Уровни бюджетной системы рф. Бюджетная система рф

Бюджетный процесс.

Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов государства, его административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанных на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Бюджетная система государства структурно определяется степенью распределения полномочий между органами власти различных уровней по отношению к концентрации финансовых средств и их распределению. С этой точки зрения государства можно подразделить на три типа: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (единое) государство по административно-территориальному делению едино и не имеет в своем составе автономных образований. В государстве действует конституция и единые органы власти, осуществляющие централизованное управление политическими, экономическими и социальными процессами. Бюджетная система такого государства имеет два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты.

Конфедеративное (союзное) государство представляет собой союз суверенных государств, объединенных для совместного решения политических, военных и экономических задач. Бюджет союзного государства формируется из взносов каждого государственного образования, образующего конфедерацию. У государств, входящих в конфедерацию, имеются собственные бюджетные системы.

Федеративное государство представляет собой такое административно-территориальное устройство, которое состоит из государственных образований, имеющих собственную государственность и обладающих определенной политической самостоятельностью в соответствии со своими конституциями и законами. К такому типу государственного образования относятся Российская Федерация.

Конституцией РФ закреплено федеративное устройство РФ, разграничены предметы ведения и полномочия органов власти различных уровней. Федеративное устройство РФ, разграничение прав и полномочий между Федерацией и ее субъектами, с одной стороны, между субъектами РФ и муниципальными образованиями, с другой стороны, являются основой бюджетного федерализма РФ.

В соответствии с Конституцией РФ субъектами РФ являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа, автономная область и отдельные города (Москва, Санкт-Петербург). Субъекты РФ по своему административно-территориальному образованию состоят из районов, городов, поселений, составляющих муниципальные образования.

В соответствии с федеративным принципом построения государства, каждый субъект РФ имеет бюджет, средства которого используются для решения задач и выполнения функций, отнесенных к органам власти субъекта Федерации. Согласно Бюджетному кодексу РФ бюджеты субъектов РФ именуются региональными бюджетами.

Административно-территориальные или муниципальные образования, составляющие территорию субъекта РФ имеют собственные бюджеты, которые именуются в Бюджетном кодексе РФ местными бюджетами: районными, городскими, поселковыми, сельскими.

В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система РФ имеет три уровня: федеральный, региональный и местный (см. рис.1).

Рис. 1. Структура бюджетной системы Российской Федерации

Федеральная компонента представлена двумя составляющими: федеральным бюджетом и федеральными внебюджетными фондами, представляющих централизованный фонд финансовых ресурсов или финансовый план государства, имеющий статус закона на финансовый год. Через федеральный бюджет происходит перераспределение денежных средств между всеми уровнями бюджетной системы.

Государственные внебюджетные фонды являются централизованными фондами денежных средств, которые образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Они предназначаются для реализации прав граждан на социальную защиту (пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь). Целевые бюджетные фонды являются специальными централизованными фондами денежных средств, создаваемых из средств бюджетов или из средств в порядке отчислений от других видов доходов. Средства фондов не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов. Аналогично бюджеты субъектов РФ, бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов и местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме законов, издаваемых субъектами РФ, и постановлений, принимаемых органами власти местного самоуправления. Это означает, что бюджеты, составляющие бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются в бюджетную систему вышестоящего уровня.

Основываясь на федеральном принципе построения Российской Федерации и ее административно-территориальном делении, можно констатировать факт, что бюджетная система РФ организационно и функционально объединяет:

Один федеральный бюджет;

21 республиканский бюджет республик, входящих в состав РФ;

Пять краевых и областных бюджетов;

Два бюджета городов Москвы и Санкт-Петербурга;

Один бюджет автономной области;

10 окружных бюджетов и бюджетов автономных округов;

Около 29 тысяч местных бюджетов (районных, городских, поселковых, сельских).

Бюджетным кодексом РФ определено, что региональный бюджет (бюджет субъекта РФ) и свод местных бюджетов данного региона составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. Общий свод региональных бюджетов (бюджетов субъектов РФ) и местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований) принято именовать территориальным бюджетом (без включения внебюджетных государственных фондов). Свод федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ составляет консолидированный бюджет РФ.

Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Его составной частью является бюджетное регулирование, т.е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетом разных уровней. Свод бюджетов в целом по РФ или соответствующей территории носит название консолидированних бюджетов. Такой объединенный бюджет законодательными органами не утверждается и используется для аналитических и статистических целей.

