Закон о предпринимательской деятельности в рф. Самозанятых отделили от незаконных предпринимателей

На официальном сайте Минфина размещен документ «Основные направления налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов », при ознакомлении с которым становится понятно, какие изменения произойдут с налогами для предпринимателей в ближайшее время. В частности, в этом документе говорится о том, что:

  • В скором времени будет принято решение относительно легализации самозанятых граждан, оказывающих некоторые виды услуг другим физлицам (уборка, ведение домашнего хозяйства, репетиторство, присмотр и уход за детьми и др.). В гражданском законодательстве предполагается определение их правового статуса. А пока самозанятым обещают налоговые каникулы до 31 декабря 2018 года.
  • Поскольку с 1 июля 2018 года на ИП, являющихся налогоплательщиками ЕНВД или налогоплательщиками ПСН, возлагается обязанность по применению ККТ, то в целях снижения их издержек, связанных с закупкой новой техники, предлагается предоставить им право уменьшать суммы исчисленного в соответствии со специальным налоговым режимом единого налога на сумму расходов по приобретению ККТ в размере не более 18 000 руб. за один аппарат.
  • Предполагается корректировка механизма установления значения коэффициента-дефлятора, используемого в рамках системы налогообложения в виде ЕНВД для обеспечения прогнозируемости роста налоговой нагрузки для малого бизнеса по указанному налогу.
  • Предлагается предоставить налогоплательщикам, применяющим ПСН, возможность уменьшения стоимости патента на сумму страховых взносов, а также исключить несвоевременную оплату патента из числа оснований для прекращения применения ПСН, одновременно установив применение штрафа в размере 20% за несвоевременную уплату стоимости патента.
  • В 2019 — 2020 гг. предполагается снижение совокупного тарифа страховых взносов во внебюджетные фонды с 34% до 30% при сохранении его на текущем уровне.
  • Планируется введение механизма, позволяющего платить налоги за третье лицо. Сейчас налогоплательщик может платить налоги только за себя.

Налоговый контроль — 2017: что изменится

Коэффициент-дефлятор для ЕНВД сохранится на прежнем уроне — 1,798.

2. МРОТ в 2017 году

На днях также стало известно о том, что к осени 2017 года может быть разработан законопроект о поэтапном доведении МРОТ до уровня прожиточного минимума. Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев заявил о том, что для этой цели будет создана рабочая группа, в которую войдут министр финансов, министр труда и социальной защиты, депутаты и сенаторы.

Последний раз повышение МРОТ произошло 1 июля 2016 года. Тогда он вырос почти на 21% - до 7500 руб.

3. ЕНВД в 2017 году

Самое главное изменение, касающееся этой льготной системы налогообложения, — это срок продления ее действия. Ранее говорилось об отмене ЕНВД с 1 января 2018 года, что якобы должно было привести к росту интереса предпринимателей к патентной системе налогообложения. Предполагалось, что патентная система как раз заменит «вмененку». Однако 2 июня 2016 года президент подписал закон о продлении срока действия ЕНВД до 1 января 2021 года.

Другое важное изменение: с 1 января 2017 года, согласно новой редакции , ИП на ЕНВД получает право уменьшать ЕНВД на страховые взносы за себя. Пока же предприниматель, имеющий работников, вычитает из ЕНВД только взносы с их зарплаты. Важно, что в следующем году для ИП с работниками сохранится лимит — более чем на 50% ЕНВД уменьшить нельзя.

4. Новые коды услуг для ЕНВД, УСН и ПСН

С 2017 года для пользователей льготных систем налогообложения УСН, ЕНВД и ПСН будет действовать измененный перечень кодов бытовых услуг. Опубликовано соответствующее Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2016 N 2496-р . В документе содержатся перечень кодов видов экономической деятельности, относящихся к бытовым услугам (содержит коды по классификатору ОКВЭД2), и перечень кодов услуг, относящихся к бытовым услугам (содержит коды по ОКПД2).

Ранее для определения видов деятельности, которые доступны для предпринимателей на льготных системах налогообложения, нужно было пользоваться Общероссийским классификатором услуг населению (ОК 002-93). С 1 января 2017 года он перестает действовать, будет осуществлен переход на новый Общероссийский классификатор «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)».

