 * 200 - 50 000 = 450 000 руб.

450 000 х 20% = 90 000 руб.

Всего с НДС:

450 000 + 90 000 = 540 000 руб.

Сумма скидки за досрочную оплату:

450 000 * 10% = 45 000 руб.

Сумма скидки по НДС:

90 000 * 10% = 9 000 руб.

Итого общая сумма скидки 54 000 руб.

Закупочная стоимость реализованного товара составляет:

2 500 * 150 = 375 000 руб.

В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:

20.12.2002

Дебет 62 Кредит90.1 - 540 000 руб. - отгружен товар покупателю;

20.12.2002

Дебет 90.3 Кредит 76 - 90 000 руб. - учтен НДС, подлежащий оплате покупателем;

29.12.2002

Дебет 51 Кредит 62 - 486 000 руб. - оплачен покупателем товар;

29.12.2002

Дебет 62 Кредит 90.1 - (54 000) руб. - учтены предоставленные по сроку платежа скидки (сторно);

29.12.2002

Дебет 90.3 Кредит 76 - (9 000) руб. - учтена скидка в части НДС (сторно);

31.12.2002

Дебет 90.2 Кредит 41 - 375 000 руб. - списаны реализованные товары;

31.12.2002

Дебет 90.9 Кредит 99 - 30 000 руб. - определен финансовый результат от реализации товаров.

Согласно пункту 6.2. ПБУ 9/99 при продаже продукции и товаров, выполнении работ, оказании услуг на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки оплаты, дебиторская задолженность принимается к бухгалтерскому учету в полной сумме по договору.

При получении претензии об уплате стоимости некачественной продукции (товара), выполненных работ, оказанных услуг или снижении цены договора предприятие либо соглашается с требованиями покупателя (заказчика), либо разрешает спор в судебном порядке. В первом случае при согласии с требованиями покупателя (заказчика) на счетах бухгалтерского учета должна быть произведена запись, уменьшающая сумму дебиторской задолженности покупателя. Такая запись должна быть осуществлена методом сторно ранее произведенной записи по увеличению дебиторской задолженности покупателя (заказчика):

Дебет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками"
Кредит 90 "Продажи"

Бухгалтерский учет дебиторской задолженности по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами

Как правило, расчеты между контрагентами осуществляются посредством денежных средств в наличной или безналичной формах. Однако Гражданским кодексом РФ предусмотрены также и другие, не денежные формы исполнения обязательств покупателя по договору.

Во-первых, в соответствии со статьей 410 ГК РФ обязательство может прекратиться полностью или частично зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил, либо срок которого не указан или определен моментом востребования. Для зачета достаточно заявления одной стороны.

Зачет требований не допускается, "если по заявлению другой стороны к требованию подлежит применению срок исковой давности и этот срок истек" (ст. 411 ГК РФ).

Во-вторых, согласно статье 413 ГК РФ обязательство также прекращается совпадением должника и кредитора в одном лице.

В-третьих, обязательство может прекратиться, если стороны пришли к соглашению о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между этими же контрагентами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения (новация) (ст.414 ГК РФ).

В-четвертых, обязательство прекращается в случае освобождения кредитором должника от лежащих на нем обязанностей (ст.415 ГК РФ). Освобождение должника от обязательств может быть осуществлено, если при этом не нарушаются права других лиц в отношении имущества кредитора.

В-пятых, согласно статье 409 ГК РФ обязательство может быть прекращено по соглашению сторон представлением отступного.

Одной из форм выполнения обязательств не денежными средствами является выполнение обязательств по договору мены. Согласно статье 567 ГК РФ каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны товар и, соответственно, получить товар от другой стороны. К договорам мены применяются правила о купле-продаже (ст.567 ГК РФ). Из этой нормы следует, что каждая из сторон является одновременно и продавцом, и покупателем. Предприятие, выполняя функции продавца, должно определить цену, по которой продаст товар, а, выполняя функции покупателя, должно принять решение, согласно ли оно приобрести товар по цене, предлагаемой контрагентом. При заключении договора мены возможны две ситуации. При первой товары, подлежащие обмену, признаются равноценными. При второй товары, подлежащие обмену, не признаются равноценными, и в этом случае одна из сторон должна доплатить второй стороне определенную сумму.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что равными по договору мены признаются цены на товары, по которым товары продаются. Из этого не следует, что равными должны быть оценки материальных ценностей, по которым они учитываются в бухгалтерском учете предприятий.

Согласно пункту 6.3. ПБУ 9/99 величина дебиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, принимается к бухгалтерскому учету по стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией. Стоимость товаров (ценностей), полученных или подлежащих получению организацией, устанавливают исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных товаров (ценностей).

Раскрытие понятий "сравнимые обстоятельства" и "аналогичные товары" не приводится в нормативных актах, регламентирующих бухгалтерский учет в Российской Федерации. В данном случае представляется целесообразным воспользоваться положениями Налогового кодекса РФ. Согласно пункту 2 статьи 40 НК РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по товарообменным операциям. Налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.

При этом под рыночной ценой товара (работы, услуги), согласно Налоговому кодексу, понимается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая, исходя из возможности покупателя (продавца) реально и без значительных дополнительных затрат приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории.

Идентичными признаются товары, которые имеют одинаковые характерные для них основные признаки (физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель и т.д.).