По форме федеральный бюджет выступает как роспись доходов и расходов государства на определенный срок, утверждаемая в законодательном порядке.

Утверждение бюджета парламентом придает бюджету силу закона.

Принятие бюджета вызвано объективной необходимостью. Федеральный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

В отличие от федерального центра регионы Российской Федерации не имеют возможности решать свои бюджетные проблемы за счет рублевой эмиссии или масштабного привлечения спекулятивного финансового капитала. В результате региональные бюджеты оказываются неспособными исполнять взятые на себя финансовые обязательства, а их дефицит покрывается путем необеспеченных заимствований и возрастающей эмиссии денежных суррогатов, представляющих собой различные формы территориальных взаимозачетов и налоговых освобождений.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большей степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

1. ГОСУДAРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ: ПОНЯТИE И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ

Бюджет. Основные черты бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации.

Бюджет в экономике - это роспись доходов и расходов субъектов хозяйствования на определенный период времени, как правило на год.

В зависимости от субъекта хозяйствования, для которого он составлен, различают государственный и местный (в т.ч. региональный и муниципальный), а также потребительский (семейный) бюджеты.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение в бюджете определенной доли национального дохода необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.



Центральное место в финансовой системе любого государства занимает федеральный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий (финансовый) год.

На современном этапе отличительной чертой государственных бюджетов является их возрастающая роль в перераспределении валового внутреннего продукта, которое охватывает до 30-40% его величины.

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Таким образом, бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Бюджетная система государства - это совокупность всех видов бюджетов.

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетную систему РФ как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Взаимосвязь между отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Следовательно, бюджетное устройство - это организация взаимосвязи между звеньями бюджетной системы, основанная на правовых нормах. Бюджетное устройство включает структуру бюджетной системы, бюджетную классификацию, принципы построения бюджетной системы и бюджетов.

В иерархической упорядоченной бюджетной системе России можно выделить следующие уровни:

А) федеральный бюджет

Б) бюджеты субъектов РФ :

Республиканские бюджеты

Бюджеты автономных областей

Областные, краевые бюджеты

Бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга

В) местные бюджеты

Бюджеты городов областного подчинения

Бюджеты районов

Городские районные бюджеты

Сельские и поселковые бюджеты.

Под федеральным бюджетом принято понимать основной финансовый план страны в целом, ежегодно принимаемый высшим законодательным органом государственной власти - Федеральным собранием.

Через федеральный бюджет осуществляется перераспределение валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода в рамках всего государства.

Доходы федерального бюджета собираются по всей территории РФ по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всего народа, населяющего страну. По существу федеральный бюджет является главным законом экономической жизни государства, в котором фиксируются не только цифры доходов и расходов казны, но и все остальные параметры экономического развития. Поэтому федеральный бюджет рассматривается как главный объединительный инструмент всей финансовой системы РФ. Но это справедливое утверждение можно толковать двояко.

Во-первых , именно государственный (федеральный) бюджет несет основную часть расходов, куда входят и средства, выделяемые субъектам Федерации, необходимые для их жизнедеятельности. Соответственно в федеральный бюджет стекается основная масса налоговых поступлений и других доходов. В такой трактовке совершенно естественно, что федеральный бюджет играет не просто центральную, а аккумулирующую роль в бюджетной системе Федерации, а региональные бюджеты, хотя и являются формально независимыми, но на деле формируются в недрах Министерства финансов РФ, поскольку именно там происходит фактически формирование их доходной части, а также обсуждается их расходная часть.

Во-вторых , с позиций федерализма федеральный бюджет является объединяющим фактором, поскольку его средства расходуются в интересах всего населения государства, а средства, выделяемые для поддержки субъектов Федерации, используются в целях выравнивания финансового положения и бюджетной обеспеченности данных бюджетов. В таком понимании акцент в оценке роли федерального бюджета смещается от его фискальной функции к распределительной.

В соответствии с этими двумя точками зрения на роль федерального бюджета в бюджетной системе РФ и должно идти ее формирование. Однако в России бюджетный процесс всегда был недостаточно четко регламентирован, а в настоящее время и вовсе дезорганизован.