5. Патентная система налогообложения

Сумма платежа за использование патента зависит от местных властей, поэтому ИП в регионах должны хорошо разбираться в местном законодательстве.

Что касается Москвы, то Закон города Москвы от 23.11.2016 № 139 «О внесении изменений в отдельные законы города Москвы в сфере налогообложения» с 2017 года дает возможность предпринимателям приобрести патенты на продажу товаров через вендинговые аппараты. Кроме того, власти стараются сделать удобным применение этой налоговой системы: для водителей такси (убрана привязка к конкретному автомобилю), сдача в аренду нежилых помещений (введена дополнительная дифференциация стоимости патента).

6. Уплата налогов за третьих лиц

Если у предпринимателя заблокирован счет или у него нет денег, а налоги заплатить надо, то с 2017 года это смогут сделать за него третьи лица. Такую возможность уплаты налогов за налогоплательщиков третьими лицами предоставляет .

7. Самозанятые граждане

10. Упрощение кадрового учета для микропредприятий

С 1 января 2017 года вступает в силу , упрощающий кадровый учет для микропредприятий. Он позволяет таким компаниям обходиться без кадровых локальных нормативных актов (Правила внутреннего трудового распорядка, графики смен и т.д.). Правительство утвердило типовую форму трудового договора , в которой теперь можно будет прописать все эти условия.

Если работодатель перестал быть субъектом малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, и в сведения о нем в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства внесены соответствующие изменения, он должен не позднее четырех месяцев оформить необходимые кадровые документы.

Микропредприятия не обязаны заключать со своими работниками типовые трудовые договоры. Использование этого документа предполагается по желанию руководителя компании.

11. Увеличение штрафов за нарушения, касающиеся оплаты труда

13.Страховые взносы в 2017 году

Установило предельную величину дохода физлица, с которого уплачиваются страховые взносы на социальное страхование — 755 000 руб., а также на пенсионное страхование — 876 000 руб.

С 2017 года администрированием страховых взносов займется налоговый орган, что свидетельствует об его заинтересованности в повышении качества проверочной работы.

С 1 января 2017 года вступает в силу , который вносит в Налоговый кодекс ряд изменений. Все положения, которые связаны с исчислением и уплатой страховых взносов, переносятся в НК РФ, который в свою очередь пополняется новым разделом XI «Страховые взносы в Российской Федерации» и . Следует обратить внимание на то, что положения НК РФ не будут применяться к отношениям по установлению и взиманию страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Также меняются сроки сдачи отчетности: расчет взносов на пенсионное, медицинское страхование и страхование на случай болезни нужно представлять в налоговый орган раз в квартал не позже 30-го числа месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом.

ФНС выпустила , утверждающий форму расчета по страховым взносам, порядок его заполнения и формат представления в электронном виде. Новый бланк понадобится с отчетности за 1 квартал 2017 года.

С 1 января 2017 года вступает в силу , который устанавливает новые сроки подачи персонифицированной отчетности:

  • сведения о застрахованных лицах — не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным;
  • сведения о страховых взносах и страховом стаже — ежегодно, не позже 1 марта следующего года.

Различные аспекты административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2018 году претерпели изменения. Где-то «косметические», в других случаях внесены существенные правки в законы. Рассмотрим здесь главные новации нынешнего года для бизнесменов, на которые стоит обратить внимание всем. Как изменится ответственность предпринимателей в 2018 году?

Предупреждение вместо штрафа

Предприниматели привычно ждут ужесточения законов, регулирующих бизнес. Но порой случаются и обратные движения. Так, прислушавшись к пожеланию президента перестать «кошмарить» бизнес, законодатели решили, где можно заменить штрафы предупреждением. В основном нововведение касается систем налогообложения, но только в той части, где деятельность представителей бизнеса не сопряжена с серьезными последствиями.

С начала 2017 года, если бизнесмен, представляющий малое и среднее предпринимательство, совершает некий проступок впервые, то его не станут штрафовать, а лишь предупредят. Что и закреплено в ст. 4.1.1 КоАП РФ. Соответствующие изменения внесли 03.07.2016 г. в ФЗ N 316-ФЗ.

Не работает эта норма в случаях, когда причинен вред или возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, объектам животного и растительного мира, памятникам культурного наследия народов РФ.

На послабление не стоит рассчитывать, если создана угроза безопасности государства или появился риск возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, нанесен имущественный ущерб.