Однако необходимо отметить, что для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, если иное не предусмотрено статьей 40 НК РФ. И пока не доказано обратное, предполагается, что цена, указанная сторонами сделки, соответствует уровню рыночных цен.

Если непосредственно в договоре мены не будет указана цена обмениваемого товара, то информация о ценах в обязательном порядке будет содержаться в счете-фактуре, полученном от контрагента, или выставленном ему.

Если все же не представляется возможным установить стоимость товаров (ценностей), полученных организацией, то величина дебиторской задолженности согласно пункту 6.3. ПБУ 9/99 определяется стоимостью продукции (товаров), переданной или подлежащей передаче организацией. Стоимость продукции (товаров), переданной или подлежащей передаче организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции (товаров).

Величина дебиторской задолженности определяется только ценой товара, установленной по договоренности сторон. Увеличение дебиторской задолженности на величину расходов по передаче товара производиться не должно, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 568 ГК РФ "расходы на их передачу и принятие осуществляются в каждом случае той стороной, которая несет соответствующие обязанности". Поэтому расходы на передачу товара должны учитываться при формировании отпускной цены на товар.

Объем дебиторской задолженности по договору мены увеличивается на сумму денежных средств, подлежащих перечислению второй стороной, если товары не являются равноценными, и стоимость передаваемого товара больше стоимости товара, получаемого в обмен.

Как отражается оплата векселем

Достаточно часто в практической деятельности предприятия используют при погашении обязательств по договору купли-продажи, поставки, подряда, возмездного оказания услуг векселя третьих лиц.

Самым сложным моментом в этом случае считается следующий: Можно ли считать оплату векселем конечной оплатой и сделку завершенной или мы имеем дело просто с отсрочкой в погашении задолженности?

Новым являются следующие разрезы аналитического учета (по сравнению со старым планом счетов):

  • по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;
  • по неоплаченным в срок расчетным документам;
  • авансам полученным.

Последний аналитический разрез явился следствием ликвидации бывшего счета 64 "Расчеты по авансам полученным".

Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками ведется практически в каждой организации. Более того, в коммерческих организациях этот участок учета является одним из самых крупных. В нашей статье коснемся общих правил, применимых к данному разделу, а также уделим внимание нестандартным операциям.

Рассмотрим бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками на примере, включая отражение авансов и проведение взаимозачета с контрагентом. Взаимозачет — это один из видов погашения обязательства дебитора. В следующем разделе статьи рассмотрим еще один способ погашения дебиторки.

Пример 1

ООО «Архимед», производящее трубопрокат, получило аванс за тонну нержавеющих труб от строительной компании ООО «Пифагор» в размере 221 700 руб.

Через 10 дней была совершена поставка 2 тонн труб на сумму 443 400 руб. Себестоимость реализации составила 360 000 руб.

На момент продажи у ООО «Архимед» имелась кредиторская задолженность перед ООО «Пифагор» за работы по внешней покраске административного здания в размере 317 000 руб. Стороны подписали акт о взаимозачете однородных требований на сумму 221 700 руб.

Бухгалтер ООО «Архимед» сделал следующие записи в учете:

Описание операции

Сумма, руб.

Отражены затраты по покраске здания ООО «Пифагор»

Отражен НДС по принятым работам

Получен аванс от контрагента

Начислен НДС с аванса

Отражена выручка от продажи

Отражена себестоимость

Отражен НДС с продажи

НДС с аванса принят к вычету

76, субсчет «НДС с авансов полученных»

Зачтен аванс

Произведен взаимозачет с ООО «Пифагор»

Оплачена оставшаяся часть долга ООО «Пифагор»

Уступка права требования

Кредитор может уступить право требования долга третьему лицу, соблюдая при этом условия ст. 388 ГК РФ. В этом случае заключается договор уступки права требования, или договор цессии. Тогда старый кредитор называется цедентом, а новый — цессионарием. Сделка может быть совершена как с выгодой для цедента, так и с убытком. При получении прибыли по такой сделке цедент обязан начислить НДС на разницу между суммой дохода от переуступки права требования и самого уступленного требования (п. 1 ст. 155 НК РФ).

Поскольку дебиторская задолженность является частью имущества организации, ее уступка отражается в бухучете аналогично операциям по выбытию других активов. Рассмотрим это на примере.

Пример 2

ООО «Архимед» продало контрагенту ООО «Пифагор» трубы на сумму 443 400 руб. (включая НДС 18% — 67 637 руб.) себестоимостью 360 000 руб.

В назначенный договором срок обязательство погашено не было. Тогда ООО «Архимед» уступило право требования этого долга ООО «Гиппократ» за 400 000 руб.

Бухгалтер ООО «Архимед» сделал в учете следующие записи:

Описание операции

Сумма, руб.

Отражена выручка от продажи

Отражена себестоимость

Отражен НДС с продажи

Передано право требования ООО «Гиппократ»

Списана стоимость переданного права требования

Получены деньги от цессионария

76, субсчет «Расчеты по договору цессии»

Итоги

Отражение в учете дебиторской задолженности неразрывно связано с отражением выручки, поэтому для формирования достоверной информации о долгах покупателей и заказчиков необходимо учитывать условия, соблюдение которых обязательно для признания основного дохода.

Организации должны стремиться к минимизации невозвратных долгов, в том числе применяя такие варианты погашения обязательств контрагентов, как взаимозачет или уступка права требования.