Следующим после федерального бюджета звеном бюджетной

системы РФ являются бюджеты субъектов Федерации (региональные бюджеты), которые представляют собой обособленную часть бюджетной системы РФ, связанную с последней генетически. Они (вне зависимости от меры своей автономии) составляют именно часть целого, пока существует целостность государства. Региональные бюджеты являются символом и гарантом региональной обособленности, независимости, самостоятельности и ответственности. Одной из наиболее острых проблем формирования бюджетного устройства России в настоящее время места, роли и функций местных бюджетов в бюджетной системе РФ.

Суть проблемы состоит в том, что местные бюджеты являются финансовой базой местного самоуправления, которое в соответствии со ст.12 Конституции РФ не входит в систему государственных органов власти.

Иными словами, государственные финансы безвозмездно используются государственными организациями, и местные бюджеты практически «выпадают» из бюджетной системы. Решить эту проблему можно, определив роль местного самоуправления в РФ.

Обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета, который представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории(ст.6БК РФ).

Понятие бюджета

Те доходы, которые государство аккумулирует, не находятся в едином общем мешке, из которого каждый может получить по мере своих потребностей. Распределение и направления расходования государственных финансов особо принципиальный вопрос, который находится в строгих законодательных рамках.

Основной инструмент правового характера, с использованием которого происходит образование и распределение государственных денег – это государственный бюджет.

Определение 1

Бюджет – это совокупность форм образования и расходования денежных фондов, которые в свою очередь предназначены для выполнения государством своих социальных, экономических, политических задач.

Бюджет как экономическая категория подразумевает совокупность экономических взаимоотношений, которые в свою очередь образуются между субъектами в процессах образования, перераспределения и расходования денежных фондов на разных уровнях.

Бюджет любого уровня – юридический документ, принимаемый представительным органом власти соответствующего уровня. Так, государственный бюджет РФ принимает Федеральное Собрание в виде Федерального закона о бюджете на очередной финансовый год.

Бюджетная система РФ

Российская Федерация – страна с федеративной формой устройства, в которой общепризнанны права местного уровня власти. Бюджетная система России строится на соблюдении определенных принципов, главными из которых являются:

  • единство существующей бюджетной системы
  • самостоятельность всех бюджетов
  • сбалансированность бюджета
  • гласность бюджетного процесса

На сегодняшний день бюджетная система РФ представлена тремя уровнями: федеральный, региональный, местный.

В ходе реформирования бюджетной системы и бюджетного процесса третий местный уровень подразделили на подуровни, где самым низким является уровень сельского/городского поселения.

Федеральный уровень представлен федеральным бюджетом РФ и бюджетами государственных внебюджетных фондов – ПФ РФ, ФСС и ФОМС.

На втором уровне расположены бюджеты субъектов РФ , а также бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. На региональном уровне бюджет характеризуется как центр финансовых ресурсов, предназначенных для выполнения функций и задач субъекта РФ.

Третий уровень бюджетной системы РФ (муниципальный) представлен бюджетами муниципальных районов, а также поселений и городских округов. На местном уровне отсутствуют бюджеты внебюджетных фондов.

Кроме тех уровней бюджетов, что перечислены выше, существует еще понятие консолидированного бюджета. Он представляет собой группировку или своего рода свод бюджетов всех уровней, представленных на конкретной территории.

Пример 1

Например, в консолидированный бюджет РФ входят и федеральный бюджет, и бюджеты субъектов РФ. В состав консолидированного бюджета субъекта РФ включаются региональный бюджет и все муниципальные бюджеты муниципальных образований, включенных в состав соответствующего субъекта РФ.

Основной функцией бюджета соответствующего уровня является своевременное финансирование мероприятий. Каждый вышестоящий бюджет служит как бы гарантом выполнения нижестоящим бюджетом своих функций в минимальном объеме, т.е. если в нижестоящем бюджете не хватает средств для выполнения государственных полномочий, то нехватка восполняется из вышестоящего бюджета. Иными словами, все звенья бюджетной системы РФ находятся в тесной взаимосвязи, а также являются обуславливающим фактором друг для друга.

Бюджетное устройство включает в себя три базовых элемента:

  • 1) организация бюджетной системы;
  • 2) принципы построения бюджетной системы;
  • 3) взаимоотношения между звеньями бюджетной системы.

– это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством нормами права совокупность бюджетов и внебюджетных фондов трех уровней федерального, регионального и местного.