Если у индивидуального предпринимателя нет регистрации

Статьей 14.1 КоАП РФ предусматривается административная ответственность предпринимателя, не зарегистрировавшегося вовремя в качестве ИП. За занятие бизнесом без государственной регистрации предусмотрено наказание в виде штрафа от 500 до 2 000 рублей.

Если деятельность ведется без лицензии, то сумма штрафа выше — от 2 000 до 2 500 рублей. Ко всему прочему, у такого предпринимателя конфискуют изготовленную продукцию вместе с сырьем и орудиями производства. Если без лицензии работает компания, то ответственное должностное лицо будет подвергнуто штрафу до 5 000 рублей, а на организацию наложат штрафные санкции в размере до 50 000 рублей.

С 1 января 2017 г. предприниматели, которые ранее не зарегистрировались, подпадают под амнистию. Действует предложение для тех, кто оказывает услуги физическим лицам для удовлетворения личных потребностей. Второе условие: регистрация в этом году. Если они пойдут на этот шаг, то получат солидную налоговую льготу — освобождение от налогообложения на 3 года. Тех, кто не воспользовался преференцией, ждут санкции за уклонение от налогов, вплоть до уголовной ответственности.

Задержка заработной платы чревата санкциями

До сих пор время от времени появляются сообщения о задержке заработной платы рядом компаний и частных предпринимателей. В октябре 2016 года вступили в силу разработанные для решения этой проблемы административные меры в отношении нерадивых работодателей.

Если подобное нарушение трудового законодательства совершено впервые, то должностному лицу либо индивидуальному предпринимателю это грозит штрафом в 20 000 рублей. За повторные нарушения штрафные санкции увеличиваются до 30 000 рублей. Нарушитель также может быть подвергнут дисквалификации на три года.

Для юридических лиц в подобных ситуациях на первый раз предусмотрен штраф в 50 000 рублей, второе нарушение будет наказываться удвоенным штрафом в 100 000 рублей (ст. 5.27 КоАП РФ).

Объемная ПЭТ-тара для алкоголя — вне закона

Уходят в прошлое «полторашки», то есть пиво и иная алкогольная продукция в ПЭТ-таре объемом 1500 миллилитров и выше. Статья 14.17 КоАП РФ содержит положение об административной ответственности как за производство, так и за оптовую торговлю алкогольной продукции в подобной полимерной потребительской таре.

Должностное лицо за нарушение данной нормы закона будет подвергнуто штрафу в 100 000-200 000 рублей. Также у него будут конфискованы предметы административного правонарушения. Юридические лица за то же нарушение подвергаются штрафу в размере от 300 000 до 500 000 рублей.

Деятельность коллекторов ставят в рамки закона

Работа коллекторов в последние месяцы не раз становилась предметом разбирательств в СМИ. Их методы порой далеки от законных, и в отдельных вопиющих случаях это становилось причиной причинения телесных повреждений клиентам. А моральных травм от их деятельности не счесть.

Даже если, по сути, взыскатели долгов правы, если заемщик не рассчитал силы и влез в долги по собственной вине, все равно методы взыскания должны быть цивилизованными. С 1 января 2017 года, в согласии основании со ст. 14.57 КоАП, коллекторов будут наказывать за нарушения прав и законных интересов граждан, допущенные при взыскании долгов.

За незаконные методы работы на нелегальных взыскателей могут наложить штраф в 200 000 рублей. Для их коллег, включенных в реестр взыскателей, штраф составит 500 000 рублей плюс исключение из реестра.

Определены и штрафы за нелегальную работу коллекторов: для исполнителей — 2 млн рублей, а руководителей накажут на 1 млн рублей.

Налоговая отчетность и сборы

Администрирование страховых взносов с недавних пор возложено на ФНС России. Положениями ст. 15.5 КоАП РФ зафиксирован порядок и суммы штрафов за опоздание при сдаче этого вида отчетности. Для руководителя наказанием будет предупреждение или штраф в 300-500 рублей. В случае неуплаты страховых взносов предусмотрена аналогичная ответственность.

Той же суммой, от 300 до 500 рублей, очерчиваются штрафные санкции по отчетности для Пенсионного фонда. Согласно нормам ст. 15.33 КоАП РФ, такому наказанию подвергаются те работодатели, что не предоставили в ПФ отчеты персонифицированного учета либо допустили в них ошибки.