Национальная бюджетная система представляет собой единство бюджетов всех уровней бюджетной системы, функционирующих на основе единых принципов. На каждом уровне в бюджетной системе функционирует не только бюджет, но и бюджеты внебюджетных фондов. Такое устройство отсылает к советской бюджетной конструкции "матрешечного" типа, когда самостоятельных внебюджетных фондов не существовало (например, Пенсионного фонда), но внутри бюджета, по сути, целевые доходы и расходы условно обособлялись.

Итак, в России функционируют следующие виды бюджетов.

Федеральный бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций федерального уровня власти в РФ.

Региональный бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

Местный бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.

Расширенный бюджет – это свод консолидированного бюджета и государственных внебюджетных фондов.

На рис. 4.1 представлено строение бюджетной системы России. В бюджетную систему страны входят федеральный бюджет, 21 бюджет республик, 6 бюджетов краев, 49 бюджетов областей, 2 бюджета городов федерального значения, 1 бюджет автономной области. Десять бюджетов автономных округов и 29 тыс. местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований).

Рис. 4.1.

Особое место в силу их социальной функции в бюджетной системе занимают местные бюджеты. Будучи самыми многочисленными по количеству, они аккумулируют около 20% объема консолидированного бюджета страны.

В России на начало 2012 г. юридически оформлено 23 118 муниципальных образований: 1821 муниципальный район; 517 городских округов; 236 внутригородских территорий города федерального значения (111 муниципальных образований, городов и поселков в Санкт-Петербурге и 125 муниципальных образований в Москве); 1711 городских поселений; 18 833 сельских поселений.

Местные бюджеты – это самые близкие к нуждам населения публичные фонды. Из бюджетов муниципальных образований финансируется свыше 60% расходов страны на образование, 55 – на здравоохранение, 70 – на социальную защиту населения, 90% – на жилищно-коммунальное хозяйство. В целом доля расходов на социальные цели составляет 60% их совокупных расходов. Этими индикаторами определяется их важное политическое и социальное значение. Социальная роль местных бюджетов будет все более возрастать. Растут возложенные на них социальные мандаты – повышение заработной платы учителям и врачам до среднего по региону уровня, рост социальных пособий и выплат. Сбалансированность местных бюджетов обеспечивается разветвленными межбюджетными отношениями, регулируемыми законом.

Консолидируются бюджеты по следующей схеме:

На рис. 4.2 на примере области показана "сборка" бюджета.

Рис. 4.2.

Перечислим принципы, на которых основывается функционирование всех бюджетов, определенные в Бюджетном кодексе:

  • единство бюджетной системы РФ;
  • самостоятельность бюджетов;
  • разграничение доходов, расходов и источников сбалансированности по уровням бюджетной системы;
  • полнота отражения доходов и расходов бюджетов;
  • законность;
  • равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований;
  • сбалансированность бюджета;
  • результативность и эффективность использования бюджетных средств;
  • общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
  • гласность бюджетной деятельности;
  • достоверность бюджета;
  • адресность и целевой характер бюджетных средств.

Невозможно среди них выделить ведущий принцип. Все они в комплексе отражают многообразие функций бюджета и ответственность государства за построение эффективного общественного финансового хозяйства в интересах членов общества. Тем не менее на разных этапах развития соблюдение некоторых принципов может ослабиться. Внимание к той или иной стороне функционирования бюджетной системы отражается в содержании финансовой политики. Так, в настоящее время на первый план выдвигаются эффективность и прозрачность государственных расходов. Приняты и реализуются государственные программы, способствующие усилению действия этих принципов.

Соблюдение сформулированных принципов обеспечивает консолидацию финансовой мощи государства. Это позволяет бюджетам всех уровней решать следующие задачи:

  • аккумуляция государственных средств;
  • распределение и перераспределение государственных средств по вертикали (между центром управления и нижестоящими уровнями управления);
  • распределение и перераспределение государственных средств по горизонтали между органами управления одного уровня.

1. Экономическая сущность и содержание бюджета

Государственный бюджет является механизмом, который позволяет государству проводить социальную и экономическую политику в нашей стране.

Через государственный бюджет осуществляется влияние на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет – это система образования и расходования денежных средств, которые предназначены для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Государственный бюджет – это финансовый план государства, с помощью которого органы власти получают реальную экономическую возможность осуществлять властные полномочия.

Задачи бюджета:

1) перераспределение ВВП;

2) финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики государства;

3) государственное регулирование и стимулирование экономики;

4) контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Через формирование и использование централизованных фондов денежных средств на уровнях государственной и территориальной власти проявляется распределительная функция бюджета.