Кассы придется заменить

Начиная с 1 февраля 2017 года ФНС не будет регистрировать кассовые терминалы старого образца . Согласно Федеральному закону № 290-ФЗ от 03.07.2016 г. осуществляется переход на кассы, способные передавать информацию в режиме онлайн в налоговые органы в электронном виде. Чеки покупателю в бумажном виде будут выдаваться лишь по его требованию, но всегда можно будет отследить свои покупки по электронному чеку, через специальный ресурс в Интернете.

До 1 июля 2017 г. все старые кассы необходимо было заменить на новые, либо модернизировать. Помимо приобретения онлайн-касс требуется еще и заключение договора с оператором фискальных данных. Модели онлайн-касс и операторы фискальных данных перечислены в этом материале .

До 01.07.2019 работать без кассовых аппаратов разрешено:

  • ООО и индивидуальным предпринимателям на ЕНВД, за исключением тех, кто осуществляет торговую деятельность или оказывает услуги общественного питания;
  • индивидуальные предприниматели на ЕНВД и ПСН, которые осуществляют торговую деятельность или оказывают услуги общественного питания без применения наемного труда;
  • ИП, не имеющие работников, при осуществлении торговли с использованием торговых автоматов.

Тех, кто не успеет это сделать вовремя, согласно ст. 14.5 КоАП РФ, подвергнут штрафам. Для юридического лица или ИП размер штрафа составит 75-100% стоимости покупки, минимальная сумма — 30 000 рублей. Должностное лицо будет обязано заплатить 25-50% суммы покупки, но не менее 10 000 рублей. Это при первом обнаружении нарушения. За повторный проступок продавец будет оштрафован на 1 млн рублей.

Наказание предусмотрено также за отсутствие чека в электронной форме и за использование кассового аппарата, установленного с нарушением новых требований. После 1 июля 2017 г. должностные и юридические лица за это будут подвергаться предупреждению или штрафу, соответственно, в 3 000 рублей или в 10 000 рублей.

Хорошие новости

В заключение, порадуем вас хорошими известиями. Первое хорошее известие:

Для ИП на ПСН или ЕНВД предусмотрен налоговый вычет на расходы на приобретение онлайн-касс.

За каждую установленную и, соответственно, поставленную на учет в ИФНС онлайн-кассу ИП возместят сумму в размере 18 000 рублей.

Эта сумма включает в себя:

  • стоимость онлайн-кассы;
  • затраты на покупку фискального накопителя;
  • затраты на покупку необходимого программного обеспечения;
  • затраты на оплата услуг по настройке онлайн-кассы.

При этом очень важно соблюдать сроки постановки на учет онлайн-кассы:

  • для категорий ИП, обязанность которых по применению ККТ наступает с 01.07.2019, касса должна быть зарегистрирована в ИФНС с 01.02.2017 по 01.07.2019 года;
  • для ИП, занимающихся розничной торговлей или оказанием услуг общественного питания с привлечением наемных сотрудников ККТ должна быть поставлена на учет в ФНС с 01.02.2017 по 01.07.2018 года.

Налоговая амнистия 2018 года

Еще одна хорошая новость - налоговая амнистия в 2018 году. Ряд долгов в 2018 году будут прощены и будут признаны безнадежными к взысканию:

  • недоимка по всем налогам по состоянию на 1 января 2015 года (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате связи с перемещением товаров через границу РФ);
  • задолженность по пеням на указанную недоимку и задолженность по штрафам на дату принятия налоговой инспекцией решения о списании долгов.

Статья отредактирована в соответствии с действующим законодательством 04.06.2018

Тоже может быть полезно:

Информация полезна? Расскажите друзьям и коллегам

Уважаемые читатели! Материалы сайта сайт посвящены типовым способам решения налоговых и юридических вопросов, но каждый случай уникален.

Если вы хотите узнать, как решить именно ваш вопрос - обращайтесь . Это быстро и бесплатно! Также вы можете проконсультироваться по телефонам: МСК - 74999385226. СПБ - 78124673429. Регионы - 78003502369 доб. 257

Правовое положение так называемого самозанятого населения в России только начинает устаканиваться. На этот раз поправки в Гражданский кодекс отделили эту категорию наёмных работников от незаконных предпринимателей (которым грозит жёсткое наказание). Суть изменений – в нашем обзоре.

Сложный статус

В отечественном законодательстве пока очень невнятно прописан юридический статус физических лиц, которые в индивидуальном порядке оказывают на правах найма некоторые виды услуг другим физическим лицам, будучи без госрегистрации в качестве частных коммерсантов (ИП).

При этом наше государство прекрасно понимает, что при ведении ряда видов деятельности, которые приносит в карман деньги, людей надо бы освободить от необходимости выполнения некоторых обязанностей, свойственных статусу индивидуального предпринимателя. Хотя бы потому что они часто обременительны и мешают повседневной работе.

В связи со сказанным было задумано внести поправки в Гражданский кодекс РФ, что в отношении некоторых видов предпринимательства на уровне закона чётко закрепить условия, при соблюдении которых население может вести такую деятельность без прохождения излишней процедуры государственной регистрации в качестве ИП.

Благодаря приведённой логике, Президент России подписал Федеральный закон от 26 июля 2017 года № 199-ФЗ <О внесении изменений в ст. 2 и 23 ГК РФ˃. Депутаты Госдумы полагают, что его принятие даст толчок к уменьшению количества неформально занятого и при этом экономически активного населения.

По информации ФНС России, в целом по стране на июнь 2017 года легализовалось лишь 40 самозанятых граждан. Одна из основных причин такого низкого показателя – непонятный правовой статус данных лиц.

Действенный толчок к более детальной проработке статуса самозанятого населения дал глава страны в своём поручении от 21.09.2016 года на Совете при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Цитируем:

Что сделано

Рассматриваемый Закон от 26 июля 2017 года № 199-ФЗ <О внесении изменений в ст. 2 и 23 ГК РФ˃ начнёт действовать с 06 августа 2017 года.

Во-первых, законодатели переформулировали понятие предпринимательской деятельности. Это абзац 3 пункта 1 статьи 2 ГК РФ (см. таблицу).

Старое и новое определение предпринимательской деятельности
До 06.08.2017 После 06.08.2017
Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Во-вторых, скорректированы положения о предпринимательской деятельности гражданина. Это пункт 1 статьи 23 ГК РФ.

Как и прежде сказано, что заниматься предпринимательством можно без образования юрлица только с момента госрегистрации в качестве ИП. Но теперь дополнено: «за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта».

А абсолютно новое положение ст. 23 ГК РФ гласит: в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия ведения гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, сделана попытка отделить самозанятых от незаконных ИП. Кстати, это очень важное дополнение. Поскольку за незаконное предпринимательство установлена и административная (ст. 14.1 КоАП РФ), и уголовная (ст. 171 УК РФ) ответственность.

Предпринимательская деятельность в Российской Федерации развита и поэтому внедрить что-то новое достаточно трудно. Для успешного развития бизнеса предприниматели привлекают в свою деятельность инвесторов. Благодаря инвестициям у любого бизнеса есть шанс выиграть в конкурентной борьбе на рынках РФ.

Согласно законодательству Российской Федерации предпринимателем может быть юридическое или физическое лицо (индивидуальный предприниматель). Для урегулирования отношений, которые возникают в процессе ведения предпринимательской деятельности, был создан закон №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства», речь о котором пойдет ниже.

Описание ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства»

Федеральный закон №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 6 июля 2007 года, а одобрен спустя 5 дней того же года. Последние изменения были внесены 26 июля 2017 года. Закон содержит одну главу и 27 статей.

ФЗ №209 был создан для регулирования отношений между:

  • Физическими и юридическими лицами;
  • Органами гос. власти РФ;
  • Органами гос. власти субъектов РФ;
  • Органами местного самоуправления, работающие над развитием среднего и малого бизнеса.

В статье 3 настоящего ФЗ о предприятиях и предпринимательской деятельности подробно перечислены следующие понятия:

  • Субъекты малого и среднего бизнеса;
  • Инфраструктура поддержки субъектов;
  • Формы и виды поддержки.

В ФЗ №209 присутствуют статьи, на основании которых осуществляется сбор статистических данных о деятельности субъектов среднего и малого предпринимательства. Собранные статистические данные сортируются по ежемесячным и ежеквартальным отчетам. Если малый бизнес еще не развит, но продолжает работать, то руководители организации должны предоставить в бюро статистики данные каждые 12 месяцев. Иногда проводятся выборочные статистические наблюдения о деятельности бизнеса по решению Правительства Российской Федерации.