Государство с помощью государственного бюджета регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя средства бюджета на развитие и восстановление отраслей, регионов.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две стадии.

1. Образование доходов бюджета.

В процессе образования доходов бюджета происходит изъятие части ВВП в пользу государства. В связи с этим возникают финансовые взаимоотношения государства с налогоплательщиками.

Доходы бюджета могут носить налоговый и неналоговый характер. Источники налоговых доходов: прибыль, заработная плата, ссудный процент, рента, добавленная стоимость, накопления и др.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате экономической деятельности государства или при перераспределении уже полученных государством доходов по уровням бюджетной системы.

2. Использование (расход) бюджетных средств.

Расходы бюджета – это денежные средства, которые направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

За счет расходов бюджета происходит перераспределение средств бюджета по уровням бюджетной системы через дотации, бюджетные ссуды, субвенции и др.

Структура расходов бюджета устанавливается в бюджетном плане и зависит от экономической и иной ситуации в стране.

Формы государственного устройства: унитарное, федеративное, конфедеративное

Бюджетная система – это главное звено финансовой системы государства, является составляющей частью бюджетного устройства.

Бюджетная система – это совокупность бюджетов государств, административно-территориальных образований, государственных учреждений и фондов, которые самостоятельны в бюджетном отношении. Она основана на правовых нормах, экономических отношениях и государственном устройстве. Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов, которые существуют в стране

Построение бюджетной системы зависит от формы административного и государственного устройства страны. Все государства подразделяются, в зависимости от степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями на: унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное государство – форма государственного устройства, при котором административно-территориальные образования не имеют собственной государственности и автономии.

Бюджетная система унитарного государства состоит из государственного и местных бюджетов.

Федеративное государство – это система государственного устройства, при которой государственные образования или административно-территориальные образования, входящие в государство, политически самостоятельны в рамках компетенций, распределенных между центром и ними, и имеют собственную государственность. Бюджетная система федеративного государства состоит из федеративного бюджета, бюджета членов федерации и местных бюджетов.

Конфедеративное государство – это постоянный союз суверенных государств, преследующий достижение политических или военных целей. Его бюджет формируется из взносов, входящих в конфедерацию. У государств-членов конфедерации существуют свои бюджетные и налоговые системы.

Бюджетная система состоит из бюджетов следующих уровней (ст. 10 БК РФ):

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов РФ (РФ) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты, в том числе:

а) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

б) бюджеты городских и сельских поселений.

3. Характеристика уровней бюджетной системы

Согласно ст. 11 БК РФ, федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который равен календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуется вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, предназначен для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение в случае безработицы, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в определенном порядке, который устанавливается федеральным законом или предусматривается БК РФ.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования, т. е. местный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Бюджет муниципального района, т. е. районный бюджет, и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, образуют консолидированный бюджет муниципального района.

Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет.

Бюджет субъекта РФ, т. е. региональный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Федеральный бюджет – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ образуют консолидированный бюджет РФ.

Целевой бюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда (ст. 17 БК РФ).

4. Бюджетное устройство. Межбюджетные отношения

Бюджетное устройство – это организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуры, взаимодействие входящих в нее бюджетов.

Бюджетное устройство определяется государственным устройством. Бюджетная система в унитарных предприятиях включает два звена: государственный бюджет и местные бюджеты.

В соответствии с БК РФ, бюджетная система федеративных государств состоит из трех звеньев: государственный бюджет, бюджеты членов федерации, местные бюджеты.

Государственная бюджетная система состоит из трех звеньев и включает: республиканский (федеральный) бюджет; 21 республиканский бюджет в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области; около 29 тыс. местных бюджетов.

Бюджетное устройство в РФ основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в государственную бюджетную систему.

Сложной проблемой в бюджетном устройстве является бюджетный федерализм, т. е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов.

Межбюджетные отношения – это отношения, которые возникают между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, которые связаны с формированием и исполнением соответствующих бюджетов (ст. 6 БК РФ).

Межбюджетные отношения основаны на следующих принципах:

1) распределение и закрепление расходов бюджетов по уровням бюджетной системы РФ;

2) разграничение регулирующих доходов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

3) равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюджетных прав муниципальных образований;

4) равенство всех бюджетов во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ;

5) выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований.