Скачать закон о частном предпринимательстве РФ

Для развития деятельности в сфере бизнеса в РФ применяется отдельная государственная политика, которая реализуется местными властями. Она направлена на достижение целей и принципов, установленных Федеральным законом №209.

Цели государственной политики:

  • Формирование конкурентной среды в экономике РФ;
  • Обеспечение благоприятных условий для ведения деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • Обеспечение конкурентоспособности;
  • Оказание помощи субъектам предпринимательской деятельности в области продвижения товаров и услуг;
  • Увеличение количества субъектов среднего и малого предпринимательства;
  • Увеличение доли налогов, уплаченных субъектами предпринимательства.

Принципы государственной политики:

  • Разделение обязанностей между гос. властями при оказании помощи среднему и малому предпринимательству;
  • Ответственность федеральных органов гос. власти за правильное ведение бизнеса. Создание необходимых условий для экономического развития субъектов предпринимательства.

Чтобы скачать Федеральный закон с внесенными изменениями и дополнениями, перейдите по .

Изменения в законе о развитии предпринимательства

Последние изменения в Федеральный закон были внесены 26 июля 2017 года. Речь идет о 4 статье закона №209.

П 2 статьи 4

В п 2 говорится о численности работников на малых предприятиях. В подобной организации могут работать до 100 сотрудников. Руководство микропредприятия может устроить на работу до 15 человек. Численность сотрудников в средних предприятиях не должна превышать 200 человек.

П 2.1 статьи 4

П 2.1 статьи ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» гласит о том, что депутаты Государственной Думы могут самостоятельно установить предельный порог численности сотрудников на предприятии.

Ч 3 статьи 4

В этой части описываются правила, по которым определяется категория субъекта среднего и малого предпринимательства. Если физическое или юридическое лицо (гражданин в качестве индивидуального предпринимателя) в течение предшествующего года не трудоустраивал других граждан РФ на трудовую деятельность, то категория определяется исходя из размера прибыли за предшествующий год. Другие категории субъектов определяются в зависимости от численности сотрудников на предприятии.

Категория субъекта предпринимательской деятельности может быть изменена в случае, если в показатели сортировки были внесены изменения. Если индивидуальный предприниматель снова регистрируется в государственном реестре, то категория субъекта остается прежней.

Все ФЗ о предпринимательской деятельности в РФ

Под Федеральными законами понимаются законодательные акты, которые содержат нормы и права, регулирующие отношения, возникающие между предпринимателями или непосредственно с их участием в предпринимательской деятельности.

Список Федеральных законов, регулирующих предпринимательскую деятельность:

  • — описывает состояние рынка на территории Российской Федедерации;
  • — описывает правовое положение предпринимательской деятельности;
  • — описывает законодательные положения, которые регулируют отдельные виды предпринимательской деятельности;
  • — содержит правильный порядок ведения предпринимательской деятельности.

Несмотря на немалое количество Федеральных законов, ни одно законодательное положение не содержит принципы взаимодействия между государством и бизнесом. В статьях Гражданского кодекса РФ в качестве правил по торговому обороту присутствует указание о том, что государство не может вмешиваться в частные дела предпринимательской деятельности без каких-либо оснований.

Но если бы закон содержал принципы взаимодействия между государством и предпринимательством, каких-либо противоречий между несколькими ФЗ не было.

Чтобы скачать изменения и дополнения настоящего Федерального закона №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», перейдите по .

Самозанятыми можно назвать тех граждан, которые работают на себя, а не на государство. Правительство решило легализировать данную категорию населения, сделав их налогоплательщиками. Принятые поправки в ГК РФ от 14.07.2017 г. в так называемый «Закон о самозанятых гражданах России» регламентирует условия, порядок налогообложения и юридический статус граждан. Лицам, самостоятельно ведущим трудовую деятельность и объявившим о своем решении выйти из тени, предоставлена в текущем году налоговая амнистия. За это время заинтересованным лицам рекомендуется ознакомиться с основными положениями закона.

Думой принято решение о регистрации самозанятых граждан в налоговой службе с освобождением от уплаты налогов на два года: 2017-2018 г.г. Основной вопрос, который потребовал законодательного решения: как разграничить лиц, работающих по трудовому договору, индивидуальных предпринимателей и самозанятое население. Минюст установил, по каким критериям производить налогообложение и учет трудовой деятельности лиц, работающих и получающих прибыль самостоятельно.

Принятие закона позволило установить, что налоги данная категория должна будет платить по особой схеме. У гражданина не должно быть наемных работников, прибыль от деятельности предполагается систематическая и услуги оказываются по определенному направлению. Кроме обязанностей, данная категория населения приобретает реальную государственную защиту, получает возможность претендовать на льготы и участие в правительственных программах.

В настоящее время осуществлена классификация по двум типам занятости. К первому относятся небольшие предприятия с использованием наемного труда, которые неофициально выполняют работы и услуги, не имея лицензии и без регистрации. Таким самозанятым предпринимателям рекомендуется пройти стандартную процедуру и платить налоги по упрощенной схеме налогообложения.

Вторая часть самостоятельно работающих граждан представлена лицами, которые трудятся для обеспечения собственных нужд. У них нет работников, специального помещения и других атрибутов ИП. Сюда относятся репетиторы, ремонтники, грузчики и подобные представители разных профессий. Для столь многочисленной категории людей, которые периодически получают оплату своего труда от физических лиц, Роструд разрабатывает правила легализации.

Согласно официальной статистике, в сокрытом секторе экономики заняты около 15 млн человек. Это примерно четверть всего трудоспособного населения, работающего официально. Ущерб экономике страны наносится колоссальный, только ПФ РФ несет убытки на 500 млрд рублей в год. Даже если учесть снижающие факторы и погрешности расчетов, то 10% населения работает без официального оформления трудовых отношений и не производит налоговых отчислений.

Внесение поправок в ст.2 ФЗ «О занятости населения» конкретизирует правовой статус самостоятельно работающих лиц. Прежде на законодательном уровне не давалось определения данной категории граждан, не был регламентирован особый тип деятельности.

В чем отличия ИП от самозанятого

Самозанятый гражданин отличается от индивидуального предпринимателя только тем, что не желает регистрировать свою деятельность в налоговой инспекции. Задача государственных органов состоит в том, чтобы предоставить последнему такие условия, которые стимулировали бы легализацию труда.

Не имея документов ИП, нельзя нанимать работников и заключать с ними трудовой договор. Отчетность между двумя группами граждан имеет существенное отличие: самозанятые граждане приобретают патент на свою сферу деятельности на определенный срок. Это освобождает от иных видов налогообложения, облегчает процедуру отчетности. Например, можно приобрести патент на работу няней, репетитором или по предоставлению мелкого ремонта.

Список профессиональных направлений должен быть расширен за счет включения в перечень распространенных услуг. В ближайшее время можно будет приобрести патент на ремонт обуви, одежды, услуги переводчика, фотографа и многое другое.

До сегодняшнего дня окончательно не принято решение о том, как будет сформулирован принцип выдачи патента: по профессиям или предоставляемым услугам. От окончательного решения законодателя будет зависеть стоимость патента и объем предоставляемых им полномочий. Благом для граждан станет то, что они смогут официально заключать договоры на предоставление услуг, защищать свои интересы в суде и всеми доступными методами рекламировать бизнес. Облегченная процедура ведения деятельности подразумевает запрет на плановые и внеплановые проверки.

Налоговые каникулы для самозанятых

Порядок регистрации и налоговых отчислений с самозанятых физических лиц устанавливается ФЗ-№401 «О внесении изменений…». Так, если гражданин оказывает услуги физическому лицу в его домовладении или личных потребностях, то следует обратиться в налоговую инспекцию по месту регистрации. Заявление пишется в установленной стандартной форме, предоставляется сотрудниками инспекции.

Уведомление о том, что лицо осуществляет подобного рода деятельность, не требуется подавать иностранным гражданам, работающим по найму физических лиц, ст.227.1 НК РФ. Подать уведомление об открытии подобного рода деятельности можно различными способами:

  • лично в отделение УФНС по месту регистрации;
  • через официального представителя, имеющего нотариально заверенные полномочия;
  • по почте заказным письмом с уведомлением;
  • через официальный сайт налоговой службы, при обязательном использовании электронной подписи.