Для совершенствования межбюджетных отношений необходимо:

1) оказывать поддержку субъектам Федерации таким образом, чтобы оставить им стимулы к развитию собственных источников дохода;

2) сделать схему группировки территорий по экономическим районам.

Доходную часть территориальных бюджетов составляют закрепленные и регулирующие доходы, дотации и субвенции, а также кредитные ресурсы.

5. Федеральный бюджет

Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы РФ.

Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде федерального закона. Федеральный бюджет – это основное средство перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта. Через Федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые нужны для регулирования экономического и социального развития нашей страны и реализации ее политики. Его функцией является финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, которые связаны с развитием научной деятельности в стране, обеспечением обороноспособности государства, подготовки высококвалифицированных специалистов для РФ.

Средства федерального бюджета – это основной источник для финансирования перестройки экономики, развития прибыльных и перспективных направлений в сфере производства, освоения новых комплексов для производства.

В развитии искусства, средств массовой информации, культуры и других сфер человеческой деятельности федеральный бюджет играет основную роль.

Федеральный бюджет наделен неналоговыми и налоговыми доходами, поступлениями от целевых бюджетных фондов.

Статьей доходов федерального бюджета являются налоговые доходы, к которым относятся: 1) федеральные налоги и сборы, перечень и ставки указаны в налоговом законодательстве РФ, а пропорции их перераспределения в различных уровнях бюджетной системы РФ утверждаются Федеральным законом о федеральном бюджете на определенный финансовый год;

2) государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ;

3) таможенные пошлины, таможенные сборы и т. д. Основным источником доходов федерального бюджета (около 76 %) являются налоговые доходы. В федеральный бюджет поступают такие виды налогов, как: налог на добавленную стоимость и акцизы, составляющие около 40 % от общего дохода бюджета, налог на прибыль (около 10 %), налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции (около 8 %) (основное место в их числе занимают импортные пошлины). Остальную часть образуют подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами.

Неналоговые доходы составляют около 12 %. Это доходы от государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности, от продажи имущества, которое принадлежит государству, от продажи запасов государства.

Поступления от целевых бюджетных фондов – это около 11 % (Федеральный экологический фонд, Федеральный дорожный фонд и т. д.).

6. Расходы, финансируемые из федерального бюджета

В соответствии с законодательством РФ, из федерального бюджета финансируются следующие расходы:

1) обеспечение деятельности Президента РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

2) национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

3) функционирование федеральной судебной системы;

4) осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

5) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

6) государственная поддержка транспорта: железнодорожного, воздушного и морского;

7) государственная поддержка атомной энергетики;

8) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

9) исследование и использование космического пространства;

11) финансовая поддержка субъектов РФ;

12) статистический учет;

13) формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга РФ;

14) компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и других социальных выплат, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;

15) пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

16) проведение выборов и референдумов в РФ;

17) федеральная инвестиционная программа; обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней.

Средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного назначения.

Спецификой федерального бюджета является финансирование за счет себя общегосударственных расходов на оборону, международную деятельность, научные исследования. Федеральный бюджет финансирует 100 % общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 93 % – на научные исследования, 76 % – на правоохранительную деятельность, 89 % – на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Федеральный бюджет – это инструмент межрегионального перераспределения общегосударственных средств.

7. Региональные бюджеты

Региональные бюджеты – центральное звено территориальных бюджетов, которые служат для финансового обеспечения задач, лежащих на государственных органах управления субъекта РФ.

Целью региональных органов власти является обеспечение развития регионов, а также производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.

В последнее время наблюдается регионализация экономических и социальных процессов.

Роль региональных бюджетов усиливается.

С помощью региональных бюджетов государство проводит экономическую политику, выравнивая уровни экономического и социального развития территорий, которые в силу исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Разрабатываются региональные программы, которые финансируются из региональных бюджетов.

В соответствии с БК РФ, доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.

Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:

1) налог на имущество предприятий;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

Основные направления использования средств региональных бюджетов:

1) обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;

2) обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

3) обеспечение реализации региональных целевых программ;

4) формирование государственной собственности субъектов РФ;

5) осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;

6) обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов РФ;

7) оказание финансовой помощи местным бюджетам;

8) обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

Первое место в расходах занимают ассигнования на народное хозяйство (промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, связь, и др.).

Второе место – расходы на социально-культурные мероприятия (образование, культура и искусство, социальная политика) – свыше 25 %; расходы на управление и содержание правоохранительных органов составляют примерно 8 %.