Бланк уведомления можно получить в налоговой инспекции или распечатать на официальном портале УФНС.

При постановке на учет, освобождаются на два текущих года от уплаты налогов следующие категории работников:

  • няни за детьми и патронажные сиделки за пожилыми людьми старше 80 лет, больными лицами и инвалидами;
  • репетиторы по различным учебным дисциплинам;
  • помощницы по хозяйству, уборщицы домашних помещений.

Подробное описание льготных категорий работников, освобожденных от уплаты НДФЛ, отражено в п.70 ст.217 НК РФ. На региональном уровне местные правительства обладают полномочием по расширению списка самозанятых лиц, не облагаемых налогом.

Если самостоятельно работающий гражданин встал на учет, то он освобождается от взносов во внебюджетные фонды, п.3 ст.422 НК РФ. Льготы распространяются на лиц, добровольно вставших на учет и не привлекающих в своей деятельности наемный труд.

Несмотря на широко рекламируемую налоговую амнистию, за первые 5 месяцев с начала работы программы только 40 человек обратились в УФНС для получения статуса. Сложности связаны с возникшей неопределенностью после двух лет предложенной амнистии. Поскольку лицо уже зарегистрировано и имеет правовой статус, то его всегда смогут привлечь к налогообложению за прошедший период.

Заявившим о себе лицам в 2019 году придется закрыть свою деятельность или стать ИП с уплатой налогов. Чтобы грамотно и всесторонне осветить права и обязанности самозанятых лиц, законодателям потребуется внести поправки в треть профильных законов. В первую очередь необходимо создать новый статус налогоплательщика, который бы отражал сущность самозанятого и индивидуального предпринимательства.

Патентная система налогообложения для самозанятых

В результате проведенных исследований и наблюдая реакцию заинтересованных групп населения, законодатели пришли к однозначному выводу. Налогообложение следует оформить в качестве единовременного платежа, дающего право на труд, другими словами - государственного патента. Расчет стоимости является сложной и комплексной задачей, в решение которой принимают участие многие федеральные ведомства и региональные структуры.

Сенаторы разработали условия, по которым самостоятельно работающим гражданам не требуется регистрация в качестве ИП. Достаточно уплатить единовременный налог и можно легально заниматься своей деятельностью. Фиксированный платеж зависит от вида деятельности, аванс осуществляется в начале налогового периода. Согласно внесенным дополнениям к гл. 26.5 НК РФ, установлен порядок расчета стоимости патента и правила страховых отчислений самозанятых лиц.

Определение налоговой базы, ценовая политика и иные особенности патентной системы отнесены к полномочиям региональных властей. Другими словами, стоимость патента на одну сферу деятельности будет зависеть от региона проживания налогоплательщика. По предварительным подсчетам, средняя стоимость патента составит около 20 тыс. рублей в год, что считается приемлемой суммой для работающих лиц.

Гражданам придется авансом погашать взносы на пенсионное (3%) и медицинское (2%) страхование. Общая сумма в размере 5% от МРОТ на дату расчета является пониженной ставкой для лиц, занимающихся самостоятельной трудовой деятельностью.

За оставшееся время налоговых каникул законодателям требуется решить важные вопросы:

  • установить стоимость патентов в максимальном и минимальном размере для всей РФ. Местные правительства смогут корректировать цены с учетом региональных особенностей;
  • обосновать и включить страховые взносы в общую стоимость патента;
  • зарегистрированные самозанятые граждане с доходом ниже прожиточного минимума могли бы не оплачивать патент;
  • классифицировать граждан в зависимости от наличия основной официальной деятельности. Например, репетитором является преподаватель учебного заведения;
  • создать и утвердить перечень услуг и работ, которыми граждане занимаются самостоятельно;
  • отобразить в КоАП административную ответственность за некачественные услуги и работы;
  • предусмотреть льготы и привилегии для легализированных самозанятых граждан.

Поскольку вопрос о налогах и патентах потребуется разрешить на правительственном уровне к 1.01.2019, то в настоящее время нет окончательных ставок налогообложения и сведений о порядке исчисления налогов. За два года должна быть окончательно разработана стратегия на государственном уровне, чтобы граждане поняли смысл программы и легализовали свою трудовую деятельность.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-293155-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-293155-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");